Шаляпинский фестиваль-2017  
9.02.2017

Что роднит спектакли Шаляпинского фестиваля с детским утренником

«Турандот» с несчастливым концом: ремесленничество в Казани оказалось сильнее искусства. Часть 4-я

На ХХХV Шаляпинском фестивале в продолжение темы трех карт прозвучала опера про три загадки. «Турандот» Пуччини, пять лет назад поставленная Михаилом Панджавидзе в авторской редакции, то есть без счастливого конца, потрясла музыкального критика «БИЗНЕС Online» Елену Черемных «изощренной жестокостью», с какой участники фестивального представления истребили все самое прекрасное, что есть в этой нетленной музыке.

На ХХХV Шаляпинском фестивале в продолжение темы трех карт прозвучала опера про три загадки На ХХХV Шаляпинском фестивале в продолжение темы трех карт прозвучала опера про три загадки

«СМЕРТЬ ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ИСКУССТВА»

Место, в котором остановилась работа Джакомо Пуччини над «Турандот», мир запомнил после оперной премьеры под управлением Артуро Тосканини. 25 апреля 1926 года там, где авторская партитура замерла, великий итальянский дирижер произнес: «Здесь остановился Пуччини. Смерть оказалась сильнее искусства». После ошеломления публики и долгой паузы в зале La Scala раздались возгласы: «Да здравствует Пуччини!»

Одарить казанскую публику чем-то похожим на пережитое свидетелями исторической премьеры «Турандот» на полуюбилейном «старейшем в стране оперном форуме» и не думали. Собрав певцов и декорации, нарядив хор и наладив видеопроекции, фестивальные менеджеры сочли, что дело сделано. В заглавной партии Оксана Крамарева (Опера Украины) была такой, какой привыкла быть. В фойе целый стенд документирует, что других Турандот тут не водилось. Певица с бодибилдерски выносливым сопрано, которое по традиции подзвучивали микрофонным усилением — так в тембр китайской принцессы напускалось больше замогильности, исполнила роль настолько же безупречно, насколько и безразлично.

Еще безразличнее был неплохой, в сущности, турецкий тенор Левент Гундуз. Позабыв переодеть офисную белую рубашку, он прямо в ней, кроме тех случаев, когда на нем был красивый серо-черный халат, изображал татарского принца Калафа. При виде направляемого палачом на смерть предшественника, который не смог отгадать загадок Турандот, привозной Калаф пел, что готов на не меньшую жертву ради опалившей его воображение Турандот. Но вид был такой, что хотелось воскликнуть по Станиславскому: «Не верю!» Не верилось и в спокойно выслушиваемые Калафом вопросы Турандот. Вопрос-ответ, как на олимпиаде по ботанике. Если бы Гоцци, по чьей фьябе написана эта опера, увидал, как, помяв рукой подбородок, его Калаф прозаически констатирует «Надежда», «Кровь», «Любовь», упал бы с горя в воду прямо с моста Риальто.

В заглавной партии Оксана Крамарева (Опера Украины) была такой, какой привыкла быть В заглавной партии Оксана Крамарева (Опера Украины) была такой, какой привыкла быть

Отец Калафа в исполнении Сергея Ковнира был словно тот же кудлатый дядя Бонза из «Мадам Баттерфляй» предыдущего спектакля Шаляпинского фестиваля — только в синий халат переоделся. Несчастный отец Калафа, казалось, не так уж несчастен и совсем не стар. По-честному, какой она и должна была быть, на сцене существовала только Гульнора Гатина в роли рабыни Лиу, кроткого и мужественного существа, поплатившегося жизнью за то, чтобы не выдать имени возлюбленного коварной сопернице-принцессе. Предсмертная ария Лиу, исполненная с пылом, тронувшим саму Турандот, звучала так, что в зале захлюпали носы. Так и задумывалось автором, гибелью невинной девушки намеревавшегося толкнуть злую принцессу в водоворот любви. Но тут жизнь самого Пуччини остановилась. И опера в авторском варианте стала такой, какой ее играют, в частности, в Казани, а всего неделей раньше сыграли под управлением Владимира Федосеева в московском театре «Геликон-опера». Для справки: счастливый конец «Турандот» написал друг Пуччини Франко Альфано. Еще одну попытку финала этой оперы предпринимал итальянский авангардист Лучано Берио. Но эта информация, как говорят, уже из другой оперы.

ДРУГИЕ МИРЫ

Самая китайская из европейских опер «Турандот» Пуччини вслед за «Мадам Баттерфляй» внимает загадочному Востоку итальянским оперным слухом. К 1924 году на этом слуху уже много такого, что скромно именуясь «экзотикой», через музыку открывало путь новому, необычному, чувственному, недозволенному. Художественным предверием «Турандот» с ее колеблющимися гармониями, неправильной с классических позиций фразировкой и ароматными звучаниями были «Саломея» Рихарда Штрауса, «Просветленная ночь» Шенберга, «Весна священная» Стравинского. Сюжет «Турандот» — о той же логической необъяснимости соблазна, которая толкает ее героя к гибели, как шли на гибель поклонники Клеопатры из «Египетских ночей». Фрейдистская тема, побуждающая принцессу убивать своих женихов из мести за поруганную честь бабки, тут ходит ходуном, шевелимым хаосом ненависти поверяет антилогику любовного влечения.

В первом акте хор поет про луну, называя ее «бледной», «безмолвной». Но чем больше отрицательных понятий в словах, тем больше завлекательных красот в музыке. Такое немыслимо петь раздерганными голосами и невозможно играть в простых градациях «тихо-громко». Тут совершается бесконечная химическая реакция, выплавляющая из ужаса и страха сюжета пограничное волшебству великолепие музыки. Совсем как Лао-Цзы, Пуччини колдует над тем, чтобы иметь право произнести: «Я знаю, откуда приходит сияние и свечение».

В Казани ничего этого нет и взяться ему неоткуда. Оркестр под управлением Рената Салаватова делает свое дело с прозаизмом обжигающего горшки ремесленника. Певцы исполняют роли самих себя в роли Турандот, Калафа... Трех министров Панг-Пинг-Понга на казанской оперной сцене видят не самыми ловкими клоунами, частенько забывающими начало своих антреприз. А оперу с более чем столетней историей представляют с квалификацией устроителей стандартных детских утренников. Вот парад гимнастов с желтыми флагами. Вот палач, да не простой, а из фитнес-зала самой-пресамой весовой категории. В глазах рябит от уже виденного на той же сцене в образе культуристов в «Аиде» или танцорок на балу князя Орловского из «Летучей мыши». Как будто без этих утренниковых «заек» оперу поставить невозможно!

Между тем постановка Михаила Панджавидзе достаточно умна и музыкальна, а декорации и видео Игоря Гриневича хороши и функциональны. Условный альянс традиции с современностью не мозолит глаза, но достаточен, чтобы, вдохнув музыкальный дух в этот спектакль, получить в итоге очень неплохую «Турандот». Однако в отсутствие дотошной музыкальной работы из любой оперы на Шаляпинском получается только шоу в костюмах, с певцами, хором и оркестром. Старейший в стране оперный фестиваль молодится, не догадываясь, что именно желание обмануть свой возраст и поднакачать репертуарные морщины ботоксом и делает его дряхлым, нездоровым театральным стариком.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии

"Белаберда четырехлетняя" - похоже на научное название растения.
Как руководитель профильного отдела БО, могу вам сказать, что "расточатели диферамб" в нашей газете больше не работают, они теперь дежурно "расточают диферамбы" в других средствах массовой информации.
Кстати, узнал тут недавно, правда, не удивился, что директор казанской оперы г-н Мухаметзянов публично говорит, что считает оперных критиков "обслуживающим персоналом". Ну, вроде, тех милых дам, которые в гардеробе работают или программки продают. Так вот, авторов, которые согласны быть обслуживающим персоналом, в "БИЗНЕС Online" быть не может.

  • Анонимно
    9.02.2017 08:23

    Кому нужны чувства? Дайте больше золотистой шелухи!

  • Анонимно
    9.02.2017 08:41

    Что-то я не пойму! С оборонкой, того гляди, проблемы начнутся, с туризмом тоже, потому что ехать к нам не особо рвутся, про банки местные я вообще молчу, а тут еще и Шаляпинский фестиваль подкачал! Что-нибудь вообще положительное в Казани есть?

    • Анонимно
      9.02.2017 08:59

      В мире мало осталось положительного, а вы про Казань! Но есть - благотворительность, природа, дети, вера, музыка

  • Анонимно
    9.02.2017 08:53

    Ворчание одно

  • Анонимно
    9.02.2017 09:25

    В местном обществе критиковать можно только по указанию сверху.

  • Анонимно
    9.02.2017 09:33

    Что уж вы так с Шаляпинским фестивалем !)

  • Анонимно
    9.02.2017 09:39

    год назад та же самая постановка не вызывала у маститого критика негативных чувств в таком объеме...

    • Если вы прочтете прошлогоднюю рецензию Наталии Сурниной, то заметите легко, что претензии, при всей разности стилей авторов, абсолютно те же: красивый и приличный по качеству спектакль, который давно забросили, а артисты просто выходят на сцену и работают. Ну что мог сделать за три-четыре дня тенор Гундуз: приехал, выучил мизансцены при помощи помрежа и вперед к публике...

      рецензия Сурниной https://www.business-gazeta.ru/article/301626

  • Шаляпин был сильным актером, а не только певцом! Вот, что во главу угла должно ставиться на фестивале, носящего его имя!

  • Анонимно
    9.02.2017 10:14

    На Шаляпинском фестивале в Казани уровень с каждым годом все ниже и ниже. И исполнение оперы Турандот тому яркое подтверждение. Если бы не прекрасный хор и партия Лиу, то спектакль можно было бы признать провальным. Левент Гундуз сделал все, чтобы испортить партию Калафа, Безразличное исполнение, слабая техника и наконец полностью сорванная последняя ария - изюминка оперы. Нельзя таких певцов приглашать на такие спектакли. А в то же время Ахмед Агади скучал в коридорах театра. Грубое исполнение партии Турандот, использование усиления. Полное незнание традиций средневекового Китая: курение, использование кальяна, на императорской лестнице Запретного города никто не мог быть кроме императора, использование уродливого броневика, который переезжает из одного спектакля в другой.
    Теперь в Севильском цирюльнике зрителю представят резвящегося ковбоя в Италии. И тому подобные находки квазирежиссеров.
    Шаляпинский фестиваль - это фестиваль памяти Шаляпина и нужно вспоминать его достойно без поп-вставок. Казанский театр должен держать высокую планку академического и не спускаться до уровня низкопробной режиссуры режиссеров "новаторов".
    Приглашение таких певцов как Левент Гундуз

    • Анонимно
      10.02.2017 01:12

      Шаляпинский фестиваль - это фестиваль памяти Шаляпина, хочется слышать НАСТОЯЩУЮ классику!!!

  • Айда инде
    9.02.2017 11:04

    ОБЪЯВЛЕНИЕ
    Для выступления в спектакле "Преступление и наказание" театру
    требуются старушки - по две на каждое представление.

  • Анонимно
    9.02.2017 14:22

    Какой ужасный тенор. Откуда театр приглашает таких. Позор!

  • Анонимно
    9.02.2017 14:25

    Это не уровень Шаляпинского фестиваля. Что тенора перевелись у нас?

    • Анонимно
      13.02.2017 00:37

      Выступление ведущего было скучным и занудным, зрелище во всех смыслах неэстетичное. Трескина слушать было интересно.

  • Анонимно
    9.02.2017 14:32

    Где Шагимуратова, где Нетребко, Герзмава, Абдразаков, Джиоева. Вот настоящие певцы с великолепными голосами. Казанский театр, приглашая таких как Агади не только себя, но и республику позорит такими вот второсортными певцами.

    • Анонимно
      15.02.2017 11:37

      Гатина-то поярче Шагимуратовой будет скоро, все просто брюзжат по привычке ))))

  • Анонимно
    9.02.2017 21:18

    Сколько недоброжелательности, сколько ненужной критики, сколько язвительности..Ну зачем, зачем, зачем!!!Оперное искусство , это то что нам нужно гордиться и поддерживать.это то небольшое чтол мы можем показать всему миру и нам не стыдно нам ТАТАРАМ..Талантливый руководитель прорубивший оперной труппе окно на запад...Мы все должны сказать ему огромное спасибо...Это он для вас, для вас эстетствующие бездельники и критики, создал Шаляпинский фестиваль, Вы забываете, что Россия сегодня находится под санкциями, что артистов политиков бизнесменов не очень то доброжелательно относяться там на диком "западе" имеет место и финансовые трудности мы находимся знаете ли вы в определенном кризисе.И Не закрывать фестиваль а поддерживать его это дорогого стоит. А что вы не знаете об этом!!!Ребята молодцы. что в столь не простое место они занимаются творчеством и не опустились ло банального исполнительства и перепевов того что уже везде была...Огромное вам спасибо ...Так держать!!!

  • Анонимно
    9.02.2017 22:12

    Да не обращайте вы внимания на эту белаберду четырехлетнюю. БО обиделось однажды на директора театра за то,что еще одну аккредитацию не дал им,вот и понеслась эта " критика". А до этого,тот же БО расточал диферамбы в адрес театра. Никто всерьез эти нападки и не воспринимает!)).

    • "Белаберда четырехлетняя" - похоже на научное название растения.
      Как руководитель профильного отдела БО, могу вам сказать, что "расточатели диферамб" в нашей газете больше не работают, они теперь дежурно "расточают диферамбы" в других средствах массовой информации.
      Кстати, узнал тут недавно, правда, не удивился, что директор казанской оперы г-н Мухаметзянов публично говорит, что считает оперных критиков "обслуживающим персоналом". Ну, вроде, тех милых дам, которые в гардеробе работают или программки продают. Так вот, авторов, которые согласны быть обслуживающим персоналом, в "БИЗНЕС Online" быть не может.

  • Анонимно
    10.02.2017 00:32

    Айрат, не отступай!
    Ты лучший!
    Не прогибайся.

  • Анонимно
    10.02.2017 01:13

    Куда обращаться???

  • Анонимно
    10.02.2017 07:49

    пять лет не ходил в оперу, в этом году тоже... не пойду)

  • Анонимно
    10.02.2017 08:40

    Раньше Шаляпинский - это было событие на котором можно было услышать уникальных певцов или послушать что-то редко исполняемое. До сих пор не могу забыть концертное исполнение "Евгения Онегина" с Сергеем Лейферкусом, Хиблой Герзмавой и Алексеем Долговым, например. Вот был уровень. Сейчас все скатилось к обычному формату работы нашего оперного: сборный состав, как правило из второразрядных солистов столичных театров, иногда из заграничных провинциальных, и "свои" на вторых ролях. Народ по-моему ходит просто по инерции на "Шаляпинский". вспоминая его славное прошлое. Кроме Василия Ладюка в этом году и двух Германов в премьерной "Пиковой даме" просто некого слушать. Спектакли все старые, замшелые. И посмотрите на афишу ГСО РТ: мировые звезды и суперталантливая молодежь, а репертуар? Никакой попсы, серьезнейшая и сложнейшая музыка. Пока руководство или политика в театре не сменится, он так и будет покрываться плесенью.

  • Анонимно
    10.02.2017 09:45

    Я тоже не читал,но осуждаю!))

  • Анонимно
    10.02.2017 10:35

    Кто не верит насколько плох Левент Гундуз, послушайте далеко не лучшее исполнение:
    https://www.youtube.com/watch?v=uiGIUV-nSZ0
    А впереди еще издевательство над партией Радемеса в Аиде. Слава богу, почуствовал и решил не покупать билеты на этот спектакль.

    • Анонимно
      10.02.2017 21:52

      Это же не Левент Гундуз на записи..

    • Анонимно
      18.02.2017 20:27

      а мы с женой получили огромное удовольствие от Аиды. Как и подавляющее большинство публики, длительные и бурные овации имели место, свободных мест в зале не было. Да, и Гатина была великолепна

  • Анонимно
    10.02.2017 11:07

    Спектакли Шалаяпинского фестиваля настоящего качества - оскорбление памяти великого Шаляпина. Раньше фестиваль шел на несколько площадках при полных аншлагах. Были прекрасные баритоны и басы. А сейчас докатились до Л. Гундуза

  • Анонимно
    11.02.2017 02:18

    Сравнение Шаляпинского фестиваля и репертуара ГСО не вполне корректно. Одни и те же "мировые звезды" приезжают почти каждый год. "Суперталантливую" молодежь из вокалистов оркестр частенько заглушает.

  • Анонимно
    11.02.2017 02:19

    Хор в оперных постановках действительно хорош!

  • Анонимно
    12.02.2017 23:08

    Училищный хор. Так себе.

  • Анонимно
    13.02.2017 08:20

    Про удачные исполнения здесь, видимо, не принято писать. Нет ни слова про реквием.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль