Культура 
27.09.2016

«Минниханов спросил: «Ну как?» Я ответил: «Плохо нам. Помогите, иначе не сможем работать»

Анатолий Шутиков о письмах Иосифа Кобзона президенту РТ, беседах с папой Альбины Шагимуратовой и средней зарплате в своем оркестре

Сегодня и завтра на родной сцене филармонии им. Тукая свое 70-летие отметит основатель, главный дирижер и худрук Государственного оркестра народных инструментов РТ Анатолий Шутиков. В интервью «БИЗНЕС Online» маэстро вспоминал о дружбе с Рустемом Яхиным, важном совете Назиба Жиганова и объяснил, почему пока не может пригласить для совместного выступления Аиду Гарифуллину.

Анатолий ШутиковФото: Анна Величко

«ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЕЗДИТ ЗА ГРАНИЦУ С ВЫСТУПЛЕНИЯМИ. ХОТЬ МЫ И ЗНАЕМ, НА КАКИХ ПЛОЩАДКАХ ОНИ ВЫСТУПАЮТ...»

— Анатолий Иванович, как основатель, главный дирижер и художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов Татарстана, которому уже более 20 лет, как бы вы оценили музыкальную жизнь Казани и республики в целом и какое место отведено в ней народной музыке?

— Казань — один из передовых городов во всех отношениях: и в спорте, и в плане искусства, и в других областях, он привлекателен для звезд российского и мирового уровня. При этом и у нас самих есть хорошие коллективы, оркестры, ансамбли. Нашему оркестру скоро четверть века, за сезон мы отрабатываем большое количество концертов и на своей площадке, и на гастролях. И никогда у нас не было пустых мест в зале. Более того, билеты на концерты распродаются уже в начале сезона. Так что я с уверенностью могу сказать, что народная музыка востребована и популярна. Это же наши истоки.

— Тем не менее, просматривая афишу культурных событий, ощущение, что в городе проходят какие-то мероприятия, связанные с классической музыкой, джазом, разумеется, с поп-музыкой... Что-то, касающееся народной музыки, вообще происходит?

— Конечно. 10 лет на базе нашей филармонии мы проводим фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Народные мелодии», где представлена довольно широкая география участников. Это исполнители из Италии, Украины, а в этом году ожидаются коллективы даже из Японии. У меня три абонемента в филармонии: вечерний, куда я приглашаю известных музыкантов, исполнителей, вокалистов, абонемент для старшеклассников, и на протяжении уже 20 лет продолжает работать детский абонемент.

На российском уровне тоже немало различных интересных событий. Фестиваль «Баян и баянист», который проходит на протяжении уже многих лет на базе института имени Гнесиных. В Сибири проводятся «Струны Сибири». Я думаю, что народная музыка развивается и будет продолжать это делать. Потому что есть сподвижники, на которых держится это направление.

— Но количество публики, которую собирает Государственный симфонический оркестр Татарстана или оперный театр, заметно больше...

— У каждого направления, у каждого жанра есть своя публика. Кто-то любит оперный театр, кто-то — симфоническую музыку, они идут в ГБКЗ, кто-то — народную, тогда идут к нам. Что касается их деятельности, то отношусь к ней положительно. Сейчас симфонический оркестр развивается, я наблюдаю за этим. У них очень высокий грант, который выделяет правительство, в частности, президент. Большую поддержку имеет и оперный театр, они ездят за границу с выступлениями. Хоть мы и знаем, на каких площадках они выступают, тем не менее это тоже престиж для нашей республики. В этом сезоне у нас запланировано около 50 концертов и музыкальных представлений для детей и взрослых на своей сцене. Проданы почти все билеты. Поэтому говорить, что к нам не ходят, неверно.

«ХОДИТЬ КАЖДЫЙ ГОД С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ, ЧТО-ТО ВЫПРАШИВАТЬ НИКОМУ ЧЕСТИ НЕ ДЕЛАЕТ»

— А у вас как обстоит с государственной поддержкой? Вы раньше не раз говорили, что ситуация с финансированием оркестра, мягко говоря, неважная и выживаете вы за счет энтузиазма и любви к делу. Ситуация с тех пор как-то изменилась?

— Мы, конечно, не так богато живем и действительно несколько лет назад были в совсем плачевном состоянии. И на одной из встреч, где участвовал президент Татарстана, правительство принимало турецкую делегацию, я смог подойти к Рустаму Нургалиевичу [Минниханову], и он спросил: «Ну как?» Я ответил: «Рустам Нургалиевич, плохо нам, обносились мы. Помогите, иначе мы не сможем работать». И он помог, выделил нам определенную сумму.

Сейчас средняя зарплата в оркестре — 25 тысяч рублей. Это немного, но раньше не было и 20 тысяч рублей. Так что поддержка немного есть, мы можем кое-какие инструменты прикупить, может, когда-нибудь костюмы пошить. Хотя это разовая поддержка, на год, и неизвестно, будет ли финансирование дальше. Поэтому планировать что-то наперед мы стараемся аккуратно. Гонорары у приглашенных музыкантов сейчас очень большие, а завышать цены мы не можем, у нас иная публика. Конечно, хотелось бы, чтобы и мы имели какой-то постоянный грант, чтобы были уверены в себе. Это все-таки дает более широкое поле для деятельности, но, пока мы ограничены.

— Если не секрет, сколько выделяется в год?

— 13 миллионов рублей. На это мы заказываем флейты, одна стоит где-то 3 - 4 миллиона рублей. Да, это много, потому что закупаем мы инструменты за границей за доллары, их делают только там. Но подстраиваться и развиваться мы должны.

Что касается меня, то мои хоромы — 2-комнатная квартира в 41 квадратный метр, на кухне мы с женой вдвоем еле-еле расходимся. Старый дом в центре Казани 1932 года постройки. Дом давно не ремонтировался. Но я не жалуюсь, все нормально.

— Почему же все-таки вы не получаете такие же гранты, как ГСО РТ или казанская опера?

— Я не могу это объяснить. Мы находимся в таком положении, в котором находимся, я не жалуюсь. У нас есть хорошая база, хорошее помещение, есть репетиторий плюс к сцене, довольно прилично мы одеты. А это тоже важно, так как и по костюму многие зрители встречают оркестр. Хотя, конечно, сказать, что мы шикуем, я не могу. Да, ходить каждый год с протянутой рукой, что-то выпрашивать никому чести не делает: ни просящему, ни дающему. В этом году мы снова обратились к президенту, чтобы и нам выделили достойный постоянный грант. Будем на это рассчитывать.

— А что минкульт?

— Это наш непосредственный руководитель, денежные траншы идут через министерство культуры, и то, что мы получаем, понемногу распределяем. Нет у нас никакого антагонизма.

— Может, вам надо активнее зазывать на концерты больших республиканских чиновников? Ходят они к вам?

— Нет, не всегда балуют нас своим присутствием наши высшие чины...

«ПОЯВИЛСЯ ОРКЕСТР В 93-М ГОДУ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ НАШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ — ИЛЬГАМА ШАКИРОВА, РУСТАМА ЯХИНА»

— В этом году вы отметили свое 70-летие. И в юбилейные годы многие стараются подводить какие-то промежуточные итоги жизни личной и творческой.

— Я не считаю, что круглые даты — это время подведения итогов, каких-то подчеркиваний. Творческие люди всегда живут творчеством. Я поступил в Казанскую консерваторию в 1966-м. То есть уже полвека являюсь полноценным жителем города. Сам я из Калужской области, там и влюбился в народные инструменты, в частности, в оркестровое музицирование. И после того, как я приехал в Казань, сложилась моя творческая жизнь.

— Вы помните, как вы решили создать Государственный оркестр народных инструментов Татарстана?

— Конечно. В 1990 году я создал оркестр «Чишмэ» («Родник») из числа самых одаренных и талантливых студентов Казанской консерватории, где был заведующим кафедрой народных инструментов. А в 1993 году оркестр приобретает статус государственного и начинает свою филармоническую деятельность как Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан. Появился он при поддержке нашей музыкальной элиты — Ильгама Шакирова, Рустема Яхина, с которым мы были очень дружны, играли множество его произведений, все вокальные сочинения. За эту инициативу выступили и члены союза композиторов, например, Фасиль Ахметов.

Они чувствовали, что такой оркестр должен быть в Татарстане на базе нашей филармонии. Мы играли на всех пленумах, на всех съездах, делали переложения почти всех произведений, которые писались татарскими композиторами — Фасилем Ахметовым, Джаудатом Файзи, Мансуром Музафаровым, Назибом Жигановым, Анатолием Лупповым. Тогда был рассвет музыкально-исполнительского направления в нашей республике. И сейчас мы продолжаем интенсивно работать, приглашаем музыкантов, вокалистов, инструменталистов, которые известны не только в России, но и в мире, играем русскую, татарскую, европейскую музыку. Просветительская работа оркестра продолжается.

— Кстати, это правда, что по совету Назиба Жиганова вы стали дирижером оркестра народных инструментов?

— Да. Я поступал в институт на стажировку к Натану Григорьевичу Рахлину, это был 1973-й год. И Назиб тогда говорит: «Зачем тебе симфоническое дирижирование? У нас есть преподаватель-народник, доцент Анатолий Васильевич Тихонов, поступай к нему». Собственно, послушав его совета, я так и сделал. Кстати, года три назад Анатолий Васильевич приезжал в консерваторию в Казань, последние годы он работал в Питерской консерватории. Сейчас его, к сожалению, нет в живых.

«ПРЕСТИЖНОСТЬ МУЗЫКАНТА ТЕРЯЕТСЯ»

— Что думаете о перспективах народной музыки, будет она развиваться и через 10, и через 20 лет?

— Почти все мои музыканты работают в музыкальных школах. Они воспитывают исполнителей на домрах, баяне, балалайке. И я знаю, что такая система происходит по всей России. Так что преемственность поколений, конечно, есть. У меня даже есть артист, который приходил будучи подростком на наши концерты, а сейчас он музыкант моего оркестра. Станислав Юркульский — ведущий исполнитель на баяне. И вообще, когда я работал в консерватории, это была база, которая мне позволяла профориентировать своих студентов, и после окончания они готовы были играть в профессиональном оркестре.

— Просто «классики» нередко жалуются, что нет музыкантов, большая текучка кадров в академических оркестрах, а в консерватории уже нет тех конкурсов, что были раньше.

— Престижность музыканта теряется, действительно. И хотя сам я не испытываю потребностей в кадрах, но понимаю, что 15 - 20 лет назад отношение было другое. Сейчас посмотрите, основной состав в оркестрах женский, хотя у нас как-то еще 50 на 50. А мужчины занимаются другим делом, им надо кормить семью.

— Такие коллективы, как «Терем-квартет», и такие исполнители, как Алексей Архиповский, повышают интерес публики к народной музыке?

— «Терем-квартет» приезжал к нам в прошлом году, совместно мы давали концерт. Этот ансамбль развивается в своем направлении, и оно тоже интересно публике. А Архиповский — это самодостаточный музыкант, известный своей виртуозной игрой на балалайке, у него свое лицо. Все это воспринимается широкой публикой.

«В КАЗАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ «НАРОДНИКОВ» НЕ КУЛЬТИВИРУЮТ, НЕ УЧАТ»

— Давайте затронем и тему репертуаров. Понятно, что есть старые произведения, есть определенный фольклорный пласт. А современные композиторы сочиняют что-то для народных инструментов?

— Наш жанр очень молодой, ему нет и 130 лет. Основатель и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев культивировал эту музыку. Есть современные композиторы, например, Александр Цыганков, который сделал своего рода прорыв в народной музыке, подняв ее на новый уровень. На протяжении 20 - 30 лет он пишет и для народного оркестра, и для домры, на которой играет сам. Есть московский композитор Игорь Красильников, который много сочиняет для народного оркестра и постоянно мне присылает свои работы. Есть большая композиторская школа в Питере, где пишут для народников, есть школа в Сибири. Есть композитор Маурус Роннер и другие. На самом деле есть попытки, да, не всегда они, может быть, имеют широкий выход к зрителю, тем не менее есть заинтересованная категория композиторов, которая пишет для народа.

— А в Татарстане такие композиторы есть?

— В Татарстане нет. Но мы стараемся выходить из положения. Скажем, Эльмир Низамов написал «Восточную рапсодию» для симфонического оркестра. Мы ее перекладываем для народного оркестра. Таким образом мы и расширяем национальный репертуар.

— А с вокалистами как обстоят дела? Есть сейчас певцы масштаба Людмилы Зыкиной, Лидии Руслановой?

— Мы очень дружны с певицей из Воронежа Екатериной Молодцовой. Ее на самом деле зовут Хадича, кстати, она татарка. Она выдающийся исполнитель народной песни. Она будет петь сегодня. В октябре будет выступать у нас такая народная певица Наталья Баннова, которая исполняет песни из репертуара Лидии Руслановой. Есть Анна Литвиненко, народная артистка России. Может быть, она не так известна, как Людмила Зыкина, но в кругах, которые любят народные песни, она очень известна. Есть и Ольга Чиркова, тоже и Воронежа, ее Людмила Зыкина при жизни называла своей преемницей.

— В Казанской консерватории таких не воспитывают?

— Там слабее обстоят дела, «народников» не культивируют, не учат. Не развито это дело. Всегда было не развито. Было только академическое пение.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ СПЕТЬ И С АИДОЙ ГАРИФУЛЛИНОЙ, НО ГОНОРАРЫ ПОКА ДЛЯ НАС НЕПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ТАКИХ АРТИСТОВ»

— Работая в филармонии, вы объединяли два оркестра: симфонический и народный. Вы играли в ГБКЗ «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, где солировал баянист. Музыкальные эксперименты продолжаются?

— Да, безусловно. Например, делаем некоторые переложения джазовой музыки. На открытии сезона сыграли известное произведение американского композитора Джо Гарленда, которое называется «В настроении». Я добавляю туда «медь» небольшую, тромбон, трубу. Это тоже нравится публике, и не возникает никаких противоречий, что музыка написана специально для биг-бенда, а исполняет оркестр народных инструментов. Мы через народный мелос ее пропускаем, и она имеет эффект. Более того, будем играть отрывок из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. Сыграем «Мамбо», где и потанцуем немножко, подвигаемся.

— К концертам с известными оперными певцами — Ольгой Пудовой, Оксаной Шиловой — как подбирается репертуар с учетом специфики оркестра? За пару репетиций можно с солистом найти общий язык?

— Это вопрос очень трудоемкий, мучительный — создать программу, чтобы пригласить какую-то певицу. Мы с ней обговариваем репертуар, может ли музыка, исполняемая ею, звучать в аранжировке для народного оркестра. Это довольно длительный подготовительный процесс, но мы стараемся, потому что есть и ограниченность во времени, ведь у нас фактически бывает только одна репетиция с артистом перед его выступлением. Вот три года назад мы выступали с Иосифом Давыдовичем Кобзоном, он приезжал сюда к нам. Мы смогли с ним выступить с одной репетиции, а он пел 30 песен! Так что, повторю, работа это напряженная, но другого варианта нет. Приглашать заблаговременно — это дополнительные расходы, и не всегда сами солисты хотят терять время. Стараемся сделать так, чтобы минимум затрат временных не отражались на качестве.

— Правда, что Кобзону так понравилось ваше совместное выступление, что он писал письма президенту республики с просьбой поддержать ваш оркестр?

— Да. Он писал, что, когда приезжает в Татарстан, каждый раз для себя что-то открывает, и в тот приезд речь шла о нас: «Помогите, чтобы этот коллектив стал одной из визитных карточек республики. Потому что он востребован». И это нам помогло, мы до сих пор поддерживаем с ним контакты, поздравляем с днем рождения и прочее.

Фото: Анна Величко

— А кто на вас из оперных солистов самое большое впечатление произвел? Может, есть какие-то истории, связанные с совместной работой?

— Хайдар Бигичев был уникальным тенором, уникальным человеком, мы много с ним работали. Я помню, было 60-летие Рустема Яхина, он пел романс «Козге мон», Хайдар тогда произвел на меня сильнейшее впечатление. Очень яркое впечатление произвел, наверное, мало кто знает его, Анатолий Соловьяненко из Киева, это народный артист СССР. Бас Артур Эйзен и многие другие.

Из современных исполнителей, конечно, Альбина Шагимуратова, это невероятный голос. Когда мы выступали с ней, она была еще не такая востребованная, она только-только получила премию на конкурсе имени Чайковского, мы играли с ней в «УНИКСе» и здесь в филармонии. Сейчас ее уже очень сложно заполучить. Хотя с ее отцом мы поддерживаем отношения, его зовут Анвар. Он обычно говорит: «Ну хватит Альбинке тут петь классику, давай-ка, надо петь татарские песни». Я отвечаю: «Ну давай, поговори с Альбиной, я готов, сделаем аранжировки». Он и ей говорит то же самое, мол, дочка, ты уже много здесь напела классики, давай татарские песни спой... Для нас преград нет, какая бы музыка ни была.

Из современных теноров Ильгам Валиев мне очень нравится. В труппе нашего оперного театра нет такого уровня тенора. Из молодых выступал с нами неоднократно Александр Захаров, солист Большого театра, скоро приедет Ирина Мотаева из Мариинки, может, она не очень известная, но у нее прекрасный голос. Приезжали певцы из Мариинского театра петь песни Пахмутовой. То есть молодежь есть.

— А не выходит так, что пока они молодые и неизвестные, они охотно соглашаются петь здесь, а по мере роста популярности...

— Конечно. И Венера Гимадиева до того, как уехала в Большой театр, все мы здесь с ней распевали, ее учительница, кстати, работала здесь в филармонии. Алексей Тихомиров — наш бас, хотя он был недавно. Кстати, не забывает нас Михаил Казаков, мы с ним будем закрывать этот концертный сезон. Хотелось бы спеть и с Аидой Гарифуллиной, но гонорары пока для нас неподъемные для таких артистов.

— Есть у вас видение, как ГОНИ РТ действительно становится визитной карточкой республики?

— Мы отдаем себя всецело своей работе, и дай бог, чтобы хватило здоровья. Мы хотим нести нашу искренность, нашу заинтересованность, передавая ее слушателям. У нас ведь были большие зарубежные гастроли и в станах Европы и Азии. Всегда мы имели огромный успех, восхищение зрителей. Были победы на международных фестивалях, не раз мы удостаивались Гран-при. Возможно, высоко заявляя о себе музыкально, нужно научиться еще и пиарить себя, оказываться в нужное время в нужном месте.

Анатолий Иванович Шутиков родился 6 июля 1946 года в Калужской области, город Козельск.

В 1971 году окончил Казанскую консерваторию (факультет народных инструментов), а в 1976 году — ассистентуру по специальности «дирижирование» в классе доцента Тихонова.

С 1971 по 1989 год — заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, руководитель студенческого оркестра народных инструментов, преподаватель игры на баяне и дирижирования в Казанском институте культуры и искусств.

С 1990 года — заведующий кафедрой народных инструментов Казанской консерватории. В том же году Шутиков создает оркестр («Чишмэ») «Родник» из числа самых одаренных и талантливых студентов.

В 1993 году оркестр приобретает статус государственного и начинает свою филармоническую деятельность как Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.09.2016 10:22

Оркестр из 70 человек, дорогущие инструменты) Вы думаете 13 млн. - это много. Причем, Шутикову этот оркестр не достался по наследству, он по крупицам ее собрал из лучших музыкантов-народников. Проблема Шутикова в том, что он слишком скромен. Хоть немного бы ему наглости, хоть сотую часть наглости прикормленных и избалованных двоих.

  • Анонимно
    27.09.2016 09:15

    мы знаем, на каких площадках за границей выступает оперный театр - класс!))

  • Анонимно
    27.09.2016 09:20

    Прекрасный оркестр, почему им так мало выделяют средств?

    • Анонимно
      27.09.2016 09:46

      Им много выделяют средств.

      • Анонимно
        27.09.2016 10:22

        Оркестр из 70 человек, дорогущие инструменты) Вы думаете 13 млн. - это много. Причем, Шутикову этот оркестр не достался по наследству, он по крупицам ее собрал из лучших музыкантов-народников. Проблема Шутикова в том, что он слишком скромен. Хоть немного бы ему наглости, хоть сотую часть наглости прикормленных и избалованных двоих.

  • Анонимно
    27.09.2016 11:06

    Что касается меня, то мои хоромы — 2-комнатная квартира в 41 квадратный метр, на кухне мы с женой вдвоем еле-еле расходимся. Старый дом в центре Казани 1932 года постройки. Дом давно не ремонтировался.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/32401
    Человек всю жизнь отдал культуре, музыке в частности, воспитал,создал, культивировал и продолжает культивировать народную мелодию и ютится в домишке старом.. Работал ведь..
    А нахапавшиеся удащливые жируют и роскошествуют в своих особняках. И, ведь ничего не сделали и не создали для общества значимого.

    • Анонимно
      27.09.2016 22:29

      Пусть господин Шутиков учится как жить и зарабатывать у Абязова. Как он живёт в хоромах. Даже в своей в просторной квартире в центре города имеет собственный рабочий кабинет. И заградный коттедж. А у Шутикова старая квартира. Где справедливость? Я думаю справедливая газета БО поможет дирижеру. Как музыканты получают зарплату в конвертах.Да у Шутикова хороший оркестр. Минкультуры рт должен поддержать этот оркестр.
      Интересно где же наши выпускники Казанской консерватории ? Одни приглашённые ...
      Терпения уважаемый Анатолий Иванович! Вас любят и вас считаем высокопорядочным человеком , ваш профессионализм народу Татарстана нужен, ваша скромность наверное немного мешает работать. Сейчас к сожалению другие времена.

      • Анонимно
        28.09.2016 15:12

        Пусть Абязов живет хорошо, никто не против. Но и Шутиков должен жить хорошо. Такие дирижеры - это штучный товар. И Абязов, и Шутиков, и Василевский, и Гулишамбарова - пусть они живут достойно. Не пришлые же, свои. Зачем тыкать пришлым через каждую щель, на, мол, на, на, пусть тебе будет хорошо. Только у нас к временным килмешәкәм такое отношение.

  • Анонимно
    27.09.2016 11:11

    Думаю возраст Шутикова не позволяет ему быть таким эффективным менеджером (простите за штамп), каким является Сладковский, к примеру. Это я пишу не для умаления роли и значения Шутикова, его уважаю безмерно, но у всякого времени свои правила. А перестраиваться после 60-ти сложно. Здесь нужен хороший помощник по пиару и прочим рекламно-информационным делам. А то на телевидении почти не видать оркестра, в газетах тоже, афиш мало и прочее, прочее.

    • Анонимно
      27.09.2016 12:13

      Соглашусь, что на местных каналах, Шутикова с его оркестром не видно. Почему бы ТНВ и Татарстан- 24 не пропагандировать наш местный оркестр народных инструментов?

    • Fandas Safiullin
      27.09.2016 13:31

      Проблема не в «перестройке» Анатолия Шутикова.
      Не в перестройке он и его оркестр нуждаются.
      Они нуждаются в понимании всем обществом — без снобистского выпендрежа — общекультурной важности сохранения народной музыкальной культуры и в поддержке их со стороны государства — без ложного опасения косых взглядов «аристократов» от «высокой культуры».
      Да, «у всякого времени свои правила». Но у всякого времени они разные — правила эти.
      Всегда есть правила подавляющего меньшинства и есть правила подавляемого большинства.
      Это не означает, что подавляемое большинство всегда должно подстраиваться под правила подавляющего меньшинства — для того, чтобы быть ещё более подавляемым.

      • Анонимно
        27.09.2016 18:34

        Сам то понял что написал?

        • Анонимно
          28.09.2016 08:38

          Все правильно написал, для тех кто не понял, основной посыл: "не надо прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнётся под нас". Самое главное, что оркестр любим и востребован народом.

    • Анонимно
      27.09.2016 13:37

      Оркестру с государственным статусом почти 25 лет. Если газеты не напишут, руководители спросит не обязаны чтоли, как живет профессор, народный артист России. Вы сейчас допишетесь - журналисты, телевидение окажутся крайними. Они же гранты не дают, квартиры не распределяют.

    • Анонимно
      28.09.2016 09:46

      К 70-летию маэстро вышло большое количество статей во всех журналах и газетах. Все издания были выкуплены филармонией большим тиражом, выставлены перед юбилейными концертами в фойе - подарок зрителям. Концерт полностью был записан каналом ТНВ, как и многие другие концерты оркестра.

      • Анонимно
        28.09.2016 11:01

        В-ооот! //Записан ТНВ// Значит, останется в истории и будет показан массовому зрителю! Молодцы, всё правильно делают.
        А что останется после оперного? - пшик!
        Прошу прощения, что все о том же.

  • Анонимно
    27.09.2016 11:11

    Скромность - кратчайший путь к забвению. Но истинно культурные и интеллигентные люди всегда скромны и с этим ничего не поделаешь. А если наглого менеджера во главе ставить, культура потеряется.

  • Анонимно
    27.09.2016 11:15

    Действительно, судя по интервью, Шутиков скромный человек. А надо быть ,как заезжий Сладковский. Сразу и большие зарплаты потребовал и дорогущие инструменты накупил за счет республики. Только татарскую и русскую музыку абсолютно не пропагандирует.

  • Анонимно
    27.09.2016 14:55

    Прекрасный оркестр, мы с женой только на него и ходим. Анатолий Иванович, здоровья Вам! Ждем с нетерпением сегодня встречи.

    • Анонимно
      27.09.2016 21:19

      здоровья-здоровья-здоровья ВАМ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ!!!!!!!!!

  • Анонимно
    27.09.2016 21:19

    Здоровья и процветания Вам и Вашему коллективу, уважаемый Анатолий Иванович! Благодаря Вам культура и культурное наследие Тарастана развивается и приносит радость людям и уверен принесёт радость и будущим поколениям!
    Успехов, удачи и новых аншлагов!
    С уважением, Искандер Миндубаев.

  • Анонимно
    27.09.2016 23:18

    Настоящие профессионалы.Я люблю ваши концерты. Татарка.

  • Анонимно
    28.09.2016 11:02

    БО, молодцы, что начали писать и о других музыкальных коллективах республики, пусть и по юбилейным поводам. Ведь поле культуры не ограничивается одним ГСО.

  • Анонимно
    28.09.2016 15:33

    Шутиков наш гениальный местный дирижер. Таких как он мало. Не знаю останутся ли в истории имена Сладковского или Абязова, думаю что да, но вот имена таких как Шутиков или Лундстрем точно останутся

    • Анонимно
      5.10.2016 22:51

      Имена сладковского и Абязова в историю не войдут. Сладковский через своих знакомых в России востребован, а оркестр Абязова из-за малочисленности музыкантов, Не профессиональный камерный оркестр! Оба оркестра выходят на сцену благодаря приглашённых солистов из-за рубежа или Москвы. Жаль что очень мало пропагандируют национальную классику или симфонию

  • Анонимно
    29.09.2016 11:25

    Не надо заниматься стебом и противопоставлять дирижеров: кто из них" лущей" другого.Конечно Сладковский и Аблязов сейчас больше востребованы, и по заслугам, но Шутиков "народник", и эти оркестры всегда были чуть на втором плане и по признанию и по финансированию.Что касается Шутикова он был, есть и останется в истории как создатель первого в РТ большого оркестра народных инструментов, пользующегося признанием в России.А 70 для дирижера далеко "еще не вечер". Помню его по институту культутры, успехов и здоровья уважаемый Анатолий Иванович!

  • Анонимно
    2.10.2016 08:32

    Зачем сравнивать зарплаты народного оркестра с симфоническим и камерным? У народников и образование, и уровень культурного интеллекта, и "трудо-затраты" несколько иные. Не надо сравнивать работу, скажем, трубача и, скажем, исполнителя на балалайке - секунда.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль