Общество 
22.08.2015

«Наш человек чувствует дискомфорт, обслуживая других. Мол, мы не рабы, барин – это плохо»

Опрос недели: Что мешает развитию внутреннего туризма и готовы ли вы отдыхать на Родине?

На этой неделе Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Крыму фактически призвал россиян отдыхать на Родине, как это делают до 80% жителей других стран. А вы готовы последовать призыву? Как вы провели свой отпуск и куда хотели бы съездить в России? Готовы ли Казань и Татарстан стать туристической жемчужиной? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Делягин, Азат Хаким, Марат Бикмуллин, Денис Нитенко и многие другие.

«МЫ ВСЕХ СТУДЕНТОВ И ГАСТАРБАЙТЕРОВ ОТНОСИМ К ТУРИСТАМ»

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Да, я уже несколько лет отдыхаю только в России, в последние годы даже никуда не выезжал. У нас есть шикарные места и помимо Крыма, который является обязательным местом для посещения каждым россиянином, потому что это то, что позволяет нам самоидентифицировать себя как часть российской нации. Конечно, это и наш Татарстан, у нас есть и Свияжск, и Чистополь, и Болгар, и Казань, которая после Универсиады и последнего чемпионата преобразилась. И все, кто приезжает к нам в Казань, рукоплещут тому, как изменился город. У нас есть шикарные маршруты для сплава по рекам, у нас очень развит туризм лесной, пеший. Я участвую в разных передачах и все время призываю путешествовать по Татарстану. У нас есть Байкал, горы Кавказа, Камчатка с уникальными гейзерами, вулканами, Владивосток с морепродуктами. Россия — необъятная страна. Думаю, тут возможностей для туризма больше, чем в любом другом уголке мира.

Что мешает? Мне, например, ничего не мешает, меня все устраивает. Нет языкового барьера, все понятно, рубли опять же. Но надо, конечно, сделать иногда усилие над собой и быть более приятным для клиентов. Мне как раз не хватает клиентоориентированности в местах предоставления сервиса. Это не касается Казани, у нас в гостиницах все неплохо. Но бывает, что в глубинке есть небольшая психологическая разница между тем, что хочет сотрудник отеля, ресторана, кафе, буфета или магазина, и тем, что хочет покупатель. Над этим нам надо поработать немножко. Это наша задача к чемпионату мира по футболу.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Я часто отдыхаю в России. В Крыму, правда, не отдыхал, был только по делам, но время будет — обязательно съезжу. Развитию внутреннего туризма мешают плохая инфраструктура, недостаточный сервис. Очень важная причина — отсутствие информированности. Все представляют себе, как съездить в Турцию, Египет, а как съездить на Байкал — реальная проблема и большая трудность.

При этом неоправданно высока стоимость авиаперелетов, перелеты внутри страны оказываются дороже, чем за границу. Но самая главная причина — отсутствие информации и опасения по поводу отсутствия сервиса, потому что во многих местах он есть, но про него никто не знает. И даже на Камчатку попасть сложно, так как надо себе организовывать практически индивидуальный тур, а это уже совсем другие деньги. Получается, российское государство развитием внутреннего туризма занимается незначительно, хотя действительно в последние 8 лет появилось огромное количество маленьких отельчиков. В любое место России можно приехать, нормально поселиться, вас поводит хороший экскурсовод и все покажет. Краеведческий туризм — с этим все в порядке. Паломнический туризм у нас, наверное, развит лучше всех в мире, не считая, естественно, мусульманских стран. А вот туризм для того, чтобы «погулять и посмотреть природу», нужно искать.

Недостаток инфраструктуры, на мой взгляд, является главной проблемой, но и высокие цены на Сочи — это уже стало притчей во языцех. Эта абсолютно неадекватная политика в области туризма, по сути дела, сделала Турцию и Египет туристическими центрами для граждан России.

Владимир Канторович — вице-президент ассоциации туроператоров России:

— Есть и недостатки, и преимущества. Недостатки в первую очередь связаны с климатом, поэтому зимой не сильно отдохнешь с точки зрения пляжа и солнца. Страна у нас северная. А летом можно, летом тепло на море, правда, у нас не огромное теплое побережье, но все-таки есть. Хотя тоже много проблем: и логистических, и инфраструктурных, и нехватка квалифицированного персонала, и отсутствие опыта качественного обслуживания. Я не говорю, что его нет нигде. Многие наши проблемы с Крымом и черноморским побережьем Кавказа связаны с климатом, поскольку сезон гораздо короче, чем в Турции. И цены выше, потому что гостиницам, пансионатам и санаториям надо зарабатывать все деньги за недолгие теплые месяцы, а затраты они несут весь год. Поэтому должна быть государственная комплексная программа для того, чтобы наши курорты были всесезонными, а не трехмесячными. И вообще, нужна программа по развитию туризма. Но чтобы такая программа создавалась, нужно осознать проблемы: если у нас руководство туристического ведомства считает, что все замечательно, туризм вырос на 30 процентов, отдыхает 41 миллион человек, то тогда ничего делать не надо, тогда все замечательно. Так что проблема в осознании проблем (извините за тавтологию), проблема в статистике, а то мы, когда говорим про 41 миллион людей, которые отдыхают внутри страны, опираемся на статистику Росстата (другой нет), а там коллективные средства размещения — это, например, общежития. Поэтому мы статистически всех студентов, гастарбайтеров, которые живут в общежитиях, относим к туристам. Тогда у нас все замечательно и ничего развивать не надо.

ДО НЬЮ-ЙОРКА ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ДО КАМЧАТКИ

Рамиль Мифтахов — генеральный директор туристического агентства «Персона Грата», президент ассоциации туристических агентств РТ:

— Да, конечно, я готов отдыхать на Родине. У нас как раз запланировано несколько поездок по России в этом году и в следующем, а в прошлом моя семья отдыхала в Крыму.

Нам пока не хватает того качества предоставляемых услуг, которое мы получаем за рубежом. Но это не критическая вещь, над этим необходимо интенсивно трудиться, работать с отельерами, со всеми сферами услуг в туризме. Начиная от таксистов, чтобы были вежливыми, не обманывали и вели себя корректно, заканчивая официантами, сотрудниками отелей, благодаря которым отдых туристов был бы благоприятен и комфортен. К сожалению, это наше слабое звено на сегодняшний момент. Может, мы просто еще не готовы к такому большому валу туристов. Да и большинство тех, кто трудится в отельном бизнесе, — это старое поколение, работающее по старому формату.

Я уже освоил территории Калининградской области, хотел бы съездить на Байкал, на Камчатку, но добраться туда, к сожалению, очень дорого. Если взять расстояние до Камчатки с перелетом в 9 часов и стоимость перелета до Нью-Йорка, то выходит, что до Нью-Йорка лететь дешевле.

Казань с точки зрения инфраструктуры и в силу того, что есть, уже встала в ряд с Москвой и Санкт-Петербургом. Поэтому, я думаю, наша задача сейчас — увеличить узнаваемость города, чтобы люди слышали о нем не только в России, но и за рубежом. И не просто узнавали, но и хотели сюда приехать.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Человек всегда ищет, где лучше, вот и вся философия. Да, я считаю, надо отдыхать здесь, не надо вывозить деньги за границу. Но любопытство и естественное стремление к знаниям толкает нас в разные путешествия за рубеж. Будет у нас хорошо, не будет таких разговоров. Хотя, когда мы были молодыми, никто и не помышлял куда-то поехать, все отдыхали здесь. Сочи, Крым, Алтай, северные озера, хотя Байкал реже, так как дорого и надо было еще долететь. А вот на поезде в Крым или на машине мы с семьей практически каждый год ездили. На Украину, в Керчь, в Одессу.

Мешает развитию туризма у нас отсутствие конкуренции, так же как и везде. А призыв «Давайте отдыхать здесь!» просто так не работает. Когда-то давно, настолько давно, что дети еще в школе учились, мы были в Крыму. Я специально повез их туда, чтобы показать ялтинский пляж. Там стояла толпа народа, над морем висел запах мочи. Пройти к воде было практически нереально. И если все осталось так же, то никакими коврижками, призывами не заманишь людей.

Я не был на Дальнем Востоке, я совершенно не представляю себе, что такое уссурийская тайга, что такое Амур. И у меня осталась одна мечта. Если вспомнить историю, в 20 - 30-е годы Сталин планировал насильственное переселение евреев в Биробиджан, был даже такой фильм «Искатели счастья», так вот я не сумел за всю свою жизнь осуществить для себя этот маршрут. Я очень хочу на Дальний Восток, посмотреть, как Тихий океан разбивается о границу когда-то Советского Союза.

В Казани и в Татарстане есть что показать. Взять ту же лестницу в Тетюшах, по которой бежал Остап Бендер, спасаясь от клуба «Четырех коней» (это описано у Ильфа и Петрова), Раифу и прочее. Ведь можно делать такие экскурсии по Татарстану кроме Свияжска и Болгар. Можно сделать такое, если знать Родину, родную историю. Если не делать из Казани только центр Универсиады и чемпионатов мира, а говорить о том, как Иван Грозный брал Казань и как из камней города он построил собор Василия Блаженного на Красной площади, тогда да, конечно, она может стать туристической жемчужиной.

ПОДОИТЬ КОРОВУ — ЧЕМ НЕ ЭКСТРИМ ДЛЯ ЖИТЕЛЯ МЕГАПОЛИСА?

Равиль Миннехузин — учредитель ООО «Вагон-сервис» и фермерского хозяйства в селе Бакчасарай:

— Я считаю, что людям нужно отдыхать по большей части в своей стране. Я сейчас нахожусь в Дюссельдорфе. Здесь, признаться, можно с ума сойти от местных цен. Если чаевые хотя бы 5 евро не оставляешь, на тебя начинают коситься. Гостиница стоит 400 евро. Здесь все очень дорого, просто бешено дорого. Поэтому я предпочел найти в России красивое место, облюбовать его и ездить каждый год. Для меня это Сочи. Свой отпуск с семьей я провожу там.

Нужно на деле развивать все виды внутреннего туризма, в том числе и агротуризм. Я этим у себя в хозяйстве в Бакчасарае сейчас занимаюсь — по берегам небольшого искусственного пруда, который мы сделали, поставлю 7 небольших гостевых домиков. У нас есть охотхозяйство в 24 тысячи гектаров, одна лицензия на кабана стоит 20 тысяч рублей, лицензия на лося — 30 тысяч рублей. Желающих прилететь на охоту на выходные, поверьте, более чем достаточно. Люди приезжают буквально на два-три дня, и снять дом с баней за 20 тысяч рублей — это недорого. Но это неплохие деньги для сельской местности. Гости здесь живут на природе в комфортных условиях, им готовят завтрак, обед и ужин на вертеле. Муж с утра на охоту пошел, а жена с детьми, к примеру, пошли доить коров или пасти овец. Чем не экстрим для жителя мегаполиса?

Александр Осауленко — глава ассоциации «Турпомощь»:

— Я уже отдыхаю не первый год в нашей стране, причем предпочитаю свою малую родину — Дальний Восток. Что мешает? Причины известны, они назывались на Госсовете. С моей точки зрения, это два момента. Первое — это полная логистическая туристская несостоятельность. Территория большая, очень много мест в России, куда можно только самолетом долететь. К сожалению, на сегодняшний день у нас масса направлений, которые, мягко говоря, монополизированы, отсюда высокие тарифы, очень много всевозможных моментов, которые мешают использовать туроператорам достаточно эффективную транспортную составляющую в своих пакетах. Второй момент, который тоже, на мой взгляд, мешает активному продвижению, — все-таки плохой сервис. Это среднеспециальное звено, подготовку которого мы либо практически не ведем, либо ведем не совсем должным образом, который должен быть. Во всяком случае в нашей стране таких заведений не такое большое количество, туда не выстраивается очередь абитуриентов, в отличие от Австрии, Швейцарии и даже Греции, где люди хотят учиться на официанта, на кулинара, на дежурную по этажу в отеле, на мастера различного оборудования отельного и ресторанного. К сожалению, мы за это на сегодняшний день расплачиваемся.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— А я в принципе в России и отдыхаю, последние два года никуда не выезжал, разве что по работе. А так был и в Крыму, и на Алтае. Почему? На Алтае красивейшие места, а еще лечение, то есть два в одном. А на моралов посмотреть, которые водятся только там? Поэтому я уже пять лет подряд езжу отдыхать именно туда. Ну а в Крыму действительно прекрасный климат, хороший воздух. Сервис, конечно, там пока слабоват, но ничего, мы к этому привыкли. Я думаю, что в течение времени все это постепенно выравнивается. Ну и из чувства патриотизма. Не очень хочется везти свои деньги в другую страну, тем более в ту, что ввела против нас санкции.

Все время хотелось побывать на Байкале. Я там уже был, отдыхал как-то, но это было очень давно. Также хочется побывать на Камчатке, гейзеры посмотреть. Но останавливает неразвитая инфраструктура. Уровень отношения работников сервиса у нас остался совковый. Нет благожелательности у сотрудников. Мне даже пятизвездочный отель не нужен, я вполне нормально буду чувствовать себя и в трехзвездочном, но хотелось бы к себе доброго, внимательного отношения со стороны персонала. Одно дело — построить красивую гостиницу, но если внизу стоит администратор, который оскорбляет гостей на входе, на ресепшене, я в эту гостиницу больше ни ногой.

Что касается Казани, то здесь столько всего сделано! Ко мне в этом году приезжали гости из Австралии, 18 человек. И они просто в восторге от Казани и готовы приезжать еще. Но все же есть моменты, которые мне не нравятся. Например, внешне главные улицы очень красивые — цветы, фонтаны, все хорошо. Но стоит заглянуть во дворы, так там как будто Мамай прошел! Ведь нужно и дворовые дороги привести в порядок, если мы хотим стать туристической жемчужиной.

«МЫ НЕ РАБЫ, А БАРИН — ЭТО ПЛОХО»

Юрий Гостев — владелец козьей фермы (Елабужский район):

— Я готов отдыхать в России, хотя в последний раз на отдыхе я был на Канарах. И то из-за того, что мы там параллельно еще и изучали, как работают и функционируют козьи фермы.

У нас почему-то в стране в туристической отрасли пытаются идти по западному пути, копировать то, что сделано у них, я же считаю, что нужно разработать свой путь — развивать тот же самый экотуризм, агротуризм. Надо в этом плане создавать возможности. Те же самые Турция и Эмираты в плане туризма поднялись ведь за счет наших вырвавшихся за границу совков. А если бы у нас в стране были созданы возможности для развития туризма, эта отрасль достаточно быстро могла бы подняться. И свои деньги наши туристы оставляли бы не за границей, а здесь, внутри страны. То же самое озеро Иссык-Куль в свое время было очень приличным местом для отдыха, а потом появились эти границы, барьеры... Съездить куда-то на Запад стало гораздо проще, чем попасть на тот же Иссык-Куль в Киргизию.

У нас очень большая страна, и можно было бы развивать автотуризм не в домах на колесах, а, скажем, на вместительных минивэнах. Но для этого нужно разгружать дороги и строить новые.

Готова ли Казань стать магнитом для туристов? У нас, во-первых, мягко говоря, нечестное управленческое среднее звено. Все эти гранты, которые могут выделять на развитие туристической отрасли, будут успешно распилены, поэтому ожидать чего-то хорошего в этом смысле я бы не стал. И ничего до простого предпринимателя, у которого есть какие-то идеи, наработки, не дойдет.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— В выходные у нас был велопробег в Чистополь. Поехали 15 бизнесменов, и мы замечательно провели время. Пускай не очень и отдохнули, все-таки 200 километров крутили педали, зато очень сильно зарядились. И для активного отдыха, я считаю, в России есть все условия.

Если российский сервис сравнить с зарубежным, с той же Турцией, то там вот эта установка, что человек на работе обслуживает, более профессиональная, чем у нас. Наш человек все-таки чувствует некий дискомфорт, обслуживая других. Видимо, необходимо время, так как за 70 лет установка наших людей была очень сильно изменена, мол, мы не рабы, барин — это плохо. Но если человек отдыхает, заплатил деньги, он должен получить сервис высокого уровня, вокруг него надо крутиться, чтобы он был доволен. Вот этого пока еще в России нет.

Я бы хотел побывать буквально везде. Каждый город, в который мне доводилось ездить, мне нравится, в каждом есть что-то особенное. Острее всего это чувствуется, когда ты путешествуешь на велосипеде. Мир с него видится по-другому. Ты чувствуешь воздух, проезжая мимо людей, видишь их улыбку, внутреннее состояние. Думаю, для внутреннего туризма велосипед — идеальная форма.

КАКОВ БЫ НИ БЫЛ КУРС РУБЛЯ — ЛЮДИ БУДУТ ЕЗДИТЬ ЗА ГРАНИЦУ

Марсель Шамсутдинов — казанский предприниматель, председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС):

— При нынешнем курсе рубля и евро, я думаю, Владимир Владимирович прав. Вряд ли кто-то из 99 процентов россиян сможет уехать за пределы нашей «горячо любимой страны». Как бы смешно это ни звучало, ситуация из трагической уже переходит в комическую. Я сам с удовольствием отдыхаю в нашей стране, езжу и в Питер, и на Байкал в Иркутскую область. Но есть такое понятие, как географическое разнообразие. Человеку свойственно желание увидеть все многообразие, которое есть на нашей планете. Помню, меня очень расстраивало, когда в 80-е годы учился в КХТИ на оборонном факультете и для меня были закрыты поездки за рубеж. Я понимал, что не увижу всего разнообразия мира. И очень радовался, когда в 94-м году впервые выехал в Испанию, это была первая поездка за границу. И что бы ни говорил Владимир Владимирович, как бы ни рос курс доллара и евро, люди не перестанут ездить за границу. Да, наша страна самая большая по территории, но это не вся планета Земля, людям свойственно посещать другие уголки мира. Путин, конечно, правильно советует, но люди будут хотеть ездить.

Ярослав Пурий — генеральный директор ЗАО «Елабужский пищекомбинат»:

— Отдыхать-то я в России готов, но сегодня цены у нас дороже, чем где-нибудь за границей. Билет на самолет до Крыма в одну сторону стоит 10 тысяч, возвратиться оттуда стоит 20 тысяч рублей. Вот и прикиньте. За эти деньги можно ехать в какую-нибудь южную страну в all inclusive. Конечно, правильнее и лучше было бы отдыхать у себя в стране, но для этого нужна правильная государственная политика, а пока это все пустое. Нужна политическая воля, чтобы внутренний туризм начал развиваться. Посчитайте, сколько уходит на транспорт, на развитие инфраструктуры. Путин же на Госсовете приводил пример, как делают в Израиле, как делают в Египте, там же это все возведено в ранг государственной политики. Нужно подходить системно к этому вопросу. А у нас, как обычно, вырвут кусок и начинают работать. Так не работает. Все должно работать, начиная от встречи гостей и заканчивая рекламой, чтобы люди знали, где и за сколько у нас можно отдохнуть.

Я свой отпуск проводил в Египте, но с удовольствием побывал бы на Камчатке, на Курилах. Но туда далеко лететь, инфраструктура не развита, логистики никакой, да и дороговато, честно говоря.

Я не думаю, что Казань может стать туристической жемчужиной, магнитом для туристов. Безусловно, Казань и Елабуга тоже в последнее время значительно похорошели, возможно, это может привлечь какой-то процент туристов, но это все равно пока не так, как в других странах. Нам не хватает каких-то легенд. В том же Израиле или Египте на любом камне какие-то легенды придумывают. Понятно, что ничего такого, о чем говорят экскурсоводы, и близко нет, но там все это раскручено, хорошо организовано. На ту же самую рыбалку вывозят, но там же не рыбу ловят, просто проводят хорошо время. А у нас же все это есть: рыбалка, охота. Нам надо это все просто научиться организовывать. Я бы с удовольствием поехал на тот же самый Сахалин, но информации ведь никакой нет.

У НАС ДАЖЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ НЕ ОТРАЖАЮТ ДРЕВНОСТЬ ГОРОДА

Борис Гришанин — краевед:

— Я здесь и отдыхаю — зачем ездить куда-то там, когда у нас в России полно всего хорошего. Но в прошлом году ездил в круизы по Волге на пароходе. Просто великолепно, ни с чем не сравнимо. Единственный недостаток наших волжских круизов — это дороговизна. 20 раз задумаешься, стоит ли на короткое время такие деньги тратить.

У туриста сразу возникает вопрос: на сколько дней ему ехать в Казань? Вот у нас был, допустим, лагерь «Волга». Люди приезжали и отдыхали, а оттуда были организованы экскурсии — в Казань можно было съездить или еще куда-то. И конечно, в Казани такие туристические центры на воде нужно развивать.

Люди в Казань приезжают, хотят увидеть старину. А у нас даже названия улиц не отражают эту старину. Все переименовывают на новый лад. Людям-то интересна вот эта древняя Казань: вот Сенная улица — сейчас она Парижской Коммуны. Ну кому интересно идти на Парижскую Коммуну? Надо, чтобы была Сенная и чтобы что-то, связанное с названием, в архитектуре можно было показать. Кое-что делается, конечно, в этом направлении, но все равно переиначивают. Вот, например, была улица Ухтомского — ей дали название Бурхана Шахиди. А ведь до этого Мочальная площадь тут была. Конечно, Бурхан Шахиди тоже какое-то отношение к Казани имел — тоже связанное с историей. Но не конкретно с историей этой улицы! Человек стоит на улице, и он должен отождествлять, что вот здесь такая древняя улица была, Мочальная площадь. А у нас все переиначивают — была, допустим, улица Луковского. Вот ее Туфана Миннуллина назвали. Замечательный человек Миннуллин! Заслуживает он, чтобы была улица в честь его имени. В Азино новую улицу строят — никто бы не возражал. А тут ведь эта улица Луковского — она раньше называлась Мостовой. Почему Мостовая? Это определенный этап развития города.

КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ ЛЕГЕНДЫ

Денис Нитенко — совладелец ночных клубов Opera, Bubble Gum и «Батыр»:

— Я не только готов отдыхать в России, очень люблю это делать. Я считаю, что в принципе в России можно найти все, что нужно тому, кто хочет хорошо отдохнуть. Может быть, за исключением каких-то тропических коралловых островов, которые кому-то нужны, а кому-то — нет. Я как человек, который родился рядом с озером Байкал, считаю, что в России можно и нужно отдыхать.

Если посмотреть на атлас автомобильных дорог, то в Сибири и на Севере у нас практически бездорожье. Как туда добираться? То же самое с авиационным транспортом. Для того чтобы из Набережных Челнов слетать на Алтай, нужно сначала полететь в Москву. Во всяком случае, у меня именно так получилось. Транспортная инфраструктура слабая, инфраструктура на местах тоже оставляет желать лучшего. Все просто, с одной стороны, — должны быть гостиницы, компании, которые организуют отдых, развлечения на местах. Все это, к сожалению, у нас пока в зачаточном состоянии.

У каждого туристического города должен быть какой-то свой притягательный для туриста образ. Я считаю, что Казань немного в плане имиджа недорабатывает. Нужна легенда. Понятно, что она в какой-то мере есть, это тысячелетний древний город, но нужно развивать эту тему, должна быть загадка.

Юрий Шеин — генеральный директор ООО «Междуречье», депутат горсовета Набережных Челнов:

— Я, конечно же, готов отдыхать в России. Я человек, который родился в Кировской области, и эта духота, которая есть на юге, нисколько меня не прельщает. Я там неважно себя чувствую, поэтому стараюсь отдыхать в Кировской области, в местных санаториях, которые дают заряд на год вперед.

Всему, что есть у нас в стране, в том числе и развитию внутреннего туризма, мешает отсутствие финансово-кредитной системы. Я был на озере Баскунчак в Астраханской области — уникальное озеро, которое по своему составу похоже на Мертвое море, куда многие ездят лечиться. Туда ездят паломники, живут в палатках. Но у нас в стране нет условий, которые бы позволили получить в банке длинные деньги и построить там хорошие санатории. Санаторный бизнес отбиваться будет лет 25.

Сегодня все санатории в стране практически забиты под завязку, люди за целый год вперед оплачивают путевки, готовятся, но ведь все эти санатории построены были еще в советские времена. Мы же все бываем в той же Турции, Египте. Там же и строят, и строят, и строят вдоль моря. С удовольствием бы отдыхал в России. Создайте инфраструктуру...

Сегодня люди больше прельщаются, как мне кажется, все-таки туризмом с санаторным лечением. То есть они приезжают в санаторий подлечиться, а на выходные, к примеру, едут в древний Болгар или еще куда в интересное место. Но опираться надо не на то, что есть санаторий с уникальной водой, а на то, чтобы эти люди еще и ездили по уникальным местам Татарстана.

А где вы провели отпуск этим летом? (22.08.15-24.08.15)
10%Воспользовались услугами отечественной туриндустрии
39%Никуда особо не ездили, были у себя дома или на даче
26%Съездили на зарубежный курорт
25%В отпуске в этом сезоне еще не был
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.08.2015 09:19

    Мне не комфортно.Не чувствую безопасность,не чувствую защиту от полиции(наоборот),чувствую подвох от гибдд.Поэтому отдыхаю в странах НАТО

  • Анонимно
    22.08.2015 09:23

    наш росиийский туризм - это хамство обслуживающего персонала и ненормально высокие цены. и это нормально - выбирать более комфортные условия за адекватные деньги за границей

    • Анонимно
      22.08.2015 11:08

      Конкуренцию нельзя исключать, пока наш сервис не достигнет должного уровня, наши курорты так и будут стонать

  • Анонимно
    22.08.2015 09:26

    Видимо некоторым очень хочется быть барином )Тогда надо вводить крепостное право, иначе туризм, да и другие отрасли "капиталистического хозяйства" при нынешних властителях не разовьются )

  • Анонимно
    22.08.2015 09:31

    Как мог написать такое Александр Сидякин — депутат Госдумы: " Да, я уже несколько лет отдыхаю только в России, в последние годы даже никуда не выезжал."? В начале этого года все СМИ облетела новость о пропавших на Южном Полюсе депутатах Сидякине и Савченко. В БО был ряд статей по этой теме. Например: http://business-gazeta.ru/article/123463/
    Чтобы попасть в Антарктику, то есть на Южный полюс, необходимо пересечь несколько стран как минимум. Это же не Северный полюс. К тому же сам депутат подробно пояснил свой маршрут и подтвердил что выезжал и как путешествовал.
    У тут он же пишет, что несколько лет не выезжал за пределы РФ. Кому верить?

    • Анонимно
      22.08.2015 10:39

      Он там работал в поте лица, о России все думал, совсем не берег себя

    • Анонимно
      22.08.2015 11:57

      Просто он думает,что Южный Полюс это Россия.))))

  • Друзья!!!Земляки!!!Туризм в России это очень интересно.Но!!! Туризм это индустрия многограннаякак математическая Теорема Ферма.Это:1.Гостиничный бизнес2.Общепит3.Инфраструктура4.Предоставление мероприятийНемаловажный фактор эконом.сопровождение этих направлений.Перечислю недостатки1.Гостиничный бизнес вроде развит и может предложить условия разного уровня.Но!!! ДОРОГОВАТ и естественно БОЛЬ Русских людей которых настраивают определённые силы в России(и НАМ ИЗВЕСТНО кто ЭТО),не учить языки коренных народов России и это отражается на Русском народе который не учит и ЗАОДНО ЗАПАДНЫЕ языки,так вот ВЛАДЕНИЕИНОСТРАННЫМИ языками.Редчайший случай найдёте в ГОСТИНИЦЕ на ПЕРИФЕРИИ сотрудника гостиницы владеющим Англ.Франц.или Немецким языками.2.Общепит кроме Кавказких РЕБЯТ которыекроме ЩЯЩЛЫК и плохого качества ЧЕБУРЕКОВда пирожков с самсами толком ничего СВЕЖЕГО не предложат.Русские люди в силу ИСТОРИЧЕСКОГО воспитания народа готовности к постоянным ВЕКОВЫМ ВОЙНАМ с СОСЕДЯМИ не имеют свою НАЦИОНАЛЬНУЮ кухню не приучены к ОБЩЕПИТУ.Да и нет КАК таковой ЧИСТО РУССКОЙ кухни.Вся Кухня России состоит из КУХНИ народовПОВОЛЖЬЯ,Кавказа и Средней Азии.Борщ может от Хохлов да и ГАЛУШКИ и всё.У Хохлов кстати тоже ФАКТИЧЕСКИ нет национальной КУХНИ.Борщ веками ВАРЯТ все народы России,ГАЛУШКИ пришли к Хохлам от Турок или Поляков.3.Инфраструктура чисто условно можно сказать на четвёрку ТЕРПИМО.4.Предоставление МЕРОПРИЯТИЙ тоже на ЧЕТВЁРКУ.Вот и весь расклад.Самое увлекательно в России это ДИКАЯ ПРИРОДА красота немереная.Выводы делайте сами.

    • Анонимно
      22.08.2015 10:07

      А как же щи, каши, различные кисели, компоты, соления да и много чего другого. Не согласен, что нет русской кухни просто не умеют и знают, что и как сделать и правильно подать! А в остальном согласен!

    • Анонимно
      22.08.2015 11:03

      Вы, видимо, от Казани далеко не уезжали. Я вот на прошлой неделе был в Питере, как турист. Так там такие шедевры в ресторанах делают, что я, объездив пол мира, нигде не видел. Просто кто хочет сделать своё заведение приятным для туриста - у того получится. А ныть, что в России нет сервиса, то съездите для начала в Сочи хотя бы. Приятно удивитесь.

      • Анонимно
        23.08.2015 00:43

        Так он не о сервисе ноет) Он (просветитель татарского народа))) ноет о том, какие мы, русские, плохие))) А между прочим, старинная русская пища самая полезная, просто сейчас, конечно в силу привычки к усилителям вкуса и специям, такая еда, как тушеное в печи мясо, каши, пареные овощи, пироги, кажется слишком простой. Вот и переводятся потихоньку богатыри))) Но любой диетолог подтвердит, что это все намного полезнее того, что принято поглощать сейчас - все острое да жирное, чего стоит жареная в масле выпечка, фууу... Но уж всемирная ассимиляция идет, кухни вперемешку, что поделаешь))) Детей разве что и кормим своим, чем ещё и бабушки-прабабушки нас кормили... Насчет языков там, где иностранцы бывают, проблем нет - и пока это Москва да Питер, переводчиков полным полно, экскурсии на каких только языках не слышны... А до глубинки иностранцы и не доберутся - ну зачем им это? В чем претензия к знанию иностранного в связи с языками народов Росии непонятно - выучив якутский в Якутии, станет легче говорить по-английски с иностранцем, туда попавшим??? Так лучше уж сразу английский долбить, и молодежь вроде это понимает, курсы иностранных языков совсем не бедствуют)))

    • Анонимно
      23.08.2015 01:09

      Статья о внутреннем туризме) Вряд ли кого-то из нас, приехавшего допустим в Соль-Илецк, омрачит знание или незнание местными иностранных языков, т.к. именно благодаря единому русскому языку мы и можем перемещаться по всей необъятной Родине безо всяких языковых проблем. Но вот отсутствие там нормальных гостиниц и пансионатов очень даже удручает... Частный сектор ниже приемлемого уровня в виду отсутствии конкуренции со стороны нормальных гостиниц - вроде считают итак сойдет... Из планов нашей семье - съездить в Карелию, там очень красиво должно быть, в Сибирь, на Байкал. Пока так)

  • Анонимно
    22.08.2015 09:39

    если бы у россиян действительно была такая психология, то мы бы не допускали такого беспредела который происходит сейчас.

  • Анонимно
    22.08.2015 09:44

    Борис Гришанин очень правильно сказал про названия улиц.В последнее время уже до абсурда доходит.Нельзя менять названия улиц.

  • Анонимно
    22.08.2015 09:56

    Пережитки социализма - что плохо кого то обслуживать, все ж равны. Полностью согласен с заголовком статьи.

  • Анонимно
    22.08.2015 10:01

    Пока жижа из земли льется и продается, работать страна не будет и психологию не надо тут приписывать.

  • Анонимно
    22.08.2015 10:13

    На наших горнолыжных курортах \"спортсмены\" позволяют себе кататься по шафэ,- сервис тут не причем, а охрана на это внимание не обращает.

  • Анонимно
    22.08.2015 10:17

    А разве нет обратной стороны? У нас к обслуживающему персоналу зачастую относятся как к недолюдям. "Эй, ты, пойди сюда".
    А вообще было бы классно, если бы власти сказали: "Да, отдыхать за рубежом - это прекрасно, но мы хотим, чтобы наши соотечественники больше путешествовали по нашей стране, поэтому будем развивать инфраструктуру , снижать цены на внутренние перевозки, чтобы российский туризм был конкурентоспособен". Так нет же! Посыл же другой. "Нечего вам делать в этих гейропах, сидите дома, а улучшать мы ничего не будем, потому что у нас и так все хорошо".

    • ЧеКа
      22.08.2015 11:02

      Начали правильно насчет снижения цены, отсутствия инфраструктуры, а закончили посылом который услыщали только вы и это симптом, когда человеку кажется что его все игнорируют, хотят обидеть.

    • Анонимно
      22.08.2015 12:04

      Есть и это.Какие люди,такой и сервис.Не умеют себя вести в основном малообразованные,невоспитанные люди.Вылезет такой из барака и давай из себя графа корчить.А если заработает состояние,то вообще начинает мнить себя царем.))))Из-за таких хамов и за рубежом на россиян смотрят как на дикарей.Уже в самолете некоторые начинают пить и хамить.Природа....К сожалению в нашей стране такие были всегда в огромном количестве.И при царе,и при СССР,и сейчас.

  • Анонимно
    22.08.2015 10:17

    Друзья вернулись с Крыма итог: больше туда не ногой. ..потратили кучу денег, равноценную отдыху в отелях делюкса в Белеке, кроме природы там ничего нет...

    • Анонимно
      22.08.2015 10:44

      а где вы отдыхали в Крыму? Расскажите если можно подробней.

    • Анонимно
      22.08.2015 12:05

      Не С Крыма,а ИЗ Крыма.Вы наверное из Украины?Там принято так говорить.

      • Анонимно
        22.08.2015 13:14

        "Вы наверное из Украины" - этим и объясняется негативный коммент в отношении Крыма.

        • Анонимно
          22.08.2015 14:49

          Я из Казани, а друзья отдыхали а Алуште (все очень дорого 14 дней 290 тысяч улетело папа,мама и трое детей)

          • Анонимно
            22.08.2015 15:32

            Какой бред!
            За такие деньги ехать туда!
            Всегда хотел спросить таких странных людей-для чего вы едете туда,через турагенства??! Вы что,сами не можете сьездит,это же в своей стране?
            А потом начинают ныть,как там дорого.
            Там не дорого,это просто вас " лоханули"...

            • Анонимно
              22.08.2015 17:50

              Грубо вы, вот от таких и шарахаются все

              • Анонимно
                22.08.2015 23:24

                Полностью согласен с вами, у всех термин "лоханулся" означает разное...

            • Анонимно
              22.08.2015 19:26

              Съездили за 17тыс. в Крым.. на двоих. В гостинице...неделя.. (без дороги) Не надо про 290тыс.. Где это нашли? Хотя если постараться...

          • Анонимно
            22.08.2015 16:05

            Ездили на машине вчетвером, 10 дней в Геленджике и еще 7 дней в Алуште, потратили 120 тыс. включая дорогу. Снимали квартиры и завтракали дома. Обедали и ужинали в кафешках. Понравилось больше чем в Турции или Египте. Но мы все взрослые и с детьми возможно проще лететь .

          • Анонимно
            22.08.2015 17:53

            Ни разу не был ни в Турции, ни в Египте, но отдыхал в нескольких десятках более интересных стран. А Турцию мониторю, потому как туда все же хочу съездить.Так вот, где это Вы в Белеке за всего 290 тысяч в деклюксовом отеле отдохнуть сможете за 14 дней на 2AD+3ch.Действительно "делюксы" с номерами типа сьют или, хотя бы делюкс сьют в Турции есть, но их по пальцам рук пересчитать и стоят они от 350 т.р. на 2AD. Или для вас любая турецкая пятерка это делюкс? :)

            • Анонимно
              22.08.2015 23:22

              1)До 10 июля - цены на Турцию приемлемые.2)Не обязательно брать сьют.3)То что рубль обвалился - отельеры не виноваты, при 52 р в 300 тыс.руб на 12 дней в Макс Роял Белек(Делюкс) тур был в начале июля, но я отдыхал в другом отеле.

              • Анонимно
                23.08.2015 23:08

                Макс Роял Белек никак не "ДеЛюкс". Это высотка.В принципе, отелей ДеЛюкс, вообще не существует. Есть номера Делюкс, но не отели.

          • Анонимно
            22.08.2015 18:46

            туда обратно на билеты потратил 8 тысяч на 2 человека из Москвы. 2 недели там снимали кв за 1000 в сутки (14 тысяч) в среднем на еду тратили в день около 2000 (28 тысяч всего) это не отказывая себе в шашлыке и вине. На развлечения ушло порядка 60 тысяч (брали катер, летали на парашюте или как он там называется, тусили, брали экскурсии и квадрики). И я могу сказать мы как бы не экономили особо, то есть не искали где дешевле а развлекались на полную катушку.Твои 290 это вы наверное особо шиковали. Даже в Камбодже можно потратить миллион за неделю если захотеть, а потом орать - ой как дорого. Так что не несите чуши мил человек.

  • Анонимно
    22.08.2015 10:35

    Расскажите об отдыхе в Крыму Пескову, который на арендованной за 26 млн.руб. в неделю яхте Maltese Falcon в медовый месяц по Средиземноморью рассекает.

    • Анонимно
      22.08.2015 16:54

      Да не будет платить Песков за аренду яхты! смешные вы люди! ему нужные люди эту яхту подогнали как подарок к медовому месяцу!

  • Анонимно
    22.08.2015 10:41

    Очень смешно - Сидякин никуда не выезжал. А как же Антарктида?

  • Анонимно
    22.08.2015 10:41

    А как же волонтеры?????

  • Анонимно
    22.08.2015 10:58

    ребята БО хороший материал сделали - город завален коньюктурными названиями улиц, площадей, скверов

  • Анонимно
    22.08.2015 11:20

    Доллар по 100 еще больше увеличит количество отдыхающих дома.

    • Анонимно
      22.08.2015 12:07

      А когда доллар исчезнет из обменников,то вообще все будут отдыхать дома.Большинство на даче или за городом у речки.За границу будут ездить приближенные к власти как в СССР.

  • Анонимно
    22.08.2015 11:45

    В Казань, честно говоря, второй раз приезжать не хочется. Весь центр города - или бездушный новострой, или остатки старой Казани, на которые наложили фальшивую политически ангажированную "историчность". Вместо возвращения улицам и площадям изначальных названий им дали имена никому не известных деятелей.Про кухню отдельный разговор. Нормальной национальной кухни, кроме негуманного ТДК, не найти. Везде или псевдокавказкие шалманы различной степени убогости, или заведения, продвигающие какие-то свои, неведомые в Европе, прочтения европейской кухни.

    • Анонимно
      22.08.2015 13:40

      как то зло Вы про наших архитекторов-реставраторов и охранников ВООПИК - они стараются-стараются - и тут такой простой ответ - все декорации, нет духа старинного города

    • Анонимно
      22.08.2015 14:06

      Не соглашусь. Приезжали ко мне гости из Саратова и из Самары. Отзывы все положительные.

    • Анонимно
      22.08.2015 14:07

      Кроме ТДК, есть вполне бюджетный дом татарской кухни))

  • Анонимно
    22.08.2015 11:49

    На дальнем востоке отдыхала в советское время, самое, самое начало перестройки. Сахалин, Камчатка, Владивосток, Уссурийск. Тур. маршрут готовили в Казанском бюро путешествий и экскурсий. Прекрасная поездка. Перелеты, размещение, экскурсии, питание. По деньгам- в пределах 200 руб.Природа восхитительная. На о. Сахалин жили на горно-лыжной базе. По сегодняшним меркам сервис не очень. Но .. В музее выставка корейского искусства в сохранившемся дворце-пагода потрясающее впечатление. Объехали все моря и заливы, песчаные белые косы, легкая, чистая вода. В Петропавловск-Камчатском на вертолете зависали над кратером вулкана, выходили в океан, сидели в теплых источниках. Купальни были оборудованы, подъезды, рыба в магазинах и крабы, гостиница по сегодняшним меркам 4 *.Во Владивостоке замечательная гостиница. Уссурийская тайга !!! Экскурсионное обслуживание - маршрут, экскурсоводы, транспорт -на хорошем уровне. Маршрутов по Союзу было много и разных. Прибалтика, Средняя Азия, Центральная Россия, Южное побережте. С группой ездили специалисты бюро, которые отвечали за выполнением всех условий программы включенных в цену поездки. В Казанском бюро был экскурсионный отдел, готовили экскурсоводов , парк экскурсионных автобусов. Работали с группами туристов, прибывающими в Казань на пароходах. В навигацию приходило в речной порт одновременно в день по 5-8 судов трех -двух палубных. Не было никаких бюджетных дотаций, на самоокупаемости работали.

    • Анонимно
      22.08.2015 12:28

      Хотелось съездить на Дальний Восток, Байкал, тем более что там есть друзья, но очень дорого обходится дорога, много времени занимает. А при нынешних зарплатах вообще нереально.

    • Анонимно
      22.08.2015 17:02

      А еще тогда девушки были красивее, трава зеленее, а вода мокрее - истинная причина, думается, в этом.

      • Азат Д
        22.08.2015 22:33

        Не совсем. 200 советских рублей, это средняя или чуть выше зарплата, примерно 40 тыс. нынешних. И вот представьте, куда вы на них уедите, не говоря уж про то, что написал комментатор про Дальний Восток.

        • Анонимно
          23.08.2015 21:40

          Зарплата в советское время была у ИТР 120 руб., у рабочих сдельщиков могла быть и 200, у кладовщиков и дежурных в гостинице 50 руб. Да и въезд на Дальний восток был по пропускам (пограничная зона). Далеко не все могли туда попасть.

      • Анонимно
        23.08.2015 06:00

        @22.08.2015 17:02На самом деле в СССР, для своего времени и существовавших тогда представлений о комфорте, был неплохо развит внутренний туризм, а турпоездки были любимым видом отдыха, особенно среди молодежи. Именно таким образом по путевкам профсоюзов я объездил в свое время и Прибалтику, и Закарпатье, и Крым, и Кавказ, и Среднюю Азию, и Алтай. Путевки были доступные, не дороже 200р. Поездки за границу были очень редки и малодоступны, нужно было проходить унизительные так называемые выездные комиссии, где тебя обо всем расспрашивали. Мне, например, выездная комиссия не разрешила поездку в ГДР в 1983 году. После долгих расспросов, выходишь в коридор и ждешь окончательного вердикта комиссии вместе с другими соискателями. Потом всех запускают и объявляют решение комиссии. Так вот в моем случае, всем разрешили выезд, а мне сказали: "Товарищ, вашу поездку мы считаем нецелесообразным". Конечно, расстроился, стал узнавать через знакомых в парткоме и профкоме, причину отказа. Председатель профкома сообщил по секрету, что коллега по кафедре написал на меня "портянку" в партком, мол, NN рассказывает антисоветские анекдоты. Вот такая история советских времен.

  • Анонимно
    22.08.2015 12:52

    Что тут мусолить, в России отдыхать дорого, у нас огромная по территоря страна, большинство живет бедно, дней на отдых мало, поэтому единственные варианты Турция и Египет, в основном. Этого не изменить и совок из нашего сервиса никогда не уйдет. Пускай Сидякин поживет сначала на среднюю зарплату, потом говорит об отдыхе в России

  • Анонимно
    22.08.2015 13:36

    как хорошо отозвался Гришанин - тепло в городе с историей и с названиями улиц, площадей и парков с незапамятных времен... например сквер Аксенова.

  • Анонимно
    22.08.2015 13:47

    Не хватает круглогодичных пляжей

  • Анонимно
    22.08.2015 14:00

    На счёт Камчатки - народ видимо хочет чтобы был автобан до гейзера, затем подъёмник на вулкан? Взял рюкзак и пошёл путешествовать - такие места должны быть труднодоступны.

  • Тагир
    22.08.2015 14:17

    Для меня главный кайф поездок - окунуться в другую культурную среду. У нас по всей стране среда практически одинаковая. Ну Питер немного атмосферой отличается (но не кардинально), и дальний восток (но там больше природное отличие, чем культурное). Ну не может внутренний туризм дать того, что хочется от поездок. Да хоть поездка в унылый Глазго с вечно сырыми улицами, она все равно атмосфернее курортного, но привычно-советского Сочи.

    • Анонимно
      22.08.2015 16:42

      Неистово плюсуюсь.Даже в охаиваемом Египте есть куда съездить прикоснуться к иной культуре - Каир с его Египетским музеем и пирамидами, Фивы-Карнак, синайский монастырь, круиз по Нилу опять же. Из Табы в Израиль без проблем на день-два.Про Турцию и говорить нечего. Все побережье на запад от Фетхие - только успевай челюсть поддерживать. А если ограничиться только оллинклюзным нажиранием в прямом и переносном смысле - то тут да, бездуховно. Кстати, никогда не селимся в отелях с олл-инклюзив - нет желания видеть гопоту на отрыве, да еще и по факту платить за их обжирательство и пьянство.До Европы в плане впечатлений России далеко. Все материальные культурные объекты после петровского времени вторичны, и лучше съездить посмотреть на их прообразы.

      • Анонимно
        22.08.2015 17:00

        Отдохните как-нибудь в Турции в приличных отелях Макс Мара, Риксос, Сусеси, Дельфинах итд, и возможно все экскурсии будут вторичны...

        • Анонимно
          23.08.2015 00:00

          Это чисто овощные отели, ничего особенного. Чем вы восхищаетесь? Это лучшие отели Турции? Там даже нет номеров со своим бассейном и выходом из него к морю. Это многоэтажки панельные с толпами народа и невкусным Оллинклюзивом. Люди, очнитесь, есть куда более интересные отели в других странах, которые в 4-5 часах лёта от Казани/Москвы.

          • Анонимно
            23.08.2015 19:56

            В Суено Делюкс(Белек) есть номера с собственным бассейном, знаю, сам там в июле отдыхал.

        • Анонимно
          23.08.2015 23:39

          Дело не в отеле. Отель все равно это поесть- поплавать в море - анимация. Как бы прекрасен он не был. А экскурсии дают воспоминания на всю жизнь...

  • Анонимно
    22.08.2015 17:23

    Необходимо не только призывать россиян отдыхать дома, но и принимать запретительные меры выезда за границу. Запрет на выезд должников - это недостаточно, большинство должников не имеют средств для выезда. В других странах наш человек может не правильно оценить достаток, свободу, права, раскрепощенность местного населения. В голове у нестойких товарищей может возникнуть вопрос: а почему у нас не так?

  • Анонимно
    22.08.2015 17:59

    Читаешь отзывы и такое ощущение, что Турция и Египет это мерИло лучшего отдыха. Что это просто апфеоз отелей.Я вообзе стараюсь не афишировать, что был однажды в Турции, т.к. это ну вообще никак не "заграница", это дача. Люди, Вы в нормальных странах и в нормальных отелях были? Зачем ездить из года в год в эти две страны, нужно менять направления отдыха, есть же куда более интересные и настоящие "заграничные" страны.

    • Анонимно
      22.08.2015 18:28

      Пафос))))

      • Анонимно
        22.08.2015 23:39

        Это не пафос. Это реалии жизни и интереса. Кому то Египет "наше все", кому то мир посмотреть.

      • Анонимно
        23.08.2015 01:17

        Ага) Это ж насколько надо строить из себя то, что не представляешь, чтоб даже про Турцию страшно было упомянуть)))Для здоровья такое поведение не полезно. И в Европе, и в Америке взрослым здорово и интересно, туда можно съездить самим, но маленьким детям нравится Турция - ну и смысл переплачивать, чтобы 2 недели на море поваляться?) Мозг включайте перед тем, как принципы свои другим навязывать.

        • Анонимно
          23.08.2015 23:10

          2 недели на море валяться? Тюлений отдых, овошной? Ну-ну.. Включайте мозг, не надо его в медузу превращать.

    • Анонимно
      22.08.2015 18:36

      В Париже нет моря и ол-инклузива - поэтому туда и не едем. А с маленькими детьми куда денешся - им плескаться в море охота. Часто ради детей и едем в Турцию.

      • Анонимно
        22.08.2015 19:01

        Оллинкл. есть уже в Греции, слава Богу не во всех отелях.

      • Тагир
        22.08.2015 19:47

        Вот именно, кому с детьми - надо одно, кто без - тому другое. Разные люди и потребности. Кому-то достаточно внутреннего туризма, кому-то интересно посмотреть на другие народы и культуры.А-то тут выше выступают - запретить выезд, вводить выездные пошлины, пропагандировать своё. Люди разные, не надо никому ничего навязывать, даже в виде пропаганды, и тем более в виде дополнительных сборов на "зарубежников".

        • Анонимно
          23.08.2015 01:18

          Совершенно верно. Сегодня так, завтра по-другому, желания меняются, а выбор должен быть всегда.

      • Анонимно
        22.08.2015 23:36

        А причем тут Париж? Португалия, Испания, Словения, Хорватия, Франция, Италия, Греция, Черногория все эти страны на море... Зачем вам в Париж? :) Тем более с детьми.Большинство так и скрывают себя, дескать с детьми.. мы ездить начали с 4-х летним, он отлично себе вел и в Италии (в 4 года) и в Греции (в 5 лет).Мы уже 10 лет с ребенком катаемся, который вырос за это время до 15-ти летнего возраста :)

    • Анонимно
      24.08.2015 07:59

      А между тем средняя зарплата сколько?.. 28 т.р.?
      Поскромнее надо! А то сейчас какой-нибудь читатель уже тыкает иголочкой в вашу куклу вуду.

  • Анонимно
    22.08.2015 19:14

    О чем вы говорите, половина граждан страны копейки на автобус-трамвай бережет, пенсионеры за бесплатные талоны на проезд смертным боем бьются. Какие им путешествия, по стране или за границу.

    • Тагир
      22.08.2015 20:31

      Мы не про них говорим. Напмню, тут бизнес-газета. То есть для бизнесменов и занятых зарабатывающих людей, у которых есть время для работы, и есть право на отдых.

  • Анонимно
    23.08.2015 09:05

    Нельзя забывать и про климатические условия России. И в Сочи и в Крыму май - ещё не сезон, а вторая половина сентября - уже не сезон так как море холодное. За границу едут не только за сервисом (многие ведь берут отели скромные "трёшки"), а за жарким солнцем и тёплым морем.

  • Анонимно
    23.08.2015 11:52

    Съездили в этом году на Крит.70000 вместе с визами.На машине объездили весь остров.В Крым и Сочи не поеду.Совок не для меня.

    • Анонимно
      23.08.2015 23:12

      3* на двоих? Или в начале июня? Хороший отель в Греции стоит на 2-их 120-150 т.р. на 10 ночей.

  • Анонимно
    23.08.2015 12:38

    Что то многие в этом году в Крит едут.70000 рублей это на одного или двоих?И скоко дней?И шо в эти 70000 рублей включено?

  • Анонимно
    23.08.2015 18:17

    Почти два месяца жила с детьми в Испании, снимая квартиру у моря. Жили, и как все испанцы готовили, ходили на пляж, на праздники городские, катались в арендованной машине по побережью. За все про все - около 300 тыс.

  • Анонимно
    23.08.2015 18:39

    Отдыхал в этом году в Турции с семьей, на человека вышло 3000 руб. в сутки, куда входит питание, проживание, перелет. Где в России найти такие цены??? Нигде, одно проживание в Сочи за сутки стоит 3000 руб. Уважаемое руководство страны-сделайте отдых в России доступным(питание, проживание, перелет и сервис) тогда я, да и многие выберут отдых именно в России. Пока этого нет ,лично я лучше буду отдыхать за границей!

    • Анонимно
      23.08.2015 20:02

      Полностью согласен, и я отдыхал этим летом, правда за 5000 в день на человека в приличном отеле Турции, в России за эти деньги осьминоги,крабы,фреши и восемнадцатилетний виски и коньяк не ДАДУТ.....

      • Анонимно
        23.08.2015 23:44

        Да уж, оценивать отдых от качества виски... Тагил рулит. А я готов тратить поболее, чтобы исключить такое соседство.

        • Анонимно
          24.08.2015 13:19

          Сами Вы Тагил! :) небось из бывших, нынешний член ОАА?

        • Анонимно
          24.08.2015 14:03

          Пафос пфф...

        • Анонимно
          24.08.2015 21:51

          Я люблю именно хорошую Турцию, даже за пределы отеля выходить не хочется, все есть в отеле. Но это, конечно, дороговато...

  • Анонимно
    23.08.2015 23:54

    Да, мы - не рабы, у нас наоборот, у нас рабы - немы!

  • Анонимно
    24.08.2015 13:30

    Крым полный отстой

  • Niiaz
    25.08.2015 11:16

    Когда построят мост и другие нормальные коммуникации в Крым, плюс пройдет административно-хозяйственно-экономико-общественный шок и там все наладится, то на южное побережье Крыма вполне можно будет ехать. Если к тому времени будет на что.

  • Анонимно
    25.08.2015 16:43

    Мы бы с удовольствием ездили на "наши" моря, но летних отпусков не дают из-за нескончаемых универсиад, чемпионатов и саммитов... А в ноябре - апреле купаться можно только в Египтах и Тайландах. Если будут давать отпуск летом, то ни один здравомыслящий не поедет в июле в Египет или Эмираты.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль