Общество 
17.11.2015

«По катастрофе «Боинга» хотят устроить показательный суд»

Дело о крушении борта авиакомпании «Татарстан»: «стрелочники» найдены в Казани?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на днях межгосударственный авиационный комитет (МАК) может, наконец, опубликовать заключение о катастрофе казанского «Боинга». Беспрецедентная по времени — двухлетняя! — завеса тайны над катастрофой, видимо, связана с борьбой версий. От того, ошибка это экипажа или техническая неисправность, зависит, кто ответит за катастрофу. Пока, по нашим данным, под подпиской о невыезде находится авторитетнейший авиатор республики — Валерий Портнов.

Валерий Портнов - один из самых авторитетных пилотов Татарстана
Валерий Портнов — один из самых авторитетных пилотов Татарстана

ИЗ ШТУРМАНОВ — В ПИЛОТЫ

Как сообщили «БИЗНЕС Online» сразу несколько источников в авиационной отрасли, с бывшего генерального директора авиакомпании «Татарстан» (АКТ) Валерия Портнова взята подписка о невыезде. Причина в том, что он фигурант уголовного дела о крушении «Боинга» АКТ (возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»), произошедшего 17 ноября 2013 года. По данным источников, речь идет о том, что, будучи летным директором АКТ, Портнов допустил к полетам пилота Рустема Салихова (командир погибшего «Боинга»), который, по официальной версии, незаконно получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Напомним, следственный комитет РФ (СК) в разное время сообщал следующее: «Командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией. У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных центров»; «У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку».

«БИЗНЕС Online» предложил СК прокомментировать информацию наших источников: разъяснить статус Портнова как фигуранта, а также рассказать о существе выдвигаемых против него обвинений либо подозрений. Однако в СК нам ответили, что расследование продолжается и разглашение каких-либо подробностей противоречит его интересам. Бывший гендиректор АКТ тоже отказался от каких-либо комментариев.

Портнов, один из самых авторитетных авиаторов Татарстана, окончив в 1980 году Краснокутское летное училище гражданской авиации, прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота «кукурузника» Ан-2 и до генерального директора АКТ (с 31 декабря 2009-го по 24 декабря 2010-го). По всей видимости, «под подозрением» его работа в 2008 - 2009 годах, когда он был заместителем гендиректора по организации летной работы — директором летной службы АКТ (компанией в это время руководили сначала Газинур Хайруллин, а затем Валерий Шнякин).

Именно на это время приходится переобучение Салихова из штурманов в пилоты коммерческой авиации. Напомним, штурманом в АКТ он работал с 1992 года, по окончании Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации. В 2008-м, когда отрасль начала массово переходить на западные самолеты с двухчленным экипажем и штурманы оказались не у дел, в одном из петербургских авиационных учебных центров (по сути, частном аэроклубе, которых тогда открылось по все стране больше сотни) он, как и многие другие непилоты, прошел переобучение на пилота коммерческой авиации. В СМИ встречались утверждения, что это делалось по специальной ФЦП, на которую были выделены значительные субсидии. Однако в одной из бесед с «БИЗНЕС Online» Портнов говорил, что это была инициатива самих летчиков: «Нет, авиакомпания никуда не посылала учиться. Тогда многие непилоты (например, штурманы) брали административные отпуска и за это время проходили обучение».

В чем именно заключалась неправильность переобучения Рустема Салихова, неизвестно
В чем именно заключалась «неправильность» переобучения Рустема Салихова, неизвестно (фото: protatarstan.ru)

«НА ТАКОЙ ПОДЛОГ НИКТО НЕ ПОЙДЕТ»

В чем именно заключалась «неправильность» переобучения Салихова, неизвестно. Источники «БИЗНЕС Online» предполагают, что речь могла идти о приписке налета (для удешевления и ускорения обучения), что было едва ли не повсеместной практикой в то время. Но дело явно не в покупке свидетельства пилота. В конце концов, в 2010 году Салихов переучился в учебном центре авиакомпании S7 на второго пилота «Боинг-737-500» (300, 400). Инструкторы этого авторитетного центра в случае чего попросту не могли не заметить того, что человек никогда не держал в руках штурвал. Как и высшая квалификационная комиссия, которая выдает свидетельство пилота. «Не думаю, что опытный летчик не распознал бы неготовых пилотов, а осознанно на такой подлог никто не пойдет», — поделился своим мнением с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «Инструктор, конечно, сразу бы понял, что его подопечный никогда не держался за штурвал, — уверен источник «БИЗНЕС Online». — Это сразу видно. Конкретные навыки должны быть. И как тогда Салихов прошел переучивание на «Боинг»?»

В марте 2013 года Салихов прошел переподготовку на командира воздушного судна (на все семейство «Боинг-737»). В итоге общий налет пилотом у Салихова составил 2 557 часов, из них на «Боинг-737» — 2 330, из них налет командиром — 510 часов. Незадолго до катастрофы Салихов проходил проверку техники пилотирования и самолетовождения и проверку на международных воздушных линиях. Отметим, что к этому времени Портнов уже трудился пилотом-инструктором в авиакомпании «Ак Барс Аэро» (а до последнего времени он был сначала генеральным директором, а затем замгендиректора созданного в марте 2014 года в РТ бизнес-авиаперевозчика «Авиасервис»).

Напомним, второй пилот разбившегося «Боинга» Виктор Гуцул тоже был переученным непилотом. С 2007 года он работал в АКТ бортмехаником Як-42, а в 2010 году в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации прошел подготовку пилотов коммерческой авиации, в 2011-м в том же S7 Training он переучился на «Боинг-737», его налет на этом самолете был 1 925 часов. Проверка техники пилотирования и самолетовождения и проверка на международных воздушных линиях проводилась в сентябре 2013 года.

Как бы то ни было, поступавшая от МАК после катастрофы информация если не прямо, то косвенно указывала на ошибки в пилотировании. «В предварительном варианте заключения комитета было сказано, что это ошибка пилотов, у которых в процессе маневрирования самолет свалился», — отметил источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли.

Самолеты Boeing 737 стали камнем преткновения в отношениях МАК и Росавиации
Самолеты «Боинг-737» стали камнем преткновения в отношениях МАК и Росавиации

«ОБЪЯСНИТЬ ПОЗИЦИЮ МАК НЕВОЗМОЖНО»

Наверное, эта версия и сегодня осталась бы одной из главных, если бы не недавний сюрреалистического характера демарш МАКа по отзыву сертификата типа у летающих в России самолетов «Боинг-737». Эта история уже расписана достаточно подробно, лишь напомним ее «своими словами».

4 ноября МАК оповещает Росавиацию о приостановке сертификата типа на «Боинг-737», что теоретически ставит на прикол две сотни российских самолетов. Росавиация в глубоком недоумении. Но МАК заявляет, что этого хотела сама Росавиация, которая после катастрофы в Казани неоднократно указывала, что расследование идет по неверному пути, дескать, все дело в конструктивных недостатках «Боинга-737», причиной крушения лайнера стал отказ системы управления рулем высоты. При этом МАК добросовестно напомнил, что по итогам международного расследования отказ системы управления рулем высоты не подтвердился. В апреле 2015 года Росавиация согласилась с результатами расследования, напомнил МАК, однако двумя месяцами позже отозвала свою подпись под итоговым документом — все из-за того же мнения об отказе системы управления рулем высоты. МАК указал, что при этом Росавиация в рамках своей компетенции не принимала никаких действий по введению ограничений в эксплуатацию самолетов «Боинг-737».

Словом, МАК наступил на горло собственной же изначальной песне о странностях пилотирования разбившегося «Боинга» (первое заключение появилось спустя два дня после катастрофы), после которой в стране начал раскручиваться маховик борьбы с «ложными» учебными центрами и стали массово отзываться свидетельства пилотов (на сегодня примерно две сотни). Предположительно, они были получены путем предоставления фальсифицированных документов или недостоверных сведений.

Источник «БИЗНЕС Online» считает ситуацию с отзывом сертификата «Боинга-737» бредовой: «По неизвестным причинам Росавиация уперлась со своим особым мнением о заклинивании рулей высоты. Объяснить эту позицию невозможно, поскольку во всем мире эти самолеты летают, вопросов нет, никто никогда с таким явлением не сталкивался. Еще труднее объяснить позицию МАКа, которому вдруг, в полную противоположность его прежним заявлениям, взбредает в голову отозвать сертификат всех самолетов «Боинг-737». Причем не только Classic, у которых такая проблема теоретически могла быть, но и NG, у которых такого не может быть в принципе — у этой модели технически по-другому все устроено. Но МАК настаивает с такой аргументацией: Росавиация писала, но никаких действий не предпринимает, поэтому мы действуем сами. Сейчас скандал вроде как замяли, потому что реально это решение МАКа ни на что не влияет: оно распространялось бы только на «Боинги», находящиеся в российской регистрации, которые не факт, что существуют. Но даже если они есть, нужен соответствующий приказ Росавиации, а его нет и не будет. И здесь уже Росавиация противоречит своему особому мнению. Ситуация глупая. Сейчас проблема ушла под ковер, там эти игрища продолжаются. Спрашивается: что будет в отчете МАКа о катастрофе? Ведь комитет нынешними высказываниями о «Боинге-737» противоречит своим собственным выводам о катастрофе. В принципе, отчет мог бы быть опубликован и в нынешнем виде, но с особым мнением Росавиации, однако все вылилось в скандал, что теперь будет, непонятно».

«Росавиация уже давно обращалась к МАКу с предложением провести дополнительные исследования насчет системы управления рулем высоты, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — Дескать, вы, как сертифицировавший этот самолет в России орган, подтвердите, есть там проблемы или нет. МАК отмахнулся, ничего не ответил, а прошло полтора года, вдруг он цепляется за это обращение Росавиации и пытается приостановить весь тип. Понятно, что все это притянуто за уши».

«БУДТО ЧТО-ТО НАМЕРЕННО ВВОДИЛО САМОЛЕТ В ПИКИРОВАНИЕ»

Версию с неисправным рулем высоты отстаивал и Портнов. На следующий день после катастрофы он говорил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Это не сваливание, потому что при сваливании самолет свалится либо на левое, либо на правое крыло. Судя по видео, этого не было — он почти вертикально вошел в землю. Мое предположение — отказ стабилизатора. Дело в том, что стабилизатор всегда создает кабрирующий момент, если этот момент убрать, то самолет клюет носом и так вниз отвесно и идет. Характерный тому пример — катастрофа Як-42 в самом начале выпуска этих самолетов. Все точно так же — отказ управления стабилизатором, и самолет вертикально ушел в землю. После этого еще два года дорабатывали эту машину. Может быть, при уходе на второй круг что-то и случилось со стабилизатором».

Комментируя «БИЗНЕС Online» заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что катастрофа в Казани — «случай очень странный», Портнов заметил: «Есть странность. Я попросил: дайте хотя бы взглянуть, что на расшифровке, много в свое время занимался ими: если какие-то недочеты в полетах бывали, нарушения, мы же их анализировали... Так вот такое ощущение, будто происходила перекладка рулей высоты с постоянной скоростью на пикирование, словно какой-то механизм работал и отклонял руль высоты по заданной математической формуле. Будто что-то намеренно вводило самолет в пикирование. Так не бывает. Летчик так не управляет: он либо отдает штурвал от себя, либо берет штурвал на себя. А тут такое ощущение, что он постоянно штурвал толкал-толкал-толкал. И притом с одинаковым усилием. Может быть, я ошибаюсь, но... Об этом я спросил и представителей МАК. Они говорят: сейчас не можем сказать, что это такое, будем разбираться... Кстати, в связи с катастрофой вышел приказ, в котором предписывается на всех самолетах проверить продольное управление, а это как раз руль высоты и стабилизатор».

Насколько можно доверять мнению Портнова? По высказываниям казанских авиаторов, он профессионал очень высокого класса. «Валерий Павлович начинал у меня в звене вторым пилотом Ан-2, почти вся его карьера проходила под моим началом, пока я не ушел из авиакомпании, — рассказал «БИЗНЕС Online» бывший генеральный директор АКТ (до июня 2008 года), а ныне — советник гендиректора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Он первым из своего набора ввелся в командиры — оказался самым подготовленным. Всегда был на хорошем счету. Прекрасный летчик, пилот-международник, инструктор, словом, высочайший профессионал, который заслуженно пользуется уважением у всего летного состава. Считаю, что самые профессиональные пилоты в Татарстане — это он и Василий Мирошников... И как человек он... очень скромный, никогда не повышает голоса, вдумчивый». «Одно то, что он заслуженный пилот России, говорит само за себя, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор авиакомпании «ЮВТ-Аэро» Петр Трубаев. — Очень профессиональный пилот и уважаемый в авиационных кругах человек. У него и вся семья авиационная: супруга — бортпроводница, оба сына — авиаторы». «Валерий Павлович всю жизнь в авиации, — рассказал «БИЗНЕС Online» экс-руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации (МТУ) Шавкат Умаров. — Одним из первых уехал работать в Пакистан на Як-42, то есть одним из первых был подготовлен к зарубежным командировкам. Сильный летчик». Отметим, что Портнов получил еще и инженерное образование — окончил КАИ. По данным «БИЗНЕС Online», со своими предположениями относительно работы системы управления стабилизатором погибшего «Боинга» Портнов обращался в Росавиацию.

Вообще странно: если МАК и Росавиация знают что-то конкретное о катастрофе в Казани, почему это не доводится даже не до общественности, а, например, до профессионального сообщества? «Материалы до сих пор не опубликованы — это нонсенс! — говорит источник «БИЗНЕС Online». — Ведь расследование проводят не просто для того, чтобы выяснить причину катастрофы, но и чтобы не допустить аналогичных случаев в будущем».

«Думаю, два года — это многовато, — говорит Гусаров. — Срок расследования, к которому мы, так скажем, уже привыкли, — это год. Это срок, в течение которого возможно выдать окончательное заключение технической комиссии. Понятно, что расследование может длиться сколько угодно — срока давности для авиационных катастроф нет, главное — выяснить причину. Но здесь не тот случай, что самолет пропал, его долго искали, потом из джунглей доставали. Почему за это время не определили причины катастрофы, непонятно. Или определили, но не обнародуют? Любой вариант не исключаю. Думаю, этот вопрос должны задавать следственный комитет, прокуратура, госструктуры, которые должны по окончании расследования технической комиссии поставить точку... Люди как бы работают, а выводов никаких не сделано. Однако параллельно с этим в отдельных документах некоторые чиновники почему-то ссылаются на казанскую катастрофу, в частности, в истории с сертификацией «Боингов-737». Но если вы все уже определили, давайте, обнародуйте! Если не определили, зачем ссылаться? Видна некая непоследовательность наших органов, которые занимаются делами гражданской авиации. Суета, сумбур, несогласованность бросаются в глаза, непонятных моментов много».

Между тем окончательный отчет МАКа о катастрофе может быть опубликован на днях (если не сегодня). Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в казанской юридической компании Sergis, представляющей в России греческую юркомпанию Pavlakis, Moschos&Associates, которая отстаивает интересы семей пассажиров и членов экипажа, погибших в катастрофе. На вопрос, есть ли новости от греков, корреспонденту газеты ответили, что пока нет. Это связано с тем, что продвижение дела у Pavlakis, Moschos&Associates связано с публикацией отчета МАК, и это должно произойти на днях — «привязано к годовщине».

Погибший экипаж
Погибший экипаж

«В ИТОГЕ, ВСЕ ЗА БАБЛО»

Какая версия может стать главной в итоговом заключении МАКа?

«Одна версия необязательно исключает другую, — отмечает Гусаров. — Пусть будет доказана техническая неисправность, но в процессе следствия может выясниться, что пилоты были подготовлены не должным образом. Может, они не виноваты в катастрофе, но огрехи в подготовке могут существовать параллельно. А то, что у нас серьезные проблемы в системе подготовки пилотов и в системе контроля за этой подготовкой, — это да. О чем говорить, если Росавиация отозвала сотню (или больше?) пилотских свидетельств, которые сама же и выдавала! Это говорит об очень больших проблемах. Причем люди после получения свидетельств уже налетали тысячи часов, годы летали и летали без замечаний. Но пошла кампания: есть претензии к учебному центру, у него аннулируется лицензия, а дальше аннулируются автоматом свидетельства всех учившихся в них пилотов. Лес рубят — щепки летят».

Между тем, как стало известно «БИЗНЕС Online», следствие копает (или начало копать) более широко. Об этом газете рассказал Умаров, напомним, лишившийся должности после катастрофы (позже было ликвидировано и само МТУ): «С полмесяца назад меня снова вызывали к следователю, и на этот раз тема разговора была такая: вы знали, что авиакомпания была в неустойчивом финансовом положении?» Как же не знал! И все в республике знали, говорю. «А почему вы тогда не приостановили ее работу?» — спрашивают. Говорю: приостанавливаю не я, а Москва. Это же не я финансовое состояние предприятия проверяю. То есть тема беседы была уже по финансовому состоянию».

На более широкий контекст предлагает обратить внимание и источник «БИЗНЕС Online»: «Во-первых, в авиакомпании не директора принимали решения по большей части принципиальных вопросов. Во-вторых, зачастую в руководстве появлялись не авиаторы, а эффективные менеджеры, к профессионалам прислушивались не всегда. При Советском Союзе руководителем авиакомпании мог быть только летчик (а не просто авиаспециалист). Среди пилотов выявляли способных и отправляли на специальные курсы в Ленинград. И везде были пилоты. Это во главе крупной компании может быть эффективный менеджер, а в небольших компаниях типа «Татарстана» все замыкается на гендиректоре. Все буквально на кончиках пальцев надо было чувствовать... Впрочем, достаточно посмотреть, кто рулил и рулит в Росавиации. В СССР, чтобы попасть в руководство отрасли, надо было пройти все ступени карьеры летчика, а теперь... Сами кричали, что будет не хватать пилотов, а училища финансировали по остаточному принципу. И теперь выясняется: никто не виноват, что не планировалось обучение летчиков. В годы, о которых мы говорим, авиакомпании собирали буквально остатки пилотов. А в «Татарстане» тем более был страшный дефицит летного состава — многие ушли в московские компании, ведь люди видели, куда катилась компания... Переобучение из штурманов и бортмехаников в той ситуации вроде было разумным. Но по большому счету такие переученные должны были всю жизнь летать только вторыми пилотами. У штурмана за 20 лет в подкорке формируются определенные навыки. У него не тот алгоритм действий. А как иначе, если 20 лет у тебя, условно говоря, за спиной был командир, который принимал решения в сложных ситуациях? Пересилить это можно, но не за два года. Конечно, то, что в один экипаж свели двух таких переучившихся, — это малопонятно... Что касается центров, где переучивались на пилотов, то Росавиации надо было сформулировать к ним жесткие требования. И вообще, надо было определить два (а не сто!) центра и вести переобучение под жестким контролем. Но нет, лицензии отдали своим. В итоге все за бабло да еще и недобросовестно. А виноватыми оказались эксплуатанты, которые, оказывается, должны были проконтролировать качество подготовки пилотов. Непостижимо!»

Шавкат Умаров: «Ко мне относятся так, будто я „крестный отец“ всего этого бардака»
Шавкат Умаров: «Ко мне относятся так, будто я «крестный отец» всего этого ужаса»

«ЗАВОДЯТ СИТУАЦИЮ В ТУПИК»

И, наконец, вопрос: кого могут наказать по итогам расследования?

«Раньше существовала практика: когда происходила катастрофа, заводили дело в отношении гендиректора, потому что он отвечает за все, что происходит в компании, — отмечает Гусаров. — А тут под подозрением бывший летный директор, который к тому же на момент катастрофы уже не работал в компании... Очень похоже на то, что решили назначить стрелочника. Но хочется спросить: а свидетельства пилотам кто выдавал? Что-то я не слышал, чтобы в отношении кого-то из Росавиации было возбуждено уголовное дело... Приходит в авиакомпанию человек, показывает выданный федеральным органом документ. Что должен делать руководитель компании — сказать, что не верит?.. Но надо же кого-то наказать! Впрочем, ведь нужны и доказательства. На мой взгляд, это возможно, только если будет доказана прямая вина летного директора: например, что он сам договаривался о покупке свидетельства... Однако и вина пилотов еще не доказана, не факт, что будет доказана».

«У меня есть информация, что по катастрофе «Боинга» хотят сделать показательный суд, — говорит Умаров, — и всех, в том числе и меня... Именно ко мне относятся так, будто — как они сказали? — я «крестный отец» всего этого ужаса. Я так понял, надо «выдать товар» — найти госчиновника, который был бы завязан в коррупции. Словом, меня купили — совали деньги в правый и левый карманы, и я все разрешил. Вот это было бы хорошо. Но... я не такой, к счастью. Да, отчасти я воспринимаю эту вину на себя и сейчас думаю: надо было что-то сделать иначе».

«Все эти поиски стрелочника — это абсолютно неправильная вещь, — подчеркивает Синицкий. — На этот счет есть даже международные рекомендации. Потому что такие поиски вместо того, чтобы прояснять ситуацию, заводят ее в тупик. Сказать «виноват летный директор» легко: все — вопрос решен, наказали. Но катастрофа — это целая цепочка событий, у всех есть свой «вклад». В чем современная концепция обеспечения безопасности полетов? Не в том, чтобы никто не ошибался — все равно будут ошибаться, точно так же, как у самолетов всегда будут отказы. Просто современные самолеты могут летать с этими отказами. Вот и с остальным должно быть так же: человеческие ошибки должны компенсироваться до того, как они перерастают в фатальную стадию... Словом, катастрофа — это совокупность событий, и в этом смысле поиск одного виноватого неконструктивен. Надо декриминализировать расследование. Техническое расследование направлено на восстановление картины, понимание того, что произошло, а не на поиски виновных. В принципе, потом прокуратура может сделать определенные оргвыводы».

Какой главный вывод вы сделали для себя в связи с катастрофой казанского «Боинга» и ее расследованием? (17.11.15-18.11.15)
2%Больше не буду летать на самолетах
4%Больше не буду летать на самолетах местных авиакомпаний
41%В деле помимо версий о вине пилотов и технической неисправности есть некий скрытый фактор
13%Настала пора радикальными мерами наводить порядок в структуре управления гражданской авиацией
30%Мы никогда не будем знать всей правды о причинах происходящих катастроф
10%Надо строить свои, российские, самолеты
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.11.2015 08:16

    Правды не узнаем... смиритесь...

    • Анонимно
      17.11.2015 08:55

      Главное, чтобы правду знали те, кто отвечает за безопасность, и чтобы более не было подобных катастроф.

    • Анонимно
      17.11.2015 09:02

      лет через 25-30 узнаете,если доживете!

    • Анонимно
      17.11.2015 11:35

      Правда - глючный руль высоты ВСЕХ Боингов-737, именно всех. Но эту версию не опубликуют официально, потому что 90% всех самолетов иностранные, а так пришлось бы запретить все полеты на них, но на это никто не пойдет из-за денег. Финансовые интересы и лобби Боинга никогда не даст признать конструктивный дефект всех этих самолетов.

      • Анонимно
        17.11.2015 12:53

        Откуда такая информация?

      • Анонимно
        17.11.2015 17:19

        Весь мир летает. И ничего.

        • Анонимно
          17.11.2015 18:08

          Кувшин один раз бьется. Боинг - лидер по числу авиакатастроф.

          • Анонимно
            17.11.2015 20:13

            При этом, по количеству выпущенных машин и количеству авиакатастроф это одна из самых безопасных моделей. Имхо

      • Анонимно
        17.11.2015 20:18

        Деффект руля высоты был на старых версиях 737, на серии next generation данного деффекта быть просто не может. Не несите ерунду

    • Анонимно
      17.11.2015 15:27

      Не волнуйтесь так, узнаем, когда расследование завершится

      • Анонимно
        4.04.2016 14:59

        Расследование МАК завершено. Отчет в открытом доступе.

  • Анонимно
    17.11.2015 08:16

    В нашей стране никогда не пытаются анализировать проблему, просто ищут того на кого пальцем ткнуть можно, в дальнейшем это приводит к большим бедам но каких госросчиновников это волнует. И это только благодоря народу который постоянно хавает издевательства над собой.

  • Анонимно
    17.11.2015 08:19

    Запись переговоров в кабине пусть опубликуют

    • Анонимно
      17.11.2015 08:51

      записи переговоров не должны опубликовать до того как не закончится расследование.Написано же, что результаты завершенного расследования скоро будут

      • Анонимно
        17.11.2015 09:05

        Ничего подобного! Их можно опубликовывать и до окончания расследования, просто МАК наложил на них гриф "секретно". Если эти переговоры дадут профессиональному сообществу провести свое расследование, то зачем тогда засекречивать?Пора бы уже определиться, либо называем причины крушения завершив расследования, либо рассекречиваем материалы самописцев!

      • Анонимно
        17.11.2015 11:40

        http://ria.ru/incidents/20150429/1061583883.html оно вообще -то давно завершено, аж в конце апреля, все члены комиссии его подписали, не у кого замечаний не осталось. Комиссией было принято решение не публиковать запись. А вообщем -то и не надо, все и так давно говорят, кто на самом деле уронил самолет. Пилотов только жалко, имя им испортили, но мертвые они не могут ответить, в нашей стране то простые люди и живые слова не имеют.

        • Анонимно
          17.11.2015 13:50

          Жалко погибших людей, не повезло им с попутчиками. К сожалению, справедливость, видимо, никогда не восторжествует. Аудиозапись нам уже никогда не прослушать. Теперь во всем виноват руль высоты. Какой будет следующая версия?

    • Анонимно
      17.11.2015 08:59

      У меня логика одна. Если бы все было чисто, то в интернете давно появилась бы аудиозапись. Сделали бы вбрось, чтобы исключить слухи.С самого начала начали крутить. Сначала заявили, что потеряли черный ящик. Потом в нем не оказалось кассеты. Потом засекретили запись. Пока у меня единственная информация - слухи. Другой информации нет. Выбора у меня нет.

      • Анонимно
        17.11.2015 11:44

        Это точно в интернете полно записей, в том числе аудио с наложенным видео по параметрическим показателям, в том числе и по Пермской трагедии с аналогичным самолетом и множество множество других.

  • Анонимно
    17.11.2015 08:29

    У меня сложилось впечатление,что за штурвалом не классный пилот,а водитель маршрутки....Возможно,я не прав....

  • Анонимно
    17.11.2015 08:32

    Ради показухи уж не сажайте никого

  • Анонимно
    17.11.2015 08:46

    Боинги 737 с российской регистрацией существуют у ВИМ-авиа и Авторы, всего 6 штук

  • Анонимно
    17.11.2015 08:47

    Свалят все на погибших.

  • Анонимно
    17.11.2015 08:53

    понятно что техника полетела, а Мак из-за Трансаэро Боинги и прикрывала

  • Анонимно
    17.11.2015 08:53

    Ну сейчас начнут все валить на пилотов... ВП - высококлассный спец, и если он говорит, что что-то было не так со стабилизатором, к этому надо отнестись серьезно

  • Анонимно
    17.11.2015 08:56

    Без мнения Минниханова не обойдётся следствие. Он вроде у нас справедливый. Может обойдётся без стрелочников?

  • Анонимно
    17.11.2015 08:56

    Спасибо БО, что защищаете простых людей. Понятно, что вина на вышестоящих людях и организациях

  • Анонимно
    17.11.2015 09:02

    Правды не будет

  • Анонимно
    17.11.2015 09:09

    Ничего так и не понял,прочитав статью,где правда? А правда скорее всего в народной молве.Просто,как день трагедии наступает,начинают трещать про катастрофу,потом тишина.Правды мы не узнаем.

  • Анонимно
    17.11.2015 09:18

    А правда очень нужна тем,кто ждал экипаж и пассажиров на земле...

    • Анонимно
      17.11.2015 11:05

      Увы, даже правда не вернёт к жизни погибших. Пусть земля им будет пухом!

  • Анонимно
    17.11.2015 09:36

    Если будет правда и будут виновные, которых уже нет в живых, то нести имущественную ответственность будут наследники виновных, если они конечно приняли хоть одну вещь в наследство. Живые виновные будут нести имущественную ответственность сами.

  • kontent
    17.11.2015 09:50

    все что хотят услышать большинство .. ну разве это скажут? нет конечно. может лет через двадцать.

  • Анонимно
    17.11.2015 10:00

    Умаров отличный руководитель,который дал путевку в небо многим людям. Татарстану все завидовали,что у нас такой руководитель мту. Спасибо вам!!! А теперь мы видим как самарское управление хочет связать руки всем любителям авиации. Но это мы тоже пройдём,жалко время.

  • Анонимно
    17.11.2015 10:06

    Расследование ищет не причины катастрофы, а в большей степени стрелочников. Ясно, что причины в крушении не технические. Иначе сразу бы их опубликовали и приняли меры. Дальше это человеческий фактор, тут можно определить только по аудиозаписи в кабине пилота. Её нет, вернее скрывают от общественности. Если скрывают, значит знают, что там произошло и не хотят огласки. А назвать причины катастрофы и наказать кого-то надо...

  • Анонимно
    17.11.2015 10:11

    Там вроде говорили что скорые и пожарные а/м в аэропорт приехали задолго до того как самолет к Казани прилетел. Что-то там было не так.

  • Анонимно
    17.11.2015 10:14

    Как же достало это всё!Уже слепому и глухому ясно, что в расследовании что-то мутят. Что-то скрывают.Скрывать нельзя говорить правду.Кто же расставит запятую верно?

  • Анонимно
    17.11.2015 10:28

    Эта катастрофа "прошла катком" по сотням людей - и по погибшим и их родным и близким, и по коллективу авиакомпании... Не нужно назначать виновных и желать их крови. Нужны объективные результаты расследования катастрофы и выводы, чтобы не повторилось подобное в будущем. Вечная память погибшим! Помним, скорбим.

  • Анонимно
    17.11.2015 10:40

    хорошая статья

  • Анонимно
    17.11.2015 10:46

    Очень жаль о случившемся. Надеюсь больше не повториться такого вновь, Египет тоже заставил вспомнить.

  • Анонимно
    17.11.2015 10:48

    Портнову не дали послушать записи, это уже о многом говорит. Видимо есть некая сделка между боингом и владельцами авиакомпании о не разглашении причин с обеих сторон.

    • Анонимно
      17.11.2015 11:02

      Между МАК и Боингом.Они как послушали аудио,умыли руки и улетели.Бедный МАК теперь не знает как быть,только он заявил об отзыве подписи в техакте-Боинг припугнул отзывом подписи о неразглашении .

    • Анонимно
      17.11.2015 11:03

      Вот именно, дальше мысль развивается и.... Все что угодно но только не человеческий фактор. А когда у боинга начались проблемы с рулем высоты, то вышла бюллетень и на всех бортах это исправили. Это обязательная мера.

  • Анонимно
    17.11.2015 11:13

    Раз Портнову избрана мера пресечения,значит он является подозреваемым! И,соответственно,имеет право знакомиться с заключениями всех экспертиз по уголовному делу! Поэтому,он имеет законное право ознакомиться с заключениями экспертов по самописцам,причем на любой стадии следствия по мере завершения экспертиз,не дожидаясь окончания расследования.

  • Анонимно
    17.11.2015 11:25

    Лётчики говорят, что самолёт был заполнен не полностью, это тоже послужило фактором, так как изначально в Москве на этот рейс был другой самолёт, меньшей вместимости, но у него не было бизнес-класса, а так как там летели два VIP пассажира (все мы знаем кто это был), то самолёт заменили на другой. Вопрос в том кто был инициатором замены самолётов, VIP пассажиры которые отказались лететь в общем салоне или кто то другой.

    • Анонимно
      17.11.2015 11:51

      Фактором чего? Катастрофы? самолет пустой летает лучше, чем полный. Основной фактор катастрофы самолет пришел к полосе вне посадочной конфигурации, ветер был сильный в этот день причина была в этом или в чем-то другом, почему самолет заходя на второй круг, круто задрал нос и перешел в сваливание, т.е. штурвал опустили, а потом в течение 19 секунд не трогали вплоть до столкновения с землей, не прикасались, даже если машина идет в столкновение со встречкой рулем крутят все это инстинкт, а здесь давление на штурвал не было, т.е. все 19 секунд падение до земли до него даже не дотрагивались.

      • Анонимно
        17.11.2015 12:18

        На флайтрадаре,в истории,были его полетные данные,если не подтерли...

        • Анонимно
          17.11.2015 17:11

          мне они ничего не скажут, я не знаю какой коридор ему дали, каким эшелоном разрешили проходить, где давали корректировки по маршруту.

  • Анонимно
    17.11.2015 11:32

    ПРИ ВСЕХ НЕПРАВИЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЯХ рулем самолета, даже при неправильных пикированиях самолет падать не должен. В данном самолете были какие то НЕДОРАБОТКИИИИИ!

    • Анонимно
      17.11.2015 15:30

      Могла заглючить система управления на короткое время, что пилотов дезореинтировало.

  • Анонимно
    17.11.2015 11:36

    Летал много в Советском Союзе. В современной России летать не рискую.

  • Анонимно
    17.11.2015 11:56

    А зачем далеко ходить. Снова создали новую региональную авиакомпанию ЮВТ-аэро. Летает всего три борта из полагающихся восьми. И все молчат. Так и надо

    • Анонимно
      17.11.2015 12:33

      И где это вы увидели, что полагается 8? По ФАП при парке ВС с вместимостью до 50 кресел полагается три. Потрудитесь изучить федеральные авиационные правила перед тем, как комментарии писать

      • Анонимно
        17.11.2015 12:52

        Да хоть десят. В последнем полете всю дорогу конденсат капал на пассажиров. Это безопасность?

        • Анонимно
          17.11.2015 17:47

          Сам летал на этом самолете! Место было прям под конденсатом. Аж в пот бросило когда капать на меня стало...это опасно?

    • Анонимно
      17.11.2015 12:37

      И где это вы увидели, что полагается 8? По ФАП при парке ВС с вместимостью до 50 кресел полагается три. Потрудитесь изучить федеральные авиационные правила перед тем, как комментарии писать

      • Анонимно
        17.11.2015 12:55

        Как же Вас задело. А то что конденсат капает, это в ФАПе разрешено?

    • Анонимно
      17.11.2015 15:00

      Летала этой компанией, ничего плохого не могу сказать, нормально вовремя.

    • Анонимно
      17.11.2015 15:11

      А нам с мужем самолет понравился, на прошлой неделе летали. в Екатеринбург надо было, смотрели рейсы у них есть.

  • Анонимно
    17.11.2015 12:22

    Замалчивание итогов расследования ведет к разным домыслам в народе , вплоть до возможного внешнего воздействия на самолет.

  • Анонимно
    17.11.2015 12:26

    Правду высказать недолго, а соврешь — придется долго, долго-долго, очень долго, без конца придется врать. Лучше времени не трать.

  • Анонимно
    17.11.2015 12:30

    Опрос не корректный. Наводить порядок надо не в авиации, а в стране! Какой же это порядок, если человек украл 3 ядра и через 30 дней домой едет, и украл курицу сидит 2 года. Пока не искоренить коррупцию, дальше движение не возможно. Бабло побеждает зло! Человеческая жизнь у нас в стране ни чего не стоит, если это жизнь не принадлежит публичному лицу или богатому человеку. Иногда бывает система сама сталкивается с проблемами, которые она и порадила и тогда начинается "охота на ведьм" и поиск стрелочников. Печалька!!!

    • Анонимно
      17.11.2015 12:53

      ЧТО? ПРЕДЛАГАЕТЕ ввести в стране военную Хунту? СТАЛИНСКИЕ порядки?

      • Анонимно
        17.11.2015 13:33

        При Сталине самолёты не падали с пассажирами.А Хунта была в Чили-военная.

        • Анонимно
          17.11.2015 13:58

          Падали. Нетрудно в интернете найти подробную инфо по каждой катастрофе.

          • Анонимно
            17.11.2015 16:34

            Конечно падали и должны были падать, т.к. технологии и опыт в авиастроение был не в пример меньше нынешнего.Вопрос в другом. Какие решение принимались после катастроф, как несли ответственность за совершение ошибок.

        • Анонимно
          17.11.2015 15:27

          об этом просто не принято было распространяться

      • Анонимно
        17.11.2015 21:44

        У Вас какое то болезненное восприятие. Вы часом не коррупционер сам? Да и мыслите Вы как-то радикально. Про то что Вы спрашиваете, даже и намека не было при написании комментария. Кстати, Сталин не самый худший пример для подражания. После его смерти, из личных вещей принадлежавщих ему остались лишь трубка и шинель. Его родственники так же не смогли присвоить себе ни чего более, чем им было положенно. Увы, но в наше время это звучит смешно, а учитывая, что Сталин входил в 10 самых богатых людей мира за всю историю существования человечества. Речь не идет о деньгах в натуральном выражении, а о тех возможностях, которыми обладал человек (территориальное и политическое владение, боеспособность армии, мировой авторитет).

        • Анонимно
          18.11.2015 10:11

          По истине здравая позиция

        • Анонимно
          18.11.2015 17:15

          Действительно, при Сталине чиновники не воровали и взяток не брали. Но другая беда нашей страны-кумовство, блат, цвели пышным цветом. Вы всерьез полагаете что жены Молотова и Ворошилова стали высокопоставленными чиновницами исключительно благодаря своему уму и таланту, а не по протекции своих мужей?

          • Анонимно
            22.03.2016 12:37

            И при Ким Чен Ыне никто не ворует, кроме тех, кого он сам лично расстреливает. И в СССР особенно военные чиновники не воровали. И у Жукова не находили вагоны антиквариата...
            Умолчание о чём-то и отсутствие его - не эквивалентны.

  • Анонимно
    17.11.2015 13:03

    а давайте обратимся за помощью к экстрасенсам и узнаем кто уронил самолет??? и не нужны будут никакие комиссии,которые не выявят причину.

    • Анонимно
      17.11.2015 15:40

      Ви думаете, что экстрасенсы таки вам скажут правду. Я вас умоляю...

      • Анонимно
        18.11.2015 17:09

        Может быть, хороший экстрасенс и узнает правду, но вряд ли расскажет. Скорее всего, побоится.

  • Анонимно
    17.11.2015 13:29

    Поиск стрелочников бесконечен.

  • Анонимно
    17.11.2015 15:21

    Теперь не поздно установить сталинские порядки , а вы что хотели ?

  • Анонимно
    17.11.2015 15:46

    Соболезнования родственникам погибших... Поэтому ВИПы и должны летать чартерами, чтобы не подвергать рядовых граждан повышенному риску... Как хорошо , что Маржери (вечная ему память) не летел обычным пассажирским бортом...

  • Анонимно
    17.11.2015 15:57

    Тут написано было мол в АКТ не хватало пилотов 2009-2010г,а ведь в ноябре 2009г в Бегишево ликвидировали летный отряд.Ушли многие профессионалы высокого класса имеющие за плечами стаж 25-30 и более лет летной работы в том числе имеющие допуск к зарубежным полетам.Это где то человек40-50.Что интересно вот тут хотят Портнова сделать стрелочником,но вот он то и боролся тогда за летчиков из Бегишево,но ему не дали это сделать.Я сам хорошо знаю Портнова,это профессионал высокого класса,прекрасный человек умеющий слушать других и всегда готовый помощь.

  • Анонимно
    17.11.2015 16:03

    Наконец то ,высказались по поводу хорошего обучения пилотов в СССР.И чтобы попасть в руководство отрасли, нужно было пройти все ступени карьеры летчика. И это было во всех отраслях СССР. Так что же сейчас тормозит экономику страны.? Чудовищное неравноправие, резкое расслоение общества, и многое другое о чем говорить нельзя.

    • Анонимно
      17.11.2015 16:54

      вы имеете в виду кумовство, оно во многих сферах и, в большой степени, определяет место этой страны в мире.но это способ управления, без него вышестоящие олухи посыпятся как карточный домик.

      • Анонимно
        17.11.2015 17:38

        Пароходы тонут,самолеты падают,рынки горят,менты в отделах людей убивают. Что еще должно произойти?

    • Анонимно
      17.11.2015 22:27

      Аналогичная ситуация сейчас и в аэропорту Казань - сват, брат, чей-то родственник на более-менее хлебной должности, какой-то консультант далекий от авиации оптимизирует деятельность сокращением работников в ущерб производству и безопасности...

  • Анонимно
    17.11.2015 16:14

    Недавняя катастрофа A320 под Динь-ле-Беном, Прокуратура Марселя квалифицировала действия второго пилота как «непредумышленное убийство», хотя первые комментарии СМИ и ТВ говорили о "предумышлленом".Что было в кабине самолёта никто не знает, вполне возможно был сбой систем управления или внешнее вмешательство.

  • Анонимно
    17.11.2015 19:11

    Пожалуйста, только не сажайте "стрелочников"

  • Анонимно
    18.11.2015 03:51

    Точно знаю.летал много.пил много...это не влияет ни на што.Мои боевые летчики,подвердите...что еше говорить...ну не могут упасть просто самолеты..

  • Анонимно
    18.11.2015 07:13

    Первое:в авиации есть негласный закон не переучивать и не брать штурманов и борт механиков на пилотов, это абсолютно разные профессии, никогда классный штурман не станет классным пилотом и авиаторы это знают.Почему решили переучить?видимо действительно от безысходности.Второе:при заходе на посадку Боинга экипаж принимает решение уйти на второй круг,включает автопилот и кнопку команды двигателям вращение на взлет,при уходе на второй круг самолёт под острым углом набирает высоту которая должна составить 750 метров,после этого самолет сам выравнивается делает маневр и можно снова заходить на посадку, но из за неопытности экипажа видимо они в реальности никогда не уходили на второй круг а только отрабатывали его на тренажёре,,в панике экипаж отключает автопилот и кнопку команды двигателей на взлет, полагаясь на ручное управление,самолет не набрав положеную высоту сваливается в пике,и стремительно летит вниз,экипаж всеми силами пытается вытянуть штурвал на себя чтоб вырровнить самолет,но у него это не получается и не получилось бы какой бы силой они не обладали,им всего лишь нужно было включить заново автопилот и кнопку команды двигателя на взлет тогда бы самолёт сам на автоматике выровнился и снова пошёл бы набирать высоту,а они до последнего тянули штурвал на себя.Я как мог на обывательском языке написал что это 100% ошибка экипажа,и пилоты это знают,во всяком случае должны знать что произошло.

  • Анонимно
    18.11.2015 07:45

    Портнов не виноваты ! Он порядочный наверно ! Таких у нас часто сделает виноватым ! А не профессионалы работает во всех сферах в Татарстане - это правильно ! На это виноваты у нас высшие чиновники !!! Да , не смотрят у нас на образованию ! Был случай - учились - золотой медалью школу закончили , красный диплом КГУ - ученый степень имели - уволили , работу выполняли - лучше - чем чиновники -8 лет стаж - сколько раз экзамен сдали , сколько раз участвовали в коллеги ! Чтобы своих продвигать Уволили именно второй день траура ! Я этот день не забуду до смерти ! Этому грязному - чиновнику день траура не касалась ! С...... ! Ребенка не для этого учить родители ! Сколько лет учиться отлично - и это не оценить - эти Бугаи - отцом годиться И Москва часто одобряет ! Все решает деньги !!! Уволили почему - одна женщина не знала свою работу - которая легко по знакомству поднялась !!! Уволили помощника ! Помощники - работает , а они зарплату получает - 100 тысяча!!! ! После таких - куда угодна молодежь попадает ! Виноваты вся Власть ! Да, грамотные , образование даже в России не нужны ! Они всех одобряет - последний подпись они ставит ! Виноваты - все !!!

    • Анонимно
      18.11.2015 17:05

      Извините, пожалуйста, какое у Вас образование? Судя по количеству ошибок (75 ошибок в неполных 19 строках!!!) у Вас начальное школьное образование (4 класса), причем на двойки и тройки . Если же у Вас при такой орфографии и пунктуации золотая медаль, красный диплом вуза и учёная степень, то неминуемо возникают некоторые подозрения...

  • Анонимно
    18.11.2015 08:25

    Правду ни когда не скажут...лишний раз в этом убедился...

  • Анонимно
    18.11.2015 11:30

    А "Уроки казанской трагедии" читали?http://www.rus-obr.ru/ru-web/28763

  • Анонимно
    18.11.2015 18:07

    А при чем здесь орографические ошибки-у лучше здесь ошибся \миллион\раз-чем исправлять ОШИБКИ в политике которые ДЕЛАЮТ наши ЧИНОВНИКИ

    • Анонимно
      18.11.2015 20:25

      Иногда все же лучше молчать, чем говорить, а в вашем случае лучше молчать, чем писать... Не дай бог допустить вас исправлять ошибки в политике. Кстати, не чиновники делают политику. Поли?тик, политический деятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью. Политик - это представитель политической партии. А чиновник - это государственный служащий, служащий государственного аппарата какого-либо ведомства, имеющий определенный чин.

  • Анонимно
    18.11.2015 19:56

    Бог все видит

  • Анонимно
    19.11.2015 00:02

    Читай ! Кто пишет ? Ясно же по содержанию !

  • Анонимно
    19.11.2015 22:35

    Народам все ровно политик , чиновник - все служат народу ! Вот и служите честно ! Народам ! Да , ошибками пишу ! Я не чиновник , не политик ! Мне можно ! А, что думаете - все без ошибки должен писать ! Вот - это показывает безграмотность!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль