Культура 
15.12.2016

«Австрийская публика такая, что музыканты, вспоминая о ней, поеживаются»

Александр Сладковский о большом европейском туре ГСО РТ, записи на канале Mezzo и видеопривете из Вены для Рустама Минниханова

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, вернувшись из Старого Света, уже готовится к серии московских выступлений на сцене Большого зала консерватории и концертного зала Чайковского. Перехватив Александра Сладковского на обратном пути в Казань, музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных в Москве расспросила его о поездке в Словакию — Австрию — Швейцарию — Германию и о том, как к «татарским симфоникам» отнеслась взыскательная венская публика.

.

«НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО КОНЦЕРТА, С КОТОРОГО ПУБЛИКА ПРОВОЖАЛА БЫ НАС СИДЯ»

— Александр Витальевич, самый первый вопрос о том, как вам европейский тур с точки зрения работы его организаторов — агентства IMG?

— У нас было 6 концертов и 2 выходных дня. Денис Мацуев пошутил, что такие льготные условия в гастрольных обстоятельствах бывают только у Берлинского филармонического оркестра. Надо отдать должное партнерам — международному агентству IMG: они очень профессионально подготовили и реализовали всю логистику, все стыковки, отели, концертные площадки. Оркестр вылетел в составе 90 человек. Перемещаясь по Австрии — Германии — Швейцарии на автобусах, ребята проделали порядка 2700 километров. Каждые два часа была остановка на перевалочном пункте с кафе или рестораном. Всю эту оргчасть IMG обеспечило на очень высоком уровне. Все было максимально продумано, включая репетиции и время их проведения на местах. Нам надо было только хорошо играть, что мы, собственно, и делали.

— Ясно, что сегодня вы уже выдохнули, а какими были ощущения, когда тур только начинался?

— Было волнительно, даже нервно. Поймите, при том, что мы были хорошо подготовлены, все-таки это был первый такой ответственный выезд в Европу. Начали в Братиславе 2 декабря. Играли в роскошном зале Братиславской филармонии. Старинный особняк рядом с оперным театром, в нем зал на 800 мест... Надо понимать, как бы мы ни были уверены, все равно пришлось немного побороться с ощущением, что первый раз выходишь на чужой земле на чужую сцену. В общем, поначалу потрясывало, чувствовалась некоторая скованность. Впрочем, второй рахманиновский Концерт для фортепиано с оркестром с Денисом [Мацуевым] за роялем звучал как надо.

Братиславская филармония Братиславская филармония

— Каким был маршрут от Братиславы?

— На следующий день был достаточно большой переезд: порядка 10 часов ехали на автобусах в Куфштайн. Это не очень далеко от Инсбрука, по сути это Тироль, одна из наиболее самобытных австрийских местностей. Там такой волшебный горный воздух! Ребятам было время и отдохнуть, и посмотреть достопримечательности. 4 декабря мы играли в Куфштайне, в так называемом Форум-центре. Зал — около тысячи человек: не самый красивый, но в нем просто шикарная акустика. И вот там тирольские товарищи, с удовольствием выслушав Первую симфонию Рахманинова и «Картинки с выставки» Мусоргского, устроили нам невероятно горячий прием.

— Бисы были?

— А как же! На бисах я поворачивался к публике и брал слово на немецком языке. Сперва объявлял «Пляску скоморохов» Чайковского, а потом говорил: «А сейчас мы вам сыграем Чайковского, правда, не Петра Ильича, а Александра Чайковского». И звучал «Стан Тамерлана». После этого все просто вскакивали с мест и устраивали овацию. Вообще-то, не было ни одного концерта, с которого публика провожала бы нас сидя.

.

«В ВЕНЕ РЕБЯТА СЫГРАЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ИДЕАЛЬНО»

— Но главной целью вашей поездки была все-таки Вена...

— Разумеется, Вена — «Музикферайн». Мекка музыкальной Европы и самое сердце европейского симфонизма. Не могу передать, что испытал, выйдя на сцену «Музикферайн». Там же пол такой... дубовый, который не перекладывался лет 200. Сам вид этого зала в священный трепет приводил музыкантов, и каких! Помните в фойе фотопортретную галерею людей, выступавших в «Музикферайн»? Это же живая история музыки!

И там мы, по сути, сыграли два концерта, потому что утром в 10 часов у нас была репетиция, после которой мы сделали запись для европейского канала классической музыки Mezzo (в феврале они пришлют нам мастертейп), ну а вечером был концерт. Играли Увертюру из «Руслана и Людмилы» Глинки, Второй фортепианный концерт Чайковского (солировал Денис Мацуев) и «Картинки с выставки». В Вене ребята сыграли практически идеально. И это была победа. Крепость взята. В конце нам рукоплескали с такой искренностью!..

Вена, «Музикферайн» Вена, «Музикферайн»

— ... При том что о венской публике ходят легенды — мол, самая взыскательная, капризная, разборчивая...

— Да не только венская, вообще австрийская публика такая, что некоторые музыканты, вспоминая о ней, поеживаются.

— Вы что-то похожее испытали?

— В Вене нет. А вот в Линце, где мы давали концерт как раз перед Веной, пожалуй. По сути, это город Брукнера, величайшего австрийского симфониста. В общем, место знаковое. Выступали мы там в Брукнерхаусе. И вот там был очень сложный зал. Не в смысле акустики, а именно психологически сложный. Например, если сравнивать Москву и Петербург, то вот в Петербурге завести публику сложно. Такое же чувство у меня возникло в отношении публики Вены и Линца. Честно говоря, я даже решил, что разблокировать восприятие наших слушателей в Линце не удастся. Они очень изысканные. Очень чопорные. Представьте, что эта публика столетиями подряд находится в самой гуще концертного процесса. У них слушание симфонической музыки в менталитете, в подкорке. Попробуйте-ка их удивить! И потом еще такой момент: мы же выступали в самый пик музыкального сезона. До нас в том же Брукнерхаусе играл ни много ни мало, а амстердамский Консертгебау с дирижером Семеном Бычковым. Даже чисто календарное соседство оркестра Татарстана со старейшим и знаменитейшим в Европе коллективом Консертгебау, который постоянно входит в топ лучших оркестров мира, это о чем-то говорит!

— А в результате?..

— В результате, как я уже сказал, не было ни одного концерта, с которого бы нас публика провожала, не поднявшись со своих мест. В Линце — тоже.

— В «Фейсбуке» увидела ваше с Мацуевым видеоприветствие президенту Татарстана со сцены венского «Музикферайн». Как это вы догадались?..

— Cпонтанно случилось. После записи для канала Mezzo Денис мне говорит: «Давай обратимся с приветствием». Вот и записали. Отправили. В тот же день президенту все было передано. Должен сказать, нам это было очень важно. Как и то, что в Вене на нашем концерте присутствовала помощник президента Лейла Ринатовна Фазлеева. Она специально прилетела, чтобы поддержать нас и засвидетельствовать успех, который действительно был. После «Стана Тамерлана» публика просто была сама не своя.

.

«ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА МЕРА ВЛОЖЕНИЙ ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАЛА ОТДАЧЕ»

— Как хорошо, что оркестр-то при новых инструментах!

— Еще бы! Новые инструменты и приобретались не для того, чтобы мы этим бравировали и рассказывали о потраченных деньгах. Качество инструментов автоматически означает качество оркестра. Невозможно варить суп из топора! Конечно, инструменты — главное, поскольку тон оркестровый зависит от их качества. То, что наш оркестр показал с точки зрения тембральности, красочности, убедительности, — все это не вызывало ни у публики, ни у специалистов ни малейших сомнений. Музыка — язык, который не требует перевода. И мы доказали, что мы этим языком владеем.

— Кто «мы» — Татарстан?

— И Татарстан тоже. Я испытывал большую гордость, потому что, если бы у нас не было колоссальной поддержки — и материальной, и моральной — со стороны руководства республики, если бы отсутствовало внимание к нам казанцев, не было бы и нас. Гордость на пустом месте не возникает, и я как руководитель ее испытал. Тот случай, когда, как говорится, мера вложений целиком и полностью соответствовала отдаче.

Базель, Швейцария Базель, Швейцария

Мне еще сложно осмыслить произошедшее: надо, чтобы время какое-то прошло, надо немного «остыть» от перегруженности впечатлениями. Мне сложно пока быть объективным. Скажу лишь, что когда ты общаешься с публикой, которая 200 лет без пауз живет в симфонической традиции, когда ты погружаешься в эту среду, ты понимаешь, насколько бесценно то, что удалось сделать. Оркестру необходимо было не просто соприкоснуться, а именно отработать в музыкально намоленной среде, в намоленном месте. Только в таких местах приходит ощущение того, что ты находишься на правильном пути.

— Так все и есть. Ну а после Вены?..

— После Вены мы переехали в Швейцарию, в Базель. Играли мы в Театре Базеля Третий концерт Рахманинова и «Картинки с выставки». Это был наш последний выход с Мацуевым, который далее полетел в Европу давать концерты в Чехии, Германии. А мы поехали в Карлсруэ. Там мы играли с пианисткой, которая не очень известна в России, зато очень популярна на Западе — ее зовут Валентина Лисица. Она превосходно исполнила Первый концерт Чайковского. Силовой «мужской» репертуар — вообще ее конек. У Валентины потрясающий рейтинг в YouТube. И она очень приятный человек. Уже после концерта, отмечая завершение турне, мы неожиданно выяснили, что ее муж — сын друзей моих родителей. Мир оказался еще теснее, чем я думал. От этого на душе было очень тепло.

.

«ЭТОТ ОПЫТ МЫ ПРОДОЛЖИМ В ФЕВРАЛЕ В ИСПАНИИ»

— Как раз хочу спросить: cами-то с вашей австрийской кровью (прадед Сладковского, австриец Весстнер, держал в Таганроге мастерскую изделий из слоновой кости — прим. ред.) как чувствовали себя в Австрии?

— Хороший вопрос. Потому что когда тебя переполняют чувства, ты же себя не обманешь. Когда приземлился в Вене, первая мысль была: как жаль, что мама не дожила. Когда я пошел по этой земле, почувствовал ностальгическую нотку, какую нигде не испытывал. Мистические ощущения себя в пространстве: ты чувствуешь себя органично, ты дома, тебя ничто не отвлекает. Может, я стал сентиментальным, но я это ощутил. И это придавало сил. Это вообще важно, когда ты понимаешь ментальность, знаешь язык, не испытываешь барьера.

Я оказался в Вене за два дня до прилета оркестра. Накануне концерта я целый день давал интервью венскому Radio Klassik, главному государственному телерадиоканалу ORF, далее в кафе «Музикфейрайн» разговаривали с музыкальным критиком, а потом у меня еще из Берлина брали телефонное интервью. Честно говоря, на ORF был один момент, когда меня стали «переводить» на политическую тему. К счастью, понимая и говоря по-немецки, мне удалось деликатно переключить беседу на музыку. Помогло как раз чувство «как дома».

— Хочется спросить ваше мнение об оркестре. Как он показался вам в режиме большого гастрольного тура?

— Ребята молодцы. Они были супермотивированы. Они понимали, что это для них колоссальный шанс. При том что все они были готовы настолько, насколько были готовы, многие вместо того, чтобы погулять, сидели и занимались. Во-вторых, все мы прекрасно понимали масштаб ситуации, в какой очутились, понимали, как важно было выступить именно по гамбургскому счету. И мы почувствовали себя по-настоящему игроками. Причем высшей лиги, а не какой-то дворовой команды. Шестой концерт, когда, казалось бы, музыканты имеют право устать, прошел без сучка и задоринки. Это искусственно не сделаешь. Это — результат слаженности. Мне как руководителю было важно, чтобы максимально были просчитаны все вопросы, связанные с удобством, чтобы люди при таком темпоритме могли на пике работать. Все так и получилось. И теперь этот опыт мы продолжим в феврале в Испании. И это будет продолжение.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.12.2016 11:43

Ребята, действительно "выстрелили" очень высоко - молодцы!

  • Анонимно
    15.12.2016 10:36

    Молодцы!

  • Анонимно
    15.12.2016 11:43

    Ребята, действительно "выстрелили" очень высоко - молодцы!

  • Анонимно
    15.12.2016 12:19

    Сладковский-большая умница!на такой уровень вывел оркестр! и как музыкант, и как менеджер- молодец! успехов оркестру!

  • Анонимно
    15.12.2016 12:55

    Я рада, что Правительство Татарстана вкладывает средства не только в спорт, но и в искусство. А оркестр у нас замечательный! Я не раз была на их концертах! Новых гастрольных туров и новых проектов ему! Браво!

  • Анонимно
    15.12.2016 14:39

    Здорово!Горжусь нашим оркестром во главе с Маэстро Сладковским!

  • Анонимно
    15.12.2016 14:42

    молодцы!!

  • Анонимно
    15.12.2016 15:52

    Сладковский - да, красавец! Но тут про ребят не надо забывать, это они играют, они выкладываются тоже, а про них часто забывают. Низкий поклон всем - музыкантам!

  • Fandas Safiullin
    15.12.2016 20:54

    Очень светлая новость, на фоне всего — разного всякого.
    Присоединяюсь к поздравлениям!
    Уважаемый Александр Витальевич, Вам и Вашему (то есть, нашему) оркестру достойного вашим успехам концертного зала в Казани желаю!

  • Анонимно
    16.12.2016 02:40

    Виват, Маэстро!!! Виват, Денис Мацуев!!! Да здравствует высокое искусство!!! Гордимся ВАМИ!!!

  • Анонимно
    16.12.2016 09:16

    Пора уже в Казани построить большой концертный зал. Существующий зал мал для такого оркестра и такого города. Оркестру тесно на сцене.

  • Анонимно
    16.12.2016 09:59

    Ура Оркестру, Музыкантам!!! Здоровья и сил на новые концерты!

  • Анонимно
    16.12.2016 10:52

    Молодцы ребята, браво Маэстро! Жаль только одно - ценителей такой музыки в Татарстане очень мало!

  • Анонимно
    16.12.2016 21:58

    Мы были на концерте в Вене!!! Это был настоящий ТРИУМФ!!!!! Спасибо за подаренное СЧАСТЬЕ!!!!!!

  • Анонимно
    17.12.2016 00:11

    Удачи оркестру!!! Молодцы! Браво!!!

  • Анонимно
    17.12.2016 09:40

    Мы тоже рады! Единственное что удивило это цены на билеты 1500 за билет. Столько стоят приезжающих иностранцы, инструменты которым мы не покупаем, не предоставляет им место для репетиций, которые платят здесь за аренду, за перелёт, гостиницу и трансфер. Конечно это не сравнить с футболистам и, на мой взгляд музыканты не хуже, стоимость футболистов явно завышена. Жаль но первый раз не иду на новогодний концерт.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль