Бизнес 
27.04.2017

Исламские финансы переезжают в Крым: Линар Якупов и Марат Кабаев нашли себе новый плацдарм

Пилотный проект партнерского банкинга, почти похороненный в Татарстане, прорастает в другом месте — Талия Минуллина уже ревнует?

Крым оспаривает первенство Татарстана в сфере исламских финансов — здесь будет открыт новый центр исламского банкинга. У истоков структуры стоят известные кураторы исламской экономики в Казани — Марат Кабаев и Линар Якупов. Как выяснил «БИЗНЕС Online», крымский центр планирует выйти на всероссийский уровень и субсидировать малый бизнес по всей стране. Одновременно о планах возродить исламский банкинг после краха Татагропромбанка неожиданно заявило и отмалчивавшееся до этого АИР РТ.

В Крыму презентовали проект центра исламского банкинга, который будет работать на всю Россию (на фото: Руслан Бальбек (четвертый слева), Марат Кабаев (пятый слева), Линар Якупов (второй справа)

«СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ ОБСЛУЖИВАЮТ НЕ БОЛЬШЕ 1 - 2 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

В Крыму накануне презентовали проект центра исламского банкинга, который будет работать на всю Россию и при этом ориентироваться на поддержку малого бизнеса. Рабочую группу, которая займется деталями проекта, сформировали на заседании в совете министров республики. Правительственный зал, предоставленный для этого случая, и состав участников совещания свидетельствовали, что исламские финансы на полуострове будут находиться под самой чуткой опекой со стороны государства. На круглый стол приехал из Москвы думский депутат Руслан Бальбек — уже пропитанный воздухом столичной политической тусовки, но по-прежнему коренной крымчанин, которого здесь помнят как недавнего зампреда республиканского совмина. Московский самолет также доставил на полуостров Марата Кабаева, экс-футбольного тренера, отца олимпийской чемпионки Алины Кабаевой и экс-председателя ассоциации предпринимателей-мусульман РФ. Но теперь Кабаев прибыл на полуостров в новом качестве, а именно — в роли председателя международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ), созданной в Москве в ноябре прошлого года. Именно Марат Вазыхович выступил инициатором круглого стола в Симферополе, предназначенного запустить новый исламский бизнес-проект.

Остальные участники совещания — такие же знакомые всем лица. Помимо Кабаева, Казань делегировала в Крым самого медийного специалиста в сфере партнерского банкинга — Линара Якупова, президента фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Поддержка республиканского правительства ощутимо выразилась в том, что соседями Якупова по круглому столу оказались председатель госкомнаца РК Заур Смирнов, муфтий Крыма Эмирали хаджи Аблаев, а также советник главы Крыма Рамиль Ахмеров. Мероприятие длилось за закрытыми дверями более часа, после чего его участники оповестили СМИ о том, что рабочая группа будет действовать под председательством Якупова. На то, чтобы образовать в РК сам центр исламского банкинга и определиться с его учредителями, уйдет не меньше месяца.

«Возможно, полуостров удастся сделать экспериментальной финансовой площадкой, некоей особой зоной, — поделился своими предложениями с „БИЗНЕС Online“ Якупов. — Финансироваться будут преимущественно проекты малого и среднего бизнеса, поскольку исламские финансы именно под них и заточены. В рамках действующего федерального законодательства можно создать ту же самую лизинговую компанию или финансовую компанию наподобие торгового кооператива. За счет каких средств будет действовать центр? Как обычно, в таких случаях задача заключается в мобилизации средств у населения, где эта инициатива открывается. Это и местные бизнесмены, и дольщики, и инвесторы — называйте как хотите».

Линар Якупов: «Финансироваться будут преимущественно проекты малого и среднего бизнеса, поскольку исламские финансы именно под них и заточены»

Об объеме этих средств и размахе деятельности будущего центра пока можно только гадать. Впрочем, о них можно судить по опыту Татарстана, который Якупов с гордостью именует «пилотным и динамично развивающимся регионом». «Структуры, работающие у нас в сфере исламских финансов, обслуживают не более 1 - 2 тысяч человек, — констатирует президент IBFD Fund. — Объемы денег, которые там вращаются, можно оценить в диапазоне от 100 до 300 миллионов рублей. Не думаю, что в Крыму суммы будут превышать вышеуказанные».

Как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, сумма капитала, которую на первых порах собирается освоить крымский центр исламского банкинга, может оказаться в районе 50 - 60 млн. рублей. При этом никакой банк не будет держателем этих средств. «Первоначальный капитал сформируют совместными усилиями, — рассказал „БИЗНЕС Online“ крымский предприниматель и советник главы Республики Крым Рамиль Ахмеров, также вошедший в рабочую группу. — Для этого могут собраться заинтересованные бизнесмены Крыма и образовать за счет собственных вложений своего рода инвестиционный центр. Кого он в первую очередь будет инвестировать? Возможно, кто-то захочет открыть небольшое кафе, кондитерский магазин, экскурсионную службу по Крыму или начать торговлю сотовыми телефонами. Брать кредиты в обычных банках сейчас накладно, но будущий центр может прийти бизнесмену на помощь. Для этого бизнесмену надо обратиться с заявкой и примерным бизнес-планом или действовать через посредников, которые способны его рекомендовать».

. По инициативе Руслана Бальбека и под его контролем в Крыму строятся спортивные залы. Два спортзала уже готово: один из них сдается 1 мая, другой — к концу будущего месяца Фото: duma.gov.ru

«Допустим, такая заявка поступит от автономии крымских татар, и из нее будет просматриваться, что этот коммерсант уже успешно работал, у него есть опыт и история. Или же человек проработал директором бизнес-структуры на протяжении четырех-пяти лет, но при этом пока не может открыть свой бизнес. Центр изучит заявку и приложенный к ней бизнес-план, после чего вынесет свое решение. Если оно будет положительным, то новый бизнес получит наши инвестиции взамен на 30 процентов акций или долей. 70 процентов останутся у основного владельца. Все риски при этом ложатся на плечи центра. За первый год работы, скорее всего, удастся открыть не более трех-четырех новых стабильных бизнесов», — оценивает Ахмеров.

По словам советника главы Крыма, в среднем центр будет инвестировать в пределах 10 млн. рублей на каждую заявку, но в конечном итоге все зависит от конкретного бизнес-плана. Кроме того, для тех, кто хочет получить финансирование, будет стоять жесткий фильтр по добропорядочности и этичности. Планируется, что кооператив заключит соглашения с автономией крымских татар и с МАИБ Марата Кабаева. Автономия будет наделена правом презентовать центру своих претендентов, желающих развивать свое дело, а международная ассоциация исламского бизнеса, помимо прочего, привлечет к процессу независимых экспертов — «людей, которые уже состоялись как исламские предприниматели и работают в российских столицах и по всей стране». В итоге проект должен выйти на всероссийский уровень — ведь Крым, подобно Татарстану, собираются превратить в предпринимательский кластер.

Первый транш на развитие проекта в виде чека на 3 млн. рублей был сделан сразу после окончания круглого стола в Симферополе

«ТАТАРСТАН ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ ПИЛОТНЫМ РЕГИОНОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИСЛАМСКИМ ФИНАНСАМ В РОССИИ»

Первый транш на развитие проекта в виде чека на 3 млн. рублей был сделан сразу после окончания круглого стола в Симферополе. Эти деньги предназначены для строительства спортивных залов на полуострове. Как объяснили «БИЗНЕС Online» в правительстве Крыма, программа осуществляется по инициативе Бальбека и под его контролем. Два спортзала уже готово: один из них сдается 1 мая, другой — к концу будущего месяца. Дело — за строительством новых. «Дел-то у нас много: и в Крыму, и по всей России, — отметил в разговоре с корреспондентом нашего издания президент МАИБ. — К примеру, в сфере спорта члены нашей ассоциации поддерживают крымскую футбольную команду „Джанкой“. В сфере бизнеса проекты могут быть самыми различными — как связанные с Крымом, так и с другими российскими регионами. Мы думаем, что центр исламского банкинга станет самостоятельным финансовым инструментом — к примеру, в виде кооператива, который будет базироваться в РК, но действовать достаточно широко». Сама МАИБ, по словам Кабаева, в настоящее время тоже активно формируется, остались «некоторые бумажные дела» и процедуры открытия филиалов в регионах, чтобы ассоциация заработала в полную силу.

Между тем центр исламского банкинга в Крыму не вытеснит с рынка аналогичные татарстанские структуры и вряд ли станет для них конкурентом, подчеркивают инициаторы проекта. «Его нельзя считать заменой или альтернативой департаменту партнерского банкинга, который действовал до недавнего времени в РТ, — говорит Якупов. — Татарстан по-прежнему остается пилотным регионом по отношению к исламским финансам в России. После отзыва лицензии у Татагропромбанка это направление не иссякло — у нас действуют евразийская лизинговая компания „Иджара“, финансовый дом „Амаль“, „АК БАРС“ Банк и другие инициативы. В случае с департаментом партнерского банкинга все понятно: если пострадал материнский банк, данная структура не может остаться в стороне. Конечно, их постигла та же судьба, что и ООО „Татагропромбанк“».

Департамент развития партнерского банкинга некоторое время действовал в рамках Татагропромбанка, входившего, в свою очередь, в обанкротившиеся ныне структуры ТФБ Роберта Мусина

Напомним, департамент развития партнерского банкинга (ДРПБ) некоторое время действовал в рамках Татагропромбанка, входившего, в свою очередь, в обанкротившиеся ныне структуры Татфондбанка (ТФБ) Роберта Мусина. Летом прошлого года эта структура, предназначенная стать первым Islamic window в одном из крупных российских банков, прославилась своим предложением «хаджа в рассрочку». Но затем удар, нанесенный по ТФБ, срикошетил и по департаменту, после чего информация о нем перестала появляться. «В настоящее время департамент бездействует — по той простой причине, что закрыт Татагропромбанк, чьим филиалом являлась эта экспериментальная структура, — объяснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ директор ДРПБ Роман Абдуллин. — Департамент не умер, он просто временно прекратил работу, потому что был завязан на чужую банковскую лицензию, отозванную в апреле. Но все обязательства перед клиентами выполнены, никаких задолженностей нет. И сейчас наш центр ведет активную работу по поиску потенциальных партнеров. Была проделана огромная работа, много всего было достигнуто, не хотелось бы это потерять. А то, что сейчас открывается похожий центр в Крыму, — это на самом деле здорово. Мы видим, что ростки исламских финансов начинают прорастать и в других российских регионах. Это означает, что рано или поздно количество перейдет в качество».

Талия Минуллина Количество исламских финансовых институтов продолжает прирастать и в Татарстане. Руководитель АИР РТ Талия Минуллина заявила о создании «новой автономной структуры для партнерского банкинга», где будут предоставлять банковские услуги по канонам шариата

Между тем количество исламских финансовых институтов продолжает прирастать и в Татарстане. Одновременно с анонсом открытия центра исламского банкинга в Крыму стало известно и о создании «новой автономной структуры для партнерского банкинга» в республике. Об этом заявила накануне руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, уточнив, что организация будет предоставлять банковские услуги по канонам шариата. По словам Минуллиной, с предыдущим центром партнерского банкинга эта инициатива не будет никак связана. Интерес к данному направлению проявляют Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк. «Исламские финансы мы в Татарстане воспринимаем как инструмент возможной диверсификации финансовых продуктов, поэтому сначала хотели бы создать так называемые партнерские окна», — пообещала руководитель республиканского АИРа и добавила, что концепция нового центра практически разработана. Есть планы по сотрудничеству с коллегами из Азербайджана и Казахстана. «В этом году планируем активизироваться», — сказала Минуллина.

Остальные подробности проекта пока держатся в тайне. «Мы планируем сделать анонс этого события, серьезного для Российской Федерации, на площадке международного экономического саммита „Россия — исламский мир: KazanSummit 2017“, который пройдет в столице Татарстана 18 - 20 мая», — передала через пресс-службу корреспонденту «БИЗНЕС Online» Талия Ильгизовна.

Любопытно, что инициаторы крымского проекта оказались не в курсе начинаний АИРа. Якупов, узнав о планах Минуллиной от корреспондента «БИЗНЕС Online», оказался весьма удивлен. Так или иначе, инициатива подоспела как раз вовремя: после того как Крым включился в негласное соревнование по освоению исламских финансов, республике важно не утратить пальму первенства в этой сфере. Поэтому не приходится сомневаться, что зеленый свет открытию новой структуры будет дан. Однако пойдет ли процесс дальше громких новостных заголовков и амбициозных заявлений, пока сказать сложно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.04.2017 13:16

А в Татарстане господин Якупов хотя бы один реально действующий проект запустил? И это при том, что у него здесь было все для этого.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:08

    Попутного ветра!

    • Анонимно
      27.04.2017 15:21

      посмотрел ролик где выступает советник.. вот у меня вопрос кто будет будет финансировать эти сделки?? и как будут собирать обратно деньги, ведь раздавать деньги это не собирать деньги...

    • Анонимно
      27.04.2017 16:14

      Точно! Чтоб прям туда и как можно сильнее дул!

  • Слышал из СМИ, что исламский банкинг в Саудовской Аравии в агонии! Но мы же как всегда испытательный полигон всяческих инноваций!

    • Анонимно
      27.04.2017 13:36

      Пока саудовская королевская семья финансировала свои собственные проекты под фишкой исламского банкинга , всё было нормально - из одного кармана перекладывали в другой карман. Но когда они захотели что бы банк был совладельцем всех бизнес-проектов, и когда эти проекты начали накрываться, тут возник вопрос - а нужен ли этот механизм. Тем более весь мир работает уже полтысячи лет по ссудному проценту. и всё прекрасно.

      • Анонимно
        27.04.2017 14:08

        если бы было все прекрасно, эта система не давала бы сбоев. а так, даже на примере наши банков-банкротов, видны недостатки этой системы.
        Банк всегда должен платить проценты по вкладам, в прибыли он или в убытке. Вкладчики (у кого есть деньги) всегда имеют деньги не рискуют нормальным образом. Но все таки в конце концов теряют свои деньги при банкротсве банка.
        А в исламской системе банкинга подход другой, партнерский. Если банк зарабатывает то и партнер зарабатывает. Если в убытке, они оба, банк и вкладчик в убытке. это говоря простым языком.

        Так же в исламском банкинге финансируется (кредетуется) реальный актив, а не воздух, как бывает иногда в обычных банках. Это, если говорить о возвратности средств банка. Например, если человек берет кредит в обычном банке и проедает его, тратит куда угодно, то и взыскивать с него почти нечего. А в исламском банке по другому. Многие операции торговые. То есть имеют в будущем залог.

        • Анонимно
          27.04.2017 15:20

          Каждый год одно и то же. Всем сказали мантру, и все её умилённо повторяют.

          Простой и человеческий вопрос к вам : Вы заработали деньги и создали Банк. Вам предлагают - давайте вы дадите ваши деньги и деньги ваших вкладчиков вот этому дяде, и разделите с ним все риски.

          Ответ: Оно вам надо? Своими деньгами делить чужие риски? Тем более в России?)))) Где ни у кого нет прибыли.)))

        • Анонимно
          27.04.2017 15:24

          Все верно вы написали. Было бы хорошо, если бы наша банковская система переняла часть опыта исламских банков. Глядишь и меньше бы Татфондов было.

          • Анонимно
            27.04.2017 17:36

            Как вы вообще понимаете перенять опыт. Чей? У арабов нет исламского банкинга. И не было никогда.

            И как банк должен участвовать в ваших проектах? Представьте - 2000 предпринимателей региона взяли деньги на проекты. Сколько в банке должно быть клерков, что бы сопровождать эти сделки. На постоянной основе и в течении 3-5 лет.

        • Анонимно
          27.04.2017 17:10

          ХАХАХАХХАХА! Диванный эксперт, ты хоть один день проработал в банке?

          • Анонимно
            29.04.2017 10:54

            на:"Как вы вообще понимаете перенять опыт. Чей? У арабов нет исламского банкинга. И не было никогда."

            - полнейшая чушь! не знаете о чем пишите. В КСА, например, половина банковской системы работает по исламским принципам. Есть страны, где полностью исламская банковская система. Темпы роста отрасли - в целом по миру, впечатляют экспертов - 10-15% в год.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:16

    Просто движуха.. пыль.. есть компании масраф в Дагестане , амаль в Казани работают достаточно долгое время стройте на базе них ... зачем велосипед изобретаете.. а госпожу Минуллину ждем в гости в Амаль

  • Анонимно
    27.04.2017 13:16

    А в Татарстане господин Якупов хотя бы один реально действующий проект запустил? И это при том, что у него здесь было все для этого.

    • Анонимно
      27.04.2017 17:32

      10 лет занимается этим вопросом, проел кучу бюджетных денег, а ВОЗ и ныне там. Булдыралар икэн егетлэр! Мэнге Тау.

    • Анонимно
      27.04.2017 20:47

      Ага, и это будет очередной нереализованный проект под председательством Якупова

  • Анонимно
    27.04.2017 13:21

    Чем больше халяльных площадок, тем лучше. Аллага шокер.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:25

    Нашли место, ну дают эти деятели. Может решили, что отдых у моря и финансы хорошее дело. Б

  • Анонимно
    27.04.2017 13:28

    Талия ревнует? Ей то с чего? Решает чтоли чего нибудь?

  • maximteregul
    27.04.2017 13:29

    Дааа, придется Талие подольше в хиджабе походить.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:31

    Сдается мне, что активизация всех этих халяль-банков (которые и не банки, а перекупы/инвестфонды) связана с зачисткой в банковском секторе.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:35

    Да, обидно, когда инициатива Татарстана перехвачена и будет реализована другим регионом!

  • Анонимно
    27.04.2017 13:54

    Крым жалко(((

  • Анонимно
    27.04.2017 13:58

    Они навязывают нам свои каноны шариата, а мы рады.

    • Анонимно
      28.04.2017 05:26

      Главное, чтобы шариатские суды тут не начали устраивать. За этим, я надеюсь, проследит ФСБ.
      А с финансами - пусть себе играются, но только не за счет бюджета!

  • Анонимно
    27.04.2017 14:00

    В АИР не могут отвечающий требованиям общественный совет создать, на исламский банкинг замахнулись

  • Анонимно
    27.04.2017 14:04

    может Абдуллин Р. выскажет мнение?

  • Анонимно
    27.04.2017 15:04

    Что Минуллина понимает в исламских финансах? И финансах в целом? Человек пединститут закончил...

  • Rinat_16rus
    27.04.2017 15:17

    Это опять-таки не банкинг, будь он хоть три раза "исламский". Это инвестиционный центр - никто не мешает собраться трем-пяти-100 тысячам предпринимателей, скинуться по какой-то сумме и поручить какой-либо компании этими средствами управлять. Только это не банк и он вне банковской системы. И договора будут основаны не на законах шариата, а на Гражданском кодексе. И случись чего, предприниматель, получивший финансирование в такой структуре, будет воззывать не к кадию, а к обычному арбитражному суду. А "исламская" специфика - это некий антураж. Если предпринимателю комфортнее, что его обслуживают операционистки в хиджабах - ну, почему бы нет. Только надо понимать, что это не исламский банкинг, который действительно, в отличие от обычного, почему-то не подвергался кризисам и коллапсам, а обычное партнерство; к тому же отчетность исламскому предпринимателю все равно придется сдавать не по правилам шариата, а по ПБУ и в соответствии с Налоговым кодексом, в случае чего и щемить его будут по ним же. Тогда вызывает вопросы пафос что думских депутатов, что нашего АИР - "мы делаем исламский банкинг". Может, уже уйти от термина "банкинг", уж Якупов-то хорошо знает, что такое банкинг вообще и исламский в частности

    • Анонимно
      27.04.2017 16:21

      Просто, к сожалению, слова "исламский" и "халяль" для многих стали определенным фетишем и используются предприимчивыми бизнесменами как один из инструментов манипуляции для ведения своего дела. Эдакий маячок-приманка. А так вы все правильно написали.

  • Анонимно
    27.04.2017 15:45

    бюджет проекта 3 млн рублей! вы вообще о чем?

  • Анонимно
    27.04.2017 16:25

    Автокредит в исламском 23% ,в обычном 11%.

  • Анонимно
    27.04.2017 16:57

    переплата за 300 в банке 100,
    а в исламском 240. + тебе не кто за досрочно погашения перерасчёт не сделает. попутного ветра вам Исламский банк и Амаль. не гвоздя не жезла)

    • Анонимно
      27.04.2017 20:04

      За все надо платить, в т.ч. за оказание услуг, способом, не противоречащим убеждениям клиента. Не нравится кредит со страховкой - бери под повышенный %, хочешь вместо кредита рассрочку - без проблем, но с наценкой.

  • Анонимно
    27.04.2017 17:21

    Линар теперь невъездной как минимум на Украину и как максимум в США?

  • Анонимно
    27.04.2017 18:11

    Исламская козырная карта российского игрока в международном соперничестве. А может это лишь только "блефование"? Выдать желаемое за действительное...

  • Анонимно
    27.04.2017 19:52

    МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ЛЮБЫЕ НАЧИНАНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ДОЛЖНО ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ ЭТИХ СТРУКТУР, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ, КОТОРЫЙ УСПЕШНО УМИРАЕТ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ФИНАНСОВ И НЕПОМЕРНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВКАХ ЗА КРЕДИТЫ!!! БРАВО МАРАТ ВАЗИХОВИЧ!!! ПРАВДА ЕСТЬ ПОЖЕЛАНИЕ НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТОГО ЧИСТО РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРОЕКТ! ПОНИМАЕМ, ЧТО ЕСТЬ СВОИ ПРАВИЛА БИЗНЕСА ПО ШАРИАТУ И ЭТО В СИСТЕМЕ ДОЛЖНО СОБЛЮДАТЬСЯ, НО К СОЖАЛЕНИЮ НЕ ВИЖУ В ВАШЕЙ ПРЕКРАСНОЙ КОМПАНИИ ЛИЦ ДРУГОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ И ПОНИМАЮТ ОТЛИЧИЯ ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА И БАНКОВО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЭТО ПРИЕМЛЕМО И КТО МОГ БЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ В РАЗВИТИИ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО НАЧИНАНИЯ!!! ВАЖНО ВЫБРАН И РЕГИОН, В КОТОРОМ ПРОЖИВАЕТ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И КОТОРЫЙ СЕЙЧАС НУЖДАЕТСЯ В РАЗВИТИИ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРИЗНАНИИ!!! УДАЧИ ВАМ!!! ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПРЕЗИДЕНТА РФ, Д.Э.Н., ПРОФЕССОР ВЛАДИМИР ХОМЕРИКИ

    • Анонимно
      27.04.2017 23:43

      нажмите Caps Lock пожалуйста. После этого можете вновь печатать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже