Общество 
14.02.2017

Вячеслав Володин: «Казани тысяча лет, но вы мне объясните: откуда сюда пришли татары?»

Спикер Госдумы пообещал закон по робототехнике, усиление контроля за беспилотниками и разъяснил, что делать айтишнику в армии

«Мы с Рустамом Нургалиевичем увлекаемся вертолетовождением, и одна из серьезных угроз — беспилотники», — за такими рассуждениями проходила накануне встреча спикера Госдумы Вячеслава Володина со студентами Иннополиса. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», он предложил президенту Рустаму Минниханову обкатать первое отечественное ОС для мобильного, дал заказ на разработку КОИБов, «подвесил» тему электронной цифровой подписи, а заодно покритиковал «грязные» выборы в Америке.

СЛЕЖЕНИЕ ЗА РЕГИОНАМИ ИЗ МОСКВЫ, ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ И БЕСПРЕРЫВНЫЙ КОНТРОЛЬ СКОРОСТИ

Рабочий визит председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина в Татарстан начался с посещения казанского IT-парка. С самого утра его и глав профильных комитетов Госдумы РФ сопровождали президент РТ Рустам Минниханов, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, министры республиканского правительства. В технопарке, воодушевившись рассказом о татарстанской системе «Народный контроль», Володин заявил, что в Госдуме нужно также использовать компьютерную программу, которая позволит депутатам из Москвы контролировать работу своих приемных в регионах: «Нам важно, чтобы депутат, находясь в Москве, утро начинал с контроля за исполнением обращений, которые ему люди сделали. Нам важно, чтобы депутат не терял связи с регионом». Внимание Володина также привлекла работа компании «Автодория», в которой создали систему беспрерывной фиксации нарушений ПДД на дорогах. «Технология беспрерывного контроля за скоростью на дорогах заслуживает внимания, — цитирует председателя Госдумы ТАСС. — Интересный проект, обеспечивающий гармонизацию движения».

После изучения ноу-хау в сфере IT-технологий спикер парламента решил окунуться в историю и оказался вместе со всеми в Старо-Татарской слободе. Экскурсию для него провела помощник президента РТ Олеся Балтусова, которая рассказала об укладе жизни татарских купцов и промышленников, особенностях быта в XVIII−XIX веках, в предреволюционные годы. Там же к свите присоединился госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, с которым Володин горячо обнялся. Балтусову VIP’ы слушали охотно, но изредка прерывались на общение друг с другом. На детской площадке Минниханов несколько отвлекся и нашел минутку для общения со школьником. «А ты в каком классе учишься?» — слышится на видео, опубликованном пресс-службой президента РТ.

На этом казанская часть визита подошла к концу, представительная делегация к полудню переместилась в Иннополис.

«ЗДЕСЬ ПРЕКРАСНО, ЗДЕСЬ ДЕШЕВЫЕ КВАРТИРЫ! 7 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА ОДНОКОМНАТНУЮ КВАРТИРУ — ЭТО ПРОСТО ДАРОМ!»

Беседа с нынешним и бывшим президентами Татарстана так увлекла Володина, что в Иннополисе его вертолет приземлился с большим опозданием. За это время томящиеся в технопарке Иннополиса журналисты имели возможность вдоволь наобщаться с резидентами, которых позже представили московскому гостю как образцово-показательных. В музее Иннополиса лидера думцев ждали местные реликвии — белые строительные каски Минниханова, Дмитрия Медведева, Николая Никифорова и прочих VIP'ов, которые побывали на строительстве IT-града. Рядом стояли и другие «артефакты», старательно спрятанные за стеклянными витринами, — дубликат капсулы, заложенной в основание города, а также «иннополисные» монеты, выпущенные к открытию города.

Генеральный директор компании «Новые облачные технологии» Дмитрий Комиссаров рассказал «БИЗНЕС Online», что его компания намерена полностью заменить отечественными аналогами продукты компании Microsoft: Word, Excel, Power Point, а также подобрать замену Skype и создать «защищенные» почтовые системы. Кстати, его проект «МойОфис» сейчас локализуется на использование татарского языка. На вопрос о том, что привлекает айтишников в Иннополис, Комиссаров ответил честно: «Здесь прекрасно, здесь дешевые квартиры! За счет субсидирования 7 тысяч рублей за однокомнатную квартиру — это просто даром! Это в пять раз дешевле, чем в Москве», — восхищался руководитель. «Сейчас основная проблема — это люди, в Москве и Санкт Петербурге они дороги», — пояснил он.

Гендиректор «БАРС груп» Тимур Ахмеров рассказал, что в Иннополисе у него уже живут и трудятся 60 сотрудников, а их дети ходят в детсад и школу. «Система планирования и мониторинга подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года — это система, созданная „БАРС груп“, с мобильным приложением для высших должностных лиц — Мутко и Шувалова. Электронный бюджет России, бюджетное планирование Минфина — все это сделано „БАРС груп“. Сейчас мы реализуем проект электронных закупок Почты России», — рассказал он «БИЗНЕС Online». «Мы партнер Иннополиса и в ближайшее время планируем двукратный рост команды в Иннополисе. Так будем размещать здесь рабочие места сотрудников, работающих на крупных федеральных заказчиков», — добавил он.

Компания «ICL Системные технологии» представила Володину проект по защите бизнеса от хакерских атак — «Центр обнаружения и предотвращения компьютерных атак». Его особенность в том, что дорогостоящие системы информационной безопасности выносятся за пределы предприятия, говорит Дмитрий Трофимов, директор по развитию бизнеса. «100 процентов защиты не бывает, как нет абсолютно здоровых людей, а есть не до конца продиагностированные, — шутит он. — Но то, что многие инциденты, которые произошли в наших местных компаниях, можно было бы решить, — это точно».


«ГАГАРИН, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?» — «ДАЙТЕ ВЗГЛЯНУТЬ, ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ СЧАСТЛИВЫМ»

Далее делегация переместилась в Университет Иннополис, где в коридоре желающие могли познакомиться с роботом, которого назвали Гагариным. Нет, это не муж участницы «Евровидения» Полины Гагариной, а роботизированная версия головы первопроходца космоса. «Гагарин — первопроходец и человек без страха, русский герой, известный всему миру», — бодро объясняется в пресс-релизе выбор имени для робота. Лицевую часть мехатронной головы робота покрывает подобие кожи, которая при разговоре собирается в очень правдоподобные мимические морщинки. А вот затылок Гагарина не так реалистичен — это просто клубок неких проводков и моторчиков, вообще не прикрытый черепной коробкой. Поседевшие брови и суровый взгляд Гагарина напомнили корреспонденту «БИЗНЕС Online» голову профессора Доуэля из романа Беляева, которая, если верить автору, некоторое время существовала совершенно отдельно от тела... Шею Гагарина к приходу Володина заботливо обмотали вязаным шарфом.

Молодой иннополисянин Вадим Реуцкий охотно делился с журналистами историей проекта, в то время как «отец» андроида, директор Института робототехники Николаос Мавридис, нервно шагал туда-сюда где-то поблизости. За три месяца, что Гагарин прибыл в Казань, его уже «научили» русскому языку — он может давать ответы на два-три десятка стандартных вопроса и повторять мимику человека. Также робот умеет распознавать человеческие эмоции. «Гагарин, что я чувствую?» — спрашивает у робота Реуцкий и делает радостное лицо. «Дайте взглянуть, вы выглядите счастливым», — отвечает механическая голова. В Иннополисе уже подумывают, чтобы пристроить «на работу» потомков Гагарина — это могут быть музеи, магазины или банки. Но в первую очередь Гагарин интересен иннополисянам, разумеется, как научное пособие, на котором упражняются юные умы студентов. Забегая вперед, скажем, что Володина этот искусственный интеллект не впечатлил. Вернее, раздражение спикера вызвало ощущение дежавю — он уже смотрел сюжет про робота по ТV...

Но начнем с начала. В большой аудитории Университета Иннополис студенты ждали Володина долго — более часа. И все бы хорошо, если бы не духота и не яркое февральское солнце. Ну и еще Wi-Fi. Телевизионщики жаловались, что коротенький трехминутный сюжет приходилось перегонять минут 40. «И это Иннополис!» — возмущались коллеги. Опытные политики — депутаты Госсовета РТ Римма Ратникова, Юрий Камалтынов, Татьяна Ларионова, Разиль Валеев, а также их коллеги по Госдуме Ильдар Гильмутдинов, Фатих Сибагатуллин, Айрат Хайруллин, Иршат Минкин, Айрат Фаррахов, Ольга Павлова — мужественно сидели за жесткими студенческими партами. Их более нетерпеливые коллеги — Александр Сидякин и Альфия Когогина — прогуливались по коридору со стаканчиками кофе.


Чтобы увеличить, нажмите

Скучавших лиц, впрочем, не наблюдалось. Люди деловые продолжали вести дела по телефону, студенты увлеченно копались в гаджетах. Но вот, наконец, в зал вошли Минниханов, Володин и Мухаметшин. С ними солнце вообще было беспощадно — било прямо в глаза. Президент РТ кратко поприветствовал студентов Иннополиса, поблагодарил спикера Госдумы за внимание к IT-технологиям и сделал комплимент председателю Госдумы РФ, который, по его мнению, «профессионально владеет темой». В пресс-службе ГС РТ уточнили, что интерес Володина к информационным новинкам не случаен — еще в бытность первым заместителем руководителя администрации президента России он курировал направление развития IТ и интернет-индустрии, также участвовал в создании Института развития интернета (ИРИ).

«Я ПРЕДЛОЖИЛ ВНАЧАЛЕ ПРОТЕСТИРОВАТЬ ЕЕ НА РУСТАМЕ НУРГАЛИЕВИЧЕ, НО Я ТОЖЕ НЕ УКЛОНЯЮСЬ...»

«Последняя презентация касалась искусственного интеллекта, — начал свою вступительную речь перед студентами глава Госдумы. — По прогнозу Рэя Курцвейла, футуролога и технического директора Google, к 2022 году примут законы, которые будут регулировать отношения человека и робота. То есть вас это ждет к концу вашего обучения». От темы фантастической он перешел к другой, вполне реальной, поставленной Путиным задаче — развития цифровой экономики. «Наша цель визита к вам — посмотреть точки роста цифровых технологий», — заявил спикер. Дескать, куда, если не к вам, ехать за опытом — у вас есть и IT-парк, и Иннополис. «Можно сравнить вас с теми, кто занимался освоением космоса и развитием ядерных технологий, — заявил глава Думы. — Среди этих студентов, думаю, есть и будущие Королевы, и Курчатовы».

Далее Володин продолжил делиться с аудиторией впечатлениями от увиденного в Иннополисе: «Мы вместе с программистом из Татарстана будем разрабатывать программу для депутатов, для того чтобы они могли более эффективно работать в своих округах». Он пояснил, что за образец будет взята программа «Народный контроль». «Чтобы депутаты не теряли связи со своими избирателями в Москве», — пояснил председатель Госдумы РФ. Также идет обсуждение программы, которая анализировала бы законотворческие инициативы, которые долгие годы ложились «под сукно». «Все законодательные инициативы будут визуализированы и будут в режиме реального времени, также будет вестись контроль за их рассмотрением», — заверил Володин. Эту работу он планирует двигать с участием программистов IT-парка. «Некоторые инициативы лежат в стенах госдумы годами, а многие лежат более 10 лет!» — удивлялся Володин. Также он предложил Университету Иннополис стать экспертной площадкой для обсуждения законопроектов в области IT. Минниханов отметил, что статус экспертной площадки очень важен для Иннополиса, поскольку студенты и преподаватели вуза смогут давать не только оценку проектам законов, но и свои предложения законотворцам.

Володин считает, что заниматься программированием сегодня становится выгоднее — в отрасли отчисления в социальные фонды снижены до 14% (вместо 30%), льгота будет действовать до 2023 года. От иннополисян думец рассчитывает получить ценные мысли о том, как вернуть на родину утекшие на Запад мозги, а также удержать молодых специалистов. Он напомнил, что власти страны сейчас принимают меры, чтобы уравнять возможности для отечественных программистов и работников международных корпораций. «До прошлого года компания Google вообще не платила налоги и не была налоговым резидентом России, сейчас она зарегистрировалась и будет платить НДС», — порадовал спикер.

В большой аудитории университета Иннополиса мужественно сидели за жесткими студенческими партами депутаты Госсовета РТ, а также их коллеги по Госдуме В большой аудитории Университета Иннополис мужественно сидели за жесткими студенческими партами депутаты Госсовета РТ, а также их коллеги по Госдуме

Первый вопрос от студентов касался темы робототехники и искусственного интеллекта. Приложение сил и знаний будущих выпускников в Иннополисе видят на КАМАЗе, который анонсирует свой проект грузовиков-беспилотников. «Насколько актуальны эти проекты, учитывая специфику нашего вождения, снег и бездорожье?» — задали учащиеся вопрос с подковыркой. «Когда уйдут в прошлое водители такси, автобусов и другого общественного транспорта, это время придет. Насколько быстро это произойдет, зависит от присутствующих в этом зале», — вдохновлял Володин, но тут же спохватился — законодательно у нас еще не все совершенно. Он рассказал, что в Думе принято решение создать совет по законодательному обеспечению цифровой экономики. Видимо, этому совету и будет поручено разработать законопроект, касающийся робототехники.

Говоря о наиболее важных достижениях отечественных айтишников, Володин назвал «Яндекс» и приложение «Яндекс.Такси», соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также платформу Telegram. Также он вдохновлен успехами разработчиков российской мобильной платформы Sailfish, которая задумывалась как конкурент операционной системы Android. «У нас никогда не было мобильного приложения, именно ядра, своей телефонии, — подчеркнул Володин. — Могу судить о ней (системе прим. ред.) только по презентации. И если она такая замечательная, то я предложил вначале протестировать ее на Рустаме Нургалиевиче. Но я тоже не уклоняюсь, если нужно будет составить компанию, правильно будет и депутатам воспользоваться этим продуктом. Если он по качеству будет такой же, как Android, почему нет? Я патриот. Важно,чтобы он был не менее эффективен, чтобы не навязывать населению!»

«ДО ПРИХОДА МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА, ТАТАРЫ УЖЕ ЗДЕСЬ ЖИЛИ, ЭТО КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ»

Один из студентов попросил у Володина разрешить открыть военную кафедру в Иннополисе. Оказалось, вопрос архиострый — среди студентов большинство молодых людей, которые, как оказалось, не горят желанием отдавать долг родине. «Я патриот страны и готов идти служить, но меня смущает тот факт, что за год я потеряю навыки в IT. Как можно решить этот вопрос?» — интересовался студент четвертого курса. Но Володин предложил ему взглянуть на вопрос под другим углом. «У нас в стране очень сильные информационные войска, это подразделения, где ребята вашей специальности будут востребованы, — „порадовал“ спикер. — Научная работа — научной работой, а информационные войска — это то, что будет чисто по вашей специальности». По залу прошел удивленный гул.

Студент, приехавший в Иннополис из Саратова, задал вопрос Минниханову, суть которого, впрочем, оказалась менее важна, чем те «чувства землячества», которые этот «земляк-избиратель» вызвал у Володина. «Вы грузили меня, — обратился он к залу, а потом повернулся к саратовцу и продолжил. — А вы грузите Рустама Нургалиевича», — даже не дослушав сути вопроса, начал Володин. Он тут же вспомнил приватный разговор, состоявшийся ранее у него с Шаймиевым: «Я могу сказать, о чем мы говорили в узком кругу. Я говорю: Минтимер Шарипович, меня мучает один вопрос: Казани тысяча лет, а вы мне объясните, откуда сюда пришли татары? С севера не могли, с запада — болота сплошные, тоже нереально. Только по Волге! Но тогда почему Саратову только 400 с небольшим лет?! Значит, нам точно должно быть более тысячи!» К дискуссии подключился Мухаметшин. Он выдвинул свою версию. «Саратовской области, наверное, тоже полтора десятка тысяч лет, — пошутил спикер, но продолжил вполне серьезно. — Дело в том, что до прихода монголо-татарского ига татары уже здесь жили, это коренное население». «А до этого что было?» — не удержался и ввернул Володин. «Не знаю, что было... Средневековье», — свел пикантный вопрос на шутки Мухаметшин.

Поговорили и о дронах. Студент интересовался, кто и когда будет регулировать полеты квадрокоптеров и ответственность за них. Володин перепоручил ответить на вопрос про «устройства, которые запускают и которые могут упасть на голову» главе комитета по информационной политике ГД Леониду Левину. Тот напомнил, что в конце 2016 года было введено ограничение на применение дронов, которые могут летать без разрешения. «Это совсем небольшие летательные аппараты, а аппараты свыше 30 килограммов должны получать отдельные полетные лицензии в Росавиации», — пояснил Левин. «Эти вопросы мы будем рассматривать. Эти устройства должны быть урегулированы. Мы с Рустамом Нургалиевичем увлекаемся вертолетовождением, и могу вам сказать, что одна из серьезных угроз — летальные аппараты-беспилотники», — отметил спикер.

Студент из Вологды поинтересовался, как будет развиваться банковская сфера. Мол, банки сегодня идут на инновации, отказываются от реальных офисов, все больше уходя в интернет, но законы тормозят данный процесс. «Чтобы открыть счет, нужно прийти в банк и физически подписать документы. И законодательство не рассматривает варианты, например электронную цифровую подпись», — заявил студент. Володин ответил, что разрешающий законопроект гуляет по Думе несколько лет, но пока добро не дает правительство — из-за соображений безопасности. Вместе с тем спикер призвал студентов найти решение, как обеспечить эту самую безопасность, в данном случае Володин (как будто не очень охотно) обещал сдвинуть процесс с мертвой точки.

«МЫ НЕ МОЖЕМ ТАМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОЮ СТРАНУ БЕССЛОВЕСНЫМ ГЛУХОНЕМЫМ МУМУШНИКОМ»

Примерно через час ведущий встречи хотел было ее закруглить, но спикер явно был расположен поговорить подольше. «Только начали понимать друг друга, находиться на одной волне...» — намекнул он. «Может, он (ведущий прим. ред.) торопится куда-то», — поддержал его Минниханов. Но тут же Володин неожиданно высказался очень жестко в адрес организаторов визита: «Вы меня грузите: а где электронная подпись? А мы приходим сюда — и что нам показывают?! Презентацию прошлого года, цифры не поменяли. Сюда приходим — искусственный интеллект. Я говорю: «Вы эту презентацию делали на прошлой неделе во вторник по „России-24“». «Они не знали, что вы телевизор смотрите», — постарался Минниханов смягчить выпад думца, но в то же время в его словах чувствовался и укор в адрес руководителей Иннополиса.

Дошло дело и до антироссийских санкций. «Идет информационный накат на Владимира Владимировича Путина. Не считаете ли вы, что необходимо разработать законопроект, защищающий честь и достоинство главы государства, в том числе и на международной арене?» — поинтересовался один из иннополисян. Володин ответил в том смысле, что в России этот вопрос пока не урегулирован. «Вы правы, этот институт [президентства] нужно защищать», — заявил председатель Госдумы РФ. Он вспомнил, что за океаном эта работа поставлена куда лучше. «За 2015 год за высказывания в адрес Обамы человека четыре получили серьезные сроки наказания — 1,5 - 2 года тюрьмы. Наша страна более демократична, пишут и говорят что хотят. Но все это надо сравнивать. Кто-то из вас выберет другую страну проживания, с нашими привычками вы можете погореть!» — строго предупредил Володин.

Заметно оживил Володина вопрос о прошедших выборах в Госдуму. «48 процентов явки, по мнению критиков, недостаточно, — саркастически заявил он. — Тот, кто хочет найти замечание, будет его искать, будет явка больше, будут искать что-то еще. На прошедших выборах [в Госдуму] досрочное голосование составило 0 процентов. Для сравнения: в США — 45 миллионов человек. Сейчас советник Трампа обвинил Хиллари, что много „мертвых душ“, которые голосовали в разных штатах за нее». «Мы за короткий период времени ушли от всех этих технологий, которые если и были, то в 90-е годы, когда даже закона о выборах не было», — оговорился Володин. По его мнению, результат выборов в ГД-2016 сомнений не вызывает, а вот «те, кто нас критиковал», напротив, погрязли в нарушениях. Также спикер заявил, что в России нужно будет увеличивать число КОИБов (комплекс обработки избирательных бюллетенейприм. ред.), но намекнул, что импортные устройства закупать не хотелось бы, мол, создайте продукт — мы рассмотрим.

Дошли и до темы выхода России из ПАСЕ. Володина спросили, не планирует ли Россия вернуться в организацию. И тут спикера ГД как будто задели за живое: «Это беспрецедентный случай, когда в парламентской организации лишается права голоса национальная делегация? Тогда для чего парламент, если даже там говорить нельзя? Мы платим взнос, причем самый большой, а российскую делегацию лишили слова, причем лишило меньшинство. Регламент несовершенен, и те, кто радикализует работу ПАСЕ, смогли провести это решение». Он дал понять, что глава организации стремится вернуть организации прежний формат работы 47 стран, включая Россию. «В ближайшую неделю наша делегация поедет на встречу для обсуждения данного вопроса», — рассказал он, пояснив, что речь пойдет об изменении «неправильного» регламента. «Это ведь может произойти в отношении любой другой национальной делегации. Тогда зачем это называть Парламентской ассамблеей? Есть сущностные основы парламентаризма, а такие решения все это перечеркивают!» — возмущался он. Странно, что случилось это в матушке-Европе с ее хвалеными традициями парламентаризма. Лишать слова — это не просто проявление слабости, фобий или атавизм. «Вы можете приехать, но вы должны молчать! Это что демократия?» — возмущался председатель Госдумы и заверил, что в России такого быть не может.

Володин спросил у главы думского комитета Вячеслава Никонова, был ли он членом парламентской делегации. «Я никогда из принципа не был членом парламентской делегации ПАСЕ. Считаю ее абсолютной бесполезной организацией», — громко заявил Никонов. «Мы все разные, вот он так считает, а я считаю, что мы диалог должны выстраивать даже с бесполезными организациями, но при этом права страны не должны ущемляться», — ловко вывернулся из ситуации спикер ГД. В разговор вмешался Мухаметшин: «Я 12 лет был председателем комитета в конгрессе муниципальных и местных властей в Совете Европы. Я, в отличие от коллеги, не считаю, что мы бесполезно провели там время. Россия в то время, когда случилась ситуация с Украиной, активно проводила общероссийскую политику по разъяснению позиции нашего государства. И нам удалось переломить ситуацию. И та украинская делегация, которая сидела в белых футболках и писала „Долой Россию“... Мы тоже покидали зал. Но тогда президент конгресса выдворил украинскую делегацию из дворца в Страсбурге. Конечно, нужно использовать любую возможность, но если без голоса оставили... Мы не можем там представлять свою страну бессловесным глухонемым мумушником». Он заключил, что Европа дозреет до мысли о том, что ПАСЕ без России несовершенна.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (131) Обновить комментарииОбновить комментарии
el optimista
14.02.2017 09:19

Когда увидим отчет по Иннополису? Экономический эффект от вложенных денег

  • el optimista
    14.02.2017 09:19

    Когда увидим отчет по Иннополису? Экономический эффект от вложенных денег

    • Анонимно
      14.02.2017 09:44

      Вы же знаете ответ ;-)
      не задавайте глупые вопросы и не получите глупые ответы :-)))

    • Анонимно
      14.02.2017 10:12

      С российским менталитетом - увы, никогда!

    • Анонимно
      14.02.2017 13:51

      Когда увидим отчет по Москве? Экономический эффект от вложенных денег.

    • Натан
      14.02.2017 14:03

      Первые поселения на месте Москвы основаны 8 тыс. лет назад (Вики). Когда они заработали?! Ждать осталось не много. Но. Надо работать. Надо сказать, что в деятельности правительства республики в этом направлении минусов не видно. Надо смотреть в будущее. Ибо, конкуренция в отрасли серьезная, поэтому ждать чего-то можно лет через 10...

    • Анонимно
      14.02.2017 14:11

      Иннополис это проект, который не окупается в короткий срок. Вы представляете себе, что вообще такое наука и отдача от неё?

      • Анонимно
        14.02.2017 14:28

        Да, представляем.
        Но в Иннополисе как раз НЕТ науки!!! Там максимум - прикладные разработки с использованием чужих научных достижений. А это уже совсем другого рода деятельность. Тут не нужно 50 лет ждать, чтобы понять - получается у тебя сборка изделия или не получается.

        • Натан
          14.02.2017 15:13

          Там сборочные цеха построили или образовательные учреждения?

          • Анонимно
            14.02.2017 15:52

            Там, типа, куча программистов и университет для программистов. Ну еще какую-то робототехнику они там изучают, типа. Это НЕ фундаментальные исследования. Это просто создание продукта потребления: софт, мелочёвка какая-никакая и т.д.

            • Анонимно
              14.02.2017 19:12

              Интересно. А сколько там людей работает?

            • Натан
              14.02.2017 20:04

              Не понятно одно, кто заказчик продукта? Я думаю, что бизнес в первую очередь должен быть заинтересован в приобретении благ, а государству отдается роль создателя условий.

    • Анонимно
      14.02.2017 18:29

      Настоящих? Никогда!

  • Анонимно
    14.02.2017 09:34

    На фото указующий перст Володина с Миннихановым,его истинное отношение к Республике.Мы можем и слушать,но и видить.

  • Анонимно
    14.02.2017 09:37

    Они не пришли. Они всю жизнь здесь жили. Со времён палеолита.

    • Анонимно
      14.02.2017 10:09

      Нет, ты не прав! С мезозойской эры тут жили татары! Не знали что ли?

    • Анонимно
      14.02.2017 11:37

      Татары здесь не жили. Здесь жили славяне всегда. Володин не зря этот намёк сделал - это не ваша республика!

      • Анонимно
        14.02.2017 11:46

        Уже Путин на весь Мир показал, кто здесь жил с древнейших времен,когда подарил карту Бабаю,а тебе все неймется.

        • Анонимно
          14.02.2017 12:21

          А ты карту посмотри и увидишь, где находится Тартария. Если чего посмотрите последнее интервью Хакимова и чей портрет он решил повесить в свой кабинет. Человек в тренде и знает куда дует ветер, бабаевская школа.

          • Анонимно
            14.02.2017 13:12

            Пусть вешает хоть портки, но аульно-феодально-клановое правление в нашей республике заканчивается. Почему не задали вопросы про ТФБ и где деньги?

            • Анонимно
              14.02.2017 14:13

              аульно-феодальное у вас мышление, а Татарстан экономический лидер в России

            • Анонимно
              16.02.2017 08:58

              Куда ни зайди везде сидит "КОНКРЕТНЫЙ АУЛДАШ"

        • Анонимно
          14.02.2017 13:10

          Вы дорогой не путайте Великую Тартарию со своей аульно-клановой территорией.

        • Анонимно
          16.02.2017 00:20

          Насколько я помню,Путин, вручая карту Шаймиеву, сказал, что территория Тартарии огромна и кто проживал на этой территории- не известно.

      • Анонимно
        14.02.2017 12:19

        В смысле не ваша? Не раздувай рознь! А уважай коренное население! Республика общая!

      • 11.37. Здесь жили славяне, а территорию назвали Татария. Интересная интерпретация истории, этнологии и этногенеза. Надо подумать над ней.

      • Анонимно
        14.02.2017 14:32

        А откуда они, славяне, пришли? Из Германии или Аркаима?

      • Анонимно
        14.02.2017 14:57

        Славяне жили в Киевской Руси. Эту территорию они завоевали в 1552 году. Данный факт общеизвестный.

        • Анонимно
          14.02.2017 16:33

          Славяне - это и немцы и балты и другие. Однако нет фактов проживания их в Киевской Руси. Так что, сначала, изучите - о чем речь вообще.

      • Анонимно
        15.02.2017 20:22

        Славяне они при Грозном стали!

      • Анонимно
        16.02.2017 09:27

        Славян даже на территории,где сейчас Ярославль и Москва не было даже в 8 веке.Хватит врать.Славяне пришли на территорию,занимаемую сейчас Россией,только в 9 веке.Тут жили финно-угорские народы и тюркские.Прародина татар-Алтай и юго-западная Сибирь.Так что славяне на территории России это народ мигрант,прибывший сюда массово только в 9 веке.Это знает любой образованный человек.

      • Анонимно
        16.02.2017 21:33

        славян здесь близко не было. они пришли позже татар. А коренное население - это финно-угры: марийцы, мордва, удмурты

    • Натан
      14.02.2017 14:42

      Какая разница откуда и когда?! Так или иначе, история как наука говорит, что все мы выходцы из Африки. Не так ли?! Да и с другой стороны, стоит ли это обсуждения, если да - то, зачем?

  • Анонимно
    14.02.2017 09:59

    Все вопросы к Рафаэлю Хакимову

  • Анонимно
    14.02.2017 10:07

    Молодец Володин. Старые презентации отметил. НЕ БЫВАЕТ МЕЛОЧЕЙ В РАБОТЕ. Расслабились чиновники РТ!

  • Не стоит забывать, что не было бы Татарстана и татар со своей профессиональной музыкой, которую заложил Салих Сайдашев, если б не пришла Советская Власть! Читайте дореволюционную хронику! Там все лысо! И взгляните на хронику событий после 1920 года.

    • Анонимно
      14.02.2017 10:32

      Ув.доцент объясните нам почему нас умело уводят от истинной цели визита?Про договор-тишина.знакум

      • По-видимому, Волошин, приехал, прежде всего, для уточняющей экспертизы, на основании которой будут приняты серьёзные меры по общероссийской региональной политике. Хорошим экспертом был в своё время Немцов, он с порога самолета обругивал местных власть имущих матом, и под этим пафосом объективно копал под них. Судя по видео, Волошин не настолько откровенен...

        • Анонимно
          14.02.2017 13:13

          Думаете в Кремле Московском не читают независимую прессу РТ?Он уже имеет МНЕНИЕ!Путин сказал "Решать будет народ Татарстана!".А у народа мнения резко разнятся!Потому что такая явная коррупция и безнаказанность многих не устраивает.Особенно раздражает молчаливое почти одобрение!
          Вот Володин ,видимо,и приехал сказать ,что в вТатарстане мнение НЕоднородное!знакум

          • Анонимно
            14.02.2017 14:15

            если у знакума мнение "НЕоднородное", не значит, что оно у всех такое. Более 90 процентов поддерживают те изменения в регионе, которые происходят. Особенная благодарность за Казань

        • Анонимно
          14.02.2017 13:20

          Вы хотели сказать Володин...

    • Анонимно
      14.02.2017 12:52

      Рамиль удивили честно говоря, раньше вы как то разбираясь в теме писали, татарскую профессиональную музыку заложил вообще то не С. Сайдашев. Благо успела зародиться в годы революции, вы хоть сами хронику почитайте!

      • Вы говорите о татарской музыке. А я написал о профессиональной татарской музыке. Истоки были, но это еще не была профессиональная музыка.
        Назиб Жиганов в книге "Салих Сайдашев", 1970 г. на стр. 111 пишет "Одним из пионеров татарской профессиоанаольной мызыки был Салих Сайдашев "

        • Анонимно
          14.02.2017 14:13

          во-первых, ваши же слова "если б не пришла Советская Власть", все было до советской власти и музыка и драматическая труппа "Сайяр". во-вторых, так и пишите "раз Жиганов считает так то, то и Рамиль Гарифуллин считает так". в-третьих, все таки почитайте хронику и открытые материалы спецслужб по делу композиторов.

      • Анонимно
        14.02.2017 13:45

        Султан Габяши не конкурент Сайдашеву. Комментатор прав. Сайдашев - основоположник проф. татмузыки! А кто его спросит? Он же теперь памятник!

    • Анонимно
      14.02.2017 14:40

      Больше скажу: если бы не советская власть, то местное духовенство окончательно задушило бы и музыку и театр, а уж такой жанр, как эстрада, вообще даже не появился бы у татар. Это не значить, что это всё привнесено кем-то, типа русскими, евреями и т.д., нет, конечно. Но именно большевистское движение отнеслось ко всем народам страны как к равным, дав возможность открыто демонстрировать свою культуру, развивать искусства.
      Ведь раньше уметь играть на муз. инструментах считалось позором для образованного человека, выпускника медресе, например. Дескать, только деревенские шуты среди нищеты и батраков играли. Вот такая была риторика среди духовенства. Ни о каком профессиональном музыкальном развитии даже речи быть не могло. То же и в живописи. С китайских чайных сервизов изображения живых существ соскабливали, религия запрещала. Вот как было до революции 1917 года. Так что, тут нужно честно признавать роль советской власти в развитии татарской культуры, без выпячивания наших "я", да "мы". Мы, конечно, молодцы. Но другие россияне нам ОЧЕНЬ помогли в этом.

      • Анонимно
        14.02.2017 14:56

        это не так! Рамиль Гарифуллин же написал что этот тезис из книги Жиганова взял.
        Уже в 1916 году драматическая труппа "Сайяр" под специально написанное музыкальное сопровождение оркестра под управлением Габяши ставил театральные постановки.

        • Анонимно
          14.02.2017 15:35

          А никто и не говорит, что их не было. Вам же указали на то, что этому всему упорно не давали прорваться наружу, душили. Но в итоге революция сделала свое дело. Кстати, в стране уже с 1905 года творилось черте-что. А уж 1916 - это полная анархия была.

        • Анонимно
          15.02.2017 12:30

          Речь о том, что именно С.Сайдашев переложил пентатонику в европейскую восьмиладовую систему и объединил татарский мелос с мировой музыкальной культурой, а не то, что до него не было татарской музыки вообще.

      • Натан
        14.02.2017 15:21

        Не понятно. Нам честно признавать советскую власть или слабого императора?!Известно, что мягкотелость императора привела страну в пятилетку, где ГУЛАГ с одной стороны и театр с другой. По-моему уж лучше без театра и эстрады, чем с расстрелянным дедом и отцом. Вам так не кажется?

        • Анонимно
          14.02.2017 16:02

          Император САМ отрёкся от престола после забастовок обычных людей, которым уже есть нечего стало, кроме своих ботинок.

          Советская власть свергнула Временное правительство, которое делало что угодно, только не наводило порядок в стране - печатало керенки, думки, создало гиперинфляцию и разбазарило золотой запас России.

          • Натан
            14.02.2017 19:34

            Вот именно сам, потому что духу не хватило. Это причина. Временное правительство и советская власть - это следствие...

        • Анонимно
          14.02.2017 17:42

          Советское государство не свергало императора. Его свергла с начало его же элита, которая была не довольна им. А потом уже пришли коммунисты и стали создавать новый мир. Народ подержал их только, тогда когда иноземные войска вместе с российско элитой достали всю страну.

          • Натан
            14.02.2017 19:59

            Не нужно извращаться - не стоит моим словам давать иную форму. Я не спорю с таким очевидным, но также очевидно, что будь он смелее такого бы не произошло... Не так ли?

            • Анонимно
              15.02.2017 10:07

              Нет, не так. Смелее нужно было быть с самого рождения. Николай-2 вообще не принимал участи в жизни страны. Кушал, гулял, спал. И так - каждый день с самого рождения. ОЧЕНЬ удобен был для иностранцев - творили со страной что хотели.

          • Анонимно
            16.02.2017 21:16

            советы на 3 съезде провозгласили республику советских депутатов в январе 1918 года.

      • Анонимно
        14.02.2017 16:09

        Я родился в СССР и считаю его своей РодинойРодиной аТатарстан малой Родиной,потому что мы были равноправные и русские и татары,теперь русским все а у татар ничего,ЕГЭ на русском паспорта на русском учёба на русском грошь цена такой стране

        • Анонимно
          14.02.2017 16:30

          Уверяю вас, в СССР тоже были паспорта на русском, и экзамены на русском, и учёба на русском. И даже татарам их родной татарский язык преподавали на русском. В этом плане равноправие никак не изменилось по сравнению с СССР для татар. Оно только для русских изменилось - теперь они обязаны учить татарский язык - просто так, для симметрии, пользы от этого все равно никакой, зато сколько учителей при деле.

        • Анонимно
          14.02.2017 18:12

          А раньше у вас был татарский паспорт,учеба на татарском?глупости не надо писать и родины у вас нет,раз пишите грош цена такой.И не чего здесь смуту наводить.

          • Анонимно
            14.02.2017 18:35

            Учеба на татарском как раз была. Все народы имели свои национальные школы. Это у вас нет родины, так как вы страдаете манией величия, так как вам кажется , что всё всегда "вашим " было...

            • Анонимно
              15.02.2017 10:08

              Сейчас тоже есть национальные школы. В чём проблема?

              • Анонимно
                15.02.2017 12:13

                Нет. Сейчас есть ФЗ 309, который убивает обучение на родном языке. Экзамены сдаются только на русском, школы закрываются. Из КФУ все татарское уже почти вытеснили.

        • Анонимно
          15.02.2017 12:14

          Зачем вы так. Татарстан и есть наша Родина, и никакая она не малая!

      • Анонимно
        14.02.2017 23:50

        Большевики половину интеллигенции расстреляли, что наших, что ваших.

  • Анонимно
    14.02.2017 10:13

    И этот туда же! Да господь на землю спустил - на то и мышь, чтобы кот не дремал!

  • Анонимно
    14.02.2017 10:15

    Не у того спросил про происхождение татар. Хакимов знает точно, что татары пришли с востока Африки - это были первые люди на Земле. Правда угрофинские племена мешают, но их можно вычеркнуть из истории - мелочь какая-то, все карты Хакимову мешает.

    • Анонимно
      14.02.2017 10:45

      Зачем ерничать? Угрофинны много где жили, но в Поволжье не создали развитую городскую культуру

      • Анонимно
        14.02.2017 11:32

        Ну и что? Я не ёрничаю, а продолжаю последовательно линию Хакимова - заказного "историка".

      • Анонимно
        14.02.2017 12:41

        угры люди леса,какая городская культура.

        • Анонимно
          15.02.2017 08:59

          Если не было городских поселений, то этих людей (угрофинны) - и людьми назвать нельзя? Они и были коренным народом этой территории. Татары пришли с Закавказья, "подвинули" местных народностей - кого в рабство, кого убили, а остальные сами в леса убежали или переселились в другие места, менее пригодные для жизни территории. Так оно было всегда, и тому удивляться не нужно - всё обычно.
          Меня вот что интересует, как монетку Халиков нашёл - сам подложил или студента за зачёт напряг? ))

          • Анонимно
            15.02.2017 13:32

            Большинство татар это угрофинны - аборигены своего родства не помнящие.

            С Закавказья пришли управленцы Хазарии (филиал Генуэзских торговцев, Италия) - которые своими товарами и технологиями колонизировала лесной отсталый район.

            Видимо управленцы филиала Хазарии поняли (как Венгры), что тут не чего не растет и свалили в теплую Европу, и отдали край голодным потомкам монголов, которые приняли мусульманство в обмен на технологии и товары Халифата.

            Если вы живете не в Европе и нет родового титула, то скорее всего ваши предки тоже были товаром которых продавали или меняли на специи.

            • В Узбекистане тепло и плодородно, но что-то не видно там ни дворян, ни технологий

              • Анонимно
                15.02.2017 21:16

                Узбекистан это пустыни, степи и гор, мало пресной воды. Там нет выхода к морю - торговым путям.

            • Анонимно
              15.02.2017 20:40

              Дорого им этот товар стоил, раз я здесь живу.

              Управленцы сами ничего не растили. Ростовщичеством занимались и работорговлей промышляли как посредники. А ещё пушнину задарма скупали. Им здесь хорошо было... Пока пинка не дали.

              • Анонимно
                16.02.2017 10:01

                Если у нас был климат как в Америке, где понравилось управленцам, мы бы жили в резервациях как индейцы.

          • Анонимно
            15.02.2017 20:54

            До прихода татар в 30 км. юго-восточнее от Сарманова было крупное поселение удмуртов, вроде как их столица. (это были родо-племенные структуры, поэтому о столице удмуртов, как центре государства приходится говорить с определённой условностью). В дальнейшем стольный город был перемещен на 250 км (ныне это г.Ижевск). Об этом рассказывают сами татары, из числа местных историков. И ничего в этом удивительного нет. Жизнь не стоит на месте. Но не все это понимают. Оглянитесь вокруг: молодежь уже совсем другая и т.н. "чистота нации" их как-то не очень беспокоит. Межнациональные браки составляют наверное половину, особенно в крупных городах. И никто по этому поводу не комплексует. Посмотрите сколько у нас в стране сограждан с татарскими фамилиями. Имя к примеру русское, а фамилия явно татарская. ("Кто и есть у меня в родне, так и тот татарин", В.Высотский). А учить татарский язык ... ну учат же в школе. А если какая русская или скажем марийская, удмуртская семья в татарской деревне живет, то и дети общаясь со сверстниками так же знают и говорят по татарски.

        • Анонимно
          15.02.2017 09:09

          сорри, Хакимов Рафаиль Сибгатович, кандидат философских наук, доктор исторических наук, доцент. Вице-президент и академик Академии наук Республики Татарстан, директор Института истории имени Ш. Марджани. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва, депутат Государственного Совета Республики Татарстан четвёртого созыва.
          Обласкан властью РТ, да.

    • Анонимно
      14.02.2017 13:08

      Ошибочно считать, что люди с Африки начали свое развитие , найденный там мальчик на самом деле взрослая женщина, просто конституция тела такая маленькая, в 60-х один ляпнул, что это мальчик и все охотно ему поверили и даже не перепроверяли т.к. уважаемый заявил, сейчас же современные технологии показали, что это женщина в возрасте и скорее всего ее предки пришли с территории Индии, на которой уже обнаружены первые люди земли т.к. их возраст значительно превышает возраст найденного "первого человека" в Африке, а версия с Африкой удобна и особенно подходит тем, кто обезьян своими предками считает.

      • Анонимно
        14.02.2017 16:02

        может, это вы обезьяной своим предком считаете. а по науке наши предки - человекоподобные. но вам, наверное, без разницы.

  • Анонимно
    14.02.2017 10:27

    Читайте книгу Ф.С.Сибагатуллина "От Отиллы до Президента" - там изложена вся история татар - откуда, когда и как. Сибагатуллину надо подарить Володину эту книгу

  • Анонимно
    14.02.2017 10:42

    Варежки Балтусовой в массы!

  • Анонимно
    14.02.2017 10:42

    Будущий президент России похоже...

  • Анонимно
    14.02.2017 10:55

    Одним словом Володин увидел своими глазами и ничего особенного нет , 7 летний пиар наших чиновников по инновациям говорила что мы самые самые,в итоге оказалось "пыль в глаза ".

  • Fandas Safiullin
    14.02.2017 11:02

    Пытливый ум не дает покоя любознательным:

    «Казани тысяча лет, а вы мне объясните, откуда сюда пришли татары?

    «Понимаю, что это паровоз, а вы мне объясните: куда лошадь запрягать, чтобы эта дура поехала?»

    • Анонимно
      14.02.2017 15:50

      Ну зачем все эти вопросы, неужели все вопросы про татар , это так нужно в современном обществе. Мы потеряли язык , не назову процент татарской молодежи , который владеет языком , он на низком уровне.

  • Анонимно
    14.02.2017 11:25

    "«Понимаю, что это паровоз, а вы мне объясните: куда лошадь запрягать, чтобы эта дура поехала?» Сразу видно военного человека, они любят Швейка!)))))))

  • Анонимно
    14.02.2017 11:26

    Разочаровался конечно Володин ВВ,формат вопросов просто убил спикера, повиду было понятно на это все обратили внимание.

  • Анонимно
    14.02.2017 11:29

    Вот где оказывается самые честные выборы-в России! Спасибо, просветили..,)))

  • Анонимно
    14.02.2017 11:45

    Володин зарабатывает свои кровные на производстве маргарина, а его мучают вопросами о беспилотниках. Спросили бы лучше, можно ли производить маргарин без пальмового масла.

  • Анонимно
    14.02.2017 11:48

    На гербе ирбис, значит с центральной азии.
    Ирбис[2], или сне́жный барс, или снежный леопард[3] (лат. Uncia uncia, по другой классификации — Panthera uncia) — крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии.

    • Анонимно
      14.02.2017 12:56

      ничего это и не значит - что на гербе, а что в истории.

  • Rayzit
    14.02.2017 12:10

    Татары в Казань понаехали из Балтасей, я знаю.

  • Анонимно
    14.02.2017 12:27

    Вот и еще один оппонент на нашу республику из "во власти".
    Мухаметшин не прошел тест ...на "государственность". Удивил.
    А ведь мог же ответить: из тех же ворот,-откуда весь народ.
    Ну и ладно: будем закаляться!
    Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    14.02.2017 12:39

    Ресторан генацвале , конечно полностью соответствует татарской слободе, полностью соответствует реконструкции.

  • Анонимно
    14.02.2017 13:48

    Сосватают Балтусову в Москву, ей Богу, сосватают!

    • Анонимно
      14.02.2017 14:44

      Дык, уже сосватали. Она только ломается. Нам тут Фишман ближе к телу - помогает Бюджет осваивать на что-то новое. А Балтусова всё заладила своё: это не трогать, это не сносить, это не ломать. Так денег не заработаешь...

  • Анонимно
    14.02.2017 14:48

    Тартарары...Гугл в помощь.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:37

    Дело не в этом! Просто Москва отреагировала на выступления РНМ на Гайдаровском съезде по отчислениям в доход государства от регионов. Г-н Володин решил причесать республику под одну гребенку со всеми.Хотя , не он решил , а поручили. А признаться , Иннополис не дает отдачи , взять презентацию , ну мягко говоря , не в лучшем свете выглядели. Ему поездка удалась !Но не надо делать выводов поспешных. Впереди президентские выборы и тут вопросы и их очень много.Страна тормознулась в своем развитии , и что будете делать? Ну можно год не развиваться , ну 2 года , а что дальше? Пробив дондышко падения и дальше падать?

  • Анонимно
    14.02.2017 15:50

    Чего стебом занимаетесть господа- эфэнде. Приехал нормальный человек, в один из регионов Росии, далеко не худший, интересные мысли и предложения высказал.А,некоторые обитатели пэчэен базараа, как называл эти существаТукай, изображают по привычке ,наследников Чингисхана. Он бы первый эту шелупень за антиимперскую болтовню, как минимум, выпорол. Живете в России , вставшей с колен, на которые ее попытались поставить алкаш и его, СЛУЖИВШИЕ АМЕРИКЕ гайдарочубайсеры, и прочие козыревы ,набирающей силу, чему способствовали и настоящие татары и помогать в этом процессе реанимации надо, а не хаханьками заниматься.Дохикикались до упада в 90 е годы.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:29

      Русский народ от бога отвернулся, гордыня ему все глаза затмила. Только гордыня от дел минувших давно и нынешним не соответствует.

    • Анонимно
      14.02.2017 20:26

      15 50 ИМ не до других.ИМ карту Тартарии давай.Там их и прошлое и настоящее и будущее. Нужно напечатать столько ,что бы всем желающим досталось ,дома повесить.В этой карте там и хлеб и масло и мясо.Халяль.

    • Анонимно
      14.02.2017 21:10

      Чубайс при деле, ЕБН мавзолей отгрохали, стадион стал дороже в (!) семь раз. Всё идёт по плану.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:31

    В будущем если в наногороде не будет производства,город обречен на вымирание

  • Анонимно
    14.02.2017 17:00

    Володин интересный и продвинутый человек побольше таких нужно в правительство .

    • Fandas Safiullin
      14.02.2017 20:01

      «Володин ... продвинутый человек побольше таких нужно в правительство».

      Побольше уже некуда. Там все продвинутые.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:13

    О чем речь "кто откуда пришел"...

    Всё просто и понятно - жили здесь! Коренное население назывались бУлгары - бОлгары - вОлгары - волгарИ, если по-современному. Далеко потом уже появилось слово-название "татары".

    • Анонимно
      14.02.2017 21:19

      При булгарах река называлась на тюркском Идель , другие в т.ч славяне называли -Итиль. Практически все природные и населенные об"екты на территории Алтын Ордо (Евро. части и Сибири )имели тюркские названия. А в Московии, наиболее значимые места-напр. Арба-ат. А Волгари... -от воспаленного вооображения.YANICHAR.

      • Анонимно
        15.02.2017 22:45

        Янычар, надо бы знать, что Бизанты (Византия) греческого языка не выговаривали букву "Б", поэтому "Болгары" у них "Вульгар", как и "Варвары" от "Барбаров". Позже Русы от них переняли, когда плавали грабить провинции Царь града сплавляясь по Идел. Но они ещё не знали, что это Идел. Поэтому научили славян, что это "Волга".

  • Анонимно
    14.02.2017 17:58

    Хочу однокомнатную квартиру за 7 т.р.

    • Анонимно
      14.02.2017 19:17

      нет проблем, вселяйся в город с инновацией, а без очереди

    • Анонимно
      16.03.2017 21:25

      А я согласен, таки быть, на в Москве в 5 раз дороже

  • Анонимно
    14.02.2017 19:28

    Хочу пенсию как в Финляндии!

    • Анонимно
      18.02.2017 16:14

      Просто она оторвалась вовремя-не захотела тонуть на ТИТАНИКЕ.

  • Анонимно
    14.02.2017 20:37

    Как жаль что не было в компании уважаемого мной Рафаэля Хакимова.Уж он бы дал компетентный ответ.Единственное упущение Рафаэля -абыя почему он в своих исторических экскурсах не озвучивает роль крещеных татар-а ведь в научном мире немало подтверждений,что крещеные татары-потомки великих булгарских ханов -их сыновья с целью расширения земель Великого булгара продвигались в сторону Константинополя и далее в южную европу.Ассимилировавшись там они сохраняли традиции и уклад булгар.Монархи европы считали за честь ,если удавалось привлечь на службу в качестве личной охраны крещеных татар,т.к это были очень надежные,честные и мужественные воины.Многие из них впоследствии были посвящены в рыцари и присоединились к могущественным орденам мальтийскому и тамплиеров.Отсюда и название крещеные-т.е носящие крест(рыцарский).Многие уважанмые люди в РТ-крещеные татары и нам хотелось бы Увжаемый Рафаэль -абый что бы вы не забывали о нас.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:39

    Автодорию ввели с провоцирующими знаками вместе. Превратили в коммунальные платежи. Теперь в городе не едут а ползают, остановили движение.Законный способ содрать деньги . Отменить !

  • Анонимно
    15.02.2017 09:00

    татарстан ок впереди планеты всеи

  • Анонимно
    15.02.2017 11:20

    стыдно за Мухаметшина, не знает свою историю, и сколько лет возглавляет ГС, это позор!

  • Анонимно
    15.02.2017 16:03

    Все когда-то откуда-то пришли
    Ну не мог в разных климатических зонах один и тот же народ,и заниматься одними и теми промыслами (в тундре пшеница не растет,а в степях олени не водятся) одеваться в одинаковые одежды и есть одинаковую пищу. Ну не могли быть универсальные славяне- хлеборобо - скотоводо- оленеводо-мореходо-косторезо-плотники на огромной территории.
    Также как и не живут там одни только воробьи и вороны
    Мир намного разнообразнее и в этом его прелесть

  • Анонимно
    16.02.2017 09:35

    Славяне пришли с запада,с Балкан.Даже в центральных регионах страны,включая Москву,славяне появились в 8-9 веках.А в Поволжье еще позже.На Урале славяне появились только в 16 веке.В Сибири тоже в 16 веке.Это знает любой двоечник кроме особо одаренных особей,утверждающих,что Аркаим это поселение славян или Сибирь с Поволжьем их исконные земли.а многих территориях современной России до 9 века жили финно-угорские племена,тюркские народности.Книжки читайте,граждане двоечники.Не надо оскорблять народы России своим невежеством,пытаясь даже могилы их предков присвоить.Это просто низко.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen