28.11.2015

«У Путина колоссальное преимущество, потому что Эрдоган уже почти неадекватен»

Опрос недели: каким должен быть наш ответ «турецкому султану»?

Беспрецедентный конфликт России и Турции из-за сбитого Су-24 грозит разрушением многолетних связей между нашими странами. «БИЗНЕС Online» спросил своих экспертов: каким должен быть военный ответ и какие экономические санкции против соседа может ввести наша страна? Как ситуация скажется на товарообороте, инвестициях и культурных связях? Насколько болезненным может оказаться разрыв для Татарстана? На наши вопросы отвечают Марат Галеев, Виктор Минин, Павел Фельгенгауэр, Виктор Дьячков и другие.

«Конечно, проблема лежит в США, их позиции. Реально крупномасштабная операция сейчас никому не нужна»
«Конечно, проблема лежит в США, их позиции. Реально крупномасштабная операция сейчас никому не нужна»

«ЦЕЛЬ ВСЕЙ ЭТОЙ СПЕЦОПЕРАЦИИ США — СПАСЕНИЕ ДОЛЛАРА ИЛИ ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА»

Кадир Терзи — турецкий предприниматель, работающий в Казани:

— Я очень люблю Россию, а сейчас получилось так, как будто турки за один день превратились в террористов и все стало плохо. Это межгосударственный конфликт, но на нас, простых людей, он тоже влияет. У России резкая реакция, надо немного подождать, и, думаю, все будет хорошо. Никому нет выгоды от экономической войны между Турцией и Россией. Русские хорошо зарабатывают в Турции, а турки работают в России... Для России это все тоже плохая реклама. Мы должны найти общий язык. Я пока жду. Я хочу остаться здесь, потому что очень люблю вашу страну. Нужна виза — получаю, заплатить налоги — плачу. Делаю все, что нужно. Сейчас все боятся, не знают, что будет. Если здесь все будет плохо, какой смысл мне тут жить? Если в Татарстане все еще более-менее, напряженность не сильно чувствуется, то в Москве и других российских городах хуже. Татарстан-то для Турции как родной.

Я читаю и российские, и турецкие СМИ. В Турции пишут, что флага на самолете не было, что не знали даже, в кого стреляют, и 10 раз предупредили в течение 5 минут, но ответа не последовало. В той местности, где пролетал российский самолет, я знаю, террористов нет. Там живут только туркоманы. Россия и Турция заключили много договоров, активно сотрудничали, установили экономические, туристические связи... Еще только три месяца назад, когда мои знакомые говорили, что Россия не умеет дружить, я отвечал, что это не так — умеет. А сейчас все так резко получилось... Думаю, надо найти общий язык. Никому не будет толка от осложнения ситуации.

Виктор Минин — политтехнолог:

— Я думаю, что с Турцией никакой войны не будет. Будет примерно так же, как с Украиной, с горячей или без горячей фазы. Прежде всего будет с нашей стороны сымитировано желание ввязаться в это противостояние на военном уровне, но этого не произойдет. Все, что касается экономических санкций, будет так же, как и с Евросоюзом. Только первыми эти санкции введем мы. Турция будет наказана примерно на полгодика, потом это мягко плавно спустится на тормоза.

Цель всей этой спецоперации США — спасение доллара или продление жизни своего государства, системы. Средство для спасения этого государства — война. Война, или Север — Юг, или христиане — мусульмане, или Восток — Запад. Первый вариант противостояния Китай — Россия не получился, Восток — Запад не получился, сейчас трудятся над Севером и Югом. Как происходил запал войны Восток — Запад, НАТО — Россия? Через Украину. Владимир Владимирович, понимая это прекрасно, сымитировал начало войны с Украиной. Совет Федерации проголосовал за разрешение боевых действий, но все закончилось локальным конфликтом. Поэтому Путин пока переигрывает Запад с точки зрения мировой войны, ему удается делать свое айкидо.

Нынешнюю ситуацию надо рассматривать с точки зрения системных процессов и с точки зрения того, что это противостояние не только на уровне стран, но и лидеров. Внешние разводчики всегда используют личные качества лидеров противостоящих стран жертв. Главный ресурс у всех этих технологов — это все-таки гордыня, чем больше гордыня, тем легче этим лидером управлять. Возьмите противостояние во Второй мировой войне: Сталин противостоял Рузвельту, Черчиллю, Гитлеру. У Рузвельта не выиграл, у Черчилля не выиграл, выиграл только у Гитлера. В общем-то, в рамках схемы Рузвельта и Черчилля. Если говорить о личном противостоянии Путин — Эрдоган, то у Путина колоссальное преимущество, потому что Эрдоган уже почти неадекватен, он заложник своих амбиций. Путин же себя полностью контролирует, поэтому, я думаю, он сыграет, имея минимум преимущества и чужих ресурсов, зная цель и схему этой провокации.

Петр Стегний — член российского совета по международным делам, экс-посол в Турции:

— Полномасштабного конфликта я не вижу. Может, я не прав. Но я говорю, что мы живем в информационно новую эпоху. Мне кажется, искушения и опасности пока не очень видимы. Мы живем в век соцсетей, они опаснее эпохи ядерной конфронтации. Здесь идет речь о технологиях оболванивания людей и формирования ложных стереотипов, которые могут лежать в основе конфликта. Поэтому, я думаю, мы пока еще в силах достаточно адекватно понимать, что происходит в мире, хотя мир явно переходит от Евклидовой геометрии к геометрии Лобачевского. Это единственная серьезная опасность. У нас есть огромный опыт купирования даже таких тяжелых, непростительных вещей, которые допустили турки в отношении нашего военного самолета.

Что касается того, какие формы могло бы принять наше реагирование, я не хочу забегать вперед. Поскольку вы спросили, я должен вам сказать о том, что у нас получилось так, что за последние годы наши отношения переплетены. Они переплетены настолько серьезно, что что-то прекращать — это всегда ставит в тупик ребят в бизнесе, которые только становятся на ноги. При этом я не говорю о крупном бизнесе, тут все понятно: «Газпром» и «Росатом» выживут, если это коснется их пилотных проектов. Например, в Краснодарском крае полно сезонных рабочих из Турции, которые ездят на уборку овощей. Все это уже существует, все это дополняет наш потребительский рынок.

Когда в 2003 году я уезжал в Турцию, у меня был длительный разговор с Евгением Максимовичем Примаковым, он тогда был в ТПП РФ. Он мне в качестве напутствия говорил: «Ты приедешь туда и ужаснешься челночной торговле, ее нецивилизованности, тому, что они пытаются всяческими способами придумать серые таможенные зоны. Но ты пойми, это наша форма первичного накопления капитала применительно к этой категории людей, применительно к их историческому прошлому. Поэтому я тебя прошу, не трогай их и не шли оттуда зубодробительные телеграммы, что это безобразие, нарушение логики и закона». Вот эти вещи начали работать и вошли в судьбы десятков тысяч людей. Я считаю, это спонтанно появившийся тезис, что руководство Турции — это одно, а народ — это другое. Отношения между Россией и Турцией надо попытаться сохранить.

Иван Сурма — профессор кафедры госуправления и нацбезопасности Дипломатической академии МИД РФ:

— Полномасштабный конфликт никому не нужен. Конечно, проблема лежит в США, их позиции. Реально крупномасштабная операция сейчас никому не нужна. Сама Америка сейчас в сложной ситуации, в сложном финансовом положении, так как функционал доллара начинает ослабевать, поэтому Трансокеанское соглашение они запустили на кабальных условиях даже в отношении своего партнера Японии. Попытка вернуть статус доллара — это фактор, влияющий на многие аспекты современности, в которой мы живем.

В случае сокращения экономических связей потеряют, конечно, оба. Турция для России тоже сосед, хоть и через море. Турецкое влияние есть во многих вопросах, региональное и экономическое, оно тоже существенно в наших партнерских отношениях. Был запущен проект стратегического планирования, мы уже и атомную станцию запланировали строить в Турции, хотя нам оно пока невыгодно, но мы смотрим вперед.

Конечно, думаю, США тоже понимают это. Они переходят в формат локальных гибридных войн, легко переходят с информационных в реальные. Реально, конечно, не хотелось бы крупномасштабного конфликта. Но все равно Россия привыкла, у нас есть иммунитет выживаемости. Мы прошли ряд войн. Есть сравнивать военные конфликты, то у нас их было 13. 7 побед было на стороне России, включая крымский вопрос. 1 раз только победила Турция. 3 или 4 раза стороны разошлись, неудовлетворенные результатами. В любом случае я думаю, что Турция как минимум останется нейтральной стороной.

«ДРУЖИМ ДОЛГО, А ИЗ-ЗА КАКОЙ-ТО ЕРУНДЫ ССОРИТЬСЯ...»

Марат Галеев — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Санкции — это все же не самый эффективный инструмент, они вредны для обеих сторон, такая мера всегда отрицательна для экономики. К тому же ту трещину, которая возникла, одними санкциями не закроешь. Конечно, большинство намеченных проектов, которые начали реализовывать, я думаю, как минимум будет отложено. На сколько? Вот тут трудно сказать. Любой проект реализуется к какому-то времени, к какой-то ситуации, спустя какой-то период они могут потерять смысл. Я думаю, полного разрыва не будет, мне хочется так думать. Татарстан — один из важнейших инвестиционных партнеров Турции. Правда, теперь непонятно, как те проекты, которые уже работают у нас, будут функционировать. Хотелось бы, чтобы они продолжались.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Я думаю, очень многие хотят, чтобы этот конфликт зашел далеко. А мы хотим, чтобы он далеко не зашел. В любом случае нужно вовремя остановиться. А сейчас в прессе нагнетаются эта истерия, эта атмосфера... Это лишний патриотизм. Везде бывают ошибки, но из мелких ошибок нельзя делать большие. Главное — не ввязаться дальше и вовремя остановиться. Разумные люди должны быть и с той, и с другой стороны.

Для нас Турция значит очень много. Мы учились там поддерживать малый и средний бизнес, учились их активности в предпринимательстве, учились их умению торговать и за счет этого хорошо продвинулись... А отдыхать... Отдыхать можно, заменив Анталью на что-то другое, на Крым, но не хотелось бы. Умные люди сказали: любая драка всегда кончается миром. Посмотрите, как мы сейчас с удовольствием общаемся с немцами. А что было?

Талия Минуллина — руководитель АИРа РТ:

В настоящее время сложилась ситуация некоторой неопределенности, это значит, что выводы делать рано. Надеемся, что все противоречия будут разрешены на взаимоприемлемой основе, на благо наших народов. В любом случае еще не вечер.

«98 ПРОЦЕНТОВ ДУБЛЕНОК И КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРЕЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Виктор Дьячков — генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС»:

— Предсказать не берусь, эмоции очень сильны. Военный ответ уже виден. Современный комплекс ПВО С-400 уже поставлен на боевое дежурство в Сирии. Заявлено, что если турецкие самолеты появятся в воздушном пространстве Сирии, то они будут сбиваться. Правительство рассматривает экономические санкции против Турции. Я бы проявил сдержанность в данном вопросе. Турция — наш сосед, так или иначе, нам с ним придется взаимодействовать. Пусть не дружественный в настоящий момент, но сосед.

Сложившаяся ситуация приведет к сокращению товарооборота между нашими странами. Культурные связи прекратятся или уменьшатся. Разрыв для Татарстана окажется наиболее серьезным, наша республика активнее других субъектов России сотрудничала с Турцией. Последние 10 лет я каждый год отдыхал в Турции в одном и том же отеле. На следующий год от этих поездок откажусь, буду ездить в Грецию.

Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— Безусловно, наша сторона должна предпринять ответные шаги, жесткие, но они не должны быть тотальными, охватывающими экономику. Как ни крути, а наша экономика и экономика Турции сильно друг от друга зависят. И наша зависимость от них не меньше, чем их — от нас. Что касается мехового бизнеса, 98 процентогв дубленок и кожаных изделий в российской торговле турецкого производства. В Татарстане немного поменьше, потому что есть, скажем, изделия нашего производства. Кроме нас, дубленки в России практически никто не шьет. Есть, конечно, небольшие простые производства в Чебоксарах и в Кирове, но высококачественные изделия только у нас и в Турции. Так что мы с ними прямые конкуренты.

Но даже при прекращении поставок кожаных и меховых изделий из Турции наше производство мгновенно не возрастет, потому что многие мощности уже просто отсутствуют. Те, что были, либо ликвидированы, либо перешли на объемы, неспособные перекрыть турецкие. И даже если закроется поступление новых дубленок из Турции, то того, что есть сейчас в торговле, еще на пару лет, я думаю, хватит. Кстати, я разговаривал вчера со своим товарищем из Москвы, у него крупная торговая сеть по всей России. Так вот он сказал, что до сих пор у них была на дубленки из Турции скидка в 30 процентов, с четверга ее отменили. Потому что пришедший новый товар, потупивший на таможню, растаможить уже не смогли. Так что он будет поступать либо с проблемами, либо поставка прекратится вообще.

«Турция занимает лидирующие позиции на российском рынке и особенно на татарстанском. Если в течение трех-четырех месяцев ситуация не изменится, придется искать альтернативу»
«Турция занимает лидирующие позиции на российском рынке и особенно на татарстанском. Если в течение трех-четырех месяцев ситуация не изменится, придется искать альтернативу»

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия» (Набережные Челны):

— Очень не хотелось бы строить мрачные прогнозы. Хотелось бы, чтобы эта ситуация разрешилась и не оказывала негативного влияния на экономику. Я считаю, что у нас с Турцией достаточно обширные отношения во многих отраслях, особенно между Татарстаном и Турцией. И динамика развития была очень положительной. Центр города застраивает турецкая компания, на особой экономической зоне турецкие резиденты работают. И хотелось бы, чтобы экономика развивалась вне зависимости от политики. Надеюсь, что мудрость победит некие сиюминутные амбиции. Хотелось бы, чтобы Турция села за стол переговоров и свою позицию каким-то образом обосновала. В плане санкций нужно быть очень аккуратными. Наверное, если бы сбили американский самолет, там бы уже весь 6-й флот стоял. Безусловно, если тебя по одной щеке ударили, вторую подставлять в данном случае не стоит. Ответ какой-то должен быть, но с минимальными политическими и экономическими потерями. Экономика России и так не в самом лучшем состоянии находится. И прогнозов улучшения пока не видно. А Турция хорошо развивается, их экономическая модель по отношению к нашей более перспективна.

Я еще в конце прошлого года встречался с турецкими инвесторами, они говорили, что все равно будут продолжать вкладывать в Россию, и наша страна, если мы будем повторять их экономическую модель 1971 года, когда мировое сообщество объявило санкции Турции из-за ситуации на Северном Кипре, тоже научится все производить сама. И если мы турецких инвесторов остановим сегодня, тут политические риски выйдут на первый план. Поэтому очень не хотелось бы, чтобы это произошло. Но если турецкая сторона не пойдет ни на какие компромиссы, наш ответ однозначно должен быть жестким. Выхода другого нет. Что для меня значит Турция? В Турцию я ездил очень часто — пару раз отдыхать, но гораздо чаще с деловыми визитами. В этом году последний раз был в апреле — на днях Татарстана в Турции — вместе с президентом республики. И на 13 декабря у меня были взяты билеты в Турцию по деловой программе — должна была состояться встреча с рядом отраслевых ассоциаций машиностроения. Сейчас пытаюсь их сдать, потому что визит отменен по понятным причинам.

Сергей Пасечник — генеральный директор магазина путешествий Companion SP:

— Конечно, нынешний конфликт заметно отразится на туристической отрасли. Турция занимает лидирующие позиции на российском рынке и особенно на татарстанском. Если в течение трех-четырех месяцев ситуация не изменится, придется искать альтернативу на летний сезон. Сейчас уже многие операторы занимаются этим вопросом. Благо все это произошло в межсезонье, хотя в Турцию и зимой некоторые с удовольствием летают. Стамбул всегда был достойным предложением для туристов. Что касается альтернативы, в зимний период это Иордания, Эмираты, Гоа. Но в каждой альтернативе есть свои плюсы и минусы. Потому что на 100 процентов ни Турцию, ни Египет заменить нельзя. Где-то нет прямого перелета или он долгий, где-то нет гарантированно теплого моря и т. д. Да, интересных стран для посещения за те же деньги хватает, просто там будут уже другие акценты.

Денис Нитенко — генеральный директор ЗАО «Деловой Центр Форт-Диалог» (Набережные Челны):

— Санкции — это обоюдоострое оружие, поэтому в данном случае пострадают обе стороны. Но здесь надо понимать: что для нас важнее? Видимо, Турция посчитала, что таким образом она поставит нас на место, что мы занимаемся не своим делом и не там, где надо. Я считаю, что Россия — глобальная держава, это как раз наше дело, поэтому надо просто поставить Турцию на место. Думаю, что весь этот конфликт самым негативным образом скажется на деловых связях и взаимных инвестициях между нашими странами. В Набережных Челнах, насколько я слышал, уже есть какое-то взаимное непонимание с турецкими инвесторами жилого комплекса Sunrise City. Прошла информация, что там были проведены массовые проверки. Думаю, что это связанные вещи. Такова текущая ситуация, но с ней как-то нужно справляться.

Татарстан всегда позиционировался как посредник между Турцией и Россией, потому все это самым прямым образом скажется на Татарстане. У нас есть с Турцией и совместные образовательные программы, и учебные заведения. Но в данной ситуации, я считаю, Татарстан, учитывая свою близость с Турцией, должен выступить посредником в урегулировании всех этих вопросов. Конечно, нам нужны дружеские связи с этой страной, а не вражда и какие-то взаимные упреки и обвинения. Турция — это замечательный пляжный отдых, кроме того, я планировал побывать в Стамбуле — древнем городе с большой историей, но, вероятно, в связи со сложившейся ситуацией эту поездку придется отложить.

«С-400 НЕ ДАСТ ТАМ НИКОМУ БАЛОВАТЬСЯ»

Павел Фельгенгауэр — журналист, независимый военный обозреватель:

— Не мне решать, что должна Россия, а что — нет. Уже сейчас у нас полномасштабный конфликт с Турцией. Пока к реальным боевым действиям не перешли. Но во всем остальном это война: экономическая, тотальная блокада, высылки граждан, туристов, разрыв всех связей — это если не военные, то предвоенные действия. В экономическом и политическом плане Россия и Турция уже воюют. Осталось только, чтобы это перешло или не перешло в прямые боевые действия.

Вероятность того, что будут военные действия того или иного масштаба между российскими и турецкими вооруженными силами, конечно, в таких условиях очень велика. Но по большому счету мы уже состоим в войне с Турцией. Все пострадают, как это всегда бывает на войне. Война — это беда для всех. Возможно, конечно, что Россия захочет сравнять счет. Турция уже сказала, что нанесет ответный удар, если собьют ее самолет. Это может привести уже к настоящим масштабным боевым действиям, к региональной войне. Но экономически и политически мы уже воюем.

Владислав Шурыгин — главный редактор журнала «Солдаты России», военный эксперт:

— Потери будут взаимными, но потеряет больше Турция, потому что на данный момент она намного сильнее зависит от нас, чем Россия от Турции. При этом в перспективе потери России больше, потому что Турция то, что потеряет, так или иначе сможет восстановить в других регионах. А Россия в этом случае имеет очень серьезный рынок, который восстанавливать особо нечем, поэтому потери взаимны. Я думаю, что в какой-то момент эта война, по крайней мере экономическая, будет остановлена.

Если говорить об ответе, то все ответы уже сделаны. Будет очень жестко контролироваться небо, при любой попытке турки, которые довольно часто нарушали воздушное пространство в Сирии, например в районе Сирийского Курдистана, будут получать жесткий ответ. Судя по поведению Турции, видно, что она не желает сейчас урегулирования конфликта, не хочет извиняться, тем самым теряет лицо. Но в принципе она не заинтересована в том, чтобы эту войну продолжать. Полномасштабный военный конфликт между Россией и Турцией, я думаю, исключен. Ни одна сторона на это не пойдет. Для Турции это означает окончательный крест на вступлении в Евросоюз, вопрос пребывания в НАТО в этом случае тоже встанет в полный рост как неконтролируемого государства, а России эта война тоже не нужна.

Владимир Евсеев — военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ:

— Чтобы вести крупномасштабную войну, нужен ввод турецких войск на территорию Сирии. По-другому это не может возникнуть. США выступают категорически против этого. Формально парламент Турции разрешил ввести войска в Сирию, однако в реальности, насколько я понимаю, США не санкционировали ввод. При отсутствии ввода войск никакой речи о масштабной войне между Россией и Турцией на территории Сирии идти не может. Надо исходить из того, что у нас могут быть инциденты и дальше, у нас может быть недопонимание по судьбе президента Башара Асада, у нас может быть серьезное недопонимание в том, какие организации считать приемлемыми для стола переговоров с целью формирования переходного правительства. Но я не вижу условий для масштабной конфронтации на территории Сирии.

Федор Ермаков — председатель совета общероссийской общественной организации ветеранов ВС РФ, генерал армии в отставке:

— Я послушал заявления нашего президента, правительства, министра обороны и считаю, что меры, которые определили президент и правительство, пока достаточны. А то, что касается защиты наших самолетов в Сирии, уже меры приняты и тоже достаточны. Поэтому С-400 не даст там никому баловаться. Я доволен, что наше руководство приняло такие жесткие меры по отношению к этим не только воздушным преступникам, но и к общегосударственным преступникам, которые не только не борются с запрещенным в России «Исламским государством», но и, наоборот, оказывают ему всякую поддержку. Полномасштабный конфликт между Турцией и Россией, я думаю, невозможен, потому что к нему никто не готов. Из-за самолета этот конфликт развязывать нет никакого разумного смысла.

«ДЛЯ ЧАСТИ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ, КУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ТАТАРСТАНА, ПОПАВШЕЙ ПОД ОБАЯНИЕ ОСМАНИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА, ЭТО КАТАСТРОФА»

Андрей Кобяков — экономист, руководитель Института динамического консерватизма:

— По моему мнению, Россия не должна совершать тех действий, которых от нас ждут. Во всяком случае, я абсолютно убежден, что у Турции нет однозначного желания портить отношения с Россией. Мы прекрасно помним, что недавно были достаточно успешные встречи между Путиным и Эрдоганом, были достигнуты интересные договоренности по газу, по строительству атомной электростанции. Реализация этих проектов привела бы к долгосрочному стратегическому партнерству, которое было бы выгодно обеим сторонам. Например, Турция бы приобрела новые преимущества газового хаба и могла диктовать Европе свои условия. И все это взять и пустить под нож только ради того, чтобы из принципа подбить самолет, пусть даже на несколько секунд пересекший границу Турции? Надо, конечно, каким-то образом сохранить лицо, но и искать разумный выход, потому что, я боюсь, это будет типа «Ах ты так, а я тебе так». А после этого все забывают, с чего все началось, и каждый раз ситуация идет в разнос, поэтому результат непредсказуем.

Рустам Курчаков — экономист:

— Мне кажется, события на Ближнем Востоке, а не только в отношениях с Турцией, начнут разворачиваться в конфликтном направлении. На очереди Катар, например. Это настоящая заноза Ближнего Востока и для нас. Что предпринять в качестве военного ответа, должны решать сами военные, а не мирные жители, коим являюсь и я. Но в пределах разумных политических рамок, мне кажется, не стоит возбуждать гражданское население, выбрасывая такие вопросы. У нас сейчас телевидение очень сильно увлеклось и готово любого человека с улицы затащить в генеральный штаб, чтобы он поучаствовал в выработке военных планов. Я думаю, это ни к чему. Сейчас даже армия у нас не народная, а спецназовская, вот пусть специалисты этим и занимаются.

Конечно, на уровне людей, на уровне компаний это будет очень болезненный этап. Чтобы кто-то от этого выиграл, я сильно сомневаюсь. Это большой минус. А от турпоездок надо легко отказываться. Надо ездить по стране, у нас огромная территория. Поэтому если есть какие-то риски, конечно, надо отказываться. Я понимаю, что в головах сидит привычка — раз в год съездить погреться, как будто отметиться. Вот эта привычка вредна, люди постепенно научатся находить более разумные формы отдыха. И дай бог, чтобы это случилось побыстрее.

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— Я бы не хотела прогнозировать этот конфликт очень далеко, потому что он уже и так достаточно далеко зашел. Я надеюсь на разум и авторитет нашего президента Владимира Путина. По его манере держаться в эти последние дни мне кажется, это образец настоящего политика, который свою страну видит в составе мирового сообщества. К сожалению, главы других государств — той же Турции, США, Германии, до недавнего времени и Франции — видят только собственные частные интересы, для них остальная вселенная как будто не существует. А Россия чувствует свою ответственность за мир во всем мире.

Экономика Турции от нас очень сильно зависит — 60 процентов газа они у нас берут. И торговля текстилем, и совместных предприятий много. Я думаю, там есть олигархи, близкие к Эрдогану, у которых личный бизнес связан с Россией. Поэтому я надеюсь, что турки принесут извинения перед нашей страной и окажут материальную помощь семьям летчиков, которых они сбили. Готова ли я отказаться от поездок в Турцию? Легко и охотно! Я в этом году первый раз была в Крыму. И мне он по климатическим условиям и по природе понравился гораздо больше, чем Турция. А условия — это дело наживное.

Олег Агапов — профессор, доктор философских наук (ИЭУиП, Нижнекамск):

— Конфликт между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, развернувшийся после вероломного нападения на Су-24, сегодня зависит от множества политических факторов. Базовым моментом здесь выступает идеология османизма и пантюркизма, которую продвигают Эрдоган и военно-политический класс Турции. Хочется надеяться, что оппозиционные Эрдогану политические элиты и партии Турции смогут воздействовать на изменение внутриполитических процессов, связанных с милитаризацией турецкого общества. Длительное время, прекрасно зная об идеологии османизма (восстановление влияния Турции в пределах бывшей Османской империи XVIII - XX веков), российские власти старались не выдвигать их на первый план и обсуждать с турецким руководством. Видимо, была надежда на то, что это временная «болезнь роста», болезнь реваншизма турецкого общества. Пока она не оправдалась.

Для части бизнес-элиты, культурной и политической элиты Татарстана, попавшей под обаяние, а то и прямое влияние османизма и пантюркизма, это катастрофа. Для реалистов, полагаю, это будет лишним поводом еще раз осознать меру надежды на любые внешние инвестиции в экономику Татарстана и начать воплощать «Стратегию-2030», где ставка делается на рост человеческого и социального капитала самих татарстанцев.

Какую из мер России по отношению к Турции вы поддержали бы в первую очередь? (28.11.15-30.11.15)
5%Запрет авиасообщения между нашими странами
16%Введение визового режима с Турцией
10%Выдворение граждан Турции с территории России
11%Прекращение поставок газа из России в Турцию
22%Эмбарго на ввоз турецкого импорта в Россию
36%Россия не должна вводить санкции по отношению к Турции
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (117) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.11.2015 09:10

    кто то послал бомбардировщик без охраны на боевой вылет через территорию турции которая уже месяц предупреждала что будет сбивать чужие самолеты (и уже сбивала их). так о чем вы тут рассуждаете ??? Дураку понятно что далее будет экскалация конфликта и ваши обсуждения ничего не стоят

    • Анонимно
      28.11.2015 09:54

      вам же уже объясняли это и не один раз. до 24 ноября россия считала турцию своим другом. поэтому данный инцидент и рассматривают как предательство и удар в спину. но поверьте, больше такого не повториться

      • Анонимно
        28.11.2015 11:38

        дурачками не надо быть, как член НАТО может быть другом? что за наивность и инфантилизм?ВО ВСЕМ ВИНОВАТО МИНОБОРОНЫ РФ, как можно было послать Су-24 без сопровождения???? ЭТО ХАЛАТНОСТЬ, ГЛУПОСТЬ, РАВНОСИЛЬНАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Теперь поздно нагнетать истерию, за свою глупость должны ответить некомпетентные в МО.

        • Анонимно
          28.11.2015 11:46

          это были условия пиндосов. иначе бы это расценивалось, как создание россией бесполетной зоны против американской коалиции ина всей мировой арене только бы об этом и кричали.геополитика - тонкая материя, не нужно лезть туда, чего не понимаете.

          • Анонимно
            28.11.2015 11:51

            какие еще условия пиндосов??? Россия в Сирии абсолютно ОФИЦИАЛЬНО, по приглашению ОФИЦИАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА и обязано защищать своих военных. И МО РФ по всем элементарным законам военных действий не имело права посылать бомбардировщик без сопровождения к границе члена НАТО. Это просто глупость, халатность, наивность равносильное преступлению.

            • Анонимно
              28.11.2015 14:06

              Вы давно на улицу выходили? Давным давно появилась держава, которая поставила себя выше международного права и весь мир с этим согласился.

    • Анонимно
      28.11.2015 10:30

      А что бы сделали истребители? Турки ударили по нашей Сушке со своей территории - подло и в спину.. Ну и что надо было делать, если бы рядом были истребители? Сбить их ф-16 над территорией Турции? Понимаете, что это может быть..? Их сбивать можно только над территорией Сирии.. Ну а кроме-того, уже поясняли, что истребителей у нас там всего было 4 штуки, а бомбардировщиков в разы больше.. В этом и причина того, что рядом с каждой Су-шкой не было истребителя.. Они там просто в таком количестве (до инцидента) не требовались.. Все поменялось теперь...

      • Анонимно
        28.11.2015 11:42

        сбить атаковавшего Су-24, хоть где - это самооборона, всегда так трактуется, МО РФ виновно в халатности, что послали на задание одинокую Сушку. НИКОГДА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ТАК НЕ ДЕЛАЮТ! а там война.

        • Анонимно
          28.11.2015 11:48

          давайте начнем с азов. кто и против кого воюет? ваш пост имел бы под собой почву, если б хотя бы косвенно война была между турцией и рф. не так ли?

    • Анонимно
      28.11.2015 11:35

      Виновно Минобороны России, которое послало без сопровождения бомбардировщик! Вот кого надо в отставку отправить!Там идет война и МО РФ должно это учитывать, а не нагнетать теперь истерию.

      • Анонимно
        28.11.2015 20:29

        Представители властей США отказываются наносить удары по фурам ИГ, перевозящим иракскую и сирийскую нефть в Турцию, мотивируя свое решение тем, что эти цели являются "гражданскими", заявил бывший советник по нацбезопасности Ирака и один из лидеров парламентской коалиции "Государство закона" Мувафак ар-Рубаи."Лично я несколько раз обращался к официальным представителям США в Ираке в просьбой нанести удары по фурам "Исламского государства", которые транспортируют иракскую и сирийскую нефть в Турцию, однако, к сожалению, мне ответили, что эти цели — гражданские, и они не могут бить по ним", — сказал ар-Рубаи в комментарии по телефону агентству Sputnik.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:18

    В 90-е я недолгое время работал с турками, владельцами строительного бизнеса в Казани. Меня поразила их самовлюбленность и пренебрежение к остальным нациям.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:23

    кто то ввел санкции против Турции кроме нас?

    • Анонимно
      28.11.2015 09:53

      Чей самолёт сбила Турция, кроме нашего?

    • Анонимно
      28.11.2015 10:11

      вы забываете, что в военном плане, турция не самостоятельный игрок, а член нато. напомнить против кого была создана данная организация?

      • Анонимно
        28.11.2015 16:35

        вот именно НАТО , этот момент и не хотят замечать представители экономического блока, как говорится слона не заметили в своих якобы общеэкономических перспективах.Визовый режим , гастеров домой, экон с оглашения все равно за гос счет разберутся , а друзья инвесторы пусть со своего учинят спрос там!

  • Анонимно
    28.11.2015 09:27

    По соотношению цена качество лучше пляжных отелей Турции для семейного отдыха нет мест. Какой Крым ? Какие сочи ? Пирожки на пляже с галькой)))

    • Анонимно
      28.11.2015 09:35

      Пошла Турция подальше от России. Все время жила за счет России. Закрыть немедленно Кастамону, Зачем давать им пилить наш татарстанский лес?

      • Анонимно
        28.11.2015 10:45

        богатая Турция жила за счёт нищей России)) смешно

        • Анонимно
          28.11.2015 10:52

          гасмешили)))курс лиры за этот неполный год упал ровно в два раза, в россии курс упал на ту же величину за 2 года и в условиях жестких экономический1 санкций.

          • Анонимно
            28.11.2015 11:11

            ВВП на душу населения 2015
            Турция 9800 $
            Россия 8500 $
            мы беднее Турции и это факт

            • Анонимно
              28.11.2015 11:23

              И это еще в Турции нет ни газа, ни нефти. Экономика у них, глупо спорить, гораздо эффективнее нашей.

            • Анонимно
              28.11.2015 11:49

              на душу населения - это средняя температура по больнице. и я не говорил, что в россии намного лучше. я вам привел лишь то, что мы почти похожи, находясь в разных условиях

              • Анонимно
                28.11.2015 12:32

                ну я не спорю. что у нас определённый контингент ( чиновники) живёт как в лучших домах Лондона и Нью-Йорка!Но в целом Турция более благополучная страна.

        • Анонимно
          28.11.2015 11:18

          Оттого то мы и обеднели, что Турцию кормила.

      • Анонимно
        28.11.2015 10:56

        откуда в Татарстане леС?

    • Анонимно
      28.11.2015 09:49

      Уважаемый Агеев Ш.- патриотизм не может быть ,,лишним" , он либо есть либо нет ! Нельзя из за своих каких то меркантильных интересов не замечать глубины и трагедии случившегося. Утверждать что смерть наших солдат ,,ошибка",что Турция сегодня ,,друг и брат" РОССИИ ! Это можно утверждать если либо политически близорук, либо когда что то связывает большее -совместный бизнес,недвижимость и тд.

      • Анонимно
        28.11.2015 09:59

        + 100500 если была бы ошибка, то сразу был бы звонок в россию, а не письса в оон и нато. да и не было бы на земле в том месте телекамер и такой толпы террористов.это была хорошо продуманная провокация и если эрдоган не понимал последствий - то ему как минимум надо сменить должность с президента на дворника. т.к. он просто не понимает, что творит.

    • Анонимно
      28.11.2015 09:56

      а вы уверены, что завтра эрдоган не отдаст приказ тем же серым волкам на теракты на курортах, которые так любят россияне или наши граждане вдруг не окажутся в заложниках? самолет уже сбили. вы можете поручится за эрдогана?не надо мыслить примитивно. все намного серьезней и сложнее

    • Анонимно
      28.11.2015 11:16

      Что-то передёргиваете. Второй год отдыхаю в Сочи... И считаю что очень даже лучше чем в Турции. И главное дома!!! И даже загранпаспорт больше продлевать не собираюсь. В этом году запланировал Крым...

  • Анонимно
    28.11.2015 09:48

    Газ всему голова.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:52

    Только собственный карман волнует всех.И пусть в спину стреляют,подлецы.Нельзя доверять-этим все сказано.А вы считаете свои потери.Да пусть сгорят все ваши меха и кожанное тряпье!Кто предал однажды,тот повторит не раз подобное.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:52

    многие из рядовых обывателей просто не до конца понимают, что же произошло. а произошло следующее, эрдоган (турция как страна нато) начал 3 мировую войну и только не ответ на эти действия россии спасло мир от этого.нужно понимать, что никто теперь не знает, что ожидать от эрдогана в следующий раз и никто в здравом уме теперь уже не может просто на него положиться или выстраивать какое либо стратегическое партнерство. при этом надо еще помнить, что у турции есть тактическое ядерное оружие. а так как многие в мире уже поняли, что эрдоган просто неадекватен в своих действиях, никто не уверен в том, что член нато не применит его.на сегодняшний день, в соответствии с международным правом, россия имеет законное право на военный ответ турции и это надо помнить!понятно, что сохранение дружеских отношений в данных условиях просто невозможно, но это прежде всего касается властей турции, а не ее граждан.единственным верным решением будет разрыв отношений, до того момента, пока не сменится высшее политическое руководство турции.

    • Анонимно
      28.11.2015 10:31

      В краткосрочной перспективе обе стороны вынуждены изображать конфликт, в дальнейшем "война план покажет". Лично я надеюсь на практичность нашего президента.

      • Анонимно
        28.11.2015 10:59

        вы считаете, что практичность заключается в продолжении сохранения дружеских отношений с предателем надеясь, что этого не повториться? вы просто наивнейший человек.сотрудничество продолжится, но только после того, как смениться высшее политическое руководство турции

        • Анонимно
          28.11.2015 11:14

          Я считаю,что практичность может проявиться во всех направлениях.

          • Анонимно
            28.11.2015 11:50

            тогда напишите, что вы не видите никаких рисков после этого инцидента

    • Анонимно
      28.11.2015 10:40

      Опять эта фантомная "третья мировая". Кто с кем воевать собрался? Мы со всеми? А за что?

      • Анонимно
        28.11.2015 10:57

        как самодостаточная держава, мы обязаны реагировать иначе с нами никто в мире считаться не будет, не так ли?если бы мы в ответ сбили бы их самолет даже над небом сирии (а эрдоган уже заявил, что в данном случае будет дан военный ответ). то после этого в сот ветствии с 5 статьей нато в дело должен уже вступить сам альянс. а если он не вступается, то это приведет к несостоятельности нато, а вот этого америкосы уже не допустят.так вам яснее??? вам просто из вашего окошка не так далеко видны последствия этих действий на международной арене

        • Анонимно
          28.11.2015 11:13

          вас надо собрать, таких умников и отправить в Сирию, может вас там научат ценить мир

          • Анонимно
            28.11.2015 11:51

            далеки вы от понимания тонких материй

          • Анонимно
            28.11.2015 12:22

            Надо будет - соберут и отправят.. И хорошо бы вместе с вами.. Мы от армии в свое время не прятались, за плоскостопием и параличом мозга.. Без Вашего решения это произойдет.. Хорошо бы вот таким миротворцам, думающим исключительно о своем "желудке" тоже реальности в глаза посмотреть

            • Анонимно
              28.11.2015 12:58

              вас же не много, миллиона 2-3,остальные на пойдут!
              а реальность такова, что если вести себя прилично и заниматься своей страной, то враги сами собой испаряться

        • Анонимно
          28.11.2015 11:15

          Ну не знаю, чего там из вашего окошка видно. Может быть мировая арена там как на ладони. Не знаю. Я же не про это спросил. Я спросил про мировую войну. Т.е. про войну в которую вовлечена большая часть стран. Про войну в которой я не вижу участников. А вы мне про "окошки". Так кто с кем собрался воевать? Конкретно.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:53

    Наши самолет был сбит незаконно, в нарушение международных правил полетов, жалко погибших ребят и их семьи, которым сейчас обещают все, но так же, как про воевавших в афгане забудут уже завтра.Но новый Афганистан никому не нужен. Но даже если не будет войны. Посчитайте потери простых предпринимателей от закрытия Турции, сколько их потеряет заработок, что останется от малого и среднего бизнеса, ведь не секрет, что только 10% не связаны с торговлей.

    • Анонимно
      28.11.2015 10:12

      когда турецкий бизнес уберет этого клоуна с поста президента, поверьте, отношения наладятся, но никак не раньше этого срока.

  • Анонимно
    28.11.2015 09:55

    Сбитый самолёт и жизнь двух военных Агеев называет \"какой-то ерундой\"???

    • Анонимно
      28.11.2015 10:10

      Летчика жалко но когда идешь в военые надо быть готовым к такому итогу карьеры- поэтому и пенсия с 45 лет

  • Анонимно
    28.11.2015 09:56

    Ерунда ли смерть летчика , солдата,пассажиров!Спросить надо у родных. Это не ошибка.Они наглым образом стараются винить Россию.Даже приезжие шабашники.

  • Анонимно
    28.11.2015 10:07

    Господин Агеев, Вы полагаете, что сбитый самолет это ерунда?

  • С Турцией России не стоит ссорится. Все это происки Запада. Им точно будет выгодно, чтобы отношения этих государств усугубились. Путину нужно как и раньше действовать мудро. Чтобы не затронуть сотрудничество и граждан.

  • Анонимно
    28.11.2015 10:14

    Сотрудники турецких заводов в Елабуге уволились или продолжают там работать?

  • Анонимно
    28.11.2015 10:17

    Руки прочь от Сирии!!! Турцию необходимо привлечь к ответу! Либо жестоко наказать! Это не обсуждается!

    • Анонимно
      28.11.2015 11:26

      Почему не обсуждается? Только потому что вы этого не хотите? Вы кто у нас тут?

  • Анонимно
    28.11.2015 10:18

    Как это может быть ерунда ? Вы что ? Ой это вы абсолютно не правильной пути ! Как может , быть дружба ! Нет дружба больше не будет ! А как доверять и кормить дальше Турцию ! Нет это не возможна ! Поэтому уважаемые Турки - собираетесь домой к себе ! Да , у нас другие народы очень хорошо жили и живут ! Государства хорошую денежную работу им только дают ! Нашим народам не дают ! Наш молодежь не считались ! Это по всей России так ! Вот вам ответ дали хотя очень поздно ! А Турции нашем дают такую работу - посуды , полы мыть !!! Вот вы опустили авторитет нашего народа до такой степени ! Они возглавляет миллиардными инвестициями !!! Вы Отделились своего народа ! В магазинах - приезжие директорами ! Как быть ! А страну защищать наши дети надо будет ! У нас очень много образованных , умных дети ! Нет вы всегда искали инвесторы с других стран ! Это должен Конец ! Нет вы не любите наш народ - вы любите деньги нашего народа ! А это вам позволена была ! Страна должен своего народа кормить , а не чужих ! Уезжайте другая дорога сегодня нет вам ! Очень хорошо защищаете своего Эрдогана ! По ваши записи видно ! Некоторые чиновники если без вас не могут заберите с собой ! Они нам не нужны !!! Доверие Туркам нет ! Не поправимая ошибка сделали ! Как доверять ? Как ? Не возможна !

    • Анонимно
      28.11.2015 11:49

      Опять "моя папа" нарисовалась! Судя по примитивному изложению своих эмоций в комментарии, количеству восклицательных знаков, интеллект соответствует полученному образованию и далек от геополитики. Весь мир только рад инвесторам, сотрудничеству и мирному небу над головой, а нам надо из-за провокации со всем миром связи порвать. Остыньте, столько снегу навалилось, возьмите лопату и поработайте руками, если головой не получается. И еще насчет "ваших умных, образованных детей". В нашей республике именно они занимают почти все руководящие посты, только толка мало. Не мы вокруг мира, а мир вокруг нас

      • Анонимно
        28.11.2015 12:08

        Ну а Вы то, что написать хотели? Ну, прокомментировали чужой комментарий...Ну, поучили неумный народ правильному пониманию жизни...Ну, посоветовали, после официального плевка в лицо государству на самом высоком уровне, подтереться и продолжать думать о своем драгоценном здоровье и желудке... Ну? Это всё? По-моему - это у Вас с головой не в порядке.. Лопату бы Вам в руки и подальше от умственной деятельности

        • Анонимно
          28.11.2015 14:52

          Ну, ну... Лопату гну! Если Вы избегаете умственной деятельности, то это только Ваш выбор и не надо гадать у кого из нас с головой в порядке. "Подтереться после плевка" я Вам не советовал, просто считаю, что не может безграмотная "моя папа" управлять государством. Интрига мировой политики не поддается вашим мозгам и Вы готовы сразу весь мир взорвать. Вот здесь как раз надо сто раз подумать, перед тем, как отрезать отношения с таким геополитическим игроком на Черном море, как Турция. Не всё так просто!

  • Анонимно
    28.11.2015 10:24

    Любая ссора это плохо. Но не мы начали ее. Эрдоган должен извиниться. Если бы наш самолет причинил вред на территории Турции, это одно. А в данном случае вина лежит на турках. Этому нет оправдания. Бизнес есть там у многих, вот этого боятся они, а Путин смотрит дальше. Я верю нашему президенту.

  • Анонимно
    28.11.2015 10:32

    Основной вопрос, ПОЧЕМУ Эродоган сбил наш самолет? Именно этим вопросом должен озадачиться любой здравомыслящий человек. Ясно, что это не ошибка (иначе извинились бы), ясно, что было спланировано. А наших патриотов это так то волнует в последнюю очередь. Для них главное МЕРЫ. Я называю это "покормить в себе патриота".

    • Анонимно
      28.11.2015 11:17

      Согласен. Но я бы добавил не только ПОЧЕМУ, но и для чьих интересов? Кажется кому то выгодно нас с Турцией стравить. Думаю как ответ на сбитый самолёт достаточно запретить хотя бы на один год нашим туристам там отдыхать, но не более. Пусть туристическая отрасль Турции поймет, что сделал Эрдоган. Но полномасштабные санкции не нужны и бумерангом ударят по нас самим. И включать надо мозги,т.е держать голову холодной, прежде чем ответить сосчитать до 10-ти, как учат психологи.

      • Анонимно
        28.11.2015 11:39

        Писали что туризм из рф только 10%. Месяц и как не было россиян. Зато больше европейцев приедет по этой же причине)
        RG

  • Анонимно
    28.11.2015 10:42

    В том то и дело, что все было бы по-другому если бы после инцидента сразу же последовало объяснение и извинение...Но нет - наглая ложь, ухмылка премьер-министра, заявление, что и дальше будем сбивать, попытка подлым и трусливым образом спрятаться за спиной НАТО и требование разобраться с Россией (это как будто турецкий самолет сбили, а не они наш).. Кто бы это терпеть стал? И если кто-то здесь пишет за сохранение добрых отношений, за то, что народ не причем.. Так что-то не видно, что не причем.. В самой Турции полно ликований было, а за сохранение добрых отношений напряглись бизнесмены турецкие и их местные покровители (так это не отношения - это деньги и интерес) А на него и надо наступать и прижимать...И чем сильнее, тем более понятным будет.. Нет никаких добросердечных отношений между Турцией и Россией, есть - выгода..И тем более нет и не будет таких отношений отдельно с Татарстаном - это для турок всего лишь регион потенциального вассала будущей их Османской империи, про которую они грезят (в лице того же эрдогана)

  • Анонимно
    28.11.2015 10:46

    Считаю, что сейчас нужно простым турки выйти на митинг и свергнуть Эрдогага!

  • Анонимно
    28.11.2015 10:50

    Не совсем понятно почему надо со всеми странами ссорится.

    • Анонимно
      28.11.2015 11:02

      почитайте историю международный отношений. как начинались войны, какими были военные ответы на то или иную провокацию. а также устав нато.в данном случае россия ни с кем не сорится, просто защищает себя от неадеквата эрдогана, а ведь унего еще есть и тактическое ядерное оружие

      • Анонимно
        30.11.2015 01:33

        Как много вокруг России "неадекватов". Даже Болгария отказала нам в прокладке газового Южного потока.

  • Анонимно
    28.11.2015 10:56

    Россия оказывается кормит весь мир и наводить порядок в мире! а че сами нищие и в бардаке!?
    создайте порядок хотя бы как в Прибалтике а уровень жизни поднимите хотя бы до Турецкого!
    а так все ваши аргументы -смешны
    Смертность в России как Африке, преступность как в Африке, экономика как у худших африканских стран.
    Турция ещё 10-15 лет назад не видела ни одного русского туриста, и вы думаете они от голода пухли?
    да и в военном плане, я не уверен, что у нас есть шансы победить Турцию.Одно дело убогих хохлов мочить, а другое дело нато.

  • Анонимно
    28.11.2015 11:00

    Эрдо понял ,что в Сирии он проиграл,и Асад остался на при власти.Когда все уляжется,Башар обязательно припомнит все ,что Турция сделала в Сирии с 2012 года.

    • Анонимно
      28.11.2015 11:25

      Асад уже никогда не соберет Сирию. Это просто не возможно. Он с нашей то поддержкой до сих пор не достиг ни одного значимого военного успеха. И не достигнет.

      • Анонимно
        28.11.2015 11:54

        "никогда не говори никогда", Иран ему еще больше поможет чем мы.

      • Анонимно
        28.11.2015 14:41

        Т.е вы считаете, что сирийская армия выступит против асада? А ваших познаний судя по посту вообще явно недостаточно

  • Анонимно
    28.11.2015 11:01

    пфр на 23 миллиона охрану себе заказал, тоесть по сути украл! вот что должно интересовать истинного патриота России, а не Турция!
    пока нас стравливают пропагандой с турками, власть потихоньку обворовывает страну!
    не дайте себя обмануть.

  • Анонимно
    28.11.2015 11:01

    Здесь много комментаторов провокаторов есть которые толкают на войну. Проявляйте свой патриотизм на своей практике-ездите на отечественных машинах,одевайтесь в отечественные одежды,замените телефоны,телевизоры,ремонт квартир и домов и т.д. Это первое. Второе, разногласии между странами если смотреть историю было только за власть и деньги,ресурсы. Согласен полностью с Агеевым Ш.надо отношения не портить,амбиции оставить. И третье за Эрдогана нельзя не навидеть целую нацию,также если посмотреть историю в любой нации были и хорошие и плохие люди. Спасибо.

    • Анонимно
      28.11.2015 11:24

      телевизоров российских в природе не существует! как же патриоты будут киселева смотреть?
      вот и приходиться им натовские телевизоры смотреть

      • Анонимно
        28.11.2015 12:14

        А почему, собственно, нет российских телевизоров? Были, кажется.. Не потому ли, что некие мерзавцы, не считающие себя патриотами, разграбили и уничтожили в свое время все в стране? Их имена известны и вероятно еще будет суд над ними.. Столько бед как наторили эти непатриотичные деятели в 90-е. не натворили даже фрицы... Разрушено было все, что можно. И сейчас их последователи нагло, с ухмылкой, продолжают вякать про "патриотов", "ватников", "быдло", "зомбиящики"..

    • Анонимно
      28.11.2015 11:51

      А себы Вы провокатором не считаете? Согласны с позицией Агеева.. Но, прежде чем советовать пересесть и переесть на все отечественное, вспомните - а где оно это отечественное и почему вдруг исчезло из нашей жизни.. Почему даже отечественная дрянная бритва типа Агидели, теперь производится в Китае, сохраняя название советское.. Кто это все разрушил.. Не такие ли деятели, ратующие за "дружбу" особенно за дружбу взаимовыгодную (но исключительно для отдельных личностей), не либерализм и либералы ли 90-х, распродавшие и разрушившие все, что только можно в стране?.. (Пожалуйста)

  • Анонимно
    28.11.2015 11:27

    покупая Белые Рейнджроверы, Порше каены, БМВ и Мерседесы- Ты помогаешь убивать наших летчиков и детей Донбасса !!!
    Патриоты это я вам написал!

    • Анонимно
      28.11.2015 11:36

      У меня белый VW....спасибо за доверие!!!!

      • Анонимно
        28.11.2015 12:01

        Всем кто на Рено Логанах (Франция+РФ) - по второму Логану! (логановод)

    • Анонимно
      28.11.2015 16:11

      У меня бмв Российской сборки!

      • Анонимно
        28.11.2015 16:38

        немцы не бомбят террористов, не подмазывайтесь! За наших, за Париж! (логановод)

  • Анонимно
    28.11.2015 11:36

    Девиз давайте :Отходим от Турции где ВСЕ ВКЛЮЧЕНО и отдых в Крыму где ВСЕ ОТКЛЮЧЕНО.

    • Анонимно
      28.11.2015 12:04

      Можешь больше не распространять эту "шутку" - она уже с "бородой" и не интересна.. Тем более Украина теперь в лице первых своих неадекватных лиц из кожи вон лезет, чтобы возобновить подачу электричества в Крым (замерзать начали без угля). Да наверное уже не требуется - через пару недель откроется российская ветка подачи электричества, а там и полная ненужность укры надалека..

  • kontent
    28.11.2015 11:42

    оказывается как много тех кто родину на помидоры готов променять.

    • Анонимно
      28.11.2015 11:46

      Дурак тот, кто выбор помидоров равняет с предательством родины.

  • Анонимно
    28.11.2015 11:46

    Есть такой вариант "что делать": обратиться в суд. Это цивилизованный способ решить конфликт. А не наказывать народ России в очередной раз повышением цен и дефицитом.

  • Marinka
    28.11.2015 11:48

    Президент Турции встал на "кривую дорожку" сразу после тесного общения с главой США. Эрдоган в последний год, близко общался с Бараком Обамой. И вот чем вылилось все это "невинное общение"!

  • Анонимно
    28.11.2015 12:00

    Считаю, что сейчас нужно простым турки выйти на митинг и свергнуть Эрдогага!

    • Анонимно
      28.11.2015 12:18

      Но пока что мы видим картинки, где они радуются и поддерживают своего эрдогана.. А за "дружбу и добрососедские" отношения нам втирают бизнесмены турецкие, которые резко напряглись, перспективой потери прибыли и выгодных контрактов..

  • Анонимно
    28.11.2015 12:14

    А про потока газа через Турции - я сразу думала , или до строим потом Турция - что то придумает не пропускать наш газ ! Или что- то другое придумает ! Видно было же от Эрдогана ! Сколько чиновники это не заметили ! Может он этого не хотел и поступил так !!! А вы все богатства дали в руки Турции ! Он наш трубы не хочет пропустить ! Нет он этого не хочет ! Зачем чужие под водой ! Он не вы ! Доверять всем ! Всю Россию доверять чужим нельзя ! Везде чужие ! Нашим работа нет ! Чужими работать выгодна - эти народы очень хитро взятка дают ! А наши голодный молодежь , без работой должен защищать Родину !!! Вот турк - пишет я люблю Россию . А Эрдоган прав пишет ! Он наверно миллиардный инвестор в Татарстане ! А наши пишет мы дружны ! Вот это Россия ! Даже шабашник находясь в России , мыслить в пользу свою страну ! Набивают карман с нашими деньгами ! Этому должен Конец !!! КАМАЗ - сколько лет работает - карданы Турция выпускает ! Не строиться ли в Турции завод КАМАЗ ! Все распродали Турцию ! Это ужасно , неужели у власти такие тупые ! Только все думает о своем кармане ! Это хронические у власти - им только это надо ! Еще хотят Народу Коммунальные услуги подражать ! КАМАЗ - за Турции работает ! Россия помощь выделяет - миллиардными ! КАМАЗ выпускаем , неужели не можем другие запчасти выпускать ! Не каких подражания на воду , электроэнергию не должен ! Хватит издеваться народами !!! Пенсию добавили 300 рублей - еще это с февраля ОДН - пишет 180 рублей ! Регионам не давать права - распоряжаться не налогами , не с чем ! Россию живем он должен установить тарифы на все ! По всем регионам ! Говорят все это Ерунда - сколько дни президент России вступает - удар спину ! После так выразиться - это глупо !!! Если расстаться с Турками так тяжело , езжайте в Турцию полы мыть или посуду !!! Если возьмут они вас ! Нет , не Возьмут они вас ! Даже полы мыть !!! Вот у нас во всех сферах такие сидят !

  • Анонимно
    28.11.2015 12:24

    Я хату покину, пойду воевать, чтоб землю в Алеппо крестьянам отдать.

  • Анонимно
    28.11.2015 12:25

    Хоть извинится - доверять не возможна ! Извинится он не будет ! ! Извинится - это слова - я виноват ! Он этого не сделает ! И не ждите ! Это вам нужен , нет ! До сей пор верите ? Это опасная дружба ! Все !

  • Анонимно
    28.11.2015 12:33

    Там все адекватные.И ни у кого там преимущества нет.Никто там не договорится и никто не отступит.Ставки очень высоки для России и Турции.Для Турции победа Асада и курдов означает можно сказать крах государства в перспективе.Для России если победят другие силы тоже будет тяжело так как мы можем потерять влияние в регионе так как кроме Сирии нас там зримо нигде нет,мы можем потерять базы,выход к морю и часть средств от продажи сырья так как если мы оттуда уйдем то некоторые страны могут проложить через Сирию трубопроводы в Европу.Только Асад нам может что то гарантировать.Другие силы там имеют других хозяев.Скорее всего когда нибудь наверно можно будет договориться по поводу каких то линий в Сирии которые разделят ее на зоны влияния.Победить нам там не дадут но провинции Латакия и провинция Дамаск и столица страны по логике вещей должны остаться под нашим протекторатом.

  • ektr93
    28.11.2015 13:38

    Путин, сейчас, не предпринимает никаких решений в отношениях России и Турции! Нужно все взвесить, и в первую очередь не навредить себе. Но дать Турции понять, что любая агрессия в нашу сторону, и любая поддержка террористов будет иметь адекватный ответ со стороны РФ!

  • Анонимно
    28.11.2015 13:51

    если извинятся и возместят одно если нет-жесткий ответ

  • Азат Д
    28.11.2015 13:54

    В свете изоляции России от всего мира предлагаю разогнать МИД за ненадобностью.Принять капитуляцию врагов и я могу.

  • Анонимно
    28.11.2015 13:54

    а где ОДКБ? Почему страны входящие в ОДКБ не помогают нам в Сирии? Для чего тогда нужна эта организация? Зачем проводят все эти саммиты и совещания? Ради приличия могли бы отправить по десятку солдат.....

  • Анонимно
    28.11.2015 14:01

    30 ноября договорятся....

    • Анонимно
      28.11.2015 14:45

      Если только эрдоган пиинисет извинения на международной арене, но это для эрдогана означает политическую смерть.Хотя в любом случае смерть. Ведь все понимают, что эрдоган стал непредсказуем. И как дальше общаться с этим туловищем?

  • Анонимно
    28.11.2015 16:36

    если турки хотят остаться и работать в России,пусть возместят ущерб за самолет и убитых военных.пока ни один предприниматель турецкий не выразил такого желания .только льготные условия работы просят.в свободные экономические зоны .почему землю в центре челнов им отдали ?

    • Анонимно
      28.11.2015 22:04

      Для начала пусть тело нашего героя летчика вернут. Нация торгашей, торгуются еще.

  • Анонимно
    28.11.2015 19:58

    Что интересно: и в России и в Турции власть султана и царя свергли на основе англосаксонской политики царицы интриг матушки Англии. И Ататюрк и Ленин были воспитанниками английской политики, в следсвии чего Османская Империя перестала существовать и жирный кусок нефтяных районов нынешний Азербайджан откололся от ОИ и отошел к Советской России.Вот и сегодня история повторяется 2:0 в пользу англосаксонской политики, она сталкивает лбами Россию и Турцию, чтобы вести гибридные войны чужими руками.Надо остудить разум всех на время, и не наказывать друг друга, а искоренить саму опухоль. Путин все это знает и готовится дать отпор настоящему врагу. И закончу словами Великого Сталина: Победа будет за нами, враг будет разгромлен.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль