Общество 
21.05.2016

«Нам не нужно бояться термина «татарская мечеть»

Религиозные деятели в компании президента РТ озаботились уровнем образования в стране

Без сенсаций обошлось пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия». Мероприятие с участием Рустама Минниханова носило больше протокольный характер, а многочисленные выступления поднимали вопросы общего, скорее философского характера. К удивлению корреспондента «БИЗНЕС Online» никто из ораторов не попросил главу республики о решении каких-то конкретных вопросов татарской общины в том или ином регионе.

Без сенсаций обошлось пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» Без сенсаций обошлось пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия»

ДЕЛЕГАТЫ ИЛИ ДЕПУТАТЫ?

Начиная пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей, модератор — ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин — оговорился, назвав делегатов форума депутатами. И действительно, большинство выступлений имамов носило характер если не выборный, то отчетный точно.

В президиуме свое место заняли президент Татарстана Рустам Минниханов, глава аппарата главы республики Асгат Сафаров, верховный муфтий Талгат Таджуддин и др. Наверное, только ленивый не обратил внимание на то, что на форуме отсутствует председатель ДУМ РФ, муфтий Равиль Гайнутдин. Но, по информации «БИЗНЕС Online», никакой сенсации здесь нет — Гайнутдин пропустил форум по причине нездоровья. Его место в президиуме занял первый заместитель Рушан Аббясов, позже он зачитал приветственное слово шефа.

Первым взял слово, как и полагается, президент Татарстана. Приветствуя участников форума, президент назвал 2016 год историческим: «Этот год войдет в историю — завтра будет заложен фундамент Болгарской исламской академии. Это наша давняя мечта. Мы живем в непростое время, даже если у нас в стране все более-менее спокойно. Обстановка в мире далека от стабильности. В этой связи многократно возрастает актуальность такого учебного заведения».

Минниханов поблагодарил всех и пожелал удачи в работе форума. «С радостью ждем вас каждый год», — добавил он.

Начиная пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей, модератор — ректор Российского исламского инрститута Рафик Мухаметшин оговорился, назвав делегатов форума депутатами Начиная пленарное заседание форума татарских религиозных деятелей, модератор — ректор Российского исламского инрститута Рафик Мухаметшин оговорился, назвав делегатов форума депутатами

БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА РОЛЬ САТАНЫ

После приветственной речи глава республики наградил благодарственными письмами особо отличившихся в деле сохранения татарского языка, культуры и традиций религиозных деятелей. Среди получивших благодарность оказался и Ринат Абянов, сыгравший роль Сатаны в нашумевшем представлении «Разговор с душой», показанным и в Казани. До исполнения роли в этом представлении Абянов в общественном и информационном поле России замечен не был.

К слову сказать, вручая благодарственные письма, Минниханов приветствовал каждого лично, интересуясь его делами. «Как ваши дела? Как там в Кемерово? Дела идут?» — спрашивал он каждого. Вручая письма, президент Татарстана попросил публику быть активнее и громче приветствовать аплодисментами. Но его увещевания не были приняты в расчет, аплодисменты не стали громче, а из зала послышалось «Аллах Акбар!». Оправдываться за имамов пришлось Рафику Мухаметшину:

Мероприятие с участием Рустама Минниханова носило больше протокольный характер, а многочисленные выступления поднимали вопросы общего, скорее философского характера Мероприятие с участием Рустама Минниханова носило больше протокольный характер, а многочисленные выступления поднимали вопросы общего, скорее философского характера

— Наши имамы говорят: где звучат аплодисменты, туда приходит шайтан, — отшутился Мухаметшин.

— Понятно, понятно! Делайте так, как нужно. А мы будем делать так, как делаете вы, — также поддержав шутливый тон, ответил Минниханов.

Несмотря на загруженный график и множество мероприятий, проходящих в Казани в эти дни, в отличие от других подобных мероприятий, президент Татарстана выслушал все доклады от начала до конца. У участников форума была возможность поделиться проблемами, с которыми они сталкиваются у себя в регионах и на которые могла бы среагировать татарстанская власть. Буквально пару месяцев назад на встрече с губернаторами российских областей президент РТ просил содействия при строительстве мечетей, однако никто из выступающих этой возможностью не воспользовался. Даже стало немного жаль времени президента, проведенного фактически впустую, в то время как на другой площадке его ждали гости и участники KazanSummit.

Эмирали Аблаев был верен своим принципам — озвучил свою речь на крымскотатарском языке Эмирали Аблаев был верен своим принципам — озвучил свою речь на крымскотатарском языке

«ВСПОМНЯТ ЛИ НАС ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ НАШИ ПОТОМКИ? ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ?»

Муфтий Крыма Эмирали Аблаев, вышедший к трибуне, был верен своим принципам — озвучил свою речь на крымско-татарском языке. Обратившись к Минниханову «Рустам абый», а к главе исполкома ВКТ Ринату Закирову «Ринат абый», Аблаев выразил им благодарность за организацию форума. По словам муфтия Крыма, перед нами стоят общие проблемы и задачи, основная из которых — воспитание молодежи. Решение этой проблемы — в достойном образовании, причем как светском, так и религиозном. «Открытие Болгарской академии — великое событие. Наши потомки будут нам благодарны за это», — уверен муфтий.

О важности образования говорил и главный казый республики Джалиль хазрат Фазлыев. Сколько бы мы ни старались в этом направлении, пока больших успехов достичь не удалось. Так, Джалиль хазрат привел пример одного простого деревенского имама, который отправившись однажды в хадж, из-за отсутствия средств не смог вовремя вернуться обратно домой, и на протяжении двух лет он обучал религии детей в Египте! Настолько высок был уровень образования обычного деревенского муллы. Сегодня мы такими показателями похвастаться не можем.

Джалиль хазрат также, в отличие от многих других выступающих, затронул проблему сохранения татарского народа и роль религиозных деятелей в этом вопросе. «Есть понятие «армянская церковь», существует армянская школа, есть еврейская школа, кошерная пища. Они никого не стесняются и открыто работают. Нам тоже не нужно бояться термина «татарская мечеть». Мы также в первую очередь должны отстаивать свои интересы, а не подстраиваться под существующие обстоятельства», — призвал башказый.

Достаточно пессимистичным было и выступление муфтия Кемеровской области Тагира Бикчантаева. По словам Тагира хазрата, татарская молодежь в области стесняется своих корней. Нередки случаи, когда татары после смерти своих родителей меняют в своих паспортах не только имена, но и отчества. Так, Яхьи превращаются в Яшу, Бибинур — в Валю, Рашит — в Рому. «Необходимо заполнить тот культурный и духовный вакуум, в котором прибывают эти люди», — считает муфтий.

Солидарен с ним и муфтий Оренбургской области, единственный кандидат технических наук среди религиозных лидеров Альфит Шарипов. По словам Шарипова, чтобы любить свою Родину, нужно любить свой (татарский) язык. «Мы с удовольствием вспоминаем достижения наших предков прошлых веков. А вот вспомнят ли нас через 100 лет наши потомки? За какие заслуги?» — задался риторическим вопросом он.

В VII всероссийском форуме татарских религиозных деятелей принимает участие более 960 человек. В числе участников форума имамы из Татарстана и 68 регионов страны В VII всероссийском форуме татарских религиозных деятелей принимает участие более 960 человек. В числе участников форума имамы из Татарстана и 68 регионов страны

«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПЕРЕЖИВАТЬ ТОЛЬКО ЗА ТАТАР, КТО ПОЗАБОТИТСЯ ОБ ОСТАВШИХСЯ 189 НАРОДАХ?»

Кульминацией пленарного заседания стало выступление имама Соборной мечети Саратова Фаниля Бибарсова. Эмоциональная речь Бибарсова напрочь перечеркнула всю концепцию проводимого форума. По словам имама, татарские религиозные деятели не должны делать акцент на работе с татарами: «Мы делим ислам территориально и по национальному фактору: арабский ислам, татарский ислам, кавказский или азиатский. В России проживает 190 национальностей. Если мы будем переживать только за татар, кто позаботится об оставшихся 189 народах?» — спрашивает он.

В свете того, что каждое выступление, озвучиваемое перед президентом, проходит тщательный отбор со стороны организаторов, остается загадкой, как доклад, противоречащий всей концепции проводимого форума, попал на высокую трибуну? Но возможно, именно это фильтр и немного приторный вкус, присущий нескольким последним крупным форумам, организованных всемирным конгрессом татар?

Напомним, в VII всероссийском форуме татарских религиозных деятелей принимает участие более 960 человек. В числе участников форума имамы из Татарстана и 68 регионов страны. Сегодня делегаты форума примут участие в мероприятиях «Изге Болгар жыены» в Болгаре Спасского района РТ, где пройдет закладка памятного камня на месте создания Болгарской исламской академии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.05.2016 10:22

    Отвечая на вопрос саратовского муфтия - об оставшихся 189 народах пусть думают представители этих народов. Интернационализм в деле возрождения народа не проходит однозначно. Кемеровские истории тому пример - народ ассимилируется ускоренными темпами. Ситуация с Сабантуями также переходит уже в форму интернационализма, когда в регионах это уже не татарский праздник, на который приходят другие народы гости - а общий фольклорный фестиваль, где уже татары гости.

    Ещё один факт примечательный - оговорка о депутатах.

  • идущий
    21.05.2016 11:22

    Разговоры о интернационализме на подобных форумах попахивают демагогией. Стремлением уйти красивыми словами от решения насущных проблем, для решения которых и проводятся такие мероприятия. Когда татар призывают к излишней толерантности, почему-то другие не спешат к нам с аналогичными предложениями. Как не грубо это не прозвучит - каждый должен думать в первую очередь о своих интересах, а уже потом об общих. Это касается в первую очередь малых народов. Мы в отличии от больших этносов, не имеем права тратить свои средства и силы на демагогию, нас и так мало, а с каждым годом становится еще меньше. Это вопрос выживания нации.

    • Анонимно
      21.05.2016 22:03

      Согласен. За исключением того, что такие мероприятия проводятся ради решения проблем. Скорее, отчитаться, показать свою преданность и пр.

  • Анонимно
    21.05.2016 12:51

    Я всех кого могу учу татарскому, радует когда люди в разговорах с родителями или сверсниками начинают использовать татарские слова прям гордость переполняет!

  • Анонимно
    21.05.2016 14:14

    Пора понять, что никто нас спасать, (помогать) не будет! Ни "старший брат", ни 189 народов и пальцем не пошевелят... Только сами, своими усилиями сможем спасти язык и нацию. Хватит уже нести чушь о толерантности. По отношению к нам никто не толерантен. А мы? Не слишком ли зауважали других, чужих? А в ответ что? Школу теряем, культуру и язык теряем... Как бы поздно не было...

  • Анонимно
    21.05.2016 14:22

    Чинуши и душа народа.....Несовместимо и антагонистично.

  • Анонимно
    22.05.2016 17:47

    В Кемеровской области манкуртизм головного мозга. Эти "яши" и "ромы" себя в первую очередь не уважают. Таким беднягам в первую очередь надо помогать.

  • Анонимно
    23.05.2016 14:03

    Просто Саратовский парень не понял куда его пригласили!!!! Городом ошибся!!!

  • Анонимно
    23.05.2016 15:00

    Тем более татары строили первыми мечети по всему миру!

    • Анонимно
      23.05.2016 17:25

      До того как в татары приняли ислам в южном Дагестане были Мечети не говоря уже о других странах,

      • Анонимно
        23.05.2016 20:42

        в Японии, в Румынии, США, Некоторых городах Китая, в Прибалтике итд

  • Анонимно
    23.05.2016 15:01

    Татарская мечеть, в которой ведутся проповеди на татарском языке

  • Анонимно
    23.05.2016 19:22

    Для того чтобы не было таких Кемеровских случаев,которые повсеместно распространены среди татарской молодежи,хочу поделиться приобщением татарской молодежи к своим корням,к своей религии.В бывшей казачьей татарской деревне возродили казачество,атаман отдела,Исетской Линии,человек православный,обязал,чтобы каждую пятницу посещали мечеть и читали намаз,неважно умеешь или нет,чтобы повторяли все движения.Так мы приобщились к религии,присягали на Коране.Теперь уже имеем своего духовного наставника,учится в втором курсе мусульманской академии.Нужно имамам быть по активнее,не только озвучивать азан, не так лишь бы день прошел.Конкретно работать с молодежью,прививать патриотизм,организовывать военно спортивные соревнования.Они же будущие солдаты,они наше будущее,хранители нашего языка ,культуры. Атаман Казаков мусульман Тугулымскогог района Свердловской огбласти Гиматдинов Тагир .

  • Анонимно
    23.05.2016 20:31

    А кто позаботиться о татарах, если татарские имамы начинают стесняться поддерживать татар?

  • Анонимно
    23.05.2016 20:32

    Татарские имамы должны поддерживать наши татарские организации вдали от исторической Родины.

  • Анонимно
    23.05.2016 20:32

    "Татарская мечеть" - правильная мысль.

  • Анонимно
    23.05.2016 20:32

    Именно так! Ведь никто не стесняется говорить "русская православная церковь" или грузинская, или болгарская, греческая и т.п. почему татарские имамы вдруг застеснялись говорить "татарская мечеть"? У нас веками складывались именно наши традиции как строительства мечетей, так и их посещения, так и общения людей с хазрятами... не думаю, что у арабских, узбекских или таджикских имамов болит голова о татарах...

  • Анонимно
    23.05.2016 20:32

    Если татарские имамы не будут делать акцент на работе с татарами, то татар быстренько приберут к рукам радикальные "богословы", именно оттуда начинают расти ноги экстремизма и молодых ходоков "во святое джихадово воинство".

  • Анонимно
    23.05.2016 20:33

    Ислам - уникальная религия, которая ниспослана для всех миров, народов и рас, поэтому ограничивать ее до уровня одного народа - большая глупость, идущая в разрез с религией.

    • Анонимно
      23.05.2016 20:36

      Абсолютно верно. Однако, при нынешних условиях татарского народа, чтобы не исчезнуть как народ вообще, нужно сгруппироваться и поддержать самих себя. Иначе и татар в будущем не останется. Татарская мечеть не подразумевает что в неё могут ходить только татары. Это скорее учение, которое должно развиваться внутри одного народа, а потом быть перекинуто и на остальных (при их желании). Это не будет дискриминировать ни один другой народ, но зато сплотит татарские ряды.
      Самый яркий пример дезинтеграции татар сегодня это Крым. Там существует два параллельных Муфтията и несколько течений на которые поделены татары. Если бы было одно национальное понимание, то это бы сплотило татар.

      • Анонимно
        23.05.2016 20:40

        Мне кажется Вы не поняли концепцию татарской мечети, которая по своей сути не вводит никаких нововведений в религию. Что касается конкретных обрядов - в каждом гос-ве они и так свои и не являются идентичными. Свой "привкус" присутствует во всех странах исповедующих Ислам

        • Анонимно
          23.05.2016 20:43

          Хочется надеятся что все будет именно так.

          • Анонимно
            23.05.2016 20:47

            Иного никто не предлагает. Вот скажем, живёте Вы где-нибудь в Польше (к примеру) и захотели позвать муллу прочитать ду'а по тому или иному поводу. Прочитает-то он на арабском - это понятно - а на каком языке он багышлау сделает? На каком языке будет говорить?
            Концепция татарских мечетей подразумевает что татары смогут общаться на своём языке и следовать одной единой школе ислама, а не так чтобы там одно, а здесь другое.

  • Анонимно
    23.05.2016 20:33

    Мы татары и должны заботиться о своем народе. Кто о нас будет заботиться, если мы не сами? дезинтеграция может начаться и в остальных регионах, если не сможем найти общий язык. А то в Сибири татары дальних деревень начали поклоняться святым местам Казахстана. если бы религиозные деятели вели бы работу, возможно и такого не было бы....Люди ездят в Аркаим, Казахстан,, верят ведь...А наши имамы заседвют...

  • Анонимно
    23.05.2016 20:34

    Речь идет о том, что мечеть должна оставаться центром татарства в больших городах, как это было ранее. То есть при мечетях должны быть курсы татарского языка, курсы изучения религии на татарском, хутбы на татарском по возможности. Мечеть - должна быть ядром татарской общины. Ни о каком разделении речи быть не может. Мечеть должна быть свободна для посещения всем, вне зависимости от национальности. В крупных городах - Москве, Спб, Тюмени, Екатеринбурге, Киеве, городах Казахстана - раньше так и было.

  • Анонимно
    23.05.2016 20:35

    Так много знаю татар мусульман в мечети, но много среди них тех кто не знает татарского, вообще не знает

    Можно 1 проповедь оставить на русском, но большинство проповедей должно быть на татарском

    И естественно должна быть возможность бесплатно выучить язык, например с помощью приложений или новых учебников

    Это стимул, чтобы татарский язык в Татарстане вернулся в быт, в СМИ, в коммерцию, в политику, в молодеж в высшее образование, в интернет,
    в лучшие газеты и журналы — Татарский язык

    Почему-то никто не парится, что в церкви православной поп на русском говорит, а вот в Татарстане в мечете на татарском говорить уже дурной тон "русча суйляш" ему говорят, проснитесь наконец

    Даже смешно, что это обсуждаем

    Нужно возрождать родной язык, кроме нас это никто не сделает

    PS: Не важно кто ты по нации, не важно твое социальное положение
    у тебе всегда должна быть возможность БЕСПЛАТНО, КАЧЕСТВЕННО, относительно БЫСТРО и легко выучить татарский язык до среднего разговорного и письменного уровня

  • Анонимно
    23.05.2016 20:36

    Кол Шәриф мәчетендә, Җомга намазында, вәгазьне татар телендә сөйлиләр. Татарстанның барлык мәчетләрендә шулай булырга тиеш.

  • Анонимно
    23.05.2016 20:37

    Элекке вакытларда мәчет татар халкына динне бирү белән бергә,вәгазләрне һәм үзара татарча аралашып туган телне саклау вазифасын да башкарган.Хәзер бу черек системалы илдә котырып русификация алып барганда,татарча сөйләшүче мәчетләр булуы бик мөһим!

  • Анонимно
    23.05.2016 21:07

    Возрождение нашей нации начинается с семьи, когда начнем в семье говорить по татарски и изучать свою историю тогда можно подумать о возрождени нации

  • Анонимно
    23.05.2016 21:29

    Благодарю за ответ. Только к сожалению я не смог присутствовать на Форуме...соответсвенно я и не мог выступить.
    С уважением М.Бибарсов.

  • G. Badretdin
    23.05.2016 22:02

    Мукаддас хазрат, выступал Ильхам Бибарсов - эти слова принадлежат ему.

  • Анонимно
    24.05.2016 07:33

    Все ратуют за татарский, но почему то на русском. Уже не только за пределами Татарстана, но и в Республике большинство в мечетях не татары (погородах крайней мере городах). Если имам будет там татарствовать, то просто поставят другого имама, со временем даже если. Плюс еще к этому, его не будет слушать молодежь. Живете в 19 веке.

  • Анонимно
    25.05.2016 04:13

    Просто термин армянская церковь означает отдельную ветвь христианства в целом. Термин татарскская мечеть это другое

  • Анонимно
    25.05.2016 04:14

    нужно вести все проповеди и молитвы в мечетях на Татарском языке особенно в республики Татарстан, так как раньше так и было все проповеди велись на татарском языке, так как это способствует укреплению языка и культуры. А по поводу термина Татарская мечеть ничего не вижу в этом плохого, так как большинство мечетей в РФ построено татарами от туда и такое название татарская мечеть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль