Бизнес 
19.04.2017

«Что постоянно происходит вокруг нас, а мы этого не замечаем? Поддержка малого бизнеса»

Айдар Метшин согнал с трибуны «погорельца» ТФБ, а фермер призвал вернуть госплан

«У нас большое количество организаций, которые вроде должны нам помогать, но они нам мешают!» — раздался крик души одного из фермеров на первом съезде предпринимателей в Нижнекамске, собравшем 600 бизнесменов из 10 районов республики. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выслушали члена инициативной группы пострадавших клиентов МСБ, которого оборвал на полуслове мэр Нижнекамска, и оценили юмор Якова Геллера, который ругал предпринимателей за лень и нытье.

На первый в истории Нижнекамска съезд предпринимателей накануне собралось порядка 600 человек На первый в истории Нижнекамска съезд предпринимателей собралось порядка 600 человек

ДОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗАКАМЬЯ — РОВНО ТРЕТЬ

На первый в истории Нижнекамска съезд предпринимателей накануне собралось порядка 600 человек. Приехали не только главы и руководители исполкомов 10 муниципальных районов республики, но и бизнесмены, руководители компаний со всего Татарстана. У них на съезде был свой интерес — познакомиться с производственным потенциалом Нижнекамска и наладить долгосрочные контакты с новыми партнерами в неформальной обстановке. Наглядным «пособием» к будущим контрактам стала выставка товаров местных производителей в фойе Дома народного творчества. С нее и начали прибывшие на съезд почетные гости из Казани, среди которых был министр экономики Артем Здунов, министр промышленности Альберт Каримов, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, председатель ТПП РТ Шамиль Агеев, директор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер и гендиректор фонда поддержки предпринимательства РТ Андрей Афонин.

Свою продукцию выставили нижнекамские компании разного уровня — от известного на всю страну «Ай-Пласта», изготавливающего контейнеры для ТБО, до школьной фирмы из гимназии №32. Кстати, именно продукция юных бизнесменов-школяров привлекла внимание Здунова и Каримова. Ребята презентовали сделанные своими руками ночники, светильники, подставки, рюкзак-трансформер. Ночник был обнюхан, а рюкзак собран, к радости школьных производителей, не без помощи Здунова.

Большую часть предприятий составляли резиденты будущего промпарка Нижнекамска, чьи проекты уже были согласованы на инвестиционном совете и получили добро. К примеру, тот же «Ай-Пласт», завод полимерных материалов «Бакелит», который собирается запустить производство трубной изоляции и уплотнительных шнуров из вспененного полиэтилена, компания «Преттль-НК», планирующая занять лидирующие позиции на рынке поставщиков автотракторных проводов и бытовой техники. На фоне промышленников выставка продукции аграриев района выглядела более чем скромно. Под местные морковь, картофель, гусей и творог хватило пару столов. Презентовался также индустриальный парк «Камские Поляны», который планирует в ближайшее время увеличить количество новых производств до 18.

Быстро пробежав по выставке, делегация проследовала в зал. После короткого приветствия, которое глава Нижнекамска Айдар Метшин зачитал прямо с планшета, свой доклад начал со статистики министр экономики. На сегодня в РТ действуют более 165 тыс. субъектов предпринимательства. Это на 3,8% больше, чем было год назад. Доля предпринимателей Закамья в общем пироге составляет 33%, ровно треть всего предпринимательского сообщества. В МСБ республики занято 479 тыс. человек, 152 тыс., или 32%, — это население Закамья. Оборот малого и среднего бизнеса (без учета ИП) по итогам 2016 года составил 1,2 трлн. рублей, и третья часть приходится на предпринимателей Закамского региона. Значимая часть бизнеса, сосредоточенная вокруг крупнейших предприятий нашей республики, находится именно здесь, подчеркнул Здунов.

Упоминая о промышленных площадках, он привел в пример, по его словам, далеко не самые крупные, но очень эффективные в Тюлячах, Сабах, Новошешминске, Мамадыше. В этом году в планах их строительство в Дрожжановском, Актанышском и Кукморском районах. Назвал министр и сроки завершения строительства промплощадки в Нижнекамске — в будущем году.

Подробно Здунов остановился в своем выступлении на программах господдержки бизнеса, при этом подчеркнул: около 80% начинающих предпринимателей завершают свое дело только по причине неготовности к ведению и недостаточной информации. В целом же в 2015 - 2016 годах мерами прямой поддержки воспользовались 209 предпринимателей Закамского региона на общую сумму почти 300 млн. рублей. Напомнил он и о налоговых льготах для резидентов ТОСЭР, подчеркнув, что льготная зона уже набирает обороты в Челнах, и Нижнекамск обязательно должен получить этот статус — предприниматели ждут этого.

«ВСЕ, СПАСИБО, ИЛЬДАР!»

Завершая выступление, Здунов вскользь упомянул о формировании реестра кредиторов из числа клиентов лопнувших татарстанских банков, предложив поговорить о том, как пул кредиторов должен представить свои интересы. А поскольку, по его мнению, в соседних Набережных Челнах эту работу ведут очень плотно, следующим к трибуне вышел представитель инициативной группы пострадавших от Татфондбанка и ИнтехБанка Ильдар Нигматуллин. Он, как следовало из его выступления, хотел вкратце рассказать о проделанной работе, поделиться опытом и планами и «кое-что попросить». Правда, начал «погорелец» слишком уж издалека — аж с материала в «Коммерсанте», который стал катализатором банкротства банка.

— Мы все знаем эту ситуацию, конкретно ваши предложения? — раздраженно перебил Нигматуллина мэр.

Нигматуллин продолжил: в Челнах имеется хороший опыт, при поддержке мэра работает инициативная группа, регулярно проводятся встречи с руководством города, консультируются пострадавшие, по городу развешены баннеры с телефонами, запущена бегущая строка на телевидении.

— Этот опыт мы хотели бы спроецировать в Нижнекамске, Казани и других районах, — предложил челнинец.

— Нет, этот опыт уже не является опытом, это практика, которая есть уже во всех городах, в том числе и в Нижнекамске. Мы думали, что вы какие-то более конкретные шаги предложите, — парировал Метшин.

— 4382 обращения поступило только в Торгово-промышленную палату. Надо что-то новое предложить, — поддержал мэра Агеев.

— Конкретно у нас вопросы по Нижнекамску. В Нижнекамске нет инициативной группы, которая поддерживала бы...

— Все, спасибо, Ильдар, — в очередной раз перебил его Метшин, даже не смотря в сторону трибуны, и дал понять, что в Нижнекамске тоже есть штаб «погорельцев» на базе центра поддержки и развития предпринимательства, и если кому-то необходим этот опыт, мэрия поделится им с удовольствием. Невзирая на тщетные попытки докладчика завершить выступление, Метшин резко перешел к следующему по плану докладу, вызвав при этом недовольный гул зала.

Позже в своем докладе гендиректор фонда поддержки предпринимательства Афонин выразил мысль, которую не смог донести до зала Нигматуллин. Он напомнил, что сейчас у «погорельцев» есть 30 дней, чтобы подать требования в реестр кредиторов. Потом конкурсный управляющий будет их еще 30 дней рассматривать. Поэтому важно собрать пул кредиторов, который позволил бы всем вместе оказывать влияние на реализацию активов банка, чтобы удовлетворить требования как можно большего числа кредиторов.

«Не надо никого объединять, — снова воспротивился Метшин. — У нас 700 индивидуальных предпринимателей и 800 юридических лиц, 3 миллиарда рублей у юридических и 60 миллионов у этих... Я прошу не создавать ажиотаж! Я понимаю, что площадка, которой вы пытались воспользоваться, серьезная. Но надо работать системно и последовательно».

Уже после мероприятия Нигматуллин сам объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» суть своего выступления. «В Казани клиенты ТФБ и ИнтехБанка уже собрали пул кредиторов. У кредитора есть право голоса и право оспорить сделки, которые были оформлены Татфондбанком. И мы хотели этот опыт распространить на другие города — Нижнекамск, Елабугу. И Артем Алексеевич [Здунов] согласился предоставить нам сегодня слово. Исполком Челнов совместно с ТПП нам выделил помещение, где мы собираемся регулярно. Нам предоставили 6 баннеров для анонсов наших встреч и бесплатную бегущую строку на телевидении. А предприниматели Нижнекамска приезжают в Челны и говорят, что никакой помощи от исполкома нет. А мэр заявляет, что все есть. Это очень интересно! Министр говорит — давайте вместе, а Метшин — нет, мы сами. Видимо, решил не отделять мух от котлет. У меня теперь вопрос: нижнекамские бизнесмены с нами или нет? Мы можем собирать людей. Но нам хотелось бы не только малый и средний бизнес подтянуть, но и крупный. Речь идет в первую очередь о ТАИФе и «Татэнерго». Если они с нами не пойдут, не исключено, что с носом останутся. У АСВ право требования — 56 миллиардов. Фактически они будут командовать парадом. Но если мы соберем равнозначную сумму, мы войдем в пул кредиторов, а без крупняков это сложно сделать», — объяснил свою миссию на съезде Нигматуллин. Стоявший же рядом его коллега по банковскому несчастью добавил, что «госкомпании не идут навстречу жертвам ТФБ, потому что боятся административного ресурса».

«К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ ИМЕЕМ ТАКОЕ, ЧТО СЕЙЧАС «ЗАКРЫЛИ» ПРЕЗИДЕНТА АССОЦИАЦИИ МСБ РТ»

Следующим после согнанного с трибуны Нигматуллина в череде докладов был Нагуманов. Он отметил возросшую активность закамских предпринимателей. Два года назад, по его словам, было намного меньше заинтересованных лиц, да и системной работой с ними в Нижнекамске и Закамье никто не занимался. Он тоже привел статистику: в прошлом году было рассмотрено порядка 1,5 тыс. обращений от бизнеса. «Цифра не очень большая, но это в день по 6 обращений и каждое обращение — это длинная, большая история отдельно взятого предпринимателя, который столкнулся с проблемой. Ищем пути решения», — рассказал Нагуманов.

В качестве удачного примера решения проблем он привел ситуацию с газобаллонным оборудованием и переустройством автомобилей и напомнил, что с середины прошлого года, согласно новым правилам таможенного союза, любая переделка транспортного средства и установка газового оборудования стала сложной процедурой: «Найдено было нестандартное решение, которое реализуется только в Татарстане. На сегодня можно сказать, что наши предприниматели практически не сталкиваются с проблемой при переоформлении по сравнению с другими коллегами с других территорией».

Шамиль Агеев (слева) Что касается банковского кризиса, Шамиль Агеев (слева) считает, что «последствий от него еще много будет»

Председатель ТПП РТ начал выступление с не очень приятного для нижнекамского мэра воспоминания. «Когда наш президент покритиковал вашего главу, он начал поворачивать, дрейфовать в сторону малого и среднего бизнеса», — припомнил Агеев старую историю, объясняющую, по его мнению, почему раньше упор в части бизнеса был на Набережные Челны, а теперь — на Нижнекамск. Что касается банковского кризиса, Агеев считает, что «последствий от него еще много будет». «За три месяца через рабочую группу по решению вопросов с вкладчиками ИнтехБанка и Татфондбанка прошло около 5 тысяч человек, около 500 юрлиц, и процесс еще идет», — отметил глава ТПП.

Еще одно, по его мнению, «минное поле» предпринимательской деятельности — это те льготы, которые сейчас предоставляет и РТ, и РФ. «За все льготы нужно отвечать, нужна система контроля. К сожалению, мы имеем такое, что сейчас «закрыли» президента ассоциации МСБ РТ (Хайдара Халиуллина прим. ред.). Почему по ряду случаев нет контроля за теми льготами? Должны понимать все предприниматели: любая льгота должна принести отдачу. Просто так раздела госимущества не будет, поэтому система контроля должна усилиться», — считает Агеев.

Вторым важным вопросом он назвал знание предпринимателем его прав и обязанностей и наличие прослойки между бизнесом и властью: «Чтоб власть не занималась бизнесом и бизнес не влезал во власть. Для этого есть система». В России она пока развивается достаточно сложно, мы к этому еще не привыкли, посетовал Агеев, приведя в пример опыт Германии и всемирных организаций.

Андрей Афонин Андрей Афонин, гендиректор фонда поддержки предпринимательства, долго рассказывал о всевозможных видах поддержки МСП, упоминая микрофинансирование, бизнес-инкубаторы и промпарки

«ЛЕНИТЕСЬ! НЕ УМЕЕТЕ! НЕ ХОТИТЕ! НОЕТЕ!»

Афонин, гендиректор фонда поддержки предпринимательства, долго рассказывал о всевозможных видах поддержки МСП, упоминая микрофинансирование, бизнес-инкубаторы и промпарки. Отдельно спикер остановился на МФЦ для бизнеса, где предприниматели могут получить 198 видов услуг, в том числе им помогут зарегистрировать предприятие, проконсультируют по всем вопросам. Напомним, подобный многофункциональный центр недавно открылся и в Нижнекамске. «Там размещены бизнес-планы по 90 видам бизнеса, — нахваливал возможности МФЦ Афонин. — Вы можете выбрать любое место на карте города и увидеть, какое муниципальное имущество в этом месте располагается. И если вы, например, решили открыть парикмахерскую в этой точке, вы сможете увидеть, на какую сумму выручки можете претендовать, потому что там есть методика подсчета покрытого спроса».

Парикмахерская Афонина стала настоящей красной тряпкой для следующего докладчика — гендиректора агентства по госзаказу Якова Геллера. Тема участия бизнеса в госзакупках была заявлена в работе круглых столов, однако достаточно обстоятельно ее смогли обсудить и на самом заседании. «К сожалению, я не могу продолжить праздничную речь коллеги, — начал Геллер, имея в виду Афонина. — Я буду говорить о том, что плохо». Геллер рассказал, что уже 13 лет демонстрирует бизнесу один и тот же слайд, где показаны две «корзинки возможностей». В левой под названием «Льготы и преференции» сложено все, что может сделать государство, муниципалитет для бизнеса. И чаще всего докладчики сосредотачиваются именно на этом «содержимом». «Кажется, уже бизнес насытился, уже десятки тысяч людей получают льготные субсидии. Сотни тысяч получают льготы по налогам. Во времена коммунистической власти была такая шутка антисовесткая. Спрашивали: что постоянно происходит вокруг нас, а мы этого не замечаем? Ответ звучал так: рост благосостояния советского народа. Сейчас на этот вопрос можно ответить так: помощь малому бизнесу», — с серьезным видом пошутил Геллер.

Зал шутку оценил. Да и цифры говорили скорее в поддержку слов эксперта по госзакупкам. В 2017 году Нижнекамск получил 24 млн. рублей на реализацию финансовой поддержки МСБ в рамках «Лизинг-гранта» и социальных грантов.

Далее Геллер в присущей только ему манере, с применением образных выражений, принялся убеждать зал в необходимости участия в госзакупках. Как выяснилось, за 2016 год в Нижнекамском районе было заключено более 22 тыс. контрактов на сумму 1,5 млрд. рублей. Останавливаться на этом не собираются — поставлена задача в 2017 году увеличить долю местных поставщиков с 49% до 70%. Однако, по мнению Метшина, сославшегося на проведенный анализ, причина низкой активности бизнеса в торгах в том, что у предпринимателей «нет навыков процедурных инструментов выхода на электронные площадки».

О таких процедурных инструментах и стал рассказывать Геллер, сразу согласившись с Метшиным по основному вопросу. «У политологов есть такой термин „ядерный порог“. Это когда человечество получает технологические инструменты, но идеологически не готово их применять. У нас у большинства предпринимателей на самом деле нет навыков, — признал докладчик. — Зато у нас есть новый ресурс SMB. Он состоит из двух основных разделов. Там есть все, что описывал Афонин. И выход на бизнес-навигатор есть, который, наверное, нужен. Только через него можно узнать, где парикмахерскую открыть, потому что сам ты не знаешь — навигатор только подскажет, наверное», — сыронизировал Геллер.

Он пояснил, что информационный раздел нового ресурса позволяет подписаться на рассылку потенциальных заказчиков по интересующей продукции и видам услуг со всей страны. Однако, с сожалением констатировал Геллер, такую рассылку заказали сегодня всего лишь 10 тыс. человек, 6 с лишним тыс. которых из Татарстана. «За 2016-й и начало 2017-го предприниматели Челнов заключили контрактов в России на 19,7 миллиардов рублей, а в Нижнекамске — на 4 миллиарда, — привел свои цифры оратор. — Вот Айдар Раисович сказал, что они 24 миллиона помощи получили, а то, что 4 миллиарда контрактов получили, с них налоги уплатили, в парикмахерскую пошли те, кто зарплату получил. Вот ресурс! А знаете, сколько уходит на сторону из Татарстана? Более 35 процентов денег регулируемых заказчиков. Это не востребовано вами. Ленитесь! Не умеете! Не хотите! Ноете! И попробуйте поспорить со мной!»

Яков Геллер Яков Геллер в присущей только ему манере, с применением образных выражений, принялся убеждать зал в необходимости участия в госзакупках

Под конец Геллер сообщил залу, что агентство запустило биржевую площадку нового типа, в которой отменили две «вредные» статьи закона о закупках — 26-ю и 31-ю. Спикер предложил нижнекамскому главе первому испробовать участие на ней. «Получится в Нижнекамске — все пойдут дальше», — уверенно заявил Геллер. Кроме того, 17 апреля правительство РФ опубликовало постановление «О развитии единой информационной системы в сфере закупок», в котором сообщается, что идеология госзаказа передается из минэкономразвития в минфин. «Это будет лучше, потому что будут слушать людей с земли», — выразил надежду докладчик.

Правда, изобилующий метафорами доклад Геллера быстро приземлил представитель предпринимательского сообщества и по совместительству советник главы Максим Сперанский. Он сразу обозначил главную проблему — однобокость системы, заточенной только на критерии низкой стоимости. «Регулятор не оставляет заказчику выбора, кроме как заключение контракта с поставщиком, предлагающим товар или услуги по самой низкой цене, — быстро зачитывал с трибуны Сперанский. — И от этого страдают абсолютно все. Добросовестные поставщики, которые готовы качественно и ответственно выполнить работу, вынуждены отказываться от контракта, так как побеждает компания, использующая демпинговые цены и некачественную продукцию. Вот реальный пример. В Нижнекамске в конце 2016 года в детские сады, как позже выяснилось, поставлялась фальсифицированная сырная продукция, в которой среди ингредиентов вообще не оказалось натурального молока. Причем поставщик, не имея никакого своего производства, использовал демпинговые цены, выиграл контракт у республиканских производителей, которые отказались продолжать участие в торгах из-за низкой цены. Конечно, можно заявлять о необходимости усиления входного контроля продукции. Но это априори невыполнимая задача для муниципалитета, так как для этого необходимо в каждом детсаду наличие лаборатории, которая будет каждый день каждую партию продуктов проверять. Я предлагаю бороться не со следствием, а с причиной. А причина — это отсутствие на электронной площадке полноценной аккредитации. Я за то, чтобы ввелось хоть какое-то ограничение допуска к торгам. По факту в стране действует презумпция добросовестности поставщика, подкрепленная законом механизмами обеспечения заявок».

Сперанский привел еще один пример — на сей раз Германии, где проводится предварительный квалификационный отбор участников с привлечением профильных министерств, ведомств, ассоциаций, профобъединений, которые проверяют возможность выполнения поставщиком взятых на себя обязательств и к торгам допускают только аккредитованных участников. В России же единственным методов борьбы с недобросовестными поставщиками может стать внесение их в соответствующий реестр.

«Однако подобные мероприятия реально не могут ограничить тех, кто срывает торги или поставляет некачественную продукцию, не говоря уже об элементах шарлатанства, — метал молнии Сперанский. — Я лично с этим постоянно сталкиваюсь. Допустим, вносится в реестр поставщиков какое-то ненадежное юрлицо. Но после этого фирма регистрируется под другим названием или ИП. В торгах принимают участие фирмы-однодневки или не очень квалифицированная фирма, предлагая условия, полностью соответствующие техзаданию. Площадки не позволяют регулировать подробно техзадание, упрощая его, там ссылаются на заточенность контракта под определенного поставщика. Затем эта фирма, выигрывая контракт, занимается по сути вымогательством по отношению к другим участникам аукциона, которые не смогли выиграть. Я неоднократно сталкивался с такой ситуацией, когда мне предлагали переуступить контракт за определенную мзду, по-русски говоря. Мы занимаемся имитацией конкурентной борьбы и закупаем некачественные товары, а производители качественной продукции остаются не у дел, так как себестоимость их товара выше, в том числе и по налоговым соображениям».

Геллер во многом согласился с критикой, а потом очень витиевато постарался было защитить закон: «Любая фирма должна иметь возможность свободно войти в рынок. И все люди, которые с этим не согласны, фактически экспериментируют с топором, который все равно не поплывет». Но размышления опять безо всякой деликатности оборвал Метшин: «Спасибо! Последнее слово было за вами, Яков Вениаминович. Мы варили и суп из топора. Надеюсь, что законные формы будут главенствовать, но они должны быть рабочими. Я полностью поддерживаю Сперанского, поскольку мы сталкиваемся с большими проблемами, которые влияют на результат. Надо, чтобы законы работали, а сегодня ощущение такое, что некоторые взяты из космоса, а не, как вы говорите, с земли».

Владимир Аппаков Владимир Аппаков сообщил, что из почти 4 млрд. рублей валового продукта, упомянутых мэром, 574 млн. приходится как раз на фермерскую продукцию, это около 14%

«У НАС МНОГО ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ НАМ ПОМОГАТЬ, НО ОНИ ТОЛЬКО МЕШАЮТ»

В завершение пленарного заседания неожиданно перешли к сельскому хозяйству. Метшин, предваряя доклад, дал понять, что этот вопрос так же важен, как и крупный бизнес. «Нижнекамский муниципальный район, зачастую ассоциируется только с крупной промышленностью, — сказал мэр. — Это, безусловно, факт, и слава Богу. Но район включает в себя еще 15 сельских поселений и моногород Камские Поляны, а это почти 38 тысяч человек. И сельское хозяйство до сих пор остается основным источником дохода жителей нашего района. Сегодня 8 процентов населения занято в сельском хозяйстве. Валовая продукция за 2016 год составила почти 4 миллиарда рублей, поэтому вопросы деловой активности сельского населения для нас очень важны».

Далее слово было предоставлено Владимиру Аппакову, председателю ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий района, руководителю КФХ «Земляки». Для начала докладчик сообщил, что из почти 4 млрд. рублей валового продукта, упомянутых мэром, 574 млн. приходится как раз на фермерскую продукцию, это около 14%. Далее Аппаков рассказал о КФХ, работающих в районе, на чем они специализируются, посетовал на жаркую погоду летом прошлого года, которая повлияла на урожайность. В дополнение ко всему сообщил, что по молоку доля фермеров во всем объеме района составила 8%, по мясу — 18%, по картофелю и овощам — все 100%. Похвалил фермер и власти за программы поддержки бизнеса на селе, которые хоть и с пробуксовкой, но все же работают.

Далее выступающий перешел к проблемам, одна из которых в том, что львиная доля фермерских хозяйств расположена на паевых землях, и аренда там намного дороже, чем у предприятий. Затем Аппаков очень осторожно затронул вопрос: а надо ли в РТ вообще увеличивать количество КФХ? «У нас, фермеров, проблемы возникают всегда из-за отсутствия аграрной политики, — высказал докладчик свое мнение. — Вот все говорят: „Продовольственная безопасность! Продовольственная безопасность!“ А в каких единицах она измеряется? Кто знает — чего и сколько надо? Ведь чтобы развивать что-то, надо знать, к какой цифре стремиться. Например, прошлый год показал, что у нас в Татарстане по овощам перепроизводство. Капусту мы продавали по 6 рублей, хотя в магазинах она была намного дороже».

Аппаков в продолжение своего спича перешел к тому, что госплан по сельхозпродукции не должен зацикливаться на том, что в каждом регионе нужно развивать все направления. Нужно учитывать специфику каждого субъекта РФ. Ведь очевидно, что все они расположены в разных природных поясах, уровень техники и технологии также развиты по разному. Иными словам, зачастую бывает так, что купить что-то попросту дешевле, чем производить у себя.

«У нас в стране пока только базар, рынка никакого нет, — продолжал жечь словом фермер. — Цивилизованный рынок что означает? Что должен быть объем, который мы производим, а у нас его по каким-то минимальным ценам выкупают. И когда говорят, что надо максимальные цены ограничить, это означает, что это уже нижняя цена. Ниже этой нижней цены уже никак». Далее Аппаков добавил стандартную, но очень справедливую жалобу на распределение прибыли от реализации сельхозпродукции. В частности, по его словам, на Западе 50% достается производителю, 30% — переработчику, 20% — продавцу. У нас же расклад иной: 30% получает фермер, 20% — переработка, остальное оседает в торговле. И это при том, что действует прямая цепочка. А если вмешивается посредник, который вовсе не заинтересован кого бы то ни было поддерживать, то ситуация может еще и ухудшиться.

Проблема «с бородой», причем не только для сельского хозяйства, но и практически для любой сферы бизнеса — контролирующие структуры. «У нас большое количество организаций, которые вроде должны нам помогать, но они нам мешают, — констатировал очевидное Аппаков, чем вызвал смех в зале и аплодисменты. — Не дай бог провинишься, сразу по списку к тебе начнут приходить. Это у всех, к сожалению. Когда эти структуры придумывали, предполагалось, что они должны помогать нам организовать производство — показать, что это надо, то надо. А они приходят и первым делом накладывают штраф — и будь здоров. Это же не государственный подход. Вот почему здесь ГИБДД указано? Согласно тахографу, нельзя использовать машину больше 8 часов. Утром в 5 часов выезжаем на посевную, и получается, что уже в 14 часов мы должны машину уже остановить, потому что на ней нельзя больше работать. А если мы переходим на другое поле, пусть даже через дорогу, мы за три дня должны подать заявление. Мы платим за это деньги, а завтра вдруг пошел дождь. Все — заявление заново нужно оформлять. И таких мелочей столько, что не счесть».

Особо больная для сельского бизнеса тема — земельная. Аппаков не открыл тайны, сказав, что на этой почве постоянно происходят какие-то истории с КФХ: у кого-то участки отбирают, кому-то годами не выдают и так далее. Но особенно это странно, по мнению фермера, по той причине, что пустующих-то площадей у нас много.

Но основной проблемой КФХ Аппаков считает все же отсутствие кооперации среди фермеров. «Участвовать в тендерах, лоббировать свои интересы мы можем только сообща, — констатировал он. — Мы уже 15 лет назад об этом говорили и 10 лет назад. За рубежом 300 лет существует кооперация, эффект налицо. У нас менталитет такой, что мы не доверяем друг другу. Куда ни глянь, у нас все время, что кто-то кого-то обманывает. Но ситуацию как-то нужно менять».

Завершил свою речь Аппаков общим состоянием села. Почему там даже просто жить никто не хочет, не говоря уже о том, чтобы заниматься фермерским бизнесом. «На деревне же запрещено болеть, никто же не приедет за тобой. Плюс отсутствие коммуникаций. Да и говорят про сельчан пренебрежительно: „А, колхозники“. А сегодня на селе требуется самая умная молодежь, самые образованные люди! Работаем на тракторе же с компьютерами, каждый фермер решает множество самых разных вопросов ежедневно. Приезжайте в деревню и посмотрите: куда приходит фермер, в отличие от агрохолдингов, там жизнь есть». На этой довольно крамольной мысли Аппакова прервал Метшин, сославшись на регламент: «Это еще раз подтверждает, что это очень важное направление. И даже для нас, для города с крупным промышленным центром, это актуально. И та боль, которую высказал Владимир Ильич, не только нижнекамская, она общероссийская. Но есть местные вопросы, и мы будем их решать», — завершил «пленарку» мэр.

Как по-вашему, нынешняя система госзакупок – это реальная конкурентная борьба или ее имитация?
2%По большей части конкурсы выигрывают достойные компании
61%Думаю, система идеально подходит для проталкивания нужных кому-то компаний
3%Да, система пока сыровата, но «рука рынка» естественным образом доведет ее до ума
31%Принцип заключения контракта с поставщиком, предлагающим товар или услуги по самой низкой цене, порочен
3%Просто надо более грамотно подойти к вопросу составления реестра недобросовестных поставщиков
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.04.2017 08:53

Хамство Метшина возмутило! Согнать человека с трибуны- отсутствие элементарной культуры и неделание выслушать критику!

  • NIYAZ
    19.04.2017 08:28

    Нельзя для начала хотя бы объединить минэкономики и минпром? Че они (министры) так и будут в двоем по банкетам кататься? Для этого не нужно два министерства.

    • Анонимно
      19.04.2017 09:50

      Каждый несёт сам свой чемодан...(МШШ)

    • naill
      19.04.2017 13:04

      Зачем бизнесу , сталевару , токарю , хлеборобу...... эти министры ,так же как и ГЕллер -потрошитель

      • Анонимно
        19.04.2017 21:54

        Уважаемая редакция!я так понимаю, что если у комментатора есть "позывной" nail, значит он аккредитован, известен и вы можете передать ему этот текст, даже если он этот текст не прочтёт здесь.
        Так вот.
        Этот комментатор nail нанёс мне оскорбление, назвав потрошителем.
        Я считаю, что просто обязан вызвать Naila на поединок и дать возможность ему доказать правоту свою в честном бою.
        Я его вызываю.
        И- если он не трус- он должен принять вызов.
        Я предоставляю ему право привести с собой помощников - секундантов
        Редакцию БО приглашаю предоставить барьеры - столы и микрофоны.
        Поединок публичный.
        По пять вопросов - выстрелов каждому
        Вопросы задаватть- стрелять- могут и секунданты Naila.
        И- судьчитателей кто прав!
        Вызов брошен!
        Перчатка- у ног!
        Поднимайте, nail!
        К барьеру, если Вы не трус!

        • Анонимно
          20.04.2017 00:59

          а вы кто?

        • Анонимно
          20.04.2017 06:04

          Аккредитация - это то, что делают на Вашей бессмысленной торговой площадке, а на БО - регистрация

        • Анонимно
          20.04.2017 08:59

          Честный бой будет если вы уйдете на пенсию и поединок будет проходить за бугром, причем у nail будет возможность остаться там.

  • Анонимно
    19.04.2017 08:30

    Только я заметил как чисты чиновники и затасканы предприниматели.

  • Анонимно
    19.04.2017 08:38

    Был я на этом мероприятии, просто пустая трата времени. Одна болтовня. Метшин, похоже, сам уже в космосе. Его поведение выходит за всё рамки, слова никому сказать не давал.

    • Анонимно
      20.04.2017 09:00

      А зачем вообще туда ходить. Пусть сами с собой общаются.

  • ПанАлекс
    19.04.2017 08:41

    И ведь все чиновники и министры, нисколько не сомневаясь, включат в свои отчеты сразу по нескольким программам "помощи МСБ", включая поддержку с/х, поддержку семейных ферм и поддержку фермеров 2 вчерашних контракта на 50 млн.р. на строительство дорог к объектам Челны-Бройлера. Потом с этим отчетом ознакомится МРН и "отошлет наверх" в правительство РФ и ВВП. Которые расскажут как много помогают бюджетом МСБ.
    Получится как история с ВАМИНом, который получил "безвозмездных грантов малым предпринимателям в одни руки по 300 т.р." на сумму 10 млн. - в отчетах "наверх" прошло что помощь получили более 30 МП.

  • Анонимно
    19.04.2017 08:45

    Зачем же так, Айдар Раисович?

    • Айда инде
      19.04.2017 14:44

      Ребятки, ну не шмог я скрыть своё истинное лицо!
      хотел помочь, а вон как вышло-то...
      Ваш искренний помощник Айдар.

  • Анонимно
    19.04.2017 08:53

    Хамство Метшина возмутило! Согнать человека с трибуны- отсутствие элементарной культуры и неделание выслушать критику!

    • Анонимно
      19.04.2017 09:17

      Космос у человека Яблоня от Яблони!

    • Анонимно
      19.04.2017 09:22

      Зачем тогда приглашал вообще? Сел бы один и сам для себя провёл мероприятие, если других слушать не собирался.

    • Анонимно
      19.04.2017 10:02

      А нельзя ему тоже в жёсткой форме ответить? Мол, попрошу Вас не перебивать и дать мне закончить! Ведь этот его "пассаж" - типичная традиционная тактика чиновника! Да...После рассчитывать на какие-то преференции можно будет не надеяться, но, так заманчиво и им хотя бы понемногу убавить спесь..

  • результат то какой от встречи?

  • Анонимно
    19.04.2017 09:13

    Метшину Минниханов уже делал однажды замечание по поводу его неумения слушать мнения других людей, предложив уйти в бизнес... Может Вам туда, Айдар Раисович?... Глядишь к проблемам народа ближе станете...

    • Анонимно
      19.04.2017 09:58

      Давно пора поменять остаток древней и как следствие не эффективной команды Бусыгина . Опять Шуйский ,,кивает" на лево и на право , Ларионов ищет собственную выгоду в процессах ! НКНХ - должен обновившись , повернуться лицом к предпринимателям республики ! Тем самым усилив и собственные возможности !

    • Анонимно
      20.04.2017 12:05

      в бизнес... а что он там сможет сделать? Ничего!

  • Анонимно
    19.04.2017 09:17

    Экономика Татарстана получила такую пробоину...а Здунов, Афонин и Нагуманов так и плавают в дырявой лодке. Ненужные люди в ненужных ведомствах.

  • Анонимно
    19.04.2017 09:19

    снова только удащливых бизнесменов пригласили на встречу! рядовых предпринимателей нет

  • Анонимно
    19.04.2017 09:20

    уважаемые чиновники, контролирующие органы - забудьте вы о нас предпринимателях хотя бы на три года. Дайте окрепнуть

    • Анонимно
      19.04.2017 18:40

      Так вы же разбогатеете.. Свои условия диктовать начнёте.. Зависить перестанете.. да и бизнес перехватите..

  • Анонимно
    19.04.2017 09:29

    На шестом фото это Хью Джекман что-ли?:)))

    • Анонимно
      19.04.2017 14:02

      Да, точно он, вслед за Депардье и Стивеном Сигалом за гражданством приехал...

  • Анонимно
    19.04.2017 09:29

    Геллера давно пора выгнать за словоблудие по госзакупкам и за то что в них не все прозрачно. Простые строители всю голову сломали, как с ним работать, а проку не видно много лет.

    • Анонимно
      19.04.2017 12:29

      простым строителям пора вспомнить, что ЗАКОННАЯ прибыль в смете поименована "плановые накопления" и составляет 6-8% от сметной стоимости. тогда простые строители не будут закупать материалы по завышенным ценам, с криками "зато качественное"! оно кстати качественное зачастую только на момент сдачи, а дальше- трава не расти.. но тогда простые строители не смогут платить з/п в конвертах и оптимизировать налоговую нагрузку. а оно им надо?

  • Анонимно
    19.04.2017 09:30

    Отличный был съезд! Спасибо организаторам такое впервые в Нижнекамске

  • Анонимно
    19.04.2017 09:34

    Постараюсь кратко. Геллер знаток, в потоке информации. Агеев и Каримов -очень интересные, опытные люди. Аппаков все по сути, не раз срывал апплодисменты зала. Сперанский ничего по сути не сказал - лоббирует интересы своего бизнеса. Но Геллер быстро его приземлил - Никакого ограничения участников тендеров быть не должно! Есть тех. задание с требованием к качеству его и держись, нарушил - пусть фактом занимаются правоохранители. Метшин, конечно жестко с простыми людьми, тапоп чувство - мероприятие "как кость в горле", сразу вспоминаются слова Агеева - не было бы контакта МСБ с властями в НК, если бы не пожурил Минниханов мэра. В целом, времяпровождение не считаю полезным для себя.

  • Анонимно
    19.04.2017 09:38

    Не нужна никому программа поддержки, главное не мешайте и выполняйте свою работу добросовестно и в срок!

  • Анонимно
    19.04.2017 09:45

    Это только в Татарстане такое возможно, один брат Казанью рулит другой барствует в Нижнекамске.....

    • Анонимно
      19.04.2017 11:12

      ещё из одной деревни мерами разных городов)

    • Анонимно
      19.04.2017 15:24

      а то, что буш старший был президентом, а его сыновья губернаторами либеральчик не знал?))

      • Анонимно
        20.04.2017 12:22

        нашли что сравнивать и кого.... в Америке их бы публика уже бы раздела догола вместе с прессой...

  • Анонимно
    19.04.2017 09:47

    Геллер - молодец! На своем месте человек!

  • Анонимно
    19.04.2017 09:52

    Мутшину - минус.

  • Анонимно
    19.04.2017 10:03

    Метшин в своем репертуаре - боится организованности в чем либо, ибо организованно его могут и 'зашатать'. Вот и истерику погнал при слове 'организоваться надо'. Сила его в разрозненности.
    Как такой бездарный человек вот уже 10 лет правит в Нижнекамске???

  • Анонимно
    19.04.2017 10:34

    Ильдарович надо сразу было начинать с предложений конкретных, историю и так все знают про ТФБ.

  • Анонимно
    19.04.2017 11:11

    Аппаков правильно говорит всё,кроме кооперации.Кооперация-это первобытно-общинный строй!Столыпин недаром выводил СХ из этих "общин" и общаков,а Сталин обратно загнал в общак)))

  • Тезис Агеева «Чтоб власть не занималась бизнесом и бизнес не влезал во власть. Для этого есть система". Это самый важный фрагмент статьи, но об этом ничего не сказано! Есть предложение для БО поднять эту проблему и обсудить.

  • Анонимно
    19.04.2017 11:51

    О какой помощи предпринимателям идет речь, когда в числе погорельцев ТФБ 38 тыс. юриков - мелкий и средний бизнес республики. Половина из них уже закрылись, другая половина - на грани, сунули головы в долговую яму - так называемый льготный кредит из 5 %, который надо отдавать через год, а чем? Стройка встала , строители, в основном, едут в другие регионы за работой, безработица ширится. А эти давно уже оторвавшиеся от земли Здунов, Метшин, Нагуманов о какой-то помощи бубнят..Еще одну галочку в липовом плане поддержки предпринимателей поставят для отчета. Вот и весь смысл этого бессмысленного мероприятия..

  • Анонимно
    19.04.2017 11:58

    Посидели, поболтали, разошлись. Для чего скажите делать такие показушные мероприятия? кому они приносят пользу? Чиновники ещё раз показывают. что они немножко работают с простыми людьми? ТФБ развалилось - эти же самые люди со сцены ничего вразумительного сказать не могут, о какой тогда поддержке здесь рассуждать? Компетентны ли они, имеют ли возможность руководить и регулировать? Я думаю, что нет, тогда зачем собираться и заставлять людей создавать непонятный ажиотаж вокруг этого пустого мероприятия. Метшин конечно барин - и внутренне и лицом немного припух. Пора бы наверное спуститься с кареты Боярыне Морозовой. Ларионов как обычно ищет выгоду для бизнеса своего. Шуйский ничего не решает и ни за что не отвечает. Бикмурзин что там делает непонятно. Лица одни и те же, и горемыки предприниматели. Апаков трудяга.

  • Анонимно
    19.04.2017 12:33

    Пора уже эту чету Метшиных убирать как неспособных управлять городами.А Айдар вообще похоже устал давно от должности.

    • Анонимно
      19.04.2017 22:26

      Да ладно. В городах порядок, Казань просто красавица. Чистота, мэр популярен. В Нижнекамск не знаю, но скандалов нет, глупостей тоже вроде как

      • Анонимно
        20.04.2017 10:57

        Чистота? это где в Казани чистота? Чистая машина за 1 день покрывается 1 см. пыли, про ботинки вообще молчу.

      • Анонимно
        20.04.2017 12:19

        Скандалы есть просто их не дают публиковать, большинство замалчивается (как например судимый главный архитектор города сидит дальше на должности... абсурд!...)... Нижнекамск откровенно деградирует и превратился в частную лавочку со своим царьком, полагаю в Казани приблизительно такая же ситуация, но чуть получше, в связи с близостью к республиканской власти и наличия конкуренции элит, а Нижнекамске давно уже все ветра дуют в одну сторону... сторону Айдара, который является бледной копией своего брата... Все эти "посиделки" имитация бурной деятельности и пока клан Метшиных не покинет этот город не будет там никакого развития, так как в Нижнекамске нет даже намёка на конкуретную среду, все финансовые потоки и бизнес в одних и тех же руках... везде "свои"... а этими парками да скверами пытаются отвлечь людей от реальных проблем (ЖКХ, образование, медицина, детсады, пенсионеры, дороги, малый бизнес, низкие зарплаты и т.д. и т.п.), да и бабло рубят местные на этих парках, чего уж греха таить... Посмотрите как у нас администрация живёт - удивитесь откуда такие доходы....))))

        • Анонимно
          20.04.2017 15:58

          за всю администрацию не говорите... специалисты - средняя зарплата в 15 тыс. рублей, а работают почти без выходных

          • Анонимно
            20.04.2017 16:14

            Ну Вы же поняли о ком речь... Причем тут Ваши мизерные зарплаты?... Потом Вас отлавливают за мелкие взятки и сажают показательно, а те гребут миллионами и ничего им за это не будет... При том при этом вы все работаете в администрации...

  • Анонимно
    19.04.2017 12:34

    Сперанский в 2003 году жаловался, что бизнес зарегулирован, более 100 видов деятельности подлежат обязательному лицензированию и сертификации, в т.ч. производство мебели и автомастерские. Чтобы начать бизнес нужно нести колоссальные затраты. Теперь у него все хорошо, а остальные пусть мучаются. А за мэра стыдно.

  • Анонимно
    19.04.2017 12:57

    Когда же перестанут из пустого в порожнее? Когда перед этой армией бездельников поставят цели и спросят результат. А то последние лет 15 лет те же лица топчутся на том же месте!

  • Анонимно
    19.04.2017 12:58

    В голове у Метшина бардак. Много объясняет , в том числе и тот факт, что его архитектор с судимостью до сих пор свой пост занимает. Гнилая администрация Нижнекамска.

  • Анонимно
    19.04.2017 13:12

    Нижнекамск стонет от всевластия "семьи" уже много лет!

    • Анонимно
      19.04.2017 13:42

      кто стонет-то? такое ощущение, что собралась кучка завистников и пишут сидят...

      • Анонимно
        19.04.2017 14:19

        завдивать нечему.

        просто вам говорят ошибаетесь вы очень сильно вов сех сволих решениях

      • Анонимно
        20.04.2017 16:31

        Народ стонет от бессилия и несправедливости, но вам "удащливым" нужды простых людей не понять, пока вы не спуститесь к ним со своего Олимпа... Завидовать нечему! Люди хотят просто нормально жить, а из них тут быдло рисуете... Ваши яхты, дома и суперкары никого не интересуют, этим уже в современной России никого не удивишь, но я уверен что и ваша эпоха пройдёт и тогда вы посмотрите на себя в зеркало трезвым взглядом...

    • Анонимно
      20.04.2017 11:01

      Метшин старший, когда ушел в Казань, оставил Нижнекамск по "наследству" младшему. Что больше достойных не оказалось?

  • Анонимно
    19.04.2017 13:31

    А угадайте - чьи фирмы обустраивали набережную Нижнекамска!
    Проспект Мира и т д

  • Анонимно
    19.04.2017 14:44

    Каждый услышал то, что хотел услышать и увидел то, что хотел увидеть. Если зацикливаться на минуса, то так и будет. Каждый выступающий рассказал о своей теме, всем не угодишь, всегда есть согласные и не согласные. Понятно, что критиковать и винить всех вокруг легче всего, но стоит все таки учитывать, что мероприятие такого масштаба проводится впервые в Нижнекамске и проводят его с целью помочь предпринимателям, как начинающим так и действующим. Полезного было гораздо больше!

    • Анонимно
      19.04.2017 15:35

      Можно без дифирамов и воды? Конкретнее, по существу - что понравилось? Что полезного? Кстати, нет ни одного комментария обвинительного в адрес мероприятия, ресючь об отсутствии эффективности. Ну... я не имею ввиду граждан поставивших себе галочки о проведенной работе.

      • Анонимно
        20.04.2017 07:40

        Пожалуйста!
        Секция о закупках, которую Ильяз Галимов проводил из Минэка.
        Если бы Вы там были, тотмногое бы узнали и про Возможности продавать через биржевую площадку, и про доступ к поставке тикеров, и могли бы любые вопросы Геллера задать и конкретные ответы получить.
        Всем понравилось
        А было человек 70.
        Что не так?

        • Анонимно
          20.04.2017 11:16

          А вот что - вы уж простите , но обучение поиска на электронных площадках бизнеса -это не актуально. Ребята этим в течении последних семи лет занимаются. И очевидно, не только на ЭТИС РТ. Ваш пост о компьтерном лекбезе все равно что азбука, ее и так, кому надо все знают. Сержнь таких собраний (учитывая качество участников) взаимодействие власти и бизнеса. Как мы увидели по итогам - диалога не получилось, был нравоучительный монолог. Вот конкретно вашему делу ,чем встреча была полезной?

  • Анонимно
    19.04.2017 14:48

    Сколько негатива, люди! Займитесь делом) Поставьте цель себе и идите к ней, тогда времени обсуждать других не будет.
    Лично мне как представителю даже не малого, а микробизнеса Съезд очень даже принес пользу, я воспользовалась возможностью пообщаться с представителями Минэко и решить даже не одну, а ряд задач сразу для своего бизнеса. И вообще для Нижнекамска - это серьезное и, действительно, первое событие такого масштаба. По-тихоньку мы придем к уровню больших и масштабных мероприятий разных уровней и возможностей.

    • Анонимно
      19.04.2017 15:36

      Не могли бы обозначиться? Уважаемый советчик. Или вы из числа этих.... вчерашних.

    • Анонимно
      19.04.2017 15:52

      Уже 20 лет идете все к процветание

    • Анонимно
      19.04.2017 17:01

      В чём эффективность данного мероприятия под эгидой мэрии Нижнекамска? Пиар,реклама,мания величия? Проблем у предпринимателей великое множество.Им есть о чём поговорить,посоветоваться с руководителями ведомств Республики.Главное,не мешать этому диалогу! А вышла обычная "планёрка" ...

    • Анонимно
      19.04.2017 19:54

      Я Вас уважаемый комментатор знаю лично. Вы один из числа немногих, кто восхищаеться пустотой этих мероприятий и надеется на лучшее в этом гнилом хозяйстве. Пожалуйста, хватит надеяться на лучшее, не дадут Вам развиваться в рамках Нижнекамского кластера, у вас отличные идеи, но воплотить их в Нижнекамске не дадут. Тут либо плитка, либо прокат, либо нефтехимия.

    • Анонимно
      19.04.2017 22:27

      Поддерживаю , такие встречи и разговоры всегда полезны.

  • Анонимно
    19.04.2017 20:46

    Радмиру надо было показать свою работу и попиариться. А так, обычная болтовня...

  • Анонимно
    19.04.2017 22:35

    Хорошее мероприятие в очень интересном формате! Ждём следующий съезд!
    Нижнекамску спасибо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль