Общество 
2.12.2015

Турки в Татарстане: «У меня жена русская. Переживает, вернусь или нет вечером...»

УФМС открещивается от «охоты» на турецких нелегалов, а КФУ тем временем на всякий случай обновляет списки турецких студентов

На фоне разгоревшегося российско-турецкого «пожара» Татарстан выдворил за пределы РФ всего 5 граждан Турции — операция «Нелегальный мигрант» завершилась 29 ноября. Никаких спецуказаний по поводу турок не поступало, заявил сегодня на брифинге представитель УФМС Айрат Каримов. Тем временем вузы РТ получили неприятную рекомендацию из Москвы разорвать с Турцией все контакты, а минкульт РТ, по данным наших источников, уже готовится отозвать представителя Татарстана в ТЮРКСОЙ Лилию Саттарову.

Айрат Каримов: «Я не готов ответить за правительство Российской Федерации...»

УКАЗАНИЙ ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ МЕР К ГРАЖДАНАМ ТУРЦИИ НЕ ПОСТУПАЛО

860 нелегальных мигрантов выдворено из Татарстана за 10 месяцев 2015 года, среди них 54 гражданина Турции (6,3% от общего числа выдворенных). Примерно такие пропорции сохранились и во время проведения операции «Нелегальный мигрант», которая проходила с 19 по 29 ноября: указано на дверь 103 нелегалам, из которых турков лишь 5. К административной ответственности в ходе операции были привлечены 1202 иностранных жителя, из которых турок вообще всего 8. Такие цифры сегодня во время брифинга озвучил начальник отдела миграционного контроля УФМС РФ по РТ Айрат Каримов.

«Каких-либо указаний о том, что к гражданам Турции необходимо применять какие-то особые меры в плане ужесточения, указаний никаких нет, — подчеркнул он. — Есть правовое поле, есть федеральный закон, по которому мы работаем. Есть административные регламенты, по которым оказываем государственные услуги. Каких-то ущемлений прав, каких-от пренебрежений, каких-то ужесточающих мер... во всяком случае, нам еще пока не поступало». Более того, Каримов отметил, что соответствующие указания вряд ли поступят, хотя тут же оговорился: «Но я не готов ответить за правительство Российской Федерации...»

Также он рассказал, что в данный момент в учебном центре «Болшево», который находится в городе Королеве Московской области, находится сотрудник татарстанской миграционной службы. Туда на 10-дневную стажировку вызвали по одному представителю из каждого субъекта РФ. «Прошла информация, что будут доводить какие-то проекты федеральных законов. Но с чем это связано — с ужесточением или облегчением — я пока сказать не могу», — отметил спикер.

Представитель УФМС по РТ объяснил и нововведения, которые вступят в силу 1 января 2016 года, когда изменится визовый режим с Турцией. Режим вводится в отношении граждан Турции, которые пожелают попасть на территорию России, отметил представитель УФМС по РТ. При этом в отношении россиян аналогичное решение турецкая сторона пока не приняла. Впрочем, визовый режим при въезде в Россию, по словам Каримова, всегда существовал для граждан Турции, приезжающих в страну «не по частным целям». Туристы же могли (и могут до 1 января) свободно находиться в России в течение 30 дней.

«В ДЕКАНАТЕ СОБРАЛИ СПИСКИ ТУРЕЦКИХ СТУДЕНТОВ, ЗАЧЕМ — НЕ СКАЗАЛИ!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправилась в турецкое кафе «Лале» на улице Университетской, чтобы поинтересоваться, что по поводу данной ситуации думают сами жители Турции. В обеденное время за столиками было человек 20. Примерно половина — россияне. Семейная пара средних лет, парочка помоложе, группа девушек. В углу примостились иракцы — как оказалось, преподаватели, приехавшие на стажировку. Хозяева-турки прекрасно знают большую часть посетителей-соотечественников: дружески здороваются, разговаривают с ними за жизнь, угощают чаем за счет заведения. Только убедившись, что корреспондент «БИЗНЕС Online» не будет спрашивать их имена, фотографировать и записывать беседу на диктофон, посетители кафе согласились поговорить (отметим, что большинство турок, с которыми мы пытамся установить контакт в последние дни, попросту боятся общаться с прессой). По их словам, напряжение в турецкой диаспоре Казани растет — сразу же после падения самолета они почувствовали пристальное внимание к себе.

«Одного преподавателя, который приехал для повышения квалификации, забрали в полицию, задержали на 20 суток, — рассказал мужчина лет 30, работающий в одном из казанских вузов. — Сказали, что учебная виза недействительна. Говорят, что потом депортируют. Все наши кафе, рестораны стали проверять. И это тоже проверили, правда, нарушений особых не нашли, но понятно, что все нервничают. Для чего это делается? Чтобы наши граждане писали правительству: «Нам плохо, заберите нас отсюда»?»

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», чуть ли не на следующий день после крушения самолета в деканате собрали списки турецких студентов. Зачем, для чего — не объяснили. Дальше — больше. Турецким студентам в миграционной службе отказались продлевать визы, мол, отношения между странами испорчены. Правда, спустя несколько дней все-таки продлили.

«Мы все переживаем, чтобы не было войны, — говорит, другой наш собеседник, студент КФУ. — Я сам живу в России уже пять лет, почти домом родным она мне стала. Совсем недавно между Россией и Турцией были прекрасные отношения — и в один момент все разрушилось!»

В кафе «Лале» на улице Университетской любят собираться турки, проживающие в Казани

В разговор вступает мужчина постарше, с густой бородой. «Мы тоже Эрдогана не во всем поддерживаем. Но почему Путин не хочет с ним даже поговорить? Разрушить отношения проще всего. Почему Турция сначала сообщила НАТО о самолете? Но мы же входим в НАТО, мы должны были их поставить в известность. Получается, то, что «наверху» решают, бьет по простым людям. Вы слышали, в Москве наших избили, в Саратове? Говорят, что россияне, которые в Турции живут, стали продавать квартиры, офисы. Но никто их не гонит! Самое главное, мы хотим сказать: для нашего народа Россия ближе, а не НАТО. У меня вон жена русская...»

«У меня тоже!» — улыбается еще один собеседник. «Теперь тоже очень переживает, — продолжает второй. — Не знает, вернусь или нет вечером». Двое молодых людей поддерживают разговор. «Конечно, Турция — сильное государство, но мы понимаем, что Россия во много раз сильнее. Если так пойдет и дальше, что может начаться? Третья мировая война. Она никому не нужна!»

3.jpg
Юсуф Саглам: «Конечно, это напоминает ситуацию, которая случилась в свое время с грузинами, когда их в большом количестве выдворяли из России, потом это забылось»

Ранее председатель национально-культурной автономии турок Казани Юсуф Саглам в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил: «Конечно, это напоминает ситуацию, которая случилась в свое время с грузинами, когда их в большом количестве выдворяли из России, потом это забылось. Но какое-то время это все равно продолжалось». Напомним, что российско-грузинский военный конфликт 2008 года в Южной Осетии привел к депортациям грузинских граждан, нарушивших миграционное законодательство в России, а директора школ в некоторых регионах страны даже получали обращения из МВД с требованием предоставить информацию об учащихся — лицах грузинской национальности.

В ТАТАРСТАНЕ МОЖЕТ БЫТЬ 6,8 ТЫС. ТУРОК, СКОЛЬКО ТОЧНО, В УФМС ТАК И НЕ ПРИЗНАЛИСЬ

Сколько же точно граждан Турецкой Республики находятся в Татарстане? Об этом представители УФМС на пресс-конференции говорить не стали. Каримов сообщил, что всего вид на жительство в республике имеют 10 тыс. иностранцев. Еще 15 тыс. имеют временное разрешение на жительство. Татарстан в 2015 году посетила 191 тыс. иностранцев — на 50 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Увеличение потока он в том числе объяснил проведением в Казани ЧМ по водным видам спорта.

ПСО «Казань» через субподрядчика привлекает турецких специалистов на строительстве здания Арбитражного суда РТ
Субподрядчик ПСО «Казань» привлекает турецких специалистов на строительстве здания Арбитражного суда РТ

Напомним, что всего, согласно квотам, в Татарстане могут работать 6,8 тыс. турок. Это 66% всех квот на иностранную рабочую силу в республике и десятая часть общероссийской квоты на турецких граждан. Львиная доля, разумеется, трудится в строительстве — в других сферах есть лишь 1% запросов работодателей. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», об этом свидетельствуют данные о квотах на сайте министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. Что до строительства, то 2,5 тыс. турок (37% общей квоты турецких специалистов) работают на стройплощадке комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ТАИФ-НК в Нижнекамске. На втором месте — ООО «Строительная компания Текникон» (субподрядчик ПСО «Казань»). Она привлекает турецких специалистов на строительство дата-центра в Дубне, здания Арбитражного суда РТ и стадиона в Самаре. 200 человек заняты на турецких предприятиях в ОЭЗ «Алабуга». Квота в 520 рабочих — за «Камгэсэнергостроем», 490 бетонщиков и арматурщиков заявила компания «Таш» и так далее. Добавим, что самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз. И ему на уровне министра спорта РФ уже гарантировали отсутствие проблем — Виталий Мутко назвал его «замечательным человеком, по сути, русским парнем».

Информация соцсетей, что полсотни турецких рабочих вывез ОМОН со стройплощадки элитного жилого комплекса «Санрайз Сити» в центре Набережных Челнов, оказалась слухом, по крайней мере, сегодня ни о каких «репрессиях» УФМС и полиция не говорили. С 1 января у турок в России возникнут проблемы с получением виз, вводятся спецразрешения на найм рабочей силы, а пока все остается по-прежнему.

Сейчас правительство РТ формирует список проектов, которые на уровне РФ должны быть выведены из-под санкционного удара. «Список формируется буквально на ходу, — рассказал «БИЗНЕС Online» знакомый с этим процессом академик, вице-президент АНТ Вадим Хоменко. — Но, однозначно, как уже было заявлено, стратегические объекты под санкции попасть не должны». Он также выразил надежду, что под удар не попадут линии взаимодействия по формированию энергетических объектов на территории Турции. Например, та же турецкая атомная электростанция имеет стратегическое значение, и это самая важная сейчас позиция в Турции для РФ.

самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз
Самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз

МОСКВА РЕКОМЕНДУЕТ ОБОРВАТЬ НАУЧНЫЕ СВЯЗИ С АНКАРОЙ. КАЗАНЬ В РАЗДУМЬЯХ...

Еще один удар по российско-турецким отношениям, который выходит за рамки обозначенных правительством РФ направлений, нанесло вчера министерство образования РФ. Только за вчерашний день более 40 российских вузов расторгли все договоренности с турецкими учебными заведениями, причем некоторые из них были заключены совсем недавно, пишет сегодня «Коммерсантъ». Это решение подается как «строгая рекомендация».

Какова реакция на эти рекомендации в Татарстане? «БИЗНЕС Online» отправил запросы в министерство образования РТ, однако на момент публикации ответ получен не был. Источники, знакомые с ситуацией, поясняют, что пока не выработана позиция к этим рекомендациям на уровне правительства республики.

«БИЗНЕС Online» обзвонил крупные вузы Казани. В Казанском федеральном университете обучаются около 100 турецких студентов. И руководство вуза подтверждает, что уже озаботилось проблемами безопасности — просто на всякий случай. «Турецких студентов у нас довольно много, примерно 100, учатся, никаких проблем, прогонять их никто не собирается. Наоборот, следим, чтобы не было никаких эксцессов. Специальное распоряжение министерства на этот счет было», — пояснил «БИЗНЕС Online» проректор по науке КФУ Данис Нургалиев. Однако несколько студентов КФУ, учившихся в Турции, приняли решение вернуться на родину — проректор пояснил, что это было решение самих студентов. Турция занимает второе место по количеству выездов сотрудников и учащихся КФУ с научно-образовательными целями, говорится на сайте вуза.

В 2011 году турецкая сторона запустила в КФУ программы по обмену «Мевлана», которая финансируется за счет совета по высшему образованию Турции и распространяется на все вузы мира. В 2014 году участниками программы в КФУ стали 19 человек. Из них 12 человек (4 студента и 8 преподавателей) приехали из Турции, а выехали 5 студентов и 2 преподавателя КФУ. Впрочем, желающих пройти стажировку в 2014 году в турецких вузах было гораздо больше — более 50 студентов и преподавателей КФУ. В 2015 году стажировку в турецких вузах-партнерах КФУ прошли 15 студентов и 6 сотрудников Казанского университета. За этот же период обучение в КФУ прошли 10 турецких студентов.

национальная турецкая обсерватория «Тюбитак»
Национальная турецкая обсерватория «Тюбитак»

Что же до научных контактов, то, судя по сайту КФУ, вуз имеет действующие соглашения о сотрудничестве с 11 турецкими организациями. Среди партнеров — национальная турецкая обсерватория «Тюбитак», Стамбульский, Анатолийский, Мармарский, Евфратский университеты и так далее. Кроме того, среди действующих проектов один из крупнейших — это совместная обсерватория в Турции, а также проекты обмена технологиями и культурное взаимодействие. Об этом ректор КФУ Ильшат Гафуров говорил в ходе встречи с генконсулом Турции в Казани Турханом Дильмачем в марте этого года. Гафуров, в частности, предложил нарастить масштабы обмена среди школьников. Учащиеся IT-лицея КФУ могли бы выезжать на кратковременные курсы в Турцию, а школьников из Турции готовы принять в Казани.

Вместе с тем в вузе обсуждают возможности дальнейшей работы своего телескопа в Турции. Напомним, что 1,5-метровый телескоп был установлен в 1998 году, он находится примерно в 50 км к западу от Анталии на высоте 2,5 тыс. метров над уровнем моря. 45% времени его работы отдано КФУ, 40% — турецким партнерам, 15% — РАН. По имеющимся данным, в Турции сейчас находится один сотрудник кафедры астрономии и космической геодезии КФУ. Помимо университета в проекте участвует Институт космических исследований РАН и Турецкая национальная обсерватория. Турецкая сторона полностью обеспечила всю инфраструктуру обсерватории (здания телескопов и служебных помещений, электро- и водоснабжение).

Впрочем, в вузе все-таки уверены, что работать телескоп будет. Как пояснил «БИЗНЕС Online» академик АН РТ Наиль Сахибуллин, наблюдения продолжаются. «Все спокойно, наши ребята сейчас в Турции ведут наблюдения на университетском телескопе. Думаю, науку политическая напряженность не затронет, тем более этот телескоп — наша собственность», — отметил он.

Турхан Дильмач и Ильшат Гафуров
Турхан Дильмач и Ильшат Гафуров

ПРОЩАЙ, ТЮРКСОЙ?

В КНИТУ-КХТИ турецких студентов нет, заверила «БИЗНЕС Online» начальник управления международной деятельности КНИТУ-КХТИ Юлия Зиятдинова, равно как и сотрудничества университета с Турецкой Республикой. На сайте КНИТУ-КАИ есть информация о сотрудничестве с Техническим университетом Стамбула, но насколько все это сейчас актуально? Управление международной деятельности вуза сообщило, что в настоящее время у КНИТУ-КАИ нет культурных связей с Турцией. В 2015/2016 учебном году в КНИТУ-КАИ работает один преподаватель из Турецкой Республики и проходят обучение два студента. Последний научный контакт состоялся в июне 2015 года, когда делегация КНИТУ-КАИ посетила международную конференцию «Теория механизмов машин», которая проходила в Измире.

На сайте медицинского университета (kgmu.kcn.ru) обнаружилась новость, что 19 октября КГМУ посетила делегация деловых кругов Турецкой Республики, целью которой предполагалось развитие технологических и научно-практических связей между компаниями и лечебными учреждениями Турции и Татарстана. Ответить на запрос редакции к моменту публикации в вузе не успели. В КГАСУ найти человека, который комплексно владеет ситуацией, не удалось. Так, координатор иностранных студентов Феликс Ахметшин говорит, что сейчас в КГАСУ есть только четыре турецких студента, и они планируют продолжать обучение. Начальник отдела переводов управления международными связями Лилия Гильмеева считает, что никаких совместных проектов у казанского архитектурно-строительного университета с турецкими вузами нет. А те три договора с турецкими учебными заведениями, которые указаны на официальном сайте в качестве партнеров (как минимум один из них действует до марта 2016 года), были формальностью. «Подписаны и подписаны. Реального сотрудничества нет. Если только кто-то, кафедры или факультеты налаживают сами какие-то связи с турецкими компаниями по практикам и стажировкам, то мы об этом не знаем», — говорит Гильмеева.

students-turcia.jpg
Только за вчерашний день более 40 российских вузов расторгли все договоренности с турецкими учебными заведениями. Это решение подается как «строгая рекомендация»

В целом источники в научной среде отмечают незначительность участия Турции в образовательных программах татарстанских вузов. «Насколько мне известно, больше всего сотрудничество было сосредоточено в гуманитарной сфере, прежде всего в КФУ, это совместные семинары и конференции. Все видели, что в последние годы Турция с Татарстаном очень дружили, — рассказал собеседник издания. — Сотрудничество также складывалось в татаро-турецких лицеях. Также развернутое взаимодействие наблюдалось в сфере медицины».

А вот в направлении естественных наук — физики, математики, химии — турецкие ученые не были партнерами республики. В этом плане КАИ и КХТИ в меньшей степени взаимодействовали с турецкими специалистами. Вместе с тем даже незначительный вклад Турции в развитие науки и образования Татарстана собеседник издания называет положительным и жалеет о том, что сотрудничество прервется. «Трудно сказать, полностью ли будет прекращено взаимодействие. Но, отталкиваясь от того, что большинство ректоров у нас в большей степени чиновники, чем ученые, думаю, возьмут под козырек. Но на среднем уровне контакты будут поддерживаться», — заключил эксперт.

С этим согласен и вице-президент Академии наук РТ, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ Вадим Хоменко. По большей части контакты вузов с турецкой стороной лежат в области гуманитарных наук, и они довольно плотные, включая работы по линии ТЮРКСОЙ и так далее. Это взаимодействие с рядом международных организаций, прежде всего с теми, которые создают между странами так называемое «чувство мира». Эти связи достаточно тесные, долговременные.

Между тем источники «БИЗНЕС Online» говорят о том, что татарстанские власти все-таки будут вынуждены отреагировать на призыв министра культуры РФ Владимира Мединского о необходимости целому ряду национальных республик разорвать все связи с международной культурной организацией ТЮРКСОЙ, объединяющей тюркские народы. По нашей информации, в недрах минкульта Татарстана готовится приказ об отзыве из штаб-квартиры ТЮРКСОЙ в Анкаре представителя республики в этой организации Лилии Саттаровой. Правда, сама Саттарова, находящаяся сейчас в Турции, в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не подтвердила этот факт: «Никакого официального решения нет, никаких бумаг не поступало. Поэтому нет смысла обсуждать этот вопрос».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.12.2015 16:12

    Сейчас в загсах что происходит? Очереди наверно из турок и наших девушек которые поверили во внезапно возникшую любовь, с 27.11.2015Сколько красивых слов, клятв в вечной любви, сравнений с нашими мужчинами-))))

  • Анонимно
    2.12.2015 16:12

    Я не хочу быть поленом в этом пожаре. Я против столкновения народов. Пусть разбираются политики и военные, а гуманитарную и экономическую сферы не трогайте! Вон пусть лучше проверяют информацию о прокуроре Чайке, а не только об Эрдогане

    • Анонимно
      2.12.2015 17:10

      А сбитого летчика не жаль? Или вас это пока не коснулось?

      • Анонимно
        2.12.2015 19:01

        У военных работа такая.Как всегда:" Паны дерутся,а у холопов чубы трещат."

        • Анонимно
          2.12.2015 19:31

          ...быстрый симметричный ответ был в планах режиссеров этого нападения на наш самолет...или вы действительно считаете мародера ердогана самостоятельной фигурой?Но карты снова смешаны,партнеры по нате мечтали что бы ВВ бабахнул в ответ что то турецкое,что бы представить Россию и ВВ соответственно страшными агрессором...но к радости РФ,и к жуткому страху ердогана ВВ стал действовать по другому....кто то скажет что ердоган не боится?...отвечаю-поставьте себя на место турецкоподданого,хотели бы вы сначала сделать то что сделал ердоган а потом заиметь врага в виде ВВ...сомнительное удовольствие,тем более ердоган отлично понимает,чуть что им пожертвуют,так же как и яныком...так что требование быстрого и симметричного-провокация,или как минимум глупость...

          • Анонимно
            3.12.2015 08:19

            С чего Вы решили на расчет ответного выпада? Россия и НАТО, не сравнивыйте гору с мышью.

            • Анонимно
              3.12.2015 15:33

              увы если война начнется, то на всех уровнях. В войне все методы хороши). и Экономических и всех других. И народ вовлечется, когда призыв и смерти начнутся.

    • Анонимно
      2.12.2015 17:31

      Чайку еще по делу Подмосковных казино не раскрутили.

    • Анонимно
      2.12.2015 18:20

      Из Тюрксоя выходить нельзя!Там 14 участников, а на Тюрквидинии 25 стран было в Казани в прошлом году и только одна из них Турция.

    • Анонимно
      2.12.2015 19:25

      Ну пока и нет никакого столкновения народов.. Есть подлый и вороватый пахан Турции.. Он просил предоставить доказательства, ему их начали предоставлять.. Правда никакому Западу это не нужно, они все там хороши.. Да и знают не хуже наших про его дела.. Хуже то, что мы живем в такое время, когда у руля большинства государств Запада, от которых что-то зависит, и от которых ничего не зависит стоят мелкие, ничтожные людишки. А кого выбрали в руководство НАТО? Это вообще что-то.. Если вспомнить Карибский кризис, тогда можно было полагаться на мудрость руководителей и США и в Европе.. А сейчас - страшно..Амбиции карликов

  • Анонимно
    2.12.2015 16:13

    Гоните всех турков из Татарстана. Нечего им занимать наши учебные места и рабочие вакансии тоже. В кризис всего этого у себя для нас не хватает.

    • Анонимно
      2.12.2015 17:04

      Я представляю тебя в 8 часов утра на ногах с саблей в руках возле шаурмы и до полуночи.То что делают турки: разделка мяса, приготовление, круглосуточная работа на стройке к сожалению тебе этого не дано, и боюсь ты его не заменишь и я останусь голодным.

      • Анонимно
        3.12.2015 12:30

        т.е. Вы себе даже кашку приготовить не сможете?Зачем тогда Вы вообще нужны?

    • Анонимно
      2.12.2015 17:12

      Вы бы сами уехали, раз вам так плохо.

    • Анонимно
      2.12.2015 17:18

      Что за глупость?! Работают люди, и хорошо работают, а не на социалке сидят. Встанешь арматурщиком вместо турка?

    • Анонимно
      2.12.2015 18:17

      надо разжигателей межнациональной розни погнать, организаторов различных маршей

    • Анонимно
      2.12.2015 18:24

      Я вот хочу объяснить русским почему татары не хотят выходить из Тюрксоя - тюркского Юнеско - простым языком, чтоб даже щегловы поняли.Когда при введении против России санкций ЕС потребовали у Сербии присоединиться к ним, сербы ответили: это выше наших сил, мы не можем предать братьев.Сейчас в роли требующего - Москва, в роли сербов - татары и полная аналогия.

      • Анонимно
        2.12.2015 18:53

        Сербы русских летчиков подло в спину не стреляли.

        • Анонимно
          2.12.2015 19:17

          в данной аналогии Россия, т к санкции ЕС против России были

      • Анонимно
        2.12.2015 19:28

        Какая аналогия полная - историю почитай. Нашел братьев среди турок.. Какие они вам братья? И когда ими были? Неужели отдаленно похожие звуки языка и слово тюрок так действуют? Никогда турки не считали и не будут считать татар равными себе, а только как еще один компонент в их мечтах османских... Это щеглову даже должно быть понятно...

        • Анонимно
          2.12.2015 19:56

          сербский язык тоже отличается от русского

        • Анонимно
          2.12.2015 20:05

          Ни одной мечети на территории Поволжья нет старше 300 лет в отличие от храмов сохранившихся со времен ига и до нашествия ига.

          • Анонимно
            2.12.2015 20:46

            Больше всего русских православных храмов построено во время Золотой Орды - это удивительно, но факт. Спросите историков церкви, при татарской власти было построено больше всего церквей за всю историю России, потому как татары толерантны.

            • Анонимно
              3.12.2015 00:12

              Извините, а при чем тут татарская власть? Вы же себя вроде к булгарам относите, которые также от нашествия орды пострадали, как и русские

              • Анонимно
                3.12.2015 08:35

                Золотая Орда откололась от Монгольской империи ЗО-это татарское государство!

              • Анонимно
                3.12.2015 08:52

                В Золотой Орде проживали тюркские (кипчаки, волжские булгары, хорезмийцы, башкиры и др.), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки и др.), северокавказские (ясы, аланы, черкасы и др.) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. К концу XIV — началу XV в. кочевое население Золотой Орды обозначалось этнонимом «татары».В Золотой Орде происходил этногенез волжских, крымских, сибирских татар. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов, каракалпаков и ногайцев.

              • Анонимно
                3.12.2015 08:58

                пургу не гоните, это немногочисленные булгаристы только...никто не отрицает булгарский компонент в этногенезе, но он не единственный...

        • Анонимно
          3.12.2015 12:40

          У Вас есть друг (хороший знакомый) а Ваш двоюродный брат совершил против него преступление.Причем не было конфликта интересов где кто то больше ко то меньше прав. А Именно 100% брат не прав. Причем преступление серьезное и отвратительное. Для Вас то что он родственник главнее что от мразь?Например вы узнали что Вас близкий родственник изнасиловал маленькую девочку а потом ее убил.Вы будете не только его покрывать но и дальше иметь с ним близкие родственные отношения?

      • Анонимно
        3.12.2015 12:34

        А вопрос справедливости в этом случае не важен?Т.е. если скажем при бытовом конфликте русского и татарина Вас будет в первую очередь волновать кто какой нации а не кто прав?Вот это и есть самый главный тест на национализм.

    • Анонимно
      2.12.2015 19:56

      Вы почитайте старые издания в которых рассказывалось об уголовных делах по этим лицеям, и чему они там учили.

      • Анонимно
        3.12.2015 11:17

        По лицеям уголовных дел не было. Возможно были какие-то дела по детям отдельным и персоналу. Сравните %% по другим школам. У меня дети учились в лицей-интернате №2. Я всегда буду благодарен учителям лицея независимо от национальности учителя. Политика государства иногда ломает судьбы людей. Жаль пострадавших учителей, их детей, родившихся в России от татарок и русских жен. Жены и дети уехали вместе с мужьями и папами из России. Жаль. Жалко.Вроде и не виноват ни кто, а люди пострадали.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:23

    Пока сильные мира сего делят сферы влияния страсти не улягутся.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:24

    Да не переживайте вы все. Все скоро успокоится. Просто появился хороший повод разместить С400 в Сирии, туркам спасибо помогли, а все остальное решим, ну за пару самолетов заплатите без этого никак. Зато Россия будет контролировать часть Ближнего Востока и соответственно цены на нефть, а вот за это еще раз туркам спасибо.

    • Анонимно
      2.12.2015 16:45

      Турки убили наших парней, а вы им спасибо говорите. Жаль не вы на месте растрельного самолета были. По другому бы запели.

      • Анонимно
        2.12.2015 16:59

        Турки действительно поступили в политическом и тактическом плане бездарно. Это политика, к сожалению на войне, которая является частью политики гибнут люди. Соболезнования погибшим всем воинам в Сирии за интересы России.

        • Анонимно
          2.12.2015 18:26

          Путин действительно очень выгодно использовал размещение С400 в Сирии, а так бы его обвинили в разжигании войны. Ну а так выглядит, как ответная мера, а расклад сил меняет координально. Эрдоган потерпел политическое фиаско, сбитый самолет загнал его в тупик.

      • Анонимно
        2.12.2015 18:30

        достаточно было ввести запрет на чартеры и на некоторые заместимые продукты, а дальше "понесло"

    • Танюшка
      2.12.2015 17:31

      Я тоже надеюсь, что это закончится . Я и до санкций старалась не покупать турецкие товары, потому что российские товары качественнее. А лучше Италия-но это , когда деньги есть.Я против того, чтобы ссорили народы. Но это политика. Путин действует, как Обама. Санкции. Что же нужно было Анкару бомбить.Самолет Эрдоган сбивать не имел права. И, к сожалению, ворованная нефть(Сирийская) для него оказалась важнее, чем взаимоотношения с Россией( с Путиным).

      • Анонимно
        2.12.2015 17:45

        В Анкаре проживает 6 миллионов населения, в том числе очень много русских, татар, казахов, азербайджан, киргизов, туркменов, немцев, французов- а они при чем? Танечка вы очень молоды, умерте свой юношеский максимализм, надо жить дружно.

        • Анонимно
          3.12.2015 08:43

          Где у нее максимализм?. Очень взвешенный комментарий.

        • Анонимно
          3.12.2015 09:35

          Это вы снимете розовые очки, Леопольд.

        • Анонимно
          3.12.2015 12:47

          Зато очевидно что вы уже совсем старый.Но не это главное. Похоже Вас по жизни сломали. Вы ее просто доживаете. Как дерево. Таких называют терпилами. Люди которые готовые терпеть унижения и насилие над собой, что бы избежать еще большее насилие и унижение.А когда вы идете тех кто борется - вы их ненавидите - они Вам глаза колют подчеркивая Вашу никчемность. И о как такие как вы радуетесь когда у них неудачи.

  • apetrofffff
    2.12.2015 16:24

    Не стоит так бояться, к простым турецким гражданам претензий нет, не они отдавали приказы об атаке на российский самолет. За это преступление должны отвечать только турецкие власти.

    • Анонимно
      2.12.2015 16:49

      Эти простые турецкие парни выбрали Эрдогана. За это пусть и отвечают. А то наш самолет сбили, а никого ответственного нет. Так не бывает.

      • Анонимно
        2.12.2015 18:28

        не смешите меня насчет выборов в Турции, там все сфальсифицированы еще похлеще чем у нас

      • Анонимно
        2.12.2015 19:21

        Эрдогана простые турецкие парни не выбирали.Вы ерунду говорите. Эрдоган и пусть 50% граждан которые его поддержали это не вся Турция! И не надо всех с грязью мешать!

    • Анонимно
      2.12.2015 16:52

      Хотя именно простые турецкие граждане и выбрали себе президента

  • Анонимно
    2.12.2015 16:25

    Ничего против турок не имею, но они тут местных пантюркистских нациков поддерживают и свой "Бозкурт" распространяют. Поищите в группах Азатлыка и т.п. (наиль набиуллин).П.с. "бозкурт" неофашистская группа террористов, которые расстреляли нашего летчика в воздухе. Думайте кто чей.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:27

    Турки это братский народ для татар. Ни одного турка в Татарстане не тронут.

    • Анонимно
      2.12.2015 16:51

      Не вам решать тронут или не тронут какого то турка. На это есть у нас президент России Путин В. В.

      • Анонимно
        2.12.2015 17:30

        Высшая власть принадлежит народу и народам не стоит воевать , а президент это слуга народа и зарплату получает с налогов народа. Президенты приходят и уходят, а народы жить в дружбе должны тем более если братскими себя считают.

      • Анонимно
        2.12.2015 17:37

        Пургу не гони, в Татарстане тоже президент есть, который их приглашал на работу, и который в ответе за них. А Путин самый парагматичный политик и трезво понимает, что не все турки симпатизируют Эрдогану. Путин не станет ссорится с турецким народом, который за Эрдогана не в ответе.

    • Анонимно
      2.12.2015 16:55

      Они же не запрашивали в сбитом самолете татарин или нет? С такой же легкостью летчика-татарина убили бы.

    • Анонимно
      2.12.2015 17:11

      Вам все братские )))

    • Анонимно
      2.12.2015 21:26

      Насчет того, что турки братский для Вас народ -это понятно. Но вот скажите, а узбеки Вам - это не братский народ? Почему об этом; да хорошо помню как в 90-е татары бросая квартиры из Узбекистана в Татарстан бежали. Забыли уже.

      • Анонимно
        3.12.2015 00:51

        Да не забыли, просто на узбеках бабло делают, потом кидают, а с богатыми узбеками бабло намывают тут.

      • Анонимно
        3.12.2015 05:36

        Бежали из Узбекистана что ты такое говоришь?приезжай в Узбекистан посмотришь удивишься сколько здесь татар живёт и Сабантуй справляем,и день Татарстана и молодёжные татарские party проводятся.Сам набедокурил наверняка,а потом сбежал куда подальше.

        • Анонимно
          3.12.2015 12:59

          Наверно вы говорите неправду.Мы в свое время когда расширялись постоянно на собеседование приходило много народу Татар из Узбекистана. Меня тогда поразило как трудно им было получить гражданство России (это на мой взгляд было не справедливо кстати как и Русским - для коренных нации России - препятствий не должно быть).От Всех кого приняли - потом избавились (ни какого национализма у нас Татар в фирме больше половины хотя директор Русский а хозяин Еврей)Просто Татары из Узбекистана как оказалось по менталитету дальше от городских Татар чем городской Русский. Они просто не вписывались в наш коллектив.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:52

    В загсах наплыв турок.Наши девушки в растерянности.Столько турок наконец то решились сделать им предложение.Любовь проснулась....

  • Анонимно
    2.12.2015 16:53

    Уезжайте. Найдите спокойное место. Не травмируйте жену.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:56

    а почему турки "братский народ для татар"?

    • Анонимно
      2.12.2015 18:37

      общие тюркские галогруппы

      • Анонимно
        2.12.2015 21:41

        Во-первых, гаплогруппа, а не галогруппа, во-вторых, нет такой группы, которая присутствует только у тюрков. Вообще, происхождение турков и татар поволжских генетически расходятся. Турки сложились из двух основных народов, туркмен-огузов и малоазийских народов, таких как греки, армяне, албанцы, а затем и арабы, курды и южные славяне. Но татар и турок объединяет тюркский язык и религия.

  • Анонимно
    2.12.2015 16:59

    турки и татары братья на век!

    • Анонимно
      2.12.2015 17:12

      Братья на всех ))) Вы выжили из ума.Тут деньги делят, а вы родственные связи предъявляете.

    • Анонимно
      2.12.2015 17:40

      турки и татары братья на век!Этот век уже кончился.

  • Анонимно
    2.12.2015 17:04

    "братский"...- для тех, кто кормятся с их рук и отрабатывает..)))

  • Анонимно
    2.12.2015 17:16

    Не думаю, что нужно в этой ситуации на людях отыгрываться. В этой ситуации достаточно продуктовых и туристических санкций. Если Эрдоган принимает решения несопоставимые моральным принципам,, то это же не вся Турция!

    • Анонимно
      2.12.2015 21:33

      А санкции ЕС и США кого больше затронули? Вас(нас) или политическое руководство?

  • Анонимно
    2.12.2015 17:31

    со стороны занимательные события повсюду - насколько неустойчивые обещания и прогнозы...Турция под землю не провалится.

  • Анонимно
    2.12.2015 17:40

    Народы не виноваты!В Турции тоже живут россияне, о них подумайте, нечего уличный фашизм разводить!

  • Анонимно
    2.12.2015 17:41

    Президент и в Татарстане есть согласно Конституции РТ и подписанного соглашения о разграничении полномочий с РФ.

    • Анонимно
      2.12.2015 18:10

      скоро не будет.

      • Анонимно
        2.12.2015 18:44

        Это уж не тебе решать

        • Анонимно
          2.12.2015 19:06

          Решено уже, и не мной.

          • Анонимно
            2.12.2015 20:48

            Народ Татарстана выбрал Президента, а что там ты нарешал - фиолетово

            • Азат Д
              3.12.2015 07:13

              Народ Татарстана выбрал Минниханова и подавляющем большинством проголосовал за "Единую Россию" которая приняла закон о отмене президенства в регионах.У нас народ грамотный , за абы кого не голосуют.Да и мудрый Минтимер Шарипович, советник, у нас тоже единоросс, да и все там единорсссы.

  • Анонимно
    2.12.2015 17:45

    Я считаю что простые турки нам не враги. Пусть едут в Турцию, разберутся там с эрдоганом, помогут с оружием в руках в Сирии России, и мы их снова ждем в Татарстане.

    • Анонимно
      2.12.2015 18:30

      Эрдогана уже нет, он политический трупп. А вот кто придет к власти, вот это вопрос.Если и дальше конролировать ситуацию, то Путину надо подружиться с Фетхюллой Гюленом, который и назначает президентов Турции.

  • Анонимно
    2.12.2015 18:22

    Сейчас не о деньгах и о "братских" народах надо переживать, а о том, чтобы не случилось войны. Как-то не хочется воевать пусть и за византийский Константинополь.

    • Анонимно
      2.12.2015 18:39

      А придется,по многим предсказаниям придется ,и при нашей жизни.

  • Анонимно
    2.12.2015 18:24

    истерия скоро пройдет, телеканалы истерят и народ истерит..нет собственного ума, что делать.
    а если в китае погибнет наш военный, что будем делать?

    • Анонимно
      2.12.2015 18:33

      истерят, чтоб народ не переключился на реальные проблемы страны - повышения цен и Платон

      • Анонимно
        2.12.2015 19:39

        Надоели вы со своим Платоном.. У всех в кризис и работы меньше, и зарплаты меньше.. Чего вы себе пытаетесь оставить прежний уровень.. Только потому - что имеете возможность трассы перекрывать, в отличие от инженеров на заводах, или бабушек на пенсии? Тогда идите с четкими требованиями о том, чтобы ваш Платон привязали к понижению зарплат депутатов.. Вот только с этим, без другой политики и расшатывания.. Тогда все за вас будут.. А так - бузить, не понимая даже, что этим пользуются и будут пользоваться отнюдь не патриоты России. И назовут потом это провокациями и будут правы...

    • Анонимно
      2.12.2015 21:26

      наблюдать, как очередной раз, разводят наивных... что нам еще остается делать.

  • Анонимно
    2.12.2015 18:58

    Интересно , русские женятся на турчанках? Сколько таких браков?

    • Анонимно
      2.12.2015 19:06

      Прадед себе жену-турчанку привез с 1 мировой, как трофей. Не знаю где он воевал, говорил голодная была, накормил, она за ним пошла, так и привез с собой в Пестрецы.

  • Анонимно
    2.12.2015 19:18

    Турки вы вспомните как в 1918-1922 годах голодная разутая послереволюционная Россия вам помогала. Как спасла Турцию от западных хищников которые разрывали Турцию на куски. Греки в 10 км от Стамбула стояли! Наш татарин Максуди вам конституцию написал.Государство которое вы сейчас имеете Россия вам помогала строить, последнее вам отдавая!Как русские, татарские парни положили голову в турецкой земле за Ататюрка! Как посылали вам хлеб, золото, когда сами голодали. Обама вам помог тогда? Или Европа? Арабы помогли?Россия вам помогла, а вы забыли это!

    • Анонимно
      2.12.2015 19:46

      Но 25 декабря в Турцию прибыл некто «купец Михайлов» - и с этого момента ситуация в Малой Азии кардинально изменилась. Дело в том, что в августе 1921 года правительство УССР по соглашению с правительством РСФСР назначило чрезвычайным послом в Турции М.Ф.Фрунзе – каковой, под личиной означенного купца, и прибыл к месту своей службы.Михаил Васильевич Фрунзе, ознакомившись со сложившейся ситуацией, пришёл в ужас. «В деревнях почти нигде нет мужского населения — все или перебиты, или находятся на фронте. Работают старики, женщины или подростки, материальные средства истощены, нет рабочего скота, нет транспортных средств. Процент пустующей земли составляет не меньше 50». Посему, не затягивая дело в долгий ящик, он 2 января подписал соглашение “О дружбе” между Турцией и УССР, после чего тут же обратился в Москву с предложением срочно помочь туркам.В Москве это предложение встретило позитивный отклик, и с января по март 1922 года через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию было поставлено 39.000 винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63.000.000 патронов, 147.000 снарядов, 100.000 комплектов обмундирования, 62.000 пар обуви, 4.5 тысячи тонн продовольствия. Из Грузии и Армении было переброшено более трех тысяч тонн различного военного имущества бывшего Кавказского фронта. В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов. Но главное – министерству финансов Кемаля был предоставлен кредит в десять миллионов рублей золотом (7.700 килограмм в пересчете на золото 999 пробы); для вконец обнищавшей Турции это была, без преувеличения, манна небесная.

  • Анонимно
    2.12.2015 19:40

    Идиотизм и маразм чиновников, зачем закрывать научные и культурные проекты. Чем навредила турецкая библиотека? Началась обычная кампанейщина. Это же изначально тупиковый путь. Кто из чиновников ответит потом за свои решения?

    • Анонимно
      2.12.2015 19:51

      А может и не надо ждать никакого потом.. А просто изучать историю и понимать, что Турция никогда не была и никогда не будет нашим другом.. Я Россию имею ввиду.. И никогда не была и не будет братьями для татар, как бы здесь кто-то не пытался вещать об этой глупости, на почве похожих звуков языка и общности религии (какой общности? у них радикализм сейчас в тренде и османская мечта)... Они решали и будут решать совсем не те задачи какие сняться некоторым местным националистам.. Потому что турки свою историю хорошо знают и живут в историческом сознании.. А мы в своем и зная это - надо знать, что их пути и наши совершенно разные.. И так будет, пока будут нации, национальности.. Розовых мечтаний только не надо по поводу дружбы и братства с ними..

      • Анонимно
        3.12.2015 07:03

        для татар все тюрки братские народы...миллион было тюркских племен (близкородственных), и мы современные тюркские народы из них и состоим мы из одного субстрата сложившегося в алтае и средней азии...плюс язык, плюс единоверцы(не со всеми, но со многими)...

    • Анонимно
      3.12.2015 08:08

      Полностью поддерживаю. То, что сейчас происходит, просто позор!

  • Анонимно
    2.12.2015 19:47

    Современная Турция, в её нынешних границах – сугубо и исключительно результат своевременной помощи Советской России; если бы не массированные русские поставки техники и вооружения, постройка военных заводов и выдача кредита Кемалю – очень может быть, что столь полюбившиеся российским туристам Кемер, Бодрум и Анталья были бы сегодня греческими!Увы, никаких реальных дивидендов для России эта помощь, основанная на исключительно идеологических постулатах, не принесла – Турция после смерти Ататюрка постепенно подпала под власть Великобритании, а после окончания Второй мировой войны – целиком и полностью ушла под американское «крылышко». И никто из сегодняшних турецких политиков никогда не вспомнит, кому Турция обязана своим существованием в нынешних границах…

  • Анонимно
    2.12.2015 19:59

    Первой внешнеполитичческой акцией ВНСТ (Великое национальное собрание Турции) было обращение его председателя Кемаля Ататюрка к Советскому правительству с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Советское правительство дало на обращение Ататюрка положительный ответ, первым признало правительство борющейся Турции (2 июня 1920) и оказало турецкому народу существенную помощь деньгами (св. 10 млн. руб. золотом), значительным количеством вооружения и боеприпасов, средствами связи и др. Советская помощь имела также большое морально-политическое значение. Она показала турецкому народу, что он не одинок в своей борьбе и пользуется сочувствием самых прогрессивных. сил мира. 16 марта 1921 в Москве был подписан договор между РСФСР и Турцией О дружбе и братстве. Московский договор, а также Карсский договор 13 окт. 1921 между Турцией и советскими республиками Закавказья и договор 2 янв. 1922 между Турцией и УССР (подписанный в Анкаре во время пребывания там миссии М. В. Фрунзе), заложив прочную основу советско-турецкой дружбы, принесли большую пользу обеим сторонам и сыграли важную роль в достижении турецким народом победы над империалистическими интервентами.

  • Дорогие Татарстанцы,Земляки!!!Согласен с Путиным В.В. на удар надо отвечать ударом.Так как он говорил так делали в его молодости как и он уличные АТЕИСТЫ комсомольцы-пионеры мальчишки в Ленинграде.Однако!!!! я как Мусульманин и ТЮРОК считаю сбитие Российского самолёта не хорошим подлым делом со стороны Эрдогана.Эрдоган как тюрок и арабы входящие вДАИШ(ИГИЛ)считаю первые дискредитируют веру отцов Татарского народа Великий Ислам.Считаю деструктивным действия СМИ и ТВ России которые упорно называют БАНДИТОВиз ДАИШ(ИГИЛ)Исламским Государством.Не смотря на то что в Западных СМИ этихАмерикано-Турецких МАРОДЁРОВ называют ДАИШ.Это не честно!!!! Последователи Ислама в России так сказать Мусульмане всегда были первыми защитниками Россиии когда Пётр 1 брал крепость Азов от Российского войска вышел доброволец БОГАТЫРЬ мусульманин Башкир биться в единоборстве против Турецкого богатыря которого наш мусульманин Башкир и ОДОЛЕЛ,чем возвеличил Русские войска.При взятии Наполеоновской столицы Франции первой ворвалась в Париж МусульманскаяБашкиро-Татарская конница.Можно много перечислять подвигов Мусульман которые возвеличивали Великую Россию.Обидно будет только то что олигархическиекруги России агитируя население через СМИ(Соловьёвых,Сатановских,Жириновских и т.п. произраильских ПЕВЦОВ ) на нанесение ударов по ВРАГУ и в том числе введения продуктовых эмбарго фактически ухудшаютассортиментную и ценовую ситуацию на рынке.При этом СТРОИТЕЛЬСТВО Атомной станции за счёт бюджета России и работу крупных финансовых Российских проектов в Турции которые принесут коллосальную маржу ОЛИГАРХАМ оставят без изменений действующими.То есть за патриотизм будем расплачиваться ЦЕНАМИ мы Россияне.Это как в фильме "Волга Волга" где руководитель народного ансамбля (артист Ильинский)призвал всех тушить пожар на пароходе снимая пиджак а когда все бросились тушить пожар он цинично одел пиджак.Вот я против этого если страдать так всеми простым Россиянам и Олигархам России.Только вместе сплочёнными мы защитим интересы Великой России.Да здравствует Президент РФ Путин В.В.,великие народы России в том числефино-угры,тюрки,славяне и др.Уважаемые народы.Ура товарищи господа!!!

  • Анонимно
    2.12.2015 23:12

    И после этого эрдоган смеет гадить России? Совсем нехорошо это

  • Анонимно
    3.12.2015 06:35

    Турки исторически России нож в спину вонзают.

  • Анонимно
    3.12.2015 08:07

    Если такими темпами будут рубить связи, то через 2-3 года в стране будет "железный занавес". Складывается впечатление, что власти сознательно именно этого и добиваются. Сбитый самолет это только повод. Так рубить сплеча то, что создавалось десятилетиями - это беспредел!!! Студенты, преподаватели и простые люди с обеих сторон чем виноваты?? Политики должны уметь договариваться, а не посылать сыновей на войну. Начало конца...

  • Анонимно
    3.12.2015 08:20

    Нельзя мыслить категориями "только белое или черное"! Неужели не хватит ума разрулить эту ситуацию? Почему бы провести переговори или наверху легче послать свой народ на войну, чтобы доказать всем свою твердость и принципиальность. Есть экономические способы давления, зачем рубить культурные и научные связи? Куда мы придем с такими подходами? Такое ощущение, что это страшный сон, но к сожалению, он реальность.

  • Анонимно
    3.12.2015 08:57

    Любителям истории и справедливости. Вы знаете, что Екатерина 2 разрешила строить мечети не из великодушия, а из-за восстаний мусульман Поволжья и Урала. Но решение было подкреплено заявлением султана Великой Порты о том, что если Россия не изменит своего отношения к мусульманам России, то на территории Османской империи будут также разрушаться христианские храмы, как были разрушены все мечети в России.

  • Анонимно
    3.12.2015 09:09

    В Татарстане живут не только татары. Не забывайте про это!!!!Если вы пишите что татары и турки братский народ то вспомните кто вас вокруг окружает...

    • Анонимно
      3.12.2015 09:18

      Мы друг другу друзья? или враги? мы ведь тоже воевали и не раз!

      • Анонимно
        3.12.2015 09:36

        с турками столько воевали, столько воевали-они враги!исходя из логики: с нами воевали-соответственно и мы тоже!

  • Анонимно
    3.12.2015 12:16

    К сожалению внешняя политика у нас подчинена крупному бизнесу. С Турцией все время были враждебные отношения, за исключением короткого "романтического периода" в 20-30-е гг. прошлого столетия, когда Ататюрк к власти пришел, и мы были зажаты революционной ситуацией. И если посмотреть даже в 90-е гг., после развала Советского Союза, ведь Турция полезла везде на постсоветское пространство. Мы на это не реагировали, потому что важнее было торговать с Турцией, получать что-то в свой карман. И в последние годы наши руководители почти породнились с Эрдоганом, хотя это он организовывал все эти "Свободные Армии Ан-Нусра". Сдали интересы государственной безопасности в угоду личного бизнеса.

  • Азат Д
    3.12.2015 17:15

    "УФМС ОТКРЕЩИВАЕТСЯ ОТ «ОХОТЫ» НА ТУРЕЦКИХ НЕЛЕГАЛОВ" - почему? Зачем они тогда нужны?Кто должен выявлять нелегалов, нарушителей закона?

    • Анонимно
      3.12.2015 18:07

      Азат, открою тебе большой секрет: турецких нелегалов не бывает, они все с документами, печатями, видом на жительство и гражданством РФ. Поэтому априори у УФМС претензий к гражданам Турции нет.Да и Азатик, мальчик, не пиши про наших братьев в первую очередь по вере плохо.

      • Азат Д
        3.12.2015 20:21

        Я пионер -атеист интернационалист, делю людей на нормальных и .... (не путать с геями, которые скромно, тихо себя ведут).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль