Общество 
14.02.2017

«От добра добра не ищут»: нашелся ли спойлер на выборах муфтия для Камиля Самигуллина?

Глава ДУМ Татарстана согласовал с Кремлем кандидатуру своей новой правой руки — имя темной лошадки узнал «БИЗНЕС Online»

Истек срок подачи документов на ключевые должности в структуре ДУМ РТ, выборы на которые пройдут в апреле на съезде религиозной организации. В самом муфтияте пока хранят молчание, но очевидно, что серьезных конкурентов у нынешнего муфтия РТ Камиля Самигуллина и главного казыя Джалиля Фазлыева нет, хотя попытки заявиться были. Более того, по данным «БИЗНЕС Online», Камиль хазрат планирует усилить свои позиции — на должность первого зама главы ДУМ РТ выдвинут его ближайший соратник.

Очевидно, что серьезных конкурентов у нынешнего муфтия РТ Камиля Самигуллина и главного казыя Джалиля Фазлыева нет, хотя попытки заявиться былиФото: «БИЗНЕС Online»

ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРОВ?

Неожиданной завесой секретности оказалась окутана процедура выдвижения кандидатов на главные должности в духовном управлении мусульман РТ. Между тем вчера в 16:00 завершился прием документов от желающих стать муфтием РТ, его первым заместителем, а также главным казыем (верховным шариатским судьейприм. ред.). В апреле 2017-го на съезде ДУМ РТ состоятся сами выборы. «Когда после Гусмана хазрата были выборы, кандидатов на пост муфтия было человек 12 - 13, а после Ильдуса хазрата и известных событий (покушения на муфтияприм. ред.) — всего три кандидата. Куда все эти герои делись? Было тяжелое время — и всего три кандидата... А сейчас все спокойно — и кандидатов в муфтии, мне кажется, должно быть побольше», — рассказывал осенью на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» нынешний муфтий РТ Камиль Самигуллин, который в этом году будет баллотироваться на второй срок.

Но, судя по всему, прогнозам Камиля хазрата сбыться не суждено, хотя в самом духовном управлении предпочитают сохранять интригу. «Это не в моей компетенции, вопросами приема документов занимается оргкомитет, состоящий из 6 человек. Они и могут сказать об этом», — сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы организации и одновременно первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Выходец из силовых структур, глава аппарата ДУМ РТ Рафис Шагвалеев коллегам из радио «Азатлык» также отказался назвать имена кандидатов. Еще один член «великолепной шестерки», юрист духовного управления мусульман Татарстана Айрат Билалов, так ответил на прямой вопрос нашего корреспондента: «Эти данные я не могу вам предоставить. Официально об этом будет объявлено общественности 16 февраля после пленума ДУМ РТ, у меня нет таких полномочий». Единственное, что сообщил Билалов: на все три должности — муфтия, первого заммуфтия и главного казыя — подано не одно заявление.

При этом отсутствие официальной информации может быть объяснено следующим образом: не все из заявившихся имамов по итогам пленума в ближайший четверг дойдут до апрельских выборов в статусе кандидатов. Основная причина — кандидат на любую из трех должностей должен быть выдвинут районным мухтасибатом. Пока же официально объявлялось лишь о дружном выдвижении мухтасибами в Казани и за ее пределами на новый срок все того же Самигуллина и главного шариатского судью Джалиля Фазлыева.

Азат Ахунов: «С одной стороны это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, но, с другой стороны, это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась» Азат Ахунов: «С одной стороны, это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, с другой — это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась» Фото: «БИЗНЕС Online»

АЗАТ АХУНОВ: «НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ НЕ СОБЛЮДАЛИСЬ И РАНЬШЕ»

Чем вызвана такая секретность? Известный исламовед, доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ Азат Ахунов в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал удивление этому факту.

— Это странно, конечно. Судя по предыдущим выборам, которые были до настоящего времени, о всех претендентах объявляли, даже проводили некую свою избирательную кампанию, о их намерениях мы узнавали заранее. Другое дело, что многие из них потом отказывались от своих желаний претендовать на данный пост. В этом году мы видели, как прошли собрания в мухтасибатах, казанском, других районных отделениях ДУМ РТ, где имамы выдвигали на пост муфтия Камиля Самигуллина. Поэтому на данный момент никакой интриги нет. Скорее всего, главным кандидатам будет Камиль хазрат. Надо сказать, что принципы демократии не соблюдались и раньше. Было время, когда Гусман Исхаков становился единственным кандидатом на пост муфтия, но чаще всего избирали на альтернативной основе.

— Вас смущают возможные безальтернативные выборы Камиля Самигуллина?

— С одной стороны, это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, с другой — это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась, идет планомерная работа. Наверное, можно сказать, что от добра добра не ищут. Каких-то предпосылок к другому мы не видим.

— Кто же в таком случае будет первым заместителем муфтия Татарстана, этаким вице-муфтием?

— До этого был Рустам Батров, который заявил, что он уходит и сосредоточится на научной работе, продолжит работу над своей монографией. Вопрос с выбором первого заместителя важен, потому что реальную текущую работу выполняет именно он. Это очень важный пост, поэтому трудно сказать, кто будет занимать данное место. Скорее всего, человек, который по своему мировоззрению, своим взглядам близок к Камилю Самигуллину. Нужно искать кандидатов в кругу действующего муфтия, тому, кому он доверяет, кого считает подходящим на этот пост.

«Должность главного кызыя — это традиционный пост Джалиля Фазлыева. Он всех устраивает» «Должность главного кызыя — это традиционный пост Джалиля Фазлыева. Он всех устраивает» Фото: dumrt.ru

— Вокруг должности главного казыя есть какая-то интрига?

— Это традиционный пост Джалиля Фазлыева. Он всех устраивает. Ему, кстати, много раз предлагали пост муфтия, но он отказывается. Считает, что не обладает достаточными знаниями, каким-то политическим бэкграундом. Потом человек в возрасте не обладает достаточным здоровьем совершать многочисленные поездки, встречи. Его вполне устраивает пост главного казыя РТ. Я думаю, что это и всех устраивает, потому здесь никаких неожиданностей не будет, скорее всего.

ГАБДУЛЕ ГАЛИУЛЛИНУ ПОСОВЕТОВАЛИ НЕ РАСКАЧИВАТЬ ЛОДКУ

Существуют ли реальные альтернативы нынешнему муфтию РТ? По информации «БИЗНЕС Online», еще несколько месяцев назад целый ряд авторитетных в республике имамов были готовы «бросить перчатку» Камилю хазрату. В частных беседах высказывал такие мысли, по данным нашей газеты, бывший муфтий РТ Илдус Фаизов. Другой бывший глава ДУМ РТ, имам Сенной мечети Габдулла Галиуллин, который устроил демарш на январском пленуме по поводу ведения пятничных проповедей на татарском языке, затем начал сбор пакета документов кандидата на пост муфтия и главного казыя, объявив имамам, что если не получится занять высшую должность в мусульманской иерархии республики, то он переквалифицируется в шариатского судью.

Имам «Сенной» мечети Габдулла Галиуллин забрал пакет документов дляпретендента на пост муфтия и главного казыя, объявив имамам, что если не получится занять высшую должность в мусульманской иерархии республики, то переквалифицируется в шариатского судью Имам Сенной мечети Габдулла Галиуллин объявил имамам, что если не получится занять высшую должность в мусульманской иерархии республики, то он переквалифицируется в шариатского судью Фото: dumrt.ru

После столь громких заявлений, как указывают источники «БИЗНЕС Online», Галиуллина пригласили на беседу в аппарат президента РТ, где пристально следят за ситуацией, и настоятельно рекомендовали не раскачивать лодку, поскольку татарстанские власти полностью устраивает нынешний глава республиканского ДУМ. В итоге на собрание мухтасибата Вахитовского и Приволжского районов Казани, куда территориально входит Сенная мечеть, Габдулла хазрат не пришел. К слову, имамы отвергли и желание муллы мечети «Султан» Камиля Бикчантаева стать главным казыем республики. Самое интересное здесь то, что первый в истории казый Татарстана Камиль хазрат все же сдал документы в оргкомитет выборов, предоставив «шестерке» протокол, подписанный прихожанами своей мечети, которые и выдвинули его кандидатом. В интервью одному из татарских СМИ экс-судья заявил, что его желание поддержали имамы, но мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Казани Мансур Джалялетдин опроверг данную информацию.

Традицией предыдущих выборов было наличие кандидатов-спойлеров, обеспечивающих их альтернативность, но не имеющих реальных шансов на победу. Самый авторитетный из них — это имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер» полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет. По его словам, он даже не знал, что в апреле этого года пройдут выборы нового муфтия. «У меня уже возраст солидный, выдвигаться на пост муфтия я не буду, впрочем, как и на другие посты», — заявил «БИЗНЕС Online» ветеран Великой Отечественной войны. Участвовавшие в других курултаях ДУМ РТ имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдульхамит Зиннатуллин и руководитель центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман, по нашим данным, тоже на этот раз не претендуют на пост муфтия РТ. Однако, по информации «БИЗНЕС Online», в последние дни активно предлагали посоперничать с Самигуллиным и Ильфару Хасанову — имаму мечети «Кул Шариф».

Самый авторитетный кандидат-спойлер — имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер», полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет Самый авторитетный кандидат-спойлер — имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер», полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

УСИЛЕНИЕ КАМИЛЯ ХАЗРАТА

Судя по всему, единственная интрига предыдущих выборов — борьба за пост первого заместителя муфтия Татарстана. Здесь точно появится новый человек, поскольку Батров объявил, что уходит с должности. По словам источника «БИЗНЕС Online», новой правой рукой Камиля хазрата может стать имам мечети «Куддус» Рустем Валиуллин, человек из ближнего круга действующего муфтия РТ. В настоящее время он занимает пост казыя северо-запада РТ (Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский и Рыбно-Слободской районы), а также является мухтасибом Советского района Казани, которому, к слову, была оказана честь первым выдвинуть Самигуллина для участия в предстоящих выборах.

На прошлой неделе члены мухтасибата, по данным нашей газеты, выдвинули и своего шефа, хотя в СМИ эта информация и не проходила. Говорят, что он ездил на согласование своей кандидатуры в казанский Кремль, а уже на этой неделе Рустем хазрат начал свое турне в качестве претендента на кресло вице-муфтия. Так, буквально вчера он участвовал в собрании имамов Арского, Тюлячинского и Атнинского мухтасибатов.

Про Валиуллина известно, что он родился в Казани в 1979 году, имеет высшее религиозное образование. В 1999 году окончил казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия». Работал имамом в деревне Тиляче Тюлячинского района РТ, преподавал в среднем мусульманском медресе Нурлата, был муллой Апанаевской мечети Казани, в настоящее время возглавляет приход мечети «Куддус». Женат, отец четырех детей. Любопытный факт: в настоящее время проживает в общежитии. Если Валиуллин станет первым заместителем муфтия, то это будет означать усиление позиций самого Самигуллина, который, четыре года назад став главой ДУМ РТ, согласился на тех заместителей, которых ему предложили. Теперь же Камиль хазрат, видимо, занялся собиранием собственной команды.

Уже на этой неделе Рустем Валиуллин (сторой справа) начал свое турне в качестве претендента на кресло вице-муфтия Уже на этой неделе Рустем Валиуллин (второй справа) начал свое турне в качестве претендента на кресло вице-муфтия

«ЗА ВСЕХ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЭТО НЕЗАВИДНАЯ ДОЛЖНОСТЬ, Я БЫ СКАЗАЛ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы апрельских выборов в ДУМ РТ.

Камиль Бикчантаев — имам мечети «Султан»:

— Я буду выдвигаться на пост главного казыя Татарстана. Мое выдвижение не поддержано мухтасибатом, но ведь Мансур хазрат еще не пленум, не съезд! У меня много козырей: я в Бухаре в медресе учился, окончил Королевский университет Иордании, Российский исламский институт в Казани. Выборы все покажут. В Судный день каждый будет отвечать за свои поступки... Кто будет муфтием, не знаю, даже не интересуюсь этим, я выдвинулся на главного казыя. Кто прав, кто виноват, будет известно после конца света — во время Судного дня.

Мансур Джалялетдин — имам мечети Аль-Марджани:

— Должность муфтия — очень ответственная и тяжелая ноша. Муфтию прежде всего нужно знать, что он отвечает не только перед общественностью за свою умму, но и держит ответ перед Всевышним. На сегодняшний день за всех мусульман республики нести ответственность — это незавидная должность, я бы сказал. Что сказать будущему муфтию? Нужно работать сообща, вместе. Тогда можно будет достичь больших успехов. Я привел бы в пример Казанский мухтасибат, который, сплоченно работая, достиг больших успехов. Сегодня Казань — мирный регион в религиозном отношении, и это благодаря сплоченности имамов. Если новый муфтий совместно с мухтасибами районов будет работать, тогда можно достичь больших высот. А им, наверное, станет Камиль Самигуллин. Я всегда им гордился, он выдвиженец нашей Казани, один из городских имамов. Дай Аллах ему такой же работы на благо нашей уммы.

Альбир Крганов — муфтий духовного собрания мусульман России:

— Татарстан для нас мусульман-татар — очень важный регион, на который мы и опираемся. Выборы — это внутреннее дело ДУМ РТ, имамы сами должны определить себе руководителя, того, с кем они будут вести дальнейшую работу. Но деятельность, которую ведет муфтият во главе с Камилем Самигуллиным, главным казыем Джалилем Фазлыевым и заместителем муфтия Рафиком Мухаметшиным, показывает, что это квалифицированная и эффективная команда в реализации тех задач, которые перед ними поставлены. Камиль хазрат за эти несколько лет стал узнаваемым, авторитетным деятелем не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Я это в ходе совместных поездок замечаю, знаю. Люди с почтением относятся к хазрату, и тот курс, который он ведет по укреплению традиционной татарской богословской школы, очень значимый, очень важный. Его работа в профилактике идей радикализма очень существенна.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.02.2017 13:58

понятно все с вами...мне кажется, наше руководство вообще не заинтересовано в том, чтобы республика имела сильного муфтия со своим особым мнением, авторитетом среди населения. Ведь обычно такими людьми трудно управлять, а этот Камиль всего лишь мальчик на побегушках, который не может решить элементарные проблемы своей уммы.Разочарован ....стартует беспросветная четырехлетка.....

  • Анонимно
    14.02.2017 13:18

    Разочарован!Ни одного серьезного высказывания по проблемам уммы!Даже не соизволил выступить в Госсовете когда были попытки отобрать детей у малоимущих,у кого долги по ЖКХ!А восхваление дяд из высоких кабинетов у него хорошо получается!знакум

    • Анонимно
      15.02.2017 13:50

      И Ильдус Хазрат и Махмут Хазрат были бы достойными уважаемыми муфтиями... Кто объяснит в чем причина такой зацикленности?? !

      • Анонимно
        15.02.2017 20:53

        А Фарид Салман Хазрат был бы еще более достойным и еще более уважаемым Муфтием..

  • Проблем в светской жизни много! И все-таки, в татарстанской исламо-религиозной жизни достигнуто устойчивое равновесие и хотелось бы того, чтобы это завоевание не нарушалось. Развитие без этого равновесия невозможно. Сразу всего не бывает!

    • Анонимно
      14.02.2017 13:51

      У советской партноменклатуры тоже было устойчивое равновесие, тем не менее СССР рухнул.

  • Анонимно
    14.02.2017 13:48

    ну Альфред..... молодец!!! хорошо и в точку все написал! Так держать!Правда и только правда.Теперь всегда буду верить только БО!

  • Анонимно
    14.02.2017 13:49

    Какой смелый муфтий: все испугались и попрятались, а он идет на второй срок. Такой вот мужественный человек.

    • Анонимно
      14.02.2017 14:37

      будешь ездить грехи стирать с президентом, и ты будешь смелым!)))

    • Анонимно
      14.02.2017 14:53

      Ох тяжко радеть за народ с зарплатой в 120 тысяч, подаренной квартирой в центре и дорогим авто с личным водителем.

      • Анонимно
        14.02.2017 15:12

        Откуда такие цифры??

        • Анонимно
          14.02.2017 16:05

          У Мансур хазрата круче

          • Анонимно
            14.02.2017 17:01

            Он вообще красава, старая школа, у него все работает и получается и почему он не муфтий?
            А Кафе напротив мечети Марджани отжал Камиль под ДУМ, поэтому оно не работает. И вот вопрос: раз Камиль не может запустить работу простого кафе-халяль, где всегда толпы туристов, зачем оно ему?

            • Анонимно
              14.02.2017 17:41

              Мансур хазрат достойный на пост Муфтия! Хороший управленец! таких еще надо найти

      • Анонимно
        14.02.2017 17:27

        А Вам легко сплетнями заниматься?

        • Анонимно
          14.02.2017 17:50

          Обрати внимание, его "сплетни" плюсуют, а тебя минусуют.

    • Анонимно
      15.02.2017 16:02

      Камиль хазрат в последнее время вообще закрылся от простых мусульман - закрыл все свои социальные аккаунты.

    • Анонимно
      15.02.2017 16:03

      Кто-нибудь знает почему Камиль хазрата нет в соц сетях?

    • Анонимно
      15.02.2017 16:04

      Даже Президент САМ ведёт свои соц аккаунты. Почему Камиль хазрат не ведет аккаунты с обратной связью?

    • Анонимно
      15.02.2017 16:37

      Ул малайны тагын куйсалар, ул куркуны гомумэн югалтачак!
      Каян тауп китерделэр аны!

  • Анонимно
    14.02.2017 13:58

    понятно все с вами...мне кажется, наше руководство вообще не заинтересовано в том, чтобы республика имела сильного муфтия со своим особым мнением, авторитетом среди населения. Ведь обычно такими людьми трудно управлять, а этот Камиль всего лишь мальчик на побегушках, который не может решить элементарные проблемы своей уммы.Разочарован ....стартует беспросветная четырехлетка.....

    • Анонимно
      14.02.2017 14:19

      Конечно понятно, когда духовные вопросы решаются в высоких кабинетах и людьми в погонах, которые даже не знают, что такое быть мусульманином! Вот и получаем то, что имеем-бардак.

    • Анонимно
      14.02.2017 14:20

      В точку

    • Анонимно
      14.02.2017 15:28

      Полностью с Вами согласен. Как нужно какой-вопрос решить или что-то сделать-сразу голову в песок(((

    • Анонимно
      14.02.2017 16:45

      Нашему руководству должно быть глубоко фиолетово до выборов муфтия. У нас же светское государство, не так ли?

    • Анонимно
      15.02.2017 13:34

      Кто заметил манипуляцию? "от добра добра не ищут..." типа муфтий и казый вопрос решен и закрыт, так и быть уж по интригуйте по поводу зама... точно беспросветная четырехлетка

    • Анонимно
      15.02.2017 16:06

      Делая из Муфтия мальчика на побегушках они играют в религию со Всевышним. И как не бояться!
      ОПОМНИТЕСЬ!

  • Анонимно
    14.02.2017 14:03

    Ну, к чему такое публичное обсуждение? Это религиозный междусобойчик, вопрос касается только узкого круга заинтересованных лиц...

    • Анонимно
      14.02.2017 14:29

      с каким пор десятки или сотни тысяч мусульман стали "узким кругом"?

      • Анонимно
        14.02.2017 15:17

        С самого начала, когда партийные функционеры быстренько отрастили себе бороды и нацепили, кто скуфью, кто тюбитейку.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:22

    Что значит сильный муфтий? Чтобы не боялся говорить о платках в Мордорвии что-ли? Ишь чего захотели! Дареному коню в зубы не смотрят...

  • Анонимно
    14.02.2017 14:24

    Полный стабилизец, в общем.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:27

    Где крутятся большие деньги, там свои контролируют, чужих не пускают. Под охраной ФСБ и прочих органов, в мечетях бабаи давно смеются над этой импровизацией, наверно говорят никогда не насытятся. По сравнению с прошлыми годами и народ все меньше ходят даже на пятничные намазы, молятся дома.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:07

      Пятничный намаз желательно читать с Уммой! Как и все намазы, вообше-то!

      • Анонимно
        15.02.2017 10:02

        Не желательно, а обязательно! Но...
        Когда во главе имамов стоят чиновники и силовики...
        становится мерзковато подчиняться таким имамам.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:30

    В деревнях мечети стоят полупустые!Народ в бога верит,а в посредников-нет.У нас нет радикализма-мы власть уважаем,и ценим спокойствие в Республике.Но когда 83 человека ,по кулуарному решению,и НЕ за свои кровные совершает Хадж возникает вопрос -откуда деньги?Халялмы ул?Бывшая партноменклатура теперь в религиозной жизни ОПЯТЬ диктует свою политику!И катается в Хадж!знакум

    • Анонимно
      14.02.2017 17:31

      Не надо придумывать оправдания, при чем тут посредники? В джамаате намаз желательнее совершать и в мечети. Личность имама - дело второе, Вы сами за себя будете ответ нести.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:33

    хотелось бы узнать: это последник срок правления Самигуллина или он и дальше будет избираться пожизненно?

  • Анонимно
    14.02.2017 14:33

    «От добра добра не ищут». А кто определяет это "добро" для мусульман? Дяди в высоких кабинетах?

  • Анонимно
    14.02.2017 14:53

    Какие у нас умные чиновники: знают, какой руководитель нужен мусульманам Татарстана. А в Москве еще более умные чиновники, они знают, какие руководители нужны в самом Татарстане.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:56

    Карманный Муфтий - это следствие деградации религиозной сферы.

  • Анонимно
    14.02.2017 14:58

    Рамиль Юнусов очень сильный специалист.Где он?

  • Анонимно
    14.02.2017 14:58

    Разве это можно назвать выорами когда нет альтернативы.Муфтий должен быть человек с большим жизненным опытом,уважаемым как в республике,так и за ее пределами,а не молоденький назначенец

  • Анонимно
    14.02.2017 14:59

    Думаю самый достойных кандидат на пост муфтия Махмут Хазрат многие со мной наверное согласятся,молодой,грамотный,знает Коран наизусть,знает хадисы,в совершенстве знает арабский,турецкий,фарси и тд. Главное не фанатичный и пользуется авторитетом во многих республиках. Только есть один светский минус -это его скромность. Однозначно следующим после Самигуллина надо избрать муфтием!

    • Анонимно
      15.02.2017 12:51

      Он точно знает Коран наизусть. Не самозванец! Он настоящий был бы духовный лидер!

      • Анонимно
        15.02.2017 14:10

        Он хороший мулла, но организатор никакой.

        • Анонимно
          15.02.2017 14:42

          А для чего там армия силовиков и бывший госников сидять? -
          - Пусть орг и тех вопросами и занимаются!

  • Анонимно
    14.02.2017 15:04

    А почему не выдвигается муфтием Мансур хазрат,потому что боится потерять свой большой бизнес.Видать ему и так хорошо .

  • Анонимно
    14.02.2017 15:05

    Если добро окончательно найдено, то зачем вся эта фикция? Не лучше ли просто отменить выборы, и назначать руководителя ДУМ РТ указом из Кремля?

  • Анонимно
    14.02.2017 15:10

    Рамиль хазрат- экс мечеть Кул Шариф, мечтает муфтием стать. И самое страшное есть его поклонники и желающие его поставить на место Камиля хазрата.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:19

    ДУМ РТ превращается в таджутдиновский муфтият-2. Осталось дать Самигуллину пожизненный срок на посту муфтия и найти ему креативного дизайнера. Будут с Талгатом соперничать в яркости и оригинальности одеяний.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:31

    А сейчас даже Рустам Нургалеевич может стать главным муфтием он же был на хадже у него там рядом и замы были.Вот вам и муфтият.Я бы за них проголосовал пора им другим делом заняться.Вот Вам и альтернатива.

    • Анонимно
      14.02.2017 15:53

      Да,да!Нельзя ли совмещать?В крайнем случае Шамиль Рахимовича можно!Он уже 5 раз был в Хадже-умре!знакум

      • Анонимно
        14.02.2017 16:19

        Из Кремля там есть,из ТФБ-есть,а вот из Госсовета-нет!Может Фарит Хайрулловича попросить?

  • Анонимно
    14.02.2017 15:36

    Истинным чаяниям народа эти "выборы" уже точно отвечать не будут.
    Все, как всегда, уже решено...

  • Анонимно
    14.02.2017 16:06

    - Скажите, это вас вселили в квартиру Ф.П.Саблина?
    - Нас.
    - Боже, пропал дом. Что будет с паровым отоплением..
    - Вы издеваетесь, профессор?!
    - Да какой там..

    Фильм "Собачье сердце".

  • Анонимно
    14.02.2017 16:22

    Вопросы религии (любой) - тема, как правило, из разряда по лезвию ножа... Обстоятельно представлены разные стороны. Браво автору.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:30

    Самое забавное, что его будут поздравлять с избранием. Хотя все будут прекрасно понимать, что это фикция. Впрочем, как и все т.н. выборы в России.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:07

    Рустам Нургалеевич, в Татарстане есть настоящие имамы, которых народ любит и уважает не из-под палки, обратите пожалуйста на них внимание. Сильный имам только усиливает и украшает халифу, сильного имама уважает народ, а соответственно и халифу, поэтому надо быть смелее в выборе имама, а не останавливаться на кандидатуре одного муллы.

    • Анонимно
      15.02.2017 11:13

      Вряд ли назначает муфтия Рустем Нургалиевич.

      • Анонимно
        15.02.2017 12:33

        Между прочим, раньше имамов указом императора назначали, отсюда "указные муллы".

  • Анонимно
    14.02.2017 17:51

    Да нету никаких выборов муфтия, есть НАЗНАЧЕНИЕ муфтия, а пленум это так уж больше для отчёта, зачем это всё вообще нужно, не проще ли все назвать своими именами "Правительством РТ на второй срок на должность муфтия назначен Фэлэн Фэлэнович", а то съезд, кандидаты, голосование, выборы концерт целый

    • Анонимно
      14.02.2017 18:38

      Надеюсь назначение Камиля Самигуллина на второй срок даст свои реальные плоды в виде реальных квадратных метров мечетей в Казани и Челнах.

  • Анонимно
    14.02.2017 18:50

    муфтий и казый у нас - аппаратно-чиновническая и марионеточная должности. казый - вообще не действующая должность.
    Про Самигуллина до его выдвижения (сверху) никто и не знал и не слышал. А Фазлыев человек без соответствующего образования. А ведь эти должности должны быть общественными и действующими. И на эти должности есть реальные (образованные, культурные и активные), готовые к решению насущных проблем мусульман кандидатуры. Но только их никак не допустят к упралению уммой. Они же начнут открывать мусульманские детсады, школы, банки и другие инфраструктур, бороться с о всякими нововведениями.
    Муфтий и казый - это общественные должности, а не государственные.
    Какая-то муллократия у нас появилась. Это вовсе противоречит духу исламской религии (Корану и Сунне Пророка (с.г.в.).

    • Анонимно
      14.02.2017 19:49

      А с другой стороны мусульманская среда у нас настолько незрелая, что дай волю,-выберут точно какого нибудь красавчика говоруна со своей собственной планетой. Я тоже читаю намаз, переживаю за дела мусульманского сообщества, но доверие мнению большинства это тоже большой вопрос. В истории ислама большинство тоже часто выбирало суммой своих заблуждений. Понимающие глубоко не могут быть в большинстве по определению, а большинство поддается манипуляциям. Лично мне более приемлем назначенный государством достаточно приличный человек Камиль, чем пользующиеся популярностью виртуозы языка.. Мы помним как собрания бабаев по всей республике избирали нам предыдущих туфтиев.. До выборов в глазах влюбленных мусульман имам может выглядеть Бэтменом, а после выборов оказаться просто летящей крысой. К назначенному государством Камилю особых претензий нет, ничего особо плохого и подлого он не сделал. А имена, которые на слуху, если честно ничего, кроме антуража не несут...

      • Анонимно
        14.02.2017 21:16

        У нас по указу Ленина религия отделена от государства и муфтий должен избираться представителями духовных управлений республики.Государство в эти не должно вмешиваться

        • Анонимно
          15.02.2017 09:50

          Вот насмешили. Поэтому в ДУМ вчерашние силовики работают. Видимо они в одночасье познали Ислам, получили знания и за это их мусульмане выбрали.

          • Анонимно
            15.02.2017 18:22

            Они получили не знания, а звания со звездочками, потому как - силовики.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:38

    Абу Ханифа (имам Малик и имам Ахмад) даже султану-мусульманину не подчинились, когда их эти султаны захотели назначить их казыем-муфтием. Не захотел великие имамы быть государственной марионеткой (за что и отдали свои жизни под пытками). А тут в светском государстве идут на должности муфтия и казыя непонятные личности.
    Надо брать пример у великих имамов. Ведь сейчас никто не за отказ не пытает до смерти.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:55

    Какие мы такой муфтий и казый...

  • Анонимно
    15.02.2017 00:15

    По отработанной схеме создается видимость альтернативных выборов. Понятно, что вопрос уже решен, каждая кукла играет свою роль.

  • Анонимно
    15.02.2017 06:55

    Плохо то, что каста жрецов так и не завоевала уважение простого человека, а судя по комментариям непринятие их только возрастает...

  • Анонимно
    15.02.2017 09:47

    И то правда мы заслуживаем такого муфтия и казыя. Сами предаем, осуждаем, обсуждаем имамов, в итоге получаем то же в свой адрес. Когда нужна их поддержка, они в стороне.
    Все Сунну забыли - относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Мы уже не сплоченная Умма, каждый сам за себя.
    Пожинаем плоды.

  • Анонимно
    15.02.2017 10:11

    Самый достойный на пост муфтия - Ильдус Фаизов. Он реальный лидер!

    • Анонимно
      15.02.2017 11:18

      Согласен. Один из немногих имамов, который может по-татрский понятные вдохновенные проповеди говорить.

      • Анонимно
        15.02.2017 11:54

        Именно он объявил о запрете перевода Корана Кулиева, а Рамзан Кадыров через суд снова разрешил. Думаю мусульмане будут против Фаизова, который ввел раскол в Умме.

        • Анонимно
          15.02.2017 13:57

          Поддерживаю Ильдус Хазрата Фаизова!

          • Анонимно
            15.02.2017 14:11

            Продолжай поддерживать...

          • Анонимно
            15.02.2017 14:13

            А все остальные против. Ты кто, его зять, зачем он тебе? Выбери себе друзей мусульман, как велено в Коране перевод Кулиева 4 сура 144 аят.

          • Анонимно
            15.02.2017 15:46

            а разве не бидгат проводить 3,7,40 дни, праздновать светские праздники, проводить мавлид, и много чего еще, чего не было в сунне? Он такой же суфий, ашаритско-матурудитской акыды, как и весь дум.

            • Анонимно
              15.02.2017 16:25

              Еще один недоучка галим. Сколько же вас неграмотных, что самле неприятное, лишенных здравого смысла, но при этом, дающим советы галактического масштаба...

    • Анонимно
      15.02.2017 11:20

      У него и опыт есть и авторитет. И, самое главное, большинство имамов и мухтасибов его сами с удовольствием выбирут! Интересно, подал ли он свою кандидатуру.

  • Анонимно
    15.02.2017 11:50

    Аллам сакласын! 500 малайны 2012 елны Ураза вакытында анын аркасында тормеге утырттылар, безге андый мофти кирек тугел.

    • Анонимно
      15.02.2017 13:00

      1. Ул 500 малегызны нишлэп экстремизм юлына жибэрдегез? Кеше утерерлек дэрэжэдэ фикерлэре!
      2. 500 кешене бер кем утыртмады.
      3. Бер-ничэ кеше утырган булса да , аларны закон буенча тиешле учреждениялэр эшлэгэн.
      4. Элбэттэ бидгать юлы белэн бара торган вахабилар каршы килерлэр.

  • Анонимно
    15.02.2017 17:26

    Что это за муфтий, который под видом рассрочки, в хадж паломников в кредит отправляет!

    • Анонимно
      15.02.2017 18:23

      ВНИМАНИЕ! ВОПРОС:

      как неКуран-хафиз может учить стать Куран-хафизом?

      Разве это справедливо?

      КТО-НИБУДЬ! ОСПОРЬТЕ МЕНЯ!

  • Анонимно
    15.02.2017 19:18

    Неважно, кто будет муфтием, самое главное стройте мечети и дома Аллаха, постройте мечеть в Советском районе.

  • Анонимно
    15.02.2017 22:02

    За 4 года более 1,2 млрд. денег прошло через ДУМ.
    Вопрос: КУДА?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль