Общество 
16.04.2017

Ильдар Абузяров: «Татары могут повести за собой мусульманскую умму мира»

Лауреат Пушкинской премии, известный писатель о развернувшейся дискуссии по следам статей Рустама Батыра в «БИЗНЕС Online»

Один из самых известных отечественных прозаиков с татарскими корнями Ильдар Абузяров не остался в стороне от дискуссий в исламском мире вокруг материалов первого заместителя муфтия РТ Рустама Батыра. Писатель проанализировал многочисленные реакции за и против идей, высказанных Батыром на страницах «БИЗНЕС Online», при этом делая собственные выводы.

ЭФФЕКТ БОМБЫ

В конце февраля заместитель муфтия РТ Рустам Батыр (Батров) вынес на суд общественности свои размышления о судьбах ислама в Татарстане. В целом цикле критических статей он на конкретных примерах показал, что исконное учение имама Абу-Ханифы, являющееся, как он пишет, по уставу ДУМ РТ основой канонической политики муфтията, сильно отличается от его средневековой модификации, известной как ханафитский мазхаб, который вполне может стать де-факто существующим ориентиром современных мусульман. Для татар данная подмена, по мнению автора, может оказаться роковой, ибо означает отказ от толерантности в пользу радикализма, от просвещенности в сторону мракобесия, от критицизма в угоду бездумного буквализма.

Данные статьи, опубликованные на страницах «БИЗНЕС Online», в мусульманском сообществе России произвели эффект разорвавшейся бомбы. Простые прихожане мечетей, федеральные муфтии, исламские публицисты, ученые и депутаты Государственной Думы — мало кто остался в стороне от разгоревшейся дискуссии.

ПРИЗНАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ

Внимательно наблюдая за ходом прений, я пришел к удивительному для себя открытию. Противники автора «БИЗНЕС Online», за редким исключением, не смогли представить содержательных аргументов против высказанных им положений. По сути, критика оппонентов свелась к трем тезисам: а) за статьями Батрова кто-то стоит, и это часть какого-то большого проекта (конспирология); б) у Батрова есть личные мотивы (сведение дискуссии к личности); в) Батров не компетентен (дискредитация оппонента).

При этом некоторые выпады в адрес Рустама хазрата были настолько неприличными, что даже его противники не выдерживали хамства собственных единомышленников. В адрес религиозного деятеля поступали и угрозы физической расправы.

Де-факто оппоненты Батрова, долгие годы работающего на развитие мусульманской мысли среди татар, в одночасье попытались выставить его изгоем, чтобы поставить в конечном итоге вне системы. И это, напомню на минуту, за высказывание своих взглядов, за желание развивать мусульманское богословие — что само по себе стало яркой иллюстрацией к той средневековой ментальности, которую, собственно, и изобличает в своих статьях Рустам хазрат.

Я с недоумением наблюдал развернувшуюся в интернете травлю одного из немногих прогрессивно мыслящих татарских богословов нашего времени и как писатель и общественный деятель не могу пройти мимо этого. Неужели так у нас принято поступать с достойными сынами своей нации?

О том, что оппонентам Батрова нечем ответить по существу поднятых вопросов, открыто признал муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов. Выступая 2 апреля перед участниками семинара для руководителей и активистов мусульманских религиозных организаций он, в частности, сказал: «Идет дискуссия вокруг тех материалов, которые публикует первый зам муфтия Республики Татарстан Рустам Батров. Мы только и делаем, что осуждаем его. Но есть и другая сторона проблемы. Мы столкнулись с тем, что у нас нет реального потенциала и интеллектуальной базы ответить тому же Рустаму Батрову, который, с моей точки зрения, — а я ее обсуждал с серьезными учеными — не обладает нужными знаниями для поднятия тех вопросов, которые он поднимает. И самое интересное, казалось бы, в России, особенно в Дагестане, есть люди, которые учились долгие годы в различных учебных заведениях, но у нас нет тех, кто бы смог все это аргументировано разложить и показать, потому что самородки на пустом месте не зарождаются».

И вот что мне хотелось бы отметить после столь саморазоблачающего выступления уважаемого муфтия Бибарсова. Если Батров не обладает необходимыми знаниями, то чем тогда обладают остальные алимы и религиозные деятели страны, не сумевшие противостоять Рустаму хазрату в открытой богословской дискуссии? Неужели за четверть столетия исламского возрождения в России саратовский муфтий не сумел подготовить ни одного специалиста, который бы ответил «безграмотному» Батрову?

Или. может, дело все-таки не в Батрове, а в содержании тех проблем, которые он поднимает? И не пора ли уже проснуться и понять: необходимо меняться и развиваться изнутри? А не искать поддержку, в том числе у коллег из Дагестана, где, увы, по признанию муфтия, все так же тщетно.

РАЗНАЯ РЕАКЦИЯ

Впрочем, слава Всевышнему, не Рустамом хазратом единым живет интеллектуальная мысль. В Татарстане попытку дать содержательный ответ его тезисам предпринял казый Казани Рамиль Адыгамов, аргументы которого Рустам хазрат не оставил без внимания.

Как бы там ни было, статьи Батрова сподвигли мусульманское сообщество России на более глубокое изучение своего наследия. «После его публикаций, и я это вижу, — отметил в интервью московскому изданию ректор Казанского исламского университета Рафик Мухаметшин, — наши преподаватели стали поднимать источники». Схожая ситуация и в медресе «Шейха Саида», шакирды которого начали атаковать своих преподавателей вопросами про Абу-Ханифу, вынудив их снять соответствующие видеоролики и разместить их на порталe Nurtv. Ресурсный центр КФУ организовал дебаты на тему поднятых вопросов. А редакция казахстанского сайта Azan.kz инициировала перевод классического труда Джалялюддина ас-Суюты «Переписанные набело страницы о достоинствах имама Абу Ханифы» и уже начала публикацию отрывков из него. Вообще, за последние полтора месяца количество публикаций в интернете об Абу-Ханифе заметно возросло.

Этому событию можно было только порадоваться и поблагодарить Рустама хазрата за поднятие актуальной темы и животрепещущих у всех свободно мыслящих людей вопросов. Но некоторые «критики» тут же попытались снизвести дискуссию на свой уровень — денег и власти.

Особенно меня возмутили высказывания преподавателя КФУ Резеды Сафиулинной. Пытаясь сохранить маску «объективности и непредвзятости», она в статьях Батрова выискивала только личностные меркантильные интересы. Впрочем, каждый судит по себе. И госпоже Сафиуллиной можно было бы ответить в том же ее духе и стиле, но мы не будем опускаться до подобной псевдоаргументации. Других оппонентов мне тоже хотелось бы попросить сохранять корректность, от отсутствия которой в некоторых случаях даже мне, привыкшему к жестким литературным баталиям и разборкам писателю, становилось порой не по себе.

ОБЩЕСТВО РАСКОЛОЛОСЬ

По моим наблюдениям, против Рустама хазрата ополчились прежде всего противники традиционного ислама. Так, сайт Islamnews представил аж 8 материалов против статей Батыра. Сайт «Голос ислама», одно время блокировавшийся на территории России за распространение экстремистских материалов, опубликовал 6 критических статей. В ряды противников Батрова записались и некоторые муфтии, прежде всего муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, цитировавшийся выше муфтий Саратовской области Бибарсов, а также муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.

При этом глава мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Мухетдинов выразил статьям Батрова самую горячую поддержку. А председатель совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин не высказался прямо, однако на официальном сайте его организации был опубликован подробный пересказ первой статьи Батыра. Это, конечно же, многие расценили как свидетельство того то, что мусульманский лидер России также разделяет озабоченность, выраженную в статьях религиозного деятеля из Татарстана. Учитывая, что Гайнутдин является соучредителем двух главных исламских вузов республики, соучредителем Болгарской исламской академии и президентом международного казанского фестиваля мусульманского кино, такая поддержка дорогого стоит. Статья Батрова была полностью перепечатана и на сайте «Ислам и общество», который возглавляет экс-куратор ислама в администрации президента РФ Алексей Гришин.

Раскололась и общественность Татарстана. Так, высказались против некоторых тезисов Батрова проректор Казанского исламского университета Рустам Нургалеев, уже упомянутый Адыгамов, публицист Расим Хабибуллин и некто Эльдар Сабитов, которого поднятая тема так глубокого затронула, что он, по собственному признанию, впервые решил взяться за перо (и тем не менее был опубликован на крупнейшем федеральном портале, посвященном религии). А депутат Государственной Думы Фатих Сибагатуллин, главный в мире специалист по Мусе Бигиеву Айдар Хайрутдинов, давший развернутое интервью, а также ученый и известный татарский деятель Рафаэль Мухаметдинов поддержали отдельные мысли Батрова.

Некоторые татарстанцы заняли серединную позицию. Так, ректор Казанского исламского университета Мухаметшин, который в публичном пространстве как минимум трижды комментировал статьи автора «БИЗНЕС Online», отметил, что «в религии не заложены какие-либо инструменты развития», ибо она «ниспослана Всевышним в законченном виде». Поэтому он решительно выступил против татарского языка как языка намаза, т. е. отверг отстаиваемое Батровым учение имама Абу-Ханифы. Вместе с тем ректор признал, что Батров «поднимает актуальные проблемы», и вообще «он молодец, что поднимает эти вопросы». «Рустам хазрат ставит эти вопросы, — резюмировал он, — и нам пора сегодня подняться на новый уровень исламской теологической мысли». А соратник и ученик исламского философа Гейдара Джемаля политолог Руслан Айсин поддержал Батрова в том, что надо пересматривать некоторые вещи в исторической исламской традиции, но призвал автора обсуждать подобные вопросы не в публичном пространстве, а в узком кругу специалистов.

Общественность других регионов также не осталась равнодушной. Статьи своих авторов опубликовали сайты совета мусульман Башкортостана (Ишмурат Хайбуллин), северокавказский onkavkaz.com (Амина Сулейманова), московский портал Credo.Ru (Валерий Емельянов), саратовский Ansar.ru (Абдулмукмин Гаджиев). Эхо дискуссии дошло и до Казахстана («Деловая неделя»). Некоторые религиозные организации мусульман, как, например, в Пензе и Самаре, присоединялись к дебатам, просто перепечатывая тексты чужих авторов. Не поддаются учету заметки многочисленных блогеров и комментаторов в социальных сетях из самых разных регионов страны. Подобная активность говорит о важности поднятых вопросов.

ТОЧКА КОНСОЛИДАЦИИ

Вне всяких сомнений, на страницах «БИЗНЕС Online» был задет очень чувствительный нерв в общественной повестке дня татарского народа и всех мусульман России.

Не могу утверждать наверняка, но мне кажется, что личность Абу-Ханифы всегда была в исламе объединяющей. По крайней мере, об этом говорят многие факты. Его почитают своим учителем традиционные мусульмане ханафиты. Его считают своим авторитетом и салафиты, коих до сих пор немало у нас в стране, т. к. имам относится к т. н. праведному поколению салафов. И, наконец, в нем ищут источник вдохновения и мусульмане модернистского толка, поскольку Абу-Ханифа считается одним из самых либеральных правоведов ислама. По сути, Абу-Ханифа выступает точкой консолидации самых разновекторных сил. В этом смысле отказ от его наследия чреват многими негативными последствиями, и не только теми, на которые указывает сам Рустам хазрат.

Сегодня существует угроза, что тренд на возрождение религиозного средневековья будет не только сохранен среди татар, но и усилен. Этого нельзя допустить. Ислам для татар является основой культуры, и нам небезразлично, на какие ценности он будет ориентирован сегодня.

Подводя итоги, хотелось бы призвать наше общество способствовать открытой дискуссии, что пойдет только на пользу и поможет становлению мусульманской мысли. Татарские богословы и мыслители долгое время стояли в авангарде обновленческих движений, были на передовом участке общественно-религиозных процессов. И сейчас, в столь кризисное для мусульман всего мира время, у нас есть уникальная возможность не только вернуть эти позиции, но и усилить их, поведя за собой всю мусульманскую умму мира.

Ильдар Абузяров

Ильдар Абузяров — российский писатель.

Родился 5 июня 1975 года в Горьком.

Окончил исторический факультет Нижегородского университета.

Дебютировал как прозаик в 2000 году.

Публиковался в литературных журналах и альманахах «Вавилон», «Дружба Народов», «Октябрь», «Знамя», «Новый мир», «День и ночь» и др.

Произведения переведены на немецкий, чешский, шведский, армянский, арабский языки.

Лауреат Пушкинской премии 2011 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии

Приходится читать всевозможные религиозные и около-религиозные опусы, статьи, публикации. И в них почти всегда присутствует незрелый уровень теолого-философской и философской эрудиции. Нет достойного и понимаемого категориального анализа. А имеет место некая историческая "солянка" о том, как понимались и практиковались различные религиозные составляющие.
Есть философские проблемы, которые вне времени. Есть работы средних веков, которые до сих пор не утратили своей философской актуальности.
У Ислама тяжелый период, связанный с его извращениями, так как в него вошли нефтедоллары, которые распыляются по всему миру. Верю, что этот период рано или поздно закончится.

  • Анонимно
    16.04.2017 09:37

    Горжусь, что в нашем народе есть писатели такого масштаба. Обожаю его "Хуш" и "Курбан-роман". Дамир.

  • Анонимно
    16.04.2017 09:43

    Пушкинскую премию в свое время была присуждена Бунину и Чехову. Не удивлюсь, если произведения Ильдара Абузярова включат в школьную программу. Я бы, например, хотел, чтобы так и было.

    • Анонимно
      16.04.2017 13:01

      Минобр не допустит

    • Анонимно
      16.04.2017 13:47

      Бунин, Чехов и Абузяров обязательно должны быть в школьных учебниках. Книги людей, сделавших огромный вклад в мировую литературу, не должны пылиться на полках. Их должны изучать наши потомки.

      • Анонимно
        16.04.2017 20:50

        Ага, никому неизвестого абузярова ставите рядом с чеховым. Школьники должны изучать. Сидите в своем ауле и изучайте абузярова. Всем навязывать не нужно.

        • Анонимно
          16.04.2017 21:17

          если вам кто-то неизвестен - он уже плох. вы когда сбежали из логики?

  • мотоцикл
    16.04.2017 10:06

    в Татарстане все разлагает коррупция(.

    • Анонимно
      16.04.2017 15:47

      Коррупция убивают все живое в госудратсве и нации. Это как раковая опухоль.

    • Анонимно
      16.04.2017 18:52

      при чем здесь Татарстан и Абузяров вроде он нижегородский

  • Анонимно
    16.04.2017 10:08

    Такая поддержка дорогого стоит.

  • Анонимно
    16.04.2017 10:21

    Просто Батрову нужно в срочном порядке сварганить персональный, 154 по счёту муфтият в РФ.
    Видно же всем, что муфтиятов и муфт в России как-то неприлично маловато.
    Непорядок получается.

    • Анонимно
      16.04.2017 10:32

      А если бы нынешнии муфтии объединились, то муфтия был бы один. Талгат хазрат предлагал же всем. И им своя чалма важнее, чем единство нации, оказалась.

    • Анонимно
      16.04.2017 11:07

      Батров дал импульс исламской реформации в РФ.

    • Анонимно
      16.04.2017 15:01

      Муфтии не предусмотрены в коране, а мусульманин может обращаться к аллаху без посредников. Церкви в исламе нет. Шариат не является государственной правовой системой в РФ.
      Из этих основ веры, знания и совести должны бы исходить в своей жизни мусульмане.

  • Анонимно
    16.04.2017 10:28

    Ильдар, когда Вы вместе с Федором Бондарчуком встречались с Дмитрием Медведевым, на тот момент Президентов России, и подарили ему татарские книги, скажите, Вы не поднимали вопрос перевода графики татарского языка с кириллицы на латиницу? И как Вы сами лично относитесь к такому переводу?

    http://tatmsk.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/82527.htm

    • Анонимно
      16.04.2017 13:49

      Подарить Медведеву книги на татарском языке - это отличная идея!

  • Анонимно
    16.04.2017 10:35

    Новый вброс в поддержку Батрова и очередная его раскрутка.
    Какая может быть толерантность в умме при диктате лишь одного учения Абу Ханифы (при мономазхабизме, догматизме и авторитаризме)? Именно Батров инициировал фильтрацию трудов ученых (в мечетях до сих пор висят списки запрещенных книг), т.н. "белый список" (список насаждаемых трудов суфисткого толка).
    Ну кто будет тратить время на оппонирование его "опусов". А утверждение о том, что после статей Батрова общество разделилось на 2 лагеря - это слишком громкое и необъективное заявление (лишь пиар Батрова). Умма уже давно в состоянии противостояния: на "традиционалистов" (мономазхабисткая "единоросская" муллократия "Елизаветского пошива", отошедшая от Корана и Сунны Пророка) и саляфизм (течение, ориентирующееся на первоначальную Сунну и на когорту "первых трех поколений" (саляфов (копировавших точь-в точь образец-оригинал Пророка).
    Может Батров в светской прессе (в среде читателей, непосвященных в Ислам) выглядит оригинальным, мыслящим, смелым, борцом с мракобесием, и тем самым, у определенной части читателей БО обретет популярность, однако такой маневр ему будет не по зубам в настоящей мусульманской ученой среде и в среде людей мало-мальски смысляших в исламских вопросах. Дешевая популярность возможна лишь при мнимом пиар-поединке. Такое явление вполне можно назвать "батровщиной".
    Батровщина - это совокупность дилетантизма в стиле "а ля-ислам", амбициозности и конъюктурщины в рамках "едро-скрепов". "Проект"ная креатура.

    • Анонимно
      16.04.2017 10:48

      А я бы экстремистский ваххабизм вообще законодательно запретил! Зря Батров ушел. Наука подождет. Надо было давить ваххабитскую гадину до конца. Хотя Рустам Валиуллин вроде тоже нормальный. Надеюсь, завершит начатое.

    • Анонимно
      16.04.2017 20:39

      Комиссия по присуждению пушкинской премии высоко оценила Абузярова. После этого Абузяров высоко оценил Батрова.
      Можно ли на этом основании считать, что так же должен быть Батров оценен и мусульманским сообществом? Вроде простая логическая задачка.

      • Анонимно
        16.04.2017 21:24

        Да уж, мухи отдельно и котлеты отдельно - скорее всего, в комиссии по присуждении пушкинской премии нет ни одного мусульманина. Значит оценки Абузярова этой комиссией и оценки Абузярова мусульманами скорее всего диаметрально противоположны. Так зачем было приводить мнение Абузярова по поводу Батрова?

  • Анонимно
    16.04.2017 11:08

    Диндә һәр халык догаларны үз телендә укырга тиеш.

  • Анонимно
    16.04.2017 11:20

    Без үз алдыбызга догаларны татарча укыйбыз инде.
    Фирдүс Фәтхелисламов тәкъдим иткән текстларны кулланырга тырышабыз. Андый китаплар күбрәк булсын иде.

  • Анонимно
    16.04.2017 11:24

    Гарәб телендәге догалар аңлашылмагач кайбер дога урынына әйтелә торган сүзләр татар җырларына күчте.
    Халык мәчеткә бару урынына шул дога-җырларны тыңлау өчен концертларга агыла.

  • Анонимно
    16.04.2017 11:27

    Хөрмәтле татар муллалары, зинһар өчен, татарча җиткерегез әле халыкка Алла сүзен!
    Сезнең төп вазифагыз татар халкына хезмәт итү бит.

  • Анонимно
    16.04.2017 12:51

    Хорошо, что в Татарстане нашелся человек готовый вписаться за поставленного я тяжелые условия мыслителя Батрова. А то сворой наваливаться - это унас могут.

    • Анонимно
      18.04.2017 13:52

      это не мыслитель это очередная попытка извратить исламское вероучение ....подпитанное теми. кому это выгодно.

  • Анонимно
    16.04.2017 14:36

    Г.Тукай,был провидцем конечно,и не смотря на раннюю смерть описал всю эту братию ,время от времени об'являющую себя пастухами народа.Парня писателя жаль,талант на службе мракобесия всегда печалька.

    • Анонимно
      16.04.2017 15:57

      Так он как раз против мракобесия выступает. За свободу волеизъявления и свободу слова. За свободную дискуссию.

  • Анонимно
    16.04.2017 16:35

    Резеда Сафиуллина имеет определенную точку зрения на действия Батрова. Она с ним работала несколько лет в одном вузе.
    Уважаемый Абузяров имеет точку зрения на Батрова. Он хоть знаком с ним?

    • Анонимно
      16.04.2017 23:56

      Пардон, а причем здесь Резеда Сафиуллина? Хочется спросить.

      • Анонимно
        19.04.2017 00:13

        Но Абузяров выдвинул совершенно необоснованные претензии Ризиде-ханум Сафиуллиной. Я зашел по ссылке на ее статью, она как раз очень корректно и обоснованно все написала про якобы богословские штудии Батрова.

  • Приходится читать всевозможные религиозные и около-религиозные опусы, статьи, публикации. И в них почти всегда присутствует незрелый уровень теолого-философской и философской эрудиции. Нет достойного и понимаемого категориального анализа. А имеет место некая историческая "солянка" о том, как понимались и практиковались различные религиозные составляющие.
    Есть философские проблемы, которые вне времени. Есть работы средних веков, которые до сих пор не утратили своей философской актуальности.
    У Ислама тяжелый период, связанный с его извращениями, так как в него вошли нефтедоллары, которые распыляются по всему миру. Верю, что этот период рано или поздно закончится.

    • Анонимно
      16.04.2017 18:31

      //У Ислама тяжелый период, связанный с его извращениями//

      В послевоенный период все философы пришли к выводу, что невозможно создать "социализм с человеческим лицом", как "невозможно поджарить снежки".

      Абсолютно то же самое творится с исламской идеологией. Нельзя изменить ислам, так как за его основу берётся коран, который написан людьми в 7 веке. И там допускает и рабство и убийство немусульман и т.д. И любое изменение в современном мире от исламских пороков, будет большинством трактоваться, как отступление от канонов корана.
      Поэтому люди будущего пойдут не по пути модернизации ислама, а по пути отхода людей от религии - как это произошло и происходит в других мировых религиях.

  • Анонимно
    16.04.2017 16:58

    Даже если и незнаком, что это меняет? Надо было Сафиулинной по существу статей высказываться, если она ученый. А не выполнять заказ по дискредитации Батрова. В научном сообществе существует определенная этика ведения дискуссии. И Сафиуллиной ли этого не знать?

    • Анонимно
      18.04.2017 13:35

      насчет этики дискуссии. Ее как раз таки Батров не придерживается

  • Анонимно
    16.04.2017 17:35

    Человек должен искать истину! Вокруг ислама всего столько наворочено-где правда, где ложь? Я профан в данной области, но хочется общаться с умными, думающими имамами и прихожанами, которые могли бы объяснить, научить! Но многие "истинно верующие" как им кажется-недалекие, зашоренные люди, с ними не интересно, у них нечему учиться. Они постоянно поучают, сами не разбираясь в материале, думают, что отпустив бородку и приходя на намазы уже имеют право тыкать и поучать, хотя многие совсем недалекие, необразованные люди. Такие просто отталкивают от веры... Батров молодец! Может немного проясниться кто, чем дышит, куда дальше двигаться.

  • Анонимно
    16.04.2017 17:40

    Мракобесие!

  • Анонимно
    16.04.2017 19:31

    В нынешнем состоянии татары конечно не могут повести за собой мировую мусульманскую общину по следующим причинам:
    1. у нас нет в нужном количестве людей, знающих Коран на память и понимающих его (хафизов), легко общающихся на арабском языке Корана. Дагестанцы знают, таджик и узбеки знают. Татары не знают.
    2. у нас нет обычной исламской инфраструктуры для приема учеников, которых надо обучать, чтобы куда-то вести людей мира.
    3. современные татары не имеют интереса выяснить, что интересно мусульманам в мире. Может ли быть лидером людей тот, кто даже не знает интересов этих людей, их жизни? Татары знают о потребностях мировой исламской уммы примерно столько же, сколько знаю о потребностях современных бразильцев - где-то в другом полушарии, возможно не на нашей планете. Надеюсь, никто не считает современных российских исламоведов специалистами по Исламу и жизни мусульман? Заполнить штат академических организаций предсказуемыми людьми можно, но что они понимают в жизни мусульман?

    • Анонимно
      16.04.2017 20:04

      Постановка вопроса неверна изначально (по крайней мере с позиции Ислама). Разве один народ может вести другие народы? Это в древности сыны Исраила могли вести другие народы мира. А в современном мире и они не претендуют на это, кажется.
      Вот немцы пытались построить в 30-х годах 20 века расу истинных арийцев, которые ведут мир и которые более развиты, чем другие народы.
      Современная элита мусульманского мира состоит из представителей многих стран и культур.
      Как же должны быть мы далеки от реальности, что мыслим категориями "народ-лидер", "народ-ведущий", "народ-богоносец".

    • Анонимно
      16.04.2017 22:19

      В нынешнем состоянии татары даже учебник по татарскому написать не в состоянии, а не то, что кого-то вести

  • Анонимно
    16.04.2017 23:06

    Спасибо за публикацию. Приятно удивлен глубиной и содержательностью. И уважаемый Батров, и уважаемая Сафиуллина пытаются найти истину.

    Но лучше бы делать в рабочем порядке. Иначе ситуация, когда об исламе высказывается всяк, попивая на диване вино.

    Удачи вам, ребята! Спасибо!

  • Анонимно
    17.04.2017 11:15

    Не зря крупнейшие исламские ученые из Организации исламской конференции Э. Ихсаноглу, министр по делам религии Турции М. Гермез, ученый института востоковедения РАН, д.ф.н. Т. Ибрахим - заявляют, что они именно от татар ожидают реформацию и тем самым спасение исламского учения, исламской уммы. Они эти предположения высказали на основе реформаторского ученья Бигиева, Курсави, Марджани, Камали и других великих татарских философов-богословов. Закиров.

  • Анонимно
    17.04.2017 13:10

    Ответ Закирову:
    Ислам (речь идет о настоящем, первоначальном Исламе, который нам оставил Пророк (с.г.в.) никак не нуждается в реформации. Его невозможно реформировать. Мусульманам просто нужно вернуться к нему и жить настоящим (первоначальным) Исламом. Нужно реформировать общество (в т.ч. и прогнившее арабское!!!). Ислам не нужно подделывать под себя - наоборот - себя нужно подделывать под настоящий Ислам. Реформируйте свое мышление, свой менталитет, психику, образ жизни, поведение, экономику, политику, мораль, право, образование, культуру, здравоохранение, финансовую систему!!!
    Ведь кризизс (мировой) - есть кризис безбожной системы. Тут даже реформированием не обойдешься - настало время крутого поворота (на 180*). Нужно обновляться. Пришло время "собирать камни" (утраченные драгоценности).
    А интересно - Закиров сам практикующий мусульманин или же националист, прикрывающийся именами татарских богословов-практикующих мусульман?

    • Анонимно
      18.04.2017 20:26

      ЛЮБОЕ УЧЕНЬЕ ПОДЛЕЖИТ ОСМЫСЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ. , ИНАЧЕ ОНО НАЧИНАЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА (ЧТО МЫ И НАБЛЮДАЕМ СЕГОДНЯ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ). НЕ МОЖЕТ УЧЕНЬЕ СОЗДАННОЕ 1.5 ТЫС ЛЕТ НАЗАД ДЛЯ АРАБОВ, СЕГОДНЯ ОТВЕЧАТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ТАТАРСКОГО МИРА 21 ВЕКЕ. ДЛЯ ЭТОГО ЗАЛОЖЕН В ОСНОВУ ВЕЛИКОГО УЧЕНЬЯ ИСЛАМА ИЖДИХАТ - РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЮ, АНАЛИЗУ, ИСКАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СВОЕГО НАРОДА, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СВОЕЙ ЭПОХИ. И ГЛАВНОЕ СОЗДАНИЕ РАЯ И ДЛЯ ПОТОМКОВ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ!. ЧИТАЙТЕ ВЕЛИКИХ ТАТАРСКИХ ИСЛАМСКИХ ФИЛОСОФОВ-БОГОСЛОВОВ - НЕ ТОЛЬКО ХЭСРЭТОВ.
      с ув ЗАКИРОВ..

  • Анонимно
    18.04.2017 13:18

    Некоторые высказывания Батрова вообще не имеют к исламскому богословию ни какого отношения. Это его личные фантазии.

  • Анонимно
    18.04.2017 13:25

    А бы назвала некорректной и грубой ответную статью написанную Батровым в адрес Адыгамова. Обращается извините к нему как к школьнику. Хоть чуть-чуть уважающий себя человек не станет так писать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль