Культура 
11.12.2016

Марат Мухин: «Если хотите поменять татарскую песню, сначала нужно народ перевоспитать»

Главный аранжировщик национальной эстрады о любви публики к «колхозу», просьбах Салавата и альбоме, записанном с Аидой Гарифуллиной

Звезды татарской эстрады годами стоят в очереди к саунд-продюсеру Марату Мухину, поскольку считается, что работа с выпускником Казанской консерватории гарантирует успех у публики. «БИЗНЕС Online» поговорил с Мухиным о том, принимает ли он критику Рустама Минниханова на собственный счет, о «качевых треках» Элвина Грея и первом знакомстве с Диной Гариповой.

Марат Мухин Марат Мухин

«У НАС ОЧЕНЬ ЧАСТО ПУТАЮТ ТАКИЕ ПОНЯТИЯ, КАК ПРОДЮСЕР И САУНД-ПРОДЮСЕР»

— Марат, вас не один и не два человека прямо называют главным аранжировщиком татарской эстрады! Так оно и есть?

— Это звание за мной тянется довольно давно, хотя сам бы я не стал так говорить. Почему так получается? Просто, видимо, делаю все это хорошо, правильно. И получается хороший результат. За счет хороших треков и артисты поднимаются с точки зрения качества песен. Соответственно, зритель тоже это понимает и на фоне качественной музыки воспитывается.

Но чтобы сказать: я вот такой лучший... Нет таких понятий, как лучший или худший. Есть просто у нас в Татарстане несколько человек, которые хорошо это делают... Один данный стиль хорошо делает, другой — этот. Я не могу сказать, что все артисты идут именно ко мне. Кто-то не обращается, потому что ему это, как и мне, не нужно. Он не мой формат, а я — не его.

— И тогда сотрудничество точно не сложится? Но певец и аранжировщик могут делать шаги навстречу друг другу.

— Все равно у каждого артиста по мере того, как он что-то создает, работает, складывается свой стиль. Такой, скажем, музыкальный имидж. Он зависит от определенных песен и того, как они сделаны, какая сделана аранжировка. Это называется саунд-продюсированием. У нас очень часто путают такие понятия, как продюсер и саунд-продюсер. Саунд-продюсера почему-то тоже считают человеком, у которого «волосатая рука», связи и который все это проталкивает. Это не так. Саунд-продюсер — человек, который формирует музыкальный имидж исполнителя. Благодаря ему он становится узнаваемым по своим песням. А мы по музыке узнаем артиста.

Кому-то не идет исполнять быстрые песни, и они поют больше медленные. Например, у того же Радика Юльякшина (Элвина Грея) все такое забойное, каче́вое, современное. Лирические песни он тоже поет, но его фишка — каче́вые молодежные треки. Хотя они молодцы с продюсером, не забывают старые песни, очень часто их исполняют, но в современной обработке.

«Тот же Элвин Грей. У него все такое забойное, качевое, современное. Лирические песни он тоже поет, но его фишка — качевые молодежные треки» «У того же Элвина Грея все такое забойное, каче́вое, современное. Лирические песни он тоже поет, но его фишка — качевые молодежные треки» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А есть какой-то фирменный знак аранжировщика Марата Мухина?

— Мои вещи узнаваемы. Даже сосед по офису, который не музыкант и вообще не из этой сферы, но немножко знает татарскую эстраду, едет в машине и, услышав определенную песню, звонит: «Слушай, твоя песня?» Отвечаю: «Да, моя. Откуда знаешь?» Он говорит, что это слышно. На сегодняшний день, могу смело сказать, у меня создалось несколько таких «своих» стилей, которые классно получаются, я их совершенствую и их придерживаюсь, потому что знаю, это классно, это работает.

— Как эти стили можно сформулировать?

— Конкретно словами не назовешь... В татарской эстраде нет четкого определения: фанк, соул, поп, дип-хаус и т. д. Просто есть такие стили, к которым я сам шел методом ошибок и постоянного анализа: тут не работает, тут провалилось... Таким образом к чему-то приходишь. Больше 10 лет все-таки работаю, думаю, что не зря.

«Сколько лет подряд Салават Закиевич обращается, мол, давай, поработай с нами весь сезон. А я знаю, что это не мое, не смогу так написать» «Сколько лет подряд Салават Закиевич обращается: мол, поработай с нами весь сезон. А я знаю, что это не мое, не смогу так написать»

«Я ГОВОРЮ: «САЛАВАТ ЗАКИЕВИЧ, НУ ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ»

— Кого из татарских артистов назовете главными из своих нынешних клиентов?

— Я не могу сказать, что какой-то артист у меня главный, а какой-то менее важный. Но если вам нужны конкретные имена, то летом мы практически половину сольного концерта сделали с Ришатом Тухватуллиным. Сейчас он очень успешно разъезжает по гастролям, каждый раз звонит и благодарит: вот такая-то песня выстрелила, бомба. И действительно, из того, что мы сделали, у него получились, например, два ярких хита. Весь следующий год, думаю, они будут греметь. Это песни «Ак кошлар» (ее вообще все знают) и новая, подвижная, молодежная «Синнэн башка».

Также Данир Сабиров, известный наш юморист, шоумен, «паразист», как он сам говорит. На мой взгляд, на сегодня он номер один в своем деле. Он очень старательный, трудяга-работяга. Тоже за этот сезон — весна-лето и начало осени — полностью под ключ мы готовили сольную программу. Не совсем, скажем, акцент был на музыке, приходится многим другим заниматься, потому что у юмориста-пародиста программа состоит не только из песен.

Я работаю со многими, с кем мне интересно. Из тех, с кем сотрудничал в этом году: Раяз Фасихов, Фирдус Тямаев, Ришат Тухватуллин, Малика, Данир Сабиров, Элвин Грей (Радик Юльякшин), Гузелия, Лилия Хайруллина, Сембель Билалова и многие другие. Всех сразу и не вспомню.

— А с кем из татарских звезд у вас как раз не складывается сотрудничество из-за несовпадения музыкальных стилей?

— Если брать самых взрослых, тот же Салават Закиевич [Фатхетдинов]. Сколько лет подряд он обращается: мол, поработай с нами весь сезон. А я знаю, что это не мое, не смогу так написать. Я напишу, но это будет немножко не его, неизвестно, сработает ли. Не так давно мы с ним пересеклись на концерте Раяза Фасихова, опять предложил поработать вместе. Я говорю: «Салават Закиевич, ну вы же знаете». Он отвечает: «Я все понимаю, сделай так, как считаешь нужным. Напиши для меня так, как ты видишь, я тебе доверяю. Да, у меня свой стиль, я его придерживаюсь, но мне нужно, чтобы ты что-то такое сделал». Посмотрим.

— А разговоры про очередь из артистов к вам на несколько лет вперед — это правда?

— С некоторыми артистами действительно есть идея поработать, но нет времени. Конечно, нет такого плана, что через два года придет артист и мы будем с ним работать. Просто бывает так, что какие-то заказы действительно застаиваются. Люди просят, я отказываю, говорю, что не сейчас, не успеваю. Но они просят, а я человек добродушный, не отказываю. Хотя в последнее время стараюсь забор ставить... Получается так, что не отказываю, а силы не рассчитываю. И просто не успеваю, и материалы лежат без движения. Потому что я один, а их много (смеется). Каждый ждет от меня что-то качественное и уникальное в своем роде. А это требует немало времени, фантазии и сил.

— Нельзя взять себе в подмогу несколько человек? Знаете, это как картина где-нибудь в большом музее, подписанная «Рембрандт и его школа».

— Мне об этом говорили, и я сам думал. Могу взять в команду людей, одного, второго, чему-то научить. С точки зрения понимания, какой-то теории, какой-то базы, скажем. Но я не могу научить человека думать как я. Это уже дело вкуса и опыта.

Из чего он формируется? Из того, какие тренды на рынке, что звучит на радиостанциях, что вообще актуально, что «работает», а что «не работает». Как человеку петь, что петь, какие инструменты использовать. Все это очень важно. Вот этому, к сожалению, я научить не могу. Такой сложный момент. Скажем так, в этой сфере нет конца и края. Бесконечная гонка за новшеством, самосовершенствование, поиски чего то «своего».

— Но и у вас ведь наверняка не всегда срабатывает?

— Конечно, такое бывает. Даже если это получается не супербомба, но это будет сделано хорошо в любом случае. Пусть это будет не хит, но хорошая песня. Именно из-за того, что сейчас много всего пишется и исполняется на разном уровне, не всегда самом хорошем, люди и отзываются о татарской эстраде по-разному.

«Данир Сабиров — известный наш юморист, шоумен, «паразист», как он сам говорит, — на мой взгляд, на сегодня он номер один в своем деле» «Данир Сабиров — известный наш юморист, шоумен, «паразист», как он сам говорит. На мой взгляд, на сегодня он номер один в своем деле»

«КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ — МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ И ПИСАТЬ ТОННАМИ...»

— Как в профессиональной среде отнеслись к словам президента Татарстана о состоянии татарской эстрады?

— После слов президента мы разговаривали с композитором Оскаром Усмановым. Он у нас, скажем так, человек большой, создал очень много хитов. По-моему, у каждого артиста есть по несколько его песен, они все действительно хиты. И он не гоняется за каким-то модерном, за чем-то современным. У него есть свое «я», свой стиль, тоже узнаваемый. Он делает свою работу хорошо, на 200 процентов.

А по поводу слов президента о том, что эстрада не такая, одеваются не так... У нас еще есть такое понятие, как менталитет. И вот исходные наши корни в том, что в песнях должен присутствовать баян, курай, а также пока что на сегодня многими любимое слово «колхоз». В хорошем понимании, конечно, какая-то простота... Сейчас какие треки актуальны, под которые погулять можно, погудеть, поплясать, оторваться и так далее. То есть это, например, формат Фирдуса Тямаева: ух, погнали, понеслась. Почему Тямаев актуален? Народ его таким делает. У него классно получается, это его имидж, он должен быть у каждого свой. Одинаковые певцы никому неинтересны.

— Есть Фирдус Тямаев, но есть и Ришат Тухватуллин.

— Да, по музыкальной части, по глубине музыки там, естественно, все намного шире. Но, повторюсь, у каждого исполнителя свой слушатель. Киркоров тоже не всем нравится. А кто-то пойдет на Альфину Азгамову и т. д.

Мы — композиторы, аранжировщики, певцы — может, и хотим что-то другое сделать, но мы знаем, что народ это не полюбит, поэтому немножко ломаемся и делаем так, чтобы он все-таки полюбил. Но нужно время, и этим не только мы должны заниматься. Композиторы, музыканты — мы можем делать и писать тоннами, но это же нужно классно, правильно преподносить, продвигать. На уровне того же правительства, министерства культуры это должно происходить. А министерство у нас чем занято? У них есть несколько академических певцов и правительственные концерты — вот ими они и занимаются.

— А вообще, когда-нибудь так случится, что на правительственных концертах и на татарских радиостанциях будет звучать одно и то же?

— Трудно сказать. С точки зрения нашего министерства культуры и других управляющих культурой органов, получается, модно и престижно одно, а все остальное не котируется. Радиостанции же всегда были коммерческими структурами, куда ты приносишь свои песни, платишь, тебя ставят. В свое время, когда я еще только пошел в школу, не было такого, чтобы артисты пачками появлялись чуть ли не каждый день. Было буквально несколько певцов, был худсовет, где была Римма Ибрагимова и многие другие. То есть не все так просто происходило. А сейчас певцов... Я многих и не знаю. Хотя за всем этим следить особо времени нет, но стараюсь не упускать информацию о том, кто появляется, какие голоса, но и то для меня некоторые имена выглядят абсолютно неожиданно.

«Летом мы практически половину сольного концерта сделали с Ришатом Тухватуллиным. Сейчас он очень успешно разъезжает по гастролям, и каждый раз звонит, благодарит» «Летом мы практически половину сольного концерта сделали с Ришатом Тухватуллиным. Сейчас он очень успешно разъезжает по гастролям, каждый раз звонит и благодарит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БОЛЬШИНСТВУ НУЖНА БОЛЕЕ ЛЕГКАЯ МУЗЫКА — ЭТО МЫ ЗНАЕМ ПРЕКРАСНО»

— На концертах «Yзгәреш җиле» были?

— Я, к сожалению, не был ни в Казани, ни в Москве. Конечно, слышал очень много разного. Кому-то понравилось, кому-то нет. Понятно, что концепция заключалась в том, чтобы сделать полностью живой оркестр, живой звук. Но опять же позвонил мне один представитель известной в Татарстане фамилии: «Вот, баяна не хватало, курая не хватало, Алина Шарипжанова понравилась — и все». А Салават Закиевич и вовсе сказал: «Это не „Ветер перемен“, а деньги на ветер», — так как было потрачено немало средств на данное мероприятие.

— Многие теперь спорят о том, как этот фестиваль должен развиваться, чтобы не превратиться в ежегодные дорогостоящие «Старые песни о главном».

— Я не знаю. Возможно, это должна быть такая «Песня года», но она у нас уже есть сегодня, хоть и имеет немного другой формат — «Татар жыры».

Если делать песни современных композиторов в оркестровой обработке, то эти песни надо очень тщательно отобрать, потому что само название «современная композиция» немножко пугает. Музыка, на мой взгляд, должна быть доступнее, проще, людям же не нужны сложности. Да, в академической музыке идет свое течение жизни, они что-то там изобретают, опять весь этот авангард, но люди всю жизнь слушают Моцарта и Бетховена, а не то, что кто-то постучал галошами по контрабасу.

То, что была попытка такой концерт сделать, в принципе, уже хорошо. Понятно, что все это затратно и по финансам, и команду людей собрать. Знаю, что было привлечено много талантливых музыкантов.

— Был баянист Айдар Гайнуллин.

— Да. Он академист, классный музыкант, владеет инструментом как никто другой, но я не могу сказать, что кроме него нет других баянистов. Тут еще, видимо, такой момент — статус и имя должны быть. Как ни крути, может, в лицо его не знают, но имя везде известно, популярно.

— Задача изменить татарскую эстраду и приблизить ее к мировым стандартам — это вообще не утопия?

— Я думаю, что возможно это сделать. Но этим не три-четыре человека должны заниматься, все должно решаться, продвигаться и поддерживаться на более глобальном уровне. И еще раз повторю, что очень большой вес имеют наш народ, его корни и то, что ему нужно. Почему мы, например, видим, что на попсовом концерте у нас аншлаги, а на каком-то академическом концерте в ГБКЗ людей не очень много? Большинству нужна более легкая музыка — это мы знаем прекрасно.

«Айдар Гайнуллин — академист, классный музыкант, владеет инструментов как никто другой, но я не могу сказать, что кроме него нет других баянистов» «Айдар Гайнуллин — академист, классный музыкант, владеет инструментом как никто другой, но я не могу сказать, что кроме него нет других баянистов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ХОЧУ ПИСАТЬ ТАК, СТАВЬТЕ ТРОЙКИ, НО ПО-ДРУГОМУ ПИСАТЬ НЕ БУДУ»

— Вы, кстати, сам профессиональный композитор с консерваторским образованием.

— Да, я учился в музыкальной спецшколе при консерватории, потом учился в консерватории на отделении композиции. Занимался академической музыкой, мне тоже прочили там: все, ты наше будущее в академической музыке.

— Почему сошли с этой стези?

— Я пробовал, писал и для оркестра, и для средних составов. Очень много писал, многое исполнялось. Не могу сказать, что неудачно, но в консерватории ставили тройки-четверки, потому что писал слишком доступную музыку. А там что нужно? Там нужно было вечно что-то изобретать. Нужен был авангард, который непонятен для уха обычного человека. Он понятен для таких же композиторов, которые сами же его и пишут. А я писал красиво, по-татарски, с нашими мелизмами, сохраняя национальные элементы. Мне ставили тройки и четверки, реже — пятерки. Я просто подходил к зафкафедрой и говорил: «Я хочу писать так, ставьте тройки, но по-другому писать не буду».

У нас до сих пор на любом массовом культурном мероприятии звучит Марш Салиха Сайдашева, музыка Яхина и т. д. Это классная красивая музыка, которую всегда можнопослушать. А вот этот современный креатив, расческами по роялю стучать, пожужжать на струнах скрипки... Я уже несколько далек от этого и, наверное, не в курсе происходящего. Вполне возможно, что все это определенная коммерция, что все это хорошо продается. Если да, то пусть будет именно так.

На сегодняшний день я в татарской эстраде, в татарской попсе. Мне это нравится, я получаю удовольствие от студийной работы и т. д. У меня есть своя ниша, и остальное пусть делают другие. На этой земле каждому свое место, как говорится. И каждый должен делать то, что у него лучше всех получается.

Наверное, я мог бы, мне до сих пор говорят: «Когда же мы на твои концерты в Государственный большой концертный зал сходим, послушаем твои симфонии? Ты это дело не теряй, не бросай». Вообще, честно говоря, это моя мечта, но пока просто нет времени. Возможно, когда-то созрею.

— Можно же и эстрадный концерт сделать подобный, например, к какому-то юбилею творческой деятельности.

— Можно (смеется). Думаю, это будут мои песни, но в каком-то другом формате, в академическом, переложенные на оркестр, переаранжированные как-то интересно.

«Формат Фирдуса Тямаева: ух, погнали, понеслась. Почему Тямаев актуален? Народ его таким делает» «Формат Фирдуса Тямаева: ух, погнали, понеслась. Почему Тямаев актуален? Народ его таким делает»

«У НАС ВСЕ ДЕРЖИТ ИСХОДНОСТЬ НАША, ПРОИСХОЖДЕНИЕ»

— С государством приходится пересекаться в профессиональной деятельности?

— У меня практически не было пересечений, за исключением пары случаев, когда на какие-то мероприятия нужно было написать какое-то произведение. Например, одна из последних вещей для Гульноры Гатиной. Нужно было всем известную песню «Зәңгәp тoмaн» переделать, соединить формат академического голоса с черным рэпом, причем чтобы это было интересно и приятно слушать. И действительно получилось очень красиво.

— Это для правительственного мероприятия было нужно?

— Да, выступал рэпер Max Trigger, он африканец, по-моему, сейчас живет в Казани.

— А что это было за мероприятие?

— Не помню.

— То есть минкультуры сказало: надо сделать такую крутую, прогрессивную штуку?

— Да. Max Trigger мне позвонил, говорит: давай попробуем так-то, так-то. Я согласился.

— А если из того же министерства позвонят и скажут: Марат, предлагайте свои идеи того, как менять татарскую эстраду, бюджет обеспечим. Что бы вы ответили?

— Я, честно говоря, не думал над этим. У человека и заинтересованность какая-то должна быть, и он уже должен быть готов что-то дать сразу, перед тем как согласиться. Пока голова занята текущими работами и проектами. Но если мне подобное предложат, то, конечно, что-то можно будет обсудить, я бы с удовольствием занялся этим.

— Любая музыка на татарской эстраде имеет право на существование? Хит «Бирмим мин сиңа», Асхат Дебер Шатыр...

— Почему нет? Пусть существует. На мой взгляд, забавные песни с приколами, подколами должны быть. Не может быть все серьезно. Возьмите ту же группу «Ленинград». Под них все пляшут, поют, всем нравится. Ограничения, конечно, должны быть.. Но у Асхата Дебер Шатыра и Аишы (Ильсия Ганиуллина ее зовут), которая поет «Бирмим мин сиңа», там ничего такого нет, все в рамках. Эти песни можно услышать по радио. Кто-то возмутится, а кого-то они улыбнут: о, прикольно.

— Вообще татарская эстрада сильно отличается от российской? Согласны с мнением, что отстает от нее лет на 20?

— В принципе, всегда так было. У нас все держат исходность наша, происхождение. У нас очень многие готовы и могут делать вообще другой продукт, но не делают, потому что они не знают, куда его потом девать. Повторю еще раз: если хотите поменять татарскую песню, сначала нужно народ перевоспитать. А это непросто, а может, и вовсе не нужно.

— Ну это должно быть тогда авторитарное государство, которое определяет то, что будет звучать...

— Я со своей стороны пытаюсь делать что-то интересное, интересные вещи, которые приятно послушать, которые максимально актуальны, которые приносят успех нашим певцам, нашим артистам. Это тоже немаловажно.

«С АИДОЙ ГАРИФУЛЛИНОЙ МЫ ЗАПИСАЛИ ТАТАРСКИЙ АЛЬБОМ»

— Вы сами на классические концерты ходите, частый гость в ГБКЗ?

— Честно скажу, давно не был, времени нет. На концерте оркестра Александра Сладковского был несколько раз, но довольно давно.

— В вашей биографии есть и работа с Аидой Гарифуллиной.

— Да, мне доводилось с ней работать. С ней мы полностью записали татарский альбом, в котором много ретропесен. Также мы записали одну мою авторскую песню, которую я написал в 14 или 15 лет, она называется «Чиялэрем». Прошло столько лет, а она пришла и сказала, что ей очень нравится эта песня и нужно с ней что-то сделать. Мы ее немножко переаранжировали под нынешний формат и записали для альбома. Альбом был выпущен прямо перед началом Универсиады в Казани и стал неким подарком для слушателей и гостей столицы.

— Что вы думаете о ней как об артистке?

— Хороший голос. И у него есть такая черта — очень нежный, красивый тембр, при этом понятно, что она поет, очень хорошая артикуляция. Потому что зачастую в академической музыке, например, если ты придешь послушать оперу, не зная сюжета, то ничего не поймешь. И конечно, немаловажный факт, что Аида красивая.

— С Диной Гариповой никак не пересекались професионально?

— Пересекались, но до всего ее успеха еще... Я впервые Дину услышал на свадьбе друга в Зеленодольске очень и очень давно. Я ее не знал, она пела для нас, гостей. Тогда подумал: классный голос, поставленный, тембр такой плотный, мясистый. И потом где-то через год она приезжала на студию записывать песни: первую, вторую. А потом ее отправили на «Голос».

— Удивил такой успех Гариповой на «Голосе»?

— Почему? Я порадовался.

«У Асхата Дебер Шатыра в песнях ничего такого нет, все в рамках. Эти песни можно услышать по радио. Кто-то возмутится, а кого-то они улыбнут» «У Асхата Дебер Шатыра в песнях ничего такого нет, все в рамках. Эти песни можно услышать по радио. Кто-то возмутится, а кого-то они улыбнут»

«„МОҢ“ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО КАКОЕ-ТО НАСТРОЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ»

— Когда вы написали свою первую песню?

— То ли в пять, то ли в шесть лет. Это была песня на стихи Разиля Валеева, она была опубликована в каком-то журнале. Поэтому вот эта музыкальная часть идет у меня с детства. У меня такое ощущение, что я родился таким — и все, для меня иного не существовало. Я приходил из садика, у меня не было фортепиано, был лишь детский игрушечный синтезатор, где были только белые клавиши. Черных не было, точнее, они были только нарисованы. И я пытался подобрать то, что нам играли в садике. Я чувствовал, что должна быть еще одна нота, а ее нет. Она только нарисована.

— То есть просто на слух?

— Да, только на слух. И когда мама в очередной раз привела в садик, она подвела меня к воспитательнице и сказала, что, приходя домой, сын играет все то же самое, что и концертмейстер в садике. Меня усадили за фортепиано. Не знаю, как так получилось, но я сыграл фактически так же, как концертмейстер. Я был счастлив, что сел за настоящий инструмент. Воспитательница была в шоке и сказала, что срочно надо отдавать меня в музыкальную школу.

— А родственники у вас к музыке имеют какое-то отношение?

— У отца была гитара, он играл во времена студенчества в ансамбле, даже был свой ВИА. Но все это было на любительском уровне. Когда мы поступали в среднюю специальную музыкальную школу (ССМШ при КГК), нужно меня было кому-то показать, чтобы меня оценили, что-то посоветовали. И мой отец поехал к себе домой в деревню разговаривать со своим отцом, моим дедом, мол, так-то, внука надо кому-то показать. А дед сказал: «Чего ты мучаешься, иди к Фасилю Ахметову. Это мой двоюродный брат». И вот на первых порах я учился, занимался у него. Затем среди педагогов были Рафаэль Белялов, Александр Руденко, Фарадж Караев, Анатолий Луппов, за что каждому из них огромная благодарность и низкий поклон. Ну и вот так оказалось, что Фасиль Ахметов — мой родственник. Видимо, какие-то гены все-таки работают.

— Так может быть все-таки татарская песня без «моң»?

«Моң» — это прежде всего какое-то настроение и состояние. С этим словом связывают пентатонику, мелизматику, какой-то переливающийся голос. На мой взгляд, не должно существовать только этого, надо пытаться делать разные вещи. Все равно что-то сработает. Кто не пытается, у того не получается.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (115) Обновить комментарииОбновить комментарии
Fandas Safiullin
11.12.2016 11:57

«...если хотите поменять татарскую песню, сначала нужно народ перевоспитать»

Мягко сказано.
Для того, чтобы поменять татарскую песню, придется поменять народ.
Кажется, дело к этому идет.
Письменность поменяли. Школы почти все уже «поменяли». Идет массовое закрыти е татарских школ: и в Татарстане, и по всей РФ. Например, в Пермской области из 64 татарских школ закрыты все 64. Поменяли!
Систему подготовки учителей для национальных школ не стали менять. Её просто уничтожили.
Если так пойдет, то скоро и родной язык поменяем. Работа идет полным ходом. Татарский язык в татарских школах уэе отменен как предмет итоговых экзаменов. Установлен языковой барьер для продолжения учебы в ВУЗах: единое требование овладения русским языком на уровне родного языка, то есть принуждение нерусских детей и их родителей к отказу отродного языка.
Остается поменять татарскую песню.

«Задача изменить татарскую эстраду и приблизить ее к мировым стандартам — это вообще не утопия?»

Нет не утопия.
Это запросто — приводить всех к единому стандарту. Тяжело поднимать на высоту, а катить под гору — проще всего.
Песня — это душа народа. Стандартизация душ — это бездушие.
У стандартизированной «культуры» дешевая себестоимость и потому более высокая норма рыночной прибыли.
В этом назойливая «забота» «поменятелей» татарской песни.
Татарская песня — она сама по себе стандарт и не базарный товар. И не предмет полуспортивных «шоу» на ТНВ: голосованием приглашенной в студию толпы и определением призовых мест штампованных «песен» и их исполнителей.

Хочу обратиться к русским читателям и любителям русской песни.
Не кажется ли вам, что и русскую песню, русские мелодии и мотивы в музыкальной культуре «поменяли» и «стандартизировали» даже раньше, и больше, чем татарскую песню?
Не вместе ли нам нужно возрождать и зашищать наши самобытные национальные песни от рыночных барыг и армии околопесенних халтурщиков?

  • Анонимно
    11.12.2016 09:21

    Народ менять не надо.

    • Анонимно
      11.12.2016 12:01

      В статье написано "перевоспитать", а не "менять". Смысловая нагрузка у этих слов разная.

    • Анонимно
      11.12.2016 13:45

      вообще, есть такое понятие - диалектика. означает развитие. а есть метафизика - топтание на месте. вам ближе второе?

  • Анонимно
    11.12.2016 09:40

    Очень грамотное интервью...

  • Анонимно
    11.12.2016 10:09

    У нас тоже есть классика и топ и поп музыка ,ненадо боламык!!!

  • Анонимно
    11.12.2016 10:19

    " Повторю еще раз: если хотите поменять татарскую песню, сначала нужно народ перевоспитать. А это непросто, а может и вовсе не нужно"
    Извините , я с этим не могу согласиться . Может вам самим надо меняться .А народ не трогать !!! А еще лучше было бы половину , так называемых "певцов," разогнать С их, так называемыми , композиторами , аранжировщиками и продюсерами . Вчера по ТНВ показали концерт "Татар моны". Я просто влюбился в нашу татарскую песню , к нас оказывается все участники этого проекта поют исключительно хорошо . И куда уходит эта молодежь , где они ? А они проходят "фабрику" наших "профессоров от музыки" и через год и два становятся такими же "серыми" как и вся наша эстрада .
    Я так думаю.

    • Анонимно
      11.12.2016 10:51

      Марат Мухин под словом народ имел ввиду большинство татарского населения. Всегда будут исключения вроде вас. Всем не угодишь. Мне допустим очень нравиться труды Марата Мухина. Да, его работа это большой труд. Таких талантливых ребят раз, два и обсчелся.

    • Анонимно
      11.12.2016 13:10

      Я тоже смотрел. Да, хороший концерт . Но концерт художественной самодеятельности. А здесь все таки речь идёт , если я правильно понял, о профессиональном творчестве.

    • Анонимно
      12.12.2016 14:25

      А где они, лауреаты?
      даже не видела список победителей, похоже, уже не важго - провели так , провели.
      а где предыдущие победители? незнаем? гд же они?

  • Анонимно
    11.12.2016 10:22

    Очень интересный человек

  • Анонимно
    11.12.2016 10:45

    парень ууумммный,но и осторожный.. Я хочу сказать про то, что ДАВНО-ДАВНО не видно на нашей эстраде наших любимых ГАБДЕЛЬФАТА , ЯРОМИРА, РИНАТА. Чем это объясняется ???? ВСЕ ОНИ ТАЛАНТИЩА!!! На их гастроли ломится народ. а по ТВ их ...просто нет..А ТНВ смотрят не только в Татарии и не только в РФ . Певцов и певичек много много - они пляшут и поют. ИХ, одних и тех же, показывают на "ЛИЦЕ" РТ - "ТНВ"каждый день, особенно в передаче "Салям" . одна и та же обойма.И что скажете??

    • Анонимно
      11.12.2016 12:19

      У кого деньги есть,тот и поёт. Молодежь у которых нет возможностей проплачивать за своё "творческое существования" никто поддерживать не собирается.

      • Анонимно
        11.12.2016 18:43

        Сейчас талантам деньги не нужны. Есть интернет, ютуб. Если ты талант сеть тебя сама раскрутит

    • Анонимно
      12.01.2017 10:58

      К сожаленью Ярамир оказался человеком слишком высокого мнения о себе, совершенно не принимающим чужое замечание. Он считает, что и один без помощи своего партнера по дуэту сможет достичь успеха в исполнении татарского репертуара. Сомневаюсь, учитывая биографию.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:05

    правильно салават сказал).А ещё ни кто не знает и не нужен в закамье..пример,как-то,лет 15 назад приехали на одну заправку казан егетляре,чтоб покушать,отлить и заправить автобус..., и начали понтоваться-типа вы чё нас не узнаёте,да мы же..)).Все смотрели на них с удивлением)).Только потом кто-то сказал,что вроде похожи..--так и уехали не нахлебавши))

  • Анонимно
    11.12.2016 11:29

    Мухин молодец. Своё дело знает. В чужое не лезет.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:37

    Эстрада с местным колоритом,никому неинтересна за пределами республики,в самой республике её слушают деревенские в основном.В принципе проблема не в народе,или уровне музыкантов,проблема в том,что пентатоника,на основе которой вся наша татарская музыка строится,это просто звукоряд из 5 нот,она вполне органично вписывается в рамки гармошки,баяна,и все,дальше фантазии и вариации на тему.Марат делает не татарскую музыку,а модную актуальную,как на радио новинки из США и Европы.Так что разговор ниочем.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:39

    Статья неплохая, но сразу видно заказная и даже проплаченная, в Казани и Татарстане полно отличных музыкантов и аранжировщиков не суть не хуже Мухина. Ничего личного и плохого не имею к нему. Но статья пиар чистой воды.

    • Анонимно
      11.12.2016 12:49

      Поверьте, вы сильно ошибаетесь. Еще 8-9 лет назад заметил, что если песня мне понравилась сильно - то значит аранжировку делал Марат Мухин. Сегодня было очень интересно узнать неизвестные факты из биографии героя статьи, и в целом, почитать интервью. Спасибо всем кто подготовил материал. А Марату Мухину желаю и дальше радовать слушателей качественными работами!

    • Вы адресом ошиблись. За джинсой на тему культуры - это в другое СМИ, где пишут про "переполненный московский Кремлевский дворец" на концерте «Yзгәреш җиле», хотя там был полупустой зал.

      Посмотрите на имена тех, с кем работает Марат Мухин - это, действительно, самые популярные татарские артисты в огромном количестве. И никто не спорит, что "в Казани полно отличных музыкантов и аранжировщиков не суть не хуже Мухина"

      • Анонимно
        11.12.2016 14:03

        Куда пропал татарский певец Асаф Валеев-когда то был популярный, отличный голос у него.

        • Анонимно
          11.12.2016 15:53

          Ну голоса у него уж точно никакого. Просто приятные песни.

          • Анонимно
            18.10.2017 00:13

            Ошибаетесь. Он закончил вокальное отделение консерватории – это большая редкость среди татарских эстрадных певцов.

    • Анонимно
      11.12.2016 18:25

      Полностью согласен, с тем, что из Мухина плохой образец для подражания. Когда вижу сочетание муз. Мухина, слова Гульсарвар, сразу понятно, что сейчас зазвучит жесточайший треш в стиле кумяк хужалык. Уважающий себя музыкант просто не станет под такую бессмыслицу писать музыку. Самые лучшие татарские певцы, сотрудничающие с Мухиным, на глазах деградируют. Возьмите для примера Уразову, которая начинала с лирических песен "Нигэ болай ашкынасын йорэк" на слова нашего классика Голшат Зэйнэшевой и на музыку Аскара Усманова, а сейчас исполняет бессмысленные частушки на музыку Мухина.

      • Анонимно
        11.12.2016 23:39

        согласен, пусть арбайтен, но роботяга среднего уровня, ничего выдающегося. топы - создают, а не клепают.

      • Анонимно
        12.12.2016 01:38

        Вроде эти бессмысленые частушки, типа Килче килче, ей не Марат Мухин, а Владимир Фёдоров пишет?!

      • Анонимно
        12.12.2016 10:09

        парень вам четко ответил - если не пытаться пробовать делать что-то другое, то так и останется татарская песня "где-то в колхозе" - медленные лиричные мычания возле березок, а на заднем плане - поле пшеницы и лошади пасутся.

    • Анонимно
      12.12.2016 00:36

      Ничего не поняла, что у него совсем времени нет, без отдыха шедевры сочиняет чтоль? Чем еще занимается? Кто он по национальности?

  • Fandas Safiullin
    11.12.2016 11:57

    «...если хотите поменять татарскую песню, сначала нужно народ перевоспитать»

    Мягко сказано.
    Для того, чтобы поменять татарскую песню, придется поменять народ.
    Кажется, дело к этому идет.
    Письменность поменяли. Школы почти все уже «поменяли». Идет массовое закрыти е татарских школ: и в Татарстане, и по всей РФ. Например, в Пермской области из 64 татарских школ закрыты все 64. Поменяли!
    Систему подготовки учителей для национальных школ не стали менять. Её просто уничтожили.
    Если так пойдет, то скоро и родной язык поменяем. Работа идет полным ходом. Татарский язык в татарских школах уэе отменен как предмет итоговых экзаменов. Установлен языковой барьер для продолжения учебы в ВУЗах: единое требование овладения русским языком на уровне родного языка, то есть принуждение нерусских детей и их родителей к отказу отродного языка.
    Остается поменять татарскую песню.

    «Задача изменить татарскую эстраду и приблизить ее к мировым стандартам — это вообще не утопия?»

    Нет не утопия.
    Это запросто — приводить всех к единому стандарту. Тяжело поднимать на высоту, а катить под гору — проще всего.
    Песня — это душа народа. Стандартизация душ — это бездушие.
    У стандартизированной «культуры» дешевая себестоимость и потому более высокая норма рыночной прибыли.
    В этом назойливая «забота» «поменятелей» татарской песни.
    Татарская песня — она сама по себе стандарт и не базарный товар. И не предмет полуспортивных «шоу» на ТНВ: голосованием приглашенной в студию толпы и определением призовых мест штампованных «песен» и их исполнителей.

    Хочу обратиться к русским читателям и любителям русской песни.
    Не кажется ли вам, что и русскую песню, русские мелодии и мотивы в музыкальной культуре «поменяли» и «стандартизировали» даже раньше, и больше, чем татарскую песню?
    Не вместе ли нам нужно возрождать и зашищать наши самобытные национальные песни от рыночных барыг и армии околопесенних халтурщиков?

    • Анонимно
      11.12.2016 13:06

      Насчет русских песен - я согласна, что многое утрачено. Песни, которые слышала, как напевала бабушка, которые раньше пели во время застолий за семейным столом, уже и не услышишь сейчас.
      Но это эволюция, не думаю, что как-то можно этот процесс остановить. Можно искусственно притормозить на какие-то годы, но в конечном итоге все равно все будет меняться. И бабушка наверняка пела уже не те песни, что её бабушка когда-то ей пела.. Все течет, все меняется)

      • Fandas Safiullin
        11.12.2016 15:04

        «...не думаю, что как-то можно этот процесс остановить. Можно искусственно притормозить на какие-то годы...»

        Нет нужды ни «остановить», ни «притормозить».
        Достаточно не подстраиваться по чужое и чуждое.

        • Анонимно
          11.12.2016 22:58

          Чтобы не "подстраиваться" нужен изоляционизм полный - жить в деревне без телевидения и радио. Тогда можно полностью воссоздать образ жизни предков - и в питании, и в песнях, и в одежде. Стирать руками, на лошадях ездить и т.д. Так как стиль жизни диктует в том числе и музыкальные вкусы тоже.
          Если же жить в открытом мире, общаясь со всеми этносами, эволюция будет неизбежна. И плоха она может казаться лишь для нас,"поживших" людей. А молодежи развитие необходимо.

          • Анонимно
            12.12.2016 08:54

            речь идет о вещах, не доступных вам. крайности - уровень нищего ума. ат дагалаганда бака ботын кыстырып утырмагыз эле монда.

          • Fandas Safiullin
            12.12.2016 13:30

            «Чтобы не "подстраиваться" нужен изоляционизм полный - жить в деревне без телевидения и радио». 

            «Чтобы не "подстраиваться", достаточно, РАЗВИВАЯСЬ, оставаться самим собой, чуточку гордости и немного — чувства достоинства.

            Не путайте понятия: «подстраивание» и «развитие».
            Первое присуще рабам. Второе — другим.

      • Анонимно
        12.12.2016 13:55

        Увы, это не эволюция, а деградация. Вспоминаются слова Экзюпери: "Послушайте крестьянскую песню 16 века и вы поймете, как низко мы пали..."

    • Анонимно
      11.12.2016 13:36

      Вы все о своем о красном, но одного цвета в радуге не бывает....Никто не трогает и не покушается на татарскую народную песню, ее создал народ и она останеться с народом....Здесь речь ведут о развитии эстрадной татарской песне....Это легкий жанр в основном для молодых, где они могут потенцевать покричать, подурачится и не быть застегнутыми на все пуговицы закрывая плечи и лицо под тряпками...)))Разделяйте пожалуйста не сваливайте все водну кучу...Улыбнитесь)))

      • Анонимно
        11.12.2016 14:42

        Если так пойдет, то скоро и родной язык поменяем.

        Думаю, что для татар принципиальным является приведенное замечание. Неуклонно уменьшается число татар использующих родной язык. Татарская песня может вообще оказаться невостребованной. Татарский народ станет российским и песня поменяется. И образование на татарском языке становится невостребованным. Вот о чем речь. Проблема здесь в отсутствии жизненной необходимости в татарском языке. Руководство РТ отмахиваясь от решения этой проблемы, способствует уничтожению языка, культуры и нации татар. Самое простой шаг в решении этой проблемы - чтобы Президент РТ вел дела на татарском языке. И нельзя откладывать, ведь следующим руководителем нашего региона может стать человек не знающий татарского языка.

        • Анонимно
          11.12.2016 14:57

          Принципиально для татарского народа это развитие во всех областях и оно идет как никогда успешно...Не надо причитать...Сажали на кол, запрещали строить дома по берегам Волги и в 40 км зоне от Казани, запрещали селиться в центре города. Но татарский язык жив и будет жить, есть татарская народная песня, татарский язы5к . татарские композиторы . писатели и поэты, татарский театр. татарские художники. как никогда развивается климат для татарской культуры...Не требуйте того . чего не надо, татарский народ мудрей, чем Вы думаете...Сталкивать, разьединять подчеркивать свою исключительность, мы живем в семье народов, никакой обособленности, это ведет к страданиям и крови...Вы что не понимаете этого?!!!

          • Анонимно
            11.12.2016 22:24

            Во как Вас занесло! Никто этого не хочет " Сталкивать .. и тд". Раз вы признаете, что мы живем в семье народов в РФ, то и признайте право татарского народа создать необходимость в татарском языке в РТ и никого противостояния не будет. До сих пор татарский язык сохранялся только за счет татарской деревни. Там была необходимость в знании татарского языка из-за традиционного общения на нем в быту, коллективном труде, совместном отдыхе. Соответственно были востребованы татарские школы. Но татарская деревня сегодня перестала быть источником татарского языка. Из-за изменения структуры и технической оснащенности сельского хозяйства, там не требуется большого коллективного труда и можно обойтись совсем небольшим количеством, часто командированных, работников. Проживает до 100 человек , в основном стариков, в деревнях которые когда-то насчитывали до 2000. И других источников необходимости татарского языка не осталось. Их надо создать сегодня. Одновременно я не отрицаю, а поддерживаю важность и необходимость знания русского языка для татар в РТ.

            • Анонимно
              12.12.2016 10:50

              Согласен, что если Президент РТ заговорит на татарском, то заговорят и министры и постепенно их подчиненные. И молодежь, готовящая себя к высоким должностям в РТ, будет стремиться хорошо знать татарский. И родители детей в школе перестанут относится к обучению татарскому языку, как к ненужному. И востребованность любой качественной татарской песни повысится.

          • Анонимно
            11.12.2016 23:33

            вы где живете? откройте глаза. я знаю язык, детям - он не нужен. я обучаю, разговариваю, но этого мало, нужно татарское окружение сверстников - такого даже в ауле уже нет. вы о чем говорите? вы в реальность вернитесь, кололюбитель, ... . Кадры решают все, какие ... кадры, если нет татарской молодежи - она чья угодна, но только не татарская. вы давно не выходите из дома?

          • Анонимно
            12.12.2016 00:42

            Не согласен, что необходимость знания татарского языка для руководителей РТ является достаточным условием для Вашего утверждения. Татарский язык сохранился до сих пор потому, что в нем была необходимость в татарской деревне, которая была колыбелью татар и их песен. Сейчас этого нет. Если мы поймем друг друга "в семье народов", то все будет хорошо.

          • Fandas Safiullin
            12.12.2016 13:40

            «Не требуйте того, чего не надо»

            Это кто же такой, который требует «чего не надо», и что же из того «чего не надо», конкретно, не надо?
            А что же нам надо?
            Или уже ничего не надо?

        • Анонимно
          12.12.2016 01:24

          "Если так пойдет, то скоро и родной язык поменяем."
          Ну что за бред? Наоборот радоваться надо, что вся эта эстрада именно на татарском языке поёт, тем самым популляризируя его и продлевая ему жизнь.

          • Fandas Safiullin
            12.12.2016 13:47

            «на татарском языке поёт» не всегда означает: по-татарски поёт.
            Разницу улавливаете?
            Песня — это не только слова, а больше, чем слова.
            Неужели Вам, который не в бреду, это неизвестно?

            • Анонимно
              12.12.2016 16:39

              Да, петь на татарском, и петь по татарски не одно и тоже. Но не путайте эстраду с национальной музыкой. Во всем мире это так. Послушайте японскую или корейскую эстраду. Ужаснётесь! Там нет ничего национального. А уровень практически мировой. Тем не менее проблем с языками там нет.

        • Анонимно
          12.12.2016 10:12

          Ну, русские же ради татар свой язык поменяли на российский (смесь татарского и русского), а татары не хотят.

          • Анонимно
            12.12.2016 12:33

            "Рус" или "рос" - это одно и тоже, не надо лукавить. Русские же не на тюркский, английский или китайский поменяли.

            • Анонимно
              12.12.2016 15:08

              А что, Россия - это союз русских. англичан и китайцев? Нет! ну так и с какого перепуга нужно было менять свой язык на их? Вот объединились русские с татарами, теперь половина слов в российском языке - татарские. То есть русские свою половину языка уступили татарам. А татары твердят: "нет, нам нужен чистый татарский". Так и русские могут сказать: "давайте тогда чистый русский в школах преподавать, где нет ни одного татарского слова". Хотите этого? Или будем всё же на общероссийском разговаривать?

              • Анонимно
                12.12.2016 17:04

                Да хочу изучать чистый русский и чистый татарский. Разговаривать будем на чистом русском в РФ.

              • Анонимно
                12.12.2016 17:20

                РФ это союз народов. У каждого народа свой язык. Русский язык - межнационального общения. Татарские слова в русском языке не являются уступкой татарам. Если даже все слова поменять на татарские, все равно из за правил построения предложенияязык останется русским. И не станет агглютинативным - основным признаком тюркских языков.

              • Анонимно
                12.12.2016 17:24

                В РФ объединились не только русские и татары, но и много других народов, например финно-угорской языковой группы и др.

    • Анонимно
      12.12.2016 12:52

      //Хочу обратиться к русским читателям и любителям русской песни.
      Не кажется ли вам, что и русскую песню, русские мелодии и мотивы в музыкальной культуре «поменяли» и «стандартизировали» даже раньше, и больше, чем татарскую песню?//

      Верно, даже раньше. Только не "поменяли", а ДОПОЛНИЛИ. Традиционные русские песни, как были, так и остались. Разным возрастным категориям народа - нужны разные песни. Песня Зыкиной "Течёт река Волга" в детстве меня совершенно не трогала, мне больше нравилась англоязычная попса на дискотеках - а с возрастом мыня проняли слова из этой песни:
      "Издалека долго течет река Волга
      Течет река Волга конца и края нет
      Среди хлебов спелых среди снегов белых
      Течет моя Волга а мне семнадцать лет
      Сказала мать бывает все сынок
      Быть может ты устанешь от дорог
      Когда придешь домой в конце пути"

      Национальная песня - это не только классическая народная. Она никуда не денется. Но музыка должна развиваться - и для каждого человека есть "своя" музыка. Зачем искусственно ограничивать развитие всех направлений народной музыки. Тем более, что это идёт не "взамен", а дополнением.

  • Анонимно
    11.12.2016 11:59

    колхоз стайл у нас во всем .. в политике ..в эстраде ..в архитектуре ..в финансах ..
    поэтому я себя как можно дальше сегодня хочу позиционировать от татар ..хотя сам татарин

    мухин как раз и говорит о таких как я ..потому как у всех!!!! моих татар друзей точно такое же мировоззрение

    • Почему ты ассоциируешь себя именно с этим отстоем, есть Рустам Тарико, Ралиф Сафин, Роальд Сагдеев, Рудольф Нуриев, астрофизик, академик еще советской РАН Рашид Сюняев, Фарид Сейфуль-Мулюков, Земфира, великий композитор София Губайдулина, Чулпан Хаматова

      • Анонимно
        12.12.2016 09:44

        И ни один из них не говорит на татарском - зато английский знают прекрасно. Именно он нужен им для общения .

    • Анонимно
      11.12.2016 22:43

      Похоже Вы уже почти не татарин. А что у друзей в голове, вряд ли Вы знаете. При таком напоре спорить с Вами бесполезно. Просто подумайте о тех предыдущих поколениях Ваших предков, кто подарил Вам жизнь. И знаете ли Вы их в 7 поколениях?

    • Анонимно
      12.12.2016 11:29

      Я тоже так думал родившись в Казани, но изменил свое мнение. Причина- пришедшее осознание всей трагичности истории татарского народа. Родившись в Казани в 1954 году, я татарин не обучен татарской грамоте, из-за отсутствия условий. Разговариваю на бытовом татарском, а дети и внуки из-за отсутствия татарской разговорной среды, знают еще хуже. Главное сейчас, объединившись на позитивном сохранить, татарский народ. Именно из-за угнетенности татарский народ оказался в деревне, где только и смог сохранить язык и культуру. И затем, выжив в деревне, после революции благодаря ленинской национальной политике, татарский народ смог воссоздать свою государственность. Соответственно, конечно большинство татар во все сферы вышло из колхозов, и только благодаря им еще живут язык, культура и песни татар. Вот это я понял, и поэтому благодарен татарской деревне и их выходцам, несмотря на указанные Вами минусы. Сейчас эти татары отлично освоили русский язык. Благодаря интернету можно быстро освоить передовые технологии. Все будет. Осталось только сохранить язык и нацию татар. Только что сегодня заменит деревню, как источник татарского языка и татар?

      • Анонимно
        13.12.2016 21:20

        я тоже вашего года рождения и окончила прекрасную школу 80 имени Шарифа Камала. Обучала все предметы на татарском языке У нас была прекрасная женщина педагог по татарскому языку и литературе Барира Набиевна Хафизова. Она привила нам любовь к родному языку. Несмотря на то . что мы учились в национальной школе многие поступили в Вузы и притом сдавали уже экзамены на русском языке. Мои комментарии просто к слову....

  • Анонимно
    11.12.2016 12:26

    Что вы все зацепились за Дебер Шатыр? Танцуйте вместе с ним,отдыхайте и наслаждайтесь жизнью !Это море позитива!!!!!

  • Анонимно
    11.12.2016 12:39

    Примитивная статья. Само название статьи никуда не годится.
    Вот появится человек или группа типа Битлз и будет такой же скачок в татарской песне. И не надо забивать голову дурацкими мыслями о перевоспитании народа.
    Хотя есть уже достаточно образцов очень сильной современной музыки. Это Зуля Камалова, Мубай. Зульфат Хаким -явление. И они должны больше звучать в эфире.
    А непревзойденная татарская народная песня должна всегда звучать как камертон. Каждый настоящий певец должен знать и уметь исполнять татарские народные песни.
    Исполнение Ильхама Шакирова, Альфии Авзаловой, Рината Ибрагимова, Флеры Сулеймановой и многих других достойных певцов просто потрясает.

  • Анонимно
    11.12.2016 12:46

    Мухин разве закончил консерваторию?? Его же 2 раза отчисляли за неуспеваемость!

  • Ох, как трудно, порой, отличить истинного продюсера от туфтового! Трудно узреть истинную причину успеха исполнителя. Среди "продюсеров" есть такие, которые имеют, просто на просто, блат и доступ к деньгам и к телеканалам, имея их в своем кармане. Истинный продюсер тот, кто выгоняет приехавшее телевидение, в силу того, что они не оплатили ему, а не тот, который платит сам за него! Истинный продюсер своей работой раскрывает и усиливает талант исполнителя, причём круче, чем режиссёр. Это как в кино, есть режиссеры, которые паразитируют на звездах, а есть те, которые их открывают! Или, как в спорте, где есть тренера которые с детства воспитывают мастеров, а есть те, которые переманивают к себе уже взрослых мастеров!

    • Анонимно
      12.12.2016 10:15

      Вы не разобрались в вопросе. Перечитайте интервью. Речь о саунд-продюсере - том, кто "изготавливает музыкальную композицию", а не о том, кто концерты организует и авторские отчисления в карман гребет.

  • на сегодня большинство "аранжировок" - это синтезатор + баян (иногда 2) и + гитара (редко - соло), и совсем редко + скрипка, курай, флейта... Раньше неплохие музыканты (вкупе с аранжировщиками ) были у того же Салавата, Зайнаба с Зуфаром, у Габделфата Сафина... Если сравнить с русской эстрадой, на которую как бы равняемся, то еще бежать и бежать и не догнать их при нынешнем состоянии развития оной. Для сравнения можно бы послушать ту же самую Пугачеву 80-90гг, ДДТ, Кино (хотя немножко однообразно),, Кузьмина, начиная от Динамика, заканчивая сольными концертами, из зарубежных - Меркьюри, Арабески, Даже Бони М...

  • Анонимно
    11.12.2016 13:22

    Чуть не хватает приземленных деталей. Почему постоянно работает, почему не отдохнет, что его мотивирует? Деньги? Какие? Фикс или процент. Помимо песен, хочет ли заняться чем-то другим, например кино, рекламой или играми? Какая у него команда?

  • Анонимно
    11.12.2016 13:40

    Чтобы менять татарскую песню - ничего не надо. Просто взять и самому написать и выложить.

    Вон недавно русская девочка Ира выложила свой татарский клип. Пусть произношение ужасное, но весь день у меня в голове крутилось "Мин алтын, мин алтын" (а именно такие "крутяши" и есть основа современных песен последних 5 лет).
    https://www.youtube.com/watch?v=lwUQlkAUQDI

    Ничего ей для этого не надо было, ни продюсеров, ни миллионов, ни правительства, ни перевоспитывания народа. Just do it. Кто хочет современности, просто пусть берут и выкладываю свое, а не ноют о том, что мы отсталые.

    PS: Что касается Аиды Гарифуллиной - да, качественная певица, в Венском оперном о ней до сих пор вспоминают. Но, давайте признаем, современные песни она не поет, хотя может и Адель перепеть.

    • Анонимно
      12.12.2016 10:25

      Адель ей не перепеть, ибо тембр, мензура и окраска голосов совершенно разные. Да и что значит "перепеть"? Перекричать? Адель САМА пишет свои песни - и музыку и тексты. У неё каждая песня выстрадана на собственном жизненном опыте. Её невозможно "перепеть". Вы сначала проживите ту часть жизни Адель, которая стала причиной её успеха, а потом рассуждайте про "перепеть". Дина Гарипова тоже пыталась петь Адель, да всё "не то"...

      • Анонимно
        12.12.2016 13:32

        То есть вы желаете, что мне надо было в неполноценной семье расти? Добрый вы.

        • Анонимно
          12.12.2016 15:11

          Желаю Вам мозгом собственным почаще пользоваться. Тем понятнее будет смысл написанного другими.

      • Анонимно
        12.12.2016 20:54

        если вы фанатка Адель, не надо всем ее втюхивать.

  • Анонимно
    11.12.2016 14:38

    Диля Нигматуллина-его жена? Про семью ничего не сказал.

    • Анонимно
      11.12.2016 14:52

      Не любит говорить о таких вещах, только о работе

    • Анонимно
      12.12.2016 00:33

      Его жена гульназ серперова!

      • Анонимно
        12.12.2016 11:15

        Нужно подчеркнуть,Серперова его вторая жена,с первой он развелся.

        • Анонимно
          13.12.2016 21:10

          Диля Нигматуллина- это его жена; Гульназ Сепперова - жена его родного брата!

  • Анонимно
    11.12.2016 15:21

    На вкус и цвет товарища нет.

  • Анонимно
    11.12.2016 15:31

    Очень понравилась новая запись от Саиды Мухаметзяновой на youtube - "Кошларга(татарская народна песня)". Исполнение "Бөдрә тал" тоже очень впечатляет.
    Рәхмәт Сәйдәгә, аның әти-әнисенә, укытучыларга һәм музыкантларга.
    (Урал)

  • Анонимно
    11.12.2016 15:38

    Да, ,,поменять'' надо тех, кто заполняет залы и аплодирует тому, кто говорит ниже пояса и поет под фонограмму свои песни.Каждый старается сам себе сочинить песню-так дешевле обходится.Трагедия в том ,что мы теряем того татарского слушателя , который понимает настоящую национальную культуру,мон.Больно видеть на лицах зрителей телячью радость от бездарности.Да,искусство имеет огромную воспитательную силу,поэтому доступ на сцену должен иметь определенные критерии..,общественное мнение.

  • Анонимно
    11.12.2016 16:39

    Ничего страшного в нашей эстраде не происходит. Многочисленные певцы прочесывают города и села с татарским населением. Было здорово, если бы они расширили свою экспансию и стали прочесывать все города и села России. А потом вышли и за пределы России.
    Народ идет на них по нескольким причинам: побыть среди своих, послушать татарскую песню и татарскую речь, при этом за не так дорого. Почему бы не провести 2 часа в месяц (скорее реже) в хорошем родном обществе.
    Минус в том, что настоящие звезды не могут часто ездить. Это дорого обходится. Билет не по карману будет.
    Поэтому настоящих звезд эстрады надо чаще показывать по телевизору. Оплачивая авторам произведений и исполнителям достойные гонорары. Выделяя из бюджета РТ определенные суммы для этих целей международному каналу ТНВ. Вот тогда будет настоящая конкуренция, чтобы попасть на ТНВ.

    • Анонимно
      11.12.2016 21:22

      В смысле, в интернете записей песен можно гайти и послушать.

  • Анонимно
    11.12.2016 17:18

    Жаль, что парню в консерватории перекрыли творческий кислород.
    Возможно, Татарстан мог приобрести классного национального композитора.

    Марат, не поддавайся, не предавай себя и своё призвание.
    Рано или поздно ли, возвращайся к сочинению татарской музыки!

    Аранжировки у тебя профессиональные, крепко сделанные, последний клип здесь понравился. Но! Запиши их, но с русскими словами, английскими, французскими -- будет тоже классно, но не по-татарски. Спасибо, что вытягиваешь татарских исполнителей на мировой уровень! ))) Только для этого ли ты пришёл, в этом ли твоя миссия?

    • Анонимно
      11.12.2016 20:30

      Кислород ему не перекрывали! Он ленился и абсолютно никак не рос в профессионализме! Не могу вспомнить ни одного его значимого сочинения, оставшегося в памяти! Форму он как не чувствовал, так и не чувствует до сих пор, даже в татарских песенках. Очень жаль, что прервал своё профессиональное образование, и остался на уровне сегодняшней татарской эстрады...

      • Анонимно
        12.12.2016 10:16

        А вы кто? Похвалитесь прилюдно своими сочинениями.

      • Анонимно
        12.12.2016 23:39

        А чем, интересно занимаются сейчас успевавшие в учебе сокурсники Мухина? Как все - специалисты по продажам и менеджеры торгового зала? По сути, эта статья - повод что-то поменять в консерватории, которая обязана готовить для эстрады композиторов и аранжировщиков.

  • Анонимно
    11.12.2016 17:29

    Интереса ради послушал "произведения" этого деятеля... Ну... Такое ощущение, что музыкальные радиостанции и телеканалы в РТ не вещают, ориентироваться не на кого... Он на синтезаторе до сих пор аранжировки делает??? Одним словом, тихий ужас

    • Анонимно
      11.12.2016 20:24

      а вот мне приходилось наблюдать за процессом у Марата. Что то не о том вы говорите. Вы еще не знаете видимо что такое тихий ужас) Это явно не про него.
      Сейчас процесс создания композиций далеко не на синтезаторах происходит, вернее и они тоже присутствуют.

  • Анонимно
    11.12.2016 18:22

    Нужно пропагандировать татарскую музыку на высоком уровне (Шакиров, Ибрагимов и т.п.), а художественная самодеятельность пусть остается в колхозах, если это их удовлетворяет. У кого есть хороший музыкальный вкус не слушают современную дешевую эстраду , хоть татарскую или русскую, и не посещают колхозные концерты.

    • Анонимно
      11.12.2016 18:45

      Да на здоровье, не ходите пожалуйста, как будто в этом доблесть какая-то есть: я НЕ ходил на концерт Хабибуллина, НЕ ходил на концерт Хидиятуллиной и т.д. В этой теме что делаете?

    • Анонимно
      11.12.2016 22:51

      Соглашусь. На трассе Казань-Челны 100 км пути "ловит" только Татар радиосы. На три песни меня хватает, потом уже подташнивает.

      • Анонимно
        12.12.2016 15:13

        Наоборот! На трассе Челны-Казань 100 км ловит только Татар радиосы, а вторую половину пути прекрасно ловит другие радиостанции.

  • Анонимно
    11.12.2016 18:46

    Если татарские исполнители не показывают голый зад, как это делают российские и зарубежный артисты, то мы действительно от них отстаем в этом плане. По качеству песен и тем более по качеству клипов опережаем на 50лет, просто пока не осознаем этого.

  • Анонимно
    11.12.2016 18:56

    Уровень Асхата уже перерос не то что татарской и российской эстрада. Просто он человек простой из за чего общается с татарским колхозом.

  • Анонимно
    11.12.2016 19:27

    Стиль татарской эстрады сейчас это "Аксубай фьюжн" :)

    • Анонимно
      11.12.2016 22:30

      Согласен на 100%. Это то немногое, что может достойно представлять татарскую эстраду. Почему Мубаю мало уделяют внимание властьимущие, ведь он мог бы достойно представлять РТ даже на международном уровне.

      • Анонимно
        13.12.2016 04:20

        Никто не обязан одного из миллиона артистов поддерживать на правительственном уровне. Если народ или власть его не полюбил - таков артист значит. Никто из правительства США стингу дорогу не открывал, он сам пробивался и так далее

  • Анонимно
    11.12.2016 21:42

    Что за песня сине эзлэп.. такая надоедливая, неинтересная..

    • Анонимно
      11.12.2016 23:49

      Житте сезгэ!

    • Анонимно
      12.12.2016 06:00

      Это кто то перепел его песню и сделал свою версию. Насколько знаю изначально ее исполняла Айгуль Сагынбаева, в несколько другом формате.

  • Анонимно
    12.12.2016 01:21

    колхоз одним словом

  • Анонимно
    12.12.2016 01:42

    Марат Мухина талант своего дела!)

  • Анонимно
    12.12.2016 08:01

    А кто он такой чтобы меня перевоспитывать? И кто ему такое право дал? Умник блин

    • Анонимно
      12.12.2016 10:29

      Вам же говорят - если хотите перемен, то нужно перевоспитываться. Не хотите? Ну и ладно, оставайтесь "в колхозе". Это лично ваше дело.

  • Анонимно
    12.12.2016 10:44

    Марат Мухин большой профессионал своего дела! Его работы не раз это доказывали! Сейчас большая редкость такая качественная музыка,как у Марата!полностью разделяю его мнение, хотите результатов работайте над собой. Агрессировать могут все, но и для этого причин не вижу, он не обращался к кому то конкретно, а просто озвучил общую ситуацию на сегодняшний момент,добавив что каждое дело требует от людей прогресса,а не застоя и он в этом прав. Успехов тебе Марат! Спасибо тебе за то вдохновление,которое ты нам даришь через музыку каждый день.

  • Анонимно
    12.12.2016 11:17

    Татарская эстрада у меня ассоциируется с дешёвыми дурнопахнующими цветочными духами с базара...простите,но это так.

  • Анонимно
    12.12.2016 13:11

    Почему бы татарским поп певцам не перейти к новому жанру шансону,к качественному блатняцкому шансону,а то попса всем надоела и татарский фолк тоже.

  • Анонимно
    12.12.2016 14:54

    Эльвин грэй народ не поменял, тот же народ ходит на его концерты, полный аншлаг каждый раз. А вот на концерты Салавата чтоб людей собрать, применяют административный ресурс - главы районов обязывают бюджетников идти на концерт

  • Анонимно
    12.12.2016 15:21

    Салтый бабай уже не в моде,в 21 веке нужно слушать музыку 21 века,Элвина Грея и похожий электропоп.

  • Анонимно
    12.12.2016 22:59

    Некоторые артисты ради коммерции уже дошли до обращений к Аллаху в своих песнях прыгая на сцене, будучи одеты в обтягивающий женское тело костюм или открытым нарядом. Деньги-деньгами , но есть же святые вещи для каждого мусульманина.

  • Анонимно
    13.12.2016 04:17

    Вот заладили: минкультуры минкультуры минкультуры достали ей богу! у минкультуры что дел больше нет как татарской эстрадой заниматься? Это коммерция, а к этому минкультуры отношения не должен иметь. Музеи, театры, памятники, цирк, зоопарк, нац.политика, куча различных рюмежрегиональных и международных проектов и так далее - вот чем занимается Минкультуры и работает лишь с теми артистами, которых может себе позволить финансово, за которых не стыдно, которые покажут класс. Не занимается минкультуры только лишь прав.концертами. это лишь малюсенький частичка, песчинка

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль