Общество 
24.09.2015

«Посмотрите, Россия – единственная крупная страна, куда до сих пор не идут исламские инвестиции. Это, конечно, «заслуга» либерального лобби...»

Опрос «БИЗНЕС Online»: Какую роль играет в России ислам?

Сегодня мусульмане всего мира отмечают праздник жертвоприношения — Курбан-байрам. Пожалуй, впервые в нашей стране он проходит с таким размахом. Накануне в Москве состоялось открытие Соборной мечети. В церемонии принял участие президент России Владимир Путин и главы ряда зарубежных государств. В связи с этим газета «БИЗНЕС Online» обратилась к религиозным, общественным, политическим деятелям, попросив их поделиться мнением о месте ислама в современной России. На вопросы нашего издания ответили Камиль Самигуллин, Максим Шевченко, Андрей Кураев, Марат Бариев, Камиль Исхаков, Владимир Жириновский...

«МУСУЛЬМАНЕ НЕ РАБОТАЮТ С ЖУЛИКАМИ, СПЕКУЛЯНТАМИ И ВОРАМИ»

Рушан Аббясов — первый заместитель председателя союза мусульман России:

— Ислам играет важную роль, поскольку страна у нас многонациональная и многоконфессиональная. Мы видим, что на открытие Московской соборной мечети прибыли высокопоставленные гости, в том числе из зарубежных стран. Это еще раз подчеркивает, что мусульмане России — часть большого мусульманского мира. Мы при этом являемся патриотами нашей страны, показываем миру, как могут представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других религий жить вместе в согласии и добрососедстве. Именно в этом отношении особенно в тех регионах мира, где сегодня неспокойно, Россия показывает яркий пример — пример мирного сосуществования разных народов и религий.

Максим Шевченко — журналист:

— Ислам играет все более важную роль именно потому, что Татарстан показывает пример успешного экономического и общественного развития в значительной степени мусульманского субъекта Федерации. Несмотря на то что это многонациональный регион, Татарстан ассоциируется прежде всего с крепким межконфессиональным миром, в котором мусульмане занимают очень серьезные позиции. Президент РТ Рустам Минниханов — мусульманин, патриот России и очень достойный человек. Второй, кто определяет растущую роль ислама в жизни страны, — это Рамзан Кадыров. Третий — Юнус-бек Евкуров. Президенты Чечни и Ингушетии также яркие политические лидеры, которые постоянно присутствуют в российском информационном поле. Рамзан Ахматович — человек, победивший терроризм и возрождающий у себя в республике ислам. Юнус-бек Баматгиреевич — это офицер, генерал, серьезный политический деятель. Как уже сказано, Рустам Нургалиевич — лидер одного из самых экономически успешных регионов страны. Именно Минниханов, Кадыров и Евкуров задают тон в деле укрепления позиций ислама в нашей стране.

Посмотрите, Россия — единственная крупная страна, куда до сих пор не идут исламские инвестиции. Это, конечно, «заслуга» либерального лобби, блокировавшего доступ сюда исламским финансам, которые основаны не на выкачивании из населения денег, а на нормальном экономическом развитии. Минниханов и Кадыров совокупными усилиями эту стену пробивают и открывают постепенно дорогу для исламских инвестиций, которые есть абсолютно во всех развитых странах. Единственное, только у нас их не было, что говорило о полуколониальном статусе России. Мусульмане не работают с жуликами, спекулянтами и ворами, они работают с теми, кому доверяют. А доверяют мусульмане сегодня российской власти, которую во всем исламском мире представляют такие российские политики и лидеры, как Рустам Минниханов, Рамзан Кадыров и другие. Да и на федеральном уровне, по крайней мере в последний год, государство явно повернулось лицом к исламу. На фоне санкций и на фоне экономического кризиса это особенно очевидно.

Андрей Кураев — протодиакон, православный публицист:

— Укрепление роли ислама на уровне государственной власти пока выглядит больше как пиар. Кремлевская администрация считает, что исламская верхушка у нее прикормлена, но весь вопрос в том, насколько авторитетна эта верхушка в самой мусульманской умме, среди обычных мусульман. В свою очередь, мусульманская верхушка мечтает об огосударствлении ислама. Нельзя, например, исключать того, что Курбан-байрам благодаря усилиям лоббистов будет объявлен общероссийским праздником, а не только выходным днем в таких, например, регионах, как Татарстан или Крым.

Владимир Жириновский — лидер ЛДПР:

— Ислам играет ту роль, которая нужна гражданам. У нас люди есть верующие, есть неверующие. Есть регионы, где ислам господствует. А есть те, где преобладает православие. Также достаточно широко представлены католики, староверы... Исходя из такого многообразия, государству ни в коем случае не надо навязывать ничего сверху. Стремление повысить роль в обществе того же ислама и так идет снизу. Должен работать такой принцип: где есть потребность — там надо построить мечеть. Так что все должно быть естественно, без директив, без указаний: обеспечить столько-то верующих, столько-то из них мусульман. Это внутреннее дело каждого, связанное с душой человека. В казенные цифры это нельзя загонять.

Камиль Исхаков — бывший мэр Казани:

— Роль ислама растет в России, все время прогрессирует. По крайней мере число тех, кто поклоняется исламу, растет и растет.

Камиль Самигуллин — глава Духовного управления мусульман Татарстана:

— Роль ислама нельзя недооценивать. Все видели, как глава нашего государства на открытии Соборной мечети в Москве не раз повторил, что ислам — это одна из государствообразующих религий России. Мусульман не один миллион, есть очень много последователей ислама среди граждан нашей страны. Я считаю, что ислам не что-то, привнесенное извне. Это инструмент, которым Россия должна пользоваться для налаживания связей с другими странами, тем более интерес к арабским странам растет. Даже если говорить о Китае, то там 80 - 100 миллионов мусульман — это огромное количество. Они (китайские уйгуры и другие народности, исповедующие ислам прим. ред.) говорят на тюркском языке и читают книги, которые выпущены в Казани. Наши языки очень похожи. Поэтому этим инструментом надо и можно пользоваться. И в большем количестве, чем это делали, например, цари в Российской империи, когда татары в основном торговлей с исламскими странами занимались.

Вспомним открытие Олимпиады в Сочи. Тогда в качестве символики было показано лоскутное одеяло. Пришло понимание, что мы состоим из разных лоскутков, но мы вместе мы едины. Поэтому наша страна широка, многогранна, как лоскутное одеяло, здесь есть все, нам всем здесь хорошо, мы должны друг друга уважать. Пока мы вместе, мы сила.

«ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУ РЕЗАТЬ БАРАНА — С САМЫМИ ЛУЧШИМИ ПОМЫСЛАМИ!»

Адель Вафин — министр здравоохранения РТ:

— Я бы не рассуждал о значении, роли и месте ислама в глобальном масштабе, потому что все эти рассуждения сводятся к тому, что политики используют их в своих целях, там уже ничего не остается, появляются различные ярлыки. Я бы лучше оценил ислам по его влиянию на семью, тут гораздо все проще и понятнее. Цель каждого человека — это поиск счастья, каждый из нас находится на пути счастья, и если ислам этому помогает, то в этом его значение и роль. Если кто-то испытывает счастье по воле Всевышнего, когда это не связано ни с чем, ни с каким событием, а просто — вот сегодня и сейчас. Потому что хорошая погода, потому что у тебя хорошо идут дела, близкие живы и здоровы — вот это счастье, счастье по воле Всевышнего.

Невозможно рассуждать о плюсах и минусах ислама. Плюсы и минусы возникают тогда, когда люди отходят от писания (как и в любой религии). Люди создают эти плюсы и минусы. А в исламе — там все четко, понятно и абсолютно правильно, там прописаны все истинные ценности. И все писания объединены тем, что люди равны и каждый имеет право на счастье.

Курбан-байрам можно отмечать три дня, поэтому с учетом мероприятий, которые будут проходить в эти дни, думаю, для себя спланирую сам праздник на третий день, обязательно буду резать барана — с самыми лучшими помыслами!

Марат Бариев — депутат Госдумы:

— У нас очень много народов, которые исповедуют ислам. От того, какой ислам у нас исповедуется, зависит очень многое в плане политической стабильности в обществе. Поэтому роль религиозных организаций в целом в нашей стране сейчас растет. Конечно, в том числе и исламских. А учитывая то, что в мире сейчас происходит очень много процессов, связанных с радикализацией ислама, позиция мусульман России очень важна. Нужно смотреть и работать, чтобы пресекать попытки пропаганды радикальных направлений ислама.

Рамис Сафиуллов — глава Тетюшского района Татарстана:

— В исламе я не вижу никакой опасности, особенно в Татарстане, это хорошая религия. А та братоубийственная война, которая сегодня творится в мире... Наверное, эти люди очень далеки от настоящего ислама. Я в шоке от этого, ведь в Коране такого не написано. Какую бы мы веру ни взяли, убивать — это большой грех. Думаю, можно мирным путем все устроить... То, что сегодня творится в Сирии, — это неправильно, этого нельзя делать.

Фарит Фарисов — председатель попечительского комитета СМР:

— Ислам в России играет одну из основных ролей. Именно традиционный ислам. Идеология — это основное оружие любого государства, деньги и оружие — ничто по сравнению с идеологией. Идеология российского ислама всегда стояла на защите нашей страны. Если мы правильно будем пользоваться этим инструментом, нам не страшен никто, потому что эта религия объединяет более 150 национальностей. Мы побеждали, побеждаем и будем побеждать любых врагов, которые будут навязывать нам свои ценности. Русские, татары, чеченцы — все вместе, потому что мы любим свою Родину под названием Россия. Так нас воспитывает наш российский ислам.

Александр Тыгин — глава Зеленодольского района:

— Я же родился в Татарстане, всю мою сознательную жизнь православие и ислам — это то, с чем мы не просто соприкасаемся, а то, с чем мы живем, для нас это естественная природа вещей. Как и в любой традиционной конфессии, в исламе не может быть ничего опасного. Все мусульмане, которых я знаю, — это очень позитивные, светлые люди, которые относятся к другим по принципу «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». И эти светлые верующие люди у меня ничего, кроме чувства восторга, не вызывают. Для меня ислам имеет татарское лицо — моих друзей, моих старших товарищей, наших хазратов.

А налет извне идет специально с целью, чтобы одеть чужую личину. Для меня ислам — это дружественное вероисповедание. Наш владыка очень правильно говорит: «Солнце светит одинаково и христианам, и мусульманам». Религиозные праздники — это повод задуматься о ценностях более высоких, чем повседневные бытовые. Я обязательно со своими друзьями тоже буду участвовать, кушать барана и радоваться.

«25 ЛЕТ ИСЛАМ ВОЗРОЖДАЛСЯ ВШИРЬ, ТЕПЕРЬ НАДО ВГЛУБЬ»

Марат Сафаров — исследователь мусульманской общины Москвы:

— Ислам — государствообразующая религия. Существуют разные оценки численности мусульманских народов, однако очевидно, что исторически целые северокавказские и поволжские регионы населены мусульманами, в российских мегаполисах присутствие мусульман также очень велико. Поэтому роль ислама — это становой хребет наряду с православием и другими традиционными религиями. Главное — поддержание нашей государственности. Прежде всего это развитие уже, может быть, не экстенсивное, вширь, а развитие вглубь, это прежде всего развитие религиозного образования внутри страны. Тут важна инициатива властей Татарстана, которую поддержал и президент страны, — создание религиозного образовательного центра в Болгаре, о чем говорил Владимир Путин на открытии Соборной мечети в Москве. Это интенсивный путь развития. Наверное, символично, что открытие обновленной Московской соборной мечети знаменует именно этот этап, потому что мечетей в Москве не хватает. Это важно еще и в регионах — путь интеллектуального развития, осмысления ислама, изучения духовного наследия ислама. Наверное, наступил новый этап. 25 лет ислам возрождался вширь, теперь надо вглубь.

Альфас хазрат Гайфуллин — имам-мухтасиб Набережных Челнов:

— Сегодня представители традиционного ислама в России, на мой взгляд, не ощущают какого-то давления, негатива. Но видеть то, что творится от имени ислама в Северной Африке и на Ближнем Востоке, нам очень больно. Тем не менее мы знаем, что у нас, слава аллаху, все спокойно, мы будем делать все возможное, чтобы укреплять мир и согласие в республике. Хотя в законе и говорится, что религия отделена от государства, но все мы понимаем, что отделить человека, его духовную жизнь от государства никак нельзя. И президент России Владимир Путин сказал вчера на открытии после реконструкции Соборной мечети в Москве, что руководство страны будет помогать традиционному исламу. Это очень радует. Содействие муфтиев России, Татарстана и Духовного управления мусульман в первую очередь мне видится в помощи при обучении наших шакирдов.

Для меня Курбан-байрам — это очень загруженный и ответственный день, как и для любого имам-мухтасиба. Хотя праздновать положено три дня, но мы все праздничные мероприятия обычно проводим в городе в первый день. В мечетях с утра проходят намазы, хутбы, проповеди, а уж потом начинается обряд жертвоприношения. У нас в Челнах в поселке Сидоровка есть специальная площадка для жертвоприношения, которая уже пятый год действует. Многим раньше было недоступно это, особенно городским жителям... Вроде и деньги есть, и желание, а возможности провести обряд не было. Но хорошо, что руководство города в свое время об этом позаботилось и предоставило нам такую возможность. И в этом году все службы выйдут, чтобы подготовить площадку к работе: коммунальщики, ветеринары, полиция. В Челнах около 3 тысяч баранов обычно приносят в жертву. Каждый год у нас был рост, но в этом году в связи с кризисом даже не знаем, как будет. И цены на баранов нынче повыше — от 5 до 8 тысяч рублей. А на следующий день я приготовил курбан для своей семьи. Вечером обязательно будет угощение для детей, внуков, друзей, близких, соседей, товарищей.

Юсуф хазрат Давлетшин — имам-мухтасиб Нижнекамска и Нижнекамского района:

— Ислам — это смысл жизни: когда молитва так же естественна, как еда и сон. Когда прежде чем что-либо сделать, душа задает вопрос: «А что ОН на это скажет?» Видеть в религии опиум для народа — это старые атеистические лозунги. Немало мировых цивилизаций в свое время в своих основах использовали принципы ислама. Если пророк еще в VII - VIII веках учил верующих перед каждой молитвой делать омовение и чистить зубы, запрещал перед посещением мечети кушать лук и чеснок, чтобы не приносить неудобства другим, то для многих вопросы гигиены остаются проблемой и по сей день. В божественной религии минусов нет, но они имеются в приверженцах религии. Поэтому пора нам отличать ислам и мусульман. Исламской умме не хватает знания. Именно знания своей религии. Человек может поменять свой облик, внешность, но поменять свой нрав гораздо сложнее. Многие государственные деятели не понимают состояние верующих: с чем они живут, что им нужно? Многих верующих, особенно пожилых, курс доллара, экономический кризис не интересуют. Им нужна мечеть для совершения ежедневных молитв, не только праздничных два раза в год, нужны хорошие имамы с толковыми проповедями...

Я вижу, как глава республики пытается создать некую зону комфорта для людей, и это у него хорошо получается, результаты выборов это доказывают. Есть немало глав, которые берут пример с лидера. Хотелось бы, чтобы и каждый муфтий старался создать уют для верующих в регионе, мухтасиб — в районе, даже простой имам — у себя в деревне. Пророк сказал: «Каждый из вас пастух и отвечает за свою паству перед народом, перед Богом». Самому мне, как имаму, праздновать Курбан приходится на работе. Если имам будет спокойно праздновать с семьей, то у прихода праздник не получится.

Наиль Сулейманов — президент ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар», Набережные Челны:

— Сейчас очень часто говорят о том, что ислам может представлять опасность. Но течение радикалов — это неправильный ислам. Ислам всегда проповедовал добро, терпение, уважение друг к другу. И очень печально, что ислам стал неким синонимом ИГИЛу и терроризму. Это неправильно. Экстремистов единицы, а мусульман порядочных очень много, которые тоже ведут борьбу против терроризма. Ислам так же хорош, как и любая другая религия, которая призывает к добру, порядочности. Я считаю, что роль государства в укреплении ислама состоит в том, что нужно правильно объяснять людям основы этой религии еще со школы. Прямо с первого класса надо начинать. Любая религия должна работать на государство, на сплочение народа независимо от конфессии.

Яков Геллер — генеральный директор агентства по госзаказу РТ:

— Ислам как мировая религия, которая призывает к миру и смирению, прогрессивен. К людям, которые называют себя исламистами, а действуют воинственно и отрезают головы, я отношусь отрицательно.

У иудеев есть праздник Иом-кипур, Судный день. Это когда Бог взвешивает все, что мы сделали за год, и записывает нас в книгу жизни на следующий год. И мы, иудеи, желаем друг другу: «Будь хорошо записан в книгу!» Так живешь 364 дня и не задумываешься, а в Иом-кипур ты задумываешься, куда тебя запишут, Религия всегда способствует процветанию, потому что человеку нужно что-то бояться потерять. Я верую, что Бог есть. И куда он меня записал на следующий год, я не знаю. Боюсь, хотя, кажется, живу праведно. Ислам — это религия, где надо бояться наказания и ждать, что воздастся тебе.

Любая из трех мировых религий праведная и играет позитивную роль. Давайте обсуждать течения этих религий, или носителей религий, или тех, кто скрывается за фразой «Я религиозен». Вот этот парень, который зашел на выставку в Манеже и устроил погром (активист «Божьей воли» Дмитрий Цорионов прим. ред.), говорит, что он верующий христианин. Ничего подобного! Он хулиган, который носит на шее крест. Какой же он христианин? Никакой!

Петр Трубаев — генеральный директор АО «ЮВТ-Аэро»:

— Никакой опасности со стороны ислама в нашей стране я не вижу, только позитив, тем более что правительством нашей страны уделяется серьезное внимание развитию этого направления. Поэтому в духе сотрудничества и мирного сосуществования всех конфессий (а ислам после православия, наверное, является второй по количеству верующих религией в нашей стране) сегодня это серьезный ресурс для поддержки и развития.

Рустам Ганиев — директор СК «Шинник», депутат горсовета Нижнекамска, член бюро Всемирного конгресса татар:

— Я мусульманин, моя вера у меня в душе. Курбан-байрам праздную каждый год. Мне сложно сказать, чем сегодня является ислам. Но то, что не источником отсталости, опасности, невежества, — это точно. Любая вера — будь то православие, буддизм или ислам — ведет человека к порядочности, к культуре. Есть много законов — уголовных, гражданских, конституционных. А есть Коран и Библия. Это божьи законы. Если бы по ним все люди жили, у нас проблем не было бы. Мало ходить в церковь или мечеть, нужно эти божьи законы соблюдать, они в душе должны быть: правильно ли ты делаешь все в этой жизни, соответствуют ли твои жизненные поступки законам Корана или Библии. А то у нас что получается? Некоторые ходят в церковь и мечеть, там священнослужитель отмаливает им грехи, человек оттуда выходит и опять их совершает. Так не должно быть!

Айрат Сагдеев — декан механического факультета Нижнекамского химико-технологического института:

— Ислам — религия, которая призывает быть честным и порядочным, почитать своих родителей и близких, быть терпеливым и мудрым. Эти качества — залог мирного проживания в нашем многоконфессиональном обществе. Россия — это светское государство. Важно видеть все религии равными и гарантировать каждому гражданину право на вероисповедание. Только при таком балансе можно достичь мира и спокойствия в обществе.

Фриль Ахметов — заслуженный строитель РТ:

— Я родился в мусульманской семье, поэтому считаю себя приверженцем и последователем ислама. По возможности хожу в мечеть, у меня есть хобби — проектировать и строить мечети. У нас, к счастью, не исламское, а светское государство. И когда говорят, что ислам радикализируется... Такие течения и секты есть везде, но наш ислам ханафитского уклона — он самый миролюбивый, потому что в нем заложен моральный кодекс человека. Нам передали эту религию наши прежние поколения, поэтому нам нужно ее придерживаться и соблюдать, тогда всех целей, которые перед нами стоят, мы достигнем.

Что касается вызовов, с которыми сталкивается ислам, то вопросы действительно есть. ИГИЛ уже половину Сирии и Ирака оккупировал. Благодаря вседоступности информации, доступности интернета люди разного толка, характера и мировоззрения стали объединяться в террористические организации, но никакой нормальный человек, думаю, такого не одобрит. Чтобы такого не было, мы должны культивировать у себя толерантность — уважай другую веру, в чужой монастырь со своим уставом не приходи.

Какую роль, с вашей точки зрения, играет сегодня в России ислам и какую мог бы играть? (24.09.15)
7%Не интересуюсь этой темой
11%Периферийную, так как Россия – это православная держава, Третий Рим
11%Это источник высокой духовности россиян-мусульман
24%Это мощный ресурс развития для страны, ключевого звена Евразийского союза
16%Это источник отсталости, опасности, невежества
31%Это гарантия укрепления межконфессионального мира и согласия
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2015 08:27

    Значение религии сильно преувеличено в наше время. 5% верующих, это ни о чем. И эти 5% далеко не самая лучшая часть общества.

    • Анонимно
      24.09.2015 10:31

      Согласен. Нашу страну спасут не церкви и мечети, а новые школы и новые университеты.Везде в мире руководство страны, успешные компании и отдельные люди думают о будущем своих детей и внуков, для этого создают на родине лучшие в мире университетские кампусы, научные и инженерные центры, которые затем дают отдачу в виде новых производственных систем для всех жителей родной страны и региона.У нас же успешные министры и бизнесмены мечтают о заграничных университетах для своих детей и внуков. Не сделают западные университеты из них успешных бизнесменов, по крайней мере примеров пока нет.

      • Анонимно
        24.09.2015 11:25

        потомучто нашей власти, Россия нужна только для выкачивания денег и дальнейшей жизни на западе.

      • Анонимно
        24.09.2015 11:28

        А вот и первый звоночек для поклонников Хазина и Рокфеллера. "Rockefeller Brothers Foundation объявил о немедленной продаже всех своих активов, связанных с углем и нефтяными песками, в рамках усилий по борьбе с изменением климата. Теперь фонд, буквально выстроенный на нефти, займется инвестициями в возобновляемые источники энергии".Понятно, что в мире наступает эра умной солнечной энергетики, умных стартапов, например, компаний Илона Маска, который вкладывает свои деньги в создание новых институтов, научных и технологических центров, создание производственных систем и компаний Tesla, SpaceX и др., которые в 3 раза эффективнее уже существующих -Боинга, Форда и других гигантов индустрии. Компания И. Маска SolarCity реализует в штате Нью-Йорк совместно с Нью-Йоркским университетом новый мегапроект RiverBend."Согласно прогнозам муниципалитета Нью-Йорка, ВВП этого крупнейшего города США с учетом пригородов в 2015 году превысит 1 триллион долларов США. Это больше чем прогнозируемый номнальный ВВП России в 2015 году, который в связи с масштабной девальвацией рубля составит не более 965 млрд. долларов США".В ближайшие 15-20 лет ВВП Нью-Йорка увеличится в двое, а что будет ВВП РФ и РТ?

        • Анонимно
          24.09.2015 12:23

          я вам рекомендую ещё раз перечитать Ильфа и Петрова. Остап Ибрагимович Бендер бессмертен и имеет даже своих заокеанских поклонников и последователей.

          • Анонимно
            24.09.2015 13:41

            Скорее всего вам надо перечитать Ильфа и Петрова, они писали больше о наших доморощенных знатоках, как лично вы. Почитали бы что-нибудь умное, прежде чем судить кого-то.

        • Анонимно
          24.09.2015 12:35

          чтоб вы не дурачили бы больше людей я задам вам один единственный вопрос ... на каком виде топлива маск запускает свои сырые корабли в космос??? и из чего делают это самое топливо??

          • Анонимно
            24.09.2015 13:01

            А я вам задам триа вопроса: на чем ездят электромобили Маска и на на какой энергии будет работать гиперпетля Маска и зачем населению Америки нужны солнечные аккумуляторы Маска?Настанет время и электрических самолетов. Что касается сырых кораблей, то все корабли вначале были сырыми, но у Макса они стоят в 3 раза меньше и он их может трансформировать на взлетной площадке. Так что можете за него не волноваться. А вот в РБК специалисты от Роскосмоса уже волнуются, что появляются компании, которые могут производить ракеты и спутники серийно как самолеты или автомобили.

          • Анонимно
            24.09.2015 13:37

            А вот вам ответ на ваш вопрос от Председателя Правительства Д.А.Медведева:"Нельзя игнорировать и возможности резкого повышения эффективности солнечной энергетики, перспективы которой раньше оценивали скептически, а также неослабевающую активность в разработке электрических, гибридных, водородных двигателей. Если прогресс в этих областях будет продолжаться теми же темпами, а нефтегазовые цены не уйдут еще ниже, то мир может столкнуться с революцией даже большего масштаба, чем «сланцевая».Получается, что это вы дурачите людей.

            • Анонимно
              24.09.2015 14:45

              вы опять и снова дурите людей . водород в промышленных масштабах можно получить только в результате химической реакции гидролиза , чтобы в свою очередь запустить реакцию гидролиза надо потребить огромное количество электроэнергии, чтобы получить такое количество электроэнергии надо сжечь огромное количество газа или мазута, на севере России электричество добывают в основном только путём сжигания газа или мазута на ТЭЦ... вот такие вот профаны вроде вас и довели Россию до ручки...

              • Анонимно
                24.09.2015 15:54

                Что и как делают в России все мы знаем, посмотрите что делается в мире, тогда поймете кто довел Россию до ручки.

  • Анонимно
    24.09.2015 08:36

    Максим Шевченко всех сдал: Россия – единственная крупная страна, куда до сих пор не идут исламские инвестиции. Это, конечно, «заслуга» либерального лобби...» "Мусульмане не работают с жуликами, спекулянтами и ворами, они работают с теми, кому доверяют."

  • Анонимно
    24.09.2015 08:51

    Чем больше радикалов тем меньше интеллигенции в обществе, именно такая тенденция наблюдается в России

    • Анонимно
      24.09.2015 09:27

      я вам отвечу наоборот чем больше интеллигенции в России тем больше радикалов , эта константа неизменна ещё со времён " декабристов "

  • Анонимно
    24.09.2015 08:53

    С праздником всех.Этот праздник празднуют не только мусульмане,но и многие христиане в Татарстане,Башкирии.Только они празднуют его по-своему,просто как светлый день.И это хорошо.Пусть у нас у всех будет больше таких светлых дней.Бог у каждого в душе.Если он есть в душе,то человек никогда не станет убийцей или взяточником,никогда не станет оскорблять других людей,независимо от того,какой он конфессии или цвета кожи.Поздравляю всех с праздником.Поздравляю всех истинно верующих людей всех конфессий.В эти дни принято помогать бедным.Но гораздо важнее просто улыбаться на улице незнакомым людям.Попробуйте,вам точно понравится!)))))

  • Анонимно
    24.09.2015 09:12

    Оказывается ислам самая мирная и прогрессивная религия, и после изучения Корана с этим никто не спорит. Но в реальности все наоборот, в исламских странах идут постоянные войны, уже между собой, исламские страны отстают в развитии науки и технологий, хотя когда-то имели лучшие университеты. С этим надо что-то делать. Слишком большое различие между словами и делами.

    • Анонимно
      24.09.2015 09:44

      Необходима мирная трансформация (реформация, которая произошла католиками и протестантами) ислама и православия. В Москве строят мечети, а в Сирии православные радикалы готовятся к войне с радикальными исламистами. А это- как в Афганистане начало не совсем мирной трансформации мировых цивилизаций -православной и мусульманской.

      • Анонимно
        24.09.2015 10:04

        Утверждение "В. Путин: Традиционный ислам — это неотъемлемая часть духовной жизни нашей страны" не совсем точно. История нашей страны содержит страницы столкновения всем спектром исламских течений, куда мы денем мусульман Средней Азии и Кавказа? Наше желание видеть только хорошее, похвально, но мало продуктивно для всех жителей страны. Получается сегодня мечети и церкви строим, а завтра будем разрушать.

        • Анонимно
          24.09.2015 10:40

          Старый чекист, как всегда лукавит. Скорее, традиционным исламом можно назвать то, как его исповедуют на родине, т.е. в нынешней Аравии. Вот у них традиционный в полном смысле этого слова, с отрубанием конечностей, забиванием камнями, полицией нравов, с бесправной женщиной и тд. Так что хорошо, что у наших братанов нетрадиционные взгляды на веру.Вообще очень жаль, что столько религии в информационном пространстве России. Пытаются заткнуть вакуум отставания по всем областям фэйком отвратительным, что у нас тут какая-то особенная духовность:) Особенной она может считаться на самом деле, только со знаком минус.Как бы то ни было, братьев-мусульман с праздником.

          • Анонимно
            24.09.2015 11:06

            Полностью согласен, традиционная, консервативная, дикая это синонимы и они характерны для самых отсталых племен на земле, не прав был Гумелев на огромных территориях РФ не сложился еще ни один культурный этнос, дикость это. Не Коран и не ислам виноваты. Все это становится дикость, когда попадают в дикие руки.

            • Анонимно
              24.09.2015 11:50

              А вот и очередная дикость шагает по планете, стройте больше большие мечети, все равно будут давиться, ничего не сделаешь -традицитонная культура."Срочные сообщения из Саудовской Аравии. Во время паломничества к святыням ислама сегодня возникла давкаВ результате 150 человек погибли, около 400 пострадали. Об этом только что сообщили западные агентства со ссылкой на государственное телевидение королевства. Мусульмане всего мира отмечают сегодня главный праздник – день жертвоприношения. В Саудовскую Аравию для участия в хадже приехали примерно 2 миллиона верующих со всего света, в том числе, из России 12 тысяч".

              • Анонимно
                24.09.2015 14:42

                «То, что случилось в Мине, – действительно трагический случай. Но мы не можем так говорить, так каждый мусульманин, который совершает хадж в Саудовскую Аравию, он мечтает умереть там. Аллах прощает все грехи тем, кто умер, совершая хадж. Каждый мусульманин хочет увидеть Аллаха. То есть это и трагедия, и большой подарок от Всевышнего», – сказал Кадыров.Так вот он какой традиционный ислам "Аллах прощает все грехи тем, кто умер, совершая хадж", почти по-путинский "Умрем-те же под Москвой". Что-то много желающих хоронить российский народ?

          • Анонимно
            24.09.2015 11:07

            Это культура арабов такая. Читайте И.Беккина, "Ислам от монаха Багиры"(Про "Бакара сура")

          • Анонимно
            24.09.2015 12:28

            люблю неучей, комментирующих налево-направо, без понимания сути. посоветовать вам можно - типа, почитайте книжки, расширите кругозор, но бесполезно это все. человек, пожалуй, рождается с здравым смыслом, или без него, это можно в себе воспитать, теоретически, на практике - очень трудно. Сауды - ваххабиты, вы, вообще-то, в курсе?

            • Анонимно
              24.09.2015 13:58

              А вы вообще-то в курсе, что радикальные исламисты существуют во всех течениях ислама. И кому от этого легче, что его взорвут или зарежут не традиционные исламисты, а радикальные.

            • Анонимно
              24.09.2015 14:43

              Вообще орангутангов сложно комментировать, но ради праздника я попробую:)"Ваххаби?зм (от араб. ?????????? — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени[Комм. 1] Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («ас-саляф ас-салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида."Ваххабизм - такая же часть ислама, как и другие течения. Так что иди отдыхай, кушай барашка, читай книжки.С праздником:)

              • Анонимно
                25.09.2015 12:12

                А вот и радикалчик-неуч нарисовался, который считает себя круче галимов. Читайте больше книжек, размышляйте, правда вам это все не поможет. И, не меняйте сути вопроса балоболизмом и посредственными оскорблееениями.

    • Анонимно
      24.09.2015 12:09

      Вы откуда выпали?В исламских странах всегда было гораздо меньше войн чем в христианских.Именно в христианских странах выдумали фашизм,обе мировые войны.Сейчас войны на Ближнем Востоке кто начал?Тошно вас слушать...Бомбят города,убивают людей и орут про плохих мусульман.Это с вами надо что-то делать,пока вы не уничтожили весь мир.Порабощение Африки,уничтожение индейцев Америки,мировые войны,даже на Укриане война и убийство,а он про мусульман лепечет...Это вершина хамства и вранья.

      • Анонимно
        24.09.2015 12:29

        Это у вас что-то с головой. "Сейчас войны на Ближнем Востоке кто начал", если даже кто-то вместо исламистов и что-то начал на Ближнем Востоке, никто не дал исламистам право резать головы всем подряд баранам, христианам, мусульманам, рушить исторические памятники и бомбить города, какие бы оправдания для этого не были.

      • Анонимно
        24.09.2015 12:29

        Это вы в каком мире живёте,в своём вымышленном,што ле?Или новостей со всего Мира не читаете и не смотрите,да?Сирия,Ливия,Ирак,Афганистан,Талибан,Хезболла,ИГИЛ,терракты,война против неверных (джихад) - все эти сова и выражения из современных реалий к кому относятся,к христианам,што ле?Сначала с собой разберитесь,а потом уже к другим претензии высказывайте.

  • Анонимно
    24.09.2015 09:15

    Игил наверное тоже празднует, вот это смущает. Как так то?

  • Анонимно
    24.09.2015 10:23

    Дай Аллах здоровья и долгих лет жизни Владимир Владимировичу Путину. Он гарант развития Татарстана и Чечни, спасибо Ему за доверие нам.

  • Анонимно
    24.09.2015 10:27

    Россия должна стать лидером исламского мира. Хотя идеологически может хоть быть светской, хоть православной, это неважно. Но в социальной и экономической сфере исламская идея для России спасительна.

    • Анонимно
      24.09.2015 10:47

      В свое время император Константин Великий сделал христианство (в то время была пассионарная религия) основной религией в Римской империи, тем самым он продлил жизнь империй в частности Восточной ее части на 1000 лет, сегодня Россия должна сделать Ислам (т.к. является пассионарная сегодня) господствующей религией в РФ, тем самым Россия станет снова великой державой

      • Анонимно
        24.09.2015 11:20

        Такую мракобесную кашу еще поискать:))

        • Анонимно
          24.09.2015 11:53

          Почему мракобесие? Смена старой религий на молодую пассионарную всегда позволяло сделать стране качественный рывок в развитие

      • Анонимно
        25.09.2015 09:40

        к этому всё идет, иначе не спасти государство

  • Анонимно
    24.09.2015 10:42

    Мусульман с Праздником!!! Мира и Добра в каждый дом

  • Анонимно
    24.09.2015 10:57

    «МУСУЛЬМАНЕ НЕ РАБОТАЮТ С ЖУЛИКАМИ, СПЕКУЛЯНТАМИ И ВОРАМИ»

    Вот именно. Поэтому рядом с Ривьерой так и остался песок вместо небоскребов.

  • Анонимно
    24.09.2015 11:26

    Под этой статье уже десятки комментариев современных мыслителей, гигантов духа, экономических гениев и особо верующих, духовных людей.А под статьей, расположенной несколько ниже, про помощь ребенку на лечении в размере 127 тысяч - комментариев нет.Вот и вся цена фэйковой духовности современной России. А храмы хоть в каждом дворе воткните, ничего не изменится.

  • Анонимно
    24.09.2015 11:27

    Мнения теперь, как принято было в советском союзе, выдержаны в одном партийном стиле. Поэтому прошлась по диагонали.Но коллега Адель Вафин не подвел, смог выделить и подчеркнуть суть ислама - "что люди равны и каждый имеет право на счастье."Величия ислама именно в этом - все люди равны!Ритуал хаджа - это по сути театрализованное представление ценностей, провозглашенных в билле о правах человека 1948 года.Так называемый радикализм это то, чем прикрываются политики во имя своих неправедных дел...Что касается минусов?... Это - не минусы, это дикости общества, которые пытаются преломлять ислам.То что мы имеем в виде минусов, по сути, это результат перекрещивания ислама и дикарей.

  • Анонимно
    24.09.2015 12:03

    К сожалению все выступающие говорят, то что они должны говорить , и, может то, что они хотели бы видеть. Но, к сожалению ,ислам, как и любая другая религия, в настоящий момент является способом борьбы за умы и большие деньги ,сея по миру войны и хаос, вопреки тому, что написано в писаниях. Вспомните, также и коммунистическую идеологию , там тоже все прекрасно изложено, а что получилось на практике?!

  • Анонимно
    24.09.2015 12:03

    Показывают по телику и говорят, что Николай стал святой( царь) . Что сейчас его кости ммощями станут ?? Христиане на поклон пойдут?

  • Анонимно
    24.09.2015 12:19

    Адель Вафин молодец, все правильно сказал

    • Анонимно
      24.09.2015 13:28

      А у нас в Татарстане за исламскими инвестициями руководство республики гоняется.

  • Анонимно
    24.09.2015 13:51

    Религия на службе новой олигархии- чтоб чернь не бунтовала поп или имам всегда объяснит почему ты всем должен

    • Анонимно
      24.09.2015 14:14

      вы попали не то что в яблочко. как говорят американцы бинго!!!

  • Анонимно
    24.09.2015 13:55

    Представителям духовенства стоит поменьше реверансов делать в сторону власти и российского государства, и побольше заниматься собственно исламским просвящением. Потому что когда СМР говорит о традиционном исламе или готовит пророссийские псевдоисторические фильмы, складывается ощущение, что они под традицией понимают часть государственной идеологии, т.е. традиционный ислам для них - это как бы разрешенный государством. Это неверный подход. Традиционный ислам - это ислам большинства мусульман мира, он не ограничен каким бы то ни было государством, правителем или идеологией, он существует таким, каким был привнесен Пророком. Вынесение фетв, проповеди, опровержение сект типа ваххабитов,- все это должно опираться на исламскую традицию, т.е. врамках ханафитского масхаба и соответствующего вероубеждения а не на государственную нужду.

  • Анонимно
    24.09.2015 14:50

    я не закончил свою мысль... в мире и так острейший дефицит питьевой воды а вы ещё и хотите усугубить этот дефицит...

  • Анонимно
    24.09.2015 17:53

    Альянс России и Саудовской Аравии сокрушит американские нефтяные компании.«Нефтяная война» саудовцев была направлена не против России и Ирана, а против американских производителей сланцевой нефти, поэтому Москва и Эр-Рияд могут объединиться, пишет обозреватель Asia Times Салман Рафи в своей колонке на сайте издания.Аналитик полагает, что Россия и Саудовская Аравия могут найти необходимый для «альянса» общий интерес в стабилизации уровня нефтяных цен, поскольку экономики обоих государств страдают из-за падения рыночной стоимости энергоресурсов.«Учитывая, что Саудовская Аравия попалась в собственную ловушку и не смогла добиться банкротства производителей сланцевой нефти, лучшим вариантом для Эр-Рияда, возможно, станет поворот на Россию», — пишет обозреватель Asia Times.Таким путем оба государства смогут развернуть «медвежий тренд» на рынке нефти и вытеснить американских производителей.Тем не менее, добавляет Рафи, по многим вопросам пока нет определенности. Интересы Москвы и Эр-Рияда сходятся в том, что касается стабильности на рынке нефти, но их взгляды на соглашение по иранскому атому, на режим сирийского президента Башара Асада и на хуситов в Йемене разнятся. От того, смогут ли обе стороны сгладить противоречия по этим вопросам ради поддержания нефтяных цен, зависит прочность потенциального «альянса».Казак Поволжья

  • Анонимно
    25.09.2015 07:45

    "Религия- это то, что удерживает бедных, от убийства богатых" Наполеон Бонапарт

  • Анонимно
    25.09.2015 11:05

    даже неприятно читать комментарий Андрея Кураева, занимая подобный чин необходимо быть более избирательным в словах и оценках

  • Анонимно
    26.09.2015 22:01

    Ну вот, что сказал Исхаков? Откуда данные? Лучше уж молчать, чем говорить отсебятину.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль