Общество 
23.08.2016

В хадж с Робертом Мусиным: квоту Татарстана на Мекку и Медину спасут «халяльные» кредиты?

Как инновация центра партнерского банкинга вызвала богословские споры и обвинения в отступничестве от ислама

На этой неделе первые паломники из Татарстана отправятся в хадж. Помочь в заполнении выделенной республике квоты в 1,2 тыс. мест вызвался созданный в марте центр партнерского банкинга — экспериментальный в масштабах России полигон исламских финансов. Структура, принадлежащая Роберту Мусину, предлагает верующим рассрочку до 5 лет. Берут за это, что называется, по-божески — всего 13,4% годовых. Тем не менее новшество вызвало неоднозначную реакцию: как насчет запрета на ссудный процент?

Роберт Мусин Хадж в рассрочку — такую невиданную возможность мусульманам предлагает казанский центр партнерского банкинга (контролируется Робертом Мусиным (справа) Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ХАДЖ ПОД 13,4% ГОДОВЫХ?

По одежке протягивай ножки — этот принцип лежит во многих предписаниях ислама, в том числе при паломничестве в священные места — Мекку и Медину. Образно говоря, если у тебя есть возможность, в том числе и финансовая, совершить хадж — совершай, а если нет, то с тебя снимается эта обязанность.

В сентябре текущего года верующие, обладающие в равной степени желанием и возможностью отправиться в хадж из Татарстана, будут ограничены республиканской квотой в 1200 человек. Будет ли она заполнена полностью — это пока вопрос. Известно, к примеру, что в прошлом году квота составляла 1500 человек, но в итоге только 750 мест, то есть ровно половина из предложенных, была востребована паломниками. Количество отправляющихся в хадж из республики сокращается с каждым годом: к примеру, в 2013 - 2014 году квота для РТ была значительно больше: 1800 человек. А тут еще и кризис.

Исправить ситуацию, как стало известно «БИЗНЕС Online», призвана новая услуга — хадж в рассрочку. Такую невиданную возможность мусульманам предлагает первая в России кредитная организация, работающая по канонам шариата, — казанский центр партнерского банкинга (ЦПБ), существующий в форме филиала Татагропромбанка (через ООО «Новая нефтехимия» банк контролирует Роберт Мусин). Клиенты могут получить финансирование паломнических туров (хадж и умра) по программам ДУМ РТ «Хадж». Финансирование предоставляется на срок от 6 до 60 месяцев на сумму от 30 тыс. до 500 тыс. рублей. Воспользоваться услугой могут физические лица в возрасте от 20 до 60 лет.

Клиенты ЦПБ могут получить финансирование паломнических туров по программам ДУМ РТ «Хадж». Финансирование предоставляется на срок от 6 до 60 месяцев на сумму от 30 тыс. до 500 тыс. рублейЧтобы открыть, нажмите

По словам специалиста центра Айдара Саттарова, речь не идет о классическом коммерческом продукте — наоборот, в его основе лежит альтруизм: «В принципе, это можно рассматривать больше как помощь. Для людей, которые не имеют возможности накопить на хадж». Однако у «альтруистической» инициативы сразу нашлись критики, которые, сделав нехитрый расчет, пришли к выводу, что прибыль, пусть и небольшую, центр партнерского банкинга все равно получает. К примеру, если клиент воспользуется одним из самых дешевых туров, который предлагает оператор «ДУМ РТ Хадж» («суперэконом» с вылетом из Казани), стоимостью 140 тыс. рублей, имея на руках минимальные 10% первоначального взноса (14 тыс. рублей), то с рассрочкой на год поездка обойдется ему в 158,8 тыс. рублей. Разница — 18,8 тыс. рублей, или 13,4% годовых. Для потребительского кредита это немного. Но тем не менее возникают сомнения, не идет ли здесь речь о запрещенном в исламе ссудном проценте.

Центр партнерского банкинга У «альтруистической» инициативы сразу нашлись критики, которые, сделав нехитрый расчет, пришли к выводу, что прибыль, пусть и небольшую, ЦПБ получает Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ЭТИ БАНКИНГИ ЧЕЛОВЕКА ДУРАЧАТ, ЛИШЬ БЫ ДЕНЕГ НА НЕМ ЗАРАБОТАТЬ»

Известный в республике специалист по исламскому банкингу и финансам, советник премьер-министра РТ Линар Якупов был очень удивлен, узнав о возможности поехать в хадж в рассрочку. «Это, получается, ездить в хадж в кредит? Я такого не знаю, — заявил Якупов „БИЗНЕС Online“. — Сегодня есть институты хадж-фонда. Но это больше сберегательные фонды, когда деньги накапливаются. У данного механизма есть инвестиционный компонент. Эти деньги инвестируются, человек получает определенную прибыль, соответственно, его накопления плюс прибыль от вложенных им средств аккумулируются, получаются средства, которые достаточны для того, чтобы совершить хадж. Хадж ведь такой столп ислама, который совершается, только если у тебя есть возможность его совершить. Деньги есть — едешь. Денег нет — не едешь».

Линар Якупов Линар Якупов: «Хадж ведь такой столп ислама, который совершается, только если у тебя есть возможность его совершить. Деньги есть — едешь. Денег нет — не едешь» Фото: prav.tatarstan.ru

Правда, если рассматривать предложение центра партнерского банкинга как услугу, которую компания покупает, а потом перепродает, тогда они формально будут в соответствии с требованием шариата, говорит советник главы правительства Татарстана: «Услуги и товар имеют одинаковую природу. Но должно быть четко прописано, что в эту услугу конкретно входит. Вопрос для большого количества людей останется спорным. Но раз с таким продуктом вышли, посмотрим, какие будут реакция, спрос».

Более категоричен имам казанской мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, который отвергает хадж в рассрочку не из-за ссудного процента, а по другой причине: «Аллах нам предписал совершение пяти столпов: иман, намаз, ураза, хадж, закят. Хадж же обязателен, если есть возможность — как физическая, так и финансовая. Согласно шариату, уезжая в хадж, семья паломника должна иметь возможность год прожить без него, не бедствуя. То есть могут ехать только состоятельные люди. В путешествии же бывает всякое: может быть, он не вернется. Кто этот долг тогда будет выплачивать — семья? Этим ведь обрекают жену и детей на нищету. Если у человека нет финансовой возможности совершать паломничество, то Аллах его освобождает от этого. Так же, как и с курбаном. Если у тебя нет денег на жертвенное животное или же ты не можешь дать пожертвование, то с тебя снимается обязанность. Эти банкинги человека дурачат, лишь бы денег на нем заработать».

Мансур Джалялетдин Мансур Джалялетдин: «В путешествии же бывает всякое: может быть, он не вернется. Кто этот долг тогда будет выплачивать — семья? Этим ведь обрекают жену и детей на нищету» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Опытнейший игрок на рынке хадж-услуг, экс-директор компании «Идель-хадж» и преподаватель медресе имени 1000-летия принятия ислама Аяз Мингалеев считает, что лучше в этом вопросе опираться на малайзийскую систему: «Я знаю, что допускается, если какой-то товар отдается в рассрочку, но можно ли рассматривать хадж в виде товара? Мне кажется, что исламский центр банкинга имеет возможность делать накопительную систему. Это малайзийская система, мы ее уже внедряли в свое время. Кандидат на паломничество будет накапливать деньги. Например, с детства родители могут на счет ребенка положить 1000 рублей. И эти деньги будут инвестироваться при помощи халяльных механизмов, начнут приносить прибыль, на которую ребенок, после того как вырастет, может совершить хадж».

ОКНО К ИСЛАМСКИМ ДЕНЬГАМ ОТ РОБЕРТА МУСИНА

Хадж в рассрочку — это первая громкая инициатива центра, открытого с помпой в марте текущего года с участием президента РТ Рустама Минниханова, первого зампреда ЦБ РФ Алексея Симановского, министра экономики Татарстана Артема Здунова и других высокопоставленных чиновников. Солировавший тогда на торжественной церемонии владелец организации Мусин заверил собравшихся: «У меня существуют большие репутационные риски в данном проекте, если он окажется неудачным, поэтому мы будем выверять каждый шаг». Обеспокоенность Мусина можно понять: ведь именно Татфондбанк (ТФБ) впервые в современной России открыл Islamic window, каким, по сути, является центр партнерского банкинга. Это еще не полноценный исламский банк (тем более что, по настоянию Центробанка, даже прилагательное «исламский» оказалось заменено на политкорректное «партнерский»), но это все равно «окно на Восток». И от успеха и востребованности пилотного проекта зависит будущее исламских финансов в России.

ЦПБ существует меньше полугода (с 23 марта 2016 года), поэтому подводить итоги пока рано, но и о стартовом ажиотаже говорить не приходится. Согласно предоставленной ТФБ в распоряжение «БИЗНЕС Online» статистике, за последние 3 месяца центр обработал более 600 обращений потенциальных клиентов из Татарстана и более 270 — из других регионов РФ. В результате прирост клиентской базы составил 214 человек (открыли счета и получили карты). Примерно 40 компаний также открыли счета и перешли на РКО. Реализовано 15 зарплатных проектов, при этом количество клиентов по активным операциям (с учетом того, что соответствующие продукты были запущены только в июле) пока мизерное — всего лишь 14.

Искандер Исхаков Искандер Исхаков: «Финансирование предоставляется только финансово устойчивым людям» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Пост директора по финансовым сделкам ЦПБ занимает Искандер Исхаков, который часто выступает также в качестве исполнительного директора НКО «Центр развития исламской экономики и финансов» и одновременно владеет ООО «Торговый Дом «Партнерский». Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам Исхаков, эта структура «является, по сути, частью центра партнерского банка и создана для реализации подобного рода услуг (исламское финансированиеприм. ред.), так как по российскому законодательству банк такие услуги пока оказывать не может». Другими словами, финансирование клиентов осуществляется посредством ООО «ТД «Партнерский», а не банковской организации (об этом есть пометка со звездочкой на его сайте).

Отметим, что такая схема довольно распространена на банковском рынке: через подобные аффилированные прокси-структуры банки часто финансируют строительство или занимаются микрокредитованием, обходя требования регулятора, что, конечно, в обычных случаях не особо приветствуется ЦБ, но в случае с ЦПБ по-другому организовать дело действительно было бы невозможно.

Создание же центра позволило Татарстану чуть ближе подобраться к тем самым «халяльным» деньгам, разговоры о которых ведутся уже больше десятилетия. В мае между Татфондбанком и группой Исламского банка развития (ГИБР) был заключен «меморандум о взаимопонимании» — на три года вперед (имеется в распоряжении редакции). Исламский банк развития (с капиталом в 15 млрд. исламских динаров), чья штаб-квартира находится в Саудовской Аравии, не нуждается в рекомендациях и одновременно славится своей осторожностью. До сих пор в РФ не было организации, которая могла бы претендовать на роль представителя ГИБР в нашей стране. Конечно, подписанный сторонами документ не предвещает, что таковая появится, и все же предусматривает «оказание помощи ТФБ во внедрении исламских банковских операций», создание целевой рабочей группы из представителей Татфондбанка и ГИБР и многое другое.

Камиль Самигуллин Камиль Самигуллин успокаивает верующих, поясняя, что даже если человек едет в хадж в не вполне правильных обстоятельствах, то он все равно засчитывается Фото: dumrt.ru

«ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ФИНАНСОВО УСТОЙЧИВЫМ ЛЮДЯМ»

Критику в адрес «хаджа в рассрочку» отвергают в ДУМ РТ. Как заверили «БИЗНЕС Online» в управлении, совет улемов рассматривал возможность оказания такой услуги на одном из своих заседаний и не нашел ничего противоречащего исламу. Кроме того, все продукты и договоры ЦПБ подтверждаются специалистом, имеющим сертификат AAOIFI (организация по бухучету и аудиту для исламских финансовых институтов прим. ред.).

Сам муфтий РТ Камиль Самигуллин успокаивает верующих, поясняя, что даже если человек едет в хадж в не вполне правильных обстоятельствах, то он все равно засчитывается: «Хадж действительно становится фарз (индивидуальная обязанность, т. е. предписание, которое является обязательным для каждого мусульманина,прим. ред.) только в том случае, если есть средства на дорогу, туда и обратно, а запасы нужно оставить семье. Но в любом случае, если человек вот так поедет, он выполнит свой фарз. Например, для женщины обязательным условием является быть с махрамом (в исламском праве: близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но с которым имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие, прим. ред.), то есть чтобы ее сопровождал близкий родственник. Но, скажем, женщина каким-то образом без мужа или отца поехала в хадж... Что она совершила? Грех. Но хадж все равно засчитывается. Никто не скажет, что хадж неправильный. С данных позиций, наверное, надо рассматривать это».

Не согласны с оппонентами и в самом ЦПБ. «Нас обвиняют в том, что мы рискуем загнать семью человека, отправляющегося в хадж, в долговую кабалу? — недоумевает Исхаков. — Но мы подходим к этому вопросу так, что финансирование предоставляется только финансово устойчивым людям. Прежде чем ЦПБ согласится выделить деньги, мы проверяем денежный статус потенциального клиента и его семьи, кредитную историю. Второй важный момент: ни по исламу, ни по действующему российскому законодательству долги заемщика не передаются по наследству. Соответственно, если человек нам должен деньги по договору, то его родственников этот долг не касается. Каким же образом семья окажется в кабале?» (На самом деле не совсем так: согласно статье 1175 ГК РФ, наследники отвечают по долгам «в пределах стоимости наследственного имущества», например, доли в квартире.)

По словам Исхакова, на сегодняшний день за «хаджем в рассрочку» в центр обращаются люди вполне обеспеченные, собственники бизнесов. «Допустим, сейчас у них нет свободных денег, средства вращаются в деле, но есть желание поехать в хадж, — моделирует ситуацию директор по финансовым сделкам ЦПБ. — Они понимают, что на следующий год стоимость поездки может вырасти и лучше отправиться в путь сейчас. Среди наших клиентов, скажем, есть семья, которая решила поехать в хадж впятером на миллион рублей. Мы ведь живем здесь и сейчас...»

Что касается обвинений в «наживе» и даже «скрытом ссудном проценте», то, как объясняет Исхаков, исламские продукты предполагают прибыль. «Сделки торгового финансирования немыслимы без продажи товара либо услуг, а банк в этом случае просто устанавливает цену, — говорит один из руководителей ЦПБ. — Но реализация сделок финансирования в нашем случае заключается в оказании конкретной услуги или продаже конкретного товара, за которые мы несем ответственность. К примеру, если туруслуга не будет оказана клиенту, то мы уже не имеем права на взыскание платежей. Поэтому наша услуга не является предоставлением денежного займа, и наценка, которую мы устанавливаем, является составной частью конечной цены за паломнический тур, со всеми рисками и ответственностью, сопутствующими его реализации. Для сравнения: представьте ситуацию, когда человек взял кредит в классическом банке для оплаты отдыха на Бали, но выбранная туркомпания либо прогорела, либо по каким-то другим причинам не смогла реализовать путевку. Для обычного банка это не будет иметь никакого значения — все равно клиент будет должен. Мы же представляем услугу с ответственностью за то, что она будет оказана».

Каким образом реализуется эта ответственность, «БИЗНЕС Online» рассказал директор департамента развития партнерского банкинга Татагропромбанка Роман Абдуллин. По его словам, центр предоставляет своему клиенту целый комплекс услуг: не заставляет его страховаться, берет на себя все риски, связанные с неотправкой хаджа или форс-мажорами на пути в Мекку и Медину, оплачивает сам хадж и пр. «Банк, как это и следует из его названия, выступает полноценным партнером», — подчеркивает Абдуллин.

Между тем сам договор на финансирование хаджа является, по всей видимости, страшной тайной. Одной из читательниц «БИЗНЕС Online», которая хотела его посмотреть по просьбе своей матери, собиравшейся ехать в хадж, документ на руки не дали, сославшись на отсутствие бумажного варианта в офисе. Обещание выслать по электронной почте также не было выполнено.

Сколько мусульман решили воспользоваться хаджем в рассрочку, пока неизвестно, в центре партнерского банкинга нам сообщили, что большинство заявлений находится в стадии рассмотрения. «ДУМ РТ Хадж», впрочем, как и республиканский муфтият, обещает озвучить цифры лишь в тот день, когда первая партия паломников отправится в Мекку и Медину, предположительно, это случится 28 августа.

... Сколько мусульман решили воспользоваться хаджем в рассрочку, пока неизвестно. Республиканский муфтият обещает озвучить цифры лишь в тот день, когда первая партия паломников отправится в Мекку и Медину
Фото: prav.tatarstan.ru

«ЭТО ПРОСТО ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕПРЫГНУТЬ РАМКУ, А ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ КАНОНАМ ИСЛАМА»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов прокомментировать, насколько допустим хадж в рассрочку с точки зрения норм ислама.

Фарид Салман — руководитель центра Священного Корана и Пречистой Сунны:

— Данное новшество является не чем иным, как бидат, то есть нововведением. Пророк Мухаммед говорил: «Держитесь подальше от бидата. Все бидаты — заблуждение, а всякое заблуждение приводит в Ад». Причем в данный момент я затрудняюсь сказать и не буду говорить, что это: бидат хасана (полезное нововведение) или бидат кабиха (плохое нововведение). Само понятие «исламская экономика», как ее преподносят в некоторых пакетах банкинга, — это не до конца изученный процесс. Есть большая когорта ученых, которые совершенно не приемлют данный продукт, в том числе и хадж в рассрочку.

Хадж в рассрочку — что это? Это не машина, не холодильник. Кто может совершить хадж? Вопрос политический — наличие визы, вопрос экономический — материальная способность предполагаемого паломника совершить хадж, ну и здоровье должно быть. Где гарантия того, что паломник, который взял рассрочку, вернется живым и здоровым и проживет тот срок, до которого ему нужно выплатить все взятые в долг деньги?

Это дело ученых мужей, чтобы была дана оценка и общемусульманская фетва в рамках Исламской академии фикха в Джидде или группами экономистов, мусульманских ученых. Только таким образом.

Но на данный момент я не вижу дозволенного. Это просто желание перепрыгнуть рамку и недовольство своей судьбой, а это противоречит канонам ислама.

Рустам Курчаков — экономист:

— Похоже, что это не халяль, но нужно изучить механизм изнутри. А с экономической точки зрения сложно дать какую-то оценку, потому что экономики у нас нет, она давно превратилась в разные вещи — жульничество, ростовщичество, коррупцию и т. д. Экономики в том смысле слова, которое оно имело изначально, уже давно нет, последние годы точно. А что касается ислама и халяля, нужно очень серьезно проверять, потому что процентов на 90 это тоже обман. Но время такое — ахыр заман («конец света» в переводе с татарского прим. ред.), все нужно проверять на качество. Проверочным словом для экономики является «хозяйство». И в связи с этой финансовой схемой по хаджу нужно употребить слово «хозяйство». Там есть какое-то хозяйство или просто финансовая махинация?

«РЕСПУБЛИКЕ НУЖНО ВОЗВРАЩАТЬ УТРАЧЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ПО УЧАСТИЮ В ХАДЖЕ»

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— В жизни бывают очень разные ситуации, по-разному их можно рассматривать с точки зрения исламского права, но для этого (то есть для рассмотрения спорных вопросов) у нас в республике существует совет улемов, возглавляемый лично муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Насколько я знаю, вопрос о хадже в рассрочку был рассмотрен на совете улемов, было принято положительное заключение. У меня как у классического стандартного мусульманина все, что принято советом улемов под председательством Камиля хазрата, не вызывает никаких сомнений — я полностью доверяю их мнению. Если бы я захотел поехать в хадж, но сию минуту у меня не нашлось бы свободных денежных средств (а у меня много активов, много денег в обороте), то я бы без колебаний прибегнул к предложенному способу.

По вопросу о прибыли еще проще. Те, кто знает, чем отличается исламский банкинг от неисламского банкинга, не находят в рассрочке никаких проблем. А те, кто критикует, оставляют это на своей совести. Продукты центра партнерского банкинга являются разрешенными, халяль, и все мусульмане спокойно могут этой рассрочкой пользоваться. Тем более что республике нужно возвращать утраченные позиции по участию в хадже. Почему уменьшается число паломников? Не потому, что снижается число верующих, а потому, что на дворе кризис, да и разные бывают обстоятельства (мы об этом уже говорили). Не исключено, что инициатива по хаджу в рассрочку поможет переломить эту негативную тенденцию.

Будет ли в России востребован исламский банкинг?
11%Да, ведь верующих с каждым годом все больше
28%Нет, жили без него и дальше проживем
22%Эта форма финансирования интересна всем, не только мусульманам
39%Весь смысл – привлечь деньги из мусульманских стран, но пока не получается
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (166) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.08.2016 09:07

Почему Аллах сохранил в свое время лишь мечеть Марджани, а остальные большевики закрыли? Ибо она была построена на халяльные деньги. С миру по нитке. А тут банк занимающийся риба, живущий на проценты якобы помогает мусульманам. Не смешите меня, господа.

  • Анонимно
    23.08.2016 08:33

    Однозначно это риба. Это весьма грешно, и брать, и особенно давать. Пятно ляжет... Оно лежит даже на тех, кто брал и расчитался. Пятнышко маленькое, но выжигающее все вокруг себя.

    • Анонимно
      23.08.2016 09:20

      Кто кредит или ипотеку брал - тем обязательно надо в хадж. Грех замаливать. Про банкиров, выдающих кредиты - я вообще молчу.

    • Анонимно
      23.08.2016 09:37

      Какая температура пламени? Можно ли воду скипятить. Кубометр

      • Анонимно
        23.08.2016 10:39

        Смотрите, не обожгитесь, может тогда поймете. Хотя жестокость наказания Всевышнего еще и в том, что люди даже не понимают за что мучаются.

        • Анонимно
          23.08.2016 11:34

          так все мучаются. но одни пытаются понять в чем причина, а другие веруют что бог наказал и дальше живут мучаясь. а надо всеголишь больше работать

      • Анонимно
        23.08.2016 11:09

        Узнаешь в свое время, дорогой:)

      • Анонимно
        23.08.2016 14:57

        В ледяной воде тоже трудно сидеть

      • Анонимно
        23.08.2016 16:42

        Даже с минимальным пламенем можно воду вскипятить понизив давление.

    • Анонимно
      23.08.2016 11:13

      А что в этом удивительного? У нас чиновники утром открывают свиноферму, вечером едут в умру; татарстан, мусульманская республика, крупнейший производитель водки. Так почему бы не быть ссудному хаджу?

    • Анонимно
      23.08.2016 11:30

      "Однозначно" - это ваша Фетва?
      1. Может тогда хотя бы представитесь, чтобы люди знали, кто источник сей фетвы?
      2. На какие доводы Вы опираетесь, вынося подобную фетву?

      • Анонимно
        23.08.2016 13:11

        Только на К'оран надо опираться. Иначе страшна встреча с Мункаром и Накиром.

        • Анонимно
          23.08.2016 15:51

          Наивный.

          • Анонимно
            23.08.2016 20:02

            Берегущийся.

            • Анонимно
              24.08.2016 08:49

              вы неуч, если говорить прямо. доказывается легко. опираться на: 1 Коран. 2 Сунна. (Раз). 3. на мнение галимов, объясняющих нам простым суть первых двух пунктов. Вы галим- чтобы здесь издавать фетвы? нет. (Два). 4. вы даже не понимаете свое незнание, и при этом настаиваете на правоте - гордыня и тщеславие. (Три). Иди учись и помни, очень важно - здравый смысл и середина.

    • Анонимно
      23.08.2016 11:44

      Вы видимо Большой учёный, раз выносите такой однозначный вердикт. Весь Совет Улемов неучи, а вы Великий Шейх. Аплодирую стоя

      • Анонимно
        23.08.2016 13:19

        А разве мужчина не должен сам заработать на Хадж?! Что за схемы по которым рассрочку к заработку приравняли?! человек же осознает, что не заработал, а взял в долг на время получается лишь только видимость, а это уже большой грех от которого уже ни один хадж не спасет т.к. нельзя в подобных ощущениях жить, что с правилами хитрить можно используя различные схемы.

        Очень плохо, что встроенные полицейские Улемы для которых главное процессуальное исполнение на бумаге и обагощение, а не святость духа, одержали верх над верующими провернув подобную схему. Если Вы не согласны то объясните как рассрочку приравняли к заработку? и на каком основании мужчина может поехать в хадж не заработав на него?

      • Анонимно
        23.08.2016 19:09

        И на открытии этого партнерского
        банкинга присутствовал глава ДУМ РТ

    • NIYAZ
      23.08.2016 11:58

      1)То, что хадж в рассрочку-полнейшая чушь, это даже никто не оспаривает.
      2)Муфтий любыми отговорками пытается закрыть квоту (наверное выполняет указ сверху). политический прогиб.
      3)Шагимарданов полез в политику. ему то зачем прогибаться??
      4)исхаков про долги "жарит" просто. ему бы я не доверил деньги.))))

    • Анонимно
      23.08.2016 13:38

      Обсуждалось это все уже несколько лет. И вот они сделали первые шаги от слов к делу. Думаю время покажет. Специально зашел после статьи к ним в офис. Все довольно таки серьезно и красиво. Я всегда желаю успехов всем тем. кто начинает новое направление.

  • Анонимно
    23.08.2016 08:35

    Отсутствие рынка основная проблема развития исламского банкинга. Маркетинг от якупова по освоению арабских денег и добровольно принудительная участие мусина в банкинге пользу умме не принесут. "Рука в прибыли, а сердце с любимым Аллахом" - слоган апм рф. Пока прибыль впервую очередь, то сомнении не избежать.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:39

      Все верно, но в данном случае действует установка "заполнить лимит "

  • Анонимно
    23.08.2016 08:36

    Ну действительно, деньги ведь под проценты. Не имеет значения 0,1% или 13,4%. Процент есть процент и точка. И обманывать, вуалировать словами "ислам", рассрочка не надо. Дураков из людей делать не надо. В любом случае глупцом останется тот кто будет давать ссуду людям под проценты! К сожалению есть сложности с такими вещами, как получить деньги на поездку для совершения паломничества. Где же Вы меценаты?!?!?!

    • Анонимно
      23.08.2016 08:54

      Проблему решат просто. Как всё в исламском банкинге - проценты включат в рассрочку, и всё. 200 тысяч рублей + 2 года рассрочки по 13,4 % это примерно 260 тысяч рублей в итоге. Вот и объявят, что выделяют 260 тысяч рублей на 2 года в рассрочку. С выдачей на руки 200 тысяч рублей. Остальные 60 тысяч пройдут как консалтинг, услуги и т.п. И люди будут от радости плясать)))). И говорить всем, что всё халяль.

    • Анонимно
      23.08.2016 08:55

      Человек должен ехать в хадж если есть возможность, разве нет?

      • Анонимно
        23.08.2016 09:44

        Возможность дает Всевышний, круг родных либо Саваб, банкиры дают грех. Мне жаль их, грех их алчный, уход всегда от нехватки воздуха, видимо Азраил и вправду набивает их рот деньгами пред тем как забрать душу.

        • Анонимно
          23.08.2016 11:24

          Хадж приравняли к товару и услугам? Дед говорил есть правило халяль через харам не делается, в этом оно работает напишите кто знает

  • Анонимно
    23.08.2016 08:43

    А где очередь за бесплатной ссудой? Обещаю, в офисе я буду самым настоящим мусульманином.

  • Анонимно
    23.08.2016 08:44

    Добрый день! В статье говориться о ежегодном сокращении паломников. Конечно это так ведь цена поездки на хадж повышается с каждым годом, при чем значительно. Доходы то населения так не растут. А что касается хадж в рассрочку, то я не понимаю в чем разница процедуры от акции обычных магазинов. Например М=Видео дает сейчас телевизор в рассрочку и человек оплачивает лишь комиссию при оплате (за услуги банка). Это тоже что ли мусульманский банкинг. По моему нет. Тогда в чем же отличие у процедуры осуществляемой ЦПБ??? По-моему ни какой. Обычное зарабатывание денег на вере мусульман. Кроме того в статье правильно указано на нормы ГК. Долги наследуются и это, как мне кажется, ставит под угрозу родственников верующего и идет в разрез с нормами ислама.

    • Анонимно
      24.08.2016 03:51

      по поводу долгов умершего, перед джаназа намаз имам спрашивает, остались ли долги у него, и обычно родственники стараются долги отдать, чтобы у него не было "проблем", так что в любом случае очень сомнительно и лучше сторониться, тем более эксперты четко обозначили критерии хаджа, наличие возможности и средств не только на дорогу, но и на жизнь, а про активы, они условны есть, тем более у бизнесменов. Ну и напоследок, скажу про себя, не имея ангельских качеств, иногда пользуюсь сомнительным, но никогда и никому не собираюсь доказывать, что это халяль и так можно, ибо сомнительное. А совет улемов, особенно наш, начинает терять авторитет, начиная с забоя куриц под магнитофон, продолжая хаджом в долг. Но вот мультики про нравственность смотреть нельзя, как оказывается (во всяком случае так считает окружение Главного нашего).

  • Анонимно
    23.08.2016 08:53

    все нормально, это"исламский" процент)

    • Анонимно
      23.08.2016 09:59

      Это хяляльный процент, подтверждено главным Раввином

  • Анонимно
    23.08.2016 08:56

    Как хорошо, что с каждым годом сокращается количество желающих поехать в хадж.

  • Анонимно
    23.08.2016 08:59

    Состоятельным мусульманам , коих в нашей Республике немало , был бы огромный САВАБ поучаствовать в роли меценатов , ну нет, так хотя бы в рассрочку,.... а они не то чтобы без процентов , так еще и в кабалу кредитную людей вгоняют, не стыдно?!Хоть бы не анонсировали что ли....

    • Анонимно
      23.08.2016 09:19

      а Вам все лишь бы бесплатно подавай...

      • Анонимно
        23.08.2016 09:35

        Не смотрите на всех свысока, не ходите по земле надменно... вас еще туда похоронят...

  • Анонимно
    23.08.2016 09:07

    Почему Аллах сохранил в свое время лишь мечеть Марджани, а остальные большевики закрыли? Ибо она была построена на халяльные деньги. С миру по нитке. А тут банк занимающийся риба, живущий на проценты якобы помогает мусульманам. Не смешите меня, господа.

    • Анонимно
      23.08.2016 09:37

      А почему это Аллах сохранил, а большевики закрыли? А может наоборот, одну мечеть большевики сохранили, а остальные Аллах закрыл?

    • Анонимно
      23.08.2016 10:00

      Лицемерие, одно слово. Как можно одновременно два противоположных дела делать ? Нельзя деньги у грешников брать. Тем более под процент.

  • Анонимно
    23.08.2016 09:12

    Весь исламский банкинг это попытка завуалированно преподнести обычный банкинг, то есть предоставление денег под проценты, вот и называют его рассрочкой. Это первый продукт созданного центра исламского банкинга, и он вызывает столько споров. А чего спорить то? Явно же деньги под проценты выдаются! Не приживется отдельно взятый институт в стране, живущей по другим правилам!

  • Анонимно
    23.08.2016 09:18

    Роберта Мусина подставили - не думаю, что он детально обследовал эту тему - хозяйство большое, за всеми не уследишь, и вот....

    • Анонимно
      23.08.2016 09:35

      Не смешите, это пока первый обнародованный продукт, где вы там кучу других дел нашли, что ему не до этого? И если первое лицо об этом не знало, значит он вообще делами не занимается! Это более вероятно, и не потому что занят, а потому, что лень! Не царское это дело во всякие мелочи погружаться.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:17

      Как понять, его подставили?

    • Анонимно
      23.08.2016 10:47

      да..да подставили ..обычно он красиво на всем государственном наваривался ..а тут в духовной сфере наварится решил ..как говориться жадность фраера губит..

  • Анонимно
    23.08.2016 09:20

    ..и под залог квартиры?
    увидим скоро разрешение совета улемов на горячительные напитки на пути в Хадж?знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 09:21

    Вау...Банки привязали к себе высокими процентами обычных граждан-их не счесть! Теперь очередь дошла до мусульман?!

  • Анонимно
    23.08.2016 09:22

    хорошая идея, поддерживаю

  • Я хоть и не мусульманин считаю предоставлять рассрочку на хадж преступным! Человек итак нищий,а его псевдомусульмане еще загоняют в кабалу на 5 лет и не только его,но и семью! Одно дело если построят в рассрочку ферму,дадут 20 коров,или трактор и мусульманин будет не лоб расшибать в мечети 5 раз на дню,а как я от зари и до зари работать и приносить пользу обществу,а здесь на лицо обман с рассрочкой хаджа .как и вся религия .являющаяся по сути оппиумом для народа отвлекающая людей от борьбы за свое счастье и построение рая при этой жизни вокруг себя как это принято в татарской религии Тенгрианстве,в отличие от чуждых татарскому народу семитских религий навязываемых хитрыми клерикалами и алчными банкирами неомусульманами как и халяльных мотивов ,так и харамных в виде этой рассрочки на хадж!Поддерживаю честных богословов ,кто в это видет обман и наживу банкиров и улемов из Дум РТ во главе с муфтием!

    • И самое страшное в этом не то что клерикалы поддерживают ссудный процент,а то что это завуалированнай вывод валюты из страны1 Одно дело когда хадж совершают богачи непонятно как заработав деньги,а другое дело таким образом вопреки Корану заставляют вывозить валюту бедных людей! И не понятно куда смотрит ФСБ? Придумал ведь Шаймиев малый хадж в Булгар для бедных и зачем нам нужен ортодоксальный Ислам с этими намазами,хаджами,многоженством ,ифтарами и джихадами против неверных и ранними браками( педофилией) и арабскими одеждами пугающими людей на улицах Казани своим вызывающим и подчеркнутым видом!

    • Булгарин
      23.08.2016 11:03

      Вот прочитал до середины текста и может быть впервые согласился с тем, что пишет фермер. Но как только начал читать про новую религию со старыми корнями, вспомнил про Ходжу Насреддина, который говорил, что от произнесения слова халва во рту сладко не становиться. Так и тут. Любой свой текст фермер заканчивает или тем, что ругает пальмовое масло и призывает все покупать у него, или ругает мусульман и призывает принять другую религию. Видимо, думает, что чем чаще он это все будет повторять, тем больше он продаст своего молока и много мусульман прибегут поклоняться его богу.

      • Господин Булгарин! Я призываю есть и пить только натуральные продукты и в том числе халяльные и при чем не обязательно мои! Заруби это на всегда на своем носу ,который ты суешь в каждый мой коммент,чем ты мне иногда нравишься! Я никого не призываю ничего менять и тем более вступать в Тенгрианство! Это не взял обрезался и стал мусульманином! Это целое миропонимание и не каждому дано и тем более кто подался в семитские религии и не признает дух предков и природу мать нашу! А теперь почему ты впервые согласился со мной! Да потому что Ислам уничтожил нашу государственность и даже наши предки изобрели Татарский Ислам на 75% впитавший в себя Тенгрианство и сейчас клерикалы хотят и его изжить устраивая обрезания женщинам,надевая на них хиджабы и закрытые платья ради того чтобы они понравились арабским мусульманам через брачные агенства специализирующихся на отправке татарок на ближний восток! Нужны реформы Ислама и согласен с Хакимовым что нужен Евроислам с ссудным процентом,с цевильной одеждой и пищей и только обрядным исламом без намазов,без мазохисткими голоданиями,с вожможностью снимать кино,фотографироваться,рисовать людей и животных и отменой идиотских запретов на свинину,алкоголь в меру и отмену прочих дремучих религиозных предрассудков как это было всегда у татар при татарском Исламе! Кстати в Агропарке ко мне приходят мусульмане и жмут руку и приговаривают! Мурат ты правильно долбишь клерикалов в БО извращающих татарский Ислам и покупают у меня дозволенную Кораном продукцию! И последнее кто то должен давать отповедь экстремистам,террористам вставшими под черные знамена Ислама,а иначе Игил придет сюда и ВКС и нацгвардия не поможет! А они уже кучкуются в мечетях,для них открывают академии и ходят в чалмах и хиджабах по городам России! Я старый человек и такого в детстве не видел безобразия что вытворяют бывшие секретари обкомов и райкомов ради выгоды свой при строительстве храмов на подрядах!

        • Булгарин
          23.08.2016 12:55

          Ну вот, думал, что не среагирует. Куда там, такой комментарий!!! И лпять все об однолм и том же. Ну, господин или товарищ фермер, да успокойтесь вы. Никто тут не призывает есть плохие продукты. Кушайте и пейте молочко только что надоенное от здоровой буренки, которую кормили только хорошей и сочной травой, давали пить только родниковую, но теплую воду. Да согласны все, не надо агитировать то! И мясо такой буренки можно есть со спокойной совестью. Вот только уверенности нет, что и вы такую буренку держите. И насчет их здоровья тоже не очень то и уверен. Ну да ладно. Уверен, что вы не только бизнесмен, но и добрый хозяин своему стаду. Но вот ваши мысли и агрессивный тон по поводу ислама, или как вы тут про семитские религии рассуждаете, а затем без всякого сомнения подсовываете другую религию, это уже напрягает. Да и мотивы уж у вас больше на действия стукачей подходят. Может больше своими буренками бы занимались, раз уж пытаетесь всех приучить к здоровому питанию, а религию оставьте другим. Пусть они там выявляют, что там террорист, а кто нет. Про себя могу только сказать, что атеист, но не воинственный. А у вас как и всех религиозных людей, если тенгрианство считать религией, проявляется нетерпимость к другим мнениям. Вы также больны этой болезнью. Все пытаетесь доказать, что ваша религия лучше другой. Потому и отметил, что любой ваш пост заканчивается проклятьями в адрес мусульман. и призывом стать под знамена бога Тенгри.

          • Булгарин не надо как всегда наговаривать и оскорблять меня!Нет у меня буренок вообще и почему у тебя клевета во всем ,что я не держу здоровых животных! Я тоже атеист.а тенгрианство у меня это мировозрение переданное мне моими предками и здравым смыслом и не посылаю проклятья Мусульманам,как бы тебе не хотелось меня подвести под этого стукаческими комментами! И не нужны такие как ты под знамена Тенгри и их у нас нет,как и храмов,как и священников! Повторяю у нас храм природа,а болезнь в вашей голове и поэтому вы приписываете свои идиотские фантазии про меня,тенгрианство и ник себе взяли булгарин,а почему не Шумер? Я знаю Татар ,которые считают ,что они потомки шумер ,которые стали булгарами,потом чувашами ,потом казанскими татарами и столица у них Шумерля! А насчет Ислама Вы тоже не правы! Ислам погубил и Волжскую Булгарию с последними Булгарами,и Золотую орду и Московский Улус восстановил Великую Тартарию в границах Орды,ставшей Россией и сейчас мусульмане призывают молится,а не работать и тянут нас в средневековье мракобесное! Я не против них,но дальше заборов храмов пускать семитов нельзя и поэтому закон Яровой приветствую!

            • Булгарин
              23.08.2016 17:49

              К сожалению, путаница у вас в голове. Тут и закон Яровой приплели. Хотя то, что вы за этот закон всего лишь показывает уровень вашей компетенции. И скорее еще то, что вы всегда вместе с линией партии власти.

              • Ты, глупый пацан ,судя по нику не тебе судить о моей компетенции и тем более о моих взглядах! Сегодня в республике и в стране меня руководство устраивает,а теми кем они руководят нет! А при Брежневе и Шаймиеве власть меня не устраивала! И вообще хватит тявкать из подворотни и приставать как банный лист к спине! Иди лесом и мне твои оценки не нужны и статья не про меня!

        • Анонимно
          24.08.2016 01:15

          Мурат, не бейтись Вы с людьми, которые пытаются Вас переубедить в Вашем железном мировозрении.
          Мурат раз Вы знаток в эко продуктах, вопрос напишите пожалуйста ещё раз где то на Вишневсеого продают натуральный хлеб, по каким-то технологиям.

    • Анонимно
      26.08.2016 14:54

      Чем выше уровень культуры и образования, тем меньше необходимости в этом "боге" - проблемы в жизни, в обществе, в своём сознании (принципиально не говорю "в душе") решаются
      1) изучением их наукой,
      2) пониманием своего меса по отношению к этой проблеме,
      3) ДЕЙСТВИЯМИ.
      Молтивами ничего и никто ничего не исправил и не улучшил, действиями и наукой мы построили весь этот мир. Когда у вас болит зуб вы не к мулле бежите, вы к стоматологу идёте и физически исправляете болезнь. Когда машина сломается вы не с тамтамом вокруг неё скачите (вариант про мечеть ровно такой же), а разбираетесь в её устройстве, понимаете что не так и исправляете это - и так везде. ВЕЗДЕ. Никакой идол, Аллах или Тангре тут не нужен, нужна голова, руки и люди вокруг - и чем умнее, обеспеченнее и здоровее будут эти голова, руки и общество вокруг тем будет ваша жизнь лучше.

  • Анонимно
    23.08.2016 09:27

    Представители Центра показали, что не компетентны ни в религиозных нормах, ни в светских. Кругом один непрофессионализм, при очень большом желании получения легких доходов.

  • Анонимно
    23.08.2016 09:33

    Хадж бывает один раз в году, можно же заранее копить деньги, а если за год не собрали сумму, поездку можно и на следующий год отложить. И никакие исламские каноны не нарушатся. Разве так не разумно?

  • Анонимно
    23.08.2016 09:41

    Халяльная водка, исламский банкинг, хадж в рассрочку - неплохо. Вера верой, а файда файдой

    • Анонимно
      23.08.2016 10:14

      шо уже начинают поставку Татарсанской "халяль"ной водки в мусульманские страны?А говорили,что в бюджете дефицит...знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 09:59

    Цена свободного человеческого труда обесценена. Человеческий труд самостоятельного производства необходимого превратился в централизованно управляемое обслуживание "Тела кредита" (есть созвучие с тельцом). Личное финансовое состояние находится в прямой зависимости от близости к "телу кредита". Жадность. Знания работают на жадность. По воле Всевышнего это пройдет. Знания у разных людей разные бывают, также как и понимание. Выбор каким быть - есть.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:06

    Все кредиты в России созданы по еврейской схеме,мусульмане должны быть отдалены от этого.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:07

    Робер Мусин такой же мусульманин, как Волочкова читающая лекцию девушкам в пансионе для благородных девиц - "О моральном облике советской девушки!"...

  • Анонимно
    23.08.2016 10:09

    Собаки лают, караван идет.
    Правильно ребята в банкинге стараются, делают продукты, согласуют все вопросы с ДУМ. В ДУМ есть совет улемов - ученые мужи знают что можно, что нельзя.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:21

      Согласен. С чего-то надо начинать. Надеюсь у них все получится.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:32

      Ученые мужи говорите. Когда видишь кто сидит у нас правительстве или в ДУМах то вспоминается хадис про то, что "руководить вами будут худшие из вас..."

  • Анонимно
    23.08.2016 10:14

    Как только одни мусульмане что-то открывают, другие начинают их кусать. Это очень неправильный подход. Помогать надо тем, кто проявляет инициативу. Причем опираясь исключительно на решение Совета Улемов (учённых). Углубитесь, изучите, не знаете-спросите. Только после этого выносите суждения. Не зря Всевышний Аллаh над нами ставит правителей. Правители это наши указатели, куда идти, как правильно поступить. И они (правители) берут на себя эту большую ответственность. А мы следуем за ними. Давайте друзья поддержим эту прекрасную инициативу.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:39

      худшие из вас будут править вами... знаете откуда это и про кого?

      • Анонимно
        23.08.2016 11:29

        Сказал Убада Ибн Самит, да будет доволен им Аллах: «Позвал нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и мы присягнули ему, и среди того, на что мы присягнули, было: послушание и подчинение правителям в том, что нам нравится и не нравится, в том, что будет для нас легко, и в том, что будет трудно, и даже, если он будет обделять нас, и что мы не будем бороться против правителей, кроме как, если вы не увидите явного куфра, на который у вас есть доказательство от Аллаха» (Передал аль-Бухари, 6532, и Муслим, 4799).

        • Анонимно
          23.08.2016 12:01

          а легитимизация ссудного процента, да еще для совершения хаджа это "явный куфр" или нет?

          • Анонимно
            23.08.2016 14:14

            Да нет там легитимизации ссудного процента. О чем вы? Написано же, что сделка идет через их ТД, а он уже покупают хадж и продают его клиенту в рассрочку. Наценка это, как я понял, затраты банка. Где вы и все остальные увидели ссудный процент мне не понятно. Не выдавайте желаемое за действительное.

    • Анонимно
      23.08.2016 10:46

      Ты большевик скорее всего или крепостной.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:15

    "Халяльная водка" - не перегибайте, это и есть грехи: шамата и базаг. Будьте истинно верующими. Любое предпринимательство должно приносить прибыль.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:16

    Помните фильм "Джентельмены удачи". Там герой Крамарова-Косой говорит: «Вот у меня один знакомый, тоже ученый, у него три класса образования, так он десятку за полчаса так нарисует — не отличишь от настоящей!». В ДУМ РТ собрались такие вот "ученые".

    • Анонимно
      23.08.2016 11:31

      Ох как это плохо наговаривать на ученых. Побойтесь Бога !!!

  • Анонимно
    23.08.2016 10:17

    А С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ ЧТО БАНКИ ДОЛЖНЫ ДАРИТЬ ВАМ ДЕНЬГИ, ЭТО НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, НЕТ ДЕНЕГ СИДИ ДОМА БЕДНОТА!!!

    • Анонимно
      23.08.2016 10:36

      Ни кто из мусульман не ждёт подарков! Обидно само предложение в такой обертке...

    • Анонимно
      23.08.2016 20:11

      Свидетельствую, прошло 6 часов, Ракиб и Атиб засвидетельствовали Ваш пост про бедноту. Как Вы думаете, как такие вещи воспринимает Всевышний?

    • Анонимно
      23.08.2016 22:41

      а откуда у банков деньги?

    • Анонимно
      24.08.2016 07:25

      Так банки ищут способы ограбить бедных - богатых то мало

  • Анонимно
    23.08.2016 10:21

    урок математики: (158,8-140)/(140-14)*100%=14,92 годовых.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:24

    Зэкят, это 1/40, так в учении! А тут 13.4%. Роберт просто молодец! А может ему тяжело? Поэтому "работает".....

  • Анонимно
    23.08.2016 10:25

    Дааа... Хадж! в кредит!
    А вообще, конечно, то что такие идеи появляются в головах людей, которые считают себя мусульманами, это еще один признак того что ислам находится в глубоком кризисе.

    • Анонимно
      23.08.2016 11:12

      Уважаемый, никто Вас не заставляет насильно. Не нравится - не бери. Я вот, например, в этом году не успел, но в следующем - обязательно воспользуюсь этой услугой. Зачем вытаскивать деньги, которые приносят больше дохода, чем платеж за рассрочку?? Математика.

      • Random
        23.08.2016 12:08

        Уважаемый, зачем Вам это?
        Если мысли только о том, как по больше сохранить дохода, то не нужно Вам ехать!
        От этой поездки Вы не станете истинным мусульманином!

        • Анонимно
          23.08.2016 14:19

          Почему Вы решили, что можете судить кто является истинным мусульманином, а кто нет? Я высказал свои доводы и логику расчетов. Данный механизм позволит мне больше денег направить на моих детей, на семью, Закят. Если Вы считаете, что зарабатывать деньги и думать о том как заработать больше - плохо, то это Ваша позиция. Не стоит Ваши заблуждения вешать на других.

          • NIYAZ
            23.08.2016 19:31

            Я правильно понял, что для вас проблемно содержать семью и детей? О каком закяте и хадже вы говорите???

            Скоро для таких как вы суфии начнут разрешать брать кредиты для...раздачи милостени.

            • Анонимно
              23.08.2016 20:06

              Уважаемый Нияз, прочитайте, пожалуйста, мои ответы выше. Вы поняли меня неправильно. Если, чтобы помочь больному ребенку, надо будет взять кредит, я его возьму и глазом не моргну. Надеюсь, что Вы поступите так же, а не будете прикрываться религией.

              • NIYAZ
                23.08.2016 23:44

                Вы все смешали.

                Диспут только в том, что хадж обязателен по определению только для богатых, а муфтият пытается забить квоты неимущими хаджиями отправив их в долг.

                • Анонимно
                  24.08.2016 08:33

                  Согласен в части обеспеченных хаджиев. Другое дело, что хадж в рассрочку, при опреденных условиях удобен. Именно об этом я и говорил. Поэтому для меня это хороший продукт, который предоставляет свои выгоды.

                  • Random
                    24.08.2016 11:03

                    Хадж совершают или Не совершают не по удобству, а по возможности, которая привязана к собственному достатку! Как Вы этого не поймете?

                    • Анонимно
                      24.08.2016 18:16

                      Я Вас прекрасно понимаю. Но мы говорим на разных языках и разными понятиями. В любом случае, спасибо за разговор. Хорошей недели Вам и всем остальным читателям.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:26

    Лучше пусть будет Мусин, чем Ротенберг. Чем чаще здесь диванные критики ругают кого-то, тем больше уверенности что тот кого ругают, делает правильные вещи. Центр, судя по приведенным данным, развивается, спрос есть. Мусульмане верят, улемы одобряют, АПМ сотрудничает.

  • Анонимно
    23.08.2016 10:33

    Не лучше ли для оплаты хаджевых вояжей обратиться непосредственно к Аллаху?

  • Анонимно
    23.08.2016 10:34

    Аль мушрикун,аль муртадун

  • Анонимно
    23.08.2016 10:35

    Муфтий Камиль хазрат!Это правда,что из Республиканского бюджета выделяются деньги на путевки в Хадж для "особоотличившихся" имамов и распределяют их местные главы?Если-да,то сколько штук по Республике?знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 10:40

    ХАДЖ В КРЕДИТ - ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!!

  • Анонимно
    23.08.2016 10:47

    Интересно, если всю жизнь грабить людей (быть учредителем банка) и поехать в хадж, то куда попадёшь - в рай или ад?

  • Анонимно
    23.08.2016 10:59

    Неправильно перевирать все. Ребята-молодцы, пытаются внедрить новые продукты и это уже давно распространено в исламских странах. думаю, если бы эта инициатива шла скажем от исламского банка развития никто бы даже не пикнул

  • Анонимно
    23.08.2016 11:01

    Глупые люди пойдут по этому пути,много заблудших.

  • Анонимно
    23.08.2016 11:03

    татар татарнын башын ашый. не разобравшись ни в чем все накинулись на молодую организацию. нет чтоб поддержать, порадоваться за других, нет у нас обязательно втопить в грязь нужно! нет идеальных людей, все мы можем ошибиться, так помогите, поддержите...

    • Анонимно
      23.08.2016 11:40

      а нас кто-то спрашивал, советовался? чему радоватся? тому что в погоне за наживой люди совсем страх потеряли? или тому что у мусульман в головах окончательно все перемешалось и они уже перестали различать добро и зло, дозволенное и запретное?

    • Random
      23.08.2016 12:11

      Судя Вашему высказыванию, то можно новый вид бизнеса "замутить", типа халяльной свинины. Тоже новое! Готовы поддержать?!
      Теперь видите разницу с допустимым и не допустимым в этом вопросе?

  • Анонимно
    23.08.2016 11:15

    Камиль Хазрат умнейший и знающий имам! В его правление умма живёт в мире и спокойствие, процветает традиционный ислам!

  • Анонимно
    23.08.2016 11:20

    "Если мы хотим стать подобными Спасителю,мы должны делать общее дело,НЕ ИЩА СВОЕГО!!!Иоанн Златоуст.
    Зачем кредит?Отдайте просто так!Вернут через 5 лет!знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 11:21

    Даже пятничные проповеди на татарском в мечетях,коту под хвост.После такой информации.

  • Анонимно
    23.08.2016 11:33

    Назарат потерял свою значимость и уважение,плотно сплёлся с бюракратами чинушами,выполняет буквально все указания немусульман,потеряно всё.

  • Анонимно
    23.08.2016 11:40

    Наш Муфтий Камиль хазрат учёный. Лают те, кто не обладают знаниями, и стремятся занять место в ДУМ РТ. Это большое благо для всей страны, что в Муфтии стали приходить люди обладающие знаниями. Беда когда нами руководят люди без специальных знаний. А вся критика в этой статье идёт от незнания и непонимающе основ Ислама. Вы - критики, считаете что вы, лучше знаете тему вопроса чем ученые в Совете Улемов ??? Глубоко сомневаюсь. Просто вам покритиковать, поворчать это как позавтракать с утра.
    В Священном Коране в суре "Ан-Нисса" четко написано, что мы должны подчиняться правителям из нас. Что ещё нужно ???

    • Анонимно
      23.08.2016 12:01

      и голосовать за ЕР?Слушаюсь и повинуюсь мой господин!
      А Священный Коран понимать,ой как много УМА требуется!Тут вряд ли можно обойтись одним Советом Улемов муфтията РТ!Чего то откуда то урывать и преподнести-уместно ли?знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 11:53

    Были у нас правители товарищи Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин. Теперь Путин. Известные знатоки Ислама. Ха-ха. Ну мы им и подчиняемся.

  • Анонимно
    23.08.2016 12:12


    В Азербайджане предложили Хадж в кредит
    Дата 02.06.16, 17:05
    Размер шрифта : - / +

    В Азербайджане для желающих совершить хадж в этом году осталось 250 свободных мест.

    Об этом сообщили в Управлении мусульман Кавказа, передает Vzglyad.az со ссылкой на AПA.

    Согласно данным, 100 мест предназначены для VIP-паломничества, а 150 мест – для паломничества в относительно бюджетных условиях.

    В Управлении заявили, что прием документов будет завершен до конца этого месяца. Желающим отправиться в хадж посоветовали поторопиться. В УМК сообщили, что в этом году впервые предоставлена возможность оплачивать расходы на паломничество по частям.

    Отметим, что на этот год было достигнуто согласие о прибытии из Азербайджана 1500 паломников. Позднее это число было снижено до 1040 человек.

    С 1 апреля в Азербайджане начался прием документов на паломничество в Хадж. За проживание в относительно дешевых отелях с двухразовым питанием нужно будет заплатить 3500$, а с лучшими условиями и едой - 4500$.

    Прием документов на паломничество проводит только УМК.

  • Анонимно
    23.08.2016 12:32

    Самое интересное: сколько тут червей, которые при личной встрече и 10% сказать в лицо не смогут.
    Религию осуждать - герои, а как проблемы, то бегут к имамам.
    Прежде чем говорить - изучайте вопрос.
    Муфтий - молодец!

  • Анонимно
    23.08.2016 12:34

    Я не сторонник проповедей исключительно на татарском языке - благословенные слова и их глубокий смысл должны быть доступны и тем кто не владеет татарским языком.
    И вместе с тем муфтий Камиль хазрат действительно ученый муж, решение которого согласуются истинными учеными и глубоко верующими людьми.
    Хадж стал доступнее - это истина. "Хадж в рассрочку" идея и реализация одобрена ДУМ - это хорошо, как и то что она несет добро и пользу людям.

  • Анонимно
    23.08.2016 12:45

    Вопрос: а можно на кошерный магазин финансирование получить? Хумусом платить можем, ну может ещё фалафелем. Изя.

  • Анонимно
    23.08.2016 12:47

    Опрос показывает, что по настоящему соблюдающих у нас мусульман 12 % :)

  • Анонимно
    23.08.2016 13:35

    Официальная стоимость супер-эконом хаджа в 2016 г. составляет 120 000 руб.,а со слов специалиста центра Айдара Саттарова ,сумма будет составлять 140 000 руб. То-есть 20 000 руб.+13,4% годовых-это и есть чистая прибыль этих дядек-банкиров.Смешнее всего,что определенный народ поведется на эту замануху.

    • Анонимно
      23.08.2016 15:06

      вот когда уместны Ленинские слова-Лучше меньше, да лучше!
      Это обязательно "забрать" квоту?Знаю людей,после хаджа на всю катушку пьющих водку.Знаю мулл,в пьяном состоянии "поющих" молитвы!Не поверите!Сам видел как выпивали.Мне тоже предлагали.Я не в том возрасте шоб врать!
      Обидно,риялык,показуха уже входит и в веру...знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 13:36

    Хотел карту кредитную оформить в этом банкинге, говорят дум не одобрил такой продукт. Так что видать не зря улемы хлеб едят.

  • Анонимно
    23.08.2016 14:29

    Внедрив халял кредит через сколько времени можно будет внедрить халял водку и халял свинину? Муфтий тоже может отвечать на этот вопрос) Почему, потому что вопрос тоже архиважный для республики, поддержка целой отрасли и сельского хозяйства, увеличение налогов в бюджет для помощи потом из бюджета сиротам. Дьявол как всегда скрыт в мелочах...

    • Анонимно
      23.08.2016 14:49

      Ай улым,как Вы правы!Сколько сирот от этой водки!
      А по кредиту пусть сперва у себя в муфтияте разберутся.Мансур Джалялудин из их команды,но говорит,что "дурачат" народ!От,что не подчиняется Решению Совета Улемов?Может он прав здесь?Или нам ждать больших перестановок в Казанском Мухтасибате?знакум

  • Анонимно
    23.08.2016 14:45

    Я считаю, что исламские финансы - это большой прорыв вообще, поэтому я за развитие мусульманской инфраструктуры. Девочки всегда встречают приветливо, предлагают воды. Обслуживаюсь с открытия, всем довольна.

  • Анонимно
    23.08.2016 15:49

    Вы правы. Я тоже клиент этого Центра. Стараются ребята, постоянно что то новое реализуют. В соц сетях все новшества отслеживаю.

  • Анонимно
    23.08.2016 16:01

    Татарстан йомхуриятендэ куп спекуляндар хэм шунын ише бизнесмендар хэдерге кондэ дингэ омтолдылар,лэкин кыяфэт кенэ сыгарадар,доресерэге Ислам дине бенэн капланадар,бу кылган гэмэлдэре элбиттэ гонахи эштэрнен берхе,андый эдэмдэрне мошриктэр дип атыйдар.

  • Анонимно
    23.08.2016 17:04

    Если что то пошло не так, нужно вернуться к истокам и начать оттуда! Внедренный проект по кредитному хаджу один из таких. Так как этот инструмент имеет корни исламского банкинга, нужно вернуться к целям создания таких банков как Аль барака в Кувейте и других. Имея экономическое образование и опыт общения с учредителями этих банков, после логических вопросов и настояния, услышал истинную причину создания таковых. "Когда западные банки стали обширно захватывать исламские страны и практически встала угроза быть зависимыми от них, ряд богатых людей решили создать свой банк "с исламским принципами". Были разработаны аналоги европейским инструментам с мусульманскими названиями, которые ничем не отличались от первого!". Так что, само понятие исламский банкинг является обманом, а все что построено на нем не может стать правильным! Как не может быть Халяля в Хараме!!! Д.

  • Анонимно
    23.08.2016 17:32

    Все мы знаем сколько стоит хадж. И здравомыслящий человек всегда купит у того, у кого дешевле. Если существует ПЕРЕПЛАТА, а она в данном случае есть, то эта рассрочка не может быть халяль.
    И самое главное. Я вам на пальцах объясню сейчас что такое взаймы без риба. Если бы банк этот или центр банкинга такой хороший то дал бы вам взаймы деньги в рассрочку и вы купили тур в хадж и потом платили эту сумму банку без переплаты, то тогда бы было халяль, возможно. Но почему то вам не дает деньги банк в рассрочку, а сначала покупает тур и продает. Налицо лицемерие кредитных организаций.

  • Анонимно
    23.08.2016 21:06

    Самое главное, чтобы Хадж был принят, а для этого есть условия:
    1. У человека не должно быть долгов вообще, все долги должны быть закрыты и погашены.
    2. Глава семьи обязан оставить ризык своей семье на два месяца
    3. Искренне покаяться в своих грехах
    4. Попросить прощения у тех, кого обидел
    5. Деньги для Хаджа должны быть халяль, заработанные законным по Шариату способом,
    В данном случае Хадж в долг с повышением цены, а если вовремя не выплатишь, то еще и проценты включат, т.е. нарушается пункт первый, человек едет в Хадж с долгами, и наврят ли он будет принят.

    • Анонимно
      23.08.2016 23:38

      Большего уважения человек бы заслужил помогая своим ближним, немощным, а не на непонятные поездки за несколько тысяч долларов

  • Анонимно
    23.08.2016 21:07

    Роберт Мусин с мышлением банкира предлагает хадж в долг, интересно он сам понимает, чего делает?
    Надо ему посоветоваться с Гусман Хазратом в халяльности своего продукта.

  • Анонимно
    23.08.2016 21:43

    Дело даже не в этом продукте , предложенным Мусиным! А ему вообще категорически нужно запретить заниматься исламским банкингом, так как все деньги с точки зрения ислама у Мусина харамные , заработанные на риба, и как бы он не старался их слелать халяльными , все получается у него не правильно! Такие как он хотят харам сделать халяльным!

  • Анонимно
    24.08.2016 08:08

    Центр партнерского банкинга разместил сегодня утром в одной из интернет газет в спешном порядке рекламу. Дескать спешите ехать в хадж, все законно. Чуете? Рыльце то у них в не пуху. Почему, заплатив деньги пишут о себе, что такие хорошие.

  • Анонимно
    24.08.2016 09:36

    Опять возвращаемся к истокам, первопричинам.
    Иногда это полезно делать.
    Эти "халяльные" банкиры с их т.н. банкингами, сросшиеся с ДУМом в своем желании зарабатывать на всем, что шевелится, никогда не смогут соединить благое дело со своей сермяжной натурой.
    Татары - четвертая по количеству народа России национальность, даже своего единого централизованного муфтията не могут создать. Имитация шевеления или говоря современным языком, движухи, что представляет собой ныне руководство уммы, совершенно забыло о предназначении Ислама.
    Главное это социальная направленность, помощь людям, а в ней к сожалению нуждаются сейчас очень многие.Сколько инвалидов не могут поехать на Хадж, сколько малоимущих.Помогать именно нуждающимся, а не разбогатевшим на хапке нуворишам, разорившим людей и скорехонько надевшим тюбетейки и пристойные платочки.
    Как сказал бы Станиславский "Не верю!". Не верится в добрые намерения людей, которые выйдя из мечети, едут совершать недобрые дела...

  • Анонимно
    24.08.2016 11:28

    Не стоит разбрасываться громкими словами "Хадж в кредит".
    1) это с подачи СМИ..им больше интригу произвести, чем найти правду
    2) Судя по схеме, тут перекуп путевки с последующей перепродажей в рассрочку. Да, с наценкой. Но кто уж сильно хочет, а денег пока нет, для него это "вариант". Каждый ведь сам решает, нужен ему такой хадж не нужен. Не нам судить, что будет принято, а что отвергнуто. Главное, чтобы нас не дурачили, пусть расскажут что да как, а человек уже сам решит.
    3) Да, с Мусином и его настоящим капиталом наверное нельзя построить полностью исламский банкинг. Но ведь мы рашке живем. Даже если кто-то выложил бы огромный чистый капитал, вы думаете возможно в нашей стране реализовать такой проект. Пусть пока пробуют так делать, надо же как-то двигаться вперед.
    4) Давайте не будем судить об уровне знаний, о намерениях тех, кто двигает сей проект. Это только Аллаху ведомо. Давайте лучше попросим Всевышнего чтобы о нас вел прямым путем. Давайте не будем нагнетать обстановку. Если кто-то считает себя сведущим в этих вопросах, обсудите вопрос с Камиль хазратом.
    5) Давайте трудиться, работать честно, принципиально не давать взятки, не брать откаты, стараться увеличить свое состояние, чтобы не возникали вот такие споры. Чтобы у нас были возможности и искреннее желание помогать нуждающимся, в том числе и поехать в хадж. Давайте начнем с себя, не уж-то нет изъянов?..."Всевышний не поменяет положение людей, пока они не изменят самих себя"

  • Анонимно
    24.08.2016 14:53


    ДЛЯ КОГО И КОГДА ОБЯЗАТЕЛЕН ХАДЖ

    Условия, при которых хадж становится обязательным.
    Человек должен быть:
    1) мусульманином;
    2) совершеннолетним;
    3) разумным;
    4) свободным от рабства;
    5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей–фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране);
    6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;
    7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно;
    8) время(прибывшим в хадж своевременно).
    Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются условия выполнения хаджа.
    Условия выполнения хаджа:
    1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);
    2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в месте заключения);
    3) путь должен быть безопасным;
    4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж группой, в сопровождении не менее двух надежных женщин;
    5) разведенная женщина может совершать хадж после идды375.
    При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.
    Фарды хаджа
    1) вхождение в ихрам;
    2) нахождение в долине Арафат;
    3) таваф376 Ифада;
    Ваджибы хаджа
    1. Вхождение в Ихрам в Микате.
    2. Отказ от действий, запрещенных в Ихраме.
    3. Совершая таваф, находиться в состоянии омовения и с прикрытым ауратом.
    4. Совершая таваф, начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу пешком, оставляя ее слева.
    5. Совершать намаз в два раката после каждого тавафа (т.е. семикратного обхода).
    6. Таваф совершать за пределами места, называемого Хатим.
    7. Семикратный сай между Сафой и Марвой.
    8. Сай начинать с Сафы, делая его на своих ногах (тем, кто может).
    9. Стояние на Арафате до захода солнца.
    10. Со времени рассвета и до восхода солнца праздничного дня находиться в Муздалифе.
    11. Бросать камни в шайтана (колодцы) в Мине,(сказав «Бисмиллях, Аллаху Акбар»).
    12. Выполняющим хадж Кыран или хадж Таматту делать жертвоприношение.
    13. После бросание камней в Мине в течение первых трех дней праздника постричь волосы.
    14. Довести являющиеся фардом четыре обхождения вокруг Каабы до семи.
    15. Делать таваф «Ифада»(зияра) в дни праздника Курбан.
    16. Завершая паломничество, совершить прощальный таваф.

    • Анонимно
      24.08.2016 17:21

      «О посланник Аллаха, когда Аллах сделал паломничество обязательным для своих рабов, мой отец был немощным старцем. Он не может сидеть на верховом животном. Необходимо ли мне совершить паломничество за него?» На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да».

      Мусульманин является рабом Аллаха, т.е. он не может осуществлять хадж.

  • Анонимно
    24.08.2016 15:01

    Итак, под материальной возможностью имеется в виду то имущество, которое достаточно для совершения паломничества и которое остаётся после возврата долгов, расходов, необходимых по Шариату, и расходов на основные потребности.

    Если человек имеет возможности как физические, так и материальные для совершения паломничества, он должен совершить его. Если же человек не может физически и материально, или может физически, но беден, не имеет достаточного имущества, то паломничество для него не обязательно.

    В случае если человек имеет материальную возможность для совершения хаджа, но не может физически, то:
    — если он болен болезнью, которую он надеется вылечить, то ему необходимо подождать, пока Аллах исцелит его, а потом совершить паломничество;

    — если же его немощь из-за болезни, от которой он не надеется исцелиться, например рак, или это старческая немощь, то в этом случае за него совершает паломничество другой человек. Невозможность физически не снимает с него обязанности паломничества, если он имеет на его совершение материальные возможности.

    Доказательством этому служит хадис, который приводится у аль-Бухари (под № 1513). Одна женщина сказала: «О посланник Аллаха, когда Аллах сделал паломничество обязательным для своих рабов, мой отец был немощным старцем. Он не может сидеть на верховом животном. Необходимо ли мне совершить паломничество за него?» На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да».

    Пророк, мир ему и благословение, подтвердил, что паломничество является обязательным для её отца, даже если он не может совершить его физически.

  • Анонимно
    24.08.2016 18:28

    Хадж это такой нравственно-культурный туризм. Можно ведь ездить в хажд хоть куда где сердцу легко. Например в наши святые места- Булгар например и прочие святые обители. И вера тут не причем.

    • Анонимно
      24.08.2016 22:39

      вы хоть сами себя слышите??? не пишите ерунды! пожалуйста...

  • Анонимно
    24.08.2016 19:06

    Это туризм, если я сегодня оплачу миллион, то Меня повезут на самом дорогом самолете, встретят и поселят пятизвездочном отеле. Это не ХАДЖ.Помоги больным детям, соседям старикам, родным близким это
    будет ХАДЖ. Увидев своими глазами счастливейшие лица детей,бабушек дедушек. АЛЛАХ воздаст кратно твои деньги. Ответите на один вопрос, куда идут огромные деньги...кто нибудь отсчитывается
    за эти деньги.

  • Анонимно
    24.08.2016 19:18

    ХАДЖ в кредит, это самый БОЛЬШОЙ ГРЕХ.

  • Анонимно
    25.08.2016 02:00

    Кого хочет наказать Всевышний, того лишает разума. Пусть Аллах простит совет улемов во главе с муфтием и направит на прямой путь.

    • Анонимно
      26.08.2016 14:07

      Да, пусть Аллах даст тауфик и хидаят всем нашим псевдоученым, разрешившим ехать в Хадж с долгами. Амин.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль