Бизнес 
18.08.2017

Деофшоризация КАМАЗа: Сергей Когогин наконец-то стал официальным миллиардером

На долю гендиректора автогиганта приходится 7% акций КАМАЗа рыночной стоимостью 2,7 млрд рублей, остальные «гости из Кипра» не светятся

Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия», а «новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО, более крупные доли, как предполагают, у Рубена Варданяна и друга Сергея Чемезова — Виталия Мащицкого. «БИЗНЕС Online» вспоминает историю заграничных путешествий акций автогиганта.

Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОФШОРНАЯ ИСТОРИЯ КАМАЗА. НАЧАЛО

Офшорная одиссея КАМАЗа началась в 2004 году, когда группа таинственных инвесторов под руководством Рубена Варданяна (он тогда был владельцем и председателем совета директоров ИК «Тройка Диалог») начала процесс консолидации пакетов акций предприятия, чтобы потом перепродать их стратегическому инвестору. Параллельно «Тройка» таким же макаром вела скупку бумаг АвтоВАЗа.

Под консолидацию попал и пакет акций челнинского завода, принадлежащий правительству РТ. Бумаги достались ему в 2000 году в качестве уплаты налогового долга КАМАЗа в $145 миллионов. Для их приватизации в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставный капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а акционеры, связанные с «Тройкой» (несколько офшоров), — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода. Цена и условия выкупа неизвестны.

Параллельно появилась и еще одна «копилка» — другая кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было «сложено» 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор — Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора КАМАЗа, бывший генеральный директор «КАМАЗ-Капитала» Ахат Урманов.

В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%, а в конце того же года 10% акций завода приобрел Daimler. Ну а летом 2010 года госкорпорация «Ростех» увеличила свою долю в КАМАЗе на 12,2% до 49,9%, Daimler нарастил свою долю в автогиганте на 1% до 11%. Также приобрел акции российского автопроизводителя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Инвестиции последнего позволили увеличить совместную долю партнеров — ЕБРР и Daimler AG — до 15% (сейчас Daimler принадлежит весь этот пакет).

По сведениям Чемезова, консорциум имени Рубена Варданяна (на фото) спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже Фото: kremlin.ru

«НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, С НЕМЦАМИ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ЦЕНЕ»

На этом все и заглохло. С этого момента «Ростех» и Daimler не покупали и не продавали бумаги КАМАЗа. И надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.

По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже. После того как «Ростех» и Daimler отказали «Тройке», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеров прим. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявлял Чемезов.

В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они, правда, взяли не из своего кармана, а в долг у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2013 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн рублей.

Новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО Фото: prav.tatarstan.ru

«НАШИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЧАСТО УПРЕКАЮТ В НЕПАТРИОТИЗМЕ»

Процесс деофшоризации КАМАЗ начал после знаменитого призыва президента РФ Владимира Путина в декабре 2013 года. Путин признал, что России нужна система мер по деофшоризации, а «наших предпринимателей часто упрекают в непатриотизме». Президент отметил, что, по некоторым оценкам, 9 из 10 сделок, в том числе с госучастием, не регулируется российскими законами.

Реакция главы КАМАЗа не заставила себя ждать. «В отношении акций ОАО „КАМАЗ“ акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — сказал Когогин через несколько дней после путинского заявления (цитата по «Интерфаксу»).

По данныи «СПАРК-Интерфакс», в октябре 2015 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому. И уже в 2016 году было известно, что именно российский «Автоинвест» получит от своего кипрского тезки принадлежащие ему 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся.

Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,7%, а Когогин — чуть более 7%. Доля гендиректора КАМАЗа с учетом текущего биржевого курса акций автогиганта (около 54 рублей за бумагу) стоит 2,7 млрд рублей. Впрочем, это ориентировочная цена — пример того, с какой премией может происходить бай-бэк, мы приводили выше.

В итоге сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), ООО «Автоинвест» (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания „КАМАЗ“» (3,72%).

. Владеющая 50% «Автоинвеста» «Пирсон холдинг лимитед» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Сергея Чемезова Виталию Мащицкому (слева)
Фото: ©Валерий Левитин, РИА «Новости»

СЛЕД ВИОЛОНЧЕЛИСТА И ДРУГА ПУТИНА

Отметим, что компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье — базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. Из него следует, что компания друга детства Путина — виолончелиста Сергея Ролдугина — тоже пыталась участвовать в скупке акций КАМАЗа.

Sonnette Overseas в 2008 году за $1,5 млн купила 15% акций компании Avto Holdings и заключила с четырьмя остальными ее совладельцами акционерное соглашение. Партнеры уполномочили Avto Holdings управлять кипрской Avtoinvest (на 100% принадлежала Troika Dialog Avto Holdings), которой тогда принадлежало 27% акций КАМАЗа. Кроме того, Avto Holdings получила опцион на выкуп Avtoinvest. Но цель в итоге выполнена не была, а в 2014 году соглашение акционеров было расторгнуто. Имен бенефициаров Avtoinvest в панамском досье нет. Хотя близкий к Варданяну человек утверждал «Ведомостям», что на самом деле их всегда было трое, причем Ролдугина в их списке нет и никогда не было.

КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 и 2013 годовФото: prav.tatarstan.ru

ДИВИДЕНДЫ КОГОГИНУ ИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ВНУШИТЕЛЬНОЙ ГОСПОДДЕРЖКОЙ

Примечательно, что КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 года в объеме около 500 млн рублей и 206 млн рублей по итогам 2013-го. Но 24 мая текущего года совет директоров КАМАЗа, возглавляемый Сергеем Чемезовым, обнародовал решение по распределению 297 млн рублей из прошлогодней прибыли. Годовому общему собранию акционеров завода рекомендовано утвердить дивиденды из расчета 42 копейки на одну акцию. Получается, что около 21 млн рублей из прибыли полагается лично Когогину. Тут остается только порадоваться за автогигант: в практике бонусов для топ-менеджеров ничего зазорного нет, это общемировая практика. Радует то, что теперь это будет хотя бы отчасти прозрачно.

Пожалуй, стоит напомнить, за счет чего у КАМАЗа появилась возможность порадовать акционеров. По итогам 2016 года автогигант заработал 1,2 млрд рублей чистой прибыли против 3,3 млрд рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Сдвиг к лучшему очевиден, хотя, в отличие от выручки (без малого 120 млрд рублей), чистая прибыль далека от рекорда. Максимум был достигнут в другом «дивидендном» году, 2012-м, когда завод заработал 4,15 млрд рублей.

Впрочем, выйти в плюс у концерна без посторонней помощи не получилось бы. Это становится очевидным, если вспомнить, что, несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовиков в РФ увеличилась на 6,9 млрд рублей до 10,9 млрд рублей. За это спасибо следует сказать государству. Прежде всего сразу на 74% до 17 млрд выросли субсидии, относящиеся к себестоимости производства. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было годом ранее. Также КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода», — всего 3,3 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Добавим и прочие каналы субсидирования, с учетом которых объем госпомощи вырос на 9,8 млрд рублей, или 82%, до 21,7 млрд рублей.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.08.2017 16:27

Обещал стать миллиардером на убыточном заводе? Лучше бы обещал производство увеличить.

  • Анонимно
    18.08.2017 16:11

    Кто или что заставило уйти с кипрского офшора и засветиться Когогину? Вот в чем главный вопрос.
    Альфред Ш.(Кузайкино)

    • Оптимист
      18.08.2017 16:38

      Звали же меня на Камаз!
      Зря не пошел
      За 20 лет тоже что нибудь заработал

    • Оптимист
      18.08.2017 16:39

      Когогин в одном ряду с Фордом или Порше?)))
      Не представляю

    • Анонимно
      19.08.2017 00:06

      Насчет деофшоризации врут конечно,
      По данным СПАРК, ООО "Автоинвест", зарегистрированное в 2015 году в Москве, занимается предоставлением финансовых услуг. Владельцами компании являются Pearson Holdings Limited (50%, зарегистрирована в Белизе), генеральный директор "КамАЗа" Сергей Когогин (ему принадлежит 30%) и Noelia Holdings Limited (20%, Британские Виргинские острова).
      Как находился камаз в западной юрисдикции так там и остался

  • Анонимно
    18.08.2017 16:22

    Обещание Путину. А их принято выполнять.

    • Анонимно
      18.08.2017 16:27

      Обещал стать миллиардером на убыточном заводе? Лучше бы обещал производство увеличить.

    • ПанАлекс
      19.08.2017 10:18

      Так когда он обещал Путину новую кабину на самосвале? В 2013 - а сейчас какой?

  • Анонимно
    18.08.2017 16:32

    как я рад за Когогина, Маганова, Тахаутдинова, Шигабутдинова и еще немногих таких же миллиардеров! молодцы! все своим трудом, стараниями.

  • Анонимно
    18.08.2017 16:34

    Он что строил КАМАЗ. Беспредел.

    • Анонимно
      18.08.2017 16:43

      а что, много у нас строителей в стране в крупных акционерах ходят?)

    • Анонимно
      18.08.2017 17:05

      Он поднял завод из руин

      • Анонимно
        18.08.2017 17:30

        подняли из руин пожара до него. сделал это если вы помните костин иван михайлович.человек сам себя построивший. а когогин пришел позже.когда костин поднял из руин щавод двигателей.конечно не без фин.помощи рф и рт

    • Анонимно
      18.08.2017 18:26

      Американцы же строили, вроде.

  • Анонимно
    18.08.2017 16:44

    А мне нравится Когогин, умный мужик, в российских условиях, НЕ НА ТРУБЕ, выживает и поднимает завод

  • Азат Д
    18.08.2017 16:50


    КамАЗ - отечественный производитель- ля ля ля - бла бла бла.
    Прав был Салтыков Щедрин - "На патриотизм напирают - видать проворовались".

  • Анонимно
    18.08.2017 16:52

    Всем работникам КАМАЗа, в зависимости от стажа работы выдавали акции, во время приватизации. А потом перестали платить заработную плату, задержки составляли по 3-4 мес., и тут же по городу открылись скупки акций! Поставили всех перед выбором или покушать купить, ребенка в школу собрать и т.д. или сохранить красивые бумажки, большинство с ними рассталось.
    Видимо по цепочке, мелкими ручейками осели в Кипрских офшорах, хотя судя по прибыли и выплатам дивидентов, даже если бы сотрудники сохранили свои акции то на 42 коп. по нынешним временам не много купишь, если конечно у тебя не 7% "КАМАЗА".

    • Анонимно
      18.08.2017 16:59

      И как всегда - тадаммм - кто-то виноват в ваших проблемах! Те, кто скупал акции, уж не иначе)))

      • Анонимно
        18.08.2017 17:14

        Как то совпадает, что тот, кто скупает акции и тот, от кого зависят задержки по выплатам зарплаты и развитие производства, это одни и те же люди.

    • Анонимно
      18.08.2017 17:13

      Работала на Камазе 9 лет. В 1995 году когда с деньгами было совсем худо, в декретном отпуске сидела, продала все акции и купила первому ребенку школьную форму и ранец. Вот и все.

    • Анонимно
      18.08.2017 20:54

      Такая система была не только на КАМАЗе, но и в Татнефти, Транснефти и тд.

  • Анонимно
    18.08.2017 16:57

    в ближайшие полгода (180 дней) еще не один засвет увидим, кто не сделает - сам будет виноват, потому что, по слухам, как только в США будет опубликован список, большинство госслужащих и теневых директоров, засветившихся в них, покинут свои должности

    • Анонимно
      18.08.2017 17:00

      О. Опять и снова - США! Великие и ужасные! Самим не надоело?

  • Анонимно
    18.08.2017 17:02

    Строили всем Союзом, а Когогин хозяином..........
    Больше сказать ничего не могу.....

  • Анонимно
    18.08.2017 17:05

    Было бы смешно, если не было бы так грустно

  • Анонимно
    18.08.2017 17:08

    что охраняю то и имею....

  • Анонимно
    18.08.2017 17:17

    Объясните, пож-та, если предприятие фактический принадлежит конкретным людям, почему государство поддерживает их? Проще было бы эти деньги рабочим раздать!

    • Анонимно
      18.08.2017 18:19

      Как говорят татары, хазер раздали деньги .Сами же бегали по улицам , разоблачали партократию,свергали монуенты вождей,славили сетлую эру наступившей демократии,оказавшейся дерьмократией во главе с выдающимся алкократом с загогулнами , как он сам говаривал.За, что боролись,на то и напоролись!Так,что нечего скулить.

  • Анонимно
    18.08.2017 17:49

    Господа, то есть бявшие товарищи.Живем при капитализме и обратного хода нет, из этого надо исходить.Когогин не худший из буржуинов, он сумел сохранить завод и его дочерние предприятия, хорошо вписался в оборонку, а это стабильные заказы.Зарплата стабильная.Сам достаточно скромен, как и жена бизнес -леди,во всяком случае яхт размером с крейсер, как у Абрамовича, не имеют.Восторга все эти миллиардеры не вызывют, но се ля ви, как говорят французы. Тем более парткомов и райкомов, где с директора могли снять стружку,за лишнюю комнату в квартире, или если жена поехала на базар в служебной машине,сейчас нет.Живем ведь, при гайдарономике, то биш рыночной экономике, как вежливо именуют наш дикий капитализм.

  • Анонимно
    18.08.2017 18:03

    Красиво страну распилили, народ как был с носом так с ним и остался.

  • Анонимно
    18.08.2017 18:29

    "Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они, правда, взяли не из своего кармана, а в долг у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта" 700 миллионов из воздуха - бизнес по нашему!

  • Анонимно
    18.08.2017 18:37

    СССР построил завод с нуля, город с нуля - эпохальные стройки, чтобы потом пришел какой-то там неизвестный Когогин с Зеленодольска и стал миллиардером )

    • Анонимно
      18.08.2017 18:43

      Такова международная практика. Владелец Эйпл Тим Кук тоже врядли хотя бы одну микросхему собрал.

      • Анонимно
        18.08.2017 20:43

        Во первых не владелец. Во вторых Эпл прибыльна и не сосёт деньги налогоплательщиков.

  • Анонимно
    18.08.2017 18:37

    Вот же жмотяра, ФК не хочет содержать

    • Анонимно
      18.08.2017 18:52

      Галицкий, создал бизнес нуля. Разбогатев сам, построил стадион с нуля, содержит ФК Краснодар. Сравним его с Когогиным, который все деньги заберет в следующую жизнь

      • Анонимно
        18.08.2017 20:48

        Вряд ли ваш пример можно назвать удачным.

        • Анонимно
          18.08.2017 21:58

          В чем неудачный то? Ресурсы есть у Когогина? Есть. Так что пример очень корректный. Что оставит один и что оставит после себя другой

  • Зри в корень
    18.08.2017 19:14

    ...вопрос....!!!
    что бы выйти из офшора в Российскую юрисдикцию нужно образовать ООО на территории России....и ВНИМАНИЕ!!--выкупить акции у того офшора которому они принадлежали..(не у физ.лица...а именно у офшора).....ОТКУДА ДЕНЬГИ ЗИН ???

    • Анонимно
      19.08.2017 07:27

      Покупку/продажу акций можно оформить в кредит, а уже некие новые трасты/фонды/офшоры будут владельцами долговых расписок.

  • Анонимно
    18.08.2017 19:30

    деоффшоризация КАМАЗа связана с возвращением российских компаний ввиду санкций...

  • Анонимно
    18.08.2017 20:08

    Простой вопрос. Бюджетообразующее предприятие в масштабах региона, стратегическая продукция, федеральные заказы и собственники в оффшорах? Это нормально?!!
    Что сделали то акционеры на предприятии где был замкнутый цикл производства до 1994 года, а может и позже?
    То есть сначала Акции раздали, потом купили по цене хлеба, потом спалили двигатели, а потом торжественно из руин поднимают с помпой!
    По определению не может быть такое предприятие к кучей непонятных акционеров. Здесь не законы должны работать, а логика здравого смысла!

  • Анонимно
    18.08.2017 20:14

    Где пакет акций КАМАЗа, принадлежащий РеспубликеТатарстан?

  • Анонимно
    18.08.2017 21:35

    Вопрос в том, почему государство субсидирует предприятие, владельцы которого - офшорные компании

    • Анонимно
      18.08.2017 22:03

      Сравните прежних управленцев КАМАЗА, хоть один из них стал миллиардером?

  • Анонимно
    18.08.2017 22:04

    Интересно он пропорционально складывается с государством на поддержку завода?)))

  • Анонимно
    18.08.2017 23:11

    Типичный пример федерального правления.

  • Анонимно
    18.08.2017 23:33

    Строили родители, а мелиардер Когогин- Россия щедрая душа

  • Анонимно
    19.08.2017 00:58

    Хотелось бы увидеть здесь комментарий Олег Афанасьева по деофшоризация КАМАЗа . А то что-то его шефа здесь обсуждают, а Олег молчит!

  • Анонимно
    19.08.2017 03:26

    Галицкий!!?? У магнита самая низкая налоговая нагрузка (1.7%) из ТОП 50 крупнейших российских компаний!!! Сравните это хотя бы с прямой 13% налоговой нагрузкой на Вас (не говоря уже о скрытых 34% выплачиваемых с Вашей зп работадателем)!!! Камаз выплатил дивиденды из денег полученных из госбюджета. То есть из Ваших с нами хотя бы 13% НДФЛ!!! И это не считая зарплаты и бонусов самому самому топ-менеджеру Камаза Когогину, сумму которых никто и никогда Вам не озвучит!! И это вы считаете правильным и справедливым - то что за счет Ваших и моих налогов некие "предприниматели" и "эффективные удащщливые менеджеры" получают миллионы и миллиарды??????
    P.S. реально не имею никакого отношения к Камазу и Набережным Челнам, являюсь представителем малого бизнеса, честно платящего все бешенные налоги и высказываю свою гражданскую позицию и задаю "неудобные" вопросы.

  • Анонимно
    19.08.2017 05:39

    Петр 1 , помните, хотел остановить указом воровство, мздоимство и прочие пороки, но увы... а нынешние казнокрады балдеют. Только зачем им столько?! На фоне нищающего народа! Пропала совесть!

  • Анонимно
    19.08.2017 08:48

    Страна удивительных возможностей- особо приближённые и
    особо удачливые за 5 лет становятся миллиардерами, при чем
    не за счёт непосильного труда и большого ума, а за счёт бюд-
    жетных денег, господдержки и дотаций.

  • Анонимно
    19.08.2017 08:58

    А налоги за него кто платил ? Платил ли вообще?

  • Анонимно
    19.08.2017 09:57

    Экономика Татарстана прирастает миллиардерами. Для экономики это + или - ?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль