Падение ТФБ 
29.12.2016

Артем Здунов: «Не ищите никаких посредников. Все посредники здесь, в этом зале!»

В антикризисном штабе по ТФБ и ИнтехБанку пока не знают, как помочь НКО, а количество пострадавших огласят послезавтра

250 предпринимателей, пострадавших от проблем ТФБ и ИнтехБанка, поинтересовались программой микрозаймов, которых пока что выдано три. Об этом было объявлено накануне на пресс-конференции антикризисного штаба, которые его председатель Артем Здунов обещает проводить ежедневно. Впрочем, наплыва желающих получить помощь ждут после Нового года.

Артем Здунов Артем Здунов

«КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ЧТО ПРОГРАММА БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА, ОНИ УСПОКАИВАЮТСЯ И УХОДЯТ»

Республиканский антикризисный штаб по преодолению проблемной ситуации вокруг Татфондбанка и ИнтехБанка начал серию ежедневных пресс-конференций с отчетом о своей работе. Накануне в 16:00 группа чиновников и банкиров Татарстана предстала перед пулом журналистов в зале «Татмедиа», продемонстрировав открытость и готовность к любым вопросам.

Возглавлял группу министр экономики РТ Артем Здунов, компанию которому составили заместитель руководителя ФНС по Татарстану Андрей Никиташин, генеральный директор фонда поддержки предпринимательства РТ Андрей Афонин, заместитель управляющего по корпоративному бизнесу «Банка Татарстан» Сбербанка Дмитрий Волостнов, заместитель директора департамента корпоративного бизнеса «АК БАРС» Банка Наталия Фадеева и заместитель главы Торгово-промышленной палаты Артур Николаев. Банкиры отвечали за блок вопросов о страховых выплатах вкладчикам Татфондбанка, налоговик — о решении проблемы исчезнувших на счетах банка налоговых платежей. Афонин отчитывался, как идет выдача льготных кредитов пострадавшим предпринимателям, для которых, напомним, инвестиционно-венчурный фонд РТ выделил 1 млрд рублей.

Разговор прошел открыто, хотя большинство острых вопросов ответов не получили, что, впрочем, было ожидаемо: внутренние дела Татфондбанка, равно как и вопросы возможной санации, министр экономики при всем желании комментировать не был уполномочен.

Здунов в двух словах прокомментировал ход утренней встречи с предпринимателями и напомнил о горячей линии министерства, на которую ежедневно поступает множество звонков. «Последний звонок [вчера] был в 22:32. Очень плотно по разным вопросам звонят, причем и физические лица, а не только юридические», — рассказал министр. По его словам, работа постепенно организуется: звонят уже меньше вкладчиков, понявших, где и как забрать свои деньги, и все больше запросов идет по выдаче микрозаймов. «Кстати, я хочу уточнить, что наша комиссия работает по всем ситуациям, связанным с проблемами банков, и ИнтехБанк тоже сюда включен», — подчеркнул Здунов. Но клиенты других банков, испытывающих проблемы с ликвидностью, например «Тимер Банка» и Булгар банка, попадут под пристальный взор комиссии только в случае введения временной администрации ЦБ либо отзыва лицензии.

Антикризисная комиссия предоставила инициативной группе пострадавших предпринимателей постоянное помещение для обсуждения острых вопросов — в здании Торгово-промышленной палаты, отметил Здунов. Сама инициативная группа выросла с 5 до 17 человек. «Я думаю, состав будет еще несколько расширен», — заявил министр.

Афонин рассказал журналистам, что за три неполных дня действия программы льготного финансирования было выдано 3 займа, в процессе — еще 14. «Девять комплектов документов у меня находится на подписи, предприниматели могут приехать и получить кредиты. Пять — сегодня поступило», — описал он ситуацию. Многие предприниматели (за пару дней таких набралось более 200) пока прощупывают почву и интересуются, продолжится ли программа в новом году. Документы лично привозить необязательно, подчеркнул Афонин, нужно всего лишь выслать заявление на электронный ящик фонда, приложив к нему сканы документов. Здунов отметил, что комиссия прорабатывает и вопрос получения микрозаймов на счет в Татфондбанке. «Потому что не все предприниматели готовы открывать счета в других банках. У кого-то это просто не получается, потому что они не успели заплатить налог», — рассказал он.

Пока что денег на выдачу вполне хватает: предприниматели обращаются за небольшими суммами. Кроме того, многие планируют обратиться за займом в январе, чтобы не тратить деньги на проценты в 2016 году. «Когда мы говорим, что программа будет действовать после нового года, они успокаиваются и уходят», — объяснил столь малую динамику выдачи займов гендиректор фонда поддержки предпринимательства РТ.

Впрочем, чиновники дали понять: контроль необходим, всем подряд раздавать средства не будут. «Когда мы смотрим историю предпринимателя, иногда грустно становится: видно, что человек пришел не за помощью», — констатировал Афонин. Например, на днях за 3 миллионами пришел бизнесмен, с 2012 года не плативший налоги и накопивший 12 судебных решений о их возврате. Ему было отказано.

«И не ищите никаких посредников. Вот все посредники находятся здесь, в этом зале!» — эмоционально обратился к предпринимателям Здунов. Видимо, прецеденты были.

НАЛОГИ МОЖНО УПЛАТИТЬ ЧЕРЕЗ ТРЕТЬИ ЛИЦА

Никиташин отметил, что вопросы с налоговыми платежами «будут рассматриваться в рамках действующего законодательства», и объяснил, куда обращаться за решением вопроса о зачислении налогов. «Мы рассматриваем заявление, плюс некоторые еще мероприятия, которые мы с банком осуществляем... В течение месяца принимается решение, но в данной ситуации — в максимально короткие сроки. Зависит от числа заявлений, конечно... Они все будут рассмотрены, будет принято решение о признании указанной суммы как исполненной обязанности», — весьма размыто описал он механизм работы с налогоплательщиками. А отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Никиташин уточнил, что пока еще ни одного подобного решения принято не было — налоговая получила от бизнесменов около 10 заявок и рассматривает их. Напомним, что его шеф Марат Сафиуллин ранее дал понять, что вопрос лучше решать через суд.

Он дал и еще одну подсказку: уплатить налог, пока счет в Татфондбанке заблокирован, теперь можно и через третьи лица. Такую возможность налогоплательщики получили благодаря поправкам в законодательство, вступившим в силу как раз недавно — 30 ноября.

Банкиры же отчитались о введении новых кредитных продуктов специально для пострадавших от падения Татфондбанка. Так, Сбербанк предлагает кредиты от 3 млн. рублей сроком до 10 лет (решение по ним принимается в течение 7 - 8 дней), а также от 150 тыс. рублей сроком до 3 лет под 11%. Есть и экспресс-кредиты для «заложников» Татфондбанка: «тело» такого кредита переносится на три месяца вперед. «Мы выдадим всем, кто обратится», — уточнил вопрос по лимиту денежных запасов Волостнов, заметив, что пока заявки на кредит подали 5-7 компаний, а на экспресс-реструктуризацию — одна.

«АК БАРС» Банк же отчитался о запуске двух льготных программ. Первая — на экстренное восстановление ликвидности. Она для тех, у кого буквально заморожены деньги и из-за этого встала вся деятельность, объявила Фадеева. «Суммы там до 2 миллионов, мы не будем [требовать] имущественного обеспечения. Мы приветствуем поручительство гарантийного фонда — у нас, в общем, программа совместная. Минимальный пакет документов, заявленные нами сроки — 3 - 5 дней на рассмотрение этой сделки по самому усеченному перечню. Мы даже не претендуем на справки других банков, кредитной истории, оборотов и так далее», — объявила она. Ставка составит 11% годовых. Вторая программа «поглобальнее» — это кредит на сумму до 100 млн. рублей и до 30 млн. в случае овердрафта под ставку от 13,5% годовых. Здесь также возможно полное либо частичное отсутствие залогового обеспечения. Пока в работе три заявки на 12,5 млн. рублей.

«ДРУЗЬЯ, ЭТО НЕ ПО НАШЕЙ С ВАМИ ВИНЕ...»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», подсчитано ли количество пострадавших юрлиц, Здунов пообещал раскрыть эти данные и цифры в ближайшие дни. «Давайте сделаем так: мы ведем реестр. Причем реестр ведут и сами клиенты Татфондбанка, и мы реестр ведем по обращениям, — он помахал листочком бумаги с напечатанной на ней таблицей. — Наш реестр получается более точным, потому что мы не только фиксируем юридические лица, но еще и смотрим, какие категории вопросов. Я думаю, на этой неделе мы сможем еще более точно сказать, сколько предпринимателей считают себя пострадавшими и как мы им можем оказать поддержку. Если не завтра, то послезавтра эту цифру вам сможем назвать».

Здунов признал и проблему зависших денег НКО, в том числе религиозных и благотворительных организаций. Для них пока что никакой формы поддержки нет. «Вопрос не в бровь, а в глаз, что называется. У нас есть достаточно широкие меры поддержки малого и среднего бизнеса, у нас два мощнейших фонда, которые в целом в состоянии поддержать ликвидность наших предпринимателей. Что касается некоммерческих форм, то таких способов поддержки мало в стране. А вопросы поступают, и в рабочей группе тоже есть представитель: кто-то занимался меценатской деятельностью, есть детские сады... Поэтому в рабочей группе мы совещаемся, думаем, что делать с этим», — сказал министр.

Из крупного бизнеса в рабочую группу никто не обращался, но «это не означает, что нет вопросов», комиссия в курсе ситуации, дал понять Здунов. «Помимо предложенных форм, что мы назвали, сегодня прозвучали такие предложения в отношении крупного бизнеса — что, может быть, государству стоит пересмотреть какие-то контракты, если это было связано с выполнением каких-то работ и срывы были из-за банковского обслуживания, каким-то образом могут пойти навстречу. По госконтрактам, — выдал некоторые наметки министр. — Но я хочу сказать, что никаких законов о развитии конкуренции нарушать, конечно же, мы не будем».

Министр считает, что паники среди вкладчиков татарстанских банков в реальности нет. «Слово „паника“ я бы не стал употреблять. Надо понимать, что два разных банка в одной группе находятся банков (Татфондбанк и ИнтехБанкприм. ред.) — это звенья одной большой цепи. И уже было сказано, что это отголоски того удара, который был нанесен в целом российской экономике не по нашей вине. Друзья, это не по нашей с вами вине: вы знаете, у нас в экономике сейчас небольшой, но стабильный рост, и индекс промышленного производства, и с инвестициями у нас неплохо. Но такой удар был нанесен, и отголоски эти есть, и по группе Татфондбанка это ударило в течение двух лет», — повторил Здунов тезис президента РТ Рустама Минниханова о том, что первопричина бед — события конца 2014 года.

О возможном числе банкротств из-за ситуации вокруг банков министр пока не знает — он знает лишь о предбанкротных ситуациях, которые и отрабатываются по горячей линии. «Скажу так: пока массового такого (объявления о банкротствах прим. ред.) нет, с каждым персональным случаем мы работаем, чтобы этого не допустить, — осторожно ответил он. — Но я готов отвечать на этот вопрос и следить за ситуацией, чтобы общественность знала». По его словам, комиссия обязательно займется и «Спартаком»: «однозначно будет проведена работа», поскольку в комиссии есть и представители минпромторга.

«Мы будем работать все новогодние праздники. Для нас этих выходных как бы нет. Режим работы будет такой же», — объявил, наконец, Здунов.

Сегодня в 16:00 на пресс-конференцию прибудут глава ФНС по Татарстану Марат Сафиуллин, первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов и представитель минпромторга, анонсировал Здунов. Они ответят на вопросы о зачислении зависших платежей за налоги, энергоресурсы и о ситуации на предприятиях, оказавшихся в тяжелом положении из-за Татфондбанка.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.12.2016 10:24

1. Министерство экономики РТ.
2. Фонд поддержки предпринимательства РТ.
3. Инвестиционно-венчурный фонд РТ.
4. Гарантийный фонд РТ.
5. Торгово-промышленная палата РТ.
6. Ассоциация предприятий и промышленников РТ.
7. Фед. налоговая служба по РТ.

У семи нянек с ложкой - дитя без глаза, зато с сошкой.

  • Анонимно
    29.12.2016 08:58

    пустая болтовня! Как ЦБ решит - так и будет!

    • Фраза министра экономики: "И уже было сказано, что это отголоски того удара, который был нанесен в целом российской экономике не по нашей вине". - Оказывается это кем-то уже сказано! По-моему, минэкономике РТ нужно перестать работать в формате Вторичного! Минэкономики РТ должно работать на опережение, видеть то, что за горизонтом, но, увы, нужно признать, что сильных экономистов-концептуалистов в республике нет и , поэтому, они обращаются за концепциями в "леонтьевскую" контору, которая "далеко сидит, но ничего не видит". Продержаться на этапе освоения и финпотоках можно какое-то время, но потом спихивать все беды на общероссийский бардак и происки Запада - это безответственность! Воскрешать Черномырдина с его заветами " Хотели как лучше, а получили как всегда - не то время!" Рано или поздно придётся отвечать за освоение финпотоков в РТ! И то, что сейчас происходит вокруг банковской системы РТ - это , по-видимому, только цветочки!

      • Анонимно
        29.12.2016 11:53

        У нас в республике ( на уровне кабмина и т.д.) любят выпячивать себя, хвалится как у нас все хорошо, а как плохо - во всем виноват центр. Господин Здунов! Вы забыли или запамятовали, что ваш шеф - Премьер Халиков является Председателем совета директоров ТФБ. Посторайтесь понять, что "лед тронулся..", и в следующий раз эти отговорки не сработают.

        • Анонимно
          29.12.2016 15:11

          Экономика Республики действительно показывает положительную динамику. Нельзя сбрасывать со счетов пресловутые санкции. Если это не сильно коснулось людей, то из этого не следует, что это не коснулось банки. Они особенно чувствительны к таким вещам.

      • Анонимно
        29.12.2016 14:52

        Работать на опережение это как? Звучит, конечно, красиво. Можно ещё добавить, что стоит изобрести машину времени для более точного прогнозированию будущего. Аналитики есть везде, но на что они способны реально? Взять хотя бы выборы в США, где все были убеждены, что победит Клинтон. И что делать, если общероссийский бардак и влияние извне это реальные факторы, которые сыграли свою роль. Почему об этом нужно молчать? Нужно бороться с причиной, а не со следствиями. Также мне непонятен Ваш пессимизм, предпосылок для ухудшения ситуации никаких нет. Наоборот всё стабилизируется, рынок перестроился и самое страшное позади.

  • Анонимно
    29.12.2016 09:19

    Почему-то каждый хочет заработать на этой ситуации. Банкиры выдавая кредиты под 11-13%, фонд микрофинансирования получив бесплатно от Президента миллиард выдает под 5%. Маржа одинаковая учитывая, что банкам приходиться привлекать средства на стороне.

    • Анонимно
      29.12.2016 22:13

      Вы не правы. Фонд получил данные денежные средства тоже под 5 % годовых. Данная помощь не предусматривает принцип маржинального дохода.

  • Анонимно
    29.12.2016 09:43

    Лично пострадала от Тимер банка, не могу снять свои деньги на покупку квартиры, приходится занимать под проценты. Почему наше правительство не рассматривает проблему в целом. Ждет чтобы пострадавшие увеличились, доводят людей до точки. Где виновные, пусть свои новогодние премиальные и зарплаты отдают врачам и учителям.

    • Анонимно
      29.12.2016 15:13

      Почему Вы не встаёте в очередь за выплатой? Вы ведь физическое лицо, у Вас ситуация самая простая.

      • Анонимно
        30.12.2016 11:08

        Вы наверное покупаете или продаете квартиры по "три копейки". А у меня она подороже, чтобы на нее получить по 5 тыс. в день, сколько это надо написать заявлений и дней приходить. Действительно самая простая ситуация.

    • Анонимно
      29.12.2016 16:46

      Потому что Мы не Америка - у населения нет оружия на руках.
      А значит на нас можно плевать.

  • Анонимно
    29.12.2016 10:24

    1. Министерство экономики РТ.
    2. Фонд поддержки предпринимательства РТ.
    3. Инвестиционно-венчурный фонд РТ.
    4. Гарантийный фонд РТ.
    5. Торгово-промышленная палата РТ.
    6. Ассоциация предприятий и промышленников РТ.
    7. Фед. налоговая служба по РТ.

    У семи нянек с ложкой - дитя без глаза, зато с сошкой.

    • Анонимно
      29.12.2016 15:18

      Всё и сразу не бывает. Списки готовят и прочее, представляю какая это морока. А физикам уже выплаты идут.

  • Необходимо признать, что Минэкономики РТ не увеличивает зоркость видения за горизонт экономики РТ . Ни разу я не слышал от этой структуры эффективной и симпатичной модели развития РТ. Да и по Президенту РТ чувствуется дефицит экономической информации, который бы позволил идти увереннее! Выстраивать перспективы развития РТ только на концепции освоения финпотоков уже нельзя ! Вопрос о том, какова наша Реальная Экономика РТ и России покажет только время со своими бурными событиями, а не те художества и зарисовки экономической российской элиты, аффилированной к руководству страны.

    • Анонимно
      29.12.2016 15:06

      Критика от диванного аналитика. Фарс в квадрате.

    • Анонимно
      29.12.2016 15:27

      Симпатичную модель на Ваш взгляд? Какая она будет? Разговаривать и обещать конечно просто. Уж у Президента-то с информацией точно всё нормально. Банки не закрываются по графику, это происходит всегда именно так. Об этом говорит мировой опыт крушения банков. А РТ развивают достаточно умело (опять же всё познаётся в сравнении). Туризм, инвестиционный климат.Кто ещё может похвастаться такими результатами? Только мы и города федерального значения.

      • Анонимно
        30.12.2016 12:47

        Главный результат, критерий оценки - уровень жизни, благополучие людей. А с этим Татарстан не блещет.

  • Анонимно
    29.12.2016 12:06

    Верно. Разные там Стратегии-2020, -2220 -- пустая болтовня и марание бумаги. Не справились даже с обычной задачей достижения стабильность финансовой системы в отдельно взятой республике.

    Где рост экономики и улучшение инвест. привлекательности, как в Сингапуре при Ли Кван Ю? Книжку его почитали, в Сингапур полетали — а где всё это благолепие, инвестиционный дождь на нашей татарской земле?

  • Sandy
    29.12.2016 13:56

    За три дня работы выдали всем желающим три микрозайма... ТРИ ЗАЙМА!КАРЛ!

    • Анонимно
      29.12.2016 15:29

      По Вашему они должны были выдать займы людям, которые не просили займы?

      • Sandy
        29.12.2016 16:00

        Нет, они должны были просто сдержать свое слово и выдавать деньги по упрощенной процедуре. Вы давно оформляли коммерческий кредит в банке? Как вы думаете, документы из списка аж на двух листах быстро формируются? А ведь людям деньги нужны вот прямо сейчас... Если вдруг забыли, напомню - послезавтра уже Новый Год! С наступающим!

        • Анонимно
          29.12.2016 18:18

          Процедура занимает один день!!! АДЫН ДЕНЬ! Попробуй и у тебя все получится.

  • Анонимно
    29.12.2016 15:20

    Без булдырабыз

  • Анонимно
    29.12.2016 15:33

    "У нас есть достаточно широкие меры поддержки малого и среднего бизнеса, у нас два мощнейших фонда, которые в целом в состоянии поддержать ликвидность наших предпринимателей."

    Вот это успокаивает. Я тоже думаю, что проблемы будут решены.

  • Анонимно
    29.12.2016 15:51

    В ТФБ у нас на счетах зависли денежные средства ТСЖ.
    И что, нам для оплаты за тепло, электроэнергию за весь дом брать кредит? И эту зависшую в ТФБ сумму по новой собирать с собственников по-новой? На каком основании???

  • Анонимно
    29.12.2016 19:25

    Опять минэк хочет быть всего лишь посредником:(((((

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль