Машиностроение 
9.05.2017

«Указ Путина о выпуске Ту-160 поднял бы настроение на Казанском авиазаводе»

Два года одному из самых амбициозных военно-промышленных проектов: что сделано, будут ли деньги и при чем тут Дональд Трамп

Сегодня над Красной площадью традиционно пройдет гордость российской авиации — Ту-160. Два года прошло с тех пор, как Сергей Шойгу в Казани объявил о необходимости возобновить выпуск этих ракетоносцев в новом обличье Ту-160М2. Между тем до сих пор неясно даже то, есть ли эта машина в госпрограмме вооружений, которую должны принять в этом году. Понятно, что по таким серьезным вещам, как ядерная триада, не может быть много информации, тем не менее «БИЗНЕС Online» попытался оценить ход программы.

Сегодня над Красной площадью традиционно пройдет гордость российской авиации — Ту-160 Сегодня над Красной площадью традиционно пройдет гордость российской авиации — Ту-160 Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ГОВОРЯТ, ЧТО ТУ-160М2 В ГОСПРОГРАММЕ ВООРУЖЕНИЯ ЕСТЬ»

В ближайшее время президенту РФ Владимиру Путину должен быть представлен проект государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018–2025 годы. В данном фундаментальном документе военные, ученые и финансисты предложат свое видение будущего Вооруженные сил России в этом столетии. Предполагается, что приоритет будет отдан силам ядерного сдерживания и воздушно-космической обороне. Но в нынешних сложных финансовых условиях некоторые проекты могут быть либо отложены, либо отодвинуты во времени.

Изначально военные просили на ГПВ 55 трлн. рублей, потом уменьшили требования сначала до 30 трлн., а затем до 22 трлн. рублей, минфин же готов обсуждать не более 12 триллионов. Эти противоречия даже привели, как утверждает «Коммерсант», к ссоре министра обороны РФ Сергея Шойгу и министра финансов РФ Антона Силуанова на совещании у Путина 9 сентября прошлого года. И не факт, что последнее слово окажется за военными: финансовый блок утверждает, что сегодня бюджет не выдержит требований минобороны, ради этого пришлось бы резать социальные программы. В условиях дефицита финансов военные должны выстроить иерархию приоритетов — какая техника нужна во что бы то ни стало, а какая подождет.

Прописан ли в ГПВ-2025 Ту-160М2, неизвестно. Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко полагает, что волноваться не о чем. «Все решения по Ту-160М2 приняты, деньги уже идут, замминистра обороны Юрий Борисов к вам ездит каждый месяц», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». «Понятно, что сами 12 томов ГПВ я не видел, но говорят, что Ту-160М2 там есть», — обнадежил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Собственно, почему, несмотря на декларируемую важность программы стратега, возникают сомнения в ее приоритетности? «Раньше я говорил: будут деньги — сделают, а сейчас с трудом верю, что эта идея вообще может быть реализована, — обрисовал ситуацию источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Я просто вижу, что с авиазаводом творится, смотрю, как руководят предприятием и отраслью. Дай бог, если я ошибаюсь, ведь для верной оценки надо быть внутри коллектива, но есть такое ощущение». Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь пообещал Казанскому авиазаводу (КАЗ) десятки миллиардов на модернизацию в 2016–2020 годах, но движений за два года, прошедших от заявления Шойгу, до сих пор незаметно, кроме отчета о восстановлении участка электронно-лучевой сварки (что, конечно, само по себе радует). «Опытную сварку сделали, вроде нормально», — говорит источник.

Два года прошло с тех пор, как Сергей Шойгу в Казани объявил о необходимости возобновить выпуск этих ракетоносцев в новом обличье Ту-160М2 Два года прошло с тех пор, как Сергей Шойгу в Казани объявил о необходимости возобновить выпуск этих ракетоносцев в новом обличье Ту-160М2 Фото: function.mil.ru

Президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев в беседе с «БИЗНЕС Online» был скорее оптимистичен — и по поводу места Ту-160М2 в ГПВ, и по перспективам КАЗа: «Есть вещи, которые были и будут. Мы, к сожалению, живем в том мире, в котором живем. То, что намечено по КАЗу, — это стратегия государства, в которой есть развитие комплекса стратегической авиации. Слава богу, что мы опомнились, поняли, что живем не в мире 1991–1992 годов, когда заявляли, что России ничего такого не надо, что мы интегрируемся в мировое сообщество и вообще военных конфликтов не будет. Меня ведь тогда приглашали на разные совещания, там серьезно говорили: у нас нет никаких интересов, кроме как внутри страны. Быть такого не может! Чтобы свои интересы отстаивать, нужно иметь щит. Поэтому сейчас опомнились и начали заниматься КАЗом, который, казалось, полностью забыли. Заводу большие деньги выделяются, и дай нам бог выполнить то, для чего они предназначены. Такую технику просто так не сделаешь. Самолету начинку полностью меняют, мозги, вооружение. Совершенно другая машина создается. Поэтому не все так просто».

«Заводу большие деньги выделяются, и дай нам бог выполнить то, для чего они предназначены. Такую технику просто так не сделаешь» «Заводу большие деньги выделяются, и дай нам бог выполнить то, для чего они предназначены. Такую технику просто так не сделаешь» Фото: «БИЗНЕС Online»

СИНДРОМ КОПЫЛОВА

Собеседники «БИЗНЕС Online» волей-неволей сравнивали нынешние работы по запуску производства ракетоносца с тем, как это делалось во времена Советского Союза. «В советское время этим занимался ЦК КПСС с его жесткой партийной дисциплиной, — напомнил Лаврентьев. — Министр авиационной промышленности Иван Силаев сюда приезжал каждый месяц, вместе с главкомом проводил совещания, когда шел запуск Ту-160. Приезжали все субпоставщики, все главные конструктора по теме. Необходимо было участие всей страны, чтобы такую машину создать». А вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин в беседе с «БИЗНЕС Online» напомнил о погибшей кадровой системе: «А кто будет делать самолет? Инженерно-техническое образование разрушено. Нет системы «школа — техникум — вуз — конструкторское бюро — завод». Если и готовят, то черт знает кого! Можно рапортовать об огромном количестве железа, но человеческий-то материал упущен. Мы скатились я не знаю до какого уровня, подниматься придется долго».

«ФЦП, реконструкция, деньги — хорошо, но этого недостаточно для того, чтобы самолеты делать, — горячится источник. — Нужна не только инфраструктура маповская, которая была в Советском Союзе, должны быть боевой коллектив, директор типа Виталия Егоровича Копылова. Глядя на сегодняшнее руководство авиационной отрасли, я не могу поверить, что эти люди смогут потянуть Ту-160... Не знаю, возможно, это синдром Копылова: я работал с человеком, который производство Ту-160 поднимал, и примерно представляю, как это надо делать. Может быть, я не прав, и сегодня XXI век и совсем другие подходы...»

Интересно, что дальше наш собеседник сделал ремарку о том, чего давно ждут в связи с возрождением производства ракетоносца, — о соответствующем указе президента России. Напомним, в течение этих двух лет сообщалось, что это необходимый, так скажем, бюрократический элемент программы производства Ту-160М2, что он в работе и должен быть вот-вот подписан. Впрочем, наш источник полагает, что дело не только в соблюдении бюрократических и технических регламентов (а за указом, предположительно, должно последовать постановление правительства, расписывающее, кому и что делать): «Настроение сегодня на заводе... А вот факт подписания указа здорово бы повысил настроение, ведь на работу ходим не только для того, чтобы деньги зарабатывать, большинство заводчан — патриоты, которые верят, что авиация нужна стране».

Впрочем, не все эксперты полагают, что указ Путина вообще должен быть: дескать, не на каждую же систему вооружения президенту указ подписывать, и вообще это какое-то нелепое ручное управление. Некоторые ранее высказывали предположение, что данный документ необходим для того, чтобы прекратить внутренние споры военных, оборонщиков и финансистов по поводу необходимости Ту-160М2, ведь не все поддерживают эту идею. «На мой взгляд, такой документ — нонсенс, но если он необходим, то прежде всего для того, чтобы прекратить внутреннюю борьбу, условно говоря, промышленности с военными или внутри самой промышленности, то есть для того, чтобы построить всех, — предположил в беседе с „БИЗНЕС Online“ ведущий эксперт центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко. — Я бы решение о развертывании новых платформ увязал с опубликованием новой ГПВ, и тогда никаких указов не понадобится, поскольку госпрограмма будет приниматься указом президента. Зачем тогда отдельный акт? Такое ощущение, что кто-то хочет решить свои вопросы».

«Должны быть боевой коллектив, директор типа Виталия Егоровича Копылова. Глядя на сегодняшнее руководство авиационной отрасли, я не могу поверить, что эти люди смогут потянуть Ту-160»

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ? БРОСЬТЕ!

Шеповаленко сделал еще одно интересное предположение о том, почему может понадобиться указ президента. По его словам, ГПВ будет приниматься в середине этого года (СМИ сообщали, что окончательный проект программы Путину должны представить 1 июля), и «нависшая в этом вопросе тишина» означает либо то, что принципиальные вопросы решены и сейчас все оттачивают, либо «момент истины» вновь откладывается. Почему? «Возможен такой вариант, — говорит эксперт. — Если Дональд Трамп усидит, у американцев будут новые приоритеты, базовый документ американского военного планирования — Quadrennial Defense Review — претерпит изменения, а мы в лучших наших традициях будем ожидать, что будут делать в Вашингтоне: а вдруг там что-то изменится? Между тем с платформами для стратегической авиации надо что-то делать, указ — промежуточная мера... Словом, молчание вокруг ГПВ странное, оно свидетельствует либо о том, что все прекрасно и мы вот-вот увидим готовый документ, либо о том, что дело отложат на какое-то время — в силу политической неопределенности. Обратите внимание — у Трампа пошли заявления о модернизации ядерной триады. Может быть, в последний момент в ГПВ постараются внести соответствующие изменения?»

Кстати, Мураховский (член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии) рассказал, что проект ГПВ Путину представят вовсе не 1 июля: «В мае его рассмотрят на заседании военно-промышленной комиссии, доработают в соответствии с замечаниями, в июле — еще один этап рассмотрения, а президенту программа должна быть представлена в сентябре».

Что касается Дональда Трампа, то в конце декабря он заявил, что Соединенные Штаты должны значительно укреплять и расширять свой ядерный потенциал до тех пор, пока весь мир не придет в чувство и к общему пониманию, что делать с ядерными бомбами. Эксперты указывают, что ядерные планы США и при Бараке Обаме были неслабыми, а теперь они могут быть просто ускорены. Кроме того, напомним, Трамп заявлял о готовности рассмотреть вопрос о частичном снятии санкций — в обмен на сокращение ядерных арсеналов. Но Коротченко уверен, что «мы не ждем от Трампа никаких решений», ведь его политика однозначна — усиление мощи американских вооруженных сил. Мураховский тоже полагает, что вопрос с ГПВ затягивается по другим причинам: «Тянули и тянут в связи с эпической битвой между финансово-экономическим блоком, ОПК и минобороны — каждый бьется за свое. Предположения же, что мы будем следовать за Трампом, возможно, появляются потому, что порядок разработки ГПВ начинается с оценки возможных угроз на данный период. Соответствующие институты оценивают, что есть в мире по направлению их систем вооружения и что может появиться. Оцениваются угрозы для России, оцениваются мероприятия, которые необходимы для парирования угроз. А вот у американцев другая система подготовки программы вооружения. Они считают себя самыми технологически продвинутыми, а потому сразу начинают с этапа „а что мы вообще можем, чтобы сохранить безусловное технологическое превосходство в системах вооружений?“. Они ведут под сотню проектов, рассчитанных на очень дальнюю перспективу».

. «Скорее всего, машину построят в исходном варианте — Ту-160, покажут, что вообще могут достроить ракетоносец и поднять его»
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Поэтому, по мнению экспертов, ни о какой новой гонке вооружений, о которой так любят говорить в последнее время, в том числе применительно к проекту Ту-160М2, речи нет. «Мы исходим из собственных представлений о том, каким образом защищать свои интересы, — подчеркивает Коротченко. — У Советского Союза были глобальные интересы, а мы все-таки защищаем свою территорию, у нас оборонительная доктрина, поэтому расходы меньше. Мы помним о советском печальном опыте и не втягиваемся в гонку вооружений». «Вот я жил при настоящей гонке! — усмехается Мураховский. — А сегодня это больше гонка нагнетания истерии в СМИ. Тогда на эту тему вообще немного писали, а в реальности гонка была с гигантскими бюджетами, гигантскими развернутыми группировками войск друг против друга. Такого сейчас точно не наблюдается».

Кстати, напомним, что во время ежегодной итоговой пресс-конференции Путин, комментируя «ядерные» высказывания Трампа, сказал, что Россия не собирается вступать в гонку вооружений и «тратить такие ресурсы, которые нам не по карману».

«А КТО У НАС ВООБЩЕ ЧТО-ТО ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТ?»

Любопытен еще один момент. Заявлено, что опытный ракетоносец взлетит уже в 2018 году. Но будет ли это именно вариант Ту-160М2? Ведь программа была заявлена всего два года назад, а самолет позиционируется как несравнимый по техническому совершенству с предшественником — «классическим» Ту-160. В чем сомнения?

Во-первых, в конце прошлого года завершили оцифровку технической документации. Предположительно, в ходе нее параметры планера претерпели ряд изменений. «Уверен, что после оцифровки и планер будет другой, и отсек для вооружения, и многое другое», — говорит Шеповаленко. Между тем известно, что первый Ту-160М2 будет построен на основе задела советского времени: на КАЗе находится два планера. «Конечно, опытная машина будет из заделов, а серийная, та, которую построят с нуля, учитывая технологический цикл изготовления титановых деталей, подготовки производств, появится только в районе 2020 года», — констатирует Мураховский. Напомним, первый полет серийного Ту-160М2 главком ВКС России Виктор Бондарев отнес к 2021 году.

. Первый Ту-160М2 будет построен на основе задела советского времени — на КАЗе находится два планера
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Во-вторых, начинка планера будет совершенно новой. До конца прошлого года смежники КАЗа должны были изготовить пять новых двигателей НК-32-02. Сообщалось, что благодаря их более высокой экономичности дальность полета возрастет минимум на тысячу километров. Кроме того, это новые навигационный комплекс, аппаратура связи, вооружение и система управления им, а также бортовой комплекс самообороны. Кабину с приборами-«будильниками» заменят на стеклянную — с дисплеями. Обсуждается создание системы дополненной виртуальной реальности (при помощи нее эффективнее пилотировать в условиях плохой видимости), а также системы голосовых команд (снижает нагрузки на экипаж в длительных полетах). Все это — российское, и для реализации планов надо переоснастить десятки входящих в кооперацию предприятий. Как за столь короткий срок справиться с такой работой?

«Если минобороны установило, что это Ту-160М2, значит, так и есть, — отрезал Коротченко. — В противном случае это все равно что говорить, будто минобороны все неправильно делает. А кто у нас тогда вообще что-то правильно делает?»

К слову, директор центра анализа мировой торговли оружием указал на важный прогресс в сознании военных и руководства ОПК: «В Советском Союзе главная проблема ОПК была в огромном количестве разнотипных систем вооружений. Это требовало огромных бюджетных расходов. Одновременно было несколько типов танков, баллистических ракет и так далее — не было унификации, не рассматривался вопрос вооружения как платформы, которая может проходить модернизацию. Это была ошибка плановых органов, которые отвечали за военно-промышленный комплекс. Сегодня стараемся уйти от такого подхода, это касается абсолютно всех систем оружия, в них изначально закладываются анализ жизненного цикла, вопросы модернизации. И Ту-160М2 в этом смысле — типичный пример».

И тем не менее. «Вряд ли опытную машину можно будет назвать полноценным Ту-160М2 — думаю, на него еще и чертежей нет, — полагает источник „БИЗНЕС Online“. — Авионика, двигатели, — всё в работе и, наверное, к 2018 году еще не будет готово, ведь даже из старой начинки много чего уже не умеют делать. Скорее всего, машину построят в исходном варианте — Ту-160, покажут, что вообще могут достроить ракетоносец и поднять его».

Может показаться, что, рассуждая так, мы принижаем труд рабочих, инженеров и ученых, в том числе и казанских. Нет. Ведь это именно они сумели спасти завод в его тяжелейшие и, казалось, безнадежные времена, в том числе отстоять тот самый советский задел, который станет началом огромного и без преувеличения национального проекта под названием Ту-160М2.

Насколько велика угроза ядерной войны в XXI веке?
19%Даже думать об этом не хочется
27%Единственный способ избежать войны – держать порох сухим
15%Нет, сейчас это уже невозможно
37%Увы, с каждым годом эта угроза все ближе
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
9.05.2017 09:20

Все разрушена и большей частью безнадежно потеряно! Чтобы снова наладить производство надо 10-15 лет. Чтобы кадры подготовить, чтобы проектную базу и смежников. Так и что предлагается делать, кроме распила бюджета? Восстанавливать производство по-старому, по-советски? Но где эти десятки тысяч квалифицированных специалистов? Где оснастка, станки, линии и целые заводы? Или начать строить по-современному: проекты, обсчеты в цифре, 3д-принтеры и т.д. Но опять же где эти проектные институты, уже имеющие опыт такого строительства? Где отечественные технологии и специалисты в этом? Вот Китаю потребовалось 15-20 лет, чтобы начать выпускать гражданские и военные самолеты, имея и финансирование на порядок выше и инженерно-технические кадры, подготовленные на производствах Боинга и пр. И обладание современными технологиями.
Так что если и реализуем проект, то только если китайцы его сделают. А в реале это будет бешенное "осваивание" бюджетных средств с кучей оправданий, почему не получается.

  • ПанАлекс
    9.05.2017 09:20

    Все разрушена и большей частью безнадежно потеряно! Чтобы снова наладить производство надо 10-15 лет. Чтобы кадры подготовить, чтобы проектную базу и смежников. Так и что предлагается делать, кроме распила бюджета? Восстанавливать производство по-старому, по-советски? Но где эти десятки тысяч квалифицированных специалистов? Где оснастка, станки, линии и целые заводы? Или начать строить по-современному: проекты, обсчеты в цифре, 3д-принтеры и т.д. Но опять же где эти проектные институты, уже имеющие опыт такого строительства? Где отечественные технологии и специалисты в этом? Вот Китаю потребовалось 15-20 лет, чтобы начать выпускать гражданские и военные самолеты, имея и финансирование на порядок выше и инженерно-технические кадры, подготовленные на производствах Боинга и пр. И обладание современными технологиями.
    Так что если и реализуем проект, то только если китайцы его сделают. А в реале это будет бешенное "осваивание" бюджетных средств с кучей оправданий, почему не получается.

  • Анонимно
    9.05.2017 09:30

    Очень жаль...многие понимают.
    Перспективы равны нулю.
    Были люди в наше время
    Не то что нынешнее племя

  • Анонимно
    9.05.2017 09:41

    Я верю в талант и трудолюбие казанцев, самолетам быть.
    Предлагаю самолеты построить на те налоги которые Татарстан отправляет в Москву.
    Татарстан алга.

    • Анонимно
      9.05.2017 10:27

      Вот пятая колонна минусует, не хотят чтобы казанцы построили атомный щит Родине.
      Причем за свои средства.
      За 450 миллиардов можно полк таких самолетов ежегодно делать.
      Трамп и Меркель наверное по другому стали бы себя вести.
      Пятая колонна главная опасность для России, Татарстан опора и хребет России.

      • Анонимно
        9.05.2017 18:05

        Чувствую в Росси только Татарстанцы оптимисты в этом вопросе.
        Остальные минусуют.

      • Анонимно
        10.05.2017 08:23

        1. А какой смысл сейчас создавать носители ядерных средств, если войны ведутся принципиально на ином уровне - когда можно проиграть и до применения ядерных средств так и не дойти.....
        2. Кого бомбить собрались?

    • Анонимно
      10.05.2017 08:20

      наивно ВЕРИТЬ и НАДЕЯТЬСЯ никто не запрещает - на этом держится управление массами....

  • Анонимно
    9.05.2017 11:19

    Такое оружие может быть применено полярными системами, которых сейчас нет. Все связаны глобальной экономикой.

  • Анонимно
    9.05.2017 11:26

    Годовой бюджет Рубина достаточен
    Для подьема авиационной промышленности.
    Если добавить х/к АК БАРС????????????

  • Анонимно
    9.05.2017 11:44

    Вот что бывает при ручном управлении.
    Такая мощная когда-то, огромная страна без авиации!!!
    Кто-то должен за это ответить.

  • Анонимно
    9.05.2017 15:04

    Для современной авиации нужны современные технологии, комплектующие и кадры.
    А что у нас есть?

  • Анонимно
    9.05.2017 15:18

    Все повторяется.
    Только освоили серийное производство ТУ-160, как прекратили за него платить и союз развалили.
    Есть ли смысл осваивать ТУ-160М2 ?
    2015 г. не за горами.

  • Анонимно
    9.05.2017 16:20

    1. по голосованию: если исходить из принятия решения по газу в Сирии то начнётся, именно НАЧНЁТСЯ, а не может начаться, в любой момент;
    2. пояснения к п.1. :
    2.1. личностный фактор (люди, принимающие решения) -в их руководстве, как и у нас видимо УЖЕ нет тех, кто присутствовал и ВИДЕЛ натурные испытания термоядерного оружия;
    2.2. и томаговков и гарпунов у них в обычном, так скажем исполнении, не 2.500, а за 12 000, так думаю и пояснение скажем 160 пароходов, 4 тыщи самолётов и вопрос, что они не обеспечены боезапасом?
    2. 3. естественно, у тех кто принимал участие в Ираке, Афгане и прочем, и у тех кто этим отдавал команды на гражданском уровне, возникла иллюзия, что одновременный запуск (две секунды, чтоб не схлопнулись) данного количества обеспечивает паралич ВКС и главное паралич нашего, так называемого руководства;
    2.4. про так называемое руководство - правильно сделали что показали разбор майских указов и там я увидел, есть:
    2.4.1. В.В. Путин, именно так, а не президент РФ, который пытается через "макронов", то есть демагогов, продавить то, что нужно нам 70%, находящимся внизу социальной лестницы, чтобы Россия выжила в очередной раз;
    2.4.2. есть публика, которая получает зарплату за находжение на доходных местах (должностях разных уровней) - "обчество" в деревне так решило (пояснение почему личность, а не должность);
    2.4.3. есть мы, которые руками, ногами или ещё х.. знает чем, но только не рассуждениями, о том что для нас плохо, а что хорошо, выбирает х.. знает кого...
    3. то есть:
    3.1. у одних эйфория от "успехов" по уничтожению себе подобных;
    3.2. у других (у нас с Вами уважаемые) комплекс великого русского народа "Гром не грянет, мужик не перекреститься";
    4. отдельно для "европейцев" моя бабка не хотела уезжать из городу Киева с дочерью в сентябре 41 года -немцы культурная нация, дядя Дима её насильно усадил на платформу со станками и отправит на восток, ну а потом был Бабий яр, а потом ни кто в советское время и наше время, до Донбассу, не говорил, кто ж их соплеменников в этом яру расстреливал и грабил потом их дома.. да и сейчас не больно то... то есть отсутствие ДОСТОВЕРНОЙ информации..
    5. пояснение к п.1 и особенно к 3.2.: мост градоначальник восстановил после трёх лет напоминаний, пока губернатор дал "прямое указание" -правильно ДАЛ В МОРДУ тому, кого ..ну и так далее я не Пушкин изучавший библиотеку отца...

  • Анонимно
    9.05.2017 17:07

    ТУ-160 это не только боевой супер бомбардировщик , но и самые современные технологии в авиастроении. Тот, кто ими владеет, имеет все основания надеяться на будущее. Я верю, что казанские авиастроители могут многое и это не фантазии. Надо знать историю наших славных авиастроителей.

    • Анонимно
      9.05.2017 18:06

      Сейчас пятая колонна Вас заминусует за оптимизм.

      • ПанАлекс
        9.05.2017 19:30

        минусует не 5я колонна, а рабочие за 12 т.р. з/п.

        • Анонимно
          10.05.2017 08:24

          У них 12 тысяч зарплата потому что денег федеральный центр на оборону жалеет или расходует бездарно.
          А в Татарстане делают достойную продукцию, конкурентную с американским и европейским военпромом.

    • Анонимно
      9.05.2017 23:09

      1. он БЫЛ супером (для нас) сорок лет назад, когда его спроектировали;
      2. а сейчас он нужен как было сказано про ИЛ 2 как воздух, как хлеб в виде ... летающей парты...
      3. техникой вообще то управляют люди, и не просто человеки, а профессионалы, которых кот наплакал (если исходить только о сообщений) по одной причине - не на чем летать...
      4. и чтобы его получить нужны кадры ..сборщиков и кто ими руководит, ну их тоже кот наплакал...
      5. потеряно два года - ведь два года назад эти два комплекта то ли лежали, то ли не лежали, а можно было на них отработать сборку разборку для обучения и сплочения коллектива в одно целое, кто работал с металлом, понимает о чём сказано...
      6. а коллективов, тем более мыслящих одинаково (техпроцесс то надо соблюдать), наше руководство органически не приемлет -и в этом вся загвозка. Ну это на мой непрофессиональный взгляд..
      7. хорошо сказано про движки-а кто то уже на этом движке летал, он точно по расчёту тратит топливо на эту тысячу км?
      8. историю мы то знаем, а Вы с нашим руководством знаете о Пе 8, на котором нарком иностранных дел В.М. Молотов (Скрябин) в Лондон в 1942 году летал? или как появился Ту 4? и почему на первых Ту 16 было троссовое управление и как из-за этого ребята бились(инерция в передаче)? и это после разборки - сборки B 29?
      9. так вот если знаете, объясните это руководству, а то у меня создалось впечатление, после рассмотрения фотографий, что наше руководство истории не знает...
      10. вроде всё, только по моему бесполезно - пока В.В. Путин не даст п...в ж... кому положено - как на космодроме Восточный...
      11. для пояснения -есть в наличии акт прокуратуры о проверке на Горбунова ФЗ ... О мобготовности?

  • Анонимно
    9.05.2017 21:51

    Рабочие за 12т.р. это плохо. С 22-м особенно. Но сомневаюсь, что есть.
    Видел своими глазами как вывозили на металлом зеленые станки с КАПО, освобождали площади цехов. Расстраивался. В СССР родственники работали фрезеровщиками с очень хорошей зарплатой. Не давно увидел современные фрезеровочные центры, понял - все нормально. Не нужно столько рабочих и станков. Проще сейчас многое. И громоздкие тяжелые вычислительные системы 70-й машине сейчас не нужны.

    • Анонимно
      10.05.2017 08:02

      ну и зачем этот самолет - три штуки есть - и хватит... свое долетают... порвали связь инженерных поколений....

  • Анонимно
    10.05.2017 08:43

    Для казанских авиастроителей поднять и реализовать такой проект всё равно нужно. Но для этого командовать должны не распильщики-менеджеры, а инженеры-технократы.

    Пора уже! 30 лет почти веселились. Хватит, всем надоело!

  • Анонимно
    10.05.2017 11:15

    Даже если случится чудо, и самолет сумеют поднять в воздух, несколько штук не повысят обороноспособность, а массовое, или даже серийное производство Россия не потянет. Очередная пустая трата денег и ресурсов. Надежды на то, что в ходе производства возникнут какие-либо прорывные технологии, беспочвенны. Неоткуда возникать. Изначально ложная цель

  • OlegBelg
    10.05.2017 18:36

    Россия будет натужно возрождать Ту-160, а США наращивать группировку космических самолетов Х-37В.

    • Анонимно
      14.05.2017 19:49

      1. сравните число готовых пилотов и штурманов в штатах и у нас....
      2. надеюсь, что Вы согласитесь, что надо быть русским, чтобы верить в то, что мы спасём свою родину...
      3. КАДРЫ решают всё, кадры и ещё раз кадры
      4. а что сказали про число ПИ в каи? кто это тут выложил, видимо сам был ошарашен,
      5. но это не вся правда о чём говорили, когда какой то министр приезжал и приятель в ветровке тарахтел о том, как деньгу зашибать... где уж тут до числа ПИ и какой то окружности ...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль