Общество 
1.07.2017

Жители Сахалина: «Кто такой Габдулла Тукай? Не иначе родственник в Думе сидит»

Как личная встреча Рустама Минниханова и Олега Кожемяко дала зеленый свет установке памятника поэту на Дальнем Востоке

Новый памятник Габдулле Тукаю в скором времени появится на Сахалине. Местные татары при помощи РТ уже собрали несколько миллионов рублей. Однако на местных интернет-страницах не все благосклонно восприняли эту новость, предлагая установить памятник «кому-то русскому». «БИЗНЕС Online» рассказывает, как сплоченная диаспора не только добилась установки монумента, но и готовит дальневосточный Сабантуй, куда съедутся татары Чукотки, Якутии и Камчатки.

Во время своего рабочего визита на Сахалин в сентябре прошлого года Минниханов встретился с местными татарами и постарался решить некоторые их проблемы На протяжении 10 лет татары Сахалина мечтали и просили о памятнике Габдулле Тукаю. С мертвой точки дело сдвинулось лишь после личной встречи Рустама Минниханова и губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко Фото: president.tatarstan.ru

«ТАТАРЫ ПОДНИМАЛИ ЭКОНОМИКУ САХАЛИНА, ПОЭТОМУ МЫ ТОЖЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАШ ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ПОЭТ БЫЛ ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕН»

На протяжении 10 лет татары Сахалина мечтали о том, что на их малой родине появится памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю и писали письма с просьбой об этом как президенту Татарстана, так и губернатору Сахалина. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в сентябре прошлого года после личной встречи Рустама Минниханова и нынешнего губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко.

«Татары живут на Сахалине, поднимали экономику региона, приехали сюда в 1933 году. Поэтому мы тоже хотим, чтобы наш великий татарский поэт был здесь представлен, чтобы у нас было место, где мы могли бы проводить разные мероприятия», — рассказала «БИЗНЕС Online» председатель сахалинской общественной организации «Учебно-культурный центр «Туган тел» Закия Валитова.

По словам Валитовой, еще в далеком 1992 году между Татарстаном и Сахалином было подписано соглашение о сотрудничестве, и с тех пор оно не обновлялось. «Хотя мы много раз обращались с таким предложением. Раз не было обновленного соглашения, поэтому и не удавалось установить памятник. Вот в сентябре прошлого года было подписано новое соглашение», — добавляет она.

К слову, во время своего рабочего визита на Сахалин в сентябре прошлого года Минниханов встретился с местными татарами и постарался решить некоторые их проблемы. Так, сразу после визита президента Татарстана на Сахалин татарскому культурному центру выделили свой кабинет. Тогда же в Южно-Сахалинске глава РТ подписал с губернатором Сахалинской области Кожемяко соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве на 2016 - 2018 годы. Документ предусматривает взаимодействие в различных областях и является основой для разработки межрегиональных программ, проектов и планов мероприятий в конкретных вопросах. Тогда же на встрече с татарами Сахалина, участие в которой принял и Кожемяко, обсудили возможность создания сквера и установки памятника поэту Тукаю в одном из городов Сахалинской области, организацию и проведение дальневосточного Сабантуя.


Вопрос о проведении Сабантуя, который объединит всех татар Дальнего Востока, также был решен положительно. «В этом году мы планируем провести дальневосточный Сабантуй 22 июля. На остров Сахалин собираются все татары Дальнего Востока — Камчатка, Магадан, Чукотка, Якутия», — поделилась своими планами с нашим корреспондентом Валитова.

Через два месяца — в ноябре 2016-го — уже губернатор Сахалинской области посетил Татарстан. Здесь Кожемяко познакомился  с достижениями республики в области развития высокотехнологичных отраслей промышленности, создания благоприятного инвестиционного климата, внедрения инноваций. В Свияжске губернатор пострелял из лука, посетил музей истории острова-града, православные храмы, в Казани осмотрел технополис «Химград», Дворец водных видов спорта, футбольный стадион «Казань Арена» и другие объекты столицы Татарстана.


«МНОГИЕ УЖЕ УМЕРЛИ, МЕЧТАЯ О ТОМ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ У НАС ПОЯВИТСЯ ПАМЯТНИК ГАБДУЛЛЕ ТУКАЮ»

Что касается памятника Тукая, то бронзовую скульптурную композицию татарскому народному поэту в дар Южно-Сахалинску преподнесли сами татары Сахалина при поддержке Республики Татарстан. «Инициатором установки памятника у нас выступило старшее поколение, есть те, кто еще в 1950-х годах привезли сюда с собой книги Тукая. Многие уже умерли, мечтая о том, что когда-нибудь у нас появится памятник Габдулле Тукаю. Не каждый может поехать на свою историческую родину и вспомнить своего поэта», — отмечает Валитова.

Расходы по изготовлению скульптуры татары также взяли на себя. «Мы собрали уже несколько миллионов рублей при поддержке татарских бизнесменов Сахалина, Дальнего Востока, в первую очередь — Республики Татарстан. Без Татарстана ничего бы не получилось. К нам же лететь 9 часов! И, несмотря на это, артисты, историки приезжают к нам. Кукольный театр недавно приезжал. Никакая республика не поддерживает своих соотечественников, которые живут вне региона, так, как Татарстан», — продолжает председатель татарской общины.

. Окончательное решение о том, несет ли памятник историко-культурную ценность и необходим ли он городу, примут члены экспертно-консультативного совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области
Фото: skr.su

Окончательное решение о том, несет ли памятник историко-культурную ценность и необходим ли он городу, примут члены экспертно-консультативного совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области. Определить место, где будет установлен подарок городу, предложили жителям городского округа. В данный момент идет голосование по месту будущего сквера и установки памятника — пока лидирует южное пересечения улиц Ударная и Октябрьская, на втором месте — северо-восточнее пересечения улиц Институтской и Вокзальной.

По словам Валитовой, они бы хотели, чтобы сквер разбили на пересечения улиц Институтской и Вокзальной, т. к. это центр города. «Улицы Ударная и Октябрьская — это окраина. Там татары не живут,и мероприятия нам там проводить будет неудобно, ехать далеко, автобусы не всегда ходят. У нас бабушки, старшее поколение, их нужно будет везти. Одно дело — потратить на дорогу 15 минут, другое — целый час, поэтому нужно уважать старшее поколение и маленьких детей, мы же и для них будем проводить там различные мероприятия», — говорит она.

Закия Валитова (в центре): «Татары живут на Сахалине, поднимали экономику региона, приехали сюда в 1933 году, поэтому мы тоже хотим, чтобы наш великий татарский поэт был здесь представлен, чтобы у нас было место, где мы могли бы проводить разные мероприятия» Фото: sakhtatary.ru

«ВСЕГДА БУДЕТ КТО-ТО ПРОТИВ... ВЫ У СЕБЯ ЗАБОР СТАВИТЕ, НАПРИМЕР, А СОСЕДЯМ НЕ НРАВИТСЯ, ПОТОМУ ЧТО У ВАС ЗАБОР КРАСИВЕЕ»

Проголосовать за место установки памятника жителям Сахалина предложено на официальном сайте области. Однако вместо конструктивных предложений со стороны жителей Сахалина сыпятся негативные комментарии, число которых уже превысило 700.

«Бред какой-то! У нас что, мало своих замечательных людей, в честь которых стоит открывать скверы, делать улицы и т. п.? Против!» — пишет пользователь под ником Miroslava. «А кто такой Габдулла Т.? Не иначе родственник в Думе сидит», — поддерживает Pandrom. «Раз предлагают выбрать, предлагаю разместить в Татарстане. Будет актуально», — пишет ПечкинЪ. Некоторые вместо памятника Тукаю предлагают установить в сквере бюст Сталина или Маяковского, Фруктовенькая выступает «за сквер имени кого-то русского», а пользователь под ником skoromama и вовсе просит татар вместо памятника отремонтировать дороги на Сахалине: «Пусть лучше дружественные нам татары сделают хороший ремонт, например, дороги на Сахалинской — мы в честь Габдуллы этого ж/д переезд назовем», — пишет она. On_Air уверен, что установка памятника татарскому поэту на Сахалине приведет к разжиганию межнациональной розни на острове.

«Всегда будет кто-то против. Вы у себя забор ставите, например, а соседям не нравится, потому что у вас забор красивее. Это такие мелочи жизни, мы не обращаем на них внимания. Это все такие междусобойчики. Кому-то даже наш первый Сабантуй не нравился, а сейчас люди уже привыкли. Главное — нас поддерживает руководство республики и области, — отвечает на это председатель татарской общины Сахалина Валитова. — И Сабантуев на Сахалине никаких не было, наш центр впервые в истории Сахалинской области в 2006 году провел этот праздник. Сейчас у нас прошел уже шестой Сабантуй, мы проводим его в регионах области».

«Конечно, мы в курсе инициативы Сахалинской общины, и Татарстан ее поддержал, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель всемирного конгресса татар Ринат Закиров. — На дальних рубежах нашей страны живет достаточно большое количество татар, мы не можем не учитывать их интересы. Тем более они очень инициативные, даже проводят у себя татарский национальный праздник».

«Кому-то даже наш первый Сабантуй не нравился, а сейчас люди уже привыкли. Главное — нас поддерживает руководство республики и области» Фото: sakhtatary.ru

«ТАТАРЫ, ДАЖЕ БУДУЧИ В УСЛОВИЯХ КАТОРГИ, НЕ ЗАБЫВАЮТ О СВОЕМ ПРОИСХОЖДЕНИИ, ХРАНЯТ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»

Как уже отмечала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель сахалинской общественной организации «Туган тел» Валитова, татары играли не последнюю роль в становлении острова. Для изучения истории татар Сахалина известный общественный деятель, писатель, историк и публицист Фаузия Байрамова в сентябре 2012 года также побывала на Сахалине, прожив на острове почти целый месяц. По ее мнению, омываемый Татарским проливом с одной стороны и некогда Татарским морем (Тихим океаном) — с другой, этот древний, названный Сахалином, остров, даже в названии своем таил татарские корни — Сахалин, родина древних тюркских племен саков и сахов, в средние века назывался островом Татарским. Вплоть до начала XIX века весь Дальний Восток, Приамурье, сегодняшний Приморский край и даже сегодняшняя Монголия и часть Китая на официальных картах России обозначались как «Восточная Татария», что указывает на признание русскими Дальнего Востока татарскими землями.

«И сейчас на территории города Холмска протекают две речки: Татарка (на некоторых картах сохраняется ее прежнее название — Маука) и Язычница, которые в ту пору были значительно полноводнее», — пишут местные ученые. В XVIII веке Татарией называют Сахалин и европейские, в частности, французские путешественники, считая его полуостровом. Лишь в 1850 году русские путешественники и военные исследователи открывают Сахалин как остров и объявляют его территорией Российской империи.

В 1869 году остров Сахалин объявляется каторгой Российской империи, куда со всей страны начинают ссылать каторжников, среди которых оказывается и немало татар. Именно с этого момента у этого этноса на Сахалине начинается вторая история — история каторги. «К сожалению, и эта страница истории нашими учеными осталась неизученной. Мне же довелось не только побывать в таких городах-тюрьмах, как Александровск-Сахалинский, Корсаков и Тымовское, но и поработать в архивах и музеях, в частности, архивах и библиотеках столицы области — Южно-Сахалинска, откуда мне удалось привезти большой материал о каторжных татарах», — отмечает Байрамова.

С 1886 года на Сахалин начали ссылать и политзаключенных. Во время первой в России всенародной переписи 1897 года на Сахалине уже проживали 28 тыс. людей, абсолютное большинство которых были каторжники. По истечении срока с острова сахалинских заключенных чаще всего уже не выпускали, оставляя работать здесь же на местных угольных шахтах и в сельском хозяйстве. Именно поэтому каторжные старались привозить с собой свои семьи, чтобы по истечении тюремного срока оставаться жить вместе — именно по этой причине среди сахалинских ссыльных очень много татарских семей.

Известно, что в 1889 году здесь проживали 232 каторжных мусульманина и 33 поселенца, т. е. исполнивших срок заключения, но остающихся в поселении на учете. В 1895 году эта цифра уже превышает тысячу, а в 1897-м общее число каторжных мусульман приближается к двум тысячам, среди них были сосланные из Казани, Уфы, Саратова, Нижнего Новгорода, Баку и Ташкента. Летом 1890 года писатель Антон Чехов по собственной воле и желанию провел на Сахалине перепись населения, для этого ему понадобились три месяца, на протяжении которых он от тюрьмы к тюрьме, от казармы к казарме, от поселения к поселению, от дома к дому ходил, заполняя анкеты на каждого из около 10 тыс. людей населения острова. Писатель, причисляя почти всех каторжных мусульман к татарам, говорит о них с большим уважением. «Татары, даже будучи в условиях каторги, не забывают о своем происхождении, хранят честь и достоинство», — писал он.

Как пишет Байрамова, во время переписи 1897 года, 1523 человека из находящихся на Сахалине в ссылке, своим родным языком назвали татарский язык, что являлось 5,43% от общего населения острова. Помимо этого, еще 239 человек назвали своим родным языком тюркско-татарский. Следует также сказать, что у мусульман-каторжан Александровск-Сахалинского было и две мечети: суннитская — для татаро-башкир и тюрков-узбеков, и шиитская — для заключенных азербайджанцев и персов.

Сам Чехов назвал Сахалин с его каторжными условиями «адом на земле». На сегодняшний день сохранилось около 8 тыс. анкет, заполненных Чеховым собственноручно, среди которых немало и татарских.

Фаузия Байрамова Для изучения истории татар Сахалина Фаузия Байрамова в сентябре 2012 года побывала на Сахалине, прожив на острове почти целый месяц Фото: «БИЗНЕС Online»

«В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ ГОРОД ОХА, ПО СУТИ, БЫЛ ТАТАРСКИМ ГОРОДОМ»

С 1905 года южная часть Сахалина полностью переходит к японцам, оставаясь их владением вплоть до сентября 1945 года. По этой причине в 1906 году каторга на Сахалине Россией официально отменяется, и часть каторжан, воспользовавшись неразберихой, бежит, часть из них ловят и вновь ссылают, но уже в Сибирь: так, ныне освобожденные либо вновь возвращаются в Россию, либо переходят на сторону японцев, либо обосновываются на севере острова.

Второй, самой темной и трагичной, страницей в истории сахалинских татар можно назвать годы репрессий 30-х годов. В этой связи следует сказать, что северная часть острова Сахалин одно время также переходила во власть японского правления, а именно — в 1920 - 1925 годах. В эти годы остров Сахалин полностью находился во владении японцев, и именно тогда здесь построили многочисленные заводы и фабрики, железные дороги, пристани, бумажные комбинаты, мосты, а японские предприятия-концессии даже после передачи севера острова обратно СССР в соответствии с двусторонним политическим соглашением должны были остаться. В начале 30-х годов именно в северной части острова обнаруживают нефть, и очень многие татары переезжают с материка сюда на работу. Большинство из них устраиваются на японские предприятия, что впоследствии становится причиной обвинения их в шпионаже в пользу Японии. Впоследствии большинство из этих татар было расстреляно.

В начале 30-х годов город Оха, по сути, был татарским городом, так как на основную — нефтяную и угольную — работу в соответствии с государственной программой сюда были переселены в большей мере именно татары. В 30-х годах в поселке Дамире, что недалеко от самой Охи, была даже татарская школа, но в 1934 году якобы по причине отсутствия преподавателей ее закрыли. В 1937 - 1938 годах работавшие на японских нефтяных предприятиях, угольных шахтах и в сельском хозяйстве татары обвиняются в шпионаже в пользу Японии и приговариваются к расстрелу. Только в 1938 году решением «тройки» было расстреляно более 300 человек, среди которых было немало и татар.

После Второй мировой войны у сахалинских татар начинается новая история. После вытеснения с острова японцев и айнов в 1946 - 1949 годах на Сахалин, соответственно государственной программе, из Татарстана начинают в массовом порядке эшелонами завозить татар, которых впоследствии назовут «переселенцами» и которые заложат на севере и юге острова новые села. Например, деревня Ныш Ногликского района была основана в 1949 году татарскими переселенцами из Высокогорского района и из Дубьяз. И хотя до этого здесь было поселение нивхов, а в 30-х годах здесь жили астраханские татары-рыболовы, большим селом Ныш стало лишь с переселением сюда казанских татар. Работая в совхозах, татары занимались рыболовством и животноводством. Совхоз построил для них деревянные бараки, в которых татары живут и сегодня. Сейчас совхозов уже нет, многое, в том числе и село Ныш, находится в полуразрушенном состоянии, дорог нет, работы в Ныше тоже нет, нет газа, и люди до сих пор жгут дрова и носят воду коромыслами.

Вторая татарская деревня располагается на юге острова. В 1946 году, после того как отсюда на остров Хокайдо выдворяют японцев и айн, сюда привозят татар, которые поселяются в оставшихся после японцев фанерных бараках. Это также приехавшие из Высокогорского района, деревень Дубьязы, Кукморы, Текенешского района, деревень Большой Битаман, Яуширма, Асан, Куркачи и Красная Гора татары, среди которых были и крещеные татары. Во время японцев это поселение называлось Айхана, так как располагалось недалеко от реки Ай, что на побережье Охотского моря. До 1970 года эта, состоящая в основном из татар, деревня называлась Айск, позже совхоз переименовался в «Свиновода», а село — в Советское. Здесь также уже давно нет совхозов, нет работы и нет газа, но есть хорошие дороги и близко море, а областной центр совсем рядом, быть может, благодаря этому деревня еще живет, а из 500 человек пятая часть — татары. В деревне нет ни мечети, ни церквей, нет ни молящихся и ни постящихся, но, несмотря на это, есть единственное на весь Сахалин татарское кладбище, куда привозят хоронить мусульман со всей округи.

Сегодня на Сахалине проживают около полумиллиона человек, примерно 5 тыс. из них — татары, что составляет примерно 1% от всего населения. После русских, корейцев и украинцев татары на острове самые многочисленные, после татар идут местные народы (нивхи, уилты, нанайцы, эвенки и др.), их около 4 тыс. человек.

Среди сахалинских татар и сегодня есть военные моряки, специалисты с высшим образованием, работающие здесь по направлению с материка; шахтеры, нефтяники, газовики, рыбаки и строители.

(из книги Фаузии Байрамовой «Остров Сахалин и татары»).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.07.2017 12:39

Россия это большая многонациональная страна, в ней живет более 190 национальностей, которые являются коренными жителями нашей страны
Нас объеденияет многовековая общая история

Поэтому любой писатель, поэт или художник это российский писатель, поэт и художник, деятель российской культуры

История любой республики и области, все национальные герои народов России это российские национальные герои

Поэтому в школах нужно изучать всех авторов произведений, не только писателей русской классики
и история страны которую мы изучаем в школах и ВУЗах должна отражать историю всех народов страны,
каждого государства, которое было на территории нашей страны:

(СССР, РСФСР, Российская империя, Монгольская империя, Золотая орда; Казанское, Булгарское, Астраханское, Сибирское ханства; Киевская русь, Хазарский каганат, Тюркский каганат, Скифское царство, Боспорское царство, Империя гуннов, Государство алан, Волжская булгария и др. )

Это всё история и её стоит учитывать при преподавании истории нашей страны, история России это не только русская история, это история множества народов.

Такой подход будет более справедлив с точки зрения многонационального государства, с точки зрения федерации,
каким государством по конституции страны является Россия.

  • Буре
    1.07.2017 12:04

    Тукая необходимо в школьную программу включить для всей России.
    Поэт на уровне величайших поэтов России и мира.

    • Анонимно
      1.07.2017 12:32

      Я полностью с вами согласен. Лучше вас уже о Габдулле Тукае трудно что-то сказать.

      • Оптимист
        1.07.2017 13:33

        Я думаю Васильева поддержит эту инициативу.

        • Анонимно
          1.07.2017 14:54

          О чём здесь можно говорить? Если у татар Сахалина не было даже кабинета? Это значит, что опять в организации собрались определённые женщины, которые тянут линию опять на чаепития и пустые разговоры. Как понятно, что ни один бизнесмен татарин не выделил ни рубля на общественные дела. Собрали "Миллионы" , и опять за счёт Татарстана. А что они сами могут? Дискредитировать имя Тукая? Которого никто из русскоязычных жителей Сахалина никогда не слышал. Превратить татарский Сабантуй в очередное фольклорное событие дружбы народов? Сколько таких организаций по России просто используют татарские мотивы на потеху дня?

          • Анонимно
            2.07.2017 17:49

            Это пиар местных нищих общественников татарских организаций. Если у них нет даже 10 тысяч рублей на офис - о чём дальше можно говорить?

          • Анонимно
            3.07.2017 12:12

            О ужас! У татар Сахалина не было даже кабинета! Как татарам Сахалина жить без кабинета? Угнетают бедных, притесняют, кабинета не дают - невозможно жить татарам на Сахалине...

        • Анонимно
          1.07.2017 17:59

          Вряд ли она поддержит . В Белозерье у школьниц мусульманок , не видно было поддержки от нее .

      • Анонимно
        1.07.2017 14:44

        Сахалинцы - молодцы! Надо в благодарность им поставить у нас здесь памятник какому нибудь сахалинскому поэту. Это было бы правильно.

        • Анонимно
          2.07.2017 14:25

          Где это молодцы? Вы не читали что ли их комментарии против установки памятника Тукаю? Кто-то еще сомневается, что только татары в РФ , являются самым толерантным народом ? Посмотрите какой ксенофобией дышат коменты сахалинцев против нерусского Тукая. А наши русские чего примолкли? Вы же здесь татарам постоянно говорите, что "неважно какой национальности человек". Только оказывается это только в Татарстане для вас неважно, а за его пределами, тут же важным оказывается.

          • Анонимно
            2.07.2017 16:44

            Я - мариец и я не считаю Тукая великим поэтом. Уровень марийского Чавайна. Просто у татар и у марийцев других нет, вот они и раздувают их талант. Великий поэт Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Блок и мне не важно, какой они национальности.

            • Анонимно
              2.07.2017 18:38

              Но для татар Тукай является великим. Кстати, величие Маяковского и Блока- это спорное утверждение.

          • Анонимно
            2.07.2017 16:57

            А мы не примолкли. Памятник в Казани будете Игнатьеву ставить ?

            • Анонимно
              2.07.2017 18:35

              Как это не примолкли? Опять в Татарстане татары кому-то нетарину что-то должны? А татарам за пределами Татарстана что-нибудь сделают хорошее? разговор был об отношении русских к инородцам за пределами Татарстана, а вы, как обычно стрелки переводите.

  • Видимо, Сахалин так и не умер как регион, из-за того, что Япония там в 1920-1925 г.г. построила многочисленные фабрики и заводы.
    Они и по сей день работают, обеспечивая работой немногочисленное население острова.
    Возникает вопрос: даже если 5 тыс татар острова придут на этот Сабантуй, неужели политическая значимость так велика, что наплевать на бешеные расходы РТ из-за транспортной логистики ?

  • Анонимно
    1.07.2017 12:07

    Я русский и тоже хочу, чтобы бюст Сталина стоял на Баумана в Казани, т.к. если бы не наш генералисимус, то не было бы ни Казани, ни Москвы ни Сахалина, а была бы одна содомистско-фашистская германия !!

    • Анонимно
      1.07.2017 15:36

      Нужно памятники хорошим людям ставить

      На Баумана есть прекрасный памятник Федору Шаляпину, он родился в Казани, о его таланте знает весь мир
      Таким человеком стоит гордиться поэтому ему и поставили памятник как Габдулле Тукаю

      Сталин тут причем? Большое количество граждан к нему относится негативно, особенно в регионах подвергнутых депортации

      • Анонимно
        2.07.2017 16:31

        И Фёдор Шаляпин хороший человек и Габдулла Тукай.
        Поэты это хорошо.
        Только вот один момент. Поэты никогда на себя не берут ответственность за руководство страной и принятие крайне непопулярных мер ради выживания страны.

        • Анонимно
          2.07.2017 18:42

          Но для татар Сталин не является выдающейся личностью, достойной памятника в Казани. Вы все время забываете, что коренные народы по разному относятся и к русской истории, и к русским монархам, и к руководителям государства. А Тукай дорог татарам именно за вклад в татарскую литературу.

    • Анонимно
      1.07.2017 16:19

      Я тоже за Сталина.

  • Анонимно
    1.07.2017 12:12

    ШОК! Отец Габдуллы Тукая сидит в Госдуме и продвигает своего сына!

    • Анонимно
      1.07.2017 16:29

      Странный ШОК. Если чей то сынок сидит в Думе, это не удивляет. А должно бы возмущать. А то, что не татары не знают Тукая, ничего страшного. Наш народ тоже не знает национальных героев других народов. и никого это не шокирует

      • Анонимно
        1.07.2017 18:00

        Теперь будут знать, это можно сказать была просветительская встреча )

  • Анонимно
    1.07.2017 12:39

    Россия это большая многонациональная страна, в ней живет более 190 национальностей, которые являются коренными жителями нашей страны
    Нас объеденияет многовековая общая история

    Поэтому любой писатель, поэт или художник это российский писатель, поэт и художник, деятель российской культуры

    История любой республики и области, все национальные герои народов России это российские национальные герои

    Поэтому в школах нужно изучать всех авторов произведений, не только писателей русской классики
    и история страны которую мы изучаем в школах и ВУЗах должна отражать историю всех народов страны,
    каждого государства, которое было на территории нашей страны:

    (СССР, РСФСР, Российская империя, Монгольская империя, Золотая орда; Казанское, Булгарское, Астраханское, Сибирское ханства; Киевская русь, Хазарский каганат, Тюркский каганат, Скифское царство, Боспорское царство, Империя гуннов, Государство алан, Волжская булгария и др. )

    Это всё история и её стоит учитывать при преподавании истории нашей страны, история России это не только русская история, это история множества народов.

    Такой подход будет более справедлив с точки зрения многонационального государства, с точки зрения федерации,
    каким государством по конституции страны является Россия.

    • Анонимно
      1.07.2017 17:50

      в наших школах уроки литера уры срезаны ради тат.языка... вообще на изучение произведений времени нет!

      • Анонимно
        1.07.2017 19:00

        Вот именно что Россия - это Федерация. Договор с Татарстаном - фундамент крепких отношений.

        • Анонимно
          1.07.2017 22:44

          Мне важнее, чтобы ребенок получил хорошее образование в рамках Российской программы, без перекосов на большее изучение тат языка, в ущерб русскому. Договор для этого не нужен.

          • Анонимно
            3.07.2017 12:28

            Иначе говоря, Вы просто не понимаете, что такое «хорошее образование», лишь бы по своему обыкновению сказать что-то против татар.

        • Анонимно
          2.07.2017 11:00

          //Договор с Татарстаном - фундамент крепких отношений//

          Фундаментом крепких отношений может быть только конституция РФ, а договор - это был маленький временным шагом в сторону развала России. Поэтому договор - это пережиток.
          Отказ от договора - это возвращение к нормальности.

      • Анонимно
        1.07.2017 23:38

        Что, это все еще продолжается? Слава Богу 3 года назад у нас с этим проблема закончилась. А так да, вместо литературы и русского, давали татарский, который никто не знал, включая саму преподавательницу татарского. Как пример - мало-мальски татарский понимали уже за годы этого изучения, но очень сложный текст попросили знакомую татарочку (ей лет 60-65) из татарского села написать, она написала три абзаца. Учительница татарского сказала, что это максимум на три! Что это не татарский, а тарабарщина. Я тогда так и не понял в итоге, где он настоящий правильный татарский? И зачем ему обучают, если настоящие татары из деревень, как оказалось, по татарски вообще никак не правильно говорят и пишут.

        • Анонимно
          3.07.2017 16:27

          Вы путаете. Если Вы попросите какую нибудь бабулю ( русскую ) из (русской) деревни написать сочинение учитель русского языка поставит так же тройку. Так как учителя ждут сочинений на литературном языке, а не на простонародном.

          В Вашем случае бабулька татарка написала так как говорит с соседями или с родственниками, не используя сложносочиненных предложений и литературных оборотов. Арифметика проста.

      • Анонимно
        2.07.2017 14:28

        В других регионах без татарского языка, тоже ничего из перечисленного по истории не изучают. Так что не по теме комментарий.

  • Анонимно
    1.07.2017 13:08

    Да , если поставить памятник великому Тукаю это скажется на мажнацыональные отношения . Это уже за гранью добра и зла .

  • Istorik
    1.07.2017 13:12

    Тукай, конечно, это наше всё. Но это какое-то отсутствие фантазии. Тем более появляется повод для обоноснованного недовольства - "Сахалин и Тукай" - как-то притянуто за уши.
    В истории Сахалина много татар было. Есть книга "Сахалин и татары"
    Можно памятник сосланным татарам.

    • Анонимно
      1.07.2017 13:21

      Да, согласна, тоже о том же хотела сказать.Как бы не вышло обратной реакции - жаль, если памятник будет вызывать только негативные эмоции и поле действия для вандалов. Тукай этого не заслужил.

      • Анонимно
        1.07.2017 14:49

        Все что восточнее Нижнего Новгорода - исконная территория тюрков. А уж Сахалин подавно. Так что не надо говорить о нагнетании. Молодец МРН! Нас админ ресурсом щемят, а мы национальным сознанием защищаемся! Поднимите всех тюрков по территории России, скажите всем правду о коренных народах, покажите им духовное наследство народов! И тогда, возможно, перестанут писать люди безликое "я россиянин", и не будут стесняться назвать себя тем народом, каким были их предки!

        • Анонимно
          1.07.2017 16:38

          С чего решили, что другие тюркские народности не знают своей истории.? Хорошо знают, вы отличии от вас. . Никто не стесняется называть свою народность. При этом они и россияне. Одно дополняет другое. Друг, нагнетаете вы.







          7

          • Анонимно
            1.07.2017 23:39

            А с того, уважаемый, что тюрок ассимилируют на исконно родных землях в нечто унифицированное - россияне. Поговорка "копни любого русского - найдете татарина" это чистая правда.

            • Анонимно
              2.07.2017 09:41

              НЕ по существу ответ. Речь о знании истории. Стесняются ли называть свою народность. Полемика о *копни.....* -бесконечна. Разговоры об ассимиляции -бесконечны. Кто, что завоевал - бесконечны. И правда это или не правда, пусть выясняют специалисты. Естественно не Хакимов.

            • Анонимно
              2.07.2017 14:30

              Это неправда. Давно уже это опровергнуто днк-иследованиями. Не выдавайте желаемое за действительное. Скорее: копни любого татарина - найдешь финоугра.

            • Анонимно
              2.07.2017 16:54

              Длительное исследование ДНК жителей РФ, в том числе и поволжских татар полностью опровергло эту пословицу сказанную каким-то французским гос.деятелем .

            • Анонимно
              2.07.2017 22:28

              Вы свой бред про копни и получишь.... уж не пишите. Почитайте .... пробовали генетики копать и ответ дали научно обоснованный, что копание это ни к чему не приводит, нет там татар. Хотя бы лекции Анатолия Клесова послушайте. Доктор химических наук. Специалист по этно-генетике. Мракобесие воспроизводите!

              • Анонимно
                3.07.2017 23:50

                "Хотя бы лекции Анатолия Клесова послушайте. Доктор химических наук. Специалист по этно-генетике. Мракобесие воспроизводите!"

                Клесов при СССР всю жизнь (докторская диссертация)занимался химией ЦЕЛЛЮЛОЗЫ-основного компонента ДРЕВЕСИНЫ и он никакой не генетик. Все его рассуждения на тему этно -генетики -на уровне дилетанта.

          • Анонимно
            1.07.2017 23:48

            И не путайте защитные инстинкты нации, теряющей свое лицо с нагнетанием. Я татарин, без "примесей", свое древо знаю примерно на 4 поколения. Там все 100% татары. Но я не говорю на родном языке. Вот как то не модно было в 80-х детей учить говорить на родном. Мои родители сносно (почти без акцента) говорят на русском, я так вообще им владею во сто крат лучше чем своим родным. И этот факт печалит((( я про детей вообще молчу. Не секрет, что язык живет там, где на нем говорят. Так что не надо нам навязывать усредненные стандарты гражданства.
            PS взял себе водителя на работу парня с глубокой татарской деревни - практикуюсь в родной речи))

        • Анонимно
          1.07.2017 22:46

          Коренные народы Сахалина - нивхи. Не неси чушь.

  • Анонимно
    1.07.2017 13:18

    ЧЕКА
    В Челябинске пару лет назад установили памятник М. Джалилю. Установили практически в самом центре и памятник очень хорош - браво автору. Большинство челябинцев восприняло этот памятник положительно-герой СССР в ВОВ , легендарная личность и что немаловажно в городе проживает около 100 тыс. татар..
    С Сахалином и памятником Тукаю несколько сложнее, потому что татар там всего 1%, Тукай - татарский поэт и к Сахалину не имеет никакого отношения..
    Возможно Татарстану надо было договориться что республика построит сквер и назовет его именем Тукая, а памятник (бюст) как естественное приложение. Уверен что против сквера ни один нормальный житель Сахалина возражать не будет ..
    А установить просто памятник с учетом выше изложенных моментов, выглядит типа - все равны, но мы ровнее , но такой подход приводит к неприятию..

    • Оптимист
      1.07.2017 14:07

      Сахалинец увидев памятник Тукаю начнет интересоваться кто это изучать его творчество.
      А парки лучше у себя дома делать

    • Анонимно
      1.07.2017 17:42

      Почему ,памятник поэту ,должен вызвать неприятия ? Или как тут пишут повод для вандализма ? Что страна уже совсем оскотинилась ? Памятник поэту из народа который проживает из спокон веков на территории РФ это чтото из ряда вон выходящие ? Народ вы о чем вообще пишите ? Что с вами ?

      • Анонимно
        1.07.2017 23:39

        просто тут касаемо Джалиля не так все очевидно, особенно относительно его героизма. В архивах ВОВ ситуация по Джалилю не столь героическая

    • Анонимно
      1.07.2017 22:48

      Так писали, что Джалиль предатель. Просто Татария пролобировала у Хрущева его героизм.

      • Анонимно
        2.07.2017 12:30

        Ага, щас, "Татария пролоббировала героизм". Да, с "Татарией" в те времена вообще не считались. Когда к юбилею Казани попросили вернуть городу Дом офицеров (бывшее здание Дворянского собрания), председателя Совмина ТАССР послали лесом, в очень грубой форме. Просто в СССР, действительно, не было подвига, даже близко равного тому, что совершил Муса Джалиль.

    • Анонимно
      2.07.2017 09:57

      поддерживаю
      вот Александр ! в свое время построил в Париже мост и он до сих пор "мост Александра"

      а поставил бы памятник Тредиаковскому и он бы тихо исчез

  • Анонимно
    1.07.2017 13:49

    600 работников казанского молочного молочного комбината Татагролизинг выкинул вчера на улицу

    Габдулла Тукай - Стихи

    Как я горд, народ прекрасный,
    Что тебе принадлежу!
    Быть хочу твоим поэтом,
    За тебя стоять стеной.

    Близок сердцу дух народный,
    Я мечтаю, край родной,
    Жить с тобой одной печалью
    Или радостью одной

    Чувства выше нет на свете,
    Чем любовь к тебе народ,
    Одержим одной я страстью -
    сердцем быть всегда с тобой.

  • Анонимно
    1.07.2017 14:17

    Если Тукай не был на Сахалине , то какой бы он ни был поэт ( а в переводах - так себе ) , не надо ставить ! В процентном отношении - сколько там татар ? И сколько татар , читающих на татарском ? Переводы его на русский , наверно для расширения кругозора должны преподаваться в начальной школе . Шурале например - чем не хоррор ! Но - Сахалин ...

    • Анонимно
      1.07.2017 15:04

      Там ведь есть памятник русским писателям, в их честь называют улицы, хотя они никогда там не были

      Тукай это российский писатель, и тут не важно писал он на русском или другом языка коренных народов России
      Он в первую очередь культурный деятель всю жизнь проживший своей стране и писавший для неё

      Не надо делиться на национальности, ведь страна многонациональна и многокультурна

      • Анонимно
        1.07.2017 17:48

        Правильно , памятники национальным поэтам должны стоять вне зависимости от территориальных положений ,особенно нужны памятники выходцам из малых (вымерающих) народов ,что бы помнили и гордились ,представители их народов и не только.

  • Анонимно
    1.07.2017 14:38

    смешно слышать из уст Фаузии Байрамовой историю происхождения слова "Сахалин", якобы от саков...уважаемая, Байрамова, "Саха-Якутия" вам ни о чем не говорит? кстати, народ саха или якуты причислены условно в тюркскую языковую семью как и чуваши...что до Татарского моря, то нам до него как и до татаро-монгол...

    • Анонимно
      1.07.2017 15:33

      Саха (Якуты) входят в тюркскую языковую семью, потому что говорят на тюркском языке, близкий по произношению к Тувинцам

      • Анонимно
        1.07.2017 22:51

        Почитай про гаплогруппы и про гаплотип прежде чем ерунду писать. Надо смотреть днк, а не язык. В Российской Империи было время, вся знать говорила на французском, но они не были французами.

  • Анонимно
    1.07.2017 14:47

    Чингиз хану - сразу будет понятно, что манжуры и китайцы все равно там будут.

  • Анонимно
    1.07.2017 15:11

    Сахалинцы видать забыли о том, что на этой земле они гости каких+то 70 лет, и что пролив, омывающий их чудесный остров называется Татарским. М.Т.

    • Анонимно
      1.07.2017 16:43

      Сахалинцы прекрасно себя чувствуют и без ваших напоминаний. Вероятно вы забыли, почему пролив называется Татарский и не в честь татарского писателя

      • Анонимно
        1.07.2017 17:43

        На Сахалине имеются серьёзные проблемы экологического, топливного, транспортного и коммуникационного характера. Говорить о том, что все сахалинцы чувствуют себя прекрасно не правильно, дорогой мудрейший из мудрейших. М.Т.

    • Анонимно
      1.07.2017 22:52

      Коренные народы Сахалина - нивхи. Надо бы знать это. Или национализм не дает включить мозг?

  • Анонимно
    1.07.2017 15:32

    Татары вторая по численности нация России. В той же пропорции должна быть представлена культура нашего народа.

    • Анонимно
      2.07.2017 08:58

      Культура должна быть представлена не пропорционально численности, а пропорционально вкладу народности в культуру.

      • Анонимно
        2.07.2017 21:19

        а у каждой народности есть возможность продемонстрировать свою культуру в федеральном масштабе?

    • Анонимно
      2.07.2017 13:45

      Так представляйте! Разве кто против хорошей музыки или литературы? А у вас все казанские таланты уезжают - ладно бы в Москву, так и дальше - за рубеж - например, Губайдуллина.

      Татарский балет прославился легионерами - японскими и бразильскими артистами. Прима балета Кристина Андреева привезена из Красноярска. Почему так? Кто мешает вам представлять культуру ВАШЕГО народа? Опять русские виноваты?

      Где концерты Эльмиры и Дины? Очень хочется попасть и послушать татарстанские таланты. Кто мешает им выступать в Казани? Русские?

      • Анонимно
        2.07.2017 16:33

        Может быть сами татарские таланты, настоящие таланты, а не мнимые, сами не хотят играть для татарских националистов. Такие как Губайдуллина выше всего этого, она самодостаточна и ей не надо так сомоопределяться.

  • Анонимно
    1.07.2017 16:03

    В Заинске на днях трое погибших в аварии, четвертый умер в реанимации, пятому ногу отрезали. И тишина!

    • Анонимно
      1.07.2017 17:54

      Каждый день тысячи людей гибнут в авариях, к несчастью.

  • ПанАлекс
    1.07.2017 16:19

    Опять вопрос не в тему - но почему руководство Татарстана отказывается выполнять "майские указы", перенаправляя деньги врачей на "сабантуи" (там несколько миллионов "сидит" не в стоимости проведения Сабантуя, а в командировочных и прочих выплат внутри министерств сотни за госчет)?
    А перелет на Сахалин даже подороже Парижа будет...

    • Анонимно
      1.07.2017 16:51

      Создается впечатление лишь бы не работать .В Академии , во время прохождения курсов повышения квалификации врачей, преподавателям задаем вопрос, вот вы говорите одно, но реально, на практике применить эти требования невозможно. В ответ слышим: На сложные вопросы не отвечаем. И здесь то же самое. Сложные вопросы не решают.

  • Анонимно
    1.07.2017 16:20

    Как могли сахалинцы подумать такое о поэте, ведь достаточно посмотреть на его лицо и понять, что это человек совершенно иной эпохи, людей с такими лицами, как и людей советских, нынче не сыщешь, особенно в думе да среди удащливых

  • Анонимно
    1.07.2017 16:34

    Тукай на Сахалине никто. И внуки инициаторов акции когда нибудь только пожмут плечами: "Кто такой Тукай? Кто такие татары? А да, слышал, у меня вроде дедушка татарин был. Какой то из древнючих исчезнувших народов"
    Лучший способ татарам Сахалина и других мест сохранить свою идентичность, это - возвращаться в Татарстан.

    • Анонимно
      1.07.2017 17:55

      Пусть будет памятник на Сахалине ,глядишь и вспомнят татары про свою родину и вернуться . А так правельно говорите ,на Сахалине остатки татар со временем ассимилируются или под одних или под других.

  • Анонимно
    1.07.2017 17:24

    Бедный Тукай в гробу переворачивается, наверно. При жизни казанское общество его в упор не видело, демократы использовали в своих интересах. Уморили с голоду и болезни и после смерти пытаются использовать.Одним словом, потребители.

    • Анонимно
      1.07.2017 17:56

      Тукая хоронили в саване по мусульманскому обычаю, без гроба.

      • Анонимно
        1.07.2017 22:58

        Вообще то есть образное мышление. Для лучшей передачи мысли собеседнику, применяют эпитеты, аллегории, пословицы и поговорки. И не всегда дословный перевод с языка на другой, применяют именно ту поговорку, пословицу. При это используют тот оборот речи, который близок по смыслу и понятен народу, на котором он говорит.

        • Анонимно
          2.07.2017 12:39

          Можно ведь сказать: "В могиле переворачивается". И это будет верно. Тукай не голодал, татарские меценаты и народ его на руках носили, отправляли на лечение. Просто туберкулез был неизлечим в то время. А.П.Чехов был очень состоятельный человек, но тоже умер от туберкулеза. Видно, что вы очень далеки от татарского образа мышления. Татарин так не скажет.

    • Анонимно
      3.07.2017 12:35

      Не надо демонстрировать свое невежество столь явно.
      Тукай зарабатывал достаточно, чтобы не голодать.

  • Анонимно
    1.07.2017 17:55

    Пир во время чумы.
    Причем тут Сабантуй и Сахалин?
    Если колхозники всю жизнь праздновали Сабантуй и сейчас у власти, проведи его, для своих простых людей в деревне, которые реально трудятся.

  • Анонимно
    1.07.2017 18:14

    Где личная переписка Тукая, где он описывает и оценивает свое житие в Казани?

    • Анонимно
      2.07.2017 12:40

      Кому он это описывает? Возможно, Тукай вовсе не занимался этим.

  • Анонимно
    1.07.2017 18:26

    Наши чиновники и депутаты как будто последний день живут, лишь бы все потратить на разную агитацию и прославление самих себя, забывая, что деньги не из их кармана, а из бюджета направленные на социальные выплаты и программы. Все главврачи поликлиник получили указание побольше направлять больных своих на платное обследование - узи, мрт и т.д. Заменить трубы отопления и горячей воды нет денег, а на сабантуи, парки и набережные есть. Все как будто перед свето представлением.

    • Анонимно
      1.07.2017 23:08

      Среди врачей сильное расслоение, как в современном обществе. Главный и замы имеют колоссальную зарплату в сравнении с простым практикующим врачем. И все знают, и министр здравоохранения. Более того, министр лично по стоматологии награждал только главных врачей и врачей платных услуг, давал заслуженных, министерские грамоты. Бюджетным ничего не дали. Интересно, он знал об этом? Или кого назвали, тех и наградил?

  • Анонимно
    1.07.2017 22:02

    Деньги из нашего татарстанского бюджета ушли на благоустройство Сахалина??????????????????? С какой стати???????

  • Анонимно
    1.07.2017 22:49

    Татары с 30-х годов на Сахалине???
    Так там же правили японцы!!!

    • Анонимно
      2.07.2017 12:42

      А татарские эмигранты еще в начале ХХ века появились в Японии.

  • Анонимно
    1.07.2017 22:54

    Конечно небольшой бюст татарскому поэту и ухоженный сквер сахалинцем врядли мешает жить, ну вот пока так как то...значить будут и гадости мелкие типа яиц...
    Памятнику быть ! И мечеть на достойном месте. Татарам без мечети никак!






  • Анонимно
    2.07.2017 02:13

    Рейс Москва - Южно-Сахалинск 7.5-8 часов.

  • Анонимно
    2.07.2017 11:41

    Сахалин до 1945 г. был разделён на две части - северный и южный. В Южном Сахалине жили лишь японцы - советских граждан там не было.

    Вообще - Сахалин практически не имеет отношения к татарам. Татары туда заселять сугубо в общем потоке российских переселенцев. В этом всё значение татар в Сахалине заканчивается. Нефть на Сахалине добывают с дореволюционных времён - и её добывали отнюдь не татары.

    Коренные жители Сахалина нивхи. Позднее сюда переселились ороки (ульта), эвенки и нанайцы. По численности населения Сахалина татары находятся на 4-м месте, составляют около 1% населения, примерно столько же, сколько например белорусов, и в два раза больше, чем мордвы.

    Когда Сахалин был местом переселения каторжан, что подробно описал Чехов - под "татарами" в основном понимались жители Кавказа и Азербайджана. Чехов описывает именно их.

    //Местные татары при помощи РТ уже собрали несколько миллионов рублей//

    Очень интересно было бы узнать в какой пропорции были собраны деньги - "местными татарами" и РТ.

    Впрочем, памятник Тукаю на Сахалине - это не плохо. Это было бы местом встреч татар в определённые даты, праздники и т.д.
    Понятно и мнение сахалинцев, которые недоумевают, почему памятник неизвестному для них поэту, малоизвестной национальности хотят размещать на главной площади. Местные коренные народы обидятся. Значение татар на Сахалине совсем не такое, чтобы памятник был на центральной площади.

    О Татарском проливе. Назвал вновь найденный пролив "татарским" французский путешественник Ж. Ф. Лаперуз, который впервые из европейцев забрался в такие северные широты. На берег он не высаживался, и название своё дал сугубо из тогдашних европейских представлений о громадном пустынном необследованном месте "тартария", которая была белым пятном на географических картах. По обе стороны Татарского пролива не жил и не живёт ни один тюркский народ. Все коренные местные народы относятся к тунгусо-маньчжурским северным народам.

    Байрамова видимо поехала на Сахалин чтобы в очередной раз попытаться превратить историю в литературу, притом в жанре фэнтази. Да уж, запала ей не занимать. Жаль только что страдает объективность.

    Ещё можно добавить к "татарскости" Сахалина тот факт, что долгое время губернатором Сахалина был И.Фархутдинов, который, впрочем, родился в Новосибирске.

    • Анонимно
      2.07.2017 12:45

      Тунгусо-маньчжурская группа относится к алтайской семье народов, а туда относятся и татары, и японцы, и финны, и венгры, даже корейцы.

      • Анонимно
        2.07.2017 13:21

        В нихском и татарском языке нет ни одного общего слова.
        Вам очень тяжело будет хоть как-то обосновать хоть какое-то родство с нихским или корейским языками.

        • Анонимно
          2.07.2017 16:53

          Между японским и татарским языками тоже нет ничего общего, однако наука относит нас к одной алтайской семье народов.

    • Анонимно
      2.07.2017 14:56

      11.41.Все что вы написали как соотносится с тем, что вы здесь постоянно пишете о равенстве и равноправии народов РФ? По вашему комментарию выходит, что есть народы достойные установки памятников в любой точке страны, а есть недостойные, которые должны довольствоваться нац. республикой. Хотя в нац. республиках вы первые вопите, что живете "не в Татарстане , а в России". То есть, для вас и вам подобных, вся страна дом родной, а для татар только Татарстан? И еще предлагаете вместо нац. республик организовать губернии. Чтобы и в нац. республиках, коренные народы перестали своим деятелям памятники устанавливать и на нац. языках обучаться?

      • Анонимно
        2.07.2017 16:19

        //По вашему комментарию выходит, что есть народы достойные установки памятников в любой точке страны, а есть недостойные//

        Вы внимательно читали?
        Я вообще-то писал: "памятник Тукаю на Сахалине - это не плохо. Это было бы местом встреч татар в определённые даты, праздники и т.д."

        Я лишь выразил сомнение, то что его нужно непременно устанавливать на главной площади столицы Сахалина.
        Вот представьте. В Татарстане, в аналогичнос состоянии (как татары на Сахалине, около 1% населения, и 4-е место) находятся примерно мордва или удмурты.
        Как бы вы отнеслись, если бы скажем мордва настаивала на том, чтобы в Казани памятник их известному представителю (например Девятаеву или Светлане Хоркиной) поставили непременно на центральной площади - вместо Тукая или М.Вахитова?

        • Анонимно
          3.07.2017 01:22

          Пускай, ставят, в чем проблема?

          • Анонимно
            3.07.2017 09:33

            А кто против? Если сахалинцы на месте не против, то и мы - в тыЩЩах километрах от них - совсем не против.

      • Анонимно
        2.07.2017 16:48

        Вам написали, что прежде чем ставить памятники, людям пусть и хорошим но ни как не связанными с тем местом, надо посоветоваться с местным населением, хотя бы для начала.

        А почему вы не вопите а том что административную территорию Татарстана создали из кусков Уфимской губернии, Пермской губернии. Создали в основном русские большевики.

        Русские большевики придумали из этноса казанских татар делать НАЦИЮ.
        Тогда это было популярно по всей бывшей Романовской России.

        Почему не вопите о такой несправедливости ????

        • Анонимно
          3.07.2017 01:37

          Никто для татар ничего не создавал. Татары - субъекты истории, они всего сами добивались, вопреки обстоятельствам. Вот что пишет В.И.Ленин о татарах в своем труде "Тетради по империализму", написанном в 1913 году:
          "«Татарами-мусульманами севера, из района Волги (ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом. В 1880 году в России насчитывалось 11 млн. мусульман, вся их печатная литература состояла из 7-8 книг; у них была одна типография, 4 вождя и 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. их было уже 20 млн.; они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий и 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 - в Западной Европе, около 100 литераторов, 6 высших и 5000 низших школ, 37 благотворительных учреждений, 3 небольших банка и 3 сельских банка 1). Именно это великое «мусульманское» движение, которое захватило и такие племена, как вотяки, черемисы, чуваши, было исследовано в одной работе... 2) особенно в области школьного и просветительного дела. За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных - одна на 1500--3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое. Если это культурное превосходство и жизнеспособность ведут к более легкой ассимиляции инородцев, как христиан, так и язычников, с татарами-магометанами, то сейчас последние очень обеспокоены поддерживаемой Думой националистической школьной политикой правительства» (язык обучения!) «и склоняются к тому, чтобы стать менее податливыми и примкнуть к возмущению, охватывающему сейчас весь магометанский мир, и готовы искать опоры у магометан Китая и Индии. Связь с мусульманским населением Туркестана создается при этом сама собой; и действительно, с север а к ним уже вносится панисламистская смута. Русское правительство боится этого проникновения татарских приверженцев ислама и по возможности не пускает их в Туркестан".
          В.И.Ленин. ПСС, т.28, сс. 513-515.
          http://www.uaio.ru/vil/28.htm

          P.S. Татары сложились в самостоятельную нацию на рубеже XIX-XX веков, вопреки всем неблагоприятным условиям царской империи, только собственными волевыми усилиями.

  • Анонимно
    3.07.2017 18:51

    В Южно-Сахалинске не диаспора, а автономия!
    Журналисты, правильнее выражайтесь, это их очень обижает! Они живут в России, а не за границей

  • Анонимно
    4.07.2017 10:32

    Татарам на Сахалине и вообще на Дальнем Востоке нечего делать, надо помогать их возвращению, а не тратить деньги на памятники, мечети на Дальнем Востоке. Даже дети руководителей татарских организаций в этих краях не знают татарского языка, а внуки уже не татары. Работал около года на проекте Сахалин-2, знал некоторых татар. У людей было желание вернуться на свою историческую родину у кого в Башкирию, у кого в Ульяновскую область. В 2005-2006 годах большинство сахалинцев еле концы с концами сводили, сейчас это регион с одной из самых высоких средних зарплат, татар оттуда уже не вытащить. Отдыхать они, как правило, предпочитают в Юго-Восточной Азии. Даже Москва для них не интересна. Тем не менее одним из условий для помощи татарским организациям в этих регионах должно быть количество организованных переездов татар, особенно молодежи, на постоянное проживание в Татарстан или Башкирию.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      4.07.2017 14:21

      Не надо говорить за всех сахалинских татар, как бы не было, где бы мы не были должны сохранить и развивать свою культуру, язык, традиции и обычаи. А если рассуждать как вы, то,конечно, ни наши дети,тем более внуки, не будут знать ни языка, ни культуру. Россия многонациональная страна, а татары и башкиры - россияне, а не община и диаспора, как здесь некоторые выражаются. Лично меня никто насильно на Сахалин не притащил, приехал с семьей в начале 2000-х, работаем и живем прекрасно. Всегда все зависит от тебя самого, как сам будешь относиться к окружающим, так и к тебе будет такое же отношение. А культура народов России - это наша общая культура! И сила России - в единстве народов! Пока мы едины - мы не победимы!

  • Анонимно
    12.07.2017 14:04

    Задолбали со своими Пушкинами. Если вас не заставляли учить их в школе, вы бы и не знали их имён. Большинство татар не заставляли изучать Тукая в школе а мы знаем его и защищаемой от руссофашисто которым дай только растоптать все не русское.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль