Общество 
3.11.2015

Артем Здунов: «Кажется, дно прошли, но это дно илистое»

Глава минэкономики РТ о новой мегапрограмме поддержки МСБ и том, родят ли ТОРы в Татарстане экономическое чудо

«Можно ли нынешнюю ситуацию назвать кризисом? Я считаю, что это скорее новая экономическая реальность и нужно к ней адаптироваться», — уверен глава минэкономики РТ Артем Здунов, прогнозируя рост ВРП республики на 2% в 2016 году. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он подробно рассказал, какая судьба ждет «Лизинг-грант», как получить льготы в рамках территории опережающего развития в Челнах и Зеленодольске и почему из всех экономических моделей ему ближе госкапитализм.

Артем Здунов: «А можно ли это назвать кризисом? Я считаю, что это, скорее, новая экономическая реальность, и нужно к ней адаптироваться»
Артем Здунов: «А можно ли это назвать кризисом? Я считаю, что это скорее новая экономическая реальность и нужно к ней адаптироваться»

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ НЕ ПАНАЦЕЯ

— Артем Алексеевич, в последнее время у многих складывается впечатление, что государство обращает внимание только на крупные компании, которые дают основное поступление в бюджет, а как развивается малый и средний бизнес — это никому не интересно. Вот и глава ВТБ Андрей Костин на форуме «Россия зовет!» сказал, что сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране и какой смысл их кредитовать...

— Я, конечно, вынужден парировать, что малый и средний бизнес нам нужен. Он нужен нашему президенту, нашей команде, каждому из нас, и мне он нужен. Малые и средние предприниматели — это наши люди, татарстанцы, причем активная часть населения. Сейчас доля малого и среднего бизнеса составляет 25 процентов нашей экономики. Учитывая ее структуру, это много.

— Но доля МСБ в поступлениях в бюджет меньше.

— Да, меньше, но у нас так сложилось традиционно — в Татарстане экономика крупного бизнеса. Но и 25 процентов доли МСБ — это огромная цифра. На малых и средних предприятиях занято более 380 тысяч человек, а с учетом ИП — 470 тысяч. При этом они сами зарабатывают. Среднемесячная зарплата на малых предприятиях — около 26 тысяч рублей. Сами продуцируют и формируют прибыль. Платят налоги. В первом полугодии 2015 года налоговые платежи от субъектов МСП уже составили 23,8 миллиарда рублей. И потом, многие из них завязаны на крупный бизнес. Объем отгруженной продукции от всех субъектов МСП в 2014 году был более 1,2 триллиона рублей. Поэтому нельзя не создавать условия для их развития.

— А как с этим совместить ваше заявление о том, что налоговые каникулы начинающим бизнесменам давать не будем?

— Если бы налоговые каникулы были панацеей...

— Это хоть какой-то плюс людям был бы!

— Мы внимательно отслеживаем, есть ли реальные положительные сдвиги там, где применены налоговые каникулы. Таковых нигде не наблюдается. Проводим встречи и опросы предпринимателей: поверьте, вопрос налоговых каникул для начинающих — это далеко не первая насущная проблема или запрос бизнеса.

Нужны другие инструменты. Например, просят снизить взносы в социальные фонды. По сравнению с освобождением от выплаты 6 процентов с выручки или 10 - 15 процентов от чистой прибыли снижение социальных выплат или освобождение от них, как в рамках территорий опережающего развития, создание которых мы продвигаем, — это намного серьезнее!

ПОМОЩЬ «ИЗБРАННЫМ», НО НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ

— Не кажется ли вам, что нынешние меры господдержки не совсем адекватны? К примеру, многие говорят, что нельзя оказывать материальную помощь отдельным субъектам, иначе другие оказываются в неравных условиях.

— Отдельным субъектам, но на конкурсной основе.

— Не лучше ли действовать через политику снижения налогов? Стимулы должны касаться всех, а не отдельных личностей...

— К сожалению, условия выхода на рынок у разных его участников не равны изначально, поэтому вести об этом речь некорректно. К примеру, когда госкорпорация или государство проводит конкурсы на закупку продукции, их кто-то выигрывает и получает доступ к рынку, становясь более значимой компанией, чем другие на рынке. Это честно или нет? А вы предлагаете создавать единые условия для всех.

— Конкурсы — это нормально! Особенно если они проходят прозрачно...

— Но мы тоже распределяем субсидии не по каким-то спискам, а по открытому конкурсу. Выиграл в «Лизинг-гранте» — получи поддержку. Заседания конкурсной комиссии на каждом этапе транслируются в прямом эфире в интернете. Предприниматель получает субсидию, но при этом и берет на себя социальные обязательства — по созданию новых рабочих мест, по увеличению налоговых отчислений, по закупке оборудования, а также по инвестициям. На самом деле, это инструмент управления, он не просто так берет у государства деньги.

— Есть примеры, когда уже состоявшийся бизнесмен участвует в «Лизинг-гранте» и выигрывает. Зачем помогать таким людям?

— Отчасти я с вами согласен в том, что при очень ограниченных ресурсах поддержка затрагивает лишь небольшую часть предпринимателей. И получаются «избранные», как вы говорите. Да, опытный бизнесмен лучше других напишет бизнес-план и выиграет, но он получит поддержку на конкурсной основе. Во-вторых, у нас есть и программа только для начинающих, когда в лизинговую компанию мы сами платим первоначальный взнос по договору лизинга.

«У нас так сложилось традиционно — в Татарстане экономика крупного бизнеса»
«У нас так сложилось традиционно — в Татарстане экономика крупного бизнеса»

Распределение грантов не раз сопровождалось громкими скандалами и недовольством обиженных предпринимателей. Что-то поменялось в процедуре?

— Когда конкурс на получение гранта составляет один к трем, то двое уйдут с поникшей головой. А кто-то еще будет громко возмущаться, что он лучше всех, почему ему денег не дали... Это неизбежно.

Но не случайно же у нас работает общественная комиссия, а не министерская. Не случайно мы постоянно говорим: лучше, чтобы на защиту приходили сам директор компании и человек, который хорошо в этом разбирается. Не надо относиться к этому формально. Это конкурс, это состязательность. У всех, кто выходит на комиссию, все в порядке с документами, нет формальных признаков, по которым можно отклонить проект. Но кто-то презентует свой проект убедительно, а кто-то — менее убедительно.

Кстати, роль той же ассоциации предпринимателей я вижу именно в работе таких комиссий. Даже если мы сформируем комиссию из представителей каких-то ведущих компаний, боюсь, возникнут вопросы об аффилированности.

Другое дело — есть ограниченность ресурсов, она не позволяет полностью закрыть потребность предпринимателей.

СТАВКА ДОЛЖНА БЫТЬ 7 - 9%

— Вы говорили, что сейчас разрабатывается новая федеральная программа, гораздо более масштабная...

— Рустам Нургалиевич обратился с письмом к президенту России о том, что нужна программа перевооружения МСБ. Денег «Лизинг-гранта» не хватит, чтобы даже маленькой толики этой задачи решить.

Вот пример: сейчас государство обязывает госкорпорации закупать не менее 18 процентов своих потребностей по поставкам у МСБ. Это правильный шаг. Более того, считаю, на данный момент это самое главное «плечо» государства, которое никто больше МСБ не обеспечит.

Но что закупать-то? Ведь речь идет если не о высокотехнологичной, то хотя бы о технологичной продукции. Для ее создания нужно соответствующее оборудование, компетенции, а у малого бизнеса его нет. «Лизинг-грант» не позволит так вырасти. Поэтому мы и ведем речь о масштабном перевооружении МСБ.

«Мы распределяем субсидии не по каким-то спискам, а по открытому конкурсу. Выиграл в «Лизинг грант» — получи поддержку. Заседания конкурсной комиссии на каждом этапе транслируются в прямом эфире в интернете»
«Мы распределяем субсидии не по каким-то спискам, а по открытому конкурсу. Выиграл в «Лизинг-гранте» — получи поддержку. Заседания конкурсной комиссии транслируются в прямом эфире в интернете»

— На каком этапе сейчас эта инициатива Татарстана? Просто пока письмо направили?

— Наше письмо уже было в минэкономразвития, получена хорошая резолюция, мы работаем и с аппаратом президента России. Как вы знаете, появилась федеральная корпорация развития малого и среднего бизнеса, с которой мы сегодня очень плотно эту программу разрабатываем. Татарстан будет пилотным регионом, где она будет реализовываться.

Конечно, здесь речь о грантах уже идти не будет, механизмы будут возвратные. Речь идет о снижении стоимости лизинговых операций для приобретения оборудования. По программе «Лизинг-грант» мы деньги даем, но там появляется еще один участник рынка — лизинговая компания, которая не за маленький процент предоставляет это оборудование. И еще непонятно, кто больше выигрывает от этой программы... Этот процесс, конечно, тоже надо регулировать. По законодательству у нас нет прав регулировать цены, это свободный рынок, но я считаю, что, если опять это отдать на откуп рынку, проценты будут завышены... Поэтому с федеральной корпорацией будем формировать совместный фонд.

— Уже есть четкое понимание, как новая программа будет работать?

— Проведен анализ, какая должна быть лизинговая ставка, чтобы в разумные сроки можно было окупить оборудование. Причем отрасли разные. Литейщики говорят, что у них плата по лизинговым платежам должна быть очень низкой, кто-то может выдержать более дорогую, но в среднем это должно быть 7 - 9 процентов. Это та нормальная плата по лизинговым платежам, чтобы обеспечить воспроизводство предприятия.

Сейчас средства, которые переданы Федеральной корпорации развития МСБ, направлены на предоставление высококачественных гарантий при получении кредитов. И вот возникла идея, чтобы эти средства через МСП Банк, который тоже вошел в корпорацию, направлялись в экономику, потому что через банк легче регулировать стоимость денег.

Вопрос, который они нам задают: а сможете ли вы освоить средства, которые мы вам направим, будет ли у вас столько потребностей? Называется цифра — 5 миллиардов рублей в год для пилотного региона. Мы опираемся на статистику количества сделок с лизинговыми компаниями и количество заявок по «Лизинг-гранту». Я считаю, что те заявки на участие в «Лизинг-гранте», которые прошли формальный отбор и которые проверены службой безопасности, должны гарантированно получить финансирование. То есть более 1,5 миллиарда рублей мы с ходу можем освоить. При этом это будет совершенно другое оборудование. Не секрет, что за 3 миллиона рублей «Лизинг-гранта» технологичное оборудование купишь не всегда.

Правда, этих средств пока нет, а объем федеральной программы поддержки МСБ постоянно снижается: на первоначальном этапе было 22 миллиарда рублей на всю Россию, а в 2015 году сократилось до 18 миллиардов. Всё хотят сэкономить за счет этой статьи, а мы, наоборот, пытаемся расширить этот рынок.

«ЛИЗИНГ-ГРАНТ» — ЭТО ВСЕ-ТАКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

— Какие сроки и какой бюджет второго этапа программы «Лизинг-грант»? (Зиятдинов Марат) Почему, кстати, об этом спрашивают через газету? У вас на сайте нет этой информации?

— На встрече с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть» один из участников предложил создать отдельный сайт для информирования о наших конкурсах и программах. Предприниматель даже не удосужился зайти на сайт министерства экономики, ему нужен какой-то другой сайт. А другой предприниматель зашел и посмотрел. А потом еще заявку оформил, пришел на отбор и победил. Вот так и получается «неравенство». При желании всегда можно найти информацию, вся она выложена, мы постоянно встречаемся с бизнесом, стараемся охватить все территориальные зоны республики.

Но если информация все-таки до кого-то не доходит, то, считаю, мы где-то недорабатываем. Значит, надо формы и методы разнообразить, активнее использовать СМИ. Информация должна доходить до аудитории вовремя и попадать в цель.

«При желании всегда можно найти информацию, вся она выложена»
«При желании всегда можно найти информацию, вся она выложена» (нажмите, чтобы загрузить страницу)

Что касается приема заявок на второй этап «Лизинг-гранта», то он продлится с 26 октября по 16 ноября. После приема заявки 10 дней будет идти проверка, по итогам которой заявка будет допущена на рассмотрение конкурсной комиссии. Бюджет второго этапа — порядка 150 миллионов рублей. В этом году общий бюджет программы составил 350 миллионов рублей, из которых 240 миллионов — федеральные средства.

Программа серьезно съежилась: год назад было 560 миллионов рублей (из них 420 миллионов — федеральные средства). Это смешные деньги! Но и при этом из федеральных 18 миллиардов рублей, о которых я говорил, Татарстан умудряется взять порядка миллиарда.

— После того как в Татарстане начнется реализация «пилота» новой федеральной программы по лизингу, ныне существующая будет прекращена?

— Лично я вижу так, что «Лизинг-грант» — это все-таки для начинающих, туда надо крен сместить. Когда мы прорабатывали этот вопрос, некоторые говорили: ну вот, мы проработали год и теперь не имеем права участвовать... Чуть сместишь акцент — и сразу появляются недовольные. Но это нормально.

— Из каких денег складывается миллиард федеральной помощи?

— «Лизинг-грант» — это лишь одна из программ, есть и другие, например, «50 на 50» (субсидирование затрат на покупку оборудования до 5 миллионов рублей), в конце прошлого года создали фонд микрофинансовой поддержки (пока до миллиона рублей, возможно, скоро будет до 3 миллионов). В этом году мы докапитализировали фонд более чем на 200 миллионов рублей — это как раз та сумму, на которую уменьшился «Лизинг-грант».

Кроме того, мы в этом году расширили программу по созданию и развитию частных и государственных промышленных парков. В прошлом году мы направили на эти цели около 380 миллионов рублей, а в этом — уже порядка 540 миллионов. Вот вам еще 160 миллионов плюсом.

— А сколько всего средств в фонде микрофинансирования?

— 217 миллионов рублей, и он постоянно пополняется по нашей заявке. Это федеральные деньги, но с обязательным условием софинансирования со стороны республики. Нам удалось снизить долю региона с первоначальных 40 - 50 процентов до 30 - 20, а по некоторым позициям — и до 5 процентов. Мы будем бороться за любую копейку, потому что она кому-то поможет у нас в Татарстане.

На индустриальные парки в этом году привлечено порядка 400 миллионов рублей федеральных средств. Это субсидия на строительство площадок в Мамадышском, Новошешминском, Кукморском и Лаишевском районах, а также на территории «Химграда», ОАО «КЗСК» и КИП «Мастер». Как вы знаете, промпарки есть частные и государственные. В частные государство тоже вкладывается — инженерными сетями и инфраструктурой. Кроме того, мы участвовали в программе капитальных вложений, которая идет по другой статье, но все в том же едином «котле» — 18 миллиардов.

«КИП «Мастер» постоянно развивает свою инфраструктуру за счет собственных и привлеченных средств, и скоро это будет крупнейший парк»
«КИП «Мастер» постоянно развивает свою инфраструктуру за счет собственных и привлеченных средств, и скоро это будет крупнейший парк»

ПРОМПАРК ДОЛЖЕН БЫТЬ В КАЖДОМ МУНИЦИПАЛИТЕТЕ

— За привлечение федеральных денег вам можно поставить пять с плюсом. Но сколько денег вкладывает в МСБ сам Татарстан?

— Наша ключевая задача — обеспечить значительный приток федеральных средств при небольшом софинансировании со стороны Татарстана. Эти средства выделяются из республиканского бюджета в рамках принятой подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане на 2014 - 2016 годы.

Но это не единственная программа, по которой у нас поддерживается МСБ. Такие программы есть и в минсельхозе РТ, и в минтруде РТ, и в министерстве образования и науки РТ. Даже у минкульта РТ есть свои программы поддержки предпринимателей, занимающихся народными художественными промыслами. Кроме того, мы помогаем нашим предпринимателям участвовать в ряде федеральных программ поддержки напрямую: от минпрома РФ, фонда Бортника (фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфереприм. ред.), фонда развития промышленности и так далее. Программ и уровней поддержки очень много.

И потом, как у нас появился КИП «Мастер», «Химград»? За счет федеральных средств? КИП «Мастер» постоянно развивает свою инфраструктуру за счет собственных и привлеченных средств, и скоро это будет крупнейший парк. В этом году мы планируем привлечь и федеральные деньги, и частные, чтобы увеличить площадь парка примерно в два раза.

— Все-таки хотелось бы знать, сколько Татарстан вложил в малый и средний бизнес?

— Миллиарды каждый год — и живыми деньгами через субсидии и программы, и через госзаказ, и через корпоративные закупки. В частности, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в РТ», о которой мы говорили ранее, республика в этом году направила 511 миллионов рублей. Но это далеко не единственный источник республиканских средств, направляемых на поддержку МСБ.

Вот, например, в ОЭЗ «Алабуга» — это вклад в инфраструктуру, где мы тоже размещаем малый и средний бизнес.

— Там в основном иностранцы и крупняк...

— Если сюда приходит зарубежный бизнес, это не значит, что не может прийти отечественный и местный. Да, крупные компании в ОЭЗ заходят, потому что нужны «якоря», но заходят и средние предприятия.

Второе — промышленные парки, в которые вкладывают муниципальные органы власти и государство через строительство дорог и сетей. Здесь есть существенные резервы роста. Президент в своем послании Госсовету четко указал на необходимость создания промплощадок в каждом муниципалитете.

«ОЭЗ «Алабуга» — это вклад в инфраструктуру, где мы тоже размещаем малый и средний бизнес»
«ОЭЗ «Алабуга» — это вклад в инфраструктуру, где мы тоже размещаем малый и средний бизнес»

— ТПП провела исследование, и оказалось, что в половине случаев эти промпарки есть только на бумаге...

— Половина парков на тот момент только создавалась! А мы говорим о создании и развитии. Построить — это мало, надо еще их «заселить».

— Стоят пустые...

— Не совсем объективно! Как пример приведу промышленный парк в Тюлячах. В 2013 году, когда он создавался с поддержкой одного из частных инвесторов, никто в него не верил, было много скептических оценок. На сегодняшний же день там освоено порядка 10 гектаров земли из 33, заключили соглашения о ведении деятельности 20 субъектов малого и среднего бизнеса. Парк постепенно растет и развивается. И везде есть «якорный» резидент. Появляется «якорь» — оживляется все вокруг. Потому что этот «якорь» — крупный или средний бизнес — требует поставщиков и обслуживания.

ЧЕЛНЫ И ЗЕЛЕНОДОЛЬСК — ЭТО ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Я предприниматель из Челнов, субъект малого бизнеса. Недавно Челны стали одним из четырех городов РФ, которым присвоен статус территории опережающего развития (ТОР). Кому и какие преимущества дает эта программа? Что я должен сделать, чтобы воспользоваться преимуществами, которые дает ТОР? (Андрей Бондаренко)

— В Татарстане ТОР будет в двух городах — Набережных Челнах и Зеленодольске. В Челнах ТОР практически создана — решение уже принято и даже доложено президенту России. Осталось пройти процедуру принятия постановления правительства РФ, чем мы и занимаемся. Думаю, до конца года постановление выйдет. По Зеленодольску заявка прошла все экспертные процедуры и выносится на межведомственную комиссию, после чего начнется процедура принятия постановления.

— Мы первыми будем в России или ТОРы уже есть на Дальнем Востоке?

— Первоначально предполагалось, что они будут только на Дальнем Востоке. А когда возник вопрос, как поддержать моногорода кризисной группы первой категории, распространили ТОРы и на них.

Для наших городов предусмотрены те же преференции, что и на Дальнем Востоке, кроме таможенных. Однако Татарстан уже вышел с инициативой, чтобы и для наших ТОРов были таможенные льготы по ввозу импортного оборудования. На «Алабуге» такие льготы есть, но у ТОРа есть свое преимущество: если ОЭЗ предполагает размещение производств только в своих границах, то ТОР в Челнах и Зеленодольске будет действовать на территории всего города.

— То есть все Челны и весь Зеленодольск — это ТОР?

— Да, но резидентом ТОРа становится только тот, кто начинает новый инвестиционный проект и при этом прошел конкурсный отбор по определенным критериям. Цель ТОРа — создать как можно больше новых рабочих мест, причем оторванных от деятельности градообразующих предприятий. В этом и есть суть диверсификации. В свою заявку мы включили максимальное количество видов экономической деятельности.

— Услуги тоже включены?

— Услуги есть, но только если они связаны с производством. Ведь предприятие может и производить, и продавать свою продукцию.

— Каким критериям должен соответствовать кандидат в резиденты ТОРа?

— Объем инвестиций проекта — 50 миллионов рублей, но это на протяжении реализации всего бизнес-плана. ТОР создается на 10 лет, потом срок может продлиться еще на 5 лет. Это разумная сумма, причем по Зеленодольску мы постараемся эту планку снизить, поскольку она привязана к численности населения в городе. Еще условия: создание не менее стольких-то рабочих мест, отчисление в бюджет не менее стольких-то рублей. Цифры определяются в соглашении с конкретной компанией. Сейчас уже формируются конкурсные комиссии.

— И что же должна сделать компания, которая хочет стать резидентом ТОРа?

— Механизмы все те же: заявительный характер, конкурс. Надо понимать, что если мы подписываем соглашение, то и на себя берем определенные обязательства по созданию рабочих мест и поступлениям в бюджет, поэтому отбор необходим.

После того как компания получает статус резидента, мы уведомляем об этом налоговые органы, резиденту предоставляются налоговые льготы. Считаю, механизм прозрачный. Еще на момент подачи республиканской заявки мы говорили предпринимателям: качественно готовьте бизнес-проекты, включая финансовые модели, уделите им особое внимание, они лягут в основу будущих заявок. Кстати, соответствующие объявления о приеме и рассмотрении заявок мы сделаем сразу же после выхода постановления правительства России.

— Какие льготы получит резидент ТОРа?

— Традиционно это налог на прибыль, на имущество, земельный налог, но самое главное — практически в четыре раза у них снизятся платежи в социальные фонды: в пенсионный фонд — с 22 до 6 процентов; в фонд ОМС — с 5 до 0,1 процента; в страховой фонд — до 1,5 процента.

— Не секрет, что многие предприниматели ведут свой бизнес в тени из-за высокого социального налога. Будет ли мотивация приехать в Челны из другого региона, если ему и в тени неплохо?

— Это будет одна из мотиваций, чтобы выйти из тени. Следующая мотивация — это отношение муниципальных органов власти и вообще среды к самому бизнесу. Я имею в виду промплощадки, где будет бесплатным подключение к сетям.

— Они уже есть в Челнах?

— КИП «Мастер», промпарки «Развитие» и «Челны».

— КИП «Мастер» — это КАМАЗ, парка «Развития» еще нет...

— Да, «Развитие» еще строится, но у парка «Челны» первая очередь уже готова к работе, и мы планируем поддерживать их и дальше. Что касается КИП «Мастер», то первоначально он на 80 процентов был завязан на КАМАЗ, а сегодня — не больше чем на 20 процентов. Самое главное — у них появились альтернативные рынки сбыта, в том числе за пределами республики. Но, думаю, невозможно жить в Челнах и совсем не работать с КАМАЗом.

«КИП «Мастер» первоначально на 80% был завязан на КАМАЗ, а сегодня — не больше чем на 20%»
«КИП «Мастер» первоначально на 80 процентов был завязан на КАМАЗ, а сегодня — не больше чем на 20 процентов»

«ТОР ПРИЗВАН ОБЕСПЕЧИТЬ НЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО», А ДИВЕРСИФИКАЦИЮ»

— У вас есть расчеты, сколько компаний заявится в ТОР?

— В нашей заявке по ТОРу Челнов указано более 30 резидентов. У нас есть очень интересные компании. Например «Ростар» — они производят автокомплектующие для грузовиков и работают с крупнейшими корпорациями Volvo, Man, Iveco, Scania, в том числе с КАМАЗом. Они занимают всего 0,5 - 1 процент в числе их поставщиков, но при этом поддерживают высокие стандарты качества.

— Наверное, они могут развиваться и без ТОРа?

— К сожалению, нет, потому что есть определенная ограниченность в финансовых ресурсах для развития действующих производств. Надо удержаться на плаву. И второе — взносы в социальные фонды, то есть принимать каждого нового работника становится сложно. А в ТОРе создаются условия, чтобы они развивались. Им только остается определиться с промышленной площадкой и привлечением кредитных ресурсов на более привлекательных условиях.

— Сколько ожидаете инвестиций и новых рабочих мест за ближайшие несколько лет?

— В заявке мы указали, что хотели бы создать около 10 тысяч рабочих мест. Конечно, заявка формировалась консервативно, потому что хотим, чтобы все заявленные показатели были выполнены.

Наверное, сегодня самое главное — уделить внимание привлечению резидентов со стороны. И уже многие предприятия из других регионов проявляют интерес. Особенно те, которые не попадают в особые экономические зоны. Как вы знаете, в ОЭЗ «входной билет» значительно дороже, например, по объему инвестиций. Кроме того, при вступлении в ТОР все процедуры будут проходить более лояльно, ведь все понимают, что мы идем по пути диверсификации, что практически спасаемся от монозависимости.

— Как вы считаете, сколько будет прибавка в ВТП города от ТОРа?

— Мы планируем консервативный рост — 1 - 2 процента ежегодно. Челны должны оставаться в тренде и развиваться.

— То есть «экономического чуда» ТОР не обеспечит?

— ТОР не призван обеспечить «экономическое чудо», он призван обеспечить диверсификацию. Я бы сказал, что ТОР — это больше спасительная мера. Поэтому и называется «территория опережающего социально-экономического развития».

В этом году мы сумели привлечь на КАМАЗ средства по программам министерства труда по обеспечению занятости. Да, можно идти по этому пути. А можно дать в руки «удочку», то есть позволить предпринимателям самим зарабатывать и создавать рабочие места.

Когда идет стагнация, говорить о росте очень сложно. Но за счет внедрения инструментов ТОРа возможны устойчивый инвестиционный приток и рост ВТП города, создание новых рабочих мест, следовательно, увеличение бюджета.

«Мы можем бесконечно создавать добавленную стоимость, но продавать — это совершенно отдельная деятельность, производственники и продавцы — это разные люди»
«Мы можем бесконечно создавать добавленную стоимость, но продавать — это совершенно отдельная деятельность, производственники и продавцы — это разные люди»

«МНЕ БЛИЖЕ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ»

— Артем Алексеевич, вы отвечаете за экономическую политику. Как вы считаете, есть ли в Татарстане сегодня осознанная экономическая мысль?

— Татарстан, безусловно, придерживается осознанной экономической стратегии, построенной на рачительном использовании, укреплении и приумножении преимуществ нашего региона.

Речь идет о наших ресурсах — это не только недра, но и, конечно же, люди, культура, научные разработки, промышленность, история и традиции и так далее. Радикально наши подходы в экономике не отличаются и не могут отличаться от федеральных, поскольку мы глубоко интегрированы в экономическую модель страны в целом. Но во многих направлениях, избранных впоследствии в качестве приоритетных, именно Татарстан выступил пионером. Наши эксперты нередко составляют основу научных групп, разрабатывающих те или иные экономические программы и модели на уровне федерации.

Один из ключевых тезисов нашей экономической мысли — в формировании уникальной среды для развития человека, предпринимателя, в целом человеческого капитала, благоприятных условий, при которых создается конкурентоспособный добавочный продукт.

Мы можем бесконечно создавать добавленную стоимость, но продавать — это совершенно отдельная деятельность, производственники и продавцы — это разные люди. Если мы создадим мощнейшую команду продавцов и будем лоббировать свои рынки, то любых игроков туда заведем. Чем руководствуются инвесторы, когда к нам заходят? Любовью к Татарстану, к России? Наверное, нет. Их привлекает выгода. Здесь они находят наиболее благоприятное место для вывода на рынок своего продукта. Это нормально. И мы так же работаем.

— И все-таки вы как министр экономики РТ придерживаетесь какой-то экономической теории? Вы кто — консерватор, либерал, дирежист, кейнсианец?

— На 100 процентов ни к одному из перечисленных вами направлений я себя отнести не могу. Но ближе всего мне такое понятие, как государственный капитализм. Имеется в виду рыночная экономика с мощнейшим контролем государства в части работы с человеческими ресурсами и обеспечения социальных прав населения. Никто, кроме государства, эту ответственность на себя не возьмет. Даже то, что госкорпорации сегодня занимаются социальными вопросами, развитием общественной инфраструктуры, то, что за ними закреплена обязанность делать закупки у малого бизнеса, — это уже огромная роль государства.

Простой пример: старая часть Казани на 70 - 80 процентов создана предпринимателями. Это и исторические памятники, и дома культуры, и театры. Так по всей России, и за рубежом так. Что касается сегодняшнего времени, то, например, к программе «Парки и скверы» подключились не только представители крупного бизнеса, но и малого, потому что есть не только большие парки, но и маленькие скверы.

— С одной только разницей: если до революции бизнесмены это делали по доброй воле и велению сердца, то сегодня преобладает добровольно-принудительное начало...

— Как именно было до революции, доподлинно неизвестно. Но сегодня я фактов «добровольно-принудительного начала», к счастью, не знаю. Реконструкция парка или сквера — это отличный способ для бизнеса проявить себя не только с предпринимательской стороны, но и с общественной. Увековечить таким образом память о своей благородной деятельности. Весной, отмечая Всероссийский день предпринимательства, я участвовал в посадке деревьев, которую организовали казанские бизнесмены в парке Тысячелетия. Поверьте, никого туда силой не тащили, наоборот, посадили больше прекрасных крупномеров, чем изначально планировалось. Заложили основу целой предпринимательской аллеи в парке.

— То есть вы сторонник дирежизма в экономике — активного вмешательства государства?

— Активное вмешательство государства должно быть, и я назвал, по каким направлениям. Если мы берем в целом национальную экономику, то возникает еще много разных вопросов — оборона страны, развитие космоса и т. д. Невозможно без мощного бюджета и государственных программ проводить адекватную социальную политику.

— Получается, либеральные взгляды на экономику вы не поддерживаете?

— Смотря какие. Многие отношения, которые складываются между экономическими субъектами, надо оставлять на их усмотрение. Во время разработки «Стратегии-2030» мне приходилось много общаться с Алексеем Кудриным. Недавно мы встретили его вновь в рамках петербургского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

Так вот, в «Стратегии-2030» большое внимание уделено именно развитию благоприятной предпринимательской среды: понятные правила для бизнеса, инфраструктура, а в центре всего этого — высокопродуктивный человеческий капитал. Симбиоз либерализма и государственной руки приносит свои плоды. Считаю, что реализация «Стратегии-2030» позволит нам во многом продвинуть республику дальше, особенно на мировой арене. Если мы будем сравнивать себя с аналогичными регионами, в том числе европейскими, а не с отстающими.

— Да, государственная рука должна быть, но остается все меньше простора для деятельности бизнеса, на рынке господствуют госкорпорации, а это ведет к монополизму...

— Для борьбы с монополизмом в рыночных секторах в России есть федеральная антимонопольная служба, которая, я считаю, в целом со своими обязанностями справляется. А вы считаете, что было бы правильнее государству самоустраниться от экономики, как в 90-е годы?

«Во время разработки «Стратегии 2030» мне приходилось много общаться с Алексеем Кудриным»
«Во время разработки «Стратегии-2030» мне приходилось много общаться с Алексеем Кудриным»

«А МОЖНО ЛИ ЭТО НАЗВАТЬ КРИЗИСОМ?»

— Вы прогнозируете возобновление роста экономики РТ в 2016 году: рост ВРП — 2,2 процента, ИПП — 2 процента. На чем обосновывается ваша уверенность? (Александр)

— Мы внимательно следим за развитием событий. Несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию, реализация в Татарстане масштабных инвестиционных проектов, развитие инструментов поддержки инновационного развития, а также малого и среднего бизнеса позволят обеспечить рост экономики. Наш прогноз, на котором сформирован бюджет 2016 года, предполагает возвращение положительной динамики в экономике республики уже в ближайшей перспективе. Ожидаем рост промышленного производства на 2 процента. Развитие промышленного сектора будет происходить прежде всего за счет увеличения производства нефтепродуктов, химии, нефтехимии и машиностроения. Прогнозируется рост в сельском хозяйстве на уровне 3 процентов, в первую очередь за счет увеличения сбора зерна, картофеля, производства кормов и продукции животноводства.

— В какой стадии сегодня находится кризис?

— А можно ли это назвать кризисом? Какие у него признаки? Я считаю, что это скорее новая экономическая реальность и нужно к ней адаптироваться.

— Падают инвестиции...

— Объем инвестиций в Татарстане за первое полугодие 2015 года — 100,1 процента в сопоставимых ценах. В 2014 году было 542 миллиарда рублей, в этом году, по нашим оценкам, ожидается 560 миллиардов рублей.

— Конечно, это очень оптимистично, что инвестиции сохранили. Но есть другие показатели кризиса — новые дома не закладываются, продажи падают, у банков одни убытки... Потребительский спрос упал.

— Вы привели примеры потребительского рынка. Мы тоже видим падение потребительского спроса, поскольку еженедельно мониторим ситуацию по основным направлениям, в том числе товарооборот предприятий, потребительский рынок, инфляция. И что делать в такой ситуации? В чем природа проблем? В ограниченности финансовых ресурсов! Наши предприятия говорили, что «процент по кредитам у нас высокий», но они всегда ранее могли получить финансовое «плечо», потому что банки могли заимствовать за рубежом. А сегодня этот рынок прикрыли, возникла сложность с получением финансовых ресурсов.

Но зато механизмы поддержки не закрыты, более того, появились новые инструменты помощи, которые были недоступны раньше. Та же программа проектного финансирования, утвержденная постановлением правительства РФ №1044: она позволяет привлечь в крупные проекты, стоимость которых превышает 1 миллиард рублей, льготное финансирование, с обеспечением государственными гарантиями, под ставку, не превышающую 11,5 процента. Например, мы в рамках этой программы снимаем энергозависимость казанского узла через перенос генерирующих мощностей в рамках программы ДПМ. Второй пример — программа льготного кредитования для крупных инвестиционных проектов на длительный период. Такого раньше тоже не было.

Что тревожит? Рынки сбыта. Вы видите, насколько интенсивнее стали поездки руководства республики по России и за рубеж — нужны рынки сбыта. Можно вложиться, построиться, но если нет сбыта...

А вообще, я считаю, что строительство — это одно из фундаментальных направлений оживления экономики. Ни в коем случае нельзя останавливаться! У нас огромная база — программой строительства жилья предусмотрен ввод в текущем году 2,4 миллиона «квадратов», реализуются программы соципотеки, переселения из аварийного жилья, идет строительство арендного и индивидуального жилья. И строительство промышленных парков я тоже к этому отношу: создаются новые рабочие места, через рынок строительных материалов привлекается малый и средний бизнес. В данной ситуации нельзя снизить инвестиционную привлекательность. Инвестиции сегодня — это наш ВРП через один-два года. Поэтому мы очень внимательно следим за этим показателем.

— Что еще позволяет вам строить оптимистичные планы на 2016 год?

— Я бы не назвал эти планы оптимистичными, но все же это планы роста, в том числе заложенные в «Стратегии-2030». И наши прогнозы строятся прежде всего на данных о состоянии и развитии наших предприятий. У нас есть проекты по ТАИФ-НК, по ТАНЕКО, по выходу на полную мощность «Аммония». Я называю те крупные объекты, которые обеспечат нам приток инвестиций и объем ВРП на следующий год. Кроме того, новый проект в Казани — производство метилхлорсиланов на «КЗСК-Силикон». Во-первых, это импортозамещение в классическом виде, во-вторых, новые рабочие места. И именно на этом предприятии мы делаем производственную площадку для малого и среднего бизнеса. Планируем, что на следующий год эта площадка начнет работу.

Плюс новые производства на ОЭЗ «Алабуга». Кстати, государство в свое время вложилось в инфраструктуру этой площадки, а инвестиции частного бизнеса на сегодня многократно выше. Я считаю, управляющие компании «Алабуги», Иннополиса и «Химграда» являются лучшими управленцами в России в области развития инфраструктуры площадок.

Сегодня ведем работу по созданию еще одной площадки по принципу ОЭЗ на базе Свияжского мультимодального логистического центра и в течение ноября заявку такую планируем подать.

«Мы — регион, который зависит от цены на нефть, но мы постепенно уходим из этого сегмента, потому что стали нефтеперерабатывающим регионом»
«Мы регион, который зависит от цены на нефть, но мы постепенно уходим из этого сегмента, потому что стали нефтеперерабатывающим регионом»

— Как вы считаете, по итогам 2015 года ВРП в Татарстане будет в минусе?

— По прогнозу мы выйдем на 99,8 процента, но, повторю, мы считаем только в сопоставимых ценах. Основной вклад в формирование добавленной стоимости по республике традиционно вносят Казань, Набережные Челны, Альметьевский и Нижнекамский районы. Определять динамику валового регионального продукта в среднесрочном периоде будет в первую очередь промышленность, на долю которой приходится, по оценке, 44 процента ВРП. По итогам текущего года индекс промышленного производства ожидается на уровне 99,2 процента. Объем отгруженной продукции составит 1,8 триллиона рублей.

— Но все-таки на 2016 год планируете небольшой рост?

— Да, и прогноз делается в очень тесной связке с каждым предприятием персонально.

— Ваше ощущение, что мы дно кризиса прошли?

— Вы знаете, я назвал бы это илистым дном: кажется, что дно прошли, но вдруг могут появиться какие-то внешние условия... Для нас сегодня важно закрепиться по инвестициям и обеспечить уверенный их рост, а также развитие наших инфраструктурных возможностей.

— Как вы считаете, насколько экономика Татарстана зависит от цены на нефть?

— Мы регион, который зависит от цены на нефть, но мы постепенно уходим из этого сегмента, потому что стали нефтеперерабатывающим регионом.

«У МЕНЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА БЫЛА: «ОТТОК КАПИТАЛА...»

— Расскажите о себе — об основных этапах жизни, учебе, учителях.

— Я родился в Казани, окончил Казанский финансово-экономический институт (тогда он еще не был университетом). Я считаю, это был один из сильнейших финансовых вузов не только республики, но и страны.

— В прошедшем времени о нем говорите?

— Да, потому что это был самостоятельный институт. Сегодня это часть федерального университета, планка значительно поднялась. Хорошо, что остались кадры, хотя многие, конечно, ушли. К сожалению, некоторые ушли навсегда.

— Вхождение КФЭИ в КФУ было ошибкой, считаете?

— Ошибкой это я назвать не могу. Должен был создаться крупный федеральный университет, и он должен был собрать под свою основу ряд институтов. Но в стенах КФЭИ формировалась мощнейшая научная школа по многим направлениям, выросли многие ученые и практики мирового уровня. Работа велась в тесной интеграции с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, где, кстати, защищались многие казанские профессоры и заведующие кафедрами.

— А вы где защищались?

— Защищался я в Казани, но, наверное, моя работа была бы неполной, если бы я не работал с московскими институтами и университетами.

— На какую тему была ваша кандидатская диссертация?

— У меня очень интересная тема была: «Отток капитала в системе экономической безопасности современной России». В 2005 году, когда я защищался, отток капитала был огромной проблемой для страны. Фактически мы тогда имели дело с бегством капитала за рубеж. Практически в каждом выступлении председателя правительства, в каждом послании президента говорилось об этом. И было много что предпринято.

«Если мы говорим об инвестиционном климате, о создании условий, чтобы капитал не уходил, то это, конечно, работа глав регионов»
«Если мы говорим об инвестиционном климате, о создании условий, чтобы капитал не уходил, то это, конечно, работа глав регионов»

— Сегодня что-то изменилось? Или вы перестали следить за этим процессом?

— Почему не следим? Внимательно смотрим. Конечно, это вопрос общефедеральный. Тот климат, который создан налогами Российской Федерации, больше оказывает влияние на регион, чем он сам может оказать. Но если мы говорим об инвестиционном климате, о создании условий, чтобы капитал не уходил, то это, конечно, работа глав регионов.

— Татарстан в этом смысле отличается от других регионов?

— Я сошлюсь на рейтинги, которые говорят, что наша республика очень сильно отличается. По национальному рейтингу инвестиционного климата мы занимаем первое место, традиционно входим в первую группу. Но сказать, что у нас навсегда такой прекрасный инвестиционный климат, было бы большой ошибкой. Требуется системная ежедневная работа.

Я считаю, что эту работу можно измерять, как температуру. Если мы каждодневно будем работать, не ошибаться, если у нас отношение к предпринимателю (а не только к инвестору) будет такое же, как к своему детищу, — находить земельные участки, размещать, помогать покупать оборудование, в какой-то части подставлять свое плечо в работе с федеральными структурами — вот тогда сложившаяся благоприятная ситуация меняться в худшую сторону не будет.

Вы «БИЗНЕС Online» читаете? Ваше мнение о нашей работе?

— «БИЗНЕС Online» читаю. Мы сегодня много говорили о рынках, и я считаю, что ваша газета — большой игрок на рынке. Если какая-то информация не доходит до конечного потребителя, надо искать тех, кто может эту информацию довести. Это нормальный рыночный механизм, и надо его использовать в интересах экономики республики.

Артем Алексеевич, спасибо за то, что нашли время и ответили на вопросы наших читателей.

Артем Алексеевич Здунов родился 18 мая 1978 года в Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт (2000). Кандидат экономических наук (2005).

1996 - 1998 — заместитель председателя профкома студентов КФЭИ.
2000 - 2001 — специалист по страхованию, внутренний аудитор ОАСО «Промышленная страховая компания».
2001 - 2004 — учеба в аспирантуре Казанского финансово-экономического института.
2004 - 2006 — преподаватель на кафедре макроэкономики и экономической теории КЭФИ.
2006 - 2010 — заместитель директора по науке ГУ «Центр перспективных экономических исследований АН РТ».
2010 - 2014 — заместитель министра экономики РТ.
С октября 2014 — министр экономики РТ.

Как вы оцениваете нынешние формы поддержки МСБ в России? (03.11.15-04.11.15)
5%Формы нормальные, денег только надо побольше!
16%Главная проблема бизнеса сейчас – спрос, и здесь никакие льготы не помогут
56%Вся поддержка – имитация бурной деятельности
23%Акцент надо делать на создании инфраструктуры, а не на раздаче денег
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.11.2015 08:16

    В другой реальности чел живет, не в нашей - параллельной. Рост ВРП возможен только благодаря новой девальвации. Других причин не видно. При сокращении покупательной способности населения и, соответственно, торговли в 2 раза (если правильно считать инфляцию не 13 а 33%), то о каком МСБ вообще говорить? Он также съежится! Только те производства, кто ориентирован не на население, а на экспортные предприятия, сохранят объем продаж!

    • ДеД
      3.11.2015 09:28

      +1Эвент-чиновник. Видимость бурной работы ИМХО только. Ничего системного.Помощи реальному МСБ не ощущается.

      • Анонимно
        3.11.2015 09:56

        а какая конкретно помощь нужна?

        • Анонимно
          3.11.2015 10:28

          пожалуйста: 1. самое простое — три года не менять отчётность, ни буквы, ни точки. При этом можно снижать ставки налогов. 2. прекратить тендеры в их зарегулированно-аффилированном виде. 3. реализовать реальную ответственность за неоплату в срок работ, услуг.

          • Анонимно
            3.11.2015 11:53

            1. по поводу отчетности - Вы отчетность сдаете в минэкономики? Или в налоговую и ПФР?2. по поводу тендеров ничего пока сказать не могу, так как не участвовал.3. по поводу реальной ответственности не совсем понятно - вы поставили товар какому-то ООО, Вам не платят, а виноват министр?

            • Анонимно
              3.11.2015 19:37

              1. в налоговую и ПФР2. аффилиат труднодоказуем + необоснованный демпинг работ/услуг3. Основной заказчик-плательщик либо бюджет либо очень крупные предприятия. Министр точно здесь не при чём.

            • Анонимно
              5.11.2015 18:11

              Отчетность сдаем в минэк, при мудром министре добавилось еще три формы по нано. реально тролим

        • Анонимно
          3.11.2015 10:29

          - Спросите об этом Здунова - ведь это он кандидат наук, щеки надувает, ставку министра получает ..А если серьезно, то ваш вопрос ориентирован на крупный бизнес (т.к. на него прежде вы и работали, обслуживая интересы олигархов), для работы с МСБ нужна соответствующая инфраструктура (так эффективно работать с массой), о создании которой надо было озаботиться намного раньше, а не теперь когда петух жареный клюнет.Приходил я в ваше министерство с предложением об организации краудсорсинг-проекта направленного на разработку эффективных мер поддержки МП, но вам же такое нафиг не нужно.

          • Анонимно
            3.11.2015 16:44

            Сейчас и развивают инфраструктуру для мсб - те же самые промплощадки должны быть в каждом районе республики.

        • Анонимно
          3.11.2015 10:42

          Шоб все ВСЕ забыли о МСБ!!!Оставьте вообще в покое на 3года!Забудьте что есть такое!знакум

        • Анонимно
          3.11.2015 18:10

          как во всей россии освободить вновь создавшиеся ИП от налогов на пару лет.Здунов полная пустота.

      • Анонимно
        3.11.2015 10:14

        он наверно Дарелл Хаффа читает "как лгать при помощи статистики"

      • Анонимно
        3.11.2015 10:15

        Только вчера статья была в БО:"Фантастическое известие: малый и средний бизнес, воспринимающийся как неизбежная «первая» жертва дракона кризиса, к всеобщему изумлению, пока не гибнет, а, напротив, растет.Причем вырос он как количественно (рост 2,8%), так и оборотами производства. За первые полгода оборот вырос на 24,8% и составил 193,5 млрд. рублей (по отношению к первому полугодию 2014 года). В казну города мелкие предприниматели и бизнесмены средней руки внесли 910 млн. рублей — 20% всех налоговых доходов. Это на 70 млн. рублей больше, чем годом ранее."

      • Анонимно
        3.11.2015 16:04

        Вы сравните с другими регионами, где реально конь не валялся в плане господдержки. Езжу по России знаю. Все завидуют нам. Торы протащили по Челнам. Только за это снимаю шляпу перед нашими!

    • Анонимно
      3.11.2015 10:21

      тоже так думаю,раньше не верил что доллар 1оо рублей будет стоит,теперь очень даже верится-это единственный способ наполнить казну,заодно другие мелочи,как то Украину крепко посадить-она то газ покупает за доллары,а население платит за него гривнами,которые все же от рубля зависят. Короче если Иран не напугает арабов,и цена на нефть не подскочит,надо бежатьв обменный пункт

    • Анонимно
      3.11.2015 15:04

      Министр - молодец! Не опускает руки как некоторые. Побольше таких энергичных и деятельных людей. Мыслит позитивно. А вот в том, что касается ориентации бизнеса не только на местный рынок, а на глобальный, соглашусь. Диверсификация рынков сбыта придает устойчивость бизнесу.

    • Анонимно
      3.11.2015 16:15

      Как раз таки Здунов в нашей реальности. Он что по Вашему должен тут рассуждать о девальвации и о ценах на нефть об инфляции и тд? Плакать в жилеточку, как нам плохо и выхода нет? Я в статье увидел реально сделанные вещи именно в той компетенции, в том поле, где могут работать региональные власти. Инфляция, дефляция и прочее и прочее - это компетенция федеральных властей. Какой бы не был негативный фон - наши умеют его использовать в свою пользу! Мы ,Челны, говорим министерству отдельное спасибо за ТОР!

  • Анонимно
    3.11.2015 08:22

    Спасибо БО! Очень интересная статья!

  • Анонимно
    3.11.2015 08:54

    "— Мы внимательно отслеживаем, есть ли реальные положительные сдвиги там, где применены налоговые каникулы. Таковых нигде не наблюдается. Проводим встречи и опросы предпринимателей — поверьте .."

    • Анонимно
      3.11.2015 12:06

      Даже крупняки просят налоговые каникулы. Постоянно. Посмотрите на нефтянку. На проекты на Ашальчинском месторождении. На проекты в которые ТН затягивают типа Алабуга-Стекловолокно.Кстати, где он в ОЭЗ нашел средний бизнес?Там льготы то все интересны только крупнякам.

      • Анонимно
        3.11.2015 16:07

        Крупные компании не в вакууме же развиваются. С ними и средние и малые работают.

  • Анонимно
    3.11.2015 09:02

    Потом, когда нам скажут, что мы все таки оттолкнулись от дна, объявят, что мы уперлись в ледяную корку, образовавшуюся в результате глобального охлаждения экономики. Такие вот мы поэты-символисты

    • Анонимно
      3.11.2015 09:16

      Дно окажется настом. Под настом овраг.Потом скажут что не овраг это вовсе.А скальное образование, и мы летим по нему вниз с горы под снежной лавиной.Потом скажут что пляж мы перелетели и теперь в озеро опускаемся, но там уж дно должно быть упругим и теплым.Но пятая колонна расскажет, что это море-акиян и дна не будет, вернее оно будет но увидят его только те, кто в подводной лодке.RG

  • Анонимно
    3.11.2015 10:11

    Министерство экономики лучше переименовать в какое нибудь министерство литературы и творчества. Давно пора уже начать эксперимент по закрытию на пару месяцев того или иного ведомства, после чего многие даже не придётся открывать, потому как никто не заметит отсутствия.

    • Анонимно
      3.11.2015 16:20

      То есть присутствие вы замечаете. Где логика?

    • Анонимно
      4.11.2015 15:50

      Пару месяцев не заметят, а когда спохватятся, через какое то время, когда нужно будет, то сколько времени будем все это восстанавливать?В других регионах программы будут работать, а Вам, с такими мыслями, придется в Москву за деньгами ездить. ВОТ ВАС ТАМ И ЖДУТ!!! Ездил, пробовал ни кого там не ждут, а с помощью МЭ проконсультировали, помогли. Спасибо им огромное

  • Анонимно
    3.11.2015 10:58

    Обратился за грантом для НИОКР,отослали в фонд Бортника.Я ребята и без вас могу обратиться в Москву в этот фонд.Тогда зачем вы нужны-то?

    • Анонимно
      3.11.2015 11:52

      Если вам нужны невозвратные средства на НИОКР - то такие гранты представляет фонд Бортника. Все правильно. Иван Михайлович недавно был в Минэкономики РТ, и совместно с Сергеем Поляковым ознакомился с рядом инновационных проектов.

    • Анонимно
      3.11.2015 12:12

      для вашей информации с 2014 года инновации были изъяты из мер поддержки, оказываемых по линии Минэкономразвития РФ, а следовательно и Министерства экономики РТ, объем финансирования (примерно 2 ярда) был передан в так назвываемый фонд Бортника, который распоряжается ими в рамках своих мер поддержки. Инноватор-не инноватор вы можете обратиться в Министерство экономики РТ по другим программам. Еще вопросы есть?

    • Анонимно
      3.11.2015 12:37

      вообще то в фонде Бортника очень считаются с рекоммендациями от региона, поэтому лучший путь туда через наше министерство. Сам проходил, спасибо нашим - помогли! Андрей Купцов из министерства нам помогал. До этого сами не прошли.

      • Анонимно
        3.11.2015 16:19

        Ой! А я микрозайм получила! Мне Андрей Геннадьевич понравился, директор Фонда! Толковый такой, всем помочь хочет. Еще он очень добрый!

  • Анонимно
    3.11.2015 12:39

    Знаю Артема Алексеевича еще до его работы в Министерстве. Умница и просто красавец, все гармонично в нем. Успехов!

  • Анонимно
    3.11.2015 13:51

    Самым слабым местом является попытка модернизации старых отраслей экономики, когда в развитых странах на основе новых секторов создаются новейшие надотраслевые комплексы. Мы почему-то катимся назад. Нет никакого будущего у старых индустриальных отраслей, сколько бы мы их не модернизовали.В.Ф. Терзи

  • Булгарин
    3.11.2015 14:11

    Начальник заявляет, что дно пройдем только к концу года, а его подчиненный бодро так рапортует, что дно пройдено, идем по илистому дну. Они, видимо, по разному дну идут.

  • Булгарин
    3.11.2015 14:53

    Далее ... Прочитал все интервью. И не понял, что же конкретно было сделано, чтобы достигнув дна, всплыть на поверхность и плыть. Или только хождение по дну, рискуя опуститься еще глубже в ил и уже больше не всплыть. Да и само опускание на дно - это фиксация падения за ценой на нефть. Упадет еще больше и дно опять уйдет из-под ног. А что сами то сделали, чтобы остановиться и не тонуть. Или тонуть уже стало расхожим стереотипом в министерстве? Ничего ведь не сделано, как продолжали по прежнему вести хозяйство, так и ведем. Новых предложений от министерства тоже нет. Что два-три года назад об одном и том же говорили, так и сегодня все одно и то же. Как-будто ничего и не произошло.

    • Анонимно
      3.11.2015 15:27

      Хорошо, что интервью все-таки прочитали. Там про предложения тоже есть.

      • Булгарин
        3.11.2015 16:18

        Не удивляйтесь, все-таки прочитал. А вот про предложения что-то не очень. То что будут строить новые производства понял, но не понял причем тут министерство экономики. И то, что говорит " у нас есть проекты по ТАИФ-НК, по ТАНЕКО, по выходу на полную мощность «Аммония»." Тоже не понял. У кого у нас? По моему и ТАИФ-НК и ТАНЕКО все же частные компании, а не подведомственные министерству экономики. Или "Рынки сбыта. Вы видите, насколько интенсивнее стали поездки руководства республики по России и за рубеж — нужны рынки сбыта. Можно вложиться, построиться, но если нет сбыта..." Тоже не понял. Они что у нас на побегушках у частных компаний, деньги у них получают? Вот в этом и разница. Как считали все эти компании своими, так и продолжают считать. И про госкапитализм прежний разговор. А ведь это все и завело нас в тупик. Пора бы подумать о новых подходах к управлению экономикой, а они продолжают все обо одном и том же говорить. Они будут управлять, искать рынки сбыта, деньги для строительства новых объектов. А где же господа капиталисты, где их инициатива? Ведь развитые страны потому и развитые, что у них капиталисты бегают сломя голову и все делают. А чиновники только отслеживают, чтобы обществу не навредили своей инициативой, налоги платили вовремя, да зарплату не забывали платить вовремя и как можно больше.

        • Анонимно
          3.11.2015 16:42

          Или "Рынки сбыта. Вы видите, насколько интенсивнее стали поездки руководства республики по России и за рубеж — нужны рынки сбыта. Можно вложиться, построиться, но если нет сбыта..." Тоже не понял. Они что у нас на побегушках у частных компаний, деньги у них получают?
          У нас в районе глава (не буду называть какой) ни одну просьбу от предпринимателей не решает. А заму по экономике говорит: Что ты за него ходишь? Че работаешь на него?
          Так вот и все в районе стоит! Бизнес умирает! Когда глава отдельно а бизнесмены отдельно! Наш президент молодец - всех предпринимателей за ручку и вперед ! Все решает! Все делается!

          • Булгарин
            3.11.2015 18:51

            Может его заму по экономике бизнесом заниматься на постоянной основе? Вы, видимо, не поняли мой пост. Есть два типа экономики или управления экономикой. Это так грубо. Первый тип, когда власть и бизнес неотделимы. Когда власть решает все за бизнес, а еще чаще бывает, что и во власти и в бизнесе сидят или родственники или очень близкие друзья, которые не забывают и отблагодарить кого надо. И они знают за что. Очень часто в такой системе кресло чиновника становиться даже более весомым, чем сам бизнес, его доходы и миллионы, которые он приносит. Ведь от него зависит бизнес. Есть другая система, в которой власть и бизнес не пересекаются напрямую. Власть в первую очередь занимается обслуживанием своего избирателя, своего населения без того, чем оно занимается. И за эту услугу население платит налоги и из них власть себя содержит. И власть знает за что его держат у руля власти. И в этом случае, очень часто власть становиться защитником интересов всего населения в том случае, когда бизнес пренебрегая интересами своих граждан, действует не по правилам. Например, мало платит своим работникам, нарушает экологические нормы и т.д. У нас в силу исторических причин развивался первый тип отношений власти и бизнеса. Просто основные доходы были от нефти, а не от налогов его граждан. И в этом случае власть всего лишь выступала как распределитель доходов и наравне с бизнесом участвовала в больших проектах. Власть знала от кого она зависит и с кем ей делить прибыль. Она и про население не забывала, чтобы не создавать социальную напряженность. Давал ей и хлеба и зрелищ. Отсюда и всякие проекты в виде Олимпиады, Универсиады и т.д.. Но вот ситуация начинает меняться. Мы должны жить уже в других условиях. Надежда на то, что в бюджете будут большие деньги от продажи нефти, иссякает. И остается налоги на граждан, на их имущество и на прибыль бизнеса, которой может и не быть. Это для местных властей. И возникнет проблема. Как повысить этот самый доход физических лиц, тот самый НДФЛ? А это ведет к смене всей системы отношений власти и бизнеса. Нет у власти дополнительных доходов, чтобы делиться с бизнесом, а если есть то это наши налоги. Граждане скоро начнут думать, а почему мы одних будем поддерживать за счет моих налогов? Вот о чем это я.

        • Анонимно
          3.11.2015 17:23

          Про ввод крупных производственных комплексов сказано к тому, что они помогут экономике республики. Нашей экономике, нашей республики, у нас в республике. Это не предложение, а данность. ТАИФ-НК и ТАНЕКО частные компании, на которых работают такие же жители Татарстана, как и мы с вами. Они получают зарплату, платят налоги. Продукция предприятий пользуется спросом. Их вклад в экономику нельзя не учитывать.В предпринимательской деятельности важно кому, куда и в каких объемах ты продаешь свой товар или оказываешь услуги. Доступ к рынку имеет первостепенную роль. В этих забегах за рынком участвуют все. Каждый на своем уровне. Это одна из важных задач - поэтому ее реализации уделяют повышенное внимание.

    • Анонимно
      3.11.2015 16:35

      А ТОР для Челнов не новенькое?

      • Булгарин
        3.11.2015 16:57

        О чем это вы? В предыдущей статье было написано, что "на 27% рухнул индекс промышленного производства в Набережных Челнах с начала года". И о какой территории опережающего развития можно рассуждать, кто будет новые производства открывать? На чем основаны эти расчеты? Идет вывод капитала, закрываются многие производства. Тот же FORD-SOLLERS останавливает производство на два месяца. Все эти ТОРы и ОЭЗ были возможны, когда была возможность заманить к себе иностранных инвесторов. А теперь что? Кому нужны льготы и преференции, когда ситуация с экономикой в стране неустойчива, скорее бы удержать тех, кто что-то тут построил, а не пытаться завлечь новых.

  • Анонимно
    3.11.2015 15:03

    Эти ребята сейчас бегут по склону вниз.Остановиться уже физически не могут, перестать ускоряться тоже, просто живут надеждой, что склон кончится раньше, чем скорость превысит возможности организма.Если принять эту аналогию, все их слова и поступки становятся не только понятны, но и предсказуемы.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:03

    я являлся получателем поддержки по программе ЛИЗИНГ-ГРАНТ в 2015 году, что очень помогло моему бизнесу. Спасибо министерству экономики за открытое отношение к предпринимателям.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:06

    Программы поддержки малого и среднего предпринимательства РТ являются хорошей опорой для бизнеса в Республике Татарстан

  • Анонимно
    3.11.2015 16:11

    В 2013 году участвовал в программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, благодаря представленной субсидии успешно реализовал свой бизнес проект. Большое спасибо за оказанную помощь! Надеемся, что в предстоящем 2016 году будет введена аналогичная программа.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:11

    В Республике Татарстан ведется глобальная работа по поддержке МСБ, я как представитель этого класса уверенно могу об этом заявить. Подведомственные организации министерства экономики оказывают колоссальную поддержку, МСБ, благодаря программам Лизинг-грант, субсидирование % ставок, выдаче микрозаймов.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:14

    На мой взгляд акцент в системе поддержки и развития малого и среднего бизнеса в республике необходимо сосредоточить на муниципальные образования республики. Именно малый и средний бизнес должен стать становым хребтом экономики муниципальных районов. Работа министерства экономики РТ, подведомственных учреждений в части поддержки малого и среднего предпринимательства дают уверенность на успешное функционирование данного сектора в экономической системе республики.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:15

    Мда... большинство комментариев пишут люди, которые не хотят воспринимать ничего нового, вспомните Стивена Кови "8 навык" - наша жизнь - это горный поток, и для того, чтобы удержаться на плоту ты должен быть гибким и уметь быстро адаптироваться к новым условиям.... Развивая регион - мы делаем его еще более привлекательным...Часто езжу по заграницам и некоторые даже не знают, что Татарстан - это субъект РФ. Используя инновационный подход в развитии экономики, мы уже в 3-ке лучших субъектов РФ. Держаться надо вместе и совместно двигать свой регион...

  • Анонимно
    3.11.2015 16:16

    Министерство экономики РТ анализирует проблемы малого предпринимательства и всегда оказывает актуальную поддержку для нас, предпринимателей. Спасибо ему за это!

  • Анонимно
    3.11.2015 16:19

    Участвовал в "Лизинг-Грант" хочу выразить благодарность за компетентность, а также грамотный подход к работе сотрудникам.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:20

    Получила субсидию по программе "50 на 50" ,это во многом помогло раскрутить мой бизнес-проект.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:33

    Получил грант в 2015 м году. Спасибо за поддержку! кто, если не минэко поможет нам!

  • Анонимно
    3.11.2015 16:34

    Спасибо за поддержку малого и среднего предпринимательства РТ! Внушительная и нужная поддержка! Успехов!

  • Анонимно
    3.11.2015 16:37

    Я рад, что живу в Татарстане - это очень динамично развивающийся регион России. И эту традицию развития поддерживает и совершенствует наш президент и его команда. И Артем Здунов, будучи министром экономики, очень успешно справляется со своей работой. С таким министром, я думаю, будущее экономическое развитие региона будет меняться только в лучшую сторону.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:43

    На мой взгляд, Артем Здунов дал очень хорошее интервью, с полными исчерпывающими ответами на все вопросы, не пытаясь увиливать и лукавить. МинЭкономики РТ делает многое для поддержки малого и среднего предпринимательства: проводятся государственные программы субсидирования для субъектов МСП, работают ГКУ и подведомственные организации МинЭК РТ, оказывающие помощь субъектам МСП в реализации бизнес-проектов, оказываются консультации по тем или иным вопросам, в которых заинтересованы субъекты МСП. Я, лично, получил государственную субсидию без особых проблем, чего и всем желаю.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:47

    Министерство экономики РТ всегда оказывает актуальную поддержку предпринимателям, очень отзывчиво и лояльно.

  • Анонимно
    3.11.2015 16:56

    DВ 2008 году кризис был V-образным, сейчас L-образный, причём нижняя линия в букве L может переходить в вертикальную, которая переходит в горизонтальную и получается лестница вниз.

  • Анонимно
    3.11.2015 17:05

    Спасибо за отличную работу Центру поддержки предпринимательства РТ! Очень отзывчивые и компетентные сотрудники!

  • Анонимно
    3.11.2015 17:20

    Я тоже хочу поблагодарить Минэкономики, спасибо вам, если бы не вы экономика до дна не скоро бы добралась.Всех нас это заставит пересмотреть наши подходы в бизнесе, где-то модернизировать, оптимизировать, а может и вообще из бизнеса уйти.

  • Анонимно
    3.11.2015 17:21

    Министерство оказало очень своевременную поддержку моему проекту. Участвовал в программе Лизин_гранта, очень благодарен за оказанную помощь.

  • Анонимно
    3.11.2015 17:36

    Всегда интересно читать комментарии людей с объективной точкой зрения! Обязательно должны быть те, чья задача состоит в ином. Это нормально.

  • Анонимно
    3.11.2015 17:59

    Минэкономике дублерует 6 комитетов. А должна быть только одна. деньги пилят, щепки летят !

  • Анонимно
    3.11.2015 19:53

    "... Сейчас доля малого и среднего бизнеса составляет 25 процентов нашей экономики. ... На малых и средних предприятиях занято более 380 тысяч человек, а с учетом ИП — 470 тысяч. ...Среднемесячная зарплата на малых предприятиях — около 26 тысяч рублей. ... Объем отгруженной продукции от всех субъектов МСП в 2014 году был более 1,2 триллиона рублей...." Всего ВРП республики составил 1,6 триллиона рублей. Следовательно, на долю крупного бизнеса пришлось всего 0,4 триллиона? Т.е.в малом бизнесе выработка на одного работающего больше 2.5 млн руб в год при годовой зарплате 312 тыс руб ? Крупный бизнес отдыхает...

    • Анонимно
      3.11.2015 22:01

      Это же выручка ИП с оборотом остальных мсп. А ВРП в 2014 году уже превысил 2 трлн.руб.

  • Анонимно
    3.11.2015 20:57

    К концу рабочего дня министр мообилизовал все свои ресурсы и повалил вал аплодисментов в комментах.Хотел обратить внимание бизнеса на не очень знакомую им сторону их бизнеса. Это - охрана труда и промышленная безопасность. Расходы по этим статьям ими в бизнес-проектах не учитываются. Когда в реальной жизни соприкасаются - пытаются экономить. Этим болеют и МСБ, и крупный бизнес. Последний пожар в ТАИФ с ущербом в 550 млн рублей-яркий пример. Падение кранов на стройплощадках-тоже из этой серии. Ухудшается состояние стареющих газопроводов и нефтепроводов, что тоже приводит к большим авариям с крупным ущербом.

  • Анонимно
    3.11.2015 21:29

    Нет уверенности в завтрашнем дне...Какое оно будет - завтрашнее дно.

  • Анонимно
    3.11.2015 22:55

    Надоело и надоели со своими прожектамиЧитаю статью, а в памяти всплывают советские фильмы, где высмеивали "Рога и Копыта" советской страны начала 20 века.Век прошел, а мы там же и люди у власти такие же

  • Анонимно
    3.11.2015 22:58

    Расскажите мне, кандидату экономических наук, зачем нужно министерство экономики?Про заседания и заседания, планы и отчеты я понимаю, а нам оно зачем??????????????

    • Анонимно
      4.11.2015 11:26

      Прекрасный инструмент - критиковать с помощью анонимного комментария... Просто высший пилотаж... Конечно же руководить экономикой Республики должен кандидат философских наук, а почему бы и нет... Кандидат экономических наук и экономика - вещь несовместимая.... Ау... ребята...

    • Анонимно
      4.11.2015 11:41

      А вообще зачем нам нужны кандидаты наук? Каждый второй - кандидат! А толку ....

      • Анонимно
        4.11.2015 11:57

        К вопросу о том, а зачем нужно высшее образование???... Каждый человек сам выбирает свой путь и уровень образования... Пишу кандидатскую уже 4 года... На след. год планирую выходить на защиту... Мною проделана серьезная работа, но объективно понимаю,что этого не достаточно... Нужно постоянно развиваться... Следить за новшествами... И все актуализировать... К вопросу о том,что каждый второй кандидат???... А Вы когда нибудь учились в очной аспирантуре??? Пытались написать хотя бы введение на диссертацию?.. Попробуйте и вопросы отпадут сами собой.... Всем добра...

    • Анонимно
      4.11.2015 16:06

      Я не совсем понял, Вы кандидат экономических наук?Если ответ да и занимаетесь преподавательской деятельностью, Вам не зачем, а предпринимателям министерство необходимо

  • Анонимно
    3.11.2015 23:22

    И мне скажите!!!!! Еще - зачем минпромторг? Эти зачем проедают народные деньги?

  • Анонимно
    4.11.2015 05:57

    Было бы неплохо привлекать МСБ в крупные бюджетные стройки, если бы не опыт взаимодействия с главной строительной конторой республики. Вот, к примеру, проект ВСМП - какова предусмотрена доля малого бизнеса в нем?

    • Анонимно
      4.11.2015 16:03

      Постановление РФ № 1352. Малый бизнес - 18% от сумм закупок или работ по этому и другим крупным проектам, вот какой минимальный порог будет приходится на МСБ.

  • Анонимно
    4.11.2015 16:12

    "...Это же выручка ИП с оборотом остальных мсп. А ВРП в 2014 году уже превысил 2 трлн.руб...." Вот здорово то как ! А президент то и не знает, что ВРП такой...

  • Анонимно
    5.11.2015 18:19

    Как всегда ни о чем. В кризис такого министра нам подкинуть, лучше сразу бы всем закрыться

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль