Общество 
10.02.2017

Рафаэль Хакимов: «В моем новом кабинете Петр Первый точно был»

Как Институт истории переехал в экс-тюрьму, где сидел Владимир Ульянов, рисовал на стене Велимир Хлебников и был расстрелян Мулланур Вахитов

Уже перебрался и сегодня обустраивается на новом месте Институт истории им. Марджани. Раньше его резиденция была непосредственно в Казанском кремле, теперь — у кремля, на Батурина, 7, в историческом здании-памятнике федерального значения. «Теперь сюда пол-Китая приедет, это точно!» — шутит директор института академик Рафаэль Хакимов, который, впрочем, предпочел для своего кабинета отнюдь не ту камеру, в которой сутки просидел будущий вождь мирового пролетариата.

Уже переехал и сегодня обустраивается на новом месте Институт истории имени Шигабутдина Марджани Уже переехал и сегодня обустраивается на новом месте Институт истории им. Марджани

И УЛЬЯНОВ, И ХЛЕБНИКОВ, И ХАСАН ТУФАН

Это здание на Батурина, 7, где еще недавно размещался городской онкологический диспансер, построил в начале XVIII века известный казанский купец Иван Михляев для своей суконной фабрики. В мае 1722 года здесь побывал Петр Первый, который посетил Казань, направляясь в Персидский поход.

В конце XVIII века фабричное здание расширили и «переквалифицировали» в пересыльную тюрьму, в которой содержались декабристы, следующие по этапу в ссылку в Сибирь. Именно в этих стенах скончался в июне 1827 года декабрист, участник вооруженного восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга Александр Гриневицкий. Здесь сидел известный социолог, публицист, экономист и беллетрист, участвовавший в общественных движениях второй половины XIX века Василий Берви-Флеровский. Именно в эту тюрьму доставили задержанных участников знаменитой студенческой сходки, которая шумела в Императорском Казанском университете 4 (16) декабря 1887 года, и в числе задержанных был 17-летний Владимир Ульянов. Здесь же в одиночной камере провел 15 месяцев, с 1889 по 1890 год, организатор в Казани марксистских кружков Николай Федосеев. Почти месяц сидел в этой тюрьме в ноябре – декабре 1903 года поэт Велимир Хлебников, который отсюда писал родителям, что «занялся рисованием на стене камеры».

После Октябрьской революции казанская пересыльная тюрьма сначала так и оставалась тюрьмой. В августе 1918 года в этом тюремном дворе расстреляли татарского революционера Мулланура Вахитова. Сидели здесь татарский поэт и писатель Хасан Туфан, татарский поэт Фатых Карим...

Затем здесь был — до сентября 2015 года — онкодиспансер. И вот теперь историческое здание начинает новую жизнь: здесь располагаются Институт истории им. Марджани, Центризбирком Татарстана, Общественная палата РТ...

Немало на стенах старинных карт, имеется и карта древней Тартарии

«ОНИ ВЪЕХАЛИ И ГОВОРЯТ: ЗДЕСЬ ХОРОШАЯ АУРА!»

Площадь нового помещения, отданного Институту истории, — 1,2 тыс. кв. метров. Штат института — 100 человек, из них 72 — научные сотрудники. Большинство из них, как оказалось, впервые получили свой собственный рабочий стол, раньше такой возможности не было. Можно сделать однозначный вывод: если Институту истори им. Марджани передали хорошее здание и создали нормальные условия для работы, значит, республиканские власти, президент РТ хорошо понимают важность для Татарстана истории, исторических исследований.

«Я прямо сказал, что у Российской академии в республике нет таких условий, которые теперь есть у нас. Мы в этом здании очень хорошо разместились», — весело заявил «БИЗНЕС Online» директор Института истории им. Марджани, академик АН РТ Рафаэль Хакимов.

Для корреспондентов нашего издания он провел экскурсию по новым помещениям. Здесь действительно просторно и светло и есть на что посмотреть. На стенах в длинном коридоре — портреты ученых, самый большой — Шигабутдина Марджани, чье имя носит институт. Немало старинных карт, имеется и карта древней Тартарии. Не такая, какую президент России подарил на юбилей Минтимеру Шаймиеву, но похожая.

Идем дальше по коридору и заглядываем в большой геральдический зал с десятками флагов и гербов. Здесь почти все оформление завершено: и занавески повешены, и стулья расставлены, и трибуна на месте... Только книжные полки пока пустые, но это ненадолго, чего-чего, а собственных книг у института столько, что ими можно заполнить среднего размера библиотеку. Кстати, своя библиотека в новом здании у института тоже есть, с металлической пожаробезопасной дверью. За этой дверью — стеллажи, заполненные связками книг, некоторые пока в типографской упаковке. Еще в одном кабинете обнаруживаем красивый зеленый чемоданчик — футляр для семитомника «История татар с древнейших времен». Солидно смотрится, ничего не скажешь... Рафаэль Сибгатович сообщает, что все 7 томов уже переведены на английский язык, их отдают в печать, в институт собираются приехать сотрудники типографии, посмотреть, какие надо сделать коробы для семитомника. «А сейчас мы книгу „Золотая Орда в мировой истории“ на английский переводим, — сообщил Хакимов. — Ее мы вместе с Оксфордом написали, и 7 апреля будет презентация этой книги и нашего семитомника в Оксфорде».

Площадь нового помещения, отданного Институту истории, — 1,2 тыс. кв. метров. Штат института — 100 человек, из них 72 научных сотрудника

В кабинетах, в которые мы заглядываем, идут «пусконаладочные работы»: на стенах развешивают карты, картины, репродукции со старинных иллюстраций, где-то подключают компьютеры, в одной из комнат нам с гордостью показали чудесный «кряшенский уголок» — тут и старинная одежда, и украшения, и настоящие древние лапти...

Рафаэль Сибгатович гордо говорит, что вся мебель в кабинетах теперь новая: «В моем так даже белая». А раньше столы и стулья собирали, как говорится, с миру по нитке, просили у тех, кто списывает и собирается выкидывать. «Самый первый наш компьютер нам тоже от одного банка достался, списанный, на свалку его собирались отправить, но мы успели перехватить», — рассказывает директор.

Пройдя по институту, полюбовавшись шикарными видами из окна на кремль, на набережную, на Дворец минсельхоза, журналисты «БИЗНЕС Online» не удержались от несколько провокационного вопроса: а стены старинного здания не будут ли давить на казанских историков? Все-таки тут была и пересыльная тюрьма, и онкобольница... Вдруг по коридорам ночами бродят неприкаянные души декабриста Гриневицкого или революционера Вахитова?.. «Вы разве другую, светлую ауру не чувствуете? — иронично улыбаясь, спросил физик по образованию (а разве верит выпускник физфака КГУ в мистику!) Хакимов. — Хотя у нас были сотрудники, которые опасались тяжелой ауры. Я сказал: если аура вам не понравится, никого не держу. Они въехали и говорят: здесь хорошая аура!»

В большом геральдическом зале с десятками флагов и гербов почти все оформление завершено

ВЫБОР МЕЖДУ ЛЕНИНЫМ И ПЕТРОМ ПЕРВЫМ

В историческом здании побывали многие известные люди, хотя иные и не по своей воле. Современные историки определили, кто был, в каких именно комнатах и, куда денешься, тюремных камерах. «Мы подняли старые чертежи, там все видно», — говорит Хакимов. Старинная схема «домзака» (дома заключенных), пересыльной тюрьмы, висит и в коридоре. На схеме указано, где камеры для арестантов, где — лазарет (заключенные часто болели), где — часовня... «Поэтому можно определить, где сидели декабристы, где — Ленин», — рассказывает Хакимов.

Так что когда директор Института истории, к слову, самым первым, переехал в новое здание, встал выбор: какую же камеру... простите, какую комнату предпочесть? Может, «ленинскую»? Но Рафаэль Сибгатович все-таки выбрал царскую, или, можно сказать, императорскую, ведь Петр Первый был последним царем всея Руси и первым императором всероссийским.

«В моем новом кабинете Петр Первый точно был, на 100 процентов, когда посещал мануфактуру Михляева. Я сначала хотел выбрать камеру, где сидел Владимир Ульянов, но она маленькая оказалась, а мне же и приемную надо, — пояснил Рафаэль Сибгатович. — Выбрал ту комнату в самой старой части здания, где была контора Михляева. Здесь ему Петр и передал (приватизация по-царски! прим. ред.) государственные суконные мануфактуры. Они все были убыточные, а у Михляева — прибыльные, он на армию работал. Ну и свои 50 лет Петр Первый в Казани отметил. Он, правда, начал отмечать еще в Нижнем».

Пока в кабинете директора портрет Петра Первого не висит, но, говорит Хакимов, появится обязательно. А «ленинская комната» досталась его заму. Причем наличие в Институте истории бывшей камеры, где провел сутки студент Владимир Ульянов, может создать некоторые трудности для работы. «Теперь сюда пол-Китая приедет, это точно!» — пошутил Хакимов. Ну если с каждого экскурсанта брать по 5 - 10 юаней...

Правда, пока Хакимов больше думает не о том, как привлечь экскурсантов, а о том, как бы от них отгородиться: посетители, которые направляются в соседние организации, например, в Центризбирком, расположенный в бывшем доме надзирателя (!), нередко оказываются в институте и бродят (вот они, неприкаянные души!) по его коридорам. А заблудиться в бывшей пересыльной тюрьме легко: повсюду повороты, лестницы, закоулки... Вообще, кабинеты института расположены в прямом смысле слова по кругу, вернее, по квадрату, так что кружить можно бесконечно. Вот и запланировали здесь поскорее поставить и закрыть внутреннюю дверь, а заходить в свой институт через отдельный вход. Чтобы посторонние не шастали...

Рафаэль Хакимов: «Я сначала хотел ленинскую камеру выбрать, но она маленькая оказалась, а тут надо приемную» Рафаэль Хакимов: «Я сначала хотел ленинскую камеру выбрать, но она маленькая оказалась, а тут надо приемную»

ДАЖЕ ШАЙМИЕВ СКАЗАЛ: «НУ К ЧЕМУ ОНИ ПРИКАСАЮТСЯ, ТО И РАССЫПАЕТСЯ»

Каким будет в новых стенах будущее Института истории? «В плане расширения... Я не большой сторонник расширения состава, — говорит Хакимов. — Потому что 150 сотрудников уже просто нельзя набирать, в принципе нельзя, с точки зрения менеджмента. Когда за 100 заходит, возникают проблемы, становится неэффективным управление. Как и в отделе, если там больше 10 человек. Поэтому то, что у нас есть, — это нормально... В Америке, например, научный центр в 50 человек считается очень крупным».

О научных задачах, которые стоят перед Институтом истории им. Марджани, директор сказал: «Мы большую историю уже написали (тот самый семитомник „История татар с древнейших времен“ — прим. ред.). Сейчас дальше продолжаем углублять уже отдельные темы. Например, татары Сибири. Набираем материал про крымских татар, пока делаем своды памятников в Крыму. Татары Башкортостана, южного Приуралья. Все это очень важно. Потому что пока мы пишем, то, например, искусственная башкирская история рассыпается, утверждение, что якобы сибирские татары — другой народ, тоже рассыпается. Даже Шаймиев сказал про нас: «Ну к чему они прикасаются, то и рассыпается...»

А вы не хотите, написав историю татар, написать историю России? На этот опять же несколько провокационный вопрос Хакимов только плечами пожал: «С историей татар было тяжело, но если на русских перейдем, будет еще сложнее. В Российской академии даже деньги на это получили, но не смогли начать. А я им сразу, еще лет пять-шесть назад сказал на заседании гуманитарного отделения: у вас не получится история с Запада — мировая история шла с Востока на Запад, но не в обратную сторону. Великое переселение — куда денешься? А Россия была частью мировой истории...»

Что ж, похоже, что впереди у Института истории им. Марджани новые исследования, новые труды и новые сенсации.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (179) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.02.2017 12:20

Хэерле сэгатьтэ булсын!!!

  • Анонимно
    10.02.2017 12:01

    Это нельзя было делать. Место скорби должно было стать мемориалом памяти.

    • Анонимно
      10.02.2017 12:47

      Наша история и есть скорбь

      • Анонимно
        10.02.2017 13:17

        современность тоже особо не радует

      • Анонимно
        10.02.2017 17:06

        Каждый сам выбирает свою жизнь,
        если хотите из-за прошлого скорбить всю жизнь.
        Ваш выбор.

        Но лучше делать свою жизнь полной успехов, побед, силы, доброты, смелости и мужественности.
        Это касается и татар и других народов мира.

        Разве я не прав?

        • Анонимно
          10.02.2017 18:08

          То есть предлагаете забыть свою историю и стать безродным космополитом?

          • Анонимно
            10.02.2017 21:01

            Надо относиться к жизни как к жизни, а к смерти как к смерти

          • Анонимно
            11.02.2017 08:28

            Вашу историю даже Хакимов по три раза в год переписывает. То у него Болгар древняя столица татар, то монгольские степи, а однажды и американских индейцев и японцев предками татар назвали. Несколько сказочников целому народу голову морочат, а вы и рады слушать.

            • Анонимно
              11.02.2017 10:33

              Я не понимаю нетатар, которые с завидным постоянством читают статьи Хакимова, а потом строчат злобные комментарии. У вас своей истории нет что ли? Причем ,начинают не статью обсуждать, а оскорблять Хакимова. Не нравится- не читайте, проходите мимо!

              • Анонимно
                11.02.2017 11:22

                Фраза "Не нравится- не читайте, проходите мимо!" это и есть злоба, а вопросы по существу и критический взгляд на вещи это другое. Тем более странно ваше разделение читателей по национальному признаку. Выходит все татары должны хлопать в ладоши этому человеку, а другие проходить мимо?

                • Анонимно
                  11.02.2017 12:20

                  М, да. Обидчивость -состояние души. Трудно иметь обидчивого соседа. Отвернется и начнет интриги плести

              • mad big
                11.02.2017 12:26

                В следующий раз я Вас обязательно спрошу, читать не или нет.

                • Анонимно
                  11.02.2017 13:38

                  К 11.22. А где там в вашем комментарии " критический взгляд и вопросы по существу"? Там только стеб про " сказочников"..
                  К 12.20. В каком месте вы увидели "обидчивость"? Просто надоело читать комментарии троллей , которых интересует сам процесс троллинга, а не смысл статьи.
                  12.26.Просьба о разрешении читать статьи Хакимова принимается только в письменном виде....

  • Анонимно
    10.02.2017 12:09

    Поздравляем!!! Желаем новых творческих успехов, удачи,здоровья! Спасибо за все то, что сделали и делаете. Гордимся, что есть такие татары, как вы. С огромным уважением к Вам и вашему коллективу.

    • Анонимно
      10.02.2017 19:44

      История региона сводится к истории одной нации. Это нормально в многонациональной республике, которая подчеркивает свою толерантность?

  • Анонимно
    10.02.2017 12:09

    Великое переселение народов? А Эпоха Просвещения, которой Казань обязана Университетом, и в конечном итоге - сам Хакимов, начальственным креслом???

    • Анонимно
      11.02.2017 08:05

      Эпоха просвещения уже 2 раза прерывалась в 1552 и 1920-е года

  • Анонимно
    10.02.2017 12:09

    Ысын кыпсак кешехе Рафаэл агай,коталаем сын кунелдэн.
    Байтус.

  • Анонимно
    10.02.2017 12:14

    С новосельем!

  • Анонимно
    10.02.2017 12:16

    Аура там хорошая. Там где работают врачи, беззаветно лечат больных , там хорошая аура. Сами там в этой больнице не один раз ухаживали за родственниками. Неделями там жили. Несмотря на скудные условия , меня всегда поражали ответственные, дисциплинированные, подтянутые врачи.

  • Анонимно
    10.02.2017 12:20

    Хэерле сэгатьтэ булсын!!!

  • Анонимно
    10.02.2017 12:23

    А где можно купить книгу Р. Хакимова "Каково быть татарином"? Как то очень хотелось ее прочитать:)

  • Анонимно
    10.02.2017 12:29

    Скромно так сформулировал: царь был в моем кабинете! Может правильнее: 300 с лишним лет назад, в том помещении, где сейчас мой кабинет, бывал Петр. А то выглядит как будто царя к себе вызвал во время сеанса спиритзма.

    • Анонимно
      11.02.2017 01:10

      Да, хотя бы и так! Вы-то, что переживаете?
      А, кажется, понимаю: на душе тяжеловато.
      Созерцатель

    • Анонимно
      11.02.2017 02:35

      Этот царь столько зла принес татарам, что даже вспоминать о нем не стоит. Татары называли его "тиле Питыр" - "сумасшедший Петр".

      • Анонимно
        11.02.2017 11:23

        Может перечислите то зло, которое он сделал именно татарам?

        • Анонимно
          11.02.2017 13:14

          Он ввел для татар т.н. "лашманство" - это каторжные работы по заготовке корабельного леса, где татары погибали тысячами. Да и на строительство Петербурга в финских болотах гнали тысячи татар, где они и погибли.

          • Анонимно
            11.02.2017 14:18

            А какие-нибудь документы есть, что татары "гибли тысячами"?

            • Анонимно
              11.02.2017 15:03

              Конечно, есть, обращайтесь в архивы, найдете. Есть также прекрасная монография Айдара Ногманова "Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI-XVIII веков". Казань, 2005. Там все подробно изложено на основе архивных документов.

              • Анонимно
                11.02.2017 18:45

                Короче ссылка на ничего. В интернете,значит, документов не имеется, и надо искать то, что никогда не дайдёшь, а внутри этой монографии окажется, что этого нет?
                Дайте уж тогда полную цитату из этой книги, чтобы я проверил ваши слова.

                • Анонимно
                  11.02.2017 21:48

                  "Одной из самых тяжелых повинностей татарского населения Российской империи в петровскую эпоху стало массовое привлечение их к заготовке корабельного леса. В период т.н. Северной войны со Швецией, России понадобился флот, которой у нее практически не было. Поэтому в Казанской Губернии, в те времена чрезвычайно богатой лесами, начались заготовки корабельной древесины. Людей, привлеченных к заготовке корабельного леса, называли лашманами. На корабельных заготовках, по сути, использовался подневольный труд ясачных (государственных) крестьян. Большинство татар относилось именно к этой категории населения. По мнению видного русского историка Н.А.Фирсова, к адмиралтейской повинности были приписаны именно инородцы. Труд лашманов был чрезвычайно тяжел. В те времена даже транспортировка каких-либо технических средств была связана с неимоверными трудностями. Тысячи лашманов надорвались и погибли на тяжких, фактически каторжных работах. Конечно, в абсолютистской, крепостнической России удел русских крестьян также не был особенно легок. Однако доля инородцев даже на этом фоне была куда более тяжкой. Лашманы также страдали от произвола адмиралтейских чиновников, их подвергали избиениям и другим наказаниям. Адмиралтейская повинность просуществовала почти до середины XIX века".
                  Ногманов А.И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI-XVIII веков. - с.132.

                • Анонимно
                  11.02.2017 22:01

                  Короче ссылка на ничего. В интернете,значит, документов не имеется, и надо искать то, что никогда не дайдёшь,
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/336864
                  Логика у Вас железная, если в Интернете нет, значит этого и не было. А Вы помните когда появился Интернет? А сколько веков существовала человеческая цивилизация до Интернета?
                  А в Интернете есть видеоролик с записью ,как Вы рождались на белый свет? Нет? Значит Вы не существуете на самом деле? Раз в Интернете нет такого видеоролика .

          • mad big
            11.02.2017 17:35

            Назовите их поименно.

          • Анонимно
            11.02.2017 21:49

            Ну, не все погибли. На старых картах Петербурга (18 век) отмечена Татарская слобода.

          • Анонимно
            11.02.2017 21:51

            При Петре появились первые "мурзы в лаптях".

  • Анонимно
    10.02.2017 12:46

    Аура для института татарской истории сомнительная - архиерейский дом, тюрьма, онкология.
    Поэтому продукцией этой организации будет ересь, отсутствие свободомыслия - но будет распространятся, как раковая опухоль.

    • Анонимно
      10.02.2017 13:35

      Самое точное определение.Исторический обман из этих стен не должен распространятся как раковая опухоль. И опухоль нужно держать взаперти .

    • Анонимно
      13.02.2017 17:24

      Сявап эш ул кешегя файдалы эш. Халкыбызга файдалы булса, бер нинди да усал аура ауруга алып китермяс кешеляребезне да, халкыбызны да.

  • Анонимно
    10.02.2017 12:52

    С новосельем! Искренне рада за вас!

  • Fandas Safiullin
    10.02.2017 13:02

    Перекуем мечи на орала!
    Перестроим тюрьмы в институты!

    Поздравляю Институт истории им. Марджани с новосельем!

    • Анонимно
      10.02.2017 13:30

      Видно настоящее Советское образование и воспитание. Отличные лозунги!

  • Анонимно
    10.02.2017 13:23

    Теперь можно начать и о татарской моде писать, историю традиционного костюма татарских женщин, которые ходили нарядные как бабочки и на голове носили не черные траурные платки, а расшитые калфаки. Пересмотрите фото своих бабушек, далеко не надо ходить. Вот в этом и надо беречь свою культуру и историю.

    • Анонимно
      10.02.2017 15:03

      Не нужны нам фантазии фольклористов. Есть достоверные письменные источники в достаточном количестве, чтобы судить о костюме татар. Калфак вещь новомодная, появившаяся в начале 20го века, о которой большинство татар вне пределов Казани не слышали даже.

    • Анонимно
      10.02.2017 15:04

      Моя прабабушка и бабушка были женщинами соблюдающими и носили платок.

      • Анонимно
        10.02.2017 15:32

        15:03 и 15:04. Моя бабушка из Арского района, родилась и жила до революции, и у нее был калфак.

        • Анонимно
          10.02.2017 16:16

          Маленький калфак - вещь конца 19 века у некоторых казанских татарок. Местное новомодное изобретение. А платки всегда были частью женского костюма татарок. И бабушки только это подтверждают своими платками.

      • Анонимно
        11.02.2017 08:30

        "Моя прабабушка и бабушка были женщинами соблюдающими и носили платок." а ваша родня к нам в Казань откуда приехала?

        • Анонимно
          11.02.2017 10:38

          Мои казанские бабушки всегда носили платки. Никаких декоративных калфаков точно у них не было. А вы переехав в Казань 3года назад уже возомнили себя знатоком истории татарского костюма казанских татар?

  • Айда инде
    10.02.2017 13:32

    У нас всегда так: Петр Первый прорубил окно в Европу. А надо было
    просто сделать дверь...

  • Анонимно
    10.02.2017 13:37

    А до этого не писали?

  • мотоцикл
    10.02.2017 13:52

    хорошая новость... создали много рабочих мест и в аренду можно сдать помещения.

  • Анонимно
    10.02.2017 14:01

    Рафаэль Сибгатович был противником установки в Казани памятника Петру I и даже статью об этом написал - "Нужен ли Петр I Казани?" (газета "Восточный экспресс", 28 июля - 3 августа 2005). И были в той статье такие слова: "... у меня ноль симпатий к этому царю". И вот сейчас Рафаэль Сибгатович говорит о том, что портрет Петра Первого в его кабинете появится обязательно. То есть для города памятник Петру не нужен, а для личного кабинета противника такого памятника - самое то. Забавно.

  • Анонимно
    10.02.2017 15:19

    Рафаэль абый ! сез татарларнын ин хормэтле кешесе. Унышлар сезгэ.

  • Анонимно
    10.02.2017 15:48

    Историю русских написать невозможно и России в том числе. Русские не хотят признавать, что их предки финноугры - обыкновенная мордва - эрьзя. Нет они согласны произойти от финно-угров, но только норвежского происхождения - викингов

    • Анонимно
      10.02.2017 16:23

      От кого- бы не произошли русские, но они всем по мордасинам надавали...
      и немцам- сидят прижопившись, и шведам- да так, что они навсегда воевать расхотели, османов щеманули, золотоордынцев расколошматили- тюбетейки в сибирские леса попрятались.
      французы без русских сейчас бы под немцами лежали

      Сейчас даже президента США назначили.

      А вы там сидите дальше в своём институте истории, ковыряйтесь, выясняйте ... кто раньше с пальмы слез

      • Анонимно
        10.02.2017 16:53

        Балабол,у русських в крови гены Татар.Финны и Мордва,никогда не были воинами.Поскольку живут в лесу и на Севере.Чтобы стать Воином,нужно иметь "лишнюю"энергию,а это есть у степняков.Людей Юга.Северянам,сохраниться бы от холода и голода.

        • Буре
          10.02.2017 18:12

          Эти не воины 1/6 планеты покорили. А воины у них в подчинении))))


          Русские великий народ.

        • Анонимно
          10.02.2017 20:35

          На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий – ислам. Волжская Булгария непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии (являющееся одним из предков современных казанских татар) было смешанным. Нападавшие на русские селения булгары убивали мужчин и захватывали в плен женщин и детей. Детей мусульмане продавали в рабство, а женщин делали своими наложницами. От смешанных браков рождались Мурады и Фатьмы. Но потом на булгарские селения нападали суздальцы и муромцы. Захваченных детей они делали своими работниками, а пленных булгарок брали в жены. На свет появлялись Всеславы да Любавы. Таким образом, различие между двумя этносами было не антропологическим, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйственные системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти отличия были религиозными. Но религиозный мусульманский фанатизм в Волжской Булгарии еще не восторжествовал, и вера служила лишь индикатором отличий волжских булгар от славян.

          • Анонимно
            10.02.2017 21:16

            А потом пришел Иван Грозный и навсегда положил конец всем военным походам друг на друга

            • Анонимно
              10.02.2017 22:01

              Булгар и князей замирил Чингисхан. Потом князья подались в сепаратизм от орды. А потом, пользуясь ослаблением от похода Темирлана, вообще перевоот сделали и перенесли столицу в москву .

            • Анонимно
              11.02.2017 08:19

              Нэ тара пыся))
              Это Хвек, идет Крещение Руси, еще Чингиз Хан не родился.

          • Анонимно
            11.02.2017 10:42

            А что это вы только булгар отнесли к работорговцам? Духу не хватило признать, что русские точно также занимались работорговлей? Хватит уж сказки про безгрешных предков русских рассказывать.

            • mad big
              11.02.2017 12:30

              В те времена это был обычный бизнес. Так что никто и не стеснялся этого.

            • Анонимно
              11.02.2017 12:53

              Нужно прочитать древние уложения, тогда будем знать наверняка: существовали рабские и кровавые уложения или нет.

          • Анонимно
            11.02.2017 20:08

            Булгары никогда не были хорошими воинами. Поэтому всегда уступали свое место другим - хазарам, татарам. В большой политике они всегда больше полагались на торговлю, деньги. Так, во времена голода в Северо-Восточной Руси направили туда зерно в 1229 г. Однако в решающий момент противостояния с татарами помощи от русских они не дождались. Более того, получили кинжал в спину - в 1235 г. русские князья организвали грабительский поход на западные земли Булгарии, основные силы которой были в это время сконцентрированы на востоке для борьбы с татарами.

        • mad big
          11.02.2017 21:28

          Сказочник! Пиши дальше!!!

          • Анонимно
            13.02.2017 09:14

            А по существу есть что ответить? Или только языком охота почесать? Все факты, мною изложенные, исторически подтверждены. После распада Великой Булгарии ее место занял Хазарский каганат. После разрушения Волжской Булгарии образовалась Орда. Напишите свою версию. Если ВЫ ТАКОЙ УМНЫЙ.

      • Анонимно
        10.02.2017 19:49

        есть институт истории одной нации
        а где русские, евреи и прочая мордва?

        • Анонимно
          10.02.2017 20:51

          В москве израиле и мордовии

          • Анонимно
            10.02.2017 21:10

            все живем здесь вроде вместе. или нет

            • Анонимно
              11.02.2017 02:49

              У разных народов разные истории, не надо демагогией заниматься. Почитайте Карла Фукса, Петра Знаменского, Отто Гётча и даже Ленина ("Тетради по империализму"), тогда поймете, что история татар сильно отличается от истории русских.

            • Анонимно
              11.02.2017 08:41

              Экономику строим вместе, а коврижки -врозь.

        • Анонимно
          10.02.2017 22:42

          Спешить не надо, панимаешь... Их всех, после трудов института, запишут в татары. Как кряшен, православных тюрков, обладающих самобытной культурой, языком, историей. В 1926 году, в эпоху сталинской национальной политики, кряшены были насильственно приписаны к татарам (в Поволжье) и русским (в Ленинграде), после чего лишились собственных школ, газет, возможности созывать съезды и самостоятельно решать вопросы своего образования и культуры.

          • Анонимно
            11.02.2017 02:51

            А когда и какие съезды созывали кряшены и какие газеты издавали?

            • Анонимно
              11.02.2017 12:42

              У "православных татар Москвы" спросите, они как и местные татарские историки кряшен и нагайбаков в татары записывают. Более того, культуру и традиции кряшен приписывают себе. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/fevral/2017-02-03/zamenyat_li_kryasheny_svoi_ikony_na_pravoslavnye_shamaili/

              • Анонимно
                11.02.2017 13:22

                Вы утверждаете: "... после чего лишились собственных школ, газет, возможности созывать съезды и самостоятельно решать вопросы своего образования и культуры". Вот и отвечайте, когда и где кряшены проводили съезды и издавали свои газеты? не надо отсылать к мифическим персонажам.

                • Анонимно
                  11.02.2017 15:09

                  Это вы о "православных татарах" мифические персонажи? Глубоко ошибаетесь. Они провели татарскую секцию на рождественских чтених в Москве, правда приписав к себе кряшен и нагайбаков, чему последние как и следовало ожидать, возмутились.. Что касается вашего требования, мы же не на допросе, вы не следователь, а я не подследственный. Погуглите и найдете ответы на ваши вопросы, напомню лишь.Начало ХХ века - золотое время в жизни кряшен: открываются школы, училища, издается литература, они имеют представителей во власти... К 1926 году в России, согласно переписи, - 121 тысяча кряшен. И все, точка. Дальнейшей статистики нет, потому что с 1939 года кряшен перестали считать самостоятельным народом. «Зачеркнули» по чьей-то злой воле. Принудительно поменяв паспорта, их приписали в Татарии - к казанским татарам, в других регионах - к русским.

                  • Анонимно
                    11.02.2017 16:38

                    Когда нет аргументов, демагоги призывают "погуглить". Я утверждаю, как историк, не было никаких кряшенских съездов и газет!

                    • Анонимно
                      11.02.2017 17:22

                      Спесиальна для хисторика:
                      "Как свидетельствуют события этнической истории кряшен, Февральская революция 1917 года способствовала резкому росту этнополитического самосознания кряшен. Они оказались в эпицентре национально-освободительного движения, быстро определили свое место в нем и энергично включились в общественно-политическую жизнь страны. Уже в марте наиболее активные представители кряшенской интеллигенции образовали национальную секцию в составе только что учрежденного Общества мелких народностей Поволжья, в мае приняли участие в работе его первого съезда[5], а в октябре, после преобразования указанного Общества в Союз, как и другие этнические объединения, создали свое национальное общество[6].
                      В этот переломный момент и формальные, и неформальные органы самоуправления на местах стремились скорее пожать плоды революции, среди которых особенно актуальным было реальное воплощение права наций на самоопределение. Процесс нациестроительства стал всеобъемлющим и развивался в невиданных Россией условиях неограниченной демократии. Хронологически он охватил период с конца первого до середины второго десятилетий прошлого века. Вновь открылась возможность решения кряшенского вопроса.
                      Общество "Кряшен" сосредоточило усилия на развитии этнокультурной и просветительной работы среди населения. Но по мере включения в его работу революционных элементов задачи просветительства отступали на второй план, превалирующее значение приобретали политические пути разрешения кряшенского вопроса. Заявив о том, что кряшены являются самостоятельной нацией, наиболее радикально настроенные функционеры, как из числа старой интеллигенции, так и среди выдвиженцев Октябрьской революции, наряду с идеей национально-культурной автономии кряшенского населения выдвинули требование о его независимом самоуправлении вплоть до образования суверенной республики, а затем и предприняли такую попытку[7].
                      Вопреки явной несостоятельности последнего требования кряшенский вопрос тем не менее дискутировался на разных уровнях, нашел отражение в агитационно-пропагандистской работе официальных органов и учреждений и стал в конце концов неотъемлемой частью государственной национальной политики. Этнос кряшен был возведен в статус народности, этноним получил право значиться в документах, удостоверяющих личность, переписи населения стали фиксировать его как отдельную национальность[8]. В силу этого кряшенская проблематика полностью обособилась. Не считая национальных форумов революционного периода, только в 1920-1921 годах состоялись Всероссийские съезды трудящихся кряшен и работников просвещения кряшен, областной съезд коммунистов-кряшен[9].
                      Это отразилось на формировании структуры государственных органов и учреждений России и Татарстана. В 1919 году при Казанском губернском отделе национальностей организуется подотдел кряшен, который в следующем году преобразуется во Всероссийский (Центральный) кряшенский отдел[10]. При Наркомнаце РСФСР учреждается кряшпредставительство. Почти одновременно с ними в обкоме РКП(б) создается кряшсекция[11], на базе которой позже возникла Высшая коллегия по делам кряшен[12].
                      По инициативе и при содействии этих органов в республике комплектуется материальная база, специализированная на работе с кряшенским населением и призванная осуществлять подготовку профессиональных кадров. Сюда следует отнести создание кряшенского издательства, выпуск газет и журналов для кряшен, основание кряшенского передвижного театра, преобразование кряшенской учительской семинарии (бывшей центральной крещено-татарской школы) в педагогические курсы (с 1922 года кряшпедтехникум), открытие кряшенских филиалов Восточной консерватории и музыкального училища[13]. На университетском уровне развертываются широкомасштабные исследования этногенеза, истории, культуры и быта кряшен[14]. " Интересно на каком основании хисторик утверждает, что не было никаких съездов и газет? Спесиально для хисторика, которому трудно на клавиши нажимать: Кряшенская периодическая печать начала XX века
                      Газеты:
                      1. “Дусъ”. г. Уфа. 1916-1918. Издание Восточно-русского миссионерского общества.
                      2. “Сугыш хабарляре”. Вятка, 1916-1917. Издавалась губернским присутствием по указанию местного губернатора.
                      3. “Кряшен газеты”. Казань, 1918. Издание национального общества “Кряшен”.
                      4. “Кызыл салдат”. Казань, 1919. Ежедневная кряшенская газета политуправления Реввоенсовета 2-й Армии Восточного фронта.
                      5. “Алга таба”. Елабуга, 1919 год.
                      6. “Кызыл алям”. Казань, 1919-1922. Первоначально – орган подотдела кряшен при отделе национальностей Казанского губисполкома, затем – Центрального кряшенского отдела при Наркомате по делам национальностей РСФСР и отдела национальных меньшинств при Татарском наркоме РКП(б), позже – Высшей коллегии по делам кряшен при Татарском обкоме РКП(б).
                      7. “Киняш”. Казань, 1922-1929. Первоначально – орган кряшенской секции, затем – агитационно-пропагандистского отдела Татарского отдела ВКП(б).
                      Журналы:
                      1. “Иген игеуче”. Казань, 1918. Орган кряшенской секции Казанского губкома РКП(б).
                      2. ”Белемнек”. Казань, 1921. Общественно-политический, историко-этнографический, литературный журнал на кряшенском языке. Издатель – Кряшенская издательская секция при Казанском отделении Госиздата.
                      3. “Киняш”. Казань, 1924. Ежемесячный журнал кряшенской комсекции Татобласткома.

                      • Анонимно
                        12.02.2017 10:35

                        А чего это все названия газет и журналов чисто татарские?

                        • Анонимно
                          12.02.2017 12:31

                          Это на ваш взгляд - вся щиста татарская. Кряшены - тюркоязычный этнос. У кряшен отдельный, отличный от татарского, кряшенский язык.

                          • Анонимно
                            12.02.2017 17:53

                            Чем отличается татарское слово " киняш" -совет, от кряшенского " киняш"?

      • Damir Nabi
        11.02.2017 17:03

        почитал бы записи Герберштейна, как русские воевали ! Они или сразу бежали или сдавались...
        А татары без труда и в плен нельзя было брать, - сопротивлялись чем могли,
        а в 13 веке татар вообще никто не мог взять в плен, если не было нечем биться то прямо с лошади головой в земле кидались....

    • Анонимно
      10.02.2017 21:26

      Браки смешанные, правда, а культурологический код у всех разный: одни поддерживают Православие, другие Ислам, третьи -агностики, четвертые атеисты.........

    • Анонимно
      13.02.2017 17:28

      /...но только норвежского происхождения - викингов/
      Голливудких образов или образОв.

  • Анонимно
    10.02.2017 15:51

    100 человек в штате.....Чем они занимаются с утра до вечера? хватило бы и 30.....

    • Анонимно
      10.02.2017 16:18

      Теперь будут карту Тартарии раскрашивать.

      • Анонимно
        10.02.2017 21:11

        От татарского пролива и до италии

        • Анонимно
          11.02.2017 08:36

          Берите шире, писал же Хакимов, что японцы предки татар. Думаю от Японии до Испании эта карта будет.

          • Анонимно
            11.02.2017 11:58

            Даже шире, ведь как открыли "татарские учёные" американские индейцы - это тоже татары. Поэтому татарская научная жизнь раскрасит весь мир в цвет т.н. "Великой Тартарии".
            Для внутреннего потребления пойдёт, но за пределами Казани все ржать будут.

            • Анонимно
              11.02.2017 13:45

              А вы прежде чем ржать посмотрите на лица американских индейцев и сравните с некоторыми татарскими лицами. Может что-нибудь и прояснится у вас в голове. Ту же Лопес , например. Такие же скулы и разрез глаз.

  • Анонимно
    10.02.2017 16:47

    Шиһабетдин хәзрәт Мәрҗанинең мирасын өйрәнеп һәм тасвирлап нашир итүгә кайчан тотынырсыз икән, егетләр? Институт аның исемен йөртә бит! Татарның тамырын корытырга дип астыртын сәясәт корган Питергә мөкиббән китү урынсыз...Әмирхан Самардан

  • Анонимно
    10.02.2017 16:51

    а историю флота России про Бишбалта - хотя бы бегло можете издать - тоненькую книжечку с перечнем боевых кораблей по годам из архива Адмиралтейства и про Орел не забыть, который на Дону собрали за 50 лет до Петра... флот - то рождался у нас... и кто сжег шведов под Нарвой?

  • Анонимно
    10.02.2017 17:47

    "...создали нормальные условия для работы"... Те, кто бывал в онкодиспансере, навещая родных или знакомых, или лечился там, даже и не мечтали о "нормальных условиях...

  • Анонимно
    10.02.2017 17:49

    Адмиралтейство без лашмании - настоящего геницида татар это пушечный залп по стае воробьиной. И в этом огромная заслуга Петра, бюст которого будет украшать ваш кабинет, уважаемый Рафаэль Сибгатович! Примите поздравления...Дауд

  • Анонимно
    10.02.2017 17:52

    Яңа бинага күчүегез белән котлыйбыз сезне!
    Сезне һәм бар коллективны!
    Уңышлар сезгә!

  • Анонимно
    10.02.2017 18:04

    Есть ли исторические обоснования тому, чтобы портрет Петра Первого висел в кабинете Рафаэля Хакимова? Не вымышленная ли эта история здания? Похоже что вымышленная. Краевед С.Саначин утверждает, что в этом здании суконной мануфактуры Михляева не было, и Петр I в этом здании не был и быть не мог. Здание построено позднее - при Екатерине Второй. Построил здание Приказ Общественного Призрения и разместил в нем Смирительный и Работный дом. Изначально это было заведение для принудительных исправительных работ и не использовалось как "пересылка". Пересыльной тюрьмой оно стало позднее. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1102557506477620&set=gm.1665576160434879&type=3&theater

    • Анонимно
      10.02.2017 18:50

      Ну и дела!!! Как же теперь понимать утверждение Р Хакимова: "В моем новом кабинете Петр Первый точно был". И это заголовок статьи к тому же. Понимать надо правильно : здания при Петре не было и Петр I в нем не был. Петр I всего-то навсего был в НОВОМ кабинете директора института - о чем и написано))

      • Анонимно
        10.02.2017 20:06

        Ничего Саначин не доказал. Там тоже только предположения со ссылкой на косвенные документы. Вся историческая литература 19 века утверждает обратное.

        • Анонимно
          10.02.2017 21:05

          Какие косвенные документы? Вы о чем? Самые что ни на есть подлинные документы имеются. Саначин - серьезный исследователь. Если хотите иметь ссылки на документы, то обратитесь к Сергею Павловичу Саначину напрямую (хотя бы через фейсбук). То, что пишет историческая литература ХIХ века не всегда является истиной. Часто бывают мифы, которые развенчиваются историками - стоит только в архивы углубиться. Примеров таких масса

    • Анонимно
      10.02.2017 20:18

      Что за фамилия Краевед?

    • Анонимно
      11.02.2017 09:02

      Ваши сомнения.....,мои сомнения.... и кому они нужны?
      Писанина... , да еще на ...обзор - странный способ ... анонимного самоутверждения !
      Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    10.02.2017 19:35

    Кто "за" чтобы деления были территориально-экономическими, а не национальными.

    • Анонимно
      10.02.2017 20:54

      114% китайцев за. И еще ктото из америки утверждал что ре урсов много в рф и это несправедливо. Так что они тоже за

    • Анонимно
      10.02.2017 22:07

      Пока только трубопроводы поделили - на какую территорию ресурсы качают и чью экономику обслуживают...

  • Анонимно
    10.02.2017 20:03

    у русских нет института

  • Анонимно
    10.02.2017 20:12

    почему у других народов татарстана нет своего института

    • Анонимно
      10.02.2017 20:55

      Интересный вопрос-дополнение-почему во всех регионах РФ нет татарских институтов?

      • Анонимно
        10.02.2017 21:05

        это как раз объяснимо. интересно другое - почему у других народов, живущих здесь бок о бок веками, нет своих захудалых институтиков

        • Анонимно
          10.02.2017 22:09

          Обьясни про тат вузы, раз знаешь ответ, и может сам себе ответишь на вопрос

        • Анонимно
          11.02.2017 02:59

          А у татар нет даже захудалых институтов - высших учебных заведений. Вот у оккупированных палестинцев они есть.

      • Анонимно
        10.02.2017 21:21

        Нет даже отделений в Вузах. Не актуально, лишняя трата времени и денег.

      • Анонимно
        11.02.2017 01:02

        Может быть, потому что татар в России 3%?

        • Анонимно
          11.02.2017 10:04

          вы не в тему и не в теме. говорилось о том, что нет институтов других народов, живущих в рт. и это ненормально

          • Анонимно
            11.02.2017 10:25

            Это ответ на 20:55

          • Анонимно
            11.02.2017 11:26

            В России проживает 190 народов по Вашему будет нормально под каждый народ отдельные институты делать и всех на своих языках учить? При всем желании технически это сделать не получится.

            • Анонимно
              11.02.2017 12:07

              Не стоит говорить за все РФ. В РТ 32 администрации, стало быть 32самобытных, культурных центра и каждый имеет право на свой культурный код.

              • Анонимно
                11.02.2017 12:24

                Так про культурный код вообще речи не шло. Никто его не запрещает, просто всему надо знать меру.

                • Анонимно
                  11.02.2017 13:47

                  А почему каждый коренной народ Рф не должен иметь свой институт на своем родном языке? У нас же это историческая родина. Почему нет?

                  • Анонимно
                    11.02.2017 18:10

                    Потому что умный будешь. А так все должны ассимилироваться

    • Анонимно
      10.02.2017 21:10

      потому что им не поставили задачу переписывать историю

  • Анонимно
    10.02.2017 21:36

    Поздравляем вас уважаемый Рафаэль Сибгатович и весь ваш замечательный коллектив института. Желаем вам успешной научной работы, Здоровья и хорошего настроения. Это здорово, что Казань избавилась от еще одного мрачного заведения и превратила это здание в центр просвещения и своеобразный памятник истории. Верим и знаем, что ваш коллектив под вашим руководством сделает много полезного в истории нашего Отечества.

    • Анонимно
      10.02.2017 22:07

      Какая ирония! Фишка в том что Отечество у нас - общее, а история по Хакимову - разная

      • Анонимно
        11.02.2017 03:01

        Это неудивительно, в отечестве живут разные народы, у которых разные истории.

      • Анонимно
        11.02.2017 05:58

        Хакимов,конечно,зациклен на своих теориях...Но в интелегентности ему не откажешь

        • Анонимно
          11.02.2017 11:12

          Отказываю. Ему следует внимательно рассмотреть карту региона, на водораздел, который, как бы намекает, что центров культур, было, как минимум, три это раз. Вспомнить когда и где родился Чингиз хан и вспомнить, что татары кочевали где то там.

          • Анонимно
            11.02.2017 12:51

            Очередной бред профессора(!) Валерия Бебика прозвучал в передаче, вот уже несколько лет регулярно выходящей на Первом канале Национального радио Украины, т. е. транслируемой на многомиллионную аудиторию всей страны, превзошёл все мыслимые и немыслимые границы вселенской глупости и свойственного некоторым "титульным нациям" врождённого дебилизма.
            Регулярный бред из уст Бебика уже стал настолько привычен для большей части населения Украины, что казалось этот "исследователь давныны" уже ничего нового не "выдаст". Однако я, и остальные жители Украины смогли убедиться в обратном.
            Вы не поверите, но на этот раз "профессор" Бебик (или "проффесор"?) сумел отыскать украинские корни ни где-нибудь, а на берегах Онона и Керулена. То есть — во Внутренней Монголии. Конкретнее, Бебик поведал многомилионной украинской радиоаудитории о том, что великий хан всех монголов Чингиз-хан был украинцем!!! И не каким-нибудь затрапезным казаком, типа Грицька Нечёсы*, а именно Великим украинцем!
            Чингиз-хан (по-бибиковски) происходил из знатного тибетского рода «Серого волка», куда «волчий» род перебрался из Скифии, т.е. с территории, находящейся ныне на украинской территории (простите за тавтологию). А уж финальный аккорд бибивского бреда вообще превосходит всё преждесказанное. Оказывается "... Никакого монголо-татарского ига на Украине не было, а монголо-татарские ханы дружелюбно относились к украинцам(?), ибо помнили об общем родстве"... Чтож тогда в 1242 году случилось с Киевом? Следуя логике Бибика древний Киев сожгли дотла московские князья — "москали"?
            Что после этого скажешь? Многократные примеры проявления ханского "дружелюбия" фиксировались на протяжении веков в исторических источниках (летописи, памятники древнерусской литературы и т. п.) О том же свидетельствуют сохранившиеся кое-где руины древних сооружений, разрушенных (по-дружески, конечно) нашими «родственниками». Тысячи убитых или угнанных в рабство. Обильно политая кровью Русская земля (в том числе и та ее часть, что зовется ныне Украиной). Разоренные города и села... Все это — результат действий Чингиз-хана и его потомков ханов Крымской Орды (тоже, надо полагать, "великих украинцев-гиреев. Кстати, Валера, даю тебе неплохую идею: гирей — это от украинского "гэрой"! Гэроям слава, Валерик!).

            • Анонимно
              11.02.2017 19:55

              Киев был разрушен татарами не в 1242 г., а в 1240 г. Перед штурмом города все князья, боровшиеся за стольный город, увели из Киева свои дружины. По-сути, оборону города держало народное ополчение. Поэтому сам штурм города занял всего 1 день. Спустя 120 лет, после поражения татар в битве при Синих Водах в 1362 г. большая часть Украины перешла под контроль Великого княжества Литовского. Кстати, татары, в отличие от западных крестоносцев, не претендовали на религию и землю русских княжеств. Они довольствовались уплатой дани. Великий князь Владимирский Юрий Вселодович очень опрометчиво задержал (а, возможно, позднее и убил) татарских послов, направлявшихся к венгерскому королю Беле. За это Русь позже дорого заплатила.

            • mad big
              11.02.2017 21:33

              Бебик покруче Хакимова будет.

              • Анонимно
                11.02.2017 22:32

                Не скажите, Хакимов - акадэмик, а Бебик только проффесор.

      • Анонимно
        11.02.2017 08:38

        Так и отечество в его понимании разное, писать только об этом боится, но намеки ясны, читается все между строк отлично.

        • Анонимно
          11.02.2017 10:53

          А почему вы считаете, что у всех коренных народов, живущих в РФ. должна быть одна история и один единственный взгляд на неё? Причем, почему-то за эту единственно верный взгляд и единственную "верную"историю, выдается история народа, исторически проживавшего всего на 1/4 части страны - на территории Золотого Кольца.

        • Анонимно
          11.02.2017 15:37

          А какие намеки, разъясните, пожалуйста. Я намеки как-то плохо понимаю.

  • Анонимно
    11.02.2017 02:33

    ЭЭэ?!?!
    50 лет??! Петр первый ведь и 40ка не прожил

  • Анонимно
    11.02.2017 02:35

    Институт жив пока Хакимов есть. Так сказать игрушка для не состоявшегося советника Президента. Затем институт будет расформирован за ненадобностью. Лучшие головы как Хайрутдинов и Ситдиков давно ушли.

    • Анонимно
      11.02.2017 10:15

      помещение отдать детям. под библиотеку или досуговый центр. и аура посветлеет

    • Анонимно
      11.02.2017 14:08

      Наоборот к институту истории присоединять другие гуманитарные институты АНТ и будет один гуманитарный институт

  • Анонимно
    11.02.2017 07:22

    Участники сходки (39 человек) были доставлены в полицейский участок. Он находился на месте нынешнего физфака (Е=мс2). Там на них составили протокол, отругали и утром отпустили. Из универа они отчислились добровольно, в знак протеста. В пересыльной тюрьме они не были. Источник - казанский историк Альтер Львович Литвин, который лично читал то полицейское дело о сходке.
    Участники сходки были подразделены на активных и пассивных. Первокурсник Володя Ульянов был отнесён к "пассивным".
    А финно-угров в исторических правах надо восстановить. Вот только под силу ли это институту Марджани?

    • Анонимно
      11.02.2017 10:55

      У финно-угров нет исторических институтов в их республиках? Может им с нашим сотрудничество начать?

      • Анонимно
        11.02.2017 12:02

        Вы им насочиняете "истории"...

        • Анонимно
          11.02.2017 13:51

          А вы хотите , чтобы финно-угры довольствовались тем, что им насочиняли российские и советские историки?

      • Анонимно
        11.02.2017 16:52

        Кто финансами делиться станет?

    • Анонимно
      13.02.2017 23:21

      Облом так облом!!! - Володя Ульянов в здании пересыльной тюрьмы не был, а Рафаэль Хакимов мечтает с китайцев деньги брать за посещение той самой камеры, которая помнит Ульянова. Очередной курьёз, однако.

  • Анонимно
    11.02.2017 08:48

    Умнейший ученый Хакимов! Успехов! Физика помогает ему развивать аналитический ум, которого у чистых гуманитариев нет. Поэтому и философий занимаются преимущественно физики.

    • Анонимно
      11.02.2017 09:28

      вот только жаль, что история в его понимании - предмет для спекуляций и совсем не исторических, а политических и далее

    • Анонимно
      11.02.2017 09:28

      Так было, так есть, так и будет!
      Фома (Неверующий)

    • Анонимно
      11.02.2017 09:36

      Да... "Философий" это очень нужный для историка наук! Можно себя не ограничивать и писать и писать... А факты оставьте занудам. Кому они теперь нужны? Ведь в его кабинете сам Петр Первый был! Причем именно так, а не наоборот)

  • Анонимно
    11.02.2017 10:50

    От всей души поздравляю Институт истории имени Марджани с Новосельем!!! Сам когда-то работал в этом институте и знаю Рафаэля Сибгатовича как прекрасного руководителя. Уверен, у института впереди еще много замечательных побед и достижений! Алмаз Валиев

  • Анонимно
    11.02.2017 12:05

    "Институт татарской истории" правильнее надо переименовать в "Институт татарской литературы и пропаганды".

    • Анонимно
      11.02.2017 12:27

      В итоге даже татарская пропаганда не вышла, чего только Татмедиа стоит, а институт этот в пору уже назвать министерством сказок и увлекательных историй.

      • Анонимно
        11.02.2017 22:18

        Зависть-(по православным канонам) это грех.

        • Анонимно
          12.02.2017 21:03

          вы в районную поликлинику зайдите. любую и посмотрите что там и как выглядит а хакимов свои псевдотеории толкает в таких хоромах

  • Анонимно
    11.02.2017 17:08

    Рядом с портретом Петра карту пусть повесят с административным делением. Петр поделил территорию на губернии. Никакого намека на национальный принцип. Казанская губерния!!!
    Это большевики поделили по национальному принципу и их за это проклинают)))???
    - Не благодарные.

  • Анонимно
    11.02.2017 17:58

    С новосельем, Рафаэль Сибгатович! И успехов Вам и институту в изучении нашей татарской истории. Как сказал Марк Туллий Цицерон: «Не знать истории — значит всегда быть ребенком», а нам, татарам, ой как надо знать свою историю и стряхнуть с себя "булгарское" клеймо.

  • Анонимно
    13.02.2017 11:58

    А разве Вахитова там расстреляли, а не на гауптвахте?

    • Анонимно
      13.02.2017 23:46

      Сначала Вахитова расстреляли на гауптвахте, а потом его расстреляли ещё раз - под окнами нового кабинета директора института, когда оттуда Петр I выходил ))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль