Культура 
11.09.2016

Ренат Ибрагимов: «Татары лучше поют, чем эта «попсяра» московская!»

Легендарный певец знает, как нам обустроить татарскую эстраду, и уверен, что разница в 40 лет между супругами — это здорово

Одним из гостей завершающегося сегодня казанского фестиваля мусульманского кино стал Ренат Ибрагимов. В интервью «БИЗНЕС Online» знаменитый баритон рассказал о поездках в Мекку, объяснил, для чего нам нужна «колхозная «татар җыры», и пообещал в следующем году устроить юбилейный концерт в столице республики.

Ренат Ибрагимов: «Татарская музыка имеет колоссальный потенциал, она фактически только сейчас начинает пробуждаться» Ренат Ибрагимов: «Татарская музыка имеет колоссальный потенциал, она фактически только сейчас начинает пробуждаться» Фото: Ирина Ерохина

«Я ДВА РАЗА БЫЛ В МЕККЕ, ЧИТАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАМАЗ»

— Ренат Исламович, в последние годы вы довольно редкий гость в Казани, почему?

— Просто я приезжаю сюда к друзьям, родственникам. А то, что касается концертов... Это же от меня не зависит, это зависит от организаторов, от хозяев! Я же не могу просто сказать, что хочу приехать, и появиться здесь. Должны пригласить, организовать. Вот в этом плане казанская сторона — организаторы концертов — не очень активно выступает. А так я постоянно работаю, у меня огромное количество программ.

— У вас ведь достаточно длинная история взаимоотношений с кинематографом.

— Да, в свое время я снял фильм «Итальянский контракт». Выступил и продюсером, и исполнителем главной роли. Это было в 1992 году, почти 25 лет назад. Он поездил по фестивалям, за рубежом хорошо прошел, зарубежное телевидение закупило, показало по разным странам. А здесь все как-то так очень незаметно прошло: показали пару раз по местному татарстанскому телевидению — и все. Вот такая история.

Что касается казанского фестиваля мусульманского кино, то это мир, который нам в России практически не показывают. Нам показывают только американские ленты или наши боевики, а здесь кино совершенно другого духа, это другая культура, но близкая нам. Поэтому это должно быть интересно с подобной точки зрения.

«В свое время я снял фильм «Итальянский контракт». Выступил и продюсером, и исполнителем главной роли» «В свое время я снял фильм «Итальянский контракт». Выступил и продюсером, и исполнителем главной роли» Кадр из фильма «Итальянский контракт»

— Ислам также в вашей жизни играет не последнюю роль?

— Да, я два раза был в Мекке, читаю каждый день намаз. Для меня это уже стало нормой. Начал читать пятикратный намаз почти 10 лет назад. Что привело к религии? Возраст, осмысление. В Коране же написано, что мужчина до 40 лет ребенок. Действительно, до 40 лет была одна жизнь, после 40 идет переосмысление. В основном у всех так получается.

— У вас тут в гостинице и коврик для намаза лежит. Пятикратная молитва не мешает работе, концертам? Как удается совмещать?

— Если нет возможности прочитать по расписанию, то его можно прочитать позже, ничего страшного. Можно объединить два намаза. Такой жесткой регламентации нет.

— Сейчас как раз время хаджа. Поделитесь своими чувствами, переживаниями от этих поездок.

— Хадж в жизни каждого мусульманина — это огромное духовное перерождение, идет возрождение человека. Фактически оттуда приезжает уже человек другого качества. Даже если он до этого неверующим был, такое сильное влияние на него происходит. Возникает определенный качественный рост, очень мощный. Поэтому хадж — это, конечно, великое дело. Мекка — это начало цивилизации, которая началась с Адама. Адам там — у камня Каабы — и молился. Это место, где молился Адам. И сейчас мы, мусульмане, продолжаем молиться именно у этого камня. Вся цивилизация наша связана именно с Меккой — от самого начала развития. Больше такого в мире нет, единственное такое место.

«ЖЕНА НА 40 ЛЕТ МОЛОЖЕ. ЭТО ШИКАРНО!»

— Ваша нынешняя супруга тоже была в хадже?

— Супруга тоже в хадже была со мной, она тоже намаз читает. Детей мы тоже в этом духе воспитываем.

— Сколько им сейчас лет?

— Три, пять и семь лет. Когда у детей спрашивают: «Кого ты больше любишь?» — они отвечают: «Сначала Аллаха, потом пророка Мухаммада, потом маму, потом папу». То есть они все правильно расставили на свои места с детства, все духовные ценности.

— У вас, кажется, довольна большая разница в возрасте с супругой?

— 40 лет.

«У нас в семье полная гармония» (с женой Светланой) «У нас в семье полная гармония» (с женой Светланой) Кадр из передачи «Пока все дома»

— Это нормально?

— Шикарно! (Смеется.) Есть, конечно, влияние в физическом плане. Но все равно это больше зависит от внутреннего состояния человека, от его настроя. У нас в семье полная гармония, Аллага шөкер.

— А сколько у вас всего детей?

— Семеро.

— Как вы считаете, сколько должно быть детей в татарской семье?

— Не меньше пяти. Я считаю нормой пять.

«НА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЕ ЕСТЬ 20 - 30 ПРОФЕССИОНАЛОВ»

— Знакомы ли вы с современной татарской эстрадой?

— Да, я отслеживаю, смотрю татарский канал «ТНВ». Он у меня дома постоянно включен. Родители моей жены любят этот канал. Это стало так называемым кухонным телевидением — с утра включается и до вечера работает ТНВ. Поэтому мы в курсе всех новостей.

— Кого отметили бы из современных исполнителей?

— Сейчас довольно много молодых певцов, человек 800... Если раньше нас было человек 20 на весь Татарстан, то сейчас 800 человек. Всех, конечно, не запомнишь. Нельзя сказать, что они все высокие профессионалы. Но среди этих 800 человек, вероятно, человек 20 - 30 можно выделить как профессионалов. Остальные — ближе к самодеятельности.

Кого бы выделил? Это девочки-финалистки проекта «Голос» (Дина Гарипова и Эльмира Калимуллинаприм. ред.) и Филюс Кагиров. Есть ребята, которые работают в более современном жанре. Просто фамилии все назвать не могу.

— У нас даже президент Минниханов обращает внимание на то, что татарская эстрада низкого качества. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— Он что, обращает на это внимание? Это хорошо. Для этого надо создавать условия, базу. Я еще в 1990-е годы, когда активно в Татарстане работал, проводил фестивали, организовал в свое время центр «Сафар», мы проводили фестиваль «Рамазан» три года подряд, сняли фильм. Это все было в 1990-е годы.

Я считаю, что два сильных инструмента для продвижения своей культуры, через которые можно пропагандировать свое национальное искусство на весь мир, — это музыкальные фестивали и кино. Это два самых главных направления. Сейчас довольно много фестивалей проводится в Татарстане, кино потихоньку начали снимать. Я начал говорить об этом еще в 1990-е годы! Но в то время на это не обращали внимания, тогда другие задачи стояли — экономические и политические.

«Два сильных инструмента для продвижения своей культуры, через которые можно пропагандировать свое национальное искусство на весь мир — это музыкальные фестивали и кино» «Два сильных инструмента для продвижения своей культуры, через которые можно пропагандировать свое национальное искусство на весь мир, — это музыкальные фестивали и кино» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО ПОСТРОИТЬ БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ЗАЛ НА 7 - 8 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ С СОВРЕМЕННЕЙШИМ ОБОРУДОВАНИЕМ»

— Может, нужно пускать на эстраду только тех, кто имеет профессиональное музыкальное образование?

— Я бы не стал так делить, любой может. Не в этом дело. Дело в том, что сейчас «татар җыры», которая на ТНВ с утра до вечера культивируется, в принципе, это, как я уже сказал, самодеятельность. И раньше была эта самодеятельность. И то, что ее сейчас так пропагандируют, хорошо, в этом участвует много народа. Но взращивать из этой самодеятельности что-то профессиональное и показывать невозможно. Их цель — это клубная самодеятельность. Это хорошо, это нужно. Но должна существовать база для создания, производства именно высокопрофессионального, конкурентоспособного на весь мир искусства.

— Или нужно возрождать худсоветы?

— Начинать необходимо с материальной базы. Надо создавать... Подбирать людей высокопрофессиональных, организовать агентства. Я бы назвал его агентством кино и фестивалей. Чтобы оно вело два главных направления — музыкальных фестивалей и развития кино. Что для этого нужно? Развивать киноиндустрию, построить большой фестивальный зал на 7 - 8 тысяч зрителей с современнейшим оборудованием. Должен быть свой мощный оркестр с очень хорошей аппаратурой, которой можно было бы записывать программы, снимать, чтобы можно было их продавать на рынок, не приглашая Первого канала.

Сейчас же как происходит: приглашают Первый канал, те привозят своих исполнителей — дешевую московскую «попсяру», причем за хорошие деньги, и проводят здесь мероприятия. Тот уровень низкой «попсяры», который существует в России, они сюда затаскивают и получают за это большие деньги. Наши пользуются данными услугами. Это качества совершенно не дает. Это обычная дешевая коммерция, правда, за большие деньги.

А надо делать свою базу, свой оркестр создавать, при оркестре проводить профессиональные фестивали и конкурсы разной направленности. Тогда будут писаться произведения, будет писаться музыка высокого качества. Композиторы будут работать, поэты. Уже отбор будет идти. Это показатель культуры республики.

У вас тут понастроили много спортивных залов, а в этом направлении еще никаких шагов не делали. Но, правда, хорошо, что здесь ансамбли создаются. Мне очень нравятся местные татарские коллективы — ансамбль танца «Казань», Государственный ансамбль песни и танца Татарстана. В этом направлении здесь ведется работа, а вот жанр «эстрада» отсутствует.

«Это должно быть высокое искусство, действительно, а не просто «попсяра», наш «татар җыры» колхозный. Это должно быть высокое искусство. И все — весь мир будет слушать» «Это должно быть действительно высокое искусство, а не просто «попсяра», наша «татар җыры» колхозная. Это должно быть высокое искусство. И все — весь мир будет слушать» Фото: Ирина Ерохина

— Может, нам нужен татарский музыкальный театр, там бы молодые дарования могли себя проявлять, оттачивать талант?

— У театра есть свои определенные рамки — объем, сцена, зрительный зал... Театр не может быть большим. Зал театра может быть на тысячу мест, а фестиваль требует большого зала, в который можно посадить оркестр из 150 человек. Огромная сцена. Должно быть очень сильное оформление, большие световые возможности. Там, где можно проводить мощные фестивальные программы. Причем должно быть не менее 5 тысяч мест. Это совсем другая форма. А создать театр, конечно, было бы здорово. Прекрасно было бы, если бы такой театр открыли. У нас тяга к такому искусству. Если посмотреть историю, то татарский народ любит театрализованные программы. Когда в Москву приезжает театр имени Камала, то народ всегда ходит. У нас исторически сложилось тяга к таким театрализованным вещам.

А то, о чем я говорю, — это совсем другое. На базе такого фестиваля можно будет создать большой оркестр. Оркестр должен быть смешанным. Основа должна быть симфонической, но там должна быть фольклорная группа инструментов. Я в свое время изучал эту тему, когда консерваторию закончил, и хотел создать музыкальную группу.

Начал поднимать исторические документы, какие же были инструменты у булгар. Потому что фактически у нас ничего не сохранилось традиционного. Гармошка — это не национальный инструмент, скрипка — это не наш национальный инструмент. Ничего нет! А государство Волжская Булгария было великое — Бөек Булгар. Я поднял документы, материалы еще до царских времен, изучил их — там огромное количество инструментов, которых у нас нет, но они все сохранились в Средней Азии, на Ближнем Востоке. Они все были у нас. Вот оркестр нужно делать большой! Симфоджаз — человек 120, плюс к нему добавляется человек 50 этнических тюркских музыкальных инструментов. Вот такой базовый мощный оркестр на большой сцене мог бы создавать музыкальное сопровождение, не похожее на всех, эти музыкальные произведения уже аранжировались бы этим оркестром, были бы свой звук, свое лицо. Это колоссальное направление. Но этим никто не занимается до сих пор. Меня никто тоже не слушает. Я не могу навязывать свое мнение. В свое время еще Шаймиеву писал такую записку, но не до этого было.

— А народ будет ходить на такие концерты?

— Народа будет битком, тем более сейчас, когда Казань становится культурным и туристическим центром. Будут специально приезжать из других городов, чтобы попасть на такие концерты! Потому что они будут эксклюзивными сами по себе, таких фестивалей у нас нет. Даже на «Славянский базар» уйма народа ходит, несмотря на то что он потерял свое лицо. Его превратили в обычную «попсяру». Там российское телевидение опять затащило и тащит своих попсовиков, они диктуют своих участников. Поэтому он превратился в «попсярный» фестиваль. Можно соблюсти рамки и сделать, например, там «Славянский базар», а здесь — «Тюркский базар». Назвать так, а почему нет? Я уверен, что это будет колоссальный фестиваль. Фестивали же можно проводить разные — фольклорные, эстрадные, детские, взрослые. Тематические фестивали можно проводить каждый месяц, все равно будет народ.

Ренат Ибрагимов даёт автографы жителям Казани, 1980 г. Ренат Ибрагимов дает автографы жителям Казани, 1980 год Фото: ©Эттингер, РИА «Новости»

«НА КОНЦЕРТЕ ИЛЬХАМА ШАКИРОВА НЕ МОГЛИ НАЙТИ МЕСТО ДАЖЕ ДЛЯ РОСТРОПОВИЧА»

— Смогут ли татарские исполнители подняться если не на мировой, то хотя бы на всероссийский уровень?

— Как не смогут, уже сейчас есть исполнители, которые берут первые места на всероссийских фестивалях, выходят на всероссийский уровень. Татары лучше поют, чем эта «попсяра» московская!

— А на певцов, поющих на татарском языке, будут ходить представители других национальностей?

— Как не будут? Я вам приведу пример. Сейчас пишу аудиокнигу, описываю время, в которое работал, интересные исторические факты, людей, связанных с этим периодом моего творчества. У меня в книге есть рассказ о том, как Мстислав Ростропович — великий музыкант — был на гастролях в Набережных Челнах. Был период, когда его не стали выпускать за рубеж, после того как он приютил у себя на даче Солженицына. Фурцева вызвала его к себе и сказала: «В наказание за то, что приютили у себя Солженицына, мы вам запрещаем выезд за рубеж на гастроли». Мировому музыканту запрещают! Вот такая тогда была, к сожалению, обстановка в стране: что угодно могли запретить. И продолжает: «Отправляем вас по стройкам к рабочим и колхозникам в наказание». А Ростропович ответил, я вам привожу его слова: «Я не знал, что концерты, моя работа, выступления для трудящихся, рабочих — это наказание».

У него тогда директором был Рустем, с которым я потом работал, и тот рассказывал о знаменитом музыканте интересные вещи. И вот они приехали в Челны, а работал Ростропович там в красных уголках, куда приходили 20 - 30 человек в телогрейках и сапогах, и он играл им на виолончели. А он, человек большой культуры, с удовольствием это делал. И там как раз проходили гастроли Ильхама Шакирова в единственном в городе ДК «Энергетик». А Ростропович его слышал до этого по радио, когда приезжал в Казань, тот ему понравился. Захотел послушать.

Рустем позвонил администратору в зал, сказал, что для Мстислава Леопольдовича Ростроповича нужно одно место, а там отвечают: «Нет! Юк! Бер урын да юк!» (с татарского — ни одного места нет). Зал забит! Дополнительный стул? Нет! Все стулья разобрали! Даже в проходе негде сидеть! В итоге они посадили его за кулисы на сцену. Прослушав весь концерт за кулисами, Ростропович получил огромное удовольствие. Вот вам ответ на вопрос, что значит настоящее высокое искусство. Но это должно быть действительно высокое искусство, а не просто «попсяра», наша «татар җыры» колхозная. Это должно быть высокое искусство. И все — весь мир будет слушать.

«Сейчас пишу аудиокнигу, описываю время, в которое работал, интересные исторические факты, людей, связанных с этим периодом моего творчества» «Сейчас пишу аудиокнигу, описываю время, в которое работал, интересные исторические факты, людей, связанных с этим периодом моего творчества» Фото: Ирина Ерохина

«ВЕЗДЕ, ГДЕ ВЫСТУПАЮ, Я ПОЮ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

— Живя в Москве, поддерживаете ли связь с татарами, участвуете ли в жизни татарской общины?

— Конечно. У нас там много разных объединений — творческих, молодежных, студенческих, объединение ветеранов. Они время от времени встречаются, общаются. Есть культурная автономия татар, которая занимается организацией различных мероприятий, связанных с татарской тематикой, — вечера, юбилеи, открытие памятников нашим великим землякам-татарам. Все очень активно происходит.

— Лично для вас связь со всем татарским усиливается с годами?

— Тяга-то? Ну конечно. Всегда с возрастом начинаешь ощущать сильнее. Говорят же: кан тарта (с татарского — зов крови).

— Вы за пределами Татарстана на концертах поете на татарском?

— А как же, обязательно! Я для европейцев пою. Везде, где выступаю, я пою на татарском языке. На родном языке люблю исполнять. Пою, и все прекрасно понимают, с удовольствием слушают. Это зависит от уровня исполнителя, ведь слушают на итальянском, английском, это же то же самое.

Конечно, если это на высоком художественном уровне, то будут слушать. Тем более татарская музыка имеет колоссальный потенциал, она фактически только сейчас начинает пробуждаться. Она находилась в таком консервативно-сонном состоянии, совершенно не развивалась. Камерные произведения создавались с 1950-х годов — с Сайдашева начали создаваться. А какие-то более сложные формы здесь не прививались, не воспринимались. Джаз, допустим, — просто народ не понимает этого. Поэтому музыка совершенно не развивалась в этом направлении.

— Бытует мнение, что пик расцвета татарского искусства пришелся на времена Советского Союза, а упадок пришелся на 80 - 90-е годы...

— Ну да, так и есть. Духовный спрос был очень высокий. Уровень культуры был высокий. Существовали творческие союзы композиторов, поэтов, театральные союзы, художественные советы, которые контролировали, чтобы работали профессионалы, а не дилетанты с улицы. Держалась очень высокая планка. А все, что было низкое, отсеивалось. Сейчас же ничего этого нет.

«НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД У МЕНЯ БУДЕТ ЮБИЛЕЙ»

— А где более комфортно жить музыканту, в какой стране?

— Там, где духовно-творческий уровень населения выше. Чем выше, тем и легче.

— Если в этом плане сравнивать Москву и Казань?

— В Москве, конечно, выше! Там такая концентрация всевозможных учебных заведений, театров. Там, конечно, более подготовленная публика ходит на концерты. Но в Казани в этом плане, кстати, уровень очень неплохой, я считаю. У нас здесь есть определенная прослойка культурных людей, не все, но есть те, которые понимают...

Но я сравниваю свои зарубежные поездки, где я пел. Очень высокий уровень в Израиле. Почему? Потому что у евреев очень высокий процент людей с высшим образованием. Занимаются этим, детей воспитывают, образование им дают, культуру. А чем человек выше по просвещению, по культуре, естественно, для него легче петь, потому что он понимает. Можно посложнее произведения включать, не на простых песенках программу строить, а более сложные подавать. И все это понимают. У нас пока еще «татар җыры» несколько такая «авылча» (с татарского — по-деревенски). (Смеется.) Население пока отвечает этому уровню. Спрос диктует предложение. Халыкка ничек кирэк, шулай булабыз (с татарского — делаем то, что народу нужно).

Но и «татар җыры» нужна, она необходим для народа. Для сельского населения это необходимо, это отвечает их менталитету, уровню. Например, моя теща — мама моей жены — она с утра до вечера слушает «татар җыры». Я выдерживаю только три песни и ухожу. Она — с утра до вечера! Я ей говорю: «Әбекәй, туйдырмадымы?» татарского: «Бабушка, не надоело?») Она говорит: «Юк! Ишетмәсәм, әл-хәл юк! Ишетсәм, все, хәл керә!» (С татарского: «Нет! Если не послушаю, сил не бывает. Как послушала, набралась сил!») Но в этом есть плюс — звучит татарская речь, дети слышат татарский язык, тоже полезно.

«Ко мне еще в 1980-е годы подходили — под сорок лет прошло уже — подходили и говорили: «Вот мой сын, мы его в честь вас Ренатом назвали» «Ко мне еще в 1980-е годы подходили — под 40 лет прошло уже — и говорили: «Вот мой сын, мы его в честь вас Ренатом назвали» Фото: Ирина Ерохина

— Наташа Королева однажды в интервью сказала, что к ней подходят бабушки и говорят, что выросли на ее песнях. У вас такое бывает?

— Конечно! Ко мне еще в 1980-е годы подходили — под 40 лет прошло уже — и говорили: «Вот мой сын, мы его в честь вас Ренатом назвали». Стоит парень такой! Сейчас он уже пенсионером скоро станет.

— А вот наш певец Габдельфат Сафин считает, что у нас на эстраде 7 миллионов человек! Мы все, татары, поем...

— Тоже правильно! Любой татарин, кого ни возьми, поет и играет на гармошке.

— А вы на гармошке играете?

— Нет, к сожалению. Сына вот хочу научить.

— Ваши творческие планы?

— Пишу сейчас аудиокнигу. На следующий год у меня будет юбилей, готовлю ее к этому событию. Она не только биографическая, я описываю там многие интересные вещи, связанные с историей татар, выдающимися личностями, связанными с культурой и историей татар. Это не узкая книга обо мне одном. В нее войдет очень много произведений в моем исполнении. В общей сложности под 200 произведений. Это будет книга, и к ней прикладывается аудиоальбом.

— Юбилей в виде творческого вечера и в Казани провести планируете?

— Да, конечно!

Ренат Ибрагимов — народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии Татарстана. Родился в 1947 году в городе Львове в семье военнослужащего.

Музыкальность и художественную одаренность ребенка обнаружили еще в детском саду. Одновременно с получением среднего образования окончил музыкальную школу. В 1973 году окончил Казанскую государственную консерваторию и начал свой путь в большое искусство на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля, где спел многие ведущие партии.

Наибольшую славу Ибрагимову принесла концертная деятельность. Редкое сценическое обаяние, высокий профессионализм, проникновенность и искренность исполнения, безупречный вкус и, главное, его необыкновенный голос (глубокий бархатный баритон) никого не оставляют равнодушным.

В 1978 году Ренат получил звание народного артиста Татарстана, в 1981 году — звание народного артиста России. Концерты Ибрагимова с неизменным успехом проходят как на родине, так и за рубежом. Репертуар артиста интересен и разнообразен. Это арии из опер, оперетт и мюзиклов, классические и старинные романсы, популярные эстрадные песни как российских, так и зарубежных авторов.

В 1990 - 1992 годы Ренат являлся продюсером и исполнителем главной роли в музыкальном художественном фильме «Итальянский контракт».

В его великолепном исполнении в фильме звучат татарские, русские, итальянские песни. На просмотре фильма на кинофестивале во Франции публика аплодировала после каждого вокального номера, исполненного певцом.

Накопленный творческий опыт позволил Ибрагимову создать в конце 1999 года «Театр песни Рената Ибрагимова», который дает возможность артисту работать в разных музыкальных жанрах и на основе мировых песенных шлягеров создавать оригинальные по стилю музыкально-сценические миниатюры.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.09.2016 09:17

Певец хороший а что касается человека то все очень под вопросом- даже тот факт что после многих лет жизни на старости поменял супругу на более молодую уже говорит о многом

  • Анонимно
    11.09.2016 09:17

    Певец хороший а что касается человека то все очень под вопросом- даже тот факт что после многих лет жизни на старости поменял супругу на более молодую уже говорит о многом

    • Анонимно
      11.09.2016 09:39

      Не вижу ничего плохого в этом, это личная его жизнь

      Марализаторство, ищешь недостатки, а они есть у всех

      У Рената, у тебя и у меня

      Неправильный подход

    • Анонимно
      11.09.2016 09:55

      Вы из разряда тех людей которым по телевизору говорят, что им думать.

    • Анонимно
      12.09.2016 05:51

      Кто знает когда и где найдешь свою половинку ...

    • Анонимно
      12.09.2016 13:24

      А сам не "попсяра"? Хорошо вписался 30 лет назад. Но на этом все и кончилось. Нового ничего не привнес.

      • Анонимно
        12.09.2016 14:28

        Нет, не "попсяра". У него шикарный голос до сих пор. Такой же ,как у Магомаева, Сергея Захарова. У нынешней "попсяры" даже близко нет похожих голосов.

  • Анонимно
    11.09.2016 09:20

    любит Россия татар.

    • Анонимно
      11.09.2016 10:26

      Любить такими какие есть и пытаться ассимилировать это разные вещи

      Даже президент РТ не раз поднимал вопрос, что татарскому радио или газете на татарском языке сложнее получить лицензию

      Давайте такие проблемы забывать не будем, это важно

      Мы ведь тоже любим Россию, но в плане равенства в отношениях РТ и России, есть еще много нерешенных проблем

      • Анонимно
        11.09.2016 23:28

        Как можно сравнивать Россию с РТ, если РТ - это всего лишь административная единица самой России. Что за бред?

        • Анонимно
          13.09.2016 03:28

          РТ это Республика в составе федерации

          в 1991 году во главе с Шаймиевым республика подписала именно такой договор с рф

          Своя Конституция, Гимн, Президент,
          свой язык и своя культура

          То что я вам пишу — это факты с которыми спорить никак не получиться

          PS: Давайте это помнить и уважать друг друга

    • Анонимно
      11.09.2016 10:36

      Не скажу... К сожалению, и Ренат Ибрагимов татар российских не очень привечает. За 45 лет жизни в Сибири не видел его там ни одного раза. Хотя он всё время рассказывает про заграницу. Вот из этого и видно - чем дышит человек. В основном Москвой.

      Что касается задумок про музыкальные инструменты - не надо 40 инструментов. Должен быть один, но узнаваемый, идентифицирующий этническое начало. Как у англичан, а точнее у шотландцев волынка. Как у казахов домбра. Как у немцев аккордеон. Что мешает сделать наконец то татарскиим инструментом курай? Прекрасное звучание, при правильном эстрадно-симфоническом сопровождении - шикарное звучание и эффект.

    • Анонимно
      11.09.2016 17:49

      Не Россия а татары любят Россию.

    • Анонимно
      11.09.2016 22:57

      Как-то раз, высказал мнение о том, чтобы в Татарстане был замкнутый цикл высшего образования на татарском языке (чтобы не "колхоз", и на высшем родном уровне, так сказать). Ответственные люди ответили в комментарии, что денег не хватит у республики. На английскую школу вот хватило, которая на ул. Мавлютова недавно новый корпус открыли. Приоритеты у нас разные. Олигархам - деньги важней, народу - любовь.

      • Анонимно
        12.09.2016 13:18

        Скоро будет университете республиканский с образованием на татарском языке, разговоры в Казани уже идут

        Нужно воля, важных в республике людей и все будет
        Алла бирса

  • Анонимно
    11.09.2016 09:21

    не одна из его песен мне не нравится,также не нравятся новые артисты

    • Анонимно
      11.09.2016 10:24

      Не нравится его песни-это ваш выбор.А мне нравятся его песни,он один из оставшихся корифеев эстрады.

  • Анонимно
    11.09.2016 09:35

    Русские песни у него лучше получаются.

    • Анонимно
      12.09.2016 14:30

      Для татарина, выросшего вне татарской языковой среды, он нормально владеет татарским языком.

  • Анонимно
    11.09.2016 09:37

    Ренат абый во многом прав, на счет эстрады

  • Анонимно
    11.09.2016 09:39

    Личность,ничего не скажешь.....

  • Анонимно
    11.09.2016 09:40

    То, что он говорит о развитии татарской музыки и вообще музыкальной культуры в Татарстане, созвучно интервью с Рашидом Калимуллиным. Надо им объединяться. Может, вместе что-нибудь сдвинут.

  • Анонимно
    11.09.2016 09:45

    он все время о высокой культуре говорит, это и правильно.
    но за деньги может и выступить на концерте какого-нибудь тамады-певицы, что явно дешевеет себя!

  • Анонимно
    11.09.2016 09:56

    Интересно!
    Наш Ренат Ибрагимов все еще молод, полон сил и творческих планов! Всецело соглашаюсь с его мнением о современной татарской эстраде - объективная, взвешенная оценка. Желаем мира, благоденствия и новых творческих успехов!

    • Анонимно
      11.09.2016 15:20

      //Всецело соглашаюсь с его мнением о современной татарской эстраде - объективная, взвешенная оценка//

      Только рынок определит - кто выдающийся певец. На чьи концерты народ ходит - тот выдающийся певец.

  • Анонимно
    11.09.2016 10:22

    Да нормальная у татар музыка, особая пентатоника, когда, используя всего три аккорда, можно выразить всю душу народа. Особый Моң, характерный только для нашего народа. Иное дело, что на эстраду пролезли люди не всегда имеющие талант и умение выразить эту музыку. А что у русской эстрады нет что ли шероховатостей, с названиями групп типа "Веселые трусы" или "карамельки"
    И не надо ничего подгонять, просто нужно понимать и чувствовать.

    • Анонимно
      11.09.2016 15:02

      "поющие трусы" украинская группа. Привыкли на русских все ярлыки вешать.

      • Анонимно
        12.09.2016 08:57

        Прошу прошения. Не было у меня смысла кого то задевать по этническому признаку. Хотелось выразить что татарская музыка ничем не хуже остальных и когда здесь пишут что надо её подгонять под российскую и что мы далеко от этого вот это и задевает. Выразил по этому своё мнение, возможно получилось коряво.
        А то что у укров такие название групп, то этому не удивляюсь.

    • Анонимно
      11.09.2016 19:27

      Мне кажется, татарские песни во многом похожи на неаполитанские. Та же задушевность и глубина.

  • Анонимно
    11.09.2016 10:39

    Мне тоже казалось, что Мон только у нас. В этом году была на фестивале карпатских народов. Так там этого Мона - очень много. Особенно у болгар. Может, мы родственники - булгары, болгары.... Надо ещё балкарскую народную музыку послушать

    • Анонимно
      11.09.2016 10:56

      и карачаевскую!

      • Анонимно
        11.09.2016 19:26

        Стало быть, вы не понимаете и не чувствуете, что такое, этот мон, если ищете его там, где оного и в помине нет.

    • Анонимно
      12.09.2016 08:59

      Мон - это особое состояние души, присущие только нашему народу и поэтому нашу музыку очень сложно понимают другие этносы, в том числе и Ильхама Шакирова, как писали здесь некоторые.

  • Анонимно
    11.09.2016 10:47

    чем же так прославился этот артист?не могу понять. от силу 2-3 композиции...стоит ли о нём вообще писать?!что он конкретно из себя представляет?Наряду с такими певцами как И. Шакиров, Рахимкулов итд...

    • Анонимно
      11.09.2016 13:05

      Да и Шакирова никто не знает особо. Ваше поколение помрет и никто его не вспомнит. Потому что ничего особенного не сделал. В историю музыки точно не войдёт. Модно конечно решить себя иллюзиями что он очень крутой, но это блеф.

      • Анонимно
        11.09.2016 13:47

        это вы что ли никто .незнающий ШАКИРОВА ИЛЬХАМА?

        • Анонимно
          11.09.2016 15:00

          Да я. И могу это утверждать. Среди молодёжи 100 % никтоине знает. Те кто постарше ма симум процентов 30. Если для вас он кумир это не значит что он сто то сделал в мировой музыке, а притянуть величие за уши можно всегда было бы желание. Подйди на Баумана к любому и покади его фотку неуверен что тебе ответят Кто это. Схожи пока выходной, вечером напишешь

          • Анонимно
            11.09.2016 18:23

            ЗА ОДНО ВЗГЛЯНИ ПОД НОГИ У ГОСТИНИЦЫ "НОГАЙ" , И УВИДИШЬ ПЛИТЫ С ИМЕНАМИ НАШИХ ЭСТРАДНЫХ ЗВЁЗД - ПОКАЖИ ИХ СВОИМ РЕСПОНДЕНТАМ!

            • Анонимно
              11.09.2016 20:02

              И что? О чем это? Я про другое. Плита то есть ноиего никто не знает. Вот в чем проблема.

      • Анонимно
        11.09.2016 17:59

        Шакиров это величие татарской музыки, его ОЛИМП и то что вы его не понимаете и не принимаете это большая проблема

        • Анонимно
          11.09.2016 20:06

          А что сне надо понимать. Вы его туда засунули и думаете что он на Олимпе. А его там нет? Только что обзыанил всех знакомых и молодых и очень молодых и средних никтои егои не знает. Это беда татар. ВЦ дивете илбзиями своей значимости музыкальной. А ее инет.

          • Анонимно
            12.09.2016 09:03

            Не мы его туда засунули, а народ признал его таковым в 60-70е годы. И то, что многие сегодня его не воспринимают, в том числе кому вы звонили, то это говорит только о культурной деградации нации, о культурном регрессе, о утерянных национальных генетических кодах

            • Анонимно
              12.09.2016 09:33

              Так я про то и говорю. Не тех кумиров вы восхваляете. И если его народ избрал кумиром то почему новое поколение его не знает. Задача для татарской интеллигенции.

              • Анонимно
                12.09.2016 14:05

                нашу музыку очень сложно понимают другие этносы, в том числе и Ильхама Шакирова, как писали здесь некоторые. Если народ утрачивает язык и культурное наследие души, то утрачивается и понимание песен в исполнение Ильхама Шакирова. Задач для татарской интеллигенции очень и очень много и чтобы вернуть теряющее наследие потомкам нужно возрождать национальное образование и национальным воспитанием, а иначе как вернешь теряющую национальную душу, теряющий МОҢ

  • Анонимно
    11.09.2016 10:50

    Сказал он,что думает!!!Это хорошо!А то,что на нашей эстраде засилие "деревенщины" он прав!!!Причем это относится как к исполнителям,так и к репертуара!

    • Анонимно
      11.09.2016 11:29

      Засилье "деревенщины" - имеются в виду как исполнители, так и зрители.

      • Анонимно
        12.09.2016 19:15

        А что делать, если нет и в городах зрители и хорошие артисты . Для глубинки также надо специалисты высокие, теперь они не хуже вас, даже немного лучше.

  • Анонимно
    11.09.2016 10:56

    А Ренат молодец!!!!Во времена СССР он один из немногих,кто вызывал гордость за свою нацию(я про советскую эстраду)Спасибо ему за это!!А личная жизнь это его жизнь!Всевышний ему судья,а не вы!!!

  • Анонимно
    11.09.2016 11:10

    Отвечу тем,кто хочет принизить роль Рената Ибрагимова!!!!Он для городских татар сделал песней Наш город не меньше чем все корифеи татарской эстрады!!!Он заставил гордиться своей национальной принадлежностью!!!До него не было такого красивого и талантливого певца-татарина на советской эстраде!!!!Его знали практически все в СССР!!!

    • Анонимно
      11.09.2016 11:48

      Вообще то,песню "Наш город",написал Р.Паулс,кажется,в 1976 году,и я явно не про Казань.....Наверное,про родную Ригу....и первый ,кто ее исполнил,была группа " Модо"....А потом перепел удачно Р.Ибрагимов....Еще ее пела (женщина) из Югославии,Ваня Стойкович,солистка группы "АВС "....Больше,кажется,никто....

      • Анонимно
        11.09.2016 14:11

        Но Ренат Ибрагимов очень удачно спел эту песню , что татары ассоциируют "белый город" именно с Казанью.

    • Анонимно
      11.09.2016 12:20

      Я полюбила его искусство после прерасного исполнения песни Тосле жыр(Музыка Рашита Абдуллинп,слова Разиля Валеева) в 80-ые годы.По моему,с этого началась высокая татарская эстрада.

  • Анонимно
    11.09.2016 11:20

    Это герой татарского народа.

    • kazancity
      11.09.2016 11:37

      Минниханову нужно учредить орден "Герой татарского народа", которая бы стала самой престижной наградой для татар, принесших огромную пользу именно татарам, а не другим национальностям. Для получения этой награды необходимо, чтобы претендент сам себя считал татарином, и татары его также считали татарином.

      • Анонимно
        11.09.2016 12:35

        Вкт нужно этот орден учредить

      • Анонимно
        11.09.2016 15:24

        //нужно учредить орден "Герой татарского народа"

        А русским учредить орден "Герой русского народа"? А разных фестивалях выбирать только русских, а не Гарипову и Калимуллину?
        С таким подходом можно далеко зайти.

        • Анонимно
          12.09.2016 13:21

          Пусть у себя учреждают свои ордена, мы не против

          Главное чтобы шло на пользу людям, вот и все

        • Анонимно
          12.09.2016 19:18

          Надо: - Герой Татарстана!
          И никаких национальных героев.

          • Анонимно
            13.09.2016 00:29

            А герой США есть? Хватит уж совковыми представлениями жить.

    • Анонимно
      12.09.2016 19:17

      Но только нет у него документа на героя. Надо дать!

  • Анонимно
    11.09.2016 11:43

    Татары лучше поют)))))))))Конечно свои песенки с пятитактом че не петь то, любой татарин из деревни может стать татарским певцом, ни голоса ни слуха ни образования не надо))))

  • Анонимно
    11.09.2016 12:52

    Рэхмэт Ринат Исламовичка !
    Он, практически, уже изложил часть программы по формированию современнной татарской эстрады, о необходимости которой на днях заявил Р.Н.Минниханов. Алга! Мириханов.

    • Анонимно
      12.09.2016 10:06

      Мириханов, добрый день! Вы помните, несколько лет тому назад Собрание Московских татар приняло решение об учреждений почетного звания для татар, которые внесли значительный вклад в развитие культуры татарского народа. Такое решение было принято после вечера , посвященного творчеству поэта Равиля Бухараева, и ему это звание уже тогда присвоили. Извиняюсь, что не помню, как именно называется почетное звание. После много воды утекло, а ведь выдающихся современников -татар среди нас есть. В Москве вас знают, вы уважаемый человек, известный, не могли бы дать дополнительный импульс такому движению среди московских татар, превратив его в ежегодную церемонию. Я бы включила в список уважаемого Рината Ибрагимова, любимого писателя, поэта, драматурга Зульфат Хакима, Джавдет Сулеймана, уважаемого Айдар Халима...
      С уважением: Ф.Галиева

  • Анонимно
    11.09.2016 13:33

    А почему этого человека, известного певца не назначить министром культуры РТ? Вот был бы ход, уважаемый РН!
    Казанский татарин

  • Анонимно
    11.09.2016 13:51

    Это тот, который поет про "татарина с рускою душой"? Отвратительная песня.

    • Анонимно
      11.09.2016 14:59

      Вы кто, чтобы оценки ставить этой песне? М.б. известный композитор, певец, актёр? Нет? Тогда своё мнение при себе оставьте. Кстати, "руСкою" с двумя "с" пишется.

    • Анонимно
      11.09.2016 18:33

      ЭТО БЫЛ МОЛОДОЙ ПЕВЕЦ ИЗ "ГОЛОС" - НЕ СТОИТ СО СВОЕЙ КОЛОКОЛЬНИ ПОДМИНАТЬ ТЕМ О ЧЁМ НЕ В КУРСАХ...

  • Анонимно
    11.09.2016 14:14

    А в клипе " Наш город" запечатлена Казань 70-х или 80-х? Ностальгией повеяло...

  • Анонимно
    11.09.2016 14:57

    льстит

  • Анонимно
    11.09.2016 15:15

    В клипе Наш город почему-то не увидел около второго корпуса шлагбаум с будкой охранника

    • Анонимно
      13.09.2016 11:34

      Вот этот клин является подтверждением, что все посаженные деревья вокруг университета, имеют возраст около 40 лет. А то экологи и защитники деревьев во всю вопят о вырубке , ЯКОБЫ "ИСТОРИЧЕСКИХ, ВЕКОВЫХ ДЕРЕВЬЯХ".

      • Анонимно
        14.09.2016 00:42

        Вырубили с другой стороны корпуса, в клипе этого нет.

        • Анонимно
          14.09.2016 14:25

          И с другой стороны были нестарые деревья, ибо они были посажены только после ликвидации деревянного кинотеатра "Комсомолец", который стоял на этом месте до начала 70-х годов.

  • Анонимно
    11.09.2016 15:16

    Он вроде в каком-то песенном конкурсе на первом канале участвовал. ЗАЧЕМ?

    • Анонимно
      11.09.2016 22:33

      А зачем вообще конкурсы проводятся на телевидении? Правда, там в жюри все были одной национальности. Зачем?

  • Анонимно
    11.09.2016 15:24

    Очень мне нравится Ренат Ибрагимов. Хотелось бы чтобы на татарской эстраде было больше таких образованных, интеллигентных исполнителей.

  • Анонимно
    11.09.2016 16:28

    Это было в далекие 80-е... Жил я в закрытом городке на берегу Тихого океана в Приморском крае. Так я до сих пор помню потрясение, когда мой отец, который даже не улыбался никогда, заплакал после песни Рената "сандугач" (каким то чудом он давал у нас концерт). Великий Татарский певец. Жаль, жизнь говорят много "подарков" ему приподнесла.

  • Анонимно
    11.09.2016 17:00

    Куда подевался Исхак хан лидер татарского технодэнса?

  • Анонимно
    11.09.2016 17:21

    Он еще рисует талантливый человек во всем талантлив

  • Анонимно
    11.09.2016 17:29

    Считаю Рината Ибрагмиова патриархом татарского попа.Ринат является образцом и примером для всех исполнителей качественного европейского уровня попа.К сожалению современная татарская поп_культура больше склоняется к дешевизне и деревенскому шансону,возьмите того же исполнителя татарского шансона Салавата.

  • Анонимно
    11.09.2016 17:52

    А чем лучше татарская попса.На сцене в платках и в мини юбках.

  • Анонимно
    11.09.2016 18:13

    "Легендарный певец" - а какие о нём есть легенды? Поделитесь. Ведь, если певец "легендарный", то и "легенды" должны быть.

  • Анонимно
    11.09.2016 18:20

    А еще есть Альберт Асадуллин. Мне тоже нравились его песни.

  • Анонимно
    11.09.2016 18:37

    Серьезный недостаток татарской эстрады - то, что она слишком медленно впитывает мировые музыкальные традиции, медленно осваивает электронную музыку, современные формы записи и воспроизведения. Нужны татарский рок, татарский джаз, татарский рэп, татарский тяжелый рок. Побольше посылать молодых ребят за границу, не жалеть денег и сил, открывать современные кафедры в консерватории. денег не жалеть, иначе татарскую культуру мы потеряем.

    • Анонимно
      11.09.2016 23:08

      ))))))

      Есть классическая музыка, и это западная музыкальная школа. На чём учились российские, дореволюционные, композиторы - Глинка, Чайковский, Баратынский и др. . Имевшие свободу передвижения по миру.

      Есть классика рока и поп. И это тоже западная музыкальная школа. И нет никого в России, кто бы это перенял.

      Поэтому уже не будет ни татарского джаза, рока, рэпа. Как и российского тоже. Потому что от лисички не родятся ...

  • Анонимно
    11.09.2016 18:45

    Благодарю за статью про любимого певца!
    Ринат абый, век живите и оставайтесь таким же молодым, энергичным, как сейчас!
    Тут все про Ильгама Шакирова...Да, непревзойденный певец! Ну и про Альфию Афзалову не молчите...Найдите в интернете ее исполнения песню "Гэлжамал", "Кэккук", "Илдарым"....Я целыми днями могу слушать и не наслушаться!

  • Анонимно
    11.09.2016 19:36

    Исполнение татарских песен у него звучат как-то не естественно.

  • Анонимно
    11.09.2016 20:07

    Али.

    Мэтр говорит о концертном зале на 7-8 тыс....
    Как жаль что , ушла из жизни Заха Хадид , Рустем Нургалиевич непременно пригласил бы её.

  • Анонимно
    11.09.2016 21:01

    С Днём рождения, Ринат!!!
    Спасибо за песни!!!

  • Анонимно
    11.09.2016 22:46

    \\У меня в книге есть рассказ о том, как Мстислав Ростропович — великий музыкант — был на гастролях в Набережных Челнах. Был период, когда его не стали выпускать -за рубеж...\\ - Мстислав Ростропович был очень дружен с профессором Казанской консерватории Афзалом Хайрутдиновым. Они вместе учились по классу виолончели у знаменитого педагога Семена Козолупова в Московской консерватории. Мстислав Леопольдович страстно любил рыбалку, поэтому часто наезжал в Казань, они вместе с Афзалом Насретдиновичем рыбачили на Волге и Каме. Ну, заодно, знаменитый музыкант охотно давал концерты в Казани, Н.Челнах и Нижнекамске. Я сам много раз слушал его сольные концерты и выступления с ГСО ТАССР под управлением Натана Рахлина в 60-70-е годы. Перед отъездом за границу в 1974, последний концерт Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской (его жены) был именно в Казани, они выступили вместе с ГСО в Актовом зале консерватории (нынешний БКЗ тогда так назывался). Говорят, М.Р. был большой юморист и шутник. Так за чаепитием дома у Афзала Хайрутдинова он пошутил: "Тебе повезло, твою жену зовут Флора, а моя - сплошная Фауна".

  • Анонимно
    12.09.2016 07:25

    Серьезный недостаток татарской эстрады - синтезатор на сцене! То есть татарский народный музыкальный инструмент- синтезатор !

  • Анонимно
    12.09.2016 12:23

    Какое самомнение!!! Оценка- то слишком завышена!

  • Анонимно
    12.09.2016 12:36

    заголовок статьи непонятен- татары сопоставляются с "попсярой московской". А "попсяры" татарской не бывает разве?

    • Анонимно
      12.09.2016 16:16

      Бывает. Только она не лезет во все федеральные каналы, как московская.

      • Анонимно
        12.09.2016 16:28

        да у татарской попсы есть целый музыкальный канал "Майдан" и ещё несколько каналов, а вот для серьезной музыки места не находится.

        • Анонимно
          13.09.2016 11:38

          Но эти каналы только местные. А федеральные ,нам настойчиво навязывают низкопробную попсу на ВСЮ страну, причем за налоги, собранные со всей страны.

  • Анонимно
    12.09.2016 13:34

    Прежние поколения конечно глубже, крупнее. Ренат Ибрагимов подтверждает это своим примером.

  • Анонимно
    12.09.2016 15:50

    В молодости он мне нравился своим голосом, но двигался на сцене ужасно, лучше было его просто слушать, но не смотреть. А самомнение очень высокое.

    • Анонимно
      12.09.2016 17:50

      В дни Вашей молодости (или Рената Ибрагимова?) у нас эстрадные исполнители вообще не двигались ни на сцене, ни на экране, даже Валерия Леонтьева ставили на стул во время записи на телевидении, чтобы он не слишком резвился.

      • Анонимно
        14.09.2016 00:48

        Да, попробовали бы дирижеры в дни вашей молодости дирижировать не жестами, а туловищем или сцепляться в крепких объятиях с солирующим исполнителем (подобно Квазимодо и умирающей Эсмеральде) как только отзвучал последний аккорд.

  • Анонимно
    13.09.2016 22:23

    Самомнение зашкаливает, национальная черта понимаешь.....................

  • Анонимно
    17.09.2016 13:30

    И это точно , национальная черта зашкаливает.................................................

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль