Нефть и нефтехимия 
6.08.2016

«После 2018 года «Татнефти» очень деликатно, изящно и политкорректно предложат продаться»

Опрос недели: Стоит ли Татарстану покупать «Башнефть»?

На этой неделе публично прозвучала информация о том, что руководство Башкортостана «бурей эмоций» отреагировало на решение «Татнефти» претендовать на покупку «Башнефти». Рустам Минниханов ответил, что для башкир это «меньшее из зол» и что им «не надо было отпускать» такой актив. А вы за или против покупки? Есть ли опасность, что участь соседней республики, лишившейся главного актива, постигнет и Татарстан? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Ренат Муслимов, Ростислав Мурзагулов, Михаил Хазин и другие.

... «Минниханов — мудрый человек, и вот этим своим жестом он снимает вообще любые вопросы о том, что когда-то кто-то может подумать даже о покупке «Татнефти» Фото: glavarb.ru

МАЛЕНЬКИЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ТРОЛЛИНГ

Ренат Муслимов — консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— Конечно, приобретать надо, но дадут ли? У «Татнефти», я думаю, мало шансов. Претендентов на активы «Башнефти» много, и у всех хорошие лоббисты. Хотя, повторю, приобретение башкирской компании «Татнефтью» однозначно было бы положительным моментом. Наша компания хорошо разбирается в таких месторождениях и вдохнула бы новую жизнь в «Башнефть», разработка была бы более эффективной. Что касается повторения судьбы «Башнефти», то это вряд ли. «Татнефть» контролирует республика, а башкирская компания ушла из своего субъекта из-за манипуляций. Так что это совсем разные истории, более того, постсоветские истории «Татнефти» и «Башнефти» диаметрально разные. Соответственно, совсем другое должно быть продолжение.

Ростислав Мурзагулов — политолог, бывший пресс-секретарь экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова:

— При всей моей любви к Татарстану, к татарам и вообще ко всему, что имеет корень «тат», включая «Татнефть», я думаю, что делать этого не стоит. Комплекс у Башкирии по отношению к Татарии существовал всегда, очень много лет. И этот комплекс страшно усилится покупкой башкирского нефтехимического комплекса. Он возрастет многократно и приведет к ситуации, которая не нужна ни Татарстану, ни Башкортостану, ни Москве. Более того, я уверен на 100 процентов из 100, что эта покупка не состоится по многим причинам. Воронова, Володин, даже если не они, то сам Путин разберется и запретит это делать. Ведь объективно между татарами и башкирами, с точки зрения генетики, разницу может искать только идиот, потому что ее нет. А разницу между субъектами федерации искать, конечно, можно и запросто найти. И разница эта будет примерно в те два раза, на которые Казань ближе к Москве. Потому что географический фактор важен был в истории всегда. Когда смотришь на старинную карту мира, там есть Казань, она уже существовала, а на том месте, где сейчас город Уфа, находился густой лес, и это объективная реальность, от которой уходить многим очень болезненно. И в случае покупки «Татнефтью» «Башнефти» от этой реальности будет уйти просто невозможно. Повторю, при всей моей любви ко всему с корнем «тат», думаю, что не стоит этого делать. Заявление Минниханова я воспринимаю как некий такой маленький троллинг главы Башкирии.

Что касается участи «Татнефти» и ТАИФа, то думаю, такая же судьба, как у «Башнефти», их не ждет. Республика Татарстан и ее истеблишмент более укорененные в российскую экономику, в российские реалии. Они ближе к Москве во всех смыслах, поэтому они удержали «Татнефть», а Башкортостан свою «Башнефть» не удержал. Я думаю, что Минниханов — мудрый человек, и вот этим своим жестом он снимает вообще любые вопросы о том, что когда-то кто-то может подумать даже о покупке «Татнефти». И это прекрасное с точки зрения пиара и политтехнологии решение. Думаю, что разговор этот несерьезный и этого не случится, точно так же, как никогда не случится поглощения кем-то «Татнефти».

Аббас Галлямов — политолог, бывший замглавы администрации Республики Башкортостан:

— Я за то, чтобы политика, тем более национальный вопрос, не вмешивались в экономику. Поэтому у нас и проблемы-то с экономикой, что мы постоянно телегу вперед лошади ставим. Поэтому если «Татнефть» даст большую цену, чем любая другая компания, если у нее есть деньги, если это закончится большими прибылями в бюджет, то ради бога! Пусть «Татнефть», пусть «Роснефть» покупает... Это экономика, а не политика. Надо отделять одно от другого. Не надо политизировать то, что не политизируется.

Михаил Хазин — российский экономист, публицист, руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН»:

— Если посмотреть на происходящие вокруг события, то обращаешь внимание, что некоторые правительственные чиновники очень активно лоббируют покупку компании «Башнефть» «Лукойлом». Поскольку это не совсем законная операция, мне кажется, что если об этом говорить вслух, то, возможно, приватизация будет относительно честной, и тогда у «Татнефти» шансы есть. С экономической, логистической точки зрения приобрести активы нефтяной компании Башкирии точно стоит. Но, как вы сами понимаете, обещать ничего нельзя, есть и другие претенденты.

Может ли постигнуть татарстанскую компанию судьба «Башнефти»? Теоретически да. Практически — какая разница? Чем более мощной будет «Татнефть», тем больше выиграет бюджет Татарстана и тем более жесткие инвестиционные и прочие условия можно будет поставить потенциальному покупателю. Я вообще считаю, что идея приватизировать все направо и налево все-таки умрет, потому что она нежизнеспособная, в ней особого смысла нет. Думаю, в любом случае нужно исходить из логики и стратегии, что нефтяная компания Татарстана будет оставаться под контролем республики. Пока.

Иршат Минкин заместитель генерального директора АО «Казметрострой», кандидат в депутаты Госдумы России по Центральному одномандатному округу

— Раз приватизация уже идет, то сейчас нет смысла говорить о том, хорошо это или плохо для «Башнефти». Но, конечно, очень хорошо, что Татарстан в лице «Татнефти» в этом участвует. Во-первых, это укрепление мощи «Татнефти». Во-вторых, и тут я полностью согласен с нашим президентом Рустамом Миннихановым, уж лучше мы, чем кто-то другой. Все-таки татары и башкиры — братские народы. И, если помните, в советское время нефтехимический комплекс Татарстана и Башкирии был единым. Сейчас прошлое уже не вернешь, но эта сделка, если она случится, поможет восстановлению прежних связей, коопераций, что, безусловно, даст синергетический эффект.

Думаю, что «Татнефти» и другим крупным предприятиям республики участь «Башнефти» не грозит. Насколько я знаю, приватизация «Татнефти» проводилась абсолютно правильно, было размещение на Нью-Йоркской бирже, а это требует соблюдения стандартов международного учета. Дальнейшее управление компанией тоже велось правильно. Места для всяких сюрпризов при такой политике нет.

... «У нас в республике произошла такая ситуация из-за того, что жадность первого президента загубила дело. Они приватизировали активы в свою пользу»
Фото: kremlin.ru

«ДРУЗЬЯ ПУТИНА ИМЕЮТ ПРОСТО НЕОГРАНИЧЕННЫЕ АППЕТИТЫ»

Владислав Жуковский — независимый экономист, ведущий на телеканале «Красная линия» (Москва):

— Надо здраво оценивать ситуацию политико-экономических реалий, в которых находится вся страна. И кто окажется победителем, безусловно, будет решаться в самых высоких коридорах власти. Да, будет очень жесткое противостояние властных группировок, между разными кремлевскими, правительственными кабинетами. В любом случае «Башнефть» поглотят. И судя по тем перипетиям и тем встряскам, которые ведутся в высших эшелонах власти, все-таки спор идет реально между «Роснефтью» и «Лукойлом». Причем, я так понимаю, что «Роснефть» была бы рада забрать активы «Башнефти», она ее проглотит и не подавится, а у «Татнефти» в разы меньше аппаратный вес на федеральном уровне в Москве, поэтому здесь, я думаю, крайне мало шансов. И вообще, что касается участи «Татнефти», то, я думаю, счет в лучшем случае идет на годы. То есть после 2018 - 2019-го татарстанской компании очень деликатно, изящно и политкорректно предложат продаться за хорошую цену, она будет ниже рыночной, но весьма неплохой. И если кто-то подумает, что у него есть автономия, права, защита частной собственности и захочет вспомнить про Конституцию, это будет большая ошибка. Ибо опыт той же самой «Башнефти» и АФК «Системы» с Евтушенковым хорошо все помнят. Так что, скорее всего, впереди ждут сложные времена. Все, что более-менее лежит на поверхности и остается рентабельным, особенно связанное с нефтью, газом, металлургией, с драгоценными промышленными металлами, — по всем этим отраслям процесс создания государственной монополистической экономики будет продолжаться. Так что «Татнефть», с моей точки зрения, вполне может быть следующей.

Сергей Вереземский — руководитель отдела по связям со СМИ ОАО АНК «Башнефть»:

— Мы никаким образом приватизацию не комментируем. Мы являемся субъектом, нас собираются продавать, и мы не комментируем никакие вопросы по этому поводу.

Рамиль Бигнов — экс-председатель Общественной палаты Башкортостана:

— Я думаю, что озвученная реакция главы нашей республики — это преувеличение. По крайней мере, я об этом не слышал и исключаю такой вариант, поскольку идет приватизация федерального пакета, а не пакета Республики Башкортостан — это раз. И его реализует Росимущество Российской Федерации — это два. Претендентов, по-моему, с десяток на сегодняшний день, и каждый имеет право на участие, потому что это не бесплатное мероприятие, а платное. И цена, на мой взгляд, может дойти до 5 миллиардов долларов. А сумеет выиграть этот аукцион тот, у кого есть деньги — вот и все.

Честно скажу, я исключаю, что «Татнефть» может выиграть. Потому что там толкаются такие игроки в виде «Роснефти», «Лукойла», которые гораздо мощнее «Татнефти» и Татарстана. Теоретически, конечно, можно допустить, что удача будет на стороне вашей компании. Но даже если так случится, ничего экстраординарного означать это не будет. Бизнес есть бизнес. Но, повторю, такое развитие событий я исключаю.

Что касается «Татнефти», то, я думаю, что того же, что и с «Башнефтью» не произойдет, потому что в Татарстане поступили умнее, чем у нас в Башкирии, — в свое время 38-процентный пакет оставили в государственной собственности. Ведь у нас в республике произошла такая ситуация из-за того, что жадность первого президента загубила дело. Они приватизировали активы в свою пользу.

Виктор Разинков — представитель АО «Финам» в городе Набережных Челнах:

— Я считаю, что любая покупка, которая несет в себе потенциальные прибыли и покрывает затраты, в любом случае интересна. Это однозначно. Думаю, что Минниханов как президент очень мудро поступает, тем более что есть риски того, что «Башнефть» будет выкуплена одним из наших олигархов, поскольку за «Башнефть» война уже шла. Помните историю с Евтушенковым? Это был бы хороший шаг со стороны Татарстана — войти в «Башнефть», тем более что башкирский и татарский народы практически братья.

Есть ли опасность, что участь «Башнефти» рано или поздно может постичь «Татнефть», ТАИФ или другие крупные активы республики? Вполне может быть, потому что друзья Путина, я считаю, имеют просто неограниченные аппетиты. И вполне возможно, что появится желание поглотить и «Башнефть», и «Татнефть» одним из федеральных олигархов, входящих в ближайшее окружение президента. Застраховаться от такой угрозы очень сложно, поскольку опыт последних лет показывает, что для этих людей преград нет.

... В любом случае «Башнефть» поглотят. И судя по тем перипетиям и тем встряскам, которые ведутся в высших эшелонах власти, все-таки спор идет реально между «Роснефтью» и «Лукойлом» Фото: glavarb.ru

«ДАВНО ПОРА БЫЛО ОБЪЕДИНИТЬСЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ»

Римзиль Валеев — общественный деятель, журналист:

— Я думаю, что приобрести «Башнефть» стоит, зачем упускать? Это была бы поддержка Башкортостана. Разве будет лучше, если башкирскую компанию купит какой-то отдаленный субъект страны, другое государство или через подставных лиц какая-нибудь транснациональная корпорация? По-моему, актив нужно было давно уже отдать добровольно, объединиться, включая экономические, информационные культурные ресурсы. Да, были времена, когда нефтехимические заводы Башкортостана обрабатывали татарстанскую нефть, а потом при их первом президенте поставили огромную цену за переработку, включив в ее стоимость инфраструктуру, детсады, жилье и т. д, поэтому цена обработки нефти стоила баснословных денег. Насколько мне известно, пришлось отказаться и перерабатывать нефть в другом регионе. Вот это был недружественный акт. Я отслеживал эту тему и очень переживал, когда Уфе и Казани много лет назад не удалось договориться. Тогда энергетикой руководил Урал Рахимов, нефтянка была под другими влияниями. Татарстан тогда выжили оттуда, и мы построили свои нефтезаводы. Но, несмотря на это, надо максимально интегрироваться, объединяться.

Антон Шабанов — независимый экономический эксперт:

— Это философский вопрос. 100-процентно на него может ответить только «Татнефть». Но любое укрупнение бизнеса, его усиление, тем более при наличии свободных денежных средств, положительно. При прочих равных, если получится найти свободные средства, а не покупать «Башнефть» за какие-то заемные, в долги влезать, тем более неизвестно, как будет вести себя этот актив в дальнейшем. Разумеется, это положительно скажется на бизнесе, для любого бизнеса вне зависимости от его географического положения. В этом смысле «Татнефти» актив «Башнефти» мог быть интересен.

Сложно ответить, может ли постичь «Татнефть» участь «Башнефти». Чисто теоретически — да, потому что это уже идут политические риски, они абсолютно непредсказуемы, это человеческая психология, это не экономические прогнозы. Если смотреть чисто экономически и математически, то сейчас назвать «Татнефть» банкротом или проблемной компанией, которую надо передавать из рук в руки, нельзя, все хорошо. Но политику предсказать практически нереально.

Виктор Хайков — президент национальной ассоциации нефтегазового сервиса:

— Если мы говорим именно о приватизации, то приобретение компании, контролируемой государством, другой компанией, также так или иначе контролируемой государством, противоречит самой логике приватизации, подразумевающей продажу государственной собственности именно в частные руки.

Есть ли опасность, что участь «Башнефти» рано или поздно может постичь «Татнефть», ТАИФ или другие крупные активы республики? Расширение перечня объектов госимущества для приватизации исключать нельзя. Но я бы не стал называть приватизацию угрозой. Если после проведения приватизации имущественный объект более эффективно используется, дает лучший долгосрочный производственный и экономический эффект (включая мультипликативный), прибыль от которого реинвестируется так или иначе в российскую экономику, генерирует больше налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, использует более эффективные и в то же время экологические технологии, собственник инвестирует в обновление производственных активов и организационное улучшение, развиваются подрядные и смежные предприятия, имея целью долгосрочное развитие, а не краткосрочную максимизацию прибыли, то это не угроза, а польза. Все вышеперечисленное не зависит от формы собственности — частной или государственной, а зависит в большей степени от эффективности управленцев и поставленных им собственником задач.

Сергей Пикин — директор фонда энергетического развития:

— Если покупатель считает, что вложенные средства принесут удачу, то, может быть, в принципе, любая компания: «Татнефть», «Пятерочка», X5 Retail Group. В общем, кто угодно, у кого есть финансовые ресурсы и понимание бизнеса, куда он может дальше развиваться и получить добавленную стоимость. Никаких ограничений нет. Конечно, позицию, которая была озвучена президентом, что негоже государственными деньгами участвовать в приватизации, я полностью поддерживаю. На мой взгляд, все-таки «Роснефть», хоть и пытается говорить, что она негосударственная, но в любом случае так или иначе принадлежит государству, поэтому ей участвовать в приватизации некорректно.

Была проблема с АФК «Системой», а у «Татнефти» таких проблем нет, с точки зрения акционеров там все родные, все из Татарстана. Если «Татнефть» купит «Башнефть», станет более крупным игроком, я считаю, будет неплохо. Но усиливать очень крупного игрока «Башнефтью» не очень хорошо для конкуренции, а с точки зрения среднего игрока вполне возможно. Единственное — надо посмотреть с точки зрения антимонопольного регулирования, какая будет доля рынка этих двух компаний, все-таки «Татнефть» контролирует рынок Татарстана, «Башнефть» — Башкирии в большей степени. Но я думаю, скорее всего, будет нормально.

«У «Татнефти» есть важный мотив приобрести «Башнефть», потому что, купив контроль над «Башнефтью», «Татнефть» получает контроль над мощнейшим нефтеперерабатывающим и нефтехимическим комплексом России

«ОТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ В РОССИИ НИ ОДНА КОРПОРАЦИЯ НЕ ЗАСТРАХОВАНА»

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

— Мы полагаем, что «Татнефть» может стать наиболее реальным претендентом на этот актив. Во-первых, маловероятно, что именно у этого инвестора возникнут в будущем проблемы с властями Республики Башкортостан как миноритарным акционером «Башнефти». Ранее «Татнефть» и «Башнефть», чей бизнес преимущественно сосредоточен в своих регионах по месту регистрации, не позиционировали себя как конкуренты друг друга, а скорее как партнеры.

Напомним, что «Татнефть» и «Башнефть» несколько лет назад планировали создание совместного нефтехимического кластера, а в начале нулевых годов обе компании совместно обращались к правительству страны с просьбой отложить введение придуманного тогдашним олигархом Михаилом Ходорковским банка качества нефти. Обе компании на тот момент добывали тяжелую сернистую нефть и опасались, что добываемое ими сырье признают некачественным, что могло бы поставить под угрозу вообще сам процесс добычи. Татарстанской и башкирской компаниям, у которых, правда, тогда был другой менеджмент, а у «Башнефти» еще и другие владельцы, удалось совместно отстоять свои интересы, а дальнейшая судьба Ходорковского известна всем. Таким образом, эта история показывает яркий пример сотрудничества двух конкурирующих корпораций, когда речь идет о борьбе за выживание.

У «Татнефти» есть важный мотив приобрести «Башнефть», потому что, купив контроль над «Башнефтью», «Татнефть» получает контроль над мощнейшим нефтеперерабатывающим и нефтехимическим комплексом России, который к тому же сейчас активно модернизируется с целью перевода мощностей на выпуск светлых нефтепродуктов, соответствующих евростандартам. В планах «Башнефти» — перевести свой комплекс НПЗ исключительно на выпуск бензина и дизельного топлива высокого качества. Кроме того, «Башнефть», у которой многие месторождения сернистой нефти в Башкортостане исчерпаны более чем на 70 - 80 процентов, делает ставку на молодые месторождения нефти в Ненецком АО, в частности на месторождения имени Требса и Титова с совокупными запасами в 140 миллионов тонн нефти и более 13 миллиардов кубометров природного газа.

Пакет акций «Башнефти» в 50,1 процента был оценен инвестиционным консультантом в 306 миллиардов рублей, или в 4,6 миллиарда долларов. Таким образом, компания оценена с премией к рынку. Возможно, «Татнефти» придется привлечь заимствования, и ей не будет проблематично это сделать, так как она не подпала под санкции США и ЕС и легко сможет занять деньги, в том числе и у иностранных банков.

«Татнефти», безусловно, стоит покупать «Башнефть», даже с премией, потому что премия потом окупится — такие активы дешево не стоят. Создание крупной региональной вертикально интегрированной нефтяной компании на базе «Татнефти» в будущем станет важным фактором защиты от поглощения более крупными частными конкурентами («Лукойл»), государственными («Роснефть» или «Газпром нефть») либо транснациональными нефтегазовыми корпорациями. Ведь такой крупный актив будет продаваться с высокой премией, даже если цены на нефть будут не такими высокими.

Кроме того, участие региональных властей в капитале объединенной компании даже как миноритарных акционеров для возможного «недружественного» покупателя станет источником головной боли в будущем, и будущий покупатель будет это непременно учитывать. Но от создания единой государственной нефтяной компании по примеру Saudi Aramco в России ни одна нефтяная корпорация не застрахована, даже «Роснефть». Препятствием к этому мы видим только вопросы эффективности работы такого государственного предприятия, а еще опыт других стран, например, Саудовской Аравии, которая вообще подумывает продать госкорпорацию в частные руки, так как в будущем намерена слезть с «нефтяной иглы».

«ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, ВСЕГДА ТАТАРАМ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ У ТЕБЯ ДОМ БЫЛ ПОКРУЧЕ И ЖЕНА ПОЛУЧШЕ, ЧЕМ У СОСЕДА»

Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы:

— Это же бизнес. Что тут такого? Реакция, как у любых соседей, живущих рядом друг с другом. Вы же знаете, всегда, тем более татарам хочется, чтобы у тебя дом был покруче и жена получше, чем у соседа. Поэтому всегда здоровая конкуренция существует и существовала. Это просто внимание к деятельности соседей, не более того. В данном случае продажа пакета акций «Башнефти» — это просто бизнес. Кто в этом деле преуспеет, мы или другие, это уже дело рынка. Ничего в этом криминального не вижу.

Не вижу опасностей, что участь «Башнефти» постигнет «Татнефть». У нас «Татнефть» крепко стоит на ногах, притом это уже целый холдинг, комплекс, который занимается не только добычей нефти, но и активно вкладывается в переработку, в другие отрасли. Поэтому здесь нельзя рассматривать «Татнефть» только как нефтяную компанию, которую можно легко и быстро расчленить.

А нестабильная ситуация с «Башнефтью» была уже не первый год, это тянется десятки лет. Еще до ситуации с выкупом ее доли и возврата государству были проблемы. Поэтому и Башкортостан вместе с федеральным центром хотят уйти от нестабильности, путем продажи этих акций хотят все-таки заполучить хорошего инвестора, который сделал из «Башнефти» устойчивую компанию.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ:

— Не вижу ничего плохого, если сделка произойдет именно так. Мне кажется странной такая реакция со стороны дружественной нам республики. Это не рациональная, а иррациональная реакция, какие-то уязвленные чувства. Надо все-таки взвесить все плюсы и минусы, а плюсов будет больше.

Владимир Бобылев генеральный директор компании RPI, экс-директор PR-департамента «Башнефти»:

— Вы спрашиваете, как застраховаться от приватизации? А нужно ли от нее страховаться — вот в чем вопрос... С точки зрения глобального взгляда на вещи вообще приватизация — фактор скорее положительный, чем отрицательный. В любом случае компании, которые действуют на рыночных основах и руководствуются какими-то рыночными принципами при разработке своей стратегии развития, более конкурентоспособны, более эффективны, чем государственные образования. Это и международная практика показывает. Поэтому я думаю, что вопрос приватизации — вопрос положительный, поскольку и компании получают возможность эффективнее конкурировать и действовать сообразно каким-то коммерческим интересам и вопросами эффективности развития. Что касается контроля над этими компаниями, то приватизация нетождественна потере контроля, поскольку при эффективном государственном регулировании и наличии необходимых законодательных актов, которые регулируют деятельность частных компаний с точки зрения пользы для государства, такая модель эффективна и хорошо работает. Это показывает и российская история недавнего времени, и международный опыт.

Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Я только за покупку «Башнефти» «Татнефтью». Мы будем прирастать в хорошем производственном современно плане и увеличим доходы. Ведь понятно, что от этого мы будем только сильнее. И президент Татарстана явно дал понять Башкортостану, что обеим сторонам будет только лучше — это во-первых. Во-вторых, мы давно ведем такую умеренную, цивилизованную политику. И это здорово.

Есть ли угроза, что «Татнефть» рано или поздно уплывет из рук Татарстана, как «Башнефть» из Башкортостана?
24%Процесс уже запущен, идет обратный отсчет времени
11%Это не угроза, это счастье — пусть забирают!
31%Нет, республиканская элита этого не допустит
34%Да, это лакомый кусочек для «федералов»
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.08.2016 11:46

Вопрос "Стоит ли Татарстану покупать «Башнефть»" поставлен некорректно!
Правильно вопрос должен звучать так: Стоит ли Татнефти, принадлежащей Татарстану на 30%, покупать 50% акций «Башнефти», на 25% принадлежащей Башкортостану ?
Или еще точнее: Стоит ли Татнефти, основной акционер (53%) неизвестен, покупать 50% акций «Башнефти», чтобы этот неизвестный акционер владел обоими компаниями?

  • ПанАлекс
    6.08.2016 09:14

    Почему вы вводите опрашиваемых в заблуждение? А кому сейчас Татнефть принадлежит, почему не расписали? Хотя понятно - вы сами не знаете кому принадлежат несколько пакетов акций Татнефти! Татнефть уже "уплыла", учитывая сколько акций осталось у РТ.
    Простая арифметика: без крупного внешнего источника финансирования (кредита) Татнефть физически не в состоянии купить Башнефть. Тут помнится главные механики компаний, входящих в комплекс Татнефть жаловались, что им ремонты и капремонты урезали бюджеты до 70% от 2015г., что, учитывая немалый парк импортных станков, говорит о выживании - какое тут "развитие" и "поглощение"!

    • Анонимно
      6.08.2016 10:13

      а вы не думали, что другие наши компании могут помощь? Например, ТАИФ.

      • Анонимно
        6.08.2016 10:42

        Если только американский акционер ТАИФ, с долей 37%.
        Неужели трудно понять, что санкции и манипуляции с ценами на нефть имели одну цель - получить активы. Ведь без санкций и низких цен на нефть не пришлось бы бюджет РФ спасать за счет приватизации. Да и уверенность, что низкие цены на нефть надолго, породила желание избавиться от проблемных активов (помните Роснефть попросила 2 трлн.р. из бюджета?) в госсобственности.
        Но "странное" поведение валютной биржи говорит, что на рынок РФ стали приходить огромные суммы валюты. Видимо для участия в приватизации. Самим нашим компаниям, имеющим валютные запасы, не имеет смысла покупать Башнефть, ВТБ, Роснефть, ВЭБ и т.д. - это глубоко убыточные активы, которые при нынешних ценах на нефть и финансовой ситуации в РФ не окупятся никогда.
        Другое дело для глобальных компаний, которые в нужное для себя время цены на нефть подправят. К тому времени и санкции "вдруг" отменят...

    • Анонимно
      7.08.2016 01:32

      можно начать с того, что во-первых татнефть это только лицензии и дырки в земле. весь сервис давным давно в частных руках. да даже СКН и много чего еще тоже в руках приближенных к императору. как к бывшему так и к новому. как выводили это отдельная песня, откроется чуть позже. все это проводилось под соусом якобы защиты от захвата.
      как-будто отжать сервис обратно наряду с лицензиями составит проблему, ха-ха.
      механики, кстати, тоже не в ТН уже давно.
      урезать бюджеты могут по разным причинам. например по тем же причинам, что и затраты на техн.транспорт =) если вы в теме.
      а про БН. зачем она ТН? своих работников пачками сокращают. ЦОБы всякие придумывают. вот и будут дальше мучаться от скуки пока не отожмут.
      политические моменты надо искать. в них дело

      • Анонимно
        7.08.2016 10:17

        А что, сервисные службы главные в нефтедобыче? Нет же, при необходимости материнская компания "Татнефть" создаст новые сервисные службы, и отошьет расшалившихся "серверов". Это не проблема.

  • Анонимно
    6.08.2016 09:17

    "История" любит повторяться....

    Кто мог бы предположить, что российские события 1917 - 1922 гг. с их массовым террором и гибелью миллионов мирного населения повторятся на Ближнем Востоке и Северной Африке почти через 100 лет в начале 21 века?

    В комментариях депутатов, политиков и экономистов все сказано четко и правдиво - побеждает сильнейший.
    И хитрейший...

  • Анонимно
    6.08.2016 09:20

    Не смешите. Есть комиссия по ТЭК, там и решат. Боряться два лагеря, остальное инструменты.


  • ЧЕГО НЕ СПЕЛ СЕРЁГА ШНУРОВ.
    (Посвящаю Ленинграду. Габдель Юссон)

    Идёт по миру семимильными шагами,
    Как модно называть сейчас – прогресс,
    В моей стране опять за ним отстали,
    Хотя давно исчез КПСС.

    Её виновницей бедовой посчитали,
    Сисдемы и сислибы всех мастей,
    А клятвы прежние свои послали,
    Туда, где был источник их идей.

    Припев:
    Ой, запрещают петь нам матом,
    И наши души взяли в траст,
    Свелась соседка с дерьмократом,
    И он же оказался либераст.

    Хотя свои билеты всё же не порвали,
    Где в полуфас харизма Ильича,
    Они б наверно и аусвайс не сдали,
    Но победил народ наш, сгоряча.

    Бодяжа спирт, всё водкой прирастали,
    Богаче стали шейхов, королей,
    За вшивость же в «калашный» не пускали,
    Пришлось встать в ряд сосущих упырей.

    Припев:
    Ой, запрещают петь нам матом,
    И наши души взяли в траст,
    Свелась соседка с дерьмократом,
    И он же оказался либераст.

    И тут нефтянка лихо подыграла,
    Сосать одним – совсем невмоготу,
    А нефть как бомба биржу разорвала,
    Пришлось позвать сосать свою родню.

    Потом к насосам и друзей призвали,
    Кто катом ране был, кто спекулянт,
    Рабочих и крестьян, увы, не звали,
    Сосать не разрешил им наш Гарант.

    Припев:
    Ой, запрещают петь нам матом,
    И наши души взяли в траст,
    Свелась соседка с дерьмократом,
    И он же оказался либераст.

    Гарант прозорлив был, остерегался:
    - Народ ведь бражник и страна не та!
    А он любви по полной не дождался,
    Хоть присосал к Газпрому Главпопа.

    Пусть уж сосут, кто к «телу» его ближе,
    За всех решил российский Суверен:
    - А назовём их - кто сосет и лижет,
    Без всяких экзерсисов – бизнесмен!

    Припев:
    Ой, запрещают петь нам матом,
    И наши души взяли в траст,
    Свелась соседка с дерьмократом,
    И он же оказался либераст.

    Спалили в общем наши все фрегаты,
    К прогрессу нет пути и нет идей,
    И вы поймите правильно, «робяты»,
    У евнухов не может быть детей.

    У этих, у вчерашних коммунистов,
    Клеймил кто всех и в грудь свою стучал,
    Желание, цель и смысл как у гли’стов,
    И Маркс, конечно, не для них писал!

    Припев:
    Ой, запрещают петь нам матом,
    И наши души взяли в траст,
    Свелась соседка с дерьмократом,
    И он же оказался либераст.

    • Анонимно
      7.08.2016 23:08

      Вот ваше призвание, стихи писать, в не тем, чем занимаетесь....

  • Анонимно
    6.08.2016 09:45

    Проблема в том, что на "Татнефть" посадили кучу республиканских предприятий-нахлебников(если предприятия неэффективны, то их надо закрывать, а не делать проблемой других), это очень недальновидная политика действительно приведет к банкротству "Татнефти"(это как тонущий при желании запросто может утопить и чемпиона по плаванью).

    • Анонимно
      6.08.2016 13:07

      да уж, если до кризиса это еще как-то работало, то теперь действительно может разорить даже самые успешные организации

  • Анонимно
    6.08.2016 09:53

    Надо покупать Башнефть и делайте большую нефтяную татарскую компанию. Без сомнений. Даже кредит можно взять

  • Анонимно
    6.08.2016 10:08

    У Татарстана всего 30% акций Татнефти, причем переданные СИНХу "в управление". У кого остальные 70% интернет не дает ответа. Максимум на конец 2013, ну депозитарий как номинальный владелец 47% акций. Кто же конечный владелец - непонятно. По правилам международных бирж, конечный бенефициар (владелец) акций должен быть раскрыт при владении более 6% акций. Поэтому и настоящего владельца 6% пакета акций, приобретенных Дойче банком год назад, так же не узнаем.
    Можно только предположить, что владелец (суммарно) контрольного пакета акций Татнефти - связан с акционером ТАИФа, имеющего пакет в 37% с создания компании и о котором никогда и ничего не говорилось самим ТАИФом официально. В российских реалиях приобретать акции компании имеет смысл только при доле акций, позволяющей контролировать директоров.
    Большие Деньги не любят шума.
    Никто ведь не услышал как Вангард приобрел 49% Газпрома, только с удивлением увидели эту цифру ...

  • Анонимно
    6.08.2016 10:18

    классный стих. надо отправить шнурову

  • Анонимно
    6.08.2016 10:39

    С Башнефтью ни в коем случае связываться нельзя. Это проблемный актив, со времен действий АФК Система. К тому же на ровном месте создающий конфликт между татарами и башкирами. Ранее, чем иностранный стратегический инвестор (из США, Японии или Германии) не станет вкладываться в Башнефть, Татарстану там делать нечего и очень преждевременно. Думаю, что затея придумана москвичами, чтобы выудить деньги у татарстанской элиты, т.е. денежную ликвидность, по-сути, оставить без ничего. Ну а затем с материальным активом можно что угодно сделать. Сказать,что будет, к примеру, национализация.

  • Анонимно
    6.08.2016 10:41

    Да, теперь уже и Кадыров не поможет

  • Анонимно
    6.08.2016 10:42

    Какая разница покупать или нет!!! Все равно в РТ бензин дорогой как будто мы его из Африки везем и нефть сами не добываем!

  • Анонимно
    6.08.2016 10:45

    у рф и рт есть взаимоотношения на основе балланса сил и интересов поэтому татнефть таиф и многие другие предприятия в результате дележа в начале 90х отошли к ведению рт если этот балланс по какой то причине будет нарушен то тогда можно говорить будет о продаже татнефти таифа во всяком случае татарстан не раз отбивал попытки московских олигархов поглотить и нижнекамскнефтехим и оргсинтез и многие другие заводы камаз отдали москве в конце концов авиазавод отдали комз ну тут непонятно мне а по поводу башнефти тут сделка не коммерческая будет а политическая могут отдать татнефти за чисто символическую плату если это будет входить в интересы кремля

  • Анонимно
    6.08.2016 11:12

    Хороша песня.Зачем нужен этот показушный опрос ,уже давно всё решено ,деньги идут к деньгам и никакой пользы от этого народу не будет

  • Анонимно
    6.08.2016 11:16

    Надо покупать Башнефть, а потом приватизировать Татнефть. сколько на этом заработать можно!!!!

    • Анонимно
      6.08.2016 11:48

      Она давно приватизирована...

      • Анонимно
        6.08.2016 15:50

        Пруфы приведите, пожалуйста. Если бы "Татнефть" была, действительно, приватизирована, ее бы давно уже отжали от собственника. Вон, ни с Рахимовым, ни с Евтушенковым чикаться не стали вокруг приватизированной "Башнефти".

        • Анонимно
          6.08.2016 18:40

          Государственные (Татарстан) акции в Татнефти только 30%, остальные у частных акционеров. Какая еще приватизация может состояться?
          Евтушенкова наказали по политическим мотивам. Не стал бы он организовывать "военторг" (ДНР, ЛНР) на деньги американских спонсоров Майдана, никто бы Башнефть не отнял!

          • Анонимно
            7.08.2016 01:09

            У "Башнефти" были конкретные частные владельцы, у "Татанефти" - пакетные акционеры. Почувствуйте разницу. Причем, среди пакетных акционеров имеются зарубежные держатели акций. Я не представляю, кто и как может отжать "Татнефть" у Татарстана в такой ситуации.

            • Анонимно
              7.08.2016 11:36

              В нашей стране любого пакетного акционера можно отжать. Это большой politicum.
              Зарубежный акционер - это более сложный юридический вопрос. Но если дело дойдет до национализации, то всё "решат" как надо. Даже по рукам ударят, в смысле - пожмут друг другу руки после обоюдо выгодной сделки.

              • Анонимно
                7.08.2016 13:02

                Если зарубежных акционеров "отжимать", то Россия может распрощаться с любыми инвестициями в свою экономику. Мы видим, что творится в Венесуэле после национализации тамошней нефтянки. Не дай бог никому.

          • Анонимно
            7.08.2016 07:46

            Евтушенков на IPO хотел выйти

  • Анонимно
    6.08.2016 11:46

    Вопрос "Стоит ли Татарстану покупать «Башнефть»" поставлен некорректно!
    Правильно вопрос должен звучать так: Стоит ли Татнефти, принадлежащей Татарстану на 30%, покупать 50% акций «Башнефти», на 25% принадлежащей Башкортостану ?
    Или еще точнее: Стоит ли Татнефти, основной акционер (53%) неизвестен, покупать 50% акций «Башнефти», чтобы этот неизвестный акционер владел обоими компаниями?

    • 11.46. Мне кажется Вам 5+. Зрите даже очень в корень. Как Козьма Прутков.

    • Анонимно
      6.08.2016 13:26

      Почитай истрию РФ,со времён Чубайса.Именно Республика Татарстан,при Шаймиеве вышла на международные Рынки и Биржи,сделав открытыми торги Акциями."Татнефть"первая компания от РФ появилась на Фондовом рынке в Нью-Йорке,со своими акциями.Потому держатели акций "Татнефти",адекватные люди.Потому и Доверие Татарстану.

      • Анонимно
        6.08.2016 15:52

        Вы правы, международная плавучесть "Татнефти" - главная гарантия от рейдерского захвата, который фактически проделали с "Башнефтью".

  • Анонимно
    6.08.2016 11:50

    Статья-информационное сопровождение продажи "Татнефти".Формируют безысходность.Только это не так.

  • Анонимно
    6.08.2016 12:27

    Цена самолета.

  • Анонимно
    6.08.2016 16:39

    Все интересное у Татнефти отжал Таграс. Можно приватезировать.

    • Анонимно
      6.08.2016 22:24

      Я вообще удивляюсь, как компания Татнефть, у которой умыкнули все активы и которая добывает жидкость, т.е. имеет право добывать жидкость - и акции которой торгуются на биржах - не рухнули до нуля.. ведь как в том фильме - ты голодранец и у тебя ничего нет...

      • Анонимно
        7.08.2016 13:06

        Продолжай удивляться дальше, "Татнефть" по праву считается одной из самых успешных нефтяных компаний РФ и ее акции неплохо котируются на биржах.

  • Анонимно
    6.08.2016 18:59

    Как то незаметно "ушли" лицо №2 Татнефти на пенсию. Как вы думаете кто выдавил старого кадра и проталкивает своего? Кто же инициировал начало смены состава Совета Директоров и какие изменения дальше?

    • Анонимно
      6.08.2016 22:20

      Брат брата поддержит... Татнефть купит башнефть, затем Татнефть с башнефтью купит лукойл...затем всю эту группу заберет Роснефть..

  • Анонимно
    7.08.2016 01:25

    Какой положительный эффект от всех этих действий, гражданам в целом? Хотелось бы спросить сколько копеек или рублей, за минусом реальных операционных расходов идёт людям.

    • Анонимно
      7.08.2016 09:16

      Вот была в Омске компания "Сибнефть", она на месте платила налоги и обеспечивала благополучие региона. После определенных манипуляций, компания стала именоваться "Роснефть" и перерегистрирована а С.-Петербурге, где она и платит налоги. Теперь Омск пребывает в нищете, а Петербург, заимевший у себя "Газпром" и "Роснефть", превратился в один из двух самых благополучных (наряду с Москвой) субъектов РФ, хотя оба города не имеют никакого отношения ни к нефти, ни к газу. Вот и судите сами "Какой положительный эффект от всех этих действий, гражданам в целом?".

  • Анонимно
    8.08.2016 10:22

    обратите внимание, номенклатурщики одобряю высказывание президента РТ о необходимости приобретения данного актива, не зависимые же эксперты менее категоричны в своих высказываниях. При этом мне как обычному обывателю (сейчас модно говорить налогоплательщик) не совсем понятно как данная многомиллиардная сделка отразится на моем благополучии. Татнефть,не смотря на заявления, сугубо частная компания. Приобретенный актив станет также частным. Причем не совсем понятно срок окупаемости проекта, а ни один эксперт, особенно из приближенных к президенту РТ, не обозначили рентабельность, срок окупаемости, а тем более как данная сделка отразится на жителях РТ. А то, что у братьев Ш., Маганова, семьи Тахаутдиновых появятся новые клиники, пароходы и самолеты - так мне от этого ни жарко ни холодно.

    • Анонимно
      8.08.2016 15:20

      Ты неправ, брат! Ну, допустим, не будет братьев Ш., магановых, тахаутдиновых, а будут, сплошные абрамовичи, вексельберги, тимченки, прохоровы, сечины. Что, татарам от этого будет легче и лучше? Очень сомневаюсь, не то, что пароходов и клиник не будет у татар, а о фельдшерских пунктах останется только мечтать в наших аулах. Как говорится, свято место пусто не бывает, его обязательно кто-то заполнит, но только не мы.

  • Анонимно
    8.08.2016 14:48

    Татнефть + Башнефть = экономическая основа "Идель-Урала". Работайте с Кудриным - руководителем Центра стратегического развития РФ.

  • Анонимно
    8.08.2016 21:47

    Печально как то от всего что прочитал
    Нам, жителям Татарстана, большое зло покупка Башнефти.
    Это означает что в ближайшие 10 лет Татнефть все денежные потоки будет направлять на 2 вещи:
    -обслуживание долга
    -модернизацию башнефти.

    Забудьте про больницы, детские сады и т.д.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль