Общество 
7.06.2016

«Первые пять минут до ифтара на лицах нет улыбок. Но потом глюкоза делает свое дело...»

«Шатры Рамадана»: в Казани митрополита Феофана едва не нарекли «хазратом», а в Москве один из вечеров будет посвящен Мохаммеду Али

Почему Камиль Самигуллин считает, что 19 часов без еды и питья — это великая милость Всевышнего, что говорил на ифтаре Леонид Рошаль и ждут ли в Москве на разговение Рустама Минниханова — корреспонденты «БИЗНЕС Online» о том, как встретили уразу в двух столицах.

. Приветствием на татарском митрополит Казанский и Татарстанский Феофан накануне сорвал шквал бурных аплодисментов в «Шатре Рамадана»
Фото: Гульназ Бадретдин

«У ТАТАР ЭТО БЫЛО ДО РЕВОЛЮЦИИ, СЕЙЧАС МЫ ВОЗОБНОВЛЯЕМ ЭТИ ТРАДИЦИИ»

«Ассаляму алейкум, дорогие друзья!» — этим мусульманским приветствием митрополит Казанский и Татарстанский Феофан накануне сорвал шквал бурных аплодисментов в «Шатре Рамадана», открывшем свои двери в Казани второй год подряд. — Я рад быть с вами вместе сегодня. Пост — это не человеческое изобретение. Пост — это божественное повеление. Пост — это обязательство. И самое главное не только в воздержании от пищи и питья, но и внутреннее очищение. Именно во время поста, ограничивая себя в пище, мы просматриваем все уголки своей души. И время поста — это время добрых дел, это время прощения друг другу обид, это время беседы с Богом. Время поста — это время примирения», — поздравил владыка собравшихся мусульман с наступлением священного месяца Рамадан.

И со словами «В добрый путь! Храни вас Всевышний!» Феофан пошел «молиться за своих». Поблагодарив за добрые слова, ведущий вечера даже пошутил: «Так и хочется сказать «хазрат Феофан», но...».

В этом году «Шатер Рамадана» расположился на территории национального комплекса «Туган авылым». По словам одного из организаторов, генерального директора консалтинговой компании «А-Девелопмент» Мурата Ахмерова, каждый день с наступлением темноты здесь будут кормить до 200 человек, а один день проведения ифтара обойдется в 55 тыс. рублей. «Делается это для того, чтобы разговение происходило в дружественной атмосфере совместно. Возьмите пример Саудовской Аравии, Турции, где на улицах расстилают ковры, и любой прохожий может присоединиться, остановиться покушать — это будет как проявление уважения к тому, кто организовал стол», — рассказал «БИЗНЕС Online» Ахмеров, который видит в этом возрождение национальных традиций. «У татар это было до революции, сейчас мы возобновляем эти традиции, что каждый постящийся независимо от социального статуса, от занимаемой должности, благосостояния, независимо от того, дворник ты или управляющий в банке, может прийти для разговления. Немаловажно и духовно-просветительское наполнение вечера — каждый вечер в шатре будет посвящен той или иной теме», — добавляет наш собеседник.

Вчера поздним вечером на территории «Туган авылым» все смешалось воедино: звон колоколов, доносящийся из церкви Сошествия Святого Духа, татарские песни на территории комплекса и религиозные песнопения внутри самого шатра.

Камиль хазрат Самигуллин, поздравив мусульман с наступлением священного месяца, рассказал об обязательности поста для всех мусульман и остановился на животрепещущей теме продолжительности светового дня
Фото: Анна Величко

«ЕСЛИ БЫ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ В ДРУГИХ СТРАНАХ, ПОНИМАЛИ СУТЬ ЭТОГО, ОНИ ПРИЕХАЛИ БЫ СЮДА ПОСТИТЬСЯ!»

Верующие начали собираться здесь задолго до начала трапезы, все приветствовали друг друга, словно родные, которые не виделись целый год. Примечательно, что среди пришедших было много детей. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, поздравив мусульман с наступлением священного месяца, рассказал об обязательности поста для всех мусульман и остановился на животрепещущей теме продолжительности светового дня. Так, мусульманам России в этом году придется воздерживаться от еды и воды целых 19 часов!

«Часто мне задают вопрос: очень сложно поститься, может быть, мы будем поститься по мекканскому времени? У нас разница с Меккой всего один час. Ради этого даже не стоит поднимать этот вопрос! На самом деле пост для человека начинается после того, как он проснется, пока он спит, для него никакого испытания нет. И те люди, которые говорят о несправедливости, пусть они поднимут эти слова зимой, когда у нас пост всего 6 - 7 часов. Почему они не говорят, что несправедливо? Давайте и мы продержим 12 - 15 часов, как в Саудовской Аравии?» — отметил муфтий.

Второй момент, на который обратил внимание мусульманский лидер республики: «Посмотрите, насколько велика милость Всевышнего — в течение 19 часов безгрешные творения — ангелы просят за нас прощения. 19 часов! Если бы люди, живущие в других странах, понимали суть этого, они приехали бы сюда поститься!»

Звучали религиозные песнопения в исполнении Ильгиза Шайхразиева, напутствия и наставления имамов. Имам мечети, расположенной на территории комплекса, пошутил: «Хочу пожелать вам в первую очередь приятного аппетита и уже потом поздравить с праздником! Все наши мысли в первые минуты разговления о еде: я и сам так сильно хотел есть, что даже зуб сломал. То ли хлеб был такой жесткий, то ли я был такой голодный». После имам остановился на целях поста. «Когда человек сидит на диете, есть хочется всегда. А вот во время поста — совсем нет. Все дело в правильном настрое и намерении», — считает хазрат.

«На каждой пятничной молитве хазраты призывают нас собираться вместе, приглашают на занятия. Но как только приходит время, у каждого из нас находятся различные причины — заболел ребенок, в ресторан с друзьями, а потом и баня... К счастью, из 12 месяцев у нас есть один, когда мы можем оторваться от своих земных забот и встречаться со своими братьями, семьями, родными и близкими и проводить время в поклонении. В это время все счастливы. Первые пять минут до ифтара на лицах, конечно, нет улыбок. Но потом, когда глюкоза сделает свое дело, все снова улыбаются», — пошутил председатель ассоциации предпринимателей мусульман РФ Айдар Шагимарданов, основной организатор «Шатра Рамадана».

После ифтара все постящиеся направились в мечеть, расположенную в этом же комплексе, на особую ночную молитву. И в очередной раз азан слился со звоном колоколов.

. Каждый день с наступлением темноты в «Шатре Рамадана»
будут кормить до 200 человек, а один день проведения ифтара обойдется в 55 тыс. рублей
Фото: Гульназ Бадретдин

МЕЧЕТЬ «ЯРДЭМ»: МЫ ПЛАНИРУЕМ ЕЖЕДНЕВНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СУХУР НА 100 ЧЕЛОВЕК

Кстати, самый массовый ифтар в этом году пройдет 22 июня на стадионе «Казань Арена». Планируется участие 10 тыс. человек. Впервые в истории спортивного сооружения закатная молитва — ахшам-намаз — пройдет на футбольном поле. Главный ожидаемый гость суперифтара — президент Татарстана Рустам Минниханов.

Между тем верующие ежедневно могут разговляться в большинстве мечетей Казани. Так, в мечети «Ярдэм» открыт мегашатер на 1 тыс. мест. Имам мечети и одновременно заместитель муфтия Татарстана Ильдар Баязитов рассказал «БИЗНЕС Online», что в этом году каждый желающий сможет прийти не только на ифтар, но и на сухур:

— Мы планируем ежедневно организовывать сухур на 100 человек. Первоначально думали утреннюю трапезу делать лишь для незрячих, у которых именно во время Рамазана начинаются курсы, но потом решили, что каждый желающий может прийти и покушать. Это надо будет сделать до часа ночи. Что касается меню, оно, как и на ифтаре, будет полноценным. Это суп, второе блюдо, мучные изделия, овощи и фрукты.

После ифтара все постящиеся направились в мечеть, расположенную в этом же комплексе, на особую ночную молитву
Фото: Анна Величко

Второй по численности ежедневный ифтар будет проходить в мечети «Казан нуры». По словам ее имама Алмаза Мухлисова, специально для вечернего разговения приготовлен шатер на 400 мест. В прошлые годы прихожане вкушали внутри столовой медресе при «Казан нуры».

В старейшей мечети Казани «Аль-Марджани» в этом году, наоборот, отказались от уличных посиделок. Из-за отсутствия шатра, который разобрали, ежедневные ифтары будут внутри исламского комплекса. «У нас на сегодняшний день мечеть, хвала Аллаху, большая, комнат много. Общая площадь — 12 тысяч метров. В одном из залов планируем организовывать трапезу на 200 - 300 человек. Мы всех пускаем, даже тех, кто не постится. Может, он, проникнувшись атмосферой, в другие годы будет держать уразу. Придет больше народа — найдем места», — сообщил «БИЗНЕС Online» имам мечети Мансур Джалялетдин.

В Закабанной мечети Казани ифтары пройдут в форме тематических вечеров. Во время трапезы будут читать лекции, на «авыз ачу» будут приглашать воспитанников детских домов.

. В Москве на Поклонной горе «Шатер Рамадана» открыл свои двери уже 11-й год подряд
Фото: Елена Колебакина

В МОСКОВСКОМ «ШАТРЕ РАМАДАНА» ЖДУТ РУСТАМА МИННИХАНОВА

Накануне же в Москве на Поклонной горе «Шатер Рамадана» открыл свои двери уже 11-й год подряд. Это проект, организатором которого традиционно выступает духовное управление мусульман Москвы при поддержке ДУМ РФ, правительства Москвы и под эгидой муфтия шейха Равиля Гайнутдина. К слову, в этом году председатель совета муфтиев России, на удивление, не принимал участия в церемонии открытия, хотя и был заявлен в предварительном анонсе. Почему это произошло, корреспонденту «БИЗНЕС Online» выяснить не удалось: организаторы лишь многозначительно пожимали плечами, не давая прямого ответа.

Отсутствие Равиля хазрата хоть и казалось досадным, однако на этом отличия «Шатра Рамадана» этого года не заканчивались. Пожалуй, еще одно отличие, которое можно с сожалением констатировать, — это погода. Небесная канцелярия в этом году (по сравнению с прошлыми двумя годами, когда наш корреспондент посещала церемонию открытия) подвела: +8 градусов и проливной дождь совсем не настраивали на праздничный лад.

На этом отличия со знаком минус заканчивались. Нововведений со знаком плюс было гораздо больше, и они выгодно отличали нынешний «Шатер Рамадана» от прошлых. Первое, что сразу было заметно, — это размер шатра, который увеличился раза в два, а это значит, что и гостей в этом месяце он сможет принять гораздо больше. Официально шатер распахнет свои двери на ифтар для всех желающих сегодня, 7 июня, и продлится до 4 июля, то есть до наступления праздника Ураза-байрам. Организаторы ожидают, что «Шатер Рамадана» посетят более 20 тыс. человек. К слову, сам шатер стал гораздо более праздничным, более основательным. «В этом году шатер у нас больше, красивее, красочнее. Будет очень интересная эксклюзивная программа как в сегодняшний вечер, так и в последующие вечера», — рассказал журналистам перед открытием муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.

Программа тоже обещает быть насыщенной. Например, впервые пройдут вечера Кумыкского и Пакистанского землячеств, Узбекистана, Таджикистана, а также города трех религий — Иерусалима. Традиционный День Татарстана намечен на 30 июня. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, возможно ли появление на нем президента РТ, Аляутдинов с улыбкой кивнул: «Я думаю, что да. Он всегда долгожданный гость».

Пока же гости рассаживались: на одной половине сидели преимущественно женщины и девушки, на другой — мужчины. Таков порядок. «Чтобы не было никаких мыслей, пост все-таки», — заметил один из коллег-операторов.

Ильдар Аляутдинов Ильдар Аляутдинов: «В этом году шатер у нас больше, красивее, красочнее. Будет очень интересная эксклюзивная программа как в сегодняшний вечер, так и в последующие вечера» Фото: Елена Колебакина

Тут же за обычный стол со всеми (не тот, что для VIP'ов у сцены) скромно сел депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов. «Это один из самых больших религиозных праздников для нас. Очень здорово, что в нашей многонациональной стране люди могут реализовать свои возможности в вере. Для меня, как человека, работающего с религиозными организациями, конечно, очень важно быть среди мусульман, потому что мы взаимодействуем, многие проблемы вместе решаем», — поделился он впечатлениями с нашим корреспондентом. Впрочем, Ильдар Ирекович, чуть смущаясь, даже как бы стыдясь, признал, что пост не соблюдает. «Но все равно к этому, наверное, приду потихоньку. В связи с тем, что я, по сути, в командировке нахожусь, мне очень сложно на данном этапе уразу держать, потому что работа связана с постоянными поездками, командировками. Обманывать себя и нарушать, конечно, неправильно», — виновато говорил он. Больше никого из коллег Гильмутдинова по Госдуме в «Шатре Рамадана» нашему корреспонденту обнаружить не удалось. Вероятно, их просто не было.

Тем временем на сцену уже поднялся муфтий Москвы. «Месяц Рамадан несет особую святость. Он должен помочь нам во многом измениться, встретить очередной год с новыми настроениями, новыми намерениями», — говорил Аляутдинов. Он рассказал, что в течение месяца каждый вечер будет разбираться один аят из Священного писания, который начинается с «О те, которые уверовали!» «Это обращение, то, с чем к нам Бог обращается, к чему призывает, как раз-таки мы будем пытаться проникнуться этими смыслами, осознать, с чем же Всевышний к нам обращается. Аяты будут разбираться через жизни отдельных людей, порой наших современников. Будем пытаться понять смыслы через жизнь людей», — отметил муфтий. По его словам, один из вечеров будет посвящен Мохаммеду Али. «Это не было запланировано. Величайший человек, который волей Всевышнего не застал этот месяц. Молим Всевышнего, чтобы он принял его душу и вел в самые высшие степени рая», — добавил Ильдар хазрат.

Эти же аяты напечатаны на открытках, которые организаторы вложили в пакеты для посетителей. Например, нашему корреспонденту досталась открытка с цветами слепого от рождения художника Эшфера Армагана, а на обратной стороне написан такой аят: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете благочестивы». Муфтий заметил, что при желании эти открытки можно отослать своим друзьям, знакомым, родственникам, для этого предусмотрительно вложили почтовый конверт с маркой. И это, кстати, тоже было новшеством нынешнего «Шатра».

Замначальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, который до 2013 года работал в полпредстве РТ в РФ, как и полагается его должности, говорил об объединяющей составляющей мероприятий, подобных «Шатру Рамадана». «Месяц, который с нетерпением ждали верующие, чтобы иметь возможность проявить выдержку, свои лучшие человеческие качества, помочь ближнему, оказать уважение старшим, заниматься благотворительностью, спешить делать добрые дела. Все эти качества присущи нашему обществу вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности», — говорил он со сцены.

Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов, чуть смущаясь, признал, что пост не соблюдает Фото: Елена Колебакина

«Я БЫ ЭТОТ ШАТЕР СДЕЛАЛ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, НАКРЫЛ БЫ ВСЮ МОСКВУ, НАКРЫЛ БЫ ВСЮ РОССИЮ, НАКРЫЛ БЫ ВЕСЬ МИР!»

Впрочем, наиболее проникновенная и вдохновенная речь вышла в этот раз у знаменитого доктора Леонида Рошаля. Возможно, кому-то покажется странным его присутствие, но и этому есть объяснение. Сам Леонид Михайлович еще в 2014 году признавался нашему корреспонденту, что его детство было связано с Татарстаном — в 1941 году семья хирурга оказалась в эвакуации в Чистополе, где маленький Рошаль впервые пошел в школу.

«Надо, чтобы все улыбались. Что вы так? — с улыбкой он обратился к взирающим на него сотням глаз. — Праздник же. Я и мои друзья помогаем детям вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности. Мы работали в Дагестане, Армении, Грузии, по всем арабским странам, в Египте, Алжире, в Узбекистане, в Индии, Японии, Индонезии. Для нас главное — помогать детям. Мы все считаем, что плохих религий нет. Есть люди, которые коверкают религии, есть люди, которые используют религии для разжигания ненависти друг к другу. Я очень рад, что есть такой шатер, где объединены люди, где есть мир. Это может быть примером для всех. Я бы этот шатер сделал еще больше, накрыл бы всю Москву, накрыл бы всю Россию, накрыл бы весь мир! Тогда было бы замечательно».

На этом все официальные приветствия были закончены, гостей ждал главный сюрприз вечера — театрализованная постановка «Я — вера». «Современно, интересно, в какой-то степени вызывающе. Он связывает с современностью, с другой стороны, проводит через этапы развития человечества, разбирает понятие поста с точки зрения иудаизма, буддизма, христианства и ислама», — анонсировал Ильдар хазрат. Постановка действительно была вызывающей: играли только два актера — Нурбэк Батулла и Рахматулла Амиров, их выступления перемежались то с рэпом, то с мелодичными песнями в исполнении участницы шоу «Голос» Саиды Мухаметзяновой, то видеороликами. Но было это все необычно и свежо. Сценаристом сего действа оказался заместитель руководителя аппарата совета муфтиев России Ренат Абянов. Он и пояснил нашему корреспонденту свою задумку: «Идея была такова, чтобы показать антологию поста начиная с самых древних учений и до ислама, и тем самым провести параллель схожестей всех религий, где пост является тем действом, когда человек тренирует свою душу, чтобы она становилась совершенной. Любой пост в любой религии — это тот период, когда человек подымает свою духовную планку. Каждый год эта планка должна становиться выше. В этой постановке, возможно, необычной, мы показываем, что мы загоняем нашу веру в угол, она зашоренная, больше похожа на какого-то робота, мы ее не слышим, живем только какими-то инстинктами. Постепенно в ходе постановки душа меняется, крепнет, она меняет тело».

Естественно, Абянов побаивался, что постановка не встретит отклика, останется непонятой, но все равно был рад представить нечто новое для такого рода мероприятий, заставить пришедших задуматься, а кого-то и вовсе обратиться к вере.

В 21:06 прозвучала молитва и началось разговение.

Стоит также отметить, что наверняка для некоторых было удивительным, почему же «Шатер Рамадана» проводится и в этом году на Поклонной горе, а не возле новой Соборной мечети. Аляутдинов в беседе с журналистами признался, что такая идея действительно была, но почему-то «решили традицию не нарушать». Впрочем, уже и в этом году около 2 тыс. человек смогут приходить на ифтар в шатре главного храма.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.06.2016 11:16

    Всех с Рамаданом.

    Единственное уточнение или вопрос - не переусердствовали ли с ифтарами? Не получается ли так, что сегодняшний смысл поста - это что бы вечером хорошо разговеться и поесть?

    • Анонимно
      7.06.2016 12:22

      Много поест все равно не получится:)) после 19 часов уразы хочется только пить, после стакана воды много не полезет. может быть, смысл ифтара - вместе радоваться тому, что ты выдержал столько времени без еды, питья и плохих поступков, стал лучше, чище и боролся с самим собой.

  • Анонимно
    7.06.2016 11:25

    бик кызык язылган, рэхмэт.
    Ифтарга бармыйча булмас))

  • Анонимно
    7.06.2016 11:53

    Спасибо за добрую статью. Всех с наступлением благославенного Рамадана!

  • Анонимно
    7.06.2016 11:55

    Мое почтение к тем, кто держит уразу. Вы очень сильные люди.
    Я почувствовала в себе внутреннюю потребность и в этом году решила попробовать поститься. Продержалась первый день и поняла, что не смогу. Голод и жажду выдержать можно, но слабость и плохое самочувствие - нет, тем более когда надо работать. Весь день сильно болела голова, тошнило, ничего не соображала. Еле добралась до дома и моментально заснула. На второй день уже не решилась. Кстати, 10 лет назад тоже пыталась, продержалась два дня. Реакция была такая же - сильная слабость и головные боли:(

    • Анонимно
      7.06.2016 12:36

      Некоторые вопросы религиозных норм надо коррелировать с национальными и климатическо-географическими особенностями. Тот же пост в пустыне Аравии 19 века и в современной России. Абсолютно разные условия. То же самое и с женской одеждой - закрытое тело и лицо женщины от песчанных бурь и палящего солнца . И прохладный климат России. Мы же не требуем, что бы арабы ходили в унтах.

      • Анонимно
        7.06.2016 12:45

        Ещё самое главное! Арабы в основном днём спят. А тут на самом деле мы ведь с 6 утра до 8 вечера работаем. Я тоже поэтому просто не в силах..

      • Анонимно
        7.06.2016 13:54

        Арабы ничего не требует!
        Сверх нормы ничего не накладывается.
        Возьмите отпуск, если уж..

        • Анонимно
          7.06.2016 16:36

          Двое суток терплю.. посмотрим

          • Анонимно
            7.06.2016 18:33

            Месяц терпи, а потом ещё 6 дней...
            И скажут тебе войди в ворота Райан!
            И будешь среди преуспевших!
            Аминь!

    • Анонимно
      7.06.2016 13:03

      Вы большой молодец раз смогли день продержаться. Поверьте, если есть намерение и желание организм через пару дней перестроится и Вам уже не будет так тяжело. Попробуйте еще подержите, главное светлые помыслы и твердая убежденность и желание. Да поможет Вам Аллах!

    • Анонимно
      7.06.2016 13:36

      это только в первые дни так, потом полегче

    • Анонимно
      7.06.2016 13:47

      попробуйте правильно питаться. подробнее на умма.ру "Сухур и Ифтар"

    • Анонимно
      7.06.2016 15:18

      Перед постом сделайте намерение,что ураза только ради довольства Аллаhа.Часто просите у Аллаhа помощи продержать уразу.ИншаЛлаh Он поможет вам.

  • Анонимно
    7.06.2016 12:36

    Вы попробуйте поголодать в российской армии пять дней,ни воды ни хлеба.

    • Анонимно
      7.06.2016 12:42

      тут не соревнования кто больше не ест и не пьет

    • Анонимно
      7.06.2016 13:32

      у меня друг держал! согласен тяжело, но кто-то ищет способ, кто-то причину.

  • Анонимно
    7.06.2016 12:46

    Уже 21 век на дворе !!! Космос освоили, компьютеры в каждом доме, телефоны с огромным функционалом. А тут - розговение, пост, жертвоприношение. Может пора в лапти обуваться и грома начинать бояться?

    • Анонимно
      7.06.2016 13:17

      Вы просто не с той стороны на пост смотрите, у вас понятия неверные. Это делается не ради бородатого дяденьки на небе, а для укрепления духа, очищения. Все это нужно прежде всего самому человеку. Поэтому ваш вброс о космосе и лаптях не в тему. Ни в коем случае не агитирую, сама пост не держу, т.к. не в силах, но желание есть.

    • Анонимно
      7.06.2016 13:27

      вам стоит бояться праведного гнева верующих за оскорбление их чувств

    • Анонимно
      7.06.2016 15:41

      Уважаемый Вы путаете силу духа с бытием. Если у человека в голове ветер, то ни какие современные технологии не помогут ему в жизни. Удачи Вам и хоть каплю уважения к ближним.

  • Анонимно
    7.06.2016 12:48

    первые всегда тяжелые,особенно если организм заранее не подготовлен. Не стоит вот так бросать пост,попробуйте выстоять пару дней. Все работают.Дома тяжелее держать,честное слово.
    Спасибо за статью! Душевная радость какая-то внутри. Люблю ифтары в мечетях,где каждый друг другу рад.

  • Анонимно
    7.06.2016 13:04

    Кому война,а кому мать родна

  • Анонимно
    7.06.2016 13:12

    Все хорошо.Но зачем на ифтаре выделять vip стол ,vip персон да и вообще когда речь идёт о религии можно просто как про обычных людей писать и говорить .Надоели эти vipы.

    • Анонимно
      7.06.2016 13:36

      Даже на кладбище места отличаются, думаю, на том свете ничего не изменится. То же деление на випов и просто обычных .

      • Анонимно
        7.06.2016 14:08

        ага .. на тот свет иногда большие очереди выстраиваются ..но випов через бизнес-класс пропускают ...)))

    • Анонимно
      7.06.2016 15:52

      Вы очень правы!!!
      И на безымянной могиле похоронили недавно Короля-одной мусульманской Страны!
      Пришли мы на этот свет РАВНЫМИ,равными и уйдем!А устроители видимо Коран не читают!Показушность начинается с этого!Диннэн биздеручегэ не превращайтесь,господа устроители!знакум

    • Анонимно
      7.06.2016 16:56

      Это в сознании некоторых людей они випы)

  • Этот пост полный бред! Ладно арабы верующие как правило бездельники и как наши клерикалы весь день на подушках сидят и четки перебирают! Татары по жизни работяги и как человек ест так и работает потом! И зачем нам такая мода семитская весь день без воды и еды ,а на ночь нажираешься от пуза! Это во первых очень вредно вообще не пить и есть ночью! Неужели в Муфтияте нет грамотных людей или среди верующих врачей!? И самое страшное татарский праздник перенесли сабантуй из за кучки ифтарщиков! Татарский бог Тенгре Вам раскольникам этого не простит никогда перенос своего дня рождения! Я понимаю полезно голодание лечебное,но пить воду надо обязательно, чтобы шлаки выводить и кислотами не заполнять желудок! Мало того что татары не пьют козье молоко нейтрализуещее кислотную пищу и вся пища у нас кислотная,так еще эта кислота все разъедает из за высокой концентрации! Мне кажется президент должен издать указ запрещающий издеваться над татарами так! Почему Вафин министр молчит и не разьяснит вред этих ифтаров! Правильно есть татарская пословица : Поручи Д... Богу молится он и лоб расшибет!

    • Анонимно
      7.06.2016 15:37

      Ув.Мурат!Я к Вам отношусь к БРАТу!И Вы достойны быть ИМ!Я только не могу согласиться только в одном-в отношении к моей ВЕРЕ!Я верю с детства в БОГа!Уважаю представителей других религий,и атеистов...канишно же и тенгерианцев!
      Не уважаю только жуликов-лицемеров,которые под видом верующих хотят отмаливать грехи преднародно.Общение с БОГом считаю что ЭТО большое таинство!Поэтому не уважаю грандиозные религиозные мероприятия.Считаю что это показушность.Если ошибаюсь,поправляйте!
      А ув.БО очень прошу Вас представить слово опытным мусульманским врачам.Таковые в Республике есть.
      Ребята,держитесь,терпения Вам и нам Всем!Не только физических но и душевных очищений нам Всем!знакум

    • Анонимно
      7.06.2016 16:24

      Уважаемый Мурат. Ваше отношение в к Исламу понятно, но прошу Вас быть аккуратнее в выражениям. Могут обвинить в разжигании всякого нехорошего! А Вот по поводу значения Татарский бог Тенгре я не согласен. Мироощущение татарского народа складывалась веками через призму ислама. Татары не были бы татарами без сильного влияния сунны пророка.

      • Спорить с вами не буду! Вы считаете что все создал Аллах,а мусульмане считают нет Бога кроме Аллаха,а я считаю это экстремизм,как и считать всех не мусульман кто не признает пророка Мухамеда неверными. Я верю во всемирный разум и это Тенгре наша природа и гены наших предков,коим мы должны поклонятся,а не семитскому Богу якобы нас создавшему и все народы верят во всемирный разум ,но по разному его называют! Ислам это религия созданная евреями и недавно они объявили благодарность мусульманам и христианам,что они донесли для других народов иудейскую религию и мифологию через свои священные книги и предложили всех перейти к первоисточнику Торе,правда отказали называться евреями.Но мы при чем тут татары или вы тоже считаете как и муллы что мы потомки еврея Адама?К Исламу я отношусь уважительно и эта религия была специально создана для арабов и Вы видите даже богобоязненные мусульмане на Ближнем востоке что вытворяют и им нужна была жесткая религия чтобы они 50 раз в день молились и только пророк еврей Моисей уговорил Мохамеда чтобы тот снизил намазы до 5 раз,им нельзя пить,курить,и прочие религиозные предрассудки запреты! У татар считалось позором вставать всегда на колени и татары молились либо сидя на коне или только стоя! Так как мы не рабы божьи,а сыновья и дочери Неба синего , а дети не стоят униженными на коленях перед отцом никогда!!! И не надо обманывать про мироощущение средневековое! Я вырос в 20 веке и не видел не одного истинного верующего тогда мусульманина! И мечеть одна была в Казани и та чуть не закрылась из за отсутствия имама! Да я помню нам лекции читали в институте по научному атеизму и скажу так туда народ ходил валом,но все это рассматривали как историю и культуру в прошлом вписавшуюся в жизнь наших народов,но не более! А сейчас все коммунисты начиная от секретаря обкома КПСС Шаймиева стали правоверными почему то! И самое страшное сами не верят ,а молодежи с религией пудрят мозги и пытаются даже за счет бюджета и предприятия насадить Академии религиозные! А потом удивляются откуда берутся террористы религиозные! Почитайте все священные книги и там сплошные призывы к экстремизму! И поэтому я за татарский Ислам пропитанный по мнению татарского ученого Сибагатуллина на 75% тенгрианством! А чиновники хотят тут насадить средневековый Ислам и превратить республику в территорию Игил!

        • Анонимно
          8.06.2016 03:23

          Вы сами прекрасно понимаете, что вы неправы, и что это у вас просто эпатаж, такой же как у Жириновского. Тем более вы показываете свое слабое знание не только Ислама, но и Тенгрианства, о преимуществах которого стараетесь говорить чуть ли не при каждом удобном случае, как и как о пользе козьего молока. Вы также плохо разбираетесь в христианстве и Иудаизме, иначе не утверждали бы, что Адам был евреем, или не писали бы о диалоге между Моисеем и Мухамедом, которые жили в разные тысячелетия и никак не могли общаться.
          Тенгрианство - это ведь тоже не татарская религия, как вы пытаетесь тут утверждать. Когда Тенгрианство было широко распространено среди тюркских народов и их предков, татары еще не сформировались как нация.
          Если вам так нравится Тенгрианство, определитесь уже, наконец, кто для вас Тенгри: всемирный разум, природа, гены (духи?) предков или синее небо, так как Тенгрианство - это первая в истории единобожие.
          Ислам не бывает средневековым или современным, так как Коран и его смысл один и тот же во все времена, Ислам не бывает также татарским, как и арабским, или иным.
          Вы, наверное, уже никогда не научитесь быть терпимее к чужому мнению и к чужим чувствам, не тот уже возраст. Но, хотя бы во время Рамазана я призываю вас немного держать себя в рамках приличия.
          Себя могу назвать как сочувствующий верующим, так как, чтобы назваться верующим никаких религиозных обрядов не выполняю, хотя очень много читаю религиозной литературы по всем религиям.

    • Анонимно
      7.06.2016 19:19

      Русских увлекли никонианской ересью, а татарами разруливают муллы со всклоченными арабскими бородами...

    • Анонимно
      8.06.2016 00:40

      если у тенгре есть день рождения, то значит было время когда тенгре не было!

  • Анонимно
    7.06.2016 15:59

    Я не читаю намаз, редко бываю в мечете, на уразу держу 5 год. Как то давно пытался держать, было тяжело, 3 дня потерпел, дальше не смог. И вот 6 лет назад дал обед, что буду держать всю уразу, лишь бы у жены здоровье поправилось. Слава Всевышнему, у неё всё хорошо! Я не могу это объяснить, но во время поста у меня нет соблазна что-то съесть прямо сейчас, а в обычные дни я не могу устоять. По поводу работы в дни поста: для меня лучше быть занятым какими-нибудь делами, чем лежать на диване и думать о еде. Удачи всем и добра!!!

  • Анонимно
    7.06.2016 16:27

    если соберутся на стадион одни ВИПы,а не убогие,несчастные,нездоровые,бедные и обездоленные-то ЭТО превратится в Республиканский партхозактив с фуршетом!Интересно будет кого из районов повезут!Бывших секретарей парткомов и райкомов,активных лекторов общества Знание?Я никогда сам не уважал грандиозные религиозные мероприятия!Жду с нетерпением мнения одного убогого из мероприятия.Ув.Бо наверняка Вас позовут!знакум

  • Анонимно
    7.06.2016 16:54

    Здесь выше кто-то написал..мы освоили космос(мы его еще не освоили, это во-первых,а только заглянули и увидев ВЕЛИКОЛЕПИЕ и логичность лишний раз только убедились в существовании Создателя, который дал толчок всему этому)...изучая науки мы только лишний раз убеждаемся,что настолько все сложно , а самое главное логично все устроено!!!по вашему если человек верующий, то это деградация???
    Наоборот ,вы удивитесь, Всевышний призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звезд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях и предписывает изучать их. Занимающийся изучением этих творений человек увидит во всем созданном величие Аллаха и таким образом приблизится к постижению Высшей мудрости Создателя, Сотворившего из Небытия каждого из нас и всю Вселенную.
    Даже вспомнить Эйнштейна, который утверждал, что присутствующий во Вселенной чудесный порядок не мог возникнуть случайно и что окружающий мир был создан Творцом, обладающим Высшим Разумом. Также его слова о том, что "безбожная наука хромает" в которых он выразил, насколько неразрывна, по его мнению, связь между наукой и религией.
    Эйнштейн заявлял, что "в каждом, кто изучает природу, должно рождаться некое религиозное благоговение". Он также говорил: "Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии"
    У меня очень много друзей мусульман, которые занимаются наукой...один в медунивере ..изучением стволовых клеток..одни в айти лицее преподают, в КФУ преподают..читают намаз, держат уразу..чтотне мешает заниматься научной деятельностью

  • Анонимно
    7.06.2016 17:21

    Скоро 100 летний юбилей Величайшего физика Гинзбурга!Он атеист.Но его отношение к верующим,его высказывания меня всегда поражали!Не зря,наверное он подписался под письмом против введения в УК статью За антисоветскую пропаганду и агитацию!Человек большой Чести!
    Тут много было слов против памятника Екатерине -второй!А ведь она издала Указ в 1773году о Веротерпимости!знакум

  • Анонимно
    7.06.2016 17:35

    Мурат вы такой бред написали .вроде взрослый размышляющий человек..я сам лично держу уразу....уже больше 15 лет..пишите насчет воды..что вот мол хотя бы воду можно было пить, то другое дело ..нет это далеко не так..Если держать пост, и пить воду воду..это наоборот будет сильная нагрузка на организм..издевательсьво над самим собой..почему обьясню ..
    Стоит выпить хотя бы глоток воды, то через минуты 2-3 очень сильно хочется есть...то есть водой происходит разражение рецепторов желудка..и мозг дает сигнал, что щас будет еда..выделяется желудочный сок..но еды по вашему рецепту не поступает..это может явиться следствием язвы,гастрита.

    • Анонимно
      7.06.2016 23:09

      Чушь. И для мозга, и для суставов, и для сердечно-сосудистой системы, но особенно для почек вода необходима. Конечно, можно посмотреть на дело так, что ухудшая здоровье и укорачивая жизнь тем самым быстрее к раю приближаешься, но.. Хотя бы не вовлекайте в это молодежь, или близких своих, которые вам дороги... Каждый пусть САМ решает готов ли он пожертвовать почки и прочие органы

      • Анонимно
        8.06.2016 03:30

        Знаю очень много людей, которые все жизнь были религиозными людьми и держали каждый год пост, но несмотря на это дожили до 80 - 90 лет и имели прекрасное здоровье.

      • Анонимно
        8.06.2016 12:04

        Моя пробабушка всю жизнь держала пост, причем в гораздо более тяжелых условия. Целый день летом работая в поле, а на ифтар тоже особо есть нечего было. И альхамдулиллях прожила почти сто лет.

  • Анонимно
    7.06.2016 17:45

    Мурат абый..с чего вы решили, что во время ифтара надо нажираться?)))там есть свои рекомендации..например пьешь сначала пару глотков воды..идешь читаешь намаз после этого..это минут 10-15 времени проходит..потом ешь горячее..суп и так далее.стараешься как можно больше зелени ,овощей есть..пророк запрещал чревоугодие..всегда велел вставать со стола полуголодными..говорил, что желудок на треть должен быть заполнен водой, едой, и воздухом..

    • Медицина запрещает после 19 часов вообще есть! И вообще предрассудки не правильные! Как можно не рисовать людей,животных,любоваться людьми,иметь рабов,заниматься педофилией то есть ранние браки,убивать людей в частности язычников не есть свинину ,не пить в меру спиртное.

      • Анонимно
        8.06.2016 12:13

        В какой то мере согласен с Муратом. Был, был нормальный татарский ислам. Скорректированный многими столетиями суровой российской реальностью. Как климатическими, так и национальными особенностями. Своя одежда, подходящая под жизненные условия, свои традиции. 80 лет коммунизма вычистили всю поляну. Никто не помнит, а кто помнил - молчал. Сейчас же все "новообращённые", основывающиеся только на семитских советах и современных первоисточниках.

        Но странно не это. Странно то, что в конце 80-х и 90-х практически никто не интересовался религией. Хотя были живы ещё её носители, заставшие доатеистические времена 30-х годов ХХ века. Была свобода выбора. Но видимо народ решил сначала "Рояль" попробовать капиталистический, а потом , через 20 лет, отрицанием его заняться.

  • Анонимно
    7.06.2016 18:29

    Никто не оспорит, что ислам - это прежде всего доброта и чистота. Пример мечети и фонда Ярдам нам всем и всему миру...

  • Анонимно
    7.06.2016 21:19

    Али.

    «Когда человек сидит на диете, есть хочется всегда.
    А вот во время поста — совсем нет. Все дело в правильном настрое и намерении», — считает хазрат.

    Он абсолютно прав.!

  • Анонимно
    7.06.2016 23:26

    Молодец Феофан ! Приятно его проявление уважение к традициям , спасибо!

  • Анонимно
    8.06.2016 01:23

    Мурад я тоже удивлен...что в вашей голове творится...
    Вы пишите все подряд..вы как салат все смешали...и все выложили..давайте теперь разберем все по полкам..мы ведь взрослые, рационально мыслящие люди..я сам учился в КГУ ,на факультете философии и в исламском университете..и тоже татарин..знаю хорошо и шариатские науки(как фикх, сира, акыйда и так далее) и естественные базовые предметы и конечно же историю..
    Итак..
    1.вы пишите мы татары..и арабский ислам он нам чужд..
    Вообще мы должны быть благодарны, что наши предки выбрали именно ислам...потому что это последнее божественное откровение, идущее после Библии..а библия насколько вы знаете была очень сильна искажена..так как была в основном была написана апостлом Павлом(который никогда даже не видел Иисуса)..так как император Константин имел цель расспространить свое политическое влияние...а апостла Якова(это самый близкий к Иисусу) учение было практически отвергнуто...и Бог как милость дал человечеству еще один шанс отправив пророка ,но теперь пророк появился не среди евреев , а среди арабов..и если вы внимательно прочитаете и Библию и Коран ,то проанализиров заметите , Все пророки, были посланы Богом к конкретным группам людей, дабы нести им послание, содержавшее в себе предостережение Бога и Его учение. Ни одно из этих посланий не предназначено быть всеобщим, в том числе и послание, данное Иисусу, который, несомненно, был уполномочен Богом как пророк для Сынов Израиля. Последнему же посланнику, Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), было поручено донести и утвердить на земле учение Бога полностью и окончательно, для всего человечества, на все времена. То есть последнее учение,как говорит Бог Коране оносится уже ко всем народам..и к татарам в том числе..
    Со временем под политическим влиянием на ислам тоже было свое воздействие..появлялись лжепророки, ангичане создали течение ваххабизм, чтоб ослабить ислам изнутрии тем самым усилиь свое влияние на востоке.или вам может рассказать как движение талибан произошло(во времена войны в афганистане, чтоб против СССР вести войну , на территории пакистана было создано движение)..у нас у татар тоже были свои очень хорошие мусульманские ученые до революции..
    2.мусульмане,как учили все пророки верят в Бога(Аллах в переводе с арабского Бог)..и обязаны признавть всех пророков, в том числе и последнего пророка..эту ваххабитскую чушь выкинете из головы, что других мусульмане считают неверными..мусульмане обязаны всех любить и уважать.в том числе и людей предыдущих Писаний(как говорится в коране людей Писания)
    3.вы говорите :у татар считалось позором вставать всегда на колени и татары молились либо сидя на коне или только стоя! Так как мы не рабы божьи,а сыновья и дочери Неба синего , а дети не стоят униженными на коленях перед отцом никогда!!!.....что за чушь????ну кто вам вбил это голову???..татары всегда читали намаз как и все...можете почитать татарские произведения и учения татарских мусульманских ученых Шигабетдин Марджани, каюм Насыйры
    4.изображения людей и животных рисуйте сколько хотите..просто нельзя их вешать ..там где висит изображения ангелы не заходят в это помещение..нет нура(света) в таких местах..пророк запрещал рисовать так как были опасения , что наподобии христианства начнут молится на иконы....а это считается ширком(элементы многобожия)
    5.алкоголь был в исламе тоже...даже читали намаз в пьяном виде..
    И он был запрещен только ,если не ошибаюсь через 13 лет после начала пророчества 7(поправьте меня ,если ошибаюсь) в три этапа ..то есть сначала было запрещено сначала иманам при намазе вставать пьяными, потом всем во время намазе было было...а потом и вовсе употребление алкоголя было запрещено...так как Бог видимо увидел, что все-таки люди не умеют пить в меру...может кто-то и умеет, но Бог решил, что пусть лучше вообще не пьют..
    6.насчет свинины...она запрещена и в Торе, и Библии,..это мясо не просто так запрещено Богом.. она вредна для организма..она очень долго и тяжело усваивается в организме..очень большая вероятность при неправильной варке, обработки в целом попадания опасных микробов к нам через это животное..
    7.убивать язычников...такого нет в исламе!!!!по исламу запрещено убивать людей вообще.это вы взяли у ваххабитов опять..не стоит обращаться к их извращенному учению ....вы видимо часто включаете телевизор, где идет зомбирование нашего сознания...

  • Анонимно
    8.06.2016 01:27

    Ну что вы спорите с Муратом он же взрослый человек...хочет человек пить ,валяться под забором пусть пьет..есть что попало..свинья же помои ест, и есть потом это мясо не брезгуя это потом..пусть ест..дело каждого

    • Анонимно
      8.06.2016 11:19

      Лично знаю Мурата,он никогда не напивался до бессознания,приличный человек,просто иногда вспыльчив.

      • Анонимно
        8.06.2016 12:14

        А я читая его комментарии не могу сказать, что он приличный человек: от него постоянно идут оскорбления; он намеренно искажает многие факты (считай, врёт) и лицемерит.
        Человек с таким поведением не может считаться приличным.
        P.S.
        Ураза помогает побороть вспыльчивость...

  • Анонимно
    8.06.2016 08:10

    Я хочу узнать мнение врачей насчет уразы.

  • Анонимно
    8.06.2016 10:34

    Мурат приверженец какой религии?Если я правильно понял буддизма?

  • Анонимно
    8.06.2016 11:54

    Тенгрианство -это язычество...одно из его направлений

    • Анонимно
      8.06.2016 13:40

      Тенгрианство хорошо бы запретить в Татарстане, как языческую формацию в Татарстане,слишком много становится приверженцев этой секты .

      • Анонимно
        8.06.2016 17:15

        Правду не запретишь. Можете еще попробовать сабантуи запретить. Театры и искуство. Татарский ансамблю песни и пляски. Попробуйте.

      • Анонимно
        9.06.2016 23:33

        А как же свобода вероисповедания? А как же Конституция?

  • Анонимно
    8.06.2016 12:50

    При голодании усиливаются окислительные реакции,в крови идёт увеличение кетоновых тел,что вызывает эйфорию,затем идет снижение обменных процессов,что способствует,ожирению в дальнейшем,а красное мясо любое вредно!

    • Анонимно
      8.06.2016 13:38

      Это верно,если посмотреть на постящихся,они в основном люди упитанные,круглолицы,с увесистыми животами,Если всмотреться видно,что едят они не мало.Человек изначально должен приучать себя к малому употреблению пищи и больше пить чистой воды и отвергать культ еды.Такое ощущение как будто эти люди садятся на месячную диету.

  • Анонимно
    8.06.2016 13:55

    А можно мне ?
    Вера дана людям Всевышним (Богом, Господом, Аллахом, Ходаем).
    Религии (Христианство, Ислам, Буддизм и др.) придуманы людьми.
    Выбор за нами: кому верить, кому подчиняться, кому преклоняться, за кем идти, кого слушать.
    Главное быть счастливым - заниматься различными видами деятельности и получать от них удовольствие.

  • Анонимно
    9.06.2016 09:21

    Интересная статья! Спасибо за подробный рассказ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль