ГК «ТАИФ» согласилась стать стратегическим инвестором ТФБ. Такую информационную бомбу разорвало сегодня минэкономики РТ. Предложение уже отослано в ЦБ, но пока ответа нет. Одновременно президент РТ Рустам Минниханов поручил прокуратуре вступиться за инвесторов «ТФБ Финанс» и добиться для них компенсаций от АСВ. О том, что может стоять за сенсационными известиями, — в материале «БИЗНЕС Online».
«По обращению президента Республики Татарстан группа компаний „ТАИФ“ и партнеры выразили готовность своего участия в санации Татфондбанка в качестве стратегических инвесторов»
ШИГАБУТДИНОВ ГОТОВ, ГОТОВА ЛИ НАБИУЛЛИНА?
Сегодня минэкономики РТ распространило сенсационное сообщение о том, что стратегический инвестор для санации Татфондбанка найден, им готова стать ГК «ТАИФ».
«По обращению президента Республики Татарстан группа компаний „ТАИФ“ и партнеры выразили готовность своего участия в санации Татфондбанка в качестве стратегических инвесторов. Соответствующее обращение от группы компаний „ТАИФ“ и партнеров с возможными вариантами поддержки банка направлено в Центральный Банк России. Наличие стратегического инвестора является обязательным условием для принятия Центральным Банком России решения о введении процедуры санации банковского учреждения», — говорится в сообщении.
Условия, на которых ТАИФ согласился войти в эту реку, в частности, объем средств, которые он готов вложить, пока не разглашаются. Но теперь мяч на стороне председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, которой предстоит, во-первых, одобрить кандидатуру санатора, а во-вторых, согласовать параметры санации, которая предполагает выделение льготного кредита — обычно сроком на 10 лет под 0,5%. Не исключено, что распространение сегодняшнего сообщения до завершения переговоров с регулятором — это отчасти и попытка подтолкнуть его к положительному решению.
По итогам 2015 года крупнейшая непубличная группа в России впервые стала чемпионом Татарстана по доходности. Чистая прибыль ТАИФа выросла в 2,4 раза до 110 млрд. рублей
Интересно и еще одно совпадение: завтра, как сообщили «БИЗНЕС Online» организаторы экономического форума в Сочи, ожидается встреча Рустама Минниханова и премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В последний раз они встречались с глазу на глаз 6 декабря, как раз когда проблемы Татфондбанка начали выходить наружу, а в ЦБ должны были обсудить первоначальный план его финансового оздоровления.
Напомним, по неофициальным данным, сумма, необходимая для санации всей банковской группы Роберта Мусина, включающей помимо Татфондбанка ИнтехБанк, «Тимер Банк», «Советский» и Татагропромбанк, изначально оценивалась в 120 - 130 млрд. рублей. Из них ЦБ готов был предоставить в виде стабилизационного кредита порядка 100 млрд. рублей, а оставшиеся 25 - 30 млрд. рублей должен был вложить инвестор со стороны республики. При этом контроль над банком должен был перейти к АСВ, а на долю республики оставался бы в лучшем случае блок-пакет. Власти Татарстана пойти на это оказались не готовы — максимум, по нашей информации, республика соглашалась вложиться низколиквидными земельными активами, но такой вариант не устраивал уже ЦБ, который настаивал на «живом» участии, например, передаче акций крупных компаний.
После этого судьба банка зависла на волоске, однако определенную роль, по нашей информации, сыграли слова Владимира Путина, который, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» в ходе пресс-конференции, заявил о том, что переговоры ЦБ и руководства Татарстана «идут гармонично».
Не исключено, что Камилю Юсупову, который возглавлял ТФБ во время «набега вкладчиков» 2008 года, придется второй раз войти в одну и ту же воду, снова взявшись за спасение банка
ЧТО ТАИФ ПОПРОСИТ ВЗАМЕН?
Поиски санатора, которые идут все это время, казалось, зашли в тупик. Целому ряду потенциальных претендентов, по информации «БИЗНЕС Online», резонно отказал сам ЦБ — вновь наступать на грабли, давая деньги санатору, мечтающему закрыть собственные дыры, регулятор не хотел. Крупные же игроки один за другим отказывались сами или в лучшем случае предлагали дождаться выводов АСВ — неизвестно, мол, какие скелеты могут быть в шкафу.
ТАИФу в этом смысле проще: Банк «Аверс», который, по всей вероятности, будет так или иначе задействован в санации, возглавляет не кто иной, как Камиль Юсупов, который большую часть карьеры проработал в ТФБ и ушел оттуда с поста предправления в 2010 году. Кому как не ему знать все входы-выходы?
Президент ВТБ Андрей Костин (справа) пояснил, что группа не обсуждает участие в возможной санации банков Татарстана, хотя изучает вопрос приобретения небольших здоровых региональных банков
Кроме того, в случае банкротства ТФБ ТАИФ, согласившийся подставить плечо Мусину в прошлом году, так и так теряет деньги. 4 млрд. рублей КОСа вложены в субординированный депозит. Кроме того, как сообщил на днях «Интерфакс», АСВ подало иск в Арбитражный суд, требуя оспорить сделку, по которой «Новая нефтехимия» Мусина взяла на себя кредитные обязательства НКНХ перед Татфондбанком на 1,8 млрд. рублей.
Облегчить ношу для ТАИФа (равно как, впрочем, и для ЦБ) могут и договоренности о bail-in с крупными кредиторами. В частности, «Татнефть» уже заявляла о готовности конвертировать свои средства в акции, а это ни много ни мало 5,4 млрд. рублей. По всей вероятности, то же самое попросят сделать всех так или иначе связанных с республикой клиентов ТФБ.
И все-таки, несмотря на все аргументы за, решение ТАИФа выглядит неожиданным. Напомним, что буквально недавно холдинг потратился на выкуп доли в «Нижнекамскнефтехиме» у «Татнефти» за 32 млрд. рублей — часть средств в виде кредита предоставил Альфа-Банк. К тому же нефтехимики имеют весьма амбициозную инвестпрограмму, которая теперь может потребовать корректировок.
В качестве банка-агента «Открытие» получило львиную долю вкладчиков, имея в Казани всего парочку отделений
С другой стороны, если у кого-то сейчас в республике и есть крупные суммы, так это у ТАИФа. По итогам 2015 года крупнейшая непубличная группа в России впервые стала чемпионом Татарстана по доходности. Чистая прибыль ТАИФа выросла в 2,4 раза до 110 млрд. рублей, что позволило группе наконец-то обойти своих вечных конкурентов из «Татнефти». Итоги за 2016 год не объявлены, но динамика остается более чем приличной: по итогам 9 месяцев 2016 года КОС увеличил прибыль на 22% до 17,5 млрд. рублей, НКНХ — на 12% до 21 млрд. рублей.
Почему же ТАИФ согласился? По нашей информации, ключевую роль в переговорном процессе по санации играл сам Мусин, который нашел нужные аргументы для курирующего ТАИФ Минтимера Шаймиева, довольно сильно переживавшего из-за проблем ключевого банка республики. В этом смысле решение, которое не могло быть принято без одобрения первого президента РТ, может быть и политическим — важно спасти авторитет власти и сохранить стабильность. Впрочем, источники «БИЗНЕС Online» в правительственных кругах говорят, что договоренности с ТАИФом носят пакетный характер, и советуют следить за последующими приобретениями холдинга.
На официальной пресс-конференции председатель правления «АК БАРС» Банка Зуфар Гараев опроверг возможное участие в санации ТФБ
«ДОВЕРИВШИХСЯ» «ТФБ ФИНАНС» МИНЮСТ И ПРОКУРАТУРА МЕЧТАЮТ ПРИРАВНЯТЬ К ВКЛАДЧИКАМ
Еще одна важная часть сообщения минэкономики РТ касается самой активной протестной группы клиентов — инвесторов «ТФБ Финанс». По их словам, заключая договоры о переводе средств со вкладов в доверительное управление, они не знали, что лишаются страховки АСВ. Талант убеждения менеджеров банка разбирают сейчас в серии уголовных дел вокруг руководства «ТФБ Финанс» с их «задержанием и посадками». Но это пока никак не помогло людям вернуть хотя бы часть средств в рамках компенсации от АСВ.
Представители Бинбанка не комментируют возможное участие в переговорах по финансовому оздоровлению ТФБ
«В соответствии с поручением президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова консультативной группой по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам — клиентам банков, приостановивших операционную деятельность, совместно с прокуратурой Республики Татарстан готовится обращение в судебные органы по вопросу внесения физических лиц-клиентов „ТФБ Финанс“ в реестр пострадавших вкладчиков Татфондбанка с возможностью дальнейшего получения страховых выплат от агентства по страхованию вкладов. В частности, предполагается, что будет рассмотрена возможность приравнивания прав клиентов „ТФБ Финанс“ к правам лиц, чьи вклады застрахованы государством (не более 1,4 миллиона рублей) и выплаты возложены на государственную корпорацию „Агентство по страхованию вкладов“ (АСВ), — говорится в сообщении минэкономики. — Президент Республики Татарстан поручил найти юридические и правовые возможности для защиты интересов клиентов инвестиционной компании «ТФБ Финанс».
Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас надзорное ведомство рассматривает возможность подачи исков в суды с требованием о включении физических лиц — вкладчиков «ТФБ Финанс» в реестр пострадавших вкладчиков Татфондбанка. Прокурор будет представлять в суде интересы лишь части клиентов. «Речь идет о гражданах, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд», — пояснил Галиев и пояснил, что прокуратура вправе это сделать на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Понятно, что решение суда даже по одному вкладчику создаст необходимую судебную практику по другим искам такого рода — уже непосредственно от пострадавших. Ответчиком в суде, по словам Галиева, будет выступать «та сторона, которая уполномочена принимать соответствующее решение», то есть, по всей вероятности, АСВ.
Среди тех, кто официально не отказался от своего участия, — на 100% принадлежащий государству Россельхозбанк
«Я горячо приветствую деятельность прокуратуры в этом направлении, — заявил „БИЗНЕС Online“ представитель координационного совета пострадавших вкладчиков ТФБ Дмитрий Бердников. — Прокуратура защищает тех граждан, которые в силу финансового положения или состояния здоровья не могут защищать себя в суде. Пенсионеры даже не догадывались, что у них снимают деньги с вкладов в пользу доверительного управления».
Однако иск в суд — это только инициатива, ее успех будет во многом зависеть от суда, считает Бердников. «Правда, сейчас благодаря возбуждению уголовного дела сформировано общественное мнение о том, что вкладчиков «ТФБ Финанс» обманули. Поэтому и прокуратура, изучив материалы, решила помогать людям по поводу защиты их прав», — отметил собеседник издания.
Отметим, что возможность получить свои деньги назад открывает и перспектива санации Татфондбанка, ведь их деньги вложены в облигации банка, которым в случае положительного исхода должна вернуться полная стоимость.
Накануне праздников АСВ опубликовало отчет ПАО «Татфондбанк» за четвертый квартал. Причина падения ТФБ — паника вкладчиков
«ВЕРБАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ»: КАК АСВ ЛЬЕТ БАЛЬЗАМ НА ДУШУ «ПОГОРЕЛЬЦЕВ»
Все эти заявления звучат на фоне довольно-таки бравурных отчетов по результатам работы АСВ в недрах Татфондбанка. Накануне праздников АСВ опубликовало отчет ПАО «Татфондбанк» за четвертый квартал, в котором при желании можно усмотреть позитивные сигналы, в частности, проблемы банка списываются исключительно на панику клиентов.
«Последствия событий, обусловленных досрочным закрытием вкладов на фоне публикаций в СМИ о возможной санации и паники в социальных сетях, произошедших в декабре 2016 года, оказали влияние на исполнение банком обязательств перед клиентами, контрагентами и владельцами ценных бумаг», — говорится в документе, подписанном главой временной администрации Дмитрием Онегиным. Из постоянных сотрудников документ подписала главный бухгалтер ТФБ Светлана Корчагина.
Формулировки, что «разработанные и применяемые системы позволяют банку выбирать надежных заемщиков и контрагентов», «оперативно и непрерывно контролировать качество кредитных вложений, структуру кредитного портфеля и принимать своевременные управленческие решения», ничего по сути не несут. Они обычно кочуют из отчета в отчет. Но в целом отчет АСВ достаточно благостный. Хронология событий последних кварталов составлена так, что банк жил полноценной здоровой жизнью и «падать» не собирался. Среди прочего в отчете указаны аудиторы банка, среди них компания, входящая в пул наиболее авторитетных международных аудиторов, «Эрнст энд Янг». В частности, уточняется, что «компания ООО „Эрнст энд Янг“ проводила работы в рамках задания, связанного с выпуском банком еврооблигаций в четвертом квартале 2016 года». За проверку по итогам 2015 года «Эрнст энд Янг» получил 9,7 млн. рублей, за 2016 год — 8,3 млн. рублей.
Cам Роберт Мусин (справа) встал у руля ТФБ весной 2016 года, когда у банка нарисовалось 3,5 млрд. рублей чистого убытка. Пока он отстранен от руководства решением АСВ
Прямо-таки бальзамом на душу погорельцев смотрятся слова о санации. Среди «существенных событий или факторов, которые могут улучшить результаты деятельности эмитента», фигурирует «принятие регулятором решения о санации банка и назначении санатора». Из этой фразы не следует, что АСВ рекомендовало санацию, но по крайней мере она не исключается.
С другой стороны, подобные «вербальные интервенции» на фоне нервных настроений потерпевших юрлиц и «физиков» — дань необходимости. Напомним, что они звучали еще в первые дни, когда «погорельцы» устраивали настоящие «набеги» на банки. «Онегин сказал нам: санация возможна... Никто не хочет социального взрыва», — передавали вкладчики слова представителя АСВ. По всей видимости, эти слова в отчете — из этого «успокоительного ряда».
В отчете АСВ также есть ряд любопытных цифр. В частности, из него можно понять, сколько же средств успели вывести юрлица и физлица со счетов зависшего над пропастью банка. «Объем средств, привлеченных от юридических лиц (кроме кредитных организаций) за 2016 год снизился на 27,0 процентов (до 33,3 миллиарда рублей)». Получается, что «юрики» забрали из ТФБ своих кровных на 12,3 млрд. рублей. «Средства на счетах физических лиц за 2016 год снизились на 3,9 процента до 71,2 миллиарда рублей». Таким образом, «физики» забрали только 2,9 млрд. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 395