Общество 
19.12.2016

Минтимер Шаймиев: «Такое ощущение, будто и не был 20 лет президентом республики!»

590 страниц из жизни госсоветника: разговор с Ельциным о Путине, мысли об отставке на юбилее Примакова и секрет карьеры Минниханова

Сегодня в Казани презентуют книгу о Минтимере Шаймиеве. Корреспондент «БИЗНЕС Online», изучив издание из серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», выбрала самые любопытные моменты. Шаймиев рассказывает, как Борис Ельцин, пообещав суверенитет, испугался, что РТ выйдет из России. Как Фикрят Табеев не поддержал референдума о статусе республики. И каким сигналом для Сакины Шаймиевой стал белый щенок.

Сегодня в Казанском кремле презентуют книгу о госсоветнике РТ Минтимере Шаймиеве. 590-страничный труд вышел в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается» издательства «Молодая гвардия»Фото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ХВАТИЛО ВЫДЕРЖКИ НЕ ПРОИЗНЕСТИ ПУБЛИЧНО СЛОВО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

Сегодня в Казанском кремле в 11:00 началась презентация книги о госсоветнике РТ Минтимере Шаймиеве. 590-страничный труд вышел в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается» издательства «Молодая гвардия». Авторами стали журналист Игорь Цыбульский и помощник Шаймиева Нурсюя Шайдуллина. Для Цыбульского биография первого президента РТ не стала первым опытом такого рода: его перу также принадлежат книги серии «ЖЗЛ» о Борисе Громове, Сергее Степашине, Николае Рыжкове и Лео Бокерии.

Впрочем, сегодняшнюю презентацию книги в Казани нельзя назвать первой. В закрытом формате биография Шаймиева была представлена узкому кругу лиц в полпредстве РТ в Москве еще две недели назад. А в продаже книга появилась только в конце прошлой недели, и то пока лишь в магазине при издательстве. Удивительно, но для столь объемного труда цена вполне демократичная — 297 рублей. Особенность книги в том, что повествования о вехах в жизни первого президента переплетаются с воспоминаниями тех, кто встречался ему. а также, что особенно важно, самого Минтимера Шариповича. Его рассказы, будь то детство в военные годы или встречи с Борисом Ельциным и Владимиром Путиным, пожалуй, самое ценное в книге. Многое было неизвестно общественности, а иные воспоминания отражают взгляд самого Шаймиева на разные события. Но не будем описывать детские годы Минтимера Шариповича и его становление (об этом читатель при желании сможет сам прочитать в книге), а перенесемся сразу в 1990-е годы, когда произошло много важных для Татарстана событий.

Летом 1990 года депутаты Верховного Совета ТАССР начали готовить текст Декларации о государственном суверенитете республики. Как пишут авторы книги, на тот момент уже был пример — Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которую Верховный Совет РСФСР принял 12 июня 1990 года в Москве. «Российская Федерация таким образом заявила о своих правах перед СССР, и в Татарстане посчитали, что время пришло и для них», — говорится в книге. Тем более татарстанских руководителей коробило то, что в Декларации РСФСР ничего не говорилось об особом статусе автономных республик в ее составе. Писатель, поэт Равиль Бухараев в своей книге «Татарстан: Мы можем!» отмечал, что на ход истории республики повлияло одно непроизнесенное слово — «независимость». «Если бы он [Шаймиев], поддавшись стихийному порыву, произнес это слово хотя бы однажды, оно превратилось бы в лозунг, что, в свою очередь, привело бы к неминуемому общероссийскому братоубийственному кровопролитию, которое началось бы в самой республике, где многие русские ее граждане с опаской относились к намерениям республиканского руководства на старте ее политических и рыночных преобразований», — пишет Бухараев.

Сам Шаймиев это подтверждает: «Считаю очень важным, что у меня хватило выдержки нигде и ни разу в этот период не произнести публично слово „независимость“. Я так и не высказывал вслух того, чего жаждала от меня бушующая и с каждым днем все более агрессивно настроенная толпа. Можно себе представить, что бы произошло, если бы я, поддавшись эмоциям, обронил это „заветное“ слово. Ведь в массовом сознании это означало одно: независимость Татарстана от России, от СССР...»

И если у Шаймиева была возможность для маневра, то у Бориса Ельцина, приехавшего в республику в начале августа 1990 года, ее не было. Именно тогда он, будучи в статусе председателя Верховного Совета РСФСР, бросил фразу «Берите суверенитета столько, сколько проглотите!» Как говорит в книге Шаймиев, те слова были не пустыми, они поддержали людей, укрепили в них надежду. «После знаменитых слов Ельцина меня начали обвинять: почему человек из Москвы открыто ратует за нашу свободу, суверенитет, а ты осторожничаешь? — вспоминает госсоветник РТ. — Но это, я считаю, было нормальным развитием событий. Борису Ельцину своим знаменитым заявлением удалось сделать практически невозможное — выпустить пар из перегретых политическими страстями людей, не позволить дойти до критической точки. Агрессивность митингующих после этого несколько спала».

Авторами стали журналист Игорь Цыбульский и помощник Шаймиева Нурсюя Шайдуллина Фото: «БИЗНЕС Online»

Тогда же состоялась встреча Ельцина в союзе писателей Татарстана с самыми активными сторонниками независимости, радикалами. Например, Фаузия Байрамова со своими сторонниками из партии «Иттифак», вспоминает Шаймиев, напала на Бориса Николаевича с обвинениями, упреками и угрозами. Ельцин пытался что-то ответить, но его слова ничего не изменили. Уже после встречи на улице митингующие толпы устремились к нему, тогда Ельцин внезапно запрыгнул в проезжавший тут же трамвай и уехал. Шаймиев и его соратники нашли председателя Верховного Совета РСФСР на конечной остановке, оттуда его забрали и поехали на другие встречи, где от Ельцина продолжали чего-то требовать. Уже вечером, когда собрались за столом, Шаймиев заметил, что Борис Николаевич сидит с тяжелой душой. «Минтимер, — так Борис Николаевич обращался тогда ко мне, — я тут суверенитета людям наобещал, и что же теперь будем делать? Татарстан же не выйдет из России?» — рассказывает Минтимер Шарипович. Тогда он поддержал Ельцина, сказав, что тот иначе не мог с людьми разговаривать, а выход теперь один — писать договор Татарстана с Россией. Борис Николаевич предложение одобрил: «Так тому и быть!»

И вот 30 августа 1990 года Декларация о государственном суверенитете Татарстана была принята Верховным Советом республики. «Над текстом работали месяц, и весьма напряженно. Главная беда — он был слишком большой и никак не хотел ужиматься. Начали вообще с четырех страниц... В конце концов я рассказал разработчикам, что видел сон: стою на трибуне, в руках текст Декларации, но это всего одна страничка. Одна!.. Мой намек поняли», — говорит Шаймиев. Он добавляет, что суверенитет был нужен для того, чтобы на равных сесть с российским и союзным правительством за общий стол и решать вместе проблемы. «На равных, а не так, что один за столом хозяин, другой — проситель. Роль последнего нам изрядно приелась. С их высот нужды простых татарстанцев были совсем не видны», — вспомнает первый президент РТ.

Еще одна важная веха в истории того времени — то, как Шаймиев, уже будучи избранным первым президентом РТ, добился права подписывать Союзный договор на равных. То есть не в составе РСФСР, а как отдельная республика. Если бы тогда не удалось добиться такого права, то Татарстан «снова бы стоял с протянутой рукой», уверен Шаймиев. «Наше стремление стать субъектом Союза, а не РСФСР, шло вовсе не из-за нелюбви к России, а потому что, как ни странно, Россия, которая стала катализатором союзного обновления, сама обновляться совсем не желала», — вспоминает он. По его словам, с Россией должен был быть особенный договор. Так, Татарстан не собирался учреждать свою армию, вводить свою денежную единицу, таможенную службу и обносить свои границы колючей проволокой. Он лишь собирался эти полномочия передать Союзу, а то, что надо для реализации своих полномочий, оставить у себя.

К 17 июня был готов проект Договора о Союзе суверенных государств (ССГ). На последней встрече в Ново-Огареве Шаймиев еще раз подтвердил желание подписать документ самостоятельно. Уже и дата была намечена — 20 августа. Однако все перевернулось днем ранее. Шаймиев договаривался встретиться с Ельциным и еще раз обсудить все моменты накануне — в 16 часов 19 августа. Тогда же в Москву на встречу с Борисом Николаевичем прибыли главы других автономных республик. «Рано утром только разместился в номере „Президент-отеля“, бреюсь, и тут — звонок. Председатель Верховного Совета Башкортостана Рахимов на проводе, он тоже приехал в Москву: „Ты знаешь, что в стране происходит?“ Я не знал, — рассказывает Шаймиев. — Включил по совету Рахимова телевизор. Из окна „Президент-отеля“ увидел, как по улице движется военная техника. А потом услышал дикторов. ГКЧП, говорят. Что еще за наваждение?» Минтимер Шарипович бросился звонить Ельцину, но дежурный сообщил, что тот на даче в Архангельском. Ответил Геннадий Бурбулис, который заявил, что ни о какой встрече уже и речи быть не может. А еще спросил, что Шаймиев думает по поводу заявления ГКЧП. «Слышал, — говорю, — но ничего определенного пока сказать не могу», — ответил первый президент РТ. На это Бурбулис посоветовал поехать в Кремль и передать остальным главам республик, что Ельцин с ними не встретится. «А как насчет нашего заявления с осуждением ГКЧП — присоединяешься?» — уточнил Бурбулис. Шаймиев ответил: «Но я же не знаю, о чем там пишется. Мне поэтому трудно судить... Хорошо бы сначала прочитать заявление...»

«После знаменитых слов Ельцина меня начали обвинять: почему человек из Москвы открыто ратует за нашу свободу, суверенитет, а ты осторожничаешь?» «После знаменитых слов Ельцина меня начали обвинять: почему человек из Москвы открыто ратует за нашу свободу, суверенитет, а ты осторожничаешь?» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

В 11 утра Шаймиев и главы других республик встретились в Кремле, где размещался Верховный Совет СССР. Поскольку никто не понимал, что происходит, решили пойти к председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову, который, как оказалось, тоже не знал, «что творится в стране». Звонили премьер-министру СССР Валентину Павлову, но и того не оказалось на месте. Тогда решили обратиться к исполняющему обязанности президента СССР Геннадию Янаеву. Ничего от него добиться не удалось, Янаев только советовал прочитать обращение ГКЧП к народу в газете «Правда» и отправляться к себе домой. Руководители республик ушли из Кремля ни с чем. Зато Янаев заявил прессе, что получил поддержку от всех республик.

К вечеру 19 августа Шаймиев вернулся в Казань, опасаясь, что от каждого неосторожного слова в республике могут произойти непредвиденные события. Решил обратиться к народу. «Потом меня стали обвинять, что обращение получилось гэкачепистским. Я считаю, что в такой ситуации каждый видел в этом обращении то, что хотел увидеть, — рассуждает Шаймиев. — Да, в тексте была ссылка на постановление ГКЧП, где говорилось о ситуации в стране. Но если ситуация была именно такой, что же делать?»

Как известно, 22 августа авантюра ГКЧП провалилась, было объявлено о роспуске КПСС, а Ельцин и вовсе запретил деятельность партии на территории России. При этом Шаймиева и других глав республик обвинили в поддержке ГКЧП и устроили травлю. Как пишут авторы книги, за всем этим стояли Александр Руцкой и Руслан Хасбулатов. Последний даже неосторожно высказался, что российские власти «не остановятся перед роспуском парламентов, поддержавших ГКЧП, будь то Чечня или Татарстан». В народе говорили, что Москва готова отдать приказ об аресте Шаймиева, а приехавший тогда госсоветник РСФСР Сергей Шахрай отправлен в республику на разведку. «19 августа 1991 года все лидеры наших республик, включая Татарстан, сидели в кабинете у „и. о. президента СССР“ Янаева. Но оснований расценивать эту „временную политическую слабость“ как какую-то реальную поддержку ГКЧП ни у кого желания не было — ни у Ельцина, ни у его команды. Это просто факт», — сказал авторам книги Шахрай.

А в декабре 1991 года не стало и Советского Союза — Беловежские соглашения прекратили его существование. Шаймиев считает, что обновленный Союз, но уже без прибалтийских стран сохранить можно было, если бы был подписан Союзный договор. «У Горбачева были все возможности не допустить развала СССР, создать Союз суверенных государств с разумным разграничением полномочий, как это предлагалось. Ради сохранения старого Союза инициаторы путча в августе 1991 года разрушили будущий обновленный Союз», — полагает Минтимер Шарипович. Он уверен, что ключевую роль в развале СССР сыграло несовершенство госустройства страны и бесправие союзных и автономных республик. А вот дать однозначную оценку деятельности Горбачева Шаймиев не решается, полагая, что, решившись на реформы, «власть сама себе подписывала приговор». Однако сидеть сложа руки Горбачев тоже не мог. «Если бы не решился последний в истории КПСС генсек на перестройку, а наоборот, потуже бы затянул гайки, то сценарий событий мог быть совсем иным. Весь вопрос: когда бы это случилось? — рассуждает Шаймиев и добавляет. — Он [Горбачев] взвалил на себя непосильный груз: и при этом все тянул сам, решил, что сможет объять необъятное. И это тоже в его характере».

В конце декабря 1991 года Ельцин заявил, что все автономные республики остаются в составе России, а с Татарстаном будет заключен отдельный договор. При этом еще раньше, осенью, в Казани побывала советник президента РСФСР по национальным вопросам Галина Старовойтова и, увидев митинги, заявила, что для становления республик необходимы три условия: существование в истории своей государственности, преобладание республикообразующей нации и референдум. Так в Татарстане решили спросить народ о том, согласен ли он, что РТ — суверенное государство, субъект международного права, строящий свои отношения с РФ и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров. Естественно, в Москве стремились всеми силами не допустить проведения референдума. Шаймиев рассказывает, что его пригласили в столицу Шахрай и Хасбулатов, они замыслили уговорить в то время президента РТ отказаться от намеченных планов. «В столицу я отправился на фирменном скором поезде „Татарстан“. Прибыли точно по расписанию. Стал выходить из купе и вдруг аж растерялся от неожиданности: у двери вагона меня встречает сам Фикрят Ахмеджанович Табеев. Авторитет для меня очень большой! Он — человек дипломатичный. Поэтому прямо он мне ничего не сказал, но я все в общем-то сразу понял: Московский Кремль пустил „тяжелую артиллерию“», — вспоминает Минтимер Шарипович.

Уже в Кремле Шахрай и Хасбулатов просили отменить референдум. Шаймиев стоял на своем и даже заявил, что если люди не поддержат, то „уйдет без звука“. «Сейчас я допускаю мысль, что референдум тогда действительно нужно было проводить, — признается Шахрай спустя годы. — И Минтимер Шарипович не мог отказаться от этого решения. Если бы он согласился с давлением Москвы и отступил, то перестал бы быть лидером в республике». Сам Шаймиев сознается, что Табеев и Гумер Усманов не поддержали это решение, поскольку, по его мнению, «долго работали в период партийной централизации». Отпечаток того периода им не позволял так радикально и смело ставить вопросы. Тем более когда речь шла о референдуме по статусу республики. В то время мы как никогда нуждались в их человеческом понимании, товарищеской поддержке. Но бывшие руководители республики тогда промолчали», — добавляет госсоветник РТ.

Как уже все знают, референдум состоялся, а следом началась работа над Конституцией РТ. И, наконец, 15 февраля 1994 года Ельцин и Шаймиев подписали Договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти РТ». «Будь моя воля, я бы на месте соединения рек Камы и Волги поставил бы памятник Ельцину и Шаймиеву, — говорит Шахрай. — Может быть, когда-нибудь так и произойдет, потому что если бы эти два человека не проявили мудрость и не подписали договор, то Россия бы „посыпалась“ по балканскому сценарию. Татарстан — это не Кавказ, это уже Волга, середина России».

. Новый договор между РФ и РТ был заключен в 2007 году, его подписывал уже Путин
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ПУТИН СТРЕМИТСЯ ВОССТАНОВИТЬ БЫЛУЮ МОЩЬ, ВЕСЬ АВТОРИТЕТ БЫВШЕГО СОЮЗА»

А теперь перенесемся в 1999 год, когда Шаймиев впервые обстоятельно познакомился с Владимиром Путиным. Тот тогда еще руководил ФСБ и приехал в Казань, чтобы сменить главу управления в республике. После официальной части поехали на природу, туда, где сливаются Кама и Волга. «Прежде мы друг друга близко не знали, но бывает, что люди быстро сходятся по характеру, по общности взглядов — мне показалось, что это был именно тот случай», — вспоминает Шаймиев. Обсуждали обстановку в стране и то, как она будет развиваться дальше. Госсоветник РТ считает, что «у Владимира Владимировича было свое видение обстановки в стране». «Как мне тогда показалось, а интуиция меня обычно не подводит, между нами с первой встречи сложились доверительные, деловые отношения», — рассказывает Шаймиев. Подтверждением тому он считает случай в аэропорту, когда на прощание Шаймиев подарил Путину командирские часы Чистопольского завода, а тот в ответ в подарок снял с руки свои. «Так что я стал обладателем часов с руки нынешнего президента России», — вспоминает Минтимер Шарипович.

А далее рассказывает любопытный эпизод, который случился на даче Ельцина уже после первой встречи с Путиным. «В конце разговора он [Ельцин] вдруг спросил меня о Владимире Путине. Я совершенно искренне ответил: «Борис Николаевич, я его прежде не знал близко, но вот он приезжал к нам по такому-то случаю, мы посидели на природе...» Дальше дословно так: «Он мне показался цельным и искренним человеком». На это Ельцин ответил: «Мне он тоже таким кажется». Как утверждает Шаймиев, его мнение было первым президентом России доведено до преемника.

В следующий раз Путин появился в Татарстане 21 марта 2000 года, когда уже исполнял обязанности президента страны. Тогда будущему избранному главе государства показали ветхое жилье республики, познакомили со строительством первой станции казанского метрополитена, а также обсудили будущее празднование 1000-летия Казани в 2005 году. Тогда же Путин прогулялся по улице Баумана, съездил в Набережные Челны на завод КАМАЗа. Однако, несмотря на такую насыщенную программу визита, как утверждают авторы книги, многие в республике ждали, что скажет Путин по поводу договора между Россией и Татарстаном. Опасались, что как человек решительный вполне может наложить на него вето. «Как, — спрашивает он меня, — Минтимер Шарипович, будем жить дальше? Мы же одно государство. Вот я готовлюсь брать на себя такое наследие, такую ответственность, ведь Борис Николаевич, уходя, предложил мою кандидатуру. Надо нам, — говорит, — укреплять страну, Татарстану необходимо войти в единое финансово-правовое поле», — пересказывает Шаймиев разговор с Путиным. По его словам, он доложил, что в 1994 году был подписан договор о разграничении полномочий, но с этого момента республика не получала поддержки федерального центра. В конце концов Шаймиев предложил Путину принять программу социально-экономического развития Татарстана на 2000 - 2006 годы и подробно указать, какие федеральные программы центр берет на себя. Республика за это обязуется «отчислять все налоги аккуратно, как и положено».

Тогдашний министр финансов Алексей Кудрин описывает ситуацию так: «Я предложил Минтимеру Шариповичу подписать соглашение, которое предусматривало в обмен на отмену льгот выделение из федерального бюджета средств на специальную программу развития Татарстана в течение трех лет. Эта программа позволяла плавно, с использованием переходного периода уменьшить льготную поддержку республики и дать Татарстану возможность начать жить и работать уже на общероссийских условиях».

Новый договор между РФ и РТ был заключен в 2007 году, его подписывал уже Путин. По словам Шаймиева, разговаривали на эту тему с президентом РФ много раз, не один аргумент был приведен в пользу договора. Так что Путину оставалось только согласиться.

Шаймиев уверен, что стране повезло с таким президентом, как Путин. «Самое ценное качество, которым далеко не все руководители обладают, он — человечный, — рассуждает Минтимер Шарипович. — И это великолепное качество для руководителя... Еще одна важная черта, которая характеризует этого человека и руководителя. В ходе укрепления государственности Владимиру Путину на международной арене приходится идти и на неординарные шаги. Это происходит потому, что он отстаивает Россию как достойное, уважающее себя государство, но ей не всегда еще хватает для этого мощи и влияния после распада Советского Союза. Путин стремится восстановить былую мощь, весь авторитет бывшего Союза теперь практически в лице одной РФ. Такое стремление целиком завладело им, преобладает в его личности, многое определяет в его конкретной деятельности по наращиванию экономической и иной мощи. И как бы мы ни осторожничали иной раз в демонстрировании таких проявлений, в конечном счете они себя оправдывают».

. «В январе 2009 года ему на день рождения преподнесли щенка, белую лайку, который ему очень понравился. Вижу, что он оставил его на даче, где мы живем, попросил соорудить для него место, сделать вольер»
Фото: из книги «В тени Минтимера»

БЕЛЫЙ ЩЕНОК СТАЛ ДЛЯ САКИНЫ ШАЙМИЕВОЙ СИГНАЛОМ, ЧТО МУЖ РЕШИЛ ОСТАВИТЬ ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА

...В конце марта 2010 года истекал четвертый срок Шаймиева на посту президента РТ. Однако еще в ноябре 2009 года на юбилее Евгения Примакова Минтимер Шарипович оказался за одним столом с Владимиром Путиным. Именно тогда Шаймиев впервые рассказал главе государства о том, что этот срок для него был последним. «Мы еще посмотрим, Минтимер Шарипович, вы пока не торопитесь принять окончательное решение», — отреагировал тогда Путин. Как утверждают авторы книги, окончательное решение Шаймиевым уже было принято.

О нем, судя по всему, не знали даже самые близкие Минтимера Шаймиева — может, лишь догадывались. Например, его жена Сакина рассказывает, что для нее сигналом того, что муж решил уйти с поста президента РТ, стал белый щенок. «Дело в том, что он всегда хотел завести собаку, — рассказывает она, — ему несколько раз дарили щенков, но он, как человек крайне ответственный, всегда передавал их в хорошие руки, считая, что к живым существам надо относиться по-человечески, уделять должное внимание. А он, будучи во главе республики, позволить себе этого не может... И вот в январе 2009 года ему на день рождения преподнесли щенка, белую лайку, который ему очень понравился. Вижу, что он оставил его на даче, где мы живем, попросил соорудить для него место, сделать вольер. Тут уж я почувствовала, что будут перемены».

Об этих кардинальных изменениях широкой общественности стало известно только 22 января 2010 года, когда по всем СМИ разлетелось сообщение о том, что на встрече с тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым Шаймиев попросил не рассматривать его кандидатуру на пост президента РТ на следующий срок. А уже 27 января Медведев внес на рассмотрение парламента РТ поддержанную Шаймиевым кандидатуру Рустама Минниханова. И вот тут любопытный момент: почему именно Рустам Нургалиевич? На этот вопрос госсоветник РТ в книге так и не отвечает прямо, хотя рассказывает, что было пять претендентов на пост: Минниханов, Фарид Мухаметшин, Ильдар Халиков, Ильсур Метшин и Марат Ахметов. Авторы книги указывают, что тут без магии чисел не обошлось. Оказалось, что почти все претенденты связаны с цифрой 7, которую всегда связывали с везением. Так, сам Шаймиев родился в 1937 году, Мухаметшин — десятилетие спустя — в 1947-м, Минниханов — в 1957 году, а Халиков — в 1967-м. В общем, эстафета поколений татарстанской элиты.

Но несмотря на это, как мы уже знаем, президентом РТ стал Минниханов, а для Шаймиева создали новую должность госсоветника РТ. Сам Минтимер Шарипович рассказывает, что уходить собирался пятью годами ранее, когда выборы глав регионов заменили назначением сверху. «У меня была тогда четкая мотивация для ухода, я ведь все время избирался», — отмечает экс-президент РТ. Но в первый раз Путин отговорил Шаймиева от этого шага, попросил остаться еще на один срок, на что тот согласился «не без раздумий и внутренних колебаний».

Во второй раз Шаймиев был непреклонен. Он рассказывает, что после того, как объявил о своем уходе, замглавы администрации президента Владислав Сурков посоветовал из политики не уходить, а продолжать заниматься стратегией федеративного развития. «Мне предлагали остаться членом в Госсовете России или в Совете Федерации. Я с благодарностью отказался. Тогда Сурков попросил о том, чтобы я этими вопросами занимался, оставаясь в республике. Обсуждали, в какой роли. Он предлагал учредить должность госсекретаря. Я с ходу среагировал, что это очень громко. В конечном итоге сошлись на государственном советнике», — вспоминает Минтимер Шарипович. И вот уже в марте 2010 года Госсоветом РТ был принят соответствующий закон.

Сейчас, как и тогда, некоторые строят порой конспирологические версии причин, побудивших Шаймиева оставить пост президента РТ. В книге Минтимер Шарипович поясняет любопытствующим, что главной причиной стал возраст, на тот момент ему уже было 73 года. «Если бы не возраст, вопрос об уходе, скажу честно, вообще бы не возник», — признается Шаймиев.

Как мы уже отметили, госсоветник РТ все-таки не говорит, почему из всей пятерки кандидатов предпочел Минниханова. Однако раскрывает некоторые интересные подробности, например, о том, как же Рустам Нургалиевич без финансового образования стал министром финансов. Сам Минниханов вспоминает, что познакомился с Минтимером Шариповичем еще в детстве, поскольку тот дружил с его отцом. Оказалось, что именно пример Шаймиева подвиг Минниханова поступать в сельскохозяйственный институт на факультет механизации, который когда-то окончил сам экс-президент РТ. «Меня никто не уговаривал, не убеждал, что нужно стать инженером-механиком. Просто у меня перед глазами как пример был Шаймиев, и мне хотелось быть таким же, как он. Так что я даже не раздумывал, куда поступать», — рассказывает Минниханов.

Уже потом, когда Рустам Нургалиевич работал председателем Арского райисполкома, Шаймиев предложил ему возглавить Высокогорский район, а спустя три года, в 1996-м, внезапно позвал на пост министра финансов. «Когда, по его мнению, пришло время, забрал меня в свою команду», — отмечает Минниханов.

«Я как-то был у него в Высокогорском районе, и он мне все время говорил, что минфин не так работает, вопросы неправильно решают, — вспоминает Шаймиев. — Я это выслушал и уехал. Во второй раз приехал, и он мне опять то же самое говорит. После этого я сказал: ты столько критиковал минфин, что я, пожалуй, предложу твою кандидатуру на должность министра. Твои замечания я обдумал, действительно, многое из этого имеет место быть». Как говорит Минтимер Шарипович, команда Минниханова «быстро навела порядок», чтобы налоги на сторону не уходили. Так что потом при выборе премьер-министра у Шаймиева сомнений уже не было. Хотя далеко не все в Госсовете РТ поддерживали кандидатуру Минниханова, сомневались. «Для меня важно лишь то, как человек себя проявил в сфере интересов республики. Так вот, Минниханов, как знающий, волевой руководитель, быстро собрал команду профессионалов-экономистов, менеджеров. А у кого еще из прежних премьер-министров она была?» — говорит Шаймиев.

. Когда Путин поддержал идею восстановления памятников, Шаймиев предложил финансировать проект на паритетной основе
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ВЗЯТЬСЯ ЗА БОЛГАР И СВИЯЖСК, НО НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ»

«Вам нравится Казанский кремль?» — спросил Шаймиев Путина после того, как заявил о своем решении оставить пост президента. Естественно, Владимир Владимирович ответил утвердительно. Так Шаймиев подобрался к главной теме — чем он займется после своего президентства. Он предложил перенести «образ толерантности и согласия» на древние Болгар и Свияжск. «Мало где встречается такое удачное сочетание на перепутье туристических маршрутов. Они всегда были объектами федерального значения, но для их поддержки выделяется по 15 - 20 миллионов рублей в год, этого не хватает даже на то, чтобы приостановить их постепенное разрушение», — обрисовал ситуацию Минтимер Шарипович. Путин поддержал идею восстановления памятников. Тогда Шаймиев, видимо, заранее готовый к такому ходу событий, предоставил все выкладки — предложил финансировать проект на паритетной основе, то есть 50 на 50 от федерального и республиканского бюджетов, а остальное — пожертвования благотворителей. Напомним, что в бюджете на ближайшую трехлетку есть отдельная строка «Культурное наследие острова-града Свияжск и древнего Болгара». На эти цели предусмотрено по 400 млн. рублей из федеральной казны ежегодно.

Фонд «Возрождение», главной целью которого как раз является восстановление Свияжска и Болгара, был учрежден указом президента РТ Минтимера Шаймиева в феврале 2010 года. Этому отрезку деятельности госсоветника РТ в книге посвящена отдельная глава, названная именем фонда. В ней Шаймиев рассказывает о важности восстановления этих памятников, о своей любви к истории, а также приведена хронология того, что было сделано в Свияжске и Болгаре за последние 6 лет. Начинается все с заметки о том, как 4 марта 2010 года Шаймиев совершил первую поездку в Свияжск, чтобы оценить предстоящий масштаб работ, а завершается датой 20 июля, когда на остров-град прибыл патриарх Кирилл.

«Каждое утро мой рабочий день начинается с просмотра информации о вкладах на счет республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ. Каждый вносит столько, сколько может, и это говорит о доверии нашему проекту», — рассказывает Шаймиев.

В качестве примера он приводит тот факт, что когда объявили о строительстве мечети в Болгаре, откликнулись люди из разных регионов страны. Первым был, по словам госсоветника РТ, бизнесмен Алишер Усманов. Следом свое письмо прислал украинский предприниматель Ринат Ахметов, потом выразил желание помочь генсек организации исламского сотрудничества Экмелледин Ихсаногу, а также тогдашний глава «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и сотни других благотворителей со всей страны.

Но мы остановимся на первом имени — Алишере Усманове, поскольку в книге сам бизнесмен рассказывает, чем же приглянулся ему проект Белой мечети: «Ему [Минтимеру Шаймиеву] не пришлось меня долго уговаривать: я был благодарен судьбе, что дала мне возможность выполнить свой духовный долг. Я попросил его только учесть мое мнение при проектировании Белой мечети — мне очень хотелось, чтобы она соответствовала моему представлению о масштабе и значению этой святыни, а также я попросил разрешения быть единственным участником строительства мечети. Дело в том, что у меня уже давно была мечта построить мечеть, но все проекты, которые я рассматривал до этого, не отвечали моим критериям уместности, духовного значения для меня как мусульманина и человека». Напомним, ранее в СМИ фигурировали суммы от 250 до 650 млн. рублей, которые Усманов пожертвовал на строительство мечети. А недавно, как писал «БИЗНЕС Online», бизнесмен выделил порядка 500 млн. рублей для строительства Болгарской академии.

Теперь, когда работы в Болгаре и Свияжске почти завершены, именно на строительстве академии, а также воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери намерен сосредоточить свои усилия Шаймиев и его фонд «Возрождение».

«Всегда хотелось взяться за Болгар и Свияжск, но не получалось, — говорит Шаймиев. — Мне могли задать вполне резонный вопрос, я и сам спрашиваю себя: „Почему же ты, Шаймиев, столько лет работал президентом Татарстана и этим не занимался?“ Объективно это было невозможно. Республике надо было выжить в условиях коренного преобразования общества с изменением формы собственности — фактически революции... А сейчас, скажу так, и общество созрело, и я созрел».

Минтимер Шарипович признается, что, занимаясь возрождением памятников, открыл для себя новый мир, стал одержим этим проектом. «И вдруг понял, что, возможно, именно к этим делам я и шел все эти годы... Я вам должен сказать, что при желании, оказывается, можно настолько вникнуть во все исследовательские, проектные, ремонтно-строительные и самые тонкие, реставрационные детали. Такое ощущение, будто и не был 20 лет президентом республики! К слову, и благодарностей слышу сейчас больше, чем когда-либо...» — заключает Шаймиев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (323) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.12.2016 11:48

про сыновей, завсегдатаев списков ФОрбс, там есть упоминание?

  • Анонимно
    19.12.2016 11:27

    с интересом будем читать.

  • Анонимно
    19.12.2016 11:31

    Сущий Ата-татар!

  • Анонимно
    19.12.2016 11:32

    пролог: жизнь удалась!

    • Анонимно
      19.12.2016 12:40

      да удащща была лицом и так удащщно получилась эксплуатация нациков и и удащщного суверенитета ..... но удащща она ведь дама капризная .... может и кут показать.....

      удащщливые фигуранты списка форбс пусть не забывают что ихнего нет ничего .....

      • Анонимно
        19.12.2016 13:10

        Хватит уже коверкать словами. Как мантру повторяете одно и тоже коверкание. Самому то уже не надоело!!!!! Таких исторических личностей как Шаймиев в 21 веке сравнить можно с очень редкими людьми, типа Дэн Сяопин, Ли Куан Ю и в этот ряд смело можно ставить и Минтимира Шариповича.

        • Анонимно
          19.12.2016 14:22

          Народ сам понимает в каком ряду кто стоит

        • Анонимно
          19.12.2016 14:34

          У вас, что, мания чужого величия что ли или сарказм? В первом случае-вам не помочь, во втором-я с вами согласен.

          • Анонимно
            19.12.2016 16:08

            Если мы гордимся полководцем Суворовым за его блестящий переход через Альпы, то почему мы не должны гордиться такой , не менее знаменитой, а может и более, личностью как Шаймиев. И при чем здесь мания чужого величия.
            И второе, хочу огорчить вас - нет, не сарказм. Реальная констатация.

            • О-о-о, да! Суворова рядом и на уровне с Шаймиевым "рядом не стояло". Кто Суворов и КТО Шаймиев!

              • Анонимно
                19.12.2016 17:21

                А сколько полегло простых русских солдат во время перехода Суворова через Альпы на чужбине ? Думаете, родственники тех солдат также " восхищались" Суворовым, так .как сейчас им восхищаются русские?

                • Анонимно
                  20.12.2016 08:36

                  согласен, что любое великое начинание требует жертв и, к сожалению, исторически сложилось так, что величина деяния прямо пропорциональна тем жертвам, которые были принесены на алтарь. Но надо иметь ввиду, на что были направлены те или иные жертвы. Суворов в семьдесят с лишним лет шел через Альпы вместе со своими солдатами, терпя холод, боль и лишения. Он шел ради служения отчизне. А Шаймиев все делал для личного обогащения, да и лишений ни каких особо не терпел - жил в свое удовольствие. Коммунисты -одобрямс, перестройка - одобрямс, ГКЧП - одобрямс, подавление ГКЧП -одобрямс, демократы - одобрямс, едро - одобрямс. Человек у которого нет принципов - самый низкий человек. А вы говорите, Суворов!

                  • Анонимно
                    20.12.2016 16:01

                    Суворов шел через Альпы, жертвуя русскими солдатами, по хотению императора, ради интересов чужих государств. России и русским в частности от этой победы не было никакой пользы и выгоды. И не над тут про "служение Отчизне" заливать. Простым солдатам это было ненужно. Их просто послали погибать в чужую страну от холода и голода по пути туда.
                    А вы хотели бы, чтобы в Татарстане обогатились условные Абрамовичи, а не Шаймиев? Я вообще против прихватизации. Но я понимаю, что после либерального переворота, обогащение татарина в Татарстане, это меньшее из зол. Тем более , если вы не татарин, то вам не понять того то, что сделал Шаймиев для татар. Шаймиев татарларны кутэрде. И за одно это он достоин уважения. От татар это точно. Так что не вам судить его. Вряд ли вы в своей жизни сделали что-нибудь достойное, но почему-то считаете себя вправе судить человека дела.

                  • Анонимно
                    21.12.2016 18:13

                    Не буду возвращаться к Суворову, но хочу напомнить, то, что сделал Шаймиев для республики, не сделал ни один губернатор в 90- е годы и начало нулевых.
                    То, что вы перечислили, возможно факт имеет быть. Но я смотрю более глубже, когда не вижу трущоб, вижу как во всех сельских домах горит газ, когда добираюсь на метро из одного конца города в другой за 15 минут (раньше 1, 5 часа) взвешиваю это , сравниваю и понимаю, будь другой тогда, мы так и жили бы в этих трущобах, ездили в переполненном транспорте и топили бы дровввами дома.

              • Анонимно
                19.12.2016 17:26

                Шаймиев реформатор, практически он провел трансформацию всей республики, его уклада, социально=экономического обновления, изменил психологию населения, у людей появилось чувство собственного достоинства, которое начало утрачиваться. Суворов не менее важная фигура, кто выше или ниже рассудит история лет так через 35-40. Я даже считаю, что он при жизни заслуживает памятника в центре Казани на месте Ленина или Мулланура Вахитова.

                • О-о-о, да! В "эпоху Шаймиева" татары так научились чморить самих же татар. Арские и Высокогорские до сих пор Вамин забыть не могут.

                • Анонимно
                  19.12.2016 18:53

                  Уважаю Шаймиева за его мудрость, выдержку, а критиковать мы все мастеры надо побыть в его шкуре.

                • Анонимно
                  21.12.2016 11:09

                  вы уж определитесь в понятиях. Он реформатор или трансформатор? По мне, так он обычный аккумулятор.

                  • Анонимно
                    21.12.2016 18:14

                    Если факты для вас не аргумент, то, извините, кроме как обычный троль вас назвать более нельзя.

        • Random
          19.12.2016 14:43

          В Ваших высказываниях прослеживается явный след сотрудника аппарата...
          А заодно, рекомендую почитать и про других политических деятелях, а не только о тех, которых "модно" в ваших кругах и на которых указывает пальчиком руководство!

          • Анонимно
            19.12.2016 16:11

            Ошиблись, никакой я не сотрудник аппарата, а обыкновенный обыватель, но более трезво оценивающий нынешнею реальность, без присутствия какой-либо левизны.
            Я даже не думал, что среди читающих БО так много людей, придерживающих левых взглядов.

      • Анонимно
        19.12.2016 13:40

        КАЛАМОЙКА ПРИМЕР)))))))))))))))))))

      • Анонимно
        19.12.2016 14:18

        Эк тебя плющщщщщщит! :)

        • Анонимно
          19.12.2016 15:00

          Дэн Сяопин, Ли Куан Ю нет же в списках Форбс?
          Как их можно сравнивать? Они же неудачники.

          • Анонимно
            19.12.2016 16:22

            Да при чем здесь Форбс!!!!! нету Шаймиева в Форбсе, есть его дети. Может пора начать думать рациональней, а не эмоциями брызжать. Если поставить по одну сторону весов его достижения, а во вторую вашу позицию, то ваша сторона просто уёдет резко вверх. Включайте иногда и мозги: в 2000 году завершилась газификация, всех населенных пунктов, около 40 тыс. человек были переселены из ветхого жилья в новые квартиры. Только эти два события ставят Шаймиева в один ряд с великими деятелями. Вот назовите мне другого политика. который бы бесплатно обеспечил жильём 40 тыс. населения города. То, что коммунисты, скорее всего ваши братья по духу, не смогли сделать в республике за 70 лет своего правления, люди жили в этих трущобах все 70 лет, Шаймиев осуществил это за 20 лет. Это же надо было, когда в республике есть своя нефть и газ, население топило дровами. Поэтому у меня есть все основания и факты считать Шаймиева великим представителем республики. У вас же нытъё и банальная зависть к успешным людям и единственный довод - это журнал Форбс

            • Анонимно
              19.12.2016 16:41

              А что соседи дровами топят? У всех газ.

              • Анонимно
                19.12.2016 17:22

                Вы удивитесь .но и центральной России, и в Сибири, есть поселки, где газовая труба проходит рядом, но газа в деревнях нет.

              • Анонимно
                19.12.2016 17:30

                Вот именно соседи дровами не топили, а мы, имея собственный газ, топили дровами. При коммунистах даже эту проблему не могли решить, курам же на смех, имея собственные энергоресурсы не имели газопровод на селе.

                • Анонимно
                  19.12.2016 21:19

                  А Бабай разве не был коммунистом или как?

                • Анонимно
                  25.12.2016 07:16

                  Необходимо отличать проблемы кадров от политико-правового устройства государства

            • Анонимно
              20.12.2016 07:09

              Шаймиев-истинный коммунист, он не предал идеи коммунизма, а умело использовал условия для поддержки трудового народа.

            • ИЗ_ТЕТЮШ
              20.12.2016 13:01

              Ну Вы всё-таки посмотрите на свой рейтинг, не робот Вам отвечает, а жители Татарстана! Вот оценка деятельности Шаймиева - в "плюсах" за Ваш коммент!

          • Анонимно
            19.12.2016 23:09

            Речь идет о представителях РФ.

      • Random
        19.12.2016 15:08

        Ясное дело, о участниках списка Форбс от Татарстана, там нет ни слова...
        Они просто "хорошие бизнесмены"!)

      • Анонимно
        20.12.2016 17:58

        Ну и для чего вы столько нащмокали. Нормально не можете? Или так свою ненависть к татарам проявляете? Удивляет количество плюсов, при полном отсутствии связной мысли и сплошном щипении, вы что такие же? Рим Дашкин.

  • Анонимно
    19.12.2016 11:33

    на pravosudija.net читал статью посвященную татфонд банку. интересно то что там написано про дележ денег при распаде СССР это правда?

  • Анонимно
    19.12.2016 11:35

    Как же сейчас его не хватает...

  • Анонимно
    19.12.2016 11:35

    Лет 30 прошло, а люди всё те же.

    • Анонимно
      19.12.2016 12:40

      Да и проблемы всё те же.

      • Анонимно
        19.12.2016 13:04

        да и страна все та же, только джипов больше на дорогах

      • Анонимно
        19.12.2016 13:11

        проблемы у большинства населения хронические, здесь об этом не пишут, впрочем можно было упомянуть удащливых наследников вместо белой собачки. Радуюсь что хоть федеральный центр поддается влиянию и кормит РТ.

        • Анонимно
          19.12.2016 14:19

          А каков механизм этой кормежки. Вы знаете?

        • Анонимно
          19.12.2016 16:30

          Москва ну ни как не будет кормить второй по добыче нефти регион РФ, скорее наоборот республика отстегивает дань столице РФ.

  • Анонимно
    19.12.2016 11:37

    «На равных, а не так, что один за столом хозяин, другой проситель. Роль последнего нам изрядно приелась. С их высот нужды простых татарстанцев были совсем не видны», — вспомнает первый президент РТ.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332277
    да - уж))

  • Анонимно
    19.12.2016 11:40

    теперь понятно почему по началу межу мэром и президентом чувствовались такие контры. Хорошо что они смогли дружески поделить сферы влияния, не доводя все до открытых конфронтаций

  • Анонимно
    19.12.2016 11:45

    Тоже с удовольствием почитаю!!!

  • Анонимно
    19.12.2016 11:47

    При президентстве 20 лет для республики что же можно перечислить самые, самые. Я знаю пришел крах колхозам и совхозам что еще. Где об этом и о другом можно прочитать или лично его Ш.М. услышать бы. Спасибо.

  • Анонимно
    19.12.2016 11:48

    про сыновей, завсегдатаев списков ФОрбс, там есть упоминание?

    • Анонимно
      19.12.2016 12:26

      Очень интересно про ГКЧП воспоминания есть? Про признание? А потом как в Москве прощение вымаливал?

    • Анонимно
      19.12.2016 12:34

      Ну что поделаешь если дети очень удащливые...

      • Анонимно
        19.12.2016 13:31

        и внуки тоже...

        • Анонимно
          19.12.2016 13:49

          Правнуки уже, "я уже не бабай, а прадед", сказал МШШ, объявив о рождении внука. Сразу его в список .

    • Анонимно
      19.12.2016 13:23

      Да, что у них все получается

    • Анонимно
      19.12.2016 13:32

      А Вы бы хотели, чтобы от РФ там были только представители других регионов?

    • Анонимно
      19.12.2016 14:14

      В Форбсе есть Шувалов,Медведев с сыном,Силуанов,Набиуллина,Сечин т.д,т.п

  • Анонимно
    19.12.2016 11:48

    Муртазина запамятовали

  • Анонимно
    19.12.2016 11:49

    Где и когда можно купить книгу?

    Минтимеру Шариповичу здоровья, мира и благополучия.
    С наступающими Новогодними праздниками.

  • Анонимно
    19.12.2016 11:50

    Татар телен,татар дэулэтчелеген устеругэ бер нинди эш эшлэмэде,киресенчэ артка гына остерэде.

  • Анонимно
    19.12.2016 12:04

    уважуха

  • Анонимно
    19.12.2016 12:07

    "Теперь, когда работы в Болгаре и Свияжске почти завершены, именно на строительстве академии, а также воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери намерен сосредоточить свои усилия Шаймиев и его фонд «Возрождение»"

    Может быть Шаймиеву и фонду "Возрождение" взять цели повыше и заняться возрождением языка татар. Ведь именно эта основа татарской нации сейчас размывается, из-за отсутствия необходимости применения татарского языка в РТ.

    • Анонимно
      19.12.2016 13:16

      Дай Бог прочитают ваш комментарий и задумаються!

    • Анонимно
      19.12.2016 13:45

      язык татар никто не сумеет восстановить - книги писать перестали, киносценариев тоже нет... вот турецкие книги и иранское кино есть... возрождать нечего... сто лет назад была нация.

      • Анонимно
        19.12.2016 14:21

        книги писать перестали
        Если ты перестал читать, это не означает, что перестали писать.

    • Анонимно
      19.12.2016 15:41

      А почему только речь о языке татар?
      Почему не вспомнить проблемы русского языка?
      После того как в школах сократили уроки русского, проблем с его изучением добавилось.

      • Анонимно
        19.12.2016 16:19

        А какая задача была? Сохранить татарский или уменьшить русский?

      • Анонимно
        19.12.2016 16:31

        Была задача уравнять татарский и русский языки в Татарстане.
        Как вы думаете как ее решают чиновники?
        Это как весы. Либо на одну чашечку добавить либо с другой убавить.

      • Анонимно
        19.12.2016 17:30

        А потому, что сомнений в необходимости русского языка в РТ нет. Речь идет не о проблемах языка. А об отсутствии его необходимости и , соответственно, исчезновении в РТ, существующей для цели поддержки языка и культуры татар.

        • Анонимно
          21.12.2016 09:22

          опять коменты пошли про русский и татарский. а может это и правильно, именно во времена парада суверенитетов, когда правил Шаймиев и была заложена эта мина, вот именно это ещё долго будут Шаймиеву припоминать.

  • Анонимно
    19.12.2016 12:10

    так романтично. Какой чудный подарок на новый год.

  • Анонимно
    19.12.2016 12:16

    запредельный уровень кумоства и корупции вошел в книгу ???

  • Анонимно
    19.12.2016 12:23

    Что дал суверенитет простому народу? Мнение, ничего.

    • Анонимно
      19.12.2016 12:39

      Суверенитет дал тебе сытость и крышу над головой,а представьте если бы вы жили в Рязани или Костроме.

      • Анонимно
        19.12.2016 13:08

        а представьте,если бы мы жили в женеве или куршавеле, а может быть в карловых варах или дубае! Где там у него еще домики прикуплены?!

        • Анонимно
          19.12.2016 13:30

          Куршавель и Женева шли к этому 400 лет и упорно работали. У нас каждые 1/4 века смена строя и устоя. То раскучали, то национализировали и так до бесконечности.

          Женева и Куршавель не отбирали мельницы, земли и пр. у населения.

          Читай историю, а потом пиши про Куршавель и Женеву.

          Бабаю долгих лет жизни и здоровья!

          • Анонимно
            19.12.2016 15:26

            Ну во-первых, про куршавель - это по поводу того, что жизнь у него удалась, если Ты не понял. Во-вторых, в голове Твоей сумбур полный. Посуди сам. Цитирую: "Жен и Кур не отбирали мельницы, земли и пр. у населения". У нас, при МШ, как раз все у населения забрали земли, заводы через приватизацию, ваучеризацию и многое другое. Забрали право на бесплатную медицину и право на бесплатное образование (бесплатными остались малые крохи не первой свежести). Я понял у Тебя не сумбур в голове, а полное отсутствие логики, удобренное дефицитом объективного понимания реальности и помноженное на беспрекословную, видимо патологическую, любовь к власти.

          • Анонимно
            19.12.2016 18:52

            Круто , у каждого владельца домика в Женеве 400 лет непрерывного накопительства. А у нас прыг прыг и уже в Форбсе. Гениев рождает Земля Татарстана!

        • Анонимно
          19.12.2016 13:33

          он же обещал сауд. аравию нам,БО!

          • Анонимно
            19.12.2016 17:30

            Чубайс нам тоже 2 машины Волги обещал на один ваучер. И когда единую энерго систему страны прихватизировал и дербанил, тоже обещал уменьшение стоимости электроэнергии. И что ? К нему вопросов у вас нет?

            • Анонимно
              19.12.2016 20:20

              при чем здесь чубайс? он пока еще никакую книгу о себе не писал. вот напишет - обсудим и его.

        • Анонимно
          19.12.2016 13:40

          Жить как в Женеве это априори невозможно было, а вот жить как в депрессивных районах страны, у татарстанцев вероятность была высока..
          Приватизировали бы в 90-е Татнефть и ТАИФ кто-нибудь из Семибанкирщины , то все деньги уходили бы оффшоры.
          И не было бы в Казани никакого метро, Казань-арены, развязок..Баумана до сих пор стояла бы в разрухе и пахла мочой. Разумеется никаких чемпионатов не было бы. Никакой ТАНЕКО и другие заводы тоже не строились бы.
          Был бы нищий Татарстан и татартсанцы ездили на заработки в Ульяновскую область и Марий ЭЛ.., потому что доходы татарстанцев были бы ниже чем сейчас у соседей..
          Болгара вообще не было бы, а Свияжск стоял бы в разрухе..
          Казань , как Самара и Нижний , ежегодно уменьшалась бы в численности и скорее всего была бы уже не миллионником.
          Разумеется никакого федерального статуса Казанский университет не имел бы, а скорее его отдали бы Нижегородскому университету..
          Аэропорт и вокзал были бы старыми и зашарпанными, а казанцы и татарстанцы летали бы через Москву или Самару.
          Никакого Акбарса, Рубина и остальных команд не было бы. Был бы на всю республику один КАМАЗ во второй лиге.
          На старину в центре денег не было бы и весь центр снесли бы, застроив центр панельками 9-этажными.
          Деревни были бы нищими, убогими и полностью развалившимися..
          Народ весь спился бы и Казань славилась бы самой большой преступностью в России, тем более в 90-х в плане криминала Казань и Челны были в лидерах..
          Как-то так..

          • Анонимно
            19.12.2016 14:06

            Ух ты.

          • Анонимно
            19.12.2016 14:15

            Вот этого не хотят вспоминать и признавать люди. Почему? Неблагодарный народ? Зависть застит глаза? А кто-то радуется и еще добавляет туда ложчеку дегтя. То что власти Татарстана сумели сделать за эти годы - это достойно всяческого уважения. Да, есть кумовство и клановость и оно достало всех за эти годы! Но в других регионах ведь намного хуже , значит плюсов у нас все-таки больше!. А от бездарных родственников надо освобождать народ! Мы с ними стоим на месте и начинаем падать во всех отношениях - моральном и материальном.

            • Анонимно
              19.12.2016 14:32

              - слышали мы эту мантру: у нас хорошо, т.к. у других хуже. И эти другие почему-то : Ульяновская обл, Кострома, а не Новосибирск к примеру или Нижний Новгород. Так что песни типа "трития сталлисса" и "самый богатый регион" будете петь на фоне гигантского долга федералам.

              • Анонимно
                19.12.2016 17:33

                У США вообще триллионные долги. А в РФ нет региона без долгов. И в этом Татарстан виноват? По-вашему, лучше жить без метро, новых домов, нового общественного транспорта, без новых школ и садиков, но зато без долгов?

                • Анонимно
                  19.12.2016 18:31

                  Вогнать в долги население - атлиЩна булдырдык!
                  Нынче профессия лжи высоко котируется в пропаганде.

                  • Анонимно
                    19.12.2016 19:48

                    Про " вогнать в долги население" вы про США или про власти РФ?

                • Анонимно
                  19.12.2016 20:20

                  лучше жить по средствам. и без понтов.

                  • Анонимно
                    20.12.2016 00:33

                    Это как?Без метро,без развязок,без газа и дорог в деревнях?Дай волю Москве они всю страну в средневековье загонят.

              • Анонимно
                20.12.2016 00:31

                Ну таким "федералам"сегда будешь должен.Потому как ведут себя эти федералы как разбойники с большой дороги.

          • Анонимно
            19.12.2016 14:24

            Надо признать факт экономического блага суверенитета для РТ в 90х, однако через некоторое время это экономическое благо перестало работать во благо всей республики, но прилипло к рукам удащливых северенитизаторов и осело в активах многочисленных членов их семей. И тогда началась вакханалия, которую не исправят заслуги по привлечению финансов на громкие празднования - они еще более расслабили удащливых и развязали им руки.

          • Random
            19.12.2016 14:38

            Такого бреда я еще не читал!)
            Шаймиев святой? Может его канонизируем при жизни? Назвали же улицу Назарбаева...

            • Анонимно
              19.12.2016 16:24

              Это не бред, а вполне возможное развитие ситуации при условии что Татнефть и ТАИФ были бы приватизированы в 90-е кем-нибудь из Семибанкирщины..

          • Анонимно
            19.12.2016 15:19

            А это при каком раскладе?!

          • Анонимно
            19.12.2016 15:27

            жуткую картину нашего несостоявшегося прошлого-будущего вы нарисовали! Бегу кланяться в ноги нашему царю-батюшке.

          • Анонимно
            19.12.2016 16:29

            Четкий, ясный и логически выверенный ответ.

          • Анонимно
            19.12.2016 17:22

            Правильно. Если бы сегодняшняя ситуация с Татфондбанком возникла бы при Шаймиев, то он с Богачевым Ее разрулил бы без падения авторитета власти,

          • Анонимно
            20.12.2016 18:12

            Татарстан итак славиться преступностью и до сих пор , только удащливые все скрывают.

            • Анонимно
              21.12.2016 12:13

              Вы для начала научитесь по-русски грамотнее писать, славится, а не "славитЬся". Потом будете коверкать русский язык, да и то лучше делать это не в этом слове. Дашкин Рим.

            • Анонимно
              21.12.2016 12:16

              "А ты был в Рязани? Там не настолько все печально, уверяю тебя. Съезди - удивишься."
              А вы прокатитесь по Рязанской области, лучше летом, когда снега не будет. Никакого восторга не будет, а удивление от разрухи в деревнях и селах. Рим Дашкин

      • Анонимно
        19.12.2016 14:11

        А ты был в Рязани? Там не настолько все печально, уверяю тебя. Съезди - удивишься.

    • Анонимно
      19.12.2016 12:48

      Для тебя ничего,для нас счастье.

    • Анонимно
      19.12.2016 12:55

      Наверное Вы имели ввиду русскому народу. Мне татарину, суверенитет РТ дает возможность сохранить язык, культуру и нацию татар.

      • Анонимно
        19.12.2016 15:01

        суверенитету 20 лет а татарам несколько тысяч, при чем тут суверенитет и татарская нация.

        • Анонимно
          19.12.2016 18:37

          посыл у вас верный, но бестолковый в деталях: булгарам нет и тысячи лет

        • Анонимно
          19.12.2016 23:57

          Вы просто значение каждого слова разберите, все и состыкуется.

    • Анонимно
      19.12.2016 12:56

      А он (суверенитет) и не для него планировался !

  • Анонимно
    19.12.2016 12:26

    Было бы еще лучше , если бы за эти 20 лет зарплаты стали бы не ниже, чем у соседей. Семья это святое, но татарстанцы что имеют?

    • Анонимно
      19.12.2016 12:41

      Татарстанцы имеют все что захотят,а Минтимиру Шариповичу народу всем нужно кланяться.

      • Анонимно
        19.12.2016 13:32

        за что?-ЗА РАЗОРЕННЫЕ СЕЛА?ГДЕ ТЫ,ОТВЕТЬ!

        • Анонимно
          19.12.2016 14:13

          Не ОРИ,

        • Анонимно
          19.12.2016 16:46

          Аха, Шаймиев село раззорил, а не реформы Гайдара да? Именно при Гайдаре с/х перестало финансироваться. Колхозы могли жить тогда, когда государство их финансировало, а самоятоятельно существовать не могли. Как прекратилось финансирование, так и колхозы раззорились. Это же ясно как три копейки, и при чем здесь Шаймиев. Он наоборот 25% бюджета республики отдавал селу, на удобрение. ГСМ и технику, а то давно на полях росла бы лебеда и крапива, как в соседних регионах. Немного то сравнивать науситесь

          • А причём здесь Гайдар, когда у МШШ суверенитет уже был?

            • Анонимно
              19.12.2016 22:10

              А при том, что Гайдар практически прекратил финансирование с/х а Шаймиев увеличил и именно пользуясь плодами суверенитета.

              • Анонимно
                27.12.2016 12:32

                Читай статью! Написано: При Ельцине мы не платили федералам, федералы не обеспечивали нас - полное разграничение. Это уже при Володе "взаиморасчёты" пошли: мы им налоги, они нам финансирование.

    • Анонимно
      19.12.2016 13:42

      Ну вот Вы, например, интернет имеете.

  • Анонимно
    19.12.2016 12:39

    Не судите и не судимы будете...
    Только время рассудит.

  • Tatarmalai
    19.12.2016 12:40

    Лучшую книгу про Шаймиева написал Ирек Муртазин. За нее и отсидел 1,5 года

    • Анонимно
      19.12.2016 13:17

      «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана» (2007). Автор - Ирек Муртазин

      Как видите Ирек был не прав. Наверное не лучшая книга.

      • Анонимно
        19.12.2016 17:18

        Ага, правильнее было бы Последний Первый Секретарь обкома КПСС, верный ленинец, верный гкчпист, верный ельцинец, верный путинец, истинный коммунист и искренний мусульманин, а также просто очень хороший и порядочный Человек с большой буквы - МШШ

    • Анонимно
      19.12.2016 13:30

      ещё есть "-Зазаркалье" удовиченко))

    • Анонимно
      19.12.2016 13:44

      Почему лучшую? Ведь он был не прав уже в названии : «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана» (2007). Автор - Ирек Муртазин;

  • Анонимно
    19.12.2016 12:43

    А что, разве был Шаймиев президентом?
    Тоже самниваюсь..

  • Анонимно
    19.12.2016 12:55

    В СССР существовал такой жанр как Лениниана и Сталиниана, т.е. книги про Ленина и Сталина. В Татарстане сформировался новый жанр - Шаймиевиана. Новая книга - очередная в копилку культа личности МШШ. Всего таких хвалебных изданий было 7 написано:

    1) «Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев» (1995). Авторы - Хасанов и Р.Мустафин;

    2) «Минтимер Шаймиев и модель Татарстана» (2001). Автор - Равиль Бухараев;

    3) "Татарстан в конце XX века: феномен Шаймиева" (2001). Автор - Булат Султанбеков;

    4) «Президент М.Ш. Шаймиев: социально-психологический портрет» (2002). Авторы: Рамиль Мингазов и Ильгам Киямов;

    5) «Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане» (2006). Автор - Валиулла Якупов;

    6) «В тени Минтимера» (2008). Автор - Сакина Шаймиева;

    7) "Минтимер Шаймиев" (2016). Авторы - Игорь Цыбульский и Нурсюя Шайдуллина

    Однако есть книги, в которых критично описывается Шаймиев:

    1) «Шаймиев реальный и виртуальный» (2000). Автор - Лев Овруцкий;

    2) «Лицо и маска: заметки о политическом лидерстве в Татарстане» (2005). Автор - Мидхат Фарукшин;

    3) «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана» (2007). Автор - Ирек Муртазин;

    4) «Шаймиев без цензуры» (2010). Автор - Андрей Морозов

  • Анонимно
    19.12.2016 12:57

    Зачем надо было ему колхозов уничтожить то , в угоду инвесторам . Сейчас ни одной фермы итд.

  • Анонимно
    19.12.2016 12:59

    Про ТАИФ, Нира-экспорт и про то, как нефть с дисконтом в 20% уходила из республики, в книге написано?

  • Анонимно
    19.12.2016 13:12

    Минтимер Шарипович ! А вы Татфондбанку каким образом собираетесь помогать?

  • Анонимно
    19.12.2016 13:14

    Татнефть забрать прихваченную, так сразу о своем президентстве вспомнит. И остальные ведущие предприятия республики.

  • Анонимно
    19.12.2016 13:16

    Какое к черту "СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО(!!!)",когда сельчане и крестьяне подчинены ВТО И ЕАЭС и ДИКТАТУ МОСКВЫ?!!ХВАТИТ ВРАТЬ УЖЕ!Пора снимать ВУАЛЬ!)

  • Анонимно
    19.12.2016 13:24

    Ощущений может и нет, зато дети удашливые бизнесмены..и их дети и т.д. Ощущений нет, а результат семейного благополучия есть.значит 20 лет не зря прошли!)) и все ради суверенитета татарского народа... Особенно из определенных районов РТ

  • Анонимно
    19.12.2016 13:26

    Да если бы не Шаймиев, жили бы все как в Башкирии,ходили бы под москвичами, с которыми работать не возможно,лишь бы кинуть

  • Анонимно
    19.12.2016 13:26

    А почему вы думаете, что в Рязани и Костроме люди хуже нас живут?!

    • Анонимно
      19.12.2016 20:24

      да ничего он не знает. дальше агрыза не был.

      • Анонимно
        20.12.2016 16:08

        А потому что русские почему-то едут в Татарстан , а не в Рязань или Кострому.
        А комментатор 20.24 вообще дальше Салмачей не выезжал. Он по интернету знает, что в Рязани и Костроме жизнь в шоколаде. Но сам туда ни ногой.

  • Анонимно
    19.12.2016 13:36

    Минтимер Шарипович НАш татарстанский глыба, много сделавший для Татарстана, России, да и для Мира тоже.

    • Анонимно
      19.12.2016 14:19

      Много сделал для себя и своей семьи за счет Татарстана, России да и за счет мира

  • Анонимно
    19.12.2016 13:46

    Вопрос Шаймиеву:

    Как работал - Все в семью или все для общества ?

  • Анонимно
    19.12.2016 13:49

    Рано ушел Минтимер Шарипович с поста Президента.

  • Анонимно
    19.12.2016 13:58

    20 лет и что это срок ? в истории люди и помаштабнее были, теперь и им памятники сносят. Обычный правитель ни лучше ни хуже своему времени стать.

  • Анонимно
    19.12.2016 14:14

    Имя великого Табеева Ф А спокойствия не дает Обокрал своим суверинететом республику Как будто народ не знает

    • Анонимно
      20.12.2016 00:40

      А чем велик Табеев? Камаз в Республику привел? Так лучше бы не приводил.От него одни головные боли.Или велик из за отношения к татарам и татарскому языку?

    • Анонимно
      23.12.2016 20:35

      При Табееве Татарстан стоял на голову выше Союзных республик.Этот Великий Табеев оставил сильный Татарстан.Мы ЕМУ должны быть благодарны за сильную экономику.

  • Анонимно
    19.12.2016 14:15

    Прочитав комментарии, я не хотел бы оказаться на его месте. А это еще при жизни и административном ресурсе.

  • Анонимно
    19.12.2016 14:30

    Ну хороший манипулятор. Раз до сих пор верят люди
    А правда она всегда одна

  • Анонимно
    19.12.2016 14:41

    Кризис, спад дефолт и застой
    Не страшны династии той
    мор, война, импичмент, мятеж
    а у власти так всё теж...

  • Анонимно
    19.12.2016 14:45

    А давайте эту книгу будем изучать как Рухнаму? А?
    Во всех школах введём обязательный урок изучения этой ВЕЛИКОЙ книги ВЕЛИКОГО нашего КОРМЧЕГО,...
    ;-р)

  • Анонимно
    19.12.2016 14:53

    Собака несомненно украсила книгу. Интересно какой разновидности лайка? Похожа на русскую европейскую

    • Анонимно
      19.12.2016 16:06

      я б даже сказал, что лайка - единственное светлое пятно!

  • Как Человек конечно, Минтимер Шарипович, замечательный. Я однажды коротко пообщался с ним по телефону: никакого высокомерия и самодурства, в отличие от некоторых представителей из его близкого окружения. Многим "из своих" помог, многих и просто спас, не требуя ничего взамен (заслуженно или не заслужено - не важно). Это тоже очень хорошее человеческое качество. Далеко не глупый очевидно. Терпеливый. Но как про Государственного Деятеля можно сказать одно: "ЧЕЛОВЕК, НЕ ВБИВШИЙ НИ ОДНОГО ПОЛЕЗНОГО ГВОЗДЯ". И поэтому для многих граждан "эпоха Шаймиева" (если так можно назвать то время) в памяти наверное останется, как зря утраченное личное время несбывшихся надежд. И именно благодаря ему, его социально-экономической политики, как Главы Республики. Но самое главное, заложена она, мне думается, на ещё долгие годы.

    • Анонимно
      19.12.2016 15:44

      Скажите, а в каком регионе социально-экономическое положение лучше, чем в Татарстане? И кто там полезный гвоздь хотя бы один вбил?

      • 15.44. Москва, Подмосковье, Питер, Калужская область и даже Нижегородская с Самарской.
        И потом, я говорю же про "эпоху Шаймиева", а не про "эпоху Минниханова". Они немножко отличаются друг от друга и далеко не одно и тоже. Так что: мухи отдельно, котлеты отдельно.

        • Анонимно
          19.12.2016 19:44

          Вы же пишите, что социально-экономическая политика заложена Шаймиевым и надолго, то чего же тут же говорите о разных эпохах при первом и втором президенте? А в Нижегородской и Самарской областях жизнь совсем не лучше нашей. А вот промышленным предприятиям при Шаймиеве жилось гораздо лучше. Мы имели понимание со стороны руководства, Нас не продавали на сторону как Алнас, Казанькомпрессормаш, Бугульминский механический завод.

          • 19.44. Ну, конечно. Я же на соседней планете тогда жил и в телескоп не видел - как в шаймиевское время люди на заводах по несколько месяцев зарплату не получали.

            • Анонимно
              20.12.2016 00:11

              В телескоп то можно было рассмотреть, что по всей РФ то же самое было. Но похоже ЮССОНу другое поручено видеть.

            • Анонимно
              20.12.2016 08:21

              Где руководители были с народом и работали как полагается ,зарплата не задерживалась. Пример , Казанькомпрессормаш после 1996 года.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:09

      Именно!

  • ПанАлекс
    19.12.2016 15:06

    Да, если бы не МШШ, то жили бы как в ОАЭ, если в эту сторону развивали "суверенитет". Но "суверенитет" завел Татарстан на 1е место среди регионов РФ по темпам падения промпроизводства за 90е годы (Госкомстат). И почему на пенсию Путин отправил?

  • Анонимно
    19.12.2016 15:15

    Только 2 татарина удостоились книги в серии ЖЗЛ - Тукай и Шаймиев. Лучшие из лучших. Кто станет третьим? В этой серии могла бы выйти книга о выдающемся историке и политологе Рафаэле Хакимове

  • Анонимно
    19.12.2016 15:16

    Такое чувство, что комментарии пишут не татарстанцы, и даже люди не из соседних регионов, а очень "заинтересованные" в успехах Татарстана люди. Много зависти и недоброжелательства против Татарстана в регионах создали федеральные СМИ. И сейчас если начнут грабить республику многие будут только радоваться. Г.Джемаль правду говорил, что только Татарстан сдерживает железные тиски центра на регионах.
    Татары выживут и не в таких условиях выживали.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:08

      и не говорите, татары и не в таких условиях выживали) вас гнетут, а вы крепчаете!

      • Анонимно
        19.12.2016 17:44

        Правильно, мы крепчаем. Но зависть ни к каким успехам не приводила ни одного завидующего.

    • Анонимно
      19.12.2016 17:13

      Спасибо, хоть один разумный комментарий

    • ИЗ_ТЕТЮШ
      19.12.2016 17:26

      Ну а кому понравится, что Татарстан из федерального бюджета только и качает - несуществующее в реальности 1000-летие, Универсиада, чемпионаты, теперь ВСМ, только Чечне удаётся приблизительно столько-же. А татары здесь ни при чём, денежки-то идут так называемым элитам, а у них нет национальности.

      • Анонимно
        19.12.2016 18:24

        Если не в курсе, то не пишите глупостей, пожалуйста. Откуда качает, если 70% налогов уходит в федеральный центр. И все эти универсиады, чемпионаты мира и прочее просто мизер на фоне того, сколько республика перечисляет. Не понимаю, почему так люди хотят в открытую показывать свою некомпетентность

        • Анонимно
          20.12.2016 08:28

          Некомпетентны вы в первую очередь, если говорите о 70 процентах налогов. Изучите в начале налоговое законодательство, а потом здесь пишите детские комменты.

        • ИЗ_ТЕТЮШ
          20.12.2016 13:13

          Отвечаю не знаю кому, потому что анонимно! Хотите - дам все свои координаты. Уж не знаю, м.б. - Вы авторитетный специалист во многих областях, м.б. Вы олигарх и миллиард долларов для Вас не деньги. Гюльчатай, открой личико!

      • Анонимно
        19.12.2016 18:44

        ВСМ? Ха-ха! Мы - слепцы, господа, беспомощные дети.
        Укради в магазине гвоздь - заметят, регулярно дури народ на десятки млрд - ничего не заметят.

      • Анонимно
        20.12.2016 18:22

        Улюкаев помогал качать.

  • Анонимно
    19.12.2016 15:31

    Прочтите в интернете книгу Удовенко Зазеркалье и Сатрапы сатаны.Там все правдиво. Или Фаузии Байрамовой "Кара урман" на татарском, если конечно найдете.

  • Анонимно
    19.12.2016 15:33

    Не о всех известных в Казани людях напишут книги. А так бы хотелось узнать подробности о том, чем они живут помимо работы. Кто кошатник, а кто собачник? Не все же о серьёзном. Предпочитаемая порода собак многое говорит о хозяине. Любит ли собак действующий президент РТ? Кто из известных лиц задумывается о приобретении собаки? На днях прочитал статью про одного известного человека, у которого дома живет аляскинский маламут и как-то сразу все, что знал про этого человека, привелось к одному знаменателю. Сюжет с белой лайкой в книге про Шаймиева мне понравился.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:24

      Да, про собаку лайку - это лучший сюжет в книге.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:32

      Помню как в далекие годы Шаймиев появился на экране в меховом кепе на голове. На следующий день каждый чиновник заимел такое. Белую собаку лайку сейчас никто не кинется покупать. Для начала надо узнать какая собака у действующего президента РТ

      • Анонимно
        19.12.2016 17:03

        У Путина лобрадор, акита ину и какая-то болгарская. У английской королевы - вельш корги пемброки и у патриарха РПЦ тоже эта порода. Про собак местных начальников мы ничего не знаем. Кокой-то информационный пробел. Может от этого их и не любим, что не знаем как они относятся к братьям нашим меньшим.

        • Анонимно
          20.12.2016 03:38

          Когда я учился в советской школе, то от нас скрывали, что дед Ленина по материнской линии был евреем. Говорили, что его дед был обрусевшим немцем. Видимо считали, что так лучше. А сейчас в книге про Шаймиева не говорится, что порода его собаки - русская европейская лайка, а пишут просто - лайка, хотя разновиднстей лаек много. И тут видимо считают, что так лучше. Даже в собачем вопросе присутствует политика.

          • Анонимно
            20.12.2016 16:12

            Вы знаете русскую поговорку - кто о чём, а вшивый о бане.
            . Не ищите того , чего нет в книге. И не приписывайте собственные измышления её авторам.

  • Анонимно
    19.12.2016 15:45

    У меня к "Бабаю" 3 вопроса:
    - где татарская национальная школа?
    - где Татарский Национальный университет?
    - после первых двух третий - где же ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК в
    ТАТАРСТАНЕ? можно и не задавать - БУЛДЫРДЫГЫЗ !

    • 15.45. Шэймийнен, ике аваз: булдырмык та, булдырмас.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:35

      а что вы сами сделали для суверенитета!

    • Анонимно
      19.12.2016 16:36

      А где русская национальная школа? Где русский национальный университет? Где русский язык как родной в школьной программе?

      • Анонимно
        19.12.2016 17:47

        Вопрос про русские национальные школы и русский нац. университет вы в Татарстане задаете? А почему не в центре русских -МОСКВЕ?

        • Анонимно
          20.12.2016 03:48

          Русских в Казани не меньше чем татар. И здесь русские имеют такие же права на национальное образование как и татары. А также имеют право иметь русский драматический театр, коего нет, а есть русскоязычный, что не одно и то же. И русские имеют право изучать свой язык как родной, а не как иностранный.

          • Анонимно
            20.12.2016 10:33

            Ну так изучайте в семье, как советуете татарам.

          • Анонимно
            20.12.2016 11:37

            все и так на русском, волноваться не о чем. Есть опасность что все перестанут говорить по-русски? нет. успокойтесь.

      • Анонимно
        19.12.2016 17:54

        Задача была уравнять в правах русский и татарский.
        Чиновники задачу неправильно поняли просто.
        В итоге ни татарского ни русского)))

        • Анонимно
          19.12.2016 18:31

          Уравняли. Задачу выполнили.

          • Анонимно
            19.12.2016 18:53



            Парни! Ответьте честно где лучше - в Финляндии или в Австралии? Я уже готов служить в ихней армии.

  • Анонимно
    19.12.2016 16:01

    Маленький тираж книги. Вот когда выпускали трилогию Брежнева, то тираж был 15 миллионов экземпляров и экземпляры разослали в 120 стран мира на многих языках. Правда летом 1987 года мемуары Брежнева были изъяты из магазинов и списаны в макулатуру, но это уже другая история.

  • Анонимно
    19.12.2016 16:04

    "Татарстан вошел в число самых состоятельных регионов России. Соответствующее исследование провели аналитики интернет-издания Griffon.

    Они пришли к выводу, что относительный среднедушевой доход жителей РТ превышает прожиточный минимум в четыре раза. Это наилучший показатель по стране. Примерно такая же разница зафиксирована в Москве, Санкт-Петербурге, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах"...
    В этом заслуга Шаймиева немаленькая..

    • Анонимно
      19.12.2016 16:45

      Это как средняя температура в больнице. Кто то в Форбс а основная масса живет как и все в России.

    • Анонимно
      19.12.2016 16:47

      Сосед съел съел 2 курицы, а я ни одной. А в среднем мы наелись. Вот что такое статистика. С одной стороны басннословные доходы узкого круга лиц, а с другой наши мизерные пенсии не выше прожиточного уровня, но в среднем получается в 4 раза выше прожиточного минимума. Такая хитрая статистика для лохов

    • Анонимно
      19.12.2016 16:48

      Никто и не спорит . Если доходы татарстанских бизнесменов из списка Форбс разделить на всех татарстанцев то мы и на заграничный уровень выйти можем.

    • Анонимно
      19.12.2016 17:14

      Я весь Татарстан и полРоссии объездил и пришёл к выводу ,что в зажиточности виноват сам народ Татарстана,из за своего коллосального тудолюбия. Шаймиев здесь точно не причём. Так и заслуги нынешней власти в благополучии (на бумаге),так же нет.

      • Анонимно
        19.12.2016 18:51

        Да не надо сравнивать, катаясь по России. Лучше окунитесь лет так 25-30 назад и вспомните, если вы тогда жили, ту реальность и сопоставьте. Если вспомнить тогда Казань с его трущобами, с его вонью и неприятными запахами, когда ездили на битком набитых троллейбусах и автобусах, с группировками, шатающимися по городу типа Тяп-Ляп или тукаевские, не дай бог попасть им под руки и нынешними реалиями и тогда вам откроется действительная картина. Окажись та реальность на сегодня хотя бы на два три дня, то вы бы просто проклинали бы это.Поистине люди не понимают добродетельность, неблагодарны, завистливы, злы. И ещё есть категория психики, пусть будет лучше дерьмо, но чтобы и все одинаково жили в этом дерьме. Будьте выше этого.

        • Анонимно
          19.12.2016 19:39

          Вы полагаете не будь Шаймиева сейчас бы Тяп ляп по улицам ходил?
          Или битком набитые икарусы по улицам ходили?

          • Анонимно
            19.12.2016 22:17

            Не знаю был ли Тяп ляп сегодня или нет, но за преступность реально взялись при Шаймиеве. Ввели закон, по которому на месяц могли задерживать подозреваемых, что позволило следователем более лучше собирать улики. После этого все главари преступного мира срочно ретировались в другие регионы. Это факт.

            • Анонимно
              20.12.2016 00:05

              В смысле???
              Для Татарстана был разработан отдельный УК РФ и УПК РФ в рамках РТ)))?
              Вы думаете что пишете?

        • Анонимно
          19.12.2016 19:57

          А они не жили в те времена в Казани, поэтому им не с чем сравнивать. Не знают, что в советское время Чувашия, Башкирия, Ульяновская области жили гораздо лучше Татарстана. Только за счет того ,что лучше снабжались по разным причинам. А из Татарстана только качали нефть и сельхоз продукцию, нам оставляя шиш с маслом + испорченную экологию.

          • Анонимно
            19.12.2016 22:19

            Ни только Чувашия с Башкирией, но и Марийская, Удмурская республика жила лучше. Ижевск был на московском обеспечении, как и другие.

            • ИЗ_ТЕТЮШ
              21.12.2016 12:31

              Вы, вообще жили ли в советское время в ТАССР? Сначала за продуктами ездили в Нижнекамск, потом в Челны, а московского снабжения нигде из перечисленных Вами регионов не было, а всё-таки в Нижнекамске и Челнах снабжение было в разное время по тем понятиям неплохое!

        • Анонимно
          19.12.2016 20:01

          А где вам привидилось какое либо сравнение и с кем или счем? Я не катаюсь,я работаю. Прекрасно помню описываемые вами времена и не всё в них так жутко. Воняло,да, на площади Вахитова и вокруг Оргсинтеза ночью. Но мир меняется стремительно и сегодняшнее наше мнимое "благополучие" благодаря ценам на нефть! На текущий момент развитой мир на пути освоения шестого технологического уклада,а у нас стабфонд будет "прожран" в 2017. А татары везде живут хорошо и достойно и в Кировской области,которую чуть что описывают как самую страшную и в Пензенской обл. и в Ульяновской и в Нижегородской , да вообще везде. Хорошая поговорка есть по этому поводу:как поработаешь-так и полопаешь.

    • Анонимно
      20.12.2016 18:24

      И самый коррумпированный регион в России.

  • Анонимно
    19.12.2016 16:09

    ЧЕКА
    Если память не изменяет, то Шаймиев еще в 90-х газифицировал весь Татарстан. И только в 2012 году вторым полностью газифицированным регионом стала Белгородская область. Даже Московская и Ленинградская области не газифицированы полностью по сей день..

    • Анонимно
      19.12.2016 17:20

      Все показатели в комплексе надо смотреть. А сколько деревень в Татарстане имеют все удобства во дворе? Вот сейчас морозы обещают в 30 градусов и сколько татарстанцев будут ежедневно морозить одно место. Меня в 70-е годы приезжие немцы спрашивали: почему у вас туалеты во дворе? Отвечал как инструктировали : была война с вами немцами и до сих пор не можем оправится от неё. Но с тех пор прошло 40 лет и по-прежнему большое число народа в деревнях живет в плохих условиях или сбегает из них в город, заколачивая окна досками.

      • Анонимно
        19.12.2016 17:46

        ЧЕКА
        Газ к поселку, деревне подвести может только государство, а туалет сделать теплым и расположить его в доме может сам частник. Поэтому если вы до сих пор ходите в туалет во двор, то это ваша личная проблема..

        • Проблема ЧЕКА не в личности, а в материальном достатке личности. А это уже забота государства. Поэтому ЧЕКА у Вас, мне кажется, проблема в понимании "причины и следствия".

          • Анонимно
            19.12.2016 18:19

            50-100 тыс.р. надо чтоб пробурить скважину, провести воду в дом,вывести каналью из дома и купить унитаз..
            Считаю что для 95% населения это подьемная сумма..

            • Анонимно
              19.12.2016 18:45

              2500 за метр стоит бурение толковой техникой,а артезианская от 3500 ,при том ,чтоскважина для артез. идет под 80-100 метров..

        • Анонимно
          19.12.2016 18:04

          хватит врать!за проводку газа и подключение немеренные деньги отдало население,чуть ли не по 3 зарплаты!ВОТ ТАК-ТО!!

          • Анонимно
            19.12.2016 18:22

            ЧЕКА
            Не рвите рубашку..Под газификацией подразумевается подводка газовой трубы к населенному пункту. А подвод к дому и подключение - это везде за счет частника. Если вы считаете что это дорого, вас же насильно никто не заставлял подключаться, могли бы дальше топить дровами.

            • Анонимно
              19.12.2016 18:41

              деньги брали и за подводку к селу,и за по селу, и за подключение,если не знаешь,лучше не говори!13000 рублей в 2000 году-ГИГАНТСКИЕ ДЕНЬГИ,когда колхозники брали по едва тысячу

              • Анонимно
                19.12.2016 18:50

                ЧЕКА
                Два вопроса.
                1. Почему вы подключились , если считаете это очень дорого?.
                2.Почему другие регионы не сделают по примеру Татарстана?..

                • Анонимно
                  19.12.2016 19:04

                  1)потому,что газ стоил копейки,а теперь сопоставим и даже дороже дров!Это нас посадили на газовую иглу,а потом задрали цену!смотрите цены на газ тех времен))2)потому,что дровами или углем дешевле)

                  • Анонимно
                    19.12.2016 19:20

                    ЧЕКА.
                    Считаете что в других регионах, где газ не проведен и люди возмущаются этим, можно сказать чтоб они не выступали и пусть топят дровами?

                    • Анонимно
                      19.12.2016 20:39

                      Дух дровяной печи не сравним с газовой горелкой,которая при любом путче грозит быть отключена!Если вам это не понять,то тут уж извини).Тем более с газом решается очень просто-закопай емкость СПГ и ПОРЯДОК!--ни надо ждать прокладки газа,заправил раз в год летом,когда можно проехать повсюду её и живи себе).А по дровяным печам теперь есть очень интересные экземпляры,с камерами дожига с КПД до 95%,а если туда воткнуть гидроаккумулятор,так и вовсе лафа))

    • Анонимно
      19.12.2016 18:00

      и сразу цена на газ поднялась с 50 копеек до 3,5

    • Анонимно
      19.12.2016 18:01

      Ну на одной трети даже Тукаевский район печи дровами топить,газофицировали похоже только в отчетах и финансовых документах.Пример село Калмаш,Азмушкино,Шильна от Челнов 5-10км но газофицированы только на половину-газа не хватает.

      • Анонимно
        19.12.2016 18:09

        ЧЕКА.
        Полдеревни с газом, а вторая без?

        • Анонимно
          19.12.2016 18:43

          100% газификации республики не было,это только в казань отчитались..

    • Анонимно
      20.12.2016 18:26

      Газифицирован была ТАССР и заслуги МШШ тут нет.

  • Анонимно
    19.12.2016 16:23

    ...если бы вы знали как на самом деле...сразу бы за вилы...главная ошибка всех нынешних удащливых-НЕ НАДО НАРОД СЧИТАТЬ ЗА ДУРАКОВ...ВСЕ ЗНАЕМ, ВСЕ ПОМНИМ...и ждем момента..

    • Анонимно
      19.12.2016 17:14

      Дополнение к своему комменту от 13.40.
      Кто-то может думает что я сгустил краски, но представьте что ТАИФ и Татнефть в 90-е ушли олигархам и те продали все Газпрому , как например Абрамович продал Сибнефть Газпрому и теперь все налоги уходят в Питер, которые раньше доставались ОМСКу..

      Никаких офисов ТАтнефти в Альметьевске и ТАИФа в Казани не было бы.
      "Башкиры" угорали бы над ".татарами", потому что Татарстан выглядел бы хуже Кировской области..И "башкиры" издевались бы, типа "татары", как вы могли так лохануться со своей нефтянкой..
      Ак Барс играл бы в ВХЛ вместе с башкирским Торосом из Нефтекамска, а лучшие воспитанники Ак Барса мечтали играть в Салавате..
      Учитывая что в СССР Казань была самым неухоженным городом среди миллионников, то эта разница усилилась бы еще больше. А казанцы ездили бы смотреть как красиво выглядят Чебоксары и Йошка по сравнению с Казанью..А самарцы с нижегородцами услышав про Казань, презрительно воротили бы носы и считали казанцев чмошниками..

    • Анонимно
      19.12.2016 17:19

      Вот потому и распалась в своё время татарская Золотая Орда. Русский народ своего Путина В.В. обожает и прощает ему всё, и терпит, а уж он то наверное намного богаче Шаймиева, такая вот у русских народная мудрость

      • Анонимно
        19.12.2016 17:48

        Не согласен. Я Русский,Гаранта Конституции и Верховного не обожаю,вижу его почти преступную политику,знаю что если она будет продолжаться дальше,то её конец будет для нашего населения очень непростым.

        • Анонимно
          19.12.2016 18:56

          Просто вы не входите в эти 85%. Действительно, у русских очень тёплое отношение к своим правителям, патернализм так называемый, так, видать, сложилось исторически.

      • Анонимно
        19.12.2016 20:33

        вообще то Путин - и ваш президент. А татарстан - часть РОССИИ. помните это.

      • ИЗ_ТЕТЮШ
        20.12.2016 13:48

        С каких таких татарская? Татары с монголами не имеют ничего общего, кроме выведённой татарскими "учёными" родословной Шаймиева от Чингис хана.

      • Анонимно
        20.12.2016 18:27

        У Путина и задач в сотни раз больше.

    • Анонимно
      19.12.2016 20:43

      Аналогично

  • Анонимно
    19.12.2016 17:24

    За квартиру в центре пусть и без удобств, дали комнатенку в спальном районе. Не надо говорить что это не взаимовыгодно было, никому с барского плеча ничего не упало. Ветхое жилье программа супер выгодная для определенных лиц была. Это не было раздачей слонов, и это не было благотворительностью.

    • Анонимно
      19.12.2016 18:57

      Ну и жили бы в этом смраде всю оставшуюся жизнь и ваши дети могли бы там продолжить свою жизнь.

      • Анонимно
        19.12.2016 19:42

        При нынешних технологиях я могу туалет и ванную сделать в любой коммуналке. Никто не говорит что эта программа плохая, она не божественная и не бесплатная. Чисто бизнес и только , ненадо из этой программы делать бренд благотворительности. Это был бизнес и взаимовыгодный. Просто и понятно взаимовыгодный!

        • Анонимно
          19.12.2016 22:36

          Это была целевая программа и направленная в первую очередь на улучшение жизни жителей трущоб и изменить центр города. Просто позором являлось то, что центр Казани был так загажен. Казань считалась одним из грязных городов России тогда и одним из преступных. Это факт. Все соседние города регионов были намного лучше и чище. Сегодня картина наоборот и это тоже факт. Да, конечно, включили бизнес в этот процесс, что является естественным при рыночной экономике. Любой бизнес имеет цель получения прибыли и это нормально. Но основа программы этой было все же не бизнес первоочередной, а именно улучшить ситуацию в городе.

  • Анонимно
    19.12.2016 17:25

    Можно хвалить только с положения народа, а не семьи и клана. Но с нищим народом хвастать не получается.

  • Анонимно
    19.12.2016 18:59

    Просто душа болит , когда почти все деревни вымирают. Главная причина безработица или мизерная зарплата, большинство уезжает в город, особенно молодежь. Остальные работают от зари до зари, а то стыдно от соседей, знакомых,почти у всех кредиты. То что, типо живём лучше по сравнению с другими регионами это труд, минталетет жителей нашей республики, а не какая заслуга Шаймиева.

    • Анонимно
      19.12.2016 21:22

      Все деревенские в кредитах,по два авто имеют во дворах,отстроенные дома.У всех есть живность.Не надо прибедняться.Пусть работают.

  • Анонимно
    19.12.2016 19:17

    Замечательный - значит заметный. Это так!

  • Анонимно
    19.12.2016 20:08

    А про Пирамиду, как ее строили тоже написано?

  • Анонимно
    19.12.2016 23:03

    Эпоха Шаймиева - эпоха упущенных возможностей. Упущенных навсегда.

    • Анонимно
      20.12.2016 00:21

      С этим не поспоришь. Это, впрочем, относится ко всем эпохам.

    • Анонимно
      20.12.2016 09:41

      Эпоха Шаймиева характеризуется не только упущенными возможностями, но и упадком национальной культуры во всех её аспектах. За строительством ширмы благополучия забыли(может и не додумались) о том, что культура, в полной её мере, отражает цель существования и развития нашей татарской нации.
      Отдавать на откуп "алчному" рынку - "проблемы" культуры- не разумно!
      Аскарович

  • Анонимно
    20.12.2016 00:03

    Сколько сделано в республике за эти годы хорошего! Да, есть и минусы. Но ведь очень хорошо красиво и живем. Какие города, деревни красивые.
    Большинство наших проблем - от невежества, бескультурья, каких-то особо низких качеств у людей - злобы, зависти.
    Все соседние регионы всегда завидовали нам, говорили , что у нас мудрый президент Шаймиев . Результаты его работы и работы его команды налицо. Мы живем в самой красивой республике! Живем достойно, а не как раньше - униженные и беспомощные. Спасибо огромное ему и его соратникам , что вытащили нас из этого болота!

    • Анонимно
      20.12.2016 09:49

      Вытащили из болота? Даже если и так, а кто это болото создал?

  • Анонимно
    20.12.2016 08:32

    Эпоха Шаймиева- эпоха больших достижений! Достижений, которых трудно сегодня достигнуть.

    • Анонимно
      20.12.2016 09:48

      Уровень производства? Медицина? Образование? Социальная сфера? Где достижения? Авиапромышленность? За годы войны в Казани было сделано тысячи самолетов, за последние 20 лет сколько, не напомните?
      Список Форбс - это не те достижения, которыми стоит гордится.

      • Анонимно
        20.12.2016 10:04

        Если бы авиастроение зависело только от республики, то их выпускали бы в несколько раз больше чем в СССР..
        Но вы в силу ограниченности или злобности, предпочитаете не замечать такие элементарные вещи....

      • Анонимно
        23.12.2016 12:03

        Алексей Сёмин: Я - продукт той системы, которую создал Минтимер Шарипович Шаймиев http://m.business-gazeta.ru/article/65356/14

  • Анонимно
    20.12.2016 08:53

    2 политика в постсоветское время, которые вызывают безоговорочное уважение в России - Примаков и Шаймиев..

  • Анонимно
    20.12.2016 09:01

    Что значит,толпа,не понятно?!

  • Анонимно
    20.12.2016 09:54

    ШМШ уйдет на пенсию и чем будет заниматься.

    • Анонимно
      20.12.2016 12:39

      Будет читать книги про себя

      • Анонимно
        20.12.2016 13:11

        тоже не плохо - сам продюсер, сам спонсор, сам герой, сам автор, сам читатель. Одна проблема, что все эти ипостаси он осуществляет за наш счет.

    • Анонимно
      20.12.2016 13:10

      Это пусть вас не беспокоит. С его энергией и знаниями он без дела сидеть не будет. Молодец наш Минтимер Шарипович!

  • Анонимно
    20.12.2016 15:05

    Очень поучительно. Вообщем Табеев всё строил при поддержке всего СССР, для всех граждан СССР в ТаССР.
    Назначенный администратором Шаймиев под шумок, под этнический мотив приватизировал всё народное достояние СССР в ТаССР.
    Создал этнократический режим в Казани у власти теперь только свои.
    Как то в начале девяностых на местном региональном телевидении г.Самары Шаймиев приехал в одно село и там на встрече с местными колхозниками состроил серьёзную физиономию и величаво произнёс " Да-а-а... много зла, нам татарам принёс Советский Союз".
    И ведь действительно как говорят что деньги это зло.
    А имущество всегда пересчитывается через учётную единицу-деньги.
    То действительно, много зла принёс Советский Союз Минтимеру Шариповичу.
    Ума не приложу и как же Минтимер Шарипович столько зла выдержал ???

    • ИЗ_ТЕТЮШ
      20.12.2016 15:52

      Ну, например, сравним количественный состав законодателей, чиновников и промышленников в свете того, в чью пользу был приватизирован Татарстан. По национальному признаку, по проживающим в республике, как-то не 50 на 50.

      • Анонимно
        21.12.2016 18:16

        А давайте перейдем к приватизаторам федерального масштаба. По какому национальному признаку, проживающих на территории РФ, она была проведена? Также сравним количественный состав законодателей, чиновников и промышленников по национальному признаку. Что-о там не наблюдается равноправного представительства коренных народов РФ. Назовите мне якута из списка Форбс, которому принадлежат предприятия , добывающие золото и алмазы, расположенные на территории Якутии.

    • Анонимно
      20.12.2016 17:13

      Совсем не смешно и не остроумно. Что нибудь интереснее придумайте.

  • Анонимно
    20.12.2016 16:44

    Заварил конечно кашу. Замучаемся расхлебывать.

  • Анонимно
    20.12.2016 18:28

    Немного истории о печальной судьбе Татарского национального университета.
    Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года № 2186XII
    «Создать Татарский национальный государственный университет.
    Исполнитель: Кабинет Министров Республики Татарстан.
    Срок: 1995 год.
    Контроль: Верховный Совет Республики Татарстан».
    Ф.Мухамедшин голосовал против создания Татарского университета, а тогдашний премьер М.Сабиров по собственной инициативе активно возглавивший оргкомитет по университету поплатился своей должностью – «Бабай» заменил его тем самым Ф.Мухамедшиным.
    Вместо комментария: « Никакое национальное образование невозможно без своей высшей школы».
    Миркасыйм Госманов
    БУЛДЫРДЫК!
    Dr. Nail Asan

    • Анонимно
      20.12.2016 19:23

      Очень интересно про университет. Что за источник? Где опубликовано? Получается, это целая программа по уничтожению национального интеллекта??

      • ИЗ_ТЕТЮШ
        21.12.2016 12:44

        Интеллект не может быть национальным! Чем больше университетов - тем лучше!

      • Анонимно
        21.12.2016 14:24

        Если оставите свой email - перешлю всю историю Татарского университета в документах и действующих лицах.
        С уважением
        Nail Asan nailasan@ukr.net

  • Анонимно
    20.12.2016 19:07

    Победителей не судят. У каждого свои цели. Так или иначе наш Первый президент добился своих целей. И наша Республика одна из передовых. Да кто то скажет, что если бы не было нефти и прочее, но не все могут грамотно воспользоваться богатством недр.
    Для людей, которые привыкли работать по 8 часов, не понять людей, которые работают минимум по 14 и добиваются больших результатов.
    В любом случае он заслуживает уважение, хотя бы за то, что и в своем почтенном возрасте в нем кипит энергия и он творит. Даже молодые могут позавидовать его энергии.
    Спасибо Первому!!!

  • Анонимно
    20.12.2016 20:15

    В благополучии Татарстана самая большая заслуга нашего первого президента! И никому не удасся умолить его заслуги. Народ все знает и все помнит.

    • ИЗ_ТЕТЮШ
      21.12.2016 12:47

      Самая большая заслуга? Просто он один всё сделал, или как?

    • Анонимно
      21.12.2016 14:50

      29 января 2005 года руководство Республики Татарстан негласно обратилось в российские инстанции с предложением (исх. № 01–71 от 29.01.2005 г., подписано Президентом М. Шаймиевым. Обнародовано в «Звезде Поволжья» № 30 (август), 2005.) об уничтожении Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института. Москва естественно не возразила. 11 июля 2005 года появилось Постановление Правительства Республики Татарстан № 343 об уничтожении обоих институтов.
      "Бабай" БУЛДЫРДЫ!
      Нужны ли комментарии?
      Nail Asan

      • Анонимно
        24.12.2016 00:21

        Вот оказывается кто главный вредитель татарского языка, культуры и нации татар.

  • Damir Nabi
    21.12.2016 11:43

    «Шаймиев, уже будучи избранным первым президентом РТ, добился права подписывать Союзный договор на равных. То есть не в составе РСФСР, а как отдельная республика»
    ---
    Шаймиев наивный человек и не осведомленный, «К 17 июня был готов проект Договора о Союзе…» … а уже 18 , т.е. буквально за сутки-полтора пункт включения Автономий в список «союзных» был вычеркнут !!!
    Это по инициативе Хасбулатова, который шепнул Ельцину, и он согласился.
    Наивные руководители автономий, когда они садились в самолеты «пункта» не существовало… А «путч» для Горбачева(о подготовке к нему он знал) и для Ельцина было только как подарок «небес»….
    Игра !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль