Общество 
2.07.2016

«Нужны поступки, показывающие, что Турция не просто хочет возить помидоры...»

Опрос недели: А вы Эрдогана простили?

Эта неделя ознаменовалась письмом с извинениями в адрес Владимира Путина от президента Турции и заявлением президента России о начале восстановления отношений. Почему турецкий президент пошел на такой шаг? Смогут ли две страны вернуть прежнюю дружбу? И готовы ли вы отдыхать в Турции? «БИЗНЕС Online» отвечают Федор Лукьянов, митрополит Феофан, Талия Минуллина, Фаузия Байрамова, Вячеслав Жуковский и другие.

«Оба руководителя — и Эрдоган, и Путин — находятся в таком положении. В этом случае самое лучшее — протянуть руку друг к другу» «Оба руководителя — и Эрдоган, и Путин — находятся в таком положении. В этом случае самое лучшее — протянуть руку друг к другу» Фото: kremlin.ru

«ЗА ВЕЛИКИМИ ЗАМЫСЛАМИ ЭРДОГАНА, МОЖЕТ БЫТЬ, НАБЛЮДАТЬ ИНТЕРЕСНО, НО ДЛЯ БИЗНЕСА ЭТО ЧИСТЫЙ УБЫТОК, И ИМ ЭТО НЕ НУЖНО»

Федор Лукьянов — директор по научной работе фонда клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

— Почему Эрдоган извинился? Здесь есть комплекс причин, среди которых, может, не главное место, но все-таки важное занимают третьи лидеры, которые старались выступить в роли примирителей, посредников. Это и президент Азербайджана, не исключено, что некую роль сыграла и израильская сторона, потому что в параллельном процессе примирения оказались Турция и Израиль. Но, повторю, это дополнительный фактор. Скорее всего, Эрдоган, как человек импульсивный, но в общем прагматичный, в какой-то момент понял, что его политика завела Турцию в полный тупик, что среди прочего означает угрозу его власти, а для него это все-таки принципиально важный вопрос. Соответственно, он нашел в себе здравый смысл и определенное политическое мужество начать из этого тупика выходить, попытаться ликвидировать те конфликты, которые можно вот таким образом быстро решить.

И, скорее всего, там была подготовительная работа. То есть не то, что вдруг он взял и написал письмо, вероятно, были контакты на неформальном уровне. Такие вещи могут делаться только тогда, когда извиняющаяся сторона более-менее уверена, что извинения будут приняты. Потому что если извинения будут отвергнуты, то это не смягчит, а наоборот, резко обострит ситуацию. Это и понимание того, что ситуация вокруг Турции резко ухудшается, может быть, даже какую-то роль сыграло решение Великобритании о выходе ЕС, потому что Евросоюз становится совершенно непредсказуемым партнером, а Турция с ним очень тесно связана экономически, она фактически интегрирована в их экономику.

Нет, дружить, как раньше, государства не смогут. И, самое главное, рискну сказать, что это и не нужно. Прежняя дружба России с Турцией, как бы мягко сказать, была противоестественной. Потому что страны, которые имеют такой исторический багаж, настолько сложнопересекающиеся, плюс очень остро по ряду вопросов не совпадающие интересы, они взасос целоваться не могут и не должны. Это тоже ведет к искажению по ряду причин. Нам не надо возвращаться к той иллюзии, имитации стратегического партнерства, как это было полтора года назад. Если это будут нормальные рабочие отношения и постепенно удастся восстановить доверие хотя бы на таком базовом уровне, будет уже хорошо. Извинения Эрдогана и то, что Путин их принял, не значит, что они стали друг другу доверять. Просто так сошлись звезды, сейчас выгодно именно так.

Вячеслав Жуковский — экономист:

— Сказать, что в Турции прямо аховая ситуация в экономике, нельзя. Да, она далеко не блестящая, там есть проблемы, та же самая турецкая лира упала более чем в два раза за последние пять лет. От полутора до трех лир за один доллар, как и российский рубль упал с 31 - 32 рублей за доллар до 65. Поэтому и им, и нам было не здорово в последнее время. При этом турецкая экономика что бы ни говорили, продолжает расти темпами примерно 4 - 5 процентов в год, там были определенные моменты просадки, но в принципе экономика растущая. Нет какой-то жесткой рецессии и депрессии. Другое дело, что действительно внутренний протест, недовольство растет, социально-экономическая дифференциация увеличивается, огромные проблемы в плане этнического баланса, огромное количество недовольных и т. д. Безусловно, есть очень сильные лоббисты в окружении президента Турции, очень сильные представители капитала, и финансового, и строительного, торгового, текстильного и прочее, которые очень сильно пострадали от санкций России. Их убытки составляют миллиарды долларов. Я так понимаю, что они давят на руководство Турции, им вот эти многоходовочки, военно-политические конфликты, распри не нужны. За великими замыслами Эрдогана, может быть, наблюдать интересно, но для бизнеса это чистый убыток, и им это не нужно.

А у нас в стране больше удар пришелся по населению, которое из своего кармана платило за товарный дефицит по ряду направлений — плодоовощной продукции, текстиля и прочих турецких товаров. И за все это мы платили из своего кармана, так как мы плохо структурированы, деклассированы и не можем отстаивать свои интересы, собственно говоря, наше мнение никого не интересует там в верхах. Кстати, само по себе извинение было очень странным, в том плане что наши СМИ и госпропаганда его исковеркали, повернули в нужное русло и хотели представить, мол, турки сделали шаг вперед, потом два шага назад, извинились — не извинились, компенсируют — не компенсируют убытки... В общем, говорить о том, что нас ждет в перспективе, пока очень рано.

Фаузия Байрамова — писатель, общественный деятель:

— После того, как был сбит самолет, народ с обеих сторон оказался в сложном положении. Что касается извинений Эрдогана, я смотрела турецкий вариант его письма. Он говорит «кысра бакма», по значению это не совсем соответствует словам извинения, означает «не взыщите», «поймите правильно», «не держите обиды». На русский же перевели как «извините». Впрочем, в политике и не такое возможно. Хорошо, что сейчас ставится точка во вражде двух народов. Я считаю это положительным фактором. Президенты приходят и уходят, а соседи остаются. Мы всегда жили как соседи. Хотя всякое было. И воевали, и дружили, но соседей дает нам Аллах, поэтому с ними надо по возможности сохранять хорошие отношения.

«Скорее всего, Эрдоган, как человек импульсивный, но, в общем, прагматичный, в какой-то момент понял, что его политика завела Турцию в полный тупик» «Скорее всего, Эрдоган, как человек импульсивный, но в общем прагматичный, в какой-то момент понял, что его политика завела Турцию в полный тупик» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что хочу еще сказать. После того как сбили самолет, я, в то время как политики, деятели культуры боялись даже высунуться, два раза побывала в Турции. Пришла к выводу, что у Эрдогана у самого в Турции положение шаткое. Против него выступает оппозиция, к каждому шагу придираются. Так и ждут, как бы сбросить с поста. Да и у России экономическое положение не из хороших. Это признают даже в официальных СМИ. Оба руководителя — и Эрдоган, и Путин — находятся в таком положении. В этом случае самое лучшее — протянуть руку друг к другу. Я это положительно восприняла, нашим народам нужно дружить, но все равно в душе есть некоторое сомнение, так как я хорошо знаю Россию, она может и в дальнейшем отомстить. Турки попроще. У меня в душе есть беспокойство, что Россия этого так не оставит, найдет пути для отмщения.

Мне никогда не доводилось отдыхать в Турции. Я езжу туда лишь по работе. То там конференции проходят, то диалог с интеллигенцией. Скоро, в декабре, должна выйти моя новая книга про Хади Атласи, в этом году мы отмечаем 140-летие со дня его рождения. Как выйдет моя работа, тогда, возможно, проведу в Турции презентацию книги. Я даже моря не видела. Не из-за того, что такая религиозная, а просто времени нет.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Я руководствуюсь тем, что президент определяет внешнюю политику. И как он сказал, так и должно быть. Это Конституция, а я человек, который занимает конституционную должность. Поэтому здесь вопрос не в моих личных оценках, а в том, по какому вектору, по какому направлению должна двигаться страна. А курс определяет президент. И если он посчитал историю исчерпанной, значит, нам действительно нужно перевернуть страницу и идти дальше. И, учитывая все эти вводные, мы и двигаемся.

Почему президент Турции сделал такой шаг? Это совокупность факторов. Страна испортила отношения с Евросоюзом, причем умышленно, непростая ситуация в регионах, террористическая опасность, Сирия под боком. Плюс, конечно, экономика, главный фактор, я думаю. Поскольку есть серьезные проблемы с наполнением туристического сектора, пустые пляжи Анталии — это никакая не сказка, это реальность. Что же касается прежнего уровня отношений, то это не быстро делается и щелчком пальца решение не меняется. У Эрдогана есть оппозиция, которая против этого, есть люди, которые у нас против этого. Должно пройти время, чтобы все забыли произошедшее.

Убытки представителей текстильного и торгового бизнесов составляют миллиарды долларов «Убытки представителей текстильного и торгового бизнесов составляют миллиарды долларов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПОЛОВИНА ТУРЕЦКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАБОТАЛА НА НАШУ СТРАНУ»

Флун Гумеров — президент компании «Алмаз-Холдинг»:

— У татарского народа есть выражение «Сосед дается всевышним», если переводить на русский язык. Вероятно, прозвучит наивно, но с соседями надо стараться выстраивать хорошие отношения. И в нынешней ситуации я не могу не поддержать решение обоих президентов наладить их между нашими странами. Если честно, еще не прошло и года, когда я видел Путина и Эрдогана на открытии Соборной мечети в Москве, и это была прекрасная встреча глав двух соседних стран. Так что чем скорее мы восстановим прежние отношения, тем будет лучше для всех. Что заставило турецкого президента пойти на этот шаг? Конечно, у Турции существует целый ряд проблем. Сложности с Евросоюзом, есть реальные проблемы с территориально соседствующими странами. Но я понимаю, что первопричина такого шага — экономика. Мы все понимаем, что без сильной экономики страна не может вести сильный политический курс, иметь сильную армию. Нет, я в Турцию не поеду, я не люблю там отдыхать. Мне ближе активный отдых. Я вообще был в Турции раза два и не ради отдыха.

Иван Шигин — генеральный директор мебельной фабрики «Идея Комфорта», генеральный директор ТПП Набережных Челнов и региона Закамье:

— Я как бизнесмен хочу сказать, что в Турции тоже работает такой же бизнес, как и у нас. И они, как и мы, ни в чем не виноваты. Они так же, как и мы, обеспечивают свои семьи, создают рабочие места. И больше всего от этой ситуации пострадал бизнес двух стран — и малый, и средний, и крупный. Я не могу осуждать кого-то, но бизнес серьезно просел.

Думаю, что Эрдогана сподвигло на такой шаг состояние экономики в его стране. Это пустые отели, в которых отдыхали россияне, это сельское хозяйство, которое поставляло фрукты и овощи к нам в страну. В России остановились все новые проекты, в которые инвестировали турецкие строительные фирмы. Думаю, это все сказалось. Что касается бизнеса, то, думаю, все наладится, бизнес заработает, предприниматели будут только рады, но осадок какой-то, конечно же, останется. Каждая сторона сделает для себя свои выводы. Отдыхать в Турции, думаю, пока не стоит, во всяком случае, пока не наведут порядок в аэропортах. Да и половина отелей, думаю, там уже закрылась. Пока они это все откроют, пока наберут персонал, который распустили, пока систему всю настроят... А в будущем, думаю, буду, почему нет.

Талия Минуллина — глава агентства инвестиционного развития Татарстана:

— Турция была и остается одним из основных иностранных инвесторов Татарстана. То, что сейчас намечается тренд на российско-турецкое потепление, конечно, радует. Мы сумели сохранить не только старых партнеров, но и новые контакты, которые хотим в будущем довести до проектов, когда будет благоприятная конъюнктура. Однако считаю, что от одного телефонного разговора она еще не сформировалась.

Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— Геополитическая, экономическая ситуация в Турции достаточно напряженная. У страны проблемы и с Европой, в которую не получается вступить уже много лет, с экономикой, которая во многом была заточена под Россию. По крайней мере, половина турецкой промышленности работала на нашу страну и я знаю, что сейчас очень большие проблемы у турецких меховщиков. Товар в Россию по официальным каналам практически не поступает, по неофициальным, я думаю, объемы тоже на порядок сократились. Ну и, конечно, серьезно пострадала туристическая отрасль. Хотя дело не только в России, а из-за терактов и европейцы перестали туда ездить, плюс Сирия.

Можно заново подружиться, но этот период, условно говоря, вражды, его не вычеркнешь, это во-первых. Во-вторых, вернуть экономические отношения в том объеме, который был, сейчас невозможно. Почему? Потому что благосостояние россиян за этот период ухудшилось. Конечно, количество желающих поехать в Турцию, может быть, будет и большое, но имеющих возможность стало меньше. А что касается поставок меховых изделий, Турция и Китай были основными поставщиками для России. В Турции были тысячи предприятий, в некоторых городах буквально на одной площадке до сотни достаточно крупных предприятий. Так вот объемы реализации товара у них резко упали, так как покупательская способность россиян заметно упала. И в завершение скажу, что в политике нужно воздерживаться от резкой дружбы и резкой вражды, потому что это тянет шлейф политических взаимоотношений.

Сергей Валишев — владелец компании «5 и пять девяток» (Набережные Челны):

— В любой философии и религии прописано, что если человек покаялся, то это говорит о том, что он преодолел какие-то собственные амбиции, страхи или устои. То есть даже если он не согласен с этим, он все равно начал смотреть в сторону наибольшего блага наибольшего количества людей. Может, он сам думает и по-другому, но его страна, его люди, его нация — за дружбу с Россией. Даже если мы его не простили, турецкий народ не виноват. Осадок, конечно, от происшествия с самолетом и такого долгого молчания Эрдогана все равно останется. Этот прецедент будет в памяти долгое время. Но время — такая штука, она многое стирает. Ведь было раньше много войн, огромное количество потерь русский народ понес от Османской империи, но все же зла мы на них за это не держим. Время стирает.

Другой момент: насколько я знаю, Краснодарский край, Кубань, Адыгея очень сильно стали поднимать овощеводство. Полным ходом пошло то самое импортозамещение в сельском хозяйстве, о котором много говорят. И сейчас у всех руки опустились из-за того, что опять огромное количество товара хлынет на прилавки из Турции. А отдыхать в Турции я пока не готов. Возьмем, например, Египет. Даже во время военных действий там власти очень сильно были озабочены тем, чтобы обеспечить безопасность туристов. Вплоть до того, что военные сопровождали автобусы. В Турции же мы такого не наблюдаем.

«Осадок, конечно, от происшествия с самолетом и такого долгого молчания Эрдогана, все равно останется» «Осадок, конечно, от происшествия с самолетом и такого долгого молчания Эрдогана, все равно останется»

«СНЯТЫЕ САНКЦИИ НА ПОЛЕТЫ В ТУРЦИЮ НЕ ОЗНАЧАЮТ, ЧТО НАДО СРАЗУ ЕХАТЬ НА ЛАЗУРНЫЕ БЕРЕГА, НАДО СТО РАЗ ОТМЕРИТЬ»

Митрополит Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:

— Что заставило? Я думаю, что твердость позиции России, которая изначально говорила о том, что должны последовать извинения, должно быть признание вот этого действия, которое привело ко всем трагическим последствиям. Турция очень быстро ощутила на себе экономическое влияние. Она думала, что мировое сообщество, в первую очередь США, будет хлопать в ладоши от того, как поступила Турция. Но она не уловила, что ее не восхваляли за сбитый российский самолет. И еще один фактор, который Турция имеет на сегодняшний день, — постоянные теракты по всей стране, и это остается фактом.

Что касается возможности вернуть прежнюю дружбу, то все возможно. Но любой ране, даже на земле промытому водой арыку, нужен период, чтобы затянуться. Не бывает так, чтобы были какие-то напряженности, а потом раз — и снова друзья, все забыто. Конечно, необходимо время. И также необходимы поступки, которые бы свидетельствовали о том, что со стороны Турции есть намерение не просто дружить с Россией и возить помидоры. У нас ведь какая есть большая проблема? Терроризм. Турция должна понять, что пока будет двойная игра с ее стороны с ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), здесь будет очень трудно говорить. И еще один момент, который следует отметить: снятые санкции на полеты в Турцию не означают, что надо сразу ехать на лазурные берега, надо сто раз отмерить. Потому что одно дело — политика, а второе — личная жизнь, когда еще свежо в памяти, как стреляли в людей. Поэтому мы должны быть очень осторожными в плане личной безопасности.

Альбир Крганов — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии:

— В священный месяц Рамазан Эрдоган сделал первый шаг и направил письмо с извинениями, был телефонный разговор. Главные извинения были перед семьей погибшего пилота самолета. Мусульманину нельзя более трех дней держать обиду на другого человека. Надо человека прощать, это условие веры, религии. Что заставило турецкого лидера пойти на этот шаг, об этом только сам Эрдоган, наверное, знает. Я думаю, что на тот уровень отношений, которые были до инцидента с самолетом, страны могут выйти. Но Россия, наверное, будет внимательней относиться к своим партнерам. А отдыхать в Турции я пока не собирался.

Фарид Салман — руководитель центра изучения Священного Корана и Пречистой Сунны:

— Я считаю, что добрые отношения, которые были до инцидента, необходимо было восстанавливать, это первый момент. Второй момент: международная обстановка требует срочных изменений в формате взаимоотношений. Ну и третий момент — это экономическая ситуация, которая складывалась между двумя странами, она также стала причиной восстановления отношений. Выйдут ли они на тот уровень, который был, говорить сейчас еще преждевременно. Все меняется ежедневно, ежечасно. Тот же самый теракт, о котором мы соболезнуем, который произошел в стамбульском аэропорту, — это просто немыслимо, ведь аэропорт используется гражданами нашей республики, нашей страны. Но тем не менее надежда есть, что отношения будут на том же уровне, может, даже в плюс пойдут. Но, конечно, это требует какого-то времени. Этим летом в Турции отдыхать не собираюсь. Это не связано с какими-либо событиями, а в силу загруженности, не до отдыха.

«Еще один фактор, который Турция имеет на сегодняшний день — постоянные теракты по всей стране, и это остается фактом» «Еще один фактор, который Турция имеет на сегодняшний день, — постоянные теракты по всей стране, и это остается фактом»

«ИНТЕРЕС К ТЮРКОЛОГИИ ВСЕГДА БЫЛ, ИЗУЧЕНИЕ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА У НАС ПРОДОЛЖАЛОСЬ»

Искандер Гилязов завкафедрой татароведения и тюркологии КФУ:

— Я испытываю чувство определенной облегченности и осторожного оптимизма. Но улучшить в течение короткого времени то, что было разрушено, довольно сложно. Мне все-таки хочется надеяться на то, что соседи — Россия и Турция — найдут общий язык рано или поздно и станут добрыми соседями по-настоящему, как и должно быть. Но что такое друзья в политике? Я никогда не верю в дружбу политиков — это вещь такая зыбкая. Друг Билл, друг Борис и так далее, мы все это прекрасно помним. Это было все частью политической игры. Дружба не дружба, но по крайней мере нормальные, взаимовыгодные, взаимополезные отношения построить можно и нужно. Что касается нашей работы, то влияние конфликта мы не ощутили. Интерес к тюркологии всегда был, изучение турецкого языка у нас продолжалось. Существовали курсы и группы, приходили студенты, связи у нас определенные сохранились. Думаю, что мы и дальше будем развивать это направление в КФУ.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Я думаю, что Эрдоган пошел на извинения в первую очередь из-за экономической ситуации, которая, естественно, стала ухудшаться в Турции. Кроме того, он, наверное, понял, что в Евросоюзе его не сильно-то ждут и к нему есть определенные вопросы. В-третьих, у него было желание своим таким поведением задружить с Америкой, я так предполагаю. Он ожидал, наверное, что его за это дело поприветствуют и он получит карт-бланш. Но, на мой взгляд, эти надежды не оправдались. И последнее, это политическая ситуация в самой Турции. Тот же бизнес, он создает общественное мнение. А он терпит убытки. И потихонечку такое поведение Эрдогана привело бы к его импичменту или вынужденному уходу. Учитывая все эти условия, он или сам понял, или его кто-то убедил, что с таким мощным соседом, как Россия, ругаться не стоит.

Вернемся ли мы к прежней дружбе? Однажды смятая бумага никогда не будет снова ровной. Но хотелось бы, честно говоря. Будет ли это при Эрдогане — сильно в этом сомневаюсь. Может быть, после него придет человек, которому мы будем доверять, поскольку за ним не будет проблем, которые создал Эрдоган. Вот через другого президента отношения могут стать более теплыми, потому что при Эрдогане все равно будет присутствовать мнение, что он все-таки подвел. А где гарантия, что он не подведет еще раз? С поездками в Турцию я бы все-таки повременил, потому что там происходят теракты, да и с ДАИШ у Эрдогана пока плотные отношения. Причем, мне кажется, что он этим процессом уже не управляет, потому что джинн выпущен из бутылки. Поэтому с точки зрения безопасности там большой гарантии нет. Я бы не рекомендовал прямо так рваться туда ехать отдыхать. Лучше повременить.

Дамир Исхаков историк, член исполкома всемирного конгресса татар:

— В конфликте виноваты обе стороны. Но бо́льшая вина падала на Эрдогана. И в такой ситуации первый шаг и должен был сделать Эрдоган. Единственное, что для меня было интересно как человеку, интересующемуся политикой, то, что Эрдоган нашел в себе силы сделать шаг назад или шаг вперед, не знаю, как назвать, от занятой позиции. Видимо, интересы Турции оказались выше, чем его личная гордыня. На этот шаг его заставили пойти политические интересы. Россия и Турция, думаю, смогут выйти на тот уровень, который был до разрыва, потому что геополитическим интересам России соответствуют хорошие отношения с Турцией. Отдыхать в Турции я не собираюсь. Просто времени у меня нет. Но не думаю, что там опасно. Да, взрывы гремят, но можно найти тихую гавань.

А вы Эрдогана простили?
18%Считаю, что Россия сама виновата в конфликте
36%Не думаю, что это были искренние извинения
33%Да, отношения двух народов важнее обид
13%Нет, принимать его извинения было нельзя
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.07.2016 12:08

Я чёт запутался, кого нам теперь ненавидеть? Американцы как нам сказали великая держава, турков простили, на Украине фашисты и бандеровцы, куда то исчезли.... Надо посмотреть вечером КиселёвТВ, там объяснят новые ориентиры)))) Думаю киргизов или Бангладеш)))

  • Анонимно
    2.07.2016 09:21

    эх ,лоханулись кто вложился в импортозамещение,дешевый турецкий овощ собьет цены.

    • Анонимно
      2.07.2016 15:58

      Эрдоган капитулировал. Значит, наши парни погибли не зря!

      • Анонимно
        2.07.2016 17:11

        Вы хоть соображаете что пишите? Или у вас полный Кисилев ТВ в голове?

  • Анонимно
    2.07.2016 09:33

    Последнее время согласна с Байрамовой.

  • Анонимно
    2.07.2016 09:45

    Немного смешат люди, которые "Не думаю, что это были искренние извинения". Т.е. как будто такие извинения могут быть какими либо, кроме формальных. Вы что ли ждете, что Эродган раскаиваться будет?

  • Анонимно
    2.07.2016 09:51

    Быстро сдали свои обещания.

    • Анонимно
      2.07.2016 10:06

      Просто вам по телевизору показывают примитивную картинку в которой, к примеру, - "негодяй Эрдоган подло напал на Россию со спины в тот момент, когда никто не ожидал, он предатель и негодяй".

  • Анонимно
    2.07.2016 09:52

    Сидякин молодец — "Я руководствуюсь тем, что президент определяет внешнюю политику. И как он сказал, так и должно быть".
    Какой замечательный, прекрасный, депутат!

    • Анонимно
      2.07.2016 10:29

      "Я занимаю положение в пространстве согласно направлению ветра"

    • Анонимно
      2.07.2016 10:31

      Идеал, нет я б даже сказал бы эталон!

      • Анонимно
        4.07.2016 06:21

        Хорошо бы всем в Единой России брать пример с Сидякина. Пока мы едины - мы непобедимы !

  • Анонимно
    2.07.2016 10:00

    Черт побрал при чем здесь ИССКРЕНИ или нет-надо ДРУЖНО жить соопереживая за друг друга-Все мы ЖИВЕМ один раз...бывает в жизни много ошибок....и прелестно что нашлось у 2х ЛИДЕРОВ такта и вновь стать Д Р У З Ь Я М И-Мы женой никогда не были в Турции-но многим нравиться и ради людей и было сделано ....МОЛОДЦЫ

    • Анонимно
      2.07.2016 10:16

      Откуда берутся такие наивные люди?

      • Анонимно
        2.07.2016 10:41

        Кто наивный-всю жизнь работал ФОТОРЕПОРТЕРОМ-тут по своей наивности верил доверился редактору-а он меня уверял ничего скоро прибавят к ЗАРПЛАТЕ-а потом взяли и сократили......а во всем другом не было никакой НАИВНОСТИ-жарил их своими фоторепортажами МАТКУ ПРАВДУ....вот и \НАТАЩИЛИ\ненависть и УВОЛИЛИ-но я знаю что АЛЛАХ\БОГ\когда-то и их НАКАЖЕТ ЗА ЭТО этих \наивных\ людей-Ш Абдюшев\Казань\

        • Анонимно
          2.07.2016 14:57

          Так вас вроде уже несколько лет как уволили, а вы до сих пор только про это.

        • Анонимно
          6.07.2016 05:54

          Если фотографии хорошие можешь делать - без работы не останешься. Если не можешь - надо учиться !

  • Анонимно
    2.07.2016 10:10

    Пусть Боль о нашем погибшем летчике останется в наших душах навсегда. И в народе Турции, и у нас. Это и будет и прощением и примирением. Главное - чтобы это не повторилось. Потому и необходимы дружественные отношения.

    • Анонимно
      2.07.2016 15:59

      Это должно стать хорошим уроков для всех наших партнеров. Будете убивать наших парней - придётся извиняться, рано или поздно !

  • Анонимно
    2.07.2016 10:14

    Один из сегодняшних заголовков "На фоне сближения с РФ Турция согласилась смягчить позицию по отношению к курдским повстанцам в Сирии и режиму Асада". Вот вам, обиженные патриоты, и реальная причина налаживания отношений. Т.е. вот как было дело (скорее всего). Эрдган с Путиным по телефону договорились о позиции Турции по Асаду, Путин пообещал туристов и налаживание отношений. Ну а потом, для виду, Эрдоган сказал "не взыщите", наш телевизор перевел "извините", сказал телезрителям - "вот видите, не выдержал Эрдоган нашего нажима". И всё, помирились. Вот и вся история.
    А тем временем семья погибшего летчика с негодованием отказалась от дома в Турции. Так и живем...

    • Анонимно
      2.07.2016 10:30

      могли-бы подарок взять,потом продать и купить жилье в кагалыме.

  • Анонимно
    2.07.2016 11:00

    Мы хотели ехать отдыхать в Крым но сейчас полетим в Турцию в рай. А то наши поднялы цены так высоко просто кошмар. Сейчас внутри России отдыхать не выгодно. Турецкий берег жди нашу семью и 6 чел.

    • Анонимно
      2.07.2016 13:43

      и не боятся ведь эти люди ехать туда. а если опять теракт? кого обвинять будете???

  • Булгарин
    2.07.2016 11:05

    Вот ведь что интересно. Как-то упускают события, которые вроде отношения к тому, что Эродога и Путин стали наводить мосты. Во-первых. Никто как не заметил, что Асад терпит неудачу. Его войска бегут из под Ракки, а теперь оставили и крупный город в Латакии. Интенсивность бомбовых ударов снизилось, уже нет особых победных рапортов оттуда. Иран помогает своими наземными войсками, но видимо, не так интенсивно и удачно. Вполне возможно, Путин так и не смог договорится с Асадом о его дальнейшей судьбе. Тут ведь и американцы со своими ультиматумами, вплоть до угрозы сбивать российские самолеты.

    Второе событие. 50 высших офицеров Балтийского флота уволены, заменены, начиная с командующего и его заместителей. А ведь это что-то очень необычное. Просто так это не происходит. К тому же следует иметь в виду, что как раз Балтийский флот и являлся поставщиком кораблей для эскорта в Сирию транспортников. Чего стоит перебазирование новейшего эсминца в Черное море, только что введенного в строй, когда при швартовке в Севастополе, он пробил себе корпус при ударе о пирс.

    И третье. Взрыв в Стамбуле. А ведь его как выясняют устроили россияне. Это уже совсем не понятно. Понятно, курды. И как бы среагировали российские власти, если бы в Москве турки устроили взрывы в Шереметьево. Погибло бы 43 человека и множество раненных. Думаю, что тут бы уж точно помидорами не обошлись. А ведь это удар по Путину Вряд ли такие вещи происходят так просто, спонтанно. Думаю, тут так все замешано, что уже сложно сказать, кто там наносит удар в спину.

    И еще интересно. Об этом мало сообщают в нашем СМИ. Но как только опять Путин с Эрдоганом нашли общий язык, так сразу же начались интенсивные боевые столкновения на украинском направлении. Бои шли в Дебальцевском направлении с участием всех видом тяжелого вооружения. И по сведениям украинских СМИ, было захвачено в плен 13 российских военных с перечислением их данных и с показом их на видио.

    Так что стоит думать, не только о том, что помидоры пойдут и туристы опять рванут в Турцию.

  • Булгарин
    2.07.2016 11:19

    И еще что интересно, но проходит как-то мимо. Это восстановление отношений Израиля и Турции. А ведь тут очень большая собака зарыта. Россия поставляет Турции газа на 17 млрд. долларов ежегодно. Эти поставки Турция компенсировала примерно на ту же сумму и немного больше обслуживанием наших туристов и поставками овощей. Таким образом был баланс в торговле. Но после закрытия туристического направления в Турцию баланс нарушился. И тут возникает вопрос, а Турции выголдно такое положение. Думаю, ответ очевиден. Нет. И думаю, тут они стали грозить, что прекратят покупать газ у России, и переключаться на других поставщиков. Ведь тогда разницы уже нет, у кого покупать, лишь бы было дешево. А вот газ из Израиля дешевый и близкий. Практически под боком, да и израильтяне не так уж богаты в выборе покупателей. Турция и есть. Думаю, что и тут был торг. Какие-то закулисные сделки. Ведь как пишут вдруг в одночасье Эрдоган из пособника террористов, покупающих у них контрабандную нефть, поставляющий им оружие стал опять чистым и пушистым, уже почти другом.

    • Анонимно
      2.07.2016 12:44

      Я вот только не понимаю, а нафига погиб наш летчик. Вроде как ни за что получается...

      • Булгарин
        2.07.2016 12:49

        А вы можете сказать, "нафига" гибли наши в Анголе, Эфиопии, во Вьетнаме и т.д.?

        • Анонимно
          2.07.2016 12:57

          Я знаю почему, но не понимаю, за что.

          • Булгарин
            2.07.2016 13:04

            За имперские амбиции, разве не понятно? Хотим быть наравне с США, но только вот одна проблема, занимаем 1% мирового ВВП, против 30%. Вот хотелось бы поменьше амбиций и побольше процентов в мировом ВВП.

        • Анонимно
          2.07.2016 13:21

          И в Афганистане тоже.Я родился в Башкирии и был подростком когда афганская война началась, поначалу и не говорили откуда цинковые гробы.А потом на их героизме стали вести воспитательную работу.Помню нас школьников водили в ДК на награждение приехавшего из госпиталя солдата орденом.

    • Анонимно
      2.07.2016 13:35

      Полный бред несете. Турция не может компенсировать ничего обслуживанием туристов, потому что турнисты все эти услуги оплачивают из своего кармана. Это во-первых. А во-вторых,
      у Израиля нет возможности поставлять газ никому, даже себе.
      Месторождения газа еще только обнаружены на шельфе Средиземного Моря, и к разработке этих месторождений еще не приступали. Достали такие "аналитики".

      • Булгарин
        2.07.2016 14:11

        Существует такое понятие как внешнеторговый баланс и он определяется с каждой страной. Это так для "неучей". В ней учитывается сколько внесли валюту в страну и оставили и сколько из страны ушло. Это и есть баланс, а не то, что туристы заплатили за газ. Газ тоже Турция закупает не для того, чтобы травить им воздух, а для нужд того же населения и предприятий.

        По поводу газа и Израиля. Разработка месторождения, после ее разведки дело десяти месяцев. Для этого уже все подготовлено. Все договора с американцами заключены, установки есть. Даже все пробные заборы газа произведены. Осталось дело за малым. Кому продавать и куда тянуть газопровод или делать установку по сжижению? Ведь месторождения то морские. Есть только два покупателя газа. ЕС и Турция. Но до ЕС тоже можно через Турцию, а иначе никак. Только сжиженный, но это займет дольше по времени. Остается Турция. Вот и начали танец. Тем более, что Турция пригрозила, что покупать газ по прежней цене у России не будет. Вот и надо искать там решение всех проблем с Турцией. Думаю, нашли какой-то вариант. Но об этом узнаем попозже.

  • Анонимно
    2.07.2016 12:08

    Я чёт запутался, кого нам теперь ненавидеть? Американцы как нам сказали великая держава, турков простили, на Украине фашисты и бандеровцы, куда то исчезли.... Надо посмотреть вечером КиселёвТВ, там объяснят новые ориентиры)))) Думаю киргизов или Бангладеш)))

  • Анонимно
    2.07.2016 12:19

    Действительна,слова Байрамовой обстоятельны и аналитически проработаны(на мой взгляд).
    Аскарович

  • Анонимно
    2.07.2016 13:30

    "Прежняя дружба России с Турцией, как бы мягко сказать, была противоестественной. Потому что страны, которые имеют такой исторический багаж, настолько сложнопересекающиеся, плюс очень остро по ряду вопросов не совпадающие интересы, они взасос целоваться не могут и не должны." Вопрос спорный: на сегодня составляет около миллиона граждан Турции, имеющих российских жен только в Турции.

    • Анонимно
      2.07.2016 20:51

      Слова про "исторический багаж" с Турцией меня тоже озадачили. А разве с Германией, Польшей , Францией у России не аналогичный ,"сложнопересекающийся исторический багаж"?

  • Анонимно
    2.07.2016 14:19

    Алтынбаев прав: "Однажды смятая бумага никогда не будет снова ровной"

    • Анонимно
      2.07.2016 14:45

      Ну уж ежели про "смятую" бумагу... Мы с турками воевали много. По-настоящему воевали. А еще раньше турки захватили Константинополь, а это вообще колыбель православия. А тут, извините, самолет сбили и всё, вечная обида. Смешно.

    • Анонимно
      2.07.2016 17:12

      За 10-15 лет сложились тесные взаимоотношения на горизонтальном уровне и это происходит невероятно интенсивно, этого никто не ожидал. Даже с населением наших бывших союзных республик не происходило так, несмотря на 70летие совместного проживания, чем с турками. Не говоря о многочисленных совместных семьях, россияне массово скупают в Турции недвижимость, открывают свой бизнес в другой сфере, массовый туризм; турки заняли нишу строительного бизнеса в России, рынок продовольствия, легкой промышленности и т.д. Такой интеграции россиян с турками за короткие 10-15 лет, не происходит ни с одной страной. Не говоря уже о Татарстане, где турки доминируют во всех сферах. Не смотря на негативное политическое прошлое в вертикальных отношения, горизонтальные связи с турками просто поражают.

      • Анонимно
        2.07.2016 18:23

        Это просто бизнес. И это здорово. Я верю, что бизнес победит в конце концов всё.

  • Анонимно
    2.07.2016 16:06

    Турки никогда нашими друзьями не были и не будут. Исходя из этого и надо строить политику.

    • Азат Д
      2.07.2016 16:10


      Турки не союзничали с фашистами, особенно когда СССР было очень тяжело.

      • Анонимно
        2.07.2016 18:16

        Потомучто бояться на генетическом уровне русских.
        Англичане проводили обширные исследования в 80х на эту тему. Результаты поразили всех.

      • Анонимно
        2.07.2016 18:16

        Как раз таки и союзничали.

        • Азат Д
          2.07.2016 21:31


          Откуда информация? Как созничали? Оружие поставляли, военных или как СССР в 1939-41г поставлял ресурсы фашисткой Германии, когда они с Англией воевали?


  • Анонимно
    3.07.2016 16:50

    Опрос неполный и даже не верный, нет наиважнейших вопросов. Каких я думаю вы знаете, главное отойти от пропаганды.

  • Анонимно
    4.07.2016 13:23

    Деловая байрамова , блин. Занятая, да и Россию она знает, да и турков так с полуслова понимает. В Америке бы сказали такому гражданину: а что вы тут делаете тогда?

  • Анонимно
    4.07.2016 23:20

    России хватило на полгода, проблемы в туротрасли, в некоторых строительных проектах, в сфере торговли сельхозпродукцией, связанной с контрсанкциями против Запада, возможные угрозы рынку российского газа в Турции, в общем и целом взаимодинамика экономик двух стран заставила сделать то, к чему Эрдоган призывал сразу после инцидента. (к взаимным контактам) Деловое дружелюбие беспроигрышный вариант был и остаётся.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль