Общество 
8.05.2017

«Камский Экспресс»: Нижнекамск – Елабуга – Набережные Челны

Проект строительства новой железной дороги протяженностью 60 км стоимостью 50 млрд. рублей

Новый проект под названием «Камский Экспресс» предлагает автор «Обходной железной дороги Казани» Тахир Давлетшин. Проект создан в рамках исследовательской работы «Строительство международных транспортных коридоров и модернизация транспортно-логистических систем мегаполисов и городских агломераций». Автор уверен, что новая железная дорога оптимизирует транспортные перевозки, даст импульс экономическому развитию, значительно улучшит городскую среду в Камской агломерации.

Тахир Давлетшин: «Транспортные проблемы может решить комплексная модернизации транспортного каркаса городов и крупных городских агломераций при строительстве международных транспортных коридоров» Новый проект под названием «Камский Экспресс» предлагает автор «Обходной железной дороги Казани» Тахир Давлетшин Фото: «БИЗНЕС Online»

МАРШРУТ ВСМ МЕНЯЕТ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИЙ

Транспортные проблемы, создававшиеся в течение столетий, может решить комплексная модернизация транспортного каркаса городов и крупных городских агломераций при строительстве международных транспортных коридоров (МТК). Это позитивно отразится на пространственно-территориальном развитии городов, повысит эффективность инвестиций, даст синергетический эффект. В свою очередь, проекты модернизации транспортно-логистических систем городов потребуют корректировки трассировки проектируемых и существующих МТК.

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2) активизировал проекты модернизации транспортно-логистических систем мегаполисов и городских агломераций, расположенных на трассе, обнажив существующие проблемы и обозначив пути их решения. В свою очередь, проектирование перспективного транспортного каркаса Казани выявило и недостатки трассировки ВСМ-2 в казанской зоне (см. материал «РЖД готовы съехать из-под Кремля»), что может привести к издержкам в строительстве и дальнейшей эксплуатации ВСМ. На взгляд автора, маршрут высокоскоростной магистрали в казанской зоне, предложенный минтрансом РТ, ошибочен: препятствует развитию железнодорожного транспорта в казанской зоне и транспортного каркаса города Казани, а также развитию города на перспективу в целом.

В отличие от маршрута в казанской зоне предложенный центром стратегических разработок (ЦСР) и поддержанный минтрансом вариант прохождения ВСМ Камской агломерации правильный: реализован касательный обход агломерации. Вокзал предполагается разместить на трассе М7 между Елабугой и ОЭЗ «Алабуга».

Прохождение ВСМ-2 через Камскую агломерацию окажет сильное влияние на развитие транспортно-логистических систем Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, потребует переосмысления всей транспортно-логистической системы (ТЛС) агломерации, кардинально изменит стратегии территориально-пространственного развития этих городов.

Несмотря на декларации, руководство Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска не обращает должного внимания на важность транспортно-логистического фактора при территориально-пространственном планировании входящих в агломерацию городов. Дальнейшее планирование городов без учета проекта строительства ВСМ-2 и связанной с ним модернизации ТЛС агломерации может повлечь за собой значительные нерациональные затраты сегодня и еще большие в будущем.

Схема прохождения ВСМ-2, предложенная центром стратегических разработокНажмите, чтобы увеличить

ГОРОДА, ВХОДЯЩИЕ В «ИННОКАМ», ПЛАНИРУЕТСЯ СОЕДИНИТЬ ЕДИНОЙ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Комплексному развитию транспортно-логистической системы агломерации будет способствовать проект создания центра «Иннокам». Распоряжением правительства РФ от 17 июня 2016 года №1257-р одобрена концепция создания в Республике Татарстан территориально обособленного инновационно-производственного центра «Иннокам» и утвержден план мероприятий («дорожная карта») по ее реализации.

Инновационно-производственный центр создается в границах Камской агломерации. Реализация концепции «Иннокам» будет способствовать формированию единого социально-экономического и инвестиционного пространства Камской агломерации с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, снижению экологических рисков, связанных с нефтехимической специализацией региона, росту диверсификации экономики, в том числе экономики моногородов.

Важной частью проекта является создание в «Иннокаме» структурообразующей транспортной инфраструктуры. Реализация направления «Инфраструктура и агломерация» предполагает осуществление мероприятий по развитию транспортной, жилищной, логистической инфраструктуры.

Предполагаются реконструкция железнодорожной инфраструктуры и модернизация международного аэропорта Бегишево. А города, территориально входящие в «Иннокам», планируется соединить единой системой общественного транспорта, чтобы дать свободу передвижения рабочей силе, хотя не детализируется, какой это будет транспорт. Также предполагается развитие дорожной сети и общественного транспорта в городах агломерации.

Несмотря на обилие предложений по развитию транспортной системы агломерации, они не конкретизированы и несистемны. Например, маршруты ускоренных региональных поездов в схеме ЦСР вызывают сомнение в их необходимости, т. к. они повторяют существующие автотрассы, завязаны на единственный переход через Каму — плотину Нижнекамской ГЭС, которая уже перегружена, и, главное, не сокращают расстояния. Поэтому вряд ли этот вид транспорта будет востребован при такой трассировке.

Также не уделено должного внимания связи агломерации с проходящим транспортным коридором Европа – Западный Китай, что усиливает конкурентные позиции центра «Иннокам».

В концепции «Иннокама» подчеркивается, что конкурентные преимущества центра определяют выгодное экономико-географическое положение, выстроенные кооперационные связи и высокая степень локализации его участников (все крупнейшие предприятия расположены в радиусе 30 км). Однако, несмотря на компактное расположение городов и промышленных предприятий кластера, река Кама разделяет этот регион — например, при расстоянии между Елабугой и Нижнекамском по прямой в 20 км транспортные расстояния составляют 65 км и более, причем соединяет эти города единственный мост в Набережных Челнах — плотина Нижнекамской ГЭС.


Города, территориально входящие в «Иннокам», планируется соединить единой системой общественного транспорта, чтобы дать свободу передвижения рабочей силе
Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОСТРОИТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ МЕЖДУ ЕЛАБУГОЙ, НИЖНЕКАМСКОМ И НАБЕРЕЖНЫМИ ЧЕЛНАМИ

Проектное предложение автора «Камский Экспресс» предусматривает строительство железной дороги между Нижнекамском, Елабугой и Набережными Челнами (северное полукольцо железной дороги) протяженностью 60 км, которая соединит эти города. Таким образом, будет организовано наземное метро агломерации, интегрированное с городским и пригородным транспортом городов, входящих в нее, а также обеспечивающее грузовые железнодорожные перевозки между предприятиями кластера в ночное время.

В перспективе предполагается замкнуть кольцо железной дороги, используя 50 км существующих дорог (южное полукольцо железной дороги) в черте Набережных Челнов и Нижнекамска и между ними. Таким образом, образуется кольцо наземного междугороднего железнодорожного транспорта — как пассажирского, так и грузового.

Стоимость проекта «Камский Экспресс» составляет 50 млрд. рублей (в ценах 2016 года), включая строительство следующих объектов:

— железная дорога Нижнекамск – Елабуга – Набережные Челны протяженностью 60 км × 0,5 млрд./км = 30,0 млрд. рублей;

— вокзальный комплекс на М7 (ОЭЗ «Алабуга»), совмещенный с вокзалом ВСМ, — 2,5 млрд. рублей;

— вокзальный комплекс на пересечении обычной ж/д и «Камского Экспресса» в районе Тихоново-Поспелово — 2,5 млрд. рублей;

— два моста через Каму (между Нижнекамском и Елабугой и в районе Тихоново-Поспелово) — 10 млрд. рублей;

— прочие затраты — 5 млрд. рублей.

Скоростной транспортный каркас Камской агломерации усилит связность городов, увеличит потоки трудовых, деловых и культурных коммуникаций, облегчит прямое взаимодействие городов агломерации, в перспективе создаст новые центры деловой активности и жилищного строительства между Нижнекамском, Елабугой и Набережными Челнами.

Агломерационное развитие городов предполагает переход на разработку концепции генплана Камской агломерации в целом. В решении градостроительных, инфраструктурных вопросов назрела (перезрела) необходимость согласованной работы руководства городов, образующих агломерацию, в особенности Нижнекамска, Челнов и Елабуги, возможно, созрела необходимость создания исполнительного органа агломерации (совета), которому перейдут компетенции и полномочия по этим вопросам.

При этом наиболее предпочтительным городом для развития жилищного строительства является Елабуга с чистой экологией и свободными территориями вокруг. 

Берега и пойма Камы (полоса природы, протянувшаяся вдоль реки и находящаяся в центре агломерации) станут местом отдыха не только местного населения, но и смогут привлечь дополнительные туристические потоки.

Транспортный каркас Камской агломерации (разработка автора)Чтобы открыть, нажмите

СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ НЕ СТАЛ СРЕДСТВОМ БЫСТРОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ РОССИИ

Инициаторы проекта «Иннокам» прорабатывают вопрос строительства скоростной трамвайной линии между городами Закамья. По словам министра транспорта РТ Ленара Сафина, в Челнах именно так соединили старый город с новым, есть такой проект в Нижнекамске, сейчас рассматривается такой проект для перемещения людей между городами. На мой взгляд, между городами надо построить полноценную железную дорогу, обеспечивающую как пассажирские, так и грузовые перевозки. Строительство такой дороги необходимо реализовать в рамках комплексной программы модернизации железнодорожной инфраструктуры «Иннокама», что также определит источники финансирования.

Что касается скоростного трамвая, развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами — тем более что при наших природно-климатических условиях скоростной трамвай у нас не прижился, он так и не стал скоростным, что доказывает опыт и Казани, и Челнов.

Развитие транспортного каркаса Камской агломерации предусматривает также строительство автодороги от Мамадыша до М7 в обход Нижнекамска и Набережных Челнов с мостовым переходом в районе села Соколка. Автотрасса протяженностью 89 км и стоимостью 62 млрд. рублей разгрузит М7 в пределах Камской агломерации, станет дублером трассы через плотину Нижнекамской ГЭС, тем самым обеспечив и транспортную безопасность региона. Однако строительство обходной автодороги — проект второй очереди, Нижнекамская агломерация в первую очередь нуждается в модернизации железнодорожной инфраструктуры и соединении Елабуги и Нижнекамска.


Развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами Развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами Фото: «БИЗНЕС Online»

ЦЕНА СТРОИТЕЛЬСТВА И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Предвижу возражения, что этот проект слишком дорог и в указанные 50 млрд. рублей не впишемся. Особенно не понравится оппонентам озвученная выше стоимость двух железнодорожных мостов длиной 1–1,5 км через Каму — около 5 млрд. рублей каждый. В связи с этим хотелось бы привести два примера из не очень дальнего зарубежья: «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» (проект намного сложнее «Камского Экспресса» и предложенной мною ранее «Обходной железной дороги Казани»), строительство и реконструкция участка Стара Пазова — Нови Сад железнодорожной линии Белград — Будапешт в Сербии. Так, общая стоимость проекта «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» составляет 290 млн. евро (чуть более 20 млрд. рублей), в настоящее время выполнено 80% работ. Проект включает строительство новой двухколейной железнодорожной линии 30-километровой длины и реконструкцию существующей 10-километровой линии, возведение 5 тоннелей суммарной протяженностью 4 км, 19 мостов, также проводится строительство 300-метровой опорной стены и земляного полотна протяженностью 14 километров. Строительные работы проекта «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» осуществляет Грузинская железная дорога совместно с китайской компанией «Группа 23-го бюро Китайской железной дороги».

Строительство и реконструкцию участка Стара Пазова – Нови Сад железнодорожной линии Белград – Будапешт ведет дочерняя структура Российских железных дорог — «РЖД Интернешнл». В соответствии с контрактом «дочка» РЖД построит двухпутный виадук в пойме Дуная (два моста около 3 км каждый), а также двухпутный тоннель Чортановци длиной 2,2 км, общая стоимость — $258 миллионов (около 15 млрд. рублей).

Реализация проекта «Камский Экспресс» окажет огромное влияние на развитие городов вдоль трассы, особенно на модернизацию их транспортно-логистических систем, поспособствует активному территориально-пространственному развитию городов и формированию единого социально-экономического и инвестиционного пространства Камской агломерации. Строительство повлечет за собой улучшение городской среды и рост привлекательности территории с точки зрения качества жизни, без чего невозможно привлечение высококвалифицированных специалистов и, следовательно, осуществление грандиозных планов развития экономики агломерации.

Тахир Давлетшин

Камская агломерация — компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, которое включает территории Елабужского, Заинского, Менделеевского, Нижнекамского и Тукаевского муниципальных районов и городской округ Набережные Челны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (95) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.05.2017 09:57

Давно пора связать все города Татарстана в одну жд систему. Такая большая страна, а скоростных поездов нет.

  • Анонимно
    8.05.2017 09:16

    Как это может столько стоить?

  • Анонимно
    8.05.2017 09:35

    Строить всё равно нужно. Но по смете вопросы есть.

  • Анонимно
    8.05.2017 09:57

    Давно пора связать все города Татарстана в одну жд систему. Такая большая страна, а скоростных поездов нет.

  • Анонимно
    8.05.2017 10:06

    Хорошо бы вывести Нижнекамск из транспортного тупика

    • Анонимно
      8.05.2017 13:03

      Нужен не только железнодорожный, но и автомобильный мост, соединяющий Нижнекамск и Елабугу

  • Анонимно
    8.05.2017 10:12

    "Зациклило" Т.Давлетшина на "кольцевых" железных дорогах.
    Никто не будет пользоваться этой "железкой"

    Автотранспорт надо развивать, автомобильные дороги строить.

    Последний абзац статьи свидетельствует о том, что Тахир полностью овладел "птичьим" бюрократическим языком, необходимым для написания заявок на гранты.

    • Баба-Яга
      8.05.2017 22:16

      В настоящее время люди стягиваются в агломерации численностью свыше 5 млн. человек. Вот постоянно звучит, что перспективная молодежь, специалисты уезжают в крупные города, а из крупных - в крупнейшие. При этом, чтобы агломерация развивалась необходимо, чтобы из любой её точки до другой можно доехать максимум за полтора часа. Строительство предлагаемого Камского экспресса позволит решить эту задачу. Сегодня в Иннокаме проживает уже более 5 млн. человек, но нет транспортной доступности. В настоящее время точками роста не могут быть отдельные города (не помогут не ТОСЭРы, не ОЭЗ - люди будут уезжать), сейчас - только агломерации. Очень востребовано создание стратегии развития Камской агломерации - реальной стратегии и должны разрабатывать не варяги, а жители территории, представленные креативным бизнес-сообществом, учеными, современно мыслящими чиновниками.

      • Анонимно
        8.05.2017 23:00

        Татарин Злой
        Але, в танке! Какие 5 миллионов в иннокаме? В Татарстане всего 3,5 миллиона живет. Это первое. Второе. Сейчас даже у студентов и старушек-пенсионерок личные авто. Кому нужен ж/д транспорт? Если человек начал ездить на авто, на трамвай и автобус он уже не пересядет, а тем более на жд.

        • Баба-Яга
          9.05.2017 09:01

          Согласна, опечатка - 1,5 млн. человек.

        • Анонимно
          11.05.2017 10:54

          23:00 "... Сейчас даже у студентов и старушек-пенсионерок личные авто. Кому нужен ж/д транспорт? Если человек начал ездить на авто, на трамвай и автобус он уже не пересядет, а тем более на жд."
          Ахинею пишете. Такого нет даже в США и Зап. Европе. Большинство студентов и пенсионерок не могут позволить себе покупку и содержание авто. А в большом городе, тем более старинном, наподобие Казани, историческая часть просто не приспособлена под лавину личного автотранспорта. Поэтому в центре городов надо планомерно "уничтожать" автотрафик созданием хорошего общественного транспорта. Это касается и т.н. "служебных" авто, которые надо выводить из центра городов вместе с административными учреждениями и "престижными" офисами. Пусть "живут" (т.е. выполняют свои функции) в обособленной окраинной части города, где не будет скопления массы горожан и приезжих.
          А ж. д. транспорт нужен. Особенно вместо автодороги смерти от Казани через Н.Челны до Уфы. С ответвлениями до Н.Камска, Альмета, Бугульмы и т.д. Ж. д. - это наилучший вид безопасного транспорта с октября по апрель включительно в наших климатических условиях. И строить такую ж. д. электричку надо хотя бы финансированием РТ и РБ, не дожидаясь "помощи" Мск и не растрачивая ресурсы на чемпионаты, фестивали, легионеров и т. д.
          Если внимательно посмотреть на соответствующие карты Европы (хотя в инете ж.д. как правило не показаны, но даже в советских еще картах они есть), то можно увидеть, что ж.д. сеть там "гуще" нашей (даже по сравнению с Европейской частью РФ, не говоря о Сибири) в несколько раз. Даже на Украине ж.д. сеть плотнее нашей. А наша страна с нашими пространствами и климатом по определению должна иметь лучшую ж.д. сеть.

      • Анонимно
        9.05.2017 09:29

        "Сегодня в Иннокаме проживает уже более 5 млн. человек"

        Это верно? В РТ менее 4 млн.

      • Анонимно
        9.05.2017 09:38

        1. Где предполагается вокзал в Челнах? На конечной "Кузнечный завод" - в противоположной части от существующего ж/д вокзала?
        2. Трассировка трассы через Нацпарк "Нижняя Кама"? И через городские кварталы?

  • Анонимно
    8.05.2017 10:22

    Не нужно ЖД, просто соедините эти города гладкой многополосной дорогой с освещением, местами остановок, ночными отражателями разметки и так далее. Не изобретайте велосипед. Просто постройте то, что должны были построить 15-20 лет назад

    • Анонимно
      8.05.2017 13:07

      Вдоль трассы наземного метро выстраивается город, а вдоль автотрассы - экология не та, да и эффективность перевозок небольшая

    • Анонимно
      8.05.2017 13:39

      Вам не нужно, а нам нужно!

      Хотим нормальную жд сеть и не только до Челнов, а по всему Татарстану!

      • Анонимно
        8.05.2017 18:55

        Ж\Д перевозки выгоднылишьнаоченьбольшиерасстояния.
        Да и то не всегда.

        В США основная масса грузов перевозится автотранспортом.
        Выгоднее.

        • Анонимно
          8.05.2017 21:27

          Вопрос не об эффективности железнодорожных перевозок вообще,
          а об интеграции транспортного каркаса Камской агломерации с существующими и планируемыми
          федеральными и международными транспортными коридорами

        • Анонимно
          8.05.2017 23:35

          Зато вся Европа густо покрыта железнодорожными сетями, народ пользуется вовсю, а значит, это оправдано.

          • Анонимно
            9.05.2017 09:11

            Не пользуется в Европе железной дорогой народ в своей массе. Пользуются только ВСМ, а обычными поездами уже практически не ездят. Там расстояния маленькие - легче добраться автомобилем или самолётами (там это очень дёшево и быстро).

            • Анонимно
              9.05.2017 12:36

              Во всех европейских мегаполисах метро подземное и наземное - основной вид транспорта

      • Анонимно
        9.05.2017 06:44

        У вас есть деньги за это платить? Проезд будет стоить явне не 500 рублей в одну сторону. Сейчас все горланите про необходимость, а пользоваться никто не будет ввиду слабой покупательской способности населения.

        • Анонимно
          9.05.2017 09:12

          Да, люди упускают эту сторону дела - билет на ВСМ будет стоить очень дорого, соразмерно с авиабилетом. "На работу" - ездить из Н.Челнов в Казань не получится.

          • Анонимно
            11.05.2017 11:01

            Из Челнов в Кзн не надо. Для этого и сделали Иннокам (правда, название дурацкое, второе издание Иннополиса, фантазии нет у чиновников, назвали бы, допустим, Нократ) - будущую агломерацию. Но ж.д. из Кзн - Н.Ч.- Уфа должна быть.

    • Анонимно
      9.05.2017 15:33

      Расцеловал бы за такие умные слова.

  • Баба-Яга
    8.05.2017 10:47

    Очень интересная идея. Вопрос только по городам Заинск и Менделеевск - почему их нет, они ведь тоже входят в Иннокам? При реализации данного проекта возрастет мобильность трудовых ресурсов. Но вряд ли администрации городов будут заинтересованы в создании объединенного исполнительного органа агломерации (совета). Никто не захочет делиться своей властью. По сути этот совет потом и будет решать все вопросы жизнедеятельности городов агломерации, и финансовые потоки будут на нем завязаны. На публику все будут говорить красивые слова поддержки, а по факту будут тормозить работу этого совета.

    • Анонимно
      8.05.2017 13:09

      Заинск и Менделеевск и так на железной дороге. Надо реконструировать ЖД Агрыз - Бугульма

      • Анонимно
        8.05.2017 15:40

        что толку от того что Заинск на железной дороге, электричек ведь нет. есть регулярные рейсы по федеральному расписанию. на регулярном жд рейсе не поедешь же в другой город каждый день на работу !
        а так мысль правильная -объединить Альметьевск. Заинск, Челны, Нижнекамск, Елабугу в одно кольцо или хорды -это решить вопрос безработицы в моногородах. только нужно кроме электиричек , дополнительно строить дополнительно ЖД вокзалы в центре городов, а не на отшибе как сейчас в Заинске и Челнах. чтобы люди могли быстро добраться до ЖД вокзала и с вокзала на работу, и обратно.

        • Анонимно
          8.05.2017 18:56

          Автомобиль для этого существует.

          Поезда лишь для царских особ.

    • Анонимно
      8.05.2017 13:18

      Никто не захочет делиться властью - но жизнь заставит. Граждане и руководство городов и республики поймут, что нет альтернативы агломерационному развитию этих городов

    • Анонимно
      8.05.2017 13:24

      Администрации городов не всесильны. Если будет выгодно создание совета агломерации с большими правами, так и будет

    • Баба-Яга
      8.05.2017 15:57

      Хорошо бы еще подключить к этой дороге Агрыз. Тогда из городов Иннокама можно легко выехать в любую точку страны железнодорожным транспортом - Агрыз ведь узловая станция и там постоянно идут поезда в разные направления.

      • Анонимно
        8.05.2017 18:57

        "БАБА-ЯГА" и на помеле может добираться до нужного места.

        Не надо впустую тратить госбюджет.

        • Баба-Яга
          8.05.2017 22:43

          Это точно - и улечу, и прилечу куда мне надо :)) А вот о других волнуюсь - как они бедные страдают без ступы, особенно о Кащее Бессмертном беспокоюсь - больно долго добирается до меня :))

          Развитие железнодорожного сообщения обязательно даст синергетический эффект, может дать серьезный толчок для развития экономики - опыт Америки в период Великой депрессии тому пример.

      • Анонимно
        8.05.2017 21:27

        Агрыз и так подключен к этой дороге, только необходима реконструкция железной дороги Агрыз - Бугульма.
        Не только Агрыз, но и Бугульма, Альметьевск, Заинск, Менделееевск будут интегрированы в единую сеть

  • Анонимно
    8.05.2017 10:58

    Власти Татарстана не выгодно строить внутренние ж.д. они будут принадлежать клану из РЖД.

    • Анонимно
      8.05.2017 11:29

      В РЖД "кланов" нет - и быть не может. А вот наши кланы, действительно, такую дорогу "приватизировать" не смогут. Не сможет она стать ещё одним бесплатным приобретением ТАИФа.

  • Анонимно
    8.05.2017 11:01

    Но у нас одни разговоры как всегда и одни мечты

  • Анонимно
    8.05.2017 11:15

    Сколько себя помню - ещё с советских времён, постоянно в республиканских газетах поднимался вопрос строительства ж/д между Казань и Н.Челнами и ли как вариант с Чистополем.
    Собственно говоря ж/д на Чистополь даже одно время начинали строить. В послевоенное время даже высокую насыпь ответвление сделали за Дербышками. Но что-то потом "не срослось"- и насыпь убрали.
    Потом, когда вся страна строила Н.Челны и Нижнекамск - тоже говорили о строительстве туда ж/д непосредственно из Казани. Однако это было признано непомерно дорого и ненужно, так как гораздо выгоднее было построить короткие ветки от ближайших ж/д станций к этим городам-новостройкам. Ведь тогда вся страна строила БАМ - и в стране все мысли о ж/д связывались прежде всего с БАМом.
    Хотя повторюсь строили ж/д к Н.Челнам и Нижнекамске. Я сам, в составе студенческого стройотряда работал на строительстве ж/д на станции "Круглое поле" под Наб. Челнами.

    Сейчас строительству ж/д между между Казань и Наб. Челнами препятствуют те же факторы - ненужность и дороговизна. "Ненужность" потому, что грузы могут попадать в Наб.Челны и Нижнекамск по существующей ж/д, а пассажирам гораздо быстрее и проще туда добираться автомобильным транспортом.

    Будут ли туда строить высокоскоростную ж/д? Сомневаюсь. Весь замысел высокоскоростной ж/д - соединить крупные областные города и города-миллионники по максимально прямому маршруту, потому что весь смысл высокоскоростной дороги - ВО ВРЕМЕНИ, с которому жители миллионников могут добираться друг к другу и в столицу. Городская агломерация Наб.Челном (с Нижнекамском и т.д.) - тоже вроде не малая, но жители Нижнекамска, чтобы поехать в Казань, вряд ли поедут для этого на ж/д станцию в Елабуге. Проще на своём автомобиле поехать непосредственно в Казань. И второе, и это может быть самое главное - эта городская агломерация лежит всё же чуть в стороне от прямого маршрута между Казанью и Екатеринбургом, особенно если маршрут ВСМ будет проложен через Ижевск.
    Возможно для нашей республике всё же важнее современные прямые, многополосные автомобильные магистрали, с разделением встречных потоков и отсутствием перекрёстков и светофором. В принципе, мир развивается именно по этому направлению.

    • Анонимно
      8.05.2017 13:12

      Вряд ли будет построена обычная железная дорога Казань- Н. Челны - нет в ней необходимости. Если же будет построена ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург, и трасса пройдет через Елабугу, Камской агломерации повезет.

    • Анонимно
      8.05.2017 13:21

      Из Нижнекамска на вокзал ВСМ в Елабуге пассажиры поедут, если будет прямая дорога. Через плотину ГЭС вряд ли.

  • Анонимно
    8.05.2017 11:27

    Альметьевск-Нижнекамск-Набережные Челны - Казань?

    • Анонимно
      8.05.2017 13:16

      Железная дорога Бугульма - Альметьевск - Н. Челны уже есть, нужна только реконструкция. Пряма дорога Н. Челны - Казань возможна только в рамках ВСМ Москва -Екатеринбург

    • Анонимно
      8.05.2017 13:41

      Нет, лучше две ветки:
      вторую пустить до Бугульмы.

  • Анонимно
    8.05.2017 11:32

    такой транспорт решит проблемы трудоустройства и безработицы - в НЧ нет рабочих мест, но они есть в НК. Но тогда рынок жилья в НК совсем рухнет, жилье там - гроши

    • Анонимно
      8.05.2017 21:55

      При строительстве дороги рынок жилья в Нижнекамске не рухнет, наоборот, выровнится с Наб. Челнами
      Примером может послужить Высокая гора, как только вошел в зону Казани, цены подскочили
      также и транспортная связь 3 городов выравнит и стоимость жилья, повысит уровень жизни

  • Анонимно
    8.05.2017 13:11

    Очень нужна высокоскоростная ж/д линия Казань-Уфа, ничто так не объединит два соседних и братских региона, как реализация такого проекта. Эффект будет синергетический, ведь объединятся потенциалы двух экономических гигантов РФ. Вдоль такой трассы окажутся и Чистополь, и Нижнекамск (Камская агломерация), Бугульма, Туймазы и т.д.

  • Анонимно
    8.05.2017 14:37

    Скоростной автобан Казань - Нижнекамск-Набережные Челны сделайте! Широкий многополосный как в Китае! и вдоль автобана Скоростную ж/д, чтобы невостребованный народ, из выше указанных городов, мог на заработки в Казань ездить!

    • Анонимно
      8.05.2017 15:54

      в Казани заработки не как в Москве и никогда такими не будут

      • Анонимно
        8.05.2017 18:49

        Ну в Казань надо будет ездить не только ради рабочих мест. Поэтому нужна современная скоростная многополосная дорога от Казани на восток РТ.

        • Анонимно
          8.05.2017 22:41

          в представлении многих Казанцев окончить ВУЗ и работать продавцом - это успех...а вот поехать на восток РТ и работать Инженером ... хотя каждому свое :)

    • Анонимно
      8.05.2017 18:50

      рассмешил)))
      Казанцы, вы на какие деньги праздники проводите (универсиады итд), разве не Нижнекамск и Альметьевск формируют основную часть бюджета Татарстана? А?

      • Анонимно
        11.05.2017 11:06

        18:50 Это не казанцы проводят, а те кто участвует в распиле бюджетов. С простых казанцев такой же спрос, как и с челнинцев и т .д.

    • Анонимно
      8.05.2017 22:33

      Вы представили Нижнекамцев дешевой раб силой.

      Хорошие специалисты из нефтехимии не могут уехать т.к. в Казани нет таких производств и не предлагают таких же ЗП. Нижнекасмк-это производственный центр
      а едут на работу работники, у которых специальность не связана с производством.
      и хотелось бы подметить, что Казань все больше и больше наполняется деревенскими жителями, сводящими концы с концами и строящими из себя "Столичных " жителей и считающих НК деревней)))

      • Анонимно
        9.05.2017 05:41

        Так и есть. Я сам уехал из Нижнекамска, работал на НКНХ. Сейчас живу в другои регионе и зарабатываю в 4 раза больше. А на НКНХ зарплата кутарочная.

        • Анонимно
          9.05.2017 10:54

          речь идет о специалистах.

          Вы наверное сравниваете свою З/П 10 лет назал 10т.р и сегодняшнюю в другом регионе 40т.р )))

        • Анонимно
          9.05.2017 19:46

          Зарплату еще собирается урезать новенький чрез три месяца. Сами главные специалисты бьют тревогу по поводу не достаточного выделения денег на капремонт и обновления оборудования, в том числе и по программе Ростехнадзора. Не дай Бог случиться второй Бхопал. Пока не добьемся 100 % гарантии безопасности, зачем строить дорогу в никуда.

  • Анонимно
    8.05.2017 16:14

    В итоге Челны как жили в тупике железнодорожном так и останутся, кроме как на автоповозках никуда по региону и не выбраться. Как ездил поезд в Москву через Агрыз до Казани (по сути взад вперёд) так и будет ездить..
    Ездят автотранспортом не потому что удобно, а потому что других вариантов нет! И каким там Сафин скоростным трамваем чего в Челнах соединил тоже не понятно..

    • Анонимно
      8.05.2017 18:52

      Все равно никто не будет стоить ещё одну железную дорогу в Наб. Челны, в то время как уже одна железная дорога туда уже есть. Только для пассажиров строить ещё одну дорогу никто не будет. Это очень-очень дорого.

      • Анонимно
        8.05.2017 21:32

        Строительство железной дороги Казань - Елабуга, далее Наб. Челны, возможно только в рамках ВСМ Мтсква - Казань - Екатеринбург.
        А железная дорога Нижнекамск - Елабуга - Наб. Челны надо строить при любых обстоятельствах

        • Анонимно
          11.05.2017 11:20

          21:32 ВСМ как раз не м.б. быть дорогой в Н.Ч. Она д.б. севернее на Ижевск и т.д. А Кзн- Н.Ч. (по окраине Мамадыша, Елабуги) нужна для продолжения на Уфу.

      • Анонимно
        11.05.2017 11:24

        18:52 Какая одна уже есть? Всё вкругаля. Прямая электричка нужна, чтобы 200 км за 2-3 часа проехать с комфортом (не по авто ухабам и зимним сугробам с авариями, обморожениями).

  • Анонимно
    8.05.2017 18:58

    Маск по Лос Анджелесом скоростные туннели уже строит, а мы ж/д пути пытаемся лепить...

    • Анонимно
      8.05.2017 21:56

      Маск намеревается строить тоннели в крупных городах, где высока плотность застройки.
      В Камской агломерации пока можно строить наземное метро, нет смысла зарываться под землю

  • Анонимно
    8.05.2017 19:07

    задумка хорошая. Каким темпом буде идти реализация, вот вопрос

  • Анонимно
    8.05.2017 19:09

    Хорошая идея, а Казань с Челнами высокоскоростным поездом.

  • Анонимно
    8.05.2017 19:10

    Главное чтобы на этом денег не отмыли и все было открыто.

  • Анонимно
    8.05.2017 19:11

    "Инициаторы проекта «Иннокам» прорабатывают вопрос строительства скоростной трамвайной линии между городами Закамья. По словам министра транспорта РТ Ленара Сафина, в Челнах именно так соединили старый город с новым"
    соединиться то он соединился, вот скорость передвижения трамвая по городу оставляет желать лучшего. Ибо маршруткою быстрее до сих пор, а ведь обещали скорость трамваям..

  • Анонимно
    8.05.2017 19:15

    "два моста через Каму (между Нижнекамском и Елабугой и в районе Тихоново-Поспелово) — 10 млрд. рублей"
    я даже спрашивать не буду, откуда деньги на всё это и тд. Ведь кое-кто их должен выделить:)))
    а насчёт самого маршрута- одобряю. Ибо удобно было бы, народ просто аффигеет от счастья. Столько времени сэкономить можно будет. Всегда стоял на "Чертовом Городище" и мечтал, что в Нижнекамск однажды можно будет поехать прямо-прямо. Успехов проекту

    • Анонимно
      8.05.2017 21:28

      Для чего ехать прямо прямо? Каков будет пассажиропоток?

      • Анонимно
        8.05.2017 21:59

        Вы наверное Казанец
        между этими городами очень большой транспортный поток как в рабочие так и в выходные дни (едем за покупками в НЧ)
        многие работают в "соседнем" городе

      • Анонимно
        8.05.2017 22:43

        Не важен, какой пассажиропоток, это стратегический проект,
        который связывает города агломерации, промышленныые предприятия.
        Реализация проекта определит, как будет развиваться камская агломерация

    • Анонимно
      8.05.2017 21:32

      Очевидно, железная дорога и железнодорожные мосты через Каму надо строить за счет
      инвестпрограмм РЖД. Автомобильные мосты - за счет регионального бюджета и средства инвесторов

  • Анонимно
    8.05.2017 19:15

    Стройте быстрей, хочу до Казани за час добираться

  • Анонимно
    8.05.2017 19:16

    Главное чтоб так и желанием только и не осталось

  • Анонимно
    8.05.2017 19:17

    50 млрд это не слишком много?

    • Анонимно
      8.05.2017 23:42

      В Москве вон собираются триллион освоить на переселении хрущевок.

  • Анонимно
    8.05.2017 19:20

    А откуда на это можно деньги выделить часные инвесторы или же привлечь бюжетное финанстивоварие?

    • Анонимно
      8.05.2017 21:30

      Единственный реальный источник финансирования - инвестпрограмма РЖД.
      Камский Экспресс надо увязать с реконструкцией железной дороги Агрыз - Бугульма
      Только такие программы позволят вытянуть денюжки из Москвы...

    • Анонимно
      11.05.2017 11:32

      19:20 "А откуда на это можно деньги выделить..."
      Спросите это у тех, кто "выделил" 200 млн. на четыре барабанно-пустых медных чудовища у Казана в Казани.

  • Анонимно
    8.05.2017 20:36

    Дорогу то между казанью и челнами достроить не могут, а уже на железку замахнулись

    • Анонимно
      11.05.2017 11:35

      "Железка" нужнее бесконечно коррупционной многослойной насыпи с последующей колеёй асфальта.

  • Анонимно
    8.05.2017 21:38

    Пора бы задуматься о Нижнекамцах и комфорте их проживания
    сколько бюджетообразующих предприятий, они нуждаются в хороших специалистах, а специалистам нужны условия, инфрастуктура
    чем лучше спецы будут работать на этих предприятиях-тем меньше аварий за счет человеческого фактора.

  • Анонимно
    8.05.2017 21:52

    многие работают в соседних городах
    Елабуга-Челны- Нижнекамск постоянный транспортный поток
    на некоторых предприятиях ездят вахты между ними
    например с Наб Челнов до промзоны Нижнекамска на автомобиле 20-30 минут, с одного конца НК где основная часть соципотечных домов до промзоны уходит такое же количество времени, не учитывая пробок
    лично я, как житель Нижнекамска с удовольствием жил бы в развитом Городе Наб Челны, а на работу ездил бы на скоростном поезде на промзону Нижнекамска

  • Анонимно
    8.05.2017 22:07

    Наб Челны и так потихоньку становится центром
    например Наб Челнинские Тепловые сети ( в Нижнекамске его как бы филиал
    Пожарные части тоже относятся к наб Челнам
    почти все магазины-арендаторы в торговых центрах Нижнекамска - Челнинские
    за покупками в основном едут в Челны
    Автосалоны все в Челнах
    Развлекательные заведения клубы , кафе, рестораны, дельфинарии итд в Челнах
    кстати, там и девушки красивые и ухоженные ;)

  • Анонимно
    8.05.2017 22:53

    предусматривает строительство железной дороги между Нижнекамском, Елабугой и Набережными Челнами (северное полукольцо железной дороги) протяженностью 60 км,
    Создайте ДЕТСКУЮ ЖЕЛ. ДОРОГУ на этом участке-в книгу Гинесса войдете. ...Бәлкем...

    • Анонимно
      8.05.2017 23:49

      Вспомнил фразу из кинофильма:
      !чтобы быть умным, нужно или книги умные читать, или с умными людьми общаться!
      поездами здесь назван ЖД транспорт. неважно как назовут, есть много модных иностранных слов, которые у нас любят применять, главное чтобы этот транспорт перевозил людей и соединил данные города.

  • Анонимно
    9.05.2017 00:38

    с 90-х годов Республика РТ строит дорогу Казань - Челны...
    25 лет уже копошаться и построить толком не могут... позорище полное. О каких дорогах вы говорите?
    В Китае за год укладывают тысячи километров.
    Ж/дорога не выгодна с тарифами на перевозку...товары становяться просто золотыми. Видел электричку Алнаши-Бугульма...Это же страх просто два вагона и один раз в день... О каком пассажиропотоке идет речь?
    В больших городах идет сокращение электричек все дотируется из бюджета... зачем строить и вешать на бюджет?
    ведь это не окупается... получается просто освоить деньги на строительсте - привлечь своих доверенных строителей.

    • Анонимно
      9.05.2017 12:38

      Вобще-то железнодорожный транспорт - самый дешевый вид передвижения как грузов, так и пассажиров.
      Например, одинаковые с Нижнекамск - Наб. Челны расстояния
      на электричке:
      Казань - Свияжск - 72 рубля, Казань - Арск - 104 рубля

      • Анонимно
        9.05.2017 17:16

        Посмотрите статистику РЖД покрывает грузовыми комерческими перевозками и бюджетное субсидированиев регионов на перевозку пассажиров...если комерческая цена перевозки пассажиров то думаю будет сильно отличаться в сторону увеличения

        • Анонимно
          11.05.2017 11:41

          17:16 Надо сравнивать с содержанием личного авто на такие регулярные, ежедневные поездки. Думаю денег и риска будет меньше на ж. д.

  • Анонимно
    9.05.2017 09:53


    1. Где предполагается вокзал в Челнах? На конечной "Кузнечный завод" - в противоположной части от существующего ж/д вокзала?
    2. Трассировка трассы через Нацпарк "Нижняя Кама"? И через городские кварталы?

    Если для Нижнекамска мост ещё имеет смысл (если он будет + авто с выходом на М7), то второй ж/д "ввод" в Челны при недоразвитом первом - ИМХО ни к чему.

  • Анонимно
    10.05.2017 05:52

    Сперва надо заинский мост сделать многополостным или другие пути эвакуации.

  • Анонимно
    24.06.2017 00:10

    Конструкция скоростного трамвайного пути на обособленном полотне давно имеется.См. на сайте: ikarta.tatar/proiekts/55 Автор Юрий Лыжин Это-"Конструкция бесшпального трамвайного пути на свайках с упругими оголовками".Экономичнее и долговечнее.Используется дешевый материал-переработанные старые автопокрышки в мелкую крошку.Экономия строительных материалов-порядка 20%. Кто смелый?Имеется оригинальный способ вдавливания свай.Мой эл.адрес:werdanaga@mail.ru С уважением автор.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль