Общество 
13.11.2016

Как Рустам абый Минниханов стал почетным членом ассоциации татар Америки

А те, в свою очередь, попросили книги на латинице, так как на кириллице коренные заокеанские татары читать не умеют

На этой неделе президент Татарстана Рустам Минниханов в ходе своей рабочей поездки в Америку встретился с татарами, проживающими в Калифорнии. Выходец из Татарстана, ныне инженер-специалист по алгоритмам искусственного интеллекта Google Ильдус Ахмадуллин, который провел для Минниханова экскурсию по офисам Google, и его супруга Гузель в блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», рассказывают о подробностях визита татарстанской делегации.

В США ЖИВУТ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ТАТАРСКИХ СЕМЕЙ

Инициаторами встречи с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым выступили сами татары Калифорнии. Встреча прошла в «Татарском Доме»: здание на окраине Сан-Франциско в районе Берлингейм (Burlingame) татары выкупили еще в 1960 году — сразу же, как было организовано татарское сообщество. О том, чтобы встреча прошла именно в этом, «своем доме», настояли сами местные татары, на что администрация президента дала свое согласие. Было одно но — здание не очень большое, и поэтому число участников встречи было ограничено.

Всего татар в Google-Калифорния работает около 3 - 5 человек, а по миру — около 10. На встречу собралось около 50 человек, но желающих было гораздо больше. В основном это были коренные американские татары — представители первой волны иммиграции, а не те, кто приехал в США учиться или работать в последние годы.

Председатель татарской общины Сан-Франциско Туран Апакай (cktdf) Председатель татарской общины Сан-Франциско Туран Апакай (слева)

Всего в США живут более двух тысяч татарских семей. С историей и жизнью татар в Америке президента РТ познакомил председатель татарской общины Сан-Франциско Туран Апакай. С самого начала встречи Туран, один из ее инициаторов, попросил разрешения обращаться к президенту не по имени-отчеству, а по доброй татарской традиции «абый», на что Минниханов с удовольствием согласился. Американец в третьем поколении, Туран, отлично владеющий татарским языком, часто обращаясь к Минниханову, переходил с «вы» на «ты». На что президент Татарстана тоже мило улыбался — казалось, что ему даже нравится. Но не стоит забывать, что в татарском языке изначально никогда не было обращения на «вы» — так же, как и в английском. Подобное обращение было заимствовано из русского языка, но выросшие в Америке татары этих особенностей великого и могучего уже не знают.

Председатель татарской общины кратко рассказал об истории татар Америки. Так, первые татары в Калифорнии появились в 1923 году. Еще больше татар прибыло в Калифорнию в 1950 - 60-х годах из Китая, Японии, Кореи и Турции (куда иммигрировали из России). Тогда же в Америке было организовано порядка 20 татарских обществ.

Сегодня в США проживает две группы татар. Они представляют старую и новую татарскую иммиграции. Путь первой группы в Америку был очень длинным и сложным. Большинство членов этой группы после распада царской России бежали от большевиков и поселились в Китае, Корее и Японии. В 1949 - 1951 годах они бежали уже от китайских коммунистов в Австралию, Турцию и Японию, а оттуда в Америку.

Но есть более древние свидетельства появления татар в Америке. Первая мечеть в Нью-Йорке была возведена татарами в конце XIX — начале XX века. Это были так называемые липкинские татары — выходцы из территорий нынешних Польши, Литвы и Беларуси. Историческое здание находится в самом центре Нью-Йорка в Бруклине по адресу 106 Powers.

ТАТАРЫ АМЕРИКИ НИЧЕГО У ПРЕЗИДЕНТА НЕ ПРОСИЛИ... КРОМЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛАТИНИЦЕ

Встреча, в отличие от других официальных мероприятий, началась с чтения Корана. Суры из него зачитал местный имам Абдульдаян Сафа, родители которого переехали в Америку из Японии. Стоит отметить, что в семейном архиве потомственного священнослужителя сохранилось фото, где отец, Даяна Сафа-старший, читает молитвы в Токийской мечети с легендарным боксером Мухаммедом Али.

Татары Америки почти ничего у президента не просили, а только интересовались состоянием изучения татарского языка в школах республики попросили прислать литературу, отпечатанную латиницей: коренные американские татары читать по кириллице не могут. Член татарской общины Ильхан Садри высказал пожелание об издании англо-татарского словаря в латинской графике. Минниханов пообещал изучить этот вопрос по возвращении в Казань.

Отвечая на все вопросы, Рустам Нургалиевич в первую очередь похвалил местных татар за то, что они сохранили идентичность и разговаривают на своем родном языке. «Рустам абый» рассказал, что в Татарстане татарский язык изучается во всех школах, в деревнях проблема с сохранением татарского языка не стоит, а вот в городах с этим сложнее.

Народ интересовался, продолжает ли президент РТ заниматься автогонками, на что президент ответил, что в крупных соревнованиях уже не участвует, а вот в Казани иногда гоняет. Но добавил при этом, что умеет водить и машину, и мотоцикл, управлять вертолетом, а если будет нужно, то сможет и трактор завести. «Я все умею», — пошутил он.

Как известно, Америка — самая благополучная страна для начала собственного бизнеса, здесь много стартапов, чем татарская молодежь непременно старается воспользоваться. Татары Америки поделились с Миннихановым своей готовностью сотрудничать с татарстанским бизнесом и интересовалась, как можно наладить связи.

В завершение встречи Минниханову вручили грамоту почетного члена американской тюрко-татарской ассоциации (АТТА) и куртку самой известной бейсбольной команды Калифорнии «Сан-Франциско Джайентс» — победителя мировой серии 2010, 2012 и 2014 годов.

Встреча была недолгой, продлилась около часа. Никакой официальщины, все было очень тепло и по-уютному. Было немало веселья: чего стоит только шутка Минниханова о том, что «Бахетле» только для ленивых жен, которая в одночасье облетела татарское сообщество по всему миру.

В GOOGLE ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА ИНТЕРЕСОВАЛИ БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

После встречи с татарами глава РТ посетил кампус компании Google — Googleplex, расположенный в Кремниевой долине Калифорнии, и встретился с руководством компании. Для членов делегации республики была организована экскурсия по кампусу Google. Экскурсию провел в том числе и я. Узнав, что я татарин, президент РТ поинтересовался моей биографией: где я учился, где работал. Но непосредственного разговора о возвращении в Татарстан не было.

Встреча проходила при помощи переводчика, а мы между собой говорили на татарском. Кстати, министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов в совершенстве владеет английским языком и общался с представителями Google без переводчика.

Первой перед президентом выступила руководитель подразделения по связям с общественностью компании Google Карина Чой. Она рассказала о последних разработках компании в сферах новых технологий, машинного обучения и искусственного интеллекта. К слову сказать, именно искусственным интеллектом и самодвижущимися машинами Минниханов интересовался больше всего, задавал конкретные вопросы.

С презентацией решений для работы с малым бизнесом для регионов выступил руководитель глобального направления интернет-экономики и работы с малым бизнесом компании Google Клемент Вульф. А Том Ли ответил на вопросы Минниханова о беспилотных автомобилях. Президент РТ, в частности, поинтересовался, в какие сроки нашими инженерами будет доработан проект беспилотного автомобиля. «Презентация такого автомобиля состоится в течение ближайших трех-пяти лет», — ответили представители Google. На что глава Татарстана сказал, что в республике тоже ведется разработка беспилотного автомобиля «КАМАЗ», выпуск которого намечен к 2030 году.

Минниханов также поинтересовался уровнем жизни у нас: какие расходы на жилье, хватает ли вообще средств, каков уровень заработной платы. Услышав соотношение заработной платы и жизни в Америке, сказал: «Выходит, половина всего заработка уходит на жилье». Рустам Нургалиевич также спросил, по какому принципу в компанию набирают сотрудников.

В целом он был впечатлен увиденным и услышанным. А впечатлиться было чем: сегодня у компании Google более 70 офисов в 40 странах мира и штаб-квартира в Маунтин-Вью в Кремниевой долине, более известная как Googleplex. Для сотрудников здесь организовано креативное рабочее пространство, которое, помимо рабочих мест, включает в себя кафе с полноценным питанием и микрокухни с закусками и напитками. В офисах Google оборудованы места для игры в настольный футбол, теннис, бильярд, волейбол и пинг-понг, а также есть пространство для видеоигр и игры на пианино.

Во время встречи были затронуты проблемы развития сотрудничества, но никаких конкретных решений принято не было. Но в то же время прозвучали вопросы: каким образом можно наладить сотрудничество, как можно использовать продукты Google для того, чтобы мелкий и средний бизнес Татарстана развивался быстрее?

Сама экскурсия по кампусу длилась минут 15, а вот презентация различных продуктов — 40. Встреча была продуктивной, потому как обе стороны были в этом заинтересованы. У Google сейчас большой сервис интеллектуальных «облаков», где можно проводить различные операции, в том числе и с большими данными. И это большая возможность для развития определенных компаний.

По окончании встречи, учитывая любовь Минниханова к спорту, Рустаму Нургалиевичу подарили еще одну куртку. В этот раз — собственной хоккейной команды Кремниевой долины «Шаркс». Учитывая, что и татары Канады на прошедшей в сентябре встрече подарили ему свитер хоккейной команды «Монреаль Канадиенс» с его личным номером 99, у президента Татарстана скоро соберется целая коллекция.

Ильдус и Гузель Ахмадуллины

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Fandas Safiullin
13.11.2016 16:58

«Может тогда уж перейдем на арабскую графику?»

Это не самый важный вопрос: к чему перейдем или не перейдем.
Самое главное — это должно быть наше неприкосновенное право самим решать свои языковые проблемы!
Никто не должен иметь право вторгаться в чужой язык!
Вот о чем речь!

  • Анонимно
    13.11.2016 09:49

    Здорово!

    • Анонимно
      13.11.2016 14:45

      Только не надо организацию таких связей и взаимоотношений делегировать ВКТ. В рутину превратят. С отчётами .

      • Анонимно
        13.11.2016 15:12

        А кроме ВКТ некому вести такие связи, между прочим, конгресс отлично справляется с этой работой.

        • Анонимно
          15.11.2016 13:16

          Сегодняшний конгресс - это самодеятельность на уровне Закирова и его дочки. Работу с татарами Европы Закиров уже бездарно провалил, отдав на откуп федералам из Москвы. Его надо менять.

          • Анонимно
            15.11.2016 14:41

            Расскажите, пожалуйста, что именно отдал Закиров федералам в Европе?

  • Анонимно
    13.11.2016 10:02

    ну, если у ГУГЛ есть свободные облака - может словарь на латиннице проще в такие облака и поместить, вряд-ли татары в Казани создадут исторический словарь с латинской графикой - Дума России сторожит... а Иннополис - это не Маунтин-Вью...

    • Анонимно
      14.11.2016 01:32

      А если не оглядываться на эмигрировавших в Америку, то какое отношение латинский шрифт к татарам имеет, можно поинтересоваться?) Арабский еще можно понять, язык Корана. И эмигрировавшие в ОАЭ наверное тоже имеются)))
      Тут все пишут то про булгар, то про чингизоидов, так может Хакимов почитает про латиницу, его и про римлян что-нибудь осенит?))

  • Анонимно
    13.11.2016 10:10

    Очень интересный материал. Нельзя ли авторов сделать колумнистами БО?

  • Анонимно
    13.11.2016 10:13

    "в татарском языке изначально никогда не было обращения на «вы» — так же, как и в английском" - как раз с точностью до наоборот! Потому что в английском давно уже осталось только обращение на "вы" - you. А на Ты обращаются к Богу в молитве и религиозных текстах - Thou. Эту информацию выдает даже поиск Google =)

    • Анонимно
      13.11.2016 11:23

      Хорошо.Но в татарском "Thou" это "син".Сез - это вовсе не обращение, а множественное число.

    • Анонимно
      13.11.2016 11:54

      В диалектах английского есть слова "y'all" = "йол", и "you's" = "юз", обозначающие "вы", во множественном числе, обращение к нескольким людям сразу. В этих случаях "you" = "ю", означает "ты".

    • Fandas Safiullin
      13.11.2016 14:08

      «...на Ты обращаются к Богу в молитве и религиозных текстах»

      Правильно! Уважительное обращение татар друг к другу на Ты — как к Богу!

  • Анонимно
    13.11.2016 10:56

    Ильдус - молодец!

  • Анонимно
    13.11.2016 11:14

    Спасибо за репортаж. Особо порадовала фраза "никакой официальщины" - когда уже и у нас она закончится, от этого совкового официоза давно уже тошнит.

  • Анонимно
    13.11.2016 12:34

    Интересная история произошла со мной, во время посещения USA в 2001 году. Проживал я тогда в San-Mateo, в штате Калифорния у своих знакомых. Много можно рассказать об этой замечательной семье, о судьбе двух довольно пожилых людей, но я не об этом. Прихожу я как то к вечеру, как обычно к ним домой, а они мне в один голос, Вас ожидает наш друг сюрприз. Я прошел в зал и увидел за празднично накрытым к ужину столом двух женщин, одна из них в довольно пожилом и преклонном возрасте. Моему удивлению не было предела, когда я на чисто татарском языке, услышал в свой адрес слова приветствия и радости знакомства со мной, от этих двух незнакомых мне людей. Как выяснилось позже, пожилая женщина с огромным обоянием и лучезарной улыбкой, была Шамсамия Апакай, а рядом с ней Наиля Акчурина. Они были представителями той диаспоры татар Калифорнии, волей судеб, после длительных скитаний, оказавшихся в Штатах. Оказалось, что мои друзья, у которых я проживал, совместно с Наилей Акчуриной играли в гольф, и не могли не поделиться с новостью о том, что у них проживаю я, татарин по происхождению. Надолго в памяти у меня осталась эта встреча, в последствии я неоднократно возвращался к ней, и не переставал удивляться судьбе этого удивительного человека, Шамсамии Апакай. Сколько все таки тяжести, легло на судьбу татарского народа. Со слезами на глазах на прощание, она мне сказала замечательную фразу, "The best mirror, is a friend's eye!", что в переводе означает "Лучшее зеркало- это глаза друга". По разному сложились в дальнейшем судьбы, я уже с 2002 года проживаю в Европе, не стало Шамсамии Апакай. И вот увидев в материале автора общую фотографию представителей диаспоры, узнал Наилю Акчурину, и невольно вспомнил нашу мимолетную встречу, которая осталась на в памяти на долгие, долгие годы. Спасибо автору и безграничной всем Милости Всевышнего!

    • Анонимно
      13.11.2016 16:30

      Апакайның дөрес исеме "Шәмсия" гарәпчәдән "шәмс" ягъни "кояш" Дауд

    • Анонимно
      13.11.2016 18:19

      Шамсия Апа Апакаева это моя тётя. Она неоднократно бывала в Казани.

    • М.К.
      13.11.2016 21:46

      Я немного общался с Шамсиеё Апакай.
      В 1990 году в дни празднования 1100-летия Ислама и 200-летия ДУМЕС столкнулся с ней у входа в Уфимскую филармонию, немного поговорили. Очень приятная тётя, было е тогда 77 лет. Помнится, спросил я у неё откуда она родом, она сказал - я из Татарстана, из Пензы.

      Гораздо позже узнал, что она родилась в Петропавловске, что родители у неё из Пензы, и что она всю жизнь проработала в авиации и по выходу на пенсию получила право бесплатного проезда в любую точку земного шара, чем она активно пользовалась. на протяжение многих лет связывая татарские общины по всему миру.

      • Анонимно
        13.11.2016 23:08

        Наши татары, оказавшись в Калифорнии, пошли устраиваться на работу в знаменитую компанию “Панамерикен Эйруэйз”. Спустя некоторое время, руководство компании в Калифорнии заинтересовалось, представителями какого народа они являются. Наши ответили: "Мы - татары". Тогда начальство "Панамерикен" попросило их: "Если у вас есть еще татары, приводите их, пожалуйста, к нам, мы их с удовольствием возьмем на работу", Это мне рассказали американские татары, впервые приехавшие в Казань в 1988 году.

  • Анонимно
    13.11.2016 13:01

    А Гугл смогут помочь устроится?

  • Fandas Safiullin
    13.11.2016 14:21

    А не проще ли, при складывающейся ситуации, татарам в Татарстана, в РФ и всем татарским общинам в мире обратиться к вновь избранному президенту США Трампу.
    С просьбой: чтобы он по-товарищески посоветовал Путину отменить запрет права татарскому народу быть хозяином своего родного языка и снять САНКЦИЮ на латинские буквы татарского алфавита.

    • М.К.
      13.11.2016 14:40

      Фандас-абый, не позорьтесь.
      Говорю это любя и уважая Вас

      • Fandas Safiullin
        13.11.2016 16:09

        Не вижу позора в любой попытке вернуть татарскому народу его право быть хозяином родного языка (устного и письменного), отнятого беспримерным в истории цивилизации государственным законом.
        В любой не запрещенной форме: и в виде шутки в комментариях, и в публицистике, и т. д.
        Позор, пожалуй, в том, что некоторые люди видят норму и даже одобряют лишение своего народа права, данного Всевышним права — быть самому народу хозяином своего родного языка.

        • Анонимно
          13.11.2016 16:22

          Фандас абы, татарский язык на латинице был не долго. В основном писали арабскими буквами. Может тогда уж перейдем на арабскую графику?

          • Fandas Safiullin
            13.11.2016 16:58

            «Может тогда уж перейдем на арабскую графику?»

            Это не самый важный вопрос: к чему перейдем или не перейдем.
            Самое главное — это должно быть наше неприкосновенное право самим решать свои языковые проблемы!
            Никто не должен иметь право вторгаться в чужой язык!
            Вот о чем речь!

            • Анонимно
              14.11.2016 11:59

              Вы уже протестуете против навязывания изучения русскими детьми татарского языка как родного языка?
              Или попытаетесь признать, что татарский язык может быть родным языком только для татар...

            • Анонимно
              14.11.2016 12:22

              "Это не самый важный вопрос: к чему перейдем или не перейдем".
              Вот так бы сразу и написал!)
              Что проблемы татарского совсем не в кириллице, а просто хочется не упустить случай фигу Москве показать)

        • Анонимно
          14.11.2016 06:52

          Нашему, Татарскому народу, нужно развиваться и укрепляться чтобы быть не только хозяином родного, но и своей судьбы!

    • Анонимно
      13.11.2016 14:48

      Фандас ага. Вашу бы энергию, да в мирное русло. Вы пол года печатали в газете Звезда Поволжья статьи под маркой "Орфографический империализм ". То есть вы писали о том какие плохие депутаты. А надо было писать статьи на тему " какой хороший татарский язык ", от этого варианта было бы намного больше пользы. Что касаемо самой латиницы, то Дмитрий Петров (автор передачи Полиглот на канале Культура ) в своей книге написал о введении латиницы в казахский язык. Советую почитать.

      • Fandas Safiullin
        13.11.2016 16:25

        Врете.
        Та статья не о плохих депутатах, а о плохом, не достойном просвещенного общества и цивилизованного государства законе. О лишении народа права быть хозяином своего родного языка: не только устного, но и письменного.
        Согласен с Вами, что моя статья абсолютно бесполезна для тех, кто не способен понять, о чем там речь ведется.
        А «писать статьи на тему " какой хороший татарский язык " нет нужды никому.
        Татарский язык не нуждается в комплиментах. Он нуждается в защите. От целого комплекса запретов и ограничений со стороны не чужого государства, от бесконечных нападок некоторых своих сограждан.

    • Анонимно
      13.11.2016 16:41

      Латинга күчү алгарыш ул. Латинга күчкән кардәшләр алга китте үсешкә йөз тота. Төрек, казах, әзәриләр һб төрки халыклар яңарыш кичерә. Кирил имләсындагылар тарих арбасыннан төшеп, яки дегет чиләгедәй өстерәлеп бара. Татарның киләчәге латинга, алдынгы технологияләр билгеләренә бәйле бер үк вакытта электән бабаларыбыз кулланган гарәп, фарсыны да онытмауга бәйле. Хәбиб Гыйлми

    • Анонимно
      13.11.2016 22:55

      Наша история, религия, наука, культура "спрятана" в старо-татарском (арабская графика). Хотя поставил плюс высказыванию уважаемого Ф.С., не думаю, что будущее за латиницей. И ремарка об уважении: Абый-уважаемый, Абзый-богатый.) вакил.

      • Fandas Safiullin
        15.11.2016 10:36

        «Абзый-богатый»

        Вы забыли уточнить:: «очень сильно крепко богатый, богаче всех, кто не богаче его, богатый»

    • Анонимно
      14.11.2016 11:09

      Я бы была рада латинскому алфавиту, но не тому, который разработали в начале 90-х. Тогда названия некоторых улиц написали на этой латинице. Я когда смотрела на эти вывески, очень было стыдно за них, создавалось впечатление что такую латиницу составил абсолютно безграмотный человек. Латиница татарского языка должна быть близка латинице наиболее распространенных языков (например, английскому, много похожих звуков).

      • М.К.
        15.11.2016 12:06

        А уж какие безграмотные люди составили латиницу для польского и чешского языков, для французского и португальского, для шведского и венгерского - просто ужас!!!

    • Айда
      14.11.2016 11:28

      права не требуют, а просят. у просящих, в этой стране точно, только отбирают. Путин не вечен, как и его вертикаль. а уж насчет Трампа товарища Путина как-то совсем по-детски

      • Айда
        14.11.2016 11:41

        наоборот конечно. не просят, а требуют

        • Анонимно
          14.11.2016 12:57

          Тут речь идет совсем о другом, какие права можно требовать татарам от Трампа, к нему можно обращаться только с просьбой. Наша судьба находится совсем в других руках, вот от них и нужно требовать свои права.

  • Анонимно
    13.11.2016 14:45

    ЧТО НАМ АМЕРИКА!...

    Что нам Америка?!
    Мы с ней два берега,
    И между брегами размыта суть.
    Не видно мостика,
    Парома, бродика,
    И значит в USA заказан путь.

    Сказать по правде и не рвёмся,
    И вряд ли в чём ни будь споёмся.
    С американцами мы разные,
    И даже, если, в стельку пьяные.

    У каждого, у нас, своя история,
    Свой хор, орган и оратория -
    Чего лишь стоит «философский пароход»?
    Здесь было всё – и даже два за год. *

    Касались мы вершины Рима,
    От карлика росли до исполина,
    Затем рутина рушилась на нас,
    И в ней сгорали в пепел, много раз.

    Рождаясь Фениксом, опять бурлили,
    Спасали многих, многих били,
    Ведь Раша, как шоссе из двух полос,
    Где рулит дьявол и Иисус Христос.

    Народ России строго не судите,
    Учить хотите - соблаговолите,
    Пройти тропой истерзанных Титанов,
    В себе найдёте множество изъянов.
    ……………………………………………..

    Когда Суворов наш вторгался в Альпы,
    Индейцы в прериях теряли скальпы!
    Америка – шоссе из двух полос,
    Где рулит дьявол и Иисус Христос!

    И даже два за год* - имеется ввиду выполнение работниками двухгодичного производственного плана за один год, что поощрялось морально и материально в СССР (прим. автора).

    • М.К.
      13.11.2016 17:54

      Qara ale, mena min tatarca yazam latin xareflaren qullanip. Iskartasem kila - ostama xareflar monda yuq, bulmasa da botenese anlayisli.

      Xäzer östämä xäreflär belän:

      Qara äle, menä min tatarca yazam latin xäreflären qullanıp. Iskärtäsem kilä östämä xäreflär monda yuq, bulmasa da bötenese añlayışlı.

      Полагаю, всё ясно, если, конечно, Вы владеете татарским.

      • maximteregul
        14.11.2016 18:02

        Кириллица и латиница происходят от греческого письма, эти алфавиты созданы для языков индоевропейской языковой семьи. Арабское письмо создано для семитской ветви афразийской семьи языков. Что касается вопроса передачи звуков татарского языка, то меньше всего в этом процессе подходит арабское письмо. Но татары им пользовались успешно в течении тысячелетия. Выбор алфавита это прерогатива государства, а не региона внутри этой страны, даже региона донора))).

  • Анонимно
    13.11.2016 15:17

    Несколько человек из 40-50 представителей около 2 тыс.татарских семей в США испытывают неудобства от того, что книги в РТ издаются не на латинице,а на кириллице,Фандас Сафиуллин сходу предлагает обратиться к заморскому барину для решения вопроса.Чистейшей воды провокация! Академик Махмутов Мирза Исмаилович по поводу перехода на латиницу сказал, что нельзя лишать современную молодёжь всего изданного на кириллице.Опять будет несколько поколений неграмотных людей,оторванных от своей истории и культуры, как это произошло в 30е годы при переходе с латиницы на кириллицу.

    • Fandas Safiullin
      13.11.2016 17:18

      «Фандас Сафиуллин сходу предлагает обратиться к заморскому барину для решения вопроса».

      Так, ведь он уже не барин, а потенциальный друг наш и товарищ . А в будущем, возможно, и брат.
      По телевизору же сказали.

    • Анонимно
      14.11.2016 01:41

      Возможно латиница это такой завуалированный ход для избавления от татарского, чтобы все как бы само собой на нет сошло и причина была не в людях, а в шрифте.
      А возможно цель - просто поныть, как обычно, какие федералы плохие, а мы хорошие.

  • Анонимно
    13.11.2016 15:37

    Фандас абый, латиница не имеет ни какого отношения к татарском языку. А кириллица как никак имеет, мы живём с ней почти сто лет. Повод, что латиница лучше передаёт звуки татарского языка на письме не выдерживает ни какой критики.

    • Fandas Safiullin
      13.11.2016 16:46

      «...что латиница лучше передаёт звуки татарского языка на письме не выдерживает ни какой критики».

      Выдерживает!
      Простейший «эксперимент»:
      Знакомым Вам татарам, свободно говорящим на татарском языке, но прошедшим весь школьный курс обучения на русском языке, дайте прочесть пару абзацев текста на татарском языке. На кириллице естественно. Редко кому это удастся — прочесть и понять прочитанное — если знание татарского языка не квалификационное профессиональное требование.
      Можете на себе проверить, если Вы татарин (татарка) и не имели отношение к родному языку в школе.
      Причина проста: не менее половины одинаковых букв татарского и русского алфавитов имеют существенные фонетические отличия.

      • Анонимно
        13.11.2016 17:05

        Фандас абый, то, о чем Вы пишите, считаю проблемами нашего образования (если человек не может прочитать и пару абзацев). И здесь, уверен, латиница не поможет. Необходима здоровая пропаганда родного языка. Посмотрите на Англию, Францию. В нашем понимании люди читают не то, что видят на бумаге. Латиницу в качестве транскрипции одобряю, и это помогло бы в образовании, не более. И прошу Вас выносить эти вопросы на референдум граждан Республики прежде, чем менять. Считаю, мы должны быть не хозяевами родного языка, а его хранителями. Спасибо за ответ. С уважением.

      • Анонимно
        14.11.2016 12:26

        Так вы дайте пару абзацев татарского текста прочесть для сравнения и на латинице тогда, не только на кириллице. И сравните.
        А то сравниваете читавшего на татарском с никогда не читавшим.
        Этак и любой француз, умеющий разговаривать, но не умеющий читать, вообще не сможет свой же французский текст прочесть. И что - буквы менять или (если это ему нужно) читать учиться? Об английском и не говорю уже - там вообще читается все совершенно отлично от того, что написано.
        В другой проблемы возраста обсуждались, тут видимо именно этот случай, простите, логика хромает..

    • М.К.
      13.11.2016 16:54

      Не сто лет, а семьдесят семь, с 1939 года.
      Латиница действительно гораздо удобнее кириллицы, это факт.

      Как давний апологет латиницы, имею, наверное, право указать на один недостаток латиницы - традиционно используемый фонт Таймс делает татарский текст неудобочитаемым. Этот недостаток прекрасно купируется моноширинными шрифтами типа Курьер.

  • Азат Д
    13.11.2016 15:45


    Почему они сюда, на Родину, к корням не возвращаются?

    • Анонимно
      13.11.2016 17:34

      не хотят зп 100 долларов,и пенсию 60 долларов. А как тот айтишник,в месяц 300 000 долларов в месяц зарабатывать.

      А корни ваши сгнили давно,дерево гниет также.

    • Анонимно
      13.11.2016 19:16

      Для них родина там,где больше денег платят,слаще кормят и где теплее.

  • Анонимно
    13.11.2016 17:03

    А кто их тут ждет?

    • Анонимно
      14.11.2016 12:13

      А что это вы русских обошли в призыве, возвращаться всем в РФ? На поддержание русских диаспор по всему миру и особенно русского языка, из бюджета страны тратятся миллионы рублей. На поддержку татарских диаспор и татарского языка, Россия денег не выделяет. Вернули бы всех русских на историческую родину, огромную сумму денег бы сэкономили.

      • Анонимно
        14.11.2016 13:00

        На поддержку русского языка тратятся миллиарды, а не миллионы!

  • Анонимно
    13.11.2016 17:30

    http://www.attasf.org/what-we-do.html , адрес американских татар,сан франциско. Но максимум обшения это чай и помолиться. ИМХО.

    • Анонимно
      13.11.2016 20:47

      Это в большинстве регионов и России так же. Только в России обходятся чаем. Ни бизнеса, ни перспективных проектов. За душой ни копейки. Сплошное удовлетворение своего общественного ЭГО. Но не дай бог, кто нибудь в бизнесе попрёт. В большинстве без их помощи. Замучают спонсорскими просьбами. На чай. И толерантные конференции. )))))

  • Анонимно
    13.11.2016 17:58

    Анонимно У нас все проблемы решены, поэтому вся страна была вовлечена в тему кого Америка выберет в президенты.Тоже самое у татар. всемирный конгресс татар и Президент РТ озабочены несколькими тысячами татар в Америке, а то что в самой РФ более 3 х млн татар не имеют законных конституционных прав на национальный язык(ни в одном субъекте РФ в бюджетах не предусматривается ни копейки для языка одного из коренных народов России) В РТ проживают только 2млн, а около 4 в других регионах страны, и они тоже в равной мере налогоплательщики. в таком же но ещё около 1 млн татар в ближнем зарубежье. Вот такие дела дорогие татары у 5 млн татар

  • Анонимно
    13.11.2016 18:28

    Для татарской фонетики действительно латиница больше подходит. В кириллице нет букв, соответствующие татарским звукам, а в латинице есть: q, w, ğ
    Вот и получается изврат в написании и нарушение сингармонизма на письме, который ЕСТЬ на самом деле: гадәт, гаскәр, гомер, тәнкыйть, шөгыль, фигыль, сәгать и т д, а должны быть все гласные мягкие:
    ğədət, ğəskər, ğɵmer, tənqit, şɵğel, fiğel, səğət
    ğädät, ğäskär, ğömer, tänqit, şöğel, fiğel, säğät

  • Анонимно
    13.11.2016 20:37

    В нашем городе в 90-х все начальники татары (даже в больницах,производствах и др.) учили татарский,в школах учителям татарского доплачивали 20%...,а потом когда все нефтяные куски и др. капитальные средства распределились между "татарской элитой" всё прекратилось в изучении родного языка!Кто мешал с каждым годом только усиливать тот "ренессанс"?Отсуствие кирилицы?Или фарисейство
    перед простым большинством Татар тружеников?!Теперь перед каждой школой:"изучение Английского языка по международным стандартам...".Кто из тех фарисеев-энтузиастов татарского языка способен написать хоть одно предложение на латынице?!Кто в СССР
    способствовал евреям учить иврит или идишь?!А евреи умели и читать и писать и на том и на другом!Вероятно надо медленно,десятилетиями делать спокойно своё национальное достояние,увеличивая его крупицами:в итоге будет достойный результат...А враньё приведёт к итогу что и с СССР.

  • идущий
    13.11.2016 20:43

    Это все конечно прекрасно, ведь татары Америки - это несомненно "будущее" татарской этнонации. Без них вообще никак.... Но когда наконец очередь дойдет то татар живущих здесь в России, но за пределами самого Татарстана? Таковых около 4 млн. человек, но если не начать шевелиться в этом направлении, то в ближайшие лет 20-30 лет их численность может резко сократиться. Или 14 ст. конституции Татарстана уже отменили?

  • Друзья!!!
    Америка,Европа,Азия,Австралия такова география где
    проживают наши земляки.
    Как прочтёшь такой комментарий про наших земляков,
    душа радуется.
    Согласен с Коллегой Фандасом ,к сожалению в России пока нет возможности пользоваться своим языком как выгодно самому носителю языка.
    Это пройдёт,нужно время .
    Всем мира,добра,любви.
    Аминь

  • Анонимно
    13.11.2016 22:08

    По поводу шрифтов. Ни латиница, ни кириллица, ни арабица не были созданы для нужд татарского языка. Все три требуют дополнительных букв с точками, хвостиками и.т.п. И что их трех лучше лишь дело вкуса. ИЯЛИ еще в начале девяностых должен был создать свой алфавит, наподобие грузинского или армянского. Его сложнее было бы запретить и он отражал бы все особенности татарского языка. Но господин Хисамов на роль татарского Кирилла не потянул, решал местечковые задачи

  • Анонимно
    14.11.2016 01:51

    Родной язык то же, что и материнский язык. Первый язык, который усвоен человеком с детства («язык колыбели»). Обычно он совпадает с языком родителей или одного из них. Бывают случаи, когда человек впоследствии усваивает другой язык, который становится для него основным средством общения. Однако обычно позитивное эмоциональное отношение к родному языку при этом сохраняется. Родной язык служит одним из основных признаков национальной (этнической) принадлежности человека Родной язык тот, на котором человек думает. Мыслительная деятельность не зависит от президента.

  • Анонимно
    14.11.2016 08:11

    Встреча с татарской американской диаспорой - прозорливый поход Президента РТ в США. Думаю он станет перспективным зародышем, а позднее, и основанием и главной составляющей бизнес-сотрудничества США и России. Все как-то удачно совпало! Открылись надежды нового тонуса отношений с США, благодаря Трампу. Увы! Реалии мировой экономики, заправляемые уже давно процессами, далекими от политической воли Президентов, таковы, что обуздать экспансионистскую политику США, будет трудно, даже при надеждах на новую политику Трампа. Это поход политически корректен. Я сильно переживал за экс-президента РТ М.Ш. Шаймиева, когда он встречался у нас в Татарстане с Хиллари Клинтон. Видимо, со стороны администрации Президента РФ тогда были противоречивые оценки такой встречи. Но сейчас, политика России и США, возможно трансформируются настолько, что возможны будут прямые бизнес-контакты Р. Минниханова и Рональда Трампа. Р. Минниханов, как актуальный субъект бизнеса, делегированный Россией и Татарстаном может стать главной личностью в потеплении отношений США и России! Доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

    • Анонимно
      14.11.2016 12:28

      Вот уж загнул так загнул. Несколько живущих там татар с Миннихановым напару будут на политику Америки влиять?))
      Да там и поболее многочисленные диаспоры-то мусульманские нервничают неслабо с приходом Трампа..

  • Анонимно
    14.11.2016 10:30

    Есть у меня один товарищ. Все время хвалил Русский алфавит и ругал латиницу , по национальности он конечно Русский . Как то мы С ним отдыхали за границей . Чудо " началось по перелёту . Надо было заполнить бланки . Как вы понимаете уважаемые на нелюбимым им " латинице" . Его беспомощность, глаза как у молодого барашка. Естественно я ему в шутку предлагал заполнить бланку на кириллице . По перелёту он поступил в школу английского( ему 64) .Фанданго абый Вы правы . Я не специалист по языкам , но знаю , что несколько букв у нас отсутствует у татар , из за церковного алфавита кириллицы. Это очень важная и естественная тема для татар. Вернуть бы язык и алфавит татарскому народу. Можешь создать общественную комиссию ?

    • Анонимно
      14.11.2016 12:30

      Вам бы тоже поучиться. Знали бы, что буковки в татарский добавлены недостающие))
      А в латинице их и вовсе 28 штук всего)

      • Анонимно
        14.11.2016 13:37

        Дело не в количестве букв, а в самой технологии письма. Во-первых, в латинице не 28 букв, а 26. Во-вторых, в условиях взаимодействия языков меньшинств и господствующего языка большинства, для миноритарных языков очень важно иметь защитные механизмы от негативного влияния мажоритарного языка, иначе, ассимиляция будет только усиливаться. В СССР народы, сохранившую свою письменность, отличную от кириллицы, оказались более устойчивыми к процессам ассимиляции: армяне, грузины, литовцы, латыши, эстонцы. И наоборот, те, кому Сталин навязал кириллический алфавит, оказались наиболее подвержены процессам ассимиляции. Именно поэтому необходимо возвращать латинскую графику, тем более, что братские тюркские народы постепенно на нее переходят. Сохранение и развитие их языков косвенно является и поддержкой нашего татарского языка. Что касается технологии письма на латинице, то проблема передачи необходимых звуков просто решается, примеру ch - [ч]; sh - [ш] и т.д для согласных. Как видим никаких дополнительных букв не надо, для гласных татарских звуков тоже проблема легко решается через стандартные буквы с умляутами.: ä; ё; ö; ü.

        • Анонимно
          14.11.2016 20:07

          Это позор представлять ч и ш через ch и sh, давайте ещё н гортанное заменим на герундий ng

          • Анонимно
            14.11.2016 23:46

            Причем тут ваш субъективный "позор", речь идет о современной технологии письма, садишься за любой компьютер, и пишешь наличным латинским шрифтом любые татарские тексты. Ведь практично же!

          • Анонимно
            15.11.2016 03:51

            \\давайте ещё н гортанное заменим на герундий ng\\ - Вы, наверное, хотели сказать про передачу носового дифтонга [ң] комбинацией букв ng. Это весьма разумный подход для обозначения этого носового звука. А герундий - это безличная форма глагола в английском языке, к фонетике это слово не имеет никакого отношения.

  • maximteregul
    14.11.2016 13:02

    Кириллица и латиница происходят от греческого письма, эти алфавиты созданы для языков индоевропейской языковой семьи. Арабское письмо создано для семитской ветви афразийской семьи языков. Что касается вопроса передачи звуков татарского языка, то меньше всего в этом процессе подходит арабское письмо. Но татары им пользовались успешно в течении тысячелетия. Выбор алфавита это прерогатива государства, а не региона внутри этой страны, даже региона донора))).

    • Анонимно
      14.11.2016 14:55

      У вас рабская психология, государство для народа, а не народ для государства. Почему надо думать, что российское государство лучше знает, какими буквами удобнее пользоваться татарам? Я ежедневно думаю, говорю, читаю и пишу на родном языке, мне лучше знать, какие буквы лучше подходят для письменности моего народа, у меня огромная практика в этом предмете, в отличие от депутатов Госдумы, ни бельмеса в этом не смыслящих.

      • maximteregul
        14.11.2016 15:31

        )))). И какая у тебя практика? С кем ты переписываешься на татарском на основе арабской графики или латиницы? Заруби себе на носу, графику выбирает власть! Если не веришь, перечитай историю любого народа.

        • Анонимно
          14.11.2016 15:46

          Все эти катавасии с переменой алфавитов начались при тоталитарном режиме Советов, до этого никакая власть татарам никакие чуждые письменности не навязывала. Не надо широко обобщать на узком месте.

          • maximteregul
            14.11.2016 16:02

            Как по вашему, арабская письменность чуждая для татар (я наверху уже написал, что менее всего подходит для тюркских языков, т.к. там в написании указываются только долгие гласные, и гласных звуков в арабском всего 3). Арабскую письменность кто принимал, татарский народ?

  • Анонимно
    14.11.2016 15:59

    США и ТАТАРСТАН... Хм, вообще-то интересная партия.

  • Анонимно
    14.11.2016 18:17

    Турецкий алфавит подходит больше всего.

  • Анонимно
    14.11.2016 22:13

    в 1989 г осенью была встреча молодежной башкирской делегации (Минобр РФ+Минобр США) с татарским Обществом Нью-Йорка ... был в составе ) ... очень много было интересного .. даже необычного и неожиданного ... было в нашей группе несколько очень известных и тогда и сейчас - имён )

    • Анонимно
      15.11.2016 18:06

      В 1989 году было Министерство образования СССР, а РСФСР, со своими министерствами, не могла самостоятельно действовать на международной арене.

  • Анонимно
    14.11.2016 22:34

    Если у языка нету сферы применения, то зачем его учить ??? Татарский язык это пустая трата времени.

  • Анонимно
    15.11.2016 08:07

    Нас татар очень ограничивают в правах. В том числе и языковой. Должна создаться группа( политическая, общественная и тп; ) для решения задач по возврату языка для татар . Надо создать фонд для поддержания эту инициативу. А так плакать в жилетку и ждать милость от Российского правительства , это значить ничего ждать. За одно и налоги пересмотреть который отбирает( грабить? ) центр.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль