Общество 
20.08.2015

Александр Груничев спустит цены «Аэрофлота» с небес на землю?

Татарстанские антимонопольщики расследуют, почему для двух соседей по рейсу Казань — Москва стоимость билета может отличаться в три-четыре раза

Сегодня УФАС по РТ рассмотрит дело в отношении федерального «Аэрофлота», заподозренного в завышении цен. Жалобу на авиакомпанию подали три жителя Татарстана, которым билеты экономкласса в Москву обошлись аж в 23 тыс. рублей. Как выяснилось, у авиакомпании — целых 11 почти ничем не различающихся, кроме цены, билетных подклассов. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что подобные схемы в порядке вещей, но говорить об обдираловке на фоне убытков авиаотрасли в 20 млрд. рублей не приходится.

У «АЭРОФЛОТА» НАШЛИСЬ ПРИЗНАКИ ДОМИНИРОВАНИЯ

Первое рассмотрение дела в отношении ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», исход которого в потенциале может затронуть всю авиаотрасль страны, состоится сегодня в УФАС по РТ. Антимонопольщики заподозрили, что с начала 2014 года крупнейшая авиакомпания России установила необоснованные цены на направлениях Казань Москва и Москва Казань.

Основанием для рассмотрения иска стали три обращения от граждан, в которых они жалуются на дорогие билеты в экономклассе, сообщил газете «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел. Ведомство установило, что, согласно сайту «Аэрофлота», у перевозчика есть экономкласс как за 6 - 10 тыс. рублей, так и за 23 тысячи. «Сами представляете, что 23 тысячи за экономкласс — это не совсем экономкласс», — обращают внимание антимонопольщики и добавляют, что самые дорогие билеты в этом сегменте по данному направлению выявлены именно у «Аэрофлота».

Выяснилось, что в рамках одного класса обслуживания у перевозчика существует множество так называемых подклассов бронирования с самым широким диапазоном цен. Так, в экономклассе существуют целых 11 подклассов, некоторые из них между собой различаются, как считают в УФАС, несущественно (например, по сроку действия обязательства по перевозке), но имеют разительное отличие по цене.

«В итоге вы можете купить билет за 20 тысяч рублей, а ваш сосед — за 8 тысяч», — отмечают в УФАС. В отношении бизнес-класса у перевозчика подобной широты предложения нет, но не исключено, что в ходе рассмотрения дела претензии возникнут и по нему.

Антимонопольщики отмечают, что в ходе разбирательства проверят и долю «Аэрофлота» на рынке перелетов между двумя городами. «Монополистами их называть некорректно, но имеются признаки того, что они занимают доминирующее положение», — констатируют в управлении. И хотя за нарушение нормы закона о защите конкуренции «Аэрофлоту» грозит вполне смехотворный штраф — 1 млн. рублей, может быть создан прецедент и, самое главное, скорректирована ценовая политика.

50 ТЫС. ЗА ПОЛТОРА ЧАСА В ВОЗДУХЕ

Всего сегодня из Казани в Москву и обратно можно улететь 16 рейсами различных авиакомпаний. У «Аэрофлота» — больше всех, а именно 6. Согласно сайту ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК), самые дешевые (на момент подготовки материала) билеты у Red Wings (два рейса от 5,3 тыс. рублей), самые дорогие — у «Аэрофлота» (три рейса по 8,2 тыс. рублей и два по 9,7 тыс.). Впрочем, у национального перевозчика РФ есть более доступный рейс — по 7,2 тыс. рублей. Также на данном направлении работают «ЮВТ-Аэро» (два рейса по 5,4 тыс. рублей), Transaero (один рейс по 6,15 тыс.), S7 (пять рейсов по 7,4 тыс. рублей).

Интересно, что цены на сайте самого «Аэрофлота» отличаются от предложения МАК в большую сторону. Скажем, на завтра имеется 6 прямых рейсов, на которых можно купить места в экономклассе от 6,8 тыс. до... 21,8 тыс. рублей и в бизнес-классе от 31,8 тыс. до 41,8 тыс. рублей. Если выбирать на неделю вперед, то на выбор представлены 17 рейсов, сообщает сайт МАК. Самый доступный у «ЮВТ-Аэро» (4,3 тыс. рублей), самый дорогой у S7 (7,4 тыс.). Билеты «Аэрофлота» чуть ниже этой самой высокой планки — 7,2 тыс. рублей. Опять же более богатый выбор на сайте самой авиакомпании — из шести прямых рейсов бюджетные билеты по цене от 6,8 тыс. до 21,8 тыс. рублей. Бизнес-класс — от 31,8 тыс. до 51,8 тыс. рублей.

Изучив этот порядок цифр, УФАС потребовало от «Аэрофлота» объяснений: из каких затрат формируются цены, варьируемые в столь широком диапазоне, каково их экономическое обоснование при том, что класс обслуживания один и тот же? На данный момент объяснения авиаперевозчика неизвестны, но УФАС предполагает, что чем выше спрос на конкретный рейс, тем дороже открываются подклассы бронирования, а дешевые предложения убираются из продажи. Антимонопольщики обнаружили, что стоимость билета может не зависеть от времени его покупки, хотя обычно чем раньше приобретается заветный квиток, тем дешевле. К примеру, если многочисленная делегация выкупила почти весь салон и осталось только 20% мест, то на продажу за две недели до вылета будут выставлены только дорогие билеты. Если же в последний момент вылет делегации сорвется, то можно будет и за два дня до вылета купить дешевые билеты, так как освободится много мест.

Позицию «Аэрофлота» по поводу «притязаний» УФАС узнать не удалось — в течение нескольких дней авиакомпания так и не смогла откликнуться на запрос «БИЗНЕС Online».

ВТОРОЙ РАУНД БИТВЫ

Отметим, что за плечами татарстанских антимонопольщиков уже есть опыт победы над «Аэрофлотом» по схожим основаниям. В 2013 году УФАС по РТ установило, что стоимость авиабилетов экономкласса у авиакомпании за два дня до вылета втрое выше, чем при его приобретении за месяц. Кроме того, комиссия в рамках рассмотрения дела посчитала, что уровни тарифов «Аэрофлота», применяемые в 2011, 2012, 2013 годах, необоснованно высоки и утверждены без всякого экономического, технологического и иного обоснования. Отметим, что в преддверии Универсиады изменение стоимости билетов на перелет из Москвы в Казань стало настолько очевидным, что эмоционально обсуждалось в соцсетях. Тогда газета «БИЗНЕС Online» выяснила, что цены на перевозки выросли в разы, например, перелет с «Аэрофлотом» из Шереметьево в столицу Татарстана влетал в 49,6 тыс. рублей.

«Аэрофлот» пытался оспорить решение УФАС в арбитраже, однако проиграл процесс и в 2015 году выплатил штраф в 650 тыс. рублей. И вот новая серия.

Эксперты «БИЗНЕС Online» из авиатранспортной отрасли отмечают, что вообще-то динамическое ценообразование используют многие крупные авиакомпании не только в России, но и в мире: чем больше спрос, тем, дескать, дороже услуга. Однако исход дела все равно предсказать трудно. К примеру, недавно ведомство Александра Груничева, недовольное тем, что вся сахарная отрасль России ориентируется на индикаторы цен, рассчитываемые Институтом конъюнктуры аграрного рынка, добилось права проверить ценообразование у всех 76 заводов России. Так что можно предположить, что и всех авиаперевозчиков, задирающих цены до небес на популярные рейсы, может постичь та же участь.

Ведомство Александра Груничева уже имеет опыт победы над «Аэрофлотом» по схожим основаниям
Ведомство Александра Груничева уже имеет опыт победы над «Аэрофлотом» по схожим основаниям


«МИНИМУМ НА 20 МИЛЛИАРДОВ АВИАКОМПАНИИ ПРОСПОНСИРОВАЛИ СВОИХ ПАССАЖИРОВ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам высказать свое мнение относительно спора между УФАС и «Аэрофлотом».

Олег Пантелеев — главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт»:

— Впервые система управления доходами была введена в мировой авиаотрасли примерно в 70-х годах. Это некий программно-аппаратный комплекс, который помогает управлять тарифами для максимизации доходов. И сегодня все крупные авиакомпании во всем мире используют близкие методы... На мой взгляд, претензии ФАС противоречат здравому экономическому смыслу и бизнес-моделям, принятым не только в авиакомпаниях всего мира, но и плотно укоренившимся в учебниках по микроэкономике: «Товары и услуги повышенного спроса продаются по повышенной цене. Не пользующиеся спросом — продаются со скидкой, для того чтобы этот спрос стимулировать». Также антимонопольщикам следует обратить внимание на Воздушный кодекс, в котором указано, что установление тарифов является прерогативой авиакомпании... Вообще, авиационная отрасль России за прошлый год сгенерировала убытки более чем на 20 миллиардов рублей, а антимонопольщики считают, что авиакомпании наживаются на простых пассажирах. Хотя получается, что минимум на 20 миллиардов авиакомпании проспонсировали своих пассажиров.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Система действует следующим образом: как только идет быстрая покупка билетов на определенный рейс, дату, программа начинает закрывать дешевые тарифы. Здесь нет такого, что передние шесть рядов по одной цене, следующие ряды — по другой. Все регулируется программой, и соседние места могут сильно отличаться по цене. Подобная схема ценообразования есть почти у всех крупных авиакомпаний. И если возбуждают дело в отношении «Аэрофлота», то возникает вопрос, почему такая выборочность. Тем более что «Аэрофлот» не монополист. Да, его доля немаленькая (между Казанью и Москвой, я думаю, около 60 процентов рейсов — у «Аэрофлота»), однако конкуренция существует, люди могут выбрать более дешевые билеты у других компаний... Есть и другая сторона медали. Нужно понимать, почему клиенты выбирают «Аэрофлот». У них новые борта — не старше пяти лет, также компания тратит больше денег на безопасность, на подготовку полетов, постоянно увеличивается количество направлений, у них очень хороший аэропорт — Шереметьево. Ты платишь дорого за то, что получаешь гарантированный сервис. Также есть бонусные мили, программа лояльности и акции. По моему мнению, сейчас «Аэрофлот» даже лучше, чем, например, Lufthansa.

Рамис Музипов — руководитель практики юридического агентства «Юнэкс»:

— По общему правилу запрещаются действия по установлению монопольно высокой или монопольно низкой цены, если это приводит к ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц. Между тем на практике наличие указанных обстоятельств достаточно сложно доказать. Судебная практика по данному вопросу разнообразна. Чаще суды встают на сторону ФАС, но есть и исключения. Так, в одном из аналогичных дел суды признали правомерным такое поведение авиаперевозчика, указав, что его тарифная политика обусловлена сезонными изменениями спроса, увеличением трансферного потока на рейсах. В другом деле окружной суд пояснил, что применение «плавающего» тарифа — это обычная мировая практика.

Как добиться снижения цен на авиабилеты? (20.08.15-21.08.15)
5%Единственный путь – госсубсидии на авиаперевозки
43%Цены на авиабилеты – это полный произвол, их надо жестко регулировать
7%Тарифы вполне адекватные, рынок сам все регулирует
44%Только повышать конкуренцию, привлекать новые авиакомпании
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.08.2015 08:20

    Если заранее приобретать билет, вроде еще ничего. Но вот ведь какая штука, хотел купить билет в Питер на следующей неделе из Челнов. Стоимость 35 000! рублей в экономе. Это Аэрофлот. А обратный рейс для сравнения стоит всего 8 000 рублей. Что самое интересное, у самого Аэрофлота этого билета нет, он есть на сайтах-трейдерах.

    • Анонимно
      20.08.2015 09:11

      Не говорю сейчас о времени вылета-прилета и днях вылета. S7 до Питера и обратно 10 тыс. руб.!!! ))) Сказака! Правда с пересадкой в МСК, но время стыковки не более 3 часов. Вот это я понимаю.

      • Анонимно
        20.08.2015 19:24

        Давайте обсудим вопрос того, что Аэрофлот ежегодно забираете себе 300 млн долларов за пролет иностранных авиабилеты компаний над территорией России. Хотя эти деньги ложны делиться между всеми авиакомпаниями РФ.Значит Аэрофлот должен на эти 300 млн долларов сделать дешевле других. Арифметика проста. 300 млн *65=2трлн руб. 2трл руб: 8 млн пассажиров в год. Каждый билет должен быть на 3000 рублей дешевле, чем у s7 или Трансаэро.

    • Анонимно
      20.08.2015 11:58

      Заранее купил билет аэрофлота из Казани в Питер за 5763 руб. Еще страховка за 300 руб. Итоговая стоимость билета 6063 руб.

      • Анонимно
        20.08.2015 16:02

        Заранее, не всегда удобно, меняются планы, либо возникает острая необходимость. Из Нк в Питер за два дня до вылета покупал, как уже писал выше, за 10 000 туда и обратно.

  • Анонимно
    20.08.2015 08:21

    С бизнес классом также, только цены две

    • Анонимно
      20.08.2015 14:05

      Только своя авиакомпания нужна,престиж,работа и демонстрация флага.Учитесь у Уральских и Оренэйра.

      • Анонимно
        20.08.2015 15:41

        А своя авиакомпания за бесплатно будет перевозить пассажиров?!

  • Анонимно
    20.08.2015 08:29

    Это не Аэрофлот ли забирает себе деньги за транзит самолётов других стран?

    • Анонимно
      20.08.2015 08:56

      да!! именно так. это назвыается роялити. Ноги растут далеко далеко на верхушке власти

      • Анонимно
        20.08.2015 10:35

        Нет. Называется это "роялти" - вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз и т.д. А рояли это нечто другое)))

        • Анонимно
          20.08.2015 10:52

          не умничайте, одна буква лишняя. суть не меняется, аэрофлот живет за наш с вами счет, за счет государства

          • Анонимно
            20.08.2015 15:49

            А если две лишних буквы? Суть поменяется? Умным быть не грех! А вы определитесь - за чей счет, за ваш или за счет государства... У нас вся чиновничья братва живет за счет бюджета. И?

  • Анонимно
    20.08.2015 08:30

    сгенерировали убытков на 20 млрд, а иностранцев пускать боятся.Никто в убыток не летает. Пусть лучше следствие вернет эти озвученные 20 млрд.

  • Анонимно
    20.08.2015 08:36

    Обирают наших граждан!

  • Анонимно
    20.08.2015 08:41

    Если покупать все билеты заранее- то никаких проблем нет. Летаю по 45-50 раз в году Аэрофлотом и готов переплатить 10-15% за безопасность, полеты по расписанию и комфортный трансферт в Шереметьево.

    • Анонимно
      20.08.2015 08:51

      сидите дома, на фига куда-то летать и деньги целее останутся...:-)...

    • Анонимно
      20.08.2015 09:10

      Если бы 10-15%, то без проблем. Не далее, как полторы недели назад летали через Москву на отдых. Билет обратно Москва-Казань Аэрофлотом стоил 19000 руб на человека (и это за 3 недели до полета). Причем, вечерние рейсы на этот день ТОЛЬКО Аэрофлот. Вылеты в районе обеда были по 5000 (S7, Норд), против 19000 Аэрофлотом. ФАС точно есть чем заняться.Пришлось ехать домой на поезде за 20000 полное купе.

    • Анонимно
      20.08.2015 10:02

      Поддерживаю, сегодня Аэрофлот вне конкуренции, в России, они сильно выросли по качеству.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:35

    У РЖД есть сейчас отличный двухэтажные купе по цена 2-2,5 тыс/чел. Чем не альтернатива? К чёрту этих авиаперевозчиков. До Москвы можно и поспать спокойно в поезде.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:41

    Нормальная, обычная тарифная практика всех авиакомпаний в мире. И зачем шум поднимать? Сколько авиакомпаний летают из Казани в Москву? Вот и выбирайте и летите. Не нравится - езжайте поездом. А еще дешевле на своем авто...А что не возмущаетесь, например, разбросом цен на бытовую технику?! Вот, например, одинаковые модели ТВ - набор функций идентичен, дизайн практически один в один, но при этом Сони будет стоить дороже, чем какой-нибудь Телефункен или Акай. А что антимонопольщики не озабочены ценами на бензин, на услуги ЖКХ? Вот где лучше бы свою энергию тратили и добивались реальных результатов, нужных для гораздо большего количества граждан!!!

  • Анонимно
    20.08.2015 09:41

    Почему в Шереметьево из КЗН летает только Аэрофлот???? Это монополия! В Домодедово вон и S7, и Трансаэро, и Red Wings, и Уральские авиалинии....

    • Анонимно
      20.08.2015 09:52

      Ерунду пишете. Это не монополия!!! Перечисленные вами авиакомпании базируются в Домодедово, их сеть маршрутов построена через Домодедово, филиальная инфраструктура у них в Домодедово. Из-за одной Казани они переделывать свою маршрутную сеть не будут. А Аэрофлот исторически свою сетку маршрутов строит через Шереметьево - основная база авиакомпании.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:42

    цены на аэрофлот кзн- мск прошлым летом были 4800, этим летом около 7-8. уже ощутимо дороже. ну а про безумные тарифы по 20 тр не говорю, это только чиновникам по карману. покупали в этом году исключительно Трансаэро заранее по 2,5 тр - рейс неудобный, но дешевле в разы.

  • Анонимно
    20.08.2015 10:03

    Сейчас купить билет из Нижнекамска в Москву на вечерний рейс - 19271 рубль (эконом)

  • Анонимно
    20.08.2015 10:31

    А Уфа Москва у Аэрофлота 5,2 , у s7 5,1 т.р. Вроде дальше чуть.

  • Анонимно
    20.08.2015 10:49

    Другое дело в Азии летать.1200-1800 рублей билеты ))а/к Air Asia, расстояния как до Москвы. Может у них авиакеросин дешевле или зарплаты у топ-менеджеров поменьше? вроде то же миллиардеры все)))В прошлом году летал за 1000)))

    • Анонимно
      20.08.2015 11:32

      В Европе тоже самое. 50 евро норм, иногда бывает и по 30 лоукосты. Ну бывает и по 100, конечно. Но Москва-Казань Аэрофлотом 250 евро перебор...

  • Анонимно
    20.08.2015 11:59

    Цена на авиабилеты очень подорожали в последнее время. В 2013 году летал каждую неделю в Москву. Самый дорогой билет обходился мне в 2,5 тысячи рублей.

  • Анонимно
    20.08.2015 12:43

    Цена на авиаперевозку не должна отличаться у авиаперевозчиков в 3 раза. По направлению Москва Уфа Авиакомпания Победа(дочка Аэрофлота) этим летом летала за 1500-2500 рублей, по направлению Москва - Самара (курумоч) от 1800 до 2800. По направлению Москва Казань не летает вовсе по неизвестным гражданам причинам. В официальном ответе они ссылаются что нет денег ни у Аэрофлота ни у добролета на один самолетик по направлению Казань Москва, даже пои том что Казань очень популярное и перспективное направление. Господа должны отвечать за свои действия! Господь с нами на земле и небесах. Слабо писать не анонимно? Дмитрий Симонов

  • Анонимно
    20.08.2015 13:09

    на железнодорожных перевозках аналогичная история. Только там монополизм в виде РЖД. билеты можно купить как за 5000 руб купе, так и за 3000 руб в это же купе. просто в разные дни. чем ближе поездка тем дешевле

  • Анонимно
    20.08.2015 13:30

    экономить нельзя пусть будут дорогие билеты чтобы летали надежные самолеты...... дешевые билеты были уже у Ак Барс Аэро....

  • Анонимно
    20.08.2015 13:33

    Нужно просто запретить покупку дорогих авиабилетов чиновникам всех рангов, тогда баланс спроса/предложения нормализуется

  • Анонимно
    20.08.2015 15:38

    Пусть татарстанские власти объяснят, почему Из Уфы до Москвы можно долететь за 2000 рублей, а из Казани до Москвы минимум за 5300 ????? За что наценка?

    • Анонимно
      20.08.2015 16:00

      А при чем здесь татарстанские власти?Может быть существует авиакомпания Татарстан? Так нет ее.Может быть есть Ак Барс аэро? Так и его нет,а Ювт только появился.Причем здесь ТАТАРСТАНСКИЕ ВЛАСТИ???Татарстану что, Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, Ред Вингс уже принадлежать стали???Люди, когда что то пишите, включайте хоть ИНОГДА голову!

      • Анонимно
        20.08.2015 16:40

        Прошу прощения, Вы сами то что своим сообщением сказать хотели? Столько эмоций... а смысл, где?

      • Анонимно
        23.08.2015 17:00

        А что, из Уфы в Москву АБА или ЮВТ летает? Или всё тот же Аэрофлот?

  • Анонимно
    20.08.2015 16:41

    Вы же хотите быть столицей, ну так и получайте столичные цены

  • Анонимно
    20.08.2015 22:25

    Не покупайте билеты Аэрофлот, летайте другими линиями)))

  • Анонимно
    21.08.2015 06:56

    Парковку охреневшую по ценам в аэропорту Казани встряхните - 400 руб. сутки.! В городе 50 руб. Кровососы!

  • Анонимно
    21.08.2015 11:24

    Пользуйтесь аэроэкспрессом, все просто

  • Анонимно
    21.08.2015 11:31

    Как закончилась эпопея с "дешевыми билетами" у АК "Татарстан" все помнят... По 2200 в Москву летали. Закончилось плохо. Пусть рынок определяет цены, конкуренция. Снижать цены в такой сложной отрасли директивно - очень опасно. Все это скажется на обслуживании судов и т.д

  • Анонимно
    23.08.2015 16:38

    >>>но говорить об обдираловке на фоне убытков авиаотрасли в 20 млрд. рублей не приходится.Какбэ убытки и обдираловка никак не связаны. Можно драть втридорога, тратить на родственников генерального и оставаться в минусе.

  • Анонимно
    23.08.2015 16:58

    >>>Как добиться снижения цен на авиабилеты?Нет правильного ответа: заставить нормально работать весь авиатранспортный комплекс. Цена на билет - это не только авиакомпания, это ещё аэропортовые услуги, монополия топливозаправщиков, госнадзор с десятками устаревших бумаг, училища гражданской авиации, после которых авиакомпании учат пилотов с нуля и т.д. и т.п.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen