Гонения на татароведение в КФУ 
30.04.2016

«Гафуров поставил задачу войти в Топ-100. А татарская тематика рейтингов не дает…»

«Слив» татароведения в КФУ: растворят ли изучение титульной нации Татарстана в африканистике?

В ситуацию вокруг ликвидации кафедры татароведения в главном вузе республики накануне вынужден был вмешаться президент РТ Рустам Минниханов. После его критики руководство КФУ созвало экстренную пресс-конференцию, где заверило, что сама научная тематика будет прекрасно себя чувствовать в рамках укрупненных университетских структур, а татарский «бренд», не исключено, что даже сохранится в их названии. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» в искренность этих намерений не верят.


КФУ: «ПРОИЗОШЛО ЗАМЕЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

За Казанским федеральным университетом весь вчерашний день тянулся скандальный шлейф, связанный с вопросом об упразднении кафедры татароведения. В ситуацию пришлось вмешаться даже президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику Минтимеру Шаймиеву. Глава республики накануне на заседании попечительского совета фонда «Возрождение» в жесткой форме раскритиковал ректора КФУ Ильшата Гафурова, показав ему «желтую карточку» за информационную закрытость и «за то, что он плохо отнесся к родному языку». «Реакция общественности резко отрицательная, — добавил масла в огонь Шаймиев. — Надо разобраться с ситуацией, выступить, извиниться».

Чтобы разъяснить позицию вуза, в экстренном порядке была созвана пресс-конференция, на которой директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов вместо извинений попытался все отрицать.

Первым делом он напомнил, что речь идет не о ликвидации, а лишь о слиянии кафедры татароведения с этнологией и археологией: «Сегодня [сложилась] замечательная ситуация — у нас есть возможность по распоряжению президента рассказать вам о том, какая работа ведется у нас в КФУ по дальнейшему развитию направления татароведения, изучения истории, культуры и татарского языка». Что ж, видимо, до вмешательства первого лица республики такой возможности не было...

«Это (слияние татароведения с этнологией и археологией прим ред.) было лишь предложением, одобренным почти единогласно», — отметил он на встрече с журналистами. По данным «БИЗНЕС Online», против слияния кафедр проголосовал лишь действующий заведующий кафедры татароведения и тюркологии профессор Искандер Гилязов.

Далее Хайрутдинов заявил, что произошла подмена понятий и прежде чем вести предметный разговор, необходимо определиться в терминах: «На каком-то этапе произошло замещение понятий — под татароведением была воспринята подготовка специалистов в области татарской филологии, языка и культуры. Речь шла о кафедре татароведения, которая в дальнейшем, если одобрит ученый совет КФУ, должна соединиться с кафедрой археологии и этнологии, сохранив при этом все бренды и названия. Давайте определимся в терминах. Татароведение — это междисциплинарная наука, в которой представлена и история татарского народа, изучение духовной культуры, в том числе и языки».

Он попытался убедить общественность, что это направление не только не сворачивается, но и, напротив, бурно развивается.

«Татароведение, востоковедение и исламоведение являлись и являются приоритетом с самого начала основания Казанского университета, — через запятую перечислил Хайрутдинов. — За последние несколько лет направление татароведение приобрело другое значение. Никогда в истории КФУ не привлекалось столько студентов, изучающих историю татарского народа, историю тюркских народов и народов Поволжья».

Что касается укрупнения, то, по его мнению, в этом нет ничего страшного: повсюду идет объединение ресурсов. Это шаг является не только оправданным, но и необходимым, — считает Хайрутдинов. — Цель не в том, какую организационную форму приобретет, а в качестве подготовки специалистов и самое главное — в качестве научных достижений».

 Рамиль Хайрутдинов Рамиль Хайрутдинов

Все же, несмотря на сложившуюся «замечательную ситуацию», руководство вуза было вынуждено прислушаться к замечаниям президента. Если до вчерашнего дня утверждалось, что новая кафедра будет носить название «востоковедения и африканистики», то теперь Хайрутдинов убеждал журналистов, что окончательное решение по названию новой кафедры еще не принято. «Название кафедры на стадии утверждения. Это может быть и «кафедра татароведения, археологии и этнологии» и «этнологии, археологии и татароведения», «татарской истории и татароведения», — допустил оратор.

Однако шаг назад на уровне символов (то, что татароведение ставилось ниже африканистики, выглядело, как ни крути, скандально) ничего не меняет по сути — татароведение как отдельное направление растворяется в ряде других.

Кстати, африканистике, которая благодаря Минниханову может исчезнуть из названия кафедры, Хайрутдинов тем не менее посвятил на пресс-конференции немало времени и теплых слов. Ее плюс как дисциплины в том, что она полностью соответствует научной классификации, которая существует не только в России, но и в мире. Да и вообще, Казань стала третьим центром в России, который готовит специалистов для работы на африканском континенте. Что ж, остается только порадоваться за Нигерию и Зимбабве.

Искандер Гилязов (второй слева) единственный проголосовал против слияния кафедр (фото: kpfu.ru) Искандер Гилязов (второй слева) единственный проголосовал против слияния кафедр (фото: kpfu.ru)

ИНСТИТУТ ТАТАРОВЕДЕНИЯ: «МЫ НЕ ГОТОВЫ К ЭТОМУ»

Между тем, расхваливая битый час преимущества эффективности новых организационных форм, а в частности укрупнение кафедр и факультетов, Хайрутдинов не смог внятно объяснить, почему оптимизация коснулась только татарских направлений. К примеру, если кафедра татарской истории уже давно вошла в состав кафедры истории России — отечественной истории, в рамках которой ученые занимаются и вопросами татарской истории, то кафедры российской истории, археологии и этнографии работают сами по себе, и планов по их укрупнению у руководства университета почему-то нет.

Также не смог Хайрутдинов внятно ответить и на вопрос, почему нельзя совместить необходимость укрупнения с повышением, а не понижением статуса национальной компоненты. Например, путем создания отдельного института (к примеру того же татароведения), который объединил бы в себе всех специалистов, занятых изучением татарской истории, культуры, языка и литературы. К примеру, Высшая школа татарского языка или Институт татароведения на примере Высшей школы истории, Высшей школы иностранных языков, Института филологии и межкультурных коммуникаций и других, уже, со слов представителя вуза, доказавших свою эффективность.

Единственное — Хайрутдинов попытался оправдаться тем, что в республике уже есть Институт истории при Академии наук РТ (заметим, что резонансная статья его руководителя Рафаэля Хакимова на страницах «БИЗНЕС Online» во многом привлекла внимание к ситуации), а директор института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов, также присутствовавший на экстренной пресс-конференции, честно признался, что на данном этапе они не могут решить этот вопрос положительно: «Это очень сложный вопрос. Такое решение в компетенции только ученого совета и руководства университета. Кто знает, может быть, через какое-то время мы сможем вернуться к этому вопросу. Но, по нашему мнению, на сегодняшний день мы к этому не готовы», — отметил он.

Радиф Замалетдинов Радиф Замалетдинов

КАК КФУ РАСТВОРЯЕТ ТАТАРСКОЕ

«Слив» татароведения, возможно, не вызвал бы такой широкий резонанс, если бы не стал для татарской общественности последней каплей, переполнившей чашу терпения. Дело в том, что политика по выхолащиванию татарского компонента из КФУ, по мнению многих наблюдателей, проводится руководством вуза планомерно уже на протяжении нескольких лет. Так, сначала созданный с такой помпой Татарский гуманитарный институт растворился в недрах вновь созданного федерального университета. Затем факультет татарской филологии и истории канул в лету. Филологическая часть растворилась в Институте филологии и межкультурной коммуникации, а историческая вошла в состав кафедры татароведения, рискующей утонуть в недрах кафедры, которой еще недавно хотели дать название «Востоковедения и африканистики».

Также умалчивается и тот факт, что при реорганизации татароведение, по нашим сведениям, планируется раздробить по нескольким направлениям: часть перейдет на кафедру этнологии и археологии, часть — на кафедру отечественной истории, кафедру музеологии и культурологии и даже на направление «алтаистика», куда входят китайский, корейский, японский и тюркский языки, то есть по факту татарский язык будет изучаться на одном уровне с корейским и японским, а история татарского народа встанет на одну ступень с историей африканских народов. Все бы ничего, если бы эти процессы проходили где-нибудь в Кейптауне или Нагасаки, а не в столице Татарстана, где изучение татарского наследия все-таки должно быть в приоритете.

Такая же участь в ближайшее время грозит и факультету татарской журналистики, если ее сольют в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций. Ну а первой жертвой, как уже писал «БИЗНЕС Online», стали учителя математики и информатики ля татарских школ. С нынешнего учебного года КФУ прекратил их подготовку, хотя раньше ежегодно набирал группы от 10 до 28 человек. По мере того, как уже набранные курсы завершать обучение, направление «Педагогическое образование: математика, информатика и информационные технологии в билингвальной татарско-русской среде» в Институте Лобачевского постепенно прекратит существование.

Ильшат Гафуров и Рустам Минниханов Ильшат Гафуров и Рустам Минниханов

ТАТАРОВЕДЕНИЕ МЕШАЕТ ГАФУРОВУ ПОПАСТЬ В ТОП-100?

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили новации, подготовленные в недрах КФУ.

Искандер Гилязов — завкафедры татароведения и тюркологии, профессор КФУ:

— Кафедру пока не закрыли, решения еще никакого не принято. Кафедра существует, и она будет действовать до конца учебного года. В начале нового учебного года, скорее всего, произойдет трансформация по укрупнению. Эта тенденция идет по всему университету. Татароведение пойдет как одно из направлений вместе с этнологией и археологией. Все учебные нагрузки сохраняются, все преподаватели также работают — пропадет только название.

Рафаэль Хакимов — директор института истории им. Марджани, вице-президент АН РТ:

— Рамиль Хайрутдинов выступил в «Татар-информе», сказал, что это не так, мы не закрываем и так далее. Гилязов работает, хотя он был уволен. Видимо, документы сейчас быстренько перепишут — в таком роде. Кафедра была расформирована, заведующий был уволен. То, что они в названии оставят татароведение, — это ни о чем не говорит, потому что они взяли и перечеркнули все связанное с татарами, с татарской историей. Это общая тенденция, которая идет, просто когда ликвидировали кафедру, это стало последней каплей. Для меня это было понятно давно, но для многих стало открытием.

Все подстраивается под европейские названия, не стандарты, а названия. Гафуров поставил задачу попасть в Топ-100 — для этого нужны рейтинги. Начали смотреть — татарская тематика рейтинги не дает, надо ее ликвидировать, передать куда-нибудь. Даже нам пытались. Видимо они считают, что преподавание суахили поднимет их рейтинги. С ума сходят.

Ринат Закиров — председатель исполкома всемирного конгресса татар:

— Как можно в Татарстане, в федеральном университете убирать татароведение? Его во Владимире открывать, что ли? Тот, кто поднял этот вопрос, абсолютно не прав. То, что останется название «татароведение» ... Они говорили, что и у Татарского гуманитарно-педагогического университета название останется. Это все говорят, чтобы успокоить общественность. В результате не осталось ни названия, ни сути. Я им не верю. Видимо, у них какие-то другие планы. Татарская тема все дальше и дальше отходит назад.

Сейчас большая проблема — нехватка татарских учителей. Ребром встал вопрос подготовки татарских учителей. Федеральный университет эти вопросы снимает с себя. Этого не должно быть. Нам теперь надо возродить педагогический университет. Через пять-шесть лет в школах не останется преподавателей. Не только на татарском, скоро и на русском не останется. Татарские предметники уже сейчас проблема. Отделы образования отправляют учителей математики, физики на курсы, и они начинают вести татарский язык. Для того чтобы преподавать математику, учились 5 лет, а тут, только пройдя краткосрочные курсы будут учить татарскому языку... Идти таким путем нельзя. Если федеральный университет взял на себя подготовку педагогических кадров, то система подготовки должна работать на полную мощь. Наш пединситут был известен на всю Россию, а сейчас со всей страны у нас просят педагогов, а их нет. В прошлом году в КФУ 100 математиков обучили, из них только 12 согласились идти в школу. Татфак надо возродить — оттуда вышли писатели, поэты, интеллигенция. Кому это мешало?

Ирек Шарипов — депутат Госсовета РТ, директор Дома дружбы народов Татарстана:

— Я к этому негативно отношусь. Надо, чтобы название соответствовало содержанию. Татары — вторая по численности в России нация, народ, который определяет национальную политику страны. Еще несколько лет тому назад в вузах некоторых городов России обучали татарскому языку и литературе, например в Тюмени, Удмуртии, Москве. Сейчас нигде не осталось. Все с надеждой смотрели на Казань, а если Казань сама закроет подготовку специалистов, это будет очень плохой пример. Говорят, что названия не будет, а суть останется — все это неправда. Должен быть высокий статус. Он должен быть на уровне факультета, института. Сейчас на весь мир остался один единственный вуз, где было что-то татарское, — КФУ. Горько, что даже кафедру не можем оставить.... Казанский императорский университет даже в царские времена занимался воспитанием национальной интеллигенции, причем не только татарской, но и чувашской, удмуртской, казахской. Это было его миссией. Если мы в нашу демократическую эпоху уберем у вуза эту функцию, то это будет политическая недальновидность.

Азат Ахунов — доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Дело ведь не только в татароведении — была кафедра востоковедения и исламоведения. В результате реорганизации планируется присоединить к ней кафедру татароведения, кафедру восточных языков и культур и другие — в итоге планировалось создать большую кафедру под названием «востоковедение и афринканистика». Часть кафедры татароведения переходит на африканистику, а часть — на кафедру алтаистики. При этом терялись эти названия — татароведение и исламоведение. Обещают, что как наука татароведение останется — останутся те же часы, те же преподаватели. Но это уже не будет звучать как отдельное направление в структуре университета. Возможно, будет развиваться, как и раньше, но уже не будет в Казанском университете структуры, которая занимается именно татароведением. Скажем, если простой человек откроет сайт университета, он не знает, что куда входит, и он будет судить по названиям, люди будут видеть, что здесь нет таких направлений. Хотя они и будут, но они не будут обозначены. Для Казани важно, чтобы эти темы (татароведение и исламоведение) звучали, чтобы было видно, что они есть, чтобы любой посторонний человек мог зайти на сайт университета и увидеть, что они есть. Такая же учесть в ближайшее время грозит и факультету татарской журналистики, если ее сольют в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.04.2016 10:12

    совершенно очевидно что гафуров выполняет и исполняет чьи то ТРОЯНСКИЕ УСТАНОВКИ по внесению раскола и деградации в Казанский Государственный Университет

    конечная цель этих ТРОЯНСКИХ УСТАНОВОК это постепенное умирание университета ...

  • Анонимно
    30.04.2016 10:17

    Надо служить прежде всего своему народу! Его духовные запросы должны быть на первом месте! Не понимающим не место в руководстве! Духовные запросы татар не противоречат запросам иного характера, востребованного временем и обстоятельствами. Татарский язык, история, культура - это целый пласт, которого надо беречь и развивать! Для тех, кому деньги - смысл жизни и главный приоритет, и когда в стране уже через разных психологических тренингов идет процесс переформатирования сознания тысячи и тысячи молодежи и граждан среднего возраста, вообще есть опасность в скором времени потерять свой татарский облик, а вернее даже, облик российского человека, будь это русский, или татарин, или чуваш, мордва...Никогда для народов россий деньги не были на первом месте! Поэтому, изучайте, что внедряют в мозги на этих тренингах, и делайте все, чтобы не потерять свой менталитет.

  • Анонимно
    30.04.2016 10:30

    Что там с базой отдыха кордон для студентов кфу в орловке?

  • Istorik
    30.04.2016 10:31

    рәхмәт мәкалә өчен!

    Надо КФУ ставить четкую задачу по развитию данных направлений - через год отчитаться и провести независимый аудит. Если положительной динамики через 2 года не будет, значит тактика КФУ не сработала.
    Здесь важно именно оценка общественности, а не только внутренние операции КФУ со статистикой

    • Анонимно
      30.04.2016 16:13

      По поводу проверок давно накипевшая тема все мы знаем как там все осваивается.

  • Bure
    30.04.2016 10:38

    У Гафурова есть московское начальство уши торчат оттуда .

    • Анонимно
      30.04.2016 15:45

      А еще какое должно быть. Только Московское. Это Российский Универ

      • Анонимно
        30.04.2016 15:56

        Поэтому и надо все эти вузы не развивать тут, а постепенно позакрывать. В Казани слишком много московских универов. Перебор. И нет ни одного своего. Оставить один технический, а так все остальное тут лишнее.

        • Анонимно
          30.04.2016 16:59

          Давайте не путать КГУ-КФУ с другими московскими универами. КФУ - федеральный Российский универ

  • Анонимно
    30.04.2016 10:38

    При слиянии Педа и КГУ создали большой институт в рамках КФУ. Директором назначили Замалетдинова и он все развалил...и сейчас боиться и уклоняется от ответов

    • G. Badretdin
      30.04.2016 11:20

      Да, и назвали его именем Льва Толстого. Очень люблю творчество Толстого и уважаю его творчество, но ведь у нас и своих выдающихся личностей множество! Даже на этом уровне бояться татарского. Если уж татарское настолько ненавистно, назвали бы именем Карла Фукса) Все таки Европа! Это же сейчас так модно)

      • Анонимно
        30.04.2016 13:10

        Вы чувствуете разницу в уровне Льва Толстого и Карла Фукса, первого знают везде, а второго только наши местные краеведы...

      • Анонимно
        1.05.2016 12:11

        Квасной патриотизм дело хорошее - ... в пивной.

    • Анонимно
      30.04.2016 14:05

      После объединения КГУ и Гуманитарно-педагогического было создано 2 десятка институтов. Надо отдать должное директору института филологии, благодаря которому удалось сохранить филологическое образование в федеральном университете со всеми необходимыми для дальнейшего развития кафедрами. Я уже ушла на заслуженный отдых, но продолжаю общаться с коллегами, приглашают и на мероприятия. Там сегодня единый и дружный коллектив. Думаю, у них есть будущее.

      • Анонимно
        30.04.2016 16:02

        А я типа с улицы пишу? Будь я из КАИ МНЕ ДО НЕГО БЫЛО БЫ КАК ДО ЛАМПАДЫ

    • Анонимно
      30.04.2016 14:20

      Замалетдинову нечего бояться. К его институту как раз ни у кого вопросов нет. Благодаря коллективу филологического института КФУ вошел в ТОР-200 по лингвистике. Когда там окажутся другие направления, пока никто не может сказать.

      • Анонимно
        6.05.2016 21:56

        Институт Толстого - большой винегрет получился, татарская филология усилена хореогрфией и рисованием под флагом Тукая. Почему-то русская филология обошлась без замечательного фольклора и живописи. И скрепы еще нужны. Хорошо бы к филологии еще кулинарию добавить!

    • Анонимно
      30.04.2016 18:23

      Боится что делает, без мягкого знака

    • Анонимно
      30.04.2016 23:49

      Зачем Замалетдинов должен держать ответ за то, к чему он даже близко не причастен? Свое дело он знает, и делает его без лишней шумихи.

  • Анонимно
    30.04.2016 10:54

    Спасибо, БО, что подняли такую острую тему.

  • Анонимно
    30.04.2016 11:02

    Вот ведь что интересно. У университета есть попечители. Конечно, они не должны вмешиваться в текущие процессы, на это есть ректорат. И даже не должны определять все то, что связано с научной деятельность университета, на это есть ученый совет. Но вот расставить четкие приоритеты, основные точки его развития должны. И тут следовали бы проработать и саму стратегию развития университета, и самое главное ее миссию, его идеологию, его цели. Что же несет университет для жителей республики, это в первую очередь. Ведь в России университетов много, и они в разных регионах, и каждый из них служит развитию своего региона. Возможно, кроме московского. Думаю, ректорат задался превратить университет в бизнес-структуру без ярко выраженной цели. Будут платить за суахили, будут преподавать суахили, будет откуда-то заказ на изучении истории тамилов, будут изучать историю тамилов. Здесь установка на получение прибыли, на деньги. И тот же рейтинг. Чтобы добиться там определенного места многие университета идут на все. Тут и перекрестные ссылки друг на друга, тут и карманные издания для повышения количества статей, тут количество обучающихся студентов, тут и индексы цитируемости самих преподавателей и т.д. Но за всем этим теряется смысл существования самого университета. А ведь большинство университетов, кто входит в первую десятку или сотню, это не только старые университеты со своими традициями, но и с репутацией и очень длинной историей, которая связана с историей страны, с тем, что они внесли в эту историю. Создав по новой бизнес-структуру, которая будет заниматься и нефтепереработкой, и подготовкой инженеров для авиационной промышленности, и специалистов по IT-технологиям, по биотехнологии, мы получим совершенно новый технологический вуз, если в ней не будут чтить то, что связывает этот университет в республикой, с его народом. А для такой связи и нужны такие кафедры. Пусть они будут небольшими, пусть они выпускают по 5-10 человек в год бакалавров и 3-5 магистров, но она должна работать самостоятельно, не смешиваясь с теми, кто будет изучать язык суахили или историю караимов (это так для примера), теми кто будет заниматься археологией и этнографией других народов. Попечители должны указать, что университет должен держать вот эти кафедры без изменения, как то, что делает ее историю, ее традицию. А финансировать тоже должны, например, через специально созданную грантовую систему, о которой я уже писал в своем комменте. А также через спонсорство. Булгарин.

  • Анонимно
    30.04.2016 11:02

    Постоянные реорганизации в Казанском университете идут года с 2010-года. Сначала присоединялись другие вузы, потом соединяли кафедры, затем ликвидировали факультеты, организовывали институты и т.д. до сегодняшнего дня. При этом на каждом этапе увольняли людей: пенсионеров, строптивых, людей с отличной точкой зрения, неудобных, просто сводили счеты... В итоге имеем то что имеем - царство бюрократии. Какая татарская нация, татароведение? Я вас умоляю, это бюрократы, им просто все равно.

    • Анонимно
      30.04.2016 15:01

      Да ладно... Писанина просто в стол. Высасывать из пальца то, что никто никогда и читать не станет, строптивые именно этим занимались, да денежек требовали, а где взять на всех?..
      До сих пор школы обязывают закупать журналы на татарском, которые, не распечатывая даже, в макулатуру ежегодно отправляют.

  • Анонимно
    30.04.2016 11:09

    Ахунов поднял важную тему: ликвидацию единственной в России кафедры исламоведения в светском вузе. Теперь исламоведов будет готовить Казанская семинария. Назад к миссионерской школе. Ликвидация татароведения и исламоведения - звенья одной цепи.

    • Анонимно
      1.05.2016 15:18

      Азат Ахунов - единственный мужественный преподаватель, открыто высказавший свое мнение по ситуации в КФУ. А ведь за это он может пострадать. Сотрудники КФУ молчат либо высказываются анонимно. Происходит это от того, что Университет уничтожен как саморегулирующая система. Демократические начала в нем сейчас отсутствуют. Раньше в университете руководителями становились люди обладающие в общем и целом научным и моральным АВТОРИТЕТОМ - ИХ ВЫБИРАЛИ сами сотрудники. Сегодня "креативные менеджеры" - это НАЗНАЧЕНЦЫ. Для них характерна АВТОРИТАРНОСТЬ. Они могут уволить любого, кого захотят. Коллектив же на них повлиять никак не может. Сегодня Ученые советы в КФУ превратились в голосовалки. Проблема в том, что в такой ситуации наука вряд ли возможна, ибо в ее основе должна лежать КРИТИКА.

  • Анонимно
    30.04.2016 11:29

    Троянские кони какие-то

  • Анонимно
    30.04.2016 12:10

    С приходом Гафурова в Университет уровень обучения резко упал (студент заставший двух ректоров - Салахова и Гафурова).

    • Анонимно
      30.04.2016 18:39

      ты что? вечный студент? Лобачевского не застал, болтун-пустомеля?

  • Анонимно
    30.04.2016 12:12

    Думаю, всему причиной - жажда федеральных должностей, а туда защитой татарской тематики не въедешь...

  • Анонимно
    30.04.2016 12:42

    Под предлогом реорганизации, "укрупнения" вузовских структур, в КП)ФУ давно идет методичный, плохо прикрытый процесс выхолащивания, изгнания из стен университета татарской культуры, языка, литературы и истории. По духу и характеру, весьма напоминает памятный процесс повальной "оптимизации" (обратите внимание - не закрытия!) сельских школ. И кто за всем этим стоит? Кажется, какой-то Гафуров? Кто он? О таком ученом никто не слышал.. Возникает уместный вопрос: откуда он взялся? Каким образом оказался в стенах прославленного университета? И кто дал ему, "человеку с улицы", право творить беспредел? Не боится ли, что однажды с него спросят? Гос. премиюю им. Г. Тукая, точно, не дадут!

  • Анонимно
    30.04.2016 13:25

    Стыдно это читать .
    люди не поняли что КФУ делает лучше для татароведения .
    Что же вы так извращенно все сделали ,если ни кому не понятно?
    Зуфар. .

    • Анонимно
      30.04.2016 16:27

      Восстановить Татарский педагогический университет.Создать Татарский государственный университет.Посмотрите у башкир-БГУ.у чуваш ЧГУ.только у татар нет своего университета.

      • Анонимно
        1.05.2016 06:25

        Да, республика обязательно должна думать об этом. Это очень важно.

  • Анонимно
    30.04.2016 13:39

    Азату Ахунову вообще должно быть стыдно, работает в институте и намеренно вводит общественность в заблуждение. Никакая часть татароведов не уходит на кафедру африканистики, такая конфигурация даже не обсуждалась.
    Есть люди, которые знают и знают, что они знают. Задавайте им вопросы. Есть те, которые знают и не знают, что они знают. Они забывчивы. Напоминайте им. Есть люди, которые не знают и знают, что не знают. Они нуждаются в руководстве. Научите их. И есть люди, которые не знают и не знают, что не знают. Они невежественны. Сторонитесь их. Так вот, Ахунов относится по всей вероятности к последней категории людей или все же он забывчив?

    • Анонимно
      30.04.2016 23:02

      Ахунов написал правду! И только ещё мизерную часть! Если бы люди знали (особенно Шаймиев и Минниханов) всю действительность в исполнении Хайрутдинова, они бы ужаснулись... Тем плохо ВСЕ!!! Хайрутдинов сам знает, что он ничего знает и знать не хочет и не может...

      • Анонимно
        1.05.2016 19:16

        Ахунов в комментарии дал абсолютную ложь, ни слова правды, а Вы его поддерживаете, видимо, из-за невежества. Красивые слова, да? Смотрю они Вам тоже понравились, но не надо ими апеллировать повторно. Вы относитесь к той же категории, что и Ахунов. Не знаете и не знаете, что не знаете.

    • Анонимно
      30.04.2016 23:12

      За время ректорства Гафурова КФУ потерял свою значимость не только среди татарской интеллигенции, но и среди татарской бюрократии. Если раньше бродила шутка, что в КГУ учатся дети глав администрации, а в Академии госмуниципального управления - дети заместителей глав, то сейчас в КФУ не отправляют
      детей на учёбу даже средние чиновники
      министерств, знающие положение дел в КФУ. Даже
      рядовые горожане ищут возможность выучить детей в сольных городах. Все говорят, что в КФУ полный бардак и детей там ничему не научат. Вот оно, нынешнее положение КФУ!

    • Анонимно
      30.04.2016 23:17

      Гафуров, бесспорно молодец! Ему тоже можно вручать Тукаевскую премию за развал университета. Все, кто его хвалят, это или его ближайшие сподручные (других у него не может быть), либо люди, которые на своей шкуре не испытали "гафуровщину"! Не желаем вам этого, не смотря на вашу недальновидносиь.

  • Анонимно
    30.04.2016 13:58

    Рустам Нургалиевич, татар халкына каршы эшлэнэ торган бу кабахатлелеклэргэ киртэ куегыз!

  • Анонимно
    30.04.2016 14:43

    Господин Хакимов, Вы же историк, надо пользоваться проверенной информацией, а не глухим телефоном. Гилязов как работал в КФУ, так и работает, и речи об его увольнении даже не было. Он успешно прошел выборы и ныне занимает должность заведующего кафедрой. О чем Вы говорите? К чему пустые слова?

  • Анонимно
    30.04.2016 15:01

    Перегнули палку. Терпение лопнуло, даже президенту пришлось выступить. И спасибо ему за поддержку в этом, лишь бы его опять не ввели в заблуждение жонглированием терминами.

    Коренной вопрос здесь: "совместить укрупнение с повышением, а не понижением статуса национальной компоненты".

    При предлагаемом укрупнение происходит распыление, слияние, поглощение, растворение татароведения.

    Это все равно как создать два независимых института по изучению глаголов в одном, а прилагательных в другом. Не будет целостной картины.

    Что ж, и мы пожонглируем. Ситуация и правда, с какой-то стороны, замечательная в том смысле, что есть возможность поднять вопрос о Национальном университете.

    Т.е. собрать все направления татароведения, истории, филологии, изучение татарской диаспоры и др. вопросы и объединить их в Национальный университет.

    Тем более в контексте «баланса культур», восстановлении Богородицкого монастыря, работ в Свияжске и т.д.

    То, что в результате вмешательства уважаемого президента не стали растворять татароведение с африканистикой - уже пусть и небольшая но победа.

    Но появилась опасность в том, что общественность "выпустит пар" и успокоится.

    Сейчас могут принять полумеры, выхолостить суть вопроса, пусть формально и сохранив в названии "татароведение".


    Закирову и Гилязову - уважение.


    • Istorik
      30.04.2016 16:04

      бик дөрес фикерләр!
      + 100%!

    • Анонимно
      30.04.2016 20:26

      Закирову? Конгрессу татар? Уважение за то, что бездействуют. Спросите у наших студентов-татароведов, хоть одного лично из Конгресса татар порекомендовали на профили истории тюркских народов или истории народов Приуралья? Все делается усилиями института и кафедры, а Конгресс находится в стороне. И теперь они сетуют за татароведение. Сами бездействуют в то время, как КФУ, в частности, институт стараются.

      • Анонимно
        30.04.2016 21:16

        Точно подметили. Моя знакомая старается восстановиться на данном направлении, после событий произошедших в Турции, но постоянно наталкивается на противодействие со стороны всех республиканских организаций причастных к обучению специалистов по этому направлению. Университет, администрация института, Искандер Аязович стараются помочь, но все безрезультатно.Все зависит от оплачивающей стороны, которая не хочет помогать.

  • Анонимно
    30.04.2016 17:07

    Нужно уточнить проблему.
    Задача и процесс растворения татароведения в африканистике - выполнение приказа минобразования РФ, движения в самом ПФУ или институте международных отношений, или инициатива с кафедры.

    Все таки наверно прежде всего первое ну и заодно все остальные.

    Поэтому не происходит ли стрельба по воробьям из пушек? В том числе по исполнителям приказов, которые подчиненный обязан выполнять любыми способами.

    В том числе даже вынужденно выкручиваясь при прямых и конкретных вопросах самого президента, по сути вводя его в заблуждение.

    С надеждой, что проскочит и в этот раз, президент поверит, а потом и забудет за другими хозяйственными, социальными и прочими вопросами.

    Так что не осуждайте, у самих в горле пересохло бы.

    Однако, это надо быть ну очень отчаянным, чтобы, хотя бы от растерянности, пусть на автомате, но в итоге пойти ва-банк и ввести, как можно предположить, в заблуждение первое лицо республики.

  • Анонимно
    30.04.2016 17:58

    Когда у КФУ появится сайт на татарском языке?

    • ravrr
      30.04.2016 18:41

      Когда в расходной части бюджета КФУ будет соответствующая строчка. Вр. и.о. капитана очевидности.

      • Анонимно
        1.05.2016 21:55

        Вы хотите сказать, что в расходной части бюджета КФУ есть строчка о переводе сайта на турецкий язык? То есть родной язык большинства сотрудников и студентов КФУ в бюджете не прописан? А язык турков - прописан? И как это назвать?

  • Анонимно
    30.04.2016 18:21

    Лучше бы такой холивар подняли когда сотрудникам этой злополучной кафедры зарплаты мизерные платят.

    От перестановки мест слагаемых не меняется сумма, коллеги. Назовите ее как хотите, ничего не поменяется.

    Руслан, Инст. Востоковедения

  • Анонимно
    30.04.2016 18:23

    В 1804 году Казанский императорский университет был создан в связи с освоением Востока России, т.е. как разведывательный орган в первую очередь, для изучения восточных народов. Чтобы не повторилось Пугачевское восстание, в составе которого большинсто составляли татары и башкиры. Ну и русские казаки, конечно. Затем университет обзавелся естественно-научной тематикой (а где еще было работать в Казани гонимым в царской России еврееям - дальше Казани селиться им было запрещено). Но и тогда во главе угла стояло Востоковедение, правда чуть большего масштаба, чем изучение только Казанского края. Стали изучать дальнее зарубежье, но опять-таки - Восток, Азию, немного Африки. Организовывали даже кругосветки. И вот теперь Гафуров убрал имперских соглядатаев, изучавших тайные помыслы ненадежных тюрков. Спасибо ему за это. Университет по факту из имперского стал Татарским!

  • Анонимно
    30.04.2016 19:15

    Ну какая сотня мировая..кого вы смешите??? Местечковый вуз с очень и очень сомнительным качеством выпускников. Просто наведите порядок и не гонитесь за пиаром.

  • Istorik
    30.04.2016 21:09

    Я думаю, если бы взяли комментарии других уважаемых в татарстанском обществе персоналий - депутата Римзиля Исмагиловича Валиева, экс-депутатов Рената Хариса, Роберта Минуллина, Индуса Ризаковича Тагирова (первого декана истфака), то мнения были бы еще более критичные.
    К сожалению, КФУ, видимо наплевать на эти мнения, и в целом на национальную компоненту Татарстана. Для них это тормоз движения к рейтинговым вершинам. Их трудно назвать ВУЗом, способствующим развитию и сохранению татарской культуры, истории, языка. Есть только лубок. Иначе, хотя бы частично свой сайт перевели на татарский язык, а руководство хоть иногда, для приличия, пару слов говорили на родном языке

  • Анонимно
    30.04.2016 21:32

    Уровень образования в КФУ очень упал. Везде одна формальность. Затаскивают китайцев в ИУЭФ, которые ни русского, ни английского не знают, а преподаватели не знают китайского, но ведь учатся как-то, уже несколько курсов, сессии каким-то чудом сдают. Казахи, узбеки, таджики, туркмены.. Кого только нет. И поверьте, ощущение, будто находишься на рынке, тк это не те ребята, которые хотят учиться, а те, кого за уши затащили в КФУ чтобы выполнить показатель "зарубежные студенты". Ведь для Гафурова разницы нет, что таджик, что немец или американец. Конечно, ведь ни один здравомыслящий европеец добровольно учиться в КФУ не поедет. Весь мир смеётся над индексами Хирша сотрудников КФУ, друг на друга по сто раз ссылаются, вот и показатели, а науки-ноль. Ст преподаватель

  • Анонимно
    30.04.2016 22:13

    Молодец Гафуров!Так держать!
    Эпоха старых ,бесполезных на сегоднешний день маразматиков наконец то ,заканчивается!
    Гафуров шагает в ногу со временем,он мозгами чует,что для современного человека надо ,что не надо!
    Господа Хакимовы и Закировы !
    Ваша демагогия не интересна и неактуальна,и пропадет ваш тяжкий "труд".....,..
    А Ильшат Рафкатович опережает вас ,лет на 30!
    И славаБогу,что есть такие прогрессивные люди,с которыми мы и предопределим свое будущее!

    • Анонимно
      30.04.2016 22:31

      А Ильшат Рафкатович опережает вас ,лет на 30!
      Значит ему сейчас где-то 85 лет

    • Istorik
      1.05.2016 01:03

      уважаемая пресс-служба КФУ, вы бы так топорно не комментировали эту новость. Сразу чувствуется комментарий не естественный и приторный.

      Он чует, что татарам татарского не надо?
      Нам 40 лет назад еще Табеев говорил, что татарский останется только на кухнях. И что?

  • Анонимно
    1.05.2016 10:35

    А откуда взялся Гафуров? Кто он такой ?Чем известен ?

    • Анонимно
      1.05.2016 12:40

      Он же чиновник, не ученый. Работал раньше в администрации зам главы или главой.

  • Анонимно
    1.05.2016 10:44

    Добрый день! КФУ - федеральный университет, который реализует федеральный образовательный заказ. В Казани есть свои институты - ИЯЛИ и Институт истории. Хватит тиражировать непонятные амбиции. Загрузили в школах 5 раз в неделю татарским языком, так и еще пытаетесь прислонить региональные темы к федеральной программе

  • Анонимно
    1.05.2016 11:38

    Когда учился в КГУ в 90-тых, студенты татфака представляли собой странную картину. Девушки приходили в платках и боялись слово сказать, даже уже на 5 курсе. Парни татфака часто сидели в сквере и грызли семечки.
    Кроме татфака, на многих факультетах были татарские группы. Например, на истфаке у нас была группа только татар из деревень. Зачем, почему? То есть две группы набирались из лучших на экзаменах, а третья, татарская - только из деревенских татар по сниженному баллу.
    Так вот эту третью татарскую группу было видно издалека. Опять семечки, мат перемат, но были и такой момент: студентами были и пара гопников, которые трясли студентов других групп на деньги.
    То же самое было и на факультете журналистики, филологии и др.
    Мои однокурсники из татарской группы, парень и девушка, поженились, и после окончания ВУЗа открыли палатку на продовольственном рынке, купили машину и с тех пор возят продукты на продажу на рынок, живут очень счастливо.

    • Анонимно
      1.05.2016 12:50

      О да ладно.. не только на татфаке в 90е были гопники. Я сама в 90 училась в КГУ на физфаке

    • Анонимно
      1.05.2016 12:51

      Время такое было, что гопота и гопники везде были ))) даже в администрации любого города)

    • Анонимно
      1.05.2016 17:31

      абсолютно согласна. на филфаке в эти годы была группа РЯНШ (русс.яз в нац.школе) - и это былоЧТО-ТО!. преподаватели просто плакали, обучая этих "студентов".

  • Анонимно
    1.05.2016 15:01

    Отстаньте от Гафурова! Он отлично знает, что надо делать. А если слушал бы всех этих возмущенных анонимов университет давно бы превратился бы ПТУ.

  • Анонимно
    1.05.2016 18:15

    Татфак раньше был отстой, темнота. Теперь чуть подрос, появилась нормальная молодежь.

  • Анонимно
    4.05.2016 09:42

    Нужно о работе института судить по результату.
    Покажите результаты.
    Как не было в 90-х годах нормальной методики преподавания татарского языка, так и сейчас нет.
    Разве наши дети, выходя из школы знают язык?
    Тогда зачем существует этот институт. Только деньги проедают.

  • Анонимно
    5.05.2016 21:51

    Корни этой проблемы в людях, которые объединяли Педагогический университет и КГУ. Это нынешние критики нынешней позиции Университета. Первый был направлен на подготовку учителей, для развития школы, второй направлен на развитие науки. Развитие науки - поддается рейтинговой оценке. От нее не уйдешь в современном мире. При подготовке учителей рейтинги не нужны. Поэтому нужно выделить их КФУ в отдельный университет КГПИ и поставить в этом споре жирную точку.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль