Культура 
7.03.2016

Гузель Яхина: открывшая «окошко в мир татарской деревни»

Рейтинг «БИЗНЕС Online» самых успешных женщин из мира культуры РТ в 2015 году

Сфера культуры — тот род занятий, в котором прекрасный пол достигает наивысших результатов. Вот и Татарстану есть чем гордиться в этой области. Наши дамы покоряют лучшие оперные сцены мира, завоевывают главные литературные награды и приковывают внимание избалованной столичной театральной общественности к тому, что происходит в республике. «БИЗНЕС Online» представляет свой вариант Топ-25 женщин мира культуры Татарстана в ушедшем году.

Мэр Казани Ильсур Метшин вручил награду Гузель Яхиной, которая стала «Женщиной года»
Мэр Казани Ильсур Метшин вручил награду Гузель Яхиной, которая стала «Женщиной года» в Казани

«ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОЧЕНЬ ЕСТЕСТВЕННО ПИСАТЬ О ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ»

«БИЗНЕС Online», немало уделяющий внимания на своих страницах теме культуры, накануне праздника впервые решил представить читателям свой женский рейтинг прекрасных дам, отличившихся на культурной ниве в 2015 году. В результате в топ вошли артистки, чиновницы, менеджеры, творцы. А мы решили обозначить собственное предпочтение: женщина года в мире культуры Татарстана по версии нашей газеты — писательница Гузель Яхина. Любопытно, что успех романа «Зулейха открывает глаза» был назван одним из главных культурных достижений Татарстана в докладе министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина на недавней итоговой коллегии ведомства. Выглядело это загадочно: Яхина, хотя и уроженка Казани, но живет в Москве, а ее дебютный роман издан частным столичным издательством АСТ.

Книга о судьбе молодой татарки из раскулаченной в 1930 году семьи сделала писательницу одним из самых успешных литераторов ушедшего года и принесла ей массу профессиональных наград, среди которых выделяется премия «Большая книга». «Зулейха открывает глаза» вызвала массу споров в том числе и в Татарстане. Кого-то смущает антисталинистский пафос книги, кого-то — описание татарского быта, а кто-то и вовсе считает, что на Яхину работали «литературные негры».

Вот что сама Яхина рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online» на вопрос, ставила ли она задачу приобщить широкого читателя к татарской культуре: «Я не ставила перед собой именно такую конкретную задачу. Другое дело, когда пишешь, у тебя хорошо выходит то, что ты чувствуешь и знаешь. Для меня было очень естественно писать о татарской деревне. Наверное, для кого-то из читателей это было инсайдом, особенно первые главы, они насыщены экзотичными для многих русских читателей словами, фактурой. Наверное, я действительно приоткрыла для кого-то окошко в мир татарской деревни. Другое дело, что писать только об этом мне не очень интересно».

В любом случае каждый сам может прочесть книгу Яхиной и сделать собственные выводы. А пока можно констатировать, что в татарской литературе уже давно нет ярких открытий, разве что книги Зифы Кадыровой, которые расходятся как горячие пирожки.

ОТ ВИОЛЕТТЫ ДО ЧИО-ЧИО-САН

Вряд ли кого-то удивит тот факт, что в нашем рейтинге количественно доминируют представительницы оперного мира — традиции Казани в области классической музыки известны.

О достижениях солистки Венской оперы Аиды Гарифуллиной мы писали в ушедшем году не раз. Остается только надеяться, что выступления певицы на родине будут проходить чаще, чем один раз в календарном году (в 2015-м это был концертный номер «Бездна» на церемонии открытия чемпионата мира по водным видам спорта).

Впрочем, то же самое касается и другой уроженки Казани — солистки Большого театра Венеры Гимадиевой. Хотя сама Гимадиева, которая в прошлом году в коронной партии Виолетты в «Травиате» Джузеппе Верди дебютировала на сцене Ковент-Гарден и Королевского театра Мадрида, и говорит, что с удовольствием откликнется на приглашение от театра им. Джалиля, как только таковое поступит.

Не стоит забывать и об Альбине Шагимуратовой. Молодая мама и звезда мирового уровня, награжденная недавно на республиканском конкурсе «Женщина года», давно не появлялась в репертуарных спектаклях казанской оперы, но в 2015-м выступила в ГБКЗ им. Сайдашева и с оркестром Владимира Спивакова, и с органистом Рубином Абдуллиным. А совсем недавно Шагимуратова предсказуемо стала главным украшением Шаляпинского фестиваля.

Стоит упомянуть и главного хормейстера ТАГТОиБ им. Джалиля Любовь Дразнину. С 2006 года, когда она заступила на эту должность, хор театра превратился едва ли не в главную его гордость и достопримечательность. Качество хоровых сцен в «Трубадуре» Верди, премьеры 2015 года, только подтвердило подобную характеристику. Отметим и молодую солистку казанской оперы Венеру Протасову, которая в прошлом году стала лауреатом конкурса вокалистов им. Глинки, а также успешно дебютировала на Шаляпинском фестивале в партии Джильды в «Риголетто» все того же великого Верди. Таким образом, прогресс Протасовой пришелся как нельзя кстати для театра, которому стало все сложнее приглашать заезжих солистов, учитывая непростую экономическую обстановку. То же самое относится и к другой молодой сопрано Гульноре Гатиной, которая и победила в международном конкурсе и поет теперь на казанской сцене Розину, Адину и Чио-Чио-сан, а также приняла участие в премьерных показах татарской оперы «Кара пулат».

В условную категорию «классическое искусство» входит в нашем топе и знаменитая актриса Чулпан Хаматова, которая стала участником одного из самых ярких концертов в Казани в ушедшем году. Это было выступление вместе ГСО РТ и оперными солистами ведущих московских театров. Всех объединил «Евгений Онегин», к которому приложили свои таланты два гения — Пушкин и Чайковский. Само действо было названо скромно «музыкально-литературной композицией «Евгений Онегин», оркестр и солисты исполняли музыкальные номера из великой оперы Чайковского, а между ними Хаматова читала отрывки из великого романа в стихах Пушкина.

Ирада Аюпова
Ирада Аюпова теперь член правительства Татарстана, начальник главного архивного управления при кабмине РТ


«ДА ЭТО ЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ТАУЭРЕ!»

А вот список чиновниц от культуры, особо отличившихся в прошлом году, получился у нас довольно скромным.

Ирада Аюпова покинула пост первого заместителя министра культуры РТ, однако окончательно с этим направлением деятельности не порвала. Теперь Аюпова — член правительства Татарстана, начальник главного архивного управления при кабмине РТ. Судя по всему, «культурное» направление в деятельности ведомства будет не на последних местах, благо в архивах хранится огромное количество того, что мы называем культурным достоянием. Пока же бывшие сослуживцы устроили Аюповой настоящую овацию на годовой коллегии минкульта РТ.

Неполным был бы наш список и без помощника президента РТ Олеси Балтусовой, которая не только продолжает свою работу по сохранению исторического наследия республики, но и помогла спасти музей чак-чака в столице Татарстана, а также возглавила попечительский совет многострадального казанского ТЮЗа.

Зиля Валеева
Зиля Валеева 2015-й может записать себе в актив

2015-й может записать себе в актив и директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. На той самой годовой коллегии министерства культуры республики глава правительства РТ Ильдар Халиков попросил Валееву сказать, сколько человек посетило в прошлом году Кремль. В ответ прозвучала впечатляющее «2 миллиона 170 тысяч человек». «Да это же больше, чем в Тауэре!» — воскликнул Халиков.

КТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТЕАТРАЛЬНУЮ «ДВИЖУХУ» В РЕСПУБЛИКЕ?

Театральная «движуха» в столице Татарстана в последнее время во многом обеспечивается благодаря работе фонда «Живой город». Его директор Инна Яркова стала, к примеру, инициатором масштабных гастролей театра «post» Дмитрия Волкострелова — «главного медиатора между современным искусством и театром в России». Кстати, Волкострелов скоро будет ставить спектакль на скромной площадке «Живого города» под названием «Угол». И целый десант из авторитетных столичных критиков в Казани практически неминуем. Тем временем одна из соучредителей фонда Диана Сафарова в ушедшем году не только дебютировала на театральных подмостках, пусть и своеобразных, но и стала генеральным менеджером XXXIII мирового финала чемпионата спортивного кино и телевидения, прошедшего в Казани.

Среди дам, преуспевших в руководстве театральными учреждениями, отметим директора театра «Экият» Розу Яппарову, где по-прежнему сплошные аншлаги, и директора Альметьевского татарского драматического театра Фариду Исмагилову, чья кропотливая работа привела к несомненному успеху — спектакль режиссера Искандера Сакаева «Ромео и Джульетта» попал в лонг-лист премии «Золотая маска». С «Маской» связано и достижение главного художника театра «Мастеровые» Елены Сорочайкиной, и пусть она номинирована в этом году за работу над спектаклем «Маленькие трагедии» в ижевском театре, это никак не умаляет ее профессиональных достижений.

Инна Яркова
Инна Яркова стала инициатором масштабных гастролей

СПЛАВ ОПЫТА И МОЛОДОСТИ

Возвращаясь к миру музыки, позволим себе объединить под одним заголовком разных артисток: Диляра Вагапова и ее группа «Мураками» отметили пятилетие своего непременного участия на главном open air страны «Нашествие»; самая знаменитая татарка Австралии Зуля Камалова все чаще стала выступать на родине с яркими музыкальными проектами; Саида Мухаметзянова — юная финалистка шоу «Голос. Дети» Первого канала; Ольга Скепнер — джазовая дива, которая к своему фестивалю «Джаз в усадьбе Сандецкого» добавила еще и участие в проекте Hotel de Ville в Казанской ратуше.

Ольга Скепнер
Ольга Скепнер к своему фестивалю «Джаз в усадьбе Сандецкого» добавила еще и участие в проекте Hotel de Ville

Свои круглые даты в ушедшем году отметили две татарские музыкальные легенды — Венера Ганиева и Хания Фархи. Причем профессор Ганиева — это еще и опытный педагог, в ее учениках ходят многочисленные эстрадные певцы, а также уже упомянутые выше молодые оперные звездочки Гатина и Протасова.

Наконец, Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина, чье сражение в финале первого сезона шоу «Голос» стало настоящим поводом для национальной гордости. Гарипова, которая стала артисткой театра Александра Градского в Москве, отметилась помимо творческих достижений еще и таинственным бракосочетанием в Казани, которое певице удалось тщательно скрыть от глаз журналистов, несмотря на все старания последних. Что же касается Калимуллиной, то ее карьера очевидно пошла вверх. После некоторой паузы после «Голоса» она стала все чаще выступать на больших официальных мероприятиях в Москве, а в конце марта в Казани состоится первый сольный концерт артистки.

Топ-25 женщин из мира культуры Татарстана в 2015 году

  1. Ирада Аюпова — начальник главного архивного управления при кабмине РТ
  2. Олеся Балтусова — помощник президента РТ
  3. Диляра Вагапова — певица, лидер группы «Мураками»
  4. Зиля Валеева — директор музея-заповедника «Казанский Кремль»
  5. Венера Ганиева — певица, педагог
  6. Аида Гарифуллина — солистка Венской оперы
  7. Дина Гарипова — певица
  8. Гульнора Гатина — солистка театра им. Джалиля
  9. Венера Гимадиева — солистка Большого театра
  10. Любовь Дразнина — главный хормейстер театра им. Джалиля
  11. Фарида Исмагилова — директор Альметьевского татарского драмтеатра
  12. Зифа Кадырова — писательница
  13. Эльмира Калимуллина — певица
  14. Зуля Камалова — певица
  15. Саида Мухаметзянова — певица
  16. Венера Протасова — солистка театра им. Джалиля
  17. Диана Сафарова — соучредитель фонда «Живой город»
  18. Ольга Скепнер — певица, организатор джазовых фестивалей
  19. Елена Сорочайкина — главный художник театра «Мастеровые»
  20. Хания Фархи — певица
  21. Чулпан Хаматова — актриса театра и кино
  22. Альбина Шагимуратова — оперная певица
  23. Инна Яркова — директор фонда «Живой город»
  24. Роза Яппарова — директор театра «Экият»
  25. Гузель Яхина — писательница
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.03.2016 09:18

    Сколько завистников у этой замечательной женщины - писателя.На нее в одной газете разом набросились и престарелый и никем не читаемый член совписа и "отставной козы барабанщик" из пенсионных профов. У последнего особую озлобленность вызвала опубликованная в той же газете очень толковая статья о Яхиной известной писательницы из Москвы.А сколько визга будет если ее выдвинут на Тукаевскую премию? Впрочем она в этом не нуждается, ее признание состоялось на более высоком уровне.А может быть это первый номинант на Нобеля по литературе из татар? Из батальона членов и членш союзписа РТ равной ей пока не вижу. Такой разговор я слышал от весьма авторитетных московских татар.

    • Анонимно
      7.03.2016 09:51

      Насчет мнения "авторитетных московских татар" не знаю, но соглашусь, что Союз писателей РТ давно изжил себя. Такие организации могли быть востребованы лишь в СССР, когда не было интернета и писатели были "властителями дум", формировали общественное мнение в угоду КПСС. Сейчас иная эпоха, в борьбе за читателя выживает не соцреализм, а просто интересные книги. Для их написания не нужен особняк Оконешникова в центре Казани, достаточно пера и бумаги. Гузель Яхина живет в Москве и не входит в татарстанский союз, но книга у нее получилась. Также, как "Овсянки" и "Луговые мари" Дениса Осокина или прогремевший цикл "Бандитская Казань", занявший первое место в ТОП-10 самых читаемых книг. Все эти успешные авторы не входят в СП РТ, своим творчеством доказали его абсурдность, а еще ранее подобные МАССОЛИТы высмеивал великий Булгаков. Лучше вернуть здание под детскую больницу, которая когда-то в нем и была. Таланты прорвутся, а бездельников станет меньше. Всех с праздниками!

      • Анонимно
        7.03.2016 11:00

        Яхина - член Союза писателей РТ.

        • Анонимно
          7.03.2016 12:50

          Не подскажете, давно ли Яхина стала членом Союза писателей РТ? На официальном сайте ее нет, на собраниях не участвовала. Может вы ее задним числом, после успеха, вписали? Зато с удивлением узнал, что членом Союза писателей является Рафаэль Хакимов. Он написал книгу или получил титул по наследству? Тогда уж и Сиразина можно включить в этот прекрасный Союз, хотя бы по количеству написанных комментариев и букв ;-)))

          • Анонимно
            7.03.2016 15:54

            Писать на то, что было 80 лет тому назад.

          • Анонимно
            7.03.2016 15:59

            Есть еще некий нюанс. Бабушка Яхиной - первая учительница первого лица.

      • Анонимно
        7.03.2016 16:35

        Что поделаешь: бывают графоманы писатели, бывают грамфоманы читатели как автор данного коментария

    • Анонимно
      7.03.2016 13:40

      Полностью согласен, книгу прочитал за 2 дня читал с упоением в свободное от работы время. Злопыхателям прежде чем критиковать думаю следует обратиться к своему творчеству и поискать хоть что-то дотягивающее до "Зулейхи..."

    • Анонимно
      7.03.2016 17:43

      обвинять всех в зависти - ну, это не серьезно. Книга на 3+. пусть будет, мне лично по боку ее книга, прочитал - забыл.И я не совсем понимаю - чем книга может угрожать нации? У каждого свой путь. Хотите послужить народу - так напишите замечательную книгу, сочините песню, возродите экономику села ... - это лучше, чем кидать друг в друга камушки. Но, поднимать эту книжонку как стяг - это уже манкуртство.

    • Анонимно
      8.03.2016 13:40

      "Известная писательница из Москвы"-кто это? Вся эта шумиха-заказная. Стоит наряду с фильмом "Орда", учебниками, запретом преподавания на родном языке. Я не защищаю союз писателей РТ-нужно быть зубастее, не бывает чтобы "и нашим и вашим". К сожалению они не видят или не хотят видеть положение татарского языка, культуры, ценностей национальных, сидят в тепле, деньги капают... Может они как раз глаза раскроют на положение вещей, видя с каким размахом,шумом и треском идет очернение татар. Когда тебя хвалят враги (резко конечно, но это так)- надо бы подумать...

  • Анонимно
    7.03.2016 10:01

    Внимательно прочитал список БО. При всей условности всевозможных "топов" от 10 до 1000, список на мой взгляд реальный.Что касается Аюповой, то все ждали, что она вскоре станет министром культуры, но очевидно "не сложилось" но первой кандидатурой на эту должность, да еще в ранге вице -премьера как мне сказали она остается.Конечно в ГАУ она приживется, но масштаб ее выше.Жалко, что в списке нет ,Фишман, которая явно опережает Балтусову по эффективности работы.Рад, что Яхина получила признание на городском уровне, хотя согласен с комментом , что у нее гораздо более блестящее будущее.

    • Анонимно
      7.03.2016 11:26

      Должен же быть на БО хотя бы один текст, в котором нет фамилии Фишман. К тому же она к культуре не имеет отношения, а Балтусова все-таки начальник попсовета ТЮЗа.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:04

    Похоже, пишущие здесь не очень-то знают о дебатах в татарстанской прессе. Даже Батулла напал на книгу Яхиной, обвинив... легче сказать, в чем не обвинил автора... Критиков нашлось немало. Впрочем, даже спорить с ними не хочется, когда ругают то, что понравилось. Мне - очень!
    Гузель - вы молодец! Именно такие упырихи многие татарские свекрови и по сей день.
    СП Татарстана (согласна) давно пора пересмотреть. Там процветают подхалимаж, а кто не прогнулся (будь хоть трижды талантливей)не пройдет! Но пасаран! - девиз МАССОЛИТа в действии.

    • Анонимно
      7.03.2016 14:37

      Ваша свекровь-такая же упыриха? А у меня прекрасный человек, как и у окружающих меня семей...Жаль, Яхина использует свой талант для очернения татар,хотя мало что смыслит в в жизни деревни, сама там не росла, не видела настоящей жизин. Использование нескольких татарских слов в описании быта-еще не настоящая жизнь. Для меня история Зулейхи- история падения, история манкуртов, история предательства. Такие же манкурты, зная свою ущербность, бросились защищать писателя, чувствуя, что появилась опора, оправдание своего манкуртства... Жаль... А меня стоят перед глазами мои бабушки по отцовской и материнской линии. Это были чистые душой женщины, ждавшие, встречавшие мужей с двух войн, воспитавших сыновей и дочерей, давших им образование, сохранивших веру отцов и матерей, ставших достойными членами общества.

      • Анонимно
        7.03.2016 18:15

        Спасибо Вам,книга действительно опора для манкуртов.Пусть радуются.Обрусевшая Гузель растоптав свой(уже чужой) народ поднялась как пена от супа с тухлятиной.
        Теперь уже кидаются как волчье стадо на уважаемых,заслуженных перед татарами писателей.Манкуртизм наступает...на нашу культуру,спасавшая нас до этого от окончательного развала.

      • Анонимно
        7.03.2016 18:25

        Те которые давно распрощались своим народом( татар)и культурно и духовно напоследок обливают грязью.НА этом хотят самоутвердится,и хотят быть обласканными Великим народом,который всегда будет смотрет на вас как на предателей и будет ждать от вас повторного предательства.Мне жалко вас.Вы не там не тут а так...на всю жизнь.

      • Анонимно
        7.03.2016 20:02

        С обвинениями в предательстве очень легко распоряжался "отец народов" тов. Сталин. Похоже вы пошли по его стопам.
        Я тоже не хочу чтобы мы превращались в людей не помнящих родства.А книгу Яхиной одобряю.Она будет издаваться на нескольких европейских языках, и читатели узнают, что есть такой народ татары, представители которого тоже попали под сталинские репрессии.
        Вот вы обвиняете других в манкуртстве, в предательстве. А вы видимо героические защитники интересов татарского народа. А кто еще кроме вас самих об этом знает?
        (татарин из области)

    • Анонимно
      7.03.2016 17:45

      вы обвиняете: "Именно такие упырихи многие татарские свекрови и по сей день." - вы у психиатра наблюдаетесь? сходите - может поможет.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:22

    Как считают число посетителей Кремля? Там никакой системы подсчета нет. На глаз число называют?

  • Анонимно
    7.03.2016 13:25

    Нужен или не нужен Союз - пусть решают писатели. Советников у нас хватает научат и как штаны через голову надевать.

    • Анонимно
      7.03.2016 14:31

      Тогда пусть пишут бестселлеры и на гонорары оплачивают аренду особняка в центре Казани. Зайдите на их сайт, там такие "писЯтели" есть, без слез не взглянешь

      • Анонимно
        7.03.2016 18:29

        "такие "писЯтели" есть"
        Ну, у человечества есть такие индивидуумы, как ты и что, человечество уничтожить?!.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:39

    В этом рейтинге явно не хватает женщин -художников, архитекторов, ученых, искусствоведов, фотографов и журналисток.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:42

    Зачем прогибаться и входить в такой Союз. Он же не нужен настоящему писателю?

    • Анонимно
      7.03.2016 14:24

      Правильно! А то председатель союза Рафис Корбан побежал на встречу с президентом вмсето с Яхиной! Вот скажите, а причем тут он? Хотел вписать удачу в свой отчет?

  • Анонимно
    7.03.2016 14:11

    Не понравилось. В зависти прошу не обвинять. К писателям отношения не имею.Просто не понравилось.

  • Анонимно
    7.03.2016 14:22

    Что в этом романе хорошего?

    • Анонимно
      7.03.2016 14:42

      Ни-че-го. Давно забыли уже про этот опус и те кто читал и те, кто выписывал литературные премии. Круги над водой только идут. Надо же Минкульту чем-то отчитываться о своей жизнедеятельности, чтобы наверху не хлопнули по столу кулаком и не разогнали за полную бесполезность.

    • Анонимно
      7.03.2016 17:50

      "Что в этом романе хорошего?"

      - Переплет!

      • Анонимно
        9.03.2016 23:17

        Что хорошего? ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ! CИЛА ДУХА хрупкого существа, оказавшегося вопреки всем несчастьям мужественным и не сломленным Её пример --нам всем наука! Вот, что видят в книге образованные читатели, а исходящие злобой -переплёт с фигой Но, перефразируя одну великую даму скажу - героиня вправе выбирать кому нравиться, а к кому задом повернуться.

        • Анонимно
          7.08.2016 09:45

          а почему все проходит под эгидой нашего Президента? он-то здесь при чем? Кроме Яхиной некого принимать?

  • идущий
    7.03.2016 15:07

    Так и хочется сказать - кто все эти люди? За какие такие достижения они провозглашены главными женщинами года? Должностью или административным пиаром? Что касается Яхиной, то такие работы не прославляют татарское село - колыбель и источник жизни нашей нации, а только создают очередные негативные стереотипы и смешивают с грязью все то светлое, что помогало выжить нашему народу. Это роман-предательство, книга возвышающее самые низменные поступки... Именно про такую "интеллигенцию" Ленин и писал, что они не мозг нации, а г... нации".

    • Анонимно
      7.03.2016 17:46

      Точнее не скажешь! Чужой менталитет перемешала с татарским и считает, что "раскрыла" татарский характер.
      Спросите у нее, читала ли она хотя бы десяток книг-классиков тех лет татарской литературы?

      • Анонимно
        7.03.2016 18:26

        А вы читали? Перечитайте произведения Г.Ибрагимова, общие черты найдёте

      • Анонимно
        9.03.2016 12:28

        Полностью с вами согласна, такую нереальную картину даже в бурной фантазии бы себе не представила. А уж как перемешала в одну кучу ислам и язычество. Чтобы абыстай скормила железному трактору сахар (типа жертвоприношение), чтобы он лучше пахал. Это бред человека, который эту татарскую деревню даже в глаза не видел.

    • Анонимно
      9.03.2016 23:19

      О,коммуняки ринулись в бой!

  • Анонимно
    7.03.2016 15:46

    Пастернака не читал, но осуждаю.

  • Анонимно
    7.03.2016 17:49

    Все поют. Ну, часть танцует. А кто работает??

  • Анонимно
    7.03.2016 19:07

    Спасибо, Ильсур Раисович, этот писатель достоин награды!

  • Анонимно
    7.03.2016 19:59

    Мне вот интересно, как бы отнеслись русские читатели, будь эта история не про Зулейху а скажем Марию? Если бы она продала свою веру, свой народ за удобство спрятаться за чужую фамилию, чужую судьбу, если бы так очернялась жизнь русского народа..."Зулейха..."-настольная книга манкуртов, оправдание предательства языка, культуры, веры, мол мы тоже такие, зато наши дети получили хорошее(русское) образование, большие люди в обществе, знание татарского необязательно... А вы подумали, что таким образом и исчезают народы, нации, языки, культуры? Конечно, так жить легче наверное, оправдывать себя в потере языка и культуры дедов и отцов. Но мне вас жаль...

  • Fandas Safiullin
    7.03.2016 21:09

    Нет тут никакой зависти, нет и предмета для зависти.
    Обоснованная острая критика романа тоже ведь не по литературной части.
    В ней боль, возмущение, тревожное беспокойство6 и даже обида.
    Тут дело другое.
    Отвлечемся от доводов «ЗА» и»ПРОТВ» по самой книге.
    Есть одно очень примечательное и странное рекламно-пропагандистское совпадение.
    Безудержное восхваление книги Яхиной, чуть ли не как мировое событие в литературе, почти один к одному повторяет недавнюю историю
    с отвратительным по провокационной лживости фильмом «Орда».
    Там тоже о нас — о татарах. Тоже «креативно» и «талантливо». Тоже куча наград.
    Не так шумно, но был принят тоже «талантливы» школьный учебник по истории, где татары изображены как людоеды, пожирающие зажаренные на костре расчлененные тела детей. Даже суд взял под защиту этот учебник.
    Вот такие «случайные» совпадения и параллели и порождают у общественности обостренное болезненное восприятие всякую ложь и любое подчеркнутое искажение нашей истории, культуры и традиций

    А зло, оно тоже может быть талантливым, даже гениальным.

    • Анонимно
      8.03.2016 17:05

      Господин - эфэнде Сафиуллин. Как всегда лукавите, не употребляю более точное слов определяющее ваши жизненные принципы.1. Неправомерно сравнивать роман Яхиной с "Ордой" о которой весьма зло но правильно написали как о пасквиле в газете З.П. задолго до вас.Вашу такую же развернутую оценку этого пасквиля не читал, если была то извините.2.Не слышал об учебнике где татары изображены людоедами пожирающими тела детей.Может это бред какой то журналистский?3. Вы сами то роман Яхиной читали?Я прочитав не увидел там ничего порочащего татар, а сцены "лихих" 30 -х даны великолепно и поучительно.Реальность ломала людей и деформировала их нравственные устои. Увы наши татарские соцреалисты ничего похожего не дали, впрочем и не разрешили бы. Хотя по своему творческому потенциалу: Г.Баширов,которого я в юности знал, К.Наджми, да тот же певец классовой борьбы в деревне Т.Гиззат, вполне способны были это сделать.Но попробуй.Вы очень обидчивы, поэтому скажу весьма корректно - не смотрите на роман через "очки" м.л.философии или научного коммунизма который когда то преподавали но отреклись от него. Но там были и правильные парадигмы, в частности интернационализм и неприятие узколобого национализма, которому потом и вы сами отвешивали низкие поклоны.Думаю, что книга Яхиной - прорыв в новое качество и не нам, уездным экспертам, остановить ее восхождение в мировом литературном сообществе.

      • Fandas Safiullin
        8.03.2016 22:03

        Если не поняли с первого раза, то прочтите ещё раз: я не сравниваю роман и «Орду», а отмечаю предвзятую схожесть, громкость их безудержного восхваления с одной и той же стороны.
        А учебник «История Отечества» для 6-го класса реальный, утвержденный Минобрнаукой для общеобразовательных школ. Авторы: А. А. Преображенский и Б. А. Рыбаков. Рассмотрение иска жителей Наб. Челнов к Минобрнауке состоялся в Тверском суде Москвы.
        А Ваше утверждение, что я отрекся от «м. л. философии и научного коммунизма — это Ваша ложь. (Наверное, потому и обращаетесь ко мне как анонимщик).
        Страна и государство отреклись от них, а не я.
        Кстати, философия как наука не была приватизирована ни Марксом, ни Лениным. От осуждения к забвению этих имен философия не исчезла. Готов продолжить преподавание.
        Преподавать научный коммунизм не пришлось. Сегодня это было бы легче. В те годы НАУЧНЫЙ коммунизм и тот, который у нас реально «строили», имели между собой очень мало общего. Научного то ничего не было.
        Обоснование необходимости и возможности создания справедливого, человечного, трудового общества всеобщего процветания без разделения людей на господ и их рабов, с равными правами для всех и с равными, доступными каждому человеку условиями для развития личности, с ОБЩЕСТВЕННОЙ собственностью на СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА — остается высшим достижением гуманитарной мысли. Она была дискредитирована почти так как в Северной Корее, также и последующие идеи: «демократия», «рыночный механизм» и др.
        Она ещё будет востребована человечеством. Скорее всего, с другим, не опошленным нашим опытом, названием. И не у нас.



        • Fandas Safiullin
          8.03.2016 22:19

          P. S.Пожалуйста, прошу Вас назвать хотя бы один факт или пример моего «отвешивания низких поклонов» «узколобому национализму». Будьте добры!

          • Анонимно
            9.03.2016 01:10

            Господин Сафиуллин.1. Учебник постараюсь найти и если ваша цитата из него правильна,( до сих пор сомневаюсь в этом, простите уж великодушно) то это конечно клевета почище всякой "Орды".Авторам вполне можно вчинить иск за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни.2.Дальше как обычно "увиливаете" от ответа на прямые утверждения.М.Л. философию и научный коммунизм, от которого постоянно открещиваетесь, предали не государство, а люди, и в первую очередь лица преподававшие его.Не читал ни одного вашего выступления в защиту этой теории, на которой кормились и получили звание старшего офицера. Что касается "поклонов" узколобому национализму то продолжаете лгать.То, что "бегали" в одном ряду с байрамовыми и им подобными и выступали в их духе, это что? И если малограмотную апу, имею в виду ее познания в теории м.л., можно еще понять,то ваша позиция - дезертирство и предательство того, чему присягали.Чего уж сейчас задним числом отвешиваете "полупоклоны" м.л. Когда м.л. разные "елциноиды" превратили в гонимое учение - молчали в тряпочку и выкрикивали лозунги в корне ему противоречащие. Полная противоположность вам - благородное поведение офицера, и тоже кажется из "политических войск" Салия. Надеюсь помните его имя.Есть термин "перевертыш", а до этого более жестко говорили "двурушник" они полностью описывает ваше поведение в эти смутные годы.Хотя бы на старости лет попробуйте не лгать и не подавать дурной пример своим потомкам.

            • Анонимно
              9.03.2016 08:56

              иптэш, прежде чем учить других - взглядом оцените свой удел, и не делайте из коммунизма маразм. вы не идеи обсуждаете - вы постоянно переходите на личности, и учите других жить. мой прадед, с любовью называл таких: вшивые коммуняки.

              • Анонимно
                9.03.2016 09:27

                Мог бы назвать вас "вшивый либеряка" но от этого ваше нутро не изменится. Что касается личностей,то ведь идеи и выдвигают и предают личности. Очевидно вы из такой же породы "двурушников" если считаете коммунизм маразмом или стелетесь перед дезертирами считающими его таковым.Впрочем, судя по всему, за этой репликой про деда стоит сам "герой" критических замечаний.

            • Анонимно
              9.03.2016 08:57

              Марксистско-ленинская философия, социология, научный атеизм, история КПСС и пр. - однозначно не наука, от них стыдливо избавилось само государство после отмены 6-й статьи. Степени и ученые звания в этой области за редким исключением получали не исследователи, а партийные надзиратели. Если эти доктора и кандидаты ныне не признаваемых ВАК наук называют себя "социологами" и "политологами", то каким словом поласковей, чем "перевертыши" их назвать? Беру в кавычки, потому что это легко узнаваемое специфическое словечко из их "науки". Автор большинства комментариев однозначно из них. К сожалению, сегодня в общественных науках большинство профессоров - именно из этой среды и плодят они себе подобных - схоластов и конформистов.

  • Анонимно
    7.03.2016 22:37

    В этом списке есть и Зифа Кадырова? Почему никакого слова о ней нет? Ее произведения - вот это позорить татарскую женщину!Уж о литературной составляющей говорить не приходится, вообще, предложение правильное построить не умеет...
    Просто Яхина задела бывших красных! советских идеологов-писателей...Это не укладывается в красную татарскую классику! "Татар хатыны ниләр күрми?" забыли?!Ой, какая там была свекровь? Кто автор? Правильно, самый настоящий классик татарской дитературы - Галимҗан Ибрагимов! И про канибализм писал этот наш классик...

    • Анонимно
      9.03.2016 18:35

      "Татар хатыны ниләр күрми?" забыли?!Ой, какая там была свекровь? Кто автор?)))
      А вы Островского читали? Вам знакома свекровь Кабаниха? Почему А.Островскому не давали не каких премий? А свекровь то намного интересней чем у Яхиной! По вашему образ свекрови и образ Мортазы типичние представители татарской национальности?

      • Анонимно
        9.03.2016 18:44

        А убица-раскулачиватель из ОГПУ там тоже был, у Островского? И жена убитого воспылала к нему любовью? Или сын убитого супруга принимал имя и национальность убийцы его отца? Было такое?

        • Анонимно
          10.03.2016 16:17

          Островский на такое не пошел бы.. И даже премии престижный.

  • Анонимно
    8.03.2016 01:56

    Вот есть в литературе две "Зулейхи", одна - Гаяза Исхаки, другая, которая "открывает глаза" - Гюзель Яхиной. Оба произведения описывают трагедию татарской женщины. Однако, Гаяз Исхаки, безусловно, сотворил великое произведение татарской литературы. Роман Г.Яхиной, конечно же, никак не относится к татарской литературе, какие бы натяжки к нему не применять. Не случайно роман получил две премии "Большая книга" и "Ясная поляна", не имеющие никакого отношения к татарской литературе. И давайте зададим себе вопрос: станет ли "Зулейха открывает глаза" великим произведением русской литературы? Тут никаких сомнений быть не может, ответ очевиден: нет, конечно! Прочтут и забудут, если, вообще, прочтут. Ведь даже знаменитый русскоязычный Чингиз Айтматов, к сожалению, уже вчерашний день почившей СОВЕТСКОЙ литературы.

  • Анонимно
    8.03.2016 06:53

    Смотря, как награждают и "хвалят" манкуртство писЯтеля-цель еще не достигла задумки. Трезво мыслящие татары не приняли книжонку. Значит будут другие "Орда","Зулейха..." итд. Скорее всего про Джалиля,Нуриева....Но и народ уже стал больше думать и размышлять о выгодополучателях. Дай Аллах всем нам спокойствия,разума и верных решений.

  • Анонимно
    8.03.2016 10:27

    Книга Яхиной служит черному пиару татарского народа на международном уровне. Оно татарам надо?

  • Анонимно
    8.03.2016 10:39


    Этот роман - антиреклама татарскому народу. Похоже, так сделано намеренно.

  • Анонимно
    8.03.2016 18:04

    Первый раз слышу о Зифе Кадыровой позорящей татарский народ в своих опусах.Может кто то внятно напишет несколько слов о ней и, что она создала такого позорящего нас.

  • Анонимно
    8.03.2016 18:56

    Если любой отрицательный персонаж литературного произведения носящий татарское им - клевета на наш народ, то почитайте хотя бы классиков, начиная с Тукая, включая Г.Камала, Г.Ибрагимова и многих других. А то, что престарелый член союзписа, которого давно не читают и даже фамилию его знают только в бухгалтерии издательства, забился в истерике, равно как и отставной профессор критикун - вполне естественно.И в прошлом, таким примерам зависти к успеху молодых несть числа.

    • Анонимно
      8.03.2016 22:49

      Почитайте "Зулейху" Гаяза Исхаки, и сравните.

      Между прочим, автор(ы) задумки "Зулейха открывает глаза" неспроста выбрал(и) это имя. Яхина-то сама, небось, и не слышала про Исхаки и его "Зулейху", но те, кто за ее спиной стоят, все просчитали.

    • Анонимно
      9.03.2016 10:30

      Я вот тоже не понимаю, персонаж татарской национальности в принципе не может быть отрицательным? Вы все это серьезно пишете? и еще и думаете также?
      Но это же смешно и к литературе точно не имеет никакого отношения))) То есть великих татар можно только прославлять? ))))))))))))))

  • Анонимно
    8.03.2016 20:20

    Держитесь, Гузель! Не переживайте, не расстраивайтесь. Вы написали интересную книгу о страданиях, о материнстве и любви женщины. И не так уж важно, какой она национальности. Её судьба выше всяких распрей между националистами.

  • Анонимно
    8.03.2016 20:31

    Ну да, все успешные авторы позорят татарский народ, а засевший в особняке на Муштари Союз ПИСЯтелей его восхваляет. Только читают первых, а вторые получают люготы за протирание штанов и порчу бумаги

  • Анонимно
    9.03.2016 09:20

    Очень жалко что имя Муштари ассоциируется с союзписом.Профессор Муштари, выдающийся ученый - механик,отец его дореволюционный учитель - просветитель, и сам он очень бережно относился к татарской культуре.Таким был и его сын Данияр.Оба уже ушли из жизни. Не надо пожалуйста, когда пишете о союзписках и их гнездовище, поминать имя Муштари.

    • Анонимно
      9.03.2016 09:46

      Если склероз, то я напомню - про СП РТ здесь пишете вы один. В следующей порции помоев пишите "Комлева", поберегите мОзги.

  • Анонимно
    9.03.2016 09:54

    Тут два типа защищающие дезертиров из "полит войск" по всякошному обзывали марксизм -ленинизм.Ну и что? Отменили статью 6 Конституции, запретили КПСС (КПРФ это придаток ЕР имитирующий оппозицию, за, что и получают кресла в парламента разного уровня),что теперь нравственность повысилась или коррупция и пр. мерзопакостные явления исчезли?Не говорю уж об упадке медицины и народного образования, особенно профессионального. Наоборот.Во всяком случае при КПСС чиновников было в разы меньше чем сейчас,гигантского разрыва в з.п. топов и простого люда не было, не было и толпы охранников разных структур,от административных, учебных, развлекательных и до торговых, по числу приближающихся к вооруженным силам страны.А разные придурки при каждом удобном и неудобном случае, все коммунизм и прошлое наше поносят.Вполне возможно это оплачиваемый заказ олигархов, использующих этот интернет - планктон "втемную".

  • Анонимно
    9.03.2016 11:02

    Ностальгирующему по КПСС: а вы забыли, милейший, как два лимончика для больного заказывали уезжающим в Москву или колготки для ребенка и даже... туалетную бумагу. КПСС завела экономику страны в тупик. Я не оправдываю то, что сегодня творится. Видимо, страна воров, страна рабов обречена жить по понятиям. На фоне цивилизованного мира мы остались ГУЛАГом.

  • Анонимно
    9.03.2016 11:36

    Согласен, с тем, что тип не страдающий склерозом, (как он о себе считает), предложил именовать особняк СП стоящим на улице Комлева, а не Муштари. Имя Муштари упоминать в связи с этой конторой не надо, а Комлеву уже все равно,его расстреляли в 1918 белые и родственников как у Муштари у него в Казани нет.

  • Анонимно
    9.03.2016 12:45

    Почитал все комменты о СП РТ.Черт с ним с особняком,который многие поминают и предлагают их выселить из этого рая. Гораздо важнее другое.Нет у этого батальона то ли в 300 то ли в 400 "штыков", то бишь перьев, книг заметных в России.Хотя пишут, публикуют и может даже им гонорары за это платят.А ведь имена Баширова, Наджми, Нурихана Фаттаха и некоторых других, знали во многих местах СССР. О Джалиле не говорю - это особый случай.А теперь эту уездную публику никто не читает. А возможно надо нескольких перевести на русский язык. Вот о том же Батулле, который так ополчился на Яхину, мне говорили, что написал интересные воспоминания о нравах и людях 60 -80 гг.Почему бы не опубликовать их на русском языке. А возня вокруг Яхиной и злобные комменты - зависть матушка съедает кое кого.Вон даже Сафиуллин ее обругал, а человек он многое повидавший, мог бы и сам неплохие воспоминания о лихих 90 -х написать, тем более русским языком владеет неплохо. То, что Яхину принял Р.Н.Минниханов говорит, что ее книга работает на Татарстан.А злобный бред о ней в комментах - от лукавого беса мутящего сознание некоторых.

  • Анонимно
    9.03.2016 13:58

    Чем больше будем стесняться ставить, печатать и экранизировать историю Зулейхи от Г. Исхаки, тем шире будут открывать глаза Зулейхе Яхины.

  • Анонимно
    9.03.2016 14:32

    Книга Г.Исхаки давно доступна, но она о другом периоде. Не нужно ретивым писакам противопоставлять эти произведения.

  • Fandas Safiullin
    9.03.2016 14:38

    Я не ругаю роман Яхиной. Я хочу обратить внимание на тот факт, что восхваление, раскручивание, осыпание наградами романа исходит оттуда же, откуда шли недавно такие же восхваление, осыпание наградами и раскручивание мерзкого по своей лживости и провокационного антитатарского фильма «Орда».
    Прошу вдуматься, о чем это говорит.
    На фоне того, что происходит в национальной политике в области национального образования, направленной на полное уничтожение национальных школ и искоренение родных нерусских языков в России — вдруг лавина хвалебных словесных потоков по поводу романа о печальной судьбе татарской женщины.
    В Госдуме, из-за резкого протеста Госсовета Татарстана, уже более месяца задерживается принятие закона, который, по сути, является смертным приговором нерусским языкам.
    Проект разработан рабочей группой депутатов ГД под руководством самого господина Нарышкина.
    Называется: “Концепции преподавания русского языка в общеобразовательных организациях России”.
    Вот что там написано:
    «на сегодняшний день более 4 тыс. школ РФ дают образование не на русском языке, что ставит граждан России в неравные условия. Игнорирование данной проблемы неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности”.
    То есть десятки языков намечено перевести в разряд врагов Отечества.
    Повторяю в сжатом виде: «...образование не на русском языке … является прямой угрозой национальной безопасности”.
    Проект не секретный, всероссийское обсуждение идет уже с лета прошлого года. И никакого экстремизма!
    Об этом молчат. Все заняты восхвалением романа «о татарах» «татарской» писательницы.
    Всё это оттуда же, из той же кухни, те же «блюда» с разным лишь запахом..
    Печально, что и татарстанские чиновники стали подпевать столичному хвалебному хору.
    Но расчет верный: не упустить же случай, когда можно набрать дополнительные дальновидные очки. Чем их больше, тем ближе желанная Москва.

  • Анонимно
    9.03.2016 18:38

    Сафиуллинская мутная фраза о чиновниках якобы присоединившихся к хору восхваляющих роман, привычный для этого человека трусливый "кукиш в кармане" вместо прямого высказывания.На этот раз по случаю теплого приема Р.Н.Миннихановым автора романа Г.Яхиной. Это признание того что роман работает на республику и лучший ответ своре завистников и злопыхателей выступающих прямо, или по сафиуллински из за угла и охаивающей книгу.

  • Анонимно
    9.03.2016 19:31

    Конечно сафиуллинский фейк о татарстанских чиновниках восхваляющих роман, явно тенденциозен и действительно напоминает "кукиш в кармане" который он держит, а показать боится. Я согласен с комментатором, что Р.Н.Минниханов продемонстрировал свое положительное отношение к автору и его роману.Думаю, что он все же разбирается в ситуации "кто есть кто" для татарского народа,несколько лучше Сафиуллина. А вот сафиуллинская цитата из законотворческого изделия господина Нарышкина, надеюсь, что она точна, меня тоже насторожила своей категоричностью.Думаю, что не надо Госдуме создавать напряжение и брожение в умах, у нас и без этого проблем хватает.Конечно это только мое предположение, но полагаю, что по здравому рассуждению, этот законопроект отложат в "долгий ящик". А в нем много чего есть, включая и предложение госпожи Мизулиной в бытность ее депутатом, типа ввести в Конституцию пункт о том, что РФ православное государство.Кстати даже патриарх его не одобрил.

  • Анонимно
    10.03.2016 10:49

    Вряд ли Минниханов читал роман Яхиной. Скорее, подержал в руках, пролистал, ознакомился с мнением "авторитетных" товарищей, кому он полностью доверяет в вопросе литературы.

  • Анонимно
    10.03.2016 12:11

    10.49./Сомневающемуся/ Уверен,что именно из за этой стебо -фейковой шумихи поднятой вокруг романа, не читаемыми публикой бабаями из союзписа, он его прочитал.

  • Анонимно
    11.03.2016 15:47

    Пока читала, не покидало ощущение, что книга написана "по-наслышке" . А ещё очень много пассажей громоздких и "лишних" слов.

  • Анонимно
    11.03.2016 17:38

    Уважаемая ханум или сударыня.Насчет"пассажей"и т.п. это к любому классику можно предъявить, как то через комп пропустил 4 страницы Войны и мира,лучше бы не делал этого. А насчет по -наслышке написано, так и Пушкин в пугачевщине не замаран и Толстой у Бородино батареей не командовал,правда в Крымскую повоевал пушкрем, но это была уже другая война.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль