IT 
4.06.2016

Дмитрий Еремеев: «Как нам обустроить Иннополис?»

Веб-мастеры, фрилансеры и блогеры, заполнившие улицы инновационного города Татарстана, — это мечты или реальный план действий

На следующей неделе Иннополис будет отмечать год со дня своего рождения, однако про особые достижения города в области IT мы слышим нечасто, зато ходит много разговоров вокруг мэра Егора Иванова, которого то якобы отправляют в отставку, то отзывают это решение. Один из самых известных IT-предпринимателей Татарстана, президент группы компаний Fix Дмитрий Еремеев размышляет на «БИЗНЕС Online» о том, как сделать Иннополис привлекательным для «айтишников» со всего мира.

Дмитрий Еремеев: «Ничего критического с Иннополис на мой взгляд сейчас не произошло» Дмитрий Еремеев: «Ничего критического с Иннополисом, на мой взгляд, сейчас не произошло»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗЛИШНЕ ДОВЕРИЛОСЬ СОСТАВИТЕЛЯМ МАСТЕР-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА

На мой взгляд, правительство излишне доверилось составителям мастер-плана развития города, который не учитывал многих особенностей, связанных с инфраструктурой, с привлечением и мотивацией IT-компаний. В самом деле за столь короткий срок реализовать проект в таком виде можно разве что в Китае.

Я не обладаю нужными компетенциями для того, чтобы рассуждать на тему местоположения города и о проектировании инфраструктуры, не знаю особенностей работы с федеральным центром, однако, конечно, мне как специалисту было бы намного приятнее работать в таком городке, находись он в Казани. Ведь столица Татарстана — отличный город для жизни, а привлечение высококвалифицированной высокооплачиваемой рабочей силы — это как раз то, что необходимо сейчас Казани. Здесь ранее был построен IT-парк — это отлично расположенный прекрасный бизнес-центр, который полностью заполнен, там располагается часть нашей компании, и нам очень приятно там работать. Многие годы он был для нас платформой для проведения профильной SEO-конференции, и я очень благодарен правительству за возможность моему и другому IT-бизнесу использовать эту инфраструктуру в своих целях.

И если ставить вопрос о том, не делать ничего или делать что-то, да пускай не без трудностей, работать над ошибками и совершенствоваться, то в таком случае я всецело за второй вариант. И ничего критического с Иннополисом, на мой взгляд, сейчас не произошло.

СЕЙЧАС НЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ ОПЕРИРОВАТЬ ИЗ ОФШОРНЫХ ЗОН

Моя компания одной из первых стала резидентом ОЭЗ «Иннополис». В прошлом году мы провели здесь SEO-конференцию и в этом году планируем это сделать снова. К решению расположить там офис нас никто не принуждал, как и проводить конференцию. Несмотря на то, что есть сложности с инфраструктурой и тем временем, которое затрачивается на дорогу, бонусы от налогового режима и современной инфраструктуры, конкретно для части нашей компании, перевесили другие неудобства. Тем не менее мы не можем себе сейчас позволить расположить в Иннополисе большую часть людей, главным образом из-за транспортной проблемы и отсутствия иных бенефитов.

«Моя компания одной из первых стала резидентом ОЭЗ Иннополис, в прошлом году мы провели здесь SEO-конференцию и в этом году планируем это сделать снова» «Моя компания одной из первых стала резидентом ОЭЗ «Иннополис», в прошлом году мы провели здесь SEO-конференцию и в этом году планируем это сделать снова»

К сожалению, конкретно для моего бизнеса в данный момент предоставляемые Иннополисом льготы недостаточно существенны, чтобы выбрать его штаб-квартирой Fix, и ниже я поясню почему.

Основное, на что, на мой взгляд, стоит обратить внимание, — это суть IT-бизнеса. В самом деле, как вы считаете: Илон Маск прежде всего предприниматель или инженер? Когда речь идет о льготах для программистов, мы должны понимать, что затраты на программы, зарплаты и бизнесы, ориентированные на продажу программных продуктов, это лишь малая часть IT-бизнеса. Например, возьмите «Яндекс», Mail.Ru, другие крупные российские и международные IT-компании. Вы увидите, что основным источником доходов является реклама, при этом заказчики такой рекламы даже в российском интернете зачастую иностранцы.

А даже для тех, кто действительно продает свой программный продукт, если он делает это на международных рынках, то ему нет нужды использовать для налоговой оптимизации российские особые экономические зоны (ОЭЗ), ведь для этого можно оперировать из офшорных и низконалоговых гаваней других стран. И в результате единственный тип компаний, кто получает бенефит от льгот, — это компании, занимающиеся разработкой ПО, у которых заказчики — это российские юридические лица. Почему именно юридические лица? Потому что сейчас нет никаких проблем оперировать из офшорных зон, принимая деньги за программные продукты от российских физических лиц. И большой ли пласт IT-бизнеса составляют такие компании? Думаю, не очень, и главная роль у таких компаний — поддерживающая, а добавочная стоимость у них как правило минимальная.

СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ СТОИТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА ТЕХ КОМПАНИЯХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ВЫРУЧКУ С ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕГРАЖДАНАМ РОССИИ

Чтобы ответить на вопрос, что, на мой взгляд, нужно сделать для развития Иннополиса и привлечения резидентов, хотел бы обратить внимание на два момента, присущих IT-бизнесу:

1. Когда бизнес растет, на определенном этапе он сталкивается с необходимостью структурирования, оптимизации налогообложения, инвестиций и инвестирования, и в этот момент на сцену всегда выходят крупные юридические и консалтинговые компании, такие как PwC, Deloitte, Dentons и другие. И, как правило, именно советам этих компаний, несущих ответственность за свои слова, следуют собственники и руководители бизнеса.

2. IT-бизнес по своей сути глобален, и у него значительно больше свободы как в том, где расположить программистов и расположиться самому, так и в том, на каких рынках работать.

«Иннополис мог бы стать драйвером и пристанищем для всех IT-компаний, если бы законодательно стало возможно, находясь там, не нести какую-либо админстративную и налоговую нагрузку на все деньги зарабатываемые IT-компанией на зарубежных рынках» «Иннополис мог бы стать драйвером и пристанищем для всех IT-компаний, если бы законодательно стало возможно, находясь там, не нести какую-либо админстративную и налоговую нагрузку на все деньги, зарабатываемые IT-компанией на зарубежных рынках»

Исходя из вышесказанного, я бы порекомендовал прежде всего сосредоточить свои усилия на работе с данными крупными международными компаниями в выработке и лоббировании условий, позволяющих глобальным IT-бизнесам, зарабатывающим в стране и за ее пределами, делать это, находясь в Иннополисе. Именно рекламные IT-компании станут отличными заказчиками программ у компаний программистов, потребителями инфраструктуры и драйверами Иннополиса — веб-мастеры, фрилансеры и блогеры будут ходить по улицам. И, на мой взгляд, сосредоточиться стоит главным образом на тех компаниях, которые имеют выручку с оказания услуг негражданам России. Ведь создавая внутри российский офшор, давая льготы внутри страны, страна, по сути, недополучает налоги где-то в другом месте, а, создавая офшор внешний, мы притягиваем к себе деньги, которые и будут в дальнейшем инвестированы в развитие высокотехнологичной отрасли страны.

Иннополис как особая экономическая зона мог бы стать драйвером и пристанищем для всех IT-компаний, и не только российских, если бы законодательно стало возможно, находясь там, не нести какую-либо административную и налоговую нагрузку на все деньги, зарабатываемые IT-компанией на зарубежных рынках. И тогда российские, и не только, IT-компании перестанут летать на Кипр и другие островные страны с хорошими аэропортами для проведения своих советов директоров — они будут проводить их в Иннополисе, и, может быть, у нас появится еще один свой аэропорт, а кажущиеся сейчас излишне оптимистичными планы будут перевыполнены.

Дмитрий Еремеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2016 12:51

    Про Китай это точно, взяли китайско-сингапурских консультантов, те за деньги Татарстана раздули ожидания, как будто это не деревня Елизаветино, а Чанду или Шанхай. Теперь удивляются, почему 155 тысяч жителей не стоят в очереди в авиакассы купить билет в Иннополис.

  • Анонимно
    4.06.2016 13:36

    к тому же Казань на данный момент очень комфортный город для проживания. пробок практически нет. если бы было не так то к переезду в спокойный Иннополис местные специалисты смотрели бы более благосклонно

  • Анонимно
    4.06.2016 14:55

    Два слова: Дима - молодец.
    Очень правильную мысль проводит. Сейчас совсем непросто приносить деньги в Россию из-за рубежа, работая на платежеспособных иностранных заказчиков.
    Если получится упростить это хотя бы в особой экономической зоне "Иннополис", то есть шанс получить там серьезную точку роста. Учитывая курс валюты, работа на внешнем рынке интересна всем - от крупных IT-компаний до одиночек-фрилансеров.

  • Анонимно
    4.06.2016 15:24

    Не вижу связи между льготами и айтишниками.
    Если будут такие льготы - я дисантирую туда финансистов. А программисты, вебмастеры и прочие - так и останутся в своих городах со своими друзьями и семьями, а не в глухши.

    Оффшоры все равно остаются нужны, чтобы оставаться в британском праве, и чтобы не иметь головных болей с валютным контролем при каждом переводе. Вот если переводы будут "неприкасамы" для валютного контроля, то еще может быть.

    Единственное - зачем туда ехать это кадры. То есть главное - университет!

    • Анонимно
      4.06.2016 17:53

      Вы очень странно рассуждаете.
      Собрались ехать за кадрами в Иннополис, когда одна из проблем - там нет населения, нет кадров, их туда надо чем-то заманить.
      Финансистов туда десантировать собрались. Они у Вас вдруг стали мобильнее айтишников. Да с чего это вдруг?
      Работа в глуши Вас не устраивает, а университет в глуши - нормально, даже "главное".
      Абсурд какой-то.

      Единственная разумная мысль - про ослабление валютного контроля, так ведь как раз про это в числе прочего Дмитрий Еремеев и пишет в своей статье.

      • Анонимно
        4.06.2016 21:27

        Ну да, вы правы, каждый финансист хорош именно в районе "своей" налоговой, и в другом районе уже малополезен.
        Но если будут такие льготы, то все будут открывать там оффшоры с 1-2 номинальными сотрудниками (не айтишниками).

  • Анонимно
    4.06.2016 15:24

    Вывод из прочитанного: у Иннополиса нет будущего, допущенные ошибки не исправить. Сначала надо думать, после делать. У нас же, сначала делают, пилят бюджетные деньги, после думают, как использовать построенное

    • Анонимно
      4.06.2016 16:01

      Да, нет. Все же, будущее есть, наверное. Проект очень серьезный, большой, интересный и нужен очень взвешенный и комплексный подход. Шутка ли, если не город, то целый городок, это точно. Самое главное предоставить все возможности (научные, производственные, инфраструктурные) будущим жителям в реализации своих идей. Убрать все возможные препоны (бюрократические, финансовые и пр.). Банальности, конечно, но не совершив их, реально можем потерять проект.

    • В новых экономических реалиях при всем том контексте, который уже сложился, для поднятия Иннополиса нужно очень сильно напрячься .. и напрячься всем фронтом: местным и федеральным. Однако в это с трудом верится.
      А как весело и задорно все начиналось!! Какие речи, какой пафос, какие планы!! Срытые холмы и великие дороги, многоэтажные кампусы и масштабная инфраструктура, подземные переходы )) А кто сейчас это разгребать будет, кто примет ответственность за "все"?

  • Анонимно
    4.06.2016 15:33

    Скажите, ну на кой его в глуши построили? Кто принял это "гениальное" решение? Кто в ответе за этот безумный расход народных денег?

    • Анонимно
      4.06.2016 17:13

      То что его построили в глуши - это нормально. Не так далеко от города, не в тайге же. Другой вопрос, что там работать некому. А все эти вебмастеры, сео и дизайнеры - это не публика Иннополиса. Там должны быть люди придумывающие и воплощающие что-то новое. Это все равно, что построить Набережные Челны для производства камазов и заселить их не инженерами и конструкторами с гениальными идеями, а уборщицами, продавцами пирожков и т.д. (В IT - это как раз SEO оптимизаторы) и ждать когда же они разработают революционную модель Камаза.
      RUS

      • Анонимно
        4.06.2016 21:45

        Маил Ру, Яндекс, Гугл, продавцы пирожков по вашему?

        • Анонимно
          4.06.2016 22:22

          Яндекс,Гугл придумывают и воплощают технологии поиска.плюс еще много чего именно придумывают. Сео оптимизаторы-просто меняют текст на вашем сайте,чтобы он проще находился.

          • Анонимно
            4.06.2016 23:38

            Вы текст статьи читали? Или из серии не читал, но осуждаю? Основной доход у всех этих компаний с рекламы. Не согласны? Никогда не думали почему все европейские штаб квартиры и огромные офисы facebook, Google и других, именно в Дублине, например? И да, программисты там тоже есть.

  • Анонимно
    4.06.2016 17:21

    Иннополису быть и проблем там как обычно как и в любом учреждении. Скоро туда переселяться все ВУЗы Казани и будет там настоящий студенческий рай. Все новое,современное,никаких клубов,наркотиков. Свежий воздух и контроль. Учись и наслаждался.

    • Анонимно
      4.06.2016 17:28

      А, что вариант !

    • Анонимно
      4.06.2016 21:36

      С какой стати Казань отдаст свои ВУЗы? Это разные города, возможно, даже конкурирующие в будущем.

      • Анонимно
        5.06.2016 08:33

        У Казани нет своих ВУЗов. По большому счету все они федерального значения.

  • Коммент от 4.06.2016 17:13 RUS снял с языка вывод - если видеть Иннополис только местом для дизайнеров, веб-мастеров и прочей вторичной, обслуживающей публики, то зачем нужен Иннополис? В какой такой прорыв и куда можно будет говорить?

    Если про Иннополис продолжать думать только взглядом IT-шников, не видя связи (встроенность в цепочку) IT-технологий с другими сферами и науками развития - когнитивными, образовательными, в области медицины, робототехники и т.д. - все то, что входит в новые NBIC-техноценоз - все так и будут кормиться разговорами IT-шников с уровнем мышления вендоров. А другие пока и не засвечивались, начиная с Никифорова и далее по списку

  • Анонимно
    4.06.2016 20:04

    Когда ночью приежаешь в иннополис просто фантастика какой вид. Днём тоже красиво.здания футуристические,коммуникации все есть...нет умных людей в достаточном количестве но они растут

  • Анонимно
    4.06.2016 20:33

    В чем была прелесть Силиконовой долины? Это то что математик из Беркли мог запросто встретиться в баре с своим знакомым физиком из Стэндфорда и они могли бы начать обсуждать, то как двоичное исчисление реализуемо на полупроводниковых структурах.
    Тут один из них идет знакомится с симпатичной девушкой-юристом из Калифорнийского университета, которая оказывается специалистом по патентам и авторским правам, а другой по дороге в туалет встречает старого друга химика, давно уже работающего над темой фоторезистных масок. Он приглашает его за стол.. и тут то весь техпроцесс производства полупроводниковых микросхем и образуется. И тут же девушкой - юристом патентуется))
    Красиво, не правда ли? Но это все 40-67 года прошлого века. Сейчас нет никакой необходимости собирать айтишников в одном месте. Я вот решил познакомится с языком C# и купил книгу Head First c#. И как читатель, я на прямой связи с автором, живущим где то в Америке. Я спокойно задаю вопросы, на те темы что мне не понятны и так же получаю от него ответы. Более того, он даже проверял мои решения)) Такие уж они отзывчивые... Больше нет никакой необходимости нам ходить в один бар. Так что в случае с IT никакого смысла в Иннополисе нет.
    В чем реально мог бы быть смысл в Иннополисе, так это в лабораториях. Забейте вы на IT, на IT свет клином не сошелся.
    А вот давайте помечтаем... Вместо кучи спортивных клубов мы оставили бы один. Футбол или хоккей..не важно. Остальные деньги в Иннополис - на науку. На эти деньги набираем 2-5 мировых звезд в области молекулярной генетики, физики твердых тел, чего угодно. Им в помощь пол сотни крепких специалистов со всего мира. Плюс обязуем их там же читать лекции студентам. Вместо очередного дворца спорта - лаборатория. И так из года в год, из года в год. Лет через 10 - 50 и Татарстан мог бы стать одним их мировых лидеров в какой ни будь области. Именно по такой схеме действовал когда то Петр Первый. При нем у нас работали Эйлер, Бернулли и т.д. Думаю по деньгам это вышло бы не намного дороже того же Рубина.

    • Анонимно
      4.06.2016 22:40

      Спасибо.Структурно и со смыслом

      • Анонимно
        5.06.2016 11:39

        Забавно. Вот совет стоимостью на миллион долларов. Даёт аноним. Почему аноним? Боится что посадят если кому-то вдруг его комент покажется экстремистским/террористическим/бандеровским/пятоколонным/богохульным/либеральным/святотатским/кощунственным..........
        А ведь Иннополис и вообще экономика не может развиваться при такой затхлости.
        Без либерализма не будет полноценного развития. Иннополис это попытка сделать анклав либерализма для талантов. Но таланты не дураки. Есть конечно те, кто сравнивая с общей атмосферой ГУЛАГа соблазнится этим островком свободы. Но может и сбежать за рубеж, как делают большинство из тех, кто стоит чего-то там у "врагов" за бугром.
        Для Петра 1 Европа была образцом для подражания, а сейчас это объект для ненависти и очернения.
        Но Иннополис нужно двигать вперёд, дорогу осилит идущий. Да, времена могут поменяться очень быстро. Тогда Соловьев (телеведущий) снова станет за свободу и сотрудничество с миром, и против идей чучхе (заказ изменится).
        RG

  • Анонимно
    4.06.2016 21:22

    Главное в Иннополисе - университет. Не сомневаюсь, что он заработает, так как руководство - профессионалы и ректор - сильный учёный в области информатики. Есть положительные примеры в Европе, в Германии - университет в Пассау, ему лет 15, в Дании - ИТ- университет под Копенгагеном. Они все возникли с нуля, а уже виден результат. Не говоря уже про Аальто университет в Финляндии- один из лидирующих университетов в мире. Правда, обсуждали его создание 10 лет. Как только университет заработает в полную силу, появятся кадры. Успех Кремниевой долины обусловлен близостью Стэнфордского университета.

    • Анонимно
      4.06.2016 22:43

      Выпускники этого университета направятся за бугор, где месячный рейт от 5000$, или в Москву, где он от 2000$.
      Так что кадры как появятся, так и уедут.
      Чтобы кадры остались, нужны вакансии в самом Иннополисе. Много вакансий. Со ставкой не хуже московской.
      Иначе получится так, что мы тут вложили деньги в подготовку специалистов для "чужого дяди".

      А если у нас будет много вакансий со ставкой не хуже московской, то возможность переезда в Иннополис будут рассматривать не только вчерашние выпускники, но и многие состоявшиеся специалисты со всей страны.
      Тогда город наполнится, дело пойдет. Будут и доходы, и налоги - всем хорошо.

    • Анонимно
      5.06.2016 12:12

      Как некомпетентного Бариева, другана ректора снимут с должности проректора по науке - тогда может шансы и появятся. А так свист только стоит, а результат пшик.

  • Анонимно
    4.06.2016 22:08

    Иннополис это очередной мега бюджетный пузырь.it поедут лучше в Москву либо на запад.Сначала надо для них создать условия среды обитание -это свобода слова,свобода интернета,свобода для бизнеса ,а не " город в поле" и продвижение только по блату

  • kazancity
    4.06.2016 22:24

    Допустим, гениальных айтишников у нас в Республике Татарстан всего штук 100-200, включая Казань.
    Для них достаточно в центре Казани ОДНОГО здания офисного центра класса А, и для Университета Иннополиса такое же здание, и ВСЁ!
    Иннополис - это пустышка, очередной проект по МЕГАраспилу бюджетного бабла.

    Высшие чиновники и олигархи обогатились, а крайний здесь Егор Иванов, который, как фокусник из шляпы, должен уговорить IT-спецов приехать работать в Иннополис непонятно зачем. Видимо, для того, чтобы чиновники могли отрапортовать высокому начальству и получить за это значки и премии.

    IT-спецы - это крайне тонкая материя, при малейшем нажиме перетекут (физически или юридически) в страны с максимальным режимом благоприятствования IT-бизнесу.

    IT-спецы - ЭТО настоящая элита, а не зажравшиеся чинуши. Власть прости не знает, как правильно обращаться с IT-спецами, это вам не рабочие Камаза, которых вертят как хотят.

    Их, наоборот, нужно привлекать престижем - шикарный офис для работы в центре Казани, и жилье в центре Казани же, с максимальными удобствами. Выкидывая их на периферию, с ними обращаются как с быдлом, и они это чувствуют, дураков среди них нет. Сравните - ЖК Салават Купере, куда, по сути, согнали казанскую бедноту, чтобы в Казани глаза господам не мозолила, и та же ситуация с рынком Новая Тура.

    • Анонимно
      5.06.2016 07:45

      Вы путаете Новая Тура это не рынок. Это ТЕХНОПОЛИС!!!
      Ржу не могу - ТЕХНОПОЛИС :))))

  • Анонимно
    5.06.2016 09:08

    Дима метит в Мэры города.
    Ну а что, не плохая кандидатура.
    Он сам предприниматель, своими руками сделал ИТ-бизнес, понимает что к чему.
    В Иннополис нужны в руководстве люди, которые умеют творить, а не указывать. Это разве вещи.
    Еремеева - в Мэры Иннополиса.
    При встрече с им обязательно скажу что это я агитировал его кандидатуру)

    • Анонимно
      5.06.2016 13:00

      Он не хочет в мэры города, он хочет остаться в России и заниматься своим бизнесом, а не ехать на Кипр.

  • Анонимно
    5.06.2016 09:12

    Зачем айтишникам офисы? Я заказчик и руководитель проекта, живу в деревне 15 км от Казани, программист живет в Башкирии, остальные участники проекта в других городах. Для общения по работе есть соц.сети, скайп, для выплаты з/п , банковские карты. Мне Инополис, IT -Park не нужны. Таких, как я большое количество, кто делает малый бизнес.

    • Анонимно
      5.06.2016 09:31

      На определенном этапе развития понадобится. Может быть, вы еще до этого просто не дошли.

    • Анонимно
      5.06.2016 12:16

      Серьезно, когда начнется что-то сложное, типа анализа бигдаты, или обслуживания миллиона пользователей проекта, то без обсуждений с глазу на глаз не обойтись. Да уже начиная с 5 программистов на одном проекте начинается неразбериха.
      Это я говорю о малом бизнесе (то есть выручка меньше миллиарда, айтишников меньше 100).

      • Анонимно
        5.06.2016 15:35

        Согласен, при должном, запланированном развитии проекта, так и будет. Но сейчас, я пишу про сегодня, офис не нужен. Много фрилансеров работают по домам, и Инополис, должен стать Домом, чтобы в нём захотелось жить.

  • Анонимно
    5.06.2016 14:02

    ICL SERVICES строит свой it- городок в усадах . там уже таунхаусы сотрудников, завод, запланировали новые рабочие места. гораздо более органично развивается проект. я сам аутсорсер, работаю из дома, желания бродить по модным улицам и кафешкам иннополиса вообще нет.

    • Анонимно
      5.06.2016 16:39

      Если желания бродить нет - вам как раз Иннополис подойдет. Какая разница где дома вы сидит? А сидя в иннополисе платите меньше налогов.

      Многие же, наоборот, любят раз в месяц куда-нибудь слетать на выходные. Это можно только из Москвы или Питера. Даже из Казани с ее скудным рейсовым набором очень неудобно.

  • Анонимно
    5.06.2016 18:31

    Единственный вариант, заселить туда БОМЖЕЙ тогда там появиться население , а дальше больше ,глядишь и НОРМАЛЬНЫЙ народ подтянеться . Надо же в начале просчитать, нет не прибыль и откаты в личный карман .А реальные ПЕРСПЕКТИВЫ и ВОЗМОЖНОСТИ а только потом начинать делить деньги и затевать стройку ВЕКА,

  • Анонимно
    5.06.2016 18:31

    Почему иннополис построили рядом с гсок свияга ?ответ: земля принадлежит псо-казань зиганшину и его хозяевам

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль