Общество 
11.12.2016

Ново-Татарская слобода: трагедии прошлого и альтернатива будущего

От кластера легкой промышленности в конце XVIII — начале ХIХ века до «казанского феномена»

В декабре 2016 года по поручению президента РТ малайзийским архитектурным бюро будет представлен проект создания нового делового центра в районе Ново-Татарской слободы. Несомненно, нужно вдохнуть второе дыхание в эту территорию, раскрыть ее потенциал. Блогер «БИЗНЕС Online» кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов задается вопросом: не пропадут ли за небоскребами богатая история этого места и сохранившиеся островки некогда самой большой татарской слободы?

Вид на Ново-татарскую слободу. 1960-е гг Вид на Ново-Татарскую слободу. 1960-е годы

«ПРОМЫШЛЕННАЯ ОКРАИНА С ДУРНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СЛАВОЙ»

Несмотря на близость к центру и прибрежное расположение, Ново-Татарская слобода мало знакома казанцу. Ее не показывают гостям, она не избалована вниманием чиновников. Слобода скорее ощущается как промышленная окраина с дурной криминальной славой, а не как место, где некогда кипела национальная жизнь татар. Проезжающие мимо видят лишь унылый индустриальный пейзаж, километры трубопроводов и бетонный забор Ново-Татарского кладбища, не замечая, что буквально в 50 метрах отсюда открываются просторы Волги, а рядом находятся уцелевшие мечети с богатейшей историей, места, где жили классики татарской культуры, где создавались многомиллионные капиталы и закладывался экономический фундамент татарского Возрождения.

Если история Старо-Татарской слободы ежедневно воспроизводится в устах десятков казанских экскурсоводов, по ней написаны не один десяток монографий и сотни научных статей, то история Ново-Татарской слободы практически оказалась обделенной вниманием исследователя. И дело не в отсутствии сведений — их предостаточно, но они рассредоточены и почти не собраны воедино. Слобода не на виду, более 95% уникальной исторической среды слободы потеряно безвозвратно. Процесс начался еще на заре советской индустриализации и продолжается и в наши дни. Пресловутые «шуваловки» (именно те, которые вызвали иронию федерального вице-премьера) построены здесь на месте исторической застройки.

В основном здесь жили рабочий люд и выходцы из татарских деревень, здесь же находилось множество производств, кипела и общественная жизнь. Ремесленные традиции слободы, близость к Волге и расположение за железной дорогой предопределили ее нынешнее состояние — индустриальный пейзаж и складской хаб дополняют автотранспортная изолированность, квартальная жилищная застройка с дурной криминальной славой. «Меховушка», «Макаронка», «Автовокзал», «Тракторная» — это не только нынешняя народная топонимика слободы, но и названия ОПГ, составлявших целую криминальную ассоциацию «Новотатарские». И это отдельный мир «казанского феномена», который и сегодня скорее жив, чем мертв.

«СЛОБОДА УЧАСТВОВАЛА ВО ВСЕХ ДВИЖЕНИЯХ ГОРОДСКИХ НИЗОВ»

Слобода имела три больших мусульманских прихода и медресе с авторитетными муллами, которые оставили значительный след в истории татар. Мечети сохранились и переданы верующим, вокруг них еще теплятся остатки татарской городской культуры. В слободе жил Фатих Амирхан, работали Гаяз Исхаки и Салих Сайдашев, в приходах служила целая плеяда авторитетнейших богословов своего времени, сюда часто наведывались Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Хусаин Ямашев, Габдулла Тукай. Слобода участвовала во всех движениях городских низов, бунтах, революциях — от Пугачевского восстания до Гражданской войны.

Сейчас Ново-Татарская слобода имеет несколько сохранившихся пластов культуры и архитектуры разных периодов. Первый слой — дореволюционный с мечетями, пару тройкой гражданских зданий, едва заметными национально-религиозными традициями и письменными свидетельствами современников. Следующий пласт — ранне-советский с уникальной татарской революционной топонимикой, масштабной промзоной, островками деревянных зданий и остатками татароязычной слободской культуры. Третий — поздне-советский с хрущевками, расширенным индустриальным пространством и элементами «казанского феномена». Каждый период по-своему уникален и ярко отображает изменения в жизни города и страны — от формирования здесь крупного национального капитала и реального пролетариата, появления первых татарских большевиков до масштабной индустриализации района, эпохи «развитого социализма» и «казанского феномена» с фактическим исчезновением в 90-е годы татарской слободской культуры.

Как известно, слобода зародилась в середине ХVIII века, став местом вынужденного переселения татар Старо-Татарской слободы. Так, последняя масштабная попытка насильственной христианизации в крае, предпринятая митрополитом Лукой Канашевичем, привела к тому, что татары Казани освоили еще и эти болотистые приволжские земли. Территория, изначально воспринятая как место новой ссылки, оказалась весьма благодатной для зарождения здесь национальной мелкой промышленности.

Исторически границы слободы постоянно расширялись. Изначально к ней относился «квадрат» современных улиц Зайцева, Гафури, Кызыл-Татарстан и Меховщиков. К середине ХIХ века «ворота» Ново-Татарской слободы находились уже рядом с современным автовокзалом, дальняя граница доходила до села Поповка. Позднее по северной границе Ново-Татарской слободы прошла железная дорога, однако к моменту ее прокладки три татарские слободы — Старая, Новая и Плетени (Пләтән) — уже сомкнулись в единое пространство. В советское послевоенное время жители Поповки, чуть позже и Плетеней (территория южнее Азимовской мечети) стали относить себя к Ново-Татарской слободе, хотя официально Плетени — это территория префектуры «Иске шәһәр», относящаяся к Старо-Татарской слободе, а Поповка относится уже к Приволжскому району.

Слобода имеет уникальную топонимику. Так, весьма оригинально звучат следующие названия: Мазарки (кладбище), Мазут йорты, Штәпән башы (автовокзал), Куль-урам, Урал, Йәмки (район Поповки за Мазарками), Пләтән (окрестности станции Вахитово). Присутствует и индустриальная топонимика: «Меховушка», «Макаронка», «Тракторные/Трактористы», «Дамба». Сохранились татарские названия улиц, передающие «революционную романтику», — Ирек (Свобода), Эш-урам (Рабочая улица), Кызыл Татарстан (Красный Татарстан), Дулат-Али, Камиль-Якуб урамы, а также улицы в Плетенях — Болгар, Яшьләр (Молодежь), Яшел (Зеленая), Шариф Камал. Здесь же расположена крупная железнодорожная станция Вахитово. Во второй половине ХХ века по всей территории слободы можно было увидеть аббревиатуру ЯБ, что означало «Яңа бистә» (Новая слобода), в молодежной среде также было распространено название «Новотатарка».

«ТАТАРСКИЕ КУПЦЫ ИМЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ДЕРЕВНЮ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РАБОТЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ»

Итак, какие объекты сохранились ныне, а что исчезло бесследно, кто жил здесь и как жила сама слобода, что хранит в себе ее история и почему эти места особенно ценны для татар?

Отличие Новотатарки от Старо-Татарской слободы состоит в том, что здесь в течение трех столетий жили в основном рабочие и переселенцы из татарских деревень. Поэтому большая часть застройки представляла собой неказистые одноэтажные деревянные дома, а в период советской индустриализации образ рабочей окраины дополнила череда бараков в юго-восточной части слободы. Естественным образом, эти дома и бараки были снесены как вследствие ветхости, так и по причинам расширения производств.

Значительная часть слободы, как, впрочем, и сейчас, являла собой довольно депрессивную территорию. Переезжая в город, большая часть татар, находясь в поиске работы и дешевого жилья, обосновывались именно здесь. Хотя не все в погоне за счастьем оказывались удачны. Среди жителей слободы было немало обездоленных, маргинальных элементов, криминалитета и даже нетипичных для татар представителей древнейшей профессии. Хулиганы для слободы были обыденным явлением и в советское время, когда по всей стране выросла особая слободская полукриминальная субкультура. Новотатарка не стала исключением. До войны, когда еще в городе существовала практика кулачных боев на Кабане, именно парни Ново-Татарской слободы выходили в первые ряды показать молодецкую удаль. И именно здесь зародился одним из первых печально известный «казанский феномен». Здесь же произошла первая массовая расправа соседней группировки «Тяп-Ляп» в 1978 году. Но это был еще переходный период, когда молодежные дворовые сообщества только стали перерастать в настоящие банды. Старая аббревиатура ЯБ позже стала уже криминальным символом.

И все же, несмотря на такую среду, удивительны люди, которые жили здесь. Ниже представлены характерные для той эпохи молодые люди, весьма ярко представляющие атмосферу слободы в послевоенные годы. Многие из них прошли войну, они — победители, а впереди счастливая семейная жизнь в слободе. А в Ямках, например, и сегодня еще можно застать эту среду — деревянные дома с наличниками, добрососедство и гостеприимство, маленькие палисадники, характерную татарскую речь и колоритных татарских бабушек.

Фото жителей слободы. 1947 г. Из личных архивов участников группы “Kazan Nostalgique” Фото жителей слободы. 1947 год. Из личных архивов участников группы Kazan Nostalgique

Концентрация в слободе рабочего люда, близость воды имели и свои преимущества для создания производств. Уже к концу XVIII — началу ХIХ века в Ново-Татарской слободе формируется целый кластер легкой промышленности: кожевенные, козловые, кумачные мануфактуры, мелкие субподрядные мастерские, складские помещения, торговые конторы. На капиталах, нажитых в Ново-Татарской слободе, появляются «меховые и каракулевые короли», нувориши, формируются настоящие торгово-промышленные кланы Аитовых, Апанаевых, Аппаковых, Замановых, Утямышевых. Немало примеров, когда вчерашние крестьяне становились уважаемыми купцами, строя на свои средства мечети в Казани и в своих родных селах.

Так, например, Белая мечеть была построена Габдрахимом бин Валидом бин Мусалимом бин Мамяш аль-Урнашбаши (Ракый бай), выходцем одной из арских деревень, а мечеть «Иске Таш» была построена выходцем из деревни Мачкарави Кукморского района купцом Габдуллой бин Абдулсалямом аль-Мачкарави (Утямышев). Последний, по характеристике Маджани, имел следующие качества: «Никто с ним не может соперничать как по уровню богатства, так и по щедрости, к тому же весьма богобоязненный и горячий поклонник наук и просвещения». Основатель рода был женат на сестре первого татарского просветителя Габденнасыра Курсави. Сыновья: Исмаил — известный богослов, Ибрагим и Исхак — известные купцы, имевшие свое дело в слободе. Внук Мухаммадгариф учредил в слободе казанскую мануфактуру «Утямышев и К°», построил в начале ХХ века бязекрасильную фабрику, открыл мыловаренное производство — самое крупное промышленное предприятие Казани. Правнук Исмагил — гласный городской Думы, являлся членом ряда общественных комиссий, благотворительных обществ, известным и уважаемым человеком в городе. Что интересно, нынешний куратор проекта реконструкции слободы — заместитель главного архитектора города Тимур Кадыров — является прямым потомком этого рода.

Немаловажный факт, характеризующий дореволюционную эпоху: татарские купцы и владельцы предприятий имели специальный фонд для обратного возвращения в деревню оказавшихся без работы и денег сельских переселенцев, а также для тех, кто не имел возможностей похоронить родственников по мусульманскому обряду. Смертность в слободе была выше, чем в целом по городу, а эпидемии распространялись в такой среде с высокой скоростью.

Полянинская дамба. Въезд в Ново-татарскую слободу. Район автовокзала Полянинская дамба. Въезд в Ново-Татарскую слободу. Район автовокзала

«СНОС ДОМА АМИРХАНОВЫХ — ОДНА ИЗ САМЫХ НЕВОСПОЛНИМЫХ ПОТЕРЬ СРЕДИ СОТЕН СНЕСЕННЫХ ЗДЕСЬ ЗДАНИЙ»

Надо сказать, слобода долго оставалась окруженной цепью мелких водоемов, болот и заливных лугов, превращаясь весной и в дождливую пору в настоящий остров. В отдельные годы по слободе можно было передвигаться не иначе как на лодке. Вплоть до строительства дамб при поднятии Куйбышевского водохранилища современные улицы Девятаева и Портовая из года в год оказывались в зоне затопления, в современном парке молодоженов было большое болото. До революции эти места использовались для слива нечистот из ассенизаторских подвод, зачастую здесь круглый год стоит неприятный запах. Однако хорошая природная регенерация этих мест позволила через некоторое время забыть об этом, советские мальчишки и вовсе устраивали в этих болотах купания. Нередко в этих скрытых от взрослых глаз местах происходили массовые драки между молодежью близлежащих районов.

Авария трамвая маршрута №6 на дамбе в Новотатарскую слободу Авария трамвая маршрута №6 на дамбе в Ново-Татарскую слободу

Рядом с «воротами» слободы находились дом купца Аппакова (ул. Гафури, 4; снесен в 60-е годы ХХ века) и дом Мазута (ул. Меховщиков, 2). Последний был построен в 1840 году и являлся «офисом» общества по торговле мазутом, рядом находились многочисленные складские помещения, огромные баки и хранилище ГСМ. На аэрофотосьемке немецкого самолета-разведчика, сделанного в 1942 году, это хранилище обозначено как место потенциальной бомбардировки. После войны дом был заселен работниками мехкомбината, до сих пор в нем проживают люди, которые получили комнату здесь еще 50 - 60 лет назад. На фронтоне здания еще можно увидеть репер общества «Мазут» 1910 года, а во дворе — номер дома полувековой давности. Кстати, порядковый номер 2 значился за домом еще до революции. Несомненно, уникальный дом Мазута подлежит сохранению и реставрации как практически единственный сохранившийся памятник каменной гражданской архитектуры Ново-Татарской слободы.

Дом Мазута (Меховщиков, 2). На немецкой аэрофотосъёмке обозначен номером 2Нажмите, чтобы увеличить

Надо сказать, что каменные здания в слободе были большой редкостью. Одним из «архитектурных чудес» стал трехэтажный каменный дом (Меховщиков, 17). Несколько комнат этого дома снимала сестра Хусаина Ямашева, Хадича, и именно у нее собирался кружок татарских социал-демократов. Хотя девушек на эти собрания не пускали (даже саму Хадичу), для своего времени это была весьма прогрессивная светская публика. Это и будущие революционеры Мулланур Вахитов и Дулат-Али, и писатель Фатих Амирхан, и даже поэт Габдулла Тукай. О том, что именно здесь зародились татарские большевики, свидетельствовала отдельная мемориальная доска. Сам Ямашев умер за пять лет до революции, а у Тукая есть отдельное стихотворение, посвященное другу Хусаину. Чуть дальше по улице Большой Симбирской, 37 (в советское время — Большая Ямашевская, Меховщиков) располагался дом еще одного друга Тукая — Махмута Дулат-Али, который успел сыграть значимую роль в революционных событиях 1917 - 1918 годов и стать видным большевиком. В доме некоторое время и вовсе находилась тайная типография.

Дом, где собирался кружок Ямашева (Меховщиков, 17) Дом, где собирался кружок Ямашева (Меховщиков, 17)

Чуть далее, рядом с упомянутой мечетью «Иске Таш», находился небольшой родовой дом Амирхановых, который выполнял на протяжении нескольких поколений роль своеобразного интеллектуального клуба Ново-Татарской слободы. Именно в этой среде вырос и внук Хусаина Амирхана — знаменитый татарский писатель, политик Фатих Амирхан, сумевший собрать вокруг себя талантливую татарскую молодежь. В начале своей активной общественной и писательской жизни Фатих конфликтовал с отцом, вел нарочито нескромный образ жизни, а его манера одеваться по-европейски будоражила всю округу. Это был типичный поколенческий спор, конфликт отцов и детей.

Дом Дулат-Али (Меховщиков, 37) Дом Дулат-Али (Меховщиков, 37)

Пожалуй, снос дома Амирхановых — одна из самых невосполнимых потерь среди сотен снесенных здесь зданий. Род Амирхановых жив и поныне, насчитывая более 200 представителей национальной интеллигенции. Нужно отметить, что Амирхановы имели родственные связи с интеллектуальной элитой татар — с Марджани, Зыя Камали, Исмаилом Гаспринским, Мусой Бигиевым, Юсуфом Акчурой, Гаязом Исхаки, Атиллой Расихом. Сегодня род имеет свой фонд и продолжает традицию родовых сборов (нәсел җыеннары). Это практически единственный в своем роде образец исторического долголетия древнего татарского рода и хороший пример для подражания. Было бы в высшей степени справедливо восстановить дом Амирхановых и возратить фонду «Амирханию» часть здания.

«ВОЗМОЖНО, ЗДЕСЬ БЫЛА КОЛЛЕКТИВНАЯ МОГИЛА ТАТАР, ПОГИБШИХ ИЛИ КАЗНЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПУГАЧЕВСКОГО ВОССТАНИЯ»

Ново-Татарская слобода оказалась одним из первых в городе мест с утвержденной плановой застройкой и прямыми улицами. Первые 100 дворов появились на участке нынешних улиц Портовой — Гафури — Меховщиков — Зайцева. Для переселенных сюда татар вскоре на восточной оконечности улицы была построена первая в слободе деревянная мечеть — Ишкай мәчете. По преданиям здесь хранилась древняя рукопись книги «Гибадель Исламия». Позже на ее месте в 1801 году была возведена Белая мечеть — одна из самых больших и красивых в городе. Другое название мечети — Одиннадцатая соборная, мечеть Ракый бая. При мечети действовало Сеитовское медресе. Имамами этой мечети и преподавателями медресе назначались наиболее авторитетные и просвещенные муллы. В разное время здесь служили представители рода Мамяшевых, Сеитовых, Иманкуловых. Одним из последних имамов, служившим практически вплоть до ее закрытия, в советское время был видный просветитель, публицист, заместитель муфтия и казый центрального духовного управления Кашафетдин Тарджемани (1877 - 1940). В советское время здесь располагалось здание школы №35 для девушек, а затем — один из цехов мехкомбината. Сейчас мечеть возвращена верующим и ждет своего восстановления. Пока в округе проживает мало людей, и, возможно, было бы правильным, если бы она имела несколько иное функциональное назначение. Это мог бы быть исламский культурный центр, образовательное учреждение. Выбор — за муфтиятом.

Одиннадцатая соборная мечеть Одиннадцатая соборная мечеть

Весьма интересной выглядит история о том, что по соседству с Белой мечетью располагался дом Багаутдина Ваисова — родоначальника идей булгаризма, лидера многотысячного ваисовского движения, которое противостояло официальному духовенству и оренбургскому духовному управлению. Свое движение он называл сектой, приверженцев своего учения — воинами «булгарских божьих полков». Проповедуя социальную справедливость и идеи равенства, сюда в слободу с окрестных деревень и татарских слобод стягивались толпы бедных татар. Ваисов не считал возможным подчинение кому-либо из властей, кроме самого «белого царя», а дом он окружил высоким забором, объявив участок территорией ислама. В результате в 1881 году дом брали штурмом, а самого Ваисова поместили в лечебницу, где он и умер. Позже дом был снесен до основания и буквально стерт с лица земли. Еще позже движение восстановил его сын Гайнетдин, который сыграл видную роль в революционных событиях в Казани, встав на сторону большевиков.

В 1802 году в Ново-Татарской слободе была построена еще одна большая каменная мечеть, названная «Иске Таш». За ней числилась самая многочисленная община Казани — более 1,2 тыс. прихожан. По преданиям здесь находилась коллективная могила защитников Казани от войск Ивана Грозного, на месте захоронения был установлен большой намогильный камень. Существует легенда, что в основание мечети была положена частичка этого намогильного камня. По слухам здесь до сих пор находят останки людей. Возможно, что здесь была коллективная могила татар, погибших или казненных в результате Пугачевского восстания. Возможно, здесь находится могила обоих трагических периодов. Было бы хорошо, чтобы в этой загадке казанской истории разобрались археологи. Мечеть сохранилась и поныне, являясь настоящей жемчужиной слободы — ее почти не видно, доступ к ней несколько осложнен. Здание сочетает в себе строгие классические формы, характерные для русской школы архитектуры начала ХIХ века, и контрастирующий с ней округленный минарет, большая высота которого позволяла видеть значительную часть города.

Мечеть Иске-Таш. 1912 год Мечеть «Иске Таш». 1912 год

В советское время здесь были госпиталь, тарный завод, художественная школа. Минарет не был срезан и продолжал украшать собой слободу. Сейчас в 10 метрах от мечети находится не только татарская гимназия, но и огромные заросли американского клена, выросшего за последние годы на месте снесенных частных домов слободы, а также бывший мегаангар мехкомбината, превращенный в развлекательный центр Fun. До конца 1950-х годов здесь был еще и небольшой сквер с танцплощадкой, который называли «Бабайлар бакчасы».

«СЕЙЧАС БЫ ЗНАМЕНИТУЮ «МӘКӘРҖӘ» НАЗВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫМ МУСУЛЬМАНСКИМ БИЗНЕС-ФОРУМОМ»

Имамами мечети «Иске Таш» с конца 1820-х годов были представители старинного рода Амирхановых, бравшего начало от самих Гиреев. Каждый имам из рода Амирхановых был известен не только в пределах Казанской губернии, но и имел большой авторитет в мусульманском мире Российской империи. Так, Хусаин Амирханов назначался еще и имамом на Макарьевской ярмарке (сейчас бы знаменитую «Мәкәрҗә» назвали международным мусульманским бизнес-форумом). Мусульманская общественность видела в нем будущего муфтия России. Он стоял у истоков ренессанса татарской национальной системы образования, вместе со своим сыном Зарифом выполнил первый тафсир Корана на татарский язык. Будучи другом и единомышленником Шигабутдина Марджани, написал солидный исторический труд под названием «Таварих-е Булгарийа» и, по сути, стал одним из зачинателей татарской исторической науки.

При мечети действовало одно из лучших медресе города — «Амирхания». Руководителями медресе были Амирхановы, которые смогли подобрать сильный и неординарный преподавательский состав. Так, среди известных личностей, работавших в медресе, был, например, писатель и политик Гаяз Исхаки.

Третья по счету каменная мечеть, появившаяся в слободе в 1808 году, называлась поначалу «Низенькая Бухарская». Возведена она была на средства Мусы Апанаева, в честь его умершей дочери Зубайды. Долгие годы попечителем и щедрым меценатом мечети являлся купец Якуп Козлов, известный также своей кожевенной мануфактурой. По адресу ул. Меховщиков, 78 сохранился его дом, который являет собой единственный образец деревянного зодчества Ново-Татарской слободы периода середины ХIХ века. На средства Козлова было возведено здание медресе, названное впоследствии в его честь — Якуповским. Сегодня находящееся на месте мечети медресе им. 1000-летия принятия ислама считает себя продолжателем традиций Якуповского медресе. Кстати, нынешние обитатели мечети — шакирды и преподаватели — ведут большую работу по уходу за Ново-Татарским кладбищем. На сегодня ими составлена карта захоронений мусульманских деятелей, имамов, просветителей, богословов.

Дом Якуба Козлова, попечителя «Низенькой Бухарской» мечети. Меховщиков, 78 – единственный сохранившийся образец татарского городского деревянного зодчества середины 19 века в слободе Дом Якуба Козлова, попечителя «Низенькой Бухарской» мечети. Меховщиков, 78 — единственный сохранившийся в слободе образец татарского городского деревянного зодчества середины XIX века

Продолжительное время имамом этой мечети являлся Мухамметсадыйк Иманкулов — мусульманский богослов, поэт, просветитель, переводчик Корана на татарский язык и сын имама Белой мечети Абдулгани Иманкулова (автор труда «Джарудия»). Еще одним имамом, оставившим огромный след в истории слободы, стал Салихзян Галеев — брат Галимджана Баруди. Именно при нем был отстроен дополнительный комплекс зданий и реконструирована мечеть, которая получила новое название — Розовая. К сожалению, будучи обвиненным в антиправительственных действиях, он был отправлен в ссылку в 1908 году. В советское время минарет Розовой мечети был частично срезан, здесь находились складские помещения Меховой фабрики, а затем и профилакторий.

Мечеть № 10. Розовая мечеть. 1912 год Мечеть №10. Розовая мечеть. 1912 год

К мечетям Ново-Татарской слободы условно можно отнести и деревянную мечеть на Старо-Татарском кладбище, возведенную на деньги купца Садыка Хайбуллина (тестя Галиаскара Камала) в начале ХХ века. Век мечети был недолог — в 1930-е годы на ее месте, рядом со старыми мусульманскими захоронениями появилась городская больница (Плетеневская, 5-я городская). Здесь же еще до войны было построено деревянное здание 13-й татарской школы, во дворе которой долгие годы можно было увидеть старые надгробия. Значительная часть детей из Ново-Татарской слободы учились именно здесь. Школу строили три раза, каждый раз она почему-то сгорала дотла.

«ПОЛОВИНА МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ФРОНТУ В ГОДЫ ВОЙНЫ ШЛА ИМЕННО С КАЗАНСКОЙ «МЕХОВУШКИ»

Отдельная история слободы — это Меховое объединение имени Хусаина Ямашева, основанное в 1928 году. Объединение возникло не на пустом месте — в основе лежали мощности Пугачевской фабрики, фабрики Луи Зальма и Утямышева, производственные помещения артели «Алга». К тому же в слободе было много квалифицированных рабочих и сильные производственные традиции, рядом — Волга и железная дорога, недалеко — ТЭЦ. Продукция мехкомбината поставлялась на внешние рынки, а полученная валютная выручка шла на покупку импортного оборудования для многих заводов страны. В объединение входило с десяток фабрик, там работали свыше 20 тыс. человек, большинство из которых были жителями Ново-Татарской слободы. Шили и для простого люда дешевые изделия, и для партийной номенклатуры, старшего и высшего офицерского состава.

Масштабы впечатляют — в год выделывалось более 20 млн. шкурок кролика, несколько миллионов овчинных шкур, морского зверя, собаки, а позже и норки. Половина меховых изделий фронту в годы Великой Отечественной войны шла именно с казанской «Меховушки». Мощностей хватило на то, чтобы на базе одной из фабрик расположился эвакуированный из Ленинграда «Точмаш», который стал еще одной важной точкой на карте жизни слободы.

Что интересно — большими тиражами на предприятии издавалась газета на татарском языке — «Мехчы», листая которую можно понять жизнь не только меховых фабрик, но и жизнь Ново-Татарской слободы.

И сейчас большинство производственных зданий еще сохранилось. Они являют собой единое стилевое пространство и весьма оригинальный для неискушенного казанца индустриальный вид. Одно из таких помещений — водонапорная башня и одновременно самая высокая в городе пожарная каланча 1930 года постройки.

К сожалению, начало «Меховушки» стало концом для Ново-Татарской слободы. Если поначалу жилые дома слободы не трогали, то уже в 1930-е годы пошло первое переселение жителей из своих домов в слободе. Впоследствии, при расширении производств в 1960-е годы, была очерчена зона отчуждения, внутри которой сносились дома и было запрещено любое строительство. Расширение производств, освоение новых видов продукции неминуемо вели к тому, что в слободе присутствовал целый коктейль неприятных запахов. Сейчас предприятие, не будучи столь мощным, не имеет столь сильного воздействия на окружающую среду, как это было в советское время. Часть зданий приобрели офисный вид, другая часть еще сохраняет свою индустриальную специфику.

«В ПРЕДДВЕРИИ РЕКОНСТРУКЦИИ НОВО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ ВАЖНО УСПЕТЬ ЗАФИКСИРОВАТЬ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ТЕРРИТОРИИ»

Рано или поздно столь ценная территория (рядом Волга и центр города) должна была обратить на себя внимание бизнеса и властей. В преддверии реконструкции Ново-Татарской слободы важно успеть зафиксировать культурные коды территории, узнать истории, не описанные в учебниках, изучить мнение жителей. На этом основании важно выдвинуть общественную концепцию будущего этой территории — с тем, чтобы это попало в планы государства, а не превратилось в очередное гламурное, но не наполненное жизнью пространство.

Именно на это и нацелен проект «Бистә 2.0. Исследуем Ново-Татарскую слободу», о котором шла речь на прошлой неделе в стенах НКЦ. Радуют широкий отклик людей и живой интерес к теме. Проект призван стать примером для сохранения и развития других слобод. Модель можно было бы распространить и на другие города и регионы.

В рамках проекта были организованы ряд открытых бесплатных экскурсий по слободе и непосредственное исследование территории, интервью с местными жителями. Полной неожиданностью стал приход на экскурсии около 100 человек. Честно говоря, мы ожидали максимум полтора десятка любителей местной истории и нескольких журналистов. Организаторы постарались передать живую историю слободы от местных хранителей истории. На разных точках маршрута экскурсию вели старожилы, имамы мечети, преподаватели медресе и краеведы. Учитывая, что исторических мест здесь сохранилось очень мало, на протяжении всего маршрута демонстрировались фотографии этих мест в разные годы.

Проведенные экскурсии позволили предположить, что историческое пространство Ново-Татарской слободы можно соединить с туристическими маршрутами Старо-Татарской слободы — через Азимовскую мечеть и улицу Фатхуллина (Плетени). Для этого дома на улице Фатхуллина при договоренности с собственниками могут быть стилизованы под типичные деревянные «татарские» дома, представляя собой часть маршрута.

Получается выход через станцию Вахитова к Розовой мечети и далее следование по историческим местам слободы и индустриальным зонам. Новый деловой центр и набережная Волги могли бы стать одной из точек большого туристического маршрута.

«ТЯЖЕЛО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО БУКВАЛЬНО В 10 - 15 МИНУТАХ ХОДЬБЫ ОТСЮДА НАХОДИТСЯ ЛОЩЕНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА, А РЯДОМ — ВОЛГА»

Однако первое, что бросается в глаза исследователя слободы, — это агрессивность среды: бетонные заборы, гаражи, общая бесхозность территории, поломанная техника и промышленный мусор, много колючей проволоки, «хардкорный» индустриальный пейзаж, жалующиеся на власть жители, заросли американского клена, дороги без тротуаров и пр. Условия, мягко говоря, малопригодные для комфортной жизни горожан. Тяжело представить, что буквально в 10 - 15 минутах ходьбы отсюда находится лощеный центр города, а рядом — Волга. Участники проекта, исследователи и вовсе охарактеризовали его как «татарское гетто» или территорию из 1990-х, более похожую на печально знаменитую Жилку, нежели на центральный Вахитовский район, в который она входит. Пока трудно понять, как будут работать с таким жизненным пространством иностранные архитекторы, но эти элементы можно и важно «перепрограммировать». Все снести, как советуют некоторые комментаторы, не получится. Остатки татарской слободской культуры, исторические здания практически незаметны, но при нахождении рядом с ними невольно испытываешь чувство сродни тому, когда ты обнаруживаешь пробившийся сквозь асфальт цветок.

Между мусульманскими островками — несколько десятков деревянных домов с коренными жителями Ново-Татарской слободы, живущими здесь в пятом, шестом поколении. Съезжать из своих домов они не хотят, но над ними нависли «шуваловки» со «смешными» квартирами по 20 кв. м, они уже «съели» почти все остатки деревянной части слободы. По сути, это та среда, которую, наряду с тремя мусульманскими приходами, важно сохранить и развивать. Пока же это является потенциальным гетто.

Через железную дорогу, в 100 - 200 метрах, находится местечко Плетени, ментально близкое к Новотатарке, нежели к примыкающей к ней Старо-Татарской слободе. Предприятия «Нэфис Косметикс», «Радиоприбора» и «Аромата», ЛЭП, Плетеневская больница, Плетеневская тюрьма, застроенная ныне старая часть кладбища — все это часть похожей общей картины. Из положительной среды — скрытый от шума центра слободской бульвар и Азимовская мечеть.

Участники исследования, конечно же, фиксировали не только самые заметные точки слободы, но и малоприметные объекты, оригинальный ландшафт, состояние инфраструктуры, отдельные артефакты, городские аномалии и, самое главное, людей слободы и их истории. Получился уникальный материал.

Ожидается, что результатами исследования станут рекомендации для архитекторов, список расшифрованных культурных кодов территории, сборник легенд, баек и рассказов местных жителей, воссоздание локальных сообществ, нетрадиционные экскурсионные маршруты (по ОПГ, по кладбищу, по сохранным домам исторической среды, по производствам и т. п.).

Вообще, уникальность Ново-Татарской слободы в том, что она долгие годы сохраняла в себе татароязычную городскую среду, реальную культуру «народных масс». И даже жившие в округе русские ребятишки неплохо знали татарский язык и культуру. Согласитесь, в условиях, когда сегодняшние городские татары с трудом могут сохранить свою этничность, такой опыт дорогого стоит. Сегодня мы привыкли ассоциировать все татарское с деревней и даже строим «Туган авылым» в центре города, в то время как татары имели высокоразвитую городскую культуру, свою городскую архитектуру, свой городской культурный код. Заметим, абсолютное большинство татарских классиков жили и творили именно в городах. Только в одной Казани было пять татарских слобод, еще более чем в двух десятках городов имелись подобные места, а Уфа и вовсе была татароязычной.

Это огромный пласт истории, который важно и нужно актуализировать. Современный мир — это мир городов и мегаполисов. И если татары не смогут развиться как урбанизированный этнос, то рано или поздно останутся под катком истории. С этой точки зрения важно понять и учесть опыт Ново-Татарской слободы, придав ей новое дыхание.

Айрат Файзрахманов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.12.2016 11:53

Большое спасибо автору за отличный материал - этот район имеет ещё не один скелет в шкафу и много интересного из истории старой Казани. Шикарный туристический маршрут можно разработать на лето. Кто возьмется? Запишусь первым, одному ходить сложно, нужны "соратники" - место обалденное!

  • Анонимно
    11.12.2016 09:54

    Тема опг не раскрыта, хотя причины появления их в этом гетто понятны. А так спасибо большое за статью!

    • Istorik
      11.12.2016 22:11

      это отдельная тема. Есть предположение, что на заре "казанского феномена" Новотатарские были не ОПГ. Криминализация произошла позже.

    • Анонимно
      12.12.2016 01:17

      и что, какие причины вам понятны?

  • Анонимно
    11.12.2016 10:07

    Великолепная статья, слезы наворачиваются от воспоминаний, как жаль что не смогли сохранить

    • Анонимно
      11.12.2016 20:21

      Слезы наворачиваются от того, что малазийцы будут проектировать.

  • Анонимно
    11.12.2016 10:14

    Это не гетто,о островок татарской жизни в русской Казани,таких гетто везде и ненадо ярлыки на то что связано с татарамитатарами.

    • Анонимно
      11.12.2016 17:46

      Почему Казань русская?

      Город был многонациональным с начала его основания.
      Во времена Золотой орды на территории города Казан находилась многочисленная армянская диаспора, мордва, чуваши

      • Анонимно
        12.12.2016 10:27

        по факту в момент образования ново-татарской слободы Казань была русским городом.

        • Анонимно
          12.12.2016 12:21

          Во времена образования Ново-Татарской слободы населения в Казани было максимум 50 тыс человек. Так что, всякие рассуждения на тему "Казань - русский город" излишни. А так, в городе всегда были русская и татарская части (за Булаком). Этим Казань всегда и отличалась от остальных городов Российской империи. P.S.Даже в начале ХХ века населения в Казани было 200 тыс человек, сейчас - 1200 тыс.

      • Анонимно
        12.12.2016 11:22

        До революции татары составляли лишь 11% населения Казани.

        • Анонимно
          12.12.2016 12:05

          А до взятия Казани иваном4, татары в городе составляли 95% жителей.

          • Анонимно
            12.12.2016 12:45

            Ново-татарская слобода появилась гораздо позднее тех событий, о которых вы говорите.

    • Анонимно
      18.02.2017 18:23

      Зря заминусовали автора, правду ведь говорит. Казань так и не стала татарским городом, хотя все шансы были и есть, но заниматься этим не хотят. Во всем городе лишь пара татарских уголков.

  • Анонимно
    11.12.2016 10:19

    Для начала убрать американский клён и там много чего нового откроется.

  • Марк Левин
    11.12.2016 10:23

    Спасибо Айрат! Очень интересно! Читается на одном дыхание!

  • Анонимно
    11.12.2016 10:32

    Очень интересная и познавательная статья! Спасибо!

    Сегодня мы привыкли ассоциировать всё татарское с деревней
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/33144
    Ну, а откуда у данного явления ноги растут? Наверное, понятно.

    • Анонимно
      18.02.2017 18:26

      Мне вот не понятно. Я родилась в Казани, как и мои родители. Для меня татарское не равно деревенскому (хотя и тут нет ничего плохого). Никогда такой ассоциации не было.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:08

    Очень интересно,спасибо большое автору!

  • Анонимно
    11.12.2016 11:51

    Интересно читать, спасибо за статью.
    Жаль только что энергетика и общая инфраструктура района настолько...своеобразна и пугает своей запущенностью.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:53

    Большое спасибо автору за отличный материал - этот район имеет ещё не один скелет в шкафу и много интересного из истории старой Казани. Шикарный туристический маршрут можно разработать на лето. Кто возьмется? Запишусь первым, одному ходить сложно, нужны "соратники" - место обалденное!

    • Анонимно
      11.12.2016 12:44

      Я провёл своё детство и юношество именно на земле этой слободы, каждый дом и каждая улица пропитана историей. Стал участником вынужденного по многим причинам "переселенцем" ветхого жилья. С конца 90-х и до 2014 года эта территория была запущена властями. Сейчас частично взялись за благоустройство и я думаю, что это только начало, самое главное сохранить дух и колорит Новотатарской слободы.
      Но не стоило пускать туда дома ГЖФ, нужна альтернатива. Похороним историю.

    • Анонимно
      11.12.2016 13:43

      Боюсь, на сегодняшний день- это идея-фикс. Маршрут разработать можно, не спорю. А что показывать то людям? "На этом месте стоял такой-то дом, а на этом- вот такой, его посещали эти и эти. В этом доме жили такие-то, они внесли вклад в то-то и то-то." А где дома то собственно? По первой линии все занято: жилые дома, "Мелита", и тд. На параллельной улице Меховщиков- общежития, промзона и пустыри. Да, чудом сохранились мечети и то не благодаря, а вопреки. Больше ничего не осталось.

      • Istorik
        11.12.2016 22:17

        1) Плетени интересны, от них 2) к треугольнику мечетей, 3) отттуда к новым небоскребам. + можно было бы, чтобы на Меховушке появился 4) арт-кластер, он бы капитализировал территорию. Там можно и сейчас площадку с мастер-классами и хороший музей. Это то же была бы важная точка.
        5) Остался дом Козлова, дом Мазута.
        6) Нужно восстановить Дом Амирхановых
        7) Нужен музей татарских слобод
        8) Есть еще кладбище, но это отдельная история.

        • Анонимно
          12.12.2016 00:17

          Арт-кластер капитализировать не сможет. Там и так много производств, а берег это склады нерудных материалов. Можно начать с нормальных ливневок, и тротуаров. В дождь затапливает дороги, а людям там просто негде ходить, кругом грязь

  • Анонимно
    11.12.2016 12:21

    Хорошая статья. Вот вам и потенциальный кандидат советником к президенту по вопросам старотатарской слободы.

    • Анонимно
      11.12.2016 22:41

      Присоединяюсь. Такая должность нужна

    • Istorik
      13.12.2016 01:16

      Олеся Александровна неплохо справляется и с этим направлением

      • Анонимно
        13.12.2016 11:30

        Олеся Александровна не знает татарского языка и враждебно к нему относится. Мне лично пришлось в этом убедиться.

        • Анонимно
          18.02.2017 17:19

          Журналист не историк, писульки писать может каждый и без образования журналиста. Все кураторство сводится к тому что "это не памятник, не в реестре а значит ничего ценного". Вот и весь сАвятник

  • Анонимно
    11.12.2016 12:35

    "В советское время минарет Розовой мечети был частично срезан, и здесь находились складские помещения Меховой фабрики, а затем и профилакторий." - там находился Клуб имени Калинина

  • Все-таки, ещё есть у нас места, где можно снимать для кино Старую Казань!

    • Анонимно
      11.12.2016 13:51

      От Старой Казани там кроме трех мечетей ничего не осталось. Не верите? Не поленитесь, посетите эти места.

      • Istorik
        11.12.2016 22:18

        там есть Ямки - весьма аутентичные дома и дороги))
        + еще Плетени

        • Анонимно
          12.12.2016 21:30

          недавно попал в Ямки и Поповку. 1,5 часа не мог сначала найти нужное здание, а потом выехать оттуда!!! Слава Аллаху жив! Выбрался) А как грустно выглядит сам райончик и дома жителей этого райончика! Не надо туда людям ехать.

  • Анонимно
    11.12.2016 13:03

    Спасибо, прочел с грустью в глазах.

  • Анонимно
    11.12.2016 13:32

    Согласен с автором. Новотатарская слобода практически уничтожена. Восстанавливать ее нет никакого смысла. Конечно, можно "налепить" деревянного новостроя и изобразить потемкинскую деревню. Вопрос: а как ее использовать в дальнейшем? С промзоной тоже не все просто- там есть хозяева. Необходимо сберечь чудом оставшиеся мечети (спасибо Меховому обьединению), а пустыри застраивать жильем. Иного пути не вижу.

  • Анонимно
    11.12.2016 14:30

    Кто знает: где проходит граница старо - и новотатарской слободы.Считаю, необходимо вернуть старый вход на татарское кладбище-стыдно возить людей к могилам Тукая, Сайдашева через промзону и две железные дороги в то время, как Татарское кладбище находится в центре Казани.Наш долг перед предками возродить старинный центральный вход.Возрождать слободу надо сохранив её жителей, чтобы не получилось как со старо -татарской слободой,безжизненная зона.

    • Istorik
      11.12.2016 22:21

      в статье инф-ция о границах есть. Между Старой и Новой была Плетеневская слобода.
      По сути граница слободы -это железная дорога, но сейчас те, кто живут в Плетенях, считают себя "Новотатаркой.
      В конце улицы Татарстана были незастроенные территории - это то же граница

      • Анонимно
        12.12.2016 01:29

        Айрат, я так понял, что он спрашивает про границу между слободами на центральном входе туда, в районе ж/д виадука на ул Татарстан. Там на окраине Старой слободы в сторону Новой был участок, который называли "Ак ком асты" (ул Нур Баяна и др). А дальше по обе стороны ж/д моста были пустыри, которые по весне затапливались от разлива Волги. И тогда трамваи переставали ходить, а связь с Новой слободой осуществлялась на лодках.
        Т.Б.

  • Анонимно
    11.12.2016 14:52

    В старотатарской слободе при СССР в полуподвальной квартире на улице Ахтямова жила семья тёти. Пока я шла к ним с площади Вахитова, всю дорогу до их дома приходилось нюхать невыносимую вонь с мыловаренного завода (сейчас Нэфис).

  • Анонимно
    11.12.2016 15:35

    ЯБ - это мы пацаны новотатаровской слободы :)
    Здесь ща все решим, все раскачаем :)

    Между прочим в теме ОПГ не учитывают таких таких авторитетных ребят начала 2000 года как "Калина", которые держали весь автовокзал и Каримку.
    Не рассказано и как ОПГ Новотатарские принадлежали маршруты 103, 105 (Газельки), так и не рассказано как именно ОПГ Новотатарские держали весь речной порт, и могли запросто свою молодежь пустить на прогулочном кораблике покататься.
    Не рассказано и о том что мечеть построенная на месте отдела полиции на ост.Макаронная Фабрика - была построенная уже в наши времена преступными авторитетами Новотатарки.
    так же не учтено и то что Новотатарские в тесном контакте и держали например поселки Кукушкино, Победилово, Отары, Крутовка.

    Так же не учтено и то что в Новотатарке есть тюрьма, на которую Новотатарским был открытый ход, спокойно приходили через задние ворота и спокойно уходили в 90-е года :)

    • Анонимно
      11.12.2016 17:26

      Было бы чем хвалиться!!! Это просто Позор!

    • Анонимно
      12.12.2016 01:31

      Тюрьма называется Плетеневской, а Плетени - это отдельная от Новой слобода.

  • Анонимно
    11.12.2016 17:20

    Очень трогательно!!!!

  • Анонимно
    11.12.2016 17:35

    Спасибо, Айрат, молодец! Культура городская отличается от деревенской. Татары эти и мыслят не как сельские. К нам приходили и Анвар Бакиров, и Разия Тимерханова. Мой отец учился в школе с Фоатом Халитовым. Татарская интеллигенция была богата татарской культурой. В семье моего отца все 6 детей играли на музыкальных инструментах: скрипке, фортепьно и т д. Гродская татарская культура отличается от сельской.

  • Анонимно
    11.12.2016 18:08

    Знакомые здесь жили, да это был отдельный мир. Жаль, что это все почти исчезло

  • Анонимно
    11.12.2016 18:16

    Али.

    Как грамотно составлен текст.., учли практически всё.
    Могу добавить что была ещё одна мечеть , у старого входа на Татарское кладбище. Его снесли при строительстве одного из цехов завода Точмаш.
    Благодарю

    • Istorik
      12.12.2016 02:28

      это и есть Розовая мечеть, часть минарета которой была разобрана. Других мечетей в этой части слободы не было. Ближе к кладбищу домов не было. Есть фотграфия, подтвержающая сей факт
      Была еще построенная в нач. ХХ в. мечеть у старотатарского кладбища, но это уже улица Ш. Камала

  • Анонимно
    11.12.2016 19:39

    Ассалямуалейкум! СубханАллах! Что начинают восстановление новотатарки с общественных обсуждений. Сохранить историю народа- это главная задача. Нет истории - нет нации.
    Да поможет им Аллах в их праведных делах! Аминь!

  • Анонимно
    11.12.2016 20:36

    не получится вернуть былую слободу, не получится.
    Понастроят небоскребов и не спросят

  • Анонимно
    11.12.2016 21:10

    Никогда не знал,что на меховушка мечеть стояла.Сколько раз проходил,проезжал мимо этого места

  • Анонимно
    11.12.2016 21:29

    Похвальное желание , но как без ресурсов это осуществить? Малазийцы свой проект привезут . при обсуждении не помешало бы пригласит Айрата. Они нашу историю не знают.

  • идущий
    11.12.2016 22:20

    а Уфа и вовсе была татароязычной.
    ________________________
    Вот это самое важнейший момент, к который мы должны вернуть и к чему мы должны стремится. Решение национальных проблем татар Башкортостана - это на сегодняшний день головная задача всей татарской этнонации.

    • Анонимно
      12.12.2016 11:32

      //Решение национальных проблем татар Башкортостана - это на сегодняшний день головная задача всей татарской этнонации//

      И к чему вы думаете это приведёт? Башкирская "этнонация" с вашей задачей согласится?

    • Анонимно
      18.02.2017 18:33

      В Татарстане сначала нужно решить проблемы нашей этнонации. Не возможно помочь другим, когда сам в болоте.

  • идущий
    11.12.2016 22:34

    Это огромный пласт истории, который важно и нужно актуализировать... важно понять и учесть опыт Ново-Татарской слободы, придав ей новое дыхание.
    ____________
    Мы должны этого добиться, но если с предполагаемым ныне планом там рядом со старинными памятниками поставят "свечки", то прощай Ново-татарская слобода. В этом случае даже формальное сохранение старых мечетей и пары тройки деревянных домов дело не спасут. И что-то мне подсказывает, что вероятность такого исхода развития событий увеличивается с каждым днем. Не удивлюсь если даже некоторые "профессиональные" татары, любящие пиарится на национальной тематике начнут "топить" за "осовременивание" и Слободы.

  • Анонимно
    11.12.2016 23:00

    Спасибо за интересную статью об этом уголке Казани!!!

  • Анонимно
    11.12.2016 23:02

    Спасибо большое за эту статью , за память , за воспоминания. Мы там родились и жили. Мои родители и мы учились в этой 13-й школе. Мама в молодости вместе с родителями жила в бараках на Ямке. Работала на Макаронке , а во время войны на Меховушке. А мы еще детьми бегали к бабушке через кладбище в эти бараки. Сами уже жили тогда с родителями на Сабанче. Яна биста зиратында все наши и прабабушка и дэу-эниляр и дэу- этиляр и родители

    • Анонимно
      12.12.2016 10:34

      На Сабанче (сейчас Фаткуллина) напротив Азимовской мечети был двухэтажный кирпичный дом- пулат "Закирбай йорты". Там родились и выросли моя әни. ее братья и сестра. Нам рассказывали,что у бая в этом доме был свой кинотеатр. что для дочери сделал горку из сахара для катания и что за ней приезжал тарантас. Скорее это был прибыльный дом, там жили в основном семьи рабочих мыловаренного завода. татары и русские. Жили дружно. Рассказывали, что был рабочий театр. как говорила дәу-әни ставили" спикәтли". Әни училась у абыстай. потом в Пединституте, работала в детсадах мехкомбината, в том числе в том, который был рядом с 13 школой. Әти родился на Плетеневской(сейчас Сайдашева) в семье кустаря-одиночки. Почти все стали жить в 30-ые годы на Хади Такташ(тогда Лозовского), в Закирбай йорты осталась старшая апа с дочерью. В годы войны и после она помогала әни( әти погиб на фронте). Этот дом был вторым родным. Трудовая деятельность родни со стороны әни и әти была связана с мехкомбинатом и 144 заводом. У нас хранится один номер газеты "Мехчы" с фотографией отца.
      Все умершие родственники похоронены Яңа бистә зиратында.
      Закирбай йорты уже нет, попал в санитарную зону жиркомбината.
      Спасибо редакции БО, если поместите мои воспоминания. Хакимов Эрнст Ахметович.




















  • Анонимно
    12.12.2016 00:20

    Айрат,хотелось бы знать,когда состоится следующее заседание?Нет ли отдельного сайта по этой теме?Прошу Вас включить меня в инициативную группу по этой теме.С ув.к Вашему светлому проекту Надыр Хайруллин.

  • Анонимно
    12.12.2016 02:30

    Ув. Айрат, есть небольшие неточности по фотографиям. Под первым фото написано: "Вид на Ново-Татарскую слободу. 1960-е годы". А вдалеке на заднем плане виднеется высотный корпус "Точмаша", его построили только в 70-е годы.
    На фото, подписанном "Одиннадцатая соборная мечеть" изображена все та же мечеть "Иске таш", только ракурс другой, всмотритесь внимательнее.
    Мне кажется, фото с групповым снимком молодых жителей слободы относится к началу 50-х годов, а не к 47 году. Мода на "вельветки" (вельветовые куртки на молнии) появилась как раз в начале 50-х, а трое молодых людей одеты именно в такие куртки. А 47 год был ужасный и голодный, людям нечего было носить после войны, да и еды не было.
    С пожеланиями успехов, Т.Б.

    • Анонимно
      12.12.2016 11:32

      зайдите в группу на фейсбуке, она есть в подписи к фото, там это все бурно обсуждалось.

    • Istorik
      13.12.2016 01:21

      рәхмәт.
      11 соборная - это всё-таки Белая мечеть.
      Фото , возможно, 1970-х, но как 60-е годы ее определил автор фотографии.
      То же самое относится к молодым людям, Ильшат Васильев выложивший фото своего тестя, подписал его как 1947 год. Скорее всего он исходил из года рождения детей (следущее фото есть с детьми, и оно подписано как 1949)

    • Анонимно
      13.12.2016 18:53

      Да, фото "вид" снимок середины-конца 80-х, виден частично наш двор Зайцева 19. Виден "лес" лип в школьном саду, их еще наш прадед посадил 100 лет назад.

  • Анонимно
    12.12.2016 04:19

    Что-то вы совсем забыли, автор, о Зилантовой Горе. Места позапрошлого века, грязноватые, но тем не менее, имеющие свой исторический пласт, который на сегодня в жизни современного города Казань не занимает вообще никакого места. Эта тема давно просится. Здесь многое связано с Петром Первым и том периоде подъема Империи, который связан с именем этого гениального историчесокго деятеля.

  • Анонимно
    12.12.2016 06:37

    Не получится, думаю, создать новую новотатарскую слободу. Слишком специфическое в плане уже имеющейся застройки место. Вроде бы и места достаточно, а внимательно присмотришься- и нет его, свободного места. Остатки "Мелиты", "Точмаша", институт, гимназия, развлекательный центр, высотное жилье ГЖФ. Не надо забывать об автовокзале и железной дороге. Ну, автовокзал можно перенести, давно пора, а "железка"- неприкасаема, обьект особой важности. Со стороны ул. Меховщиков тоже не все просто и гладко. На первый взгляд вроде бы промзоны и пустыри, которые выходят к остаткам грузового порта, который тоже является обьектом, подобным железной дороге.

  • Анонимно
    12.12.2016 09:38

    "Где твои семнадцать лет?!" В.С. Высоцкий, думаю, не обиделся бы на плагиат.Эх, было время молодое! "Когда деревья были большими". Все рано или поздно заканчивается. Жаль, что так быстро прошло, вроде бы вчера только было. В памяти осталась ТА новотатарская. Гафури, Зайцева, Портовая, Меховщиков, Сабанча, Ямки, Тракторная, Магистральная. Десять лет проучился в шк N 51. параллельно закончил художественную N5, ту, что в мечети располагалась. Мальчишками залезали по ветхим лестницам на минарет, благо это можно было сделать прямо из учебной комнаты. Летом пропадали на грузовом порту, а там плоты, плоты! Походы на элеватор и корабельное кладбище тема отдельная. Каких только "стариков" с речфлота списанных не видели! Лесовозы, баржи да и мало что там еще. Обязательно костры, рыбалка. Детство, юность. Как написал В.М. Песков "Все это было..."

    • Анонимно
      12.12.2016 14:52

      А я в 35 учился, между художественной и моей школой хокейная коробка, наигравшись в хоккей лезли смотреть между окон в художественной школе поделки разные , в то время казались сногсшибательные, глина пластилин. Мужики ходили в мутоновых шубах на голове москвичка шарф мохеровый, молодеж говорила на татарском, все красавцы и красавицы, эх, много воды утекло, в одну воду не войти дважды.

      • Анонимно
        12.12.2016 16:04

        Да, было такое! Это мы лепили. Была такая у нас дисциплина- скульптура называлась. Сколько мы этого пластилина, а после третьего года обучения и глины перемесили! Директором в художке был Фарид абый Суюров, а директорм шк 35 Сария апа Суюрова, его жена. Мы и жили на Татарстане в одном доме. Было времячко!

      • Анонимно
        12.12.2016 16:16

        Мутоновым шубам и нерпичьим "москвичкам" страна обязана Меховому обьединению! Москвичи черной завистью завидывали казанцам. Если увидишь в столице мужчину в "москвичке"- 100%, что он казанский и 90%, что с Ново-татарской слободы. Такое было веселое время! Нас тогда узнавали!

  • Анонимно
    12.12.2016 13:53

    Статья отличная, автору спасибо огромное.
    У меня просьба к редакции БО: объедините под отдельной рубрикой материалы о Казани

  • Анонимно
    12.12.2016 13:54

    Меня очень возмущает, что городские власти бездумно (а может, умышленно) стали менять историческую татарскую топонимику улиц Ново-Татарской слободы. Была улица Урал-урам, стала Зайцева. Зачем, разве других частей города нет для имени этого человека? Улица Портовая тоже появилась только в 60-е годы, после введения в строй нового Речного порта Казани в 1957 году. Ведь можно было дать татарское название этой улице, учитывая, что речь идет об исторической татарской слободе Казани.

  • Анонимно
    12.12.2016 14:30

    Интересная история у слободы, получается.
    В прошлый раз, когда Балтусова водила Минниханова по Ново-татарской слободе она значит не всё показала.

    И еще получается места, где жили богатеи - мы восстанавливаем (центр Казани). А то, что связано с бедными людьми - мы сносим напрочь. Как-то несправедливо

    • Анонимно
      12.12.2016 15:56

      Старую деревянную Казань в центре уничтожили в первую очередь. Практически не осталось ни одного здания на ул. Тельмана, Бехтерева, Космодемьянской, Федосеевской, Нагорной, Касаткина. Хотя, реставрируют и вполне успешно дом Дружининой на пересечении Космодемьянской и Бехтерева, который сохранился чудом, хотя его и разграбили в свое время и сжечь пытались. Но это капля в море.

  • Анонимно
    12.12.2016 15:39

    К сожалению Ново-татарская слобода восстановлению не подлежит. Остается только сберечь по точному высказыванию уважаемого автора островки былого. Жалко, конечно, но таковы реалии. Грустно смотреть на пустыри и аляпистый новодел в виде остатков Мехового обьединения. Три высотки жилые- это уже вообще ни в какие ворота, прям "Три тополя, но не на Плющихе, а на Ново-татарской!", которые запросто могут клонироваться в рощу. С чьей легкой руки они появились?

  • Анонимно
    12.12.2016 19:40

    Слобода еще жива в районе Ямок, за мазарками. Свой круг, свои правила, своя мечеть. Это места слегка облагородить, сквер какой нибудь, культурное место и выход к Волге. Школу сделать татарской.
    И можно будет сказать, что слобода восстановилась

    • Анонимно
      12.12.2016 20:22

      Все правильно, в районе Ямок свой уклад жизни, свои правила. Вот только нет сохранившихся до нашего времени домов той эпохи, о которой говорится в статье. Практически все дома были построены на месте многочисленных бараков.

      • Анонимно
        12.12.2016 22:54

        дома 50-х гг. то уже история, тем более, если они составляют уникальную историко-культурную среду

  • Анонимно
    13.12.2016 04:35

    Восстановление Старо-татарской слободы под силу будет думаю только Талгату Абдуллину, с его опытом и упорством. Доверять то больше некому...

  • Анонимно
    13.12.2016 11:47

    Давно там не живу, НО Помню Меховой Ислэре, пески, Марат Зиатдинович тренер Волна

    • Анонимно
      13.12.2016 13:36

      Марат Зиятдинович, крепкого Вам здоровья!!! Вы воспитали сильную и правильную молодежь!!!

      • Анонимно
        6.10.2017 15:11

        Вот действительно чью память надо увековечить при жизни!
        Сколько мальчишек прошло через этот клуб.

    • Анонимно
      6.10.2017 14:58

      Я тоже в Волне играл, футбол 3 место по городу, хоккей 2-е по городу.Марат Зиятдиновичу спасибо!

  • Анонимно
    13.12.2016 13:33

    Яна Бистэ! Не сдавайся!!!

  • Анонимно
    16.12.2016 15:07

    Было бы кощунством вместо того, чтобы восстанавливать историческую архитектуру старой и новой татарских слобод застраивать эту безусловно уникальную историческую территорию небоскрёбами, как предлагают некоторые "прогрессивные" представители. Я думаю это будет контрольным выстрелом в архитектуру слобод. Я не против бизнес-центров и пр. "деньгиприносящих" проектов, но лишь бы они не превышали высоту в два-три этажа и обязательно архитектурно и стилистически вписывались в историческую атмосферу слобод.
    Если спускаться по Волге из Чебоксар открывается великолепный вид на кремль и его окрестности. А застроив это всё небоскрёбами и высотками, эта гармония нарушится.

  • Анонимно
    4.03.2018 02:40

    Уже застраивают высотками.

  • Анонимно
    21.04.2018 12:50

    Жил на Эш Урам,была своя компания пацанов,человек 15,играли за мехобъединением,в футбол и хоккей,перед зданием,как помню посадили елочки,а сейчас они здорово вымахали,почти все учились в 35 школе,только несколько ездили в 13.Купались на песках,квас пили на Кзыл Урам,напротив магазина.Еще частенько выезжали в город,в кино или купаться в бассейн,построили тогда комбинат Здоровья.Все это было в сознательном детстве,гг 1978-1985,затем переехали в новую квартиру.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль