Исторический центр Казани 
6.04.2016

Олеся Балтусова: «Возник вопрос: на каком основании проводились эти работы?»

«Неустановленные лица» зачистили на Азимовской мечети уникальную фактуру кирпичной кладки и повредили декоративные элементы

Азимовская мечеть, одна из немногих причисляемых к татарской культовой архитектуре, потеряла свою уникальную особенность. В ходе восстановительно-строительных работ компании «Сайяр» рабочие так почистили фасад, что кирпичная кладка в буквальном смысле оказалась срезанной. После того как тревогу забили активисты вместе с Олесей Балтусовой, о чем «БИЗНЕС Online» рассказала сама помощник президента РТ, к проверке подключился антикоррупционный комитет и прокуратура. Итог — уголовное дело.

.
В ходе восстановительно-строительных работ в Азимовской мечети были утрачены некоторые элементы фасада

«КИРПИЧНАЯ КЛАДКА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СРЕЗАНА ПО ВСЕЙ ПЛОЩАДИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАБОТ»

Громкую новость сообщила накануне прокуратура Татарстана: в Казани возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ «Повреждение объектов культурного наследия», а точнее — Азимовской мечети в Старо-Татарской слободе. В результате «строительно-восстановительных» работ, которые были поручены компании «Сайяр», были не восстановлены некоторые элементы одной из старейших мечетей города (1881 года постройки), а некоторые, наоборот, утрачены.

«В частности, была полностью утрачена фактура кирпичной кладки, повреждены профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов — лекального кирпича и резьбы по белому камню, — рассказал «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Фактура кирпичной стены в сочетании с кирпичным декором является характерной особенностью объекта наследия, а ее утрата — серьезное повреждение, что и стало основанием для возбуждения уголовного дела».

Детали происшествия газете «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ Олеся Балтусова. О том, что на объекте проводятся «подозрительные работы», ей в начале года сообщили активисты общества охраны памятников (работы на объекте велись с декабря 2015 по 11 февраля 2016 года). «Обычно по закону делается так: проводятся исследования, составляется проектная документация, смета, и затем объявляется конкурс. По Азимовской же ни конкурса, ни определения подрядчика на данные виды работ не было, и об этих работах никто в министерстве не владел информацией. Следовательно, возник вопрос: на каком основании проводились эти работы?» — говорит Балтусова.

После этого минкульт РТ направил предписание об остановке работ до выяснения всех обстоятельств. Кстати, в настоящее время министерством культуры РФ остановлен конкурс на выделенные 46,8 млн. рублей на реставрацию Азимовской мечети по ФЦП «Культура России», сообщила нашей газете Балтусова. Она также отмечает, что необходимая документация была разработана: проект по реставрации Азимовской мечети был выполнен ОАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012 - 2018)» в 2015 году. Проектная документация была согласована минкультом РТ.

.
Была полностью утрачена фактура кирпичной кладки, повреждены профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов — лекального кирпича и резьбы по белому камню

«В феврале мною совместно с представителями общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России» было проведено визуальное обследование здания. Выявленные в ходе осмотра замечания и нарушения мы довели до президента РТ, он дал поручение провести проверку. В ходе проверки уже совместно с антикоррупционным комитетом и кафедрой реставрации КГАСУ мы проводили новые осмотры и составляли протоколы нарушений», — рассказала помощник президента Татарстана. Проверка показала, что разрешения на производство работ от минкульта РТ не было. Не был также заключен договор авторского надзора, не было журнала авторского надзора, что, продолжает Балтусова, является грубейшим нарушением правил проведения реставрационных работ. Отсутствовал проект организации реставрации и, как следствие, решение по организации и очередности этапов проведения реставрационных работ. Не были учтены и использованы материалы, сведения и методические указания, изложенные в научно-проектной документации, выполненной ранее ОАО «ТСНРУ». Словом, рабочие даже не подумали, что перед ними — уникальный исторический объект.

«На дворе стояла зима, и отсутствие условий для предотвращения попадания атмосферной влаги на поверхность кирпичной кладки было недопустимо. Однако так называемыми реставраторами не была выполнена защита обнаженной части кирпичной кладки фасада от попадания влаги. Визуальным осмотром выявлены характерные следы от применения современных механических средств обработки поверхности, а также следы воздействия различных отбойных, долбежных и тому подобных насадок (категорически запрещенных при проведении любых видов реставрационных работ)», — говорит Балтусова.

.
Фактура кирпичной стены в сочетании с кирпичным декором является характерной особенностью фасада мечети

В результате была повреждена значительная часть лицевой поверхности кладки, кирпичного и белокаменного декора — кирпичная кладка в буквальном смысле срезана по всей площади произведенных работ. «Ни один специалист реставратор никогда не стал бы выполнять реставрационные работы подобным образом. Надеюсь, что будут установлены ответственные и за вред памятнику, и за допуск на объект без проведения обязательной конкурсной процедуры», — отметила Балтусова.

«Причиненный ущерб будет возмещен за счет виновного лица, которое установит суд по окончании рассмотрения уголовного дела», — подчеркнул Галиев. По его словам, окончательный ущерб будет определен по итогам строительно-оценочной экспертизы. Как уточнил «БИЗНЕС Online» сотрудник пресс-службы МВД по РТ Ленар Давлетшин, в рамках расследования уголовного дела подозреваемые пока не установлены. «Сейчас проводятся различные мероприятия, опрашиваются сотрудники организации, которая осуществляла строительно-ремонтные работы», — сообщил Давлетшин.

.
Кирпичная кладка в буквальном смысле срезана по всей площади произведенных работ

ВОССТАНОВИТЬ ПО РЕШЕНИЮ РУСТАМА МИННИХАНОВА

Вопрос о реконструкции Азимовской мечети был поднят в ноябре прошлого года во время прогулки «с пристрастием» Рустама Минниханова по Старо-Татарской слободе. В сопровождении руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова, мэра Казани Ильсура Метшина президент посетил несколько мечетей, требующих усилий реставраторов. Тогда имам мечети в разговоре с президентом посетовал на проблемы с кровлей и президент пообещал помочь. Вскоре, в феврале 2016 года, на сайте госзакупок был объявлен тендер на реставрацию здания. На ремонтные работы памятника федерального значения из федерального бюджета выделили 46,8 млн. рублей.

Согласно технической документации в мечети планировалось произвести реставрацию кирпичной кладки (в частности, архитектурных элементов) и штукатурки, воссоздание дверей и белокаменных элементов (включая объемную резьбу по камню и ступени у входа) по старому образцу, восстановление (чистка и рихтовка) кованых элементов, замену аварийных перекрытий и балок, фрагментов крыши, оконных и дверных проемов. Архитектурную ценность памятника должны были подчеркнуть 157 светильников и ламп, поставленных на службу освещения здания изнутри и снаружи после реконструкции.

Именно, неверное, воссоздание резьбы по камню и стало поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 243 УК РФ («Повреждение объектов культурного наследия — памятников истории и культуры»). Дело было возбуждено 30 марта отделом дознания ОП №10 «Промышленный» УМВД РФ по Казани.

.
Сегодня мечеть опутана строительными лесами и пленкой, внутри ремонтные работы не ведутся

ГДЕ ПРОКОЛОЛСЯ «САЙЯР»

Сегодня мечеть опутана строительными лесами и пленкой, с фасада снят слой штукатурки, убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав у мечети. Внутри ремонтные работы не велись. Как рассказал нам рабочий, по плану предполагалось заменить протекающую крышу, укрепить фундамент и обновить фасад. Работы приостановились пару месяцев назад.

«Глобальных нарушений, никаких трещин не было и нет, мечеть находится в нормальном состоянии, проходят намазы, она работает, не закрыта, — сообщил «БИЗНЕС Online» представитель мечети, отказавшийся представиться. — Президент дал поручение сделать ремонт, после этого начались подготовительные работы, поставили леса. Хотелось, чтобы работы закончились скорее, потому что весна, дожди. Насколько мне известно, должен пройти конкурс, поэтому ждем, более конкретной информации у меня нет. Каждый день думаем, что вот-вот начнут, продолжат работы...»

Компания «Сайяр», созданная в 2002 году Фаридом Гатиным, хорошо известна по работам на культовых объектах, и тем удивительнее такое ЧП. Жемчужиной среди заказов компании можно назвать восстановление одной из старейших — 1798 года постройки — мечети города — Галеевской на улице Парижской Коммуны. По завершении всех работ в данном комплексе, состоящем из мечети с восстановленными двумя минаретами, домом Галеева и двухэтажным административным зданием, разместятся структурные подразделения духовного управления мусульман РТ, занимающиеся вопросами организации хаджа и добровольной сертификацией на соответствие требованиям халяль. Там же будет основная резиденция муфтия республики (сейчас ДУМ РТ базируется на улице Лобачевского). На проведение всех реставрационных работ было выделено 100 млн. рублей.

Впрочем, для «Сайяр» это сравнительно небольшой объем. Согласно порталу госзакупок за 2014 год компания заключила госконтракты на 2,2 млрд. рублей — все с ГИСУ. Это позволило ей занять 7-ю строчку в Топ-10 крупнейших исполнителей госзаказов из РТ, обойдя даже таких грандов, как ПСО «Казань» и «КамГЭСэнергострой». Прошлый год стал менее удачным в плане контрактов, но тоже неплохим — их было заключено чуть более, чем на 1 млрд. рублей. С начала этого года «Сайяр» выиграл один тендер на 112 млн. рублей на «строительно-монтажные и прочие работы по капитальному ремонту». Сокращение объемов можно скорее списать на то, что тучные годы ушли в прошлое, чем на утрату доверия к компании.

.
На проведение всех реставрационных работ было выделено 100 млн. рублей

АЗИМОВСКУЮ МЕЧЕТЬ ОСНОВАЛ СТАРЕЦ АЗИМ, ЖИВШИЙ 500 ЛЕТ?

Азимовская мечеть — одна из немногих городских мечетей, которые можно причислить к татарской культовой архитектуре. Справочники сообщают о ней скупо, ограничиваясь датой постройки и именами благотворителей, в то время как это небольшое изящное сооружение с высоким угловым минаретом (51 метр) овеяно легендами и даже связано с именем легендарного казанского старца Азима. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал Фарид хазрат Салман, директор центра исследований священного Корана и пречистой Сунны РТ, работавший когда-то старшим преподавателем при здешнем медресе.

«Район, в котором расположена Азимовская мечеть, в советское время считался спальным и далеким от центра: здесь стояли одноэтажные деревянные дома, работала парфюмерная фабрика «Аромат» — она и была доминантой в этих кварталах, — вспоминает Фарид хазрат. — В этом окружении мечеть терялась. Затем постройки снесли, население переселили на новые квартиры, и культовое сооружение снова обрело пространство, не такое тесное, как прежде».

В 1990-е, похоже, только архитекторы понимали, какая «жемчужина» затеряна в промзоне, и не только понимали, но и брали на карандаш особенности ее национального стиля. К примеру, минареты главной джума-мечети РТ — «Кул-Шарифа» — строились по образцу азимовских. Но не менее важно — это внутреннее убранство, планировка зала.

«Когда я был имам-хатыбом «Аль-Марджани», я отметил для себя эту особенность внутреннего устройства татарской мечети, — делится своими наблюдениями Фарид хазрат. — Там были три комнаты — малая, средняя и главная, в то время как в большинстве современных мечетей существует только один огромный зал. Но вы же понимаете, что не все, совершаемое имамом и верующими, предназначено для посторонних глаз. Поэтому такое деление на залы, как мне кажется, очень удобно. В Азимовской мечети этот порядок был наполовину соблюден».

.
Азимовская мечеть — одна из немногих казанских мечетей, которые можно причислить к татарской культовой архитектуре

Как считает руководитель центра исследований священного Корана и пречистой Сунны, собственно «татарских мечетей в Казани всего четыре: кроме Азимовской это Марджани, Галеевская и Рамазан. Остальные сделаны по международному стандарту, который в основном копировался с Турции, условно эти постройки можно назвать «космополитическими».

Местные шутники уверяют, что Азимовская мечеть названа в честь известного американского фантаста Айзека Азимова, который в младенчестве якобы жил в этом районе, но затем, в возрасте двух лет, покинул «родную промзону». Никаких следов этого события в официальной биографии Азимова, разумеется, нет. Другая экзотичная легенда повествует о том, что основателем мечети был старец Азим, чьи предки являлись казначеями казанских ханов, то есть держали в своих руках ту самую казну, которая, как свято веруют все дайверы и водолазы, до сих пор лежит на дне озера Кабан. Чудом выжив во время взятия Казани Иваном Грозным и надежно спрятав ханский бюджет от загребущей руки Москвы, Азим, согласно легенде, жил потом еще 500 лет с хвостиком. Такую версию биографии старца поддержал и фильм «Сокровища озера Кабан», вышедший на экран два года назад, где роль Азима сыграл актер Сергей Шакуров.

Конечно, если «дед Азим» прожил более пяти столетий, то он не только мог основать Азимовскую мечеть, но и стать свидетелем ее закрытия большевиками в 1930-е. Но, скорее всего, верна академическая версия, и инициатором строительства культового сооружения явился татарский купец и промышленник Муртаза Азимов. Дав добро на возведение мечети в 1887 - 1890-х, купец тем самым исполнил просьбу многочисленных рабочих-мусульман, обитавших в этом индустриальном районе.

После закрытия в советский период Азимовская мечеть какое-то время пустовала, пока в 1950-е годы ее не приспособили под кинотеатр. Все внутреннее убранство, напоминавшее о том, что здесь когда-то молились, а не крутили кино, было при этом уничтожено. В 1989 году пустое и оскверненное здание наконец-то вернули общине верующих. В 1992 году община инициировала первую реставрацию фасадов с реконструкцией интерьеров по проекту Рафика Билялова. Об этой реконструкции Фарид хазрат Салман вспоминает как о «неправильной»: интерьеры восстановили некорректно, а медальон с цитатой фразы пророка даже пришлось затирать по причине его «неграмотности».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (161) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.04.2016 12:07

    Это просто смешно читать, где она такое видела??? «Обычно по закону делается так: проводятся исследования, составляется проектная документация, смета, и затем объявляется конкурс. По Азимовской же ни конкурса, ни определения подрядчика на данные виды работ не было, и об этих работах никто в министерстве не владел информацией. Следовательно, возник вопрос: на каком основании проводились эти работы?»

    • Анонимно
      6.04.2016 12:53

      А что Вам смешно??? Если это так и было, зайдите на сайт госзакупок, и увидите все своими глазами. Раскройте глаза...

      • Анонимно
        6.04.2016 12:57

        Что там увидеть? Тендер на устройство канализации на Булаке?

        • Анонимно
          6.04.2016 18:11

          Если Вам интересует только канализация, значит Вы это и увидите. или Вам ссылки надо сбросить?

          • Анонимно
            7.04.2016 10:52

            сидим тут обсуждаем, а ведь большинство вообще понятия не имеют, как реставрационные работы проводятся.

    • Анонимно
      6.04.2016 14:07

      Мороз по коже только от одной новости. Самая красивая мечеть Казани. Этой мечети никогда не выделяли государственных денег. Её долгое время содержал бывший работник завода напротив. Потом уж приход.
      Истинных казанцев, болеющих за свою историю города, как Азимов не осталось в славном городе Казань.

      • Анонимно
        6.04.2016 14:55

        Завод напротив это который ацетон выпускает? Не совсем понял, где эта мечеть..

      • Анонимно
        6.04.2016 18:50

        Там, если честно, визуально и не видно каких либо повреждений...штукатурку сняли, так большинство и разницы не заметит.

      • Анонимно
        6.04.2016 19:10

        Полностью разделяю культурную трагедию. Почему остановили работы только после вмешательства Балтусовой, где были остальные, где были муллы, которые служат в этой мечети.

      • Ревизор
        6.04.2016 22:01

        Как то приезжали потомки Апанаевых. Просили показать мечеть которую построили их предки. Надеюсь потомкам Азимовых не стыдно будет показать то что построили их предки.
        Верю возродятся Шамовы, Апанаевы, братья Крестовниковы, Алафузовы, Апаковы ...

  • Анонимно
    6.04.2016 12:08

    Они конечно идиоты что не использовали обычную пескоструйку, а снимали все шлейф машинами. Нано технологии им видимо не известны

    • Анонимно
      6.04.2016 12:23

      Зачем вообще браться за работу, если не умеете? Испортили памятник культурного наследия.

    • Анонимно
      6.04.2016 12:25

      Странно...Сайяр же не первый раз таким видом работ занимается. Может прораб или рабочие не специалисты, а так, с улицы понабрали?

      • Анонимно
        6.04.2016 13:25

        Скорее всего, фирма не первого дня основания, опыт есть. Ступили основательно

        • Анонимно
          6.04.2016 14:14

          Жемчужиной среди заказов компании можно назвать восстановление одной из старейших — 1798 года постройки — мечети города — Галеевской на улице Парижской Коммуны. Не первый день работают. Так что там видимо рабочие схалтурили...

          • Анонимно
            6.04.2016 14:56

            Галеевская это на пересечении с ул. Московская?

            • Анонимно
              6.04.2016 15:07

              нет, с Тукая

              • Анонимно
                7.04.2016 10:53

                разве Сайяр ее восстанавливали? Там вроде другая фирма значилась.

                • Анонимно
                  7.04.2016 20:24

                  Вроде? Вам конкретно написали, что они делали эту мечеть. Думаю, что это рабочие какие-то криворукие у них нынче.

    • Анонимно
      6.04.2016 12:37

      Судя по "шлейф машине" и нано-пескоструйке Вы тоже далеки от технологии. :)

      • Анонимно
        6.04.2016 12:42

        Тоже посмеялся))) нано-шлейф-пескоструйные-машины!

      • Анонимно
        6.04.2016 12:50

        А какие еще варианты есть по безопасному для исторического фасада снятию штукатурки?

        • Анонимно
          6.04.2016 14:08

          Бластинг, например.
          Но причем тут шлейф-машинки (что это вообще за инструмент такой? Есть шлифовальные машины, и их называют шлиф-машинками, а не шлейф-машинками) и тем более причем здесь нано технологии?

          • Анонимно
            6.04.2016 14:42

            не на ту клавишу человек нажал, бывает

            • Анонимно
              6.04.2016 18:25

              нет, просто не так подумал, не о том, о чем ему правильно указали. Пусть правильно излагает мыли свои, а не выпендривается тут.

    • Анонимно
      7.04.2016 14:52

      Пескоструйка вообще бы кирпич испортила.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:13

    Результат пробелов законодательства в сфере государственных тендеров

  • Анонимно
    6.04.2016 12:14

    Молодец Олеся!

    • Анонимно
      6.04.2016 18:51

      Хорошо, что она это заметила, думаю, что еще не все потеряно. Можно исправить положение.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:14

    И статья плохая. И имам мечети, видимо, никудышный, и муфтий РТ тоже не следит с трепетом за порученными ему реликвиями.
    Вообщем, все плохо.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:15

    как будто это первый объект, на котором в начале выполнят работы, а затем проводят тендер. Только потому что объет исторический, поэтому обратили внимание. Исключение из общих правил

  • Анонимно
    6.04.2016 12:15

    А как такое можно просмотреть? Вопрос Балтусовой и нашему минкульту.

    • Анонимно
      6.04.2016 12:56

      И прежде всего к Вам уважаемый... Вопрос этот... А где Вы были, где живете? - не здесь, не по этим улицам ходите, не этому городу???... Тепло ли дома, уютно? Пусть кто то другой идет в атаку,а я в своей "лисьей норке" пережду

      • Анонимно
        6.04.2016 13:15

        В атаку идти пробовали - бесполезно!!! Везде все куплено! Правды нет!

        • Анонимно
          6.04.2016 13:25

          Да, да, отмазки. Конкретно в этом случае никто не проявил интересе к реставрации мечети

        • Анонимно
          6.04.2016 13:26

          Хорошая отговорка лентяев и неудачников. Так же проще!

        • Gulfiya Cabirovna
          6.04.2016 17:15

          Куплено на самом высоком уровне это 100%. А что уважаемый или прохожий думаете документы должен подписывать? Полностью вина Минкульта и Балтусовой. Это они назначены следить. А после уничтожения полностью фасада, визжать только осталось вот и все. А что, такая же ситуация в парке черное озеро. Спортивные объекты снесли будут строить кафе и ресторан и еще кучу объектов. От парка республиканского значения останется 40% озеленения. Ну чтоже не вопите, ВООПИК и все неравнодушные? Что кто то тендер проводил на работы? У нас по всей Казани таких историй 1000 и что от этого. Коррупцией вроде борятся но не ловят. Поймают ректора какого нибудь и давай во всех сми писать.

      • Анонимно
        6.04.2016 16:40

        заказчик не контролирует ход работ?

        • Анонимно
          6.04.2016 17:03

          в статье балтусова говорит что заказчик не заключал контракт на работы. Как он будет контролировать?

    • Анонимно
      6.04.2016 13:24

      Да легко, работы не проверяются же каждый день. Тем более этот подрядчик уже имел опыт такой реконструкции.

      • Анонимно
        6.04.2016 18:53

        Неожиданная новость. Фирма то имела опыт по реконструкции. Тут видимо действительно неумелые работники были нынче...

        • Анонимно
          7.04.2016 20:26

          Мне кажется, не все еще потеряно. Ничего не разрушили ведь.

    • Анонимно
      6.04.2016 14:01

      Всем по желтой карточке!

  • Анонимно
    6.04.2016 12:19

    фирма "Сайяр" пустышка, на ней нет ничего, а этот Гайсин мягко говоря умом не отличается.

    • Анонимно
      6.04.2016 13:27

      они отчитывались у меня в налоговой еще лет 10 назад. Пустышкой назвать не могу.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:21

    ООО"Свояк" сильно облажались. Это же жемчужина города, очень богатая по детализации мечеть. Тут нужен ювелирный подход. Еще не одно поколение людей вдохновит это сооружение.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:24

    Чиновники в шоколаде, даже не знают что творится в центре города. Смешно и грустно.

    • Анонимно
      6.04.2016 12:52

      Реконструкция не самоцель. Основополагающая цель - финансы.

    • Анонимно
      6.04.2016 13:27

      Так напортачить можно было и за один день неправильной работы. А следить за стройкой должен прораб, который в данном случае не посчитал нужным проинстуктировать своих рабочих и проконтролировать процесс. Это же очевидно. Не чиновники стояли у стен мечети и занимались работой. Сейчас начнут спихивать все на каким то абстрактных чиновников, когда есть конкретные лица, работающие своими кривыми руками. Они и другие объекты могут запортачить.

      • Анонимно
        6.04.2016 23:02

        Есть заказчик и руководитель фирмы (директор)! Вот к ним вопрос с пристрастием. И пару чинуш точно надо притянуть - кто этого Саяра продвинул и согласовал??

        • Анонимно
          7.04.2016 20:28

          Причем тут чинуши, которые только бумажки перебирают. Работали там конкретные работники на стройке.

    • Анонимно
      6.04.2016 13:29

      Печальный случай. Можно как то это все исправить? Не понятно, чем думал прораб стройки. Куда смотрел? Достаточно было в первый же час работы проверить и увидеть, что неправильно делают!

      • Анонимно
        6.04.2016 13:42

        а как правильно, вы знаете?

        • Анонимно
          6.04.2016 14:15

          Вы, видимо, знаете? Правильно это без повреждения исторической ценности, умник.

          • Анонимно
            6.04.2016 14:46

            Не знаю, вот у вас и спросил как у знающего. Только вы похоже тоже не знаете. Будем ждать того кто знает, он объяснит

      • Анонимно
        6.04.2016 14:47

        УмНая личность 13.29. Да, прораб крайний)) а вся та элита, которая пачками В день по 3 раза заглядывать на такие объекты на них нет вины...

        • Анонимно
          6.04.2016 14:53

          Прораб должностное лицо, которое отвечает по закону за все происходящее. А элита они просто гости, прораб имеет право и не пускать их на стройку

          • Анонимно
            6.04.2016 15:04

            По факту и прораба не должно быть на этОм объекте. Спроси почему...

          • Анонимно
            6.04.2016 15:20

            Не смешите!А кто нанял прораба?

            • Анонимно
              6.04.2016 15:29

              у прораба было разрешение на строительство? Проект? Какое он право по закону имел там работать вообще? Раз не было тендера как говорит Балтусова, то не было контракта на эти работы, разрешения, проекта. Выходит это самоуправство прораба чистой воды.

            • Анонимно
              6.04.2016 18:54

              Одно дело нанял. Если тебя нанимают, то ты должен работать хорошо, а не повреждать памятники.

          • Анонимно
            6.04.2016 17:28

            Питросян)))

  • Анонимно
    6.04.2016 12:26

    ...страна вечно зеленых помидоров...

  • Анонимно
    6.04.2016 12:26


    Азат Д

    Дело сделано, сейчас как клуши будут охать, верещать и забалтывать.
    Куча ответственных лиц , а процесс стройки в городе самотёком идёт.

    • Анонимно
      6.04.2016 22:35

      Так это не стройка, а ремонт. Важнее теперь добиться ответственности виновников.

      • Анонимно
        7.04.2016 20:38

        Виновники есть, думаю, что проблем не возникнет в этом плане

  • Анонимно
    6.04.2016 12:31

    Обратите внимание на исторические здания клиники медицинского университета, которые так же являются памятником архитектуры.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:33


    Азат Д

    Судя как ведутся стройки в центре города - экскурсовод не на своём месте.

    • Анонимно
      6.04.2016 13:28

      А кто на своем, по вашему взгляду? Хоть один есть такой человек?

    • Анонимно
      6.04.2016 18:46

      Я б уточнил, экскурсовод, так и остался на своём уровне...К сожалению, прогрессии и развития в направлении зашиты и восстановления памятников не ощущается. За один день 2 статьи о сносе или порче историч.зданий в исторической части Казани многовато! Проснись Балтусова, и отрабатывай свою з/пл

  • Анонимно
    6.04.2016 12:41

    Поспешили людей насмешили, приказ перезидента поняли по своему, одним словом колхоз

    • Анонимно
      6.04.2016 14:17

      Нужно разобраться, кто действительно виноват. Либо это рабочие, либо прораб не уследил. Или же руководство фирмы не дали указания, как вести работы, что это исторический памятник.

      • Анонимно
        6.04.2016 14:48

        Очевидно же что это самоуправство рабочих. Какое право они вообще могли самовольно приступать к работам, по которым нет ни тендера, ни финансирования. Проверка наверняка выявит что неустановленные лица самовольно совершили вандальные действия, приведшие к утрате исторического облика данного фасада.

        • Анонимно
          6.04.2016 17:33

          А мне непонятно, как имам мог допустить рабочих к реконструкции, если никаких бумаг на эту самую реконструкцию оформлено не было. Получается, что любая строительная фирма может зайти и делать все, что ей захочется.

    • Анонимно
      6.04.2016 14:18

      Самый толковый комментарий из всех! Поддерживаю.

  • Анонимно
    6.04.2016 12:42

    Позор. Досадно становится.
    Азимовская мечеть- жемчужина Казани, заслуживает более пристального внимания лиц, ответственных за сохранение культурного наследия.
    Зачем, кстати, кровельное железо крашенное? Кройте медными листами. Со временем покроется благородной патиной, позеленеет.

    • Анонимно
      6.04.2016 22:37

      Не всё потеряно, теперь именно так и можно будет сделать

  • Анонимно
    6.04.2016 12:51

    А что вы все валите на исключительно только на рабочих? Не они командуют и принимают решения. Про директора ни слова. Табу??? Низззя трогать приближенных к трону...

    • Анонимно
      6.04.2016 13:31

      Сайяр трудно назвать приблиэенным к трону

    • Анонимно
      6.04.2016 14:18

      Надо всех проверить, но директор мог и не знать о таком произволе рабочих...

      • Анонимно
        6.04.2016 14:44

        Откуда директору вообще знать о том, что кто то работает на этом объекте, если судя по статье контракт на эти работы они не заключали?

  • Анонимно
    6.04.2016 13:03

    Кот Васька плут! // Кот Васька вор! // И Ваську-де не только что в поварню, // Пускать не надо и на двор, // Как волка жадного в овчарню: // Он порча, он чума, он язва здешних мест!» // (А Васька слушает, да ест.)

    И А Крылов. 1813 год


    200 лет одно и тоже. Вот она СТАБИЛЬНОСТЬ

    • Анонимно
      6.04.2016 13:08

      Вам не надоело переписывать классиков? Впроявите сознательную активность! думайте , решайте, выбирайте разумом!

      • Анонимно
        6.04.2016 13:28

        Все ситуации с ворьем и иже с ними описаны у классиков гораздо лучше. Только видимо никто не читает уже ничего кроме коментов. Ещё поговорки народные все ставят на места. Даже выдумывать не надо ничего.

  • Анонимно
    6.04.2016 13:05

    а Дом Веницианова на ул. Б.Красной, 35 тоже без разрешительных документов. И куда смотрит чиновник Персова из минкульта. Вроде бы соседнее здание.

    • Анонимно
      6.04.2016 13:09

      А что может чиновник? Нет бумаги о строительстве, значит нет строительства. Есть бумага о строительстве, значит есть строительство. А что происходит по факту не важно, реальность на бумаге

      • Анонимно
        6.04.2016 13:17

        А-балдеть. Там работы ведутся с осени прошлого года. Если не ошибаюсь и монолит и кровлю и пристрой вроде сделали. Это из серии это вижу, а это не вижу.

        • Анонимно
          6.04.2016 14:51

          Поясняю еще раз - суть работы чиновника это бумага, как в ней написано так и есть. Какое право чиновник имеет самовольно куда то лезть, если у него нет на то ни оснований, ни предписаний, ни желания, ни интересов. Если он полезет его же и за привышение полномочий могут привлечь. А вот если бы вы написали бумажку куда надо с тем что вы видите, чиновник смог бы приступить к проверке фактов которые ВЫ увидели

    • Анонимно
      6.04.2016 15:01

      Туда и смотрит) а как вы думаете? Подрядчикам больше
      Нечего делать просто так к Пирсовой под окна лезть и каб. мина...

  • Анонимно
    6.04.2016 13:19

    В Татарстане нет фирм которые могут реально заниматься реконструкцией. Так только ремонт, демонтаж, покраска.... Для этого нужен опыт и желание, не просто схавать выделенные деньги, а реально восстановить исторический облик здания. И от этого грустно ((((.

  • Анонимно
    6.04.2016 13:28

    Апанаевская и Марджани также реставрировались. Когда кого волновало.

    • Анонимно
      7.04.2016 17:07

      Так их нормально реставрировали. А вот с Азимовской халтура вышла. И она не пройдёт, надо добиваться ответственности виновных.

  • Анонимно
    6.04.2016 13:39

    Правильно сказал ВЛАДЫКА : НА НАШИХ ОБЪЕКТАХ ВЫХОДЦЕВ С ТАТАСТАНА НЕ БУДЕТ , так как. Они все неучи .
    Что и подтвердили торги по восстановлению Района. ЧИСТОПОЛЯ ., там с ТАТАРСТАНА НЕТ ЛЮДЕЙ , все СОСЕДИ .
    Вот и тут пора других привлекать , одно слово : КАКОВА ПОМОШНИЦА , таков и результат .
    Где все органы , которые должны следить за соблюдением ЗАКОНА , ПЕРЕДСТАВЫТЭЛЬ ПЕРЕФЫКТУРЫ и другие , видимо в КИШЛАК СВОЙ В ЭТО ВРЕМЯ ЕЗДИЛи .

    • Анонимно
      6.04.2016 14:05

      Вы хоть грамоте обучитесь :)

    • Анонимно
      6.04.2016 18:30

      причем тут владыка, он поет с наших слов. не знаете ситуации - не говорите. У НАС ЕСТЬ ПРЕКРАСНЫЕ СПЕЦЫ, ГРАМОТНЫЕ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ, ПРЕДАННЫЕ СВОЕМУ ДЕЛУ. только вот жадность обуяла тех рулит, откаты и пр. и у них с работой напряженка. владыка же сам тащит своих отовсюду, где подешевле. забыли, что скупой платит дважды. приведет аналогичных реставраторов. он еще ничего не сделал. а туда же. а прежде чем на людей наезжать, встань на их место, да поработай сам.

  • Анонимно
    6.04.2016 13:51

    испортили такое здание! У нас нет специалистов по этому вопросу!

    • Анонимно
      6.04.2016 18:57

      Да как его испортили? Вы хоть сможете отличить как было и как стало? Там можно все восстановить, дело только в деньгах и ответственном лице.

  • Анонимно
    6.04.2016 13:59

    Контролирующие органы! Пожалуйста обратите внимание что сейчас идут такие же работы рядом с мечетью Маржджани в доме где узбечка и соседние дома: ул. Ш.Марджани д. № 16,18,20. Есть ли там разрешения на работы на исторических объектах?

    • Анонимно
      6.04.2016 14:29

      пишите в Гостройнадзор, через интернет-приемную, на все запросы отвечают.

      • Анонимно
        6.04.2016 15:36

        если памятник культуры, то разрешение выдает минкульт

    • Анонимно
      6.04.2016 15:00

      да там всегда какие-то работы. и абсолютно всегда какие-то непонятные личности ходят.

    • Анонимно
      6.04.2016 16:35

      обращайтесь на сайт Госстройнадзора

  • Анонимно
    6.04.2016 14:14

    Во всем мире при реставрации и очистке старинных фасадов используется сода бластинг, который не повреждает структуру кирпича. Но нашим горе-строителям дешевле нанять таджиков с болгарками. Такая же "реставрация" произведена Собора в Лаишево, зашлифован твердый наружной слой кирпича и не нанесен защитный слой.

    • Анонимно
      6.04.2016 16:20

      А потом говорят: дорогу нашим специалистам. Горе-умельцы. Ведь и тендер проводили, всё нет.

    • Анонимно
      6.04.2016 16:40

      А вот там выше в комментариях над нано-пескоструйкой спецы ржали в голос. Кому верить то как должны проводиться эти работы?

      • Анонимно
        6.04.2016 17:21

        пескоструй это хуже шлифмашины однако

      • Анонимно
        6.04.2016 17:35

        Насчет "нано пескоструйки" ещё в 2000 году был запрет на использование кварцевого песка(хотя на Деменьева идёт на ура при очистке складов), квалификация "спецов" ржущих - под вопросом. А примеры очистки фасадов сода бластингом есть в Казани, ряд домов по Марджани и в Свияжском монастыре. Результат на лицо. Только не хотят у нас тратиться на профессионалов

  • Анонимно
    6.04.2016 14:15

    Нет, сначала что-нибудь снесут, что нибудь срежут, что не положено срезать , а потом они обратят внимание! Смешно! Куча контролирующих органов, а каждый раз машут руками уже после! Даже гадать не надо почему?

    • Анонимно
      6.04.2016 15:54

      Не будут же стоят за спиной и тыкать. После выполнения или в ходе проверяют. Вот и очередная проверка, косяк. Теперь заставят исправлять.

  • Анонимно
    6.04.2016 14:25

    Помощник Президента не при делах. А вот куда смотрит Минкульт. Опять двойка.

    • Анонимно
      6.04.2016 14:59

      Минкульт вдвойне не при делах, как показывает практика

    • Анонимно
      6.04.2016 18:59

      Балтусова за то смотрит и все проверяет, молодец.

      • Анонимно
        6.04.2016 21:40

        Да Балтусова все проспала, пока ее носом не ткунули

        • Анонимно
          6.04.2016 22:13

          Она не может там ночевать и следить за каждым шагом рабочих. Они проявили халатность и вот те на. В первую очередь, надо спрашивать с тех, кто руководил работой.

          • Анонимно
            6.04.2016 22:55

            Да она хоть бы круглые сутки там находилась, толку-то... Блогер-экскурсовод. Она же не бельмес в технологиях реставрации. Если бы отделение Союза реставраторов Росии шум не подняло, так бы и пилили мечеть помаленьку. Три месяца гробят памятник архитектуры, тендер на реставрацию которого объявили только в феврале и никто не в курсе.

  • Анонимно
    6.04.2016 14:29

    это все наводит на мысль, что памятники архитектуры никак не защищены, а чиновникам грош цена

    • Анонимно
      6.04.2016 15:53

      Никто не застрахован от кривых рук. Да и не так это критично как тут расписываю. Вряд ли бы кто-то заметил.

      • Анонимно
        6.04.2016 18:59

        Ну если честно, то да, никто и не замечал там никаких особых изменений, пока тут просто об этом не написали.

  • Анонимно
    6.04.2016 14:44

    Так много "знающих, со-своим-мнением"))аж смешно. Да если б вам носом не ткнули вы бы даже не заметили, что реконструкция прошла "как-то не так". Сделали? сделали. а что там срезана "уникальная фактура кирпичной кладки" никто бы и не заметил! Так что хватит верещать и строить из себя великих поборников сохранения исторической архитектуры.

    • Анонимно
      6.04.2016 14:58

      Это так, на самом деле. Видимо, русской душе надо как-то проявлять свою эмоциональность всплесками в комментариях. А к делу это, как обычно, не имеет никакого отношения

    • Анонимно
      6.04.2016 17:53

      Мы с 10-го года, как бы в теме. Здесь самое страшное в срезе не потеря вида, а то что срезан(зашлифован) наружний самый твёрдый слой кирпича и обнажено его пористое тело. И это приведёт к дальнейшему разрушению кирпича. Применение же сода бластинга ( сода сама по себе мягкий материал) при очистке не повреждает здоровые участки и вместе с последующим нанесением защитного покрытия( гидрофоба) сохраняют фасад на многие годы

      • Анонимно
        6.04.2016 18:40

        Опять реклама что ли? Идите и прорабу это их сообщите, ему это нужнее.

  • Анонимно
    6.04.2016 14:50

    Люди, АУ! Здесь нет кучи контролирующих органов - только один - минкульт. А их мало, а персова - она бедненькая, у нее "людёв нету". А Балтусова на проверки с КИСИ ходит - это вообще что-то новенькое. БРЕД!!!

    • Анонимно
      6.04.2016 19:29

      Одно понятно - виновника надо наказать со всей строгостью. Нельзя достопримечательности портить.

  • Анонимно
    6.04.2016 16:02

    Мне горько... Я плачу... В этой мечети муллой был когда-то брат моего дедушки... Я с детства очень любила эту красавицу Азимовскую мечеть. Чего только стоят ее уникальные витражные окна! И только в этой мечети мне хотелось прочитать никах (так оно и было), и только здесь уютное и намоленное место (такой энергетики вы не почувствуете в Кул Шарифе), старинная тихая улочка... Мы были здесь в последний раз теплой осенью, и не прошло полгода, а ее уже успели попортить. У меня, конечно, вопрос сразу к духовным лицам мечети, почему не уследили? Если я пускаю к себе в дом ремонтную бригаду, я четко проговариваю, где можно срезать и долбить, где категорически трогать нельзя. Мулла должен понимать, какой исторический объект находится в его пользовании, он каждый день ходит туда на работу, он должен в первую очередь проконтролировать. Далее экскурсоводы. Что, неужели за полгода не было ни одной экскурсии? Должны были поинтересоваться, что да как. А уже далее по цепочке. А не жить по принципу - моя хата с краю

    • Анонимно
      6.04.2016 22:12

      Не волнуйтесь, вернут всё обратно. Если постараться, можно восстановить прежнюю красоту. Не унывайте. =)

      • Анонимно
        7.04.2016 01:21

        Да-да,гипсовыми нашлепками воссоздадут вид кирпича,за пару годиков и пару сотен лимонов.И пОТОМ каждый год будут поддерживать вид,мильенов за 50.Повыдергивайте себе волосы,а потом вживите ...

  • Fandas Safiullin
    6.04.2016 16:02

    Хорошо, что не снесли, как «номера Болгар».
    Те варвары ведь до сих пор ещё благоденствуют под прикрытием властей.
    И то оскверняющее святое для татарской исторической памяти место чудовище, что построено на разрушенном месте «Номеров» до сиз пор не снесено.
    Стоит, как вдохновляющий пример, для очередных разрушителей.

  • Анонимно
    6.04.2016 16:19

    В середине 80-тых я общался с человеком который участвовал в реставрационных работах Азимовской мечети. потомственным столяром. Из этого следует, что частичная реставрация проводилась.

    • Анонимно
      6.04.2016 22:11

      Может там ступеньки сделали или еще что. В любом случае, нормальной реставрации не было очень давно. Хотели как лучше, получилось как всегда...

  • Анонимно
    6.04.2016 16:58

    Я что-то не пойму, а кто всё-таки назначает подрядчиков, Минкульт, Минстрой или Балтусова?

    • Анонимно
      6.04.2016 17:09

      может гису какое нибудь?

      • Анонимно
        6.04.2016 18:32

        5++++++++++++++++ в точку! молодчик! респект! не побоялся озвучить!

        • Анонимно
          6.04.2016 18:44

          Чего бояться-то, вообще не понял вашего комментария.

        • Анонимно
          6.04.2016 21:47

          нормально они устроились. подрядчиков выбирает и деньги раздает ГИСУ, а виноваты во всем Балтусова и Минкульт.

          • Анонимно
            7.04.2016 17:08

            Вовсе нет, виноваты подрядчики - это их рук дело, они пусть и отвечают.

  • Анонимно
    6.04.2016 17:46

    Сайяр ещё те специалисты,все лето набирали по объявлению шабашников на Галеевскую мечеть

  • Анонимно
    6.04.2016 19:27

    Прорабу влетит. Как говорится, семь раз отмерь - один раз отрежь...

  • Анонимно
    6.04.2016 19:43

    Лавров уже все сказал. Добавить, увы нечего.

  • Анонимно
    6.04.2016 21:24

    я вот совсем не понимаю недовольства, куда глядели! Саяр начал работу в декабре, в январе минкульт привлек прокуратуру по факту незаконности действий, работы были остановлены, в феврале привлекали экспертов и делали независимую оценку работ! и завели дело. Только сейчас бизнес онлайн напечатал статью, по факту возбуждения уголовного дела, и все раскричались - куда мол глядели! то им балтусова не то, то персовой двойка, то киси бред.., а вы куда смотрели, что делали? сейчас апрель на дворе! ах да, вы комментарии только пишете по факту, поданной на блюде вам информации!

  • Анонимно
    6.04.2016 21:44

    Как все на Балтусову с Минкультом накинулись, любо-дорого смотреть. А вы про ГИСУ когда-нибудь что-нибудь слышали? Почему подрядчик не имеет контракта и разрешения, но на объект все же выходит, то есть уверен, что денег в любом случае получит, никто не задумался?

    • Анонимно
      7.04.2016 09:36

      Ну да ну да. А персобалт об этом не знает... Хи, не смешите

  • Анонимно
    7.04.2016 09:01

    Обследовали год назад для ТАТСНРУ этот обьект, обьект уникальный с точки зрения не только внешнего вида но и конструктивного решения стропильной части... недавно приехали гости из Москвы ...решил показать нашу красавицу ... приехали а там полный п... виноваты опять неустановленные лица?! , а причина в том что начальников много и все надзорщики и контролеры у которых главное самим не за что не отвечать... куда все смотрели пока мечеть уничтожали? главные вредители-чинуши

  • Анонимно
    7.04.2016 09:33

    шум подняли те, у кого уплыл солидный подряд. Потихоньку настраивают общество руками "помощника". Она хороший инструмент в руках изощренных "специалистов"

  • Анонимно
    7.04.2016 09:43

    ООО Сайяр работало на объекте с 29.12 по 11.02.2016. С чьей подачи они могли выйти на такой не рядовой объект? Только ГИСУ - лично Айзатуллин Марат мог позвонить своим и сказать, выходите, всё будет. Потому что функция заказчика у Гису. И торгуют все деньги они. Почему он поставил своих людей без конкурса? Следствие должно озаботиться именно этим.

  • Анонимно
    7.04.2016 11:05

    Пусть муфтий РТ и имам мечети дадут ответ.
    Имам мечети каждое действие строителей должен был пропустить через свое сердце. Никого он не должен был подпускать к объекту, только через особо доверенное лицо со стороны исполнителей-строителей-реставраторов, с которым должен был быть заключен договор о взаимодействии при реставрации.

  • Анонимно
    7.04.2016 11:17

    Мда, есть нормальные мнения людей, а есть совсем смешные. Если прикинуть то многие дальше своего носа не видят и мозгами совсем не думают. А комментарии поо промбластинг вообще смешно, так как на объектах культурного наследия запрещено использовать подобное, и можно выполнять работы только ручным способом, а так же разрешено использовать шлейф машинки. Если вы не в курсе почитайте

  • Анонимно
    7.04.2016 11:18

    Взрослые люди. Ведут себя как дети.Мечеть,хоть что то делают.Контролирующие органы приходят куда им нужно а не куда надо,где раньше были?Вон Семин весь исторический центр забрал,фасады покрасил с улицы,и все,а 32 исторических памятника разваливаются не кому дела нет, центр города зайти посмотреть ,некому дела нет...

  • Анонимно
    7.04.2016 11:30

    Взрослые люди. Ведут себя как дети. Мечеть,хоть что то делают. Контролирующие органы приходят куда им нужно а не куда надо,где раньше были?Вон Семин весь исторический центр забрал,фасады покрасил с улицы,и все,а 32 исторических памятника разваливаются не кому дела нет, центр города зайти посмотреть ,некому дела нет...

  • Анонимно
    7.04.2016 12:05

    И такое к сожалению творится на многих объектах реставрации

    • Анонимно
      7.04.2016 23:07

      Назовите еще хоть один. Это нонсенс, поэтому и подняли шумиху.

  • Анонимно
    8.04.2016 08:50

    Карла Маркса 11-15-17
    Большая Красная 16 там вообще фундамент рушится,Здания исторические разваливаются налицо доведение до разрушения,Итого 16 памятников,а Вы кирпичики.....

  • Анонимно
    9.05.2016 16:54

    С одной стороны шок ,что на реставрацию допустили не профессионалов,а шабашников,с другой закономерность.Эта же фирма делала ремонт ,а не реставрацию Галеевской мечети.Еще тогда я отметил ,что срезана треть кирпича по всей поверхности,но тогда это никого не шокировало.А теперь пишут ,что это жемчужина реставрации.Я заметил,что когда выделяются большие деньги от здания остаются одни стены,ни о какой аутентичности не может быть и речи.Еще один пример-гостиница "Казань".Там штукатурку отбивали перфораторами подростки.Все подлинные ограждения балконов исчезли и заменили жалкими подделками.На мыло чиновников охраны памятников Культуры!Такую же горе-реставрацию наблюдал в Свияжске!То же самое на мечети ул.Меховщиков-посмотрите на кладку арок,пока не оштукатуренных.Давно пора создать специализированную реставрационную мастерскую из профессионалов,а не отдавать памятники фирмам -монстрам,которые только деньги осваивают. Но все уже поздно для Азимовской мечети-фасад обезображен и его не вернуть-ни деньгами,ни судами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль