Бизнес 
22.04.2016

Производители Татарстана придумали таран для штурма торговых сетей

Почему семечки «Ак барс» производят в Башкортостане, мурманчанин продвигает «Татарский пролив», а челнинский чай найдешь только за Уралом

Настоящая битва за круглым столом прошла вчера в РК «Туган авылым». Тема беседы формулировалась привычно: «Экономическая и качественная доступность пищевых продуктов для населения — основа продовольственной безопасности страны». Однако ее наполнение было вполне взрывоопасным: как местному производителю попасть на прилавки крупных сетей. Среди прочего корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, что в других регионах условия входа проще и почему надо опасаться рыбной продукции в местных магазинах.

Генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин представил продукты татарстанских товаропроизводителей
Генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин представил продукты татарстанских товаропроизводителей

СЕМЕЧКИ «АК БАРС», ТАТАРСКАЯ РЫБА ИЗ МУРМАНСКА И ...

Для начала генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» (НТМ) Илсур Сафиуллин представил продукты татарстанских товаропроизводителей. Антуражем были дегустация, концертные номера и презентация церемонии татарского чаепития. Среди производителей — уже имеющие товарный знак НТМ ОАО «Татспиртпром», ООО «Заинский мясокомбинат», ООО «Семечкин», КФХ «Рамаевское», бумажная фабрика «Нега», ООО «Казанский рыбоперерабатывающий завод», КФХ «Исмагилов», ЗАО «Елабужский пищекомбинат», ООО «Касымовский молочный комбинат», «Челны-Бройлер» и альметьевское козье молоко.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить у производителей, какие надежды они возлагают на участие в НТМ. Коммерческий директор компании «Добрая традиция» Динар Губайдуллин рассказал, что прежде всего хотел бы получить информационную поддержку, а также возможность выхода на рынки Татарстана. Компания производит чай и домашнее варенье: «Возрождаем, производим и популяризируем исконные традиционные продукты здорового питания народов России, — объяснил Губайдуллин. — Мы широко представлены в Зауралье — Челябинской, Екатеринбургской областях, в Красноярском крае. На прошлой неделе наше варенье дегустировали даже в аппарате президента России. В Татарстане наша продукция не так широко представлена. В основном в Закамском регионе — Набережные Челны и Нижнекамск». Связано это с тем, что условия по входу у сетей из других регионов по сравнению с татарстанскими более лояльные. «Надеюсь, после круглого стола работа продолжится — в кулуарах, онлайн и офлайн, — считает предприниматель. — Думаю, все должно получиться».

Региональный закупщик «Зельгросс» Аделя Тимошенко не во всем согласна с Губайдуллиным. По ее мнению, производители недостаточно себя рекламируют: «Нужно, чтобы покупатель знал эту продукцию. Мы можем положительно оценить, но если покупатель не знает, то может и не оценить. Эти риски возможных непродаж мы берем на себя. У каждой сети свои условия, они все частные, соответственно, их вместе всех собрать и одновременно что-то делать тяжело». В целом Тимошенко признает привлекательность местной продукции для покупателя: «В Татарстане любят свое — за определенную натуральность, чего может не быть в завозной продукции. Плюсов много, единственное, поддержка нужна, она позволит продукции малого предпринимательства, фермеров дойти до покупателя быстрее. С помощью рекламы, информирования производители и сети могут знакомиться друг с другом».

Генеральный директор ООО «Семечкин» Ильяс Мингазов, живя в Башкортостане, выпускает семечки под маркой «Ак барс». Его компания была в числе первых, получивших товарный знак НТМ. «Мы сначала вышли на рынок Башкортостана, но так получилось, что в Татарстане отреагировали быстрее — получилось все очень гладко и ровно: в республику мы вошли без преград и уже представлены на рынке», — рассказал Мингазов. Пока семечки можно приобрести только в магазинах НТМ, но молодые предприниматели надеются, что в скором времени будут представлены во всех сетевых торговых точках, во всей традиционной рознице: «Мы ведем переговоры, участие в НТМ дает нам информационную поддержку. Все мы понимаем, что традиционная розница вымирает, поэтому основные объемы продаж мы можем сделать только на сетевых торговых точках».

О благоприятной обстановке для ведения бизнеса в Татарстане говорит и Владимир Магаревич — генеральный директор ООО «Казанский рыбоперерабатывающий завод», выпускающего продукцию под брендом «Татарский пролив»: «В Татарстан я приехал в 2012 году с Дальнего Востока. Регион привлек меня темпом экономического развития, также была интересна природа, — рассказал он. — Еще один фактор — большое внимание спорту. За это время я нисколько не пожалел о своем выборе, но столкнулся с такой проблемой, лично для меня серьезной — на прилавках местных магазинов отсутствует ассортимент рыбной продукции, к которой я привык. И по качеству совершенно не то, что должно быть. Поэтому я решил организовывать свою компанию. Привлек опытного технолога из Мурманска, пока ассортимент не широк, но планы грандиозные». По словам Магаревича, Татарстан — один из регионов с минимальным потреблением рыбы. Он призвал сети совместно решать эту проблему.

ЧТОБЫ ВЫДЕРЖАТЬ КАССОВЫЙ РАЗРЫВ, НУЖНО ОБРАСТИ ЖИРКОМ

После дегустации, участников мероприятия усадили за стол: производителей — по одну сторону, представителей крупных сетей («Ашан», X5 Retail Group, «Бахетле», «Эдельвейс», «Магнит», «Августина», «Мечта», «День и ночь» и других) — по другую. Одна из главных тем — возможность сотрудничества по продвижению продукции под брендом НТМ в торговые сети.

Сначала Сафиуллин рассказал о НТМ: «Цель создания «Национальной торговой марки» — формирование единого зонтичного бренда для продвижения лучшей отечественной продукции. Перед нами также были поставлены такие задачи, как объединение наших сельхозпроизводителей под единой торговой маркой, увеличение присутствия продукции и товаров сельхозпроизводителей в торговых сетях, обеспечение требований по качеству, упаковки и конкурентоспособности. В целом мы позиционируем бренд «Национальная торговая марка» как открытый коллективный торговый знак и для других систем добровольной сертификации и проектов, обеспечивающих качество и экологичность пищевой продукции. В настоящее время от мэрии и исполкома муниципального образования города Казани государственное унитарное предприятие «Национальная торговая марка» получило официальное разрешение на использование названий «Казанский пряник», «Казанский чак-чак», «Казанское подсолнечное масло», «Казанский лимонад». Сегодня мы ищем пути для того, чтобы товары были представлены на полках сетей».

Далее говорили в основном производители. Из крупных торговых сетей высказался лишь представитель «Ашана», подчеркнув, что они открыты для сотрудничества. «Это они только говорят красиво, что открыты к общению, что «легко зайти», — посетовала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Алия Ахмерова — исполнительный директор компании «Рамаевская утка». — Благодаря НТМ мы здесь встречаемся, мы их здесь сразу ловим и разговариваем с руководителями». И все же предприниматели не теряют надежды на то, что им удастся положительно решить впрос вхождения в крупные сети. Так, Гадель Зайнуллин, исполнительный директор ООО «Заинский мясокомбинат», предлагает создать фонд, который покрывал бы кассовый разрыв между производителями и сетевиками: «Входящие в НТМ — штучный товар. Мы на рынке с 2012 года, у нас 17 наград республиканских, российских, на международном конкурсе завоевываем золотые медали. А сети просто разбивают этот уровень в прах. Хочу предложить создать фонд поддержки «Национальной торговой марки»: мы поставляем товары, и этот фонд их нам оплачивает, а потом сети рассчитываются с фондом. Это было бы правильно, и мы бы оставляли нынешний уровень качества. Потому что, образно говоря, колбаса за 100 рублей — это не колбаса. У нас колбаса 200 с лишним, и из-за этого нам тяжело конкурировать с теми производителями, которые не борются за качество. Когда мы поставляем продукцию, сети выставляют счет по времени, например, 30 - 35 дней ежедневно должна отгружаться продукция. Для любого молодого предприятия нужно обрасти жирком, чтобы иметь такие финансовые возможности, чтобы держать этот уровень».

Гендиректор НТМ положительно принял предложение: «Если такой государственный фонд мы создадим и он будет покрывать этот разрыв для тех предприятий, которые вошли в марку, тогда мы разрубим этот гордеев узел. Вы продукцию свою в сети отдали, деньги свои из этого фонда получили, вашу продукцию продали — вернули в фонд. Для того чтобы обеспечивать кассовый разрыв в 40 дней. В прошлом году мы своими средствами такую работу делали небольшими объемами. Она позволяет малым предпринимателям заходить в сети».

КАК ТАТАРЫ К ТАТАРАМ

Эмоциональным было выступление директора КФХ «Исмагилов» (выпускает молочную продукцию под брендом «Сихат») Минзуфара Исмагилова: «Проблема лежит намного глубже. Если мы выйдем в сети под единой торговой маркой, это решит многие наши проблемы. К примеру, я работаю с 16 фермерами. Эти фермеры будут вовремя получать деньги за свое молоко. Рабочая сила будет оставаться на селе. Я уже сегодня на селе не могу найти толкового механизатора! А что будет года через два-три? Сети будут, а производить кто станет? Это глобальная задача. Этот вопрос пока мало поднимают, я вам раскрываю эту тайну. Сегодня нужно сеять. Краснодар Краснодаром, но мы же здесь! Наши дети здесь! Мы берем свежестью, оперативностью. Какие бы крупные предприятия ни были, они собирают молоко у нас. Я сдаю часть своего молока посредникам — они полдня едут до завода, там не могут выгрузиться, стоят еще полдня-день. Вы думаете, у них какое-то другое молоко? Я отправляю им молоко, через неделю это молоко приезжает обратно сюда уже отборным. Не секрет, что там в составе. А я продаю сегодня! После обеда перерабатываю, завтра молоко уже на столе у покупателя — это же свежесть, это натуральность. Натуральное молоко должно киснуть в течение трех дней. Даже вода на третий день начинает тухнуть. Скорее бы создали эту кооперацию, чтобы под одной маркой мы зашли в сети. Сети требуют определенных объемов, которые я пока не могу выдержать. Плюс они еще говорят: мы не знаем вашу марку, покупатель не знает вашу марку, будут проблемы с реализацией. Они не хотят работать себе в убыток. А если продукция будет производиться под единой маркой, то будет легче, народ будет узнавать продукт».

«Необходимо проработать возможность создания такой единой марки, — ответил Сафиуллин. — Наши производители могут обеспечить товарную группу для сетей. С нашей стороны мы обеспечим входной контроль». И добавил: «Если «Татспиртпром» — второй налогоплательщик в республике, то он обеспечивает 25% процентов зарплаты бюджетников. Соответственно, чем больше «Татспиртпром» продает, тем больше налогов, тем больше возможностей повысить зарплату. Эти люди придут к вам в магазины! А если деньги уйдут в Краснодарский край, Краснодарский покупатель не придет в ваш магазин. Они пойдут в свои магазины, они не придут к вам. А работник, получив зарплату, придет к вам в магазин. Арифметика такая шкурная, в интересах всех, кто живет в Татарстане», — попытался призвать к совести представителей крупных сетей Сафиуллин.

«Как татары к татарам обращаемся: поддержите нас на местах и в федеральных переговорах. Если будете на местах поддерживать нас на переговорах и просить нашу марку, я думаю, что мы договоримся», — обратилась к сетевикам представитель компании «Нега». Однако просьба вызвала ухмылку на лицах некоторых представителей крупных ретейлеров...

Отметим, что в работе круглого стола также участвовали представители министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, министерства промышленности и торговли РТ, КФУ, КНИТУ, ветеринарной академии, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2016 10:47

    Верните и развивайте уже известный и значимый конкурс "Лучшие товары Татарстана". Зачем распылять бюджеты на организацию? Теперь в минпроме перспективный и современный министр. Пусть занимаются пропагандой потребления татарстанской продукции и повышают спрос на нее. Иначе скоро все задряхнем от всевозможных "Е" и пальмового масла на полках магазинов. Свое нужно потреблять- родное! Где родился, там и поел, и женился, и пригодился.

    • Да не нужны никакие конкурсы! Лет 15 назад я фасовал соль илецкую ,которая в Париже была признана самой лучшей в мире,так как ее добывает японский комбайн на глубине 400 метров и она нигде не соприкасается не с руками не с ногами человека и 70 % рынка Казани была моя соль! И как то пришли проверяльщики санитарные и показали мне секретный кремлевский список продуктов Татарстана,помню там был Алексеевский майонез был,свияжская колбаса и моя соль и т.д. Думаю такой список и сейчас есть у Потяшиной и она его держит в секрете тех кто не бодяжит,не добавляет химии и по максимуму делает натуралку и кто поставляет в обкомовскую столовую свои продукты!А всякие конкурсы это как конкурсы красоты кто лучше переспит с кем надо и больше заплатит та и самая красивая!

  • Анонимно
    22.04.2016 13:09

    Все не удавшиеся попытки конкурсов надо отдать НТМ, у них получается!

  • Я понял так деньги девать некуда государственные и создали еще один типа Халяль центр! Ну зачем Просто молоку или Татспиртпрому какой то покупать новый сертификат Национальная торговая марка И так все знают что Татаспиртпром,это не осетинская водка.Нужно просто как в Финляндии создать прилавки для фермеров имеющих свои бренды и пускать их в супермаркеты для привлечения покупателей. То есть хочет человек деревенский творог и по пути купит водки,бананов,хлеба в других отделах. Нужно учиться у Латыповой Бахетле и она уже создала островок фермерский в Бахетле на Павлюхина и туда фермеры сдают свою продукцию и выставляют на прилавке! Этому примеру должны последовать другие магазины Бахетле и прочие Пятерочки и Эссены! А я считаю дурь когда мы например мелкие молочники пойдем под одной маркой снова одним колхозом! Не будет этого никогда! Торгашам мы в принципе не нужны ,а мы крестьяне передеремся между собой и с тем кто нас куда то поведет! Я например два раза в неделю развожу по магазинам ,но там где продают суррогатную молочку я с теми магазинами договор не заключаю и не хочу чтобы моя продукция конкурировала на одной полке с суррогатной продукцией в супермаркетах. Народ выберет что дешевле и имеет срок годности молока 6 месяцев и что не киснет,а это пальма голимая,у натуральных продуктов свой покупатель и он не должен по супермаркету шастать с тележкой в поисках натуральных продуктов,а должен прийти и купить в одном месте,где должно быть написано что это не суррогатный отдел!Кстати в Бахетле всегда очередь сдавать продукты на Павлюхина,а Латыпова сделала так и мы крестьяне без очереди берем тележку и едим и сдаем продукцию без всякой бюрократии прямо в отдел и выставляем свежую продукцию на полку,а народ уже знает во сколько я привезу и стоит в очереди за экопродукцией!Кстати академия наук Татарстана провела БЕСПЛАТНО огромную работу по выявлению 44 фермерских хозяйств республики и обещали в СМИ опубликовать список этих фермеров и вот их нужно пускать в эти отделы без всяких покупок сертификатов! Нужно АН РТ расширить этот список !Причем списки нужно вывесить во всех вновь создаваемых отделах экопродуктов. Есть в списке значит нормальная продукция,если нет то иди в другой отдел,даже если купил любой сертификат!

    • Анонимно
      22.04.2016 16:00

      Мурат, здравствуй! Сафиуллин, то-же человек и желает иметь долю от государственного пирога. Скоро, в помощь ему введут репрессивные методы- кто не НТМ- тот дурак и продукцию его мы продавать не разрешим в Казани.(немного утрирую) Л.

      • Анонимно
        22.04.2016 19:40

        К сожалению без утрирования, Вы правы. А на людей наш друг с высока смотрит. Втрой год бюджет осваивает, в первый на Туарег набрал, видимо наступили во втрой год работать типа стал, не нуждающихся собрал, а на нуждающихся давид, хоть связи есть и то просто терпят. Провал обеспечен, ещё одна бестолковая ассоциация!

        • Анонимно
          22.04.2016 20:38

          А фермеры в эти ассоциации-капканы от безысходности идут. Думают, помогут . поддержат. В результате получают финансовый пылесос. Л.

    • Анонимно
      22.04.2016 22:11

      Вы вот этот островок хвалите, а там тоже по качеству далеко от натурального, я купил там сыр осетинский по цене, как из Италии, хотел приготовить горячий салат, в итоге у меня сыр не расплавился, а растёкся лужицей с расслоением и сильным фруктовым запахом, позвонил высказать претензии, меня женщина с узбекским именем обхамила и послала, больше я этой "экопродукцией" не питаюсь, но рядом была Ваша Мурат продукция, я на это и купился

      • Анонимно
        22.04.2016 22:38

        НТМ продвигает КФХ Исмагилова - посмотрите в интернете анализ Алкогольинспекции в твороге Пальма! Сайт РПН поставки в дет.сады Чистополя в сливочном масле Пальма!

  • Анонимно
    22.04.2016 17:00

    Мурат, а почему ты прячешься иди на конкурс и уложи там всех на лопатки!

    • А зачем нужен мне этот конкурс? Что у меня лишние деньги и время есть туда ходить? с Сафиуллиным мы и так приятели без конкурса,а еще один сертификат только отпугнет покупателей как сейчас у всех есть сертификаты халяль,а халяльная продукция не у всех.Когда начинаешь спрашивать Аллаха не боитесь? Говорят боимся, но ты же Мурат знаешь сколько натуральное мясо стоит сейчас,а народ и в том числе мусульмане в основном бедный народ и приходится крутится и делать тушенку и колбасу из чего попало,хотя халяль переводится дозволенное и мало прочитать молитву перед забоем!

  • Анонимно
    22.04.2016 22:21

    Народу нужна продукция своих производителей. но не очень дорогие. Уровень жизни населения у нас падает. В Бахетле цены очень дорогие. Поэтому туда я захожу редко. В агропарке и на ярмарке доступные всем. А Сафиуллин сам лично что производит? Вы лучше почаще проверяйте магазины и качество товаров. Магазинов много , поэтому очень много и просроченных продуктов. Хватит уже открывать на каждом шагу продуктовые магазины. В них и людей толком нет.

  • Анонимно
    22.04.2016 23:01

    Вот люди интересные. Сафиуллина ругают а ведь человек начал с нуля и за месяц провел сколько мероприятий молодцы команда. Вот вы Альметьевск езжайте 30 апреля и увидете кто занимается что отвечает. Особенно вынужден муртазин где ваш товар. И где халял??? Не

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль