Культура 
10.11.2016

«Это был только ветер, без перемен. Но без ветра листья на деревьях не шевелятся!»

Споры вокруг «Үзгәреш җиле»: куда пропал «моң», чем больна татарская эстрада и почему на ТНВ нет даже рояля

Ни открытых репетиций, ни собственного сайта, ни, собственно, конкурсного отбора участников — такие претензии организаторам прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» вынесли критики на круглом столе, прошедшем накануне в Казанской консерватории. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в отсутствие генерального продюсера фестиваля Рауфаля Мухаметзянова услышала, как, признавая необходимость данного мероприятия, деятели татарской культуры выступили за перемены в нем самом.

«Үзгәреш җиле» был призван радикально обновить и дать импульс к позитивным изменениям татарской эстрады — такое поручение дал президент РТ Рустам Минниханов. Он же выделил и бюджет в размере 70 млн. рублей. Рауфаль Мухаметзянов на встречу не пришел «Үзгәреш җиле» был призван дать новый импульс татарской эстраде — такое поручение было от президента РТ. Продюсер фестиваля Рауфаль Мухаметзянов (слева) на встречу не пришел, заранее предполагая критический настрой профессионалов

«КТО НЕ ОДОБРЯЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ? МЫ ВСЕ ОДОБРЯЕМ! НО НУЖНО ЧТО-ТО ДРУГОЕ...»

Состояние и пути дальнейшего развития татарской эстрады обсуждали накануне в Казанской консерватории на круглом столе. Так или иначе все свелось к анализу прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Ведь именно этот фестиваль, прошедший с большой помпой, призван радикально обновить и дать импульс к позитивным изменениям татарской эстрады — такое поручение дал лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Сам генеральный продюсер фестиваля — директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов — на встречу не пришел, но, заранее предполагая критический настрой профессионалов, направил им послание, в котором заочно призвал отделять зерна от плевел, то есть эстраду от фольклора. Не явилась и половина заявленных на круглом столе спикеров.

«Почему Альфия Заппарова не пришла? Она одобряет этот проект. А кто не одобряет? Мы все одобряем!» — начали обсуждать фестиваль еще до начала круглого стола его участники. «Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов — вот эталон эстрады... В этом году даже некому дать звание лауреата...» — философские беседы о состоянии татарского песенного жанра и обсуждение заявленной темы начались еще до работы самого круглого стола. Забегая вперед, отметим — с тем, что сам фестиваль и его продолжение, несомненно, нужны, согласны все, но не все согласны с его нынешним содержанием. Именно здесь мнения и разошлись.

Когда стало ясно, что апологеты проекта в его нынешнем виде уже не придут, модератор встречи — кандидат филологических наук, доцент консерватории, основатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова — начала обсуждение. «Круглые столы проходят у нас на постоянной основе, именно с формата круглого стола ровно три года назад в этом же зале начало свою работу творческое объединение „Калеб“, — напомнила она. — Данный круглый стол — это результат нашей работы, а не повод для критики фестиваля „Үзгәреш җиле“... Как бы ни прошел этот фестиваль, он никого не оставил равнодушным. А это значит, что он добился своей цели. Но есть ли у него будущее? И все же в каком направлении должна развивать татарская эстрада? По какому пути идти? Эти вопросы на сегодняшний день так и остались открытыми. Принесет ли перемены фестиваль „Ветер перемен“?» — задала она тон дискуссии.

Главное, чего не хватило критикам, — национального компонента. «Посмотрела концерт с удовольствием. Чему радовалась? Тому, что у нас много молодых исполнителей с сильными голосами. Но джаз в Европе и так слушают и знают, мы должны показать нечто другое», — заметила народная артистка Татарстана Римма Ибрагимова.

Профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Сагит Хабибуллин продолжил: «Не обращая внимания на мелкие сплетни — кто какой гонорар получил, кто спел, кто не спел, мы должны шире смотреть на эту проблему. По-моему, татарская эстрада больна, ей нужна помощь. Этот фестиваль был необходим. Организаторы пытаются подвести татарскую эстраду под европейские рамки и показать ее всему миру. Достигли ли они этой цели? Современная обработка народных песен, так называемый арт-фольклор — это не новшество. Фестиваль такой нужен, но национальный компонент практически потерялся, исчез, его не осталось».

«Мы снесли дом, новый не построили, а уже празднуем новоселье, — также сокрушаясь о дефиците татарского компонента на фестивале, добавил народный артист Татарстана Фердинант Салахов. — Мы разрушили свое богатейшее наследие — закопали розы лебедой. В фестивале приняли участие 25 человек, но вышел ли из их среды Таркан, который пропагандирует турецкую культуру, или Юлдуз Усманова, пропагандирующая узбекскую культуру, или Муслим Магомаев, которых все знали? Мы не в том направлении работаем. Мы должны вырастить 2 - 3 кадра, которые станут известными на весь мир, а организовать концерт из 25 человек ничего не стоит».

Сагит Хабибуллин Сагит Хабибуллин: «Фестиваль такой нужен, но национальный компонент практически потерялся, исчез, его не осталось»

«ПОСЛЕ ПРОСМОТРА КОНЦЕРТА Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗАУВАЖАЛ ИЛЬХАМА ШАКИРОВА»

«Фестиваль будет иметь свое продолжение, потому что у него есть поддержка. Но нужно посмотреть, есть ли будущее у исполнителей — участников фестиваля? Где новые песни? Старые песни спели по-новому. Мы их обработали и преподнесли вам в красивом свете. А ведь проблема осталась, она не решена!» — включился в дискуссию единственный участник проекта, пришедший на круглый стол, Артур Исламов — солист казанской оперы, основатель и солист татарской рок-группы Alqanat, которая после 10 лет своей деятельности объявила о прекращении деятельности.

О необходимости внедрения и развития новых жанров в татарской эстраде говорили и другие участники круглого стола: «Раньше у татар не было ни вальса, ни симфонии, ни оперы... У эстрады тоже много жанров, и мы не должны говорить, что нам не нужен рэп, нам не нужен рок и т. д.», — отметил профессор Хабибуллин.

«Есть много новых стилей, дайте им место! Мы в свое время делали эстрадные вещи. У нас была свобода — мы делали то, что хотели. А сегодняшняя эстрада направлена на получение максимальной прибыли при минимальных расходах», — сокрушался музыкант из Финляндии, основатель группы Super Tatar Rhythm & Etno Band Дениз Бадретдин, начавший играть музыку еще в 60-е, а позже основавший Bashkarma — татарскую группу в Финляндии.

«Ансамбль Лундстрема в 1950 - 1960-х уже делал джазовые аранжировки татарских песен, в 1980-х годах эстрада тоже звучала очень современно. Сегодняшняя эстрада тоже началась с попытки внедрения в нее новых веяний. Куда все это делось?» — включился в дискуссию музыкант и журналист, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов. По его мнению, назрела необходимость поддержки молодых авторов в рамках популярных сегодня творческих лабораторий.

Опоздавший председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, депутат Разиль Валеев сразу же включился в дискуссию: «Главная польза этого фестиваля в том, что растормошили данную проблему, подняли дискуссию. После просмотра концерта я еще больше зауважал Ильхама Шакирова и других наших великих исполнителей». Главное же его предложение в том, что для развития жанра Татарстану необходим отдельный музыкальный драмтеатр. Фестиваль тоже нужен, но несколько иной. «Это был только ветер, без перемен. Но без ветра листья на деревьях не шевелятся», — метафорично заявил Валеев. Он тоже заметил, что национального компонента в костюмах исполнителей не было и доходило все это до некоторого абсурда. «Петь песню „Хуш, авылым“ в еврейской шляпе... При выборе исполнителей не должны отдавать преимущество своим протеже, — начал с ходу перечислять недостатки депутат . — „Ветру перемен“ самому нужны перемены. Если уж было так много критики, нужно к ней прислушаться».

 Радиф Кашапов Радиф Кашапов (слева) считает, что назрела необходимость поддержки молодых авторов в рамках популярных сегодня творческих лабораторий

Досталось и телеканалу «ТНВ». В прививании зрителям плохого музыкального вкуса Исламов обвинил радио и ТV: «Какие песни звучат с экранов телевизоров и радио? Идет прививка плохого вкуса зрителю. Песни низкого уровня, исполнители... Слушатель уже не понимает, что из этого хорошая музыка, а что — халтура. Идет зомбирование зрителя». Попеняла на главный татарский телеканал и народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России, педагог Клара Хайретдинова: «Однажды наших оперных певцов — студентов консерватории — пригласили на ТНВ на один из музыкальных проектов. Они пришли со своими студентами, а на студии телеканала нет рояля! На ТНВ — главном татарском канале — нет рояля! Пришлось нашим студентам петь под искусственный звук — синтезатор», — сокрушалась она. Отметим, что именно «японский синтезатор» выступает неким символом-жупелом нынешнего состояния татарской эстрады в проморолике «Үзгәреш җиле», где солистам, напротив, аккомпанирует живой оркестр. С другой стороны, реалии таковы, что отказаться от этого дешевого решения невозможно по чисто экономическим причинам.

«Мы в свое время ездили на гастроли с оркестром, вероятно, это были самые мои счастливые годы в плане творчества. Но тогда нас поддерживало государство. Если сегодняшние артисты начнут везде на свои собственные средства возить с собой оркестр, они не то что прибыль получить не смогут, им нужно будет вложить все, что у них есть, и остаться при этом голодными. Государство должно задуматься и об этом», — подняла проблему в ходе дискуссии Ибрагимова.

Римма Ибрагимова и Клара Хайретдинова Клара Хайретдинова (справа) попеняла главному татарскому телеканалу «ТНВ» за прививание плохого музыкального вкуса зрителю

«ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — ЭТО НЕ НАШ ТЕАТР. НЕ ТАТАРСКИЙ...»

Кандидат филологических наук, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова отметила, что увидела в этом мероприятии «системный сбой»: «Я не против концерта, просто на все смотрю с татарской позиции. Тех, кто понимает татарскую национальную особенность, осталось очень мало. Нужно собрать всех этих людей вместе, и они вместе должны делать данные проекты».

Поддержал ее и Валеев, в очередной раз метафорично заявив: «Яблоня без корней высохнет. А эталоном нам нужно брать не Европу, а Азию и Восток».

Довольно часто в ходе круглого стола звучало слово «варяги», под которым подразумевали приглашенных музыкантов, оркестр, педагогов и аранжировщиков из Москвы, призванных внести новые веяния в татарскую эстраду. Здесь все как один сошлись во мнении о том, что вместо «варягов» необходимо поддерживать своих музыкантов, привлекать к работе существующие в Татарстане оркестры. Они, по крайне мере, не растеряют тот самый татарский «моң».

«Театр оперы и балета — это не наш театр. Не татарский. Поэтому нам необходим свой татарский музыкальный театр, — вновь отметил председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. — Я еще со студенческих времен мечтаю о своем национальном оркестре».

В итоге все участники круглого стола еще раз подтвердили, что перемены нужны, причем не только в татарской эстраде, но и в организации фестиваля, призванного ее перезагрузить (среди прозвучавших предложений — провести гласный конкурсный отбор участников, чтобы организаторы не проталкивали «своих» исполнителей), и как минимум посоветовали проекту открыть свой сайт, где можно было бы найти и видеозаписи самих номеров, и информацию об артистах и песнях, которые они исполняют.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2016 12:38

уже ясно, что Узгэреш жиле закончился полным провалом. Кто за это ответит? Не пора ли Рауфалю Мухаметзянову на пенсию?

  • Анонимно
    10.11.2016 12:20

    это правда кому то интересно? Хотя и дом 2 есть свой верный зритель, каждому свое.

    • Анонимно
      10.11.2016 13:01

      А вы видео посмотрите к статье - смешно же!)))

    • Анонимно
      10.11.2016 14:21

      Ну что, господа? Вот и новации в музыкальной культуре Татарстана высветились.
      1. Бюджет на организацию музыкального театра.
      2. Бюджет на гранты для творческих лабораторий.
      3. Самосовершенствоваться будут на основе акынского песнопения.
      И т.д. и т.п.
      Это уже не белка в колесе. Это что то другое. Несущееся. Типа чёрного плаща в ночи.

  • Анонимно
    10.11.2016 12:37

    "Ни открытых репетиций, ни собственного сайта, ни, собственно, конкурсного отбора участников"

    Жаль!!! как всегда, получилось, как обычно с тендерами на строительство дорог и все прочее - обычный внутисобойчик ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СРЕДСТВ с привлечением для создания видимости приличия кое-кого из "других" регионов или если грубеее сказать, "аулов".
    А кто искренне болеет за татарскую эстраду - их не было.
    Где театр песни Рината Ибрагимова, где московские татары и другие. Почему не призвали корифеев русской эстрады в лице Бари Каримовича Алибасова, который песню УМЫРЗАЯ блестяще исполнял и в ВИА "Интеграл" и также блестяще с "НА-НА"

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/328143

  • Анонимно
    10.11.2016 12:38

    уже ясно, что Узгэреш жиле закончился полным провалом. Кто за это ответит? Не пора ли Рауфалю Мухаметзянову на пенсию?

    • Анонимно
      10.11.2016 13:28

      100%согласен

    • Анонимно
      11.11.2016 11:11

      Аноним,ты чел.,не из Культуры,и не-культурен.Больше,твои суждения направлены против ТАТАР.А так,поясняю,как нигде,но в Искусстве важана ФОРМА подачи,любого изделия Человеческой деятельности.Форма-содержательна,содержание должно быть оФОРМЛЕНО.Иначе,не воспримешь.Тут передали всё ТАТАРское,но в иной ФОРМЕ.Этот Концерт,не для ТАТАР,может,для американцев,европейцев,которые,восприняли бы НАС,как ТАТАР.Молодцы!

  • Анонимно
    10.11.2016 12:41

    "На ТНВ — главном татарском канале — нет рояля! " - уже достаточно условий для отставки директора!

    • Анонимно
      10.11.2016 13:38

      сомнительное замечание конечно. ТНВ не является исключительно музыкальным каналом. А то, что он татарский не обязывает его иметь рояль

      • Анонимно
        10.11.2016 17:05

        То есть на главном татарском канале жалеют деньги на рояль?

      • Анонимно
        10.11.2016 22:20

        На ГТРК Татарстан в советские годы, да еще и в 90-е всегда был рояль, на котором записывались все телеконцерты классической музыки. Сейчас видимо качество для ТНВ не актуально, в отличие от советских времен

  • Анонимно
    10.11.2016 12:44

    "В прививании плохого музыкального вкуса зрителей солист казанской оперы Исламов обвинил радио и ТВ: «Какие песни звучат с экранов телевизоров и радио? Идет прививка плохого вкуса зрителю. Песни низкого уровня, исполнители..."
    А ТНВ вообще отстой. Кроме "ТАТАРЛАР" и про ТАРИХ, там ничего приличного нет.
    Сейчас я смотрю БСТ, вместо ТНВ. правда искажение языка немного напрягает на башкирский лад, зато передачи нормальные

    • Анонимно
      10.11.2016 15:28

      Элек ТНВ да рояль бар иде бит. Кая киткән ул. Концертлар төшерер алдыннан мастер чакыртып караталар иде. Хәзер ТНВ да журналистлар юк. Анда репортажны зарисовкадан аера алмаган белгечләр эшли. "Татарлар" тапшыруында да шундый ук хәл.
      Оят....... Бу татарны "мескен" итеп күрсәтергә теләү галәмәте..

      • Анонимно
        10.11.2016 17:32

        Эйе шул, элек, "Татарстан" каналы оешкан заманнардан ук, рояль бар иде анда, кая киткэндер? Иске язмаларда музыкаль тапшырулар гел рояль катнашында уза.

    • Анонимно
      11.11.2016 12:02

      Смотри БСТ.Только зачем обси..ешь ТНВ?Ты опиши,чем примечателен Башкирский канал.Что ТНВ показывает о ТАТАРах,и Историю ТАТАР,так это доказательство,что у НАС есть своя ИСТОРИЯ.Без Тарихта,эзлебез!

  • Анонимно
    10.11.2016 12:47


    Все критикуют и все как будто говорят правильно но ни в одном высказывании нет никакой души и главное чего же мы хотим???

    Песни рождаются не на сцене и не благодаря есть или нет рояль,а в сердце и в душе народа.
    Народ начинает петь чужие песни ,когда растеряет свои,это и происходит с нами, а почему?Ответ не надо искать на форумах и конференциях, на улицах,ресторанах,в парках.

    Достаточно послушать чего играют,чего поют и танцуют.
    Узнать наконец чем занимается
    Минкультуры,
    Минобразования,
    Татмедия,и можно будет понять чего ожидает. Татарскую культуру вообще.
    Спасибо предкам, они без роялей оставили такие песни, что благодаря им мы ещё татары!!!

  • Анонимно
    10.11.2016 12:48

    "«Главная польза этого фестиваля в том, что растормошили эту проблему, подняли дискуссию." - да только за миллион ЕВРО или 70 миллионов рублей - дороговато.
    Можно сделать дешевле. НАДО ИЗГНАТЬ "ШАБАШНИКОВ" из институпа культуры, чтобы не плодили бездарей и не уводили с истинного пути талантливую молодежь.

    • Анонимно
      10.11.2016 18:12

      Вы правы! Вот откуда"растут ноги" у всей этой псевдонациональной культуры

    • Анонимно
      13.11.2016 14:19

      Только Консерва-ия выпускает тех, кто ненавидит все.татарское уже много лет!

  • Анонимно
    10.11.2016 12:48

    Да уж, прошедший только что фестиваль оказался ну очень дорогим междусобойчиком на народные деньги, спекулируя на желании перемен в татарской эстраде.

    • Анонимно
      10.11.2016 13:39

      Нужен Татарский музыкальный драмтеатр,Татарский национальный университет.В Казани ничего нет Татарского,одни казанские университеты и театры.Так откого это зависит,от нас татар и зависит.

      • Анонимно
        10.11.2016 17:01

        Согласен. Если хотим сохранить язык, то должны создать условие чтобы человек весь свой жизненный цикл мог пройти не переходя на русский язык. Что я имею в виду? Дед сад на татарском, школа, университет. И далее по жизни.

      • Анонимно
        10.11.2016 18:22

        Есть Татарский Государственный Академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, вот его и надо вернуть татарскому народу, как это было задумано изначально, при его создании. Мне непонятна капитулянтская позиция парламентского начальника Разиля Валеева, дескать, для татар нужно заново создавать отдельный музыкально-драматический театр. А театр им. Джалиля для кого создавался? Ведь ясно же написано в учредительных документах, подготовленных еще в 30-х годах прошлого столетия, Татарский государственный театр оперы и балета создается для развития оперного и балетного искусства татарского народа. Спору нет, в городе, где населения уже 1,5 миллиона человек проживает (а не 300 тыс, как в 30-х годах), нужно еще один татарский музыкальный театр создавать. Но это отнюдь не должно делаться ценой потери для татарской культуры Театра им. Джалиля, а в дополнение к нему. А если придерживаться трусливой, капитулянтской позиции, то и новый театр захватят очередные мухаметзяновы и переведут на русский репертуар.

        • Анонимно
          10.11.2016 21:15

          Разиль Валеев же не выступает против оперного театра,он говорит,что опера- не традиционное национальное татарское искусство. Пусть живет и развивается оперный театр, пусть иногда ставятся там и полусамодеятельные современные татарские произведения. Но татарам близка музыкальная драма,основа которой была заложена Сайдашевым,Тинчуриным и другими. Насколько мне известно,и руководство республики не против создания такого театра.

          • Анонимно
            11.11.2016 03:47

            Почему полусамодеятельные? Татарское оперное искусство зародилось еще в 20-е годы ХХ столетия и успешно развивалось на протяжении десятилетий. А когда Театр Джалиля доверили равнодушному к татарской культуре дельцу, то национальное оперное искусство было откровенно задушено и растоптано. В том числе, при попустительстве руководства Татарстана и начальников от культуры, вроде Разиля Валеева. Не надо татарский народ опускать до примитивного уровня, национальную высокую культуру нужно целенаправленно поддерживать и развивать. Подъем в гору всегда требует усилий, а чтобы катиться вниз никаких стараний не нужно, это происходит само собой, что мы сейчас и наблюдаем в татарской культуре.

            • Анонимно
              11.11.2016 11:50

              Что скажешь,если новые постановки ныне здравствующих авторов недалеко ушли от самодеятельного уровня. Это уж результат деятельности наднационального директора и мастера добывания денег Рауфаля Мухаметзянова.

          • Анонимно
            11.11.2016 12:25

            На самом деле современные татарские оперы и балеты последних лет по сравнению с мировой классикой смотрятся как полусамодеятельные. Это является подтверждение того,что этот вид искусства не родной для татарского народа.

            • Анонимно
              11.11.2016 19:16

              Покойный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в свое время запретил в стране оперу и балет, как жанры искусства чуждые туркменскому народу (примерно, как у вас, "неродной для татарского народа"). Тем самым он выставил на посмешище свою страну и народ. Если мы считаем татар современной передовой нацией, надо избавляться от провинциальных комплексов, а посему Татарстан должен развивать все жанры искусства татарского народа, в том числе, целенаправленно, оперу и балет. И эти жанры у нас успешно развивались в ХХ веке, этот опыт показывает, что для этого нужно готовить свои национальные кадры и вкладывать деньги. Я знаю, татарская молодежь с увлечением занимается вокалом и мечтает петь в национальных операх. Не надо нас сводить до уровня папуасов дурацкими причитаниями, что есть "неродные" для татар жанры искусства.

              • Анонимно
                11.11.2016 19:58

                Даже при огромном желании и старании мы у себя не сможем выращивать апельсины и лимоны.Если только в теплицах...Не привьются они у нас. Природа есть природа. У каждого народа тоже есть своя природа.

  • Анонимно
    10.11.2016 12:50

    Пора на пенсию!

  • maximteregul
    10.11.2016 12:52

    Подход большинства современных татарских исполнителей таков:
    Мин жырлыймын шырдыйны,
    Шырдый белэн бырдыйны,
    Җырламас идем шырдыйны,
    Тыңлаучысы шыр тиле.
    (перевод: "Я пою шырдый-бырдый, т.к. слушатель совсем дурак".

  • Анонимно
    10.11.2016 13:01

    Рауфаль Мухаметзянов — на встречу не пришел. Но, заранее предполагая критический настрой профессионалов, направил им послание..
    Мухаметзянов Р., не пришел, вполне предсказуемо, он никого не уважает кроме себя любимого, и кто его спонсирует, остольные пыль под ногами.

    • Анонимно
      10.11.2016 14:10

      для чего ему приходить - то? Он свое уже взял... Да и вдруг потребуют вернуть??? НИКОГДА!!!!

    • Анонимно
      10.11.2016 17:04

      Мухаметзянова и Гавниеву нужно убрать с занимаемых должностей, за то что натворили, преподнесли народу свое веяние татарской музыки, и получилось у них это совсем не убедительно. Устроили цирк, на сцене оперного театра. А всё потому что работать нужно всем вместе - сообща, высказывать свое мнение приходить к общему решению. Тогда и результат будет хороший. А тут получилось иначе, отстранили всех и подумали что вдвоём смогут сделать лучше всех (не могут ни как накушаться бедолаги). Позор этим двум личностям. Куда смотрит президент? Не ужели он на самом деле в восторге от этого ветра перемен?

      • Анонимно
        10.11.2016 22:29

        Ну причем тут Ганеева? Она профессионал своего дела. А в этом проекте при выделении денег поставили не только тему поднятия татарской культуры, но и ее прибыльность. А современный татарский шоу-бизнес можно сделать прибыльным только в таком виде, в каком он предстал на отчетном концерте Узгареш жиле.

        • Анонимно
          10.11.2016 22:46

          А этот концерт-проект для кого в первую очередь был прибыльным?

  • Анонимно
    10.11.2016 13:05

    Поддерживаю позицию депутата Р.Валеев. Театр им.Джалиля не специализируется на татарской тематике, хотя и является, к счастью, учреждением высокого уровня. Необходим татарский музыкальный театр. Если он будет ставить и татарские музыкальные оперетты - ошеломляющий успех будет гарантирован. К слову, Казани не хватает театра оперетты и на русском языке. Что такое театр оперетты, для тех кто с ним не сталкивался - это надо видеть. В Новосибирске мне довелось неоднократно побывать в нем зрителем и я хорошо запомнил овации по 20 минут. Что касается обсуждения на круглом столе, то, к сожалению, при всем богатстве компетентных мнений, похоже происходит лишь сотрясение воздуха. Кто-то из музыкальных ученых и преподавателей должен это изложить в виде некой концепции развития современной и народной татарской музыки. Работа это по объему и трудозатратам не малая. Значит она должна проходить как Проект при Министерстве культуры РТ, с оплатой работ. Тогда, примерно, через три месяца, может получиться большой анализ состояния татарской музыки с подробными рекомендация по дальнейшим шагам заинтересованных лиц.

    • Анонимно
      10.11.2016 18:40

      Анализировать-то уже некому, музыковедов татарских давно перестали готовить. Зато в "кульке" пачками клепают татарских якобы певцов, совершенно безголосых и не владеющих техникой вокала. В Татарстане начисто отсутствует государственная политика развития татарской культуры в целом, все пущено на самотек, а то и ликвидацию былых достижений, пример такого негатива: Театр им. Джалиля и Государственный симфонический оркестр РТ. Да, еще был ликвидирован отличный, высокопрофессиональный Эстрадно-симфонический оркестр татарского радио и телевидения под руководством Рустэма Утэя. Зато теперь вынуждены приглашать из Москвы разных эйлинкригов с их шабашными оркестрами, а свои профессиональные музыканты отстранены от любимого дела.

      • Анонимно
        10.11.2016 21:15

        Утеевский был расформирован в филармонии

      • Анонимно
        10.11.2016 22:31

        А разве Утэй не сам уехал вместе с женой оперной певицей Разией Узбековой в Украину на работу там?

  • Анонимно
    10.11.2016 13:06

    Какое время такие и песни (и слушатели, и исполнители и т.д.).

  • Анонимно
    10.11.2016 13:20

    Аранжировки как для цирка.

  • Анонимно
    10.11.2016 13:21

    даааааааааа.... срамота.......

  • Анонимно
    10.11.2016 13:46

    Мы должны вырастить 2 - 3 кадра, которые станут известными на весь мир, а организовать концерт из 25 человек ничего не стоит».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/328143

    Ох, правильно сказал. Татарская эстрада переполнена сомнительными кадрами, сейчас поет каждый второй из авыла. Выпустили бы одного. Но хорошего. Песни которого, будут интересны всем поколениям, народам. А сейчас кто слушает татарскую эстраду? Бабушки в деревнях по радио.

    • Анонимно
      10.11.2016 14:08

      "Бабушки в деревнях по радио" - да и то потому что выбора нет

    • Анонимно
      10.11.2016 14:19

      Один кадр уже есть - Филюс Кагиров.

      • Анонимно
        10.11.2016 17:45

        и Ришат Тухватулин. Ай да молодцы - егетлэр!

        • Анонимно
          10.11.2016 18:53

          А продюсер и Филюса Кагирова, и Ришата Тухватуллина один и тот же Рифат Фаттахов. Мораль: созданием качественной татарской эстрады должны заниматься такие люди , как Рифат Фаттахов и его Вагаповский фестиваль - образец высокопрофессиональный татарской музыки!

          • Анонимно
            10.11.2016 20:57

            А вот теперь за песни судятся! Подарили песню ришата какому то местному депутату еще дали в подарок 100 тыс! Вообще непонятно что творится!

          • Анонимно
            11.11.2016 10:44

            БО! А где мнение Рифата Фаттахова про Узгэреш жиле?!

    • Анонимно
      10.11.2016 14:21

      На подходе следующий - Эльмира Калимуллина. Они могут петь в любой точке мира и я думаю людям это понравится. К тому же имеют профессиональное музыкальное образование.

    • Анонимно
      10.11.2016 14:23

      Для начала нужно вычистить или как-то отделить татарскую эстраду от тамады типа Тямаева, Рахматуллина и т.п. Их там человек 200-300 таких. И они сейчас считаются популярными крутыми артистами, собирают аншлаги. Народ думает, что сходил на крутой концерт и.т.д. Это порочный круг.

      • Анонимно
        10.11.2016 15:48

        200-300 человек - не многовато ли?
        Куда их деть? К стенке поставить?

        Когда общий культурный уровень народа поднимется, такие сами исчезнут за ненадобностью.
        Ну, или петь станут лучше, по-настоящему.
        Если научатся.

      • Анонимно
        10.11.2016 18:37

        Деточка, а вы не учитываете, что своя аудитория есть даже у Рахматуллина? И что он концертирует не за бюджетные деньги, рэхмэт яугыры. Свои претензии адресуйте лучше ТНВ, которое ставит в свой эфир ширпотреб;"кульку", где плодят ширпотребных певичек и т.д. Про Тямаева вообще промолчали бы, в Уфе он двухтысячный зал собирает по 3 дня подряд и так во всех городах, куда приезжает. Человек в год больше концертов дает, чем все участники узгареш жиле, вместе взятые. По вашему, вы один такой умный, а зрители стадо баранов? Про Высоцкого, Розенбаума, с консерваторского уровня тоже так как вы рассуждали в свое время - типа ни петь, ни музицировать не умеют, надо им запретить выходить на эстраду.

        • Анонимно
          11.11.2016 09:14

          Вы поймите одно. Не нужно мерит крутизну артиста количеством его концертов. Он еще больше юбилеев, свадеб проводит, и что теперь самый лучший. Нужно качество. Вы смотрите как ведет себя Тямаев на сцене? Это же стыдно перед другими народами и стыдно за тех зрителей, кто с разинутым ртом сидит такой же хи-хи ха-ха. Запретить их невозможно, у них есть сво

      • Анонимно
        10.11.2016 22:34

        О чем говорить если главными артистами на татарской сцене считаются безголосые и не умеющие петь Салават и Хания Фархи. У них даже образования музыкального нет. А талантливых голоистым Сунгатуллину, Ибрагимову, Сахабиева, Якупова и многихз других уже больше десятка лет практически не показывают и не ставят ни по радио ни по тв.

        • Анонимно
          10.11.2016 23:07

          Насчет Салавата вы батенька загнули. Голос у него что надо, неиспорченный местным музыкальным образованием. Правда, уже лет 15 репертуар не обновляет. Про Ханию соглашусь - это типичная однодневная певичка, которая исполнила всего одну песню на уровне (Сагындым сине Питряч), и теперь живет на дивиденды с нее. Это говорит не о том, что татарская эстрада застыла в своем развитии с начала 90-х, просто ее загнали в концлагерь. Фархи, Галимов, Габделфэт, другие известные певцы стали популярны только благодаря тогдашнему Татар жыры, который и открывал и раскручивал молодые таланты. После 1993-1994 для молодых исполнителей конкурсы проводить перестали, на ТВ и радио без блата пробраться стало невозможно. Там где капают бюджетные средства, везде сидят жулики от культуры. А те исполнители (неоднодневки), которые сейчас еще есть - их надо поблагодарить за то, что они все еще поют со сцены, дают концерты. Если бы их не было, на татарской музыке можно было бы надгробие поставить

        • Анонимно
          11.11.2016 09:16

          Хания и Салават все таки не самые худшие. Там тамаду вначале убрать надо, их просто не перечислить.

  • Анонимно
    10.11.2016 13:54

    нам не угодишь!

  • Анонимно
    10.11.2016 14:08

    Между прочим, сейчас такое классное время для музыкантов. Мир открыт. Можно сидеть в Интернете и изучать достижения музыкантов всего мира. Хочешь прославиться - никакие филармонии не нужны - выложи в соцсети, обрати на себя внимание и люди заговорят о тебе. Нужно лишь вдохновение и владение инструментом. Ну и талант, конечно. Что мешает, к слову, профессиональным музыкантам скрипачам эксперементировать в области татарской народной музыки? Есть ведь и электронные скрипки, звук можно делать, к примеру, "под старину", при этом делать мощные музыкальные переходы, затем возвращаться к теме. А если сюда добавить гитару, бас-гитару, ударные - может получиться конфетка. Это я к чему , говорю. То есть музыканты есть. Нет лидеров. Ведь чтобы собрать коллектив, договориться, выйти на драйф и и вдохновение - нужен лидер, интегратор. Вот кто был таким лицом у группы "Татар эгетлэре" старого состава? Для своего времени у них неплохо получалось, мягко говоря. Как у них получилось? Срочно нужно их интервью.

  • Анонимно
    10.11.2016 14:10

    Можно ли такие песни как "Валенки-валенки" или "Издалека долго, течет река Волга" представить в той интерпретации, какую использовали организаторы Узгэреш жиле? Ответ однозначный - нет. А вот с национальными татарскими песнями так поступили. И убили "мон". Это тот прием, который стали использовать в нашем театре М.Джалиля и по отношению к музыкальной классике. Зачастую такой подход существенно вредит постановкам. Не надо стиль кабарэ переносить на просторы народных татарских песен., да он и в опере недопустим, но об этом почему то начинают забывать

  • Анонимно
    10.11.2016 14:11

    Читтә торган татарлар үзәклэре өзелеп татарча концерт тыңлыйбыз дип өметләнеп телевизорны җибәрәләр!! Татарстан тынлаучылары күнегеп бетте инде, чиле-пешле концертларга, театрларга. Залга карыйсын, анда бит аншлаг!

  • Анонимно
    10.11.2016 14:13

    Когда собираются деятели искусства, то на трех челоаек будет пять мнений.Правильно Мухаметзянов не пришел.

    • Анонимно
      10.11.2016 16:58

      Лукавите. Мнений всего два.
      Организатора и тех, кому он пустил пыль в глаза, что все прошло хорошо.
      Второе - тех, кто видит реальность как она есть.

  • Анонимно
    10.11.2016 14:19

    Хороший "Круглый стол". Молодец, Гузель!

    • Анонимно
      10.11.2016 16:44

      Только эта Гузель везде говорит, что вот, какая она молодец, собрала "Калеб", и вот бедная-несчастная за бесплатно работает. И почему-то ни разу не поблагодарила публично министерство культуры, которое выделило на ее "круглые столы" и проч. 250 тысяч рублей!

      • Анонимно
        10.11.2016 18:44

        Гузель Сагитова никогда не хвалится своими достижениями. Когда говорит о Калеб, всегда во множественном числе. Хотя нашей команде иногда даже стыдно, потому что основную ношу она несет сама . Если говорить о субсидии минкульта - не 250, а всего лишь 150. Путь их был слишком тернистым, часть по дороге к нам "растаскали", часть - еще даже не дошли. С нетерпением ждем остатки! Несмотря на это, мы публично уже несколько раз поблагодарили минкульт, следите за нами внимательнее!!! С уважением, Калебовцы.

      • Анонимно
        10.11.2016 21:03

        Согласна! Тут не те люди обсуждают татарскую песню. Причем тут Ганиева и ее ученики, разве она частично не виновата в том, что творится на сцене? А этот Кашапов что поет? Какой то ... Артур красавчик и отличный певец! Только хоть каждый день будут умничать, а ничего не изменится!

      • Анонимно
        10.11.2016 22:37

        Вам, людям Минкульта, тоже не мешалр бы хоть что-то организовать, как подобает профильному министерству. И что это за глупость говорить о копейках, выбитых за настоящую работу, когда 80 млн. коту под хвост эа один вечер. Сагитова молодец, с позицией, с новаторством. А вы дама много говорящая, но что сделали за время нахождегия в МК. Кроме колхозных шушуканий и превращения пресс службы в деревенскую контору

        • Анонимно
          11.11.2016 18:19

          С чего вы взяли, что я из минкульта? Моя сфера деятельности вообще связана с экономикой. А про грант узнали из документов на сайте минкульта. Спасибо, будем за калебом следить внимательнее

      • Анонимно
        11.11.2016 11:45

        Сагитова делает ту работу, которую должен делать Минкульт. Дали за это оскорбительный грант, то, что осталось от русских проектов, и она должна сейчас лоб разбить в поклонах, так что ли. Ну вы и сказали. Тоглда уж . давайте, притыкайте и остальных. Или против фамилий детей высокопоставленных чинов ваша кишка не так толста, а?

  • Анонимно
    10.11.2016 14:25

    Новая концепция нужна татарской эстраде и это факт!!!!!. только какая она должна быть? вот в чем вопрос? НО почему-то мне нравиться слушать и петь татарские старые песни, старых исполнителей т.к. все же есть в этих песнях что-то, что тревожит, вдохновляет и умиляет татарскую душу! а это пока что похожа на плохую "переделку" именно НЕ татарского почерка, а слизано откуда-то

  • Анонимно
    10.11.2016 14:27

    Не на тех людей сделали ставку. В. Ганеева не мировая эстрадная дива.

    • Анонимно
      10.11.2016 23:33

      Соглашусь, на гребне своего таланта она была неплохой оперной певицей в татарских постановках, но посредственной эстрадной, с раздражающей манерой исполнения.

  • Анонимно
    10.11.2016 14:29

    К сожалению ничего не известно о предпочтениях самого президента в татарской эстраде. Какие песни он слушает, какие исполнители ему нравятся, какие стили в эстраде предпочитает? Является ли он поклонником традиционной народной песни, академического татарского пения или ему больше по душе популярная эстрада, где тоже немало талантливых певцов? Может быть он предпочитает стиль Зули Камаловой и Мубая, который вызывает восхищение татарской интеллектуальной элиты? Есть еще татарский рэп, татарский рок. Сейчас такое время, когда стилей и направлений в татарском музыкальном мире появилось очень много и каждый может выбрать то, что ему больше нравится. И это очень хорошо и только показывает, что татарский музыкальный мир не стоит на месте, а развивается. В таком потоке, конечно же, много и «шелухи», примитивных и простеньких песен, певцов с никудышными голосами, музыкальной безвкусицы, которая заполонила собой эфир. С одной стороны у радио, телевидения и записывающих кампаний есть огромный спрос на песни, им же надо что-то постоянно транслировать и записывать, чтобы существовать, а с другой стороны, предложение отстает от этого спроса. Ну не получается у наших композиторов писать только качественные и высоко художественные песни, количество намного опережает качество. Вот и слушаем то, что сами и создаем. Но и в такой ситуации рождаются хиты, появляются всенародно любимые и популярные песни, которые народ с удовольствием слушает. В любом случае оценку дает зритель и его не заставишь слушать по указке то, что ему не нравится.
    В своей «обвинительной» речи в адрес татарской эстрады единственное, что президент сказал о себе, это то, что он «не крупный специалист в области эстрады и музыки». И с тем, «какая сегодня наша татарская эстрада, с этим уровнем» он согласиться не может. Упомянул для примера Казахстан и Турцию… Видимо, казахская и турецкая эстрада нашему президенту нравятся гораздо больше, чем татарская. Что ж, о вкусах не спорят. Но ведь турецкую или казахскую эстраду нигде за пределами Казахстана или Турции больше не слушают, она популярна у себя на родине. Так и татарская эстрада популярна у себя на родине, в Татарстане или в регионах России, где проживают татары. Это сугубо специфичное национальное явление в музыкальном мире. Конечно, очень хочется, чтобы нашу музыку понимали и любили во всем мире, хотя бы в России, но ведь есть особенности национальной культуры, национального восприятия, национального вокала, не всегда понятные людям другой национальности. Если и получается прорыв на интернациональный уровень, то нас всех распирает гордость за нашу культуру, наш народ, наши корни. В качестве примера можно привести таких , как Зуля Камалова или великолепный баянист Айдар Гайнуллин, хотя они напрямую к эстраде не относятся.
    Не очень- то верится в то, что президенту самому понравилось то, что сотворили с татарской песней организаторы «Узгереш жиле». Были 2-3 удачные композиции, а в основном это был полный провал, татарскую песню на прочь лишили национального колорита, особенной душевности и лирики, музыкального задора и энергетики. Эксперименты с джазовыми обработками сами по себе очень интересны, но ведь они не найдут отклика у массового слушателя. А для кого же , если не для народа и существует эстрада?
    Почему-то в реальной жизни получается так, что то, что вызывает восхищение у элитной и музыкально-продвинутой публики или за пределами республики, не нравится массовому татарскому зрителю. Здесь вкусы значительно расходятся. Конечно, вкус народа надо воспитывать, но это очень длительный и постепенный процесс. Ведь песни пишут и исполняют представители этого самого народа, и каков общий культурный уровень, такие и песни рождаются. Нужно воспитывать своих композиторов, поддерживать их, всячески стимулировать. Поддерживать талантливых певцов. Создавать татарские оркестры, способные делать аранжировки на высоком музыкальном уровне, содержать эти оркестры. В целом поднимать музыкальную культуру и музыкальное образование в республике. В общем - сплошные расходы для государства. И причем не разовые, а постоянные и многолетние.

    • maximteregul
      10.11.2016 15:56

      Это мудро и очень хорошо, что действующий президент РТ не высказывает свои предпочтения в музыке, литературе и пр. Был уже у нас президент, который высказывал свои предпочтения во всем, как говорил Черномырдин "от А до Б". И мы получили современную татарскую эстраду, во главе с "мировыми звездами" Салаватом и Ганиевой, татарскую литературу с известными в узких кругах Валеевым и Миннуллиным, татарский канал во главе с Аминовым. На что жалуемся и зачем проводим тогда "Ветер перемен"?

    • Анонимно
      10.11.2016 18:02

      Сезнең фикерегезне уртаклашам.
      1. Безнең җыр сәнгатебез. Ул бай, талантлы яшьләр белән дә, тәҗрибәле осталар - урта һәм өлкән буын артистлары белән дә. Аннан да мөһимрәге - безнең үз аһәңебез, үзенчәлегебез бар ( Монда сүз барган фестивальдәге яңгырашта без нәкъ шуны ишетмәдек, ләкин монысы башка нәрсә) һәм тамырларыбыз бар.
      2. Безнең эстрадабыз. Минем фикеремчә, бүгенге көндә татар эстрадасының хәле шул - татар җырын яки татар телендәге җыр тыңларга теләгән һәр кеше үз зәвыгына һәм таләбенә карап, үзенә ошаячак җырчыны яки җырларны табачак. (Мин моны, әлбәттә, үземнән чыгып әйтәм. Музыкаль каналларны карамыйм, җырларны интернетта яки дисктан тыңлыйм) Жанр ягыннан да, уен кораллары һәм оранжировка катлаулылыгы ягыннан да, башкару рәвешләре белән дә төрле-төрле артистлар иҗат итә.
      3. Безнең эстрадабыз. Эстрада - ул кабатланмый торган аерым җырчылар дигән сүз. Җырчының үзенең йөзе, үзенең үзенчәлеге, характеры була, без аларны шуның өчен яратабыз. Нәрсәдер үзгәрә, ә нәрсәдер елдан-ел күчеп килә. Бу яктан бер үк артистның элеккеге видеоязмаларын һәм бүгенге чыгышларын карап чагыштыру бик кызык. Мин 200-300 кеше турында әйтмим, еллар дәвамында эшләүче, үзен шул сәнгатькә багышлаган шәхесләрне күздә тотам. Миннән бүгенге татар җырының йөзен булдырган җырчылар турында сорасалар, мин 5 исем белән генә туктап калмам, чөнки алар бар һәм халкыбыз аларны тыңлый, белә.
      4. Тәнкыйть. Бу темага бәхәс башланганнан бирле татар җыры, татар эстрадасы турында бик күп ямьсез сүзләр әйтелде. Гомумиләштергәндә, барысын бергә өеп, аерым исемнәрне әйтмичә генә эшләгәндә - бу бик ансат. Ә ничә еллар дәвамында хезмәт куеп тырышкан җырчыларны яклау юк.
      5. Тәнкыйть 2. Халыкның, шулай ук башка илләрдә яшәүче милләттәшләребезнең дә ишетеп кенә түгел, ә күреп тә сокланасы, хисләнәсе килә. Минем фикеремчә, киенү рәвеше, җырның эчтәлеге, фонограмма турындагы тәнкыйть сүзләре иң элек телевидение һәм радио редакторлары колагына керергә тиеш.
      6. Фестиваль. Мин фестивальда катнашкан яшь артистлар өчен шатланам, чөнки алар өчен бу яхшы тәҗрибә, эзләнү өчен этәргеч. Үзгәреш сүзе яхшы сүз. Кемдер яңача җырларга тели, кемдер тора-тора тамырына, асылына якынаюны тели.
      7. Татар җырын үстерү. Рәзил Вәлиев сүзләренә кушылам. Акчаны еракка, киләчәккә карап файдалану - ул бүген әле кечкенә, иртәгә яшьүсмер, соңрак үзе билет сатып алып концертка килә торган гади кешедә кызыксыну уяту һәм зәвык тәрбияләү. Әлбәттә, профессиональ дәрәҗәдә җырларга теләгән яшьләрне, аларга үрнәк була торган урта буынны да үстерергә кирәк.
      8. Башкаларга охшау яки ошау. Татар җырлары иң элек татарларның үзләренә кирәк, миңа калса, саф, мәгънәле, тәрбияләрлек сыйфатта. София Губайдуллина 20 елдан артык без омтылган Көнбатышта яши. Аның Казанда булганда бирелгән сорауга җавабы - Миллилекне сакларга кирәк. Дөньяны, икътисадны глобальләштереп була, ләкин мәдәният белән моны эшләргә ярамый. Безнең миллилегебез - ул эчке хисләрне тыйнаклык һәм сер саклап чагыштырулар аша ирештерү. Бу Көнчыгыш менталитеты.
      9. Түгәрәк өстәл уздырып, фикер алышу өчен рәхмәт. Монда укытуга һәм иҗат итүгә көннән-көн хезмәт иткән һәм чынлап та алдагы 5,10,50 елда мәдәниятнең үсешен кайгырткан кешеләр катнашкан. Җитәкчеләргә аларның фикерләре дә җиткерелсен иде. Карарларны ике-өч җөмлә алышып кына чыгарып булмый.
      Алсу

  • Анонимно
    10.11.2016 14:41

    Теперь самое время проверить расходование выделенного на "УЖ" бюджета: федеральному казначейству, счётной палате, министерству культуры и тд.

    Вообще, странно, что это дело поручили одному человеку.
    А не минкульту - это более логично.

    Замечательно, что профессиональное музыкальное сообщество обсудило тему по горячим следам и высказало своё мнение. Респект!

    • Анонимно
      11.11.2016 19:29

      Нельзя доверять эту работу Минкультуры РТ. Там нет профессионалов! Девицы которые прошли кастинг не в состоянии провести глобальные изменения. А министру надо научиться выступать перед публикой и поработать стилистам над его внешним видом и одеждой.

  • Анонимно
    10.11.2016 14:41

    К сожалению, мы забываем, что все жители Татарстана и есть народ . А не те, кто родился в татарской деревне и случайно в городе оказался) Именно привлекая ВСЮ творческую элиту Татарстана можно создать что-нибудь стоящее. А у нас ведь как, из своих( в одной деревне росли) выбираем элиту и творим)))

  • Анонимно
    10.11.2016 14:45

    А че за рога на сцене? или это бивни мамонта, торчат?

    • Анонимно
      10.11.2016 15:05

      Лотос это, который некоторые, почему-то, приняли за тюльпан))

  • Анонимно
    10.11.2016 15:30

    Ну погнали! А вам не кажется , что нам надоели дяди в костюмах и тетки с декольте? Мы хотим смотреть новое , пусть пока такое , зато без пенсионеров на сцене ! Старики сожрут конечно новое хрупкое движение, для этого и собрались , не хотят терять влияние . Вы раздел те эстраду , кому интересно пенсионеры с их дебильными колхозными шутками - идите туда , а мы посмотрим молодых , новых исполнителей! Мне 47 лет , однако не хочу стареть вместе с исполнителями. Дайте ходу молодежи , талантливые сегодня в роли подпевал у заслуженных.

  • Анонимно
    10.11.2016 15:43

    Какие проблемы с еврейской шляпой у Разиля Валеева? Татарские песни можно петь только в национальном костюме? Он напоминает нафталинового манекена из шкафа. Что он вообще понимает в музыке?

    • Анонимно
      10.11.2016 17:06

      А Вы знаете о чем поётся в этой песне? "Хуш, авылым"-это прощание с деревней, где простой сельский парень прощается с родной деревней. А татарские деревеньские парни никогда не ходили в шляпе,у них на голове обычно была тюбетейка. Крещённые татары шляпу носили, но эта песня на музыку великого татарского композитора Сайдашева, а кряшенская народная песня немного отличается от традиционного татарского.

      • Анонимно
        10.11.2016 22:43

        Вот когда идет перепись населения, почему то татары кричат что кряшены это те же татары, а когда речь заходит о культуре или костюмах, то некоторые возмущаются что кряшенский или шляпа это совсем не татарские тюбетейка и костюм. Вы уж определитесь там.

        • Анонимно
          10.11.2016 23:10

          Вологодские русские тоже отличаются от нижегородских,сибиряков и др.,но мы их всеравно называем русскими. Татары тоже разные есть: Мишари,тептяры,сибирские,астраханские,прибалтийские,польские,кряшены и др. А все вместе мы большой единый татарский народ. Наше разноцветие - это наше богатство!

    • Анонимно
      10.11.2016 17:12

      Он автор более двухсот песен, и разбирается в песенном творчестве больше многих здешних самодеяельных мастеров искусств.

      • Анонимно
        10.11.2016 22:52

        Тут самые дельные мысли излагает и даёт правильные советы именно он- Разиль Валеев.

  • Анонимно
    10.11.2016 15:48

    "Татарская национальная элита" прикормленная обкомом давно не рождала ничего за что не было бы стыдно - ни в литературе, ни тем более в музыке. Своими примитичными оценками они в лишний раз доказали - в сытой изоляции, которую они себе годами создавали - дух национальной идеи обрюзг и подключился к аппарату искуственной жизнедеятельности. Валеевы, Закировы - не оторвать их от государственной титьки и никого они к ней не подпустят. А рауфаль со своим оперным - вообще другой космос.

  • Анонимно
    10.11.2016 17:47

    Сходила на этот концерт. Я бы сказала, что это не интересный ветер перемен. Музыкальное веяние мира может меняться, а вот культура и красота татарской песни не измена. У нас свой неповторимый национальный колорит и мы должны им дорожить. На какой извините меня (лад) мы должны всё кардинально менять. Что американцы меняют свои песни под наши, или какие-то другие народы? Мы должны любить своё и не на кого не равняться. Татарская песня должна быть проникновенной, и нести в сердца слушателей самые добрые чувства. Это лично моё мнение. А вот по поводу организаторов проекта Гпниевой и Мухамедзянова хочу написать следующее. Уважаемые "Знатоки" не пора ли вам закругляться в вашей деятельности, уйдите достойно, идите Вы уже на заслуженный отдых. Дайте молодым дорогу. Дайте дорогу тем кто хочет работать на благо Татарстана. Тогмачёва Алима

  • Анонимно
    10.11.2016 17:55

    Не вижу смысла критиковать татарскую эстраду, что в ней нет хороших песен и клипов. Возьми, придумай сам и выложи в интернет.

    Вон в интервью Шнур говорил, что не ходил гулять по Казани, потому что сидел в отельном номере с гитарой и записывал новые идеи. Конечно, Шнур так себе пример. Но в этом и суть хороших песен. Нужно просто сесть и написать. Для этого тебе никто не нужен, ни продюсер, ни знакомства на радио, ни директор консерватории, ни папа-миллирдер. И уж тем более критики, которые бы указывали в чем проблема. Стихи не нравятся? Напиши правильные (писать в школе всех учат). Музыка не нравится? Напиши свою, программ доступных навалом.

  • Анонимно
    10.11.2016 17:57

    Барлык язылган фикерләр белән килешәм. Үз фикерләрен курыкмыйча белдерүчеләргә рәхмәтлебез. Ишетүемчә, Татмедиа прессага тәнкыйтләгән язмаларны чыгарырга кушмаган, имеш. Имеш Голландиядә яшәгән бер татар фамилияле музыка белгеченә бу "җилдән туган үзгәреш" тамашасын мактап язарга заказ бирелгән...

  • Анонимно
    10.11.2016 18:28

    17:55. Я разделяю Ваше мнение. Хочешь быть великим - твори великие вещи, а не стони. Не можешь - тем более не причитай, не всем же дано творить шедевры. Что Тукай или Сайдашев творили в тепличных условиях? Сомневаюсь. Все зависит от замысла, упорства, вдохновения. То есть прямой зависимости от денег нет. Правда есть зависимость от Бога и, в нашем случае, от Духа татарского народа, от которых и снисходя образы, гармония музыки, мон, движение души. А вот об этом даже в консерваториях ничего не говорят. О том, что музыка - один из языков Бога. Хотя еще Моцарт признавался, что сам лично он не написал и ноты, все ему откуда-то приходило. В общем, товарищи татмузыканты, ждем от некоторых из вас настоящего прорыва и откровения.

    • Анонимно
      11.11.2016 01:03

      Да даже не это. Собрались люди и требуют не от себя, а от ДРУГИХ людей быть великими, дескать шагыйри и композиторы у нас не те. А какие те? Если знаете - возьмите ноутбук и напишите сами.

  • Анонимно
    10.11.2016 20:37

    Не скажу насчёт результатов фестиваля (и так много написано), но лично я его не смог посетить, а вроде все говорили, что этим татарскую музыку куда-то выведут. К чему это я. Может, они и вывели куда-то, для тех, кто там сидел, а как остальной мир-то узнает? Выложили бы куда-нибудь, что ли.

  • Анонимно
    10.11.2016 22:06

    Татар эстрадасында матур һәм үз йөзләре булган җырчылар күп. Барсын бергә өеп тәнкыйтьләргә кирәкми. Татар җырын тыңларга теләгән һәркем үз зәвыгына карап җырны һәм җырчыны, җырлау рәвешен таба. Башкалардан икътисадта үрнәк алып була, ә чит мәдәнияткә иярү, охшау яки ошау - файда китерми. Акчаны балаларда кызыксыну уяту, зәвык тәрбияләүгә юнәлтсеннәр иде. Һәм һәртөрле агымда иҗат иткән яшь җырчыларга. Фестивальдә катнашкан артистларга уңышлар телим, чөнки бу иҗади эзләнү өчен этәргеч була ала.

  • Анонимно
    10.11.2016 22:31

    Чтобы и кто бы не пел. Зеркало татарской песни - основной проводник не сцена, а телевидение. Восприятие исполнителя и песни только посредством ТВ. Эрнста и Крутого в Казани не найдёте. А Айтугановых и тех, кто после Рината Ибрагимова и Венеры Ганеевой опустил до уровня кавера в ресторанах, пруд пруди. ТНВ- главному национальному каналу нужен современный взгляд! Делайте выводы, господа современные татары!

    • Анонимно
      11.11.2016 00:08

      А вот современный взгляд делать некому!
      Хоть за миллион долларов!

  • Анонимно
    11.11.2016 00:07

    Согласен, что институт культуры стал рассадником не культурных исполнителей частушек на татарском!!!!
    Согласен, что Узгэреш жиле лишь только открыл убогость татарской эсрады!!!!
    Согласен, что стыдно за сына Разии Тимерхановой, этот химик должен быть удален от любого искусства! !!!
    Когда ответит за свои слова "физ.лицо" про Героя Советского Союза Мусе Джалиле директор оперного театра, когда он публично принесет извенение Татарстану, руководству республики за свое оскорбление нации?
    Почему этот директор выступает, что как буд-то из стада баранов выбрал 25 овец????
    КОГДА отберут не заслуженные звания заслуженного артиста РТ у Раяза Фасыхова и Марселя Вагизова, им в колхозной самодеятельности нужно запрещать выступать!!!! А народ говорит, что они придворные певцы, неужели у тех, кто их"тащит" такой вкус и отсутствие музыкального чутья???? Почему у всех этих ветров перемен педагог В. Ганеева????
    Ей пора на отдых то же!!!!
    Я думал в узгэреш жиле будут выступать Шагимуратова, Хайри, Калимуллина, Гарипова, Кагиров, Тухватуллин и т.д., а выбрали придворных мальчиков Ганиевой......

    • Анонимно
      11.11.2016 13:47

      Этот проект нужно делать полностью прозрачным, а не так как Ганиева и Мухамедзянов сделали, междусобойчик! Пусть будет сайт куда на основании конкурса любители и профессионалы смогут разместить своё видео и поэтапно народ Республики сможет выбрать достойных. Тогда и будет ветер перемен. А пока всё происходит "Закрытом виде" перемен явно не дождёмся.

  • Анонимно
    11.11.2016 00:42

    Оркестр не чувствует татарскую музыку вовсе. Песню Олы юлнын тузаны- нельзя исполнять как марш, ударные гремели так, будто шла рота. Шарипзянова и Ильнар испонили ее великолепно. Джаз- оркестр им только мешал.

  • Анонимно
    11.11.2016 00:46

    Министерству культуры РТ организовать ежегодный отбор татарским народом лучших своих исполнителей, композиторов , поэтов. Отмечать отобранных присвоением Президентом РТ звания типа "надежда Татарстана 2016", "Мон Татарстана 2016" "звезда Татарстана 2016" (естественно все на татарском языке), которые могут и не присуждаться, если не достигается определенный выдающийся уровень народного признания. Нужно отмечать достижение артистами как уровня лучших прошлых признанных мастеров, а также достижение высокой популярности в новых жанрах исполнительского мастерства. Министерству культуры в первоочередном порядке включать этих артистов в праздничные концерты РТ.

  • Анонимно
    11.11.2016 10:32

    Как считает известный политолог Глеб Павловский, в России сложилась система ежедневной демократии. То есть, в случае недовольства чем-то, гражданам нужно в ежедневном режиме бомбардировать власть и выдвигать предложения. То есть недовольные теми или иными сторонами культуры, пишите в профильные учреждения, а не молчите про себя. Другое дело, предложения должны быть не по принципу "он дурак" или "он мне не нравится", а с объективными доводами, примерами, с попыткой доказать правоту своей позиции. Но проблема в том, что мы предпочитаем в комментариях анонимно кого-то обвинить во всех грехах (но не себя, любимых), зачастую не потрудившись объективно разобраться в истинных причинах проблемы. Соответственно и не выдаем полезные для дела предложения.

    • Анонимно
      12.11.2016 11:53

      Писать в профильные министерства - не перспективно, утухнешь в переписках. Надо создавать широкую общественную волну именно на общих и для народа и для Президента РФ площадках, типа БО. Чтобы Президент РТ ставил вопрос на контроль и была обратная связь.

  • Анонимно
    11.11.2016 13:46

    В результате нашего обсуждения сделал небольшое заключение: существует проблема доступа исполнителей к СМИ,к телевидению, радио, к площадкам. К бюджетному финансированию. Понятно, что пропускают к эфиру "своих", "своих своих", учеников, друзей и т.п. Это вроде как неправильно,но вполне укладывается в логику большинства людей. Кто-то наверху давал комментарий, что перестали проводить конкурсы исполнителей. Может быть. Наверное, и они нужны. Но скажу, что сейчас соцсеть (Интернет) будет посильнее телевидения, да, отчасти, и радио. Что мешает создать музыкальный сайт татарских исполнителей, или интернет-телевидение? Затем раскрутить среди населения электронный адрес сайта, сделать его посещаемым. Кто-то из музыкантов гарантированно получит известность, причем с лавинообразной скоростью, а не как в советские годы - в течение всей жизни, через филармонии и театры. Дело за малым -музыкальная вещь (композиция) должна быть превосходного качества, а еще лучше, сносящей напрочь мозг. Возможно ли такое? Почему нет. Кем был "Битл" на своей заре - выступали в ресторане. Стать известным музыкантом в наше время гораздо проще, если ты реально что-то можешь, если тебя прет от креатива и вдохновения, если ты можешь погрузиться в тему. Если ты выдаешь классные вещи - хозяин (он же спонсор) не заставит себя ждать. Спонсоры также хотят известности и возможности прокрутить деньги. Ими могут быть не обязательно правительственные структуры, а более или менее состоявшиеся люди, предприятия и компании.

  • Анонимно
    11.11.2016 16:16

    Даю ссылку в Ю-Тубе Netru Illadha Maatram - Pudhiya Mugam | A.R. Rahman's Nenje Ezhu Это пример, какова роль лидера в организации музыкального процесса. Познакомьтесь, к сведению, - известный индийский композитор, певец и музыкант А.Р. Рахман. Обратите внимание на уровень оркестрового сопровождения. Вторая ссылка Innum Konjam - Mariyan | A.R. Rahman's Nenje Ezhu Как пример, исполнения дуэтом популярной индийской песни. Обращает внимание выверенное сценическое поведение певцов, высокий уровень оркестрового сопровождения и реакция индийской публики. Одна флейта чего стоит! К сведению, не меньший уровень выдают турецкие музыканты. Я был в Турции на одном из концертов по случаю их регионального праздника. Был слегка потрясен отличным исполнительским и музыкальным мастерством. Понятно откуда волнение нашего президента о состоянии татарской эстрады. Он видит эти зарубежные концерты лично. Вынужден сравнивать... И сравнение, наверное, не всегда вселяет оптимизм.

  • Анонимно
    12.11.2016 00:09

    "Казахская песня победила на китайском шоу"
    "СУАР.Подросток Уйгур удивил до слез всех жури!!!!!"
    - посмотрите в ютубе творчество наших братьев по языку в Китае!

    • Анонимно
      12.11.2016 11:40

      Не слишком ли культура татар в РТ варится в своем котле? Тем более в условиях резкого снижения востребованности татарского языка. Не являются ли эти два фактора предпосылками для упадка татарской культуры? Есть мнение, что тюркские языки являются угнетенными не только в РФ, но и в Китае (уйгуры). В этих условиях, возможно, для предотвращения упадка культуры будет полезен поворот татар, уйгур к идее пантюркизма? Тем более, что после распада СССР появились новые тюркские государства, где тюркский язык является основным и успешно развивается. Движение сформировалось во второй половине XIX века. среди тюрков в Крыму и на Волге. Девиз: Dilde, fikirde, işte birlik (Телдә, фикердә, әштә берлек. Единство в языке, мыслях и делах). К.

  • Анонимно
    21.11.2016 23:57

    Аннан сон бу концертта кубрэк опера,классик стильдэ куелган тавышлар янгырады,ретро,романс кичэсенэ дэ ошап китте. Болай итеп,элек Ростэм Утэй житэкчел. оркестрга кушылып жырчылар чыгыш ясый иде инде, яналык куренмэде,- шул сэхнэ бизэлеше,утлар янача, киемнэр, бер-ике жыр заманчарак стильдэ.. Репертуарны узебезнекелэр сайлаган бит инде. Бер жыр да йорэклэрне телгэлэмэде, кузлэр яшьлэнмэде, ,,каз тэннэрен,, чыгармады.Узлэренчэ алар Голос проектын урнэк итеп алганнар инде..лэкин ана житэргэ эле...Алып баручылар бит инде яшьлэр булырга тиештер, олыгайган Р. Шэрэфиев тугел (бэлки ретро концерт кебек булганга аны сайлаганнардыр). Буген анда катнашкан жырчы И. Шэйхразиев телеканалда,- башкаручыларны милли булмауда гаеплилэр, кулга кыстыбый тотып жырлап булмый бит инде,- ди..Эш бит милли киемдэ генэ тугел, репертуарда да..ТНВда шушы концертны обсуждать иткэн Таяну ноктасы тапшыруында жырчы М. Вагизов туктаусыз тере тавыш б-н жырлавы турында мактанды, А. Абелханова яшьлэрне генэ тугел, минем кебек олыракларны да катнаштырырга кирэк,- дип зарланды.. Бу--,,Татар моны,, концерты тугел, -,,Узгэреш жиле,,- шуна курэ миллилек мохим тугел дип,- акланды Венера Ганиева. Лэкин нинди узгэреш кирэген узлэре дэ анлап бетермилэр кебек. Сайлагач инде ул яшь жырчыларны..берничэ тур б-н башта жюри хэм тамашачы сайласын, сез эйткэндэй, ул вакытта купчелек Венера Ганиева укучылары булмас бэлки..Элбэттэ, оркестрга кушылып жырлау, тере тавыш- анысы унай як

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль