Шаляпинский фестиваль-2017  
20.02.2017

Шаляпинский фестиваль: срок годности – много лет

Как оперный «фестиваль голосов» превратился в пятизвездочный «спа-курорт» для именитых артистов и «Песню года». Часть 5-я

Сегодня гала-концертом на сцене ТГАТОиБ им. Джалиля завершается полуюбилейный XXXV Шаляпинский фестиваль. Десять опер авторства Чайковского, Пуччини, Россини, Мусоргского и Верди, два гала-концерта и один «Реквием» Верди наградили публику потоком праздничных ощущений, впрочем, из года в год повторяемых, а на самом деле исчерпываемых фактом приезда раздобытых певцов. Музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных диагностирует причины завидной живучести «старейшего оперного фестиваля» РФ.

Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов республики Татарстан и, вместе с тем, «старейшим оперным фестивалем страны» Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов Республики Татарстан и вместе с тем «старейшим оперным фестивалем страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗИМОЙ НА ПЛОЩАДИ СВОБОДЫ

Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов Республики Татарстан и вместе с тем «старейшим оперным фестивалем страны». Не поспоришь: оперный фасад ТГАТОиБ им. Джалиля ежегодно в феврале берет горделивый реванш у всей остальной России, где оперные фестивали, которых в принципе не так уж и много, проводятся, как правило, в более мягкий погодный сезон. Например, Дягилевский фестиваль в Перми проходит либо в мае, либо в начале июня, отпуская затем интересующихся на «Звезды белых ночей» в июньско-июльский Петербург.

Главным сезонным оппонентом Шаляпинского фестиваля является открывающаяся обычно вслед за ним оперная программа «Золотой маски», интенсивность которой сразу же откладывает казанские события в долгий ящик памяти. Там эти события и покоятся до тех пор, пока их оттуда не извлечет следующий Шаляпинский фестиваль. Извлекает с завидным постоянством, смахивающим на упорство, достойное лучшего применения. Старожилы шаляпинской программы — «Борис Годунов», «Аида», «Риголетто», «Севильский цирюльник» — охотно соседствуют с «новичками», премьерными сезонными спектаклями, которые не так уж часты, да и не слишком регулярны в казанской афише.

Новичком нынешнего фестиваля предстала «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова. Ее предшественница, «Турандот», пришла в компанию спектаклей-ветеранов четырьмя-пятью годами раньше. Еще годом раньше «Турандот» таким же новичком была «Лючия ди Ламмермур», выигравшая «Золотую маску» в 2012 году благодаря голосу Альбины Шагимуратовой. То есть ровно пять лет назад казанский оперный театр последний раз был замечен и оценен в пространстве национальной театральной премии. Козырнул тем, что у него есть (штатной певицей мирового уровня), и тем, чего, собственно, в регулярном режиме не имел, не имеет и иметь не будет (штатной певицы мирового уровня). С кем ей «штатно» петь?!

«Новичком» нынешнего фестиваля предстала «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова Новичком нынешнего фестиваля предстала «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОЛОСА ИМЕНИ ШАЛЯПИНА

Те, кто призваны обеспечивать международный статус Шаляпинскому фестивалю — речь о преимущественно московско-питерско-украинских солистах, давно полюбились и выучены казанской публикой. Прекрасные баритон и тенор из «Новой оперы» (Василий Ладюк и Алексей Татаринцев) и в этом году выступили уверенно: обоим, как и Елене Максимовой из Венской оперы, хорошо знаком местный «Севильский цирюльник». То же можно сказать о фактически постоянной казанской Турандот — Оксане Крамаревой из Оперы Украины. О горячо любимом местной аудиторией теноре Ахмете Агади из Мариинки и говорить трудно: из своего Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» он устроил настоящий бенефис, не очень великодушный по отношению к молоденькой партнерше — Гульноре Гатиной, которая старательно держалась в рамках предписанной ей роли в занимательном спектакле Михаила Панджавидзе.

Удачными вокальными вводами нынешнего Шаляпинского фестиваля можно признать двух Германов в свежей постановке «Пиковой дамы»Сергея Полякова из «Новой оперы» и Николая Ерохина из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Последний из них, чуть более месяца назад дебютировав в той же партии на родной сцене в постановке Александра Тителя, похоже, не вполне отвлекся от московского спектакля. В казанской постановке Александрова чуть ли не до пятой сцены он держался гостем «из другой оперы». Но это вопрос навыка, который по мере наездов в Казань у певцов вырабатывается быстро.

Для старожилов Шаляпинского фестиваля скоростные вводы в местные постановки — дело привычное. Потому и постановки на казанской оперной сцене вместо художественного или эстетического качества прежде всего декларируют принцип комфорта для приглашенных из Москвы, Петербурга, Украины или Турции участников. Примерно так же мыслят в гостиничном бизнесе, где маркером высшей степени удобств для клиентов являются пресловутые «пятизвездочные отели». Шаляпинский фестиваль — тоже своего рода пятизвездочный отель, где пространством обитания клиента-певца является ни много ни мало опера. Та или иная, русская или итальянская, века ХIX или века ХХ, уже не суть важно. Ровно с того момента, где удобство исполнителя намечается категорией, опережающей соображения о ценности и целостности оперного спектакля, можно начать делиться сомнениями об «оперном фестивале голосов». Потому что либо оперный фестиваль (то есть фестиваль опер), либо голоса (то есть фактически концерт в костюмах). А еще потому что искусство и комфорт — две вещи несовместные.

Ахмет агади из своего Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» устроил настоящий бенефис, не очень великодушный по отношению к молоденькой партнерше — Гульноре Гатиной Ахмет Агади из своего Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» устроил настоящий бенефис, не очень великодушный по отношению к молоденькой партнерше — Гульноре Гатиной Фото: elitat.ru

ИНОГДА ЛУЧШЕ СТО РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ ОДИН РАЗ УСЛЫШАТЬ

Наверное, завсегдатаи Шаляпинского фестиваля обратили внимание на то, с какой заботой оперные спектакли обставлены туристически опознаваемой атрибутикой «места действия». В «Аиде» — это Египет, сфинкс как живой. В «Мадам Баттерфляй» — сакура на колесиках, ширмы на колесиках. В «Травиате» — фонтан посреди интерьера modern. В «Пиковой даме» — видеопроекция дворцовой анфилады, продолжающей богатый «особнячный» интерьер. Если не египетские светильники и китайские фонарики (в «Аиде» и «Турандот»), то люстры, много люстр («Пиковая дама», «Травиата»). Имущественная заполненность сцены стопроцентно сигналит о затратности постановок, особенно последней, в смысле, свежайшей («Пиковая дама»).

Там, где стеснение в финансах все-таки испытывалось, картинку декорационную поддерживает видеоряд («Баттерфляй», «Турандот», «Онегин»). Оперу в Казани приучают смотреть как кино — в премьерной «Пиковой даме» это даже утомительно. «Но опера-то смотрится!» — ликует руководство театра. Правда. Смотрится. А вот слушается не всегда. Ансамбль «Мне страшно» спели так, что хотелось уши заткнуть. Хотя понятно: прорабатывать ансамбли — дело долгое, необходимое опере как искусству и совсем не столь необходимое опере как зрелищу. В Казани она — зрелище, невзирая ни на что, включая понятие «фестиваля голосов».

Представить себе, что у режиссера Чернякова в «Евгении Онегине» или у режиссера Уилсона в «Травиате» мы будем слушать, как бесстрастно или увлеченно — но от шлягера к шлягеру — певцы исполняют заученные партии, конечно, невозможно. В Казани это — норма. Даже если турецкий Калаф в «Турандот» деловито отработает тенором Nessun Dorma, зал будет аплодировать. Аплодируют радости узнавания давно и хорошо знакомого, по ошибке принимая эту радость за «радость встречи с оперой» по образцу «встречи с песней», собственно, куда более примитивному. Музыкальная драматургия, точный (а не купированный) авторский текст, освободившийся от стоптанности временем, — преимущество не казанское. Как и чистота линий оркестра, неотрывная от линий вокала, темповая адекватность, распределение энергий, рождаемых звуковыми красками, наконец, уникальность самих этих звуковых красок.

Оперные спектакли обставлены туристически-опознаваемой атрибутикой «места действия» Оперные спектакли обставлены туристически опознаваемой атрибутикой «места действия» Фото: vk.com

В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ОПЕРНЫХ РЕГИОНОВ

Превратить известную оперу в ошеломляющее новизной переживание музыки и вложенного в нее содержания умеют сейчас в других регионах. В первую очередь на Урале — в Екатеринбурге и Перми. Не так давно этим удивлял Новосибирск, при директоре Борисе Мездриче успевший стать стартовой площадкой для самых громких ныне оперных режиссеров — Дмитрия Чернякова и Тимофея Кулябина, а также удивительных дирижеров — Теодора Курентзиса и Айнарса Рубикиса. Совсем на глазах оперой учатся удивлять в Астрахани и в Уфе. Из Башкортостана на нынешнюю «Маску» выдвинута и приедет неизвестная России опера Генделя «Геракл», а раньше на масочный конкурс приезжали «Бал-маскарад» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта и «Кахым туря» Загира Исмагилова.

Назвать оперные театры всех перечисленных городов продвинутыми и авангардными язык не повернется. Но действия их в общем информационном пространстве очевидны. Дело в том, что оперный рынок далеко не исчерпывается тезисом, радующим хозяев Шаляпинского фестиваля: «Все билеты проданы». Оперный рынок — это понимание тенденций, знание специалистов актуальной и, скажем так, консервативной ориентации. А еще это — постоянное отслеживание трендов, рекомендательно-открывательский и музейный аспекты наполнения афиши, забота о поддержании уровня штатных солистов и системная работа с оркестровым, хоровым и прочими арсеналами трупп.

В Перми звездами становятся — одна за другой — совсем молодые исполнительницы: Надежда Кучер, Надежда Павлова, Наталия Ляскова, Зарина Абаева. В Екатеринбурге репертуар как на дрожжах пополняют раритетными операми Джоаккино Россини («Граф Ори»), Филипа Гласса («Сатьяграха»), Мечислава Вайнберга («Пассажирка»). При этом на Урале пристальный интерес к далекой и близкой классике актуализируют самыми разными способами — от реставрации Перселла («Королева индейцев», Пермь) и аутентичного Моцарта (трилогия опер на либретто да Понте, Пермь) до «Бориса Годунова» в жанре современной трагедии и до первой редакции «Кармен» в восхитительной неореалистской постановке Тителя (обе оперы — Екатеринбург).

Отсутствие полноценной базы собственных голосов в Казанской опере сделало ее системной заложницей некогда передовой истории Отсутствие полноценной базы собственных голосов в казанской опере сделало ее системной заложницей некогда передовой истории Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОД ПРИКРЫТИЕМ КОНСЕРВАТИЗМА

Придуманным «фестивалем голосов» тогда, когда большинство советских театров еще использовало монументальную схему театра-стационара, Шаляпинский фестиваль казался первой ласточкой новшеств, которые на Западе всегда были традиционной ценностью. Это так называемая система staggione, при которой певцы набираются не в труппу-стационар, а на конкретную оперную постановку. Теперь, когда контрактные голоса и точные адресные кастинги (включая приглашенных певцов, дирижеров, исполнителей группы continuo, а порой и инструменталистов оркестра) стали повсеместной нормой, оказалось, что отсутствие полноценной базы собственных голосов в казанской опере сделало ее системной заложницей некогда передовой истории.

Как в поговорке «С чем боролись, на то и напоролись», теперь Шаляпинский фестиваль удивляет репертуарной бездвижностью в комбинации с «текучкой» приглашенных певцов, некоторые из которых в фестивальном режиме даже производят впечатление, как два московских Германа. Добавляя к этому потерю репутации в пространстве современной, информированной оперной жизни, театр храбро причисляет себя к «оплотам консерватизма», чем провоцирует мечтателей к сравнениям с нью-йоркской Метрополитен-оперой, а то и с венской Штаатсоперой. Есть чувство, что руководство названных учреждений будет сильно смущено возможностью оказаться в почетном ряду с Шаляпинским фестивалем, над чьим долголетием так деятельно трудится в Казани оперный театр им. Джалиля.

Региональные оперные театры, номинированные на «Золотую маску»

Пермь

1996 — Дон Паскуале

1998 — Пиковая дама

2006 — Кармен.

2006 — Соловей

2007 — Синдерелла или Сказка о Золушке

2009 — Орфей

2010 — Один день Ивана Денисовича

2011 — Так поступают все женщины

2011 — МедеяМатериал

2014 — Свадьба Фигаро

2015 — Королева индейцев

2015 — Носферату

2016 — Дон Жуан

2016 — Сказки Гофмана

2017 — Травиата

Екатеринбург

2000 — Мазепа

2003 — Поворот винта

2010 — Свадьба Фигаро

2012 — Любовь к трем апельсинам

2013 — Граф Ори

2014 — Борис Годунов

2015 — Летучий голландец

2016 — Сатьяграха

2017 — Кармен

Новосибирск

2000- Молодой Давид

2003 — Кармен

2004- Жизнь с идиотом.

2005 — Аида

2008 — Леди Макбет Мценского уезда

2008 — Свадьба Фигаро

2010 — Князь Игорь

Саратов

1998 — Леди Макбет Мценского уезда

2001 — Евгений Онегин

2002 — Риголетто

2005 — Тоска

2008 — Маргарита

Уфа

2004 — Кахым- туря

2006 — Волшебная флейта

2007 — Бал-маскарад

2017 — Орлеанская дева

2017 — Геракл

Ростов-на-Дону

2003 — Мадам Баттерфляй

2005 — Леди Макбет Мценского уезда

2007 — Риголетто

2011 — Князь Игорь

Челябинск

2007 — Пиковая дама

2011 — Лоэнгрин

2016 — Жанна д`Арк

Астрахань

2013 — Пиковая дама

2015 — Евгений Онегин

2017 — Осуждение Фауста

Самара

2016 — Пиковая дама

2017 — Леди Макбет Мценского уезда

Казань

2008 — Любовь поэта

2012 — Лючия ди Ламмермур

Якутск

2008 — Александр Македонский

Воронеж

1998 — Травиата

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии

Ходил в этом году на Шаляпинском только на «Бориса Годунова». Ходил на любимую оперу в театр им. Джалиля в 9-й или 10-й раз. Вышел из зала с ощущением разочарования и твердой убежденностью, что больше на этого «Годунова» не пойду.
Помимо того, что это ремейк спектакля Большого еще 1950-х, ощущение халтурности всего происходящего, что так точно подмечает в своих рецензиях Елена Черемных, на этот раз просто зашкаливало.
1) Михаил Светлов-Крутиков, кажется, вообще, с самолета на сцену вышел. Пытался по ходу дела вспоминать свои мизансцены, ну а в знаменитой арии Варлаама просто забыл слова (позор!) и просто очень профессионально мычал почти весь первый куплет. Было очень неловко.
2) Марина и Гришка (Рябинко и Долгов). Абсолютно никакой химии, никакого поединка двух гордецов, пропели равнодушно свое, но зато в конце дали такого «мимими» в дуэте, что наивный аплодирующий казанский зритель явно решил, что они - Ромео с Джульеттой, а не циники, желающие власти и использующие друг друга с этой целью.
3) Тенору Долгову партия Ленского явно больше подходит, чем Гришки. А актерская его работа по качеству была близка к нулю. Когда невысокий интеллигентного вида мужичок, не утруждающий себя фитнесом, достает меч и поет, что мы «поведем на Москву полки», начинаешь откровенно ржать, потому что отчетливо понимаешь, что этот персонаж даже на соседа своего шумного в ЖЭК испугается жаловаться.
4) Добавьте сюда привычных местных Ившина, ужасно исполняющего очень красивую арию Щелкалова в самом начале, и Мачина, который отлично смотрится в актерском дуэте Борис-Шуйский, но просто-напросто плохо поет.
5) Наконец, Борис. Казаков – большой певец, но, кажется, переживающий не лучший момент в карьере. Мировой звездой он так и не стал, в Большом на премьерах обычно ставят во второй-третий состав…Даже эффектная концовка с падением на спину была не столь эффектной и пугающей, как обычно. В общем, определение «лучший российский Борис Годунов» - это только для карманных критикесс театра Джалиля. Есть Никитин и Цимбалюк из его поколения, по-прежнему в строю Ванеев и Маторин.
В общем, грустно это все.

  • Анонимно
    20.02.2017 10:09

    Все так и есть. Только как достучаться до людей, принимающих решения? А пока Рауфалю дают кучу денег на «Узгэрэш жиле -2»

  • Анонимно
    20.02.2017 10:36

    Спасибо за убедительный разбор полетов. Действительно, то что было новаторством тридцать лет назад, давно устарело и требует переоценки.

  • Анонимно
    20.02.2017 10:40

    Этот театр Джалиля испортился, несите другой

  • Анонимно
    20.02.2017 10:54

    "Казань

    2008 — Любовь поэта

    2012 — Лючия ди Ламмермур"
    То же мне "третья столица".

    • Анонимно
      20.02.2017 14:07

      Лично я ничего не вижу плохого. Вы посмотрите, кому дают эти Маски в последнее время - стоит "чернуху" показать и тебя оценят. Не все нужно мерить одной Маской.

  • Анонимно
    20.02.2017 10:55

    Спасибо за статью. Никогда не ходил в оперный театр и не пойду.

  • Анонимно
    20.02.2017 11:12

    А есть ли оперы на татарском языке и если есть почему не исполняются ?

  • Анонимно
    20.02.2017 11:42

    Да, по Золотым маскам все понятно, это актуально или нет. И кто актуальный в России. Казани нужно подтягиваться

  • Ходил в этом году на Шаляпинском только на «Бориса Годунова». Ходил на любимую оперу в театр им. Джалиля в 9-й или 10-й раз. Вышел из зала с ощущением разочарования и твердой убежденностью, что больше на этого «Годунова» не пойду.
    Помимо того, что это ремейк спектакля Большого еще 1950-х, ощущение халтурности всего происходящего, что так точно подмечает в своих рецензиях Елена Черемных, на этот раз просто зашкаливало.
    1) Михаил Светлов-Крутиков, кажется, вообще, с самолета на сцену вышел. Пытался по ходу дела вспоминать свои мизансцены, ну а в знаменитой арии Варлаама просто забыл слова (позор!) и просто очень профессионально мычал почти весь первый куплет. Было очень неловко.
    2) Марина и Гришка (Рябинко и Долгов). Абсолютно никакой химии, никакого поединка двух гордецов, пропели равнодушно свое, но зато в конце дали такого «мимими» в дуэте, что наивный аплодирующий казанский зритель явно решил, что они - Ромео с Джульеттой, а не циники, желающие власти и использующие друг друга с этой целью.
    3) Тенору Долгову партия Ленского явно больше подходит, чем Гришки. А актерская его работа по качеству была близка к нулю. Когда невысокий интеллигентного вида мужичок, не утруждающий себя фитнесом, достает меч и поет, что мы «поведем на Москву полки», начинаешь откровенно ржать, потому что отчетливо понимаешь, что этот персонаж даже на соседа своего шумного в ЖЭК испугается жаловаться.
    4) Добавьте сюда привычных местных Ившина, ужасно исполняющего очень красивую арию Щелкалова в самом начале, и Мачина, который отлично смотрится в актерском дуэте Борис-Шуйский, но просто-напросто плохо поет.
    5) Наконец, Борис. Казаков – большой певец, но, кажется, переживающий не лучший момент в карьере. Мировой звездой он так и не стал, в Большом на премьерах обычно ставят во второй-третий состав…Даже эффектная концовка с падением на спину была не столь эффектной и пугающей, как обычно. В общем, определение «лучший российский Борис Годунов» - это только для карманных критикесс театра Джалиля. Есть Никитин и Цимбалюк из его поколения, по-прежнему в строю Ванеев и Маторин.
    В общем, грустно это все.

    • Анонимно
      20.02.2017 14:24

      Если всё так плохо, как же вы в десятый раз на Годунова пошли? Нестыковочка- с !

      • Анонимно
        20.02.2017 14:30

        А вам не приходилось перечитывать любимую книгу несколько раз?

      • Потому что это моя любимая опера, а в родном городе больше нигде вживую это не услышишь.
        Я и массу постановок на видео смотрел: от советского спектакля в Большом с Нестеренко, до Метрополитен-опера с Папе. И записи слушал с Шаляпиным, Рейзеном, Гяуровым.
        Хотя перед кем я тут бисер метаю...

        • Анонимно
          20.02.2017 15:40

          Результат сопоставления М.Казакова с Н.Гяуровым и Е.Нестеренко более, чем предсказуем. Значит, в фойе, Вы приняли шампанского в объеме недостаточном для того, что бы просто расслабится и получить удовольствие.

  • Анонимно
    20.02.2017 11:55

    Был на "Аиде" - это был "ужас на крыльях ночи": детский утренник в ТОБе, пришлось уйти с третьего действия в бар через дорогу. В Буром Медведе стабильно все отлично )))

  • Анонимно
    20.02.2017 12:26

    Качество постановок в оперном падает. В этом году не ходили мы уже. Нет удовлетворения. Халтурить стали. С балетными постановками тоже примитив. На одном спектакле только только Нурлан вытащил.

  • Анонимно
    20.02.2017 13:02

    Да нечего со своим уставом в чужой монастырь входить. Это я о позиции Е. Черемных. Цитирую сведения с официально сайта театра:
    . «Идея и модель существования Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина остаются неизменными на протяжение всего времени его существования. Закономерно, что форум, названный именем великого баса и проходящий ежегодно в феврале месяце – был создан как фестиваль голосов. В афише каждого фестиваля представлены, как правило, собственные постановки ТАГТОиБ им.М.Джалиля, но главные партии в них исполняют приглашенные солисты …:»
    Указанную задачу театр (в меру финансовых возможностей) с большим или меньшим, но успехом выполняет. А в Казани хватает любителей оперы, не стремящиеся «ошеломиться новизной» и не стесняющихся «аплодировать радости узнавания давно и хорошо знакомого» для достижения аншлагов фестиваля. Именно на такую публику ориентирован фестиваль.

    • Следующий оперный спектакль в театре им. Джалиля состоится 19 апреля. Два месяца в разгар сезона в казанской опере не будут идти оперы. На официальном сайте театра ничего про это нет? Или это для будущих аншлагов, для искусственного ажиотажа на следующем Шаляпинском?

    • Анонимно
      20.02.2017 14:28

      Да дело же не в новизне, а в качестве предлагаемого продукта. Так могут рассуждать только люди, не видевшие других оперных постановок кроме театра Джалиля. Люди, искушенные в опере давно предпочитают ютьюб, а неискушенным, чтобы было понятнее, можно лишь сказать, что под видом пармезана им подают плавленный сырок "Дружба". Грубое сравнение? Хорошо, вот другой образ. Что вы предпочтете - смотреть на закат на Волге или на фотообои?

  • Анонимно
    20.02.2017 13:07

    Ходят одни и те же а потом жалуются что все старо и ремейки ..мол и поют не так и ..и декорации 50 г.

    Я в этом году по воле случая попал на Аиду и Турандот ..на Аиде был второй раз в жизни , на Турандот - впервые !

    Все было здорово и постановка и антураж и декорации! Это просто выше отписываются похоже всякая брюзга , которые может быть по 15 раз на Аиду ходят (не пропускают потому что это модно) и теперь им не нравиться что шнурки у исполнителей разные.

    Обычным же любителям этого вида искусства редко получающим удовольствие бывать на фестивале - все очень понравилось!!!

    • Анонимно
      20.02.2017 14:29

      Любителям искусства все-таки полагается более регулярный режим посещения театра))

  • Анонимно
    20.02.2017 13:45

    Если объективно, то уровень фестиваля низкий. Звезд нет. Шаляпин - это бас, пусть высокий , но бас. А много на фестивали можно услышать басов, нет. Уровень приглашенных певцов все и ниже и ниже. Один турок чего стоит. В Измире он может быть и слывет за звезду, но местную. А здесь Шаляпинский! фестиваль! Давно пора отрезать часть средств у спортивных циркачей (Рубин, Ак Барс и т.п.) и организовывать просто большой оперный праздник в честь чествования великого певца, а не оскорблять его память. Нужно приглашать звезд-певцов, звезд-режиссеров, а не режиссеров-новаторов, которые извращают спектакли.

  • Анонимно
    20.02.2017 13:52

    а мы уже три года не ходим на Шаляпинский(((

  • Анонимно
    20.02.2017 14:18

    У меня тоже такие знакомые есть,которые не ходят уже,потому что, как они говорят" ну я же смотрел Травиату,зачем еще раз то!"))))))). Можно и Толстого " Войну и мир" прочитать за вечер( видел такую брошюрку),а потом говорить всем,что Толстого прочитал!))

  • Анонимно
    20.02.2017 14:30

    Столько критики БО традиционно обрушивает на театр, что тоже становится скучно. Озвучьте вашу цель, дорогая редакция. Вы чего добиваетесь? Смены руководства или закрытия театра?

    • А вы не читайте, если вам скучно. Если 2+2=4, то мы, простите, тупо будем это повторять. Что именно 4, а не 5 или 7. Вот и вся цель

    • Анонимно
      20.02.2017 17:30

      Ну, театр не закроется ни при каких обстоятельствах, не переживайте, а стиль руководства и стратегию театра давно пора менять.

  • Анонимно
    20.02.2017 15:56

    Айрат,уважаемый!В том то и дело,что вы несколько лет тупо повторяете именно 5или7)). И для кого?Для тех,кто и 1+1 не знает. В театр не ходят,но побузить против кого нибудь всегда готовы))Всего хорошего,до "ворчливой" встречи теперь на балетном фестивале.

    • Анонимно
      20.02.2017 16:48

      Опять же, Айрат, будьте объективным до конца, ведь ваша с Шамиловым избирательность мешает нам, читателям БО, получать качественные реплики/ремарки/мнения

    • Вы меня, конечно, простите, но мы будем продолжать отстаивать ту точку зрения, согласно которой, в регионе, занимающем первые позиции в стране по самым разным показателям, культурные институции также должны быть на лидирующих позициях, к тому же на них из бюджета и нашего с вами кармана тратятся немалые средства.

      Значит, в данном случае, театры должны создавать настоящие события, акты искусства, привлекать внимание разной, прежде всего, интеллектуальной аудитории, внимание профессионалов и СМИ на федеральном уровне. А не только выступать как элемент досуга среднестатистического горожанина, выбирающего между Ваенгой, оперой и посиделками в "Старом амбаре", а в комментариях на БО всегда путающего "тся" и "ться".

      • Анонимно
        20.02.2017 19:20

        Читающая публика она такая)))) Здесь вы уже ничего не поделаете))) Но ведь нет мнения второй стороны, в данной теме нет мнения от театра. Как Вы думаете, почему театр не сотрудничает с Вами и Черемных, как и АБ с Шамиловым? Я думаю дело не в том, что вы не компетентны, а в том, что обратная связь нужна.

  • Анонимно
    20.02.2017 23:11

    Интересно получается!!! Пришла сейчас с гала концерта. Настроение очень хорошее , почитала статью , комментарии , и видимо я была в другом театре. Очень уважаю Бизнес онлайн . Каждое утро начинаю с Вас. Но как только начинается разговор об оперном сразу появляется ощущение , что тут дело не только в том, что по вашему мнению фестивали устарели и проходят не на должном уровне, Видимо здесь какой то конфликт между Вами и руководством оперного. Читаю другую прессу о Шаляпинском , есть разные мнения , но такого жёлчного и уничижительного , как у Вас нет нигде. Я конечно не могу тягаться с вашим Айратом Нигматулиным. Я простой зритель , но меня родители с детства водили и на оперу и на балет, на драматические спектакли . И у меня есть любимые оперы . Несмотря на то что не имею музыкального образования я получаю удовольствие от самой музыки , голосов , живого звучания оркестра. Читая комментарии по оперному театру кажется , что Вас читают сплошь и рядом очень недовольные жизнью люди. Я тоже за то, чтобы наш оперный был современным и востребованным , фестивали проходили бы на самом высоком уровне. Но для этого нужно не охаивать все и вся , а иногда приглашать и других музыкальных критиков. Чтоб мы имели возможность прочитать мнение разных специалистов. Уже и неинтересно читать. Заранее знаешь что Е.Черемных сейчас изойдёт ядом . Все равно на неё не угодишь . . И после ее критических статей кажется что здание театра нужно снести , директора расстрелять и что полные залы , аплодирующие и получающие удовольствие - это просто сборище идиотов, не видевших в своей жизни ничего кроме самодеятельных концертов в сельском клубе. Извините Айрат , возможны грамматические ошибки . Совсем даже не с уважением Аида Закирова

    • Анонимно
      21.02.2017 10:10

      Аида, удивлён, что Ваш комент пропустили - Айратам на голове хоть кол теши: на личное отношение к оппонентам их категоричность (назовем это так) мало похожа. Скорее всего дело в тактике издания капелька желтизны подогревает интерес. Хотелось бы ошибаться и конформизм тут не при чём

    • Анонимно
      21.02.2017 17:02

      Газета занимается своим делом и ставит вопросы, требующие решения. В статье, на мой взгляд, никакой желчи нет. Напротив, очень спокойный стиль рассуждения. И будь я на месте руководства театра, расценивал бы такую публикацию как помощь и внимательно изучил бы все аргументы критика. а они убедительные, надо признать. А "получать удовольствие" - это категория физиологическая. За это отвечают не театры, а рестораны, стрип-бары, бани и прочие учреждения, оказывающие сервисные услуги. Или театр в ту же корзину предлагаете поместить?

      • Анонимно
        21.02.2017 22:04

        Ну кто то в бане парится и удовольствие получает . А кто то от хорошей музыки, интересной книги , приятного общения с интересными людьми. А кто то и от того и от другого. Для кого то удовольствие только физиология , а для кого то и и душа довольной бывает. Это от самого человека зависит. Русский язык он очень многогранный. В одном и том же слове каждый слышит своё.

  • Анонимно
    21.02.2017 01:26

    В Мариинском театре спектакли либо концерты идут практически каждый день на всех площадках театра. У нас что опера, что балет - по полгода на гастролях за рубежом, выступают на небольших и малоизвестных площадках. Все это просто возмутительно!

    • Анонимно
      22.02.2017 10:04

      В Мариинке огромный штат. Там тройной состав оркестра, а у нашего театра даже двойного нет, не говоря уже об остальных творческих цехах. Народу достаточно, чтобы в штатном порядке обслуживать все площадки. Конечно, расписание у первого состава оркестра тяжелое, очень много переездов. Но это и оплачивается соответственно.

      • Анонимно
        22.02.2017 10:13

        А гранты правительства по 150 млн на что идут?

        • Анонимно
          23.02.2017 15:43

          Риторический вопрос. Смету нам никто не предоставит. В любом случае, музыкальный театр - это огромная структура со множеством цехов и большим штатом сотрудников, и расходов там гораздо больше, чем мы можем себе представить. Это и зарплатный фонд, и оплата приглашённых артистов-дирижеров-режиссеров-художников, и расходы по новым постановкам, декорации
          и прочее.

  • Анонимно
    21.02.2017 08:43

    Айрат,правильно писать-"что я тут мечу бисер",а не "метаю". Поправляя других,не забывайте о себе.

  • Анонимно
    21.02.2017 10:13

    Давно уже многие меня интересующие спектакли смотрю на ютубе. Интересно, а есть там спектакли нашего театра оперы и балета? Лично я не нашла.

  • Анонимно
    26.02.2017 04:11

    Федор Иванович Шаляпин - гениальный русский певец. Идея Шаляпинского фестиваля прекрасна и будет актуальна всегда. Поэтому хочется, что фестиваль был статусным и ярким событием в мире искусства. Поэтому желаю Дирекции фестиваля в будущем ответственно подходить в подбору репертуара и исполнителей, чтобы слава события гремела. А горожане не и гости фестиваля спрашивали: "Вы были, вы слышали? Это уникально, такого исполнения вы не услышите нигде !!! "

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль