Культура 
25.07.2017

«Свияжск АРТель»: форпост актуального театра в России

«Палата №6» с Асгатом Сафаровым в зрительном зале, Фуко из камышей и «Твин Пикс» в свияжской школе

IV театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла в минувшие выходные на легендарном острове-граде, собрав под свои знамена ярких и несхожих по своему почерку художников — от одной из самых влиятельных фигур российского театра Михаила Бычкова до швейцарского резидента Авиньонского фестиваля Массимо Фурлана. Известный российский критик Дмитрий Ренанский специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует события лаборатории, снимающей надуманные противоречия между разными типами театра.

IV театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла в минувшие выходные на легендарном острове-граде, собрав под свои знамена ярких и несхожих по своему почерку художников

НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО — И ВОТ ОПЯТЬ

Не успели еще отгреметь споры вокруг июньского фестиваля «Город АРТ-подготовка», а фонд «Живой город» вновь зашел с козыря — завершившаяся в минувшие выходные лаборатория «Свияжск АРТель» окончательно утвердила за Татарстаном статус одного из главных в России форпостов актуального театра.

Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года

Театральный десант высадился на острове-граде уже в четвертый раз — и все признаки роста, причем как количественного, так и качественного, что называется, налицо: двухдневная афиша лаборатории буквально трещала по швам от количества событий, а наплыв публики даже подвигнул организаторов разбить на берегу Свияги палаточный лагерь для тех, кому после насыщенного фестивального дня хотелось выдохнуть и не тратить силы на дорогу домой.

Резюмируя тему «АРТели» чеканной формулой «монастырь — тюрьма — психушка», куратор Олег Лоевский, конечно, имел в виду не только историю Свияжска. Предлагаемые обстоятельства его драматического прошлого учитывались в работах каждого без исключения участника лаборатории, но осмыслялись отнюдь не публицистически-прямолинейно. Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года.

Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели»

Сверхсюжетом всего фестиваля стал стилистический плюрализм: первая и главная черта Свияжска-2017 — абсолютная, программная несхожесть почерков приглашенных Лоевским художников. Где, казалось бы, радикальные опыты Дмитрия Волкострелова и Всеволода Лисовского, а где умеренный традиционализм «Палаты № 6» Михаила Бычкова — но вот поди ж ты, в афише фестиваля они сосуществовали бок о бок столь же гармонично и плодотворно, как и в сложносочиненной системе современного театрального процесса. Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели».

Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017

ОТ ЗАБОРА ДО МЕЙНСТРИМА

Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017: режиссер Бычков — одна из наиболее влиятельных фигур российского театра, а среди зрителей был замечен руководитель аппарата президента Республики Татарстан Асгат Сафаров. Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра: вместе со сборной командой актеров из казанских театров на импровизированную сцену, ограниченную с одной стороны старинной кирпичной стеной, а с другой — живописным деревянным забором, в роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев.

В роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев

Сотрудничество с основателем знаменитого воронежского театра и худруком самого осмысленного культурного форума страны, Платоновского фестиваля, — репутационно важная инициатива: работая с Бычковым, «Живой город» продолжает выстраивать сеть взаимоотношений с ключевыми театральными регионами России, начатую в прошлом году в Свияжске постановкой худрука красноярского ТЮЗа Романа Феодори.

Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра

Другой важнейший вектор «АРТели» — импорт самых актуальных феноменов сцены Москвы и Петербурга: в прошлом году хедлайнером лаборатории был Волкострелов, этим летом триумфатором фестиваля оказался Лисовский. Хорошо знакомый казанской публике по выпущенному месяц назад в «Углу» спектаклю «Индивиды и атомарные предложения», этот резидент «Театра.doc» в последние годы превратился в одного из главных героев столичной сцены. За парадоксальностью формы его проектов всегда кроется глубокое художественное содержание: каждый проект Лисовского — это фундаментальный разговор о таких базовых для театра категориях, как «актер», «роль» и взаимоотношения между сценой и зрительным залом.

МОЛЧАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ

Убедиться в этом можно было в первый день «АРТели» на показе спектакля «Молчания на заданную тему», в котором актеры и публика на протяжении часа безмолвно размышляют на тему, предложенную режиссером перед началом представления. Действие этого проекта разворачивается не столько на крошечном пятачке камерной сцены, сколько в сознании публики — именно там, как часто бывает в сегодняшнем театре и современном искусстве вообще, происходит конечная сборка разомкнутой открытой формы, превращающей зрителя из пассивного наблюдателя в активного соучастника. Изначально «Молчание» задумывалось как моноспектакль, но кураторы Анастасия Коцарь и Анна-Мария Апостолова предложили усложнить структуру представления: в Свияжске на разные темы квартетом молчали ведущие артисты петербургского «театра post» Алена Старостина и Иван Николаев, его худрук Волкострелов и казанская актриса Настя Радвогина.

Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой

В выставочном зале «Старая водонапорная башня» «Молчание» играли на фоне экспозиции работ фотографа Сергея Литовца, работавшего в начале 1990-х санитаром в Свияжской психиатрической больнице и фиксировавшего жизнь ее обитателей и жителей острова-града. Выдающийся документ жизни «старого» Свияжска, генерирующий вокруг себя сильнейшее эмоциональное поле, по идее должен был активно мешать показу медитативного спектакля Лисовского, но, вопреки опасениям авторов и исполнителей, сработал эффект остранения: в заряженном работами Литовца пространстве «Молчание» резонировало с особой интенсивностью, прозвучав тихой кульминацией офф-программы «АРТели»-2017.

Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера

Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой, — квест по мотивам книги «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» французского философа Мишеля Фуко. Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера. Но тандем Лисовского и Шачневой нашел для своего спектакля очень точную точку отсчета — акции художников-концептуалистов из культовой московской группы «Коллективные действия», об опытах которых напоминали гигантские транспаранты, натянутые между деревьями.

Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли

Фуко в своей книге исследовал разные модели наказаний в истории человечества, Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли. Отобранные Лисовским на кастинге казанские артисты работают в «Надзирать и наказывать» безукоризненно — дело, конечно, не только в недюжинном мужестве и стойкости, а в образцово-показательном для современного театра способе актерского существования — скупом, рафинированном, осмысленном в каждом микрожесте.

Дискуссию о мастерстве актера и вызовах, бросаемых ему сегодняшним днем и современной художественной реальностью, продолжили эксклюзивный показ фильма «Аритмия» и встреча с режиссером Борисом Хлебниковым. До Свияжска едва ли не самую ожидаемую премьеру будущего киносезона — в прокат лента выйдет только в октябре —  видели, кажется, только на фестивалях в Карловых Варах и в Сочи (на «Кинотавре» «Аритмия», напомним, получила разом Гран-при, приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий).

Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ЧТО СКРЫТО

Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены. Резидент легендарного Авиньонского фестиваля и один из самых известных швейцарских режиссеров и художников известен уникальной способностью разглядеть потенциал для театрального высказывания в самых, казалось бы, далеких от театра сюжетах: скажем, европейскую славу Фурлану принес разыгрывавшийся на настоящем футбольном поле спектакль-реконструкция полуфинального матча на кубок мира 1982 года между Францией и Германией.

В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь. Работая над проектом на пару с драматургом Клэр де Рибопьер, режиссер для начала проинтервьюировал местных школьников — их рассказы в итоге составили литературную основу спектакля, а сами дети оказались заняты в постановке наравне с профессиональными актерами из Казани. «В глубокой воде» — выдающийся культуртрегерский проект, значение которого, что называется, невозможно переоценить: трудно даже предположить, сколь важным оказался для свияжских подростков опыт встречи с актуальным театром.

Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала

Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала. Но от привычной школьной благостности Фурлан не оставляет камня на камне: коридоры заполняют густые клубы белого дыма, со всех сторон бьет ослепительно белый свет, нервы и без того дезориентированных зрителей треплет электронный бит. Тревожная, мистическая атмосфера «В глубокой воде» больше всего напоминает «Твин Пикс» Дэвида Линча — когда реальность то и дело двоится, дрожит и норовит исчезнуть, когда все не то, чем кажется на первый взгляд, — и когда самые обыденные места и сюжеты скрывают сокровеннейшие тайны.

Схожий механизм лежит в основе «Музея мест которые» Волкострелова — интерактивный спектакль-променад, чей эскиз был представлен на прошлогодней «АРТели», с нынешнего лета показывается ежедневно: директор Свияжска Артем Силкин справедливо усмотрел в этой работе небанальную альтернативу традиционным экскурсиям и включил ее, так сказать, в постоянный репертуар острова-града.

В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь

За Волкостреловым, адептом нонспектакулярного искусства, отвергающего зрелищность и презирающего броскую театральность, закрепилась устойчивая слава главного формалиста отечественной сцены, но мало кто сумел разглядеть в нем выдающегося лирика. Именно таким режиссер предстает в двух лучших — и самых недооцененных — своих сочинениях: «Любовной истории» по Хайнеру Мюллеру в петербургском «Приюте комедианта» и «Парках и садах» по Павлу Пряжко в «театре post». Поэтическая, чуть элегическая интонация этих спектаклей безошибочно опознается и в «Музее мест которые».

Его посетителям, снабженным картами и вооруженным аудиогидами, для начала предлагается отыскать 15 локаций, расположенных, разумеется, вдалеке от проторенных экскурсоводами туристических троп Свияжска, чтобы затем погрузиться в созерцание красоты повседневности, мимо которой мы обычно проходим мимо и которую  Волкострелов помещает в изящную концептуальную раму. Скучающая лодка, волнистая река, звук тишины, затопленные острова памяти: «Музей мест» — спектакль о том, что изнанка способна сказать о месте больше, чем фасад, о конечности и хрупкости нашего мира, а еще больше о том, что все самое главное либо говорится шепотом, либо невнятно пробалтывается, либо вообще не произносится вслух.

Дмитрий Ренанский

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии

Вообще надо отметить, что минкульт РТ поддерживает молодых, и "Живой город", и "Смену", и "Сфорцандо", и другие проекты. Но это очень небольшие деньги, Рауфаль Мухаметзянов из оперного даже с дивана бы не встал, а "ворующие деньги у пенсионеров и детей" эти суммы в ресторане на чай оставляют.

Кроме того, если вы говорите, "молодежная тусовка" о фестивале, среди участников которого был вот уже лет 20 как звезда российской театральной режиссуры Бычков или завсегдатай самого знаменитого в мире Авиньонского фестиваля Фурлан, то, значит, вы просто не в теме.

  • Анонимно
    25.07.2017 09:10

    Шедеврально ! Очень свежо и очень глубоко. Браво !

    • Анонимно
      25.07.2017 10:40

      Шедевры на чьи деньги создавались?
      Если не секрет.
      Если секрет - то значит на бюджетные, отнятые у пенсионеров и детей.

      • Мне кажется, что украденные у пенсионеров и детей деньги стоит искать не у театралов, живших в свияжской гостинице с санузлом в конце коридора

        • Анонимно
          25.07.2017 12:09

          Но и за закопанные в песок ноги и головы, выдаваемые за шедевры, не многие добровольно захотят платить.

          Если молодежная тусовка проводилась на деньги тусующихся - то нет вопросов.

          • Вообще надо отметить, что минкульт РТ поддерживает молодых, и "Живой город", и "Смену", и "Сфорцандо", и другие проекты. Но это очень небольшие деньги, Рауфаль Мухаметзянов из оперного даже с дивана бы не встал, а "ворующие деньги у пенсионеров и детей" эти суммы в ресторане на чай оставляют.

            Кроме того, если вы говорите, "молодежная тусовка" о фестивале, среди участников которого был вот уже лет 20 как звезда российской театральной режиссуры Бычков или завсегдатай самого знаменитого в мире Авиньонского фестиваля Фурлан, то, значит, вы просто не в теме.

            • Анонимно
              25.07.2017 12:59

              Конечно "не в теме" - сужу о "молодежной тусовке" по тексту и по фотографиям.

              "Молодежная тусовка" - это не только когда пиво пьет только одна молодежь.

              "Молодежная тусовка" - это когда присутствующие жаждут эксперимента (пусть и проведенного их бабушками и дедушками лет сто назад), ощущают, что могут что-то изменить и начинают действовать.

              И неважно, что в 99 случаях из 100 это действие выливается в банальность - пьянка, ссора, нежелательная беременность и т.д.

              Но в одном-то случае получается шедевр.

              "Молодежные тусовки" часто устраивают 70-летние старушки и старички и не важно, что они так ничего шедеврально-эпохальное и не совершили.
              Они молодцы, они живут полной жизнью.
              Честь им и хвала.
              если устраивают "молодежные тусовки" за свои деньги.

              Всем остальным необходимо отчитаться о потраченных бюджетных деньгах и спокойно выслушать мнение налогоплательщиков об их "тусовке".

              Только и всего.

  • Анонимно
    25.07.2017 10:19

    Выбирая между шедевральной Артелью и единственным в сезоне Спартаком в Оперном в субботу - предпочел балет. Красотами Свияжска ещё успею налюбоваться.

  • Анонимно
    25.07.2017 10:22

    Ну что за .......

  • Анонимно
    25.07.2017 10:24

    Да уж глубоко.

  • Оптимист
    25.07.2017 10:33

    Лисовский потрясает
    Круто
    Браво

  • Анонимно
    25.07.2017 10:49

    Вот так рождаются мифы, а банальная тусовка "для своих" превращается в "форпост актуального театра в России"

    • Вас не берут в тусовку? Обидно и досадно?

      • Анонимно
        25.07.2017 11:38

        Молодой человек, вы все понимаете слишком буквально. Если угодно, в тусовке под названием "зрители" я давно, и это явно лишнее звено в данном "форпосте". Не имею ничего против.

        • Ок, ссориться не будем, запишем вас в театральные консерваторы. Но только с чего вы взяли, что зрители здесь не нужны? Вы же говорите о своем личном опыте, а не представляете некое сообщество под названием "зрители".

          • Моисей
            25.07.2017 12:10

            Диана вы супер
            Шедеврально
            Айрат а как попасть в вашу тусовку?

          • Анонимно
            25.07.2017 13:08

            Похоже, всех, кто высказывает мнение, отличное от вашего, вы записываете в консерваторы. Удобная позиция. Нет, я профессионал и вижу: чему-чему, а пиар-технологиям организаторы Артели обучены неплохо. Только вот то, что на "выходе", весьма и весьма скромно. Те же лица, "бродилки" и "молчания на заданную тему". То есть для тусовки, может, и хорошо. А вот для форпоста актуального театра как-то мелковато. А самое шедевральное – «палата№6 с Асгатом Сафаровым». Ок, не будем ссориться, запишем вас в апологеты перформанса.

  • Анонимно
    25.07.2017 11:35

    Гулял как-то летом по Свияжску, 2015 год, увидел рекламу театрального представления на японскую тематику. До парохода ещё пара часов, почему бы не сходить. Только зашёл, а они сразу ко мне: "Не хотите ли принять участие в спектакле?". Я сказал, что не хочу ни в каком виде, только если посмотреть. "Да там просто постоять надо будет" и долго так уламывали. Ну ладно, если просто постоять. А потом во время спектакля вытолкнули на середину импровизированной сцены и говорят - надо изобразить как вы пугаете демона. Я там готов был под землю провалиться. Погримасничал конечно, но осадочек не очень остался. Надеюсь сейчас посерьёзнее постановки у них

    • Анонимно
      25.07.2017 12:14

      Это называется терроризм - театральный терроризм.
      Насилие над личностью зрителя.
      Сперва его делают "посетителем", а потом и соучастником...

    • Анонимно
      25.07.2017 12:16

      Главное, в Таиланде не участвовать в "театральных" постановках ;)

    • Анонимно
      27.07.2017 20:21

      Это был спектакль ижевского театра-студии, проекта совсем юных артистов. Детское представление было. И очень здорово всё получилось. Меня вот тоже попросили принять участие. Получилось славно. Вы же могли уйти, отказаться от неприемлего интерактива, чем сейчас ворчать

  • Анонимно
    25.07.2017 12:11

    "Форпост актуальнного ткатра РОССИИ" - автор жжет)))... МХАТ им Чехова, МДТ им Пушкина, Современик и др. Нервно курят в стороне и только мечтают о таком звании

  • Анонимно
    25.07.2017 12:32

    Не надо бы этот балаган устраивать в Свияжске, историческом центре все же, рядом есть Зеленодольск и Волжск. А может в Новой Туре организовать, а ведущим пригласить ее отца Муратова, фигура вполне фактуристая, не знаю только как с речью у него..

  • Анонимно
    25.07.2017 12:44

    Вообще-то в Свияжске происходило множества событий - не побоюсь этого слова - планетарного масштаба.

    Почему бы по этим событиям и не поставить спектакли в исторических декорациях

    Моление молодого Ивана 1У в Троицкой церкви и моление опытного чингизида Шаха-Али в заливных лугах.

    Приезд ханши Сююмбике в Ивангород на реке Свияге.

    Размышление изографов над фресками Успенского монастыря - как создать образ Евы, соответствующий божественному замыслу.

    Размышления А.С.Пушкина в ночном Свияжске.

    Почему марксист Л.Д.Троцкий предпочел памятник иуде памятнику сатане?

    Ленин думу думает в Москве в 1918 г. о Свияжске.

    Пионер Вася Аксенов подглядывает в Свияжске за совокупляющимися директором лагеря и пионервожатой (её вертикально поднятые в свияжское небо ноги остались в памяти Василия Павловича на всю жизнь).

    Ит.д. и т.п.

    И вместо этой яркой и великой свияжской многовековой жизни какая-то тягомотина с засевшими в осоке девицами с набеленными лицами.
    Ну хоть бы они там совокуплялись хотя бы с режиссерами - глядишь и новый "Вася Аксенов" появился бы на свет.

    В прямом и переносном смысле...

    • Анонимно
      25.07.2017 13:20

      Судя по эмоциям, запечатленных на одной из фотографий, к одной из девиц с набеленным лицом сзади все же подкрался легендарный "однорукий начальник пионерского лагеря", в котором отдыхал пионер Вася Аксенов.

      Вот это настоящая связь времен и поколений.

      Ждем появления на свет нового талантливого писателя.

  • Анонимно
    25.07.2017 13:26

    Пушкин в Свияжске и пр. да вас несет, батенька

    • Анонимно
      25.07.2017 21:02

      Матушка, да вы совсем безграмотная - даже биографию А.С. не знаете.

  • Анонимно
    25.07.2017 13:51

    дЭВИДА лИНЧА не приплетайте вот к этой ахинее

  • Анонимно
    25.07.2017 16:34

    То что уже в который раз устроители данного перформанса пытаются найти пути к сердцам зрителей, ведь всё это делается для них , а иначе как . И сам себе ответил никак ! Форпост актуального театра в России, то есть взята верхняя планка . Это Богема ! Я конечно же не беру то извращённое понятие , которое вложили в это слово в разных произведениях , где с этим словом ассоциировались не совсем приглядные образы бродячих музыкантов , певцов , актёров и естественно сопутствующий с этим быт этой среды. Для меня Богема - это в первую очередь представительство интелектуального класса в публичном пространстве . Как пример : физику -ядерщику некогда рассуждать на тему проблем современного общества " Девять дней одного года ". Когда появился Иннокентий Смоктуновский , то есть личность , которая могла собой нести смыслы современного общества , между режиссёрами шла настоящая битва за него . Его появление на экране было достаточно , это касалось и театральных подмостков . Его Гамлет у Козинцева , как жаль , что не получилось у Сергея Бондарчука в роли Балконского , в "Идиоте" у Пырьева и т.д. Является ли современный театр территорией смыслов ? Мне могут возразить , что всё это вкусовые дела . Нет ! Театр должен быть мейнстримным , я в этом глубоко убеждён . " Фабрика грёз " - 100% является территорией смыслов . " Твин Пикс "- это явление , где Линч вообще соединил искусство с теологией , с трансцендентным , что каждый человек независимо от его статуса ,места в социальной иерархии подвержен тому , что в него может вселиться "Бобби"(бес , джинн, дьявол и т.д.), а там уже как получится . Во втором сезоне "Твин Пикс " Купер с компанией противостоял своему бывшему коллеге , ставшему серийным убийцей и свои ответы они делали через газету с помощью шахматных ходов. Позвольте мне сделать свой ход , я дам зашифрованную фамилию человека , через которого можно было бы сделать реальное предложение о совместной работе . Каждая буква в английском алфавите имеет порядковый номер, свяжитесь пожалуйста Д.А.С. с ним , поскольку вашему желанию найти формы по поиску смыслов можно только позавидовать. Надо связаться с этим человеком 1.9.19.9.14. Ничего нельзя гарантировать в этом мире , но не исключено , что это может заинтересовать Вас.

  • Анонимно
    25.07.2017 16:40

    Уважаемый Айрат ! Каждый имеет право на то , что слева и то , что справо . Пространство само защитит себя , если она имеет на то право.

  • Анонимно
    25.07.2017 22:17

    Дорогие мои ценители театра,оно ведь как устроено,искусство или есть,это когда в случае с театром, мы сопереживаем, негодуем ,плачем ,смеёмся .Лезем на сцену бить морду негодяю ,так достоверно сыгранному актером ,или искусства нет ,не цепляет и все тут,какие- бы модные приемы не использовали актеры,режиссёры ,осветители и суфлеры.Пока в Свияжске нет искусства,пока там междусобойчик халявный,артельный такой ,фанерно-лапотный ,одно отрадно ,п'ется классно на острове.Б .Носорогов

    • Анонимно
      25.07.2017 23:55

      Пить в святом и историческом месте грешно, товарищ Б.Носорогов.

  • Анонимно
    27.07.2017 12:46

    Прочитав комментарии выше, плакать хочется от тупости и примитивности некоторых современных зрителей. Настолько прогнившие и ленивые, что не хочется вылезать из привычной зоны комфорта. Конечно, вам богатые да красивые спектакли оперного или Качаловского театра подавай, там уж вы не будете рассуждать: на чьи это деньги поставлено, а ещё в антракте в не менее богатом золоченом фойе коньячок попить и на второй акт идти, сесть и: давайте, артисты, веселите меня, заставляйте меня плакать и сопереживать. Стоит вас только попытаться вытащить из привычного футляра, заставить ПОДУМАТЬ после просмотра того же "Надзирать и наказывать" Лисовского - вы начинаете агрессировать, говорить о примитивности того, что вы понять даже не пытались, приписываетесь это все к "тусовочке" (хотя авторы Свияжских работ неоднократно на высшую театральную премию золотая маска номинировались), да ещё и финансовый вопрос здесь поднимаете. Стыдно, глупо, а самое главное - обидно.

    • Анонимно
      31.07.2017 08:54

      А кто Вы такая, чтобы такие хамские "характеристики" давать?

      Откуда такая самоуверенность, перерастающая в манию величия?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль