Банки 
29.03.2017

Андрей Костин о Гарегине Тосуняне: «Будем присматривать за ним, чтобы от рук не отбился!»

Как Эльвира Набиуллина и глава ВТБ подавляли бунт главы АРБ против «узкой группы лиц с доступом в кабинеты» ЦБ

Предвкушение скандала, который в итоге вылился в образцовый поединок характеров и многочисленные литературно-исторические аллюзии, — таким оказался вчерашний съезд ассоциации российских банков. Что думает глава АСВ о «дробильщиках» ТФБ и вкладчиках «ТФБ Финанс», как преступление Раскольникова стало историей «конфликта микрофинансовой организации и заемщика», а Гарегина Тосуняна как «хорошего лоббиста» в амикошонской манере взял на поруки президент ВТБ — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Эльвира Набиуллина сама явилась отстаивать свою честь, достоинство, а заодно и позицию Эльвира Набиуллина сама явилась на съезд российских банков отстаивать свою честь, достоинство, а заодно и позицию Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

БЕЗ АЛЬФА-БАНКА, НО СО СТУДЕНТАМИ

Накануне в легендарном Колонном зале Дома союзов прошел традиционный съезд ассоциации российских банков (АРБ). Обычно это мероприятие проходит с точностью до запятой, неспешно и размеренно. Однако на этот раз СМИ ожидали его с нетерпением, рассчитывая увидеть, как разрешится разгоревшийся за сутки до этого конфликт. Напомним, что Альфа-Банк возмутился итоговым докладом АРБ и даже приостановил членство в организации. А задели команду Петра Авена те самые «крамольные» мысли, которые глава ассоциации Гарегин Тосунян высказывал и в интервью «БИЗНЕС Online» в преддверии съезда.

«Стилистика доклада, содержащая обвинения Центрального банка РФ в цинизме, фаворитизме, работе в режиме „военных операций“, умышленном сокращении числа банков, использовании иезуитских формулировок, подрыве устойчивости банковской системы, а также подавлении конкуренции, противоречит духу конструктивного взаимодействия и сотрудничества, который сложился между органом регулирования в лице Банка России и здоровой частью национальной банковской системы», — эмоциональный пресс-релиз Альфа-Банка явно выбивался за рамки обыденного. Забегая вперед, за все время съезда корреспондент «БИЗНЕС Online» никого из этого банка так и не заметила ни в парадном зале, ни в украшенных лепниной коридорах.

Впрочем, Центробанку не так уж и нужны были адвокаты. Отстаивать честь, достоинство и, разумеется, позицию регулятора явилась лично Эльвира Набиуллина. На баррикадах ее оппонентов в итоге же остался один-одинешенек Тосунян. Остальные участники дискуссии, что вполне естественно, не отваживались критиковать ЦБ даже после того, как его председатель покинула высокое собрание.

С самого утра публика заполняла Колонный зал, который, как отметила наш корреспондент, наконец обновил видавшие виды красные сиденья. Вот только расставлены они были чересчур плотно: дамы и господа, усаживаясь, то и дело поддавали коленями впереди сидящим. К слову, почтеннейшая публика в этом году была изрядно разбавлена молодежью — в зале присутствовало большое количество студентов различных финансовых специальностей. Зачем их сюда привели, оставалось только гадать.

— А вы не знаете, какие тут известные политики будут участвовать? — терзал серьезную несчастную женщину ее сосед-студент.

— Почему вы меня-то спрашиваете? — недоумевала мадам.

— Кого вы считаете известным политиком? — пришла на помощь корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Ну Зюганов, Жириновский... — засмущался парень.

Гарегин Тосунян Гарегин Тосунян предлает Набиуллиной не рубить с плеча, отзывая лицензию, а работать с каждой кредитной организацией, как только в ней появляются проблемы Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ НЕСУТ ЮРЛИЦА, ОНИ В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»

Тем временем спикеры заняли свои места на сцене. В центре разместился сам Тосунян, окруживший себя Набиуллиной и министром финансов РФ Антоном Силуановым, и первое слово на правах хозяина он предоставил самому себе. Сразу отметим, что глава АРБ хоть и придерживался критической линии в своем выступлении, но старался это делать со свойственной ему осторожностью. Так что вызвавший споры доклад получился куда острее его «презентации».

А начал Тосунян с макроэкономики, мол, уже и ситуация стабилизировалась, снижение ВВП замедлилось, промышленное производство подросло, инфляция на исторически низких уровнях, а отток капитала сократился. Одни плюсы, казалось бы, вот только падение реальных доходов населения усилилось, да упали инвестиции в основной капитал. «Где источник роста экономики? — Тосунян обвел вопросительным взглядом президиум и зал. — Банки готовы и хотят кредитовать, но надо понять, какие у нас возможности». А возможности у банков, по словам главы АРБ, весьма скромные: несмотря на сокращение просроченной задолженности и «впечатляющую прибыль», корпоративный портфель сократился, продолжился отток со счетов депозитов. «Это означает, что бизнес сокращается, частично уходит в тень», — пришел к выводу Тосунян.

Да и та самая «впечатляющая прибыль» распределилась неравномерно — 91% получили банки из Топ-10, а ведь их доля в активах сектора не превышает 65%. «Можно ли из этого сделать вывод, что Топ-10 работают лучше всех? Или же условия работы остальных участников рынка несколько отличаются от Топ-10?» — намекал Тосунян.

Для себя ответ глава АРБ, кажется, уже давно нашел. По его мнению, прошлый год был рекордным по числу нормативных актов, ухудшающих конкурентную среду (переведя с дипломатического языка на образный: чиновники, в том числе ЦБ, перекрутили гайки и местами сорвали резьбу). Например, недоволен Тосунян тем, что повышены требования к капиталу банков для размещения средств госбюджета, не понравилось ему решение о размещении средств фонда капремонта только в банках с капиталом свыше 20 млрд. рублей. «Сторонники идеи повышения порога капитала пропагандируют миф, что банк с капиталом 300 миллионов или даже с 1 миллиардом не способен поддерживать собственные штаны, а тем более работать эффективно! — возмущался он. — 300 миллионов рублей — это цена строительства 600 сельских домов, это сумма займов свердловского фонда поддержки предпринимательства, это размер займа, который „Уралвагонзавод“ привлек на запуск новых вагонов. Роль банков в экономике измеряется не московскими квартирами, а тем, какие проекты в глубинке России они реализуют. По меньшей мере недальновидно, когда под лозунгом „Что взять с этой мелюзги?“ достойно, эффективно работающие банки отсекаются от ресурсной базы и клиентов».

Взялся развенчивать Тосунян и миф о том, что в России слишком много банков. «Возникает вопрос: в сравнении с кем много? — спрашивал он. — Банков уже сегодня втрое меньше, чем в Германии. Откуда взята идея, что у нас много банков?» И вновь вопрос повис в воздухе. Тут глава АРБ естественным образом вспомнил про почти 100 банков, которые в 2016 году лишились лицензии (разумеется, он тут же оговорился, что это не упрек в адрес ЦБ, хотя и похвалой это явно не назовешь). «Я понимаю и верю, верю Эльвире Сахипзадовне, когда она говорит: «Мы не ставим цель убирать банки с рынка, мы ставим цель очищать рынок», — добавил глава АРБ. — Закон обязывает граждан и тем более компании обслуживаться в банке. Это логично. Также полностью обоснован государственный надзор за банками. Но тогда возникает вопрос: в чем все-таки выражается материальная ответственность государства за те потери, которые понесли клиенты? При отзыве лицензии даже у небольшого банка страдают тысячи клиентов. Самые большие потери несут юрлица, они в некотором смысле без вины виноватые». По сложившейся традиции и на этот вопрос Тосунян не получил ответа — тема возмещения потерь юрлицам более не всплывала.

Сам Тосунян предлагал Набиуллиной не рубить с плеча, отзывая лицензию, а работать с каждой кредитной организацией, как только в ней появляются проблемы. «Для этого на рынке можно найти массу высочайших специалистов, привлечь их, десантировать в банки, когда мы видим только намек на какие-то сложности. Такой подход поможет избежать формирования зияющих дыр, которые у нас обнаруживаются в банках с завидной регулярностью», — настаивал он.

Наконец, не обошлось и без одной из любимых тем главы АРБ — таргетирования инфляции, за которое так ратует ЦБ. «Конечно, при двузначной инфляции не может нормально развиваться экономика, невозможно нормально планировать бизнес, — казалось бы, сначала соглашался он, но тут же менял риторику. — Но может ли нормально развиваться бизнес даже при низкой инфляции, но при высоких кредитных ставках, при низком уровне инвестиций, при неблагоприятном бизнес-климате? Может ли бизнес нормально развиваться, когда клиент не уверен, что его предприятие не потеряет завтра средства при неожиданном отзыве лицензии? О чем начнет думать бизнес, у которого нет административного ресурса, подхода к госресурсам или прохода в высочайшие кабинеты? О чем он будет думать? Он будет сворачивать бизнес и ноги делать. В определенной степени это происходит». В связи с этим у Тосуняна пока лишь одно, но конкретное предложение — таргетировать не только инфляцию, но хотя бы еще один показатель (например, номинальный поквартальный ВВП).

«МНЕ СТРАННО, ЧТО АРБ ПОСТОЯННО ПРИЗЫВАЕТ БАНК РОССИИ НЕ ОТЗЫВАТЬ ЛИЦЕНЗИИ»

Весь этот изысканно вежливый «наезд» Набиуллина выслушала с серьезным выражением лица, лишь изредка отвлекаясь на сидевшего рядом главу ВТБ Андрея Костина. Держать ответ на трибуну она шла уверенной походкой, в которой удивительным образом читалось снисхождение. Главной же темой ее спича стало очередное объяснение, отчего ЦБ так упорствует в чистке банковской системы. Конечно, для блага самих банков. «Не нужно напоминать, что для Банка России очищение банковской системы от недобросовестных, неустойчивых и, к сожалению, нередко криминальных игроков — ключевой приоритет, — решительно отмела она все подозрения в „фаворитизме“. — Мы отзываем лицензию, когда понимаем, что действия менеджмента, собственников банка абсолютно не соответствуют интересам его вкладчиков и кредиторов, что банк уже не сможет вернуться к устойчивому состоянию, потому что у него дыра в капитале. Если мы не отзовем лицензию у такого банка, то он продолжит подделывать отчетность, забирая средства вкладчиков, воровать их, выводя активы, или кредитовать неэффективные проекты часто аффилированных с банком лиц. По сути, неэффективно и злонамеренно распоряжаться деньгами».

По интересному совпадению, за день до съезда рейтинговое агентство из мировой «большой тройки» усомнилось в необходимости отзыва лицензии у Татфондбанка. По мнению экспертов S&P, критерии этого решения непрозрачны, проще говоря, налицо обычная вкусовщина: кто мне по нраву — санирую, остальные могут быть свободны. Аналитики напомнили: санация ТФБ потребовала бы 100−220 млрд. рублей и агентство по страхованию вкладов (АСВ) уже предоставляло кредиты в аналогичном или большем размере. Например, в рамках финансового оздоровления Банка Москвы было выделено 294,8 млрд. рублей, Мособлбанка — 168,7 млрд. рублей. А ведь ТФБ не менее значим для своего региона.

Тем не менее Набиуллина продолжала и продолжала убеждать: все действия ЦБ в интересах добросовестных банков, а также вкладчиков, чьи средства «пылесосят» нечестные игроки. «Поэтому мне странно, что АРБ постоянно призывает Банк России не отзывать лицензии, — уколола она Тосуняна. — На наш взгляд, это в корне противоречит интересам добросовестных банков. Нас очень беспокоит, что АРБ хоть и говорит о важности развития конкуренции, тем не менее не выражает нетерпимости к фальсификации отчетности, к мошенничеству, к любым нарушениям закона и не предпринимала попыток выработать стандарты добросовестного поведения. Более того, от нас требуют закрывать глаза на проблемы в банке, а именно это скрывается под постоянным требованием АРБ к нам не отзывать так много лицензий». Прозвучало это угрожающе, в словесных кружевах явно блеснуло железо.

Дальше — больше. «Лучший глава Центробанка в Европе» разошлась не на шутку, задавшись вопросом о самом значении ассоциации, которая то и дело не соглашается с ее позицией. «Здесь в полный рост встает вопрос, какие задачи способна решать ассоциация и какова ее цель. Все-таки задавать стандарты, в том числе этические, для банковского сектора, выступать в роли голоса сообщества, объединяя его с регулятором, или выступать адвокатом плохих банков», — наотмашь била Набиуллина. Прозвучало это в духе знаменитого «Кто не с нами, тот против нас». Что касается чистки банковского сектора, то нечестных и недобросовестных игроков, по словам Набиуллиной, хватит еще года на два-три. А потом настанет светлое будущее, когда любой отзыв лицензии будет восприниматься как экстраординарное событие...

Впрочем, глава ЦБ попыталась смягчить сказанное, мол, регулятор и сегодня делает все, чтобы спасти попавшие в трудное положение банки. «Если он не скрывает проблему, не фальсифицирует отчетность, то мы даем ему шанс исправить положение. К сожалению, соотношение исправившихся и выведенных с рынка банков пока не в пользу первых, но оно должно меняться», — вздохнула она. Почему-то вспомнился принадлежащий РПЦ банк «Пересвет», с судьбой которого Центробанк не может определиться с осени, но дело явно дрейфует к санации. И, конечно же, вовсе не потому, что в этом богоугодном заведении держали деньги сильные мира сего...

Далее Набиуллина решила лишний раз пропиарить последние законодательные новшества, которые Тосунян, к слову ,тоже называл «отсечением региональных банков от клиентуры» под видом заботы о них. Как мы знаем, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, который разделит сектор на банки с универсальной и с базовой лицензией. Первые будут регулировать по полной программе (но и возможностей у них будет больше), для вторых предусмотрен упрощенный режим (правда, с обрезанным функционалом). «Как только мы выдвинули концепцию, многие небольшие банки высказали опасения, что условия конкуренции для них ухудшатся, — отметила Набиуллина. — Наоборот, как раз в перспективе она должна сделать банки всех размеров более устойчивыми, их бизнес-модель — более реалистичной».

Еще одно нововведение — новый механизм санации, который предполагает переход от кредитной схемы к участию регулятора в капитале санируемых банков (законопроект также прошел первое чтение в Госдуме). Набиуллина указала, что нынешний механизм не только дороже, но еще и искажает конкурентные условия. «Банк на санации сейчас мог не соблюдать нормативы, при этом проводя те же операции, что и нормально функционирующий банк. А санатор получал доступ к практически бесплатным льготным ресурсам. Мы можем видеть „войны“ санаторов именно потому, что этот льготный кредитный ресурс давал существенные конкурентные преимущества», — описала глава ЦБ проблему. Так что отказываться от задуманного в Банке России не намерены, а посему новому порядку быть. Странно лишь, что столь ценная мысль дошла до регулятора только сейчас. Уж претензии-то к качеству банковского надзора точно назрели, и предъявлять их нужно не какому-то проклятому прошлому, а конкретным действующим лицам. Но становиться вдовой, которая сама себя высекла, Набиуллина точно не собирается.

К слову, прозрачность новой системы у того же S&P вызывает серьезные сомнения. «Прежде всего мы полагаем, что критерии, используемые Банком России при принятии решения о финансовом оздоровлении либо отзыве лицензии проблемных финансовых институтов, до сих пор не были достаточно прозрачными. Мы не уверены в том, что проблема будет решена и после введения нового механизма санации», — прямо говорится в отчете агентства.

Министр финансов Антон Силуанов вчера по всем вопросам играл на стороне Центробанка, что не удивительно — они давно уже являют собой одну команду. Тема отзыва лицензий для минфина тоже больная хотя бы потому, что из-за этого в банковской пучине только в 2016 году утонуло 100 бюджетных миллиардов. Теперь минфин выступает за то, чтобы внимательнее подходить к оценке банков, которым государство доверяет свои средства. «Сейчас будем применять именно национальные рейтинги при оценке банков для того, чтобы задействовать их при размещении средств, при участии в программах, при работе с коммерческими банками», — добавил министр. Непонятно лишь, как национальные рейтинги смогут победить очковтирательство: если уж ЦБ годами принимал «нарисованную» отчетность, то какая вера будет этим бумагам?

ДОКЛАД АРБ КАК «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Раскрасневшийся президент ВТБ Костин тем временем присоединился к критикам доклада АРБ, по сути, поддержав Альфа-Банк. Разве что он был не столь категоричен и членство банка в ассоциации решил не приостанавливать. «Получив текст большого доклада, могу сказать, что ни по форме своей, ни по содержанию не могу в полной мере, в значительной мере согласиться с тем, что там написано, — объявил Костин. — Было гениальное произведение о взаимоотношениях микрофинансовой организации и заемщика — это бессмертное произведение Федора Михайловича Достоевского „Преступление и наказание“. Но мы все-таки не в союзе писателей, поэтому, излагая какие-то вещи, надо избегать очень ярких, но неуместных для доклада формулировок, которыми изобилует доклад о начале новой мировой войны, иезуитских подходах и т. д.».

Банкир не решился или не захотел пересказывать содержание всего спорного документа, но был якорь, который его зацепил. Речь в докладе АРБ в какой-то момент зашла о том, что «многие решения в ЦБ принимаются кулуарно, по подсказке узкой группы лиц с доступом в кабинеты, чаще всего руководствующейся собственными, а не общественными интересами».

«Вы меня имели в виду, Гарегин Ашотович, или кого в этой фразе? — Костин откровенно наехал на Тосуняна. — Мне кажется, тут проблемы нет. Если я захожу в кабинет, то всегда стараюсь... Да и ЦБ другого не позволит, они всегда имеют равный подход к банкам и всегда эту линию проводят во взаимоотношениях с крупными банками. Поэтому мне кажется, что не должна ассоциация противопоставлять банки крупные и некрупные, государственные и негосударственные». И напоследок посоветовал: «Руководству АРБ нужно серьезно задуматься, каким образом готовить материалы, как излагать».

Словом, оппоненты подавили «бунт» Тосуняна, которого те, кого он столь решительно защищал, откровенно бросили на съедение более крупным хищникам. Впрочем, если бы Гарегин Ашотович провел анонимный опрос среди делегатов (этот прием, как известно, очень любит президент Сбербанка Герман Греф) расклад сил, вполне вероятно, был бы совсем иным.

«БУДЕМ ПРИСМАТРИВАТЬ ЗА НИМ, ЧТОБЫ ОТ РУК НЕ ОТБИЛСЯ СОВСЕМ»

Представители СМИ в перерыве тоже не дремали и нанесли главе АРБ добивающий удар, которого тот явно не ожидал.

— Вы не планируете покидать пост? — огорошила вопросом журналистка.

— Я — нет. А вы хотите этого? — развернулся в ее сторону Тосунян. — Если предложений от вас нет, то не собираюсь, — сказал он, как показалось, с обидой в голосе.

— Мы просто пытаемся понять, как вы будете преодолевать возникшие разногласия между АРБ, ЦБ и Альфа-Банком, — попытался смягчить удар другой журналист.

— У нас нет разногласий между АРБ и ЦБ. Мы работаем, это нормальный режим, когда у нас есть разные подходы к решению наших проблем. В этом ценность наших отношений. Если бы мы только вторили ЦБ и шли бы следом за ним, то вряд ли мы представляли бы интерес для банковского сообщества, — ответил Тосунян.

Ситуация выглядела до того неловкой, что отбивать главу АРБ теперь уже был вынужден стоявший рядом Костин. Правда, выглядело это, будто комсомолец берет на поруки пионера.

— И мы, и Альфа-Банк в какой-то момент ослабили свою работу внутри организации, — Костин потрепал по плечу сконфузившегося Тосуняна. — Я думаю, мы отработаем механизм. Думаю, будем досогласовывать вопросы, не вынося на стадию съезда.

— Разные точки зрения всегда могут быть между банками разных масштабов, между ассоциацией и ЦБ, между ассоциацией и минфином. Задача не в том, чтобы делать вид, что этих разногласий нет, а задача в том, чтобы уметь грамотно, цивилизованно эти разногласия разрешать, находя интересы всех участников, — приободрился Тосунян.

— Будем присматривать за ним, чтобы от рук не отбился совсем, — полушутя продолжал Костин, кажется, несколько переходя грань приличий.

— Не планируют ли крупнейшие банки рассмотреть нового кандидата? — опять пытались провоцировать СМИ. — Есть такой слух, что крупные банки не довольны тем, что происходит.

— Мы вполне удовлетворены. На это место мало кто и согласится. Поэтому он вполне эффективно выполняет эти функции, непростые. Как лоббист он устраивает, по крайней мере, группу ВТБ, у меня нет никаких претензий, — успокоил всех глава ВТБ.

Юрий Исаев Юрий Исаев: «У людей всегда есть выход — они могут написать заявление с просьбой вернуть ситуацию в статус до начала историй по разбивке. Тогда они получат возмещение в пределах гарантированного государством» Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«Я СЧИТАЮ, ЧТО ЛЮДИ ПОГНАЛИСЬ ЗА БОЛЬШИМИ ПРОЦЕНТАМИ»

Как обычно, все самые интересные заявления звучали в кулуарах. Небольшой группе журналистов удалось отловить гендиректора агентства страхования вкладов Юрия Исаева. Тот еще во время официальной части взывал к залу: «Не уничтожайте базы данных! Дайте нам хотя бы ниточку, чтобы мы нашли реестр, когда будем выплачивать деньги не только реальным вкладчикам, но и нарисованным». Что ж, среди сидящих вчера у колонн вполне могли оказаться и те, чьи банки назавтра лишатся лицензии. И ситуации, наподобие истории с «Камским горизонтом», по словам Исаева, случаются все чаще и чаще, а распутывать их сложнее и сложнее.

«Очень тяжело с этими вкладчиками продвигается ситуация, потому что действительно нет никакого реального учета, — признался глава АСВ корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Есть ощущение, что нас пытаются каким-то образом втемную использовать по выплатам не только вкладчикам». По его словам, ведется активная работа с правоохранительными органами, чтобы поставить такой фильтр для мошенников. «Мы разберем этот массив, мы все-таки разобрали за прошлый год 50 тысяч таких вкладчиков. Разберем и этих. Просто займет какое-то время. Никакого прогноза нет, потому что это зависит не только от нас, но и от работы правоохранительной системы, мы здесь будем в плотном взаимодействии решение принимать», — добавил Исаев. В этих словах брезжил лучик надежды для обманутых вкладчиков, которые регулярно «штурмуют» офис АСВ в Москве.

Другой комментарий Исаева касался ситуации в банковском секторе Татарстана, где он обозначил две проблемы. Во-первых, это люди, переведшие вклады из ТФБ в «ТФБ Финанс» и жалующиеся на обман. Но главу АСВ, похоже, этим не пронять. «Я лично читал все договоры, в руках их держал. Понимаю, что достаточно сложно, честно, без обид, говорить о том, что мы не понимали, что это такое... Безусловно, есть случаи, когда людей вводили в заблуждение. Прокуратура этими случаями занимается, мы к этому серьезно и внимательно относимся, — описывал он свое видение ситуации. — Когда ты подписываешь такую кипу документов, когда там 10 - 12 подписей, где написано не мелким шрифтом, а очень четко, что это не депозит, это не имеет отношения к системе страхования вкладов, когда ты несколько раз расписался, а потом приходишь и говоришь, что меня обманули... Я понимаю, что финансовая грамотность у нас далека от идеала, но если человек грамотный в принципе и в состоянии прочитать, что написано в договоре... Договоры были составлены достаточно профессионально. Поэтому мы будем к этому моменту подходить и относиться очень аккуратно». Заметим, что директор АСВ все-таки не совсем верно информирован: на подпись клиентам давали лишь заявление о переводе средств, а договор (действительно грамотный) предлагали почитать на сайте. Огрехи в информировании отчасти признал и ЦБ, разославший банкам письмо с требованием консультировать клиентов, переводящих деньги на незастрахованные продукты, под аудио- и видеозапись.

В любом случае никаких решений АСВ без правоохранителей принимать не намерено, а на положительный исход могут рассчитывать разве что незрячие граждане. «В целом я считаю, что люди погнались за большими процентами, подразумевая, что раз это единая группа, то все будет хорошо. А надо всегда помнить, что государство всегда отвечает за страхование 1,4 миллиона для вкладчиков банка», — настойчиво заявил Исаев.

Вторая проблема Татарстана, по его словам, заключается в «дробильщиках». «Тут мы видим, что это ситуация, когда банкиры во многом на низовом уровне, руководители допофисов, операционистки эти операции вкладчикам рекомендовали, они их делали. Но опять же существует судебная практика высококлассного уровня, в том числе до Конституционного суда дошедшая, что такие операции в момент неплатежеспособности банка нельзя воспринимать как реальные. Поэтому будем к этому относиться в соответствии с той практикой, которая есть в судебной системе. У людей всегда есть выход — они могут написать заявление с просьбой вернуть ситуацию в статус до начала историй по разбивке. Тогда они получат возмещение в пределах гарантированного государством, будут видеть себя в реестре, если это физлица, и в третьей очереди, если это юрлица, которые тоже, к сожалению, такими операциями отметились. Ситуация там контролируемая, понятная, ничего более специального мы там не видим», — подытожил Исаев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.03.2017 09:09

Тосунян, похоже, сильный человек. Озвучить отличную от ЦБ позицию...

  • Анонимно
    29.03.2017 08:20

    Если у АРБ и ЦБ разногласий нет, то они есть у предприятий и банковской системы, в которой обслуживаются их, предприятий, расчётные счета. Банковская форма аккумулирования (концентрации) капитала удобна тем, что счета открывают и наполняют многие, а ресурсом пользуются некоторые, при этом гарантии сохранности средств предприятий, как показывает практика на примере ТФБ стремятся к нулю. Причём очевидные злоупотребления как административным так и властным ресурсом (ТФБ), по мнению татарстанского законодателя, расследованию не подлежат (а раз есть табу, значит, безусловно, есть о чём промолчать).
    Что сегодня требуется предприятиям для эффективной работы и динамичного развития? Прежде всего внятное и не перегруженное избыточными нормами законодательство (правовое регулирование). А самое главное — защищённая от произвола банковских групп система расчётных счетов и мгновенных расчётов между предприятиями под контролем ЦБ. И жизнь наладиться!

  • Анонимно
    29.03.2017 08:34

    Банкам все!!! Гражданам закон!!!

    • Анонимно
      30.03.2017 10:49

      Раньше была религия, ... закон божий ... все должны уверовать и подчиняться, за неподчинение - страшные кары на том свете. Сейчас, на смену религии, пришёл Закон. Присутствие прокурора на последней встрече премьера с вкладчиками ТФБ ясно даёт понять - за неповиновение кара настигнет на этом свете.

  • Анонимно
    29.03.2017 08:42

    Чем меньше едаков, тем больше еды на каждого едака приходится. Аксиома, однако.

  • Анонимно
    29.03.2017 08:49

    Почитайте доклад, он называется Доклад к съезду Ассоциации российских банков в 2017 году. Очень интересно и познавательно. Много что сказано абсолютна правильно, не даром Набиуллина сама примчалась на съезд, прихватив в качестве тяжелой артиллерии Костина.

    • Анонимно
      29.03.2017 10:22

      Доклад интересный. Изучу, дам подробный отзыв.
      — Непрофильный читатель, )

  • Анонимно
    29.03.2017 09:07

    На мой взгляд, просто Набиуллина отрабатывает Грефу свой карьерный рост. Пока максимально выиграл от всего этого безобразия лишь Сбербанк.

    • Анонимно
      29.03.2017 10:47

      "Прибыль  топ‐10  банков  по  итогам  2016  года  составила 
      90% от совокупного финансового результата в размере 930
      миллиардов рублей. Топ‐5 – 82%. Топ‐1 – 55%.". это цифры из доклада. Комментарии как говориться, излишне.

    • Анонимно
      29.03.2017 10:53

      " В  частности,  в  банковской  системе  явно  происходит  такое же  расслоение  на  банки  условно  «с  безотзывными» лицензиями,  на  банки  с  универсальной  и  банки  с  базовой лицензиями.   Потому  многие  решения  принимаются  кулуарно  по подсказке  узкой  группы  лиц,  чаще  всего  руководствующихся преимущественно собственными,  а  не  общественными интересами и имеющих доступ в необходимые кабинеты". Это все тезисы из доклада. Кому же понравится такая критика. Ясное дело ЦБ сразу начал оправдываться.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:09

    Тосунян, похоже, сильный человек. Озвучить отличную от ЦБ позицию...

    • Анонимно
      29.03.2017 09:46

      Тосунян с 1995 года рулит Ассоциацией банков- Набиуллина тогда еще мл научным сотрудником была

      • Анонимно
        29.03.2017 11:05

        Злите,злите Набиуллину,может дождемся тогда всей правды по ТФБ!Пока никто не сказал кто конкретно украл и кто помог украсть 120 миллиардов!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!11

        • Анонимно
          29.03.2017 19:26

          Нет, такой цифры давно уже, она меньше в районе 80 и то все со слов.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:15

    Тосунян сказал всё правильно. Эти бюрократы берега потеряли. Их даже не нужно слушать. Детские отговорки.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:22

    Тосунян просто высказал мнение и ничего более.В сегодняшней время когда власть требует всех молчать и заниматься пропагандой это событие воспринимается как гром среди ясного неба.
    Все трудности ещё впереди друзья... В этом году заканчиваются резервы и банкам с населением и остатками предприятий предстоят удивительные времена где услышим и увидим много откровений ...

  • ЦБ без санкции судебных органов распространяет т.н. "черный список" - перечень, по мнению ЦБ, недобросовестных организаций и связанных физлиц. Сами субъекты этого списка об этом не оповещаются и, соответственно, не имеют возможности защищать свою репутацию. Как это соотносится с конституционными правами? И красиво ли, когда за вашей спиной о вас распространяют негатив? Говорят, что отказывать в обслуживании лицам из этого списка лишь рекомендация.
    Но у крупных банков, видимо, привилегия игнорировать эту рекомендацию. Далеко не один пример, когда Ак Барс или Аверс отказывали в открытии счета, а Сбербанк, ВТБ и Россельхоз без проблем открывали. Прав похоже Г.Тосунян.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:42

    По данным осведомленных источников, сумма сделки по продаже украинской «дочки» Сбербанка оказалась меньше размера ее капитала и составила около 130 млн долларов, на цену повлияли санкции против российских банков и блокирование ее офисов радикалами.

    Я что то не понял.
    Сбер на украине раздал кредитов на 80 млрд рублей это 1.35 млрд дол.
    Продают за 144 млн. дол
    Так там ведь ещё вклады и какая никакая недвижимость есть.
    Продали в как минимум в 10 раз дешевле.

    Греф про///ал 60млрд на ИТ сбера (и сам это признаёт), как минимум 80 млрд на украине только в виде кредитов.
    Не пора ли ему за ответить и возместить ущерб.
    Отличный бизнес!!
    Убытки в размере 2, 8 миллиарда долларов за 2016 год были докапитализированны в феврале из кармана российских вкладчиков.
    Кредитный портфель на 1, 3 миллиарда долларов.
    Плюс здания, инфраструктура это еще минимум миллионов триста долларов.
    И все это продано за 130 миллионов.
    Грефушка, родной ты наш. Кормилец.
    И где же лежит разница с такой сделки.
    В каком офшоре все спрятал?. Милостивец ты наш.

    Казак Поволжья.

    • Анонимно
      29.03.2017 09:49

      Ну так Греф известный бизнисмен)))

    • Анонимно
      29.03.2017 10:32

      Забываете что сам Путин просил не покидать "братскую страну" в тяжёлый период, так что все вопросы к главнокомандующему.

    • Анонимно
      29.03.2017 11:13

      Казак, если уж так много цифирей надыбал, то черкни сколько в укро-сбере денег привлечено на вкладах, депозитах, мажбанке и т.п.
      это ведь кредиторка для банка.
      чтобы понять реальную цену кредиторку минусовать надо из активов.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:43

    Отзывать лицензии нужно и необходимо за невыполнение закона о банковской деятельности.
    Вопрос в другом, что у части банков лицензия могла быть не отозвана, если бы у ЦБ были бы установлены стоп-факторы, для санирования и более быстрого реагирования. К примеру, если банк, уже потерял капитал, но пока не потерял средства клиентов, дается время в пределах 3-х мес. на пополнение капитала собственниками и досоздание резервов до необходимого уровня, по истечении 3-х мес., банк забирается у собственников отправляется на санацию, в такой ситуации, думаю многие согласятся сделать bail-in и отдать банк крупным кредиторам. При этом не будет расходов у бюджета.
    Либо, если не будет найдено такого инвестора, отдать банк на санацию другому банку, бюджет на восполнение дыры банка в пределах капитала думаю найдет, при этом вкладчикам АСВ ничего выплачивать не будет, либо будет выплачивать только в пределах потерянного капитала.
    Почему собственники банков, у которых капитал давно потерян, все ещё остаются у руля банков? Это даже экономически не верно.

  • Анонимно
    29.03.2017 09:52

    Набиуллина - враг народа и среднего бизнеса!!! Вышвыривать сию даму из страны с запретом на обратный въезд - самый лучший ответ санкциям США!!! А лучше собрать всех кинутых вкладчиков людей, потерявших бизнес - и Ее на сцену!!! Пусть им объяснит, что Ее действия отвечают интересам бизнеса! Итак страна с сырьевой экономикой, а на 96 человек приходится двукратное количество годового дохода всех остальных россиян, так из-за подобных персонажей средний класс как таковой просто умирает!!! Настоящая раскулачка!!! Предлагаю всем пострадавшим от отзывов лицензий банков создать петицию и вышвырнуть эту дамочку

    • Анонимно
      30.03.2017 11:14

      Да, дамочка занятная. Интересно, как она такой получилась, как росла и воспитывалась, кто её родители... и в какой стране они сейчас живут?

  • Что касается ДУ "ТФБ-Финанс". Допустим, договор прочитал, риск оценил, вложил. Договор доверительного управления предполагает размещение средств максимально доходно и надежно. Возможны разные варианты стратегии инвестирования, но ни одна не предполагает, что доверенный заберет все деньги себе, к тому же зная, что вероятность возврата у него крайне мала. Это и есть злоупотребление доверием. Это не управление, не договор управления. Он не действителен. Если до этого был вклад, суд должен вернуть его в исходное состояние.

    • Вы не учитываете одного момента. В эпизоде с заманиванием в доверительное управление формально имеет место ТРИ сделки: 1. первичный банковский вклад, 2. расторжение договора банковского вклада и 3. договор с ТФБ-финанс.

      Признание недействительной сделки с ТФБ-финанс (третьей сделки в этой цепочке) само по себе не оказывает никакого правового эффекта на первые две. Следствием признания недействительным договора с ТФБ-финанс является возникновение обязанности вернуть деньги вкладчику со стороны ТФБ-финанс. И только.

      Объединение в одну, единую сделку двух разных действий (расторжение вклада и заключение ДУ), совершенных с участием разного набора субъектов и в отсутствие достоверных доказательств представляет из себя как материально-правовую, так и процессуальную проблему.

      • Анонимно
        30.03.2017 11:21

        Эмиль, с точки зрения высококвалифицированного юриста это да. Но в данном случае принято не юридическое, а политическое решение откатить всех ДУ. А значит откатят. И юристам остаётся быть не участниками, а зрителями этого процесса.

  • Анонимно
    29.03.2017 10:04

    Гарегин Ашотович - держитесь. Если не будет Вас то озвучивать позицию региональных банков будет просто не кому. Эти монстры совсем озверели. Те кому мы отказываем пытаясь соблюсти все правила идут к федералам и получают. Есть ощущения что там вообще ничего не соблюдается, но они - каста неприкасаемых. Любой региональный банк перед ЦБ беззащитен и как и в любой другой регулируемой государством отрасли все инструкции написаны так, что их тупое соблюдение может обрушить любого. Вопрос - как их трактовать. Но государство всегда против бизнеса - что налоговая, что ЦБ, что любой другой орган. Я патриот, но все чаще посещают мысли, что бежать надо из этой страны....

  • Анонимно
    29.03.2017 10:07

    Судя о выступлению Набиуллиной, у ней у самой неадекватное понимание действительности. Набиуллиной надо шире открыть глаза , чтобы рассмотреть каждый банк в отдельности.
    А она как косой косит.
    В отношении Татфондбанка она выполнила спецзаказ. Это очевидно всем, у кого есть глаза и мозги.

    • Анонимно
      29.03.2017 10:45

      А, что вы считаете жуликов надо было поддерживать и паковать для них мешки с деньгами?

    • Анонимно
      29.03.2017 11:34

      Дырки от бублика это не отменяет (полная утрата капитала банка).

      • Анонимно
        29.03.2017 11:57

        Что бы утратить нужно время. Это не грузовиком вывезти на свалку.
        На кой, тогда, этот мегарегулятор нужен, если он дает время утратить?

    • Вероятнее всего, позднее выяснится, что кидалово российских превышенцев и юриков - не только спецзаказ, но проект получения капиталов, как уродливый формат экспроприации бедных деловых людей и субъектов. Окажется, что это был окультуренный банковский рэкет.

  • Анонимно
    29.03.2017 10:12

    Жду расследования мошенничества в ТФБ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

    • Анонимно
      29.03.2017 11:25

      Конечно необходимо расследование. Не миллионы вывели, а миллиарды. Ладно бы свои, людей обокрали. И говорят что невиновны. Всем по заслугам.

  • Анонимно
    29.03.2017 11:55

    К "гласу вопиющего в пустыне" никто и не собирался прислушиваться, главное было поставить его на место, чтобы вообще не вякал и не мешал законному отъему денег у мелкого и среднего бизнеса, а также у простых граждан. Приватизация, ГКО, развитие игорного бизнеса, подсадка почти всей страны на кредиты под огромные проценты банками и микрофинансовыми организациями, отзыв лицензий у банков, вот лишь немногие из афер в отношении всего населения страны

    • Анонимно
      29.03.2017 12:32

      Вы случайно не преподаватель физики?Возмущение,ненависть людей очень хитро направляете в нужную вам сторону!
      То что НЕкоторые жулики свои Татарстанские ,"заслуженные"....жулики обокрали свой же народ!Хотите в этом винить Набиуллину?Хотите чтоб эти бессовестные продолжали грабить нас?У них есть имена и фамилия,и убежден нанятые ими же проплаченные комментаторы!
      Может ХВАТИТ?Настало время назвать этих жуликов поименно и отправлять их валить лес в Магадан!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!11

      • Анонимно
        29.03.2017 12:47

        А кто против то! Народ только ЗА!!! Мы уже устали смотреть на их льстивые лица и слушать их басни как у нас всё шикарно и все контролируется. Где контроль то, все уже вывели под контролем. Стыд и позор власти!!! Вот в таком мире мы живём!

      • Анонимно
        29.03.2017 12:56

        Вы что не понимаете, что любой банк можно обрушить так, как это сделали с ТФБ? Смотрите на проблему шире - идет разрушение региональных банков, причем на пользу топ-1-5. Тосунян проблему вскрыл и озвучил - хоть понятно что происходит, спасибо ему. Скоро и с Топ-1-5 может повториться то же, что произошло в СССР. Кого тогда будете винить?

        • Mellisa Mellisa
          29.03.2017 19:21

          Полностью поддерживаю Вас. У ЦБ есть все ресурсы, чтобы уничтожить любой банк. Смотришь на него и думаешь, это надзорный орган или орган по борьбе с конкуренцией в банковской сфере и по "законному" отъему активов.

      • Анонимно
        29.03.2017 20:14

        Друг!!!! А ЦБ их проверял!!! Все норм!!! Глаза шире открой!!! А через несколько месяцев отзыв. Кому то сия дамочка и по 200 млрд выделяет

        • Анонимно
          30.03.2017 11:37

          .. .. ЦБ их не только проверял, вплоть до постоянного ежедневного нахождения человека ЦБ в ТФБ. Но и досрочно (до нас с вами) вывел два своих кредита из ТФБ. 14.12.2016 досрочное (вместо 23.12.2016) частичное погашение кредита ЦБ на 3.1031 ярда 26.09.2016 досрочное (вместо 28.12.2016) погашение кредита ЦБ на 3.6 ярда. Сентябрьский вывод кредита запустил механизм крушения банка. А самое интересное - ЦБ выводил деньги из ТФБ 14 декабря, когда все наши деньги уже неделю глухо висели на коррсчёте. под предлогом отсутствия средств в банке. Значит для нас средства отсутствовали, а для ЦБ - нашлись?

      • Анонимно
        30.03.2017 11:50

        1000% правильно, что Набиуллина делала липовые активы? правильно, нет! она выявила нарушения и поступила по закону, а вот почему нет разбирательств это вопрос....

  • Анонимно
    29.03.2017 12:56

    Гарегин Тосунян - молодец!

  • Анонимно
    29.03.2017 13:08

    Я обвиняю ЦБ и защищаю ТФБ.
    И также требую скрупулезнейшего расследования всех действий и ЦБ , и ТФБ в этой драме миллионов людей, когда десяток молодых людей сидят в тюрьме , миллионы потеряли деньги, а госпожа Набиуллина надменно поучает людей как жить.

  • Анонимно
    29.03.2017 13:11

    Сильно сказано, главное чтобы оправдано

  • Анонимно
    29.03.2017 13:13

    Эльвира МОЛОДЕЦ. Продолжать давить жуликов.

  • Статья получилась большая, но осмысления в ней нет. Контент не нов и не информативен, хотя вроде репортаж. Было выговорено то, что было известно. Открытий не произошло. Набиуллина опять будет финансовым образом воплощать политику Кремля. На то она и поставлена. Осмысления от Набиуллиной ждать не приходится, так как она близорука и далека от внутриполитической и внешнеполитической ситуации и условий, задающих условия российской экономике. О том, какие ожидаются тренды знает только Кремль, да и то, если его внешнеполитическая и милитаристская активность сработает по их плану.

  • Анонимно
    29.03.2017 14:03

    На кого руководство ЦБ работает?

    • Анонимно
      29.03.2017 14:32

      Власти разобраться не могут и не страдают ,а МСБ от краха ТФБ все вынести должен?

    • Анонимно
      29.03.2017 15:22

      НА МЕНЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1111

  • Господа Банкиры. А честно работать не пробовали? Финансовую дыру почти в 3 трл. рублей Эльвира Набиуллина сделала? И эта критика в её адрес, спасибо что ли за ваши косяки? Почему не критикуете банкиров Бородина и Пугачёва - откровенных жуликов? А, понимаю, сами можете таковыми вдруг оказаться? Где совесть?!

  • Mellisa Mellisa
    29.03.2017 17:16

    Поддерживает банки? Набиуллина? Да вы что! Да они банки добивают своими предписаниями, как добили БайкалБанк и Татфондбанк! Расшатали банки, которые изо всех сил пытались держаться на плаву. Предписания по ряду банков вообще были признаны незаконными, например, благодаря усилиям менеджеров БайкалБанка, которые обжаловали предписания об увеличении допрезервов с одновременным запретом на привлечение средств от населения! Только их потом всех отправили в "добровольную отставку" за то, что боролись с незаконными действиями ЦБ. Почему Набиуллина отдает приоритеты одним банкам, а других убивает одним росчерком пера! Почему они имеют наглость трясти якобы "недостоверными отчетами", основанием для немедленного отзыва лицензии, ровно через год после того, как они их якобы обнаружили?! Про постоянно возникающие скандалы, связанные с финансовым рейдерством при содействии структур ЦБ, вообще уже молчу.

  • Mellisa Mellisa
    29.03.2017 17:18

    Молодцы те, кто осмелился в лицо ЦБшникам все высказать!

  • MELLISA MELLISA. Я тоже смелых людей люблю. Но и люблю объективных. Почему банкирскому сообществу тогда самим не взяться и "не затянуть" все свои финансовые дыры? Разве кто против? Без вмешательства ЦБ.

    • Mellisa Mellisa
      29.03.2017 18:56

      Вот я тоже, думаю, почему бы банкирам не создать свое объединение взаимопомощи и защиты. А кого Вы считаете объективным? ЦБ? То есть Вы хотите сказать, что этот орган всегда объективен, действует законно и никогда не применяет свои админресурсы для "немножко" незаконных целей?! От ЦБ вреда больше, чем пользы, и постоянные нарушения своих же правил.

      • Анонимно
        29.03.2017 19:26

        Меллиса,сколько раз вы утверждали,что вообще не имеете отношения к банковскому сектору!Откуда вы знаете что ,"от ЦБ вреда больше,чем пользы,и постоянные нарушения своих же правил"?Это ваш прокол?Или обида за дисквалификацию,если вы случайно Марат?

        • Mellisa Mellisa
          29.03.2017 19:40

          А Вы не интересуетесь результатами работы, например, Счетной палаты, аудитор которой сообщил о нарушениях собственных процедур ЦБ и АСВ? Решения судов о признании незаконными предписаний ЦБ для Вас ничего не значат? Годовой давности "недостоверный отчет", который мог бы стать основанием для отзыва лицензии, почему-то не ставший основанием для этого, тоже не аргумент?! Не нужно быть специалистом в банковском деле или уважаемым мной Маратом Рашидовичем, чтобы это заметить.

        • Mellisa Mellisa
          29.03.2017 20:37

          Дяденька, Вы ником обзавелись, чтобы анонимно мне комменты что ли продолжать писать. И по-моему на дисквалификацию больше обижены Вы, хотя я и согласна с тем, что Вас несправедливо дисквалифицировали.

  • Анонимно
    29.03.2017 18:20

    Еще при Ельцине Центробанк сдали США за кредиты и ножки Буша.
    И сейчас Центробанк планомерно разваливает страну. Предпринимательство режут на корню -нет доступных кредитов-как поднять бизнес?. За юр.лиц "без вины виноватых" на этой встрече больше никто не заступился.
    И я снова повторю про Татфондбанк и др. наши банки -Набиуллина мстит Татарстану за голосование по выбору города на купюры осенью 2016 г., когда Минниханов в СМИ обличил её в неверном подсчете голосов.

    • Анонимно
      29.03.2017 18:50

      вам видимо пора перебираться в контрразведку..
      глубокая аналитика..на уровне пятого класса.

      • Mellisa Mellisa
        29.03.2017 19:05

        Товарищ комментатор, указывайте то, на чем основаны ваши предположения. Обоснуйте свою позицию, сошлитесь на обстоятельства, которые могут опровергнуть позицию высказавшегося лица. А хамить людям это не вариант. Сразу понятен лично ваш уровень развития.

        • Анонимно
          29.03.2017 19:17

          аудиторская проверка «Татфондбанка» за 2016 год , по всей видимости, не проводилась. Как правило, аудит проводится весной в конце первого квартала, но у банка уже отозвана лицензия. По итогам 2015 года «Татфондбанк» получил положительное заключение от международного аудитора, проверявшего его отчетность по МСФО, оно было опубликовано на сайте банка вместе с отчетностью, но в заключении аудитора содержались оговорки, в которых было сказано, что по состоянию на 1 января 2016 года банк внес существенные изменения в отчетность. Достаточно подробно говорилось о выявленных аудитором рисках в ходе проверки и о том, что механизм управления рисками в банке пока недостаточно совершенен и нуждается в улучшении.

          • Mellisa Mellisa
            29.03.2017 19:57

            Изначально нужно было так и написать. Но ваша точка зрения не опровергает точки зрения вышестоящего комментатора, его точка зрения вполне имеет право на существование.

  • Анонимно
    30.03.2017 06:57

    Тосунян живет за счет взносов банковского сообщества, которое ЦБ крыжит. Вот вам и конфликт интересов.

  • Анонимно
    30.03.2017 15:30

    "Welt: глава ЦБ РФ спасла страну от глубокого кризиса" (18.10.15) -
    "В прошлом году ЦБ РФ для того, чтобы курс национальной валюты стабилизировался, пришлось пойти на жесткий шаг и повысить ключевую ставку с 10,5 до 17%. Позже выяснилось, что данный метод является действенным".

  • Анонимно
    30.03.2017 17:47

    Ну Вы все, блин, даете. Вы что, люди? Помимо всех нарушений, есть еще и нарушения 115-ФЗ, которых одних уже достаточно для нафиг с пляжа Банка... Крупняк хоть как-то старается выстроить систему ПОД/ФТ, а мелкие - я в теме, и видел...как это делается...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль