Шаляпинский фестиваль-2017  
1.02.2017

Почему на открытии Шаляпинского фестиваля ждут скандала

Казанская опера собирается напугать зрителей «Пиковой дамой» и продолжает игнорировать своих звезд. Часть 1-я

Сегодня стартует XXXV по счету оперный фестиваль им. Шаляпина. В театре им. Джалиля традиционно рапортуют о раскупленных билетах и ждут хвалебных отзывов. Открывается фест, действительно, ожидаемой премьерой — режиссер Юрий Александров представит свою «Пиковую даму». Три года назад в его спектакле в московской «Новой опере» расстреливали царскую семью, а по сцене гулял Сталин, теперь же Александров обещает шедевр Чайковского-Пушкина в духе мистического триллера.

На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет, скорее, плюсом для театра На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет скорее плюсом для театра Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕМЬЕРА МИСТИЧЕСКОГО ТРИЛЛЕРА «ПИКОВАЯ ДАМА»

На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет скорее плюсом для театра, который, по мнению одного критика, вот уже многие годы по большому счету «делает ставку на талантливых вокалистов и старается воспроизвести помпезный декор советского театра». Откроется театральный форум премьерным спектаклем Юрия Александрова «Пиковая дама». Казанская опера, да и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров, чем постановщик уже «баловался» в столице Татарстана, а о совершенно оригинальной интерпретации шедевра Чайковского-Пушкина.

Сегодня и завтра «Пиковую даму» представят два состава солистов, а в театре им. Джалиля ожидается значительно большая, чем обычно, концентрация столичных музыкальных критиков. Очевидно, что директор Рауфаль Мухаметзянов и его команда, годами заявлявшие о том, что их не интересуют разные премии и прочее, а исключительно зрительская любовь, вновь решили сыграть на поле «Золотой маски». Александров уже рассказывает в многочисленных интервью о том, что публика увидит мистический триллер, а сам режиссер всерьез настроен зрителя напугать. Добавляет интриги и предыдущая «Пиковая дама» ветерана оперной режиссуры из Санкт-Петербурга. В 2013 году в московской «Новой опере» случился действительно большой переполох, да такой, что исполнитель главной партии — лучший Герман мира, знаменитый тенор Владимир Галузин отказался от участия в проекте буквально за неделю до премьеры. А в самом спектакле расстреливали царскую семью, по сцене прогуливался Сталин, а Лиза везла в санках труп по блокадному Ленинграду.

Впрочем, спектакль не стал фаворитом ни у критиков, ни тем более у зрителей. С первыми, кстати, у Александрова, которому в феврале исполнится 67 лет, уже давно складываются довольно сложные отношения, хотя вроде бы он и проходит по разряду постановщиков, несущих на сцену свои смелые идеи. Но если в 90-е он был действительно одним из пионеров режиссерской оперы, а в середине нулевых даже отметился работами в Метрополитен-опера и Ла Скала, то все последние годы над безудержной фантазией Александрова в профессиональном сообществе больше принято иронизировать. Тем удивительней, как же нашли друг друга режиссер и театр им. Джалиля, считающийся оплотом «махровой» классики, делая вместе уже четвертый спектакль за последние годы.

Казанская опера и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров Казанская опера и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанскую оперу можно похвалить, чем бы ни закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра, который за долгие годы выпестовал своего зрителя, которому нужно сделать исключительно «богато и красиво». К примеру, в самом театре не скрывают того, что самый проблемный спектакль в репертуаре, с точки зрения продажи билетов, — это «Лючия де Ламмермур», где действие перенесено из Шотландии в наши дни, по сцене ездят на мотоциклах, а офисные работники стучат по клавишам ноутбуков. Не спасают здесь ни номинации на «Золотую маску-2012», ни сама Альбина Шагимуратова, которая за роль в казанском спектакле получила главную национальную театральную премию. С «Пиковой дамой», судя по всем вводным, может случиться нечто подобное. Хотя это и, безусловно, гадание на кофейной гуще.

В ЗНАК ДРУЖБЫ МЕЖДУ ТАТАРСТАНОМ И ТУРЦИЕЙ

Все же, кажется, что критика в адрес театра им. Джалиля с различных сторон влечет за собой какие-то последствия — хоть и очень медленно, но он пытается меняться. Вообще, само определение «Шаляпинский фестиваль» некоторое время назад стало совершенно выхолащиваться, поскольку речь шла просто о целом ряде репертуарных спектаклей, которые показывались подряд. При чем же здесь само понятие «фестиваль», которое подразумевает в том числе презентацию уникального продукта здесь и сейчас? Раньше Мухаметзянов на это высокомерно-иронично замечал, дескать, а чего вы хотите нового, опера — это великое искусство, которому несколько сотен лет, или что-то в этом духе. Но уже в прошлом году здесь задумывали блюдо, от предвкушения которого у музыкальных гурманов «текли слюнки». Правая рука Мухаметзянова Юрий Ларионов тогда рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что здесь всерьез рассчитывали сольным концертом Шагимуратовой, которой должен был аккомпанировать всемирно известный пианист Борис Березовский, привести в театр им. Джалиля публику, предпочитающую походы в ГБКЗ им. Сайдашева. Тогда не сложилось, у Березовского в последний момент случились семейные обстоятельства...

Подобного же проекта спустя год в Казанской опере затевать не стали, но нынешняя «Пиковая дама», а, пожалуй, такой интригующей оперной премьеры здесь не было давно, кажется, тоже шажком вперед. Кстати, еще одним специальным событием фестиваля станет исполнение «Реквиема» Верди отличной четверкой солистов во главе с Михаилом Казаковым.

Казанскую оперу можно похвалить, чем бы не закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра Казанскую оперу можно похвалить, чем бы ни закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Если же говорить о спектаклях и певцах — как известно, Шаляпинский позиционирует себя как «фестиваль голосов», — то можно сказать, что звезд первой величины, доселе невиданных в Казани, в афише нет. Впрочем, нет и откровенно левых имен, вроде малоизвестного итальянского тенора, который провалился пару лет назад здесь в «Аиде», а потом в интервью честно признался, что Радамеса в спектакле пел впервые в жизни. Настоящий иностранец, по сути, только один — турецкий тенор Левент Гундуз, он споет все того же Радамеса, а также Калафа в «Турандот». В одной из предваряющих фестиваль статей он уже был назван «звездным», хотя, изучив биографию певца, в последнее время работающего в основном на родине в Измире, корреспондент «БИЗНЕС Online» особых достижений не обнаружил. Да и видео его выступлений показывают скорее, что это обычный крепкий профессионал. В общем, его появление — это дань дружбе Татарстана и Турции: в тонких политико-культурных вопросах директору Мухаметзянову нет равных в республике.

Так что на Шаляпинском фестивале ожидается два громких дебюта: партию Онегина исполнит ведущий баритон Большого театра Игорь Головатенко, а Джильду в «Риголетто» споет восходящая звезда все того же Большого Нина Минасян. В остальном публику ждут певцы, которые не раз и не два пели в Казани: Василий Ладюк, Алексей Татаринцев, Елена Максимова, Сергей Скороходов, Михаил Светлов-Крутиков, Эвез Абдулла и др. Самый ровный и сильный состав в «Евгении Онегине» и «Севильском цирюльнике», а еще очень любопытно, как Ладюк и Скороходов сыграют отца и сына Жермонов в «Травиате», учитывая, что последний старше своего сценического папы на четыре года.

А ГДЕ ЖЕ НАШИ? НАШИ В ВЕНЕ И ЛОНДОНЕ

А где же казанские певцы? Традиционный вопрос, которым задаются и любители, и профессионалы, вспоминая о существовании Казанской консерватории. Естественно, будет много Казакова (царь Борис в «Борисе Годунове», Рамфис в «Аиде», Гремин в «Евгении Онегине», партия баса в «Реквиеме»), а вот Шагимуратова сейчас поет свою коронную Царицу ночи в «Волшебной флейте» на сцене Парижской оперы. Зато главную женскую партию в «Мадам Баттерфляй» исполнит молодая и талантливая Гульнора Гатина. Этим серьезное присутствие местных певцов ограничится.

Напомним, в сентябре на пресс-конференции директор Казанской оперы Мухаметзянов так ответил на вопрос о приглашении «татарских оперных звезд»: «Когда солнце выходит, звезд не видно вообще. Что вы подразумеваете под звездой?.. Масштаб звезды — можно подискутировать на эту тему. Могу только сказать, что у звезд, как и у всех талантов, есть измерение во времени или в пространстве. Звезда на уровне деревни Кукуево — один уровень, звезда на уровне Казани — это другой вопрос, на уровне России — другой вопрос, на уровне Европы и мира...Звезда? Назовите мировые театры, в которых вы спели. Метрополитен, Ковент-Гарден, Венская опера. Я скажу: да, ты звезда! И я еще спрошу, что спел и сколько раз. Давайте конкретно от этого будем отталкиваться. Вот тогда не будет такого казуса местечкового».

Хотим немного освежить память босса театра им. Джалиля и привести краткий шорт-лист артистов, непосредственно связанных с Казанью и Татарстаном, которые могли бы украсить и Шаляпинский фестиваль, и текущий репертуар нашего оперного.

7. Дамир Закиров (тенор)

Выпускник Казанской консерватории ныне — солист Театра оперы и балета Консерватории им. Римского-Корсакова, приглашенный солист Михайловского театра.

6. Тимур Абдикеев (бас)

Солист Мариинского театра. Формально связан с Татарстаном только своей национальностью, что не мешает Абдикееву регулярно выступать на татарстанских правительственных концертах и даже стать заслуженным артистом РТ.

5. Влада Боровко (сопрано)

Солистка молодежной программы Ковент-Гарден также является выпускницей Казанской консерватории. На просторах интернета можно посмотреть недавнюю премьеру знаменитого лондонского театра «Борис Годунов», где в заглавной партии блистает знаменитый бас-баритон Брин Терфель, а Боровко поет Ксению.

4. Ильгам Валиев (тенор)

Певец, которого называют лучшим татарским тенором со времен Хайдара Бигичева, так и не дождавшись приглашения из Казани, решил перебраться из Екатеринбурга домой в Уфу и теперь «тащит» весь теноровый репертуар местного оперного театра. А недавно спел заглавную партию в национальной опере «Салават Юлаев». Много говорят о том, что в Башкортостане делают из татарского певца своего музыкального героя.

3. Юлия Мазурова (меццо-сопрано)

Молодая солистка Большого театра окончила в Казани музыкальный колледж и Санкт-Петербургскую консерваторию. Была номинирована на «Золотую маску» за партию Керубино в «Свадьбе Фигаро», также поет Кармен на сцене главного театра страны.

2. Венера Гимадиева (сопрано)

Уже состоявшаяся оперная звезда из Казани — это живой ответ на вопросы, которыми задавался на сентябрьской пресс-конференции директор Мухаметзянов. Коронную партию Виолетты Валери в «Травиате» Гимадиева исполняла на Глайндборнском фестивале, на сцене Ковент-Гарден, Театро Реал в Мадриде, в Дрезденской опере и т. д.

1. Аида Гарифуллина (сопрано)

Звездная мировая карьера солистки Венской оперы кажется уже вопросом времени. Между тем по музыкальной Казани ходит история. Гарифуллина прослушивалась в Казанскую оперу, но Мухаметзянов, кстати, не имеющий высшего музыкального образования, вынес вердикт, сообщив, что Аида «не заполнит ему зал». То ли речь шла о вокальных талантах, то ли о возможности привлечения зрителя.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.02.2017 09:14

Мухаметзянов - не директор, а татарстанский феодал в сфере культуры.

  • Анонимно
    1.02.2017 08:26

    А причина одна как всегда не пустят ЖУРНАЛИСТОВ Бизнес Онлайна-которые не только пишут прекрасно -но ПРАВДУ -МАТКУ говарят..и самое смешное что мы вроде бы живем в мире ДЕМОКРАТИЕ-а на деле кроме как СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА не чувствуется---Ж А Л Ь....

  • Анонимно
    1.02.2017 08:50

    А что же тогда Гала- концерты проходят на студенческом уровне? Я после этого не хожу на них. Студенты из С-Петерб. выступали.

  • Анонимно
    1.02.2017 09:14

    Мухаметзянов - не директор, а татарстанский феодал в сфере культуры.

    • Анонимно
      1.02.2017 12:34

      Да больше похож на персонаж\СКАЛОЗУБОВА\из горе от ума-какой чин не придет-скалиться перед ним в поклоне вечно....готов тут же \смыть\всю непригодность с одежды-только того чтобы угодить упластить понравиться

    • Анонимно
      2.02.2017 14:15

      На его (Мухаметзянова) совести потеря, такого дарования как Хайдар Бегичев, а сколько живых талантов он не пускает на свою сцену, и даже на сцену филармонии (Шагимуратова, 25 ноября), и они поют в Маринке, Праге, Уфе но не в Казани

  • Анонимно
    1.02.2017 09:28

    Анонс " Пиковой дамы" пугает... Да , репертуар у нас застойный, но столь революционные прочтения классики -явный перебор. На фестиваль ходить уже не хочется- сплошное дежавю в не лучшем варианте. Солистов нет, оркестр так себе. Радует только хор, но он ведь не может заполнить собой весь спектакль. Вообще, за театр обидно.Я ни разу не критик, но когда по ходу действа на сцене охватывает чувство неловкости , уж не за этим я сюда пришла, это точно. Да и неизменное шебуршание публики во время спектакля тому подтверждение. Можно сказать невоспитанность, а на деле -просто спектакль не захватывает зрителя, вот он и находит занятие поинтересней. Сходите в БКЗ , там бывают моменты звенящей тишины в зале....

  • Анонимно
    1.02.2017 09:49

    наши в Вене и Лондоне. И виноват в этом, по Нигматуллину, Мухаметзянов.

    • Очень странное замечание. Наши из Вены и Лондона с удовольствием бы приезжали домой и здесь пели при малейшей возможности. Гимадиева и Гарифуллина об этом прямо говорили.

      • Анонимно
        1.02.2017 11:57

        Смешно ... Может быть они бы и приезжали, но не бесплатно. А кто будет оплачивать европейские гонорары?

        • Театр им. Джалиля очень богатый, гонорары здесь абсолютно европейские. Мы об этом подробно писали.
          https://www.business-gazeta.ru/article/317318

          • Анонимно
            1.02.2017 12:54

            Бюджет Оперного на минуточку - примерно полмиллиарда рублей
            е-же-год-но! С таким бюджетом можно греметь на всю Европу.

            • Анонимно
              1.02.2017 14:32

              Этого даже на фонд оплаты труда артистов, оркестра и уборщиц не хватит по самым низким ставкам!
              А за электричество, отопление, ремонты папа Карло заплатит?
              Насчёт Европы - вы в один конец билеты купите для всей труппы, потом посмотрите, сможете ли на обратную дорогу заработать?
              Ещё с бюджетом не Ляскала или Венского театра, хотя бы с Мариинским сравните.
              В Мариинском нашего годового бюджета на месяц не хватит!

              • Вот только не надо крокодиловы слезы лить о якобы бедном театре им. Джалиля. Возьмите на ставку в труппу Ильгама Валиева, только на него одного татарская публика повалит. И не нужно платить по 300 тысяч за один спектакль тенорам, многие из которых ничуть его не лучше. Только на этом одном можно миллионов 10 в год сэкономить.
                Сравнение с Мариинкой вообще странное. Они на трех своих площадках в Питере дают под тысячу представлений в год. Наши в Казани - от силы 60-70 спектаклей. Остальное - это катание по европейской провинции, где вообще концерты профессиональных оперных трупп в диковинку.

                • Анонимно
                  2.02.2017 13:45

                  "Возьмите на ставку в труппу Ильгама Валиева, только на него одного татарская публика повалит"
                  Айрат в своем репертуаре)) Ниже в комментариях уже правда это отметили.
                  Почему-то публика даже в театре (как и читатели на БО, видимо) должна подразделяться на национальности, кому надо "валить", а кому не надо..

      • Анонимно
        1.02.2017 15:16

        Что-то не верится. Вряд ли променяли бы заграницу на Казань

  • Анонимно
    1.02.2017 10:45

    Надо оперному Ветер перемен! Нафталином пахнет. Новых талантливых пригласить пора или своих взрастить. А балет тоже не тот. Смотрели Ромэо и Джульету. Постановка ничего, так себе. Бледновато .

  • Анонимно
    1.02.2017 10:58

    Последний абзац полная ахинея журналиста. Театр давно старается придерживаться методов работы Европейских театров, в двух словах это выглядит так: театр решает какую постановку ставить, приглашает режиссёра, приглашает оркестр, приглашает артистов, проводит спектакль, занавес, до свидания. В большинстве случаев не только сам театр решает какой артист будет выступать, но и сам режиссёр в этом вопросе не последнее лицо. Поэтому спрашивать у директора почему на сцене так мало татарских артистов не совсем корректно.
    Помнится мне, вчера или позавчера в комментариях писали, что БО стал активно пропагандировать тематику ущемления татар, данная статья прекрасно это показывает, так как искусство не имеет национальности, но видимо не для журналиста БО.

    • Это вы тот еще ахинейщик, прикидывающийся знатоком. Какой такой оркестр приглашает театр Джалиля? У него есть один штатный оркестр театра. И все "методы работы Европейских театров" сводятся только к тому, что у театра нет собственной оперной труппы и, соответственно, приглашаются солисты на конкретный спектакль. При этом сами постановки входят в репертуар и играются много лет, так что это уже привычная модель советского театра.

      Поэтому вы хотя бы элементарно мат часть выучите, прежде чем с такой уверенностью тыкать по клавишам.

      И я думаю, что появление, например, Венеры Гимадиевой здесь в "Травиате" стало бы настоящим культурным событием. На ввод спектакль нужен минимум временем.
      А относительно ущемления татар я могу только покрутить у виска, видимо, Юлия Мазурова тоже татарка.

      • Анонимно
        1.02.2017 12:18

        Мне показалось, что текст Айрата предельно корректный. Анонимные сотрудники Оперного - предельно некорректны. Как всегда, мухлюют с картами и аргументами.

        В статье отдается дань и Оперному и его директору (считаю, несправедливо), но показано, что тот выезжает за счет второстепенных приглашенных артистов. Тогда как своих звезд и звездочек мирового уровня у нас, оказывается, немало.
        Казанец

        • Анонимно
          1.02.2017 13:42

          Я говорил только о последнем абзаце, в котором описывается ситуация с местными артистами (это и написано в первом предложении моего комментария). Я не сотрудник оперного, а зритель.
          А вот позиция журналиста не совсем ясна. Вот журналист осветил что казанских певцов там мало, вот журналист написал позицию директора, вот журналист привел пример непосредственно связанных с Казанью и Татарстаном артистов. Расписана краткая биография 7 артистов, по мнению журналиста, связанных с Татарстаном. А что было написано про участника фестиваля Левент Гундуза? - "Корреспондент Бизнес Online особых достижений не обнаружил". Вот и новости про фестиваль. 7 важных, по мнению журналиста, певцов отсутствует, а нынешним участникам посвящена пара строк.
          Ощущение, что вся статья была написана только ради этого абзаца. Ведь только он в статье и выделяется.

    • Анонимно
      1.02.2017 12:41

      Вот и поэтому и почти и потеряли свой Татарский Тукаевский язык......что ИСКУССТВО не имеет НАЦИОНАЛЬНОСТИ....так и получается что куда МЫ не сунем свою МОРДУ -везде нет национальности и почему то именно своего Национального родного

      • Анонимно
        1.02.2017 14:53

        "Искусство не имеет национальности", написал Ларионов, правая рука директора Оперного. В год эти "ребята без национальности" получают полмиллиарда рублей налогоплательщиков, львиная часть которых имеет две национальности - русские и татары. Как-то так...

  • Увы! В российское искусство вошли мировые технологии и поэтому региональная привязка участников этого процесса становится вторичной! Искусство становится Мировым, причём не важно в регионе оно локализовано или в Москве! Местным талантам в таких условиях конкурировать приходится сложнее. С уважением, заслуженный работник культуры РТ Р.Р. Гарифуллин

    • Анонимно
      1.02.2017 11:46

      местные таланты прекрасно конкурируют в Вене) Есть, кем гордиться и это гораздо масштабнее, чем они выступали бы здесь.

    • Анонимно
      2.02.2017 13:47

      Это совсем не УВЫ! Искусство и должно быть мировым, оно должно объединять, а не разделять!!

  • Анонимно
    1.02.2017 11:31

    Прекрасная и глубокая статья! Спасибо большое@

  • Анонимно
    1.02.2017 13:07

    Стараться итябез угодить безнеге руководствага-понимать надо

    • Анонимно
      1.02.2017 13:51

      Ну и нравы в Оперном - хамство на хамстве(( Даже комментарии не способный интеллигентно писать.

    • Анонимно
      1.02.2017 15:18

      Причём бездарно

  • Анонимно
    1.02.2017 15:12

    Ты кого называешь \ХАМАМИ\-вот я например \ПРОЛЕТАРИАТ\с копейками-а вот мой сосед в основном сидит на \ШАБАШКАХ\давно Миллиардер и все ему чинно здороваются-желают здоровья не то что мне-с постоянством-чтобы ты сдох окаянный папараций-всем насытил....Амин

  • Анонимно
    1.02.2017 15:40

    Уже давно не хожу и не пойду на фестиваль...

    Просто, это не уровень Шаляпинского.

    И вообще - Шаляпин стал Шаляпиным в Уфе. История, похоже, повторяется))

  • Анонимно
    2.02.2017 00:45

    Юлия Мазурова, может, даже контральто.

  • Анонимно
    2.02.2017 02:19

    Последний коммент от директора Ла Скалы.

  • Анонимно
    3.02.2017 01:14

    Альбина Шагимуратова настолько занята и востребована на Западных подмостках, что наверняка нет времени приехать в родную Казань. Жаль одно, что Казанский театр не подстраивается под ее расписание и не ставит ни одной Премьеры с ее участием. Был у неё на спектакле в Королевском Альберт холле в Лондоне в прошлом сентябре. Получил огромное истинное удовольствие. Этот огромный 10 тысячный зал устроил ей стоячую овацию минут на 20. Вот Гордость не только Татарстана, но и России.

  • Анонимно
    6.02.2017 00:35

    Алексея Тихомирова не вспомнили) А какое превосходное интервью Вы с ним публиковали во время как раз Шаляпинского два года назад!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль