Машиностроение 
27.05.2016

Валерий Сорокин возвращает Казань в боссы вертолетостроения

«Связьинвестнефтехим» покупает акции «Вертолетов России» почти на 5 млрд. рублей, чтобы «зайти» на Казанский вертолетный?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Связьинвестнефтехим» участвует в допвыпуске акций «Вертолетов России» на 60 млрд. (!) рублей. Татарстан спустя 10 лет после «утраты» акций КВЗ возвращается в капитал отрасли, а эксперты ждут перемен на вертолетостроительном олимпе.

Когда-то отношения Татарстана и Дениса Мантурова были не столь благостными Когда-то отношения Татарстана и Дениса Мантурова были не столь благостными

СОРОКИН СОСТАВИТ КОМПАНИЮ ЧЕМЕЗОВУ

Холдинг «Вертолеты России» (ВР) 18 мая приступил к размещению дополнительного выпуска акций. По закрытой подписке предполагается разместить 51 млн. акций номиналом 1 рубль каждая при цене размещения 1 183 рубля за бумагу. Так что реальный объем допэмиссии впечатляет — 60,33 миллиарда! Что интересно, помимо Росимущества, федеральных гигантов «Ростеха» и входящего в него «Оборонпрома» в круг потенциальных получателей были включены только два игрока — татарстанское минземимущество (МЗИО) и АО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ). Более того, госхолдинг действительно примет участие в «вертолетной» допэмиссии, подтвердили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе СИНХа.

Параллельно на сайте МЗИО появился любопытный документ — «Об условиях приватизации государственного имущества, вносимого в уставный капитал АО «Связьинвестнефтехим». В нем говорится, что минзем в счет оплаты дополнительного выпуска СИНХа (10 821 акция по 600,6 тыс. рублей за бумагу) вносит в уставный капитал холдинга имущество рыночной стоимостью 6,5 млрд. рублей. Основной актив — 1,455 млн. акций АО «ОПК «Оборонпром» на 4,99 млрд. рублей. Мы предположили, что СИНХ оплатит акции ВР именно этими бумагами («Оборонпрому» принадлежит 94,61% уставного капитала ВР, а 3,98% владеет «Ростех»). И эту версию нам вчера подтвердили в пресс-службе холдинга: то есть Татарстан в лице своего «управляющего» претендует как минимум на 8,3% от запланированного объема выпуска.

Таким образом, республика спустя 10 лет после утраты акций КВЗ возвращается в капитал большого вертолетостроения. Напомним, что упомянутые акции «Оборонпрома» были получены Татарстаном в 2005 году как раз в обмен на 30% акций КВЗ, с которыми республика расставалась, мягко говоря, с большим сожалением. А если говорить прямо, то это был серьезный удар, в том числе имиджевый. Есть версия, что «Оборонпром» создавался в 2002 году во многом для «обуздания» КВЗ: тогда между ним и другим крупнейшим вертолетным заводом — Улан-Удэнским — развернулось жесткое соперничество. Новорожденную структуру возглавил бывший заместитель генерального директора УУАЗа Денис Мантуров (сегодня — министр промышленности и торговли РФ). Когда создавались «Вертолеты России», гендиректор УУАЗа Леонид Белых говорил: «КВЗ не сможет диктовать нам свои условия, потому что холдинг управляется не КВЗ, а ОПК «Оборонпром», который представляет интересы всего государства российского».

До осени 2010 года 11,41% капитала КВЗ принадлежало казанскому ООО «ТФК», 54,49% — «Оборонпрому». В ТФК 10,6% контролировала председатель правления банка «Заречье» Наталья Девятых, еще 4,9% были закольцованы на саму компанию через ООО «Оверсис», 84,5% принадлежало ООО «Лизинг-Инвест». Последний на 85% контролировался ТФК, 15% принадлежало банку «Заречье», где 79,5% контролировал КВЗ. Но 17 сентября 2010 года «Оборонпром» увеличил свою долю до 65,9%, а ТФК исчез из акционеров.

ВР завершили присоединение КВЗ в ноябре 2012 года, когда холдинг консолидировал 100% обыкновенных акций предприятия. Сегодня ВР владеют 98,3%, а «Оборонпром» — 1,35% капитала казанского завода, у республики же осталась золотая акция.

«СВЯЗЬИНВЕСТНЕФТЕХИМУ» СТАНОВИТСЯ ТЕСНО В ТАТАРСТАНЕ?

Приобретая акции ВР, холдинг Валерия Сорокина впервые заходит в капитал глобальной федеральной структуры (до этого дня интересы СИНХа концентрировались в Татарстане). Зачем? Как сообщили в пресс-службе, для усиления сотрудничества и кооперации КВЗ и холдинга «Вертолеты России».

Валерий Сорокин будет «усиливать сотрудничество и кооперацию КВЗ и холдинга «Вертолеты России» Валерий Сорокин будет усиливать сотрудничество и кооперацию КВЗ и холдинга «Вертолеты России»

Поясним, что представляет собой холдинг, акции которого покупает СИНХ. ВР управляют тремя конструкторскими бюро, пятью заводами-финалистами, двумя производствами комплектующих, семью сервисными и ремонтными предприятиями, а также входят в российско-итальянское СП по выпуску вертолетов Agusta. В 2015 году выручка ВР выросла в 2,2 раза до 9,1 млрд. рублей, а чистая прибыль — в 3 раза до 2,9 млрд. рублей.

На 31 декабря 2015 года уставный капитал ВР оценивался в 101,3 млн. рублей. Собственные средства холдинга — 43,66 миллиарда. Таким образом, в случае успешного полного размещения проходящей допэмиссии уставный капитал общества увеличится в 595 раз, а собственные средства — в 2,4 раза. Другими словами, значимость и объем проходящего пополнения собственных средств трудно переоценить. На что могут быть направлены деньги?

Первое. По мнению эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, допвыпуск акций, очевидно, связан с необходимостью докапитализации ВР, которая могла понадобиться и для снижения текущей долговой нагрузки. Долговую версию в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров: «В прошлом году гражданские самолеты «Сухого» получили от государства как докапитализацию 100 миллиардов рублей. Но на самом деле эти деньги дали не компании, а ее кредиторам. Может быть, в случае с «Вертолетами России» — то же самое? Нужно закрыть долги перед банками, вот и делают допэмиссию, чтобы легально получить от государства деньги... Государство особо не думает, как поддержать промышленность, важно поддержать финансовую систему, которая пострадала от санкций. Словом, не исключаю, что перед нами юридически оформленная переброска денег в финансовые структуры».

Впрочем, долговой резон вряд ли можно назвать основным — судя по отчетности ВР, холдинг не перегружен заемными средствами.

«ЭТО ОЧЕНЬ ТУГИЕ ЛЮДИ. ОНИ НЕ ХОТЯТ С НАМИ РАБОТАТЬ»

Второе. Докапитализация ВР могла понадобиться для расширения производственной программы, полагает Калачев. Он указывает, например, на то, что в подпрограмму «Вертолетостроение» госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» вносятся работы по вертолету Ка-62 (серия намечена в Арсеньеве) и по теме перспективного среднего коммерческого вертолета. Гусаров акцентировал внимание на продвижении таких проектов, как Ми-171А2 (будет выпускаться Улан-Удэ), Ми-38 и «Ансат». Два последних проекта и можно считать той самой кооперацией КВЗ и ВР, о которой говорят в «Связьинвестнефтехиме». Сегодня можно уверенно сказать, что «раскрутка» этих машин будет очень непростой.

Одна из главных задач - создание двигателя для легких вертолетов, в том числе, Ансата Одна из главных задач — создание двигателя для легких вертолетов, в том числе «Ансата»

Далее. Едва ли не важнейшим моментом видится создание линейки двигателей. Да, этим вопросом занимается Объединенная двигателестроительная корпорация (как и ВР, входит в «Ростех»), но, насколько известно, и вертолетостроители не остаются в стороне. Например, КВЗ вкладывался в создание двигателя ТВ7-117В для Ми-38. Сегодня на повестке дня — двигатель ВК-2500 для семейства Ми-8/Ми-17, который должен заменить продукцию украинской компании «Мотор Сич».

Критична ситуация с двигателями для легких вертолетов «Ансат» и Ка-226, которые сегодня летают на движках канадского и французского производства. В случае с «Ансатом» это очевидный риск. «Слышал, что с поставками были проблемы, — рассказал «БИЗНЕС Online» идеолог создания этого вертолета — бывший заместитель генерального директора КВЗ Валерий Карташев, — но пока выкручиваемся. С тех пор как мы начали сотрудничество с канадцами, у них уже три раза сменилось руководство (там же ротация кадров, а не как у нас по 20 лет начальники сидят). С теми руководителями, что были 10 лет назад, я встречался. Это очень тугие люди, они не хотят с нами работать. А сейчас — тем более».

Тем временем отраслевые новости настораживают своим оптимизмом. Так, удивительное сообщение пришло с прошедшей на днях в Москве выставки HeliRussia: входящий в тот же «Ростех» холдинг «Технодинамика» заявил, что через четыре года создаст двигатели для «Ансата» и Ка-226. Отлично, вот только эта компания никогда подобными темами не занималась.

«Новость от «Технодинамики» — обычное выставочное заявление, не подкрепленное ни научным, ни производственным потенциалом, — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Таких заявлений в нашем вертолетном двигателестроении было немало. Чтобы разработать реальный вертолетный двигатель, может потребоваться до 10 лет. Кроме того, новый двигатель потянет за собой серьезные конструктивные изменения вертолета и его систем (главный редуктор, трансмиссия, система смазки, система охлаждения, система запуска, система управления, индикации, оценки технического состояния и так далее), а это дополнительные НИР, дополнительные испытания, дополнительная сертификация, а в итоге дополнительное время и дополнительные расходы».

«ТРЕПЕТНЫЙ» ТАТАРСТАН

Третье. Среди прочего Карташев отметил, что перестал ездить на выставки, потому что «нечего смотреть — одно старье». Этот эмоциональный посыл о кризисе российского вертолетостроения разделяют ряд отраслевых экспертов. Можно предположить, что руководство ВР и «Ростеха», несмотря на ворох бравурных заявлений, тоже адекватно оценивает ситуацию. Не исключено, что мы становимся свидетелями больших перемен в отрасли, а обсуждаемый 60-миллиардный выпуск акций — первый ее предвестник. «Это изменение расстановки сил на вертолетном олимпе (кто будет управлять этими средствами)», — комментирует размещение бумаг Матвеев.

Сегодня уже понятно, что продвижение Ми-38 будет непростой задачей Сегодня уже понятно, что продвижение Ми-38 будет непростой задачей

Есть и еще один аспект — технический, но важный. Как говорит Калачев, дополнительный выпуск акций может использоваться и для изменения структуры собственности. Дело в том, что «Оборонпром», по словам экспертов, доживает последние дни. Сегодня он представляет собой, по сути, ненужную прокладку между «Ростехом» и его вертолетным и двигателестроительным холдингами, которыми корпорация Сергея Чемезова уже управляет напрямую. Поэтому «Ростех» принял решение о ликвидации «Оборонпрома». Калачев указывает, что тот предлагается ликвидировать уже в этом году, а для покрытия его обязательств предполагается провести докапитализацию «Ростеха». В списке же потенциальных приобретателей ценных бумаг ВР «Оборонпром» указан лишь потому, что он пока числится главным акционером вертолетостроительного холдинга... Но это, повторимся, детали, и, как полагает Матвеев, сегодня справедливо говорить о глобальных изменениях: «Наступает новый этап в вертолетостроении. Это попытка изменить вектор движения».

Можно предположить, что ввиду надвигающихся событий Татарстан намерен более активно участвовать в вертолетостроительном бизнесе. «Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана и принадлежащий региону «Связьинвестнефтехим» могут испытывать интерес к приобретению доли, так как в республике расположено одно из ключевых предприятий «Вертолетов России» — Казанский вертолетный завод, — говорит Калачев, — а руководство Татарстана, как известно, довольно трепетно относится к участию в собственности предприятий, расположенных на его территории». По мнению аналитика, нельзя исключать, что по завершении эмиссии будет объявлено о приватизации части пакета ВР или некоторых из его дочерних предприятий, в том числе и КВЗ. В этом случае участие республиканских структур в допэмиссии «Вертолетов России» вполне оправданно.

Надо ли Татарстану стремиться влиять на развитие авиапрома?
62%Да, поскольку авиа- и вертолетостроение стали неотъемлемой частью жизни республики
5%Нет, у федерального центра это получится эффективнее, мы будем только мешать
15%Да, Татарстану есть что сказать – у нас немало талантливых специалистов в этой отрасли
18%Нет, у республики для этого не хватает стратегического видения вопроса
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.05.2016 08:40

    На квз очень много работы: начиная исправлениями детских болезней ансата и заканчивая нормальным маркетингом моделей в очень конкурентной мировой среде вертолетостроения. И еще очень важный момент: московские прокладки накручивают огромные проценты на зап части, деньги из воздуха так сказать. Поэтому надо очень сильно постараться чтобы вывести новые модели на достойный уровень, хотя бы для стран 3 го мира

    • Анонимно
      27.05.2016 10:08

      По статье возникают вопросы,особенно по исторической части событий начала 2000-х годов. Здесь автору надо было более вникать в ту ситуацию. Значение гендиректора Улан-Удэнского завода Белых преувеличено. Никаких амбиций у него и не было. К тому же создание холдинга напрямую било по ним - весь У- Удэнский завод к тому времени был практически приватизирован и раздербанен на куски. Лопастное производство, сервисное и т.п. было выведено в частные ооошки и прекрасно существовало в личных целях. Та же Бурятия как республика не имела там ничего.

      Что касается КВЗ, то ситуация поменялась за несколько лет существенно. Не на заводе, а в Республике. Этим и вызвано, думаю, такое движение. Объясню: За эти 10-12 лет Татарстан ясно показал, что как регион и сгусток элиты может решать многие задачи самостоятельно. Для федерального центра сегодня, по сравнению с прошлым "собиранием земель" это уже благо - не надо заморачиваться по экономике, социалке и т.п.. Постепенное делегирование Москвой ранее отобранных полномочий показало, что республика прекрасно двигается и выполняет все взятые на себя обязательства. И эти события по допэмиссии лишь это подтверждают.

      Практик.

      • Анонимно
        27.05.2016 10:26

        В конкурентоспоосбности и успехах Вертолетного не выделена роль Лаврентьева. Его хватка и хозяйственностью и честность позволили прожить лихие 90-е и двигаться дальше. Если такие люди будут в рукводстве холдинга и на местах - успех гарантировн. А если нет - то комерсы и бюрократы все сольют.

  • Анонимно
    27.05.2016 08:59

    интересно, есть ли среди акционеров обычные люди, не чиновники и не олигархи? Чем вызван вопрос: акционерами КВЗ мы стали по знаменитой приватизации, когда выдали чек на 5000 и предложили выбор предприятий. Но ведь большинство обычных граждан не бизнесмены - как предложили акции, так и забрали, на основании закона, который олигархи для себя и написали в погоне за 100%ным захватом. Стало быть вышеописанное мероприятие есть ни что иное, как перетягивание бизнеса для решения опять же стратегических задач. Желаю успехов - соревноваться в кризис работа пыльная, но кураж есть!

    • Обычные люди (не чиновники и не олигархи) есть, но доля таких акционеров КВЗ меньше 0,01%.

      • Анонимно
        27.05.2016 10:54

        я в сомнении - наши 1624 голоса забрали в принудительном порядке, просто поставили перед фактом и перечислили 180 тысяч

      • Анонимно
        27.05.2016 10:57

        Обычным людям это никогда не было нужно. Они этим и не заморачивались, и в дальнейшем не захотят заниматься. Большинство семейный бюджет не могут посчитать, не то что рынок акций.

        Практик.

        • Анонимно
          27.05.2016 12:06

          мы сопротивлялись законному изъятию акций до последнего - дивиденды худо-бедно росли и мы рассчитывали вложиться. Но, государственный интерес раздавил наши ожидания

        • Анонимно
          27.05.2016 13:00

          тогда извините! ждем 17 года

  • Анонимно
    27.05.2016 09:03

    Болезнь на вертолетном зашла сильно далеко.

  • Анонимно
    27.05.2016 09:40

    я бы не стал покупать, федералы там все равно контролируют. Разве что схема какая то сорокинская

  • Анонимно
    27.05.2016 09:45

    схема одна-понизить зарплату и удлинить рабочий день.

  • Анонимно
    27.05.2016 09:47

    Иптяш Сорокин не туда силы тратите и деньги наши

  • Анонимно
    27.05.2016 15:18

    Навязали. Вертикаль держать трудно стало.

  • Анонимно
    2.06.2016 12:53

    Вернуть бы А.П.Лаврентьева!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen