Общество 
4.12.2016

«Лучше быть хвостом у Льва, чем задницей у Сталина»

«Свияжск: «звездный час» Троцкого» — таково рабочее название главы из новой книги о битве за Казань в 1918 году. Часть 2-я

Ее автор, историк Булат Султанбеков, рассказывает о том, как Красная Армия позорно сдала и триумфально вернула Казань, о других событиях и исторических персонажах, судьбоносных для Советской России. Издание скоро выйдет в свет, но очень небольшим тиражом и вряд ли будет доступно для широкого круга читателей. Поэтому автор предоставил редакции отрывок из нее специально для аудитории «БИЗНЕС Online».

Высадка десанта Волжской флотилии при взятии Казани Красной Армией 10 сентября 1918 года_Фото из архива Булата Султанбекова публикуется впервые Высадка десанта Волжской флотилии при взятии Казани Красной Армией 9 сентября 1918 года.Фото из фондов Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан

«ВСЕ ТУТ ВЕРНО И НЕВЕРНО»

В 1983 году вышла в свет энциклопедия «Гражданская война и военная интервенция в СССР». До некоторых пор она считалась эталоном для формирования у советского человека представления о Гражданской войне. В этой энциклопедии, равно как и в другой научной, да и художественной литературе, содержится достаточно правильное перечисление фактов. Но все они преподносятся без упоминания имени Троцкого и некоторых других лиц, полностью реабилитированных только в конце 90-х годов прошлого века. Для создания представления об этой «усеченной истории» можно ознакомиться с упомянутым «эталонным изданием» и, в частности, со статьей о Казанской операции.

«10 сент. одновременной атакой с трех сторон сов. войска освободили Казань, — читаем в статье. — Отмечая возросшее мастерство Кр. Армии, В.И. Ленин в письме к красноармейцам, освободившим Казань, указывал, что взятие этого города означает „перелом в настроении нашей армии, переход ее к твердым, решительным победоносным действиям“... В ходе К.о. впервые в Кр. Армии осуществлено тесное взаимодействие пехоты, артиллерии, воен. флотилии и авиации. К.о. явилась первой успешной операцией в контрнаступлении Вост. фр., ознаменовав начало перехода стратегич. инициативы на этом фронте к Кр. Армии».

Вот такой мажорной, и в целом-то верной фразой, заканчивалось описание Казанской операции, которая начиналась, о чем нет даже намека в статье, столь катастрофично и позорно. В общем, как писал классик, «все тут верно и неверно». Не беру во внимание неправильное написание отдельных фамилий и названий населенных пунктов — практически неизбежные огрехи любого исторического издания. Но в энциклопедии в связи с Казанской операцией вообще не упоминается имя Троцкого и Смирнова (Иван Никитич Смирнов (1881 — 1936) — российский революционер и советский политический деятель, один из лидеров Левой оппозиции. В годы Гражданской войны входил в Реввоенсоветы республики, Восточного фронта и 5-й армии — прим. ред.), нет и биографической справки о командующем Волжской военной флотилией Ф.Ф. Раскольникове (Федор Федорович Раскольников (настоящая фамилия — Ильин, 1892 — 1939) — советский военный и государственный деятель, дипломат прим. ред.). Хотя есть множество статей о гораздо менее значимых личностях этого периода. Полковник Каппель (Владимир Оскарович Каппель (1883 — 1920) — русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн, один из руководителей Белого движения на Востоке России прим. ред.), фактически организовавший взятие города в августе, удостоен отдельной статьи; правда, Казань там упоминается мельком, и в основном излагается его последующая карьера генерала и командарма колчаковских войск. Попутно замечу, что в энциклопедии есть обстоятельные и достаточно объективные для того времени справки о вождях Белого движения, включая Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина, П.Н. Краснова и даже А.В. Колчака. Впрочем, есть большая статья «Троцкисты», где дается сугубо негативная оценка его сторонников, читай — и самого Троцкого, из которой мы, в частности, узнаем, что в годы Гражданской войны троцкисты «извращали линию ЦК партии на создание регулярной Красной Армии. Они игнорировали мнение армейских коммунистов, преклонялись перед военными специалистами, пытались свести на нет роль военных комиссаров и партийных организаций в армии».

«КРАТКИМ КУРСОМ» ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!

Особенно лжива фраза о преклонении перед военными специалистами, то есть бывшими генералами и офицерами, которых на первом этапе создания Красной Армии в лучшем случае изгоняли из ее рядов, а нередко и расстреливали как чуждый элемент и потенциальных изменников. Именно Троцкому принадлежит заслуга привлечения этого контингента на службу новому строю, из их рядов вышло потом немало выдающихся советских полководцев и ученых-теоретиков военного искусства; в их числе были и некоторые генералы и маршалы, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Многим неизвестно, что именно после беседы с Троцким, выполнявшим поручение Политбюро ЦК РКП(б), знаменитый генерал Брусилов (Алексей Алексеевич Брусилов (1853 — 1926) —русский и советский военачальник и военный педагогприм. ред.) подписал обращение к бывшим офицерам и генералам с призывом поддержать советскую власть, опубликованное в центральной печати. Несколько таких, как тогда их называли, «военспецов» входило и в постоянный штат «поезда Троцкого». Даже в речи, посвященной возвращению Казани, произнесенной Троцким 12 сентября 1918 года, он специально включил следующий пассаж: «И когда я для доклада председателю Совета Народных Комиссаров опрашивал командиров отдельных групп нашей Красной Армии и, в частности, командующего Левобережной группой бывшего полковника, старого вояку, раненного в обе ноги, какие из частей дрались лучше всех, он ответил без рисовки: «Все дрались превосходно», подчеркнув этой фразой боевые качества и надежность этого «военспеца». Правда, об одном из бывших офицеров, работавшем в поезде, Троцкий в автобиографии отзывается плохо и приводит явно надуманный эпизод его паникерства, чуть ли не граничащего с предательством, очевидно, потому, что тот стал впоследствии членом коллегии ОГПУ, для сотрудников которого у него, естественно, добрых слов не находилось. В целом оценка Троцкого и его сторонников дана в энциклопедии в духе «Краткого курса истории ВКП(б)», изданного еще до Великой Отечественной войны и провозглашенного эталоном исторической мысли, а глава о философии, написанная И.В. Сталиным, — ее вершиной. Нет только обычной фразы, что он игнорировал мудрые рекомендации в военном деле И.В. Сталина, и тот, преодолевая сопротивление Троцкого и вопреки его предательским действиям, вел Красную Армию от победы к победе. После ХХ съезда такие панегирики Сталину уже не писались, и в упоении борьбы с культом личности его не только самого вынесли из мавзолея под восторженные стихотворные песнопения «Евтушенко со товарищи», но и попытались «вынести из истории» даже то, что Сталин делал правильно, а такое за ним тоже водилось, и нередко.

Бронепоезд Троцкого Бронепоезд Троцкого Кадр из фильма «Лев Троцкий. Что скрывали мифы»

«В ПОЕЗДЕ ТОВ. ТРОЦКОГО ПРИБЫЛА ТВЕРДАЯ ВОЛЯ К ПОБЕДЕ»

Возвращаясь к делам казанским, до цитирования самого Троцкого приведем слова С.И. Гусева, находившегося первоначально в «поезде», а потом в качестве члена РВС 2-й армии активно участвовавшего в ликвидации последствий «августовской катастрофы», в результате которой, как уже говорилось, была бездарно и преступно сдана Казань. Вот как Гусев описывал в очерке «Свияжские дни», опубликованном в центральной печати в начале 20-х годов, эти события: «Приезд тов. Троцкого внес решительный поворот в положение дел. В поезде тов. Троцкого на захолустную станцию Свияжск прибыли твердая воля к победе, инициатива и решительный нажим на все стороны армейской работы. С первых же дней и на загроможденной тыловыми обозами бесчисленных полков станции, где ютились политотдел и органы снабжения, и в расположенных впереди — верстах в 15 — частях армии почувствовали, что произошел какой-то крупный перелом. Прежде всего, это сказалось в области дисциплины. Жесткие методы тов. Троцкого для этой эпохи партизанщины, недисциплинированности, кустарнической самовлюбленности были, прежде всего, и наиболее всего целесообразны, и необходимы. Уговором ничего нельзя было сделать, да и времени для этого не было. И в течение тех 25 дней, которые тов. Троцкий провел в Свияжске, была проделана огромная работа, которая превратила расстроенные и разложившиеся части 5-й армии в боеспособные и подготовила их к взятию Казани». Ценно и то, что это писал человек, вскоре ставший одним из главных разоблачителей Троцкого в составе «команды Сталина»... Никто ему тогда не поминал этих слов, похожих и на отзывы других авторов политической публицистики о роли Троцкого в победах на других фронтах.

«ПРЕДМЕТ НЕ ТОЛЬКО ЛЮБВИ, НО И НАУКИ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

Правда, бывали и явные перехлесты, когда, например, известный публицист и партийный деятель Карл Радек (Карл Бернгардович Радек, настоящее имя Кароль Собельсон (1885 — 1939) — член ЦК РКП(б) в 1919 — 1924, член Исполкома Коминтерна в 1920 — 1924 годах, сотрудник газет «Правда» и «Известия» — прим. ред.) начал писать статьи, напоминающие лозунг «Где Троцкий — там победа», намного опередив такие же слова, произносимые впоследствии в адрес Сталина. Так, в статье, опубликованной в «Правде» 14 марта 1923 года, написано: «Блестящие страницы русской революции навсегда связаны с именем Льва Давидовича Троцкого как человека, труд и дела которого будут предметом не только любви, но и науки новых поколений рабочего класса, готовящегося к завоеванию мира». Политические разногласия нередко принимали тогда обоюдно этически непристойный характер, вплоть до бросания в Троцкого на заседании различных предметов и употребления нецензурных или оскорбительных слов. Когда тот же Радек, славившийся остроумием, вошел в зал заседания вместе с Троцким, последовала громкая реплика Ворошилова, очевидно, озвучившего давно ходившую в партийных кругах остроту: «Вот идет Лев, а за ним его хвост», на что последовал мгновенный ответный, не менее громкий экспромт:

У Ворошилова тупая голова.

Все мысли в кучу свалены.

И лучше быть хвостом у Льва,

Чем задницей у Сталина.

Это Радеку впоследствии припомнили, и весьма жестоко.

При всех заслугах Л.Д. Троцкого в годы Гражданской войны нельзя забывать и о том, что он стоял у истоков создания культа личности вождя При всех заслугах Троцкого в годы Гражданской войны нельзя забывать и о том, что он стоял у истоков создания культа личности вождя Кадр из фильма «Лев Троцкий. Что скрывали мифы»

«ЖАЛЬ, ЧТО ТЫ НЕ ПОПАЛСЯ МНЕ В АФРИКЕ»

Напомню, что при всех заслугах Л.Д. Троцкого в годы Гражданской войны нельзя забывать и о том, что он стоял у истоков создания культа личности вождя — того, чего не было в это время ни у Ленина, ни тем более у Сталина. Чего стоит, например, разосланный в 1922 году по его приказу проект «Политического устава Красной Армии и Флота», в параграфе № 41 которого содержалась весьма «приглаженная» политическая биография председателя Реввоенсовета. Она заканчивалась словами: «Тов. Троцкий — вождь и организатор Красной Армии. Стоя во главе Красной Армии, тов. Троцкий ведет ее к победе над всеми врагами Советской республики». Или, например, им была одобрена изданная огромным тиражом брошюра Г.Устинова «Трибун революции (Л.Д.Троцкий)» с такими изысканными, порой, и весьма двусмысленными перлами: «Троцкий... лицо русской революции. Бледное, белое, матовое. Троцкий... экстракт революции... ее душа. В то время как Ленин — ее кормчий, ее рулевой, ее разум». «О Троцком много ходит рассказов, и все они характеризуют его как человека, обладающего какой-то сверхъестественной волей». Видно, от таких перлов и вошло в обиход выражение «демон революции». Да и первое переименование города, да еще при жизни вождя, произошло в 1923 году, когда известный в истории России город Гатчина под Петроградом был назван Троцком.

Нелишне напомнить, что именно по инициативе Троцкого были созданы осенью 1918 года первые советские концлагеря. Впрочем, что такое концлагерь — он испытал и на себе, когда, возвращаясь в Россию из США, был в канадском порту Галифакс снят с борта и отправлен в концлагерь, начальник которого, ветеран англо-бурской войны, постоянно подвыпивший полковник, обычно начинал свое обращение к заключенному словами: «Жаль, что ты не попался мне в Африке». Впрочем, пробыл он в концлагере недолго и был 29 апреля 1917 года по просьбе Временного правительства, весьма гуманно относившегося к политическим противникам, отправлен в Россию. Поневоле тут вспомнишь, что в истории нет сослагательного наклонения. В приказе от 8 августа 1918 года сообщалось: «Назначенный мною начальник обороны железнодорожного пути Москва — Казань тов. Каменщиков распорядился о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей, куда будут заключаться темные агитаторы, контрреволюционные офицеры, саботажники, паразиты, спекулянты, кроме тех, которые будут расстреливаться на месте преступления или приговариваться военно-революционными трибуналами к другим карам». Другими словами, в концлагеря бросали людей только по подозрению в преступлениях. Так что не будет большой натяжкой считать Л.Д. Троцкого одним из тех, кто стоял у истоков ГУЛАГа, созданного из самых лучших, разумеется, побуждений. Таковы гримасы истории, которые определяет сказанная намного позже знаменитая фраза о том, что все «хотели как лучше». Впрочем, и Гусеву в 1937 году наверняка помянули бы его положительную оценку роли Троцкого, но он «успел» умереть от болезни в 1933 году, и урна с его прахом удостоилась помещения в кремлевской стене.

ОДНОГО РУЖЕЙНОГО ВЫСТРЕЛА БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ КАТАСТРОФЫ

Что касается жесткости Троцкого, то руководитель терпящей поражение армии всегда прибегает к самым экстремальным мерам и попыткам навести порядок и поднять ее боеспособность. Вспомним некоторые из них, начиная от знаменитых римских «децимаций» (то есть казни каждого десятого из личного состава легиона, бежавшего с поля битвы), и до приказов Сталина в 1941 — 1942 годах, получивших тогда название у военных «Ни шагу назад», а также о штрафных батальонах и заградотрядах. Так что Троцкий не был исключением среди военачальников от древнейших времен и до современности. Да и Гитлер после поражения под Москвой отправил в отставку десятки генералов. Приведем пример такой жестокости в экстремальных боевых условиях, который Троцкому, когда он стал «врагом народа № 1», ставили в вину и постоянно поминали, прибавляя и разные домыслы. Читаем у Троцкого описание событий, когда положение дел под Свияжском стало особенно критическим: «Свежий полк, на который мы так рассчитывали, снялся с фронта и во главе с комиссаром и командиром захватил со штыками наперевес пароход и погрузился на него, чтобы отплыть в Нижний. Волна тревоги прошла по фронту. Все стали озираться на реку. Положение казалось почти безнадежным. Штаб оставался на месте, хотя неприятель был на расстоянии километра-двух, и снаряды рвались по соседству. Я переговорил с неизменным Маркиным. Во главе двух десятков боевиков он на импровизированной канонерке подъехал к пароходу с дезертирами и потребовал от них сдачи под жерлами пушки. От исхода этой внутренней операции зависело в данный момент все. Одного ружейного выстрела было достаточно для катастрофы. Дезертиры сдались без сопротивления. Пароход причалил к пристани, дезертиры высадились, я назначил полевой трибунал, который приговорил к расстрелу командира, комиссара и известное число солдат. К загнившей ране было приложено каленое железо. Я объяснил полку обстановку, не скрывая и не смягчая ничего. В состав солдат было вкраплено некоторое количество коммунистов. Под новым командованием и с новым самочувствием полк вернулся на позиции. Все произошло так быстро, что враг не успел воспользоваться потрясением». Из архивных данных, которые использовал Ю.И. Кораблев в своем очерке, следует, что по приговору трибунала расстреляли, кроме командира и комиссара полка, 18 человек. Очевидно, это были те, которые наиболее агрессивно вели себя во время захвата парохода и угрожали капитану расстрелом, если он сразу не поплывет подальше от Свияжска. Приговор жестокий, но это, учитывая количество людей в полку, была явно не «децимация», в которой потом его неоднократно обвиняли. Одновременно Троцкий в приказе жестко предупредил командиров всех уровней о недопустимости бессудных расстрелов, «под горячую руку»; очевидно, что такие случай бывали. И что виновные в этом будут сами преданы суду трибуналов. Впоследствии, как уже сказано, этот эпизод в нашей пропаганде превратили чуть ли не в постоянное занятие Троцкого, якобы расстреливавшего неугодных комиссаров и командиров. Кстати, незадолго до захвата дезертирами парохода, командир латышского полка и председатель полкового комитета прислали ему рапорт с требованием о немедленном отводе их с линии фронта ввиду плохих погодных условий и связанными с этим неудобствами пребывания в окопах, написав в конце, что иначе «произойдут последствия, опасные для революции». Все это напоминало шантаж людей, не желающих воевать в трудных условиях. Оба были вызваны Троцким в поезд и арестованы, комполка осужден к тюремному сроку, но вскоре выпущен. Видно, это мягкое решение внушило некоторым мысль, что можно безнаказанно нарушать дисциплину, что и привело к тому, что целый полк, фактически, открыв дорогу противнику и «подставив» соседние части, решил «отбыть с фронта». Пусть читатель сам решит, как бы поступили с такими людьми, например, в годы Великой Отечественной войны. Во всяком случае, и тогда бы с дезертирами, которые бежали с поля боя, да еще в организованном порядке, и захватили транспорт, душеспасительных политбесед бы не проводили, а применили столь же жесткие меры.

Экспозиция музея Гражданской войны с кабинетом Льва Троцкого в Свияжске Экспозиция музея Гражданской войны с кабинетом Льва Троцкого в Свияжске Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ПЕСТРЫЕ ОТРЯДЫ СЛОЖИЛИСЬ В ПРАВИЛЬНЫЕ ЧАСТИ»

Несколько слов о видении Троцким событий, непосредственно предшествовавших возврату Казани. Он пишет: «Положение под Казанью тем временем стало неузнаваемым. Пестрые отряды сложились в правильные части. В них вливались рабочие-коммунисты Петрограда, Москвы и других мест». Он добавляет, что повысилась роль комиссаров, а сочетание пропаганды с суровой ответственностью за нарушение воинского долга сплотили армию и флотилию, и он был уже готов дать указание о наступлении на Казань. Но в это время произошло событие, чуть задержавшее этот приказ: покушение на Ленина. Троцкий 1 сентября получает шифровку из Москвы: «Немедленно приезжайте. Ильич ранен, неизвестно насколько опасно. Полное спокойствие. 31.VIII 1918 г. Свердлов». Он немедленно выезжает в Москву, встречается со Свердловым и другими лидерами партии и, убедившись, что жизнь Ленина вне опасности, политическая ситуация в столице стабильна, немедленно возвращается в Свияжск для координации действий двух армий и флотилии, в результате которых 10 сентября 1918 года Казань была возвращена в лоно советов. Наибольшей потерей было то, что золотой запас России был вывезен в Самару, а потом, почти через два года, после больших приключений, возвращен, да и то не полностью. Эта тема исследована многими, публикаций о ней немало, но до сих пор в ней, судя по статьям краеведа, энтузиаста поисков «казанского золота» Р. Ибрагимова, остаются белые пятна. Через два дня 1-я армия под командованием Тухачевского вернула Симбирск, о чем он сообщил Троцкому телеграммой: «Приказание выполнено, Симбирск взят». Эта победа, как образно говорили тогда, для Ленина стала второй, после взятия Казани, целебной повязкой на его рану. Так закончилась Казанская операция — самое яркое и судьбоносное из многих событий боевого 1918 года.

Подготовил Михаил Бирин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (93) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.12.2016 09:33

    Интересно, что скажут почитатели Ленина и Троцкого на приведенные факты?

    "...не будет большой натяжкой считать Л.Д. Троцкого одним из тех, кто стоял у истоков ГУЛАГа, созданного из самых лучших, разумеется, побуждений...".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/330676

    Оказывается не Сталин создал ГУЛАГ и создал "культ личности", а Ленин и Троцкий...

    Для многих "ленинцев" это будет большим открытием, хотя все интересующиеся историей знают об этом почти 100 лет...

    Случайно ли только-только "народившаяся" буржуазная демократия была "заменена" 7 ноября 1917 года на "диктатуру пролетариата"?
    В день рождения Л.Д.Троцкого...

    И вообще зачем Л.Д.Троцкому было необходимо покидать самую демократичную страну мира США и ехать в отсталую, дикую и некультурную (по его словам) Россию весной 1917 г.?

    Надеюсь на все эти вопросы скоро узнаю ответы в издаваемой книге.



    • Анонимно
      4.12.2016 16:08

      Где можно купить эту книгу?

      • Анонимно
        5.12.2016 16:18

        16.08. Пока нигде. Говорил с автором, он пока ищет деньги на издание и скал, что сам процесс займет 15 -20 дней. Надеюсь, что в начале года она появится, как раз год 100 летия революций.

        • Анонимно
          6.12.2016 13:14

          Эту книгу и татиздат мог бы выпустить. Сколько его макулатуры пылися на полках, а Троцкий в Казани и Свияжске, точно бы разлетелся мгнвено, только в этом посте несколько вопросов, где купить эту книгу.

    • Анонимно
      4.12.2016 21:35

      По приказу его дяди банкира Абрама Животовского и известного американского банкира Якова Шиффера,ребята очень хотели свалить Россию и организовать свои концессии с более сговорчивым правительством.Те кто думают,что Троцкий революционер,просто слепые.Американские концессии работали в СССР до 30-х годов,включая золотодобывающую американскую компанию(расстрел на Ленских приисках,фактически начало революции 1905 года,ее рук дело,а вовсе не "кровавого царского режима"). Товарищ Сталин просто молодец,жаль Мехлиса,второго демона не расстреляли

      • Анонимно
        4.12.2016 23:59

        21.35. Где то,что то слышал и ничего не поняв сразу вывалил в коммент. В каком году был раасстел на ленсих приийсках и в каком революция 1905 г. Которая якобы после этого началась ? ПОЧИТАЕШЬ ТАКУЮ МУТЬ И ПОНЕВОЛЕ ВСПОМНИШЬ КЛАССИКА ОСТАПА ПОНЕСЛО!Сколько таких дремучих невеж еще пасется на интернет пампасах!

        • Анонимно
          5.12.2016 08:55

          Извините, но Вы попались на хорошо известную уловку полемистов и политиков - частичное искажение правды.

          Да, Ленский расстрел был в 1912 году.
          Но организация рабочей забастовки может быть рассмотрена как попытка использования рабочего движения (революции) для уничтожения своих конкурентов-капиталистов другими капиталистами и может быть также рассмотрен в рамках подготовки масштабной революции.

          Кроме того, Вы не опровергли остальные тезисы комментатора об американских банкирах и "дяде", а следовательно для большинства читателей это из "полу-правды" стало "правдой".

          Полу-правда потянула за собой смутные воспоминания об оккупации части бывшей Российской империи американскими войсками и т.д. и т.п.

          "Враги" обозначены и Вы способствовали этому...

          Хорошо известно, что "полу-правда" гораздо страшнее лжи...

          • Анонимно
            5.12.2016 09:11

            8.55. НАПОМНЮ ВАМ ВОСТОЧНУЮ ПОСЛОИЦУ, ПОЛОВИНА ХЛЕБА ЭТО ХЛЕБ, ПОЛОВИНА ПРАВДЫ ЭТО ЛОЖЬ. Вот это и есть критерий оценки пан телеевых и пейсиных с их фейками.

          • Анонимно
            5.12.2016 09:48

            8.55. Вы то, да и ваш покорный слуга, понимают, что все это невежестнные провокаторские фейки. Но читатель несведущий в истории, а ею все интересются, но читать книги лень, может поверить в эту муть,

  • Анонимно
    4.12.2016 10:01

    Насчет приезда Ленина, Троцкого "со товарищи" в дикую Россию, не будем забывать, что они были романтиками и фанатиками мировой революции, которая покончит с капитализмом, а он был тогда не таким как сейчас и считали, что именно здесь слабое звено мировой олигархии, с разрушения которого и начнется мировая революция.И вообще вожди, начиная с Ленина, вплоть до начала 20-х, считали Октябрь только "детонатором" мировой революции. О том, что можно и нужно строить социализм в одной отдельно взятой стране заявил Сталин, разуверившийся в мировой революции, на подготовку которой РСФСР , затем СССР выделяли огромные деньги через Коминтерн и внешнюю разведку.Об этом написано много, но в период подготовки к 100 летию революций, наверное появятся и новые документы, об этом ,кстати, намекнул и Путин в Послании к Федеральному Собранию 1 декабря.

    • Анонимно
      4.12.2016 10:22

      Ну что же такой ответ вполне логичен.

      Но тут тогда возникает другой вопрос?

      А почему этот "романтик мировой революции" ездил в царских вагонах, спал на царских простынях с вензелями, ел с царских тарелок и требовал себе масло, мясо, "спаржу" и другую свежую зелень себе на стол в голодный 1921 год?

      Какая-то странная "романтика" для революционера "сражающегося" за счастье " нищего "пролетариата и крестьянства"...

      • Анонимно
        4.12.2016 10:39

        10.22. Не только Троцкий, все кремлевские небожители, имели особые пайки и прочее обслуживание. Именно тогда вошло в обиход слово "спец" магазины, поликлиники и пр. Но были и фанатики "равенства", в частности нарком Цурюпа ведавший продовольствием, как то упал в голодны обморок, и такие тоже были но быстро исчезли.

      • Анонимно
        4.12.2016 10:49

        Конечно ответработникам давали повышенные пайки, на голодный желудок много не наработавешь Но сужу по книгам , они имели привилегий меньше, чем теперешний глава администрации района, города и тем более выше.Не говорю уж о олигархах и прочих баях, в том числе в РТ. Депутат советского Верховного совета получал в десятки раз меньше теперешнего "Думака" или сенатора.

  • Анонимно
    4.12.2016 10:14

    Где можно купить книгу?

  • Анонимно
    4.12.2016 10:52

    Интересные слова сказал Л.Д.Троцкий о науке в сентябре 1918 г., выступая в Актовом зале Казанского университета.

    Вот оттуда и идут все проблемы современной российской науки...

    • Анонимно
      4.12.2016 11:09

      Троцкий выступал не в универе,а городсеом театре 12 сентября и сразу оттуда на вокзал где стоял его поезд. О ТОМ, ЧТО ВЫСТУПАЛ В КГУ СЛЫШУ ПЕРВЫ РАЗ, НО ПОЧИТАЕМ, АВТОР НАВЕРНОЕ НЕ МОГ ОБОЙТИ ЭТУ ТЕМУ ВЫСТУПЛЕНИЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ КАЗАНИ.Кстаит Д.Бедный посвятил этому хвалебное стихотворение, недавно опубликованное после многих лет забвенмя в книге воспоминаний о взятии Казани.

  • инженер
    4.12.2016 11:21

    Этот святоч мировой революции очень любил роскошную жизнь, хотя говорят был очень скупой к посторонним, под кроватью спрятался при первом покушении и вылез оттуда только по прибытию полиции, говорят, что ничего не предпринимал для освобождения Вахитова и его соратников, штурм начал после того, как Колчак перевешал и перерезал всех татарских коммунистов.

  • Анонимно
    4.12.2016 12:18

    Господин инженер. Твой коммент не только злобный но главное лживый во всем. ДЛЯ ГРАМОТНЫХ И НЕ ЛЖИВЫХ НАПОМНЮ, что Колчак в это время был еще за рубежом и никакого отношения ни к казанским соытиям ни тем более к смерти Вахитова не имеет. К сожалению такие инженерские фейки бывают, малограмотному типу, главное настучать на клаве.

    • инженер
      4.12.2016 12:43

      Казань взял колчаковец- генерал Каппель( в то время ещё подполковник), который потом оказался единственным преданным до конца своему адмиралу.

      • Анонимно
        4.12.2016 13:37

        12. 43. ТЫ ОЧЕВИДНО НЕ ИНЖЕНЕР, А ПОДСОБНИК.Если бы учился, то знал бы, что Колчак приехал в Россию псле казанских событийи августа сентября 1918 г. И, никакого отошенеия к этому не имеет. Вмео бесысленного стучаия на компе баек луше книги почитай.

  • Анонимно
    4.12.2016 12:46

    Полезное но не достаточное чтиво

  • Анонимно
    4.12.2016 13:23

    Для интерсющихся историй не в иженерском варианте, могу сообщить, что самарские учредиловцы бежали сначала в Уфу, а некотрые добрались до Сибири. Вот там Колчак верувшийся и за рубежа и устроил переворот, стал Верховным правитлем, а чтобы не баловались демократией и прочим антуражем, расстрелял несколько самарцев.В общем, некоторые учредиловцы, как говорится, за, что боролись на то и напоролись. Но больщинство после преподанного урока, покорно служили Колчаку.

    • Анонимно
      4.12.2016 14:15

      А что стало с казанскими профессорами и студентами, которые почти в полном составе бежали из Казани в сентябре 1918 г. от ужасов красного террора?

      • Анонимно
        4.12.2016 14:41

        14.15. Сложилось по разному, но многие после гражданской , в том числе профессора вернулись.

        • Анонимно
          5.12.2016 21:33

          Например педиатр Меньшиков. Имени которого педиатрическая клиника. Была.
          Или профессор Терегулов. Который "Белые цветы" и имени которого Шамовская больница. Была.

          • Анонимно
            6.12.2016 12:50

            К сожалению имна и других выающися медикв, исчезли из наваний созданных ими лечебниц, назову только Клячкина, Лепского, Домрачева и др... Ладно хоть сохрании имя А.Ф.АГАФОНОВА выающеся инфекциониста, депутата Верховног Совета РСФСР первог созыва, о нем напмсал в своей интереснейшей книге воспоминаний о медицине и не только о ней, его сын профессор и тоже выдащийся хирург А.А.Агафонов, но ее быстро раскупили.

  • спокойрый
    4.12.2016 14:11

    ребята вообще то и первая мировая война и революция и вторая мировая война это были трагедии человечества и россии ибо мы все братья разной степени близости а когда брат убивает брата знаете что получается получается то что на западе примирились непримиримые ранее государства и народы польша и германия германия и франция а в россии до сих пор люди воюют и воюют до сих пор ищут виновных и хороших там не было хороших там все были злобными неадекватными людьми у которых кипел разум возмущенный и в смертный бой вести готов что бы разрушать весь мир до основания это обострение тяжелейшей психической болезни ну а медики не рекомендуют копаться в этих эмоциях видать россия это мертвое общество не способное это осознать

    • Анонимно
      4.12.2016 15:11

      Уважаемый Пейсин Владимир Борисович!

      Объясните, пожалуйста, почему Вы так, мягко говоря, неуважительно относитесь к читателям БО?
      Не разбиваете текст на предложения, не ставите знаки препинания и т.д.

      Ваши тексты не читаю.
      Думаю большинство читателей БО их тоже не читает.
      Но жалею модераторов, вынужденных разбираться в этой "белиберде".

      Вообще-то так писать это обычное хамство.
      Уверен, что официальные бумаги Вы пишите по всем правилам.
      Почему же к читателям БО такое хамское отношение?

      • Анонимно
        5.12.2016 08:02

        А почему модераторы "вынуждены разбираться в "белиберде" человека под ником "СПОКОЙРЫЙ" (Пейсин Владимир Борисович)?

        У них есть два выхода:
        1) публиковать безграмотные тексты не читая, рискуя опубликовать экстремистский материал;
        2) не публиковать безграмотные тексты.

        Можно, конечно, продолжать ломать глаза и голову "расшифровывая" безграмотные и хамские по своей структуре и внешнему виду тексты человека с безграмотным ником...

  • Анонимно
    4.12.2016 14:26

    В 60 и 70 гг. полно кандидатов и докторов писали о 1918 г.в Казани. Конечно многое привирали, особенно о Троцком, книги начала 20 х более правдивы, на них еще не давил краткий курс, где все было расписано и сомнению не подлежало. Недавно в КАЗАНИ переиздали одну из таких книг Борьба за Казань и включили в нее изданные в 1935 г.в Праге воспоминания чешского офицера 10 рота под Казанью. В ней есть много из того, что советские историки умалчивали, нелицеприятно отзывается он и о белогвардейсих офицерах.В дополнение к Троцкому советую почитать и этого ротного, конечно масштаб не тот, но детали интересные.




    • Анонимно
      4.12.2016 14:50

      Спасибо за информацию.
      Воспоминания чешского офицера читал - интересно.

      Но что касается, что "В 60 и 70 гг. полно кандидатов и докторов писали о 1918 г.в Казани", то, извините, что-то не верится.

      Во-первых, "докторов" в 1960-1970-х гг. в КГУ было не больше 25 (это сейчас докторов около 1000 (тысячи)).

      Во-вторых, писать о 1918 году можно было не каждому, а только тому кому это разрешили.
      В архивы допускались только по разрешению КГБ и партийных органов.

      Если не трудно - дайте, пожалуйста, ссылки на труды казанских ученых.

      • Анонимно
        4.12.2016 16:31

        Уважемый .14.50 Говоря о сонме кандидатов и докторов имел в виду не КГУ и Казань, хотя там тоже был квалифцрованный ученый М.К. Мухарямов, а всю страну. В Мокве около академика И.И.Минца, кормилась например целая группа ученых специалистов по Восточному фронту,писали иногда интересные работы, но, как правильно сказали, без Троцкого или с его заушательской критикой, иначе не напечатают.Ссылки погуглите сами, их там много.

    • Анонимно
      4.12.2016 21:50

      Конечно, чехословацкий офицер - по сути простой мародер, написал "истинную " правду о людях, которых продал за золото России, читайте - читайте тексты таких создателей чехословацкого государства на деньги нашей страны

      • Анонимно
        5.12.2016 08:03

        Если он и украл у Российского государства, то гораздо меньше - в миллиарды раз, чем Л.Д.Троцкий.

  • Анонимно
    4.12.2016 15:00

    Забавное название у энциклопедии. "Гражданская война и военная интервенция в СССР"
    СССР был образован 30 декабря 1922 года, когда и интервенция, и гражданская война уже закончились.

    • Анонимно
      4.12.2016 15:41

      Да вы совершенно правы.
      Гражданская война и военная интервенция на территории бывшей Российской империи формально закончились до образования СССР.

      Но "забавного" в названии энциклопедии мало.
      Скорее больше трагедии.

      Люди с 7 ноября 1917 года боялись правды (не говорю о том, что страшились говорить правду) - такой страх навели террором Ленин, Троцкий и их последователи.

      "Средний" советский человек был совершенно уверен, что СССР был создан Лениным "и его командой" не в 1922 г., а в 1917 году.

      В школе, конечно же, изучали историю и Закавка́зской Социалисти́ческой Федерати́вной Сове́тской Респу́блики, и даже Дальневосточной республики, но все очень поверхностно.

      Конечно с научной точки зрения надо бы энциклопедию назвать "Гражданская война и военная интервенция на территории бывшей Российской империи".

      Но уж больно бы много вопросов такое название вызвало даже у запуганных советских обывателей.
      А многим бы просто стало плохо и им бы пришлось вызывать "скорую помощь"...

      • ПанАлекс
        5.12.2016 00:14

        Вот промыли мозги Троцкистко-Геббельсовской пропагандой и до сих пор им лень посмотреть по источникам и архивам как на самом деле было!
        Один простой штрих - при Ленине -Сталине в Азбуке-Букваре был такой текст: "Мы не рабы - рабы немы". То есть все граждане СССР имели право голоса (особенно рабочие). Это уж потом при Хрущевых- Брежневых стали писать "Мы не рабы - рабы не мы"...

    • Анонимно
      5.12.2016 09:38

      Отвечаю двум малограмотным и не понявшим или не прочитавшим умную статью и комменты стебунам. Чешкий офицер воевал в районе Услонов, и оттуда на пароходе при отступлнии выбрался в Лаишев и длее в Бугульму и к золоту никакого отношения не имел. Что касаеться Троцого даже И.В. СТАЛИН его не обвинял в воровстве денег, если бы была малейшая зацепка, испольовали бы по полной программе в тридцатые годы, когда он стал врагом народа номер один. Не надо безграмотнм враньем пачкать страницы уважаемой газеты

  • спокойрый
    4.12.2016 16:15

    почему сталин победил троцкого хотя в начальный период революции силы у троцкого было больше я пришел к одному выводу сталин был коварный лицемерный злобный как вся политика в россии а троцкий был простодушный открытый а коварство всегда побеждает простодушие открытость какими бы способностями не обладали последние

    • Анонимно
      4.12.2016 18:00

      Сталин - это хозяйственник, пожарная команда, человек трудяга. Троцкий - краснобай.

    • Анонимно
      4.12.2016 21:25

      Вот за что я обожаю Сталина,за то извел всех этих революционеров в тужурке.Простодушный Троцкий ни на секунду не расставался со своим американским паспортом даже в бронепоезде,открытый Троцкий расстрелял адмирала,уведшего остатки царского флота из Талллина в Кронштдат в самых неблагоприятных условиях,чтобы тот не достался кайзерочской Германии -с формулировкой,типа он себе хотел так авторитет завоевать,вовсе не революционер он. Жаль бо не написала,сколькт он приказал убить заложников после покушен и я на Ленина.Палач,за которого одному народу еще долго каяться

      • Анонимно
        5.12.2016 00:36

        21.25.Опять врете, красным террором после покушения занимался не Троций, а другие вожди. Ему хватало военных дел.А ВОТ ДЕЗЕРТИРАМИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАНИМАЛСЯ, ЭТО БЫЛА ТОГДА БЕДА.Но посмотрите сколько таких дел рассмотели в ВОВ, и расстреляли или отправили в штрафбат.Война дело серьезное, и одними листовками людей не удержать.Таке было во всех воюющих армиях, включая америкаскую и неемцкую.За сотрудничство с немцами, французы распралялись беспощаднее нас, особенно с женщинами. Был у них даже термиН горзонтальный коллаборационализм, то есть сожительство с оккупантами.

        • Анонимно
          5.12.2016 09:26

          Как это Троцкий не занимался террором?
          Это была его основная работа...

          Может быть лично "товарищ" Троцкий никого и не расстрелял, но это не означает, что он не занимался террором.
          "Партайгеноссе" Гитлер тоже никого лично не расстрелял, но является преступником и организатором террора.

          Троцкий был образованным человеком и пытался придать своей личности "героический вид" и одновременно "замести" следы своих преступлений.

          Вот например часть приказа Троцкого от 8 августа 1918 года (до покушения на Ленина больше 3-х недель):

          "Всем, всем, всем....
          Назначенный мною начальник обороны железнодорожного пути Москва-Казань т. Каменьщиков распорядился о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей, куда будут заключаться темные агитаторы, контрреволюционные офицеры, саботажники, паразиты (это кто такие? - вши и блохи?..), спекулянты, кроме тех, которые будут расстреливаться на месте...".

          И при чем здесь американцы и немцы?
          Они, что ездили в "бронепоезде Троцкого" и учили его как действовать?
          Скорее последние научились человеконенавистничеству у Троцкого...

          • Анонимно
            5.12.2016 10:54

            9.26.не надо по невежеству приписывать Троцкому все репрессии. Концлагери для потенциальных протиивиов, явных судили, создавали все, включая анличан на Белом море . Вы прежде чем стучать на клаве фейки хоть пару книжек прочитайте об этом времени , названия найдите в любом поиковике.

            • Анонимно
              5.12.2016 11:52

              Спасибо за хамские советы.
              И за хамскую оценку моей скромной личности.

              Извините, Вы думаете, что приказы Троцкого я выдумал, а не извлек из его трудов и книг о нем?

              Спасибо, за Ваше высокое мнение о моей фантазии.

              Да концентрационные лагеря возникли у всех противоборствующих сторон еще во время 1-й Мировой войны.

              Но Вы действительно не видите разницы между европейскими концентрационными лагерями для военнопленных и интернированных и большевистскими концентрационными лагерями для политических заключенных и заложников?

              В первых никого не расстреливали без суда и следствия.

              В большевистских концлагерях расстреливали даже с целью развлечения...

              Вспомнить хотя бы Р.С.Землячку...

              • Анонимно
                5.12.2016 13:26

                11.52. Если считаете хамством мой совет читать книги, а не стучать фейки на компе, то это и есть ваш уровень зарвавшегося невежи. ТАКОГО БЕСПОЛЕЗНО УБЕЖДАТЬ, а опусаться до вашего плинтуса и спорить не хочеться. Строчите и стучите на клаве если пропускают.

                • Анонимно
                  5.12.2016 18:29

                  А разве не хамство обвинять человека в "невежестве" и в том, что он якобы не читает книги?

                  Самое обыкновенное хамство.
                  Ваши кумиры - Ленин и Троцкий - конечно же большие хамы, чем Вы, но суть от этого не меняется.

              • Анонимно
                6.12.2016 17:02

                11.52. ВАШЕ НЕВЕЖЕСТВО в истории не оправдание бреда который несете о концлагерях противной стороны. Почитайте хотя бы сколько людей погибло в концлагере на беом море организованном англичанами.Был красныйа террор, но противники большевиком, хотя и были белыми но явно не пушистыми.Опять сочтете за обиду, мой совет больше читать книги, особено сборники документов,а не бездумно стучать на клавиатуре все, что ни попадя Но совет этот остается в силе.

                • Анонимно
                  6.12.2016 19:31

                  Пожалуйста, дайте ссылки на "сборники документов" по концлагерям, "организованных англичанами".
                  Спасибо.

                  • Анонимно
                    6.12.2016 22:20

                    Похоже у "любителя" давать всем совет "читать" очень большая библиотека - тысяч 30 "сборников документов".
                    За два часа все никак не найдет нужные...

                    • Анонимно
                      6.12.2016 23:17

                      22.20.вы второй или третий раз просите ссылки у оппонентов.Советею не выпрашивать, а самому поработать в библиотеках, книги по гражданской войне , даже бышие когда то в спецхране, в том числе по казанской операции и белом терроре в городе,сейчас в открытом доступе. Прежде чем отстуквать всякую муть поработайте в библиотеках, сейчас даже и без архивов полно литературы. Пытаетесь остриь весьма тупо,о колчесве книг в чужих библиотеках, вам хватит обычной. Очень задел совет читать книги , а не стучать бред, пользуясь сарафанным радио.Думаюне, что не в коня корм,на большее не спосоны и в библиоекине пойдете, стучать, сида на диване, конечно комфортнее.

                      • Анонимно
                        7.12.2016 07:05

                        Похоже, что как хамить Вы просто ничего не умеете.

                        Если бы Вы были действительно заинтересованы в научной истине, то не пытались бы оскорбить оппонента, а привели бы аргументы, факты, доказательства.

                        А так Ваши агрессивные тексты просто выдают в Вас приверженца диктатуры - и "диктатуры пролетариата" и просто "личной" диктатуры...

                        "Победа" любой ценой (от фальсификации до расстрелов)- хорошо известный лозунг Ваших кумиров диктаторов Ленина и Троцкого.

                        • Анонимно
                          7.12.2016 16:09

                          7.05.Не валите с больной головы на здоровую. ВАС МОЖНО ЛЕГКО УЗНАТЬ ПО АГРЕССИВНЫМ И МАЛОРАМОТНЫМ ТЕКСТАМ. Поддерживаю замечание, о том,что надо самому читать книги, а не попрошайничать. Если книг нет, или денег жалко, то идите в библиотеки, они пока бесплатные.

        • Анонимно
          5.12.2016 15:33

          а кто другие вожди?фамилии можно?два главных убийцы были -он да Дзержинский

  • Анонимно
    4.12.2016 16:16

    Совершено согласен с комментами о нелепости названия энциклопедии, как то не задумывался. ВОЙНА и интервенция были на территрии ставшей толко с декабря 1922 г. СССР.

  • ПанАлекс
    5.12.2016 00:09

    Ужасаюсь вопиющей безграмотности комментаторов! Как мог Сталин скинуть Троцкого, когда Сталин стал главой государства в 1939-40гг?
    По факту главы 3го Интернационала Зиновьев и Каменев (да и Бухарин для кучи) подсидели бывшего главу Троцкого, который бредил мировой революцией и соответственно властью над миром. Сталин же был всего лишь генсеком ВКПб, что была 6м сектором Интернационала. То есть и Зиновьев и Каменев были непосредственными руководителями, а Сталин не имел преимуществ в принятии решений ни перед другими членами Политбюро ни перед членами ЦК! Это просто грызня за власть внутри Интернационала и руководства страны. Конечно же Сталин со своими сторонниками поддержал "свержение" Троцкого и преследование "троцкистов", а когда в 37-38 "революционеры-интернационалисты" перегрызли друг друга - он прикрыл Интернационал. Уж слишком "интернационалисты" мешали развитию страны! Поддерживали в мире терроризм, все пытались затеять войны с соседями (чтобы изнутри разложить армию противника и организовать там революцию), считая что мировая революция важнее жизни и благополучию граждан СССР. И еще огромные ресурсы шли на Интернационал вместо так желанной Сталиным индустриализации и роста уровня жизни населения!

    Кстати, никто не заметил "странного" факта из книги - после покушения на Ленина Троцкого встречает Свердлов, как и.о. главы гос-ва. В 1996 г. прокуратура РФ подняла архивы и провела следствие о покушении на Ленина. Собрали только косвенные улики, что организатором покушения был Свердлов. Исполнителями были 2е сотрудников ВЧК, левых эсеров (из Ленина изъяли пули из разных пистолетов!). Дальнейшая судьба незавидна как организатора неудачного переворота - 2е лицо государства почему то вдруг отправляют из Москвы в Екатеринбург, где он практически сразу заболел и умер.

    • Анонимно
      5.12.2016 17:40

      Ну Пан телеев даешь.Ты бы хот в книжки заглянул, где заболел и где умер Свердлов. Что касается Каплан читал фейк одного казанца, мол не она стреляла ибо плохо видела бедняжка.Вот поэтому сослепу с пары метров и не смогла пристрелить. Если бы как фейкует пан телеев стреляли два сотрудника ЧК то Ленину был бы кирдец. Чего чего, но стрелять чекисты умели. Каплан была одиночка террористка , злости много но зрение подвело.А мифов и легенд сложили много ,один из "панов", но не наш, даже писал, что ее видели в тюрьме лет через 15 после покушения.

  • Анонимно
    5.12.2016 06:00

    Наверное пантелеев он же алекс, судя по справке появившейся в БО, прав, ужасаясь безграмотности комментаторов, но список дебильных комментов, надо начинать с него самого. Не буду перечислять все его ляпы в этом обширном посте, насчитал 6 ,замечу только, что Интернационал был прикрыт по его териминологии, то есть принято решение о самоупразднении не в 37, или 38 гг., а в годы войны когда его аппарат находился в эвакуации, в Уфе кажеться.Воздерживаясь от эпитетов и не называя приевшиеся невежеством ники замечу, что эти существа не подозревают, что кроме компов есть книги, в которых , и особенно приводимых в них документах многое написано.Меня просто потрясло заявление одного типа , что революция 1905 г. Началась после ленского расстрела. ПУСТЬ ЧИТАТЕЛИ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ ,СУДЯ ПО КОММЕНТАМ , КНИГИ И ДОКУМЕНТЫ ЧИТАЮТ, ОЦЕНЯТ ЭТО ИСТОИЧЕСКОЕ НОУ ХАУ, ЧЕЛОВЕКА ЯВНО БЕЗНАДЕЖНО БОЛЬНОГО ДЕМЕНЦИЕЙ.

  • Анонимно
    5.12.2016 09:07

    Извините, но высказыванием "эти существа не подозревают, что кроме компов есть книги", Вы "переплюнули" самого Л.Д.Троцкого, который называл людей лишь "бесхвостыми обезьянами"....

    Человек действительно может быть безграмотным, а может и заболеть...
    Никто от этого не застрахован...

    А вот хамом быть нельзя - это ведет к гражданской войне.

    Все руководители большевиков были ХАМАМИ - они унижали и оскорбляли людей.
    Особенно ХАМСТВОМ отличались Ленин и Троцкий.
    Их "труды" заполнены хамством, как волчьи ягоды соком...

    Извините еще раз, но Вы похожи на учительницу, не выдержавшую огромного нервного и психического напряжения, и орущего на маленьких учеников: "Придурки, балбесы, неучи!"...

    • Анонимно
      5.12.2016 09:42

      Сок "волчьих ягод" очень ядовит...

      Читая "труды" Ленина и Троцкого - можно серьезно "отравиться"...

    • Анонимно
      5.12.2016 15:08

      9.07.Дававйте врите дальше, высосали незнамо откуда про обезьян , добавьте еще фейк, что он якобы, то ли установил, то ли рекомендовал поставить в Свияжске памятник Иуде Искариоту как первому революционеру , желтая пресса недавно охотно обсуждала это ноу хау. Уж на , что не любил его Сталин, но даже в 37 на процессах такие обвинения не фигурировали, не опускались до такого маразма. Деградируете окончательно, товарищи борцы с троцкизмом.

      • Анонимно
        5.12.2016 18:26

        Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вес­ти массы людей на смерть, не имея в арсенале коман­дования смертной казни. До тех пор, пока гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади»

        Л.Д.Троцкий "Моя жизнь" (воспоминания).

        • Анонимно
          5.12.2016 23:00

          Правильно сказал Троцкий, без репрессий , на одних политруках с листовками и партсобраниями армию не удержишь, особно когда враг превосходит тебя по опыту и технике. Писал об обезьянах в воспоминаниях, а не в приказах. Почитайте его приказы и речи, в частности под Казанью. Сталин в тяжелые периоды действовал теми же методами, вспомните и жуковсие приказы когда Ленинград был на волоске от захвата немцами. При Горбачеве и особенно алкаголке Ельцине мы чуть не потеряли армию, спасибо командирам и спецслужбам, что нейтрализовали его вредное влияние, хотя бы после позорной хасавюртской капитуляции. Мы тогда могли стать огромной Сирией или Ливией.

          • Анонимно
            6.12.2016 03:15

            То, что Сталин всего лишь "ученик" Ленина и Троцкого, никто и не спорит.

            Понятно за что вел Жуков "массы людей на смерть".

            А Троцкий вел "массы людей на смерть" ради чего или кого?

            Ради "идеи", ради укрепления личной власти?

            Насилие "насилию" рознь.
            Одно дело насилие в интересах большинства (демократия).
            Другое дело насилие в интересах меньшинства (большевизм, терроризм).

            • Анонимно
              6.12.2016 19:04

              3.15.не занимайтесь либерастской демагогией.За большевиками, Лениным, Троцким,Сталиным и др. шло тогда подавляющее большинство населеия. Сужу по Казани, надеюсь, что автор использовал эти документы,все попытки белогвардейцев мобилизовать население провалились. В этом главная причина падения Казани.Читал листовки и расклеиваеые на улицах приказы с отчаянными призывами вступать в народную армию с условием сохранения зарплаты, а приходили на сборный пункт 10, 15 человек, да и те через день сбегали.

        • Анонимно
          5.12.2016 23:12

          Очевидно Троцкий когда писал это вспомнил развал армии 1917 г. И партизанщину 1918г. ТОГДА воевать или нет решали на собраниях в ротах и полках. Обязательно найду его воспоминания, не зря их переиздали в России, когда два предателя развалили СССР и КПСС.

        • Анонимно
          5.12.2016 23:44

          Именно так, строится любая армия.Возможная, но необязательная смерть впереди,то есть в наступлении и неизбежня в случае бегства или вообще дезертирства.

          • Анонимно
            6.12.2016 03:19

            Но речь-то не о насилие в армии, а о том кем Троцкий считал воинов Красной Армии - "бесхвостыми обезьянами"...

            О презрительном отношении к людям, которых Троцкий "вел на смерть".

            "Бесхвостые обезьяны" были для Троцкого лишь "расходным материалом" для достижения своих личных целей - укрепление собственной власти, собственного благополучия и т.д.

    • Анонимно
      7.12.2016 05:51

      9.07. Случйно увидел в комментах ваш амбициозный эпатаж, причем очень похоже, что он постоянно повторяется. НЕ БУДУ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ЕМУ, очевидно это автопотрет. Два замечания по сущесву вашего плача в платочек, иначе эту муть не назовешь. 1. Есл человекв безграмотен или болен, имеете ввиду очевидно не грипп,а слабоумие, то его, если есть вменяемые родственники, не надо подпускать к компу. У вас таких родствеников очевидно нет, сужу по явно деменциозным комментам. 2. То, что назывете Ленина и Троцкого хамами,лишний раз подтверждает мое предположение о вашем умственном уровне высказанное в первом пункте.Кажется разьяснилвам все очень корректно, но боюсь, что вы не больны, а прсто дремуче невежественны и агрессивны, судя по оценкам двух великих политиков и мыслителе, впочем и то и другое одинаково плохо. Кто то в комменте посоветовал вам читать книги, но думаю он бесполезен, вы просто зомбированы стучанием на клавиатуре всягой дури и это неизлечимо.Давно был в Австрии и видел шутливую, но со смыслом надпись по технике безосности, пуская в ход станок, не забудь включить мозги. КОМП ЭТО ТАКОЙ ЖЕ СТАНОК, НО ЕЩЕ БОЛЕЕЕ ОПАСНЫЙ, не забывайте об этом и будет вам счастье, как говорили в старину..

      • Анонимно
        7.12.2016 08:59

        Вы же в первых строках обещали "НЕ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ" - и опять "медицинские" диагнозы...

        Извините, Вы где и кем работаете - Вы врач-психиатр или пациент?
        Откуда такое глубокое знание "медицинских диагнозов"?

        Или Вы бывший "идеологический работник"?
        Последние тоже "психиатрию" часто использовали для подавления инакомыслия, "изоляции" своих "оппонентов"...

        Сразу вспомнилась история знаменитой Казанской психиатрической больницы и трагедии ее "пациентов" - от Михаила Бейдемана (впервые из россиян встретившегося с "инопланетянами" еще во 2-й половине 19 века) до Валерии Новодворской (фурии антикоммунизма конца 20 века)...

        Кстати, по слухам когда в 1918 году большевики-ленинцы перестали снабжать пациентов Казанской психиатрической больницы едой, то последние разбежались и многие из них стали комиссарами и заняли многие ответственные посты в советской и партийной бюрократии...
        И никакие "партийные" чистки 1920-1930-х гг. и 1950-1960-х гг. не помогли избавиться от карьеристов и бюрократов...

        • Анонимно
          7.12.2016 10:15

          8.59. Без диагноза медицинского ,это вам на Волкова скажут, а только по вашему стукачеству и спаму. Оставляю в стороне стеб о том кем стали пациенты псих больницы и прочие либерастские забавы. Также не берусь, в отличие от вас ,судить кем были до пенсии, но очевидно не оценили и выгнали отсюда и постоянное озлобленное повторентие "мантры" кумиры. Дальнейшее не для вас, по убогости ума все равно не поймете.25 лет тому назад два предателя развалили СССР, оценку этому уже дала история, но что интересно идеи социализма казалось бы навеки похороненные ,снова возникают, даже в оплоте и мечте и наших либерастов США. В частности, и не без успеха использованы они во время последних выборов одним из кандидатов в Президенты.В заключение замечу, что один из вождей как то сказал, что на его могилу набросают кучу мусора, но ветер истории сметет ее. Имею ввиду не жалкого типа, мусорящего в этом посте, а людей на много порядков крупней.Все это касается и Ленина и Троцкого.

  • Анонимно
    5.12.2016 12:17

    9.42. Читая Ленина и Троцкого, да и Сталина тоже, некоторых олигархов, да и наших баев получающих многие миллионы долларов в год, в виде так назывемой зарплаты, может не только понос прошибить от страха, но и более серьезные расстройства начнутся. Но они книжки не читают, кроме банковских счетов и журнала Форбс, и в этом их счастье. Иначе заснуьт не смогли бы.

  • ПанАлекс
    6.12.2016 00:21

    Спасибо коментаторам, указывающим на американский паспорт Троцкого. Теперь понятно, откуда в Красной Армии появились комиссары и заградотряды: именно северяне в Гражданской Войне США ввели должности заместителей командиров по политической части. И Заградительные отряды с пулеметами позади своих войск, чтобы не допустить отступления также были введены северянами.
    Вот вам тупое копирование "американской демократии". А вы все "красный террор", ГУЛАГ, сталинские репрессии.
    Учите историю!

    • Анонимно
      6.12.2016 03:23

      "Заградотряды" описаны еще в Библии.
      Учите историю религии.

  • Анонимно
    6.12.2016 11:00

    Надо срочно исправлять все энциклопедии, где пишут,что пулеметы изобретены только в 80 -х гг. Х1Х века, а пан утверждает, что их использовали еще северяне в штатах во время войны с югом в 1861 -65 гг. Сидят, понимаешь, в редакциях несведущие академики с профессорами и не подозревают о панских открытиях.Скоро он откроет, что и Малахов курган в Севастополе, Нахимов с Корниловым пулеметами защищали.В общем Фоменко и Носовский, на фоне пана бледно выглядят.Продолжай пан исследования, может и на Бородинском поле пулемет максима или гочкиса найдешь.

    • Анонимно
      6.12.2016 11:14

      Из Википедии:

      "Наиболее известен пулемёт Гатлинга (1862, впервые применён северянами во время Гражданской войны в США) с револьверным блоком стволов и ручным приводом...".

    • Анонимно
      6.12.2016 18:03

      Для сведения Пан телеева и читателя Википедии: "Пулемёт, автоматич. оружие для поражения наземных, воздушных и морских целей. Изобретён в 80 гг. 19 в....". Советский энциклопедический словарь. М. 1983.с 1078.

      • Анонимно
        6.12.2016 19:20

        Да, пожалуйста, пусть будет по Вашему.
        Это не принципиально.
        Надо просто договориться о терминологии.
        В американских словарях другая информация.
        Но обижать людей по пустякам не стоит.

        • Анонимно
          6.12.2016 19:54

          19.20.Какая же это обида людей? Вы привели инфу из вики, я из энциклопедии. Считаю энцикловедию более надежным источником. Вики делает нужное дело но постоянно повторяет, что их данные надо перпрверять и исправлять.Что касается вашего америкаского источника, то у них нередко бывает преувеличение своих заслуг. Если мы родина слонов, как шутили в советское время, будем считать что и Америка родина пулемета еще в 60 х гг.19 века. Хотя мир считет его изобретателем в 80 е гг. дргогоо американского педпринимателя, перебравшегося в Европу и наладившего там производство знаменитых максимов.

          • Анонимно
            6.12.2016 22:10

            19.54. Вы зря согласились с оппонентом дезинформатором, что это пустяк и не принципиально. Ведь главный стебун пантелеев, он же пан ,целй теорию на этом строит, что северяне в начале 60 х гг 19 века, задолго до Троцкого с большевиками, создали заградотряды с пулеметами. А пулеметы в современном понимании , как гласит энциклопедия, на которую сослались, появились только в 80 гг.Это у пана со товарищи не пустяк, а фальсификация исторического факта. Причем пана, в разных постах, неоднократно уличали в лжи.Не надо поощрять лгуна.

            • Анонимно
              7.12.2016 07:16

              Пулемет Гатлинга (1862) в моем понимании (как я понял из литературы) самый настоящий пулемет - его скорострельность гораздо выше, чем пулемета Максима.
              Хотя они и действуют на разных принципах.

              Кстати скорострельное оружие на основе системы пулемета Гатлинга очень широко используется в современной военной технике (знаменитый многоствольный пулемет с вращающимися стволами, из которого так любят стрелять герои Шварценеггера, как раз и есть современный пулемет системы Гатлинга).

              Но не являясь специалистом в вооружении - не считаю нужным спорить по этому поводу.

              Что касается "загранотрядов" во время гражданской войны в США, то ничего о них не знаю.

            • Анонимно
              7.12.2016 08:17

              Солгал или ошибся?
              Это две большие разницы.

              Ложь - это целенаправленное искажение действительности с целью получения лгущим выгоды - от материальной до ментальной, или простого физиологического удовольствия - есть и такие...

              А ошибиться каждый может - источник не точный или память подвела...

              Тот кто лжет обычно настаивает на своей лжи и в дискуссии (переводимой им в спор) навешивает на оппонента всяческие "ярлыки" - от "медицинских" диагнозов, до оскорбительных эпитетов.

              А тот кто просто ошибся, видя приведенные оппонентом аргументы, факты, доказательства, соглашается и благодарит оппонента "за учебу".

              Но это идеал научной дискуссии.

              В истории хорошо известны примеры, чем кончаются "дискуссии" с фальсификаторами-врунами, например с Лениным или Троцким.
              Сперва они оппонентов "награждают" всяческими хамскими эпитетами ("политическая проститутка" и т.д.), а затем просто вызывают ЧК и расстреливают...

              • Анонимно
                7.12.2016 11:55

                Этот 8.17. ,а он узнаваем по своей менторской манере и бесконечно повторяемым мантрам все пытаеться бросить тень на Ленина и Троцкого,а Сталина крииковать почему то боится.Типичный образчик приспособленца умостившегося при капитализме и отрабатыающий свои сребреники.Его тезка по гонорару плохо кончил, и этому надо об этом задуматься.

  • Анонимно
    6.12.2016 13:05

    11.14. В вики много чего понаписано, включая и неточностей.Я сужу по энциклопедии, настоящими пулеметами былм максим и гочкис, 80 е годы.А если считать достоверным источником вики и другие вольные и постоянно исправляемые и дополняемые энциклопедии, то давайте вести отсчет с многозарядных и многостволных пищалей времен Грозного и даже ранее, тогда выходит и Казань брали при помощи пулеметов. Но это уже для сенсационных исследоанй пана и ему подобных.

  • Анонимно
    7.12.2016 07:59

    Как политическое течение троцкизм,пустил мощные корни по всему миру.Маршал СССР Жуков и то,был троцкистом.А пышным цветом расцвёл и ныне пахнет,со времён Хрущёва.Он состоял в сообществе "пламенного раволюциоэра".Горбачёв,Эльцин так откровенные троцкисты.

  • Анонимно
    7.12.2016 09:02

    "Троцкизм" это естественное продолжение "ленинизма".
    Троцкий - это самый талантливый соратник и ученик Ленина.
    Поэтому все "логично".

    • Анонимно
      7.12.2016 09:15

      А "естественным" продолжением "троцкизма" стал "сталинизм".

      "Вождь" при диктатуре бывает всегда только один.

    • Анонимно
      7.12.2016 10:38

      Ленинизм-это Марксизм в эпоху Империализма,как политическое течение можно назвать,как Советский Большевизм.Троцкизм,смыкался с большевиками,но преследовал свои интересы,идея "перманентной революции"принадлежит Троцкому.А вот Комминтерн Ленину.Буржуины создают свои Союзы,и угнетённые пролетарии,обязаны создавать Коммунистический Интернационал.Когда рабочие Франции отказывались грузить оружие на корабли,что шли в Советскую Россию,это было Солидарностью Рабочего класса.

  • Анонимно
    7.12.2016 10:46

    С троцкизмом покончили, сталинизм разоблачили, хрущевизм записали в графу волюнтаризм, потом пришли Горбачев и Ельцин, и мы с восторгом им аплодировали, а второй в Казани даже общаясь с простолюдинами пару остановок на трамвае проехал.Все дружно аплодировали наступлению гайдарономик с чубайсизацией, простите ваучеризацией, всего и вся.Итоги "медового месяца" реанимации капитализма , того который был описан Марксом, а не теперешнего типа финского или щведского, видим. воочию. Руководители госкорпораций Миллер, Сечин и Греф получают з.п. около 10 миллионов долларов в год, на их фоне Татнефть - баши вообще нищеброд, всего один миллион или чуть больше .Не обиженны деньгами и руководители помельче.Путину приходится сажать за воровство губеров, полковников с лярдами и даже министра российского правительства, чего никогда еще не было. Конечно Путин, жесткими мерами пытается придать нашему дикому капитализму, портрет которого нарисовал еще Маркс, если уж не человеческое, то хотя бы человекообразное лицо. Но политическая и экономическая онкология подхваченные страной в смутное время "стаканыча" в 90 -е годы лечится с трудом.Подумаем, что сделали бы в Китае или Сингапуре за это?Может, их опыт перенять.

  • Анонимно
    7.12.2016 13:58

    Наверное неслучайно Путин вчерапрвелсовещание с судейским людом, особо подчеркнув что репутация у них невысокая и надо очищать кадровый состав. Конечно подчеркнул, что большинство из них честные люди. Но как гласит пословца, паршивая овца все стадо портит

  • Анонимно
    8.12.2016 09:05

    Уважаемая редакция БО. Сегодня 25 лет с того дня когда "три товарища" распустили СССР, а потом выпивоха запретил и КПСС. По радио и в бумажных сми идет самое активное обсуждение этого события, которое Путин назвал геополитической катастрофой.Даже Горбачев выступил с оправданием, что он хотел сделать "как лучше" но все это Ельцин испортил. Возможно и вам следовало бы взять краткие интервью у ученых , общественных деятелей, и тех лиц, кто от распада СССР выиграл: о том, что это было и как проходило в частности в Татарии. Тем более интересная публикация о Троцком, косвенно тоже посвящена этому, ибо все началось с 1917 г. откуда все и пошло.Подумайте пожалуйста как это интереснее сделать. Спасибо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль