Общество 
24.07.2017

Red Bull Air Race в Казани: как 68 пилонов порвали на глазах 90 тысяч зрителей

Пилоты объявили казанский этап самым сложным в году, VIP'ы тусовались вместе с народом, а Ту-160 рокотал по расписанию

Завершился первый в истории России этап гонки Red Bull Air Race. Казань получила сотни, если не тысячи, новых открыточных снимков в соцсетях и десятках фотобанков по всему миру, а жители столицы РТ провели отличные выходные, которым не помешал даже дождь, ливший все воскресенье. «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как прошел авиауикенд, когда ждать следующего и зачем авиамеханикам понадобился скотч.

Второй день авиагонки, в который дождь лил практически не прекращая для полетов скоростных самолётиков Red Bull оказался даже лучше, чем солнечная и прекрасная суббота Второй день авиагонки, в который дождь лил практически не прекращаясь, для полетов скоростных самолетиков Red Bull оказался даже лучше, чем солнечная и прекрасная суббота

КОГДА ДОЖДЬ ЛУЧШЕ СОЛНЦА

Парадокс: второй день авиагонки, в который дождь лил практически не прекращаясь, делая лишь короткие паузы, для полетов скоростных самолетиков Red Bull оказался даже лучше, чем солнечная и прекрасная суббота. Коварный западный ветер, принесший воскресное ненастье, мешал летчикам практически весь первый день полетов. Солнце и жара в 20 градусов собрала на обеих берегах Казанки огромные толпы. Все окружные холмы были забиты людьми. НКЦ, склон под кремлевской стеной, смотровая площадка самого Кремля, песочная насыпь у Сибгата Хакима и пляж Ривьеры — люди были повсюду, как муравьи вокруг сладкой кукурузной палочки. Соцсети были буквально завалены фотографиями и видеороликами полетов. Неплохая смотровая площадка была, например, у главы ипотечного агентства РТ Андрея Симакова — за гонкой он наблюдал с балкона дома у Дворца земледельцев.

Тем же, кто купил билеты на трибуну (стулья, выставленные в несколько рядов) за 1500 рублей, особо никто и не завидовал. Организаторы пошли на эксперимент, чтобы проверить, насколько вообще будет востребована такая услуга. Билеты разлетелись быстро, но какого-то особого комфорта в просмотре с этих мест не было. Вообще, из центра набережной смотреть за гонкой было не очень-то и удобно, зрители видели только петли. Вероятно, в будущем году будут ставить специальную трибуну...

На этот же раз зрелище вышло поистине народным. VIP-персон практически не было, и даже рестораны на набережной, где были выкуплены все места, аншлага не набрали. Татарстанские бонзы разгуливали с семьями посреди толпы, столичные гости до Казани в этом году так и не доехали. А главный инициатор и лоббист мероприятия — директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов — проводил деловые встречи в тиши лаунжа «Тундра». Кстати, название террасы на втором этаже ресторанного каскада Набережной — единственное напоминание о «Татспиртпроме», нигде вокруг не было даже намека на то, что именно эта компания оплатила «банкет»: то ли закон о рекламе запретил, то ли скромность взяла верх, а может, подействовали внутренние коммерческие правила австрийских владельцев гонки.

По словам директора гонки Эрика Вольфа, непосредственно в Казани за два дня соревнования увидели 90 тыс. зрителей — это почти вся совокупная аудитория прошлогодних домашних матчей «Рубина». Полеты в этом году скорее проба пера, натурная реклама того, что можно будет увидеть в Казани будущем летом, и в 2018 году интерес аудитории планируют капитализировать уже по полной. Нигде пока официально не сообщалось, но наиболее вероятная дата проведения второго казанского этапа — 25 - 26 августа. Пока идут согласования, но Вольф в кулуарах называл эту дату.

Несмотря на моросящий дождь, территория возле Казана была полна зрителями Несмотря на моросящий дождь, территория возле «Казана» была полна зрителей

«ЗОНТ БЫ КУПИТЬ... ХОТЯ БЫ ДОЖДЕВИК»

Гонки самолетов шли уже второй день (не считая тренировочных полетов), а интерес публики к авиашоу не иссякал. Несмотря на моросящий дождь, территория возле «Казана» (кубки победителям были сделаны в виде творения Даши Намдакова) была полна зрителями. В воскресенье тут решили провести праздник «Я выбираю небо». Обычно он проходил в Куркачах, но авиационную тему решили закрыть на лето-2017 в один уик-энд, основную программу откатали/отлетали за два часа.

Люди, пробираясь сквозь чащу из мокрых зонтов, пытались разглядеть что делали байкеры во время мотошоу. Ведущий тем временем заводил публику разными трюками: то втрое сложит кухонную сковороду, то сломает металлическую палку. А под конец решил переместить автомобиль с помощью троса и собственной челюсти — всё, лишь бы народ был доволен. Несмотря на яркое шоу, вся публика нет-нет да устремляла взоры и объективы камер телефонов на небо, где пролетали то вертолеты, то самолеты, то парашютисты.


Самым запоминающимся вышел пролет тяжелой авиации. Ровно в 12:00 в небе над Казанкой появился «Белый лебедь», причем как-то неожиданно. Ведущий объявил, что нужно посмотреть на небо, но вышло как-то невнятно: пока народ собирался, «Валерий Чкалов» (у всех Ту-160 есть собственные имена) уже пролетал над Кремлем, оставляя за собой характерный рев двигателей. Тут же вслед за ним летел Ту-95 — к Казани эти машины отношения не имеют, здесь их, как известно, не производили. Огромный винтовой бомбардировщик смотрелся в небе даже эффектнее и страшнее Ту-160.

Наибольший фурор вызвал второй круг, на который — опять же, неожиданно для публики — зашли самолеты: оба бомбардировщика провели традиционное авиационное приветствие, помахав крыльями. На момент стало жутко: большущие машины, способные разнести город в труху, летят над очарованной толпой. Тут надо бы бояться, а выходит наоборот. Не поймать патриотическую эйфорию сложно. Оба самолета в Казани были пролетом, они прилетели для двойного круга с базы в Энгельсе (откуда, к слову, улетали и на боевые задания в Сирию), туда же обратно вернулись.

«Мы стараемся не пропускать соревнования, в которых участвует Петер Подлуншек» «Мы стараемся не пропускать соревнования, в которых участвует Петер Подлуншек»

«КОГДА Я В КИМОНО, ЛЮДИ ВОКРУГ КАЖУТСЯ СЧАСТЛИВЕЕ»

— Мама, купи мне вату! — ныл юный зритель авиашоу.

— Зонт бы купить. Хотя бы дождевик, — ответила подмокшая мама.

Действительно, зонты и дождевики разлетелись бы куда быстрее, чем горячие пирожки, которые продавались практически по всему берегу Казанки. Везде вокруг стояли палатки, к каждой из которых выстроилась очередь от пяти до десяти человек. Кто продавал шашлыки, кто — сэндвичи, а кто — квас.

— Вы меня обсчитали!

— Нет! Все верно! — спорили неподалеку от палатки, где женщина торговала узбекским пловом.

С усилением дождя народ двинулся к выходу.

— Вчера уже все видели, ничего нового сегодня не будет, — сказал глава семейства, представившийся Николаем. — Стоять и прятаться от дождя под чашей — не самое лучшее времяпровождение в выходной день.

Кстати, это проблема авиапредставления во всех странах, где оно проходит. Второй день отличается от первого только именами участников, ну и скоростями: все-таки самолеты у мастеров немного другие, они легче и быстрее. А так все тоже самое, что и в первый день полетов. Хотя, с другой стороны, те, кто субботу провели на даче или на работе, могли увидеть гонки в воскресенье. Но в любом случае на будущий год организаторам снова нужно что-то придумать, чтобы два дня как-то отличались друг от друга. Идея с «Я выбираю небо», нужно признать, выстрелила, но повторяться будет несолидно.

На трибуне, установленной специально к соревнованиям, тишина. Лишь изредка публика приподнимает зонты. Где-то в центре мелькнул национальный флаг Словении. Как оказалось, его принесли персональные болельщики пилота Петера Подлуншека.

— Мы приехали из Словении, из города Любляны, только ради Red Bull Air Race, — признались Мартин и Лука. — Мы стараемся не пропускать соревнования, в которых участвует Петер Подлуншек. Ездим в некоторые страны. В этом году приехали в Казань, в прошлом году были в Спилберге в Австрии. Подлуншек относительно недавно начал летать, поэтому я думаю, что все впереди. Надеемся, он покажет достойный результат.

Впрочем, кумир подкачал, заняв последнюю позицию в итоговом зачете.

«Когда я в кимоно, люди вокруг кажутся счастливее, проще идут со мной на контакт. Многие просят сфотографироваться или просто подходят и знакомятся» «Когда я в кимоно, люди вокруг кажутся счастливее, проще идут со мной на контакт. Многие просят сфотографироваться или просто подходят и знакомятся»

Наиболее эффектным во всей разношерстной публике болельщиков и журналистов был японский комментатор Ю Ичиносэ. Авиагонки жутко популярны в Японии. Вообще, азиаты любят подобные мероприятия, да и с Казанью у Страны восходящего солнца возникла неожиданная связь: организаторы перенесли этап претендентов из японского города Тииба в Казань. Интересно, что между этими двумя гонками был еще этап в Будапеште. Японец разгуливал по пресс-центру в кимоно и смотрелся очень колоритно.

— Почему я в национальном костюме? Все просто! Я посещаю каждую гонку Red Bull Air Race, и каждый раз я надеваю национальную одежду. Приходится знакомиться и общаться со многими людьми. Когда я в кимоно, люди вокруг кажутся счастливее, проще идут со мной на контакт. Многие просят сфотографироваться или просто подходят и знакомятся, как это сейчас сделали вы. Я посетил много стран, много где побывал. И везде я был в традиционном костюме.

Может, и нам, журналистам из Татарстана, везде надевать тюбетейку? Японец вообще был заводилой, громко болтал, что-то шутил; девочке, оказавшейся рядом с медиацентром, подарил икебану, которую сделал из салфетки. Гимн России, а позже и гимн США Ичиносэ слушал, приложив свою шляпу к сердцу. Атмосфера вокруг мероприятия настраивала на дружелюбный лад.
 

— Мне, как человеку, имеющему отношение к СМИ, понравилась в Казани инфраструктура и расположение объектов. Мне кажется, зрители и организаторы получили колоссальное удовольствие от работы в Казани, несмотря на дождь. К счастью, эти гонки проходят практически в любую погоду. Иногда ветрено, иногда дождливо. Даже снег может идти.

Половина пилотов – бывшие военные лётчики, с высшим образованием, но без огромного достатка, позволяющего летать на свои деньги

«У НАС КРЫЛЬЯ НА СКОТЧЕ ДЕРЖАТСЯ»

Самолеты Red Bull взлетали с автодрома KazanRing в Дербышках — недалеко от местной конноспортивной школы стояли паддоки (в переводе с английского — стойла) с легкомоторными машинами. Терминология та же, что и в «Формуле-1», и та же механика спонсорства — у каждой команды, которая состоит только из четырех человек, есть своя компания-покровитель. Кстати, для выкатывания самолета на взлетную полосу достаточно и троих человек. Половина пилотов — бывшие военные летчики с высшим образованием, но без огромного достатка, позволяющего летать на свои деньги. Благодаря своему мастерству они привлекают спонсоров и дают своей команде имя производителя часов, напитков, досок для серфинга, дверей, окон и даже ковров. В среднем бюджет одной команды на сезон варьируется от 400 до 900 тыс. евро.

Red Bull сам содержит три команды категории Masters — самых опытных пилотов серии. Плюс отвечает за организацию и заваливает всех участников своим энергетиком. Что удивительно, и пилоты Air Race, и гонщики «Формулы-1» действительно постоянно его пьют. Но в паддоках банки удобной формы чаще используют для наглядности — команда выстраивает на полу схему трассы, проходя между «воротами» и обсуждая технические элементы. За этим занятием журналисты застали американца Кирби Чемблисса — легенду серии, которому осенью будет 59 лет. Он потом будет кокетливо удивляться, отвечая на вопрос о возрасте, но стоит признать, что пилот выглядит максимум лет на 45. На пресс-конференции после гонки американец уже в ранге победителя пошутит: мол, ему 37 лет.


Отвлекаясь от тактики на гонку, Чемблисс как самый опытный и возрастной во всей серии пилот рассказывает о том, с какими проблемами можно столкнуться в воздухе.

— В основном сказываются постоянные перегрузки, которые давят на шею и плечи, но с этим можно бороться. А бывают травмы — у меня была гонка, когда я должен был выходить из пике на 12G, самолет попал в турбулентность. Голову прижало вниз, я вообще никак не мог поднять ее, пока не потянул штурвал. Ощущение было такое, как будто мне в шею шило воткнули.

Мы стараемся регулярно посещать массажистов, разрабатывать шею, чтобы мышцы всегда были расслабленными и мягкими, иначе спазмов не избежать.

 А на сердце давление не сказывается?

— Вы знаете, есть теория, что для работы в перегрузках повышенное давление даже полезно: кровь активнее поступает к голове. Но я на это не обращаю внимание, просто держу себя в форме, бегаю всю жизнь, хожу в зал. Конечно, пилоту нужно быть в хорошем состоянии, перегрузки в любом случае не полезны.

Рассказ прерывает техник, который за спиной Чемблисса начинает приклеивать крышку капота самолета скотчем. Посмотрев через плечо, пилот реагирует на замешательство собеседника: «Вы не удивляйтесь так, у нас и крылья на липкой ленте держатся».

На самом деле суть была в аэродинамике, американец быстро объясняет, что это была шутка.

— Потрогайте швы. Чувствуете, сколько выступающих деталей? Зазоры между люками, капотом, шурупы, щели, место спайки крыла и корпуса.

 Это максимум миллиметр. Неужели влияет?

— Так у нас и счет идет на миллисекунды. У нас есть поверие, что лучше все заклеить, сгладить самолет. Но лично я бы хотел, чтобы ввели правило, запрещающее использовать эту ленту, потому что нам постоянно приходится переклеивать все швы. Вот я полечу, поймаю слишком большую нагрузку, техникам придется осматривать самолет, а для этого нужно снять все, а потом снова часа полтора потратить на переклейку. Сейчас все это делают, и вроде бы ты тоже должен, чтобы не давать преимущество сопернику, но было бы удобнее без нее.

Парашют у пилотов – это такая психологическая страховка, обязанность, но в первую очередь подушка для сидения Парашют у пилотов — это такая психологическая страховка, обязанность, но в первую очередь — подушка для сидения

«РАСКРЫТЬ ПАРАШЮТ МЫ ВСЕ РАВНО НЕ УСПЕЕМ»

Если снова сравнивать воздушные гонки с «Формулой-1», то первые выглядят несколько честнее. У самолетов абсолютно одинаковые двигатели и пропеллеры, изменять их запрещено. Можно играть с корпусом и формой крыльев  некоторые команды опускают винглеты вниз, утверждая, что это помогает не терять скорость, кто-то добавляет свои датчики в кабину, кто-то использует только карбон. Но основа одна, и большое значение имеет мастерство пилота. Хотя для введения единого образца двигателя была еще одна причина, как говорит Чемблисс.

 Дело в безопасности. Организаторы разработали мотор, который не глохнет никогда,  бывают проблемы, что-то барахлит, но на нем всегда можно дотянуть до посадки. За 79 гонок с новым движком у нас никогда не было отключений.

 Это чревато? У вас вроде бы есть парашюты.

 Честно говоря, мы их используем как подушку под поясницу. Раскрыть их все равно не получится  мы слишком низко летаем, времени не хватит, и это во-первых. Во-вторых, даже если я поднимусь на достаточную высоту, я все равно катапультироваться не буду, потому что просто не имею права оставлять самолет неуправляемым, когда на земле люди. Вы же видели, сколько зрителей стоит у воды, — добавляет американец.

Если двигатель остановился, далеко уже не улетишь, поэтому пилоты обязаны сажать самолет на воду. На трассе с момента отключения двигателя до столкновения с водой проходит максимум 10 секунд.

 Можно аккуратно снизиться, но самолет все равно перевернется через нос. Нас, кстати, тренируют постоянно, как выбираться из перевернутого самолета в воде, когда ты сидишь вниз головой. В кабине даже есть маленький баллон с кислородом на этот момент, плюс спасатели всегда рядом и должны быстро реагировать. Но тут тоже особенность: если уж самолет зарывается в воду, удар случается такой силы, что пилота просто выкидывает из кабины, и в кресле он не сидит, дожидаясь спасателей.

В общем, парашют у пилотов  это такая психологическая страховка, обязанность, но в первую очередь подушка для сидения. Может быть, он имеет бы смысл, если лететь над лесом, перегонять самолет из одного ангара в другой, а движок, например, вдруг глохнет. И то надо думать, потому что самолет-то все равно обречен, его уже не спасти, но надо понимать, на кого и куда он упадет.

 А так, в принципе, все пилоты опытные, у меня лично около 900 прыжков с парашютом. Но не из падающего самолета, конечно.

Самым популярным в Казани пилотом ожидаемо стал Николя Владимир Иванофф Самым популярным в Казани пилотом ожидаемо стал Николя-Владимир Иванофф

«ЕСЛИ ПИЛОТОВ ИЗ РОССИИ НЕ БУДЕТ, СЧИТАЙТЕ МЕНЯ СВОИМ»

Самым популярным в Казани пилотом ожидаемо стал Николя-Владимир Иванофф тот самый, который с русскими корнями. Его дед родом из Подмосковья сел на пароход до Бразилии сразу после революции, но по какой-то причине судно дошло только до Корсики. Там Иванов познакомился с француженкой, начав род Иванофф, представитель которого теперь летает над казанской «Ривьерой». Хорошая петля, прямо как у пилотов на трассе.

У французов самое большое представительство в категории Masters  их аж трое из 14. Иванофф сетует, что почти 10 лет был единственным, но в последние три-четыре года ситуация начала меняться.

 Во Франции сильная школа аэробатики, как и в России, кстати. На мировых соревнованиях наши команды всегда соперничают с вашими, я сам вырос на этих турнирах, почти 10 лет соперничал с российскими пилотами.

 То есть на среднем уровне российские пилоты хороши, но до вашего турнира пока не дотягивают?

 Я бы сказал, что они и на высшем уровне довольно успешны  в аэробатике они всегда наверху.

 А почему тогда нет россиян в серии Red Bull?

 Уверен, что россияне вернутся к нам, потому что уровень пилотов у вас очень высокий. А если не вернутся, то есть я: фамилия Иванофф все равно русская (улыбается).

Оптимизм авиагонщика приятен, но, по признанию других пилотов, в России не растут новые звезды пилотирования. Иностранцы знают всех наиболее успешных россиян: Светлану Капанину, Михаила Мамистова, Елену Климович, Александра Кротова, но все они считаются представителями старой школы. Всем этим пилотам около 50, о новых именах никто не слышал, а Сергей Рахманин, про которого говорил Иванофф, видимо, не потянул гонки финансово  сейчас он работает судьей.

Пожалуй, Red Bull стоит обратить внимание на проблему, раз Россия стала частью Air Race. Найти спонсора самостоятельно у местных пилотов вряд ли получится, а содержать свои команды компании-основателю серии никто не запрещает... Но это перспектива не ближайших лет Вольф уже заявил, что в будущем году россиян ждать в гонках не стоит.

Праздник откровенно удался. Нужно решить проблемы, которая выявилась по ходу гонок, Red Bull Air Race нужен российский герой, собственно, как он нужен и России Праздник откровенно удался. Нужно решить проблемы, которые выявились по ходу гонок: Red Bull Air Race нужен российский герой, собственно, как он нужен и России

Отсутствие русского пилота сказалось в самом конце уик-энда, когда на первый план вышла уже спортивная составляющая. Иванофф в финальный этап гонки не вышел, и публика начала тихонько расходиться. Ничего нового пилоты уже показать не могли, заинтересованности в результате у болельщиков не было, эффект «наши против не наших» не работал. Да и вообще спортивная сторона шоу трибуны мало волновала, разрыву пилонов зрители радовались больше, чем чистому прохождению трассы. Кстати, Казань мгновенно вписала себя в историю Red Bull Air Race: за два дня срезали 68 пилонов, обычно в жертву приносят 15 - 20 штук. В субботу даже пришлось отменить одну из квалификаций, слишком уж много пострадало стоек. Сделаны они из специального материала, которые в случае касания с крылом самолета не наносит ему никакого ущерба, на восстановления одного пилона, как правило, уходило секунд 20 - 30. Майк Гулиан (США), занявший в гонке третье место, и вовсе назвал казанскую трассу самой сложной.

Я могу сказать, что Казань стала самым сложным этапом, который мы проходили в этом году. Традиционные трассы в чемпионате мира бывают с минимальным риском, и прямых линий обычно не бывает. Здесь, в Казани, по прямой приходится проходить ворота номер два, затем переходить сразу к воротам номер три и входить в четвертые. К тому же были сильный ветер и дождь, которые добавили дополнительные сложности.


Праздник откровенно удался. Кому-то, возможно, рев двигателей и подпортил выходные, но ущерб для жизни горожан был минимальным. Главные дороги не перекрывали, за зрелище денег не просили. Да, погода чуть подвела на второй день, но по нынешнему лету и половина солнечных выходных — роскошь. Нужно решить проблемы, которые выявились по ходу гонок: Red Bull Air Race нужен российский герой, собственно, как он нужен и России. Куда лучше иметь народных кумиров среди пилотов скоростных самолетов, чем тех, кто неплохо умеет пинать мячик. Пожалуй, главный вопрос, который поставил казанский этап гонки: много ли обыватели знают имен современных отечественных асов?

Авиагонки Red Bull Air Race в Казани завершены – как вы их оцениваете?
48%Было потрясающе интересно, ждем в следующем году снова
21%В целом любопытно, но организация кое в чем хромала
10%Ужас, неделю гудели самолеты над головой
20%Мне эти гонки совсем не интересны
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.07.2017 08:22

Спокойной можно было бесплатно посмотреть. А эти платные места практически были всё пустые.

  • Анонимно
    24.07.2017 08:13

    "Опять пир на весь мир, а у самих штаны рваные." Цена билета - 1500 рублей, при зарплате большинства в 15-20 т.р. Но главное красочное шоу!
    Альфред Ш.(Кузайкино)

    • Анонимно
      24.07.2017 08:22

      Спокойной можно было бесплатно посмотреть. А эти платные места практически были всё пустые.

      • Анонимно
        24.07.2017 09:00

        Да. Согласен. И нужно поработать над организацией, людей море, давка, очереди в туалет на набережной. Работать есть над чем. Если в следующем году сделают все для людей, то было бы здорово, а пока самые лучшие условия для просмотра были у владельцев элитного жилья на обоих берегах Казанки.

        • Анонимно
          24.07.2017 15:40

          Судя по лентам инстаграмма, все довольны, нареканий нет.

          • Анонимно
            25.07.2017 19:43

            Странно, но ни один федеральный канал и словом не обмолвился об этом мероприятии! Вот что настораживает.

        • Азат Д
          24.07.2017 20:29


          Какую нибудь подружку Фмшман из Москвы пригласите, она научит как мероприятия организовывать.

        • Азат Д
          24.07.2017 20:31


          Столько мероприятий проводят, куча всяких отделов комитетов и дирекций, а до сих пор не можете нормально организовать, всё на будущее надеетесь.

    • Анонимно
      24.07.2017 08:25

      Это трибуны для 500 человек, остальные смотрели бесплатно. Фигу из кармана выньте

    • Анонимно
      24.07.2017 08:28

      Ну хватит уже ныть, кто хотел заплатить 1500 тот заплатил, кто не хотел смотрел то же, но бесплатно. Впечатлили Тушки!

    • Анонимно
      24.07.2017 08:29

      Смысл всего этого? В остальных европейских странах - это реклама данного вида спорта. Что бы люди обучались в авиакружках, сдавали на право вождения летательными аппаратами и покупали самолёты. У нас то для чего? Самолёт не купишь, так как летать частникам практически запрещено, кружков нет, самолётов нет.

      Глазеть на пролетающий Ту 160? Для чего? Зачем? Смотреть на один и тот же элемент, повторяемый 10-ю самолётами попеременно?

      • Зри в корень
        24.07.2017 09:11

        один простой вопрос :Зачем ТЫ живешь на этом свете ??

      • Анонимно
        24.07.2017 09:30

        В целом верно все сказано, но может ДОСААФ вернется, может проснется любовь к авиации, из аэроклубов выходят хорошие пилоты для будущей авиации. Может будет другая жизнь в нашей стране, что-то возьмут лучшее из СССР, что-то из нынешнего устройства и создадут новый пазл. И по поводу ТУ-160 не правы, все машины вышли из нашего города, их создавали наши люди наши дедушки и бабушки, наши отцы и матери, это крылья нашей страны, это носители ядерного оружия. Для меня это такая же неотъмлемая часть моего города, как казанский кремль и многое другое в этом городе.

        • Анонимно
          24.07.2017 23:30

          так есть же. недавно в БО была статья. зимой дети учат теорию а летом летают

        • Анонимно
          26.07.2017 14:47

          На досуге поинтересуйтесь сколько стоит получить "авиационные" права в том же ДОСААФе. Для большей части населения Татасрана эта сумма больше годового дохода.

      • РРАР
        24.07.2017 14:25

        В следующий раз отвернись))

      • Анонимно
        24.07.2017 22:48

        Выучиться на пилота можно, самолет купить - стоимость среднего кроссовера, частникам летать разрешено - не везде, конечно)

    • Анонимно
      24.07.2017 08:32

      Сначала с темой ознакомься, а потом неси бред. Платные билеты были на ВИП места, которые никаких преимуществ и не дали окромя мокрого стульчика. Вход на территорию был бесплатным

    • Анонимно
      24.07.2017 08:34

      Зачем покупать билет? Из Кремля было гораздо лучше видно все!

    • DiMoon
      24.07.2017 08:43

      научитесь читать и думать после этого, написано же куда стоил билет 1500р

    • Анонимно
      24.07.2017 09:38

      А есть любди с бОльшими зарплатами. Они поголовно ворье и "удачливые" чьи-нибудь дочки-сыночки, да?

      Оттого и живем так, что как пауки в банке: начнешь карабкаться вверх, свои же утопят в нытье и зависти

  • Анонимно
    24.07.2017 08:25

    Спасибо Ред Булл за праздник, атмосферу, все понравилось, обязательн о пойду на следующий год!

  • Анонимно
    24.07.2017 08:57

    Потрясающе интересно!!!!!!!

  • грандиозное зрелище вау умницы всей семьей смотрели слов нет спасибо

  • Анонимно
    24.07.2017 09:18

    Конечно, прекрасный праздник, очень интересно было увидеть все эти скорости, виражи, прорывы пилонов, даже с мокрыми ногами не хотелось уходить, особенно когда в финале четырех с нами прощались кувырками после финиша, но не понятно, почему вход для пешеходов на Ленинской дамбе так далеко от полетов ограничили, не знаю, как рассчитывают опасность врезаться в зрителей, но на набережной зрители были явно ближе, чем могли быть на дамбе, надо на следующий год это лучше продумать, с Набережной смотреть не так удобно

  • Анонимно
    24.07.2017 09:24

    Возьмите еще интервью у наших летчиков с Ту 160, что они думали, видя эти пилоны внизу, как они относятся к участию в таких праздниках, если, конечно, они не засекречены, во время парадов 9 мая летчиков представляют, а здесь вроде нет, судя по трансляции

  • Анонимно
    24.07.2017 09:33

    Мы приехали с другого региона, навестить родственников и посмотреть Шоу..В понедельник на работу и поэтому в воскресенье уехали с утра, очень хотелось посмотреть на пролет ТУшек, будем надеяться увидеть это в следующем году.
    Здорово все было, сами смотрели со стороны Казана, дети вообще в восторге..
    Из минусов:брали шашлык -невкусный и обсчитали..Мелочь, но неприятно..Считаю организаторам надо жестче подойти к выбору шашлычников..

    • Анонимно
      24.07.2017 12:24

      Организаторы и "шашлычники" - звенья одной цепи )) Привыкайте, гости. Мы же, казанцы, давно привыкли.

      • Анонимно
        24.07.2017 13:41

        Общепит в Казани развит и проблем с качеством не было, независимо от уровня точки общепита. И шашлыки неоднократно брали в различных заведениях, всегда нравилось..Это первый случай прокола общепита из моего опыта в Казани..

  • Анонимно
    24.07.2017 11:25

    Спасибо организаторам за ТУ160 который появился по программе в которой он не значился и во время которое нигде не было заявлено!

  • Анонимно
    24.07.2017 11:38

    очень понравился праздник, получили море удовольствия и впечатлений. в субботу вживую смотрели на набережной, а в воскресенье прямую трансляцию по Матч Арена HD, и я вам скажу уровень трансляции, картинка и виды были шикарные, даже завораживающие, особенно при замедленных повторах, и всё это усиливалось звуком доносившимся из открытых окон пролетавших рядом с домом участников соревнований! вот такая вот 5D трансляция )

  • Анонимно
    24.07.2017 11:51

    Сергей Рахманин, который когда то выступал от России в гонках редбулл работает пилотом Airbus. Судейство для него это не основная работа.

  • РРАР
    24.07.2017 14:27

    Спасибо всем тем, кто имел отношение к организации этого праздника!

  • Kama
    24.07.2017 14:42

    Ну во первых -благодарность нашей татарстанской инициативной группе, которая отстояла право проведения авиагонок в Казани, думаю что без борьбы там не обошлось.
    Есть замечания и предложения по организации мероприятия,но честное слово,не хочется в критике терять послевкусия, потому что это был настоящий праздник, светлый как в детстве.
    Спасибо за радость, восторг и мурашки:)

  • Анонимно
    24.07.2017 15:18

    Спасибо всем зрителям, которые пришли на праздник. Спасибо за положительные отзывы. Организаторам пришлось нелегко. Росавиация и иные "контролёры" давили, как асфальтовым катком. Погода тоже не дала показать всю красоту вертикальных фигур: ограничились горизонталями. В крайний день перед "Я выбираю небо" по бюрократическим причинам отстранили несколько бортов и пилотов -- урезали лётную программу. Я видел глаза организаторов: уставшие и красные от всего этого, "на грани истерики". Организаторы и пилоты сделали всё, что могли.
    До новых встреч в казанском небе.

  • Анонимно
    24.07.2017 15:42

    Шоу очень понравилось. На репетиции с погодой больше повезло, конечно

  • Анонимно
    24.07.2017 17:24

    Недавно писали новость, что в РТ закрывают детский бесплатный аэроклуб, вроде как изза ненадлежащих условий, вот и взяли бы под свое крыло его татспиртпром, раз так увлечены самолетами, но там же прибыли нет и пиара

    • Анонимно
      24.07.2017 17:59

      Не до него. Вы в самом деле невовремя с такими вопросами. Тут шашлыки надо жарить около Чаши, фотографии делать на фоне Кремля. А вы с какими то детьми. Не вовремя, не вовремя...

  • Анонимно
    24.07.2017 18:16

    Что касается платных билетов в них входило помимо мокрого стула (но надо отдать должное волонтерам, они стояли с тряпка и можно было подойти взять и протереть стул): бейсболка с логотипом мероприятия, ДОЖДЕВИК, и бутылка воды, неплохой набор, если кто-то скажет что это не стоит 1500 рублей, тот не был ни на формуле 1 в Сочи, ни на кубке конфедераций и не видел там цены на сувениры. Ну и никто Вас не заставлял покупать эти билеты. Что касается организации: надо строить трибуны, как та которая стояла у Чаши, тогда будет хороший вид, и поставить сувенирные магазины, столь масштабное мероприятие и даже негде купить магнитик и футболку на память, берите пример с той же самой формулы 1. А в целом огромное спасибо организаторам и городу за увлекательные выходные

    • Анонимно
      24.07.2017 22:31

      главное, если смотришь гонку не один час, а 8 часов подряд, хорошо иметь стул и отличный обзор на первой линии. альтернатива - на травке на возвышенностях, но все-таки это далеко, и комментаторов не слышно.

  • Анонимно
    24.07.2017 19:45

    Быть спонсорами зарубежного шоу не самое лучшее что можно придумать в наше сложное время. Татспиртпрому мой совет - стать спонсорами месячного фестиваля искусств. Собрать все лучшие самодеятельные, народные и профессиональные поющие и танц коллективы, чтобы сменяя друг друга выступали в парках и на набережных - в будние дни по вечерам, в уикенд с утра до вечера. Оплатить им эти выступления, приезд и размещение. Большая радость будет для народа и польза для развития. Чтобы и стихи декламировали, и малые театральные формы, пантомима и т.п.
    В одну из недель этого фестиваля установить на набережной шатры-палатки и пригласить в них художников и мастеров народного, прикладного творчества, оплатить им привоз-увоз предметов искусства, страхование - пусть покажут своё творчество. От продажи своих изделий сами пусть решают какой % передать в фонд детских домов. Главное, чтобы люди увидели на что способны творческие люди.
    В другой уикенд сделать выставку макетов в этих шатрах от наших архитекторов и дизайнеров, как молодых, так и зрелых на тему Будущее нашей Родины. Выкупить у них сто лучших макетов, премировать 50 победителей, привлечь как можно больше участников. И сделать впечатляющий музей-экспозицию макетов. Сколько туристов ради этого будут приезжать. На след год придумать тему для макетов - "сохраним и восстановим исторический облик". Главное совсем малость помочь с изготовлением и презентацией, увлечь людей. Праздник - когда вовлечены люди в деятельность. Это как марафон для всех провели - действительно классно было!

  • Анонимно
    24.07.2017 20:05

    Советую авторам этой статьи посетить музей истории КАПО и там узнать, когда и сколько самолётов Ту-95 произведено в г.Казани. Вообще-то первый такой самолёт под маркой Ту-20 полетел в 1953 году.

  • Анонимно
    24.07.2017 21:21

    За годы своего существования завод выпустил 22 типа авиационной техники общим числом более 20 тысяч, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М. http://www.tupolev.ru/kaz

  • Анонимно
    24.07.2017 23:20

    С детства мечтал стать летчиком. Строил авиамодели. В большую авиацию не пустили из -за пустякового отклонения здоровья. Гонялся на гоночных моделях. Если бы вы знали какой это сладкий звук, когда двигатель на полных оборотах... Учил детей строить модели...
    Смотрел полностью два дня. Да, интересно, чем живут на западе.
    В 1984 году в Казани поднялся в небо самолет Ту-160. Ни одна страна по сей день не смогла достичь такого уровня. Теперь уже и мы вряд ли сможем повторить. Вместо того, чтобы поддерживать и продвигать своих, мы приглашаем чужих, а для своих создаем непреодолимые препятствия. У нас очень любят разглагольствовать об инновациях, модернизации, а на деле запрещают запускать модели самолетов. Как Вы думаете, если футболист за пять дней до тренировки будет подавать запрос в росавиацию на каждый удар по мячу (мяч тяжелее 250 грамм и летает), сможет ли он вообще тренироваться в таких условиях? А нас , авиамоделистов поставили именно в такие условия. Как мы вырастим молодежь, влюбленную в авиацию, если летать на законных основаниях практически невозможно.
    Если на следующий год не будет хотя бы одного нашего летчика, я на это шоу скорее всего не пойду. Я уверен, что и в нашей стране найдется 23 пилота такого же уровня. Просто у нас алчность бизнеса безгранична. Чтобы спонсировать не прибыльное мероприятие, надо же потратиться. А всем хочется заработать и тратить на себя любимого, а не на каких-то там любителей полетать.

  • Анонимно
    24.07.2017 23:34

    "Прокол" организаторов, что в 1-й день у Чаши не организовали трансляцию звука и видео с противоположного берега. Народа там было полно, но непонятно, что же происходит.
    Спасибо организаторам, руководителям республики и города за невиданный авиационный праздник!

    • Анонимно
      28.07.2017 15:53

      Не соглашусь, все равно было достаточно неплохо видно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль