Общество 
27.06.2015

«Они грамотнее, чем были мы, но, к сожалению, явно просматривается желание урвать…»

Опрос недели: В чем сила и в чем слабость нынешней молодежи?

Сегодня в России и в Татарстане отмечают День молодежи. А что думают эксперты «БИЗНЕС Online» о поколении 80 - 90-х? Насколько оно отвечает профессиональным требованиям, происходит ли в различных сферах жизни смена поколений? И кому собираются оставить в наследство свой бизнес и накопленный опыт Вячеслав Зубарев, Сергей Акульчев, Эдуард Юнусов, Рафгат Алтынбаев, Сергей Чернов и другие — об этом наш традиционный опрос недели.

518b1e6b6b4322ef21d2abdafe4.jpg
Сегодня в России и в Татарстане отмечают День молодежи (фото: edu.ru)

Марат Бибишев — экс-генеральный директор ОАО «Челныгорстрой»:

— Я вырос во время войны. Это были тяжелые времена, мы школьниками работали на колхозных полях, у себя в подворье. Все свое детство практически я провел в труде, потому что кто мог делать эту работу, были на фронте. Но я благодарен судьбе за то, что этому тяжелому труду был приучен. Мне этот труд тогда был, конечно, по нужде. Потом труд у меня превратился в потребность, а потом и в образ жизни.

Нынешняя молодежь, конечно же, не прошла такого воспитания, какое было дано нам. Этого, конечно, и не надо — голодать, пахать, трудиться с утра до ночи, как мы в военное время, но родители подчас не понимают того, что главное — это привить детям любовь к труду. Сами родители сегодняшних молодых людей трудились и трудятся, а детей своих к этому не приучают. Человека создал труд. Это главная формула жизни человеческой. Большая часть сегодняшней молодежь, не занята, не увлечена чем-то, а человек должен с детства быть увлечен, иначе он будет искать другие занятия, за которые закон карает. А родители сейчас говорят так: мы сами жили в трудностях, пускай хоть теперь дети не будут видеть этих трудностей. Это преступление родительское перед детьми, я считаю.

Молодежь сегодня заражена, я считаю, заразой капиталистического мировоззрения — делать деньги. Каждый пацан считает, что ему родители должны купить машину, причем более престижную, чем у его друга. Психология и философия жизни сегодня совершенно изменились. Чем это кончится — сказать сложно, но ничего особо хорошего от такого подхода к жизни я не жду. Смена поколений сейчас происходит по блату. Я нередко слышу о том, что дети подчас обвиняют своих родителей, говоря «те родители, которые заботятся о карьере своих детей — это хорошие родители, а вот те, которые не занимаются этим, предоставляя возможность своему чаду самому добиваться успеха в жизни, — это плохие родители». Представляете? Так что между родителями и детьми сейчас конфликтные ситуации возникают достаточно часто.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров УК «Транстехсервис»:

— Молодежь всегда критиковалась каждым предыдущим поколением, во все времена. Еще Лермонтов писал: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя». И это закономерно, потому что понятно: каждое новое поколение — это новое, другое поколение. Поэтому неудивительно, что нынешние молодые люди обладают отличительными чертами. Тем не менее думаю, что те лучшие качества, которые всегда присутствуют в людях — патриотизм, порядочность, честность, целеустремленность — есть у многих молодых людей.

Я бы хотел пожелать, чтобы все-таки молодые люди поняли и осознали, что добиваться успеха можно прежде всего целеустремленностью и трудом. К сожалению, труд иногда забывается, пропускается. Да, чтобы чего-то достичь, нужно очень много работать. Из сильных сторон современной молодежи, думаю, можно выделить то, что они менее закомплексованные, чем предыдущее поколение, более креативные, смелые в принятии решений. Отсутствие комплексов, большая уверенность в себе. Правда, порой это может быть и слабостью, если она не подкреплена реальным состоянием, реальными возможностями. Также слабыми сторонами я бы назвал то, что они менее терпеливые, менее усидчивые и трудолюбивые.

Пока никому не думаю оставлять свое дело, никуда не собираюсь уходить, а буду продолжать работать. А передать опыт готов всем желающим, которые того хотят.

Сергей Акульчев — совладелец кондитерской фабрики «Акульчев»:

— Молодежь у нас нормальная, вполне хорошие ребята. Это же они, молодые, Россию поднимают сейчас, несмотря ни на какие искусственно созданные кризисы. Если посмотреть на Россию 10-летней давности и сегодняшнюю — это же две разные совершенно страны. Сейчас за страну берет гордость, она сильная. В связи с этим и конфликты начинаются, начинают поджимать ее со всех сторон. Если говорить о профессионализме, то всех под одну гребенку нельзя грести — у кого-то его хватает, у кого-то нет. Но образование сейчас поднимается. Оно, по крайней мере, сейчас намного лучше, чем было в начале нулевых. 25 - 30-летние уже говорят на иностранных языках и гораздо легче найти 30-летнего парня, который говорит на иностранном языке, чем, скажем, 40-летнего. Я в самолете очень часто вижу молодых ребят, которые могут лететь, скажем, в Лондом, а из одежды у них с собой лишь... теннисная ракетка. Летят к друзьям поиграть в теннис и потом через три-четыре дня вернутся в Москву. Это нормально. Они прекрасно разговаривают на английском.

Что касается слабостей молодежи. Если вспомнить что говорили наши отцы о нашем поколении, что мы жизни не видели, что на все готовое пришли, что мы слабое поколение и т.д. И то же самое им говорили их отцы. Получается, что каждое поколение живет в более комфортных условиях и нам, людям среднего возраста, сейчас тоже кажется, что молодежь у нас расслабленная. Мы сами все делаем для того, чтобы молодежь жила достаточно комфортно, лишний раз не перенапрягалась, не испытывала каких бы то ни было стрессов. Это нормальная эволюция. Глядя на молодежь со стороны, иногда действительно кажется, что они какие-то расслабленные, жизни не видели и какие-то серьезные стрессы их могут сломать. Но на самом деле так и должно быть.

Смены поколений у нас пока не происходит. Мы, наверное, еще слишком молодые. Мы рано начали, и пока такой тенденции нет. Бизнес передавать буду, скорее всего, детям. Это семейный бизнес. Детей у меня много, и кто-то из них, думаю, обязательно примет его, не один — так другой. Они у меня уже на MBA — один на маркетолога, а второй по финансовой структуре пошел.

Владислав Иноземцев — директор центра исследований постиндустриального общества (Москва):

— День молодежи вызывает, разумеется, противоречивые ощущения, так как российская молодежь сейчас, на мой взгляд, лишена многих черт, которые обы­­чно присущи молодому поколению: готовности сомневаться во всем, желания как можно больше знать да и, в конце концов, элементарной беззаботности и стремления к риску. Мне кажется, что сегодняшняя российская молодежь в ее абсолютном боль­шинстве исключительно рациональна и готова к приспособленчеству ради до­стижения карьерного продвижения и материальных благ. Пару лет назад в Вы­сшей школе экономики, где я преподавал, из почти 100 слушателей моего курса около 85 сказали, что видят себя на госслужбе — там меньше ответственности и легче сделать карьеру. Главная проблема российской молодежи — это катастрофически искаженные социальные лифты в современном обществе. Образование значит сегодня ку­да меньше, чем связи и положение родителей, и так возникает замкнутый круг: самое хорошее образование получают, по сути, те, кто в нем не нуждается (так как у родителей есть деньги и связи) и кто потом им не воспользуется.

Стоит заметить, что молодежь сегодня довольно сильно отличается в зависи­мости от возраста. Вопрос о людях 1980-х и 1990-х годов рождения на самом деле бессмысленен — это два совершенно разных поколения. Люди 1980-х — самое, на мой взгляд, неудачное поколение: они вступили в жизнь тогда, когда время перемен закончилось и социальные роли были распределены. Максимум, что эти люди могли сделать и сделали, — это встроиться в систему и стать ее винтиками. Поэтому сегодня это озлобленное и в целом консервативное по­коление, с которым я бы не связывал никаких надежд. Поколение 1990-х отличается радикально: многие в нем подрастали в условиях высоких ожиданий (в том числе и от несостоявшейся «перестройки» Медведева), предельной откры­тости, максимального знакомства с интернетом, они знают языки и очень моби­льны. Я бы сказал, что именно это поколение изменит страну в будущем и во многом потому, что заметная его часть не любит страну в ее нынешнем виде.

Относительно того, считаю ли я необходимым готовить учеников и последо­вателей. Я не создатель научных школ, и я не уверен, что российская социа­льная наука когда-то возродится из того состояния догматической мифологии, в которое она сегодня превращена. Свою задачу я вижу в более простом деле: в передаче той молодежи 1990-х, о которой я говорил выше, понимания того, что они будут жить в постпутинской, намного более европейской России — в по­нимании, исходящем от людей, которые видели Россию допутинскую.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Я думаю, характеристику давать молодежи не стоит, как не стоит пытаться и воздействовать на нее. Ее нужно воспринимать такой, какая она есть. Мы ведь сами создаем условия для их развития, это все результат наших трудов. И, наверное, можно только порадоваться за них, за то, какие возможности у них есть в жизни.

Кому оставить свой бизнес и накопленные знания? Я думаю, самому трудолюбивому и самому успешному. И необязательно, чтобы это был кто-то из членов моей семьи.

Сергей Михеев — политолог (Москва):

— На мой взгляд, уровень профессиональных качеств молодежи 1980-х и 1990-х годов рождения на порядок ниже, чем у представителей более старших поколений. Амбиции и самомнение выросли, а уровень реальных способностей упал, квалификация растерялась. Они не готовы терпеть и усердно работать, чтобы добиться успеха. Сейчас идет тотальная депрофессионализация, на которую влияет ряд факторов: в первую очередь это реструктуризация экономики, случившаяся с распадом Советского Союза. Исчезли рабочие места, огромное количество людей просто не могли найти себе работу по специальности и были вынуждены ориентироваться на сферу услуг, поэтому молодежь стала ориентироваться на те виды занятий, которые дают быстрые и не очень сложные деньги, к примеру, торговля. Плюс к этому исчезла система профессионального среднего образования и серьезно снизилось качество высшего. Еще одна причина спада — серьезные перемены в мировоззренческом информационном климате. Последние 20 лет мы вместе с нашей молодежью слушаем разговоры о сладкой жизни и каком-то быстром необременительном успехе — это разрушает мировоззренческие и этические установки. Все хотят ничего не делать и все иметь, а при такой постановке вопроса сложно добиться настоящих профессиональных успехов.

У меня трое детей — им и передаю опыт. А что касается работы... Я публичная фигура, много выступаю и пишу, те, кто хочет что-то перенять у меня, будут слушать, смотреть и читать. Как говорится, невольник не богомольник, и если человек захочет увидеть и услышать, он получит знания. Но сам гоняться за кем-то я не хочу.

Наиль Бикмуллин — директор волжского завода строительных материалов Bikton и магазина стройматериалов «Еврокаскад»:

— Как правило, молодежью хочется гордиться, но, если честно, как человек, связанный с производством, могу сказать, что у нынешних молодых людей нет тяги к тому, чтобы связать свою жизнь, как раньше было, с заводом, с производством, с технологией. Не у всех, наверное, но у огромного количества, на мой взгляд, нет стремления, даже когда они учатся в вузе, стать большими профессионалами в той или иной области, связанной с высокими технологиями. Я не претендую на истину, но, к сожалению, это вынужден констатировать. Проблема кадров на современных производствах стоит большая, а у тех, кто приходит, уровень знаний, даже элементарной грамотности, к сожалению, крайне низкий.

Сила молодежи в том, что у многих из них незашоренный взгляд, они свободны от многих вещей, которые существуют у старого поколения. Но слабость в том, что очень быстро они хотят стать богатыми, крутыми, жить на широкую ногу, ориентируясь на Запад, где люди берут кредиты. Так вот, наша молодежь порой пытается поступить так же, с той лишь разницей, что работать так, чтобы выпутаться из этих кредитов и жить достойно, пока не умеют. Это мое субъективное мнение.

Смена поколений происходит. Конечно, есть среди молодежи умные, талантливые ребята, но, к сожалению, их очень мало. Они сейчас приходят устраиваться на работу, не имея ни профессии — ничего. Чуть-чуть поработают, и уже та работа, которая казалась еще несколько месяцев назад счастьем, через какое-то время перестает устраивать. Они думают, лучше что-то взять, перепродать и заработать больше. Когда спрашиваешь, кем они хотят стать, первым делом отвечают: менеджерами. На вопрос о заработной плате отвечают, что хотели бы получать от 50 тысяч рублей и выше. А начинаешь с ними беседовать, уровень знаний, способностей ниже плинтуса. Вот в чем вся беда.

Что касается моего дела, мой сын сейчас занимается им вместе со мной, хотя при этом параллельно занимается своими проектами, которые, надеюсь, принесут удовлетворение — и моральное, и материальное. А дочь, она же девочка, у них все по-другому. Но надеюсь, что и она тоже найдет достойное занятие для себя.

Сергей Чернов — вице-президент группы компаний «КАН Авто»:

— Я всю жизнь с комсомолом, молодежью, сам в этих структурах рос в СССР и даже пытался возродить в 90-е, работая на АвтоВАЗе. Молодость — это всегда здорово, и каждый год, когда наступает этот праздник, вспоминается все, что было хорошего. Глядя на современную молодежь, можно сказать, что она ничем не отличается по духу от той, которая всегда была в нашей стране. Молодежь настроена на успех, удачу, изменения, преобразования, и всю эту энергию молодые люди воплощают в том числе в нашей группе компаний.

Слабость поколения 80-х и 90-х в морали. Был ее недостаток в тот период времени, когда было не к чему стремиться, период, когда каждый был предоставлен сам себе. Сегодня идет преобразование, когда Россия снова начала подниматься с колен, и у молодежи есть то, что стоит культивировать: патриотизм, уверенность в собственных силах, знания, кипучая энергия.

Леонид Пресс — генеральный директор компании «СТЕН»:

— Есть разные молодые люди, очень толковые. В основном, конечно, все хотят получать много денег и при этом не сильно работать, но есть и очень толковые ребята — так всегда было. Есть те, с которыми очень приятно работать. Поколение 80-х и 90-х очень сильно избалованное. Когда мы были студентами, у нас ни у одного студента не было машины. Сейчас многие часто отдыхают за границей, имеют машины и не привыкли в жизни бороться. В моем бизнесе, конечно, происходит смена поколений. Люди стареют, уходят на пенсию, кадры меняются.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети 36,6:

— Я бы назвал поколение 90-х переломным. Оно воспитано на не самых хороших идеалах, оно более сложное. И потребности у них более сложные, и по отдаче, по ощущению жизни все сложнее. Если говорить о молодежи в возрасте 25 лет, сейчас они уже знают, чего хотят. У них есть определенные цели, к которым они двигаются, они более определены. А вот поколение 80-х, мне кажется, как раз менее определено в силу того, что их формирование шло в период, когда отсутствовала возможность к реализации, были финансовые сложности.

Если говорить о сильных сторонах, я имею в виду сейчас поколение 90-х - начала 2000-х годов, повторюсь, у них есть определенные цели. Из отрицательных сторон могу назвать то, что они хотят получить все и сразу, не делая при этом ничего, не отдавая ничего взамен. У них нет желания духовно обогащаться, это большой минус. У нашего поколения, у поколения начала 70-х, более духовные ценности, которые в нас закладывала советская школа. У нынешней молодежи этих ценностей нет. Например, они очень мало читают классическую литературу. Если начать о ней разговор, вряд ли они его поддержат. Наверное, им больше важны материальные ценности и ценности, которые связаны с благосостоянием.

Виктор Ермоленко — директор ООО «Фирма «МВЕН»:

— Я думаю, что еще не дожил до того возраста, чтобы ругать молодежь, обычно ее старики ругают. А если серьезно, нормальная молодежь не изменилось. Любой человек 10 лет учится в школе, потом 5 - 7 лет в вузе, а затем приходит на работу на предприятие и заново учится. А профессионалы — это те, кто хочет им стать. И у нынешнего поколения таких людей меньше не стало. На определенное количество людей в России рождается, определенное количество одаренных. Важно, чтобы государство создавало условия, чтобы они развивались в нужном направлении и оставались в России.

Что касается сильных и слабых сторон, думаю, маловато патриотического воспитания, патриотизма. Он начался только в последние годы, когда на нашу страну начали жать. Ведь когда есть патриотически чувства, легче работать с большими проектами.

В нашу сферу деятельности приходят разные специалисты, по-разному себя показывают. Кому-то не нравится, уходят, кто-то остается. А сказать, что нынешняя молодежь хочет всего и сразу, не могу. Я думаю, что эта черта свойственна конкретному человеку, а не поколению. Я свое дело передам специалистам, профессионалам. И хорошо, если получится совместить. То есть чтобы этими профессионалами были наши дети.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов, председатель совета директоров банка «Камский горизонт»:

— Старшее поколение всегда говорит: мы были лучше, чем нынешняя молодежь. Следующее за ним поколение говорит, что «мы тоже были лучше». Но я придерживаюсь другой точки зрения: для современной молодежи сегодня созданы все условия для самореализации.

Они более грамотные, чем были мы, но в нем, к сожалению, явно просматривается нежелание работать. Есть желание урвать, быстро заработать и затем неразумно потратить. Это, на мой взгляд, присутствует у большей части сегодняшней молодежи. Лишь 20 - 25 процентов умеют разумно распорядиться своим собственным потенциалом. Но молодежи нужно помогать. Молодежи должны быть доступны недорогие кредиты. Если государство хочет, чтобы в будущем мы стали более сильными, значит, оно должно вложиться, чтобы молодежь могла открыть свое дело, построить себе жилье и т.д. Я сторонник такого подхода, нужно помогать молодым. Как бы там ни говорили, но все-таки от человека самого в большей степени все зависит. От его инициативы, творчества, от умения себя реализовать и раскрыть свой потенциал. Сейчас многие пытаются уповать на то, что многое зависит от денег, но это не так. Есть много примеров, когда люди своей собственной головой, собственным старанием добиваются очень многого. Если раньше были ограничения в этом смысле, то сегодня их нет. Твори и добивайся успеха.

Смена поколений происходит не только в биологическом смысле, но в технологическом, информационном. Если 25 лет назад молодой человек попал бы в сегодняшнее время, он бы растерялся, безусловно. Опыт свой я пытаюсь передавать, конечно, своим детям, работникам банка, других структур, которыми мы занимаемся. Я всегда пытаюсь донести до них, что можно было бы сделать, чтобы без лишних телодвижений получить более быстрый эффект и лучшее качество. Жизненный опыт и мудрость накапливаются годами, они сами по себе к человеку не приходят.

Мунир Гайнуллов — гендиректор строительного холдинга «Домкор», депутат Госсовета РТ:

— Критиковать молодежь я считаю занудством и делать этого не буду. Считаю, что каждое поколение имеет свои плюсы и преимущества перед предыдущими поколениями . Я сегодня вижу разных ребят, но точно могу сказать, что они лучше нас, они как сильные ростки тянутся вверх, к успеху, они образованные, мобильные, целеустремленные и решительные. Думаю, что, говоря о молодых, использовать слово «профессионализм» не совсем корректно. Не может вчерашний студент обладать уровнем профессионализма по определению. Надо скорее говорить о том, с какими установками молодые люди приходят устраиваться на работу. Должен сказать, что нередко приходят и о профессионализме не думают, но зато настойчиво зарплатой интересуются.

Конечно, нынешнее поколение отличается от всех предыдущих. Потому что это ребята, выросшие в эпоху капиталистической России, в эпоху другого кино, другой литературы, в эпоху интенсивного развития технологий. Да, они другие, но у них и масса достоинств. Есть, конечно, тревожные факты. С одной стороны, много возможностей жить комфортно, красиво, весело, все технологично настолько, что происходит отрыв от реальной жизни. И это сказывается на формировании мировоззрения, характера. Парадокс, но новые возможности порой не развивают, а ограничивают молодых ребят в развитии. Причина: много, я считаю, потеряно фундаментального и важного в системе развития, воспитания, обучения...

Одним из ключевых принципов кадровой политики нашей компании является ротация кадров, а также верность правилу: опыт старших — инициатива молодых. Обязательно должно быть разумное сочетание молодости и опыта. Когда придет время, бизнес и накопленный опыт я передам своей команде. Я работаю с молодыми руководителями и, конечно, готовлю их к тому, что в какой-то момент они станут у руля холдинга. Будущее есть у того, кто передает свой опыт, много трудится, не боится видеть свои плюсы и минусы, шлифует себя изнутри и в итоге сам становится автором сценария своей жизни. Меня окружает именно такая молодежь!

Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата», президент ассоциации туристических агентств РТ:

— Молодежь, которая была в советское время, и современная молодежь — это та же самая молодежь. У кого-то большая степень профессионализма, у кого-то меньше. Конечно, сейчас молодые люди больше ориентированы на коммуникации при помощи различных гаджетов: iPhone, iPad и все остальное. Раньше мы собирались где-то в клубах, в парках, общалась друг с другом лично. И как раз в этом и заключается преимущество молодежи прошлых поколений в плане общения, контактов. Результативность в работе благодаря этому намного выше. Сейчас же порой мы общаемся с людьми в интернете и при этом не видимся по полгода.

У меня три сына, и я, конечно, оставлю свое дело, знания своим мальчикам. И надеюсь, когда они вырастут, продолжат дело, будут реализовываться.

Виталий Агапов — народный артист РТ, руководитель театра песни «Монлы Чаллы» и народного фольклорного ансамбля «Карендәшләр»:

— Я считаю, что поколение, в котором ты живешь, оно лучшее. Если молодежь считает, что она лучше, образованнее, современнее, то, скорее всего, оно так и есть, но старшее поколение всегда будет находить какие-то моменты, которые не были присущи его поколению. Это даже не недостатки, а скорее своеобразие, которое было присуще тому или иному поколению. Тем не менее есть сейчас и такие вещи, которых в нашем поколении отродясь не бывало. Скажем, нацизм или идеи ИГИЛ.

В слабости поколения 80 - 90-х годов виноваты лживые демократы и переходное правительство, которые переняли все плохое с Запада, а все хорошее свое забыли. Вины самой молодежи нет. Это упущенные моменты. То же самое образование, история. Те праздники, которые сейчас молодежь празднует, тот же самый Хэллоуин. Он же нам не присущ. Зачем он нам нужен? Душевного же в этом празднике ничего нет. Но тем не менее он вошел к нам.

Смену поколений у нас на татарской эстраде я наблюдаю. Я начал с 1994 года петь. И начиная с этого времени до 2004 года примерно на татарской эстраде был какой-то вакуум, какие-то суррогатные певцы стали появляться, московскую попсу стали перепевать, появлялись какие-то безголосые певцы. Было непонятно — то ли это русские певцы пытаются по-татарски петь, то ли наоборот. А в последнее время среди молодежи появились хорошие голоса, и меня особо радует, что они в своем творчестве начали возвращаться к истокам.

Опыт свой я передаю, безусловно, своим подопечным по театру «Монлы Чаллы». Я как раз занимаюсь тем, чтобы молодым талантливым артистам дать дорогу и толчок для дальнейшего развития. Помогаю им организовывать сольные концерты, выпускаю диски, а потом уже они самостоятельно должны двигаться дальше.

Павел Шацких — генеральный директор казанского завода «Электроприбор»:

— О молодежи я всегда думаю хорошо, сами такими были. Но что отличает нынешнее поколение, которое приходит на завод, особенно после окончания высших учебных заведений, — это то, что они приходят с явно завышенными ожиданиями. То есть предполагая, что, имея высшее образование, они сразу начнут получать какие-то серьезные заработные платы, высокие должности. А ведь по большому счету после вуза человек имеет лишь первичные знания, базовые, которые необходимо развивать на предприятии. И не все готовы вставать на путь развития, сразу ждут чего-то большого.

Из сильных сторон могу выделить, пожалуй, амбициозность. Не самое хорошее качество, но в какой-то степени важное. То есть это и хорошо, и плохо. Да, смена поколений происходит, но, к сожалению, разрыв между поколениями очень высок. На сегодняшний момент работают либо люди уже зрелого возраста, ближе к 60 годам, либо приходят выпускники учебных заведений 23 - 25 лет. А вот поколение рабочих 40 - 50 лет уже не приходит. Почему? Это все последствия 90-х годов. На тот момент люди находились в возрасте, который требовал обеспечения семьи, требовал каких-то активных действий по части зарабатывания денег. А принимая во внимание упадок промышленных предприятий в начале 90-х годов, они были вынуждены искать другое место работы, зачастую не по специальности, но обеспечивающее какой-то уровень дохода для выживания.

Марат Нуруллин — генеральный директор ООО «Автомастер», депутат городского совета Набережных Челнов:

— Молодые — это всегда лучше, чем предыдущее поколение. Как только молодежь станет хуже, чем предыдущее поколение, это значит пришел конец света. Мне лично очень нравится современная молодежь. Я делаю ставку в своей работе только на молодежь, это сплав энергии, желания, определенных знаний. Может быть, им не всегда хватает опыта, но мы всегда подскажем, когда нужно. Все, что есть внешнее, наносное в нашей молодежи, — это все ерунда. Главное, что они умеют и хотят работать. У меня, по крайней мере, такие ребята есть. Профессионализма у них больше, чем у нас. Они знают гораздо больше, чем мы, они мыслят совсем по-другому, не так, как мы, и это абсолютно правильно.

А что касается слабостей, то они были у всех поколений. Когда старшее поколение начинает ворчать, что молодежь, дескать, не так себя ведет, не так одевается, я им всегда говорю: «А вы вспомните себя, когда вы были в этом возрасте!» Если вспомнить, что мы вытворяли в свое время, то у нас сегодня просто золотая молодежь по сравнению с нами. Я, например, в свое время был гораздо хуже, честно признаюсь, чем нынешнее поколение 80-х и 90-х. А то, что нам не нравится в молодежи то или это, просто нужно признать, что мы отстаем, это уже немного старческое пыхтение. Надо смириться с тем, что молодежь все равно права.

Смена поколений у нас в компании, безусловно, происходит и на уровне руководителей производств, и на уровне конструкторов, и на уровне менеджеров продаж. Продавать и продвигать продукцию по-новому может только молодежь. У меня старше 30 лет в продажах никого нет. Я пока не думал о том, кому оставить бизнес. Пока у меня есть, слава богу, желание и возможности самому бизнесом заниматься. Придет время, буду думать, но пока считаю, что рановато.

А вы доверяете молодым ключевые позиции в бизнесе? (27.06.15-29.06.15)
24%Нет, у современной молодежи максимум амбиций и минимум знаний
9%Конечно, они лучше адаптированы к нынешним условиям ведения бизнеса
31%Уровень профессионализма сотрудника не зависит от его возраста
36%В любом случае в нашем бизнесе все решают родственные связи
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.06.2015 09:30

    Со взрослых берут пример....Это по поводу урвать....

  • Анонимно
    27.06.2015 09:35

    В обществе нет идеологии - отсюда все прооблемы. Молодежи не на что ориентироваться. Нет Героев. Вместо них герои шоу- бизнеса непонятной ориентации и непонятного поведения существа. Нет Цели.

    • Анонимно
      27.06.2015 10:21

      Слава богу, что нет Героев! 70 лет советской власти вас ничему не научили?! Идеология использовалась как средство подавления, способ держать в узде общество

      • Анонимно
        27.06.2015 10:47

        Если нет Героев, то появляются (создаются) Фальш- Герои. Они, как Сусанин, ведут молодежь в топкое болото жизни. В лучшем случае это герои типа красавчика Роналдо, а могут и бородатые женщины.

  • Анонимно
    27.06.2015 09:37

    В условиях распада России вся надежда на семью, ее традицию. Но и она пасует перед превратностями жизни. Богатые редко умеют воспитывать своих чад, с детства не держа их в ежовых руеовицах.

  • Анонимно
    27.06.2015 10:29

    насчет грамотной молодежи это большой вопрос- классику не читают (кто такой чичиков или павел корчагин знают от силы 20 проц) все время проводят или в соцсетях или в кофейне

  • Анонимно
    27.06.2015 10:31

    главные герои современной России, это присевшие у кормушки чиновники, которые за наши деньги строят себе красивую жизнь.
    К этому вся молодеж и стремится

  • Анонимно
    27.06.2015 10:35

    Проблем с молодёжью 80-90х годов рождения нет. Среди них много толковых бизнесменов,инженеров,юристов,специалистов iт.
    проблема в том что они не могут реализовать в полном объёме свои наработки а это вина 100% поколения 50-70х рождения!!! Им кажется что они умнее,опытнее и знают как правильно жить и работать.
    Старшее поколение живёт иллюзиями и скучает по своему прошлому но реальность изменилась и надо адекватно реагировать на современные веяния времени.

    согласен что среди поколения 80-90х много мошенников,аферистов но в старших поколениях их не меньше.

    выход один !!! Дайте молодёжи дорогу и помогайте а не мучайте их своими нравоучениями.

    • Анонимно
      29.06.2015 10:31

      да всегда так былокогда старшее поколение брюзжит на младшееи пытается максимально усидеть на своем месте ничего не меняя

  • Анонимно
    27.06.2015 10:42

    Урвать все хотят - потому что видят как живут их сверстники, но родившиеся в более удаЩливых семьях.

  • Анонимно
    27.06.2015 10:43

    Красивая бездельная жизнь из клипов тимати с красивыми авто.девочками.клубами.пляжами

  • Анонимно
    27.06.2015 10:51

    Не надо судить одним махом все поколение, так же как и не стоит на какое бы то ни было поколение равняться. Таким методом, многих из вышеперечисленных и их ровесников можно обвинить в развале страны и пестовании мусорско-чиновничье-воровской "мечты" на всех уровнях. Однако, понятно, что среди них, большинство, прекрасные профессионалы. Вообще прекрасный показатель, если ты начал брюзжать про "а в наше время", значит ты стареешь.Доброго дня всем.

  • Анонимно
    27.06.2015 11:02

    власть воспитала умышленно поколение потребителей,покажи им баунти, они и родину продадут

    • Анонимно
      27.06.2015 11:44

      ну потомучто власть такая же.
      как можно верить патриотическим речам людей, чьи дети живут на западе.

  • Анонимно
    27.06.2015 11:42

    Не говорите ерунды за баунти Родину никто не предаст, я сам молодой 86 года рождения, работаю на заводе . Готов работать ради страны и дальше одна загвоздка нет карьерного роста, как пришел так и сидишь получаешь грамоты и т д. Потому что все сверху занято своими людьми. Желание сейчас уеХать в Москву , там во первых ценятся знания и опыт и другое отношение к молодежи. Татарстан это местечковое место для своих.

    • Анонимно
      27.06.2015 14:13

      Вы спешите молодой человек!

    • Анонимно
      27.06.2015 14:56

      А на какое место вы рассчитываете в Москве?

      • Анонимно
        27.06.2015 15:35

        Для начало расчитываю на место инженера и т д. Дальше больше, готов работать по 24 часа в сутки, во мне много энергии и идей. Не могу реализовать здесь , ударяюсь о бюрократию и то что нет связи.

    • Анонимно
      27.06.2015 15:05

      Смело езжай, ты во всем прав.

      • Анонимно
        27.06.2015 21:00

        Конечно езжай пока молодой,здесь ловить не чего если нет связей.

    • Анонимно
      27.06.2015 15:07

      В МСК более ценят людей, там важна эффективность в первую очередь а уже потом фамилия, и масштаб другой родственниками сложно все перекрыть.

      • Анонимно
        27.06.2015 16:23

        К ком 15.07. Вы все свои познания про востребованность в Москве из Казани пишите? Или только для того, чтобы очередной раз плюнуть в РТ?

        • Анонимно
          27.06.2015 23:05

          Все верно он написал. Я с ним полностью солидарен. Живу в Казани, работаю здесь же в московской компании.

    • Анонимно
      29.06.2015 12:31

      вы еще молоды, но у вас уже есть проблемы, еще годик другой и посмотрим что будет с вами, если вы уже чувствуете себя чужим на празднике жизни.Когда у вас будут дети 1 иди 2, когда они будут расти, будут просить у вас, вот тогда вспомните свои изречения.

  • Анонимно
    27.06.2015 12:58

    По моему в целом нормальное поколение ни чем не хуже предыдущих , да есть немерянные амбиции, самоуверенность непробиваемая, желание разбогатеть по мановению волшебной палочки, но это по моему возрастное - подрастут, оботрутся,и станут в большинстве своём как все.

  • Анонимно
    27.06.2015 16:20

    ..Ох уж эти "эксперты", которые ставят крест на целых поколениях))..

  • Анонимно
    27.06.2015 17:37

    Полностью согласна с Владиславом Иноземцевым.

  • Анонимно
    27.06.2015 17:42

    Сила в родителях чиновниках

  • Анонимно
    27.06.2015 18:10

    деформация волинеобязательностьнепунктуальностьза слова не отвечаютусилия не любятстараться не привыкликорыстолюбиеденьги превыше всегопринципов нетподавай красивую жизньмораль и этика размытыпро литературу лучше не надо!..о ком, интересно, я сейчас))таких 80%. остальные 20% реально шикарные

  • Тагир
    27.06.2015 21:10

    У нас сейчас ценности демонстративного потребления, то что в штатах было модно лет 15 назад. Но тогда экономические кризисы (когда теряются накопления) были не так часты, как сейчас. Это наложение дало бОльшие амбиции, чем у людей постарше, но при этом дало и понимание, что в нестабильном мире нет смысла планировать надолго. Именно поэтому преобладает желание "урвать сейчас". В бизнесе люди постарше привыкли очень долго целиться. Нынешнее же поколение старается сразу стрелять, а разбираться уже походу боя.

  • Анонимно
    27.06.2015 21:43

    То что они грамотнее это вряд ли.В желании урвать молодежь обвинять нельзя .Это естественное желание в нонешнее время так как молодежь видит как урывают взрослые.Печалит что мало умной молодежи,культурной молодежи.Единственное что общего в современной молодежи в большинстве своем на мой взгляд что это европейский стиль жизни а не какой нибудь другой и это радует.У сегодняшней молодежи к сожалению мало социальных лифтов и будущее большинства из них не совсем понятно.У меня предчувствие что трудно будет пожилым людям от большинства этой молодежи так как многие нравственные ориентиры на низком уровне.Поэтому надо надеяться только на себя как этой молодежи так и всем остальным.По моему мнению у нас в Татарстане будет легче деревенской молодежи не в плане того лучше она или хуже а в том плане что родственные связи пока еще очень сильные.

  • Анонимно
    27.06.2015 22:23

    По большому счету почти все в любом обществе это психология и психиатрия.По моему мнению основной тренд в ближайшем будущем и в среднесрочной перспективе в молодежной среде будет проходить в психологической борьбе между деревенской молодежью которая завоевывает города и городской.У деревенских в этой психологической борьбе шансов намного больше.Очень многое зависит от высшего образования.Молодежь на мой взглад делится на три поколения.Первое это кто сами получил высшее образование а их родители не имели его.Второе поколение это у кого родители имели высшее образование и их дети тоже.Третье поколение это у кого дедушки,бабушки,родители и они сами имеют высшее образование.Все остальное в жизни на мой взгляд исходит из этого и это уже вопрос "повадков".В этой "борьбе" я проиграл по обьективным и логичным причинам.Как в песне много нас а он один.

  • Анонимно
    28.06.2015 00:28

    Молодежь хорошая,умная,добрая, но,к сожалению,мало читает,не интересуется историей своего народа,своей страны,находится под прессом федеральных СМИ.Местные краснобаи делают много,но в итоге,как всегда,либо автомат Калашникова,либо личная выгода.Молодым нужно учиться у наших предков мудрости.Челове,живущий не по традициям своих предков-пустой,никому не нужный человек.Смело идите во власть,сметайте все гнилое.

  • Анонимно
    28.06.2015 21:46

    Самое лучшее поколение было, развитие которого пришлось на период оттепели. Период физиков и лириков, период небывалого развития науки и искусства (Королев, Ландау, Гагарин, Евтушенко, Вознесенский и т.д.). Почитание интеллекта было величайшим. Сейчас почитание лжеинтеллекта, лженауки.

  • Анонимно
    28.06.2015 22:09

    Да все одинаковые, те же яйца, только в профиль.

  • Анонимно
    28.06.2015 22:46

    Ну спасибо господа эксперты за поколение 80_х. Оказывается рожденные в 80 это жадные и глупые люди и надежды нет. Сам 83 года. По поводу зарплат так это не к нам восьмедисятникам, это к правительству. Инфляцию господа мы не контралируем... То что происходит в стране это к Вам великим. Под Вашем управлением страна вместе с нами, рождеными в 80 попала в ситуацию скажем так - не айс. И вот вопрос где же взять денег на покупку квартиры в при зарплате 25000 - 35000 рублей? Ипотеку платить как? Наше поколение путь дикого капитализма по-русски НЕ ВЫБИРАЛО. Песня понятная, старая и известная. Кризис идет - а работники зарплату требуют негодяи... А собственно почему наемные работники-батраки должны относиться к чужому бизнесу как к своему??? Деньги-время-работа. Не ставят задачи- значит получаем зарплату за проведенные часы на работе. Не надо думать что исполнитель должен развивать чужой бизнес. Не можете сами ставить нанимайте топов которые “дебилам“ из 80х скажут что делать :)))

  • Анонимно
    28.06.2015 23:12

    Эх Владислав Иноземцев... Сочувствую Вам... Нельзя же быть таким злым. Вот Вы в разных источниках высказываете противоречивую свою позицию. Например - http://www.mk.ru/economics/2015/06/08/budem-zhit-po-brezhnevu.html. На бизнес онлайн другую. Вот как Вас понять, что Вы хотели сказать

  • Анонимно
    29.06.2015 08:30

    Вот ВЫ- поколение 80-х обвиняете предыдущих в том, что они создали ужасное общество с ужасными проблемамм. Вы теперь тоже большие, за многое в ответе. Тогда где честные выборы? Почему Вы не противостоите этому лицемерию? Вырастут ваши дети и спросят "Родители почему я живу в такой стране,почему я нищеброд?"

    • Анонимно
      29.06.2015 09:32

      Так как же вы допустили развал СССР ? Вы жившие в оттепели прекрасной? Так именно вы виноваты в воспитании 80-90 годов? Вы были заняты дележами и распутством? Вы торговали на рынках не имеющие принципов? У кого мы должны были учиться? Вы общество 50-70 воспитали нас , так пожинайте плоды своего воспитания! Вы жили ради себя а не общество так сейчас общество вам платит тем же!

      • Анонимно
        29.06.2015 13:25

        Ага , мы допустили развал ...Уж вы бы конечно такого не сделали !

  • Анонимно
    29.06.2015 11:11

    Поколение 80-х ни в чем не виновато.Утверждение: период оттепели был лучшим-просто констатация факта. Придет еще вторая оттепель, длительная.

  • Pobeda
    29.06.2015 11:37

    но нужна помощь со стороны старшего поколения, которые по достижению 59 летнего возраста (мужчины) закрываются в себе и не передают свои знания и опыт умышленно, хотят проработать все больше и больше! А молодые специалисты ждут, ждут и ждут пока освободятся рабочие места с более высокой зарплатой! У молодых потенциал и желания больше надо им только немножко помочь, а у нас к сожалению наоборот! Надо готовить кадров на замену, а пенсионеров провожать достойно сразу по достижению пенсионного возраста со словами благодарности!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль