Общество 
22.04.2016

Олеся Балтусова: «В нашей стране травить охрану наследия – это национальная забава»

Помощник президента РТ о том, почему конфликтов с собственниками исторических зданий сейчас стало больше, чем до Универсиады

Завтра Казань на время станет столицей градозащитного движения — на съезд к полувековому юбилею ВООПИиК съезжаются активисты со всей страны. Почему столько зданий в столице Татарстана до сих пор стоят пустыми с красивыми фасадами и зачем республике необходим отдельный департамент по работе с историческим наследием, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ Олеся Балтусова, которая также поведала о судьбе дома Фукса, владений Алексея Семина и других знаковых объектов.

«ЖАЛЬ, ЧТО МЫ ДО СИХ ПОР НЕ СОЗДАЛИ ОТДЕЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАБОТЕ С НАСЛЕДИЕМ ТАТАРСТАНА»

— Олеся, как ощущения? Пятый год вы работаете помощником президента. Если в первый год-два было впечатление огромной работы с историческим центром, то сейчас, кажется, темпы утихли.

— Наоборот. К Универсиаде все обновляли фасады, латали кровлю, укрепляли фундаменты и занимались сетями. А сейчас начались самые трудоемкие работы — по приспособлению. Оно определяется функцией, а собственники не спешат ее определять, хотят продать так. Многие ведь думали, что, приведя в порядок фасад, они здания сдадут в аренду или продадут. Многие так и сделали. Сейчас здания стоят, а время идет. Простой без коммуникаций для нежилого здания равен умиранию.

— Например?

— Дом Фукса стоял на продаже, не придумали функции, потом сдали частями в аренду... Лобачевского, 3 стоит просто в разрухе, так как группа компаний ASG остановила все работы на объектах, стоит без движения Александровский пассаж. Беспокоюсь за дом Киселева на Муштари — собственник ни реставратора не определил на объект, ни функцию. Стоит весь в постыдных трещинах на фасаде и пустой внутри дом Юшкова на Театральной, 1 — сети не провели, в аренду не сдали, функцию не придумали. Ну и целый квартал архитектурных памятников по Рахматуллина — Профсоюзной, переданных «Ак Барс Девелопменту», в аварийном состоянии...

— Есть ли наказание за разрушение?

— По закону за ненадлежащее содержание в судебном порядке объекты могут быть изъяты.

— А в ваши обязанности входит разработка функций подопечных памятников?

— Моя роль скорее медиатора по урегулированию конфликтных ситуаций. Мне ее определил президент при назначении на должность, однако медиаторской работа стала лишь в последние два года, наверное. А первое время мне в основном приходилось блюсти охрану памятников. Потому что в нашей стране травить охрану наследия — это национальная забава. В Татарстане с недавнего времени стало доброй традицией сохранять наследие. А в других регионах страны на градозащитников давят, им угрожают, их обкладывают заказной ложью в СМИ. Пора сменить эту забаву на что-то другое. Охранники памятников — это тоже армия страны, берегущая ее летопись и родословную.

Кстати, градозащитники со всей страны на этой неделе соберутся в Казани — к 50-летию всероссийского общества охраны памятников истории и культуры мы проводим конференцию и съезд градозащитных организаций России. Приедут московский «Архнадзор», защитники наследия из Питера, Вологды, Нижнего Новгорода, Уфы, других городов, будет очень интересно. И вы можете пообщаться с коллегами из других регионов, почувствовать их настроение.

Конечно, и нам в Казани расслабиться не дают. Более того, столько конфликтных ситуаций не снилось нам в 2011 - 2013 годах. Сейчас один хозяин думает, как скорее сдать в аренду по клетушке, другой — как продать, третий — как снести незаметно под видом реконструкции, и редкий четвертый сажает в здание работающую функцию, чтобы и людям на радость, и себе на пользу. А есть и такие дома, у кого до сих пор нет хозяина...

— Но, действительно, не любая функция может приносить прибыль, и собственники памятников в центре города прежде всего считают деньги. Может, стоило бы эти руины ремонтировать за государственный счет?

— Бремя собственности в России действительно тяжелее, чем в Европе, скажем. Три кита функций у наших памятников — гостиница, ресторан и офис. А надо думать и о других. Мелких кафе и «антикафе» не хватает, рядом сидящих творческих студий, мастерских, частных музеев — всего того, что интересно туристу и чего он не находит в Казани даже на улице Баумана — центральной улице с мертвыми вторыми-третьими этажами. Но такой длинный рубль, где надо очень хорошо работать, собирать команду, лично контролировать, нужен немногим патриотам.

Если же мы предложим схему, в которой государство вкладывает средства в ремонт, а далее сдает организациям через конкурс в аренду, то получится, в принципе, уже предложенный Рустамом Миннихановым подход по деревянным домам. Шесть памятников деревянного зодчества отреставрированы специалистами республиканских лесхозов при помощи института «Татинвестгражданпроект» за бюджетный счет, затем сданы минземом через конкурс в аренду или безвозмездно организациям. Здесь остро стоит вопрос об управления наследием. Нет системы управления, нет и содержания зданий...

В этом смысле жаль, что мы до сих пор не создали отдельного департамента по работе с наследием Татарстана в отличие от многих других регионов. Пока совещаемся с министерствами и ведомствами, время уходит.

— Вскоре после назначения на должность вы сказали, что у вас прибавилось пессимизма, поскольку больше знаешь, меньше спишь. А сейчас? С одной стороны, у вас уже есть результаты, спасенные дома, с другой...

— Чтобы больше знать, я поступила учиться в магистратуру КГАСУ на кафедру градостроительства. Пришлось экстренно овладеть основами развития территорий, чтобы владеть ситуацией по развитию наследия, туризма, музейной отрасли. От понимания сути правовых коллизий и причин расхождения жизни с законодательством, конечно, веселее не становится. Это же очень конфликтная работа, и привыкнуть к этому нельзя, зато можно наработать стрессоустойчивость.

«ЭТА РАБОТА ПРОХОДИТ В ПОСТОЯННОМ НАПРЯЖЕНИИ, И БЕЗ ПРИНЦИПОВ НА НЕЙ НЕВОЗМОЖНО»

— Все-таки какие события в прошедшем году для вас были со знаком плюс?

— Из мощных проектов это Дом печати, который приспособили под гостиницу и магазины. «Связьинвестнефтехим» им занимался с 2010 года. Была цель, функция, было предельно ясно, что где будет. Облик здания полностью сохранился, включая частично интерьеры — лестницы, плитка, зал Тукая, вернулся книжный магазин на первый этаж.

Но самое грандиозное событие этих четырех лет — это возвращение к жизни старых храмов. Уже открылись после реставрации Галеевская мечеть и Духосошественская церковь. Когда снова поднялся в небо утраченный минарет мечети, это так красиво архитектурно сформировало угол Парижской Коммуны — Тукая! Было принято решение о строительстве комнаты омовения не в здании мечети XVIII века, чтобы его не портить, а во дворе, а такое решение дорогого стоит. Для этого собирался не один научно-методический совет в минкультуры.

В прошлом году начались работы на Старообрядческой церкви. Когда строили метро в 2000-е годы, а затем дорогу по улице Тихомирнова, не провели нужных укреплений по фундаменту, к церкви подошли грунтовые воды и стояли в подвале, разрушая стены и фундамент. Чтобы определить, какое именно техническое решение по отводу и укреплению применить, в минкультуры на совет пригласили московского эксперта — инженера-геолога Виктора Кувшинникова. Специалисты, можно сказать, успели спасти здание на предпоследней стадии агонии. Работы проводятся дорогостоящие, сложные, с открытиями, привлечением церковных археологов, но они обоснованы, руководство республики поддержало эти работы.

— Вам часто в ушедшем году приходилось идти на принцип?

— Эта работа проходит в постоянном напряжении, и без принципов на ней невозможно. Ведь 73-й федеральный закон («Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прим. ред.) кое-кто не желает даже замечать. Например, сейчас с боем идет обсуждение проекта строительства нового корпуса Суворовского училища. Оно располагается в памятнике истории и архитектуры XIX века, где был институт благородных девиц, на улице Толстого, 14. Так как училище нуждается в общежитии для курсантов, минобороны выделило деньги, этот корпус был спроектирован без учета зон охраны. То есть «Татинвестгражданпроект» не придумал ничего лучшего, чем пристроить пятиэтажный корпус в стиле хрущевки к классическому зданию памятника, потребовав от минкультуры урезать границы объекта культурного наследия. Но закон прямо запрещает сокращать границу памятника в угоду новому строительству. Минстрой же настаивает, и его главный аргумент — ваш памятник ниоткуда не видно! Однако не видно стало в XX веке, а изначально эта площадь была главной у института, именно поэтому вошла в границу памятника. Нельзя ставить орган охраны памятников перед фактом. Курирующие министерства сперва должны были обратиться в минкультуры, чтобы узнать, возможно ли это в принципе, и уже два года назад могли бы найти иное место для строительства. Это поддержал научный совет при минкультуры в полном составе (а это и главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, и главный архитектор ТСНРУ Рания Раимова, и Сергей Саначин).

Нужно или выносить училище из этого места, строить где-то новое со всеми потребностями, или убирать советские постройки около нынешнего Суворовского и строить на их месте.

— У Суворовского училища, наверное, есть свои аргументы?

— Конечно, и это необходимость. Но приоритет должен быть у объекта культурного наследия. Надо смотреть далеко вперед: Суворовское когда-то должно выехать на более удобные площади, ведь оно развивается, ему быть в центре города не нужно. И тогда наши внуки этот памятник должны будут приспосабливать для новых функций. Каких? Такие объекты хорошо подходят для частных школ и детсадов, тем более там есть свой парк, вернее, остатки Нееловой рощи. Ее бы надо соединить с парком имени Горького, кстати. Если не думать вперед, то будущим архитекторам придется работать с тем, что у классического здания бывшего института есть какой-то странный пристрой. Зачем создавать следующим поколениям проблемы?

— Мы писали, что с трудом идет работа по пивоваренному комплексу Петцольда. Сейчас есть подвижки?

— Мы достигли договоренностей по срокам и этапам работ. Реставрация старых корпусов уже ведется, а предложение по новому строительству должно быть вынесено на обсуждение градсовета при главном архитекторе Казани. Проект предусматривает масштабное строительство, размер участка это позволят, и важно, как новое будет сочетаться со старым и восприниматься с озера Кабан. Надеюсь, что архитекторы найдут баланс.

— А если не сумеют? Да и потом, это часто вопрос вкуса.

— Столь значимые проекты в центре города должны обсуждаться экспертной общественностью и жителями города. Но, к сожалению, Казань никогда этого не делает. Градсовет, по сути, закрыт, его проекты и протоколы не публикуются, прессу допускают редко. А обсуждение надо начинать на этапе, когда проект еще только вносится на рассмотрение, с участием и членов градсовета, и СМИ, и городских активистов. Решения градсовета надо публиковать. Существующие публичные слушания — это не механизм. Если невысокие здания не влияют на ландшафт, то такие башни, как ЖК «Барселона» в центре города, или застройка холма Бутлерова — Некрасова с памятником Муллануру Вахитову точно должны идти с обсуждением. Это же на века.

«ПРИХОДИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ. НА ОДНОМ ГОВОРЯТ ДЕВЕЛОПЕРЫ. НА ДРУГОМ — КОРЕННЫЕ КАЗАНЦЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ГОРОЖАНЕ»

— Более 50 объектов нового строительства в историческом центре Казани комиссия согласовала с 2011 года. На ваш взгляд, все эти объекты вписываются в существующую застройку? Какие наиболее интересные, заслуживающие внимание и почему?

— Ответ на каком языке вы хотите услышать?.. Ведь приходится разговаривать на двух языках. На одном говорят девелоперы, жаждущие квадратных метров застройщики и, конечно, многие чиновники — это язык цифр, проектов с выгодной высотностью, технико-экономических показателей и так далее. Это язык аргументов за превращение Казани в сити с небоскребами и ультрасовременной архитектурой... Казалось бы, градостроительство не стоит на месте, города растут и развиваются, лишь этот язык может быть основным. Но нет! Есть еще один. Это язык любви к Родине, к старому городу, его сердцу. На нем говорят коренные казанцы, городские исследователи, горожане, которые любят ходить пешком, которым не все равно, как именно развивается город, во что превращается его вековой ландшафт, как меняются узкие улочки и ради чего они приносятся в жертву. На этом языке многие не вписываются и выбиваются. Но на совещаниях говорят и утверждают эскизные предложения на первом языке. Так появились и «Кловер Плаза», и «Барселона». Могут появиться и новые спорные объекты.

— Вы прогнозируете или знаете заранее, какие проекты грядут?

— Все вместе. Среди современных урбанистов и градостроителей мира принято так называемое соучаствующее проектирование. Это тезис крупнейшего специалиста по гуманистической архитектуре Генри Саноффа об архитектурной культуре, в которой проектирование зданий происходит с упором на вовлечение местных сообществ, активных горожан, широкого круга экспертов. Сейчас же в российских городах узкий круг чиновников решает, как застраивать центральные улицы, потом удивляется, за что только нас критикуют туристы и независимые эксперты... А правильно было бы привлекать в градсоветы разных общественных и научных экспертов, обеспечивать прозрачность принятия решений. В Казани начали делать первые шаги на этом пути. Но и нам до подлинного гражданского управления еще несколько ступеней — консультирование, партнерство, соучастие в проектировании... А мы только начинаем путь.

— Какие проекты строительства в центре Казани сейчас вызывают споры в профессиональном градостроительном сообществе?

— Например, дом у Старообрядческой церкви прошел несколько обсуждений, два раза поменялся собственник, три варианта здания видел градсовет при главном архитекторе Казани, и вот, казалось бы, найден вариант, устраивающий всех, согласованный на всех уровнях. Хороший дом должен получиться. Но какие будут рядом с ним? Улица Тихомирнова формируется очень неоднородно и болезненно, ведь до недавних лет она была низкоэтажной и деревянной, носила другое название и никогда не была столь нагруженной транспортом. К сожалению, анализа пространства очень не хватает. Именно здесь проектирование должно учитывать и местонахождение, и соседство, и запросы жителей Третьей горы по пешеходным переходам через улицу Тихомирнова. Есть и другие застройщики у Третьей горы, с более масштабными намерениями. Исторического ландшафта семи холмов Казань лишается у нас на глазах.


— В прошлом году вы говорили, что одна из главных задач — привести в порядок четыре основных музея Казани. Как с ними обстоят дела?

— Музей Ленина открылся весной прошлого года. В музее Толстого все строительные работы завершены, осенью должны были поставить работу творческого центра в усадьбе, чтобы он сопрягался с работой школы, но это не до конца отладили. В музей попасть можно, правда, скажем так, несистемно. Думаю, скоро они разгонятся.

Музей Боратынского открылся, каждый день события, жизнь там кипит. Это такая редкость — живой музейный дом-усадьба в центре города. Сейчас все культурные события, литературный салон, поэтический театр и краеведческие встречи они из маленького флигеля перенесли в новый белоколонный зал. Сам флигель закрыли на ремонт. И самое важное — появилась экспозиция о жизни Боратынских в казанском крае.

Музей Горького мы еще не открыли, но он полностью готов. Там экспозиция немного обновилась, обрело надлежащий вид огромное фондохранилище, посвященное Горькому и Шаляпину. Качественно отреставрирована мемориальная пекарня. В цокольном этаже должна появиться и настоящая булочная, для этого есть все условия. Кстати, именно в музее Горького уже 40 лет как располагается и музей Шаляпина. Он занимает весь второй этаж. Так что есть в Казани и музей Шаляпина.

— Мне кажется, экспозиция Шаляпина теряется за вывеской «музей Горького», про нее знают немногие. Почему бы не позиционировать ее отдельно как музей Шаляпина? К тому же есть еще экспозиция в музее НКЦ.

— Музей Горького тем и интересен, что его создавали горьковеды, это был один из первых и один из самых крупных музеев в стране, очень мощный горьковедческий центр, сюда приезжали эксперты из Москвы, Питера, в том числе потомки Шаляпина. Горький и Шаляпин были большими друзьями, потомки Шаляпина это знали, поэтому дочь Федора Ивановича и передала вещи отца горьковедам. А коллекция в НКЦ была передана московским коллекционером Котляровым создателям музея Тысячелетия. Так как экспозиция в музее Горького создавалась первой, она уже изучена и атрибутирована, то есть по музейным законам она 100 процентов подтверждена — это важно. Котляровская коллекция тоже интересна, там немного другие вещи, но она еще ждет научного исследования.

Нет ничего плохого в том, что в НКЦ появится еще одна экспозиция, посвященная Шаляпину. Так даже интереснее для музея Тысячелетия Казани, который скоро должен вырасти в полноценный музей города.

— Это классические музеи, а есть еще частные вроде музея чак-чака, который в прошлом году пережил и скандал, и переселение, и новое открытие.

— На самом деле это не музей, а культурно-просветительский проект об истории Татарской слободы, жизни и быте казанских татар. Но такого музея в Татарской слободе до сих пор никто не создал, так что музей чак-чака занял эту нишу. Там создан интерьер татарского дома, посетителей знакомят с традициями чаепития, пребывания в татарском доме. Экскурсоводы об этом вынуждены рассказывать в мечетях, а тут — рассказ внутри настоящего татарского дома. Да еще и разными видами чак-чака и пастилы угощают в ходе рассказа, чаем из самовара, это в комнате с подушками, сундуками и геранью в окошке, да ювелирные украшения сами делают. Там турист проводит время долго. И пусть он так называется — музей чак-чака. Это звучит, и, наверное, лучше не придумаешь.

«МЫ УПИРАЕМСЯ В ТО, ЧТО У ЦЕНТРА ГОРОДА НЕТ КОНЦЕПЦИИ»

— Есть ощущение, что в спасении исторического центра разочаровались компании средней руки, небольшие предприниматели. Они не могут на этом заработать.

— Вот пример — предприниматели купили дом Фукса, вложили огромные деньги. Говорили, что сделают ресторан, но рестораны сегодня переживают не лучшие времена, из 2011 года это было трудно спрогнозировать. Оказалось, что и ресторан они не посадят, и никто не купил. Много было обращений по аренде мелкими организациями, по 20 «квадратов», но они так не хотели делить, потому что перегородками испортили бы здание.

Мы упираемся в то, что у центра города нет концепции. Концепция — это миссия центра Казани, куда он растет, каким он хочет быть. Малазийцы, которые сейчас занимаются Ново-Татарской слободой, у нас первым делом спросили о концепции территории. Такой комплексный документ и должен отвечать на эти вопросы. Дом Фукса не понимает, где он и что, что нужно жителям этого квартала, что нужно офисным работникам вокруг, чего хотят туристы на маршруте. Дальше идем. Улица Каюма Насыри стала пешеходной. Почему ребята, которые делали реставрацию домов Насыри №3 и 5, посадили в здания офисы? Там туристическая, пешеходная зона, а они предъявляют претензии, что не могут у своих офисов ставить машины. Почему над другими функциями зданий не думали? И ГИБДД, и комитет по транспорту работали над схемой парковки, но это узкая улица, и во время дискуссии на обходе Рустам Нургалиевич сказал: пешеходная, значит, пешеходная.

Именно поэтому вопрос управления наследием очень актуален, как и разработка концепции развития центра.

— Сегодня в Казани есть политическая воля по сохранению исторического центра. Но насколько центр защищен документально?

— В Казани разработаны основные проекты планировки и ведется разработка генерального плана, к концу года должен быть разработан проект зон охраны Казани, который будет встроен в эти документы. Тогда и вопрос по отмене старого проекта зоны охраны отпадет. Кроме этого, должны утвердиться границы исторического поселения и предмет его охраны.

— Реконструкция памятника существенно дороже, чем строительство нового. И предприниматели неоднократно говорили: да, мы снесем, но воссоздадим такой же, один в один! И дешевле, и здание будет новым. Вы рассматривали такие варианты?

— Взгляд и варварский, и неверный. Приезжаешь в Стокгольм, нам показывают жилые дома XVI - XVII веков. Укреплены фундаменты, заменено перекрытие, инженерные сети. Если возможно сохранить старый лестничный пролет, он будет сохранен! Они умеют приспосабливать здания к современной жизни, потому что соблюдают закон, система штрафов работает.

У нас же реалии другие. Когда начали работать с Маркса, 56, домом Дротоевского, инвестор с ходу предложил его снести и построить такой же дом, только больше и другой. Красиво же, говорит. Подумаешь, чуть-чуть изменили! Приходится таким активным ребятам на пальцах объяснять, что предмет охраны и ценность дома — это не его облик (внешность), а его внутренность (приметы времени): печи с изразцами, дубовый паркет, система вентиляции, стропильная система и так далее. Например, есть интересный дом, в котором родился Василий Аксенов, на улице Муштари, 22 - 24. Инвестор планирует реконструировать его под частный детский сад и в проекте сохраняет несущие стены и лестницу — собственно, это все, что дошло до наших дней. А есть другой пример — дом на Муштари, 20, доходный дом Киселева (архитектор — Олешкевич). В прекрасной сохранности! Редкий случай для Казани, чтобы исторический особняк и интерьерами сохранился вплоть до печных изразцов и дверец. Пока инвестор не объявил о своих намерениях. Однако есть опасения. Там нельзя менять деревянные перекрытия, их можно только укреплять. При слишком революционном подходе мы потеряем все интерьеры.


— Давайте о небольших проектах. Какие подвижки с домом Иоасафа Удалова?

— Осталось совсем немного — ремонт внутри, обои, паркет. Реставраторы доделывают резьбу по фасаду. Недавно друзьями дома было установлено воссозданное кованое крылечко по книге Нияза Халитова «Металлическое кружево» и по архивным фотографиям, вышло отлично, вплоть до лепестка и заклепки. Сейчас проект интерьера нужно увязать вообще с тем, что там будет. Рустам Нургалиевич поддержал спасение этого последнего домика Суконной слободы и передачу его церкви. Поэтому мы дальше работали с расчетом, что там будет дом прихода Духосошественской церкви. На втором этаже планировалось сделать экспозицию памяти архиепископа Иоасафа Удалова и репрессированных новомученников казанского священства. Настоящий музей с фондами в таком доме сделать не удастся, а экспозицию — можно. Мы доделаем проект интерьера и представить ее митрополиту Феофану. Очень бы хотелось, чтобы он поддержал проект.

— Став помощником президента, вы первым делом хотели заняться домом Михляева, но выяснилось, что сначала надо спасти деревянные строения, более аварийные. Сейчас дошли руки?

— Поручения были даны Рустамом Миннихановым в 2011 году. Когда дом никому не нужен, дело двигается сложно. Дом внутри фабрики «Адонис», входа с Петропавловского собора нет. Здание крайне аварийное. Инвестором определен «ТФБ Холдинг», выделяется 8 миллионов рублей. Провели обследование, сделали проект противоаварийных работ. В прошлом году на объект вышел подрядчик — ООО «Реставратор», которое начало вывозить мусор, откапывать подвалы и укреплять фундамент. Сейчас ставит жесткий каркас, а на него обопрется временная крыша. Наконец-то! Потому что еще чуть-чуть — и Казань потеряла бы свой самый старый жилой дом.

— Вы сейчас пишете в ЖЖ или в журнал «Казань»?

— Конечно, суть свою куда денешь, пишу. Я с давних лет вхожу в одну из старейших казанских литературных студий — студию «АРС-поэтика» при Казанском университете. Редко-редко, но прихожу, что-то читаю свое по правилам студии — три копии. А с журналом «Казань» постоянно работаю и как автор, и как редактор, и как спасатель. Увы, но он тоже наследие, тоже в опасности, его тоже приходится постоянно спасать.

— Почему редко и почему не выступаете на чтениях? Времени нет или ограничения накладывает работа чиновника?

— Работа не запрещает творческой деятельности, ограничения там только по коррупции и коммерции, одинаково мне не знакомым (смеется).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2016 08:29

    Максимум, что могут "придумать" собстсвенники исторических зданий - сдать их в аренду. Только вот КОМУ??? Кто бы взял!

    • Анонимно
      22.04.2016 09:59

      Желающих арендовать в центре не много.
      Во первых проблема с парковкой. Проблемно встать, оформить накладные и получить товар/груз или приехал в кафе/ресторан, а там парковочка на 5 машиномест, одно из которых занимает машина директора. Запрет на въезд грузовиков в дневное время тоже мешает бизнесу, разгрузка машины в нерабочее время это допрасходы на оплату труда. Во вторых проблемно с коммуникациями, кабельная канализация забита, соответственно не всегда возможно подключить нормальный телефон/интернет, а всякие радиомодемы не очень хорошо ловят в помещениях, где толщина стен к двум метрам приближается. В третьих, планировка исторических зданий не всегда удобна, а перепланировку сделать проблемно - куча несущих стен, охранные статусы и т.д. В четвертых, не всегда удачное соседство - либо пустырь, либо обветшалые здания. А рядом с колхозным рынком вообще все прелести антисанитарии...

      • Анонимно
        22.04.2016 10:43

        Вот поэтому и не должно быть ни запретов на парковку, ни запретов на перепланировки. Пока эта "волна" не поднялась, центр был живым и рабочим.

        • Анонимно
          22.04.2016 11:14

          Да, конечно, центр был в хаосе. А те, кто едет в кафе, вполне способны парканутся на платной парковке. Или пусть опять бросают машины где вздумается?

          • Анонимно
            22.04.2016 12:56

            перехватывающих парковок не хватает, нужны новые.

            • Анонимно
              23.04.2016 21:53

              Будут строить, раз нужны для города. У нас просто еще не все понимают, что оказывается нужны парковки для того, чтобы парковаться там)

          • Анонимно
            22.04.2016 13:51

            Человек должен иметь возможность выйти из машины и зайти в кафе или в магазин, иначе в чем смысл поездки в центр. Можно комфортно припарковаться у кафе в других местах. Опять же с офисами вопрос: клиентам где машины ставить?

            • Анонимно
              22.04.2016 14:32

              Клиент приезжает и уезжает, а вот что сотрудникам делать? Ладно, офисные сотрудники в 5-7 вечера разъезжаются, а ведь многие магазины и точки общепита работают часов до 10-11 вечера. Пока посетители уйдут, пока смены закроют, кассы, время к полуночи будет. Общественный транспорт после 10 считай не ходит. При этом сделать парковку для сотрудников возможно далеко не везде, здания впритык стоят.

            • Анонимно
              29.04.2016 17:05

              Офисы сами себе стройте парковки, под землей! Вам никто не обязан выделять землю в городе, что бы ставить вашу железяку и весь поток ее объезжал!

      • Анонимно
        22.04.2016 11:03

        Аренда это ведь не только кафе и ресторан...

      • Анонимно
        22.04.2016 11:14

        Во многих старых городах Европы исторический центр вообще весь пешеходный. Он, конечно, занимает незначительную площадь, но тем не менее. И в таком то месте очень много кафе и ресторанов, магазинчиков. Уж не знаю, как они разгружают товар и решают прочие вопросы, но все эти местечки бурлят людьми))

        • Анонимно
          22.04.2016 12:20

          В конце концов, разгружаться можно и ночью. И тот же Магнит мог бы показать пример. А то постоянно тротуар занимает. Сколько существует Магнит, столько и не меняется ситуация.

          • Анонимно
            22.04.2016 14:37

            Магнит экономит на всем. Рабочее место товароведа часто прямо в торговом зале расположено.По городу товар в грузовиках с прицепами возят вместо того, чтобы на базе перегрузить в что-то более компактное, типа газели. Про стоянку прицепов на проезжей части и тротуарах не забываем. А вы про ночную разгрузку...

        • Анонимно
          23.04.2016 21:55

          Кстати, да, уместное сравнение. И там безопасно гулять по центру. И туристы гуляют спокойно.

        • Анонимно
          29.04.2016 17:07

          незначительная площадь в городах Европы, почти как от Кремля до Колца в Казани. Пусть делают всю пешеходной! Я ЗА!

  • Анонимно
    22.04.2016 08:43

    Олеся, Вы делаете большое нужное дело. Спасибо.

    • Анонимно
      22.04.2016 13:07

      Она действительно старается, но не все зависит от нее. Некоторые решения принимаются выше.

      • Анонимно
        25.04.2016 21:35

        Еще многое зависит от финансирования. Балтусова не имеет бюджета. Но ей удается донести до президента то, что нужно сделать в первую очередь.

  • Анонимно
    22.04.2016 09:03


    Азат Д

    Экскурсовод, в архитектуре и градостроении, то же самое что юрист в мэрах, хозяйственниках.

    • Анонимно
      22.04.2016 10:59

      Судя по комментариям, вы вообще спец. во всем. Но почему-то кроме как в комментариях вас больше нигде не видно.

    • Анонимно
      22.04.2016 11:15

      Ага, от тебя вообще никакого толка.

    • Анонимно
      22.04.2016 12:36

      вы невнимательно читали. четко сказано - учусь в магистратуре КГАСУ, по градостроению. вас зависто что ли гложет???

      • Анонимно
        22.04.2016 13:09

        А бакалавр что получили уже в КГАСУ? или вам сразу в магистратуру можно?

        • Анонимно
          22.04.2016 16:27

          В общем-то магистратура не обязательно подразумевает бакалавриат именно в этой области, достаточно сдать экзамены.

          • Анонимно
            22.04.2016 16:50

            Ну да после заочки журфака..... не смешите меня и сразу в градостроительство магистратура. Великий специалист. я подумал все бы так. А то студенты учатся на бакалавра, столько спецпредметов, а тут бац и магистр градостроительства.

    • Анонимно
      22.04.2016 13:54

      а чем плох юрист в мэрах?

    • Анонимно
      22.04.2016 23:49

      Уважаемый Азат, задайте себе вопрос,- а что вы, лично вы сделали для общества, республики, страны? Критика это хорошо, но не лучше было бы вам направить свою энергию в русло созидания ... Лучше одно маленькое благое дело совершить. Одно то, что в Казани на протяжении нескольких лет не сносят старые здания, уже благо. И в этом есть и ее заслуга. Может придете на заседание ВООПИиК, и поможете всем нам?

      • Анонимно
        23.04.2016 21:56

        Он только анонимно вещать может, прячась за монитор

    • Анонимно
      25.04.2016 19:34

      ну везде надо отметиться.. Вы что-то знаете про Олесю Балтусову? Как она работает? Профессионально или нет? Сами вот лезете упорно с комментариями по любому поводу. не странно?

      • Анонимно
        25.04.2016 21:37

        Ему платят за это, видимо. Иначе откуда столько рвения тратить свое время здесь и писать всякий бред

  • Анонимно
    22.04.2016 09:06

    Прочитал до фразы, что "Шесть памятников деревянного зодчества отреставрированы специалистами республиканских лесхозов при помощи института «Татинвестгражданпроект» за бюджетный счёт, затем сданы минземом через конкурс в аренду или безвозмездно организациям". Дальше стало не интересно и грустно. Думаю, что и объяснять ничего не надо даже не специалистам.

  • Анонимно
    22.04.2016 09:09

    не понятная позиция, к Родионовскому институту (Суворовское училище) нельзя пристраивать новый корпус, а к дому Галеева можно??

    • Анонимно
      22.04.2016 10:32

      Еще раз прочитайте и возможно со второго раза поймете..

      • Анонимно
        22.04.2016 10:55

        не понятно, потому что там тоже территория памятника, а там можно пристроили, что у Суворовского училища один закон, а на доме Галеева другой ?

        • Анонимно
          22.04.2016 11:13

          Потому что помещение для омовения маленькое и никаким образом не нарушает концепцию Галеевской мечети. И в этом вопросе все единодушны - архитекторы, священнослужители. В случае с 5 -этажкой , она кардинально меняет архитектурный ансамбль где располагается училище..

          • Анонимно
            22.04.2016 11:26

            имелось ввиду не здание для омовения, а новое административное здание на территории дома Галеева, надо быть в курсе, что там строится еще и административное здание на территории памятника, омовение на территории мечети.

        • Анонимно
          22.04.2016 11:15

          Проблема решается очень просто.

          Историческое здание надо отдать законному владельцу - Родионовскому институту благородных девиц.

          Нечего мальчишек, будущих офицеров, в бывших дамских комнатах и классах учить.

          Но есть и здесь проблема.
          Где взять в Казани столько "благородных девиц"?
          Для начала можно начать с "девиц легкого поведения".

      • Анонимно
        22.04.2016 14:17

        Отдельно. Где Вы там видели реставрацию или хотя бы восстановление ...

  • Анонимно
    22.04.2016 09:20

    Все сложно...

    Если дело было бы только в штрафах:
    "Закон потому что соблюдают, и система штрафов работает", то все было бы просто.

    Уверен, что стокгольмцы сохраняют свои старинные дома и живут в них не из-за боязни штрафов.
    Тут что-то другое.

    Большинство казанцев за последние 10-15 лет "избавились" от домашних библиотек, от книг, о которых А.С.Пушкин умирая сказал: "Друзья мои книги".
    Поэт предпочел умирать в домашней библиотеке среди друзей-книг.
    А мы вышвырнули своих "друзей" на помойки и сдали на переработку...

    И дело даже не в том, что в старых домах "печи с изразцами, дубовый паркет, система вентиляции, стропильная система..."
    Старые дома, как и старые книги, имеют свою судьбу и даже "душу".
    Пока жива хоть маленькая часть книги (несколько листочков, часть странички), книга жива и может рассказать о многом - как ее делали, кто автор, кто читатель и владелец, через какие испытание пришлось пройти книге...

    Смотрю на даче на старый "побитый" кирпич от дома казанского дома П.Жуковского и вспоминаю о том, как много сделал этот архитектор и инженер для Казани, вспоминаю произведения французского писателя А.Дюма, который обедал в доме П.Жуковского, вспоминаю "Трех мушкетеров" их настоящую мужскую дружбу и любовь к женщинам...
    И все это проносится мгновенно в памяти при взгляде на старый отбитый, "израненный" красный кирпич...

    • Анонимно
      22.04.2016 11:03

      Про книги обобщать не стоит. Книжные магазины не закрываются и далеко не только канцтовары там закупают.

      • Анонимно
        22.04.2016 11:21

        Еще как закрываются!...
        От "старых" социалистических книжных магазинов уже в Казани ничего не осталось - все закрыты.
        Но закрываются и "новые" капиталистические книжные магазины.
        Книги перешли из духовной ценности в материальную ценность - очень низкую...
        Себестоимость книг высокая, цена высокая, а спрос минимальный.
        На тех же площадях выгоднее торговать другими товарами - едой, одеждой, лекарствами и т.д. - прибыль больше...
        И "друзей" массово предали...

        • Анонимно
          22.04.2016 12:31

          Что-то пессимизм в каждом слове. Хожу в книжные магазины разные. Чаще всего в одни и те же годами. Никто закрываться не собирается. Люди всегда.

  • Анонимно
    22.04.2016 09:30

    Про уже второй, утвержденный за последние пять лет, проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского кремля", в границах зон охраны которого регулируется градостроительная деятельность практических всех территорий за пределами территорий объектов культурного наследия, за исключением не более 40 объектов, ни слова. Отнесение более года назад города Казани к историческим поселениям регионального значения без одновременного установления его границ, предмета охраны и требований к градостроительным регламентам - это преступление и беспредел властей. Установление практически на одной и той же территории к уже имеющимся зонам охраны, режимам использования земель и требований к градостроительным регламентам, ограничений в виде достопримечательных мест и исторического поселения - это освоение бюджетных средств. Одним словом масло масленнное.

  • Анонимно
    22.04.2016 09:34

    Не соглашусь с БОА по поводу отсутствия концепции сохранения исторического центра. Она есть. Это концепция музеефикация исторического центра города посредством ручного управления при полном игнорировании здравого смысла.

    • Анонимно
      22.04.2016 10:20

      Согласен. Сколько раз уж говорилось, что центр города без развития - это кладбище, декорация для двух - трех туристов год. Если не сносить старье и не строить новые объекты, если вводить непонятные "пешеходные" улицы и запрещать парковку - центр города погибнет. Без деловой жизни у центра нет стимула развиваться. Требуется наоборот - максимально либерализовать процесс использования собственниками зданий. Убрать запреты на парковки, убрать все запреты на снос и перепланировки - тогда город пойдет вперед.

      • Анонимно
        22.04.2016 10:56

        Сохранение исторического центра и отдельных зданий и сооружений возможны только при сохранении у большинства зданий и территорий исторических (первоначальных)функций использования (жилье, торговля и т.д.)и насыщении отдельных новым содержанием. Музеефикация всей территории- это путь никуда. Музеефикация отдельных территорий - главным образом за счет бюджетных средств. Собственник должен сам выбрать как использовать здание исходя из установленных (утвержденных)видов разрешенного использования территории без всякого диктата со стороны государственных и муниципальных органов.

      • Анонимно
        22.04.2016 11:18

        Гостей в городе намного больше. И с каждым годом их количество растет. Если в центре будет хаос, то и историческим зданиям лучше от этого не будет.

        • Анонимно
          23.04.2016 21:58

          Надо делать дальше город комфортней, даже если сейчас и не много туристов, то если ничего не делать, их количество никогда не вырастит. Поэтому стоит работать на потенциал

          • Анонимно
            27.04.2016 21:45

            Да с каждым годом город становится привлекательней. В первую очередь это гости из ближайших городов.

  • Анонимно
    22.04.2016 09:44

    Особенно хотелось бы услышать от памятникозащитников о регистрации объектов культурного наследия, расположенных в г. Казани, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов Российской Федерации. В соседних республиках - Чувашии и Башкортостане - практически 100% объектов в реестре. А у нас в квартире газ?

  • Анонимно
    22.04.2016 09:55

    Как можно было отдать жемчужину Казани на растерзание не порядочным .Вон один только Семин 27 памятников.
    Налицо за владение памятниками с целью разрушения и обогащения. Некто нечего не видит,а если видит,видит то что ему нужно.
    За город обидно.

    • Анонимно
      22.04.2016 11:01

      Да, но только кроме Семина никто больше реставрировать не вызывался.

      • Анонимно
        22.04.2016 17:19

        Вот теперь и встал этот процесс, а диванные эксперты умничают в комментариях)

      • Анонимно
        22.04.2016 23:57

        Он вызвался не реставрировать, а взять их в собственность. Вы серьезно считаете, что эта личность распродавшая и развалившая столько заводов, обеспокоена сохранением и реставрацией? То что он делает сыпется, обваливается людям на головы, благо не убило пока никого. Профанация, а не реставрация. У него в "реставраторах" гастарбайтеры, или личности не имеющие к реставрации никакого отношения ...

  • Анонимно
    22.04.2016 10:03

    Спасибо Алеся Александровна! Отрадно видеть результаты Вашей работы, приезжаю в Казань раз в полгода и гуляю по старым улочкам, невольно сравнивая с другими городами России. Без Вашей поддержки поломали бы ещё много чего. Хочется чтобы дети мои когда вырастут увидели Казань красивую!

  • Анонимно
    22.04.2016 10:10

    Сёмин то как раз восстанавливает здания и мне как жителю города по барабану кому принадлежит здание, если оно отреставрировано. В Барселоне и Риме почти всё в частных руках. Надо только контролировать и наказывать если ,что не так.

    • Анонимно
      22.04.2016 11:19

      А у нас любят заглядывать в чужой карман. Мне тоже собственник не интересен. Я сам не могу помочь городу, так хоть другие это сделают.

    • Алексей К.
      22.04.2016 15:55

      А что там, за восстановленными ФАСАДАМИ? ??? Пустая кирпичная коробка без междуэтажных перекрытий, иногда даже с пустыми оконными проёмами во двор...

  • Анонимно
    22.04.2016 10:19

    А сколько преград надо преодолеть,чтобы начать ремонт исторического здания.И расходов в 3 раза больше,чем для обычных зданий.

    • Анонимно
      22.04.2016 11:20

      Вот именно...процесс сложный, дорогой. Но у Олеси получается потихоньку восстанавливать городское наследие.

      • Анонимно
        22.04.2016 15:52

        Ага - руки заламывать бизнесу - а то им надо больно. Это у нее получается, как же )))

      • Анонимно
        22.04.2016 15:57

        Олесе тоже всем колхозом надо диагноз ставить, также как она хочет общественность привлекать к строительству - зачем нам специалисты?? нам разброд и шатания нужны. Было уже БОА,и не раз. включите мозги называется

  • Анонимно
    22.04.2016 10:19

    "Шесть памятников деревянного зодчества отреставрированы специалистами республиканских лесхозов при помощи института «Татинвестгражданпроект» за бюджетный счет, затем сданы минземом через конкурс в аренду или.." БЕЗВОЗМЕЗДНО ".. организациям" - прикольно я тоже хочу, чтобы мне безвозмездно что-нить передали?

  • Анонимно
    22.04.2016 10:34

    Олеся-молодец!

  • Анонимно
    22.04.2016 10:46

    Что молодец то,не на одном памятнике работы не видутся пройдитесь по центру.Вот только и хвалим друг друга.

    • Анонимно
      22.04.2016 17:21

      Она лично там должна работать что ли? Как только появится финансирование, так начнется. А в прошлые годы сколько она спасла зданий. Быстро хорошее забываете.

      • Анонимно
        22.04.2016 23:53

        Если бы не президент, ничего бы не получилось

        • Анонимно
          23.04.2016 22:00

          Ну без президента и вообще бы страны не стало. само собой, что конечное решение за президентов. Главное, что Олеся способна до него донести все правильно.

  • Istorik
    22.04.2016 11:01

    Общественным организациям городам, городским сообществам, социально-ориентированным НКО не хватает своего здания.
    Было бы интересно объединить под одной крышей организации, связанные с этнокультурной, с татарской тематикой. Сейчас проходит множетсво мероприятий в этой сфере, им теперь нужен новый уровень. Объединение под одной крышей, обмен опытом, образовательные мероприятия дали бы им хороший толчок, а городу - взрывной рост качественных и оригинальных ивентов, развитие сувенирной индустрии

    • Анонимно
      23.04.2016 13:14

      Бесплатно НКО помещения давать нельзя. Мало ли что "под одной крышей" будет творится.

  • Istorik
    22.04.2016 11:05

    районам Татарстана, старым селам - то же бы не помешала такого масштаба работа...

    • Анонимно
      22.04.2016 11:14

      вот помощник Фишман и до районов добралась, а здесь дальше садика нос не суют, считают что в районах с памятниками все отлично

  • Баланс нужон. Это какой-то ископаемый тотемизм - поклоняться замшелым камням.
    Маслоу с вершины своей пирамиды смотрит с неодобрением.
    Накормите сначала население, дайте работу и будущее, а уж затем, ковыряя пальцем в зубах и поглаживая сытый живот, можно и за эстетику с историей покалякать.

    Конечно, есть якорные, святые вещи.
    Тукай, Фукс, Шаляпин. Все что с ними связано - и трогать не моги. Умри, но сохрани.
    Но как раз здесь-то ((((((.
    Увы и ах...

    Все это исступление про сохранение старины и туризм перед отчаявшимися нищими - бес-че-ло-веч-но.

    • Анонимно
      23.04.2016 12:30

      Вы никогда не поймете... видимо, вы другой человек. А на самом деле за сохранение старины бьются как раз нищие... это просто требование сердца, понимаете? Это не связано с благосостоянием. Подлинный ценитель и защитник старины никогда даже не задумается - а что мне за это будет? Это просто потребность души.

  • Fandas Safiullin
    22.04.2016 12:01

    «Дом печати, который приспособили под гостиницу и магазины... Была цель, функция, было предельно ясно, что где будет. Облик здания полностью сохранился, ... зал Тукая, вернулся книжный магазин на первый этаж.»

    Какой там книжный магазин? Куда он «вернулся»?
    По площади это же простой табачный киоск. Подобное издевательство называется «вернулся книжный магазин»?

    • Анонимно
      22.04.2016 22:13

      Вы правы. Я тоже грустил. Но побудьте там минут 30. Встретите 2-3 человек. Не более!
      Прогнулось издательское дело. В магазине лежит или мусор или дорогущие подарки. А пишется, оказывается, много хорошего. Но в магазин почти не попадает, а оседает в загажниках издателей или используется ими на подарки приезжим гостям.
      Сергей Саначин.

  • Fandas Safiullin
    22.04.2016 12:08

    Вопрос- шпаргалка депутатам Госсовета для депутатских запросов:
    «Кому, когда, кем, по какой цене были распроданы или розданы исторические памятники Казани и республики (с полным перечнем)?»

    • Анонимно
      22.04.2016 23:55

      Вопрос, конечно интересный. И кое-кому известный.

    • Анонимно
      23.04.2016 08:27

      В этой шпаргалке депутаты увидят свои фамилии и названия своих фирм.

    • Анонимно
      27.04.2016 12:46

      До этого антимонопольная служба все не может докопаться - как так без торгов, в обход законных процедур продаются памятники, которые находятся в муниципальной и республиканской собственности. Общественность только постфактум узнает, что у этого памятника появился инвестор. Почему нельзя открыто инвесторов выбирать, почему за нас решают- кто сможет, а кто не сможет реконструкцию сделать и получать доход с уже пущенного в оборот памятника?

  • Анонимно
    22.04.2016 12:09

    Так все красиво написано,про ответственность за нарушения т.д.А по факту не принимается никаких мер.Например,в Старо-Татарской слободе,ул.Каюма Насыри, д.40 объект Республиканского значения.Нарушение на нарушении и нарушением погоняет!Не соблюдается ни закон о сохранении объектов культурного наследия РФ,ни постановления РТ!Причем нарушения очень серьезные!И наказаний никаких абсолютно!!!!!!!!
    Выделили землю этому объекту культурного наследия,якобы для сохранения,отняв землю у жителей соседнего многоквартирного дома и оставив их вообще без дворовой территории.И за два года там ни траву ни разу не скосили,ни снег зимой не вывезли.

    • Анонимно
      22.04.2016 15:34

      землю скорее всего формировали по историческим границам.

      • Анонимно
        22.04.2016 16:57

        ага,здание объектом культурного наследия признали в 2003году,а земля в 2009-2014 резко понадобилась.
        просто в 2008 году появился жилой дом рядом и офисному зданию пришлось с жителями конкурировать за халявную стоянку для машин.т.к. до появления дома, весь пустырь был забит машинами из этого здания,которое сдают в аренду.
        Вообще не понятно,как его культурным наследием то признали.ни одного документа нормального нет!
        еще и восстановительные работы проводят не лицензированные компании!
        И если по историческим границам,то и владельцев надо обязывать облагородить эту землю!
        наше правительство защищает коммерческие интересы,прикрытые объектом культурного наследия!а безопасность граждан по боку!

      • Анонимно
        22.04.2016 16:57

        ага,здание объектом культурного наследия признали в 2003году,а земля в 2009-2014 резко понадобилась.
        просто в 2008 году появился жилой дом рядом и офисному зданию пришлось с жителями конкурировать за халявную стоянку для машин.т.к. до появления дома, весь пустырь был забит машинами из этого здания,которое сдают в аренду.
        Вообще не понятно,как его культурным наследием то признали.ни одного документа нормального нет!
        еще и восстановительные работы проводят не лицензированные компании!
        И если по историческим границам,то и владельцев надо обязывать облагородить эту землю!
        наше правительство защищает коммерческие интересы,прикрытые объектом культурного наследия!а безопасность граждан по боку!

        • Анонимно
          22.04.2016 17:30

          памятником признали в 2000 году, есть постановление

          • Анонимно
            22.04.2016 23:05

            в том то и дело,что кроме постановления ничего нет.
            а на основании чего постановление то приняли?
            получается что от балды.давай признаем,а давай.
            у данного объекта культурного наследия даже паспорта нет,что ябляетсч грубым нарушением,за 16 лет не нашли времени в реестр общероссийский его внести!а ещё в 2014 году возвели новодел!только в мин культе от утверждают,что это "воссоздание"!только это новодел!без вариантов!тк ИП проектировавшее эту арку не имеет лицензии,проверено через мин культ.
            ну и с чего воссоздавали тоже не понятно,просили описания,фото 19 века,мин культ ничего не даёт,потому что у них этого нет.

  • Анонимно
    22.04.2016 15:37

    Музей Ленина, Толстого, Боратынского отремонтированы. Хорошо. А про музей Тукая кто-нибудь вспомнит. Балтусовой этого не надо. Эх егетлэр...

    • Анонимно
      22.04.2016 17:22

      дайте денег и отремонтируют, такие интересные вы. Пишите тут всякий бред, а сами бы смогли справиться с такой работой на месте Олесе? Нет, конечно. Учить, как работать со своей кухни каждый может.

  • Анонимно
    22.04.2016 19:04

    Насколько мне известно, "Татинвестгражданпроект" разработал несколько вариантов посадки спального корпуса и не один вариант Минкульт не устроил, в т.ч. предложенный самим Минкультом. Говорить о новом месте размещения суворовского можно, но земля то Минобороны и оно решает где им размещать суворовское училище.
    Кто-нибудь знает в каких условиях живут курсанты?! Где учатся, там же и живут, спят по 50 человек в одной комнате на двухярусных кроватях, если их так можно назвать.
    Вернуть Родионовскому институт прежние функции - абсурд. Вывести сувовровское с этой территории, значит забросить здание аналогично зданию напротив - военный госпиталь. Пока у здания есть собственник и его эксплуатируют надлежащим образом, оно живо, тем более военные.
    Здание кстати говоря абсолютно не просматривается и кто из горожан знает что это памятник - Родионовский институт благородных девиц.
    Рассуждать умеют, а принять принципиальное решение не могут.

    • Алексей К.
      23.04.2016 08:19

      Так просто не успел Сердюков развалить суворовские училища и продать земли...Следующий таки продаст, и будут коттеджи, а не "памятник истории"

  • Gulfiya Cabirovna
    22.04.2016 20:05

    Одна болтология, но красивая. Только по чему в парке черное озеро вы госпожа и ВООПиК разрешили в место спортивных объектов построить кафе и рестораны? Ведь парк республиканского значения и парк должен оставаться парком. А там все застроят и менее 40% озеленения останется? Что парк начала 18 века, нельзя оставить в покое?

    • Анонимно
      22.04.2016 21:05

      Там только малая часть застроена кафе-рестораном. Люди там гуляют, им надо где-то отдохнуть-поесть, т.ч. лишними уж точно не будут.

  • Анонимно
    22.04.2016 20:40

    "ограничения там только по коррупции и коммерции, одинаково мне не знакомым" насмешила однако.

    • Анонимно
      22.04.2016 21:04

      С чего бы? Она с ними никак не связано. Вообще, молодец девушка, удалось сохранить хорошую репутацию даже не смотря на нападки людей.

    • Анонимно
      22.04.2016 21:21

      Огорчу Вас, но это правда.

      • Анонимно
        23.04.2016 14:00

        наберите в интернете:
        МУП "Свияжское туристическое бюро"(ОКПО: 61821030) (ИНН...

        Директор Балтусова Олеся Александровна. Уставной капитал: 100 тыс.руб. Количество учредителей: 1.

    • Анонимно
      23.04.2016 12:33

      Не судите по себе) такие люди еще существуют, да))

  • Анонимно
    22.04.2016 20:53

    Я других не знаю

  • Анонимно
    22.04.2016 21:24

    Одним словом можно констатировать, что ни одной конкретной проблемы охраны и сохранения объектов культурного наследия так и не были озвучены госпожой БОА. За пять лет можно было бы чему-нибудь уже и научиться, а не выступать ретранслятором, а зачастую и лоббистом интересов так называемой команды "восстановителей наследия" от ТТО ВООПИиК, Минкультуры, КГАСУ

    • Анонимно
      27.04.2016 21:52

      А ты самый умный? Учить, как работать в комментариях не стоит. Балтусова сама знает, как работать.

    • Анонимно
      27.04.2016 21:53

      Балтусова не сдается, молодец. Продолжает бороться за реставрацию зданий. Желаю удачи в этом не легком деле!

  • Анонимно
    23.04.2016 10:09

    Кому Суворовское училище помешало? Там есть свой дух,своя АУРА...Задолбали уже эти деревенские архитекторы...Догадались снести казармы артиллерийского училища!!!Сколько колхозного в этих непродуманных проектах...На мнение горожан абсолютно наплевать...

    • Анонимно
      28.04.2016 04:22

      А на кой они нужны? Только потребляли бы средства на поддержание. Правильно сделали что снесли, теперь там что-то другое будет, нужное городу.

  • Анонимно
    23.04.2016 15:58

    А ведь дом купца Михляева Ак Барсу отдали на реконструкцию? А теперь фигурирует инвестор -Татфондбанк. Это когда произошла смена инвесторов? И когда наконец Ак Барс Строй начнет реставрировать Дворянское собрание или этот объект у него тоже отобрали?

    • Анонимно
      28.04.2016 04:21

      Да какая разница кто реставрирует - лишь бы результат был. Поскорей бы уже доделали.

  • Анонимно
    10.01.2017 15:49

    молодец, Олеся! дай бог тебе здоровья, храни тебя гоподь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль