Политика 
17.09.2016

«Сейчас их называют поколением адъютантов. Их счет на публичном Олимпе пойдет на десятки»

Опрос недели: Каким должен быть преемник Владимира Путина?

На этой неделе Михаил Ходорковский объявил о запуске проекта «Вместо Путина», цель которого — поиск «своего» кандидата в президенты России на выборах 2018 года. А, по-вашему, какими качествами должен обладать такой человек? Можете ли вы назвать конкретные имена? Есть ли у оппозиции шансы перехватить власть в стране в 2018 или 2024 годах? «БИЗНЕС Online» отвечают Виталий Третьяков, Александр Минкин, Рафаэль Хакимов, Михаил Скоблионок, Алексей Макаркин и другие.

... В 2018 году полномочия действующего президента Владимира Владимировича Путина официально прекратятся, и начнется избирательная кампания новых кандидатов
Фото: ©Сергей Гунеев, РИА «Новости»

«ЭТО БУДЕТ КАНДИДАТ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ПУТИНА, НО НЕ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ХОДОРКОВСКОГО»

Александр Минкин — журналист, обозреватель газеты «Московский комсомолец»:

— Не хотелось бы, чтобы это был преемник. У Путина уже был преемник — он сделал нам президента из Медведева. Это никуда не годится. Все, что делает Медведев и что говорит, показывает: преемники, удобные для того, кто их назначает, совсем не на пользу стране. Они удобны для назначающего, но совсем не нужны народу. Нужен президент, который опирается на выбор людей, тогда он легитимен. А если он назначен сверху, то это еще один чиновник, больше ничего.

Каким он должен быть? Безусловно, умным и честным. Этими качествами Медведев не обладает. Нам нужен мужик (для женщины время в России еще не пришло), который не станет делать миллиардерами своих друзей, одноклассников, соседей по даче. Лучше взять пример с Сингапура. Там к власти пришел человек и правил страной 30 лет. И никого это не смущало, потому что было очевидно, с какой скоростью он ведет Сингапур к процветанию и как жестоко подавляет коррупцию.

Сложно сказать, есть ли у оппозиции шансы в обозримом будущем перехватить власть. Этот человек, возможно, находится где-то в структурах власти. Ведь в свое время Горбачев вышел из Политбюро, а не из диссидентов, и все поменял, когда стал первым номером. Возможно, кто-то есть в верхних эшелонах, кто скрывает отвращение к некоторым аспектам нашей жизни. Не знаю. Уверен, в России, безусловно, есть люди способные управлять. Сейчас они не могут проявить себя. Все, что выше среднего, не выпускается на экран. Если посмотреть эти бесконечные ток-шоу, эту политическую клоунаду...

Виталий Третьяков — политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ:

— Преемник точно появится не из списка Ходорковского, а из сознания Путина. Это будет кандидат из записной книжки Путина, но не из записной книжки Ходорковского. Это все юмор, политическая сатира, я к этому серьезно не отношусь, несмотря на то, что там присутствует господин Кудрин. Остальное все смехотворно. А каким должен быть преемник — это отдельный большой вопрос, на который требуется много времени.

Рафаэль Хакимов — вице-президент АН РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Пока нет признаков, по которым Путин мог бы уйти, скажем, какая-от сильная оппозиция или другое. И потом, всякие перемены не всегда улучшают дело. Если у преемника нет достойной команды, которая будет двигаться дальше, а не ломать уже возведенное, то это тоже не преемник. В любом случае, я думаю, как Ельцин передал власть Путину в свое время, так и Путин должен передать ее уже своему преемнику, чтобы не было революции. И из нынешних политиков никто так не выставился. Возможно, кандидаты есть в окружении Путина, но все это его сторонники. Мне кажется, будет правильным, когда президент сам решит передать полномочия, тихо и спокойно, как Шаймиев передал Минниханову.

По поводу шансов оппозиции на выдвижение и победу своего кандидата, то нет, у них нет никаких шансов. В свое время он был у коммунистов, у Зюганова. Когда рейтинг Ельцина упал до 2 процентов, у него был хороший шанс. Но коммунисты давно не готовы встать у руля.

Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ:

— Ходорковский, говорите, запустил проект поиска альтернативного кандидата? Не знал. Так пусть он сам и ищет. Я не гожусь на роль овчарки-ищейки для него. Есть ли у оппозиции шансы выставить кандидатуру? А есть ли она сама — которая оппозиция? Реально. Или даже по названию. Я ее не вижу. Кого из российских политиков я вижу в числе преемников Путина? Кого бы я ни видел, это имеет нулевое значение. То же самое с видением других ваших экспертов. Нулевое значение, умноженное на любую иную величину, дает нулевой смысл. А при нашей российской традиционной действительности преемником президента России может быть лишь сам президент, пока он живой и здравствующий. Пойдет ли нынешний на выборы в 2018 году? Этот вопрос к нему самому, к нынешнему. И Господу Богу тоже. Для верности ответа.

... На сегодняшний день даже опытные политологи и политтехнологи не могут сказать, кто станет фаворитом предвыборной гонки
Фото: ©Сергей Мальгавко, РИА «Новости»

Ркаил Зайдулла — драматург:

— Думаете, у него будет преемник? Он здоров, на вид тело крепкое, занимается спортом, никуда не уйдет. По крайней мере в ближайшие 10 лет. Какими качествами должен обладать преемник? Так же, как и Путин, заниматься спортом! У оппозиции нет такого человека, который бы смог выиграть, даже без фальсификаций на выборах. Такой человек должен быть закаленным в политической борьбе, а такой возможности у нас не дают. Поэтому и оппозиции нет. Ей не дают почвы для роста.

Да, Путин может уйти — возраст и все такое, но кто придет ему на смену, трудно сказать. Он ведь и сам явился неожиданно. Кто-то появится в результате подковерной игры, но кто он будет, народ об этом узнает в последнюю очередь. Секрет высоких рейтингов Путина известен. Большинство людей смотрит телевизор — жертвы пропаганды. Любого человека можно превратить в национального героя, используя СМИ, не только в нашей стране. Вон ведь в Турции 70 - 80 процентов граждан поддержали Эрдогана, вышли на улицу. Это все работа пропаганды. Мой дед говорил, что народ — это темные бараны, как им скажут, так и будут голосовать. Пока сохраняется такая система, оппозиция прийти к власти не сможет. Сейчас вся оппозиция ручная, ее держат для того, чтобы показать другим странам, вот, мол, у нас тоже есть оппозиция. А из них руководитель государства никак не получится.

«СЕЙЧАС У НАС ДВА ТАКИХ ЖЕ ДЮМИНА, ТО ЕСТЬ АДЪЮТАНТА ПУТИНА, НАЗНАЧЕНЫ ВРИО ГУБЕРНАТОРОВ...»

Валерий Хомяков — директор совета по национальной стратегии:

— Конечно, сам проект, который Ходорковский объявил, с одной стороны, интересен. Искать новых людей всегда полезно. Тем более механизма поиска или выдвижения новых людей, новых лиц, свежих лиц у нас нет. Раньше это был съезд народных депутатов. В 1989 году там появилось много людей, которые заставили нас открыть рот и внимательно их слушать. Теперь таких механизмов нет. Дума — это теперь не то, что был ранее Верховный Совет. Новые лица не появятся, скорее, там старые скиснут окончательно, а вот новых лиц как-то я не припомню, чтобы они сделали политическую карьеру. Может быть, единицы. По крайней мере, такой плеяды, как в конце 80-х — начале 90-х, мы не увидели в этой Думе и в следующей тоже не увидим. Поэтому ввиду отсутствия этого механизма сам проект Ходорковского выглядит достаточно интересно.

С другой стороны, он выглядит наивно. Допустим, отобрали кандидата по каким-то критериям. А дальше что с ним делать, учитывая особенности нашей политической системы? Учитывая особенности отношения к любым попыткам выстроить некую альтернативную политику, этот новый кандидат может оказаться в весьма щекотливых обстоятельствах. Что он должен делать? Допустим, по проекту Ходорковского он объявлен кандидатом в президенты, дальше ему надо искать партию, которая его выдвинет, либо подписи собирать. Дальше, с одной стороны, интерес журналистов, а с другой — косые взгляд тех, кто никак не заинтересован, чтобы появился новый кандидат, кроме тех, которые запрограммированы на тот момент будут. Поэтому, с точки зрения исполнения, реализации, это проект весьма наивный. Поэтому я отношусь к этому как к попытке Михаила Борисовича в очередной раз напомнить о себе.

Что касается моих личных критериев, то этот кандидат не должен быть молодым и с опытом, как сказал Владимир Путин. Опыт и молодость бывают разными. Во-первых, он должен быть честным человеком, что называется, без пятнышка. Люди в нашей стране соскучились по честной власти, по честному отношению к себе. А наши правители то и дело демонстрируют: «Денег нет, но вы держитесь». Если денег нет, так чего тогда правительство возглавляешь? Ты доруководил нашей экономикой до того, что денег нет и люди должны держаться. За кого держаться? Не за кого. В таких случаях нормальные, честные люди уходят: «Извините, я не справился». Эти же будут сидеть: что один, что второй. Один вообще не признает своих ошибок, а дров в последние годы наломал выше крыши. Мы под санкциями, нас, русских, терпеть не могут. Раньше, когда я бывал в США, нас на ура встречали даже в негритянской баптистской церкви, а теперь по морде бьют. Понятно, что американцы тоже постарались, но это в первую очередь прокол нашей внешней политики, весьма серьезный, который отражается и на том, почему Дмитрий Медведев сказал: «Денег нет». Санкции больно бьют. Когда лишают возможности получения дешевых кредитов на западе под 5 процентов, то надо идти к нам, а тут уже по 20 процентов. Поэтому честность — это первое. Второе — он не должен быть связан ни с каким из нынешних правящих кланов. Он должен быть человеком равноудаленным от этого всего. Третье — он должен наладить отношения с Западом и Востоком. Он должен понимать, в чем смысл власти в нашей стране, в чем главный ее изъян: не пирамиду надо выстраивать сверху вниз, додалбливая до каждого деревенского сортира, а чтобы она вырастала снизу. Первое и главное условие — местное самоуправление, которое должно быть базой власти и всей последующей надстройки, которая растет вверх. Надо, чтобы передача полномочий шла не сверху вниз, а наоборот.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Сейчас рано рассуждать о преемнике. В интервью Bloomberg Путин не сказал, что преемник появится сейчас. Мы сейчас даже не знаем до конца, какие у нас будут президентские выборы: очередные в марте 2018 года или досрочные в 2017 году. А уж преемник Путина на них вряд ли будет. Поэтому речь идет о перспективе начала 2020-х годов. А какой будет эта перспектива — очень большой вопрос. Возьмем, допустим, за основной сценарий, что события развиваются инерционно, у нас продолжается внешнее давление, резервы исчерпаны и меняется экономическая модель на менее расточительную, на менее перераспределительную. Тогда получается, что под эту модель необходим примерно такой же Путин, выходец из силовых структур, только моложе, может быть, более современный и который может, как и Путин, соблюдать внутриэлитный баланс, за которым нет славы, что он протеже одной из ныне действующих элитных групп. А это значит, что он может быть совсем со стороны, что маловероятно, либо совсем из ближнего окружения Путина, но не его ровесник, который пришел с ним в начале нулевых годов, а именно из молодого поколения. Сейчас их называют поколением адъютантов.

Модно было спекулировать до середины года, что одним из кандидатов в преемники является господин Дюмин — врио губернатора Тульской области. В принципе, по тому типажу очень похоже. Другое дело, что когда его назначали врио губернатора, он был единственным в своем роде. А сейчас у нас два таких же Дюмина, то есть адъютанта Путина, назначены врио губернаторов Калининградской и Ярославской областей. Новый глава администрации господин Вайно тоже похож по характеристикам, единственное — он не силовик, а дипломат из номенклатурной семьи, но тоже похож по возрасту, по предыдущему опыту работы. Думаю, преемник будет походить на них. Но когда будет решаться вопрос о преемнике, если он будет решаться, если у нас не будет кризисных революционных сценариев (такой вариант не исключен в перспективе 5 - 7 лет), то будет примерно представитель этого возраста, слоев, с этими характеристиками. Но их будет к тому моменту на публичном Олимпе не один, как полгода назад, и не четыре, как сейчас, я думаю, счет тогда пойдет на десятки.

У нас вопрос, кто оппозиция. Ходорковский — это не равно всей оппозиции. Он представляет собой маргинальный сектор оппозиции, потому что в России оппозиции, у которой есть перспективы, нет. У нас есть два типа оппозиции. Первая — парламентская, которая уже давно не оппозиция, у нее проблема со сменой поколения, необходимо менять руководство и коммунистам, и всем на более молодые кадры, тогда они могут стать реальной оппозицией. Есть совершенно противоположный фланг — это оппозиция несистемная. Но дело в том, что вся эта несистемная оппозиция как внутри страны, так и вне ее, как Ходорковский, абсолютно не в повестке дня. Господин Песков, когда комментировал инициативу Ходорковского, был на 100 процентов прав, что люди давно из повестки дня выпали.

«НАЗЫВАТЬ ПРЕЕМНИКА — ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ ВЕЩЬ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕЕМНИКА»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Очень легкий вопрос и очень легкий ответ. Почему? Потому что Путин, выступая, обозначил, что его преемник должен быть «молодым, но зрелым». И надо еще добавить, что он должен работать на руководящих постах, то есть премьер-министром и президентом России. То есть молодой и зрелый, поработавший на этих постах, и такой человек есть, его зовут Дмитрий Анатольевич Медведев. Это во-первых. Во-вторых, дай бог президенту долгих и счастливых лет жизни, но мы не бессмертны. Поэтому кто-то должен быть из следующего поколения с разрывом лет в 20. Это получается опять же поколение Медведева, это люди, которым сегодня 40 - 45 лет. А поколение Путина... Ну уже не будет второго Политбюро ЦК КПСС, где они все были в геронтофилическом возрасте.
Возможно, мы знаем преемника Путина, и это Медведев, а возможно, не знаем, потому что он не на виду. И где-то его сейчас готовят на должности губернатора, начальника какой-нибудь службы. Вообще же, кого выберет российский народ, тот и будет президентом.

Конечно, у оппозиции есть возможность выставить свою кандидатуру, мы живем в демократической стране. А вот будет ли это фигура, которая способна выиграть президентские выборы? Никто не думал, что Ельцина изберут президентом России, когда он был еще членом ЦК КПСС или секретарем Свердловского обкома партии. Но вдруг он стал кумиром миллионов и почти единодушно стал президентом. От очень многих факторов это зависит, но я надеюсь, что таких факторов не будет. Факторов, в которых бы народ выбрал то, что мы называем оппозиционным кандидатом. На самом деле непонятна программа этой самой оппозиции, что взамен вертикали управления, единения России и мобилизационной экономики они предлагают. Опять 90-е, парад суверенитетов, мелкий бизнес, торгующий на тротуарах селедкой? Кто из них предлагает экономическую программу, программу развития? Назовите место, где я могу это прочитать.

Шамиль Валеев — экс-главред «Башинформ», региональный директор «Ферст медиа инвест» в ПФО:

— Называть преемника — очень вредная вещь для этого преемника. Потому что как только его называют, половина элиты начинает искать с ним контактов, другая навешает на него всех собак, чтобы он не дожил. Для меня появление фамилии этого человека в повестке дня — это больше сакральный момент. Власть, которая не умеет делать чудо в России, не отвечает традициям страны. В свое время таким чудом стал Владимир Путин, с точки зрения Бориса Ельцина и олигархиата, так и сейчас может произойти подобное. Без этого виток истории будет неполным.

Что касается конкретных проектов Михаила Борисовича Ходорковского, это чистая политтехнология, и цель заключается только в том, чтобы вклинить в повестку дня саму тему преемничества. Это такая политтехнология, якобы народ обсуждает этот вопрос, а на самом деле он должен бубнить: «Преемник, преемник». Хотя вопроса о нем сейчас я, например, не вижу. По поводу шансов оппозиции, то она может быть непроявленная и находиться внутри действующих элит, внутри работающей власти.

Индус Тагиров — академик АН РТ:

— Во-первых, этот человек должен быть демократ по своему духу и по своей деятельности. Человек, который бы был готов сделать все, чтобы Россия превратилась в настоящую федерацию со сменяемой властью. Он должен быть, конечно, хорошо подготовленным во всех отношениях, знающим прекрасно международную обстановку, и, самое главное, ситуацию в стране. Это должен быть человек, который способен поставить диагноз обществу, выявить болевые точки с тем, чтобы все усилия направить на излечение страны от возможных и существующих болезней. Только тогда страна действительно сможет стать одной из ведущих экономически развитых стран.

Я думаю, сегодня такого человека, который мог бы заменить Путина, нет, к сожалению. Думаю, что даже на честных выборах заменить и победить президента невозможно. Нет сегодня такого человека, потому что создали такой рейтинг и такой авторитет, с которым трудно кому-либо соревноваться. Поэтому я полагаю, что это дело будущего, и это во многом зависит от поведения самого Путина.

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— В ближайшее время преемник Путина в России не появится, будет править Путин. Во-вторых, если будет возможность смены власти, то это должен быть человек, имеющий более демократические представления, склонный развивать в России многопартийную систему. Реальную, а не нарисованную, как сейчас. Только в этом случае будет какая-то польза для России. Он должен обладать настроем на демократический лад. В окружении реально существующих политиков такого человека в России не видно.

Секрет высоких рейтингов российского лидера — он ориентируется на общие настроения большинства россиян. Эти общеимперские настроения унаследованы от советского периода, они не исчезли и глубоко сидят в россиянах. Если не будет какого-либо серьезного кризиса, связанного с резким ухудшением социально-экономического положения населения, то никакого шанса у оппозиции нет.

«ТЕ ПРЕЕМНИКИ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ В ПРОЕКТЕ ХОДОРКОВСКОГО, ПО-МОЕМУ, СТАЛИ ОДИН ЗА ДРУГИМ ОТКРЕЩИВАТЬСЯ»

Алексей Макаркин — замдиректора центра политических технологий:

— Я не знаю, каким должен быть преемник. Но я могу сказать, чего хотят граждане. До 2014 года люди хотели, чтобы был преемник, чтобы он был сильной фигурой (такого они не видят в Дмитрии Медведеве), чтобы он взял от Путина все хорошее, но чтобы был еще лучше, чтобы был более социальным. В основном запрос патерналистский. При этом чтобы этот человек был именно преемником, чтобы действующий президент его отобрал, посмотрел и представил гражданам и граждане хотели иметь возможность тоже оценить этого преемника, но психологически они были готовы к любому варианту. У граждан не было запроса на оппозиционного политика, они боятся смуты, каких-то конфликтов, они хотят, чтобы было поспокойнее, поэтому до 2014 года такой образ преемника вырисовывался — такой же, как Путин, но получше. Начиная с 2014 года, после Украины, Крыма и санкций, запрос на преемника практически исчез. Сейчас люди считают, что надо консолидироваться вокруг президента, надо его поддерживать, что не время менять руководителя. Возможно, в перспективе с учетом уменьшения роли крымского фактора снова возникнет вопрос о преемнике. Но, я думаю, преемничество будет откладываться с 2018 года на 2024-й — мол, сейчас не надо, выберем нынешнего президента. На 2024 год тема будет возникать примерно в том же контексте, что я говорил, то есть, наверно, снова граждане вернутся к тому, чтобы был Путин-2, но получше, чтобы он почаще пенсии увеличивал, чтобы побольше заботился о здравоохранении и т. д. Сейчас же такой запрос отсутствует, но, думаю, после выборов 2018 года снова возникнет.

Те преемники, которых называли в проекте Ходорковского, по-моему, стали один за другим открещиваться. Этот проект для них невыгоден, потому что любой политик, которого называют преемником, оказывается в зоне риска. В российской политике это не плюс, а минус. Это все, конечно, не очень серьезно. Я думаю, что задача Ходорковского в другом, как и с избирательной кампанией 2016 года, где его кандидаты не имеют шансов пройти. Он хочет собрать себе как можно большее количество политических активистов, причем попытаться взять новых, а не старых, в которых он разочарован. Для этого нужно, чтобы было что-то интересное — участие в выборах в одномандатном округе при поддержке Ходорковского либо возможность в такую игру поиграть, чтобы пообсуждать, кто преемником будет. В общем, думаю, его задача не ближайшая перспектива, не 2018 год, а более длительная. Думаю, психологически он исходит из того, как и многие люди, которые жили в СССР, они помнят, насколько незыблемы были КПСС, КГБ, но в середине 80-х произошли такие тектонические изменения, что эксперты, в том числе западные, не успевали за ними следить. Я думаю, что Ходорковский полагает, что в длительной перспективе что-то вроде этого возможно и хотел бы к этому моменту подготовиться, чтобы у него были сторонники, какая-то опора внутри России. Другой вопрос, что из эмиграции это делать непросто. Понятно, что любой политик-эмигрант на события внутри страны должен смотреть чьими-то глазами.

Леонид Поляков — профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ:

— Если это преемник, то он должен продолжать тот курс, который проводит президент, разделять его убеждения, принципы, быть политиком, который, как сам себя президент охарактеризовал, прагматик с консервативным уклоном. Я не представляю себе, если мы говорим о преемничестве, что президент будет искать человека с альтернативными взглядами. Менее всего нам нужно, чтобы были какие-то шарахания в проведении основных принципов внутренней и внешней политики. Откуда и как появится? Мне кажется, что на ближайшее время, до 2024 года, мы обеспечены президентом. Владимир Путин хотя и подчеркивает, что еще не принял решения выдвигаться в 2018 году, но я надеюсь, что он это решение примет. До выборов осталось полтора года. Очевидно, что никаких серьезных конкурентов и вменяемых претендентов на эту должность в России фактически нет. Следовательно, думаю, что он без труда выиграет выборы в 2018 году. Поэтому речь идет только о 2024 году.

Откуда может появиться преемник? В последнее время у нас широкий элитный круг — это прежде всего президентская партия «Единая Россия», которая очень существенно будет обновляться, «Общероссийский народный фронт», лидером которого по уставу является президент Путин, различные общественные организации, в которых проявляют себя люди. Я не исключаю того, что после 2018 года надо будет внимательно посмотреть на губернаторский пул. Напомню, в 2024 году истекает конституционный срок Путина, он будет обязан уступить место кому-то другому, как в 2008 году, когда был избран Дмитрий Медведев. Так что востребован будет человек, который будет готов продолжать курс Путина, тот, кто будет обладать нужным государственным опытом, тот, кто будет иметь достаточно позитивный имидж в России и будет, как мне кажется, востребовано, чтобы он воспринимался внешним окружением, хотя, конечно, это не принципиально, поскольку мы самодостаточная страна, чтобы не нуждаться в чьем-либо одобрении. Но хотелось бы, чтобы международный имидж тоже был привлекательный. Вот, пожалуй, такие качества.

Что касается затеи Ходорковского, то почему бы не поиграть в эту игру? Она мне представляется совершенно безвредной и в чем-то даже полезной. Есть в обществе запрос посмотреть кто на что способен. Насколько я знаю, разные кандидаты, которые попадают в список нечаянно, просят из вычеркнуть. Игра идет и пусть идет. У Ходорковского проявился политический темперамент, он его реализует. Но никаких серьезных последствий в игре, которую он предложил, на мой взгляд, не будет.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПОЯВИТСЯ ПРЕЕМНИК ПУТИНА, ПОТОМУ ЧТО НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЭТУ ДОЛЖНОСТЬ НЕ ПОЙДЕТ»

Михаил Скоблионок — предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ:

— Я, честно говоря, не думаю, что появится преемник Путина, потому что нормальный человек на эту должность не пойдет, его не поставят, а будут опять искать аппаратчика, который вышел из общества этих же людей. Самое главное — у преемника не должно быть стяжательства, чтобы он не был падок на деньги, чтобы ему была интересна работа, а не деньги. Главное, чтобы он был умным. Почему умным? Потому что умный понимает, что сколько бы денег ни заработай, миллиард, два, пять, их в гроб с собой не унесешь. А нужно, чтобы человек был нормальным. Если ты идешь на эту должность — работай ради страны, а не своих друзей, кармана их и своего собственного.

Секрет высоких рейтингов Путина? Первое — он занял этот пост, когда Россию разрывали междоусобицы. Он, имея сильный характер, положил конец беспределу, который творился в России. У нас ведь каждый председатель сельсовета, что хотел, то и творил. Никто никому не подчинялся. Он этому беспределу положил конец, заставил всех уважать центральную власть и навел порядок, более или менее, в Чечне, Дагестане, и вот на этой волне Путин завоевал большой авторитет. Второе — ему очень повезло, что, когда пришел к власти, нефть резко подорожала, и страна получила возможность финансово маневрировать.

Оппозиция? Ни в одном году никто никакую власть не перехватит, пока не будут голосовать открыто, знаете, как? Человек дома в компьютере набрал свой код и голос послал. Не ходил туда, а взял и проголосовал. Был бы код у человека свой, собственный, ИНН, вот он берет свой ИНН и голосует, а сейчас у нас голоса не имеют никакого значения. Ходишь ты или не ходишь... Сказали 94 процента — будет 94. Сейчас выборы — полная фикция, все это знают.

Артур Уразаманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:

— Я никого не вижу пока на месте преемника Путина. Качества, сочетающиеся в нем, — уверенность, возможность делать те шаги, которые до него не решались сделать его предшественники и которые должны быть в лидере страны. Как мне кажется, на сегодняшний день нет ни у кого такого набора качеств. Развитие страны, внутреннего производства, четкая внешняя политика, указывающая, что Россия не слабая страна, а держава, которая может дать ответ, — совокупность вот этих характеристик указывает на то, что он президент, которого сложно заменить.

Радик Абдрахманов — совладелец и управляющий ресторанным комплексом «Туган авылым»:

— На сегодняшний день я не вижу альтернативы, кто бы мог заменить Владимира Владимировича на данном посту. Кандидатов достойных пока, на мой взгляд, нет в стране. Такой кандидат, во-первых, должен любить свою страну, быть патриотом, он должен быть мудрым, выстраивать отношения со всеми государствами, он должен быть с экономическим образованием. Я думаю, что он должен быть бизнесменом-предпринимателем, потому что страна как большая компания, как большая корпорация, и от экономики очень многое зависит. Он должен грамотно владеть финансовыми инструментами, должен грамотно ими распоряжаться, должен думать о будущем. Такой человек должен выйти из бизнеса-сообщества.

Артур Абдульзянов — генеральный директор производственного объединения «Зарница», депутат Госсовета РТ:

— Новый кандидат должен быть молод физически и мудр при этом. Он должен быть глубоко социализирован, знать экономику страны и устойчив с политической стороны. Кто это будет, я не знаю. Но у кого-то будут для этого ресурсы и понимание того, что он могут сделать лучшие, сделать преобразования в стране, вероятно, и им нужно участвовать, однако право голоса остается все же за народом России.

Кто обладает этими качествами помимо Владимира Путина? Кого знают у нас в стране и к кому нет предубеждения? Ходорковский, Касьянов, если брать оппозицию, то это фигуры противоречивые, и поэтому однозначного понимания того, что они готовы как кандидаты, нет. Кудрин? Я сомневаюсь. Были у него противоречивые взгляды. В подковерных интригах также называют Суркова. Зюганов, Жириновский — это уже прошедшее время. Оппозиция концентрируется на тех неудачах, на тех противоречиях, которые связаны с социальным напряжением в стране. На сегодняшний день этого не наблюдается, поэтому оппозиции сложно будет сосредоточить свои силы.

А вы кого видите преемником Владимира Путина?
32%Такой фигуры сейчас на горизонте нет
5%Алексея Дюмина или другого бывшего «адъютанта»
3%Дмитрия Медведева
20%Сергея Шойгу
5%Свой вариант (в комментариях)
34%Следующий президент придет к власти вопреки желанию Путина
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (93) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.09.2016 10:32

Если Путин останется президентом и сохранится текущая политика, я вообще не уверен, что РФ к 2024 будет существовать в нынешнем виде. За 16 путинских лет страна деградировала капитально, а с 2014 деградация растет в геометрической прогрессии.
Последние кадровые назначения (минобразования, ни дня не работавшая в школе и имеющая явно выраженные мракобесные взгляды, полуграмотная защитница детей со странными воззрениями, назначения своих охранников губернаторами), шарахания во внешней политике (то дружим с Эрдоганом, то враждуем, то снова дружим), дела в экономике даже по официальным данным швах (спад в 2016 до 4%), при этом безумные деньги выделяются на гигантские бессмысленные военные учения и производство вооружений. Запад санкции не ослабляет, наоборот, душит все плотнее (китайские банки формально не подчиняются западу, но и ссориться не хотят, кредитов не дают). Денег в Резервном фонде может не хватить до 2018. Нефть чертяка не растет.
Все это говорит о, мягко говоря, некоторой растерянности и непонимании что делать дальше. Поэтому шарахания и конвульсии и прочие закручивания гаек продолжатся.
Но думаю, что долго мучаться нам не дадут.

  • Анонимно
    17.09.2016 09:25

    Пусть лучше сам Путин будет президентом еще 3 - 4 срока. Он Россию с колен поднял. Чечне война закончился каторый Ельцин начал. Мне он нравиться . Пенсии зарплаты вовремя получаем. Стабильность. Но если он не хочет быть президентом то тогда надо пригласить Лукошенко президента Белоруссии. Он толковый мужик.

    • Анонимно
      17.09.2016 10:18

      К вашему сожалению Чавес умер , а так хорошая кандидатура . Все хорошие заняты - ким чер ын, например .

      • Анонимно
        17.09.2016 10:30

        Отличный коммент. Пока есть право голосовать у людей с 9 классами образования, будут у власти личности типа Лукашенко.

        • Анонимно
          17.09.2016 11:42

          Еслибы они в этих 9 классах учились бы ещё,...!
          Я в Исландию хочу там от правительства вообще скоро откажутся. Обществоооо!

    • Анонимно
      17.09.2016 10:19

      Правильно говорят что 80% населения не обладает понятийным мышлением, т.е. не видят причинно-следственных связей. Когда и если пенсию перестанут платить сразу станет плохим, а объяснить цикличности в экономике и то что сравнивать ЕДН и ВВП бессмысленно, одному досталась разваленная страна и нефть по 12 долларов. другому реформированная страна и нефть по 100. Еслиб при ЕБН нефть была бы по 100, кто знает как бы мы жили (тут спорить бесполезно), факт остается фактом в 2000 году ВВП вырос на 10%, Путин полгода у власти и овлиять на подобный рост не мог, начали давать всходы реформы ненавистных 90х, а вот сейчас дают всходы реформы нулевых и пожтому рост ВВП с 2008 года 1,5% в год, ну кому объясняю. пенсии надо отменить, и ввести ценз голосуют только те кто платит налоги и имеет ВО.

      • Анонимно
        17.09.2016 10:40

        Есть подозрение, что вы принадлежите к 80%. ВО не панацея от отсутствия системного видения.

        • Анонимно
          17.09.2016 11:00

          А где я написал что панацея? Привет понятийная беспомощность, как вы все остальное то поняли) ценз по ВО нужен для того, что бы отсечь группу лиц с большей вероятностью отсутствия понятийного мышления. Чтоб вам было понятно, среди людей с ВО меньше людей с отсутствием понятийного мышления.

          • Анонимно
            17.09.2016 13:38

            У нас ВО деградироваало.

            Лично я считаю, что надо депутатов выбирать из лиц не моложе 55 и не старше 65 с хорошим послужным списком. Практикующие врачи, преподователи, производственики, юристы. Чтобы не было клуба пенсионеров, уравноваесить их общественными организациями. Например, предприниматели, профсоюзы. Президента пусть выбирает и снимает парламент. Общинароднве выборы это фарс. Глупое большинство выбирает себе хозяев.

            • Анонимно
              18.09.2016 06:04

              Правильное и нужное предложение-только вот беда наша ВЛАСТЬ не слышит свой НАРОД

            • Анонимно
              19.09.2016 00:43

              Совершенно с Вами согласен, только нижний порог можно установить 50 лет. И никаких паровозов - спортсменов, артистов, юмористов. Да - производственники, юристы, экономисты, предприниматели, общественники!

    • Анонимно
      17.09.2016 13:33

      тогда всем олигархам переехать придется из россии

  • Анонимно
    17.09.2016 09:28

    Герман Греф.

  • Анонимно
    17.09.2016 09:39

    скорее клерки ,чем адъютанты...

  • Анонимно
    17.09.2016 09:52

    Судя по биографии и последним дебатам-это Касьянов.

    • Анонимно
      17.09.2016 10:01

      Не дай Бог

      • Анонимно
        17.09.2016 10:13

        Почему? Он хоть 2% брал а нынешние все 30% забирают

        • Анонимно
          17.09.2016 10:22

          Под вопросом еще 2% эти. Так ведь никто не выкатил доказательств, хотя у противников Касьянова есть все возможности это сделать, спецслужбы на короткой ноге и пр. Но темным сторонникам власти это не объяснить.

        • Анонимно
          17.09.2016 11:07

          Даже в ток шоу на тв никто не говорит про 2% . Все знают что это фейк. Зачем собирать сплетни. Если бы это было правдой он бы уже имел судимость.

      • Анонимно
        17.09.2016 10:22

        То есть полковники-миллиардеры и Сечин с яхтой и Шувалов с собачками на своем самолетике и прочие товарищи с особняками гораздо лучше??

        • Анонимно
          17.09.2016 10:37

          Те кто за ВВП, знать не знают про самолеты и особняки. Да и если знают, формула мышления что "царь хороший, это бояре плохие" не изжит, потму как не образован и темен народ в массе. Да и вообще богатых не любят в душе и за их спинами, а в жизни и прилюдно наоборот бедные пытаются заслужить расположения богатых, чтоб при случае дали право убрать крохи со стола.

          • Анонимно
            17.09.2016 13:21

            Бояре то не ВВП, а ЕБН. А народ не любит богатых воров, которые назначили себя элитой. А если заработано своим трудом - народ не против.

            • Анонимно
              17.09.2016 14:03

              Да? 16 лет прошло и все ЕБН виноват?)))

              • Анонимно
                17.09.2016 16:00

                еще лет 50 можно все на ЕБН списывать, вы недооцениваете))

              • Анонимно
                17.09.2016 16:41

                Машинку можно угробить за секунды, а восстанавливать...

                • Анонимно
                  17.09.2016 18:44

                  При 100 долларах за баррель и 3 лет достаточно. Есть много примеров. И если б кто то восстанавливал, так нет же разворовывают.

          • Анонимно
            17.09.2016 15:06

            Увы, это рабская психология ветхого человека.

          • Анонимно
            18.09.2016 01:41

            Покажите нам где эти самолеты и особняки? Ерунду не пишите.

  • Анонимно
    17.09.2016 09:54

    Путину пока замены нет. Пусть он будет до 70 ти лет президентом. Настоящий мужик. Отстаньте от него. А в Татарстане должен быть президентом только Минниханов РН. Ему пока тоже замены нет. Никто столько много го для народа не сделал.

    • Анонимно
      17.09.2016 10:15

      Тоже так думаю! Мне очень нравятся прямые линии общения с народом)))))

    • Анонимно
      17.09.2016 11:48

      Страшно было подумать шесть лет назад , что будем делать без Шаймиева. И невероятно, выжили ведь. А сейчас уже и без РНМ некоторые не представляют жизни. Глухомань в мозгах.

  • Анонимно
    17.09.2016 10:32

    Если Путин останется президентом и сохранится текущая политика, я вообще не уверен, что РФ к 2024 будет существовать в нынешнем виде. За 16 путинских лет страна деградировала капитально, а с 2014 деградация растет в геометрической прогрессии.
    Последние кадровые назначения (минобразования, ни дня не работавшая в школе и имеющая явно выраженные мракобесные взгляды, полуграмотная защитница детей со странными воззрениями, назначения своих охранников губернаторами), шарахания во внешней политике (то дружим с Эрдоганом, то враждуем, то снова дружим), дела в экономике даже по официальным данным швах (спад в 2016 до 4%), при этом безумные деньги выделяются на гигантские бессмысленные военные учения и производство вооружений. Запад санкции не ослабляет, наоборот, душит все плотнее (китайские банки формально не подчиняются западу, но и ссориться не хотят, кредитов не дают). Денег в Резервном фонде может не хватить до 2018. Нефть чертяка не растет.
    Все это говорит о, мягко говоря, некоторой растерянности и непонимании что делать дальше. Поэтому шарахания и конвульсии и прочие закручивания гаек продолжатся.
    Но думаю, что долго мучаться нам не дадут.

    • Анонимно
      17.09.2016 10:37

      Верно заметили! Все идет по сценарию СССР только быстрее и без идеи

      • Анонимно
        18.09.2016 00:51

        Может обоснуйте, аргументы дадите? Или только способны из пустого в порожнее?

    • Анонимно
      17.09.2016 10:43

      да не развалиться просто обеднеет населения экономика деградирует, будем пальмовое масло есть прямо в его натуральном виде а не камуфлированном в сыр, больше телека меньше интернета и да здравствует 80 летие национального лидера.

    • Анонимно
      18.09.2016 00:48

      За 16 путинских лет страна стала более сильной. Этому подтверждение отчаянные попытки запада нас остановить. И если мы не будем укреплять оборону, проводя учения, то завтра нас сотрут в порошок англосаксы. А либерасты типа вас только и мечтают когда сильный лидер покинет свой пост, мы прекратим учения, наполучаем кредитов от запада (в обмен на послушное поведение) и станем похожи на Украину через пару лет. Знаем мы таких, готовых за валюту родину продать. Чем вас меньше будет - тем лучше.

    • Анонимно
      19.09.2016 00:46

      Про рост цены на нефть, думаю, можно забыть на долгие годы. Если не навсегда. Но минобр и защитница детей - это вообще без комментариев!

  • Анонимно
    17.09.2016 10:35

    Пожалуй соглашусь только с Минкиным.

  • Анонимно
    17.09.2016 10:37

    Не нужен приемник нынешнего, будет то же самое. Последний вариант ответа на опросе.

  • Анонимно
    17.09.2016 10:41

    Вот и Шойга со своими 3 особняками на Рублевке тоже для некоторых свет в оконце

    • Анонимно
      18.09.2016 06:18

      Все лето промаялся не знал где взять деньги-чтобы навести порядок в саду-погнивший дом подлатать-а тут читаешь про наших\ПУТИНСКИХ ВИЗЕРЕЙ\и диву даешься......

  • Анонимно
    17.09.2016 10:43

    Нужен кардинально другой человек, родом не из Питера.

    • Анонимно
      17.09.2016 10:57

      Через 1500 лет приходим к мысли что пора звать варягов

      • Анонимно
        17.09.2016 11:04

        Одновременно мысли про варягов пришли

        • Анонимно
          17.09.2016 17:43

          Никогда не понимала людей, у которых " нет пророка в своем Отечестве". Что за холуйские принципы и преклонение перед всем заграничным? Папуасы тоже с радостью меняли золото на стеклянные бусы. Вы их и напоминаете со своими " варягами"...

          • Анонимно
            17.09.2016 18:45

            вы знаете что такое сарказм?

            • Анонимно
              18.09.2016 01:01

              а в каком месте здесь можно угадать сарказм? по-моему вы как раз сами не понимаете что такое сарказм

        • Анонимно
          17.09.2016 23:48

          а вы знаете как варяги пришли? позвали - чассс, кто это откажется от власти. приглашение варягов - это тоже самое коммунизм - ерунда, противоестесственно человеку.

    • Анонимно
      17.09.2016 11:09

      Тут надо шире мыслить не человек нужен другой, а система другая. При сегодняшней системе все зависит от президента, а надо наоборот. Но наши люди это не оценят, если дочь президента долларовый миллиардер это гуд, если работает в макдональдсе это будет воспринято как слабость.

  • Анонимно
    17.09.2016 11:13

    Чтобы преемника не раздавили америкосы нужен такой же как путин, чтобы продажной и прикормленной американцами оппозиции не было видно.

    • Анонимно
      17.09.2016 11:56

      Осень, одним словом. Вот так и живет человек с мыслями о том что его америкос раздавит если не "ангел" . Утром встает , вечером ложиться. И так четыре поколения ,всю жизнь ждут захвата америкосами и уходят в мир иной с этими мыслями .А страна во главе с "ангелом" хранит заначку в"$ баксах" как оберег от всех несчастий.

      • Анонимно
        17.09.2016 12:06

        Америкосы давили в 90х помню, прислали гуманитарную помощь детям, жевательные резинки лединцы, а с нас в школе учителя русские взяли денег. Взяли денег за гуманитарную помощь в школе!!! с тех пор ненавижу американцев, давят все время.

  • Анонимно
    17.09.2016 11:17

    Мне вот как-то раньше жалко было людей, жалко было наш народ. А сейчас после 2014 года, как то стал плохо к нему относится. Мы это все заслужили, и по делом и чем хуже будет с зп и экономикой, тем лучше. Поделом что называется, да нас тоже шарахнет, тех кто против, но мы должны пострадать меньше в теории.

    • Анонимно
      18.09.2016 01:14

      А что мы это заслужили? Когда последний раз мы жили лучше? Может мы в 1993 году лучше жили? Или в 1998-м?
      Благодаря Путину нефтяные доходы нулевых не разошлись олигархам. Всех задвинули. За эти годы ВВП вырос в 10 раз, укрепилась обороноспособность и были созданы достаточно серьезные ЗВР. Да, может быть многим этого мало. Но это гораздо лучше любых других возможных сценариев развития событий.

  • Анонимно
    17.09.2016 11:23

    Нужен человек, успешно руководивший регионом, либо министерством, имеющий авторитет в стране и мире, умный, честный, волевой. Который сможет со своей командой разгребсти авгиевы конюшни коррупции вертикали, судебного произвола и прочих " достижений" предыдущей власти, выстроить независимое правосудие, свободную конкурентную экономику; наладить отношения в мире, способен создать условия для достойного уровня оплаты труда населения, пенсий и пособий.

    • Анонимно
      18.09.2016 01:25

      Коррупция, произвол судей, несвободная экономика, всем достойные зарплаты и пенсии! - что это за штампованные лозунги?? Из какой методички российского либераста вы их сюда выписали? Не держите людей за идиотов.

      • Анонимно
        19.09.2016 06:35

        По-Вашему, у нас нет коррупции, зато все судьи честные, а зарплаты и пенсии достойные?

  • Анонимно
    17.09.2016 11:32

    Дюмин будущий президент РФ! Пока будет набирать политический вес в Туле. Вариантов пока больше нет к сожалению...

    • Анонимно
      17.09.2016 17:45

      Кто-нибудь из Тулы здесь есть? Напишите ,пожалуйста, как Дюмин справляется на своей должности.

  • Фокус внимания должен быть сконцентрирован на том, что кампанию запустил Михаил Ходорковсий - человек с криминальным шлейфом из прошлого и репутацией провокатора и русофоба из настоящего. Стоит-ли вовсе обращать внимание на такого "политика"? Думаю, что идея этой кампании в том и состоит, чтобы спровоцировать общественность выбирать кандидатов из числа "не Путина". Внешнеполитическая обстановка сегодня тяжелая. Не менее простая обстановка и внутри. А что если новый кандидат окажется хуже? Не время менять лидера!

    • Анонимно
      17.09.2016 12:43

      самое, самое время

    • Анонимно
      17.09.2016 13:46

      Давайте тогда еще дальше деградировать. Не попробуешь, не узнаешь!

      • Анонимно
        18.09.2016 01:33

        Если ты деградируешь, то это твои личные проблемы. Лично я работаю на заводе и каждый день после работы читаю профессиональную литературу, чтобы завтра быть более эффективным, способствовать развитию производства, повысить производительность труда. И знаю что если хотя бы каждый 10-й россиянин будет делать что-то подобное, то наша экономика будет сильнее. И никакой Путин за нас это не сделает! Хватит все свои беды валить на президента - начните с себя.

        • Анонимно
          18.09.2016 11:33

          Страна деградирует и это не только мои личные проблемы), но и проблемы многих, умник. А еще сними розовые очки и увидишь, что работают все, на 2х, а то и 3х работах, чтобы сводить концы с концами. Страна давно ничего не прозводит, не знаю чему ты там способствуешь) Президенту со своими обязанностями для начала стоило бы справляться, как Гарант, иначе зачем он нам нужен? Уж извини, за него ничего не могу сделать))

          • Анонимно
            18.09.2016 14:31

            Страна производит, медленно но верно мы производим все больше. Но даже 15 лет это слишком мало в масштабах истории чтобы 1 человек мог кардинально что-то изменить.

            • Анонимно
              18.09.2016 20:16

              Что она там производит? Все импортное. Вы страну попутали чтоли? Страна тем и занималась, что нефть продавала, больше ничего не делала. За 16 лет все богатства страны растащили, вместо того, чтобы что-то строить. За 16 лет такие горы можно свернуть! А они последние 2 года стали только шевелиться, благодаря санкциям и дешевой нефти. Но у них, у бездарей ничего не получается, потому что не привыкли они работать, да и мозгов у них нет. Приучены только воровать. Ты что, из другой планеты? Не надо людей за дураков держать.

            • Анонимно
              19.09.2016 00:50

              15 лет мало? Вспомните 1925-1940 гг. - 15 лет и 1945-1960 гг. - тоже 15. Это к примеру. Не являюсь поклонником Сталина, сразу скажу. Но объективно 15 лет хватало же на кардинальные изменения?

  • Анонимно
    17.09.2016 12:05

    партамонов,а кто создал такую ситуацию.вы не в курсе.Да-да народ....

    • Анонимно
      18.09.2016 01:34

      Про какую именно ситуацию вы говорите? Конкретизируйте пожалуйста.

  • Анонимно
    17.09.2016 12:12

    Узколобые молодые -удалые ходят в галстучках -пиджачках и учат людей.Сами ни в чем не ориентируются.

  • Анонимно
    17.09.2016 13:14

    когда я слышу слово патриот я автоматически начинаю ощупывать карманы не пропал ли у меня кошелек

  • Анонимно
    17.09.2016 13:48

    Короля делает свита. Пока никудышная свита. И не скоро появится новая. И не факт что она будет лучше. Олигархи, думцы, члены правительства не просто далеки от народа, они даже представить в страшном сне не могут, как живет большинство населения. Пока власть имущие не поймут, что первоочередной задачей должен быть рост благосостояния народа, а не отдельных личностей, имеющих доступ к их телам, ничего в стране не изменится. Но нет личностей, которые могли бы довести правду до короля и его приближённых. Тот же Ходорковский не знает о жизни простого народа ничего. И все его пожекты- фикция.

  • Анонимно
    17.09.2016 14:57

    Вместо Путина прекрасные кандидаты в лице Кудрина Собянина Шойгу Дворковича.....и важно все же вовремя доверять более молодым и поверьте борозды не испортят а только придадут для НАРОДА надежду что жизнь не стоит на месте-стремиться к лучшему-свелому будущему

    • Анонимно
      17.09.2016 15:29

      Шойгу не кандидат. Он отличный руководитель, организатор, но у него нет железной решительности. Это показало крымские события, если судить по тем репортажа, которые я видел. Он запустил процесс своего ведомства только со 2 раза, когда Путин "стукнул кулаком по столу" - в первый раз не хватило решительности, ответственность огого какая. Сам Путин чеченскую кампанию запустил на должности премьер министра!!! Перепрыгнув президента!

  • Анонимно
    17.09.2016 15:16

    Абсолютно правильно высказался Фандас Сафиуллин - единственный можно сказать раз с ним соглашусь.
    По поводу приемника можем узнать только перед выборами. Если Путин такого уже подобрал или подберет, то тут же его выдвинет и сам отойдет от рутинных дел, став своего рода серым кардиналом (хотя этого слова не люблю, но по другому коротко не описать) - как в свое время наш Мудрый Бабай Шаймиев поступил, уступив более энергичному и молодому хозяйственник.

  • Анонимно
    17.09.2016 15:34

    Не многим удалось не потерять лицо, высказываясь на эту тему.

  • ПанАлекс
    17.09.2016 15:48

    Какие выборы! Какой 2018, им бы февраль 17 пережить...
    А уж Октябрь...

    • Анонимно
      18.09.2016 01:39

      Вы прям юморист

    • Анонимно
      18.09.2016 10:14

      История НИКОГДА не повторяется ровно через 100 лет. Есть некая цикличность, но она имеет совершенно иные временные отрезки. Цикличность - 12 и 96 лет.
      По поводу цикличности 12 лет - вы можете проверить по своей жизни. Удивитесь!

  • Анонимно
    17.09.2016 16:43

    есть поговорка каждый народ заслуживает того правителя которого он имеет допустим в 70е годы англичане заслуживали мадам тетчер а россияне брежнева потом немцы заслуживали коля а россияне горбачева и ельцина сейчас немцы заслуживают мадам меркель а россияне того которого имеют и спорить кто будет следующий бесполезно фамилия неважно важно кого заслужили россияне если вспомнить череду последних правителей то это ленин сталин хрущев и тд вот к этому россиянам и надо быть готовыми мадам тетчер меркель господина коля блеера нам не грозит

    • Анонимно
      19.09.2016 00:52

      Не совсем верно: каждый народ имеет правительство... которое его имеет))

  • Давным – давно в эпоху динозавров
    Легко и просто было выбирать.
    Без всяких скреп и выдуманных лавров,
    Мудрейший только вожаком мог стать.

    Никто не знал тогда про избиркомы
    И бюллетени были не нужны.
    Избранники не строили хоромы
    За счёт своей «добытчицы» жены.

    Не шли на выборы как смехопанораму
    Кривляка, шут, позёр и остолоп.
    Не тратили миллионы на рекламу,
    Используя для фарса фотошоп.

    К смирению не звали и терпенью,
    Богатство выставляя напоказ.
    И не было призывов к единенью,
    И вежливый отсутствовал спецназ.

    P.S.

    С тем временем у нас есть параллели,
    Преемника назначит нам вожак.
    И чтобы там эксперты все не пели,
    Кто будет им покажет зодиак.

  • Анонимно
    18.09.2016 13:39

    Про Шойгу смешно. Из него даже пожарного не вышло, а уж президентом...

  • Анонимно
    18.09.2016 13:42

    Когда у нас был Шаймиев, все говорили, что больше некому. Теперь у нас Минниханов на мой взгляд в тысячу раз лучше справляется.

  • Анонимно
    18.09.2016 13:43

    Экономикой надо заниматься, а не фигней страдать. Греф был бы отличным президентом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль