Общество 
13.07.2016

«Я так понимаю, в одном из роликов я стал пособником террористов…»

Бывшего имама старейшей мечети Москвы Махмуда Велитова арестовали за интервью 2013 года

Широкий резонанс вызвал накануне арест 64-летнего Махмуда Велитова — имама мечети «Ярдям» на северо-востоке Москвы, которая входит в знаменитый храмовый комплекс татарского бизнесмена Рашида Баязитова с неофициальным названием «Новый Иерусалим». На суде побывала корреспондент «БИЗНЕС Online».

В Москве два дня назад был экстренно задержан, а сегодня по решению Бутырского суда Москвы взят под домашний арест 64-летний шейх Махмуд Велитов – имам мечети «Ярдям» В Москве был экстренно задержан и по решению Бутырского суда Москвы взят под домашний арест 64-летний шейх Махмуд Велитов – имам мечети «Ярдям» Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«Я ТАК ПОНЯЛ, ЧТО МОЯ ВИНА В ТОМ, ЧТО В ОДНОМ ИЗ ЧЕТЫРЕХ РОЛИКОВ Я СТАЛ ПОСОБНИКОМ ТЕРРОРИСТОВ»

В Москве накануне по решению Бутырского суда Москвы взят под домашний арест до 27 августа 64-летний шейх Махмуд Велитов — имам мечети «Ярдям», которая находится в составе духовно-просветительского комплекса в районе Отрадное. Новость о задержании Велитова накануне облетела федеральные СМИ. Перед началом заседания адвокат имама Дагир Хасавов сообщил «БИЗНЕС Online», что его клиенту предъявили обвинение по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). Имаму грозит до пяти лет лишения свободы. Дома и в мечети, где служил Велитов, провели обыски, изъята исламская религиозная литература.

Когда журналистов пустили в зал заседания, Велитов уже находился на своем месте — в стеклянной камере. Имам, одетый в светлый костюм, сидел на лавке со скрещенными на груди руками и выглядел несколько растерянным, такого интереса к своей персоне со стороны заполонившей зал прессы, вероятно, не ожидал. Пришедшие на суд жена и дочь, увидев его, расплакались.

Следователь по фамилии Ратников зачитал фабулу обвинения. По его словам, Велитов 23 сентября 2013 года в мечети «Ярдям» в интервью каналу «Аль Ислами», а также в ходе проповеди в мечети произнес речь, в которой содержится «совокупность психологических и лингвистических признаков оправдания» Абдуллы Гаппаева — участника террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в России). По данным СМИ, как раз в сентябре 2013 года его убили в Дагестане 25 выстрелами, когда он возвращался домой. Какие именно «оправдывающие» слова содержало интервью и проповедь, озвучено не было. Далее следователь попросил поместить имама под домашний арест, упомянув, что при задержании тот частично признал свою вину.

— Ваше отношение к заявленному следователем ходатайству? Он просит избрать вам меру пресечения в виде домашнего ареста. Как вы к этому относитесь? — поинтересовалась судья Светлана Ненашева у Велитова.

— Оптимально, — отреагировал замешкавшийся имам.

— Я думаю, полученный ответ показывает, насколько скромный человек. Он даже не претендует на что-то большее. Все, что говорят органы, для него это и есть закон, — попытался сгладить неловкий ответ своего подзащитного Хасавов.

По версии обвинения, Велитов в ходе проповеди произнес речь, оправдывающую действия террориста По версии обвинения, Велитов в ходе проповеди произнес речь, оправдывающую действия террориста Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

А далее он перешел в атаку, упирая на то, что следователи не имеют никаких доказательств кроме частичных признательных показаний Велитова. Но это, по его словам, имеет свое объяснение: «Мы, как все бывшие советские люди, всегда считаем себя виноватыми во всем: что живем в этой стране — виноваты, что верим — виноваты, что богобоязненны — виноваты!.. — с жаром упирал защитник. — В исламе нет ничего, что нарушает закон. Это телевидение нам внушает, что ислам, терроризм и т. д. Это работает против мусульман, против таких уважаемых лидеров. Мне неловко, что мы сидим здесь, а он — там».

Хасавов категорически был не согласен с обвинениями своего подзащитного, списывая это на неопытность следственных органов. «Если его понимание ислама как-то по-другому толкуется светским законом, то это не значит, что он так и сказал. Следствие пытается сказать, что раз террорист приходил в мечеть и молился, то и Велитов — террорист, во всяком случае, пособник», — искренне возмущался он и продолжал нагнетать. — Это как раз то, от чего гудит все общество, — такой «пакет Яровой». Вы решили испробовать его на нашем мусульманском лидере? Так не пойдет! Нельзя так! Так не должно быть!»

В заключении своей пламенной речи Хасавов просил суд не удовлетворять ходатайство следствия, а уже если такое случится, то просил позволить Велитову хотя бы по пятницам ходить в мечеть, а в выходные ездить на дачу.

«Я так понял, что моя вина в том, что в одном из четырех роликов я стал пособником террористов...» – задумчиво произнес Велитов К возмущению адвоката судья приняла решение отправить имама под арест до 27 августа Фото: Елена Колебакина

«Я так понял, что моя вина в том, что в одном из четырех роликов я стал пособником террористов... — задумчиво произнес Велитов. — Дай Аллах, чтобы восторжествовала правда, истина».

В итоге, к возмущению адвоката, судья приняла решение отправить имама под арест до 27 августа. Сам Велитов, казалось, воспринял решение оптимистично — во всяком случае, он без конвоя возвращался домой.

— Мне надо сосредоточиться, прийти в себя, а потом уже я выскажусь через некоторое время, — растерявшись, сказал он прессе.

— Он не считает себя виновным и с предъявленным обвинением не согласен, — вступился за него Хасавов. — Мы будем это доказывать. Это позор нашей системе правовой и судебной, что такие люди в таких местах оказываются. Это недостойно нашей правовой системы, я считаю. Он не виновен ни в чем. Он один из порядочных людей в России, вообще в духовенстве. Он очень авторитетный человек. За ним миллионы людей!

Пришедшие на суд жена и дочь имама, увидев его, расплакались Пришедшие на суд жена и дочь имама, увидев его, расплакались Фото: Елена Колебакина

— Как прихожане отреагируют? — последовал вопрос от журналистов.

— Надо встретиться и определиться. Сейчас я должен в себя прийти, а потом скажу. В мечеть приходите, — с неуверенной улыбкой приглашал Велитов.

— Они-то придут, а вас не пускают туда, — вовремя поправил его Хасавов, вернув к действительности.

— А, да… — огорчился имам. — Тогда после всех следственных мероприятий потом встретимся.

Тут же его окружили и родственники, и знакомые.

— Становлюсь известным через некоторые неудобства, — как бы оправдываясь, говорил Велитов, пожимая руку кому-то из своих знакомых, пришедших поддержать имама.

— Ну прощаюсь с вами, — Велитов с улыбкой пожал руку следователю. — Пусть будет объективное следствие, — по лицу Ратникова скользнула несколько виноватая улыбка.

Уходил Велитов домой в окружении самых близких родственников без конвоя и наручников.

Уходил Велитов домой в окружении самых близких родственников без конвоя и наручниковФото: Елена Колебакина

ВОТ ОНИ, ПЕРВЫЕ ЯГОДКИ «ПАКЕТА ЯРОВОЙ-ОЗЕРОВА»!»

По словам адвоката, больше всего защита удивлена появлением обвинений спустя столь долгий срок. «Вот проходит три года, в этом году неожиданно в апреле проводится экспертиза. Нам пока непонятно, как она проводилась, кто выступал экспертом. Много вопросов юридического характера. Мы имеем право участвовать в выборе учреждения экспертов, делать отводы экспертов, участвовать в формировании вопросов. Многое зависит, какой ответ получишь, от того, какой вопрос поставишь», — говорит Хасавов.

При этом, комментируя дело, он попытался привязать его к скандальному пакету законов Яровой-Озерова. «Шейха Махмуда обвиняют в том, что он якобы поддержал высказывания Гаппаева — сейчас же у нас принят антитеррористический «пакет Яровой-Озерова», где говорится о том, что необязательно участвовать в экстремистской или террористической организации, достаточно оказания содействия или поддержки, — считает Хасавов. — Но поддержка имеет широкое толкование, вот они первые ягодки этого закона. Но эта норма не может быть применена — закон не имеет обратной силы, потому что дело было в 2013 году. Лично у Махмуда Велитова никаких проблем с законом не было и не могло быть, у прихожан были. Он защищал права мусульман, исламские ценности, публично высказывался, но до сих пор в его словах не находили ничего экстремистского и ничего, связанного с пособничеством».

Отметим, впрочем, что ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма») существовала задолго до принятия антитеррористических поправок.

ИМАМ «НОВОГО ИЕРУСАЛИМА» РАШИДА БАЯЗИТОВА

Велитов родился в религиозной семье выходцев из мишарского села Зимницы Старокулаткинского района Ульяновской области, сообщает сайт islamrf.ru. Первичное религиозное образование он получил в семье, а позже у Ахметзяна Мустафина, многолетнего имам-хатыба Московской соборной мечети. После обучения в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре Велитов отслужил в армии и окончил в 1979 году Ташкентский исламский институт.

В 1980 - 1986 годах он был имамом в Новосибирске, после чего вернулся в Москву, где служил в Соборной мечети. В 1988 году стал одним из лидеров религиозной организации мусульман «Байт-Аллах», целью которой был возврат мусульманам здания Исторической мечети. В 1991 - 1999 года Велитов работал имамом старейшей в столице Исторической мечети Москвы, с 1993 года – председатель ДУМ «Ассоциация мечетей». При Велитове за Исторической мечетью закрепилась репутация «самой демократической мечети Москвы». В 1999 году Велитов был из нее удален, как говорят, не без некоего скандала. Женат, воспитывает 6 детей и 8 внуков.

Официально мечеть «Ярдям», возглавляемая Велитовым, входит в юрисдикцию ЦРО «ДУМ Сибири (Омский муфтият)», который возглавляет Зулькарнай Шакирзянов. Само духовное управление относится к ЦДУМ России под руководством Талгата Таджуддина, но фактически находится в подчинении у фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль» известного бизнесмена Ряшида Баязитова.

Мечеть «Ярдям» в составе Духовно-просветительского комплекса в районе Отрадное, по словам экспертов, держится обособленно Мечеть «Ярдям» в составе духовно-просветительского комплекса в районе Отрадное, по словам экспертов, держится обособленно Фото: ritual-memory.ru

По информации экспертов «БИЗНЕС Online», мечеть в Отрадном держится обособленно, имамы мечети не особо общаются с имамами из других мечетей. Связано это с тем, что мечеть материально не зависит ни от каких-либо структур, ни от государства — ее полностью содержит Баязитов. Собственно, именно он выступил создателем комплекса, куда помимо мечети входит еще и учебно-административный корпус, татарский культурно-просветительский центр, дом ритуальных мусульманских услуг, магазин и кафе. По данным сайта «Парки Москвы», Баязитов — владелец крупной строительной компании. Живет в Москве, но строит по всей России, в основном детские сады и школы. По своей личной инициативе помогает восстанавливать мечети и православные храмы.

Храмовый комплекс Баязитова, открытый и построенный в 1997 году, местные жители называют Малым Иерусалимом или Новым Иерусалимом. Комплекс объединяет в себе также православную часовню, мечеть и синагогу. В частности, на двух противоположных берегах реки Лихоборка расположились татарская мечеть «Ярдям» («Помощь»), азербайджанская мечеть «Инам», православный храм святого Николая Мирликийского и часовня святого великомученика Пантелеимона-целителя, синагога «Даркей Шалом» («Пути мира»). Также здесь предполагается постройка буддийского храма со ступпой, но, по некоторым данным, местные жители района Отрадное выступили категорически против строительства буддистского храма. При этом суннитская мечеть «Ярдэм» и шиитская мечеть «Инам» находятся под одной крышей.

В совете муфтиев России отказались дать комментарий по поводу ареста Велитова, сославшись на то, что руководителя пресс-службы совета муфтиев России Гульнур Газиевой нет на месте. Отказались комментировать ситуацию и в самой мечети: «Вся информация на сайте, других подробностей пока нет», — сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» там. Дозвониться до муфтия Москвы и Центрального региона Альбира Крганова не удалось.

Отказались прокомментировать ситуацию и другие религиозные деятели в Москве, сославшись на то, что мечеть «Ярдям» была закрытой и ее представители ни с кем из других мечетей или муфтиятов не общались.

Уголовное дело в отношении Гаппаева и Велитова — не единственный случай проявления интереса следователей к мечети «Ярдям». По сообщению информагентства «Интерфакс», в ноябре 2013 года правоохранительные органы задержали мужчину, который выступил с проповедью антироссийского содержания перед многочисленными верующими у входа в мечеть. Им оказался уроженец Узбекистана Сирдорбек Ситдиков, член террористической организации «Хизб ут-Тахрир». В конце 2011 года правоохранители зафиксировали факт распространения у мечети в Отрадном экстремистских листовок и возбудили уголовное дело. Авторство листовок принадлежало членам «Хизб ут-Тахрир». Последний провокационный случай у мечети произошел буквально в марте 2016 года, когда один из посетителей «Ярдяма» якобы начал проповедь, в которой русские обвинялись в убийстве мусульман.

«Становлюсь известным через некоторые неудобства, - как бы оправдываясь говорил Велитов» «Становлюсь известным через некоторые неудобства», — как бы оправдываясь, говорил Велитов Фото: Елена Колебакина

«ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, «ПАКЕТ ЯРОВОЙ» НЕ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», указывают на то, что обвинения в пособничестве террористам в отношении имамов выдвигаются крайне редко.

Азат Ахунов — доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

— Судя по биографии, имам получил классическое религиозное образование, в советское время учился в Бухаре, Ташкенте. В этом отношении это выглядит очень странно, потому что «советские» имамы очень редко увлекались экстремистскими течениями или новыми направлениями. Речь здесь, как я понимаю, идет о некой симпатии к запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». Многого не надо, человек, который симпатизирует ей или вступает в защиту, может превратиться в обвиняемого. Я не знаю, призывал он — не призывал, но закон сейчас в самом широком смысле трактует призыв к экстремизму.

Я не думаю, что это как-то связано с антитеррористическим «пакетом Яровой» — законы и до этого позволяли судить за экстремистскую деятельность. Вариантов и раньше было множество в законодательстве, после принятия «пакета Яровой» ситуация может лишь осложниться.

Привлечение по 205 статье УК РФ религиозных деятелей в Татарстане происходит очень редко. Начнем с того, что все мечети в республике входят в состав ДУМ, у них есть устав. Последний случай был с имамом мечети «Аль-Ихлас» Рустамом Сафиным (в 2013 году его признали виновным в участии и организации деятельности международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» по ст. 282.2 УК РФ прим. ред.).

Список запрещенной литературы огромен, при желании ее можно найти у любого человека — мусульманина, религиозного деятеля. Здесь закон трактуется так, что литературу можно держать, использовать в личных целях, но нельзя пропагандировать, использовать в проповедях.

Рафик Мухаметшин — заместитель муфтия Татарстана, ректор Российского исламского института:

— Сейчас в Центральной России официальное духовенство работает аккуратно, в рамках законодательства, и такие обвинения встречаются не так часто. С имамами работает духовное управление, и сами они понимают, что они не просто люди с улицы, а несут определенную ответственность. Насколько я помню, он [Махмуд Велитов] работал в Исторической мечети Москвы и давно в религиозной сфере.

Если «пакет Яровой» был принят Госдумой в этом году, то здесь речь идет о деле 2013 года. В данном случае для проповедников, которые имеют официальный статус, «пакет Яровой» не имеет ограничений. Я не думаю, что закон Яровой имеет прямое отношение к этому делу, вероятно, расследование долго тянулось и только сегодня вылилось в публичное пространство.

Человек, который профессионально занимается правоведческой деятельностью, должен знать, что он критикует. За что мы будем ругать ваххабитов, если мы не видели их книг? Вопрос возникнет, если в библиотеке обнаружат такую литературу в двух и более экземплярах.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Самый известный последний случай — это задержание и, насколько мне известно, осуждение имама в Дагестане, который на похоронах произнес проповедь, где правоохранительные органы усмотрели экстремистские призывы. По гражданам, по недуховным лицам это достаточно распространено, потому что вы понимаете, в каком времени мы сейчас живем. Каждое неосторожное слово, если оно трактуется в рамках, предусмотренных законом, является противоправным деянием, за которое предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за призывы к экстремизму или поддержку терроризма.

Прогнозировать эту ситуацию очень сложно, все будет зависеть от того, как квалифицированно следственные органы докажут, что это деяние преступно. Здесь необходимо провести специальную экспертизу лингвистическую и другие судебные экспертизы, которые бы четко определили, являются ли эти призывы призывами именно к экстремистской и террористической деятельности. Потом, нельзя забывать, что это духовное лицо, и надо смотреть, как сама эта проповедь строилась, если это было в проповеди. То есть не выдергивать отдельные слова из контекста, а смотреть полностью весь текст его выступления, за которое его хотят привлечь. Я думаю, что здесь может быть и место перегибов со стороны правоохранительных органов, потому что наверняка проповедь шла не на русском языке — Коран читается по-арабски. Все может быть, надо еще скрупулезно смотреть и не забывать, что это духовное лицо и он является лидером части населения, которая исповедует ислам. То есть очень надо быть осторожным.

Была ли здесь провокация? Я не думаю, наши официальные органы не пойдут на это против духовного лидера. Это ведь вызывает всегда определенный негатив у населения, у общества, у верующих.

Связь с каким-то исламским активистом — это как врач: мы же врачу не можем вменять, что к нему приходил кто-то на лечение, и он потом оказался преступником или был преступником. Так и здесь — к духовному лицу приходят люди общаться и так далее. На них же не написано, что они террористы, экстремисты и так далее. Я не думаю, что здесь что-то было сделано специально со стороны имама московской мечети.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.07.2016 09:21

    это все ровно , что ПОПА обвинить в ереси и посадить,,,,,, А какую ересь несут министры и НИ КТО НЕ СЕДИТ ,,,, ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ,,,,СЕРДЮКОВ позор всему человечеству

  • Анонимно
    13.07.2016 09:24

    Дожили

  • Анонимно
    13.07.2016 09:39

    Какая то мутная фигура этот имам, это видно даже из сверх осторожных слов Р. Мухаметшина, который оказывается дорос до зам.муфтия. Идея Баязитова хорошая,она повторение мечты Ханова о объединение под "одной крышей"храмов всех традиционных конфессий России. Но почему сей храм находится под формальной юрисдицией Сибирского муфтиата и его имам сторонится общения с другими муллами Москвы? Такие сектантские повадки ни к чему хорошему обычно не приводят. Конечно "стряпчий", за хороший гонорар, будет усердно доказывать, что подзащитный чист как ангел божий, но все это очень все мутно, да и сам имам, по степени ограничения свободы, приравненный к известной "героине" народных мифов и анекдотов Е.Васильевой, производит впечатление растерянного человека, за спиной которого стояли "кукловоды" кинувшие его. Не надо приплетать к этому делу "исторический яроозеровский пакет законов". Полагаю дело кончится внушением и мулла впредь будет осторожнее распуская язык в публичной сфере. А то, что терроризм под личиной исламизма ищет поле действия в России бесспорно и в интересах мусульман, чтобы все имамы понимали это.

  • Анонимно
    13.07.2016 09:55

    Адвокат тоже голословно говорит. Хороший человек уважаемый это и не адвокат может сказать. По факту в чем защита то. Где оперирование фактами, ссылки на закон. Одни увеличения только.

    • Анонимно
      13.07.2016 10:44

      Вот вырвали мои слова. Адвокат лох какой-то. Причем здесь, что ислам не призывает к плохому?! Это же судье по барабану. Нормальные доводы не мог привести

  • Анонимно
    13.07.2016 10:02

    Любой священнослужитель независимо от конфессии должен следить за тем, что говорит, ибо он есть лицо публичное!

  • Анонимно
    13.07.2016 10:43

    Ага! Только священнослужитель должен следить за своими словами? А "Ну как поплавали?" А "Денег нет, но вы держитесь?" А "наши войска в Донбассе не участвуют"?
    То-то...

    • Анонимно
      13.07.2016 12:19

      Я говорил про священнослужителей, а не про... , придумайте дальше сами.

  • Анонимно
    13.07.2016 11:04

    Возврат в СССР, последствия известны.

  • Анонимно
    13.07.2016 11:25

    нам ислам надо...шариат не надо.

    • Анонимно
      13.07.2016 22:07

      Ты знаешь что шарит неотемнимая часть ислама? Отрицание шариата = отрицание ислама! Шарит бывает разным

  • Анонимно
    13.07.2016 11:27

    Демократия.

  • Анонимно
    13.07.2016 11:45

    Назначение Мухаметшина зам. муфтием, а человек он весьма грамотный, коммникабельный, не зря научный коммунизм преподавал и стал доктором политологии, понял как "запасной аэродром". Ибо когда Академия в Болгаре наберет силу, Казанский исламский, и никому неизвестный, университет станет не нужен или его сделают филиалом академии.

    • Анонимно
      13.07.2016 14:17

      В академию без вышки разве возьмут? Так что институт и дальше будет работать.

  • Анонимно
    13.07.2016 12:54

    "Не зря научный коммунизм преподавал и стал доктором политологии," У вас какое-то догматический взгляд. Мышление меняется, развивается, происходит переоценка ценностей.

    • Анонимно
      13.07.2016 13:27

      12:54. А с чего это ты считаешь указание комментатора на преподавание научного коммунизма и степень доктора политологии, признаком догматизма? Там работали образованные люди и полагаю это напоминание позитивным. Времена лихих либерастов, которые зачеркивали все советское и плевали на нашу историю прошли. Что касается Болгарской Исламской Академии, о которой упомянул комментатор, то считаю это очень нужным проектом,надо готовить своих высококлассных практикующих имамом и ученых -теологов могущих противостоять радикализму. Впервые узнал, что в Казани существует исламский университет.И чем же он известен, кто из выдающихся теологов вышел из его стен, какие светила там преподают ?

      • Анонимно
        13.07.2016 15:00

        Во-первых, я на Вы обратился. Во-вторых, догма заключается в том, что всегда обращают внимание на коммунистическое прошлое человека, т.е., если у него коммунистическое мировоззрение, значит он остался душой коммунистом. Сегодня во многих селах муллы из бывшие парторги, месткомы и т.д. , значит более активные. Насчет исламского университета, то он имеет малюсенькую историю, состоялся один или два выпуска. Про все остальное не знаю, зайдите в Яндекс, найдите учебное заведение и можете поглубже познакомиться.

        • Анонимно
          13.07.2016 16:04

          15.00. Читать надо внимательно, считал и считаю, что имеет значение не прошлое, все кому за 40 вышли из советского прошлого, предательски ликвидированного в 1991г. Важно кем сейчас стал человек.Спасибо за совет посмотреть по яндексу, справку навел еще до совета. История казанского вуза не только малюсенькая, но и ничем не примечательная и конечно Академия должна быть на несколько порядков выше по уровню своего предшественник.

          • Анонимно
            14.07.2016 20:20

            Трансформация советского режима имеет причинно-следственные части, не просто так, что несколько человек развалили. Тем более советский режим поддерживал воинственный атеизм, полностью отрицал религию и иные ценности. Я не отрицаю полностью то время, было много и хорошего, светлого, но оно в том виде, в каком было на своём исходе изжило себя. Возможно СССР можно было бы и сохранить, но не было в верхушке тех людей, которые смогли бы это осуществить. Согласен в одном, развал СССР не принес никому хорошего, но и сохранить его в том виде было уже невозможно, оно само-собой прекратило своё существование. насчет исламского университета, согласен, особых достижений нет, а где ей взяться, если большевики уничтожили богословскую школу. Надеемся, что исламская академия возродит это, но для этого нужно время. Нужно своя школа, обязательно нужна, что бы предотвратить чужеродное арабское влияние.

            • Анонимно
              15.07.2016 02:39

              Не надо лгать о положении религии на исходе советской власти. Со второй половины 80 -х она получила права в идеологии большие чем было до революции, имамы могли выезжать за рубеж для обучения или повышения квалификации. Это касалось всех конфессии, а патриархат при ЕБН практически исполнял обязанности идеологическгого отдела ЦК. Что касается РИУ в Казани, конечно бывшим преподавателям научного коммунизма или других политических дисциплин нелегко было переформатироватся, но они успешно справились с задачей и мы имеем, то, что получилось - странную помесь мэдресе с университетом. Поэтому и возникла идея создания научно -учебного центра совершенно нового типа Исламской Академии в Болгаре. Главная ее проблема -кадры, и кто возглавит ее. Процесс сложнейший, но он кажется пошел.

  • Анонимно
    13.07.2016 15:19

    Действительно интересно узнать: когда создан исламский университет в Казани, кого из видных теологов он подготовил и кто там преподает? Может это просто мэдресе и поэтому возникла идея создания Болгарской Исламской Академии. Но тут, как правильно заметил в свое время вождь всех народов и времен, "Кадры решают все".

  • Анонимно
    13.07.2016 22:37

    Господа анонимщики БО для вашего сведения:
    1. материал не о Мухаметшине, поэтому сплетни о нем оставьте для последующих интервью с ним. А здесь пишите по существу проблемы. Человека сажают в тюрьму, а вам давай лишний повод поговорить о своем "наболевшем". Вас прошлое человека очень сильно интересует. как будто в советское время у обществовед- преподавателя вуза был большой выбор.
    2. Он кстати выпускник исторического отделения КГУ, а не научного коммунизма.
    3. РИУ создан в 1998. уже имеет 15 выпусков более 300 человек. 20 муфтиев РФ и стран СНГ учились или учатся там. 35 выпускников РИУ участся в магистратуре и докторантуре 6 крупных мусульманских вузов. Так что не переживайте, скоро половина мусульманской элиты России будут выпускниками РИУ. Из 80 преподавателей 40 выпускники зарубежных исламских вузов. Кстати, информацию о вузе ищут вообще то и на сайтах самих вузов, где публикуются в том числе самоотчеты вузов, которые дают всю информацию.
    4. Если вы читатели БО, то было очень много материалов по исламской академии. Мухаметшину особо бояться не к чему, потому что БИА планируется как послевузовская система образования. Так что его университет как поставщик абитуриентов для Болгар будет еще более востребован.
    5. Комментарии пишут или совершенно неосведомленные в этой сфере читатели, или на самом деле сливают желчь, потому что РИУ в системе мусульманского образования России, один из приличных. Это знают все, кому эта сфера интересна.

  • Анонимно
    14.07.2016 18:05

    Анонимный 22:37. Понятно, что твоя анонимная длинная портянка с восхвалением РИУ заказ начальства. Но речь то идет не о вашем мэдресе , а создании Исламской Академии в Болгаре, учебном заведении нового типа. Инцидент с имамом в Москве, да и не только он, показал, что нужно на более высоком уровне готовить имамов и развивать теологию как противовес религиозному радикализму перерастающему в экстремизм. Вот об этом надо думать а не заниматься бахвальством. Кстати выгораживать Мухаметшина не нужно, человек он позитивный, но конечно не уровня новой Академии.

  • Анонимно
    14.07.2016 19:04

    Не только инцидент с имамом в Москве, но и убийство заместителя муфтия ДУМ РТ и недавняя загадочное исчезновение в Буинске казанского имама и его спутника, говорят,о том, что радикализм и экстремизм существуют не только на Северном Кавказе. Полагаю, что создание Академии в Болгаре решение стратегическое, помогающее подготовке имамом и ученых теологов современного уровня, могущих отвечать на вызовы радикализма, и преградить дорогу средневековому мракобесию.

  • Анонимно
    15.07.2016 03:37

    Нахожусь на дежурстве и с интересом прочитал пост и комментарии связанные с московским имамом. И вот только, что прошло сообщение о страшном теракте в месте отдыха богатеев Ницце -погибли около 100 человек, 40 в критическом состоянии в больнице. Конечно правильно решение о создании Исламской Академии, которая будет готовить имамов способных создавать иммунитет к радикализму и экстремизму особенно у молодежи. Но есть категория людей которых никакие проповеди не переубедят и тут мы должны быть благодарны ФСБ и МВД за превентивную - профилактическую работу, какой мне представляется сейчас и дело этого" странного" московского муллы. В Казани тоже было ведь убийство заместителя руководителя ДУМ РТ и покушение на муфтия. Очевидно наши силовики держат ситуацию под контролем, а то ведь и в РТ разные "джамааты", а это ОПГ прикрывшиеся религиозной маской, начали появляться но их быстро пресекли. К сожалению поле распада СССР терроризм стал мировой эпидемией принявшей лжерелигиозное обличье и слово бдительность нам тоже не лишне помнить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль