IT 
28.09.2016

Почему беспилотные комбайны появятся быстрее беспилотного «КАМАЗа»

Топ-менеджер одного из лидеров техрынка похвалил Университет Иннополис за интерес к нейронным сетям и пожурил сам наукоград за скромный пиар

Российская компания-разработчик ПО, сотрудничающая с 2014 года с КАМАЗом над созданием беспилотника, Cognitive Technologies в начале осени открыла собственный офис в Иннополисе. В интервью «БИЗНЕС Online» гендиректор компании Андрей Черногоров рассказал, как нейронные сети могут убить коррупцию, что с реализацией «Агрополиса» агрономы и водители комбайнов вряд ли останутся без работы, и объяснил, где начинается зона фантастики в поведении беспилотников.

Андрей Черногоров Андрей Черногоров: «У республики режим благоприятствования к созданию и реализации инновационных проектов, здесь действительно инфраструктура мирового уровня»

«В ПЛАНЕ ПИАРА ИННОПОЛИС ВЕДЕТ СЕБЯ ОЧЕНЬ СКРОМНО»

— Андрей Александрович, почему решили открыть офис в Иннополисе? Вам кто-то посоветовал это сделать?

— Нам поступило приглашение со стороны президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. В январе этого года мы провели установочное совещание с его участием и приняли положительное решение. У республики режим благоприятствования к созданию и реализации инновационных проектов, здесь действительно инфраструктура мирового уровня. И, знаете, у меня присутствует какая-то личная симпатия к проекту «Иннополис».

— Об открытии офиса говорили как раз в январе по итогам совещания. Почему открытие заняло так много времени?

— Одной из трудностей было привлечение новых сотрудников. Мы готовы были начать работу офиса раньше, и ряд проектов Иннополиса реализовывался дистанционно. Например, проект «Агрополис». Его мы запустили сразу, как только объявили, но с точки зрения трудовых ресурсов им занимались разработчики из существующих офисов и сотрудники, работающие удаленно.

Поначалу процесс привлечения сотрудников в Иннополис шел непросто. Было некое недоверие со стороны технарей. Они достаточно аккуратные и недоверчивые. Переубедить человека переехать из одного российского города в Иннополис было не самой простой задачей. Тем более что в плане пиара сам проект «Иннополис» ведет себя очень скромно. Это случай, когда масштабы того, что сделано по факту, превышают объемы информации о достоинствах проекта. А именно раскрученные проекты, которые на слуху, создают больший ажиотаж у аудитории. Может даже складываться ощущение, что Иннополис был задуман для компаний Республики Татарстан, но это не так. Мы были удивлены, что наши соседи по офисам и другие резиденты особой экономической зоны — это в основном московские компании.

«Мы готовы были начать работу офиса раньше, и ряд проектов Иннополиса реализовывался дистанционно»

— Чем ваша компания будет заниматься в Иннополисе?

— Тремя проектами. Первый — это «Агрополис», создание «умного агрохолдинга». Cognitive Technologies отвечает за разработку технологий беспилотного вождения сельхозтехники на базе компьютерного зрения, создание автоматизированной системы управления технологическим процессом, а также комплексной информационной системы мониторинга сельхозтехники и посевов, включая мониторинг процесса обработки полей и условий роста урожая.

Сегодня речь идет не о новом комбайне, а о программно-аппаратном комплексе для дооснащения любого транспортного средства с электронным управлением. Он может быть установлен как на автомобиль, так и на трактор или комбайн — это интеллектуальная платформа автономного движения С-Pilot. Часть сотрудников офиса в Иннополисе входит в команду С-Pilot. Продажи комплекса начнутся в 2017 году.

У «Агрополиса» колоссальные перспективы. Наши специалисты подсчитали, что с учетом стоимости видеокамер и другого оборудования вся система окупится уже в первый год эксплуатации.

Второй проект, которым мы будем здесь заниматься, — инновационные системы снабжения. У нас большой блок работ, связанных с закупочной деятельностью, мы разработали и являемся поставщиками технологии для крупнейших электронных торговых площадок страны (см. справку). В частности, выводим сейчас на рынок новый продукт «Е1 Закупки», это система закупок с элементами искусственного интеллекта (ИИ), которая призвана существенно облегчить рутинную работу сотрудников службы закупок. Закупки — очень емкий вопрос для ИИ, потому что в закупочной сфере принимаются тысячи решений, которые довольно стандартизованы. Например, работы по анализу рисков, связанные с подтверждением благонадежности контрагентов при подготовке к тендерам, диспетчеризация типичных задач и тому подобное. Все это можно перевести в автоматический режим. Есть большой объем данных, на которых можно обучиться, чтобы дальше решения принимались стандартизированно. Это работа нейронных сетей. Оценка рисков будет строиться на базе модели признаков. Система при этом будет иметь возможность самообучаться, и алгоритмы оценки будут постоянно совершенствоваться. Вся процедура будет занимать буквально одно мгновение. Тогда как сегодня этот процесс может занимать более недели.

Вообще, в нашей компании сегодня одна из самых больших разработческих групп по нейронным сетям в России. Сама сеть — это не инновация, о ней известно с 40-х годов прошлого века, но их применение существенно расширилось только с 2012 - 2014 годов с появлением соответствующих аппаратных ресурсов. Нейронные сети сегодня используются во многих системах — биржевых, оптимизации поиска, контекстной рекламы, спам-фильтров. И можно только приветствовать, что в Университете Иннополис есть целое направление по нейронным сетям. К сожалению, оно еще не приняло массовый характер, и скорость развития проектов в этой сфере ограничивается темпом набора кадров. По этой тематике очень мало высокопрофессиональных специалистов — приходится их готовить либо самим, а это занимает время от полугода до года, либо привлекать сторонних, уже прошедших обучение по таким специальностям.

— Как может измениться процесс закупок после реализации этой инновации?

— Сейчас госзакупки уже во многом автоматизированы. В частности, это видно на примере электронных аукционов. Аукцион — это прямолинейная форма закупок: поставщик допускается к ней по ряду объективных критериев. И выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену.

Но есть еще конкурсы, когда решения принимаются комиссией. Сейчас это происходит только на основании каких-то субъективных критериев ее членов, что, кстати, и порождает целый ряд коррупциогенных факторов. Но от этого можно уйти с помощью использования того же механизма нейронных сетей — он беспристрастен и универсален. В работу сети нельзя вмешаться и что-то подправить. В этом смысле уже сегодня можно роботизировать целый спектр закупок от простых (воды, канцелярки, ГСМ) до более сложных. Комиссия, конечно, будет подписывать протокол, но подавать его ей будет робот.

— Какое еще направление планируется развивать?

— Третье направление — наше традиционное — системы электронного документооборота. Мы производим известный на рынке бренд — систему «Е1 Евфрат», у которой десятки тысяч клиентов. Здесь мы видим для себя один из офисов разработки, который может поддержать развитие продукта.

— В чем его основная особенность?

— Одним из основных отличий «Е1 Евфрат», как и многих других наших продуктов, является его интеллектуальность. Сегодня, когда объем информации, поступающий к руководству организации на согласование, рассмотрение и тому подобное превышает все разумные пределы, технологии искусственного интеллекта помогают ему в принятии решений. Уже сегодня интеллект системы «Е1 Евфрат» способен помогать в принятии решений в 40% случаев. Систему также отличает высокая информационная безопасность, простота внедрения и использования.

«Поначалу процесс привлечения сотрудников в Иннополис шел непросто. Было некое недоверие со стороны технарей»

— Какое из направлений сегодня испытывает больший дефицит в кадрах?

— Мы набираем кадры по всем трем направлениям работы в Иннополисе. Где-то нужны математики, где-то — программисты. Сегодня в нашем офисе в Иннополисе работают 15 человек, а по нашим планам на год, к осени 2017 года — увеличить их число до 130. Поэтому мы активно ведем кампанию по релокации: предлагаем сотрудникам кредиты на приобретение необходимых предметов обихода, спонсируем им переезд. Темп набора специалистов уверенно растет.

— Сколько инвестиций уже привлечено в проекты, работы по которым будут вестись в вашем офисе в Иннополисе?

— У двух направлений нет оговоренной суммы инвестиций, поскольку это продукты. А инвестиции в проект «Агрополис» уже были заявлены — это 68 миллионов рублей госсредств. Проект реализуется не только в Иннополисе, и в него входят частные инвесторы.

ФУНКЦИИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ДЛЯ КАМАЗА

— На какой стадии находится проект создания беспилотника с КАМАЗом?

— Буквально на прошлой неделе (в середине сентябряприм. ред.) мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с минобрнауки России и вышли на финишную прямую. Это выпуск предпромышленной версии системы помощи водителю, или ADAS (Advanced Driver Assistance System), для КАМАЗа с функциями первого уровня, предусматривающими работу систем предупреждения об опасности столкновения с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков. Второй уровень ADAS — это уже будет активная помощь водителю, предусматривающая вмешательство в систему управления (притормаживание, удержание в полосе и т. д.). Вообще, по классификации SAE International существует 6 классов автономности: от уровня 0 — полностью ручное управление до 5 — полностью беспилотный автомобиль.

Законченную версию ADAS первого уровня с элементами искусственного интеллекта мы планируем выпустить уже к началу следующего года.

«Мы приступили к финальным испытаниям системы помощи водителю, которая будет серийно устанавливаться на грузовики»

— Что позволяет делать функция активного управления движением автомобиля C-Pilot?

— Она вмешивается в управление транспортным средством и позволяет, например, возвращать транспортное средство на полосу, если оно вдруг начинает перестроение без включения сигнала поворота, или может притормаживать при опасном сближении с другим автомобилем или пешеходом. На самом деле, в ряде люксовых моделей автомобилей такая возможность уже присутствует.

— Что из себя представляет предупреждение об опасности столкновения?

— Звуковой сигнал, вибрация руля, вывод сигнала на приборную панель. Предупреждение будет подаваться при появлении человека на дороге, резко сокращающемся расстоянии до автомобиля, находящегося впереди вас, и тому подобное.

— Какова начинка С-Pilot?

— Платформа базируется на интеллектуальном программном обеспечении и состоит из нескольких элементов — это стереопара видеокамер (устанавливается внутри кабины транспортного средства под стеклом), СВЧ-радара, леддаров и других датчиков, обеспечивающих комплексную детекцию объектов дорожной сцены в различных диапазонах спектра, а также компактный вычислительный блок. Возможно, в ряде задач система будет дополняться камерами сзади. Все вычисления производятся непосредственно на борту, а не передаются в какие-то вычислительные центры (здесь используется технология, разработанная нашей компанией, которая называется Cognitive data fusion и которая позволяет успешно решать задачу комбинирования разнородных данных, полученных от различных сенсоров, что в итоге дает повышение уровня безопасности беспилотника на 40 - 42 процента).

— Какие можете назвать последние достижения в сотрудничестве с КАМАЗом?

— Мы приступили к финальным испытаниям системы помощи водителю, которая будет серийно устанавливаться на грузовики.

«Платформа базируется на интеллектуальном программном обеспечении и состоит из нескольких элементов — это стереопара видеокамер, СВЧ-радара, леддаров и других датчиков, обеспечивающих комплексную детекцию объектов дорожной сцены»

— На каком полигоне тестируются беспилотники «КАМАЗ»? Также шла речь о создании специального полигона.

— Специальный полигон пока не создан, деньги государством на него еще не выделены, но это произойдет в рамках научно-технологической инициативы (НТИ) через АСИ.

Все необходимые поручения правительства уже сделаны, но пока не отработан механизм финансирования. Мы будем использовать полигоны для испытаний, но заявки на их создание подают регионы. Их всего планируется три в стране, и Татарстан тоже подавал заявку. На финансирование основных направлений развития беспилотных технологий в России (AeroNet, AutoNet, MariNet и NeuroNet) в рамках НТИ АСИ из федерального бюджета было выделено 10 миллиардов рублей. В этой сумме присутствует и поддержка дальнейших разработок с КАМАЗом.

«КОЛЛЕГИ ПЫТАЮТСЯ ЕХАТЬ КАК ДЕЛЬФИНЫ, А МЫ — КАК ЧЕЛОВЕК»

— Если сегодня выпустить беспилотный «КАМАЗ» на дороги, теоретически это будет безопасно?

— Сейчас беспилотный «КАМАЗ» может ездить так, как Tesla — с контролем со стороны оператора. И только при наличии такого контроля будет обеспечена безопасность.

— А если контроль будет частичным?

— Конечно, нет. И мы считаем, что это глобально небезопасно. Решающая секунда на понимание того, что автопилот не сработал и надо вмешаться, может оказаться критической. Либо беспилотник должен полностью управляться оператором (несмотря на то, что машина сама будет притормаживать в случае опасности, возвращаться в свою полосу в случае ухода с полосы, поддерживать безопасное расстояние и установленную скорость и т. п.), либо он должен полностью ехать автономно, что на текущем уровне технологического развития невозможно. И это не только у КАМАЗа, а у любого производителя в мире.

«С приходом беспилотного транспорта безопасность на дорогах Земли повысится на порядок»

— А как быть в исключительных случаях, когда жертвы неизбежны?

— Сегодня среди экспертов и специалистов очень много разговоров по теме реакции беспилотных машин в исключительных случаях. В прошлом году мы проводили опрос по этическим вопросам — что делать, когда из дорожной ситуации нет хорошего выбора? Иными словами, с одной стороны — остановка, с другой — машина скорой помощи, а с третьей — встречный транспорт, и беспилотнику надо выбрать, кем пожертвовать. Если уж быть совсем циничным, общество готово принимать философию минимизации числа жертв (жертвы в любом случае будут, но их количество будет минимальным).

Вообще, во время тестирования беспилотник должен наездить миллионы километров, записать всю дорожную сцену на видеокамеры, чтобы на основе этого материала разработчики могли смоделировать практически все возможные ситуации на дороге, совершенствовать и отладить искусственный интеллект. Но и это все равно не даст возможности отработать все исключения. В какой-то момент на дороге обязательно возникнет ситуация, не учтенная в предыдущей практике. И здесь искусственный интеллект все равно должен будет принимать решения, напрямую не основанные на его предыдущем опыте. С этого места уже начинается зона фантастики. Скажем, беспилотник обучили всему, и в день N грузовик выехал на дорогу, загруженный канистрами с бензином, и именно в этот момент пошел снег, засветило в лобовое стекло солнце, поднялся ветер, и на дорогу выехала коляска, которую сопровождает собака-поводырь или мужчина на костылях. Представьте, что эту ситуацию интеллект беспилотника не отработал, и что тогда делать?

Здесь нужно понимать, что вероятность наступления такой ситуации ничтожно мала, даже практически невозможна. Дело в другом: по мнению ведущих мировых экспертов, с приходом беспилотного транспорта безопасность на дорогах Земли повысится на порядок. И когда безопасность беспилотной машины станет выше, чем у среднестатистического водителя, ее уже можно будет выпускать на дорогу.

— Сегодня выезд беспилотников на дороги общего пользования законодательно не регламентирован. Какие есть подвижки в этом вопросе?

— Наша компания активно участвует в этом процессе. Я являюсь ответственным секретарем комиссии по развитию стратегических информационных систем, которая ведет эту работу в Госдуме по выработке закона по беспилотникам. Мы внесли проект соответствующего закона еще в весенней сессии на внутреннее рассмотрение депутатов. В нем мы впервые даем определение беспилотного транспортного средства, субъекта и объекта ответственности. Без этого регулирование невозможно.

Поскольку в России, в отличие от США, система права континентальная, мы должны сначала написать закон, а потом, исходя из фактов реальной жизни, его корректировать. В Америке же, наоборот, прецедент создается после случившегося в жизни факта.

Поэтому мы продвигаемся в решении законодательных вопросов постепенно. Сначала определяем терминологическую базу, объект регулирования, затем передаем это в исполнительные органы власти. В Думе мы впервые заговорили о том, что водитель может быть физически оторван от управления. Сегодня вся ответственность должна быть возложена на водителя или оператора, контролирующего процесс движения.

Госдума должна будет изучить наш проект уже в новом составе, и если он будет не менее прогрессивен, чем предыдущий, то теоретически наш закон может быть принят в этом году.

«Беспилотник должен наездить миллионы километров, записать всю дорожную сцену на видеокамеры, чтобы на основе этого материала разработчики могли смоделировать практически все возможные ситуации на дороге»

— Взаимодействуете ли с вы с профильными ведомствами по вопросам законодательства?

— Государство притормаживает в этих вопросах. Результатом такой пассивности стало то, что США первыми подготовили документ, который содержит подавляющее большинство инициатив, аналогичных тем, которые подготовила комиссия Госдумы, он включает требования для производителей автономных и полуавтономных автомобилей и касается вопросов обеспечения безопасности.

— Президент Cognitive Technologies в интервью нашей газете говорила, что по беспилотникам наибольшая помощь шла от министерства образования России. Что-то изменилось? Кто-то еще высказал заинтересованность в проекте?

— Нет. Действительно, флагманом государственной поддержки до сих пор было министерство образования и науки. Пока непонятно, присоединится ли кто-то еще. Причины я пока тоже не понимаю.

— Что сегодня может различать машинное зрение беспилотного «КАМАЗа»?

— Оно может различать самые сложные объекты, в том числе и те, которые не имеют постоянной формы: пешеходов, в том числе с колясками, велосипедистов и даже собак. Сейчас идет доработка и отладка алгоритмов, и после этого еще должен быть период накатки сотен тысяч километров по дорогам общего пользования. Здесь пока нас и сдерживает законодательство.

— Вы прогнозировали, что в 2025 году автономные транспортные средства будут обычным явлением. Поменяли прогноз?

— Скажу так: это точно случится до 2025 года. Я в это верю. Надо понимать, что сейчас отрасль ІТ очень быстро меняется, темпы ее развития сильно ускоряются. В этом году нейронная сеть впервые победила чемпиона мира в го — на пять лет раньше прогнозов. Так что беспилотники смогут массово выйти на дороги и раньше, а 2025 год — это супердедлайн.

— Разные компании в мире трудятся над созданием беспилотников. Компания Cognitive Technologies отстает от них или опережает?

— Мы идем другим путем. Если коротко, зарубежные коллеги используют активную (или излучающую) модель компьютерного зрения. В этом подходе значительную роль играет использование активных датчиков. Мы же в качестве технологической основы реализуем пассивную (или поглощающую сигнал) модель, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. Собственно, по таким же принципам действует и человек. Если уж совсем упростить, они пытаются ехать как дельфины, а мы — как человек.

Причем наш подход признается ведущими мировыми экспертами альтернативным решением задачи. Довольно четко эти различия были сформулированы профессором Кембриджа Гарри Бхадешиа. Нашу концепцию он охарактеризовал как «обычные города с умными машинами». Тогда как концепции Google и других зарубежных коллег было дано определение «умные города и дороги».

«Мы идем другим путем»

И этому прорыву мы обязаны нашим математикам во главе с генеральным конструктором Василием Постниковым, которые с самого начала смогли корректно поставить глобальную, стратегическую задачу. У нас был вариант пойти по направлению «умная дорога», принятому более 80 процентами зарубежных разработчиков, но мы принялись решать более сложную задачу, отвечающую нашим российским реалиям. Это было 8 лет назад и сейчас дало реальный результат.

Если же сравнивать уровни существующих в мире разработок с нашими, то недавно, во время поездки по основным научно-технологическим центрам Европы и США, мы получили соответствующее заключение экспертов из Массачусетского технологического института и Кембриджа. Специалисты отметили, что наш технологический уровень превышает показатели ведущего мирового лидера в этой области, израильской компании Mobileye. Это подтвердили и наши собственные тесты. Наш комплекс способен распознавать большее количество классов дорожных знаков, лучше работает в плохих погодных условиях, позволяет захватывать более широкий сектор дорожной сцены, что дает колоссальное преимущество по качеству анализа обстановки. В частности, при приближении транспортного средства по примыкающей дороге, как это было в случае знаковой аварии с Tesla, у нас было бы в запасе время, достаточное для корректной отработки ситуации, которое могло бы стать решающим и которого не хватило Tesla. Это говорит о том, что впервые за десятилетия российский ІТ-разработчик становится реально заметным на мировой арене.

Поэтому мы ожидаем, что для нас с КАМАЗом это будет прекрасный путь на международные рынки как по самим автомобилям, так и по компонентам комплекса беспилотного вождения.

— Какая сумма выделена на проект с КАМАЗом?

— На реализацию проекта государством в лице минобрнауки России было выделено более 300 миллионов рублей.

«КОМБАЙН — ЭТО БОЛЬШОЙ ЧЕЛЛЕНДЖ»

— Какими этапами реализуется «Агрополис»?

— У проекта несколько стадий. Первая завершится в январе 2017 года — уже фактически появится прототип сельхозтехники с функцией автопилота, который сможет в автоматизированном режиме осуществлять обработку полей. Система компьютерного зрения и сенсоры позволят сельхозтехнике выполнять однотипные операции в режиме автопилота, обеспечивая автоматическое подруливание вдоль нужной траектории в соответствии с выполняемой задачей по обработке поля.

В 2018 - 2020 годах компания планирует провести опытную эксплуатацию прототипа автопилота.

«Умному комбайну» требуется обеспечивать жесткий контроль направления движения и точного положения жатки вдоль скошенной кромки поля. Даже ее незначительное смещение может привести к потерям миллионов рублей из-за нескошенных площадей»

— В чем отличие беспилотного комбайна от беспилотного автомобиля?

— Основные отличия не столько в системе компьютерного зрения, где мы сегодня используем алгоритм детекции различного рода препятствий, представляющих опасность для сельхозтехники: камней, опор линий электропередачи (процент порчи техники из-за наезда на них достаточно велик, и ремонт дорогой). Управление беспилотным комбайном в чем-то сродни управлению крупной автоматизированной системой, такой как небольшой завод. Комбайн — это большой челлендж. Оператор одновременно должен корректно выполнять десятки операций: отслеживать необходимый угол атаки лезвий жатки, поддерживать требуемую скорость их работы, контролировать зазоры молотилки, уровень заполнения бункера отгрузки зерна в кузов автомобиля и его положение по отношению к кузову и так далее. Для этого на комбайне помимо видеокамер устанавливаются десятки всевозможных датчиков. В рамках этих работ мы спроектировали прибор с элементами искусственного интеллекта, выполняющий в этой сложной системе управления известную профессионалам функцию обратной связи, позволяющую автоматически контролировать качество зерна на выходе всего процесса обработки и корректировать управляющие воздействия (скорость движения, углы основных механизмов и др.) для оптимизации всех параметров системы.

Кроме того, сама организация автономного вождения комбайна имеет серьезные отличия от беспилотного автомобиля. «Умный комбайн» движется не по дороге общего пользования, а по полю. Ему требуется обеспечивать жесткий контроль направления движения и точного положения жатки вдоль скошенной кромки поля. Даже ее незначительное смещение может привести к потерям миллионов рублей только за несколько часов работы из-за нескошенных площадей. Затем, искусственный интеллект комбайна должен определять и поддерживать оптимальную скорость движения, понимая, что слишком быстрый темп может привести к забиванию емкости, по которой поступает зерно, а медленный, опять-таки, с неизбежностью скажется на экономической эффективности работы. Наконец, скорость движения еще зависит от вида культуры и плотности ее произрастания.

И еще одно отличие задач в сельском хозяйстве от автомобилей-беспилотников. Проекты по умной сельхозтехнике можно гораздо быстрее довести до промышленной стадии. Здесь нет необходимости тестирования на дорогах общего пользования, нет пешеходов и других факторов дорожного движения, не требуется законодательное решение вопроса.

— Что будет разрабатываться в рамках проекта «Агрополис» помимо «умного комбайна»?

— В рамках проекта нам предстоит создать систему искусственного интеллекта по мониторингу сельхозтехники и посевов, включая мониторинг процесса обработки полей и условий роста урожая. Это ключевые элементы в реализации концепции точного или координатного земледелия (Precision Agriculture). Ее целью является максимизация производительности сельхозпредприятий за счет экономии средств, которое достигается точечным или избранным воздействием только на те участки полей (внесение удобрений, удаление посторонних элементов, проведение мелиоративных работ и другое), где оно наиболее востребовано в конкретный момент времени. Грубо говоря, не нужно тратить время на обработку всего поля, а надо проводить воздействие только в тех точках, где это наиболее необходимо в конкретный момент времени.

Эта работа подразумевает создание и установку стационарных роботов по периметру поля (определяющими состояние почвы и т. д.), а также беспилотников — дронов, интеллект которых способен распознавать точки для необходимого воздействия (удаления сорняков, внесение удобрений и так далее).

— Получается, что какое-то количество водителей комбайнов, агрономов потеряет работу...

— В России имеет место недоиспользование земель, поэтому я не думаю, что люди вообще останутся без работы. Отрасль сельского хозяйства растет по сравнению с тем провалом, что был в 90-е. Все, кто могли остаться без работы, уже без нее остались. Кроме того, «умная техника» сформирует заказ на новые профессии: оператор по контролю за движением беспилотной техники, специалист, ответственный за мониторинг информации, и тому подобные.

— Сколько будет стоить один комплекс дооснащения комбайна?

— Не более чем 10 - 15 процентов от стоимости самого комбайна. Это недорого. Такие параметры позволят использовать умную сельхозтехнику даже малым и средним фермерским хозяйствам.

— По «Агрополису» вы общались с республиканским минсельхозом?

— В Татарстане у нас есть партнер — одно из ведущих сельхозпредприятий республики «Союз-Агро». Соответственно, министерство сельского хозяйства республики в курсе всего процесса, его представители входят в рабочую группу и мониторят результаты совместной работы. И по итогам завершения этапа в январе следующего года, наверное, будут приниматься какие-то решения о практике и какой-то господдержке. По сути, господдержка нам уже не нужна — мы уже получили все, что хотели, и проект перешел в коммерческую стадию.

Еще мы общаемся по аналогичным вопросам с Белгородской областью и Ставропольским краем.

— Какое конкурентное преимущество у проекта «Агрополис» и где за рубежом может быть применена система С-Pilot?

— Важнейшей особенностью проекта «Агрополис» является возможность реальной работы в российских условиях, определяющихся суровыми климатическими условиями на большей части территории страны, пониженной продуктивностью почв, сложной логистикой и так далее, что предполагает создание более сложного математического аппарата по сравнению с решениями многих известных зарубежных компаний.

Из ближайших планов использования C-Pilot в сельском хозяйстве это фермерские хозяйства Европы, потому что там как раз используется техника, которая может быть дооснащена нашими комплексами. Для них это является существенным компонентом затрат. Европейские фермеры начали активно покупать сельхозтехнику в России, потому что она стала принципиально дешевле. Мы думаем, что будут покупать и комплексы для дооснащения, потому что в Европе четко считают деньги. 15 - 20 процентов экономии для них — это очень серьезно.

Если говорить о более отдаленных перспективах, то с проектом «Агрополис» мы планируем выходить на рынки Латинской Америки, Средней Азии, а также в развивающиеся страны. Но в ближайшие пять лет мы ориентируемся на рынок России. Если для других наших продуктов и вообще продуктов IT-отрасли экспорт — это благо, то в сельском хозяйстве наоборот — зарубежные игроки пытаются попасть на наш рынок со своими продуктами.

Андрей Черногоров – российский IT-предприниматель, генеральный директор компании Cognitive Technologies. Ответственный секретарь комиссии Госдумы РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям. Член Королевского института закупок и поставок.

Cognitive Technologies является ведущей российской компанией в области разработки и внедрения программного обеспечения. Технологический лидер на рынке систем корпоративной автоматизации, робототехнических систем, систем управления закупками, электронного документооборота, распознавания, ввода и обработки документов. Компания с 1993 года проводит системные научные исследования и разработки, позволяющие ей использовать в своих продуктах и решениях наиболее современные и мощные технологии, многие из которых не имеют аналогов в мире. В компании работают 4 доктора и 43 кандидата наук.

За более чем 20-летний период работы на рынке компанией реализовано свыше 10 тыс. проектов.

В числе заказчиков МЧС, МВД, ФСБ, минкомсвязи России, минэкономразвития России, ЦБ России, пенсионный фонд РФ, Сбербанк, проекты по автоматизации в субъектах РФ, ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Россети», ГК «Автодор», ОАО «Газпром», КБ «Газпромбанк», «Норильская горная компания», ОАО ММК, ОАО «Ростелеком», ОАО «Сибнефть» и др. Многие из этих проектов успешно работают уже более 10 лет.

Cognitive Technologies — оператор крупнейших пяти электронных торговых площадок России. Система управления закупками компании установлена в АО «Газпромбанк», ГК «Автодор», ОАО «Россети», ОАО ЕЭТП, а также ОАО «НК «Роснефть», совокупный оборот которых оценивается аналитиками порядка 3 трлн. рублей.

Компания является основным разработчиком системы машинного зрения в стратегическом проекте по созданию беспилотного транспортного средства на базе «КАМАЗа», а также исполнителем проекта по созданию «умного сельскохозяйственного производства на основе беспилотной сельхозтехники в ОЭЗ «Иннополис».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.09.2016 10:21

Во первых зайдите на сайт этой компании она не когда не работала с техникой это не ее профиль только с документами, поэтому может какие угодно сказки придумывать и даже такие, что комбайн будет сам себя ремонтировать, ведь основная задача комбайнера не только сено косить, землю полоть но и агрегат в рабочем состоянии поддерживать, во время узлы прям на поле подтягивать, прислушиваться к лишним стукам и.т.п., а уэтих типа все само делаться будет - ездят по ушам как надо) И еще какие пару лет когда поймут что эти камбайны не способны адекватно ориентироваться на неровной поверхности, то заставят сначала сельчан поля ровными прямыми делать такой подход уже трудно автоматизацией назвать )

  • Анонимно
    28.09.2016 08:31

    Много пафоса, но нет результата. Смысл покупать эти "беспилотные" вещи, если все равно нужен койбанер

    • Анонимно
      28.09.2016 09:21

      Читайте внимательго! шутите что ли?! в том то и дело, что кобмайнер не нужен будет, когда они завершат все испытания. и будет это очень скоро - вопрос пары лет!

      • Анонимно
        28.09.2016 10:21

        Во первых зайдите на сайт этой компании она не когда не работала с техникой это не ее профиль только с документами, поэтому может какие угодно сказки придумывать и даже такие, что комбайн будет сам себя ремонтировать, ведь основная задача комбайнера не только сено косить, землю полоть но и агрегат в рабочем состоянии поддерживать, во время узлы прям на поле подтягивать, прислушиваться к лишним стукам и.т.п., а уэтих типа все само делаться будет - ездят по ушам как надо) И еще какие пару лет когда поймут что эти камбайны не способны адекватно ориентироваться на неровной поверхности, то заставят сначала сельчан поля ровными прямыми делать такой подход уже трудно автоматизацией назвать )

        • Анонимно
          28.09.2016 10:44

          Зайдите на сайт компании, и увидите, что компания специализируется на автоматизации, машинном зрении, искусственном интеллекте и нейронных сетей. Машины это просто железо, а вся интеллектуальная система - это фишка когнитив

          • Анонимно
            28.09.2016 13:06

            Именно потому, что внимательно изучил предоставленные материалы на сайтах этой группы сделал такие выводы, не одного подобного проекта не было реализовано этой компанией соответствующий раздел и сайт под это дело только в этом году завели и если такие способные то для чего конкурс проводили на своем сайте и искали способных разработчиков, а точнее готовое решения с четкими требованиями по точности, для распознавания и анализа дорожной ситуации!? Вы явно переоцениваете их возможности.

            И хоть какой супер интеллект в машину засовывай, не будет она выполнять работу сверх своих возможностей именно для этого разработчикам нужно не только в алгоритмах разбираться, но в самой технике с которой работают, если комбайн изначально не способен сам себя ремонтировать, то и не будет, если он изначально не рассчитан на кривые Российские поля то он и после автоматизации нормально функционировать не сможет на таких полях) Так что, все это больше смахивает на фарс как с травопольной системой, результат которой сейчас явно виден менее 18% выращенной пшеницы пригодны к еде человека остальное корм скоту, а хотя тогда точно так же обещали вот мы сейчас выкладываемся по полной, а результат через несколько лет увидите, в итоге результаты в офшоры уплывают, поэтому многое зависит от того сколько эти ребята берут за эту работу т.к. есть уже зарубежные аналоги сделанные частными компаниями которые не осваивали гос бабло из-за чего стоимость их проектов на порядок ниже аналогичных разработок компаний с гос участием.

          • Сеpж
            28.09.2016 13:35

            а что она реализовала ??? НИЧЕГО одни слов абла бла мы вотличи отва словам пустым неверим а опыты можно показывать да..

        • Анонимно
          28.09.2016 10:51

          "НЕ КОГДА" это, конечно, сильно. И как только вы с сайтом разобрались?! Читать и писать, судя по всему, недавно научились

      • Сеpж
        28.09.2016 13:34

        комбайнеры будут нужны всегда в услвовиях России в ыпросто купились на удочку. НОВОСТЕЙ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ НЕ БЫВАЕТ!! Этоневозможно.Без водителя и комбайнера только на уровне опытов...результат будет лет через 50 не более

    • Анонимно
      28.09.2016 15:56

      Сделать так, чтобы комбайн просто ездил по полю, и даже при этом косил и молотил , думаю особых проблем не составляет. Для этого не так уж много денег-то не нужно. Но, вот как решить следующие задачи?
      1. Масса, состав убираемой культуры (густотата растений, наличие сорных растений, ...) по полю разная. То есть как обеспечить равномерность поступения скашиваемой массы в молотилку комбайна? Иначе молотильный аппарат просто забьется и понадобится как минимум один человек, пол часа времени и лом ))) чтобы все это очистить и запустить заново.
      2. На полях часто встречаются камни (не обязательно большие глыбы, а обычные не большие ) или вовсе другие постороние предметы, которые если их не увидеть вовремя попадают в жать и далее, и приводят к серьезным поломкам. Как научить комбайн распознавать эти посторонние предметы?
      3. Комбайн сложная машина с огромным количеством движущихся механизмов и деталей , работающих в условиях пыли, грязи, влагии, вибраций и тп. И в связи с этим очень часто отдельные узлы и детали выходят из строя. Комбайнер как правило все это видит до того как оно сломалось, или же сразу останавливает машину если что то поломалось. Ко всем винтика и деталям датчики не приставишь, чтобы контролировать их техническое состояние. Поэтому не значительная поломка какой то детали, которую во время если не увидеть и принять меры, может снести пол комбайна (ну или приведет к более сложным поломка )))
      Но в прицепе при идеальных условиях думаю все это возможно

  • Анонимно
    28.09.2016 09:03

    Было бы правильно вот это направление развивать всеми силами, а не этот никомуненужный ВСМ. Полностью автоматизированное сельское хозяйство - это огромный шаг для развития человечества и удешевления пищи.

  • Анонимно
    28.09.2016 09:06

    Где купить качественный и доступный минитрактор для обработки участка до 1 га? Готов первое время сам им управлять ) но если будет беспилотный и стоимостью 200-250 тысяч рублей, это дало бы огромный стимул для развития мелкого фермерства и ЛПХ. Подскажите кто что знает ?

  • Анонимно
    28.09.2016 09:10

    Бред(((
    Бесполезная трата кучи денег и МНОГО пиара (((
    В Европе такие машины еще не выпускают на дороги, куда еще нам то.

    Дороги бы лучше сделали и разделительные барьеры на трассах поставили бы.

    • Вы проводили исследования, чтобы утверждать, что это "бред" и "много пиара"? Почитайте внимательнее в интернете об этой компании, ее историю - уж кто, если не они делают реальные вещи.

      • Анонимно
        28.09.2016 11:22

        Проводили передовые компании мира в этой области google в том числе, давно уже заключили, что авто пилоты не справляются на неровных дорогах с разными уклонами, а что бы эту проблему решить без участия человека нужно очень дорогостоящее оборудование такое, что дешевле десять водителей нанять которые посменно менять друг друга будут, понимаете теперь, что это просто пафосный пиар, посмотрите у них на всех презентациях камеры и датчики ровно фронтально смотрят параллельно дороге т.к. на ровной дороге все работает даже у школьников в инете массу видео на эту тематику есть, а вот уже на не ровной дороге особенно с уклонами такой прямой алгоритм не срабатывает и приводит к дтп т.к. на ровной дороге сила тяжести равномерно распределяется условно постоянной величиной остается точнее контролируемой т.к. скорость изменения не большая которую легко учитывать и главное можно быстро корректировать направление машины, а когда не ровная дорога эта сила тяжести пляшет и сильно влияет на показания датчиков, в результате чего машина не может принять верное решение в нужный момент, естественно это влияет на управляемость плюс на холмах угол обзора системы меняется, что приводит к сбою прямого алгоритма, так что это показуха, как с травапольной системой тогда тоже несколько лет просили подождать, результат на лицо рекордные сборы пшеницы, а пригодные для еды менее 20% остальное низший сорт корм скоту.

      • Сеpж
        28.09.2016 13:27

        Только не они.Они ренальные вещи вообще не делают кстати интенет не показатель. Полно заказных материалов полно шумихи.Ареальных дел НЕТ НЕВОЗМОЖНО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ беспилотные машины и комбайны только на уровне опытных обрасцов

      • Анонимно
        28.09.2016 19:20

        Мне исследования не нужны.
        1. Я каждый день езжу по дорогам Казани и часто проезжаю Республику по диагонали от Казани до восточной границы. Качество дорог, наличие разметки, наличие разделительных полос.... все это вижу. Скажите мне, беспилотник ориентироваться и ехать по глобусу должен (про GPS я в курсе если что)? Или все-таки ему бы разметочку и знаки чистые и по ГОСТу?
        2. Да что говорить про РТ, на Казань посмотрите! Скоро зима, а разметки как не было так и нет!!! На Зорге например посмотрите, широченная дорога, ни единой полосы разметки. На Модельной улице например кто был? Я был, сегодня, там не беспилотный КАМАЗ, там ПИЛОТНЫЙ танк нужен чтобы проехать и не оставить пол-подвески.
        3. Комбайны беспилотные :) нуну. Поля сначала сделайте ровными без канав, рвов, холмов, ям и прочих столбов ЛЭП, без сорняков и просто какого-нибудь хлама. Потом уж думайте о беспилотниках. Вы давно на поле то были? Они несколько отличаются от фото в инстаграмме и прочих вконтактах к Вашему сведению.

        Прежде чем писать псевдо-умные слова оглянитесь вокруг! Где мы живем, по каким дорогам ездим? Безусловно, многое делается (за это спасибо), но улетать мыслями и идеями в облака то не надо.

        И вернитесь уж из этого розово-призрачного мира недешевого пиара и распила бюджетов....

        • Прочитайте интервью, пожалуйста. Эксперт как раз и говорит о том, что при опытах с машинным зрением высчитываются всевозможные сценарии. Он даже специально отмечает, что в мире 80% дорог так себе, мягко говоря. В стране тоже. Машинное зрение "учат" ориентироваться не только на разметку.
          Впрочем, если вы такой эксперт (я на это не претендую), могу вам это и не писать. И псевдо-умные слова не употребляю, и в облаках не летаю.
          В поле этим летом была. А что?

  • Сеpж
    28.09.2016 13:26

    ни беспилотных камазов ни беспилотных комбайнов не будет будут опытные обрасцы НО НЕ БОЛЕЕ

    Вы даже не представляете какие проблемы надо решить. Просто проект по распилу денег не более

    • Поделитесь - какие проблемы надо решить в рамках озвученной темы? Думаю, многим будет интересно прочитать.

      • Анонимно
        28.09.2016 16:26

        Проблема гравитации и сильные колебания машины которые вы просто не замечаете т.к. они очень быстрые и разнонаправленные, что приводит к относительной стабилизации положения вашего тела из-за этого Вы их особо не чувствуете не смотря на то, что Вас матает из стороны в сторону с громадной скоростью, а приборы к подобному очень чувствительны. Еще при наклонах автомобиля визуальное восприятие системы меняется, что приводит к дезориентации, в результате чего машина упускает время для принятие нужного решения и как правило заканчивается наездом на препятствие или другими дтп. А есть еще дополнительная проблема, которая заключается в том, что кто занимается освоением бюджета, а не решением стратегических задач поставленных президентом, так бы уже давно с Дуюновым померились и организовали как он просит производство, а не так, что он свою технологию за бесценок отдает государству, как ему предлагали.

        • Анонимно
          28.09.2016 19:23

          Вы что то много умных слов в ответ написали )))
          Не поймут ))))))
          Проще надо, проще! ;)

        • Анонимно
          28.09.2016 19:30

          Неправильно написали, не поймут Вас.
          В общем когда машина едет по кочкам, она делает "дыр-дыр-дыр" и шатается. От этого руль туда-сюда крутится и всё. Бумс, авария.
          Так короче. И понятнее.

        • Спасибо за ответ.

  • Анонимно
    28.09.2016 13:45

    Даже на западе проекты беспилотных машин дальше натурных опытов не заходят и то.. чистый беспилотник не выходит рядом всегда сидит водитель.

    • Анонимно
      28.09.2016 14:55

      Ездят же вроде уже в США и в Европе. В качестве экспериментов по трассам пускали уже. Года два и в Европах с США будет надуатся очередной технолого-экономический пузырь беспилотных легковых авто и грузовиков. В первую очередь Uber с его беспилотными такси надуют и запустят по городам беспилотные такси. Я не говорю что это будет рентабельно и экономически целесообразно. На западе это тоже своего рода законный вид попила через раскрутку акций на фондовой бирже.

      • Анонимно
        28.09.2016 15:08

        нЕт не ездят дальше экспериментов вдело не идет.
        Слишком сложно. Беспилотных такси в ближайщем будущем не будет не работает система то ка кпоказали экспирименты.Та кчто не будет этого .Поква сложно.

  • Анонимно
    28.09.2016 13:48

    А в области ПиАра мы впереди Планеты всей.

    Делом надо доказывать.А не словами а рассказать про нейронные сети..может очень большое количество граждан.

    Все эти опыты с иннвацими напоминают китай времен культурной революциии.Тогда у них то станки из бетона делали.То сталь варили в каждом дворе.

    Если у людейне было опыта в подобных проектах то...будет только успешное освоение денег и все. и промежуточный результат за счет бюджета

  • Анонимно
    28.09.2016 18:55

    Беспилотный комбайн,трактор,опрыскиватель жизнеспособны. Один человек сможет обслуживать несколько единиц техники... Сейчас когда на поле работает техника то бригада ремонтников,аргоном,инженер всегда рядом.

    Беспилотная техника может работать сутками но для этого нужны ровные и чистые поля,интернет на высоких скоростях,инженеры которые понимают как работает техника и компьютер. Проблем много и они решаются со временем.
    Прогресс не остановить и это факт

    • Анонимно
      29.09.2016 13:42

      Беспилтных комбайнов и тракторов нет в природе.Вывод они не жинеспоосбны. Вы просто желаете чтоб ыони были но будут ли?? ВОПРОС! врядли в ближайшее время

  • Анонимно
    28.09.2016 19:33

    Система беспилотников очень полезна и уже применяется в той части, которая отвечает за экстренное торможение (благодаря радарам), удержание в полосе (камеры), считывание знаков (ограничение скорости). Да, это есть и работает на европейских автомобилях и там, где ЕСТЬ разметка, где ЕСТЬ ХОРОШИЕ дороги и знаки.
    К сожалению это не про РТ ((

  • Анонимно
    28.09.2016 19:57

    мнение поменял кординально после штрафа за тень

  • Анонимно
    28.09.2016 22:31

    У нас в стране безработица, решите вопрос с этим. Куда людей будем трудоучтраивовать ? Или просто добьётся того, что он исчезнут в нашей стране , останется 2% населения супер богатых и роботы? ?? О чем правительство думает????

  • Анонимно
    29.09.2016 08:53

    Наверное, беспилотные комбайны возможно создать, и они будут работать, вопрос только один - зачем?! Какова составляющая зарплаты водителя в хлебе на полках? А если после тотального внедрения упадут цены на зерно? Что и кому это дает?
    Если мы автоматизируем все процессы, без участия человека, кто все это будет, простите, жрать?
    Для начала может быть создать самый простой беспилотный транспорт - беспилотный трамвай? Чтобы ходил по расписанию?! И посмотреть что из этого получится? Беспилотные пылесосы уже давно придуманы, может создать беспилотную газонокосилку?)) Я бы может купил.) или беспилотную Госдуму?) ) беспилотную планету?)
    Беспилотники нужны только там, на мой взгляд, где человеку физически нельзя находиться, либо там, где человеческий фактор особенно противопоказан! Все остальное - амбиции, либо под этими целями скрываются другие, тогда и нечего это афишировать!

    • Анонимно
      29.09.2016 09:38

      Если у вас есть лишние деньги, сами этим и займитесь

      • Анонимно
        29.09.2016 18:05

        У меня нет лишних бюджетных средств, придется отложить идею)

        • Анонимно
          29.09.2016 19:35

          А эта компания и не за счет бюджета работает

          • Анонимно
            30.09.2016 08:55

            Да никто же не против прогресса и здорово, если хоть кому-то перепадает увесистый госзаказ и солидная поддержка. Завидки конечно есть.) Просто скорее всего ничего на выходе конкурентоспособного не выйдет, к сожалению - постановка задачи уже неверная, судя по статье. Вот о чем речь.

  • Анонимно
    29.09.2016 09:40

    "может создать беспилотную газонокосилку?)) Я бы может купил.)" - покупай наздоровье давно уже в продаже, правда по цене в 2-3 раза дороже обычной газонокосилки.
    Потенциально беспилотная техника очень бы пригодилась при добыче топлива на Луне - Гелий3. Которое потенциально могло бы использоваться космическими кораблями в качестве топлива при полётах на Марс (Илон Маск собрался давеча туда миллион людей переселить).
    Но имхо лучше всего разрабатывать аватары/суррогаты человека по образу и подобию так сказать. Пока это самый эффективный жизнеспособный искусственный интеллект в мире!

    • Анонимно
      29.09.2016 18:03

      Действительно, есть! Цена от 140 до 300тыс. руб. Это дороже в 10 и более раз! Дороговато. Видимо и комбайн будет недешевый! Если существуют уже газонокосилки-роботы, значит ничего уже не надо придумывать - убирать пшеницу принципиально не намного сложнее. И этот комбайн давно бы уже был создан и работал бы где-нибудь в Европе, если был бы кому-то вообще нужен.

  • Анонимно
    29.09.2016 10:50

    Прочитал статью. Стало понятно что ничего реального и физического сделано не будет. Эти люди вообще не понимают что такое беспилотный автомобиль. Откуда они?

  • Анонимно
    29.09.2016 11:01

    Полная ерунда. Нет ни одного видео. Где результаты, уважаемые?

  • Анонимно
    5.10.2016 19:37

    Прочитала статью. Очень интересно! Вот бы все эти мечты да в реальность, чтобы поля были вспаханы и засеяны! Сколько бесполезных пустующих земель у нас! А ведь есть на них хозяева, которые ни сами не сажают ничего, да другим не дают... Правда, это уже совсем другая история...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль